Отраслью прокурорского надзора является надзор. §2

Страница 1 из 2

Отрасли прокурорского надзора

По своей сущности прокурорский надзор как специфи­ческий вид государственной деятельности един. Это един­ство обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры.

Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого проку­рорского надзора порождены:

    1. особенностями законодатель­ства, за исполнением которого осуществляется надзор;
    2. раз­личием субъектов, исполняющих это законодательство;
    3. различием в полномочиях прокуроров.

Необходимость выделения и некоторого правового, органи­зационного и методического обособления в едином проку­рорском надзоре основных направлений (отраслей) проку­рорского надзора порождена также потребностью в специализации прокурорских кадров.

В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре согласно п. 2 ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ" выделяются следую­щие основные направления (отрасли) прокурорского надзо­ра :

    • надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов;
    • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
    • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
    • надзор за исполнением законов судебными приставами;
    • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов

Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует прежде всего отметить чрезвычайную ши­роту предмета надзора. В предмет данной отрасли надзора входит соблюдение Конституции РФ и огромного количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, а так­же законность издаваемых правовых актов. Их многочис­ленность и разнообразие не позволяют хоть в какой-то мере назвать их основные виды. Поэтому в ст. 21 ФЗ о предмете надзора этой отрасли надзора сказано лишь в самой общей форме: «соблюдение Конституции Российской Федерации» и «исполнение законов, действую­щих на территории Российской Федерации».

Более подробно в ФЗ "О прокуратуре" характеризуется предмет надзора в части субъектов, исполняющих законы:

    1. федеральные министерства;
    2. государственные комитеты;
    3. службы и иные федеральные органы исполнительной власти;
    4. представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
    5. органы местного самоуправления;
    6. органы военного управления;
    7. органы контроля;
    8. должностные лица вышеперечисленных структур;
    9. субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
    10. органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

В связи с чрезвычайной широтой предмета рассматрива­емой отрасли прокурорского надзора в ее пределах на прак­тике выделяются дополнительные, более узкие направления (подотрасли), например, надзор за исполнением законов в социальной сфере, в экономической сфере, в сфере испол­нения законодательства о несовершеннолетних, в сфере природоохранного законодательства и т.д.

Устанавливая право и обязанность прокуроров осуществ­лять надзор за законностью правовых актов, Закон о проку­ратуре (ст. 21) не конкретизирует ни законы, которым долж­ны соответствовать правовые акты, ни виды этих актов. Установлено только, что эти акты издаются субъектами ис­полнения законов, перечисленными в той же ст. 21 Закона о прокуратуре. При этом следует иметь в виду, что проверке законности подлежат только правовые акты, т.е. акты, по­рождающие, прекращающие или изменяющие правовые (юридические) отношения , которыми могут быть приказы, указания, распоряжения, инструкции, положения, постанов­ления, уставы и т.п.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Надзор в этом направлении осуществляется за исполнением законов федеральными министерствами, госу­дарственными комитетами, службами и иными федераль­ными органами исполнительной власти, представительны­ми (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органа­ми военного управления, органами контроля, их должност­ными лицами, а также органами управления и руководите­лями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определя­ется сферой общественных отношений, связанных с права­ми и свободами граждан.

В предмет данной отрасли прокурорского надзора вхо­дит соблюдение норм Конституции РФ, определяющих пра­ва и свободы граждан и исполнение большого числа зако­нов, объединенных сферой регулирования наиболее важных прав и свобод человека и гражданина. В их числе могут быть названы трудовые, избирательные права, право на со­циальную защиту и обеспечение, равенство прав мужчины и женщины и ряд других. Непосредственно исполняют эти нормативные акты организации, учреждения, их должностные лица, а также руководители коммерческих и некоммер­ческих организаций и их органы управления.

Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следу­ет особо подчеркнуть ее приоритетность как отражение и важный путь реализации государственной политики в обла­сти защиты прав и свобод человека и гражданина в Россий­ской Федерации.

Надзор за исполнением законов органами, осуще­ствляющими оперативно-розыскную деятельность, доз­нание и предварительное следствие

Эта отрасль выделена из единого прокурорского надзора в связи с исключитель­ной важностью для каждого гражданина и государства дея­тельности органов, осуществляющих оперативно-розыск­ную деятельность, дознание и предварительное следствие, спецификой этой деятельности и комплексом законов, ее ре­гулирующих. Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы граждан, их нарушения влекут за собой тяжелые, иногда непоправимые последствия для граждан, могут причинять им невосполнимый вред. Вот по­чему государство сочло необходимым закрепить в Законе о прокуратуре деятельность прокуроров по надзору за испол­нением законов, названными органами в самостоятельную отрасль надзора, подчеркивая тем самым ее особую важ­ность.

Данное направление прокурорского надзора призвано обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства. В случаях совершения преступле­ний, посягающих непосредственно на интересы государства (государственную федеральную собственность, порядок уп­равления, правосудие и др.), прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, осуществляю­щих оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие, своевременного и полного рассле­дования, установления размеров причиненного ущерба и принятия мер к его возмещению и т.д., тем самым защищая интересы государства.

Важно отметить, что осуществление прокурорского над­зора в рассматриваемой сфере призвано обеспечивать права и свободы не только лиц, совершивших преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан.

Надзор за исполнением законов судебными приставами

Надзор за исполнением законов судебными приставами выделен в отдельное направление.

Поскольку функцией судебных приставов-исполнителей является исполнение как судебных актов, так и актов других органов, служба судебных приставов-исполнителей выделена из судебной системы и находится в структуре органов исполнительной власти.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебные приставы по своим функциям разделены на две категории:

    1. судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
    2. судебные приставы-исполнители.

Соответственно этому разделяется и предмет прокурорского надзора.

Что касается судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, то предметом надзора прокуратуры является законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Давая оценку законности деятельности этой категории судебных приставов, прокурор должен установить, соответствуют ли действия пристава федеральным законам и инструкциям, а также проверить, не содержится ли в его действиях признаков уголовно наказуемого превышения должностных полномочий. В целом же такая проверка аналогична проверкам, проводимым в отношении сотрудников органов внутренних дел.

Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является:

    • надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями;
    • надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами-исполнителями;
    • надзор за соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.

Характерным для деятельности судебных приставов является то, что все три указанные составляющие их деятельности, как правило, взаимосвязаны. Если судебный пристав принимает незаконное решение - выносит незаконное или необоснованное постановление, он, действуя на основании этого решения, нарушает закон и тем самым в большинстве случаев ущемляет права гражданина или организации.

Основной задачей рассматриваемого направления прокурорского надзора является обеспечение законности в деятельности судебных приставов, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, отно­сительно которых были приняты судебные акты.

В том случае, когда проверка проводится по заявлению гражданина или юридического лица, обжалующего конкретные действия (бездействие) судебного пристава, и нет оснований предполагать наличия других нарушений, возможно ограничиться проверкой изложенных фактов. Хотя, как правило, допускается сразу несколько нарушений закона, о которых сам заявитель может и не подозревать. Поэтому целесообразно проверять выполнение судебным приставом всего комплекса требований, предъявляемых к исполнительному производству.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Выделение этой отрасли из еди­ного прокурорского надзора, как и в предыдущем случае, объясняется исключительной важностью специфического комплекса законов, регулирующих права и свободы граждан, задержанных в связи с подозрением в совершении преступле­ния, заключенных под стражу или отбывающих наказание, особенностями деятельности органов, исполняющих эти зако­ны.

Режим законности распространяется не только на дозна­ние, предварительное следствие и оперативно-розыскную де­ятельность. Лица, чья вина в совершении преступления установлена судом, к которым уже применяются меры нака­зания, также имеют права и свободы. Эти права и свободы определены и четко регулируются специальным законода­тельством, прежде всего нормами УИК РФ. Соблюдение ад­министрацией органов и учреждений, применяющих назначен­ное судом наказание, этих прав и свобод лиц, отбывающих наказание или иные меры принудительного характера, не ме­нее важно, чем соблюдение прав и свобод законопослушных граждан. Вот почему в условиях строительства правового го­сударства прокурорский надзор в этом направлении приобре­тает особо актуальное значение, ибо отражает политику госу­дарства в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Закон о прокуратуре предусматривает осуществление надзора за исполнением законов, регламентирующих права и свободы не только осужденных, но и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в случае их за­держания или заключения под стражу. Так как при этом вина указанных лиц еще не установлена судом, прокурор­ский надзор должен выступать гарантией законности осу­ществленного ограничения свободы этих граждан. В этом также просматривается двуединая задача прокурорского надзора - обеспечение прав и свобод граждан и интересов государства. Данная деятельность прокурора является час­тью рассматриваемой отрасли прокурорского надзора.

Rating: (0 Rating)

Виды (отрасли) прокурорского надзора

Прокурорский надзор за точным и единообразным соблюдением законов распространяется на широкую сферу государственной, общественной и частной деятельности. Их разнообразие объективно обуславливает необходимость выделения в рамках единого по сути своей прокурорского надзора определенных его участников или направлений. При этом единый в конечном счете объект надзора - законность соответствующей деятельности видоизменяется, приобретает «специализацию» с учетом конкретной деятельности поднадзорного объекта (структуры), например, соблюдение природоохранного законодательства, надзор в местах заключения и т.д.

Таким образом, в общем виде направления прокурорского надзора можно определить как специализированные участки деятельности прокуратуры., обладающие в силу характера объекта и предмета надзора объективно присущими им особенностями.

В целом можно отметить стабильность основных направлений прокурорского надзора с момента его возникновения до настоящего времени.

С учетом сказанного и в соответствии с разделом III Закона «О прокуратуре РФ», именуемом «Прокурорский надзор», можно четко определить направления (отрасли) прокурорского надзора.

Надзор за исполнением законов. В соответствии c Законом «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам, издаваемых ими правовых актов.

В предмет прокурорского надзора включается проверка законности деятельности органов хозяйственного управления предприятиям, учреждениями, организациями, вне зависимости от их подчиненности, общественными организациями и движениями, должностными лицами и гражданами.

Надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами общественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов является одним из основных направлений в деятельности органов прокуратуры и именуется общим надзором.

В этой отрасли прокурорского надзора наиболее рельефно раскрывается сущность и назначение надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве, осуществляемого Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.

Наименование этой отрасли - «Общий надзор» - является традиционным, оно присвоено ему еще в период образования органов советской прокуратуры в 1922 году. Оно как бы ограничивает эту отрасль от иных отраслей прокурорского надзора - за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, в уголовном и гражданском судопроизводстве, в стадии исполнения приговоров, определений и постановлений судов.

Ныне действующий Закон термин «общий надзор» не использует, что, однако, не препятствует применению его для характеристики деятельности прокуратуры в рассматриваемой области, а также в научных и публицистических работах, посвященных отраслям прокурорского надзора.

Сущность и назначение общего надзора главным образом составляет надзор органов прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в органах и сфере государственного управления. В этой сфере чаще всего допускается местничество, противодействие органам прокуратуры в устранении нарушений закона, вмешательство в их деятельность по установлению и устранению нарушений закона. Именно в этой области государственного управления должно быть обеспеченно действительно точное и действительно единообразное как понимание, так и применение законов. Предписания законодателя должны твердо проводиться в жизнь, не смотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям.

Задачи прокуроров, осуществляющих общий надзор, сформулированы в Конституции РФ, в законе «О прокуратуре РФ и других нормативных актах.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор с тем, чтобы правовые акты, издаваемые органами государственного управления и власти и общественными организациями, а также должностными лицами, соответствовали Конституции РФ, иным законодательным актам РФ, а также постановлениям Правительства РФ.

Другая задача в сфере общего надзора состоит в том, чтобы обеспечить точное и единообразное исполнение законов должностными лицами и гражданами.

Деятельность прокуроров в сфере общего надзора весьма многогранна. Но при всем многообразии поднадзорных объектов и проблем по соблюдению законности прокуроры должны избирать те из них, которые существенным образом отражаются в режиме законности в государстве.

Полномочия Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в области общенадзорной деятельности весьма широки. Прокурор вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций. Он имеет доступ ко всем документам и материалам, с которыми считает необходимым познакомиться в связи с поступившими к нему сведениями о фактах правонарушений. Прокурор может требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделять специалистов для выяснения возникающих вопросов, проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им предприятиям и организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона.

Установив факт преступного нарушения закона либо административного правонарушения закона, прокурор возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения виновных к иной установленной законом ответственности.

Прокуроры участвуют в заседаниях коллегий министерств и ведомств, заседаниях представительных органов, органов местного самоуправления. Само это участие используется в целях профилактики правонарушений, предупреждает подчас принятие министерствами и другими органами противоречащих закону актов.

Прокуратура проверяет также законность административного задержания граждан и применения соответствующими органами и должностными лицами мер воздействия за административные правонарушения. Установив незаконность применения таких мер, прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию.

На выявления нарушения законов прокурор реагирует посредством определенных актов. Характерными признаками всех этих актов является то, что они принимаются как итог всей предшествующей деятельности прокурора по проверке исполнения закона.

Законом применительно к рассматриваемой отрасли надзора названы следующие акты: протест, представление, постановление.

Протест прокурора. Условия и порядок принесения прокурором этого правового акта, предъявляемые к нему требования и его реквизиты, определяются Законом, а также ведомственными указаниями Генеральной прокуратуре РФ. Протест приносится на противоречащий или не соответствующий закону правовой акт, изданный органом государственной власти или управления, общественной организацией или объединением, органами государственного или хозяйственного управлениями другими субъектами, поднадзорными прокурору, а также должностными лицами.

Протест в порядке общего надзора приносится как прокурором, так и его заместителем. Протесты вправе приносить те прокуроры, на которых возложено осуществление надзора за исполнением законов государственными органами и общественными организациями, а также должностными лицами. Так, прокуроры районов, городов и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур вправе в пределах своей компетенции принести протест на незаконные правовые акты, принятые местными представительными органами, органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами, общественными объединениями и должностными лицами, действующими в пределах территории, поднадзорной специализированной прокуратуре города, района.

Прокуроры краев, областей и приравненные к ним прокуроры приносят протест соответственно на незаконные правовые акты, принятые краевыми органами исполнительной власти и управления, региональными общественными объединениями и должностными лицами, действующими в масштабе края и области.

Право опротестования правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, всероссийскими общественными объединениями и должностными лицами, принадлежит лишь Генеральному прокурору РФ и его заместителям.

При этом следует иметь в виду, что вышестоящему прокурору принадлежит право принести протест на незаконный правовой акт в пределах своей компетенции. Так, прокурор области вправе принять на себя функции районного или городского прокурора и принести протест на правовой акт, изданный местными, т.е. районными или городскими представительными органами.

Принесение протеста на противоречащий закону правовой акт приостанавливает его действие на период рассмотрения протеста. Речь идет главным образом о таких нарушениях закона как лишение или ограничение права граждан на труд, социальное обеспечение, образование и т.д. Когда прокурор направляет протест, он указывает на необходимость приостановления действия опротестованного акта.

В протесте прокурор излагает требования об отмене правового акта или приведении его в соответствие с законом, прекращении незаконного действия должностного лица, а также восстановлении нарушенных прав.

В соответствии со ст. 23 Закона “О прокуратуре РФ” протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений законности, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Если в соответствии с ранее действовавшим законодательством о прокурорском надзоре протест прокурора, принесенный в порядке общего надзора, мог быть отозван с рассмотрения как его автором, так и вышестоящим прокурором, то в настоящее время это право сохранено лишь за автором протеста. Это способствует повышению правовой самостоятельности прокуроров, приносящих общенадзорные протесты, и в тоже время способствует повышению их ответственности за качество приносимых протестов.

Протест прокурора как правовой документ должен отвечать определенным требованиям по его реквизитам. Наименование акта должно соответствовать Закону “О прокуратуре РФ” (ст. 23 - “Протест прокурора”). Протест содержит: наименование опротестованного правового акта или действия, или бездействия должностного лица; кем и когда правовой акт издан или совершено действие; содержание опротестованного правового акта (действие или бездействие); правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта (действие или бездействие должностного лица), указаны нормы нарушенного закона или иного нормативного акта; предложение прокурора об отмене или проведение в соответствие с законом опротестованного правового акта; требования о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в этом есть необходимость; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов рассмотрения протеста; должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин, дата принесения протеста.

Представление прокурора (ст. 24 Закона “О прокуратуре РФ”) - это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий, который вносится в государственный орган, общественную, политическую организацию или должностному лицу, полномочных устранить допущенное нарушение закона и создать условия, обеспечивающие в будущем неуклонное исполнение законов. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствовавшим. О результатах рассмотрения представления сообщается прокурору в письменном виде. В представлении могут содержаться требования прокурора о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении закона, к дисциплинарной, административной или материальной ответственности. Для этого не требуется вынесения специальных постановлений о возбуждении этих видов преследования.

Направляя представление соответствующему органу или должностному лицу, прокурор, исходя из требований Закона “О прокуратуре РФ”, сообщает, что если представление будет рассматриваться коллегиальным органом, например, коллегией министерства или комитета, ему должно быть сообщено о дне заседания, чтобы он мог принять в нем участие.

Представление, как правило, направляется тем государственным и должностным лицам, от которых зависит устранение нарушений закона и принятие мер по их предупреждению. В вышестоящие государственные органы или вышестоящим должностным лицам представления направляются в тех случаях, когда нарушения закона носят распространенный характер или когда представление прокурора было отклонено, либо по нему было принято неправильное решение.

Представление по своей форме должно соответствовать определенным требованиям: наименование акта определяется ст. 24 Закона “О прокуратуре РФ” - “Представление прокурора”.

Представление содержит: материалы, послужившие основанием для внесения представления (результаты проведенной проверки, обобщение и анализ материалов о соблюдении законности, итоги расследования преступления и т.д.); наименование нарушенного закона и последствия допущенного нарушения; изложение причин и условий, способствовавших допущенному нарушению; предлагаемые меры по предупреждению нарушений закона и устранению причин и условий, способствовавших им; указание на конкретных должностных лиц, виновных в этих нарушениях; предложение прокурора о привлечении их к ответственности; требование о безотлагательном рассмотрении представления и принятии не позднее, чем в месячный срок, необходимых мер по устранению нарушений закона и сообщении прокурору об этом; должностное положение и классный чин прокурора, дата внесения представления; подпись автора представления.

Постановление прокурора. В зависимости от характера и тяжести допущенного должностным лицом или гражданином нарушения закона прокурор в соответствии со ст. 25 Закона “О прокуратуре РФ” выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление выносится прокурором также в случаях необходимости возбуждения дисциплинарного производства или необходимости привлечения правонарушителя к материальной ответственности.

Постановление, выносимое прокурором, по своей форме должно отвечать определенным требованиям. При возбуждении уголовного дела, прокурор, руководствуясь ст. 112 УПК, выносит об этом постановление, в котором должно быть указано время, место его вынесения, кем оно составлено, повод и основания к возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждено, а также дальнейшее направление уголовного дела. При возбуждении производства об административном правонарушении в постановлении указываются: наименование постановления с указанием времени, места, кем оно составлено; содержание правонарушения; правовые обоснования ответственности должностного лица; указание на нарушенный закон; предложение прокурора о рассмотрении постановления в срок, указанный в законе, и сообщение прокурору о результатах рассмотрения; должностное положение и классный чин прокурора, его подпись.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Защита прав и свобод граждан прокуратурой как правоохранительным и правоприменительным органом всегда являлась глобальной задачей всех видов прокурорского надзора и всех прокурорских структур, функционирующих в стране. В подтверждение сказанного достаточно сослаться на многочисленные представления, протесты, иски, внесенные прокуратурой в суд, различные государственные и иные органы в целях охраны и защиты прав и законных интересов граждан.

Осуществляя надзор, прокуратура занимает особое, свойственное специфики ее деятельности место, никоим образом не конкурируя с другими правоохранительными органами и в первую очередь с судами, действующими в качестве органа правосудия. Подчеркивая это обстоятельство, Ю.Скуратов справедливо отмечает, что при возросшей роли суда “...в защите основных прав и свобод человека и гражданина, нельзя согласиться с тезисом о том, что суд - единственное средство такой защиты. По крайней мере, сегодня ситуация следующая: число обращений в прокуратуру в десять раз превышает число заявлений о защите прав граждан, направляемых в суд. Прокуратура в своей деятельности удачно восполняет некоторые изъяны судебной формы защиты прав (усложненный порядок, длительные сроки рассмотрения дел, удорожание правовых услуг и др.)...”, граждане “... должны иметь выбор способа защиты, что прямо вытекает из идеи правового государства, конституционных положений о приоритете прав и свобод человека и гражданина”.

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При этом прокуратура не подменяет иные государственные органы и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

В ходе выполнения указанной задачи прокурор рассматривает и проверяет жалобы, заявления и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечению к ответственности виновных и возмещению причиненного ущерба. При этом прокурор действует в рамках тех же полномочий, которые свойственны его деятельности по общему надзору.

При наличии оснований полагать, что нарушения прав и свобод человека и гражданина имеют характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, их совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Если нарушение прав и свобод гражданина имеет характер административного нарушения, прокурор передает сообщение об этом и материалы проверки органу или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела об административном правонарушении.

Правовыми актами реагирования прокурора в этой области его деятельности являются протест и представление. Так, прокурор приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, органу или должностному лицу, издавшему этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Во всех иных случаях нарушения прав и свобод человека (когда это не связано с принятием незаконного акта) прокурор вносит в орган или должностному лицу представление об устранении допущенного нарушения.

С особой значимостью необходимо подчеркнуть, что основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

В системе отраслей прокурорского надзора эта отрасль занимает особое место, поскольку цель ее: обеспечить всесторонность, полноту и объективность исследования всех обстоятельств дела, принятие необходимых мер по раскрытию преступлений и привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, соблюдение установленного законом порядка расследования уголовных дел и законных интересов участников процесса и других лиц, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по устранению этих причин и условий.

Исходя из этого, предметом надзора являются: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленный порядок разрешения заявлений и сообщений или готовящихся преступлениях; выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования; законность принимаемых этими органами решений (ст. 29 Закона “О прокуратуре РФ”.

Полномочия прокурора в этой области надзора устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими законодательными актами Российской Федерации, приказами и другими актами Генерального прокурора, в частности Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, Федеральным законом “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”. К ним же относятся и Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам следствия и дознания, не требующие законодательного регулирования. Они также являются обязательными для исполнения всеми органами расследования.

К предмету надзора отнесено исполнение закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Эта деятельность проводится органами внутренних дел, государственной безопасности, пограничной охраны, оперативными подразделениями федеральных органов налоговой полиции, службы внешней разведки, действующими в пределах их компетенции. Основным правовым актом, регламентирующим деятельность указанных структур, является упоминавшийся выше Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”. В целях борьбы с преступностью органы внутренних дел, органы безопасности осуществляют многообразные оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан, наблюдение, наведение справок, исследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров и пр. Естественно, что в процессе осуществления указанных мероприятий должны соблюдаться гарантии прав граждан. Для производства действий, связанных с ограничением прав и свобод, установленных Конституцией, таких, как неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных и других переговоров, должно быть получено предварительное судебное решение. В случаях, не терпящих отлагательства, эти действия производятся до получения судебного решения “с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов”.

В процессе осуществления надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решениях прокурор вправе знакомиться с оперативно-служебными документами и иными сведениями, полученными при подготовке и проведении этих мероприятий.

В случае нарушения органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов граждан, юридических лиц прокурор обязан принять меры по устранению этих нарушений, восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 31 Закона).

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и следователем определены ст. 25, 116, 211-217 УПК РФ. Согласно этим нормам прокурор обязан во всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они не исходили. В пределах своей компетенции прокурор требует от органов дознания и следователя для проверки уголовные дела, документы, материалы, и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе расследования, установлении лиц, совершивших преступления, отменяет незаконные и необоснованные постановления, дает письменные указания о расследовании преступлений, избрании, отмене или изменении меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления; поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, обыске, выемке, розыске лиц, совершивших преступление; продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения; отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если им было допущено нарушение закона при расследовании дела. Прокурор вправе также лично участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, проводить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме; изымать из органа дознания и передавать следователю любое дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому, в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования.

Прокурор обеспечивает защиту прав и законных интересов личности - потерпевших от преступлений и иных лиц, участвующих в деле, принимает необходимые меры к охране их жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества. В целях обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, прокурор предъявляет гражданский иск или поддерживает гражданский иск, заявленный потерпевшим. Прокурор следит за своевременным принятием мер, направленных на обеспечение предъявленного или возможного в будущем гражданского иска. Особое место занимает прокурорский надзор за соблюдением прав и законных интересов лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование, - подозреваемого и обвиняемого. Прокурор обязан следить за тем, чтобы этим лицам были разъяснены их права и обеспечена возможность их реального осуществления.

При решении вопроса о даче санкции на арест прокурор должен тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого - во всех случаях.

Бдительно следит прокуратура за тем, чтобы органы дознания своевременно реагировали на сигналы о совершенных преступлениях, не допускали сокрытия их от учета.

Актами прокурора в процессе осуществления надзора за следствием и дознанием являются:

Указание - обращение прокурора, даваемое, как правило, в письменной форме в связи с возбуждением и расследованием дела, которое является для органа дознания и следователя обязательным. Несогласие с указанием и его обжалование не приостанавливает исполнение. Исключение может иметь место лишь в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 127 Уголовно-процессуального Кодекса, когда следователь выражает несогласие с указаниями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения - о направлении дела для назначения к слушанию или о прекращении дела. Во всех этих случаях следователь, возражая надзирающему прокурору, вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Вышестоящий прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство по этому делу другому следователю.

Постановление - решение, принимаемое по всем наиболее важным вопросам, возникающим в процессе надзора за расследованием преступлений - о возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного расследования, прекращении производства по уголовному делу, об отмене незаконных и необоснованных постановлений следователей и лиц, производящих дознание.

Представление - требование прокурора, вносимое в соответствующий государственный орган, общественную организацию или должностному лицу о принятии мер по устранению нарушений закона и условий, способствовавших совершению преступлений. Представление может быть внесено и руководителю органа дознания (следствия) в связи с выявленными нарушениями закона, прав и законных интересов граждан. Не позднее месячного срока по представлению должны быть приняты необходимые меры и о результатах сообщено прокурору.

Санкция - решение прокурора в случаях, когда органу дознания или следователю необходимо ограничить конституционные права и законные интересы подозреваемого или обвиняемого (заключение под стражу, залог, отстранение от должности).

Утверждение - применятся прокурором в случаях, когда решение, принятое следователем, в последующих стадиях производства по делу становится также прокурорским решением; например, обвинительное заключение.

Реализация этих, как и многих других, надзорных полномочий прокурора в сочетании с процессуальной самостоятельностью следователя, тесным взаимодействием его с органами дознания обеспечивает успешное раскрытие преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению.

Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, и иные назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных под стражу.

Предметом надзора данного направления прокурорской деятельности являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, арестованных, и осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания, законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Таким образом, надзор осуществляется как за законностью содержания в заключение лиц, в отношении которых приговор еще не вынесен, так и осужденных к лишению свободы и другим мерам наказания. В отношении первых проверяется в основном соблюдение уголовно-процессуальных норм, регламентирующих порядок и условия заключения под стражу в качестве меры пресечения, продление сроков содержания под стражей, освобождение незаконно содержащихся под стражей лиц. В отношении же осужденных - исполнение требований Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор вправе посещать в любое время органы и учреждения, в которых содержаться под стражей и отбывают наказание осужденные (исправительно-трудовые, воспитательно-трудовые колонии, тюрьмы), а также лица, находящиеся под следствием и подсудимые (изоляторы временного содержания, следственные изоляторы); опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, арестованы, осуждены либо подвергнуты другим мерам принудительного характера, с оперативными материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации мест лишения свободы и других учреждений, обеспечивающих исполнение мер принудительного характера; требовать объяснений от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается. Прокурор полномочен также отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, содержащихся под стражей, а также отбывающих наказание в местах лишения свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Статья 34 Закона “О прокуратуре РФ” гласит, что постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и иным мерам наказания, а равно лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанных с лишением свободы.

Учитывая особую важность и актуальность этой отрасли прокурорского надзора, - ведь речь идет об ограничении конституционного права человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность, Генеральный прокурор РФ обязал прокуроров при проверке состояния законности в исправительно-трудовых учреждениях и воспитательно-трудовых учреждениях режима и условий содержания осужденных, реализации правовых норм, регулирующих их трудовое использование, проведение воспитательной работы, особое внимание обращать на причины вскрытых нарушений, реальность принятых мер по результатам предыдущих прокурорских проверок.

В целях обеспечения законности и обоснованности, а также сроков содержания граждан в местах предварительного заключения не реже одного раза в месяц проверять следственные изоляторы.

Принимать безотлагательные меры к восстановлению нарушенных прав граждан, немедленному освобождению незаконно содержащихся под стражей и наказанию виноватых в нарушении закона.

Кроме перечисленных выше отраслей прокурорского надзора выделяются также другие направления:

  • - уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • - координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Особо выделено также такое важное направление деятельности прокуратуры как участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами и опротестовании противоречащих закону решений приговоров, определений и постановлений судов. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

признаки прокурорского надзора:

1. Является специфическим видом гос. деятельности, который осуществляется от имени РФ специально созданными для этого органа­ми прокуратуры. Это отличает прокурорский надзор от иных контролирующих функций гос. органов, имею­щих более узкий, ведомственный характер. Прокурорский над­зор характеризуется всеобъемлемостью. Права и обязанности, предоставленные прокурору для осуществления своих полно­мочий, принадлежат исключительно ему и ни на какой другой орган гос. власти возложены быть не могут.

2. Прокурорский надзор имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все сферы общественных отношений, которые урегулированы нормами права. Прокурорский надзор распространяется на деятельность как правоохранительных и контролирующих органов и их должностных лиц, так и подконтрольных структур и их должностных лиц.

3. Прокурорский надзор осуществляется исключительно в рамках, установленных нормами права. В связи с этим необходимо отметить, что полномочия прокуроров по осуществлению надзора закреплены не только в Законе о прокуратуре, но и в нор­мах других федеральных законов, а также приказах, указаниях и распоряжениях Генпрокурора РФ.

4. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением ФКЗ и ФЗ. На прокуратуру также возлагается обя­занность осуществлять надзор за исполнением вступивших в законную силу международных договоров РФ и правил при­менения на территории России норм международного права в случаях, указанных в законе. Эта обязанность прокуратуры вытекает непосредственно из ст. 15 Конституции, согласно ко­торой общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью правовой системы РФ.

5. Цель деятельности органов прокуратуры в РФ заключается в установлении, поддержании и укреплении режима законности в стране, а также создании правового меха­низма обеспечения и соблюдения прав, свобод и интересов лично­сти, общества и государства.

Прокурорский надзор - это урегулированный нормами права специфический вид гос. деятельности, осуществляемый от имени РФ специально созданными для этого ор­ганами и учреждениями прокуратуры, направленный на уста­новление режима законности в государстве, обеспечение вер­ховенства Конституции, соблюдения и исполнения законов, охрану прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов личности, общества и государства.



отрасли прокурорского надзора :

Соблюдение Конституции и исполнение законов;

Соответствие законам издаваемых нормативных право­вых актов;

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

Исполнение законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;

Исполнение законов судебными приставами;

Исполнение законов администрациями органов и учреж­дений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Цель деятельности прокуратуры заключается в создан ии на территории РФ такого режима законности, который позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение Конституции, ис­полнение законов, действующих на территории России, а так­же сформировать надежный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов обще­ства и государства.

Задачи:

1. Задачи по обеспечению единства правового пространства в государстве:

Достижение единообразия и точности при исполнении действующего на территории РФ законодательства;

Обеспечение соответствия издаваемых на территории го­сударства нормативно-правовых актов Конституции и феде­ральному законодательству;

Гарантированное соблюдение на всей территории РФ прав и свобод человека и гражданина;

обеспечение судебной защиты нарушенных интересов госу­дарства путем подачи исков в арбитражные и гражданские суды.

2. Задачи по осуществлению борьбы с преступностью:

Обеспечение реализации принципа неотвратимости уго­ловной ответственности за совершенные преступления. Реше­ние этой задачи достигается путем осуществления органами прокуратуры от имени государства уг. преследования, в том числе и поддержания гос. обвинения в суде, в соответствии с полномочиями, предоставленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;



Достижение согласованного взаимодействия различных правоохранительных структур государства в борьбе с преступ­ностью;

Обеспечение законности исполнения назначенного су­дом наказания или иных мер принудительного характера.

3. Организационные задачи:

Обеспечение оперативного поступления информации правонарушениях, организация работы с жалобами и заявлениями граждан;

Установление эффективного сотрудничества с право­охранительными органами других стран для обеспечения эф­фективности уг. преследования транснациональных преступных группировок; розыска и экстрадиции преступни­ков, скрывающихся за рубежом; оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам гражданам России, находя­щимся за рубежом; организации обмена положительным опы­том работы между прокуратурами различных стран;

Обеспечение населения достоверной информацией о со­стоянии законности и эффективности борьбы с правонаруше­ниями как в отдельном регионе, так и в целом по РФ; обобщение практических материалов по ведению прокурорского надзора и организация обмена опытом работы с целью повышения эффективности деятельности;

Подготовка кадров для струк­тур органов прокуратуры РФ.

Решение стоящих перед прокуратурой задач осуществляет­ся через организацию ее деятельности по следующим основ­ным направлениям:

1) обеспечение общего надзора за соблюдением Конститу­ции и исполнением законов;

2) осуществление уг. преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

4) участие в соответствии с процессуальным законодатель­ством РФ в рассмотрении судами гражданских, арбитражных и административных дел, опротестованию противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

5) рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заяв­лений, жалоб и иных обращений граждан;

6) участие прокуратуры в правотворческой деятельности;

7) участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

8) организация издания специальной литературы;

9) обеспечение прямых связей в пределах предоставленной компетенции с соответствующими органами других го­сударств и международными организациями, сотрудничества с ними, заключения соглашений по вопросам правовой помо­щи и борьбы с преступностью, участия в разработке междуна­родных договоров РФ;

10) осуществление деятельности по подготовке и повыше­нию квалификации прокурорско-следственных кадров.

7. Проблемы и пути совершенствования организации и дея­тельности органов прокуратуры РФ.

1. Недостаточное знание некоторыми прокурорами состояния законности и правопорядка, а также структуры и динамики правонарушений в районе, городе, области, крае, республике. Это происходит вследствие того, что у этих прокуроров выработался кабинетный стиль работы, они слабо связаны с органами представительной и исполнительной власти, органами местного самоуправления, трудовыми коллективами, населением. В результате невозможно эффективное планирование надзора и иной деятельности прокурора, своевременное выявление, пресечение и предупреждение правонарушений.

2. Отход от установленных Законом о прокуратуре предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением законов, подмена и дублирование деятельности контролирующих органов; сохранение командно-бюрократических методов по устранению выявленных нарушений закона.

3. Несвоевременность принимаемых прокурором мер по устранению нарушений закона, запоздалое реагирование (или вовсе отсутствие такового) на обнаруженные правонарушения. В таких случаях меры прокурорского "реагирования" становятся бесполезными. Более того, они ведут к безнаказанности нарушителей закона, порождают новые нарушения.

4. Недостаточная целеустремленность по выявлению и устранению нарушений законности, а также отсутствие строгой, продуманной избирательности в выборе объектов прокурорского надзора. Проверки, осуществляемые прокурорами, подчас не дают ожидаемых результатов потому, что выбор объектов не был обусловлен ни состоянием законности, ни конкретными сигналами о допущенных нарушениях закона. Поводами для проводимых проверок должны служить прямые обращения граждан и должностных лиц относительно нарушенного закона, материалы уголовных, гражданских, арбитражных дел, контролирующих органов, результаты анализа статистических данных, сообщения средств массовой информации, а также иные сигналы, содержащие достаточные и убедительные данные о совершенном или готовящемся к совершению правонарушении. Единственное исключение в этом плане допускается относительно проверки законности нормативных актов местных органов самоуправления и органов исполнительной власти, которые прокурор обязан проверять независимо от наличия сведений о допущенных нарушениях законов.

5. Повторное, а то и неоднократное возвращение отдельных прокуроров к одним и тем же предприятиям или организациям по поводу одних и тех же нарушений закона. Происходит это. вследствие того, что меры, принимаемые прокурорами, оказываются неэффективными; причины и условия, порождавшие нарушения закона, не выявляются и не устраняются; оставшиеся безнаказанными нарушители закона не опасаются· за свое будущее и продолжают нарушать закон так же, как нарушали его и ранее.

6. "Бумажный" стиль руководства, формализм и бюрократизм в работе вместо живого дела.

Увлечение разработкой различного рода решений, указаний и заданий, которые зачастую не доводятся до конца или вообще не выполняются, только отвлекает прокуроров от выполнения реальных мероприятий по укреплению законности.

7. Недостаточное внимание к работе с жалобами и заявлениями граждан о допущенных нарушениях закона.

8. Снисходительное отношение некоторых прокуроров к нарушениям закона и приказов Генпрокурора РФ, допускаемым подчиненными прокурорами. По многим уголовным делам допускается волокита при расследовании преступлений, иногда расследование длится годами, вследствие чего утрачивается актуальность правонарушения, снижается эффективность борьбы с преступностью, силы квалифицированных прокуроров и следователей отвлекаются на "бесперспективные" уголовные дела.

За последнее время Генпрокурором РФ, прокурорами субъектов РФ многое сделано для дальнейшего улучшения организации работы органов прокуратуры, совершенствования стиля и методов руководства, контроля исполнения. В немалой степени этому способствовало преобразование контрольно-инспекторских отделов указанных прокуратур в организационно-контрольные отделы. Это не просто изменение наименования структурного подразделения, а постановка новых задач для этого подразделения, когда на первый план выдвигается задача по улучшению организации работы.

Изменился критерий оценки деятельности подчиненных прокуратур: замена количественной оценки данными о реальном состоянии законности и правопорядка; заметно улучшение в планировании в органах прокуратуры; повышена персональная ответственность прокуроров и следователей за порученное дело; выросла общая и профессиональная культура следователей и прокуроров.

Организация работы органов прокуратуры тесно увязывается с задачами социально-экономического развития республики, края, области, города и района. Например, если в области намечено крупное промышленное строительство, то это повлечет за собою миграцию населения, появятся новые объекты надзора и т. д. Все это должен учитывать и прокурор в планировании работы. Прокурорам необходимо учитывать в своей работе новое законодательство, укрепление структуры иных правоохранительных органов и многие другие факторы.

Учреждение и исторические этапы становления и развития прокуратуры

1. Становление прокуратуры в России связано с именем Петра I. Осуществляя реформу административного управления, Петр I в 1711 г. учреждает Правительствующий Сенат - основной задачей этого учреждения должно стать осуществление высшего над­зора и распоряжения за всем государственным управлением. В связи с этим Петр I понимает, что необходим контроль за деятельностью Сената, и дает рас­поряжение о введении должности фискалов.

1772 – 1864 гг. – дореформенная (петровская) прокуратура.

1864 – 191 7 гг. – пореформенная прокуратура.

1922 – 1991 гг. – советская прокуратура.

С 1991 г. – новая российская прокуратура.

Указом от 12 января 1772 г.: «Быть при Сенате генерал-прокурору» была учреждена должность генерал-прокурора для надзора за деятельностью и решениями Сената, а в дальнейшем и система надзора за другими центральными и местными учреждениями. Таким образом, созданная прокуратура была смешанного типа, осуществлявшая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уг. преследование в суде.

Судебная реформа 1864 г., проведенная Александром II, привела к выполнению одной основной функции – обеспечению уг. преследования на следствии и в суде. К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных еле-дователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания об их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции – обеспечения уг. преследования на следствии и в суде («обличения обвиняемого перед судом»).

Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г. В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственныхучреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уг. преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» внес новые походы в прокурорскую практику. Прокурорский надзор за судом был заменен участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, изменился характер общенадзорной деятельности: исключался надзор за гражданами, сами проверки могли иметь место только в случаях поступления информации о нарушении закона и ряд других нововведений. Правовой статус дореформенной прокуратуры в конечном итоге устанавливал ее прямое подчинение главе государства – императору. Пореформенная прокуратура входила в систему исполнительных органов государства и возглавлялась руководителем одного из центральных органов исполнительной власти – министром юстиции. Советская прокуратура формально была подчинена высшему законодательному органу – Верховному Совету страны и его Президиуму, ими контролировалась и выполняла их решения.

В российских условиях прокуратура, не входя ни в одну из систем власти, выполняет функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов и путем применения мер к устранению нарушений закона обеспечивает деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.

В прокурорском надзоре выделяют четыре направления, именуемых «отраслями прокурорского надзора». Все они закреплены в разделе III Закона о прокуратуре, где каждой из них посвящена отдельная глава.

Первой и наиважнейшей отраслью является общий надзор, т.е. надзор за исполнением закона органами власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами. Предметом этой отрасли надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами, указанными в ст. 2 Закона о прокуратуре, т.е. республиканскими и местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами народных депутатов и другими органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, другими общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Существует ряд ограничений: при проведении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций и проводит проверки лишь на основе извещений и других наличных данных о нарушениях законности, которые требуют непосредственного прокурорского реагирования.

В процессе проверки прокурор имеет право, игнорируя все виды пропускных режимов, входить на территорию и в помещения любых предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подведомственности, а также иметь доступ к их документации, требуя от должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов, инструкций, распоряжений, решений, других актов, необходимых документов и материалов, статистики. Он может назначить проверку или ревизию деятельности, экспертизу по материалам, донесениям и заявлениям, поступившим в прокуратуру. Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора в течение 10 дней после их поступления, если иное не оговорено прокурором.

В процессе проверки прокурор может вызывать к себе должностных лиц и граждан, требуя от них объяснений по поводу допущенных нарушений. Также, в случаях, предусмотренных законом, он имеет право требовать у них декларации об источниках доходов.

В компетенцию прокуроров в пределах общего надзора также входит проверка законности административного задержания граждан и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения; освобождение своим решением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами.


Если в процессе общего надзора прокурор выявит какие-либо нарушения, то он (или его заместитель) вправе:

- ·опротестовать акты поднадзорных органов, а также решения и действия должностных лиц.

- ·опротестовать в установленном порядке постановления по делам об административных правонарушениях.

- ·вносить представления с требованиями об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, которые им способствуют, выносить предписания об устранении нарушений закона.

- ·официально предупреждать должностных лиц, граждан о недопущении ими дальнейших нарушений закона.

- ·в установленном порядке решать вопросы о привлечении виновных к уголовной либо административной, возбуждать дисциплинарные дела, ставить вопросы о роспуске местных Советов, которые не выполняют требований законодательных актов.

- ·оспаривать в судах необоснованное отклонение протеста на противоречащий закону правовой акт или оставление его без рассмотрения, предъявлять в суда иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, а также граждан и юридических лиц, лишенных возможности самостоятельно защищать свои интересы.

Второй отраслью надзора является надзор за исполнением законов органами, которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Сущность этой отрасли раскрыта в гл. 2 раздела III Закона о прокуратуре. Согласно ст. 23, предметом подобного надзора является исполнение всеми органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, требований закона с целью обеспечения защиты личности, государства и юридических лиц от преступных покушений, исполнения предусмотренного законом порядка рассмотрения заявлений и донесений о преступлениях, исполнения оперативно-розыскных мероприятий, возбуждения уголовных дел, расследования преступных деяний, приостановления и закрытия уголовных дел, а также соблюдения сроков ведения расследования и содержания под стражей.

Также целью этой отрасли надзора является недопущение незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности, соблюдение при ведении следствия требований закона по всестороннему, полному, объективному рассмотрению всех обстоятельств, которые могут смягчить или усугубить ответственность обвиняемого, строгое сохранение прав и законных интересов участников процесса и других граждан.

В рамках проведения надзора также осуществляются меры по предупреждению преступлений, устранению причин и условий, им способствующих.

В процессе осуществления надзора прокурор имеет право:

- ·проверять выполнение требований закона по приему, регистрации и решении заявлений и донесений о совершенных либо готовящихся преступлениях.

- ·требовать от поднадзорных органов для проверки уголовные дела, документы, материалы и другие сведения о преступлениях, о ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия.

- ·рассматривать и решать жалобы на действия и решения лиц, проводящих дознание и предварительное следствие.

- ·отменять незаконные и необоснованные решения следователей и лиц, которые проводят дознание, а также несоответствующие закону указания и решения глав следственных подразделений и органов дознания.

- ·санкционировать взятие лица под стражу, проведение обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и других переговоров, эксгумацию, помещение обвиняемого или подозреваемого, которые не содержатся под стражей, в лечебно-психиатрическое учреждение, снятие обвиняемого с должности.

- ·увеличивать и устанавливать срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом.

- ·возвращать уголовные дела на дополнительное расследование.

- ·лично участвовать в проведении дознания и предварительного следствия, а также проводить отдельные следственные мероприятия или следствие в полном объеме по любому делу или поручать это подчиненному прокурорскому работнику.

- ·забирать от органов дознания и передавать следственному подразделению любое уголовное дело, а также забирать дело у одного следователя и поручать начальнику следственного отдела передать его другому следователю с целью более полного и объективного расследования.

- ·возбуждать уголовные дела и передавать их по подследственности, приостанавливать или закрывать дела, подтверждать обвинительные заключения, направлять уголовные дела в суд.

- ·при необходимости требовать от начальников органов внутренних дел, государственной безопасности, следственных аппаратов и органов дознания проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона.

Указания Генерального прокурора РБ по вопросам следствия и дознания, которые не требуют законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

Другие права и обязанности прокурора при осуществлении надзора по данной отрасли могут регулироваться не только Законом о прокуратуре, но и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Предметом следующей отрасли надзора-надзора за соответствием закону судебных решений-является законность и обоснованность решений, приговоров и других индивидуально-правовых актов по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

При осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений, прокурор имеет право (а в случаях, предусмотренных законом-обязан):

Участвовать в заседаниях суда, в судебном разбирательстве по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, давать заключение по гражданским делам.

В случаях и в порядке, предусмотренных законом, приносить частные, кассационные и надзорные протесты по решениям, приговорам и другим актам суда (судьи).

Направлять в суд представления о пересмотре решений и других актов по гражданским делам, а также заключения о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

В пределах своей компетенции потребовать из суда любое дело (группу дел), по которой решение приговор или другой акт вступили в законную силу, и вносить протест в порядке надзора или же, если это выходит за рамки его компетенции, обращаться к вышестоящему прокурору с просьбой о внесении протеста.

Отозвать внесенный им протест на акт суда (судьи) до начала рассмотрения протеста судом (судьей).

В пределах своей компетенции прокурор участвует в рассмотрении судом первой инстанции гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях в случаях, когда это предусмотрено законом или признано необходимым самим прокурором. Объем и пределы полномочий при этом регулируются процессуальным законодательством.

В суде прокурор поддерживает государственное обвинение. При этом он руководствуется указаниями закона и своими внутренними убеждениями, основанными на всестороннем рассмотрении обстоятельств дела. Лицо, проводившее расследование, не может участвовать в процессе в качестве обвинителя.

Прокурору или его заместителю (в том числе и тому, который непосредственно участвовал в процессе) принадлежит право принесения в вышестоящий суд протеста на акты суда, не вступившие в законную силу. Что же касается актов, вступивших в законную силу, то право на их опротестование, согласно ст. 31 Закона о прокуратуре, принадлежит:

Генеральному прокурору и его заместителям-на акт любого суда за исключением постановлений Пленума Верховного Суда РБ и Пленума Высшего хозяйственного Суда РБ.

Прокурорам областей, г. Минска и приравненным к ним-на акты районных (городских) судов, на решение судебной коллегии соответствующего областного (Минского городского) суда, которая рассматривала дело в кассационном порядке; на акт хозяйственного суда, кроме ВХС РБ.

Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении может вынести прокурор района (города), межрайонный и приравненный к ним прокурор, вышестоящий прокурор или его заместитель

Генеральным прокурором может быть внесено на рассмотрение Пленума Верховного Суда РБ или Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ представление о даче ими судам в пределах своей компетенции разъяснений по вопросам применения законов при рассмотрении вопроса.

Последней отраслью прокурорского надзора является надзор за исполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других мер принудительного характера, назначаемых судом.

Предметом этой отрасли надзора в Законе о прокуратуре называется законность в местах содержания заключенных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и других учреждениях, которые исполняют наказания и другие меры принудительного характера, назначаемые судом, соблюдение установленного законодательством порядка и условий содержания или отбывания наказания лицами в вышеуказанных учреждениях, их прав и выполнение ими своих обязанностей, а также законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

При осуществлении надзора в этой отрасли, прокурор может в любое время посетить указанные места, ознакомиться с документами, на основании которых лица подвергнуты наказанию, своим постановлением освободить тех, кто незаконно содержится в местах лишения свободы или в других подобных учреждениях. Также он проверяет соответствие законодательству ведомственных актов вышеуказанных учреждений, опротестовывает их в случае необходимости и следит за соблюдением прав лиц, подвергнутых задержанию, административному аресту, предварительному взятию под стражу, осужденных к лишению свободы и лиц, подвергнутых иным мерам наказания или мерам принудительного характера.

Прокурорский надзор -- специфическая деятельность органов прокуратуры, которая осуществляется от имени государства и состоит в проверке точности исполнения законов, действующих на его территории. Прокурорский надзор - самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

Прокурор, осуществляющий надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов представительной, исполнительной или судебной власти, а в их совокупности, объединяемых общей системой государства, приводя интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных и физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

Самостоятельность прокурорского надзора определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции Республики Беларусь и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных нарушений .

Органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Республики Беларусь. Имея функциональное отношение к каждой ветви власти, они, тем не менее, не относятся ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в системе государственного устройства, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры.

Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» следует понимать: а) специфический вид государственной деятельности; б) самостоятельную отрасль юридической науки в учебную дисциплину. При изучении курса прокурорского надзора необходимо изучить основные понятия и терминологию прокурорского надзора. Целями прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона; обеспечение единства и укрепления законности; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства. На достижение этих целей направлена деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности: 1) прокурорский надзор; 2) уголовное преследование; 3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Конституции Республики Беларусь, Законе о прокуратуре, иных нормативных правовых актах, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора.

Перед прокуратурой стоит задача основополагающего характера: осуществление надзора за точным и единообразным исполнением действующих на территории Республики Беларусь законов органами местного самоуправления, местными исполнительно-распорядительными органами, министерствами и комитетами, иными органами государственного и хозяйственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями вне зависимости от их подчиненности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Эта задача, сформулированная в Законе о прокуратуре, охватывает в целом всю деятельность прокуратуры по отраслям надзора и основным направлениям деятельности прокуратуры.

Реализуя свои полномочия по осуществлению надзора, прокуроры следят за тем, чтобы все перечисленные органы государственной власти и управления, общественные объединения, должностные лица и граждане действовали на основе законности, обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан, соблюдение требований государственной и трудовой дисциплины.

В юридической литературе среди ученых в области прокурорского надзора нет единого мнения в отношении понятий «направления прокурорского надзора», «отрасль прокурорского надзора». Закон о прокуратуре называет направления прокурорского надзора. Видные ученые в области прокурорского надзора В.И. Басков, Ю.Э. Винокуров называют направления прокурорского надзора отраслями прокурорского надзора, а деятельность внутри направления (отрасли) подотраслью - участок прокурорской деятельности.

Отрасль прокурорского надзора -- это специализированное, организационно-правовое направление деятельности органов прокуратуры, характеризующееся родовым объектом и предметом надзора,* а также специфическими задачами и полномочиями прокурора.

Правильная организация и надлежащая постановка надзора в каждой отрасли предполагает точное знание того, что подлежит проверке, какие акты, действия (бездействия), правонарушения и каких субъектов должны находиться в поле зрения прокурора для принятия мер к выполнению и своевременному устранению нарушений закона, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности. Понятие отрасли прокурорского надзора характеризуется и особыми задачами каждой отрасли. Это значит, что общие задачи прокуратуры, предусмотренные Законом о прокуратуре, реализуются через осуществление конкретных задач в рамках каждой отрасли прокурорского надзора.

Предметная (отраслевая) компетенция прокурора (органа прокуратуры) -- это сфера надзорной или иной функциональной специализации работников органа прокуратуры, в которой в соответствии с установленным в прокуратуре распределением обязанностей, в том числе и путем выделения в составе аппаратов органов прокуратуры определенных структурных подразделений, реализуются задачи прокуратуры по определенным видам (сферам) деятельности и выполняющим их государственным и другим органам с использованием установленных полномочий прокуратуры. Общепризнанно, что различают следующие направления (отрасли) прокурорского надзора.

Надзор за исполнением законов. Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подчиненными Правительству Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, другими юридическими лицами, должностными лицами и гражданами.

Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Предметом надзора является соответствие законодательству правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Надзор за исполнением законодательства при производстве предварительного следствия и дознания. Предметом надзора является соответствие правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц при производстве предварительного следствия и дознания УПК.

Надзор за соответствием закону судебных решений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении. Предметом надзора является соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, хозяйственным (экономическим) спорам, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных решений и иных актов, подлежащих исполнению .

Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. Предметом надзора является соблюдение законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности; учреждениями, исполняющими принудительные меры воспитательного характера, администрациями мест содержания под стражей, а также соблюдение прав осужденных, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей, и выполнение ими своих обязанностей. Задачи отраслей прокурорского надзора вытекают из решений высших органов государственной власти и управления. Они находят свое конкретное выражение в приказах и инструкциях Генерального прокурора и методических письмах республиканской прокуратуры, одобренных коллегией прокуратуры Республики Беларусь.

Понятие отрасли прокурорского надзора включает в себя в качестве неотъемлемого признака наличие у прокурора в каждой отрасли (сфере) особых полномочий. Эти полномочия тесно связаны с положением прокурора, осуществляющего надзор в той или иной отрасли, и различаются по характеру. Например, прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельностью, обладает, как отмечалось, такими властно-распорядительными полномочиями, которыми не наделены прокуроры, действующие в сфере общего надзора. В каждой отрасли прокурорского надзора прокурор вступает в правоотношения с различными органами, общественностью, должностными лицами и гражданами, осуществляя свою функцию надзора за точным и единообразным исполнением законов.

Учет особенностей такой работы в каждой отрасли (сфере) является необходимым условием повышения эффективности прокурорского надзора и одновременно предпосылкой повышения результативности деятельности органов и должностных лиц по точному исполнению законов. Отрасли прокурорского надзора не изолированы друг от друга. Они неразрывно связаны между собой, представляя лишь различные направления единой прокурорской деятельности, через которые практически реализуется или осуществляется конституционная функция прокуратуры - надзор заточным и единообразным исполнением законов.

Ни одна отрасль прокурорского надзора не может рассматриваться вне связей и взаимоотношений с другими отраслями, в отрыве от задач прокуратуры в целом.

Говоря об отраслях прокурорского надзора, нельзя смешивать понятия «отрасль надзора» и «участок работы». Они выделяются с учетом специфических задач, решаемых органами прокуратуры, и соотносятся между собой как частное к целому. Так, задачи усиления охраны прав несовершеннолетних обусловливают, к примеру, выделение надзора за исполнением законов о несовершеннолетних в самостоятельный и очень важный участок прокурорской деятельности. Участком деятельности прокуратуры является работа с предложениями, обращениями, жалобами и заявлениями граждан, организаций и должностных лиц.

Особенности, специфика задач надзора за точным исполнением законов в Вооруженных Силах обусловили выделение военной прокуратуры в самостоятельное специализированное подразделение единой системы органов прокуратуры. То же самое можно сказать о транспортной прокуратуре.

Похожие публикации