Жизненные сценарии. Жизненные сценарии человека

Каждый день каждый из нас делает сотни выборов. Мы выбираем, что нам одеть сегодня, позвонить ли вчерашнему незнакомцу или дождаться звонка от него, отдавать ли ребенка в садик или еще подождать, сменить ли работу, дом, жизнь?.. И чем сложнее, глобальнее выбор, тем не только нам труднее его сделать – давит груз ответственности, но и тем несвободнее мы в своем выборе. Нам кажется, что это мы выбираем мужей, работу, стиль жизни, но чаще всего просто следуем невидимому сценарию, а потом говорим – судьба. Судьба ли? Кто пишет этот сценарий? Можно ли его изменить – изменить свою судьбу? И надо ли?

1.Рождение сценария

Жизненный сценарий начинает писаться еще задолго до нашего рождения. Иногда тогда, когда наша мама, будучи еще совсем юной, решает, что ее дочь обязательно станет балериной, или папа с детства мечтает о фамильном бизнесе, который будет переходить от поколения к поколению. Иногда тогда, когда при рождении нас называют в честь бабушек, великих событий или великих соотечественников – груз этого имени будет сопровождать ребенка всю жизнь. Но вероятнее всего самые яркие страницы нашего жизненного сценария напишутся в первые пять лет жизни. Именно в этом возрасте запечатлевается в детской памяти пресловутые «можно и нужно» и «плохо, нельзя». Уже с этих юных лет ребенок подсознательно знает, в каком возрасте создаст семью, сколько будет иметь детей, какой будет у неё муж, а у него жена, знает, что надо (или не надо) много учиться, трудиться, доверять или не доверять людям, как мужчина должен относиться к женщине, женщина к мужчине, оба – к детям, а бывает, что навсегда обретает любовь к классической музыке или к футболу. И все это не столько со слов и тем более нравоучений старших, сколько с их реального поведения. И поэтому, сколько не объяснять малышу, что девочек нельзя обижать, если папа бьет маму – результат предсказуем. Другим источником впитывания жизненных ролей является отношение старших и ровесников к ребенку. Те дети, которых в детстве любили, которым доверяли, в которых верили, обычно становятся успешными и во взрослой жизни. А вот мамино «с тобой всегда одно и то же», «ходячая беда», папино «лентяй», «бездельник» или обидная детская кличка могут на всю жизнь оставить неблагоприятное психологическое тавро. Особенно часто достается нежеланным детям и детям из неполных семей.

Что же дальше? А дальше к нашему сценарию дописываются все новые странички. В младших классах мы осваиваем роли отличников и двоечников и определяем свою профессиональную компетентность, в подростковом – свою роль в обществе: лидер или ведомый, в юношеском – свою способность любить, быть близким с другим человеком. К 21 году сценарий уже завершен. Что это значит? Можем мы его изменить? Прежде, чем ответить на эти вопросы, давайте еще раз подчеркнем его «авторов»:

  • поведение родителей – один из наиболее сильных факторов, который определяет модель семьи (отношения с лицами противоположного пола, воспитание детей) и отношение к обществу, действует по принципу черное-белое: если родительская модель очень негативна, то «я таким никогда не буду» (что правда легче сказать, чем сделать), в остальных случаях сходство поведения детей и родителей поразительное (т.н. родительское проклятие или благословение);
  • установки родителей по отношению к ребенку – второй очень важный фактор, к которому чрезвычайно чувствителен ребенок в первые годы жизни, часто определяет успешность во взрослой жизни по принципу «я способен настолько, насколько верят в это мои родители», часто позиция неудачника имеет свои корни именно в этих установках;
  • отношение сверстников – влияет на протяжении всего детства и юности, но в раннем детстве определяется как «кто они – другие дети? интересно мне с ними?», в подростковом – «свой или чужой? я веду или меня ведут?», в юношеском – «насколько близко я могу быть с другим человеком?», в соответствии с этим мы отвечаем себе на вопрос «Кто Я?»;
  • личный опыт – это все наши успехи и неудачи, по которым мы определяем свои возможности и своё место в жизни.

2. Последствия и продолжение.

Итак, примерно к 21 году жизни у каждого из нас складывается полноценное представление о том, кто мы, откуда и куда идем. Но это еще не все. До 28 лет сценарий будет модифицироваться под влиянием значимых окружающих событий – женитьбы или замужества, рождения детей, кардинальных перемен в карьере. Однако с такими значимыми событиями везет не всем. Конечно, не исключено, что ворвавшийся в жизнь ветер перемен изменит направление нитей судьбы, но большинству из нас приходиться быть фаталистами и периодически повторять пресловутое: «Я так и знала», разводясь с мужем или наблюдая, как менее достойные коллеги идут вверх по служебной лестнице, в то время как вы все топчетесь на месте. Но в этом возрасте происходит важное с точки зрения формирования событие – сценарий становится «вашим».

Время от времени современная наука поражает нас удивительными данными о нахождении все новых генов. Оказывается, как утверждают ученые-генетики, есть специальные гены, ответственные за склонность к воровству, алкоголизм и даже за количество разводов. Не споря с учеными коллегами, психологи выдвигают свою версию такого наследства. Эта версия основана как раз на наличии жизненных сценариев.

Тема жизненных сценариев впервые стала разрабатываться известным психологом Альфредом Адлером. Он считал, что сценарий закладывается в течении первых пяти лет жизни и потом не подлежит трансформации, за исключением специально направленной психотерапевтической работы над ним. Сценарий рассматривался им как определенный образ жизни, который базируется на одном или нескольких базовых постулатов, таких как «я – неудачник» или «главное в жизни – карьера». У взрослого человека информация о базовом постулате его жизни хранится как первое детское воспоминание. Поэтому Адлер разработал метод исследования ранних детских воспоминаний. Метод заключается в следующем:

1.Вспомните самое раннее свое детское воспоминание. Возможно, вспомнить удастся не сразу, позвольте себе пройтись в обратном порядке по своим воспоминаниям из детства, пока не доберетесь до самого первого. Если вы не уверенны в истинности этого воспоминания, вам кажется, что оно может быть вашей фантазией, то это не страшно. Важно другое – это должно быть именно ваше воспоминание, то, что вы помните, а не вам рассказывали о вашем детстве.

2.Теперь, когда воспоминание определенно, сосредоточьтесь на нем. Прокрутите его несколько раз в голове, постарайтесь обратить внимание на мелкие детали, на всех его персонажей. Определите, хотя бы приблизительно, сколько вам лет было, где происходит действие.

3.Ответьте, можно даже письменно, на следующие вопросы: Кто главный взрослый человек в вашем воспоминании и какова его роль? Какие у вас желания (потребности) в этом воспоминании и насколько они удовлетворены? Есть ли у вас цель и что (кто) вам помогает ее достичь? Какая ведущая эмоция (настроение) в вашем воспоминании?

Расшифровка воспоминания такова. Взрослый человек – это тот человек, который имел наибольшее влияние на формирование вашего жизненного сценария. Другими словами тот, чьи установки вы воспринимали как догмы, чье мнение о вас было главным для формирования собственного мнения о себе. Чаще всего это мама, папа, бабушка. Но бывает, в роли взрослого выступает мало знакомый человек. Тогда возможен вариант, что люди этой профессии, социального статуса или внешнего вида оказывали особое влияние на вашу жизнь. Желание, эмоция, цель – это соответственно, ваши ведущая потребность по жизни, то, к чему вы будете стремиться и какими эмоциями насыщать свою жизнь. Например, если в воспоминании вы сидите за столиком в детском саду и с аппетитом едите манную кашу, то во взрослой жизни у вас есть склонность быть оптимистом, стремиться удовлетворять жизненные потребности (еда, секс, деньги, рождение детей) и жить конкретными целями сегодняшнего дня.

Итак, если Вы все время все теряете, то, скорее всего потому, что сами решили , что Вы – Маша-растеряша, если Вас все время бросают мужчины, то возможно, Вы сами не верите в то, что можете быть счастливы в семейной жизни – потому ли, что Ваша мама никогда не была счастлива, или потому, что вы с детства знаете, что вы – плохая девочка и недостойны счастья. Проблем столько, сколько сценариев, сценариев столько – сколько индивидуальных судеб, судеб, которые пишем мы сами. Итак, не стоит отчаиваться. Ниже – не рецепт быстрого решения всех своих проблем, но способ разорвать сценарий в том месте, где он заводит вас в тупик, и написать свое продолжение. Главное, доверяйте себе и помните, что автор вашей жизни – меняете ли вы что-то в ней или просто плывете по течению – всегда только Вы.

Шаги по преодолению нежелательного сценария:

1.Подумайте, есть ли в вашей жизни события или ситуация, которые постоянно повторяются или же длительно наблюдаются в вашей жизни и не устраивают вас. Например: вам никогда не предлагают руководящую должность, вы в семье в роли домохозяйки, не можете построить серьезных отношений с мужчиной – на определенном этапе они обязательно рушатся, все ваши мужья – козлы, конфликт с ребенком-подростком, в самый ответственный момент у вас обязательно что-то приключится, по жизни вы – жертва и т.д. и т.п.

2.Постарайтесь понять, что вам дает такая ситуация. Даже тогда, если то, что с Вами происходит, делает вас несчастной или трагично, в любом случае зачем-то вам это нужно . В психологии есть понятие вторичной выгоды – это невидимая польза определенной, часто негативной ситуации. Эта польза чаще всего не осознается человеком, но именно она и не дает сил разорвать круг. Например, жену постоянно бьет муж, но она от него не уходит – возможно, потому что такие ссоры это единственная возможность достижения близости между ними, а в остальное время супруги холодны друг к другу. Есть и более сложные вещи, например, в компании друзей вы всегда козел отпущения. Но возможно, это единственная роль, которую вы умеете выполнять, а если бы вы в какой-то момент разучились (я говорю именно разучились, потому что по тем или иным причинам вы сами вводите себя в роль козла отпущения, а другие уже пользуются вами созданным образом), то стали бы просто не нужным, затерялись в толпе? Принять, что ты получаешь пользу от чего-то негативного всегда очень сложно, поэтому вот несколько вопросов, которые помогут вам:

  • Что хорошего в том, что это с тобой происходит?
  • Что плохого в том, что это с тобой происходит?
  • Что появилось бы хорошего в твоей жизни, если бы этого не было?
  • Что появилось бы плохого в твоей жизни, если бы этого не было?

3.Если вы определились с предыдущим пунктом, пора подумать, готовы ли вы что-то менять. Для этого просто представьте, что до сегодняшнего дня вы как-то жили в этой жизни, выполняли какие-то социальные роли. И нравится это вам или нет, но вы привыкли к этой жизни, привыкли к тому, что вы так живете и ваши родные, близкие, знакомые, так вы умеете . Стоит ли починка выделки?

4.Даже если предыдущий пункт заставил вас сильно задуматься, попытайтесь сделать следующий шаг – понять, почему так происходит, иными словами, кто, когда и как записал эту страницу в ваш сценарий. Попытайтесь вспомнить, когда впервые замкнулся этот круг, или когда началась эта вереница событий. Когда вы приняли это решение – или кто-то его принял за вас – не быть успешной, счастливой, красивой (или быть неудачницей, жертвой, стервой, вечным ребенком…). В этом вам поможет начало статьи, где расписаны основные источники таких решений. Определившись, постарайтесь понять, что это решение в вашей жизни? Решение «я недостойна счастья» и «я воспитываю так, как это делала моя мама» — разного поля ягоды. Полностью изменить свою жизнь и свой сценарий (особенно если это сценарий родительский – т.е. очень ранний), вам скорее всего не удастся, да и надо ли – ведь это уже ваш способ жизни. А вот откорректировать – всегда можно.

5.Ответьте на вопрос – что лично вы делаете для того, чтобы эта ситуация продолжалась (повторялась). Что бы ни происходило, но это вы позволяете этому происходить. Постарайтесь понять – как? Вы можете действовать или бездействовать, но в любом случае вы делаете какой-то выбор (помните, в начале статьи речь шла о том, что сценарий – это предопределенный выбор, т.е. мы делаем выбор, не делая его, это значит, что разорвать сценарий можно только увидев, что выбор действительно есть и осознанно его сделать).

6.Последний шаг, это понять, что нужно делать или не делать для того, чтобы жизнь пошла по новому кругу, направление которого зададите вы уже сознательно, осознанно. Именно в сознательности по-сути и кроется весь секрет. На самом деле, ваш жизненный сценарий никуда не денется – заложился он-то еще до 21 года. Но разобравшись в нем, Вы возьмете вожжи своей жизни в свои руки, вы сможете ею управлять. Не зря же говорят: «Кто владеет информацией, владеет и миром». Успехов вам на пути овладения собо

Свой сценарий жизни каждый из нас создаёт, будучи ребёнком. Находясь под влиянием близкого окружения: родителей, бабушек и дедушек, мы постепенно выковываем модель своего будущего из фрагментов положительных, драматических и трагичных событий, которые смогли произвести на нас неизгладимые впечатления.

Причём вписываем в страницы судьбы все до мельчайших подробностей: когда обзаведёмся семьёй, сколько детей в ней будет, определяем социальное положение в обществе и даже продолжительность своей жизни.

Сценарий жизни пишется на подсознательном уровне. Поэтому многие даже не догадываются о его существовании. И тем более о том, что его можно изменить. Как это сделать? Ответ прост – переписать свой сценарий жизни самостоятельно! Мистика - скажете вы? Вовсе нет - ответит вам наука. Она же и подскажет, как найти выход из замкнувшегося на детском подсознании круга.

Сценарий жизни как понятие, в научный мир ввёл известный в своих кругах психиатр и психолог Эрик Берн. Согласно его исследованиям, ребёнок, находясь под влиянием родителей и опираясь на семейные традиции, постепенно пишет содержание своей будущей драмы. Позже под произведение он подбирает действующих лиц, заставляя их исполнять отведённые роли.

Характерной чертой такого сценария жизни является неизбежный трагизм, постоянно повторяющийся по спирали жизненного пути автора. Зачатком всех событий являются решения, принятые в детстве под влиянием родительского воспитания.

Драматический жизненный сценарий неизбежен при наличии двух составляющих:

  1. Трудное детство - неблагополучные родители, неполноценная семья, агрессия и т. д.;
  2. Малоосознанный образ существования повзрослевшего ребёнка - отсутствие целей, достижений, чёткой личностной позиции и т. д.

К сожалению, людей, проживающих проблемный сценарий жизни - большинство. Их полной противоположностью являются представители общества, создавшие сценарии победителя. Это дети, воспитанные в счастливых семьях мудрыми родителями. Взрослея, они подходят к своему настоящему и будущему осознанно, поэтому их судьбы - счастливые, светлые, успешные.

Как вы считаете, к какой категории людей относитесь вы?

Понимание того, что вы проживаете проблемный жизненный сценарий - это первый шаг на пути к само осознанию. Далее необходимо правильно расставить приоритеты, определить жизненную позицию, ближайшие планы, выделить последовательность целей (ближние, средние, дальние), стратегии их реализации.

Если вы решили переписать свой жизненный сценарий, то, должны приготовиться к фундаментальной работе над собой. Первое, что необходимо сделать, это переосмыслить свое прошлое, чтобы взглянуть по-новому в своё будущее.

Шаг 1 . Оглавление прошедшего пути. Представьте, что создаёте книгу о своём прошлом. Разделите его на несколько глав (от 3 до 7) и дайте название каждой (например, детство, юность, студенчество и т. д.), создав к ним краткое описание.

Шаг 2 . Важные события. Для каждого раздела жизненного сценария подберите кульминационные случаи. Они должны касаться взлётов, падений, судьбоносных поворотов разных периодов. Опишите прошедшее в деталях, вспомните каждую мелочь: что произошло? почему? кто в этом участвовал? какая была реакция родителей?

Перечитайте, подумайте и сделайте выводы, почему именно так все случилось? Почему каждый описанный случай для вас ценен? Как характеризуют ушедшие события вас как личность в прошлом? Что вы думаете по этому поводу сейчас?

Шаг 3 . Дальнейшее развитие событий. Далее, подумав, создайте модель благоприятного и неблагоприятного сценария вашей судьбы. Начать следует с положительного варианта. Приоритеты должны быть смелыми, но реалистичными. В негативном содержании опишите ваши опасения и страхи.

Шаг 4 . Суть жизненного пути. Перечитайте несколько раз свой сценарий жизни. Уловите связь между событиями, найдите главную тему, общую суть разных ситуаций. Постарайтесь проанализировать свои поступки с разных точек зрения. Это поможет поменять ваше отношение к жизни на пути к само осознанию.

Сценарии жизни людей

6 сценариев жизни людей – именно столько вариантов поведения людей смогли выделить эксперты в ходе своих исследований. Каждый из сценариев получил своё название и отличается от другого схемой, в которой прослеживается определённая последовательность действий человека.

Схема "Прежде " - свойственна людям с позицией: "Для меня недопустимо хорошее, пока я не закончу с обязанностями";

Схема "После " - характерна тем, кто считает, что за все нужно платить. То есть, если человек получает нечто хорошее, желанное, то ему за это завтра придётся расплатиться дорогой ценой.

Схема "Никогда " - сценарий жизни людей, свойственный представителям человечества, которые считают, что им никогда не получить то, о чем они мечтают больше всего. Но на самом деле они абсолютно ничего не делают, чтобы достичь желаемого.

Схема "Всегда " - относится к категории людей, с которыми "это всегда случается", то есть повторяется один и тот же негативный эпизод. Причиной повторения событий является неправильное принятие решений изначально.

Схема "Почти " - характерна тем, кто не доводит дела до логического завершения. Им постоянно что-то мешает достичь поставленной цели.

Схема "Неопределённый сценарий" - свойственна людям, которые впадают в ступор после достижения краткосрочных целей. Они не могут определиться с дальнейшими действиями, поэтому не добиваются большего.
Какая из схем сценария жизни людей подходит вам?

Вы готовы поменять свой сценарий на позицию победителя?

Осознав, что в нашей жизни что-то не так, мы стремимся избавиться от оков "замкнутого круга". Справиться самостоятельно с поставленной задачей практически невозможно. Здесь обязательно нужно участие психолога, который поможет выявить сценарий нашей жизни, заглянуть в корень детских событий, определить приоритеты, ближние, дальние цели. И главное, вырвет из оков замкнутого круга неудач. Записаться к квалифицированному специалисту с опытом просто. Достаточно принять твёрдое решение, чтобы кардинально поменять свою жизнь.

Почему кому-то все удается, а кого-то преследуют неудачи, почему жизнь одного - героическая эпопея, другого - любовный роман, а третьего - криминальное чтиво? Присмотревшись внимательно к событиям, которые с нами происходят, можно заметить определенные закономерности.

Повторяющиеся события - знак присутствия в нашей жизни сценария, то есть существующего в подсознании жизненного плана, который формируется в раннем детстве и постепенно разворачивается на протяжении многих лет, часто помимо нашей воли.

Как выявить тенденции, которые говорят о наличии сценария? Я бы предложила несколько вариантов сценарного анализа, который может провести любой человек самостоятельно, без помощи психотерапевта или консультанта.

Проанализировать повторы

Проанализируем повторяющиеся события нашей личной или деловой жизни. Какие из них происходят помимо нашей воли? Составим список однотипных ситуаций и попробуем понять, что их объединяет. При этом постараемся быть максимально объективными, сосредоточимся не на оценке поведения, намерений или характера других участников событий («завистников», «клеветников» и т. д.), а на собственных действиях. Это поможет увидеть определенные закономерности и, возможно, понять причину неудач.

Приглядеться к себе

Обратим внимание на свою манеру речи, лексику, мимику, жесты. Например, неудачник, как правило, бывает крайне удивлен своими достижениями. Даже если у него что-то получается, он повторяет: «Да нет, тут что-то не то, не может быть…» Он как будто запрограммирован на ожидание неприятностей, какой-то подвох.

Победители спокойны, уверены в себе, любят повторять: «Победа за нами, успех нам обеспечен, в другой раз я сделаю лучше». Сам облик победителя говорит о том, что это человек успешный, а неудачи его только мобилизуют.

Вспомнить любимую сказку

Заложенная в детстве «программа» может быть извлечена на свет путем анализа сказок. «Обнаружив» сценарную сказку, можно определить ту программу, по которой живет взрослый человек.

Сказка «помогает» сформироваться наметившемуся сценарию. Вспомним, кто в детстве был нашим любимым героем, какие книжки мы зачитывали до дыр. Вспомним, как мучили родителей, заставляя их по несколько раз перечитывать одно и то же. Возможно, мы найдем удивительное сходство между собой - взрослым, серьезным человеком - и каким-то любимым героем. Может быть, он незаметно для нас управляет нашей жизнью?..

ПОЙТИ ДРУГИМ ПУТЕМ

Сценарный анализ - один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам - нужно ему что-то менять или нет. Можно продолжать играть все ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссерские функции - перестроить мизансцены, а то и вовсе поста вить новый спектакль с другим сюжетом.

Избавиться от неудачного сценария не так-то просто. Здесь, по словам Эрика Берна, помогают «война, любовь и психотерапия». Но можно вспомнить и другие высказывания, например «спасение утопающих - дело рук самих утопающих» и «пойти другим путем» (кстати, оба этих лозунга являются, несомненно, сценарными). Человеку, решившему переписать свою программу, имеет смысл самостоятельно предпринять следующие шаги.

Осознать свой сценарий

Порой уже только это производит на человека очень сильное впечатление. Он переживает эмоциональное потрясение, шквал эмоций переворачивает все не только в его душе, но и в жизни. Однажды я случайно разговорилась с преуспевающим бизнесменом. Он рассказал, что всегда добивается своих целей, но только с третьей попытки - так было и когда он учился, и когда занимался наукой и бизнесом. Эта закономерность его явно раздражала. Слово за слово - выяснилось, что с детства ему нравилась сказка «Стеклянная гора», где герой пытается добраться до принцессы и это ему удается - но только на третий раз. Я объяснила ему смысл его сценарной сказки, он был поражен, долго смеялся и в этот момент, по-видимому, расстался со своим сценарием. При следующей нашей встрече, спустя год, он сообщил, что больше не теряет времени на репетиции.

Расстаться с однозначными установками

Важно научиться слышать самого себя. Обратим внимание, что и как мы повторяем своему ребенку или подчиненным. Например, мы любим говорить: «У тебя ничего не получится до тех пор, пока…» Эти слова несут сильный отрицательный заряд, сомнение в возможности успеха. Ставится жесткое условие: «Ты не получишь пятерку, пока не выучишь теоремы…» или «Ты не продвинешься по службе, пока не получишь МВА».

Сами по себе подобные высказывания достаточно спорны. Ведь можно не зубрить теоремы, а понять, как их доказывают, да и продвижение по службе необязательно связано с МВА. Но суть сценарного программирования, его сила - в безапелляционности, однозначности. Понять, что на самом деле вариантов существует множество, - уже нащупать путь к свободе.

Попробуем видоизменить, переписать эту программную фразу так: «У тебя получится лучше, если…» Это тоже так называемый «сценарий с условием», но он гораздо мягче. Теперь мы можем сказать себе: «Моя жизнь станет успешнее, когда я расстанусь с мешающими мне однозначными установками».

Разобраться со своими «провокаторами»

Попробуем мысленно просмотреть однотипные, повторяющиеся помимо нашей воли неприятные ситуации и оценить свою роль в этом фильме ужасов. Какие наши действия провоцируют эти повороты судьбы? Кто выступает в роли провокаторов - какие слова, поступки? Вычислив провокаторов, можно попытаться изменить ситуацию и сделать что-то принципиально новое в привычных ситуациях, хотя бы в порядке эксперимента. Ведь если мы будем делать то, что делали всегда, то и будем получать то, что получали всегда.

Составить свой личный свод ограничений

Проанализировав повторяющиеся ситуации и поняв, где мы постоянно спотыкаемся, можно составить некий свод правил и запретить себе участие в определенных ситуациях. Например, я знаю, что мне трудно общаться с людьми манипулятивно-морализаторского склада. Вступая с ними в контакт, я заранее обрекаю себя на поражение, а если все-таки захочу добиться победы - она достанется мне слишком дорогой ценой. Значит, я должен взять за правило любыми способами избегать подобной ситуации или видоизменить ее, чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли.

Вступить в диалог и получить «разрешение»

Разрешение - это специальная процедура, используемая психотерапевтом при сценарном анализе. Когда человек освобождается от сценария - это похоже на чудо, говорят: «Его как будто расколдовали».

Снять сценарную программу может не только терапевт, но и кто-то из значимых людей, по силе воздействия не уступающий родительской фигуре, эту программу создавшей. Например, тренер, сказав робкому юнцу: «Ты сможешь!» Но если человек готов к трансформации, на него могут подействовать слова даже случайного попутчика. Многие могут вспомнить случай, когда одна фраза или встреча оказались судьбоносными, изменили всю их жизнь.

САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР?

Не стоит воспринимать жизненный сценарий как нечто обязательно негативное и сразу пытаться от него избавиться.

Не будь сценариев, наша жизнь превратилась бы в сплошную импровизацию. Но не всем хочется, да и не всем дано импровизировать, кому-то удобнее и спокойнее «играть по нотам». Есть люди, которым вообще не дано сочинять - если им не сочинят сценарий родители, неизвестно, как они проживут свою жизнь. Поэтому для многих сценарий - это тот якорь, который их удерживает.

Отработанный, обкатанный сценарий - своеобразная панацея от неожиданностей, неприятностей. А попытка вырваться за рамки сценария не всегда бывает удачной: внешний мир может оказаться неприветливым, а главное - непредсказуемым. Поэтому некоторые люди комфортно себя чувствуют даже в неудачных сценариях, по-своему извлекая из них выгоду. И это не удивительно - бессознательное следование сценарию позволяет экономить силы и время.

Наш жизненный путь - результат действия многих сил. Но сценарный анализ интересен тем, что дает возможность посмотреть на события нашей жизни под новым, необычным ракурсом, найти объяснение необъяснимым на первый взгляд поступкам, вырваться из замкнутого круга повторяющихся событий.

Если в вашей жизни повторяется одна и та же неприятная и тяжёлая ситуация, возможно, она прописалась как баг в вашем бессознательном и вы сами настраиваете себя на неудачу. Например, идёте в салон и заранее говорите себе: «Опять отвратительно подстригут!» и так и выходит или «Всё равно я не справлюсь, даже если меня возьмут на работу» и вам отказывают снова и снова.

Что делать, если вы постоянно сталкиваетесь с одними и теми же неприятными ситуациями?

Три неудачных ситуации

Выберите три похожих случая одного и того же неудачного события от глобального до небольшого, которое постоянно портит вам жизнь. Например, вас пригласили на собеседование. Вы отвечали спокойно, профессионально, начальник кивал и говорил о том, какие преимущества у данной должности. Но вот в середине разговора входит секретарь и говорит: «Иван Петрович! Вот ещё несколько соискателей и от главного тут…его протеже, из МГИМО. Я положу все резюме, вы посмотрите…» И вдруг вы поймали взгляд начальника и у вас всё сжалось внутри, ноги и руки стали ватными. Всё. Стойкое ощущение, что скорее всего, не возьмут. Вам задают вопросы, а вы уже без энтузиазма смотрите в окно и отвечаете какие-то дежурные фразы, лишь бы не молчать.

Такое случилось уже несколько раз? Тогда вспомните три собеседования, которые прошли очень похоже, по одному сценарию. В них присутствовал продолжительный отрезок, когда всё было хорошо, потом возник момент, когда вам ещё не отказали, но вы уже начали сомневаться, чувствовать, что всё плохо кончится.

Представьте, что вы видите эту ситуацию со стороны, не своими глазами. Вот в дверь постучали и вошёл человек в знакомом вам костюме и с сумкой, которую вы помните до мельчайших деталей.

Это вы. Посмотрите как бы сверху или сбоку на себя, как вы держались и говорили с начальником. Главная задача найти триггер - запускной момент этого неэкологичного поведения. Отметьте тот момент, когда вы вдруг начали вести себя иначе, либо развязно, будто работа вам и не нужна, либо обречённо, понимая, что вряд ли её получите. Например, всё было гладко, но вы услышали о конкуренте, и всё сжалось внутри, а перед глазами поплыло. Вы почувствовали, что всё будет, как обычно, и сказали себе: «Ну и чёрт с ним! Не очень то и хотелось, всё равно далеко от дома и т.д.» В среднем, триггер возникает в промежуток от нескольких секунд до трёх минут до неудачи. Вас будто осеняет: «Нет, не выйдет снова!» хотя вам никто и не собирался отказывать, вы уже записали себя в проигравшие заранее и знали, чем всё закончится. Это и есть триггер, точка срыва, запустившая неэкологичное поведение.

Пример триггера

Будет гораздо проще, если триггер является для всех ситуаций одинаковым, чаще всего бывает именно так, бессознательное фиксирует неудачи одним и тем же триггером. Я приведу пример. Во время курсов вождения, на дороге, я вдруг устаю и выполняю инструкции учителя очень плохо. Расстраиваюсь, портится настроение. Он говорит: «Ну что же ты? Тут надо было переключить скорость….» и вдруг я посреди дороги делаю нечто невообразимое. Я разом отпускаю педали и руль и просто сижу, как в ступоре. Он поражается: «Что же ты делаешь такое в потоке машин? Как можно было совсем остановиться резко посреди дороги, ты понимаешь, что если не ты врежешься, то в тебя сзади?» А я только в ужасе хлопаю глазами и ничего не делаю. Это и есть триггер - когда, почувствовав неладное, сразу посреди дороги, часто образной, бросаю все педали и руль и даже не пытаюсь ничего делать. За этим следует надвигающаяся катастрофа.

Идентичная ситуация была однажды на работе. Я что-то сказала начальнице, потом до меня дошло, что она примет это на свой счёт и больше никогда не будет мне доверять. Сказала и остановилась. Мне показалось, что я слышу, как в воздухе микрочастицы движутся. Она молчит, а я сижу перед компьютером и ничего не могу делать, просто смотрю на него, уже зная, что скоро мне придётся уйти с работы.

Переписать сценарий

Если вы обнаружили свой триггер, то основная часть работы сделана. Представьте ту же ситуацию, мысленно отрезав вторую часть сценария сразу после триггера, и заменив её на экологичную, такую, как бы вам хотелось. Например, снова возвращаемся к собеседованию и смотрим всё сначала со стороны. Вот открылась дверь и вы вошли, разговариваете. Опять в конце разговора входит секретарь и говорит точно ту самую фразу. А начальник в вашей фантазии резко обрывает секретаря: «Людочка! Унесите, пожалуйста, резюме, не потребуются. Мы сейчас с Василием подойдём вместе в отдел кадров. А протеже позвоните, скажите, что через три месяца будет вакансия…» и т.д. Триггер должен оставаться на месте. То есть, ощущение, что не возьмут есть, но вас берут. Даже если между триггером и катастрофой всего несколько секунд, там всегда есть зазор и нужно его оставлять.

Теперь повторяете этот же самый случай ещё с несколькими разными концовками. Опять смотрите на себя со стороны. Снова приходит секретарь и, увидев пачку резюме более удачливых соискателей, вы обмираете от ужаса. И теперь начальник пусть говорит что-то другое. Например, сразу после триггера говорит: «Отведите нашего нового сотрудника к бухгалтеру, Михаилу Александровичу…» или «Василий, мне кажется, мы с вами сработаемся. Давайте, с испытательным сроком. Как вы на это смотрите?» Каждый из этих новых сценариев посмотрите по три раза - сначала диссоциировано, а потом так, как будто вы проходите собеседование. Теперь вы на высоте, пусть бессознательное запомнит и усвоит, что вы удачливый человек и всё у вас в порядке. Провал для вас не норма, а огромная редкость и что-то из ряда вон.

Теперь представьте, что в будущем возникла похожая ситуация. Как бы проходило собеседование с вашим участием? Если в голову приходят положительные ситуации, значит, вероятность успеха высока и вы правильно выполнили технику. Подобные ситуации необходимо прорабатывать, так как они могут вызвать синдром приобретённой беспомощности, когда вы просто опустите руки и не будете даже пытаться что-то предпринять. опубликовано

Елена Барымова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Похожие публикации