Что делать если не платят по госконтракту. Заказчики нашли новые способы не платить по тендерам: что делать бизнесу

Представьте ситуацию: вы заключили договор, выполнили весь объем работ по нему, но оплаты не дождались. Произойти это может с каждым, кто оказывает различного рода услуги, и встречается на практике достаточно часто, и поэтому знать о поведении в таких ситуациях необходимо.

В данной статье мы расскажем, как поступить, если заказчик не платит по договору , можно ли взыскать честно заработанные средства и что для этого понадобится.

Порядок действий, если заказчик не платит по договору

В ситуациях, когда контрагент не платит , многие люди теряются, ведь не знают, какие существуют пути для взыскания задолженностей по договору . Тем не менее, существует определённый алгоритм действий, который позволяет успешно отстоять свои права. Вот его основные шаги:

  1. Уточнение причин неуплаты. Вполне вероятно, что заказчик не просто так не внес оплату, может быть, он недоволен качеством услуг, сроками поставки и т.д. В этом случае нужно уточнить все замечания, исправить их, и получить оплату. Также может оказаться, что контрагент на самом деле еще не получил весь пакет услуг по договору (например, задержалась доставка, не подписан финальный акт выполненных работ или подобная ситуация). Потому в первую очередь надо связаться с контрагентом и выяснить, знает ли он, что пришло время оплатить оказанные услуги, а если знает, то почему до сих пор этого не сделал. Исходя из полученного ответа, можно формировать дальнейшие шаги, но существует немалая вероятность того, что возникло банальное недоразумение, и спор разрешится уже на данном этапе.
  2. Написание претензии. если уважительных причин для невыплаты денег у заказчика нет, или он не выходит на связь и не объясняет свои действия, следующим этапом будет подготовка официальной претензии. Претензия – это уже документ с юридической силой, которым вы уведомляете вторую сторону конфликта, что не согласны с текущим положением вещей, и хотите его изменить. Как составить претензию? Вначале укажите все обстоятельства: когда был подписант договор каких работ и в каком объеме касался, были ли работы выполнены в срок. Дальше опишите обязанности контрагента: согласно договору, он обязывается выплатить определенную сумму денег за оказанные услуги. Обязательно укажите, что работы выполнены в полном объёме, но оплата до сих пор не получена. Требования – следующий раздел претензии – выплатить всю задолженность по договору на указанный расчетный счет, с указанием сроков погашения. В противном случае сторон-заявитель оставляет за собой право подать в суд. Кроме того, в суде будут взысканы также проценты за использование средств и расходы на судебные тяжбы. В конце претензии подается список документов, подтверждающих позицию заявителя. Это может быть копия договора, подписанный акт выполненных работ и другие документы, относящиеся к делу.
  3. Подготовка иска в суд. Хотя претензия о взыскании задолженности по договору является достаточно эффективным средством для защиты своих прав в споре с заказчиком, далеко не всегда это позволяет добиться желаемого результата. Потому следующий шаг процедуры – это подготовка искового заявления в арбитражный суд. И в претензии, и в иске подаются схожие данные, только исковое заявление более формализовано и к нему более строгие требования, потому рекомендуется для его составления привлечь адвоката. Суть иска остается прежней: между истцом и ответчиком был договор, который одна сторона (исполнитель) выполнила в полном объеме, а вторая (заказчик) выполнять отказалась. Все это подкрепляется соответствующими документами, которые подтверждают позицию истца.
  4. Обращение в арбитражный суд. Готовый иск подается в арбитражный суд по месту регистрации компании-заказчика, и если при его составлении не допущены ошибки, принимается к рассмотрению. Когда назначено заседание, истцу или его представителю необходимо явиться в суд, подтвердить сведения, указанные в иске, и убедить судью в том, что правда на его стороне. Если это удастся, суд взыщет с заказчика причитающиеся деньги, а также дополнительные средства, если они заявлялись в иске.

И хотя вышеописанный порядок взыскания задолженности по договору не является единственно возможным рекомендуется придерживаться именно его как наиболее действенного для достижения поставленной цели.

Можно ли взыскать задолженность если услуги были оказаны без договора?

Достаточно часто встречаются ситуации, когда стороны работают без формального договора, основывая свое сотрудничество на устных соглашениях. Как и везде, здесь можно столкнуться с неплатежами со стороны заказчика, но доказать свою правоту намного сложнее: нет документов, которые подтверждают существование деловых отношений между сторонами. При этом законодательство говорит о том, что отсутствие договора не может быть основанием для невыплаты средств за выполненные работы. Но в таких ситуациях исполнителю потребуются квалифицированная , ведь придется доказывать сам факт сотрудничества посредством подтверждения услуг, которые были оказаны. Справиться с этим сможет только опытный юрист, ранее занимавшийся подобными спорами.

Заключение

Если заказчик отказывается оплачивать оказанные услуги, причитающиеся средства можно с него взыскать. Но предварительно нужно провести переговоры, поинтересоваться, почему оплата не была совершена, и только если это не дало эффекта, переходить к судебному процессу. На всех этапах спора поможет

Оплата обязательств по госконтракту - это обязанность заказчика. Случается так, что госзаказчик не выполняет ее. Узнайте, что делать, оказавшись в такой ситуации, и в какие государственные органы и организации обращаться.

Нормы об оплате в 44 ФЗ

Прокуратура

Причем надежнее обращаться сразу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения отправлять копию жалобы.

Во-вторых, УФАС. Данный орган правомочен проводить внеплановые проверки и по итогу возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).

За однократное неисполнение обязанностей на должностное лицо государственного покупателя могут наложить штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Итогом рассмотрения таких споров судом или ФАС может стать одно из решений:

  1. Назначение административного наказания.
  2. Прекращение производства по делу об административном правонарушении.

В-третьих, орган внутреннего финансового контроля, который есть у каждого заказчика. Согласно ч. 8 ст. 99 № 44-ФЗ, эта инстанция проверяет ход исполнения контракта, поэтому сюда тоже можно отправить жалобу.

Защитные организации

Ряд организаций, которые занимаются защитой прав и интересов предпринимателей, также могут катализировать получение средств по государственным контрактам. Самым ярким представителем является уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей . Омбудсмена привлекает ФАС, например, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

Общественные организации. Сюда относится, например, ОНФ «За честные закупки» , официальный сайт . Гарантий на победу здесь нет, но шансы присутствуют.

Существуют и предпринимательские организации, которые оказывают помощь тем бизнесменам, у которых есть членский билет. Если есть такая возможность, имеет смысл ею воспользоваться.

Нередко уже на этапе исполнения госконтракта стороны нарушают свои обязательства. Типичным нарушением со стороны государственного заказчика является задержка оплаты. Поставщики отстаивают свои права. Посмотрим, какие решения выносят суды в подобных случаях.

Нарушение сроков по исполнению денежных обязательств

Поставщик поставил заказчику товар согласно контракту, а заказчик медлит с оплатой, стараясь максимально отсрочить исполнение своих обязательств. Поставщик обратился в арбитражный суд, чтобы отстоять свои права и получить деньги.

Факт поставки товара государственному заказчику по контракту на сумму 6 011 365 руб. подтверждается товарными накладными и актом приема-передачи товара. Таким образом, обязательства заказчика по оплате полученного товара подтверждены документально.

В свою очередь, заказчиком допущено нарушение денежного обязательства по оплате задолженности. Поэтому, в соответствии с контрактом, поставщиком заявлены требования о взыскании пени за несвоевременную оплату товара.

Кроме этого, согласно контракта, срок возврата обеспечения определен в течение 10 дней с даты поставки товара, но не ранее даты окончания действия контракта.

При этом из материалов дела следует, что поставщик исполнил обязательство по поставке 24.04.2014, что подтверждается актом, срок действия контракта истек, однако заказчик возвратил обеспечение только 09.06.2014.

Таким образом, поставщиком также заявлены требования о взыскании пени за несвоевременный возврат обеспечения.

Суд удовлетворил все требования поставщика (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 г. № 18АП-14989/2014).

Неправомерность отказа от оплаты

Между государственным заказчиком и организацией-поставщиком был заключен контракт на поставку товара для федеральных нужд.

Товар был поставлен в соответствии с условиями контракта, претензий к качеству нет, акты приемки подписаны.

Однако заказчик отказался оплатить товар, ссылаясь на уменьшение лимитов бюджетных обязательств и попытался расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

При этом заказчик ранее не уведомлял поставщика об изменении своих финансовых возможностей и не приостанавливал приемку товара.

ФАС считает, что действия государственного заказчика неправомерны. Односторонний отказ от выполнения обязательств возможен только при существенном нарушении контракта другой стороной.

Кроме того, если акт государственного органа об уменьшении лимита бюджетных обязательств был принят после приемки товара, то заказчик не вправе ссылаться на данное обстоятельство как основание для отказа от оплаты.

Из материалов аналогичных судебных решений можно сделать вывод: если государственный заказчик не может доказать существенные нарушения поставщиком государственного контракта, связанные с качеством поставленного объекта закупки, то односторонний отказ от оплаты нельзя признать правомерным.

Ссылка заказчика на то, что ему был уменьшен лимит бюджетных обязательств, не может служить основанием для отказа в требованиях поставщиков — с заказчиков взыскиваются суммы оплаты поставленного товара, результата выполненной работы и оказанной услуги, а также и пени за просрочку (Постановление ФАС МО от 16.09.2011 № А40-73055/10-29-613).

На практике арбитражные суды соглашаются с подобными выводами ФАС.

Привязка срока оплаты к получению финансирования из бюджета неправомерна

Заказчик уведомил поставщика, что за поставленный товар он заплатит, когда сможет. Финансирование из бюджета затянулось на неопределенный срок. Поставщик был вынужден обратиться в суд.

Из конкурсной документации и текста контракта на поставку товаров следует, что срок оплаты поставленных товаров обусловлен получением заказчиком финансирования из бюджета.

Внимание! Заказчик не вправе обусловить срок оплаты получением финансирования по соответствующей статье бюджета, так как подобное условие не может являться согласованием срока оплаты.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 24.12.2009 по делу № А27-5495/2009 отмечает, что поступление денежных средств из бюджета на финансирование оплаты выполненных по муниципальному контракту работ не является событием, которое неизбежно должно наступить, что имело место в данном случае, и не является по смыслу ст. 190 ГК РФ согласованием срока оплаты.

Второй арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 29.09.2010 по делу № А31-3303/2010 указывает на то, что обязательство, возникающее из муниципального контракта, должно содержать конкретно определенное условие о сроке оплаты товара.

Требования поставщика были удовлетворены.

Выводы

Мы рассмотрели типичные ситуации, когда заказчик явно нарушает требования законодательства по исполнению своих обязательств по контракту. К сожалению, это достаточно распространенная практика.

В подобных случаях арбитражные суды однозначно встают на сторону поставщика, если он представляет подтверждающие документы, свидетельствующие о том, что он со своей стороны обязательства по контракту исполнил.

Будет ли создан реестр недобросовестных заказчиков, о котором уже давно говорят законотворцы, — покажет время. Такой реестр помог бы участникам госзакупок уже на этапе подготовки к участию в государственных тендерах избегать недобросовестных заказчиков. А пока — можно проводить мониторинг арбитражной практики в сфере госзакупок и общаться с коллегами на отраслевых встречах. Это облегчит работу поставщиков, подрядчиков и исполнителей в сфере государственных торгов.

Ольга Степанцева,
эксперт Контур.Школы

Подробнее об исполнении, изменении и расторжении государственного контракта вы узнаете из видеозаписи вебинара «Особенности исполнения и расторжения государственного контракта. Проведение экспертизы », Контур.Школа, лектор — тендерный эксперт О.А. Бируля.

Поставщик исполнил свои обязательства по контракту, заключенному в соответствии с законом 44-ФЗ. Однако заказчик не подписывает документы о приемке и не торопится производить оплату. Какие механизмы доступны исполнителю контракта для того, чтобы повлиять на заказчика?

Заказчик не закрывает сделку

Любой контракт или его отдельный этап должен быть завершен «закрывающими» документами, например, актом приема-передачи . Этот документ служит основанием для того, чтобы считать контракт исполненным и оплатить услуги поставщика.

Пример. Исполнитель оказывал заказчику услуги по обработке помещений. По условиям контракта он должен был уведомлять заказчика по e-mail или в письменной форме о предстоящей обработке. Однако на одном из объектов поставщик провел обработку без такого уведомления. В результате заказчик посчитал, что работа не была произведена, и отказался ее принимать.

Если заказчик не хочет подписывать документы о приемке, самое очевидное, что следует сделать - связаться с ним и выяснить, что происходит. Если он недоволен результатами исполнения контракта, он должен направить поставщику мотивированный отказ в приемке . Его форма не регламентирована, однако в обязательном порядке в нем должны быть перечислены конкретные нарушения, которые мешают приемке товара или услуги. Такой документ поставщик должен получить от заказчика до истечения срока, отведенного на приемку результата исполнения контракта.

Если поставщик получил подобный документ, он принимает решение о том, сможет ли исполнить требование заказчика и устранить выявленные нарушения . Но бывает, что подобного документа заказчик не направляет. В этом случае ничего не остается, кроме как писать ему претензию . То же самое поставщику придется делать и в случае, если он не согласен с выводами заказчика о нарушениях. Претензия составляется в свободной форме с изложением всех обстоятельств и фактов.

Если заказчик не идет на контакт

Самый лучший и безболезненный вариант - выяснить все и договориться. Однако удается это не всегда. Допустим, заказчик не реагирует на претензии и не сообщает, почему не желает подписывать . В таком случае следует подписать его со своей стороны и направить его почтовым отправлением заказчику. Если вновь нет никакой реакции, придется обращаться в арбитражный суд.

Заказчик не хочет платить

В статье 34 закона 44-ФЗ установлено, что госконтракт должен быть оплачен заказчиком в течение 30 дней с даты подписания документа о приемке. Если контракт исполнил субъект из числа СМП или СОНО, то срок оплаты сокращается до 15 дней . За задержку закачку предъявляется неустойка в соответствии с пунктом 5 статьи 34.

Итак, заказчик не платит. В этом случае поставщик действует по описанной выше схеме - пишет ему претензию. Если и после этого не поступает оплата, исполнитель контракта вправе обратиться в суд с тем, чтобы тот обязал заказчика произвести оплату.

Однако иногда могут помочь и некоторые механизмы досудебного разбирательства. Не стоит забывать, что заказчик по 44-ФЗ - структура, которая функционирует на бюджетные деньги. Поэтому довольно эффективным может стать обращение в вышестоящую организацию . Например, если контракт заключен со школой, то обратиться следует в региональное отделение Министерства образования. Нужно составить письменное обращение, в котором изложить все обстоятельства. А именно описать, что конкретный заказчик не оплачивает выполненный контракт, ссылаясь, допустим, на отсутствие в бюджете денежных средств. И попросить вышестоящий орган пояснить сложившуюся ситуацию и разобраться в ней.

Подобное обращение можно составить еще в 2 инстанции:

  • в аппарат уполномоченного по правам предпринимателей в данном регионе;
  • в местное представительство Общероссийского народного фронта (в ОНФ есть отделение «За честные закупки» ).

Таким образом, если заказчик не перечисляет деньги по контракту, у поставщика есть несколько способов воздействовать на него в досудебном порядке. Если же это не поможет, придется обращаться в арбитражный суд.

Похожие публикации