Что такое ядерная безопасность. Ядерная и радиационная безопасность

Ядерная безопасность в Законе Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» (ст. 1) определена как соблюдение норм, правил, стандартов и условий использования ядерных материалов, которые обеспечивают радиационную безопасность.

Ядерная безопасность - это такое состояние развития общественных отношений в сфере использования ядерной энергии, в частности в ядерной энергетике, за которого системой научно-технических, организационных, экономических, государственно-правовых и других социальных средств регуляции обеспечивается надлежащий безопасный режим использования ядерных установок (объектов), ядерных материалов, и тому подобное, который побуждает к безусловному соблюдению требований законодательство, норм, правил, стандартов и условий, которые действуют в сфере использования ядерной энергии.

Четкое соблюдение режима использования ядерной энергии является основой предотвращения и недопущения радиоактивного загрязнения окружающей естественной среды с целью как обеспечения жизни и здоровья людей, так и охраны окружающей среды, или, иначе говоря, с целью обеспечения радиационной безопасности. Именно соблюдение норм, правил, стандартов и условий использования ядерных материалов, составляет основу обеспечения радиационной безопасности. Следовательно, ядерная и радиационная безопасность настолько тесно взаимосвязаны, что без соблюдения и обеспечения первой нельзя вести речь и надеяться на обеспечение второй.

Нормы, правила и стандарты ядерной безопасности - это критерии, требования и условия обеспечения безопасности, во время использования ядерной энергии. их соблюдение является обязательным при осуществлении любого вида деятельности в сфере использования ядерной энергии. Требования отмеченных норм, правил и стандартов, принимаются с учетом рекомендаций международных организаций в сфере использования ядерной энергии.

Согласно определению МАГАТЭ основная цель ядерной безопасности - поддерживать радиоактивное облучение от ядерной установки (населения и персонала) на максимально возможном низком уровне как в процессе нормальной эксплуатации ядерной установки, так и в случае аварийного инцидента.

Одно из основных направлений использования ядерной энергии - производство тепло-, и электроэнергии. Невзирая на то, что оценка роли и перспектив развития ядерной энергетики неоднозначные как в Украине, так и за рубежом, альтернатив ей в ближайшее время, как утверждают специалисты, нет. К тому же Украина недавно ввела в эксплуатацию новые энергоблоки на Хмельницкой и Ровенской АЭС.

В то же время очевидно, что использование ядерной энергии в упомянутых сферах принадлежит к наиболее потенциально опасным технологиям. Катастрофа на ЧАЭС серьезно подорвала доверие к ядерной энергетике. Возникла необходимость в принятии дополнительных мероприятий по повышению уровня ядерной безопасности АЭС во всем мире. Ведь среди всех отраслей использования ядерной энергии, источников ионизирующего излучения, ядерная энергетика остается наиболее опасной. Вот почему на фоне общего неблагополучия состояния окружающей естественной среды задания сохранения жизни и здоровья человека и безопасности среды ее существования остается в ядерной энергетике одним из главных.

В современных условиях, когда развитие ядерной энергетики приобрело широкомасштабный характер и выросли количество стран, которые эксплуатируют объекты ядерной энергетики, обеспечения ядерной безопасности, вышло за пределы интересов отдельного государства и приобрело международное значение.

В связи с этим в 1989 г. под эгидой МАГАТЭ, учитывая требования времени была разработана Международная шкала тяжести событий на атомных станциях. Отмеченная шкала является средством для быстрой оценки возможных последствий инцидентов на АЭС. Классифицируя события в соответствии с их значимостью, она облегчает взаимопонимание между ядерным содружеством.

Координация и объединение усилий по обеспечению ядерной безопасности - сравнительно новое направление международного сотрудничества в сфере мирного использования ядерной энергии. Одна из особенностей этого направления заключается в том, что он все больше приобретает международно-правовых форм. Свидетельством этого является принятие Международной конвенции из ядерной безопасности (в 1994 г.), которую Украина ратифицировала 17 декабря в 1997 г. с предостережением о том, что положение ст. 3 конвенции не применяется к объекту «Укрытия».

Основными целями Международной конвенции из ядерной безопасности является:

  • - достижение высокого уровня ядерной безопасности во всем мире на основе укрепления национальных мероприятий и международного сотрудничества, в том числе в соответствующих случаях, на основе технического сотрудничества, в сфере безопасности и поддержании такого уровня;
  • - разработка и поддержание на ядерных установках эффективных средств защиты от потенциальной радиационной опасности с тем, чтобы защитить отдельные личности, общество в целом и окружающая среда от вредного влияния ионизирующих излучений от таких установок;
  • - предотвращение аварий с радиологическими последствиями, смягчение таких последствий в случае, когда аварии произойдут.

Радиационную безопасность следует рассматривать как составляющую и предпосылку экологической безопасности. Существуют разнообразные подходы к определению отмеченного понятия. Да, «радиационная безопасность» определяется как комплекс мероприятий, направленных на ограничение облучения персонала, отдельных личностей, с населения и всего населения до наиболее низких уровней дозы, которые достигаются средствами, приемлемыми для общества; на предотвращение возникновения ранних последствий облучения и ограничения проявлений отдаленных последствий к приемлемому уровню.

Радиационная безопасность определяется также как система законодательных средств (в том числе норм радиационной безопасности), направленная на ограничение возможного облучения населения и персонала в результате использования источников ионизирующего излучения.

Из приведенных формулировок выплывает, что радиационная безопасность рассматривается как «комплекс мероприятий» или «система законодательных средств». Термин «радиационная безопасность» объясняется и как комплекс административных и медико-санитарных мероприятий, которые ограничивают приемлемыми уровнями облучения и радиоактивное загрязнение отдельных личностей, населения и окружающей среды.

Раскрывая понятие «радиационная безопасность», необходимо обратиться также к его законодательному определению. Да, в Законе Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» радиационная безопасность определяется как соблюдение пределов радиационного влияния на персонал, население и окружающую естественную среду, установленные нормативами, правилами и стандартами, из безопасности (ст. 1). Следует отметить, что принят в 1995 г. закон практически оставил правовые аспекты, связанные с обеспечением радиационной безопасности в государстве, вне своего внимания. В Нормах радиационной безопасности Украины (НРБУ-97) установлено, что «радиационная безопасность - состояние радиационно ядерных объектов и окружающей среды, которая обеспечивает непревышение основных дозовых лимитов, исключения любого неоправданного облучения и уменьшения неоправданного облучения и уменьшения доз облучения персонала и населения, ниже установленных дозовых лимитов настолько, насколько это может быть достигнуто и экономически обоснованно». Это определение также раскрывает определены технические аспекты этого явления, не касаясь правовых.

Очень тесно с понятием радиационной безопасности связанное понятие «радиационная защита». Следует отметить, что во многих научных исследованиях эти понятия часто путают. Анализ Закона Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности», где радиационная защита определенно как совокупность радиационно гигиенических, проектно-конструкторских, технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение радиационной безопасности, дает возможность сделать вывод, что радиационная защита относительно радиационной безопасности имеет выразительно подчиненный характер. Он направлен на обеспечение радиационной безопасности с привлечением совокупности всех мероприятий, в том числе правовых. В то же время радиационная безопасность направлена на соблюдение норм и принципов радиационной защиты, которые дают возможность гарантировать, что уровень радиоактивного облучения при любых обстоятельствах не будет превышен, а человек и окружающая естественная среда будут иметь надежную защиту.

Таким образом, анализ теоретических источников и нормативно правовых актов дает основания для вывода о том, что на сегодня существует большое количество подходов к определению понятия «радиационная безопасность». При этом следует заметить, что для познания юридической природы любого явления нужно прежде всего рассмотреть его через призму правоотношений. Учитывая наработки, которые существуют в правовой науке, можно сделать вывод, что радиационная безопасность - это состояние развития общественных отношений, за которого системой правовых норм и других государственно-правовых средств обеспечивается защита прав человека, в частности ее жизнь и здоровье, охрана окружающей естественной среды, отдельных естественных объектов, экосистем, от ионизирующего излучения при осуществлении деятельности в сфере использования ядерной энергии, ионизирующего излучения естественного происхождения, в том числе техногенно усиленного в результате антропогенного влияния.

Радиационная безопасность призвана решить два основных задания:

  • * снижение уровня облучения персонала и населения к регламентированным границам, а также охрану окружающей естественной среды на основе комплекса медико-санитарных, гигиенических и правовых мероприятий;
  • * создание эффективной системы радиационного контроля, которая дала бы возможность оперативно регистрировать изменения разных параметров радиационной обстановки, на основе которых можно судить об уровне облучения персонала и населения, радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды, и на этом основании принимать меры относительно нормализации радиационной обстановки в случае превышения допустимых уровней.

При этом основными в обеспечении радиационной безопасности являются принципы: нормирование, обоснование и оптимизации.

Принцип нормирования - это ограничение допустимых уровней индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующих излучений.

Принцип обоснования - это запрещение (ограничение) всех видов деятельности по использованию источников ионизирующих излучений, за которых получена для человека и общества польза не превышает риска вероятного вреда, причиненного дополнительным к природному радиационному фону облучением.

Принцип оптимизации - это поддержка на допустимо низком и возможном для достижения уровни, с учетом экономических и социальных факторов, индивидуальных доз облучения и количества облученных лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

    Понятие ядерной безопасности

    Атомная электростанция. Опасности ядерного материала

    Культура безопасности и человеческие ошибки.

    Ядерные аварии, связанные с радиационным поражением

    Улучшения технологий ядерного деления

    Ядерная безопасность и террористические атаки

    Исследование ядерного синтеза

    Стандарты безопасности

Ядерная безопасность и безопасность покрывают меры, принятые, чтобы предотвратить ядерный и аварии, связанные с радиационным поражением или ограничить их последствия. Это покрывает атомные электростанции, а также все другие ядерные установки, транспортировку ядерных материалов, и использование и хранение ядерных материалов для медицинского, власти, промышленности и военного использования.

Атомная промышленность повысила уровень безопасности и работу реакторов, и предложила новые и более безопасные реакторные проекты. Однако прекрасная безопасность не может быть гарантирована. Потенциальные источники проблем включают человеческие ошибки и внешние события, которые оказывают большее влияние, чем ожидаемый: проектировщики реакторов на Фукусимев Японии не ожидали, что цунами, произведенное землетрясением, отключит резервные системы, которые, как предполагалось, стабилизировали реактор после землетрясения.

Согласно UBS AG,Фукусиме I аварий на ядерном объектеподвергли сомнению то, может ли даже развитая экономика как Япония справиться с ядерной безопасностью. Катастрофические сценарии, включающиетеррористические атаки, саботаж посвященного лица,plowhshares действияикибернападения, также мыслимые.

В его книге, Нормальных несчастных случаях , Чарльз Перроуговорит, что многократные и неожиданные неудачи встроены в сложные и ядерные реакторные системы общества с сильной связью. Такие несчастные случаи неизбежны и не могут быть разработаны вокруг. До настоящего времени было три серьезных несчастных случая (основное повреждение) в мире с 1970, включив пять реакторов (один вТрехмильном Островев 1979; один вЧернобылев 1986; и три вФукусиме-Daiichiв 2011), соответствуя началу операции поколения II реакторов.

Безопасность ядерного оружия, а также безопасность военного исследования, включающего ядерные материалы, обычно обрабатывается агентствами, отличающимися от тех, которые наблюдают за гражданской безопасностью, по различным причинам, включая тайну. Есть продолжающиеся опасения по поводу террористических групп, приобретающих делающий ядерную бомбу материал.

Четкое соблюдение режима использования ядерной энергии является основой предотвращения и недопущения радиоактивного загрязнения окружающей естественной среды с целью как обеспечения жизни и здоровья людей, так и охраны окружающей среды, или, иначе говоря, с целью обеспечения радиационной безопасности. Именно соблюдение норм, правил, стандартов и условий использования ядерных материалов, составляет основу обеспечения радиационной безопасности. Следовательно, ядерная и радиационная безопасность настолько тесно взаимосвязаны, что без соблюдения и обеспечения первой нельзя вести речь и надеяться на обеспечение второй. Нормы, правила и стандарты ядерной безопасности - это критерии, требования и условия обеспечения безопасности, во время использования ядерной энергии. их соблюдение является обязательным при осуществлении любого вида деятельности в сфере использования ядерной энергии. Требования отмеченных норм, правил и стандартов, принимаются с учетом рекомендаций международных организаций в сфере использования ядерной энергии.

Согласно определению МАГАТЭ основная цель ядерной безопасности - поддерживать радиоактивное облучение от ядерной установки (населения и персонала) на максимально возможном низком уровне как в процессе нормальной эксплуатации ядерной установки, так и в случае аварийного инцидента.

Радиационная безопасность призвана решить два основных задания:

Снижение уровня облучения персонала и населения к регламентированным границам, а также охрану окружающей естественной среды на основе комплекса медико-санитарных, гигиенических и правовых мероприятий;

Создание эффективной системы радиационного контроля, которая дала бы возможность оперативно регистрировать изменения разных параметров радиационной обстановки, на основе которых можно судить об уровне облучения персонала и населения, радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды, и на этом основании принимать меры относительно нормализации радиационной обстановки в случае превышения допустимых уровней.

При этом основными в обеспечении радиационной безопасности являются принципы: нормирование, обоснование и оптимизации.

Принцип нормирования - это ограничение допустимых уровней индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующих излучений. Принцип обоснования - это запрещение (ограничение) всех видов деятельности по использованию источников ионизирующих излучений, за которых получена для человека и общества польза не превышает риска вероятного вреда, причиненного дополнительным к природному радиационному фону облучением.

Принцип оптимизации - это поддержка на допустимо низком и возможном для достижения уровни, с учетом экономических и социальных факторов, индивидуальных доз облучения и количества облученных лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

Обзор ядерных процессов и проблем безопасности

Ядерное оружие

Способное к ядерному делению топливо, такое как уран и плутоний и их извлечение, хранение и использование

:- Радиоактивные материалы, используемые для медицинского, диагностического, батарей для некоторых космических проектов и целей исследования

Ядерные отходы, остаток радиоактивных отходов ядерных материалов

Власть ядерного синтеза, технология в долгосрочной разработке

Незапланированный вход ядерных материалов в биосферу и пищевую цепь (живущий заводы, животные и люди), если вдохнуто или глотается.

За исключением термоядерного оружия и экспериментального исследования сплава, все проблемы безопасности, определенные для ядерной энергии, происходят от потребности ограничить биологическое внедрение преданной дозы (токсичность) и эффективная доза из-за радиоактивности тяжелых способных к ядерному делению материалов, ненужных побочных продуктов, и от рисков незапланированных или безудержных аварий на ядерном объекте.

Ядерная безопасность поэтому покрывает в минимуме: -

Извлечение, транспортировка, хранение, обработка и избавление от способных к ядерному делению материалов

Безопасность генераторов ядерной энергии

Контроль и безопасное управление ядерным оружием, ядерный материал, способный к использованию в качестве оружия и другим радиоактивным материалам

Безопасная обработка, ответственность и использование в промышленном, медицинском и контекстах исследования

Избавление от ядерных отходов

Ограничения на воздействие радиации

Ответственные агентства

На международном уровне Международное агентство по атомной энергии«работает с его государствами-членами и многократными партнерами во всем мире, чтобы продвинуть безопасные, безопасные и мирные ядерные технологии». Некоторые ученые говорят, чтояпонские аварии на ядерном объекте 2011 годапоказали, что ядерная промышленность испытывает недостаток в достаточном надзоре, приводя к призывам, с которыми повторно выступают, чтобы пересмотреть мандат МАГАТЭ так, чтобы это могло лучшие полицейские атомные электростанции во всем мире. Есть несколько проблем с МАГАТЭ, говорит Наймедин Мескати из университета южной Калифорнии:

Это рекомендует стандарты безопасности, но государства-члены не обязаны соответствовать; это продвигает ядерную энергию, но это также контролирует ядерное использование; это - единственная глобальная организация, наблюдая за ядерной промышленностью, все же это также пригнуто, проверив соответствие Договору о нераспространении ядерного оружия (NPT).

У многих стран, использующих ядерную энергию, есть специальные учреждения, наблюдающие и регулирующие ядерную безопасность. Гражданская ядерная безопасность в США отрегулирована Комиссией по ядерному урегулированию (NRC). Однако критики ядерной промышленности жалуются, что регулятивные органы слишком переплетены с inustries сами, чтобы быть эффективными. КнигаМашина Судного Дня , например, предлагает серию примеров национальных регуляторов, как они выразились "не регулирование, просто махнув" (игра слов при отказе ), чтобы утверждать, что, в Японии, например, «регуляторы и отрегулированный долго были друзьями, сотрудничая, чтобы возместить сомнения в общественности, воспитываемой на ужасе ядерных бомб». Другие предлагаемые примеры включают:

В Соединенных Штатах опасному обычаю, посредством чего только сторонникам ядерной промышленности разрешают контролировать его и лоббисты, позволили иметь эффективное вето по регуляторам.

В Китае, где Канг Риксин, бывший генеральный директор принадлежащей государству China National Nuclear Corporation, был приговорен к пожизненному заключению в тюрьме в 2010 для принятия взяток (и другие злоупотребления), вердикт, вызывающий вопросы о качестве его работы над безопасностью и кредитоспособностью ядерных реакторов Китая.

В Индии, где ядерный регулятор сообщает национальной Комиссии по атомной энергии, которая защищает здание атомных электростанций там и председателя Атомной энергии, Регулирующий Совет, С. С. Бэджэдж, был ранее высшим руководителем в Nuclear Power Corporation Индии, компании, которую он теперь помогает отрегулировать.

В Японии, где регулятор сообщает Министерству Экономики, Торговли и Промышленности, которая открыто стремится продвинуть ядерную промышленность и посты министерства и ключевые должности в ядерном бизнесе, переданы среди того же самого маленького круга экспертов.

Книга утверждает, что ядерная безопасность поставилась под угрозу подозрением, что, поскольку Эйсэку Сато, раньше губернатор провинции Фукусима (с ее позорным ядерным реакторным комплексом), поместил его регуляторов: “Они все одного поля ягода”.

Безопасность ядерных установок и материалов, которыми управляет американское правительство для исследования, производства оружия, и теми, которые приводят военный корабли в действие, не управляет NRC. В британской ядерной безопасности отрегулирован Офисом для Ядерного Регулирования(ONR) и Defence Nuclear Safety Regulator (DNSR).Австралийская служба радиационной защиты и ядерной безопасности (ARPANSA)- Федеральный орган власти, который контролирует и определяет солнечное излучение и ядерные радиационные риски в Австралии. Это - основная часть, имеющая дело с ионизацией и неатомной радиацией, и издает материал относительно радиационной защиты.

Другие агентства включают:

Autorité de sûreté nucléaire

Радиологический институт защиты Ирландии

Федеральное агентство по атомной энергиивРоссии

Kernfysische dienst, (NL)

Пакистан ядерный контролирующий орган

Bundesamt für Strahlenschutz, (DE)

Атомная энергия регулирующий Совет(Индия)

Атомная электростанция

Опасности ядерного материала

В настоящее время есть в общей сложности 47 000 тонн ядерных отходов высокого уровня, хранивших в США. Ядерные отходы - приблизительно 94%-й Уран, Плутоний на 1,3%, 0,14% другие Актинидыи продукты расщепления на 5,2%. Приблизительно 1,0% этих отходов состоит из долговечных изотопов Se, Цирконий, Те, Фунт, Sn, я и Cs. Короче жил изотопы включая Сэра, Сэра, Рутений, Sn, Cs, Cs, и пополудни составьте 0,9% в один год, уменьшившись до 0,1% в 100 лет. Остающиеся 3.3-4.1% состоят из нерадиоактивных изотопов. Есть технические проблемы, поскольку предпочтительно запереть долговечные продукты расщепления, но проблема не должна быть преувеличена. У одной тонны отходов, как описано выше, есть измеримая радиоактивностьприблизительно 600 ТБк, равных естественной радиоактивности в одном км земной коры, которую, если похоронено, добавили бы только 25 частей за триллион к полной радиоактивности.

Различие между недолгими ядерными отходами высокого уровня и долговечными отходами низкого уровня быть иллюстрированным следующим примером. Как указано выше одна родинка и меня и меня выпуск 3x10 распадается в период, равный одной полужизни. Я распадаюсь с выпуском 970 кэВ, пока я распадаюсь с выпуском 194 кэВ энергии. 131 г из я был бы поэтому выпуск 45 Gigajoules более чем восемь дней, начинающихся по начальному уровню 600 EBqвыпуск90 киловаттс последним радиоактивным распадом, происходящим в двух годах. Напротив, 129 г из я был бы поэтому выпуск 9 Gigajoules более чем 15,7 миллионов лет, начинающихся по начальной ставке850 МБк, выпускающих25 микроваттс радиоактивностью, уменьшающейся меньше чем на 1% за 100 000 лет.

Одна тонна ядерных отходов также сокращает выбросы COна 25 миллионов тонн.

Радионуклиды, такие как я или я, могу быть очень радиоактивным, или очень долговечным, но они не могут быть обоими. Одна родинка я (129 граммов) подвергаюсь тому же самому числу распадов (3x10) за 15,7 миллионов лет, как делает одну родинку меня (131 грамм) за 8 дней. Я поэтому очень радиоактивен, но исчезаю очень быстро, пока я выпускаю очень низкий уровень радиации в течение очень долгого времени. Два долговечных продукта расщепления,Технеций 99(полужизнь 220 000 лет) иЙод 129(полужизнь 15,7 миллионов лет), представляют несколько больший интерес из-за большего шанса входа в биосферу.transuranicэлементы в отработанном топливе -Neptunium-237(полужизнь два миллиона лет) иПлутоний 239(полужизнь 24 000 лет). также останется в окружающей среде в течение долгих промежутков времени. Более полное решение обоих проблема обоихАктинидови к потребности в низкоуглеродной энергетике может быть составным быстрым реактором. Одна тонна ядерных отходов после полного ожога в реакторе IFR будет препятствовать тому, чтобы 500 миллионов тоннCOвошли в атмосферу. Иначе, хранилище отходов обычно требует лечения, сопровождаемого долгосрочной стратегией управления, включающей постоянное хранение, распоряжение или преобразование отходов в нетоксичную форму.

Правительства во всем мире рассматривают диапазон утилизации отходов и вариантов распоряжения, обычно включая глубоко-геологическое размещение, хотя там был ограничен продвижение к осуществлению долгосрочных решений утилизации отходов. Это частично, потому что рассматриваемые периоды, имея дело с радиоактивными отходами колеблются от 10 000 до миллионов лет, согласно исследованиям, основанным на эффекте предполагаемых радиационных доз.

Так как часть атомов радиоизотопа, распадающихся за единицу времени, обратно пропорциональна его полужизни, относительная радиоактивность количества похороненных человеческих радиоактивных отходов уменьшалась бы в течение долгого времени по сравнению с естественными радиоизотопами (такими как цепь распада 120 триллионов тонн тория и 40 триллионов тонн урана, которые являются при относительно концентрациях следа частей за миллион каждогопо 3 корки * 10-тонная масса). Например, по периоду тысяч лет, после того, как самые активные короткие полужизненные радиоизотопы распались, хоронить американские ядерные отходы увеличит радиоактивность в лучших ногах 2000 года скалы и почвы вСоединенных Штатах(10 миллионов км)≈1 часть в 10 миллионах по совокупной суммеестественных радиоизотоповв таком объеме, хотя у близости места была бы намного более высокая концентрация искусственного метрополитена радиоизотопов, чем такое среднее число.

Культура безопасности и человеческие ошибки

Одно относительно распространенное понятие в обсуждениях ядерной безопасности - понятие культуры безопасности. International Nuclear Safety Advisory Group, определяет термин в качестве “личного посвящения и ответственности всех людей, занятых любой деятельностью, у которой есть влияние на безопасность атомных электростанций”. Цель состоит в том, чтобы “проектировать системы, которые используют способности человека соответствующими способами, которые защищают системы от человеческих слабостей, и которые защищают людей от опасностей, связанных с системой”.

В то же время есть некоторые доказательства, что эксплуатационные методы не легко изменить. Операторы почти никогда не следуют инструкциям и письменным процедурам точно, и “нарушение правил, кажется, довольно рационально учитывая фактические ограничения рабочей нагрузки и выбора времени, при которых операторы должны сделать свою работу”. Много попыток улучшить культуру ядерной безопасности “были даны компенсацию людьми, приспосабливающимися к изменению непредсказанным способом”.

Согласно директору Юго-Восточной Азии и Океании Аревой, Селене Ын,ядерная катастрофа ФукусимыЯпонии - «огромный призыв к действию для ядерной промышленности, которая не всегда была достаточно прозрачна о проблемах безопасности». Она сказала, что «Было своего рода самодовольство перед Фукусимой, и я не думаю, что мы можем позволить себе иметь то самодовольство теперь».

Оценка, проводимая Commissariat à l’Énergie Atomique (CEA) во Франции, пришла к заключению, что никакая сумма технических инноваций не может устранить риск вызванных человеком ошибок, связанных с деятельностью атомных электростанций. Два типа ошибок считали самыми серьезными: ошибки передали во время деятельности на местах, такой как обслуживание и тестирование, которое может вызвать несчастный случай; и человеческие ошибки сделали во время маленьких несчастных случаев тот каскад к полному провалу.

Согласно Микле Шнайдеру, реакторная безопасность зависит, прежде всего, от "культуры безопасности", включая качество обслуживания и обучения, компетентности оператора и трудовых ресурсов и суровости регулирующего надзора. Таким образом, лучше разработанный, более новый реактор - не всегда более безопасный, и более старые реакторы не обязательно более опасны, чем более новые. Островной несчастный случай Трех миль 1979 года в Соединенных Штатах произошел в реакторе, который начал операцию только тремя месяцами ранее, иЧернобыльская катастрофапроизошла только после двух лет операции. Серьезная потеря хладагента произошла во французском реакторе Civaux-1 в 1998, спустя меньше чем пять месяцев после запуска.

Однако, безопасный завод разработан, чтобы быть, он управляется людьми, которые подвержены ошибкам. Лорент Стрикер, ядерный инженер и председатель Мировой Ассоциации Ядерных Операторовговорит, что операторы должны принять меры против самодовольства и избежать самонадеянности. Эксперты говорят, что «самым большим единственным внутренним фактором, определяющим безопасность завода, является культура безопасности среди регуляторов, операторов и трудовых ресурсов - и создание такой культуры не легко».

Риски

Обычный риск для здоровья и выбросы парниковых газов от власти ядерного деления маленькие относительно связанных с углем, но есть несколько «катастрофических рисков»:

Чрезвычайная опасность радиоактивного материала в электростанциях и ядерной технологии в и себя так известна, что американское правительство было побуждено (при убеждении промышленности) предписать условия, которые защищают ядерную промышленность от отношения полного бремени таких неотъемлемо опасных ядерных операций. Закон о Цене-Andersonограничивает ответственность промышленности в случае несчастных случаев, и закон о политике Ядерных отходов 1982 года обвиняет федеральное правительство в ответственности за то, что постоянно хранили ядерные отходы.

Плотность населения - одна критическая линза, через которую должны быть оценены другие риски, говорит Лорент Стрикер, ядерный инженер и председатель Мировой Ассоциации Ядерных Операторов:

У завода KANUPPв Карачи, Пакистан, есть большинство людей - 8,2 миллионов - живущий в пределах 30 километров ядерной установки, хотя у этого есть всего один относительно маленький реактор с продукцией 125 мегаватт. Затем в лиге, однако, намного более крупные заводы - 1 933 мегаватта Тайваня завод Кошэна с 5,5 миллионами человек в пределах 30-километрового радиуса и 1 208 мегаватт завод Чина Шана с 4,7 миллионами; обе зоны включают столицу Тайбэя.

172 000 человек, живущих в пределах 30-километрового радиуса атомной электростанции Фукусимы Daiichi, вынудили или советовали эвакуировать область. Более широко анализ 2011 года по своей природе и Колумбийский университет, Нью-Йорк, показывают, что приблизительно у 21 ядерной установки есть население, более многочисленное, чем 1 миллион в пределах 30-километрового радиуса, и у шести заводов есть население, более многочисленное, чем 3 миллиона в пределах того радиуса.

События Черного лебедя- очень маловероятные случаи, у которых есть большие последствия. Несмотря на планирование, ядерная энергия всегда будет уязвима для событий черного лебедя:

Редкий случай – особенно тот, который никогда не происходил – трудно предвидеть, дорогой, чтобы запланировать и легкий обесценить со статистикой. Просто, потому что что-то, как только предполагается, происходит, каждые 10,000 лет не означает, что это не произойдет завтра. По типичной 40-летней жизни завода могут также измениться предположения, как они сделали 11 сентября 2001, в августе 2005, когда ураган Катрина ударил, и в марте 2011, после Фукусимы.

Список потенциальных событий черного лебедя «damningly разнообразен»:

Ядерные реакторы и их лужицы отработанного топлива могли быть целями террористов, пилотирующих угнанные самолеты. Реакторы могут быть расположены ниже дамб, которые, должен они когда-либо разрывать, мог развязать крупные наводнения. Некоторые реакторы расположены близко к ошибкам землетрясения или береговым линиям, опасному сценарию как этот, который появился в Трехмильном Острове и Фукусиме – катастрофическая неудача хладагента, перегревание и таяние радиоактивных топливных стержней и выпуск радиоактивного материала.

Вне базисных событий дизайна

Фукусима I аварий на ядерном объектебыли вызваны «вне базисного события дизайна», цунами и связанные землетрясения были более сильными, чем завод, была разработана, чтобы приспособить, и несчастный случай происходит непосредственно из-за цунами, переполняющего также низкую дамбу. С тех пор возможность непредвиденных вне базисных событий дизайна была главным беспокойством об операторах завода.

Прозрачность и этика

Согласно антиядерной активистке Стефани Кук, трудно знать то, что действительно идет на внутренние атомные электростанции, потому что промышленность покрыта тайной. Корпорации и правительства управляют тем, какая информация сделана доступной общественности. Кук говорит, «когда информация сделана доступной, она часто выражается на жаргоне и непостижимой прозе».

Кеннетт Бенедикт сказала, что ядерная технология и эксплуатации установки продолжают испытывать недостаток в прозрачности и относительно закрываться для общественного мнения:

Несмотря на победы как создание Комиссии по атомной энергии, и позже Ядерной Регулярной Комиссии, тайна, которая началась с манхэттенского Проекта, имела тенденцию проникать в гражданской ядерной программе, а также программах защиты и вооруженных силах.

В 1986 советские чиновники удержали сообщать о Чернобыльской катастрофе в течение нескольких дней. Операторы АЭС Фукусима, Tokyo Electric Power Co, также подверглись критике за то, что они не быстро раскрыли информацию о выпусках радиоактивности от завода. Президент России Дмитрий Медведев сказал, что в ядерных чрезвычайных ситуациях должна быть большая прозрачность.

Исторически много ученых и инженеров приняли решения от имени потенциально пострадавшего населения о том, приемлем ли особый уровень риска и неуверенности для них. Много ядерных инженеров и ученых, которые приняли такие решения, даже на серьезных основаниях, касающихся долгосрочной энергетической доступности, теперь полагают, что выполнение так без информированного согласия неправильное, и что безопасность ядерной энергии и ядерные технологии должны базироваться существенно на морали, а не просто на технических, экономических и деловых соображениях.

Неядерные фьючерсы: Случай для Этической энергетической Стратегии - книга 1975 года Амори Б. Ловинси Джона Х. Прайса. Главная тема книги - то, что самые важные части дебатов ядерной энергии не технические споры, но касаются личностных ценностей и являются законной областью каждого гражданина, ли технически обученный или нет.

Ядерный и аварии, связанные с радиационным поражением

У ядерной промышленности есть превосходные показатели по технике безопасности, и смертельные случаи в час мегаватта являются самыми низкими из всех главных источников энергии. Согласно Цзыа МянюиАлександру Глэзеру, «прошлые шесть десятилетий показали, что ядерная технология не терпит ошибку». Ядерная энергия - возможно, основной пример того, что называют ‘рискованными технологиями с ‘катастрофическим потенциалом’, потому что “независимо от того, как эффективные обычные устройства безопасности, есть форма несчастного случая, который неизбежен, и такие несчастные случаи - "нормальное" последствие системы”. Короче говоря, нет никакого побега из системных отказов.

Безотносительно позиции, которую каждый занимает в дебатах ядерной энергии, возможность катастрофических несчастных случаев и последовательных экономических затрат нужно рассмотреть, когда ядерная политика и инструкции создаются.

Защита ответственности несчастного случая

Кристин Шрэдер-Фречеттсказала, «если бы реакторы были безопасны, ядерные отрасли промышленности не потребовали бы гарантируемый правительством, защита ответственности несчастного случая, как условие для их электричества создания». Никакая компания по личному страхованию или даже консорциум страховых компаний «не взяли бы на себя внушающие страх обязательства, являющиеся результатом серьезных аварий на ядерном объекте».

Ханфордское место

Ханфордское Место- главным образом списанныйядерныйпроизводственный комплекс наКолумбиив штате СШАВашингтона, управляемогофедеральным правительством Соединенных Штатов. Плутоний, произведенный на месте, использовался в первойядерной бомбе, испытанной наместе Троицы, и вТолстом Человеке, бомба, взорваннаяпоНагасаки, Япония. Во времяхолодной войныпроект был расширен, чтобы включать девять ядерных реакторов и пять больших комплексовобработки плутония, которые произвели плутоний для большей части этих 60 000 оружия вамериканском ядерном арсенале. Многая из ранней техники безопасности и методов вывоза отходов была несоответствующей, и правительственные документы с тех пор подтвердили, что действия Ханфорда выпустили существенное количество радиоактивных материалов в воздух и Колумбию, которая все еще угрожает здоровью жителей и экосистем. Производственные реакторы оружия были выведены из эксплуатации в конце холодной войны, но десятилетия производства оставленного позади из радиоактивных отходоввысокого уровня, дополнительные из твердых радиоактивных отходов, загрязненной грунтовой воды ниже места и случайные открытия недокументированных загрязнений, которые замедляют темп и поднимают затраты на очистку. Ханфордское место представляет две трети национальных радиоактивных отходов высокого уровня объемом. Сегодня, Ханфорд - наиболее загрязненный ядерный объект в Соединенных Штатах и является центром самой большой в странеэкологической очистки.

Чернобыльская катастрофа 1986 года

Чернобыльская катастрофа была аварией на ядерном объекте, которая произошла 26 апреля 1986 в Чернобыльской АЭСвУкраине. Взрыв и огонь выпустили большие количества радиоактивного загрязнения в атмосферу, которые распространяются по большой части Западного СССР и Европы. Это считают худшим несчастным случаем атомной электростанции в истории и является одним из только двух классифицированных как событие уровня 7 вМеждународном Ядерном Масштабе Событий(другой являющийсяядерной катастрофой Фукусимы Daiichi). Сражение, чтобы содержать загрязнение и предотвратить большую катастрофу в конечном счете вовлекло более чем 500 000 рабочих и стоило приблизительно 18 миллиардов рублей, подрывая советскую экономику.

Несчастный случай поставил вопросы о безопасности атомной промышленности, замедлив ее расширение в течение многих лет.

UNSCEARпровел 20 лет подробного научного и эпидемиологического исследования в области эффектов Чернобыльской аварии. Кроме 57 прямых смертельных случаев в самом несчастном случае, UNSCEAR предсказал в 2005, что до 4 000 дополнительных смертельных случаев от рака, связанных с несчастным случаем, появятся «среди этих 600 000 человек, получающих более значительные воздействия (ликвидаторы, работающие в 1986–87, эвакуируемые и жители большинства зараженных участков)». Россия, Украина и Белоруссия были обременены продолжающейся и существенной дезинфекцией и затратами на здравоохранение Чернобыльской катастрофы.

Одиннадцать из реакторов России имеют тип RBMK 1000, подобный тому вЧернобыльской АЭС. Некоторые из этих реакторов RBMK должны были первоначально быть закрыты, но были вместо этого даны жизненные расширения и завышены в продукции приблизительно на 5%. Критики говорят, что эти реакторы имеют «неотъемлемо небезопасный дизайн», который не может быть улучшен посредством модернизаций и модернизации, и некоторые реакторные части невозможно заменить. Российские группы защитников окружающей среды говорят, что пожизненные расширения «нарушают российский закон, потому что проекты не подверглись экологическим экспертизам».

Защитная оболочка является прочноплотным и герметичным барьером, охватывающим паропроизводительную установку и основные системы, важные для безопасности. Конструкция защитной оболочки должна обеспечивать такую ее герметичность, чтобы утечка газов была бы не выше 1% в сутки.

Защитное ограждение должно обеспечивать нормальные условия для обслуживания эксплуатационным персоналом оборудования и систем установки.

Ядерная безопасность

Ядерная безопасность (ЯБ) - это свойство предотвращать ядерные аварии, связанные с повреждением ядерного топлива или переоблучением персонала. ЯБ достигается за счет исключения возможностей тяжелых ядерных аварий, например исключением разгонов реактора на мгновенных нейтронах.

Неразгоняемость реактора на мгновенных нейтронах обеспечивается в частности тем,что значения коэффициентов реактивности по удельному обьему теплоносителя, по температуре теплоносителя, по температуре топлива и по мощности реактора не должны быть положительными во всем диапазоне изменений параметров реактора при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплутации и проектных авариях.

При этом активная зона должна быть такой, чтобы любые изменения реактивности при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эсплуатации и проектных авариях не приводили к нарушению соответствующих пределов повреждения твэлов.

Пределом безопасной эксплуатации, определяющим допустимый уровень активности теплоносителя первого контура по количеству и величине дефектов твэлов следует считать 0,1% твэлов с дефектами типа газовой неплотности и 0,01% твэлов с прямым контактом теплоносителя и ядерного топлива.

Максимальный проектный предел повреждения твэлов соответствует непревышению следующих предельных параметров:

· температура оболочек твэлов - не более 1200 градусов С,

· локальная глубина окисления оболочек твэлов - не более 18 % от первоначальной толщины стенки,

· доля прореагировавшего циркония - не более 1% его массы в оболочках,

· импульсное предельное удельное энерговыделение твэлов, т.е. энергия, выделяющаяся за короткий промежуток времени в единице массы ядерного топлива при быстром вводе реактивности, - не более 200 ккал/кг (для окисного топлива), при котором не происходит существенного разрушения, фрагментации твэла.

Радиационная безопасность

Радиационная безопасность есть система мер по защите персонала, населения и окружающей среды от воздействия проникающих излучений, направленная на обеспечение отсутствие неблагоприятных эффектов или вреда здоровью от облучения ионизирующими частицами людей, живых существ и элементов природы.

В документе "Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций" , СП АС-88 установлены следующие дозовые пределы:

· для персонала АС в зоне строгого режима - 5 бэр/год,

· для персонала в зоне свободного режима - 0,5 бэр/год,

· для населения,проживающего вблизи АС - 25 мбэр/год.

Отметим, что при нормальной эксплуатации АС дозовые квоты населения не должны превышать:

· за счет газоаэрозольных выбросов АС - 20 мбэр/год,

причем за счет радионуклидов благородных газов 10-12 мбэр/год,

за счет радиоизотопов иода - 6-8 мбэр/год и

· за счет жидких отходов - 5 мбэр/год.

При любой аварии АС облучение населения на границе санитарно-защитной зоны не должно превышать 10 бэр.

Аварийные выбросы и сбросы радиоактивных веществ должны быть столь малыми, чтобы исключалась необходимость эвакуации больщих групп населения при самых тяжелых авариях.

Следует сказать, что в международных стандартах радиационной безопасности рекомендуемые дозовые нагрузки примерно в 2,5 раза ниже. C учетом этого в настоящее время готовятся новые национальные нормативные документы,в которых предельные дозовые нагрузки будут также существенно снижены.

В федеральном законе РФ "О радиационной безопасности населения" , вступившем в силу в январе 1996 г. , определены допустимые пределы доз, которые будут введены в действие с января 2000 г. Так, для населения средняя годовая эффект ивная доза составляет 0,001 зиверта (за период жизни, ~70 лет - 0,07 зиверта), для работников АС - средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта (за период трудовой деятельности, ~50 лет - 1 зиверт).

Экологическая безопасность

Под экологической безопасностью АС понимают ее свойства не оказывать на окружающую среду таких воздействий за счет выбросов или сбросов радиоактивных веществ, тепла, химических веществ, которые могли бы причинить вред для обитателей окружающей среды, флоре и фауне в природных экосистемах, нарушали бы биологическое равновесии, изменяли бы климатические условия и другие условия, необходимые для сохранения и обогащения природы.

Атомные станции не должны оказывать чрезмерных постоянно действующих или аварийных тепловых, химических, радиационных и других воздействий на природные экосистемы, под влиянием которых происходило бы деградирование экосистем во времени, накапливались и закреплялись неблагоприятные изменения состояний динамического равновесия. Важно, чтобы все изменения в экосистемах были бы обратимы, чтобы имелись достаточные запасы устойчивости до предельных, необратимых возмущений. Нормирование антропогенных нагрузок на экосистемы и предназначено для того, чтобы предотвращать все неблагоприятные изменения в них, а в лучшем варианте направлять эти изменения в благоприятную сторону.

Чтобы избежать травмирования экосистем должны быть определены и нормативно зафиксированы некоторые предельные поступления вредных веществ в организмы особей, другие пределы воздействий, которые могли бы вызвать неприемлемые последствия на уровне популяций.

Экологические емкости экосистем для различных вредных веществ следует определять по интенсивности поступления этих веществ, при которых хотя бы в одном из компонентов биоценоза возникнет критическая ситуация, т.е. когда накопление этих веществ приблизится к опасному пределу, превышение которого грозит деградацией экосистемы. В значениях предельных концентраций химических веществ, в том числе радионуклидов, конечно, должны учитываться и синергетические эффекты.

Нормативы безопасности

Атомное законодательство

В странах с развитой атомной промышленностью, ядерной энергетикой, существует система государственного регулирования общественных отношений при использовании атомной энергии, проблем обеспечения безопасности атомных электростанций, радиационной защиты населения, защиты окружающей среды. Эта система "атомного права" постоянно совершенствуется, дополняется новыми законоположениями и нормативами. Однако смена основополагающих, принципиальных актов происходит медленно и не всегда поспевает за потребностями жизни. Кроме того в законодательстве подчас отсутствуют многие важные или принципиальные документы. Например, Атомный Закон РФ , который должен быть фундаментом атомного права под названием "Закон об использовании атомной энергии" вступил в действие лишь в ноябре 1995 г. . Другой важный закон - "О защите окружающей среды" еще не стал реальным инструментом технической политики.

Ядерная безопасность – это состояние защищенности граждан, общества, государства, экономики от угроз, возникающих при нормальной эксплуатации ядерных установок гражданского и оборонного назначения и в случаях ЧС с этими установками. Я.б. предусматривает разработку системы организационно-технических мероприятий, проводимых на ядерно опасных объектах в целях максимального снижения и исключения возможностей по возникновению опасных и вредных факторов воздействия на людей, объекты и окружающую среду. Эти мероприятия проводятся в организациях и на предприятиях, непосредственно связанных с получением, переработкой, транспортировкой, хранением и захоронением ядерных материалов или использованием ядерных технологий (реакторы ядерных энергетических установок, хранилища радиоактивных отходов, хранение и применение ядерного оружия и др.). Я.б. рассматривается как свойство объектов, содержащих источники ядерной опасности, не допускать их проявления с требуемой вероятностью в течение заданного времени в штатных и нештатных ситуациях. Обеспечение Я.б. связано с исключительно важной особенностью: ядерные установки представляют наиболее высокую потенциальную опасность. Существенная опасность для здоровья населения может возникнуть, если значительная доля содержимого активной зоны энергетического реактора будет выброшена в атмосферу. Аварийные и катастрофические выбросы радиоактивности являются, несомненно, неприемлемым событием, и с точки зрения общей безопасности требуют принятия мер для обеспечения того, чтобы такие выбросы и риски тяжелых катастроф были сведены к минимуму. Меры по обеспечению Я.б. включают в себя: применение эшелонированных систем безопасности, специальных технологических и проектных решений; жесткое регулирование вопросов эксплуатации установок, периодическое техническое обслуживание и инспекцию, мониторинг состояния автоматизированных систем защиты. Кроме того, применяются различные методы, включая научно обоснованные консервативные запасы прочности, ресурса, надежности и живучести, различные физические барьеры на пути выброса радиоактивности. Вопросы обеспечения Я.б. отражены в Трудовом кодексе РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ; федеральных законах от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ»; от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». Органы государственного регулирования Я.б. в пределах своей компетенции наделены полномочиями:

  • вносить предложения по разработке законов по вопросам обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;
  • разрабатывать, утверждать и вводить в действие нормы и правила в области использования атомной энергии;
  • осуществлять в целях обеспечения безопасности лицензирование деятельности в области использования атомной энергии;
  • осуществлять надзор за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;
  • осуществлять надзор за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью;
  • проводить инспекции, связанные с выполнением своих полномочий;
  • принимать участие в организации и проведении работ по сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;
  • осуществлять контроль в области охраны окружающей среды и пользования природными ресурсами при использовании атомной энергии;
  • осуществлять контроль за деятельностью в области регулирования ядерной и радиационной безопасности;
  • осуществлять контроль за выполнением международных обязательств РФ в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии.

Размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из строя ядерных установок должны осуществляться на основании норм и правил безопасности в области использования атомной энергии и в области охраны окружающей среды.

Проектирующие, создающие и эксплуатирующие организации в целях Я.б. гарантируют:

  • использование ядерной энергетической установки по назначению;
  • организацию и выполнение программ обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла ядерной установки;
  • разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на ядерной установке и по снижению их негативных последствий для работников указанных объектов, населения и окружающей среды;
  • безопасное для работников объектов использования ядерной техники и технологий и для населения обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
  • учет индивидуальных доз облучения работников ядерных объектов;
  • разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии на ядерной установке;
  • учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • осуществление физической защиты ядерной установки;
  • разработку и реализацию мер пожарной безопасности;
  • радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;
  • подбор, подготовку и поддержание квалификации работников ядерной установки;
  • информирование населения о радиационной обстановке в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения.

Физическая защита ядерных установок предусматривает единую систему планирования, координации, контроля и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:

  • предотвращение несанкционированного проникновения на территорию ядерных установок, предотвращение несанкционированного доступа к ядерным материалам и радиоактивным веществам, предотвращение их хищения или порчи;
  • своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и сохранность ядерных материалов и радиоактивных веществ, своевременное обнаружение и пресечение диверсионных и террористических актов, угрожающих безопасности ядерных установок;
  • обнаружение и возвращение пропавших или похищенных ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Надзор за обеспечением физической защиты ядерных установок, ядерных материалов и радиоактивных веществ осуществляется органами государственного регулирования безопасности. Для выполнения функций по обеспечению физической защиты ядерных объектов могут привлекаться органы внутренних дел и органы службы безопасности.

Ядерная безопасность ядерной энергетической установки в первую очередь связана с предотвращением возникновения неуправляемой цепной реакции деления и ограничением ее последствий. Таким образом, ядерную безопасность ЯЭУ можно трактовать как совокупность свойств ЯЭУ, состояний технических средств и организационных мер, исключающих с определенной вероятностью ядерную аварию, т. е. возникновение и развитие неуправляемой цепной реакции деления, а также аварий, связанных с повреждением ТВЭЛов.

Ядерная безопасность определяется техническим совершенством проектов, требуемым качеством изготовления, монтажа, наладки и испытаний элементов и систем, важных для безопасности, их надежностью при эксплуатации, диагностикой технического состояния оборудования, качеством и своевременностью проведения технического обслуживания и ремонта оборудования, контролем и управлением технологическими процессами при эксплуатации, организацией работ, квалификацией и дисциплиной персонала. Нормативные документы так трактуют понятие ядерной аварии:

Ядерная авария - авария, связанная с повреждением ТВЭЛов, превышающим установленные пределы безопасной эксплуатации, и/или облучением персонала, превышающим разрешенные пределы, вызванная :

  • нарушением контроля и управления цепной ядерной реакцией деления в активной зоне реактора;
  • возникновением критичности при перегрузке, транспортировании и хранении ТВЭЛов;
  • нарушением теплоотвода от ТВЭЛов;
  • другими причинами, приводящими к повреждению ТВЭЛов.

Для оценки ядерных инцидентов и событий на атомных станциях применяют специальную международную шкалу ядерных событий (INES - International Nuclear Event Scale).

Необходимо отметить, что шкала INES распространяется не только на инциденты, связанные с АЭС, но и на всех других ядерных установках и объектах, связанных с гражданской ядерной промышленностью, а также к любым событиям, происходящим при транспортировке и хранении радиоактивных материалов.

Международная шкала ядерных событий является средством оперативного информирования как специалистов ядерной отрасли, так и широкой общественности с точки зрения ядерной безопасности о значимости событий, происходящих на ядерных объектах.

Международная шкала ядерных событий INES

Таблица 6.1

Название события по шкале INES

Критерии оценки безопасности

Деградация защиты в глубину

Последствия на площадке АЭС

Последствия вне площадки АЭС

События вне шкалы

Нет связи со шкалой событий

0 - событие с отклонением ниже шкалы

Отсутствует значимость с точки зрения безопасности

1 - аномальная ситуация

Аномальная ситуация, выходящая за пределы допустимого при эксплуатации

2 - инцидент

Инцидент с серьезными отказами в средствах обеспечения безопасности

Значительное распространение радиоактивности; выше пределов допустимого

3 - серьезный инцидент

Практически авария: все уровни и барьеры безопасности отсутствуют

Серьезное распространение радиоактивности; облучение персонала с серьезными последствиями

Пренебрежимо малый выброс: облучение населения ниже допустимого предела

Продолжение табл. 6.1

Название события по шкале INES

Критерии оценки безопасности

Деградация защиты в глубину

Последствия на площадке ЛЭС

Последствия вне площадки ЛЭС

4 - авария без значительного риска для окружающей среды

Серьезное повреждение активной зоны и физических барьеров; облучение персонала с летальным исходом

Минимальный выброс: облучение населения в допустимых пределах

5 - авария с риском для окружающей среды

Тяжелое повреждение активной зоны и физических барьеров

Ограниченный выброс: требуется применение плановых мероприятий по восстановлению

6 - серьезная авария

Значительный выброс: требуется полномасштабное применение мероприятий по восстановлению

7 - тяжелая авария

Сильный выброс: тяжелые последствия для здоровья населения и окружающей среды

События в шкале INES классифицируются по семи уровням. Нижние уровни (1-3) называются «инцидентами», т. е. происшествиями, а верхние (4-7)- «авариями». События, несущественные с точки зрения безопасности, классифицируются уровнем «О» (ниже шкалы) и называются «отклонениями». События, не связанные с безопасностью, определяются как выходящие за рамки шкалы.

Структура шкалы предполагает рассматривать все события с точки зрения трех аспектов или критериев безопасности, представляющих уровень и место воздействия радиоактивных факторов:

  • воздействие за пределами площадки ядерного объекта;
  • воздействие на площадке;
  • ухудшение глубоко эшелонированной защиты.

В Российской Федерации по шкале INES классифицируются все аварии, инциденты и нарушения в работе объектов использования атомной энергии, подлежащие учету в эксплуатирующей организации и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Эта информация передается в центральные и местные средства массовой информации, доводится до сведения органов управления и населения.

Как было сказано выше, требования к обеспечению ядерной безопасности закладываются на всех этапах жизненного цикла ЯЭУ. Так например, при проектировании формулируются обоснованные требования к органам системы управления и защиты реактора .

  • 1. В проекте реакторной установки (РУ) должны быть определены и обоснованы количество, эффективность, расположение, состав групп, рабочие положения, последовательность и скорости перемещения рабочих органов СУЗ (включая рабочие органы АЗ), а также количество приводов.
  • 2. Скорость увеличения реактивности средствами воздействия на реактивность не должна превышать 0,07 Р, ф /с. Для рабочих органов СУЗ с эффективностью более 0,7 Р эф ввод положительной реактивности должен быть шаговым, с эффективностью шага не более 0,3 |З эф (обеспечивается техническими мерами). В проекте РУ должны быть указаны величина шага, пауза между шагами и скорость увеличения реактивности.

На этапе эксплуатации ЯЭУ основным документом, определяющим ее безопасное функционирование, является технологический регламент безопасной эксплуатации, содержащий правила и основные приемы безопасной эксплуатации, общий порядок выполнения операций, связанных с безопасностью, а также пределы и условия безопасной эксплуатации. Этот документ разрабатывается эксплуатирующей организацией, которая и несет основную ответственность за безопасную эксплуатацию ЯЭУ.

В соответствии с требованиями обеспечения безопасности, эксплуатация ЯЭУ должна проводиться в соответствии с инструкциями по эксплуатации, разработанными администрацией объекта использования атомной энергии на основании проектно-конструкторской документации и технологического регламента безопасной эксплуатации ЯЭУ, откорректированных по результатам ввода в эксплуатацию и с учетом опыта эксплуатации.

При нарушении эксплуатационных пределов оперативным персоналом должна быть выполнена последовательность действий, установленная в проекте ЯЭУ (АЭС) и технологическом регламенте безопасной эксплуатации блока АЭС и направленная на приведение блока АЭС к нормальной эксплуатации.

В случае невозможности восстановления нормальной эксплуатации блок АЭС должен быть остановлен.

При возникновении предаварийной ситуации (аварии) блок АЭС должен быть остановлен, должны быть выяснены и устранены причины ее возникновения и приняты меры по восстановлению нормальной эксплуатации блока АЭС. Эксплуатация блока АЭС может быть продолжена только после устранения причин возникновения предаварийной ситуации (аварии) .

Похожие публикации