Должностная инструкция водителя троллейбуса. Эксплуатация троллейбусов Правила технической эксплуатации троллейбуса

размер шрифта

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 08-10-2003 АК-25-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОЙ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ ВОДИТЕЛЯ ТРОЛЛЕЙБУСА (2019) Актуально в 2018 году

2. Обязанности водителя троллейбуса

1. Основной обязанностью водителя троллейбуса является обеспечение безопасной перевозки пассажиров и соблюдение регулярности движения.

2. Водитель троллейбуса обязан явиться на работу не позднее указанного в наряде времени, пройти предрейсовый медицинский осмотр, предъявить диспетчеру троллейбусного депо по выпуску удостоверение на право управления троллейбусом и книжку водителя, получить путевой лист, расписание движения, книгу троллейбуса, набор инструментов, диэлектрические перчатки и сигнальный жилет оранжевого цвета.

При работе без кондуктора дополнительно получить звукоусилительную установку, билетно-учетный лист, абонементные талоны и проездные билеты.

3. Водитель троллейбуса должен проверить в книге троллейбуса наличие подписи мастера, подтверждающей, что троллейбус технически исправен, чист и годен к эксплуатации на линии.

При наличии в книге троллейбуса заявок на неисправность отдельных узлов и агрегатов проверить наличие подписи мастера об их устранении. Если неисправности не устранены, сообщить об этом диспетчеру троллейбусного депо по выпуску, дать повторную заявку. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями диспетчера по выпуску.

Водитель должен также проверить наличие действительного талона государственного технического осмотра, который хранится в книге троллейбуса, и полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

4. При приемке троллейбуса водитель троллейбуса должен проверить:

полноту и правильность экипировки;

внешнее и внутреннее состояние кузова, качество уборки салона (уборка кабины троллейбуса производится водителем);

исправность запоров всех люков, кожухов и крышек;

исправность штанг, головок токоприемников и штангоуловителей, отсутствие погнутости штанг, сохранность изоляции штанг, крепления башмаков, исправность башмакоуловителей, правильность крепления веревок, состояние контактных вставок, наличие запасных ставок головок токоприемника;

крепление колес и состояние шин;

усилие при вращении рулевого колеса;

окружной люфт рулевого колеса при работающем гидроусилителе (с помощью второго лица);

исправность освещения салона, контрольных ламп, фонарей освещения подножек и задней двери;

работу звонка звукового сигнала, зуммера, фар, габаритных фонарей, стоп-сигналов, дверных механизмов и стеклоочистителей;

действие светового сигнала положения дверей пассажирского помещения;

работу контроллера водителя, реверсора, группового реостатного контроллера;

при отключенном автоматическом выключателе проверяется порядок включения и выключения контакторов и реле, плавность хода педалей управления;

работу мотор-компрессора, регулятора давления, манометров, тормозного крана и отсутствие утечки воздуха из пневмосистемы;

правильность установки кресла водителя, зеркал заднего вида и солнцезащитного козырька;

работу звукоусилительной установки;

работу компостеров;

наличие противооткатного упора (башмака), порошковых или углекислотных огнетушителей (2-х для троллейбуса двухосного и 3-х для сочлененного), медицинской аптечки, знака аварийной остановки;

наличие жидкости в бачках стеклоочистителей.

В случае обнаружения какой-либо неисправности водитель троллейбуса должен сообщить об этом диспетчеру депо по выпуску.

При отсутствии неисправностей водитель троллейбуса должен расписаться в путевом листе и книге троллейбуса о приемке троллейбуса в технически исправном состоянии.

5. Перед выездом из депо водитель троллейбуса должен поставить в кассету фамильную вставку; при бескассовом обслуживании установить код компостеров.

6. При выезде из депо водитель троллейбуса должен проверить действие тормозов, рулевого управления, работу генератора, работу токоприемников при прохождении спецчастей контактной сети, убедиться в свободном ходе троллейбуса на выбеге, в отсутствии постороннего шума и стука. При выявлении неисправности водитель обязан остановить троллейбус, сообщить об этом работнику, ответственному за выпуск, или линейному работнику службы движения и действовать по их указанию.

Проверка исправности перечисленных выше узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, должна производиться водителем троллейбуса без пассажиров на участке пути, определенном приказом по организации городского электрического транспорта.

7. По прибытии на конечную станцию водитель троллейбуса должен явиться к диспетчеру станции, предъявить ему удостоверение на право управления троллейбусом, книжку водителя и отправиться в рейс по маршруту согласно расписанию.

8. Во время работы на линии водитель троллейбуса обязан:

соблюдать правила дорожного движения;

строго выполнять расписание движения при обеспечении безопасности движения;

обеспечивать сохранность подвижного состава;

экономно расходовать электроэнергию;

культурно обслуживать пассажиров;

соблюдать правила техники безопасности;

после каждого оборотного рейса осматривать салон и технологические отсеки троллейбуса с целью выявления посторонних предметов;

соблюдать правила технической эксплуатации троллейбусов;

соблюдать инструкцию по бескондукторному обслуживанию пассажиров.

9. Во время движения водителю троллейбуса запрещается:

отвлекаться от управления троллейбусом;

провозить в кабине кого-либо, кроме стажера в период его работы и закрепленного за маршрутом водителя-инструктора;

разговаривать, продавать абонементные талоны и проездные билеты;

пользоваться радиоприемником и магнитофоном;

производить посадку и высадку пассажиров на перегонах между остановочными пунктами, за исключением аварийных случаев и вынужденной остановки вне остановочного пункта длительностью свыше 2-х минут (кроме стоянки у светофоров);

производить посадку и высадку пассажиров до полной остановки троллейбуса;

начинать движение и вести троллейбус с открытыми дверями;

принимать пищу.

10. Следовать укороченным рейсом или измененным направлением водитель троллейбуса может только по разрешению диспетчера конечной станции или линейного работника службы движения при наличии соответствующей записи в путевом листе.

11. Водитель троллейбуса обязан производить остановку троллейбуса на всех остановочных пунктах маршрута, независимо от наполнения троллейбуса.

12. При задержке троллейбуса в пути (скоплении транспорта, неисправности контактной сети, аварии, дорожно-транспортном происшествии) водитель троллейбуса должен немедленно сообщить о происшедшем линейному работнику службы движения, а при его отсутствии старшему (центральному) диспетчеру, указав причину задержки, инвентарный номер троллейбуса, маршрут следования и место стоянки.

13. При управлении троллейбусом водитель троллейбуса должен соблюдать следующие правила:

пуск и разгон троллейбуса производить плавно, без рывков, равномерно переводя педаль контроллера водителя с первой на последующие позиции;

не допускать продолжительной езды на маневровой позиции контроллера водителя во избежание перегрева пусковых резисторов;

при движении, по возможности, держаться направления под контактными проводами. При отклонении от оси контактных проводов следует соблюдать осторожность, а при больших отклонениях снижать скорость во избежание схода головок токоприемников с контактных проводов. Отклонение от оси контактной сети свыше 4 метров не допускается;

служебное торможение следует осуществлять плавно, максимально используя выбег;

остановку троллейбуса фиксировать стояночным тормозом, после чего сразу же отпускать тормозную педаль;

во избежание порчи электродвигателя и силовой передачи запрещается производить торможение переводом реверсора контроллера водителя в положение "назад";

при исчезновении напряжения в контактной сети немедленно сбросить педаль контроллера водителя и остановить троллейбус.

14. При подъезде к остановочному пункту водитель троллейбуса обязан:

включить указатель поворота и снизить скорость движения с таким расчетом, чтобы остановка троллейбуса была произведена плавно;

произвести остановку троллейбуса так, чтобы задняя дверь находилась против указателя остановки, а расстояние от бордюра остановочной площадки до колес не превышало 200 - 400 мм. Касание бордюра шинами не допускается;

объявить название остановочного пункта;

после полной остановки троллейбуса и фиксации его стояночным тормозом открыть двери салона для высадки и посадки пассажиров;

при скоплении воды (грязи) на остановочном пункте остановить троллейбус так, чтобы вода (грязь) не препятствовала выходу и входу пассажиров в троллейбус.

15. На остановочном пункте водитель троллейбуса обязан следить за выходом и входом пассажиров, по возможности не допуская посадки через переднюю дверь лиц, не имеющих на это право. Водитель троллейбуса обязан следить за наполнением троллейбуса в пределах установленной нормы и предупреждать пассажиров об окончании посадки при полном наполнении троллейбуса. Водитель троллейбуса при необходимости должен осуществлять продажу пассажирам абонементных талонов и проездных билетов только на остановочном пункте.

16. Перед отправлением с остановочного пункта водитель троллейбуса обязан:

объявить пассажирам об окончании посадки: "Осторожно, двери закрываются";

закрыть двери салона;

объявить название следующего остановочного пункта;

включить указатель поворота;

убедившись, что все двери салона закрыты и нет опасности для начала движения, плавно тронуться с места.

17. Водитель троллейбуса обязан останавливать троллейбус:

на остановочных пунктах маршрута следования;

на остановочных пунктах при следовании нулевым рейсом;

при запрещающем сигнале светофора или регулировщика дорожного движения;

при угрозе наезда или столкновения;

при пропуске транспортных средств, подающих специальные звуковые и световые сигналы, шествий воинских частей, группы детей, пешеходов с ограниченным зрением;

по требованию работников ГИБДД, работников службы движения и ревизоров по безопасности движения;

при наличии препятствий для движения;

при внезапном толчке, стуке;

при тревожных сигналах кондуктора, пассажиров и пешеходов;

при срабатывании сигнала отрыва токоприемников от контактной сети или снятия напряжения с контактной сети.

Водитель обязан остановить троллейбус экстренным торможением в случаях, угрожающих безопасности движения или жизни людей.

18. Скорость движения в пути следования и дистанция между троллейбусом и впереди идущим транспортом выбираются водителем троллейбуса в зависимости от сложившейся ситуации, но при всех условиях должны соответствовать правилам дорожного движения и правилам технической эксплуатации троллейбуса.

19. При недостаточной видимости (менее 300 м) водитель троллейбуса обязан вести троллейбус с максимальной осторожностью и пониженной скоростью, обеспечивающей безопасность движения.

20. В туман, ливень, град, метель, снегопад (если видимость более 30 м) водитель троллейбуса обязан включить фары, габаритные фонари и все группы освещения салона троллейбуса и двигаться со скоростью, обеспечивающей безопасность движения, подавая короткие звуковые сигналы.

При видимости менее 30 м водитель должен прекратить движение троллейбуса. Под видимостью из кабины водителя следует понимать максимальное расстояние четкого, без напряжения зрения водителя, распознавания объектов на дороге, встречных и попутных транспортных средств.

21. При параллельном движении водитель троллейбуса, стоящего на остановке, должен пропустить движущийся троллейбус.

22. При слиянии контактных проводов у сходной стрелки преимущественным правом проезда пользуется троллейбус, следующий с правой (по ходу движения) стороны.

23. В случае необходимости выйти из троллейбуса (на конечной станции или в пути) водитель троллейбуса обязан затормозить троллейбус стояночным тормозом, выключить силовую цепь и цепь управления, убедившись, что троллейбус надежно удерживается на месте, поставить рукоятку реверсивного вала контроллера в положение "0", снять рукоятку и взять ее с собой. Надеть сигнальный жилет, закрыть дверь кабины водителя и, соблюдая осторожность, выйти из троллейбуса.

На уклоне поставить противооткатный упор (башмак) под колесо троллейбуса со стороны уклона. Если по возвращении к рабочему месту необходима постановка токоприемников, водитель троллейбуса перед этим должен зайти в кабину и убедиться, что все высоковольтные и низковольтные цепи отключены, реверсор находится в положении "0".

24. В осенне-зимний период эксплуатации троллейбусов, во избежание юза, водитель троллейбуса обязан:

особенно внимательно вести троллейбус с учетом необходимости торможений в связи с внезапным появлением препятствий на пути следования и увеличением тормозного пути;

подъезжать к остановке выбегом, не допуская резкого торможения, которое может привести к возникновению юза или заноса троллейбуса;

осуществлять электродинамическое торможение плавным движением педали тормозного контроллера;

при торможении пневматическим тормозом производить подачу воздуха в тормозные цилиндры малыми порциями;

при возникновении юза в процессе торможения водитель троллейбуса должен немедленно растормозить троллейбус с таким расчетом, чтобы колеса начали вращаться, а затем начать вновь плавное торможение.

25. При работе на линии в условиях гололеда или скользкой дороги (если протяженность зоны этого гололеда не превышает 100 метров) водитель троллейбуса должен учитывать увеличение тормозного пути троллейбуса.

Если зона гололеда превышает 100 метров, водитель троллейбуса обязан прекратить движение. Движение возобновляется только после обработки проезжей части противогололедными материалами.

26. При проезде участков дороги, покрытых водой или мокрым снегом, водитель троллейбуса должен соблюдать скорость движения не выше 5 км/час. Если уровень воды или мокрого снега превышает 150 мм, движение троллейбуса прекращается, о чем немедленно сообщается старшему (центральному) диспетчеру.

27. При проезде спецчастей контактной сети водитель троллейбуса должен соблюдать следующие правила:

снизить скорость до пределов, обеспечивающих безопасность движения, согласно требованиям правил технической эксплуатации троллейбуса, убедиться в правильности прохождения токоприемников по контактной сети;

при проезде секционных изоляторов и других обесточенных участков сети быстро вывести пусковую педаль контроллера водителя в положение "0" для получения выбега, затем, определив по контрольной лампочке или зуммеру, что обесточенный участок пройден, установить пусковую педаль контроллера водителя в положение соответствующей в данный момент скорости движения;

проходить линейный контакт автоматической стрелки по левому направлению движения при включенном тяговом двигателе, по правому направлению - выбегом;

не допускать остановки троллейбуса на обесточенных участках контактной сети;

в случае, если автоматическая стрелка не сработала, остановить троллейбус, затормозить его стояночным тормозом, выключить высоковольтные и низковольтные цепи, поставить рукоятку реверсивного вала контроллера в положение "0", снять и взять ее с собой, надеть сигнальный жилет (а в сырую погоду диэлектрические перчатки), закрыть дверь кабины водителя и переставить токоприемники вручную. При остановке на уклоне подложить под колесо со стороны уклона противооткатный упор (башмак).

28. При сходе токоприемников с контактных проводов водитель троллейбуса обязан выключить автоматический выключатель, все высоковольтное оборудование, цепь управления, поставить вал реверсора в положение "0", взять с собой ручку реверсора, надеть сигнальный жилет (а в сырую погоду диэлектрические перчатки), выйти из троллейбуса и, соблюдая осторожность, завести штанги под крючки лиры. При установке токоприемников на контактные провода необходимо соблюдать следующую очередность: сначала ставится правая штанга (минусовая) на провод отрицательной полярности, а потом левая (плюсовая) на провод положительной полярности.

29. При обрыве контактного провода водитель троллейбуса обязан сообщить об этом старшему (центральному) диспетчеру, вызвать бригаду скорой технической помощи, находиться до ее прибытия около провода (не ближе чем за 5 метров), не касаться и не подпускать к нему людей, предупреждать об опасности водителей проходящего транспорта.

30. При обнаружении неисправностей контактной сети водитель троллейбуса обязан остановить троллейбус и предупредить водителя сзади идущего троллейбуса о наличии неисправности, только после этого следовать дальше, а водитель следующего троллейбуса должен поступить аналогичным образом.

О неисправности контактной сети водитель троллейбуса обязан сообщить ближайшему работнику службы движения, а при его отсутствии - диспетчеру конечной станции.

Водитель троллейбуса должен проезжать зону ремонта контактной сети при скорости не более 5 км/час, руководствуясь указаниями работников бригады по ремонту контактной сети.

31. При обнаружении тока утечки, свидетельствующем о нарушении изоляции, водитель троллейбуса обязан немедленно прекратить перевозку пассажиров:

остановить троллейбус у тротуара, в месте, отдаленном от остановки;

затормозить стояночным тормозом;

отключить высоковольтное оборудование троллейбуса;

снять токоприемник с контактных проводов с помощью дистанционного управления штангоуловителем;

открыть двери салона, высадить пассажиров, посадить их в троллейбус, следующий за ним;

вызвать техническую помощь для отправки троллейбуса на буксире в депо для ремонта.

При отсутствии в троллейбусе штангоуловителей водитель троллейбуса обязан:

несколько раз предупредить пассажиров об опасности выхода из троллейбуса;

поставить реверсор контроллера в положение "0", вынуть ручку реверсора и взять ее с собой, выключить автоматический выключатель и высоковольтное оборудование;

надеть сигнальный жилет и диэлектрические перчатки;

открыть переднюю дверь;

выпрыгнуть из троллейбуса (двумя ногами);

снять вручную токоприемники с контактных проводов, соблюдая следующую очередность: сначала левую штангу с провода положительной полярности (плюсовую), затем правую с провода отрицательной полярности (минусовую);

завести штанги под крючки лир;

открыть все двери салона;

высадить пассажиров и посадить в следующий троллейбус;

вызвать техническую помощь для буксировки троллейбуса в депо для ремонта.

32. В случае короткого замыкания, вспышки в кабине или салоне водитель троллейбуса должен немедленно остановить троллейбус, затормозить его стояночным тормозом, отключить высоковольтные электрические цепи, открыть двери салона, принять меры к высадке пассажиров, предупредив их о соблюдении осторожности при выходе, снять с контактных проводов токоприемники и приступить к ликвидации огня, если произошло возгорание.

При возникновении пожара в троллейбусе тушение производится только углекислотным или порошковым огнетушителем. Если пожар потушить своими средствами не удается, необходимо срочно вызвать пожарную команду.

33. При дорожно-транспортном происшествии водитель троллейбуса, причастный к нему, обязан действовать в соответствии с требованиями правил дорожного движения, а также:

немедленно остановить (не трогать с места) троллейбус;

включить аварийную световую сигнализацию;

выставить знак аварийной остановки;

не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

принять возможные меры по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим;

вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях принять меры к отправке пострадавших в лечебное учреждение;

сообщить о случившемся в ГИБДД и старшему (центральному) диспетчеру или линейному работнику службы движения;

записать фамилию и адреса очевидцев;

ожидать прибытия сотрудников ГИБДД и ревизорского аппарата или службы движения;

освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно.

При необходимости освобождения проезжей части необходимо зафиксировать в присутствии свидетелей положение троллейбуса, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

После оформления дорожно-транспортного происшествия в ГИБДД водитель троллейбуса должен явиться в депо для дачи письменного объяснения о случившемся.

34. При вынужденной остановке на железнодорожном переезде водитель троллейбуса должен немедленно высадить пассажиров и принять меры для освобождения переезда.

Одновременно водитель троллейбуса должен:

при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;

оставаться возле троллейбуса и подавать сигналы общей тревоги;

при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.

Сигналом остановки служит круговое движение руки с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью - факелом или фонарем. Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.

35. При обнаружении неисправности, угрожающей безопасности движения, водитель троллейбуса обязан немедленно поставить троллейбус в сторону от движения, затормозить стояночным тормозом, при необходимости поставить под колесо (со стороны уклона) противооткатный упор (башмак) и вызвать техническую помощь.

36. При буксировке неисправного троллейбуса с линии водитель троллейбуса должен вести троллейбус строго по колее тягача (автомашины).

37. Подачу троллейбуса задним ходом водитель троллейбуса может производить только после того, как лично убедится в безопасности этого маневра.

38. Как во время работы на линии, так и при остановке по технической неисправности водителю запрещается оставлять троллейбус без надзора.

В случае внезапного заболевания в пути следования водитель троллейбуса обязан остановить троллейбус у тротуара, высадить пассажиров, снять токоприемники с контактных проводов и сообщить о случившемся линейному работнику службы движения, а при его отсутствии - старшему (центральному) диспетчеру и в дальнейшем действовать в соответствии с полученными указаниями.

Водителю категорически запрещается оставлять управление троллейбусом при возникновении опасности дорожно-транспортного происшествия. В этих условиях водитель обязан принимать необходимые меры для предотвращения аварии или дорожно-транспортного происшествия.

39. Водитель троллейбуса обязан выполнять следующие работы на линии без вызова бригады технической помощи:

смену предохранителей (только со снятыми токоприемниками и в диэлектрических перчатках);

установку и ремонт головок токоприемников, смену контактных вставок (при опущенных и закрепленных токоприемниках с площадки лестницы заднего борта);

устранения "заедания" дверей (выход ролика из направляющего желоба, погнутость самих направляющих);

подтягивание гаек крепления колес и фланцев полуосей;

регулировку работы стеклоочистителей (без разборки).

40. В течение смены водитель троллейбуса обязан:

производить внешний осмотр троллейбуса;

проверять состояние покрышек, крепление колес;

проверять состояние резинокордных оболочек пневмоподвески, кранов уровня пола, токоприемников и рулевого управления;

при необходимости удалять предметы, застрявшие между сдвоенными шинами;

поддерживать чистоту номерных знаков;

поддерживать чистоту в кабине;

при бескондукторной работе производить очистку подножек от грязи, снега и льда;

своевременно удалять конденсат из пневмосистемы;

заменять маршрутные указатели при переходе на другой маршрут;

менять кодировку компостеров (если они установлены).

41. Возврат троллейбуса в депо вне расписания водитель троллейбуса может осуществить только с разрешения старшего (центрального) диспетчера, что оформляется записью в книге троллейбуса и путевом листе, с указанием причины возврата и заданного режима движения при следовании в депо.

Троллейбус, возвратившийся в депо, сдается водителем троллейбуса работнику депо согласно специальной инструкции, разработанной в организации городского электрического транспорта.

42. Во время ремонта троллейбуса, прибывшего в депо вне расписания, водитель троллейбуса поступает в распоряжение диспетчера депо и по его указанию может быть отправлен на линию на другом троллейбусе до конца своей смены.

43. Смена водителей троллейбуса на линии производится на конечной станции под контролем диспетчера.

Водитель может передавать управление троллейбусом только сменщику, указанному в наряде депо, водителю-инструктору, закрепленному за маршрутом, а также закрепленному за ним стажеру, указанному в путевом листе (при наличии у них удостоверений на право управления троллейбусом).

Водитель троллейбуса, прибывший на конечную станцию для работы во вторую (третью) смену, должен отметиться у диспетчера, предъявить ему удостоверение на право управления троллейбусом, книжку водителя и пройти предрейсовый медицинский осмотр.

44. Водитель, сдающий троллейбус, обязан сообщить сменяющему его водителю сведения:

о техническом состоянии троллейбуса и всех случаях неисправностей и повреждений, которые имели место в течение смены;

о полученных распоряжениях, в частности о режиме движения троллейбуса;

о состоянии дороги и контактной сети.

45. Водитель, принимающий троллейбус, обязан проверить его согласно пункту 4 настоящей Инструкции.

46. Водителю, сдающему троллейбус, запрещается откладывать устранение возникших неисправностей и сдавать сменщику заведомо неисправный троллейбус. Неисправности, выявленные при смене, должны быть устранены обоими водителями или линейным слесарем. Об этом должна быть сделана запись в книге троллейбуса.

47. При отсутствии сменщика водитель троллейбуса должен руководствоваться указаниями диспетчера конечной станции.

48. Водитель троллейбуса может следовать в депо только после соответствующего оформления путевого листа диспетчером конечной станции по маршруту, указанному в расписании (кроме аварийного случая и возврата по технической неисправности с линии, что оформляется согласно пункту 40 настоящей Инструкции).

49. Перед въездом на территорию депо водитель троллейбуса обязан остановить троллейбус и убедиться, что в троллейбусе нет посторонних лиц.

50. По прибытии в депо водитель троллейбуса обязан предъявить троллейбус приемщику для осмотра его состояния, сделать соответствующую отметку в путевом листе и по указанию приемщика (диспетчера депо) поставить троллейбус на отстой или передать водителю-перегонщику.

51. При постановке троллейбуса на отстой водитель троллейбуса обязан:

затормозить троллейбус стояночным тормозом;

перевести реверсор контроллера водителя в положение "0" и снять его рукоятку;

выключить высоковольтные и низковольтные цепи;

закрыть дверь кабины водителя;

снять с контактных проводов токоприемники и надежно их закрепить;

при наличии уклона поставить под колесо со стороны уклона противооткатный упор (башмак);

закрыть все окна и двери салона;

закрыть крышевые люки;

спустить конденсат из пневмосистемы;

сделать запись в книге троллейбуса о наличии или отсутствии неисправностей (при наличии повторных заявок - запись в книгу повторных заявок);

сдать диспетчеру депо книгу поезда, расписание движения, путевой лист;

сдать в инструментальную закрепленный за троллейбусом инструмент;

при бескондукторной работе сдать дежурным кассирам выручку, билетно-учетный лист, остаток проездных билетов и абонементных талонов.

52 53 54 55 56 57 58 59 ..

ЭКСПЛУАТАЦИЯ


30. Организация эксплуатации эксплуатации контактной сети трамвая и троллейбуса

Основные положения технической эксплуатации трамвая и троллейбуса устанавливаются Правилами технической эксплуатации (ПТЭ). Назначением Правил является установление основных размеров, норм содержания зданий, сооружений, устройств и подвижного состава. Точное и неуклонное выполнение Правил технической эксплуатации обеспечивает слаженность взаимодействия всех звеньев хозяйства, четкую, бесперебойную и безопасную работу трамвая и троллейбуса.

Каждый работник обязан соблюдать правила и инструкции, относящиеся к выполняемой работе. Виновные в нарушении ПТЭ привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Основной обязанностью работников городского электрического Транспорта является высококачественное обслуживание населения при обеспечении безопасности движения. Каждый работник обязан принимать все зависящие от него меры по прёдупреждению несчастного случая или дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

Основными задачами эксплуатационного обслуживания являются предупреждение повреждений на сети, своевременное выявление и устранение появившихся неисправностей и немедленная ликвидация тех повреждений, которые могут вызвать задержку движения транспорта или перерыв в электроснабжении. В задачу эксплуатационного обслуживания входит также совершенствование и обновление сети

по мере появления более современных конструкции и систем подвешивания. В трамвайных и троллейбусных предприятиях выделяют структурное подразделение для эксплуатационного обслуживания контактной сети или контактной и кабельной сетей. На крупных предприятиях таким подразделением является служба, на средних и мелких - район или участок.

На предприятиях, имеющих протяженность контактной сети более 300 км, делят сеть на районы. Крупные районы делят на два участка, которые закрепляют за сменными мастерами. Участок сменного мастера, в свою очередь, разделяют на более мелкие участки, закрепляемые за бригадами.

Деление сети выполняют с учетом трудовых затрат на обслуживание различных типов подвесок, специальных частей и в зависимости от интенсивности использования сети, характеризующейся частотой движения. С этой целью Сеть приводят к некоторой условной длине провода

В зависимости от трудоемкости обслуживания подвесок различных типов и вида сети (трамвай, троллейбус, смешанная сеть) для расчета трудовых затрат на ремонт контактной сети принимают
следующие переводные коэффициенты:

По трудоемкости обслуживания специальных частей эквивалентная длина (в метрах) принимается следующей:

Управляемая стрелка........500

Сходная стрелка, переселение проводов трамвая и троллейбусных проводов, мачтовый разъединитель.....200

Разъединитель, управляемый дистанционно.....400

Секционный изолятор...........50

Узел грузовой компенсации..................300

В зависимости от частоты движения принимают следующие коэффициенты для учета интенсивности износа провода и деталей:

Число поездов, проходящих в час:

до 10......... . 0,95

20..........

30 ........ . 1,05

40..............1,1

50................1,15

Свыше 60.......1,2

Грузовые ветки и запасные пути.........0,8

Пути депо...... .1,15

Район имеет производственные помещения, монтажный транспорт, механизмы, приспособления и комплекты инструментов, запас материалов и спецчастей. Район выполняет все виды профилактического и среднего ремонтов, регулировочные и измерительные

работы, а также работы по переустройству сети. Для аварийновосстановительного ремонта организуют круглосуточное дежурство бригад, количество которых и дислокация их в городе зависят от протяженности и разветвленности сети.

Капитальный ремонт выполняют специальные подразделения службы с привлечением бригад районов либо Строительная организация.

В ряде случаев при благоустройстве города и Строительных работах возникает необходимость устройства временных обходных линий. Используя специальные конструкции узлов присоединения (рис. 126, б), можно переключить движение троллейбусов на обходную линию (рис. 126, а), полностью сохраняя существующую сеть.

На первой поперечине для перевода токоприемников с проводов постоянного направления, на обходную линию монтируют специальные бегунки, имеющие на одном конце проходную часть для пропуска провода существующей линии, а на другом - концевую часть для пристыковки провода обходного пути.

В месте перекрещивания проводов на Провод постоянной линии надевают разрезную бакелитовую трубу, закрепляемую хомутиками. Трубу опирают на изоляционную планку, устаноэленную на двух подвесных зажимах на проводе обходной линии (рис. 126, в).

Между узлами присоединения контактные провода монтируют обычным способом с использованием по возможности существующих поперечин.

Техническая документация троллейбусного депо регламентирует требования, предъявляемые к троллейбусам и условиям их эксплуатации. Соблюдение этих требований обеспечивает качественное ведение технического обслуживания и ремонта, безопасность и эффективность эксплуатации троллейбуса.

Основными документами, определяющими требования, порядок, форму организации и работу депо по эксплуатации троллейбуса, являются Правила технической эксплуатации троллейбусов, Правила деповского осмотра и ремонта троллейбусов, инструкции должностные и технологические.

Четкая и устойчивая работа троллейбусного предприятия возможна только при неуклонном и точном выполнении всеми работниками Правил технической эксплуатации троллейбусов (ПТЭ) и Правил деповского осмотра и ремонта троллейбусов, регламентирующих всю эксплуатационную, техническую и технологическую деятельность и работу всех звеньев троллейбусного депо. На предприятиях регулярно должны проводиться учеба, проверки и экзамены по знанию ПТЭ.

Все разработанные для депо инструктивные документы, технические условия и руководящие указания, относящиеся к деятельности предприятия в целом или отдельных его составляющих звеньев, строго соответствуют требованиям ПТЭ и Правилам деповского осмотра и ремонта троллейбусов.

Правила технической эксплуатации троллейбусов устанавливают основные положения, определяющие порядок работы троллейбусов, главные параметры и нормы содержания важнейших сооружений и устройств для эксплуатации троллейбусов, а также требования, предъявляемые к сооружениям и устройствам в целях обеспечения эффективной, безопасной и производительной эксплуатации. В ПТЭ также изложены принципы организации движения и контроль исполнения.

В ПТЭ приведены нормы износа и характерные неисправности, при наличии которых недопустима эксплуатация троллейбусов, дана номенклатура обязательных ремонтов, необходимых для нормальной их эксплуатации, освещены вопросы энергоснабжения, контактной сети, организация информации и связи.

Каждый работник троллейбусного хозяйства, имеющий отношение к эксплуатации и ремонту троллейбусов, обязан знать и выполнять ПТЭ.

На основе ПТЭ по России введены в действие Правила деповского осмотра и ремонта троллейбусов, определяющие систему и последовательность выполнения работ, призванные обеспечивать условия высококачественного ремонта и устойчивой работы троллейбусов на линии.

ПТЭ содержат допуски и нормы на узлы и детали при выполнении ремонтных работ эксплуатации троллейбуса, порядок определения технического состояния троллейбуса и его агрегатов, а также неисправности, при которых запрещен выпуск в эксплуатацию троллейбусов. Нарушение их работниками троллейбусных предприятий неотвратимо влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность в зависимости от степени и характера нарушения.

В соответствии с Правилами деповского осмотра и ремонта троллейбусов каждый работник городского электрического транспорта обязан способствовать выполнению плана перевозок пассажиров при обязательном обеспечении безопасности движения, неуклонно повышать производительность труда, снижать себестоимость перевозок и улучшать культуру работ и обслуживания пассажиров.

В целях поддержания троллейбусов в исправном состоянии предприятия обязаны обеспечить хранение их и выполнение ежедневного обслуживания, контрольно-профилактического осмотра, ревизионно-предупредительного ремонта и плановых ремонтов, а также исполнение текущих ремонтов и работ по устранению на линии мелких неисправностей, возникших при работе троллейбусов на городских маршрутах.

Для выполнения этого объема работ на предприятии предусмотрены зоны ремонта и обслуживания, линейная и подвижная техническая помощь для устранения возникших дефектов или доставки троллейбусов в парк для работ по ликвидации серьезных неисправностей.

Общие требования, предъявляемые к подвижному составу, определяют необходимые его габариты в целом, отдельных устройств и оборудования, значения допускаемых нагрузок. Износ отдельных узлов не должен выходить за пределы обеспечения прочности, работоспособности и безопасной эксплуатации и должен соответствовать действующим государственным стандартам, правилам, нормам и техническим условиям.

Весь подвижной состав принимается от завода-изготовителя в соответствии с техническими условиями и подтверждением работоспособности путем выполнения пробной обкатки на линии, выполняемой представителями завода. Перед эксплуатацией на маршруте города на переднем и заднем бортах, а также в салоне троллейбуса устанавливаются инвентарные номера. Завод-изготовитель устанавливает только таблички с указанием мест и времени изготовления троллейбуса.

В технические паспорта, которые заполняет и ведет техническая служба депо, включаются следующие агрегаты и узлы троллейбуса: ведомый и ведущий мосты, рулевой механизм, тяговые двигатели, колесные шины, вспомогательные электрические машины, компрессор, воздушные резервуары.

В соответствии с ПТЭ троллейбус оборудуется не менее чем двумя системами независимо действующих тормозных устройств, которые гарантируют безопасность движения на любом участке пути при соблюдении установленного режима работы. При торможении механическим тормозом (с пневматическим или гидравлическим приводом) порожнего троллейбуса любого типа при скорости 30 км/ч на площадке с сухим асфальтовым покрытием тормозной путь не должен превышать 13 м, при одновременном действии механического и электрического тормозов -- 11 м. Ручной тормоз должен удержать остановленный нагруженный троллейбус от дальнейшего движения на предельно допустимом для движения троллейбуса уклоне.

ПТЭ требуют, чтобы электрическое оборудование на троллейбусе располагалось таким образом, чтобы была исключена возможность неумышленного прикосновения к токоведущим частям, а монтаж электрооборудования должен соответствовать действующим электротехническим правилам и нормам. Все троллейбусы оборудуются защитой от перенапряжений, устройствами для подавления радиопомех и средствами пожаротушения.

В Правилах технической эксплуатации троллейбусов представлен подробный перечень неисправностей по всем видам оборудования, при обнаружении которых запрещается выпуск троллейбусов на линию.

Транспортные происшествия по причинам технической неисправности троллейбусов хотя и редки, но сопровождаются серьезными последствиями. Поэтому к эксплуатируемым троллейбусам предъявляются жесткие требования, а контроль технического состояния должен обеспечить соблюдение этих требований.

Учетная документация объективно отражает состояние дел в депо, организацию эксплуатации, ремонта и технического обслуживания троллейбусов. Основными техническими документами учета являются паспорта: троллейбуса, его основных агрегатов и шин. В эти паспорта регулярно заносят пробег в эксплуатации, ремонтные и обслуживающие воздействий, произведенные за время выполненного пробега, характер этих воздействий.

Характеристики ремонтов и технического обслуживания устанавливают подробный перечень работ, выполняемых в обязательном и принудительном порядке на троллейбусе в процессе его эксплуатации. Эти характеристики хорошо известны обслуживающему персоналу, а их выполнение находится под контролем инженерно-технического персонала депо.

При выполнении плановых ремонта и технического обслуживания все работы, необходимые, но не предусмотренные характеристикой данного вида ремонта или обслуживания, фиксируются в дефектной ведомости. Анализ дополнительных работ по дефектным ведомостям служит основой для повышения надежности эксплуатации, учета условий эксплуатации и разработки мероприятий, повышающих эффективность производства.

Состояние троллейбусов отражает Журнал технической эксплуатации троллейбусов, в который вносят данные об инвентаре троллейбусов, готовности троллейбусов к работе на маршрутах, полномерном распределении по видам ремонта троллейбусов, не участвующих в выпуске на маршруты, объеме предстоящего ремонта оставшихся троллейбусов и выполненной работе на фиксированное в парке время суток.

Каждый троллейбус обеспечивается книгой троллейбуса, куда в обязательном порядке водитель по окончании работы на маршруте вносит запись о выявленных дефектах или замечаниях за время работы на маршруте. Отсутствие замечаний так же должно фиксироваться. Заступающий на смену водитель по этой книге ориентируется на повышенное внимание к агрегату или узлу, имевшему дефект в прошедшую смену.

Главным документом, дающим право водителю выезжать на пассажирский маршрут, является путевой лист, заверенный подписями представителя технической службы парка об исправном техническом состоянии троллейбуса и диспетчера по выпуску троллейбусов на линию.

Большое значение имеет учет дефектов и неисправностей основных узлов и деталей троллейбуса, дающий возможность собрать достаточные для обобщений статистические данные по работоспособности и долговечности агрегатов и узлов троллейбуса. Следует помнить, что недостаточные по объему или достоверности статистические данные, используемые для принятия решений, наносят большой вред, нежели отсутствие этих данных, так как по этим данным принимаются решения по корректировке межремонтного пробега, заявкам на материалы и запасные части, изменениям в расстановке рабочей силы и объемам ремонта.

Данные технического учета являются основой для поиска путей повышения эффективности технической эксплуатации троллейбусов, связанной с высокой технической готовностью троллейбусов, высокой регулярностью движения, безотказностью в работе, снижением трудовых и материальных затрат.

Правила технической эксплуатации (ПТЭ) устанавливают основные положения, относящиеся к эксплуатации и порядку работы троллейбусного транспорта, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава, а также требования к ним. Кроме того, в ПТЭ приведены нормы износа основных элементов оборудования троллейбуса, влияющих на безопасность движения и пассажиров, характерные неисправности, при наличии которых недопустима эксплуатация троллейбусов. Также ПТЭ содержат основные требования по организации движения троллейбусов на линии.

Руководители и специалисты троллейбусного транспорта, связанные с организацией и проведением работ непосредственно на производственных участках, а также осуществляющие контроль и технический надзор, проходят проверку знаний ПТЭ троллейбуса и Правил безопасного труда на городском электротранспорте не реже одного раза в три года, а водители и ремонтный персонал -- не реже одного раза в год.

Все инструкции и руководящие указания, относящиеся к технической эксплуатации, проектированию и строительству сооружений и подвижного состава, должны соответствовать ПТЭ и, во всяком случае, не вступать с ними в противоречие.

ПТЭ троллейбуса регламентируют всю производственную деятельность троллейбусного транспорта и обеспечивают слаженность в работе всех звеньев этого многоотраслевого хозяйства.

Обязанности работников городского электротранспорта. Основной обязанностью каждого работника городского электрического транспорта (ГЭТ) является предоставление качественных транспортных услуг населению города с обязательным обеспечением безопасности пассажиров и обслуживающего персонала.

Троллейбусный транспорт является источником повышенной опасности. В связи с этим к водителю предъявляются особые требования. Водитель должен соответствовать медицинским нормам, установленным Министерством здравоохранения РК и предъявляемым к водителям транспортных средств, а также проходить предрейсовые медицинские осмотры.

Водитель троллейбуса обязан периодически подтверждать знания ПТЭ, правил безопасного труда, должностной инструкции водителя, правил внутреннего распорядка организации. Водитель обязан содержать в чистоте и порядке свое рабочее место, иметь опрятный вид, быть вежливым и предупредительным с пассажирами, обеспечивать их культурное обслуживание и одновременно требовать от пассажиров точного выполнения Правил пользования троллейбусом.

Общие требования к троллейбусам. Вводимые в эксплуатацию новые троллейбусы должны соответствовать техническим условиям на троллейбус и иметь комплект документации, в том числе:

  • *копию "Одобрения типа транспортного средства";
  • *формуляр;
  • *паспорт;
  • *каталог деталей и сборочных единиц;
  • *ведомость ЗИП.

Троллейбусы должны содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем их бесперебойную работу, безопасность движения и перевозки пассажиров. Поддержание троллейбусов в технически исправном состоянии возлагается на собственника организации ГЭТ в соответствии с Законом РК "О безопасности дорожного движения".

Внесение в конструкцию троллейбусов изменений, влияющих на безопасность движения и пассажиров, не допускается без согласования с разработчиком (заводом-изготовителем). Троллейбус, непригодный к эксплуатации вследствие физического износа, а также в случае нецелесообразности его восстановления после дорожно-транспортного происшествия, подлежит списанию. Списание троллейбусов производится в порядке, установленном собственником организации ГЭТ с учетом норм амортизации. Эксплуатация троллейбусов за пределами срока амортизации допускается при условии выполнения капитально-восстановительного ремонта в соответствии с порядком, утвержденным Минтрансом РК.

Неисправности, с которыми запрещается выпуск троллейбусов на линию. В ПТЭ представлен подробный перечень неисправностей по всем видам оборудования, при обнаружении которых запрещается выпуск троллейбусов на линию. Дорожно-транспортные происшествия по причине технической неисправности троллейбусов происходят довольно редко, но сопровождаются серьезными последствиями. Поэтому к техническому состоянию троллейбусов, подготовленных для работы на линии, предъявляются весьма жесткие требования. Особое внимание при этом обращается на механизмы, оборудование и узлы, обеспечивающие безопасную эксплуатацию троллейбусов. Это рулевое управление и тормозные системы, ходовая часть троллейбуса (крепление колес и состояние шин), дверной привод и т.п.

Перед выездом на линию водитель должен принять троллейбус в строгом соответствии с ПТЭ и должностной инструкцией водителя. Водитель, принимая троллейбус, проверяет его соответствие техническим требованиям, изложенным в ПТЭ, а также выполнение заявки на устранение неисправностей, записанных в книге поезда после предыдущей смены. Принявший троллейбус водитель, следуя нулевым рейсом, проверяет техническое состояние троллейбуса на ходу. При этом он следит за работой токоприемников, проверяет работоспособность тормозных систем, рулевого управления, генератора, плавность набора скорости; убеждается в отсутствии посторонних шумов и стуков. В случае обнаружения неисправности водитель обязан прекратить движение, высадить пассажиров, затормозить троллейбус стояночным тормозом, при необходимости поставить противооткатные упоры, завести токоприемники под лиры, сообщить о неисправности линейному работнику службы движения или депо и действовать по их указанию. При движении нулевым рейсом водитель обязан останавливать троллейбус на всех остановках для посадки и высадки пассажиров. В случае отсутствия претензий к техническому состоянию троллейбуса водитель на конечной станции подписывает путевой лист, после чего троллейбус считается им принятым. Троллейбус, прибывший нулевым рейсом на конечную станцию и сделавший один оборотный рейс, считается выпущенным из депо на линию.

При работе на линии водитель обязан строго соблюдать Правила дорожного движения РК, а также требования ПТЭ и должностной инструкции водителя троллейбуса.

3.1.5.Основное удельное сопротивление движению эксплуатируемых троллейбусов должно соответствовать нормам, утвержденным организацией ГЭТ. Результаты замеров должны заноситься в книгу учета.

3.1.6. Запрещается вносить изменения в конструкцию троллейбусов, влияющие на безопасность движения и пассажиров, без согласования с разработчиком (заводом-изготовителем) троллейбусов.

3.1.7. Троллейбус, непригодный к эксплуатации вследствие физического износа, а также в случае нецелесообразности его восстановления после дорожно-трапспортного происшествия, подлежит списанию. Списание троллейбуса должно производиться в порядке, установленном собственником организации ГЭТ с учетом норм амортизации .

3.1.8. Эксплуатация троллейбусов за пределами срока амортизации допускается при условии выполнения капитально-восстановительного ремонта в соответствии с порядком, утвержденным Минтрансом РФ .

3.2. Техническое обслуживание и ремонт троллейбусов.

3.2.1. Основная цель технического обслуживания и ремонта состоит в поддержании троллейбусов в технически исправном состоянии, т. е. в способности выполнять перевозку пассажиров при условии, что все параметры, характеризующие их безопасность, особенно электробезопасность и пожаробезопасность, соответствуют требованиям нормативно-технической документации и обеспечивают безопасность дорожного движения и перевозки пассажиров.

3.2.2. Техническое обслуживание и ремонт троллейбусов должны проводиться в соответствии с действующей системой и эксплуатационно-ремонтной документацией, утвержденной в установленном порядке .

3.2.3. Нормы, правила, процедуры технического обслуживания и ремонта, установленные заводами-изготовителями троллейбусов, могут корректироваться организациями ГЭТ по согласованию с изготовителем.

3.3. Требования к троллейбусу, выпускаемому на линию.

3.3.1. Троллейбус, подготовленный для работы на линии, должен быть экипирован в соответствии с перечнем, утвержденным организацией ГЭТ с учетом типа (модели) троллейбуса и местных условий, в том числе }

Похожие публикации