Государственное регулирование организации нотариата и нотариальной деятельности. Источники правового регулирования нотариальной деятельности

Современное законодательство о нотариате представляет собой целый комплекс разноотраслевых нормативно-правовых актов, в центре которого, находится Конституция Российской Федерации.

Все основные правовые принципы статуса нотариата, его цели и задачи следуют из Конституции РФ.

Анализируя Конституцию РФ как источник нотариального права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения деятельности нотариата, и специальные, конкретно определяющие основополагающие принципы развития нотариата.

Центральным кодифицированным актом, регулирующим основы нотариата, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г.).

Наряду с основами необходимо выделить следующие кодифицированные акты:

– Налоговый кодекс Российской Федерации – часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г.);

– Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января 2003 г);

– Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.) и др. законодательные акты.

Среди нормативных актов направленных на регулирование организационных основ нотариата отдельно необходимо выделить подзаконные нормативные акты: указы президента РФ и постановления правительства РФ. Итак, это:

– Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. N 767 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов";

– Постановление ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-I "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате";

– Постановление Президиума ВС РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1 "Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР".

Наряду с законодательными и подзаконными нормативными актами необходимо выделить и ведомственные акты.

В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Итак, среди ведомственных нормативных актов необходимо выделить:

– Приказ Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах";

– Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 178 "Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности";

– Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 179 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса";

– Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (утв. приказом Минюста РФ от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97);

– Приказ Минюста РСФСР от 16 октября 1991 г. N 152/13-3-23 "Об утверждении Инструкции о порядке присвоения классных чинов работникам органов юстиции и государственного нотариата РСФСР";

– Приказ Минюста РФ от 19 августа 1976 г. N 32 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР";

– Письмо МНС РФ от 29 ноября 2002 г. N ММ-6-09/1846 "О государственной регистрации нотариальных палат";

– Письмо ПФР от 1 октября 1997 г. N ЛЧ-16-28/7063 "О нотариусах, занимающихся частной практикой";

– Письмо Минюста РФ от 13 мая 1997 г. N 09-11-1924-96 "О неправомерности отказа нотариусов совершать исполнительные надписи на документах, представляемых ломбардами"; и др.

Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики:

– Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 февраля 1995 г. N С4-7/ОП-84 О подведомственности арбитражным судам споров с участием физических лиц, являющихся частными нотариусами;

– Информационное письмо Высшего арбитражного суда РФ от 28 мая 1993 г. N С-13/ОСЗ-169 "В связи с введением в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате";

– Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 марта 1981 г. N 1 "О практике применения cудами законодательства при рассмотрении дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении" (в ред. от 21 декабря 1993 г.) (с изм. и доп. от 25 октября 1996 г.).

Отдельно необходимо остановиться на таком источнике правового регулирования основ нотариата, как решения Конституционного суда РФ.

В качестве примера можно выделить:

– Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2002 г. N 188-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кувшиновой Маргариты Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации"

– Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации"

– Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 120-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Руппель Светланы Карловны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации"

Необходимо отметить, что названные определения Конституционного Суда Российской Федерации окончательны и обжалованию не подлежит, что по юридической силе приближает их к Основному закону страны.

Предметы

Выберите рубрику Адвокатура Административное право Анализ финансовой отчетности Антикризисное управление Аудит Банковское дело Банковское право Бизнес-планирование Биржевое дело Биржи Бухгалтерская финансовая отчётность Бухгалтерский управленческий учёт Бухгалтерский учёт Бухгалтерский учёт в банках Бухгалтерский финансовый учёт Бухгалтерское дело Бухучёт в бюджетных организациях Бухучёт в инвестфондах Бухучет в страховых организациях Бухучёт и аудит Бюджетная система рф Валютное регулирование и валютный контроль Выставочное и аукционное дело Высшая математика Вэд Госслужба Государственная регистрация сделок с недвижимостью Государственное регулирование вэд Гражданский и арбитражный процесс Декларирование Деньги, кредит, банки Долгосрочная финансовая политика Жилищное право Земельное право Инвестиции Инвестиционные стратегии Инновационный менеджмент Информационно-таможенные технологии Информационные системы в экономике Информационные технологии Информационные технологии управления Исковое производство Исследование систем управления История государства и права зарубежных стран История отечественного государства и права История политических и правовых учений Коммерческое ценообразование Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Конституционное право зарубежных стран Конституционное право рф Контракты в международной торговле Контроллинг Контроль и ревизия Конъюнктура товарных рынков Краткосрочная финансовая политика Криминалистика Криминология Логистика Маркетинг Международное право Международные валютно-кредитные отношения Международные конвенции и соглашения по торговле Международные стандарты аудиторской деятельности Международные стандарты финансовой отчётности Международные экономические отношения Менеджмент Методы оценки финансовых рисков Мировая экономика Мировая экономика и вэд Муниципальное право Налоги и налогообложение Налоговое право Наследственное право Нетарифное регулирование вэд Нотариат Обоснование и контроль контрактных цен Общий и таможенный менеджмент Организационное поведение Организация валютного контроля Организация деятельности коммерческих банков Организация деятельности цб Организация и технология внешней торговли Организация таможенного контроля Основы бизнеса Особенности учёта в торговле Отраслевые особенности калькулирования себестоимости Паевые инвестиционные фонды Права человека и гражданина Право интеллектуальной собственности Право социального обеспечения Правоведение Правовое обеспечение экономики Правовое регулирование приватизации Правовые информационные системы Правовые основы рф Предпринимательские риски Региональная экономика и управление Реклама Рынок ценных бумаг Системы обработки ки зарубежных стран Социология Социология управления Статистика Статистика финансов и кредита Стратегический менеджемент Страхование Страховое право Таможенное дело Таможенное право Теория бухгалтерского учёта Теория государства и права Теория организации Теория управления Теория экономического анализа Товароведение Товароведение и экспертиза в таможенном деле Торгово-экономические отношения рф Трудовое право Упд Управление качеством Управление персоналом Управление проектами Управление рисками Управление финансами внешней торговли Управленческие решения Учёт затрат в торговле Учёт на предприятиях малого бизнеса Философия и Эстетика Финансовая среда и предпринимательские риски Финансовое право Финансовые системы зарубежных государств Финансовый менеджмент Финансы Финансы предприятий Финансы, денежное обращение и кредит Хозяйственное право Ценообразование Ценообразование в международной торговле Эвм Экологическое право Эконометрика Экономика Экономика и организация предприятия Экономико-математические методы Экономическая география и регионалистика Экономическая теория Экономический анализ Юридическая этика

Современное законодательство о нотариате представляет собой целый комплекс разноотраслевых нормативно-правовых актов, в центре кᴏᴛᴏᴩого, находится Конституция Российской Федерации.

Все основные правовые принципы статуса нотариата, его цели и задачи следуют из Конституции РФ.

Именно в Основном законе закреплены признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, недопустимость осуществления прав и ϲʙᴏбод с нарушением прав и ϲʙᴏбод других лиц, равенство всех перед законом и судом; неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны; право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; права наследования; ϲʙᴏбода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если ϶ᴛᴏ не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц; право на получение квалифицированной юридической помощи и т.д.

Анализируя Конституцию РФ как источник нотариального права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения деятельности нотариата, и специальные, конкретно определяющие основополагающие принципы развития нотариата.

Общие нормы провозглашают, прежде всего, что Россия – демократическое, правовое государство. Это положение и будет отправной точкой для деятельности нотариата.

Характеристика Российской Федерации как правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в т.ч. при подготовке и принятии решений о нотариате и нотариальном процессе, должны превалировать принципы права, а не мотивы политической и иной целесообразности. Особенно актуальным ϶ᴛᴏ будет в условиях борьбы за создание нового законодательства о нотариате, когда многие выступают с политическими заявлениями о том, что России не нужен латинский нотариат, настаивают на огосударствлении нотариата, что было присуще советской правовой системе.

Как мы уже отметили, систему нотариального права составляет четкая иерархия нормативно-правовых актов во главе с Конституцией. Наряду с Основным законом ϶ᴛᴏ ряд кодифицированных и иных законодательных актов, подзаконные и ведомственные нормативные акты. Изучим их более подробно, но прежде обратимся к разграничению полномочий Российской федерации и ее субъектов в области правового регулирования организационных основ нотариата.

С учетом федеративного устройства России Конституция РФ определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст.71) и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст.72) в области прав человека и гражданина. Так, в ведении Федерации находятся регулирование и защита прав человека и гражданина. Нотариат же, согласно пп. «л» п.1 ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении.

Отдельные исследователи, стоят на позиции необходимости включения нотариата в исключительное веденье РФ. Так, Т.Калиниченко отмечает: важно определить на федеральном уровне предоставление права субъектам Федерации осуществить переход на единую организационную форму нотариата, исходя из того, что нотариус имеет отношение ко всему комплексу гражданско-правовых отношений, регламентированных ГК РФ и ГПК РФ. Это может быть достигнуто путем распространения норм ст.71 Конституции РФ на нотариат и нотариальный процесс, кᴏᴛᴏᴩые должны определить исключительные полномочия Федерации по вопросу о нотариате и нотариальном процессе, предусмотрев систему федерального нотариата, обеспечивающего специальный федеральный статус нотариуса, включающий не только уровень его федеральных нотариальных полномочий, но и систему ответственности нотариусов и их сообществ, контроля государства за осуществлением нотариального процесса и т. д. .

По нашему мнению, достаточным будет уже действующее законодательное закрепление. Единственное, что крайне важно добавить – идеальным вариантом разграничения полномочия Российской Федерации и ее субъектов будет ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее соглашение. Примером такого разграничения будет Соглашение от 27 мая 1996 г. N 12 между Правительством Российской Федерации и администрацией Иркутской области о разграничении полномочий в сфере нотариата, адвокатуры и подготовки юридических кадров. В нем четко расписаны полномочия «центра» и субъекта, что исключает возникновение проблем и противоречий на практике.

Центральным кодифицированным актом, регулирующим основы нотариата, будут Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г.) (далее по тексту – Основы)

Наряду с основами крайне важно выделить следующие кодифицированные акты:

Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г.);

Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января 2003 г);

Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.) и др. законодательные акты.

Среди нормативных актов направленных на регулирование организационных основ нотариата отдельно крайне важно выделить подзаконные нормативные акты: указы президента РФ и постановления правительства РФ. Стоит заметить, что они не должны противоречить вышеназванным законам. Исключая выше сказанное, Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные основам нотариата, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации. Таким образом, ϶ᴛᴏ:

Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. N 767 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов";

Постановление ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-I "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате";

Постановление Президиума ВС РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1 "Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР".

Наряду с законодательными и подзаконными нормативными актами крайне важно выделить и ведомственные акты.

В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно ϶ᴛᴏму акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, ϲʙᴏбоды и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в "Российской газете". Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При ϶ᴛᴏм акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Таким образом, среди ведомственных нормативных актов необходимо выделить:

Приказ Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах";

Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 178 "Об утверждении Стоит сказать - положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности"

Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 179 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса"

Стоит сказать - положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (утв. приказом Минюста РФ от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97);

Приказ Минюста РСФСР от 16 октября 1991 г. N 152/13-3-23 "Об утверждении Инструкции о порядке приϲʙᴏения классных чинов работникам органов юстиции и государственного нотариата РСФСР";

Приказ Минюста РФ от 19 августа 1976 г. N 32 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР";

Письмо МНС РФ от 29 ноября 2002 г. N ММ-6-09/1846@ "О государственной регистрации нотариальных палат".

Письмо ПФР от 1 октября 1997 г. N ЛЧ-16-28/7063 "О нотариусах, занимающихся частной практикой"

Письмо Минюста РФ от 13 мая 1997 г. N 09-11-1924-96 О неправомерности отказа нотариусов совершать исполнительные надписи на документах, представляемых ломбардами; и др.

Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования крайне важно выделить и материалы судебно-арбитражной практики. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не будет источником права и тем самым не обязательна в правоприменении (как ϶ᴛᴏ принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. По϶ᴛᴏму важно обозначить обзоры арбитражной практики по делам, связанным с основами нотариата. В виду того, что таких обзоров в природе не существует, выделим, в качестве примера, постановления по конкретным делам:

Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 февраля 1995 г. N С4-7/ОП-84 О подведомственности арбитражным судам споров с участием физических лиц, являющихся частными нотариусами;

Информационное письмо Высшего арбитражного суда РФ от 28 мая 1993 г. N С-13/ОСЗ-169 "В связи с введением в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате";

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 марта 1981 г. N 1 "О практике применения cудами законодательства при рассмотрении дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении" (в ред. от 21 декабря 1993 г.) (с изм. и доп. от 25 октября 1996 г.).

Отдельно крайне важно остановиться на таком источнике правового регулирования основ нотариата, как решения Конституционного суда РФ.

В качестве примера можно выделить:

Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2002 г. N 188-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кувшиновой Маргариты Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации"

Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации"

Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 120-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Руппель Светланы Карловны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации"

Необходимо отметить, что названные определения Конституционного Суда Российской Федерации окончательны и обжалованию не подлежит, что по юридической силе приближает их к Основному закону страны.

В заключение рассмотрения вопроса правового регулирования основ организации нотариата, хотелось бы акцентировать внимание на необходимости дальнейшего совершенствования института нотариата. Так, крайне важно принятие федеральных законов "Об обязательном страховании профессиональной ответственности нотариусов", "О нотариальном тарифе" и ряда изменений и дополнений в действующие Основы.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 года.

Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата // Российская юстиция. - №7. - июль 2001 г. – с.37.

Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата // Российская юстиция. - №7. - июль 2001 г. – с.38.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 11 марта 1993 г. - N 10. - Ст. 357.

Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 августа 1998 г. - №31. - Ст. 3824.

Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 декабря 1994 г. - №32. - Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 января 1996 г. - N 5. - Ст. 410; Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 декабря 2001 г. - N 49. - Ст. 4552.

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 июня 1996 г. - №25. - Ст. 2954

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 января 1996 г. - N 1. - Ст. 16.

Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. N 767 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 июля 2002 г. - N 30. - Ст. 3036

Постановление ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // Российская газета. - 13 марта 1993 г.

Приказ Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 20 мая 2002 г. - N 20.

Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 178 "Об утверждении Стоит сказать - положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности" // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. - N 8. - 2000 г.

Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 179 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса" // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. - N 7. - 2000 г.

Стоит сказать - положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (утв. приказом Минюста РФ от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97) // Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1997 г. - №7.

Приказ Минюста РСФСР от 16 октября 1991 г. N 152/13-3-23 "Об утверждении Инструкции о порядке приϲʙᴏения классных чинов работникам органов юстиции и государственного нотариата РСФСР" // Сборник основных нормативных правовых актов о федеральной юстиции. - 2002 г. - том4.

Письмо ПФР от 1 октября 1997 г. N ЛЧ-16-28/7063 "О нотариусах, занимающихся частной практикой" // Финансовая Россия. - №38. -1997 г.

Письмо Высшего арбитражного суда РФ от 28 мая 1993 г. N С-13/ОСЗ-169 "В связи с введением в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. - N 7. - 1993 г.

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 марта 1981 г. N 1 "О практике применения Судами законодательства при рассмотрении дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении" // Сборник постановлений Пленума Верховного суда Российской Федерации. – М.: Юридическая литература. – 1994.

Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 22 июля 2002 г. - N 29. - Ст. 3007.

Современное законодательство о нотариате представляет собой целый комплекс разноотраслевых нормативно-правовых актов, в центре которого, находится Конституция Российской Федерации.

Все основные правовые принципы статуса нотариата, его цели и задачи следуют из Конституции РФ.

Именно в Основном законе закреплены признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц, равенство всех перед законом и судом; неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны; право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; права наследования; свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц; право на получение квалифицированной юридической помощи и т.д.

Анализируя Конституцию РФ как источник нотариального права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения деятельности нотариата, и специальные, конкретно определяющие основополагающие принципы развития нотариата.

Общие нормы провозглашают, прежде всего, что Россия - демократическое, правовое государство. Это положение и является отправной точкой для деятельности нотариата.

Характеристика Российской Федерации как правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в том числе при подготовке и принятии решений о нотариате и нотариальном процессе, должны превалировать принципы права, а не мотивы политической и иной целесообразности. Особенно актуальным это является в условиях борьбы за создание нового законодательства о нотариате, когда многие выступают с политическими заявлениями о том, что России не нужен латинский нотариат, настаивают на огосударствлении нотариата, что было присуще советской правовой системе.

Как мы уже отметили, систему нотариального права составляет четкая иерархия нормативно-правовых актов во главе с Конституцией. Наряду с Основным законом это ряд кодифицированных и иных законодательных актов, подзаконные и ведомственные нормативные акты. Рассмотрим их более подробно, но прежде обратимся к разграничению полномочий Российской федерации и ее субъектов в области правового регулирования организационных основ нотариата.

С учетом федеративного устройства России Конституция РФ определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст.71) и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст.72) в области прав человека и гражданина. Так, в ведении Федерации находятся регулирование и защита прав человека и гражданина. Нотариат же, согласно пп. «л» п.1 ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении.

Отдельные исследователи, стоят на позиции необходимости включения нотариата в исключительное веденье РФ. Так, Т.Калиниченко отмечает: важно определить на федеральном уровне предоставление права субъектам Федерации осуществить переход на единую организационную форму нотариата, исходя из того, что нотариус имеет отношение ко всему комплексу гражданско-правовых отношений, регламентированных ГК РФ и ГПК РФ. Это может быть достигнуто путем распространения норм ст.71 Конституции РФ на нотариат и нотариальный процесс, которые должны определить исключительные полномочия Федерации по вопросу о нотариате и нотариальном процессе, предусмотрев систему федерального нотариата, обеспечивающего специальный федеральный статус нотариуса, включающий не только уровень его федеральных нотариальных полномочий, но и систему ответственности нотариусов и их сообществ, контроля государства за осуществлением нотариального процесса и т. д. .

На наш взгляд, достаточным является уже действующее законодательное закрепление. Единственное, что необходимо добавить - идеальным вариантом разграничения полномочия Российской Федерации и ее субъектов является соответствующее соглашение. Примером такого разграничения является Соглашение от 27 мая 1996 г. N 12 между Правительством Российской Федерации и администрацией Иркутской области о разграничении полномочий в сфере нотариата, адвокатуры и подготовки юридических кадров. В нем четко расписаны полномочия «центра» и субъекта, что исключает возникновение проблем и противоречий на практике.

Центральным кодифицированным актом, регулирующим основы нотариата, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г.) (далее по тексту - Основы).

Наряду с основами необходимо выделить следующие кодифицированные акты:

  • - Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г.);
  • - Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января 2003 г);
  • - Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (действующая редакция);
  • - Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.) и др. законодательные акты.

Среди нормативных актов направленных на регулирование организационных основ нотариата отдельно необходимо выделить подзаконные нормативные акты: указы президента РФ и постановления правительства РФ. Они не должны противоречить вышеназванным законам. Кроме того, Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные основам нотариата, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации. Итак, это:

  • - Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. N 767 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов";
  • - Постановление ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-I "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате";
  • - Постановление Президиума ВС РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1 "Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР".

Наряду с законодательными и подзаконными нормативными актами необходимо выделить и ведомственные акты.

В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в "Российской газете". Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Итак, среди ведомственных нормативных актов необходимо выделить:

  • - Приказ Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах";
  • - Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 178 "Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности"
  • - Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 179 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса"
  • - Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (утв. приказом Минюста РФ от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97);
  • - Приказ Минюста РСФСР от 16 октября 1991 г. N 152/13-3-23 "Об утверждении Инструкции о порядке присвоения классных чинов работникам органов юстиции и государственного нотариата РСФСР";
  • - Приказ Минюста РФ от 19 августа 1976 г. N 32 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР";
  • - Письмо МНС РФ от 29 ноября 2002 г. N ММ-6-09/1846@ "О государственной регистрации нотариальных палат".
  • - Письмо ПФР от 1 октября 1997 г. N ЛЧ-16-28/7063 "О нотариусах, занимающихся частной практикой"
  • - Письмо Минюста РФ от 13 мая 1997 г. N 09-11-1924-96 О неправомерности отказа нотариусов совершать исполнительные надписи на документах, представляемых ломбардами; и др.

Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права и тем самым не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Поэтому важно обозначить обзоры арбитражной практики по делам, связанным с основами нотариата. В виду того, что таких обзоров в природе не существует, выделим, в качестве примера, постановления по конкретным делам:

  • - Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 февраля 1995 г. N С4-7/ОП-84 О подведомственности арбитражным судам споров с участием физических лиц, являющихся частными нотариусами;
  • - Информационное письмо Высшего арбитражного суда РФ от 28 мая 1993 г. N С-13/ОСЗ-169 "В связи с введением в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате";
  • - Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 марта 1981 г. N 1 "О практике применения cудами законодательства при рассмотрении дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении" (в ред. от 21 декабря 1993 г.) (с изм. и доп. от 25 октября 1996 г.).

Отдельно необходимо остановиться на таком источнике правового регулирования основ нотариата, как решения Конституционного суда РФ.

В качестве примера можно выделить:

  • - Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2002 г. N 188-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кувшиновой Маргариты Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации"
  • - Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации"
  • - Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 120-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Руппель Светланы Карловны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации"

Необходимо отметить, что названные определения Конституционного Суда Российской Федерации окончательны и обжалованию не подлежит, что по юридической силе приближает их к Основному закону страны.

В заключение рассмотрения вопроса правового регулирования основ организации нотариата, хотелось бы акцентировать внимание на необходимости дальнейшего совершенствования института нотариата. Так, необходимо принятие федеральных законов "Об обязательном страховании профессиональной ответственности нотариусов", "О нотариальном тарифе" и ряда изменений и дополнений в действующие Основы.

1. Правовые источники нотариальной деятельности

Вопрос об источниках нотариального законодательства имеет немаловажное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора правовой нормы, которой следует руководствоваться при совершении того или иного нотариального действия.

1) основным источником любой отрасли российского права выступает Конституция Российской Федерации. В ней закреплены признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8), недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17), равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ч. 1 ст. 23); право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; права наследования (ст. 35); свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36), и иные права. Одной из центральных по значимости является норма о праве на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). В настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами возложено и на нотариусов, представляющих в данном случае нотариат как публично-правовой институт;

2) федеральные законы. К ним в первую очередь относятся Основы законодательства РФ о нотариате, принятые Верховным Советом России 11 февраля 1993 г. Основы законодательства России о нотариате являются основным актом организационно-правового характера, определяя современную организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса, в том числе совершение отдельных нотариальных действий. Статья 333.24 Налогового кодекса РФ устанавливает размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ и (или) законодательными актами субъектов РФ на совершение нотариальных действий. Гражданский кодекс РФ закрепляет случаи нотариального удостоверения сделок, определяет существо конкретных нотариальных действий;

3) законы субъектов РФ Так как согласно ст. 72 Конституции РФ нотариат отнесен к сфере совместного ведения, то по вопросам нотариата может осуществляться правовое регулирование субъектами РФ;

4) нормативные акты Президента РФ Например, Положение о консульском учреждении РФ от 5 ноября 1998 г., Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»;

5) постановления Правительства РФ К их числу можно отнести: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг», устанавливающее, что нотариусы при наличии у них оснований полагать, что сделки или финансовые операции, совершаемые их клиентами, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу;

6) акты федеральных органов исполнительной власти Указанные акты принимаются по целому ряду вопросов, в том числе и в случаях, прямо указанных в Основах законодательства РФ о нотариате. Так, немаловажны для нотариальной деятельности Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти от 19 марта 1996 г., Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ от15 марта 2000 г. № 91, также Приказ Министерства юстиции РФ от 10 апреля 2002 г. № 99 «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах»;

7) согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно. Например, нотариусами применяется Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция от 22 января 1993 г.) и другие международные соглашения и договоры.

2. Финансовое обеспечение нотариальной деятельности

Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, а также другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству РФ. Государственные нотариальные конторы содержатся за счет отчислений из федерального бюджета РФ. Таким образом, предоставленные помещения, ремонт, оплата коммунальных услуг, обеспечение оргтехникой и канцелярскими товарами, мебелью, выплата заработной платы нотариусам и сотрудникам нотариальной конторы – все это оплачивается из бюджета. Сюда же относится возмещение ущерба, нанесенного гражданам в результате незаконных действий нотариуса.

Нотариус, занимающийся частной практикой, взыскивает тариф, равный государственной пошлине, установленной ст. 333.24 НК РФ. В иных случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом. Все расходы, связанные с совершением нотариальных действий и обеспечением сохранности документов, он оплачивает из взимаемого нотариального тарифа; оплачивается: аренда помещения, коммунальные платежи, канцелярские товары, страховые взносы, взносы в нотариальную палату, заработная плата сотрудникам нотариальной конторы, подоходный налог, взносы в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования. Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Клиенты нотариуса обязаны оплатить государственную пошлину до совершения нотариальных действий.

Налоговым кодексом РФ, к примеру, установлены следующие размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий государственными нотариусами:

1) за удостоверение доверенностей на совершение сделок, требующих нотариальной формы, – 200 рублей;

2) за удостоверение договоров об ипотеке жилого помещения в обеспечение возврата кредита (займа), предоставленного на приобретение или строительство жилого дома, квартиры, – 200 рублей;

3) за удостоверение учредительных документов (копий учредительных документов) организаций – 500 рублей;

4) за удостоверение соглашения об уплате алиментов – 250 рублей;

5) за удостоверение брачного договора – 500 рублей;

6) за удостоверение договоров поручительства – 0,5 % суммы, на которую принимается обязательство, но не менее 200 рублей и не более 20 000 рублей;

7) за удостоверение соглашения об изменении или о расторжении нотариально удостоверенного договора – 200 рублей;

8) за удостоверение завещаний, за принятие закрытого завещания – 100 рублей;

9) за вскрытие конверта с закрытым завещанием и оглашение закрытого завещания – 300 рублей;

10) за совершение исполнительной надписи – 0,5 % взыскиваемой суммы, но не более 20 000 рублей;

11) за принятие мер по охране наследства – 600 рублей;

12) за совершение протеста векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта и за удостоверение неоплаты чека – 1 % неоплаченной суммы, но не более 20 000 рублей;

13) за выдачу дубликатов документов, хранящихся в делах государственных нотариальных контор, органов исполнительной власти, – 100 рублей.

Причем, за нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза.

Льготы для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством о государственной пошлине, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий, составлении проектов документов, выдаче копий и выполнении технической работы как нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, так и нотариусами, занимающимися частной практикой. От уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия, освобождаются:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом;

2) инвалиды I и II группы – на 50 % по всем видам нотариальных действий;

3) физические лица – за удостоверение завещаний имущества в пользу РФ, субъектов РФ и (или) муниципальных образований;

4) общественные организации инвалидов – по всем видам нотариальных действий;

5) физические лица – за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании:

а) жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты или долей в указанном недвижимом имуществе, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти;

б) имущества лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина РФ по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка, а также имущества лиц, подвергшихся политическим репрессиям. К числу погибших относятся также лица, умершие до истечения одного года вследствие ранения (контузии), заболеваний, полученных в связи с вышеназванными обстоятельствами;

в) вкладов в банках, денежных средств на банковских счетах физических лиц, страховых сумм по договорам личного и имущественного страхования, сумм оплаты труда, авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных законодательством РФ об интеллектуальной собственности, пенсий.

Наследники, не достигшие совершеннолетия ко дню открытия наследства, а также лица, страдающие психическими расстройствами, над которыми установлена опека, освобождаются от уплаты государственной пошлины при получении свидетельства о праве на наследство во всех случаях независимо от вида наследственного имущества;

6) школы-интернаты – за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких школах;

7) воинские части, организации Вооруженных сил РФ, других войск – за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности в возмещение ущерба и иные категории граждан и организаций.

    ЕЩЕ РАЗ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Г.Г. ЧЕРЕМНЫХ

    Несколько месяцев назад в журнале "Нотариус" N 4 за 2009 г. была опубликована моя статья "В современной России должного нормативного правового регулирования в сфере нотариата не было и нет". Безусловно, критические замечания в первую очередь относились к Министерству юстиции РФ, поскольку именно на него Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" возложены контроль и надзор в сфере нотариата, и, кроме того, согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате (далее также - Основы) именно ему поручалось утвердить совместно с Федеральной нотариальной палатой (далее также - ФНП) ряд положений в развитие отдельных норм этого закона. Часть из них, в частности Порядок прохождения стажировки (ст. 2), Положение о квалификационной и апелляционной комиссиях (ст. 4), Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу, порядок назначения на должности стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе (ст. 12), были в свое время разработаны и утверждены.
    С утверждением 23 декабря 2009 г. (Приказ N 430) Порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса, 14 января 2010 г. (Приказ N 1) Порядка изменения территории деятельности нотариуса и 19 ноября 2009 г. Правил нотариального делопроизводства (Приказ N 403) весь перечень нормативных правовых документов, предусмотренных Основами, наконец-то принят.
    На этом благоприятном, положительном фоне как-то странно выглядит развернувшаяся в последнее время "нормативно-правовая деятельность" Федеральной нотариальной палаты, причем с одобрения либо молчаливого согласия Министерства юстиции РФ, чем, собственно, и вызвана данная публикация.
    Вправе ли вообще Федеральная нотариальная палата принимать нормативные правовые акты? Конечно, нет.
    Согласно Основам ФНП - некоммерческая организация. Ее деятельность и полномочия регулируются непосредственно Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Закон о некоммерческих организациях напрочь исключает право ФНП на нормативно-правовую деятельность. Что касается Основ, то они четко, без какого-либо расширительного толкования дают перечень ее полномочий (ст. 30):
    - координация деятельности нотариальных палат;
    - представление их интересов в органах государственной власти;
    - защита социальных и профессиональных прав нотариусов;
    - участие в экспертизе проектов законов, федеральных законов по вопросам нотариальной деятельности;
    - обеспечение повышения квалификации нотариусов, их помощников и стажеров;
    - организация страхования нотариальной деятельности;
    - представление интересов нотариальных палат субъектов Российской Федерации в международных организациях.
    Как видно из содержания данной статьи, полномочиями по принятию нормативно-правовых актов Федеральная нотариальная палата не наделена и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. К месту будет сказать, не наделена она и властными, контрольными полномочиями, а также правом административного руководства региональными нотариальными палатами. Основы включают ее в нормативно-правовой процесс, но только в конкретно прописанных случаях и только под эгидой Министерства юстиции РФ. Более того, именно приказами Минюста России, как это и должно быть, введены в действие вышеперечисленные нормативно-правовые документы, предусмотренные Основами.
    Таким образом, самостоятельное принятие (утверждение) Федеральной нотариальной палатой, как и ее органами управления, каких-либо положений, решений, постановлений, какого-либо порядка, носящих нормативно-правовой характер, т.е. устанавливающих для нотариусов и нотариальных палат определенные правила и требования, не вытекающих из прямых предписаний Основ, иных законодательных актов, является противозаконным.
    Все это настолько очевидно, что даже говорить об этих прописных истинах как-то неудобно.
    И тем не менее 2 - 3 ноября 2009 г. Правление ФНП приняло беспрецедентное решение обязать нотариусов страны представлять в нотариальную палату статистическую отчетность о суммах взысканного тарифа и оплаты работы правового и технического характера (Протокол N 10). Естественно, большинство нотариусов проигнорировали это незаконное требование.
    Вместо того чтобы пресечь это беззаконие, Министерство юстиции РФ в его поддержку 25 января 2010 г. издает свой Приказ N 4 "О внесении изменения в Приказ Минюста России от 28.08.2008 N 188". Далее в Приказе говорится: "Внести изменение в Приказ Минюста России от 28.08.2008 N 188 "Об утверждении форм статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации о нотариате", дополнив приложение N 2, раздел 2, строками 4, 5 согласно приложению". Данный документ почти дословно повторяет решение Правления ФНП и также обязывает нотариусов представлять сведения о размерах взысканных нотариального тарифа и оплаты правовой и технической работы.
    В другой ситуации можно было бы лишь приветствовать такое тесное сотрудничество Федеральной нотариальной палаты с Министерством юстиции РФ, но не сейчас, когда Министерство поддержало неправовое решение ФНП, причем также с грубым нарушением действующего законодательства. И Приказ N 188 2008 г., и Приказ N 4 2010 г. незаконны как по процедуре принятия, так и по содержанию.
    Во-первых, данными Приказами утверждена форма периодической статистической отчетности, затрагивающая интересы 7,5 тысячи нотариусов страны. В этой связи они согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" должны были пройти обязательную государственную регистрацию и быть опубликованы в установленном порядке.
    Кто-то может сказать, что данное требование не распространяется на вступление в силу названных Приказов, поскольку они носят организационно-правовой характер и в этой связи не подлежат регистрации и опубликованию, тем более что изданы самим органом, проводящим регистрацию нормативных актов, затрагивающих права и интересы граждан.
    Подобные доводы уже были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации, в частности по делу об оспаривании Положения о порядке выдаче лицензии на право нотариальной деятельности, утвержденного Приказом Минюста России от 22 ноября 1993 г., которое не было опубликовано.
    В своем решении от 4 августа 1998 г. N ГКПИ98-238 Верховный Суд Российской Федерации, признав указанное Положение не имеющим юридической силы, указал, что любой ведомственный документ, если он касается прав и свобод граждан, устанавливает для них определенные правила и требования, обладает признаками нормативного правового акта, подлежит обязательной государственной регистрации и опубликованию, независимо от принявшего его ведомства.
    Таким образом, данные Приказы согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, а также применения санкций за невыполнение содержащихся в нем предписаний, на них нельзя ссылаться при рассмотрении споров (п. 10 Указа).
    Удивляет позиция Московской городской нотариальной палаты. Данный вопрос 17 декабря 2009 г. (Протокол N 15) был предметом рассмотрения Правления Палаты, которое приняло решение: по итогам 2009 г. представлять отчетность в прежнем виде. В этой связи было необходимо повторно рассмотреть ситуацию на заседании Правления, прежде чем направлять нотариусам письма с требованием представить, причем в нереальные сроки, запрашиваемые сведения с угрозой, что в отношении "нерадивых" будут "приняты соответствующие выводы".
    Все это вызвало недоумение и массовое возмущение нотариусов, абсолютно правильные заявления некоторых из них о намерении обратиться за защитой своих прав в судебные органы.
    Во-вторых, оба Приказа Минюста России устанавливают для нотариусов периодическую статистическую отчетность. Между тем Министерство юстиции РФ, не говоря уж о ФНП, не вправе вводить какую-либо статистическую отчетность, это прерогатива Росстата России.
    Подобная практика не согласуется с Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации". Минюст России по Положению о Министерстве вправе утверждать только формы ведомственной отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности (пп. 34 Положения), но не статистическую отчетность.
    В-третьих, запрашиваемые Минюстом России статистические данные представляют собой не что иное, как информацию о полученных нотариусами в результате своей профессиональной деятельности денежных средствах, которые после уплаты налогов, иных обязательных платежей являются собственностью нотариуса (ч. 2 ст. 23 Основ). Поэтому, издавая 25 января 2010 г. Приказ N 4 и фактически требуя от нотариусов представления сведений об их доходах, Министерство вышло за пределы сферы своей деятельности, занялось не своим делом - нормативным регулированием вопросов, не входящих в его компетенцию.
    Вопросы тарификации нотариальных действий, как и вопросы налогообложения и иные вопросы финансирования нотариальной деятельности, никогда не относились и не относятся к ведению Минюста России. Это компетенция Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы.
    В-четвертых, при введении такого рода статотчетности, означающей представление нотариусами еще одной декларации о доходах (наряду с предусмотренной Налоговым кодексом РФ), Минюстом РФ проигнорированы требования ст. 23 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому тайну частной жизни, а также целого ряда норм федерального законодательства.
    Так, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещает требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами (ст. 9).
    Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" доходы физического лица отнесены к персональным данным (ст. 3). Этим же Законом регулируется порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц). Иными словами, этот порядок федеральное министерство устанавливать не вправе.
    Как известно, порядок предоставления сведений о доходах налогоплательщиков - физических лиц и соответствующая обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации установлены Налоговым кодексом РФ, а именно гл. 13 "Налоговая декларация". Одновременно ст. 102 НК РФ "Налоговая тайна" предусматривает, что любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, а также устанавливает ответственность этих органов и их должностных лиц за ее разглашение.
    В-пятых, не соблюдены и нормы Основ о предоставлении нотариусами сведений о своей деятельности. Стоит напомнить тем, кто это забыл, что порядок предоставления нотариусами сведений определен ст. 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, согласно которой правом истребования от нотариуса сведений и документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, обладает только нотариальная палата субъекта Российской Федерации. Данные сведения нотариальная палата может передать только страховым организациям, а должностные лица нотариальной палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий под ответственность за разглашение тайны и причинение нотариусу ущерба. Это означает, что ст. 28 Основ предоставляет право нотариальной палате истребовать необходимые сведения лишь в конкретных случаях, но не предусматривает введения какого-либо общего порядка предоставления информации о полученных доходах, тем более в рамках какой-либо отчетности.
    Совершенно очевидно, что установленное законом право истребовать сведения от конкретного нотариуса не может быть подменено обязательной для всех нотариусов ежегодной статотчетностью, к тому же через принятие подзаконного акта.
    По большому счету Министерству юстиции РФ эти сведения не нужны и никогда не были нужны. Они нужны ФНП, чтобы контролировать уплату членских взносов, установленных ею в процентном отношении с каждого нотариуса, причем с его валового дохода. В налоговых органах такие сведения в силу требования закона о налоговой тайне получить нельзя. Потому-то и появился данный Приказ.
    Установленный порядок уплаты членских взносов в ФНП нельзя назвать справедливым: кто больше работает, кто не утаивает доходы, тот платит больше. Правильным, на наш взгляд, будет иной порядок определения членских взносов: в твердой денежной сумме с каждой региональной нотариальной палаты, исходя из численности нотариусов, что исключит в этих отношениях даже намек на какую-либо коррупционность.
    10 декабря 2008 г. Правление Федеральной нотариальной палаты приняло Положение о порядке замещения временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой, согласованное с Министерством юстиции РФ, обратите внимание: 18 ноября 2009 г.
    Между тем, как отмечалось выше, ФНП не наделена правом самостоятельного правового регулирования в сфере нотариата. Не меняет положения и согласование данного документа с Министерством юстиции РФ через год после его принятия. И ФНП, и Минюсту России должно быть известно, что нормативные правовые акты принимаются в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, которые в данном случае ими проигнорированы.
    Данное Положение как нормативно-правовой акт не может иметь юридической силы не только из-за нарушения процедуры его принятия: принято ненадлежащим органом, не прошло государственную регистрацию, не опубликовано в установленном порядке и т.д., но и по его содержанию.
    Институт замещения временно отсутствующего нотариуса все прошедшие после принятия Основ годы вызывал неприятие у многих руководителей органов юстиции и нотариальных палат. Попытки перефразировать, изменить, по-своему истолковать содержание ст. 20 Основ предпринимались и ранее, задолго до принятия данного Положения.
    По этому вопросу вынуждены были официально высказать свою позицию и Министерство юстиции РФ (письмо от 31 октября 2001 г. N 09-4323), и Правовое управление Аппарата Государственной Думы (12 марта 2002 г. N 1/5327).
    По заключениям Минюста России и Правового управления Аппарата Государственной Думы порядок наделения лица полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса согласно ст. 20 Основ не является разрешительным, а носит уведомительный характер. При решении данного вопроса орган юстиции и нотариальная палата должны руководствоваться соглашением, заключенным между нотариусом и лицом, желающим исполнять его обязанности. Этот период полномочий лица, временно исполняющего обязанности нотариуса, устанавливается в соответствии с законом в пределах календарного года. В указанных случаях орган юстиции совместно с нотариальной палатой должны издать соответствующий приказ лишь для того, чтобы закрепить указанные полномочия и уже возникшие правоотношения между нотариусом и лицом, отвечающим требованиям ст. 2 Основ. Статья 20 Основ является нормой прямого действия, и в ней нет указания, как в ряде других статей Основ, на принятие подзаконного акта в целях дополнительного правового регулирования.
    Позднее Минюстом РФ была проанализирована практика применения ст. 20 Основ. По результатам исследования руководителям территориальных органов юстиции 12 мая 2003 г. за N 09/4601-МК был направлен для использования в работе соответствующий Обзор, в котором в целом разделяется вышеизложенная позиция. При этом каких-либо рекомендаций о принятии Федеральной нотариальной палатой и Минюстом России документа, устанавливающего общий для всех нотариальных палат порядок наделения полномочиями лица, временно исполняющего обязанности нотариуса, данный Обзор не содержит.
    Между тем Федеральная нотариальная палата объясняет принятие своего Положения именно ссылкой на этот Обзор, что оно якобы выполняет рекомендации Минюста РФ. Как видим, данное объяснение не соответствует действительности.
    И еще один момент. Предусмотрев институт замещения временно отсутствующего нотариуса, когда он по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности, своим помощником, законодатель установил естественное ограничение: они не могут совершать нотариальные действия одновременно (ст. 20 Основ). Для ФНП слово "одновременно" оказалось непонятным, и она решила "подправить" закон, записав в своем Положении, что эти лица не вправе исполнять должностные обязанности одновременно в течение дня.
    При наличии такой директивы массово возникнут ситуации, когда, например, нотариус с утра был в нотариальной палате - платил членские взносы, затем вернулся в нотариальную контору и весь день вынужден смотреть, как его помощник в его присутствии совершает нотариальные действия. Парадокс. Любой член правления Палаты, член комиссии практически лишается своего права осуществлять нотариальную деятельность в те дни, когда выполняет эти общественные обязанности.
    Кстати, данный вопрос также был предметом судебного рассмотрения. Суд первой инстанции, а также Московский городской суд удовлетворили исковые требования нотариуса г. Москвы В.Н. Кузнецова к Управлению юстиции города Москвы, которое признало незаконным совершение нотариусом и его помощником нотариальных действий в один и тот же день, поскольку нотариус доказал, что одновременного исполнения обязанностей в этот день им и его помощником не было: нотариус работал в первой половине дня, помощник - во второй.
    Уместно обратиться и к письму Московской областной нотариальной палаты в адрес Президента ФНП от 15 декабря 2009 г. N 1843/1-14 (опубликовано на официальном сайте МОНП), в котором очень точно подмечено, что "Положение, по сути, предусматривает прямое административное вмешательство в процесс организации работы нотариусов, что не согласуется с принципом независимости нотариуса при осуществлении им своей профессиональной деятельности (статья 5 Основ)".
    Сказанное в полной мере относится и к утвержденному Правлением ФНП Положению о порядке изготовления, обращения, учета и использования бланка единого образца для совершения нотариальных действий.
    Кстати, данное Положение даже не согласовано с Минюстом России, как было при принятии Положения о порядке замещения временно отсутствующего нотариуса. Имеется лишь отметка: "Согласовано: заместитель Министра юстиции Российской Федерации Ю.С. Любимов 5 марта 2010 г.", но не на самом Положении, а на информационном письме ФНП от 4 марта 2010 г. N 417, которым нотариальное сообщество поставлено в известность о введении его в действие. Обращает на себя внимание, что информационное письмо зарегистрировано раньше, чем оно было согласовано в Министерстве юстиции РФ. В самом информационном письме указано, что Положение утверждено Правлением ФНП 18 ноября 2009 г. (Протокол N 10/09) и Приказом Минюста России от 19 ноября 2009 г. N 403, что опять не соответствует действительности. Данным Приказом утверждены Правила нотариального делопроизводства, но не Положение о бланке. Такая ссылка в данном случае неуместна, поскольку утвержденные этим Приказом Правила нотариального делопроизводства до сих пор не вступили в законную силу, поскольку не опубликованы в установленном порядке.
    Подобной формы "нормотворчества" российское право не знает. Сам факт принятия некоммерческой организацией обязательного для исполнения нотариусами нормативного правового акта, информационного письма, рассылка которого одобрена федеральным органом исполнительной власти (без государственной регистрации в Минюсте России и без официального опубликования Положения), позволяет сделать вывод о том, что авторы этого "шедевра", мягко говоря, совершенно не уважают не только нотариуса, но и нотариальное сообщество в целом.
    В целом введение бланка в нотариальную практику, тем более единого образца, должно восприниматься положительно. Он нужен. Но этот вопрос при обязанности нотариусов использовать такой бланк не может быть решен на уровне Федеральной нотариальной палаты. Кроме того, данный вопрос не так прост, чтобы его решить одним росчерком пера. Основы такого бланка не предусматривают. В них (ст. 11) говорится лишь о личном бланке нотариуса, который он может иметь, а может и не иметь. Необходимо соответствующее законодательное решение по его введению, форме, случаям применения, источнику финансового обеспечения: либо финансировать его изготовление и бесплатное распределение среди нотариусов будут Федеральная нотариальная палата или нотариальные палаты субъектов Российской Федерации, либо это ляжет на плечи самих нотариусов, а фактически - на граждан, что будет означать введение Федеральной нотариальной палатой, пусть даже по согласованию с Минюстом России, скрытого (косвенного) налога, что, конечно, недопустимо.
    Нельзя не учитывать и то, что авторы Положения прописали в нем такую сложнейшую процедуру отчетности за получение, расходование, списание бланков, что это уже само по себе обусловливает полное неприятие нотариусами введения такого бланка.
    Как известно, в нотариальной практике обязательный бланк уже применялся (доверенность на право пользования и распоряжения транспортными средствами), но не по решению ФНП, а по совместному Приказу Минюста России и МВД России от 9 марта 1995 г. N 9-01-31-95/N 65. Через 3,5 года этот Приказ был отменен. Во-первых, он не изменил ситуацию с поддельными доверенностями, и во-вторых, вызывал недовольство и жалобы граждан в связи с дополнительными расходами при оформлении доверенности.
    Есть еще один вопрос, на который необходимо обратить особое внимание. Основы законодательства РФ о нотариате, поручая Минюсту России и Федеральной нотариальной палате разработать и принять ряд Положений в развитие своих норм (ст. 2, 4, 9, 12, 13 и 19), нигде не говорят о такой форме их принятия, как согласование. Во всех этих нормах Основ речь идет только о совместном принятии. Согласование и совместное принятие - далеко не одно и то же, это совершенно разные и процедура принятия, и правомочность нормативного правового акта.
    В феврале этого года профильным Комитетом Совета Федерации был организован круглый стол по проблемам нотариата. Наряду с другими было высказано замечание в отношении инициативы ФНП о создании федеральной информационной базы по завещаниям и ее требования к нотариусам предоставлять соответствующие сведения. Дело исключительно важное и нужное. Более того, в Московской городской нотариальной палате такой банк данных был создан еще в 90-х годах. Однако с принятием третьей части Гражданского кодекса РФ эта работа была приостановлена, поскольку ст. 1123 нового ГК РФ запрещает нотариусу сообщать кому-либо даже о самом факте удостоверения завещания. Была высказана рекомендация решить этот вопрос в законодательном порядке. Поразила реакция на это замечание президента ФНП М.И. Сазоновой: "А вот мы вам пропишем, и будете исполнять". Не хотелось бы вспоминать этот частный неприятный случай, но именно он, на наш взгляд, объясняет неправовой характер нормотворческой деятельности Федеральной нотариальной палаты.
    Пренебрежительное отношение к своим правовым возможностям, порядку и процедуре принятия нормативных правовых актов проявляется не только в приведенных случаях. До сих пор действует незаконный так называемый Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации, к тому же со множеством правовых нелепостей, о чем я подробно писал в статье "Частнопрактикующий нотариус - не субъект дисциплинарной ответственности" ("Нотариус", N 5/2008); при отсутствии у ФНП контрольных полномочий функционирует Комиссия по контролю деятельности нотариальных палат. Как уже отмечалось, Правила нотариального делопроизводства пока не вступили в силу. В данном случае Министерство юстиции РФ поступило разумно - документ требует очень серьезной доработки, однако, чтобы обойти запрет, ФНП пытается добиться его принятия по частям: такие-то положения ввести в действие с такого-то числа, такие с такого-то, не понимая, что по закону это невозможно.
    Обращает, мягко говоря, на себя внимание и качество этих документов. Многие, без преувеличения, их положения далеки от нотариальной практики и никогда работать не будут, даже если их прописать законодательно, а не таким кустарным способом. Как можно, например, навязывать лицу, обратившемуся к нотариусу за совершением нотариального действия, наш бланк, а следовательно, его стоимость и техработу, если он пришел со своим, безупречно составленным документом? Насколько реально передавать и принимать по акту все делопроизводство по нотариальной конторе при передаче нотариусом своих полномочий помощнику? Или как может нотариус предусмотреть, что он заболеет, чтобы заранее, как того требует ФНП, получить соответствующий приказ о замещении? Способны ли будут президент палаты или вице-президент как председатели специальной комиссии по списанию и уничтожению сотен, а то и тысяч испорченных бланков сличить их по номерам с полученными нотариусом? Понятно, что ни одно из этих положений на практике применить невозможно.
    В настоящее время под эгидой то ли Федеральной нотариальной палаты, то ли Министерства юстиции РФ разрабатывается новый федеральный закон о нотариате. Правда, кто работает над ним, неизвестно, есть какие-то группы, которые что-то разрабатывают, пишут, всплывают отдельные главы без указания авторства, и непонятно, куда и кому адресовать свои замечания и предложения. Недавно удалось ознакомиться с одним из таких документов на 77 страницах - проектом Особенной части будущего закона. Что можно сказать о нем? Только одно - это еще один образец многочисленных юридических ошибок и неточностей. Согласно этому проекту нотариус, например, согласно перечню нотариальных действий (ст. 1) "оглашает закрытое завещание" без принятия такого завещания, "ведет протоколы собраний организаций" вместо удостоверения их достоверности, "подтверждает круг наследников", "передает наследственное имущество на хранение"; откладывает совершение нотариального действия "для определения компетентного нотариуса" (ст. 19), и этот перечень правовых нелепостей можно продолжать и продолжать. Непонятно, почему сама Особенная часть единого закона начинается со ст. 1.
    Не надо думать, что только ФНП и Минюст озабочены проблемами нотариата. Нотариусов они беспокоят не меньше. Но больше всего их настораживают все более активные в последнее время попытки ужесточить требования к нотариусам, настолько регламентировать нотариальную деятельность, в том числе через подобные документы, а еще хуже - через новый закон о нотариате, что независимость и самостоятельность нотариуса при осуществлении нотариальной деятельности становятся проблематичными. На это абсолютно правильно обратил внимание и руководитель Уральского филиала Российской школы частного права, заведующий кафедрой гражданского права Уральской государственной юридической академии доктор юридических наук, профессор Б.М. Гонгало в своем выступлении на вышеназванном круглом столе, сказав, в частности: "Порядок и дисциплина - это одно, а стоять по стойке "смирно" и ходить строем - это совершенно другое".

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Похожие публикации