Инки: Великая Империя «Четырех Концов Света. История древней цивилизации - империя инков кратко

Существует очень мало источников информации относительно истории инков - древней индейской цивилизации. Большая часть сведений исходит от испанских конкистадоров и миссионеров. Филиппо Уаман Пома Де Аяало - художник инков XVI века оставил один оригинальный и бесценный документ - это рисунки и хроники, дающие подробное описание общества инков. Понимая, что его мир может исчезнуть, Уаман Пома описал все его великолепие. Это была работа всей его жизни. Он намеревался подарить ее королю Филиппу II, в надежде, что монарх увидит свою колонию в ином свете и изменит свое отношение к ней.

В его работе он также описал образ жизни андских народов до прихода инков - индейцы вели суровый и сложный образ жизни, они были практически дикарями. Но все изменилось с появлением существа, которое было получеловеком, полубогом - сына Инти, сына Бога. Его имя - Манко Капак. Он назвал себя «инка» и принес в свой мир цивилизацию.

Он научил людей возводить города и возделывать землю. Под его руководством мир инков начал процветать. Его жена Манко Капака Оклло научила женщин ткать.

Таким был мир инков, где одно имя принадлежало и правителю, и его народу.

Спустя 100 лет после становления империи инков, в XV веке, это государство, располагавшееся на территории Перу, Боливии и Эквадора, прекратило свое существование. Однако об этом чуть позже... В статье будет рассказано о том, кто такие инки.

Зарождение цивилизации

По легенде Бог солнца Инти создал предков правителей инков. Это были 4 брата и 4 сестры, которые вышли из пещеры Тампу-Токко. Их предводителем был Айяр Манко, который нес в руках золотой посох. Он должен был отыскать место, где посох войдет в землю, что будет являться знаком плодородной почвы.

После долгих странствий Айяр Манко со своими братьями и сестрами пришли в долину Куско, где посох наконец-то вошел в землю.

Победив воинственных местных жителей, братья и сестры основали столицу империи инков. Айяр Манко стал называть себя Манко Капак, что означает "правитель инков". Он стал первым Саппа Инка (верховным вождем).

А все ли было именно так?

Этнологи национального центра научных исследований не до конца уверены в историческом существовании первых восьми инков. Скорее, это были мифические персонажи. В связи с тем, что все ныне доступные сведения об инках тесно связаны с их эпосом.

Каждая семья правителей инков имела свои традиции, подобные африканским. Каждое поколение правителей излагало историю по-своему.

Знаменательный период в истории инков связан с правителем Пачакути. Помимо прочего, он был величайшим религиозным реформатором. В период его правления народ инков стал намного меньше зависеть от верховных жрецов солнечной религии.

Время Пачакути

В XII веке Анды населяло огромное количество разных народов и постоянно враждующих между собой племен. Пачакути хотел создать империю, которая бы объединила все андские народы. Его имя, которое означает «меняющий мир», прекрасно характеризует его стремления.

Он объединил племена вокруг города Куско и его цели стали реальностью.

В начале XV века империя инков подверглась вооруженному нападению племени Чанка. Под угрозой оказался город Куско. Пачакути взял на себя командование войском и сумел отразить нападение и, вдохновленный победой, начал военную экспансию.

Пачакути захватил территорию в районе озера Титикака и расширил на Севере владения империи инков Тауантинсуйу вплоть до района Кохамарки.

Несколько слов об укладе жизни

Кратко культуру инков отражает их быт. Когда инки порабощали народы, они одаривали местных правителей особыми подарками - женщинами и различными диковинами. Таким образом, они делали его в какой-то мере признательным, оставляли в долгу. В обмен на эти дары вожди должны были выплачивать инкам дань или выполнять для них различные виды работ. С этого момента они вступали в отношения, которые исторически называются вассальной зависимостью. Это мог быть принудительный труд, который назывался «мита», либо неравный обмен, называемый «айне».

Эта система взаимоотношений с захваченными племенам стала одной из главных сторон могущества инков.

Создание упорядоченной системы в столь широких масштабах на территории одного из самых больших горных массивов планеты - было нелегкой задачей. Инкам необходимо было создать коллективный труд, товарообмен, систему управления и обеспечить безопасность. Все это было бы невозможным без строительства дорог.

Нет никаких сомнений, что инки уже знали, что такое колесо. Однако горные ландшафты не подходил для использования колесного транспорта. Даже сегодня большая часть путешествий в Андах совершается пешком. Но инки покорили горные вершины, создав развитую сеть путей сообщения. Они возводили мосты в мире, который буквально висели между небом и землей.

Несколько слов о правлении Саппа Инка

Власть инков, как и любая другая власть, требовала воздействия на сознание людей. И величественный город Мачу-Пикчу, как считают этнологи, это лишь часть образа власти. Например, правителю нельзя было смотреть в лицо. Его образ всегда был связан со священными ритуалами. Он почитался, как сын Солнца и был настоящей святыней для народа.

Власть правителя увековечивалась после его смерти, когда он присоединялся ко всем богам и сам становился Богом. Хроники Уамана Пома описывают понимание инками жизни после смерти. Они верили, что человеческая жизненная сила не исчезает после смерти. В их представлении предки могли оберегать живущих на земле.

Столица империи

В самом сердце Анд, на высоте более 3-х тысяч метров, находился город Куско - столица империи инков. В 1534 году он был практически стерт с лица земли испанскими захватчиками. Город Куско - политический и духовный центр империи инков.

Помимо Куско существовало нескольких административных центров, в империи инков было не так много городов. Большая часть территории - маленькие поселки, где инки жили и работали на плантациях. Сельское хозяйство было центральным звеном их экономики.

Ритуалы

Чтобы разобраться, кто такие инки, стоит обратиться к их эпосу.

В хрониках у Мана Пома одна из глав посвящена довольно странному ритуалу - капакоча. Во время некоторых событий, таких, как солнечное затмение, извержение вулкана или эпидемии, чтобы заслужить милость духов, в жертву приносили детей. Случалось и такое, что это были дети вождей племени.

Капакоча было важной частью политического и религиозного культа в Куско.

Система счета

Хотя у инков не было письменности, для записи чисел и, возможно, другой информации они пользовались системой узелков и веревочных сплетений, которая называлась кипу. Благодаря десятичной системе исчисления налогообложение подданных было упорядоченным и эффективным.

Налоги в виде продуктов питания собирались по всей империи и складывались в кольпос. Эта система обеспечивала населению приемлемые условия жизни и было важным аспектом в контроле над экономикой империи.

Они проживали на больших высотах, где каждые 5-6 лет могло не быть урожая, поэтому им просто необходимо было делать запасы.

Взамен империя обеспечивала безопасность, поддерживала инфраструктуру и снабжала жителей средствами к существованию. Для этого везде были построены большие склады с товарами первой необходимости. Такие кольпосы существовали в каждом регионе.

А теперь вернемся к разделу земель

Сын Почакути - Тупак Инка - продолжил завоевание новых территорий и в 1471 году стал правителем. К концу его правления империя простиралась по всей Западной части Южной Америки. Он показал жителям соседних племен, кто такие инки.

В 1493 году правителя сменил его сын Уайна Капак. Войны нового правителя на дальних рубежах повысили уровень недовольства в империи.

В 1502 году, одержав победу в гражданской войне, армия Атауальпа столкнулся с захватчиками из Европы. И хотя инки превышали по численности европейцев, Франсиско-Писарро с небольшим отрядов конкистадоров полностью разбил их огромную армию. При помощи ружей и лошадей, которых инки еще никогда не видели, испанцы одержали победу. Атауальпа был взят в плен и спустя год убит.

Однако, по мнению историков, это не единственная причина падения империи. В то время она находилась в процессе раздробленности и войн, что и стало главной причиной краха.

Великий расцвет империи инков был практически также быстротечен, как и ее падение. И теперь, к сожалению, узнать, кто такие инки, мы можем из немногих источников, сохранившихся до наших дней.

Империя инков была самой большой империей в доколумбовой Америке и, возможно, крупнейшей империей в мире, существовавшая в начале 16 века.

Его политическая структура была самой сложной среди всех коренных народов Северной и Южной Америки.

Административный, политический и военный центр империи находился в Куско (современный Перу).

Цивилизация инков возникла на высокогорьях Перу в начале 13 века. Последняя крепость была завоевана испанцами в 1572 году.

С 1438 по 1533 год инки населяли большую часть западной части Южной Америки, в центре которой находились Андские горы. На пике своего развития империя инков включала в себя территории Эквадора, западной и центральной Боливии, северо-западной Аргентины, северной и центральной части Чили, а также некоторые земли юго-западной Колумбии.

Официальным языком был Кечуа. В империи существовало множество форм поклонения богам, однако правители поощряли поклонение Инти — верховному богу инков.

Инки считали своего царя, Сапу Инку, «сыном солнца».

Империя инков была уникальна тем, что в ней не было ничего из того, чем славились цивилизации Старого Света.

Например, у жителей не было колесных транспортных средств, рогатого скота, не хватало им и знаний о добыче и обработке железа и стали, также у инков не было структурированной системы письма.

Характерными для империи инков являлись монументальная архитектура, система дорог, охватывающая все уголки империи и особый стиль ткачества.

Ученые считают, что экономика инков была феодальной, рабской и социалистической одновременно. Считается, что денег и рынков у инков не было. Вместо этого жители обменивались товарами и услугами по принципу бартера.

Своего рода налогами считался сам труд человека на благо империи (например, выращивание сельскохозяйственных культур). Правители инков в свою очередь поддерживали труд людей и на праздники устраивали масштабные пиры для своих подданных.

Название «инки» переводится как «правитель», «лорд». В Кечуа термин используется для обозначения правящего класса или правящей семьи.

Инки составляли небольшой процент от всех жителей империи (от 15 000 до 40 000 человек при общей численности населения в 10 млн человек). Термин «инки» испанцы стали использовать для обозначения всех жителей империи.

История

Империя инков была ведущей цивилизацией в Андах, история которой насчитывала тысячи лет. Андская цивилизация — одна из пяти цивилизаций в мире, которую ученые называют «первозданной», то есть коренной, а не производной от других цивилизаций.

Империи инков предшествовали две большие империи в Андах: Тиванаку (около 300-1100 гг. н.э.), расположенная вокруг озера Титикака, и Уари (около 600-1100 гг. н.э.), сосредоточенная вблизи современного города Айякучо.

Уари располагался на территории Куско около 400 лет.

По преданиям инков, их предки появились из трех пещер: братья и сестры, вышедшие на новые земли со временем построили храм из камня и стали заселять земли вокруг. В скором времени они добрались до Куско и стали строить свои жилища на всей территории.

Империя расширялась. Основателем ее считают Айяра Манко.

Правители империи менялись довольно часто. Царствовать большими территориями хотели многие. Однако ко времени прихода на земли инков конкистадоров все племена объединились в едином стремлении сохранить свою независимость.

Испанские конкистадоры во главе с Франсиско Писарро и его братьев добрались до заветных земель инков к 1525 году. В 1529 году король Испании дал разрешение на завоевание богатых земель в Северной и Южной Америке.

Военные силы европейцев вторглись на земли инков в 1532 году, когда население было деморализовано очередной войной за власть над империей.

В это же время в Центральной Америке буйствовала оспа, которая стала причиной гибели большого числа местного населения.

Европейские солдаты под предводительством Писарро вторглись на земли инков и, имея технологическое превесходство над «полудикими» инками, быстро заполучили власть над территориями (также испанцы нашли союзников, которые были негативно настроены к политике императоров инков).

Конкистадоры насадили в регионе христианскую веру, разворовали дома жителей и поставили во главе империи своего наместника. А в 1536 году была уничтожена последняя крепость инков, свергнут император, и испанцы получили власть над всей территорией огромной империи.

Население и язык

Число людей, населяющих империю во время ее расцвета, доподлинно неизвестно. Историки называют цифры от 4 до 37 миллионов.

Основной формой коммуникации в империи был язык инков, а также различные диалекты кечуа.

Фонетически языки различались очень сильно: жители Анд могли не понимать население, проживающее рядом с Колумбией.

Некоторые языки сохранились до сих пор (например, язык Аймара, на котором говорят некоторые жители Боливии по сей день). Влияние инков пережило их империю, так как завоевавшие земли испанцы продолжали использовать для общения язык кечуа.

Культура и быт

Археологи до сих пор находят уникальные предметы, связанные с жизнью и бытом инков.

Архитектура была самым востребованным искусством в империи. Важнейшие сооружения были созданы из камня (с применением особой кладки).

Также историки находят свидетельства о том, что инки интересовались ткачеством, а также науками: математикой, летоисчислением в принципе, медициной и др.

Открытия инков в некоторых областях стали фундаментом для развития научной мысли во всем мире (особенно в Европе).

Цивилизация инков процветала в древнем Перу между c. 1400 и 1533 гг. Н.э., а их империя в конце концов распространилась по западной части Южной Америки от Кито на севере до Сантьяго на юге, сделав его крупнейшей империей, когда-либо бывшей в Америке и самой крупной в мире в то время. Невосприимчивые к часто суровой андийской среде, инки завоевали людей и использовали ландшафты в таких разнообразных условиях, как равнины, горы, пустыни и тропические джунгли. Обладая уникальным искусством и архитектурой, они построили мелко построенные и внушительные здания, где они завоевали, а их впечатляющая адаптация природных ландшафтов с террасами, автомагистралями и горными поселениями продолжает удивлять современных посетителей на таких всемирно известных объектах, как Мачу-Пикчу.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Как и в других культурах древней Америки, историческое происхождение инков трудно распутать из основополагающих мифов, которые они сами создали. Согласно легенде, в начале, бог-создатель Виракоча вышел из Тихого океана, и когда он прибыл на озеро Титикака, он создал солнце и все этнические группы. Эти первые люди были погребены богом, и только позже они вышли из родников и скал (священных пакарин) обратно в мир. Инки, в частности, были созданы в Тиванаку (Тиауанако) от бога солнца Инти, следовательно, они считали себя избранными немногими, «Дети солнца», а правитель инков был представителем и воплощением Инти на земле. В другой версии мифа о создании первые инки пришли из священной пещеры, известной как Tampu T’oqo или «The House of Windows», которая находилась в Pacariqtambo, «Inn of Dawn», к югу от Куско. Первой парой людей были Манко Капак (или Манко Капак) и его сестра (также его жена) Мама Оклу (или Окло). Родились еще три брата-сестры-сестры, и группа отправилась вместе, чтобы основать свою цивилизацию. Победив жителей Чанки с помощью каменных воинов (пуруураков), первые инки, наконец, поселились в Долине Куско и Манко Капаке, бросив золотой стержень в землю, установив, что станет столицей инков Куско.

Более конкретные археологические данные свидетельствуют о том, что первые поселения в долине Куско на самом деле относятся к 4500 году до н.э., когда общины охотников собирались в этом районе. Однако Куско только стал значительным центром когда-то в начале позднего промежуточного периода (1000-1400 гг. Н.э.). Процесс регионального объединения начался с конца 14 века н.э. и с начала 15 века н.э., с приходом первого великого лидера инков Пачакути Инки Юпанки («Реверс Мира») и поражения Чанки в 1438 году н.э. , инки начали расширяться в поисках грабежа и производственных ресурсов, сначала на юг, а затем по всем направлениям. В конце концов они построили империю, которая простиралась через Анды, завоевывая такие народы, как цивилизации Лупака, Колла, Химор и Ванка. После создания была спровоцирована общенациональная система налогов и администрирования, которая укрепила власть Куско.

Рост Империи Инков был впечатляюще быстрым. Во-первых, все ораторы языка инков кечуа (или рунасими) получили привилегированный статус, и этот благородный класс тогда доминировал во всех важных ролях в империи. Thupa Inca Yupanqui (также известный как Топа Инка), преемник Пачакути с 1471 года н.э., приписывается расширением империи огромными 4000 км (2500 миль). Инки сами называли свою империю Tawantinsuyo (или Tahuantinsuyu), что означает «Земля четырех четвертей» или «Четыре части вместе». Куско считался пупом мира, и каждый квартал излучались дороги и священные прицельные линии (цеки): Чинчайскую (север), Антисую (восток), Колласую (юг) и Кунтисую (запад). Распространение через древний Эквадор, Перу, север Чили, Боливию, нагорье Аргентины и южную Колумбию и протяженность 5500 км (3400 миль) с севера на юг, 40 000 инков управляли огромной территорией, в которой около 10 миллионов предметов говорили на 30 разных языках.

ПРАВИТЕЛЬСТВО И АДМИНИСТРАЦИЯ
Инки сохранили списки своих царей (Сапа Инка), чтобы мы знали такие имена, как Пачакути Инка Юпанки (царствование 1438-63 гг. Н.э.), Тупа Инка Юпаньки (царствование 1471-93 гг. Н.э.) и Вейна Капак последний доиспанский правитель, царствование c 1493-1525 гг. н. э.). Вполне возможно, что в то же время правили два царя, и у королев могли быть некоторые существенные силы, но испанские записи не ясны по обоим пунктам. Сапа Инка был абсолютным правителем, и он жил жизнью огромного богатства. Выпив из золотых и серебряных чашек, одетых в серебряные ботинки, и жил во дворце, обставленном тончайшим текстилем, он побаловался до крайности. Его даже ухаживали за его смертью, так как инка мумифицировала своих правителей. Хранимые в храме Кориканча в Куско, мумии (mallquis), в сложных церемониях, регулярно вывозили снаружи в свои лучшие регалии, предлагая продукты питания и напитки, и «консультировались» за их мнение о неотложных государственных делах.

Правило инков было, как и их архитектура, основано на секционированных и блокирующих единицах. На вершине был правитель и десять родственных групп дворян, называемых панака. Затем в очереди появилось еще десять родственных групп, более отдаленно связанных с королем, а затем, третья группа дворян не из крови инков, но сделала инков в качестве привилегии. В нижней части государственного аппарата находились нанятые на местной основе администраторы, которые контролировали поселения и самую маленькую андийскую группу населения, айлу, которая представляла собой совокупность домашних хозяйств, как правило, родственных семей, которые работали на участке земли, жили вместе и оказывали взаимную поддержку в периоды необходимость. Каждая айлу управлялась небольшим количеством дворян или кураков, роль которых могла бы включать женщин.

Местные администраторы сообщили более 80 администраторам регионального уровня, которые, в свою очередь, сообщили губернатору, отвечающему за каждую четверть империи. Четыре губернатора сообщили верховному правителю инков в Куско. Чтобы обеспечить лояльность, наследники местных правителей также содержались в тюрьмах инков в качестве содержащихся в тюрьме заключенных. Таким образом, важнейшие политические, религиозные и военные роли в империи были в руках элиты инков, называемой испанцами рудьюнами или «большими ушами», потому что они носили большие уши, чтобы указать их статус. Чтобы лучше обеспечить контроль над этой элитой над своими предметами, гарнизоны усеяли эту империю, и были построены совершенно новые административные центры, в частности в Тамбо Колорадо, Уануко Пампа и Хатун Xauxa.

Для целей налогообложения были проведены переписи, а группы населения были разбиты на группы, основанные на кратных десяти (математика инков была почти идентична системе, которую мы используем сегодня). Поскольку в мире инков не было никакой валюты, налоги были выплачены в натуральном выражении - как правило, продукты питания, драгоценные металлы, текстиль, экзотические перья, красители и оболочка спондилуса, - но также и рабочие, которые могли быть перенесены на империю, которая будет использоваться там, где они были наиболее необходимо, известное как сервис mit’a. Сельскохозяйственные угодья и стада были разделены на три части: производство для государственной религии и богов, для правителя инков и для самих фермеров. Ожидается также, что местные общины помогут построить и поддерживать такие имперские проекты, как дорожная система, которая простирается по всей империи. Чтобы отслеживать все эти статистические данные, инка использовала quipu, сложную сборку узлов и строк, которая также была очень переносимой и могла записывать десятичные знаки до 10 000.

Хотя инки навязывали свою религию и администрацию завоеванным народам, извлекали дань и даже продвигали лояльное население (митмакс) для лучшей интеграции новых территорий в империю, инки также приносили определенные преимущества, такие как перераспределение продуктов питания во время экологической катастрофы, улучшение хранения объекты для продуктов питания, работы через финансируемые государством проекты, организованные государством религиозные праздники, дороги, военную помощь и предметы роскоши, особенно предметы искусства, которыми пользуется местная элита.

КУСКО
Инковская столица Куско (от qosqo, что означает «высохшая озерная кровать» или, возможно, полученная из cozco, особый камень в городе) была религиозным и административным центром империи и имела население до 150 000 человек на своем вершина горы. Преобладающий священный покрытый золотом и изумрудный комплекс Кориканча (или Храм Солнца), его величайшие здания были приписаны Пачакути. Самые великолепные были храмы, построенные в честь Инти и Мамы Киля - первая была выложена из 700 2 кг листов избитого золота, а вторая - с серебром. Вся столица была изложена в форме пумы (хотя некоторые ученые оспаривают это и принимают описание метафорически) с имперской столицей Пумачупана, образующей хвост и храмовый комплекс Саксайхуамана (или Саксавамана), образующего голову. Благодаря обширным площадям, паркам, святыням, фонтанам и каналам великолепие инков Куско теперь, к сожалению, выживает только в глазах очевидцев первых европейцев, которые восхищались его архитектурой и богатством.

РЕЛИГИЯ INCA
Инка имела большое почтение к двум более ранним цивилизациям, которые занимали почти ту же территорию - Вари и Тиванаку. Как мы видели, сайты Тиванаку и озера Титикака сыграли важную роль в мифах создания инков, и поэтому их особенно уважали. Правители инков совершали регулярные паломничества к Тиванаку и островам озера, где были построены две святыни для бога Инти-Солнца и высшего божества инков и богини Луны Мамы Киля. Также в комплексе Кориканча в Куско эти божества были представлены крупными произведениями из драгоценных металлов, которые посещались и поклонялись священникам и жрицам во главе с вторым самым важным человеком после короля: Первосвященником Солнца (Уилком Уму). Таким образом, религия инки была озабочена контролем над природным миром и предотвращением таких бедствий, как землетрясение, наводнения и засуха, которые неизбежно вызвали естественный цикл перемен, превращение времени, связанного с смертью и обновлением, которое инка называла пачакути,

Также были созданы священные места, часто использующие видные природные объекты, такие как горные вершины, пещеры и источники. Эти huacas можно было использовать для астрономических наблюдений в определенное время года. Религиозные церемонии проходили согласно астрономическому календарю, особенно движениям солнца, луны и Млечного пути (Маю). Шествиями и церемониями можно было бы также связать с сельским хозяйством, особенно с посевами и сборами. Наряду с островом острова Титикака самым священным местом Инки был Пачакамак, храм, построенный в честь бога с тем же именем, который создал людей, растений и отвечал за землетрясения. Большая деревянная статуя бога, считающаяся оракулом, принесла паломников со всех концов Анды, чтобы поклоняться в Пачакамаке. Шаманы были еще одной важной частью религии инков и были активны в каждом поселении. У Куско было 475, самым важным из которых был якарка, личный советник правителя.

Религиозные ритуалы инков также включали культ предков, как видно из практики мумификации и приношения богам с едой, напитками и драгоценными материалами. Жертвы - как животные, так и люди, включая детей, - также были сделаны для умиротворения и почитания богов и обеспечения хорошего здоровья короля. Линия возлияний, будь то вода или чича, также была важной частью религиозных церемоний инков.

Инки навязали свою религию местному населению, построив свои собственные храмы и священные места, а также захватили священные мощи завоеванных народов и провели их в Куско. Они хранились в Кориканчах, они, возможно, считались заложниками, которые обеспечивали соблюдение взгляда инков на мир инков.

АРХИТЕКТУРА И ДОРОГИ INCA
Главные каменные каменщики, инки построили большие здания, стены и укрепления, используя мелко обработанные блоки - обычные или многоугольные, - которые были установлены таким образом, чтобы не требовалось никакого раствора. С акцентом на чистые линии, трапециевидные формы и включение природных объектов в эти здания, они легко выдержали мощные землетрясения, которые часто поражали регион. Отличительная наклонная трапециевидная форма и тонкая кладка зданий инков были, помимо их очевидной эстетической ценности, также использовались как узнаваемый символ господства инков во всей империи.

Одним из самых распространенных зданий инков был вездесущий однокомнатный складской склад qollqa. Построенные из камня и хорошо вентилируемые, они были либо круглыми, либо кукурузными или квадратными для картофеля и клубней. Каланка была очень большим залом, который использовался для общественных собраний. Более скромные здания включают в себя kancha - группу небольших однокомнатных и прямоугольных зданий (wasi и masma) с соломенными крышами, построенными вокруг двора, окруженного высокой стеной. Канча была типичной архитектурной особенностью городов инков, и идея была экспортирована в завоеванные регионы. Террасинг для максимизации земельной площади для сельского хозяйства (особенно для кукурузы) был еще одной практикой инков, которую они экспортировали, куда бы они ни пошли. Эти террасы часто включали каналы, так как инки были экспертами в том, чтобы отвлекать воду, переносить ее на большие расстояния, направлять ее под землей и создавать эффектные выходы и фонтаны.

Товары перевозились по империи по специально построенным дорогам с использованием лам и портеров (не было колесных транспортных средств). Дорожная сеть Инки охватывала более 40 000 км, а также позволяла легко перемещать армии, администраторов и торговые товары, это также был очень мощный визуальный символ авторитета инков над их империей. На дорогах были станции отдыха на своем пути, а также была система ретрансляции бегунов (chasquis), которые доносили сообщения до 240 км за один день из одного поселения в другое.

INCA ART
Несмотря на влияние искусства и техники цивилизации Chimu, инки действительно создали свой собственный отличительный стиль, который был мгновенно узнаваемым символом имперского господства по всей империи. Искусство инков лучше всего видно в полированных металлических изделиях (в золоте - пот солнца, серебра - считается слезами на луне и меди), керамике и текстиле, причем последний считается самым престижным самими инками, Конструкции часто используют геометрические формы, технически выполнены и стандартизированы. Шахматная доска выделяется как очень популярный дизайн. Одной из причин повторных проектов было то, что керамика и текстиль часто производились для государства как налог, и поэтому произведения искусства представляли конкретные общины и их культурное наследие. Подобно тому, как сегодня монеты и марки отражают историю нации, так и андийские произведения предлагали узнаваемые мотивы, которые либо представляли конкретные сообщества, создающие их, либо навязанные им конструкции господствующего класса инков.

Работы с использованием драгоценных металлов, таких как диски, ювелирные изделия, рисунки и предметы быта, были сделаны исключительно для знатных инков, и даже некоторые текстильные изделия были ограничены только для их использования. Товары, изготовленные с использованием сверхмягкой вичуньи шерсти, были одинаково ограничены, и только инковский правитель мог владеть стадами викуньи. Керамика использовалась более широко, и наиболее распространенной формой был урпу, луковичный сосуд с длинной шеей и две маленькие ручки на горшке, которые использовались для хранения кукурузы. Примечательно, что украшение керамики, текстиль и архитектурная скульптура инков обычно не включали в себя представления о себе, об их ритуалах или таких общих андийских изображениях, как монстры и получеловеческие фигуры с полуживым животным.

Инка производила текстильную, керамическую и металлическую скульптуру, технически превосходящую любую предыдущую андскую культуру, и это несмотря на жесткую конкуренцию со стороны таких мастеров металлической работы, как опытные мастера цивилизации Моче. Подобно тому, как инка наложила политическое господство над своими завоеванными предметами, так и с искусством они наложили стандартные формы и образцы инков, но они позволили местным традициям сохранять свои предпочтительные цвета и пропорции. Одаренные художники, такие как Чан Чан или район Титикака, и женщины, особенно опытные в ткачестве, были привезены в Куско, чтобы они могли создавать прекрасные вещи для правителей инков.

КРАХ
Империя инков была основана и поддерживалась силой, а правящие инки очень часто были непопулярны со своими подданными (особенно на северных территориях), ситуация, которую испанские конкистадоры во главе с Франсиско Писарро в полной мере воспользовались бы в середине десятилетия XVI века. Империя инков, по сути, до сих пор не достигла стадии консолидированной зрелости, когда она столкнулась с самой большой проблемой. Восстания были распространены, и инки были вовлечены в войну в Эквадоре, где в Кито была создана вторая столица инков. Еще более серьезно, инки пострадали от эпидемии европейских болезней, таких как оспа, которая распространилась из Центральной Америки даже быстрее, чем сами европейские захватчики, и волна убила ошеломляющих 65-90% населения. Такое заболевание убило Вейна Капак в 1528 году н.э., а двое его сыновей, Васкар и Атауальпа, сражались в разрушительной гражданской войне за контроль над империей только тогда, когда прибыли европейские охотники за сокровищами. Именно эта комбинация факторов - идеальная буря восстания, болезни и вторжения - которая привела к падению могучей империи инков, самой большой и богатой из всех когда-либо встречавшихся в Америке.

Язык инков Кечуа живет сегодня и до сих пор говорят около восьми миллионов человек. Есть также большое количество зданий, артефактов и письменных счетов, которые пережили разрушения завоевателей, мародеров и времени. Эти остатки пропорционально количеству огромных богатств, которые были потеряны, но они остаются неоспоримыми свидетелями богатства, изобретательности и высоких культурных достижений этой великой, но недолгой цивилизации.

Индейцы называли Инкой лишь императора, а конкистадоры применяли это слово для обозначения всего племени, которое в доколумбову эпоху, по-видимому, пользовалось самоназванием «капак-куна» («великие», «прославленные»).

Ландшафты и природные условия бывшей инкской империи отличались большим разнообразием. В горах между 2150 и 3000 м над у.м. расположены умеренные климатические зоны, благоприятные для интенсивного земледелия. На юго-востоке огромная горная цепь разделяется на два хребта, между которыми на высоте 3840 м находится обширное плато с озером Титикака. Это и другие высокогорные плато, простирающиеся к югу и востоку от Боливии вплоть до северо-западных районов Аргентины, называются альтиплано. Эти безлесные травянистые равнины находятся в зоне континентального климата с жаркими солнечными днями и прохладными ночами. На альтиплано жило множество андских племен. К юго-востоку от Боливии горы обрываются и сменяются необозримой ширью аргентинской пампы.

Тихоокеанская береговая полоса Перу, начиная с 3° ю.ш. и вплоть до реки Мауле в Чили, представляет собой сплошную зону пустынь и полупустынь. Причиной тому служит холодное антарктическое течение Гумбольдта, которое охлаждает воздушные потоки, идущие с моря на материк, и не дает им конденсироваться. Однако прибрежные воды очень богаты планктоном и соответственно рыбой, а рыба привлекает морских птиц, чей помет (гуано), покрывающий пустынные прибрежные островки, является исключительно ценным удобрением. Прибрежные равнины, протянувшиеся с севера на юг на 3200 км, в ширину не превышают 80 км. Приблизительно через каждые 50 км их пересекают впадающие в океан реки. В речных долинах процветали древние культуры, развившиеся на основе орошаемого земледелия.

Инкам удалось соединить две различные зоны Перу, т.н. Сьерру (горную) и Косту (береговую), в единое социальное, экономическое и культурное пространство.

Восточные отроги Анд испещрены глубокими лесистыми долинами и бурными реками. Дальше к востоку простираются джунгли – амазонская сельва. Инки называли «юнгас» жаркие влажные предгорья и их обитателей. Местные индейцы оказывали ожесточенное сопротивление инкам, которые так и не смогли их подчинить.

ИСТОРИЯ

Доинкский период.

Культура инков сформировалась относительно поздно. Задолго до появления инков на исторической арене, еще в III тысячелетии до н.э., на побережье обитали оседлые племена, которые занимались изготовлением хлопковых тканей и выращивали маис, тыквы и бобы. Древнейшей из великих андских культур считается культура Чавин (12–8 вв. до н.э. – 4 в. н.э.). Ее центр, город Чавин-де-Уантар, расположенный в Центральных Андах, сохранял свое значение даже в инкскую эпоху. Позже на северном побережье развились другие культуры, среди которых выделяется раннеклассовое государство Мочика (ок. 1 в. до н.э. – 8 в. н.э.), создавшее великолепные произведения архитектуры, керамики и ткачества.

На южном побережье процветала загадочная культура Паракас (ок. 4 в. до н.э. – 4 в. н.э.), прославленная своими тканями, бесспорно самыми искусными во всей доколумбовой Америке. Паракас оказала влияние на раннюю культуру Наска, развивавшуюся южнее, в пяти долинах-оазисах. В бассейне озера Титикака ок. 8 в. сформировалась великая культура Тиауанако. Столица и церемониальный центр Тиауанако, расположенный на юго-восточной оконечности озера, выстроены из обтесанных каменных плит, скрепленных бронзовыми шипами. Знаменитые Ворота Солнца высечены из огромного каменного монолита. В верхней части проходит широкий барельефный пояс с изображениями бога Солнца, который истекает слезами в форме кондоров и мифологических существ. Мотив плачущего божества прослеживается во многих андских и береговых культурах, в частности, в культуре Уари, развивавшейся неподалеку от нынешнего Аякучо. По-видимому, именно из Уари шла религиозная и военная экспансия вниз по долине Писко по направлению к побережью. Судя по распространению мотива плачущего бога, с 10 по 13 вв. государство Тиауанако подчинило себе большинство народов Косты. После крушения империи локальные трибальные объединения, освободившиеся от внешнего гнета, создали собственные государственные образования. Самым значительным из них стало воевавшее с инками государство Чиму-Чимор (14 в. – 1463) со столицей Чан-Чан (вблизи нынешнего порта Трухильо). Этот город с огромными ступенчатыми пирамидами, орошаемыми садами и облицованными камнем бассейнами занимал площадь в 20,7 кв. км. Здесь сложился один из центров керамического производства и ткачества. Государство Чиму, распространившее свою власть на протяжении 900-километровой линии перуанского побережья, имело разветвленную сеть дорог.

Таким образом, имея в прошлом древнюю и высокую культурную традицию, инки были скорее наследниками, нежели родоначальниками перуанской культуры.

Первый Инка.

Легендарный первый инка Манко Капак основал Куско приблизительно в начале 12 в. Город лежит на высоте 3416 м над у.м. в глубокой долине, пролегающей с севера на юг между двумя крутыми хребтами Анд. Как повествует предание, Манко Капак во главе своего племени пришел в эту долину с юга. По указанию бога Солнца, своего отца, он швырнул золотой жезл себе под ноги и, когда тот был поглощен землей (добрый знак ее плодородия), основал в этом месте город. Исторические источники, частично подтвержденные данными археологии, указывают, что история возвышения инков, одного из бесчисленных андских племен, начинается в 12 в., а их правящая династия насчитывает 13 имен – от Манко Капака до Атауальпы, убитого испанцами в 1533.

Завоевания.

Свои владения инки начали расширять с территорий, непосредственно прилегавших к долине Куско. К 1350 в правление Инки Роки они завоевали на юге все земли вблизи озера Титикака, а на востоке – близлежащие долины. Вскоре они продвинулись на север и дальше на восток и подчинили себе территории в верховьях реки Урубамбы, после чего направили свою экспансию на запад. Здесь они столкнулись с ожесточенным сопротивлением племен сора и рукана, но вышли из противостояния победителями. Около 1350 инки навели висячий мост через глубокий каньон реки Апуримак. Ранее ее пересекали три моста на юго-западе, но теперь инки проложили прямой путь от Куско к Андауайлас. Этот мост, самый длинный в империи (45 м), инки называли «уакачака», священным мостом. Неизбежен стал конфликт с могущественным воинственным племенем чанка, которое держало под контролем Апуримакский проход. В конце правления Виракочи (ум. 1437) чанка осуществили внезапный набег на земли инков и осадили Куско. Виракоча бежал в долину Урубамбы, оставив защищать столицу своего сына Пачакутека (букв. «сотрясатель земли»). Наследник блестяще справился с возложенной на него задачей и наголову разгромил врагов.

В правление Пачакутека (1438–1463) инки расширили свои владения к северу до озера Хунин, а на юге завоевали весь бассейн озера Титикака. Сын Пачакутека Тупак Инка Юпанки (1471–1493) распространил власть инков на территорию нынешних Чили, Боливии, Аргентины и Эквадора. В 1463 войска Тупака Инки Юпанки покорили государство Чиму, а его правителей доставили в Куско как заложников.

Последние завоевания совершил император Уайна Капак, пришедший к власти в 1493, год спустя после того, как Колумб достиг Нового Света. Он присоединил к империи Чачапойяс в Северном Перу, на правом берегу реки Мараньон в ее верхнем течении, подчинил воинственные племена острова Пуна близ Эквадора и примыкающего побережья в районе нынешнего Гуаякиля, а в 1525 северная граница империи достигла реки Анкасмайо, где сейчас пролегает граница между Эквадором и Колумбией.

ИНКСКАЯ ИМПЕРИЯ И КУЛЬТУРА

Язык.

Кечуа, язык инков, имеет очень отдаленное родство с языком аймара, на котором говорили индейцы, жившие вблизи озера Титикака. Неизвестно, на каком языке общались инки до того, как Пачакутек в 1438 возвел кечуа в ранг государственного языка. Благодаря политике завоеваний и переселений кечуа распространился по территории всей империи, и на нем по сей день говорит большинство перуанских индейцев.

Сельское хозяйство.

Первоначально население инкского государства состояло по большей части из земледельцев, которые при необходимости брались за оружие. Их повседневная жизнь подчинялась сельскохозяйственному циклу, и под руководством знатоков они превратили империю в важнейший центр культивации растений. Больше половины всех ныне потребляемых в мире продуктов происходят из Анд. Среди них – свыше 20 разновидностей кукурузы и 240 сортов картофеля, «камоте» (сладкий картофель), кабачки и тыква, различные сорта бобов, маниок (из которого изготовляли муку), перцы, земляные орехи и киноа (дикая гречиха). Важнейшей сельскохозяйственной культурой инков был картофель, способный выдерживать сильные холода и произрастать на высоте до 4600 м над у.м. Попеременно замораживая и размораживая картофель, инки обезвоживали его до такой степени, что превращали в сухой порошок под названием «чуньо». Кукуруза (сара) выращивалась на высоте до 4100 м над у.м. и потреблялась в различных видах: сыром в початках (чокло), подсушенном и слегка поджаренном (кольо), в виде мамалыги (моте) и превращенная в алкогольный напиток (сарайяка, или чича). Для изготовления последнего женщины пережевывали кукурузные зерна и сплевывали мякоть в чан, где образовавшаяся масса под воздействием ферментов слюны перебраживала и выделяла алкоголь.

В ту эпоху все перуанские племена находились приблизительно на одном технологическом уровне. Работы производились сообща. Основным орудием труда земледельца была таклья, примитивная палка-копалка – деревянный кол с обожженным для прочности острием.

Пахотные земли имелись, но отнюдь не в избытке. Дожди в Андах обычно выпадают с декабря по май, но нередки засушливые годы. Поэтому инки орошали земли с помощью каналов, многие из которых свидетельствуют о высоком уровне инженерной мысли. Для предохранение почв от эрозии террасное земледелие использовали еще доинкские племена, а инки усовершенствовали эту технологию.

Андские народы практиковали преимущественно оседлое земледелие и крайне редко прибегали к подсечно-огневому земледелию, принятому у индейцев Мексики и Центральной Америки, при котором очищенные от леса участки засевались на 1–2 года и покидались, как только истощалась почва. Объясняется это тем, что центральноамериканские индейцы не имели натуральных удобрений, за исключением тухлой рыбы и человеческих экскрементов, тогда как в Перу земледельцы побережья располагали огромными запасами гуано, а в горах для удобрения использовался навоз лам (таки).

Ламы.

Эти животные семейства верблюдовых произошли от диких гуанако, которые были одомашнены за тысячи лет до появления инков. Ламы переносят высокогорные холода и жару пустынь; они служат вьючными животными, способными нести до 40 кг груза; дают шерсть для изготовления одежды и мясо – его иногда вялят на солнце, называя «чарки». Ламы, как и верблюды, имеют обыкновение опорожняться в одном месте, так что их навоз легко собрать для удобрения полей. Ламы сыграли важную роль в формировании оседлых земледельческих культур Перу.

Социальная организация.

Айлью.

В основании социальной пирамиды инкской империи находилась разновидность общины – айлью. Она была образована из семейных кланов, которые жили вместе на отведенной им территории, сообща владели землей и скотом и делили между собой урожаи. Практически всякий принадлежал к той или иной общине, в ней рождался и умирал. Общины бывали маленькими и крупными – вплоть до целого города. Инки не знали индивидуального землевладения: земля могла принадлежать только айлью или, позже, императору и как бы сдавалась в аренду члену общины. Каждую осень происходило перераспределение земли – наделы увеличивались или уменьшались в зависимости от размеров семьи. Все сельскохозяйственные работы в айлью производились сообща.

В 20-летнем возрасте мужчинам было положено жениться. Если юноша сам не мог найти себе пару, ему подбирали жену. В низших социальных слоях выдерживалась строжайшая моногамия, тогда как представители правящего класса практиковали многоженство.

У некоторых женщин появлялась возможность покинуть айлью и улучшить свое положение. Речь идет об «избранницах», которых за красоту или особые таланты могли взять в Куско или в провинциальный центр, где их обучали искусству приготовления пищи, ткачеству или религиозным ритуалам. На приглянувшихся «избранницах» нередко женились сановники, а некоторые становились наложницами самого Инки.

Государство Тауантинсуйю.

Название империи инков – Тауантинсуйю – буквально означает «четыре соединенные стороны света». Из Куско выходили в разных направлениях четыре дороги, и каждая, независимо от своей длины, носила название той части империи, куда она вела. Антисуйю включала в себя все земли к востоку от Куско – Восточные Кордильеры и амазонскую сельву. Отсюда инкам грозили набеги не усмиренных ими племен. Континсуйю объединяла западные земли, включая покоренные города Косты – от Чан-Чана на севере до Римака в Центральном Перу (местоположение нынешней Лимы) и Арекипы на юге. Кольясуйю, самая обширная часть империи, простиралась на юг от Куско, охватывая Боливию с озером Титикака и отдельные районы современных Чили и Аргентины. Чинчасуйю пролегала на север до Румичаки. Каждой из этих частей империи управлял апо, связанный кровными узами с Инкой и подотчетный только ему.

Десятичная административная система.

Социальная и соответственно экономическая организация инкского общества была основана, при тех или иных региональных отличиях, на десятичной административно-иерархической системе. Учетную единицу составлял пурик – взрослый дееспособный мужчина, имеющий домохозяйство и способный платить налоги. Десять домохозяйств имели своего, так сказать, «бригадира» (инки называли его пача-камайок), сотню домохозяйств возглавлял пача-курака, тысячу – мальку (обычно управляющий большой деревней), десять тысяч – губернатор провинции (омо-курака), а десять провинций составляли «четверть» империи и управлялись упомянутым выше апо. Таким образом, на каждые 10 000 домохозяйств приходилось 1331 чиновников различных рангов.

Инка.

Нового императора обычно избирал совет членов царской семьи. Прямое престолонаследие соблюдалось не всегда. Как правило, императора выбирали из сыновей законной жены (койя) умершего властителя. У Инки была одна официальная жена при бесчисленном количестве наложниц. Так, по некоторым оценкам, Уайна Капак имел около пятисот одних только сыновей, которым довелось жить уже при испанском господстве. Своих отпрысков, составлявших особый царский айлью, Инка назначал на самые почетные должности. Инкская империя была подлинной теократией, поскольку император был не только верховным правителем и жрецом, но также, в глазах простых людей, полубогом. В этом тоталитарном государстве император имел абсолютную власть, ограниченную лишь обычаями и страхом перед мятежом.

Налоги.

Каждый пурик был обязан частично работать на государство. Эта обязательная трудовая повинность называлась «мита». От нее освобождались только государственные сановники и жрецы. Каждый айлью, помимо собственного земельного надела, сообща обрабатывал поле Солнца и поле Инки, отдавая урожаи с этих полей соответственно жречеству и государству. Другой тип трудовой повинности распространялся на общественные работы – добычу полезных ископаемых и строительство дорог, мостов, храмов, крепостей, царских резиденций. Все эти работы производились под надзором знатоков-профессионалов. С помощью узелкового письма кипу велся аккуратный учет за выполнением повинностей каждым айлью. В дополнение к трудовым повинностям каждый пурик входил в отряды сельских блюстителей порядка и в любой момент мог быть призван на войну. Если он уходил на войну, общинники обрабатывали его участок земли.

Колонизация.

Для подчинения и ассимиляции завоеванных народов инки вовлекали их в систему трудовых повинностей. Как только инки покоряли новую территорию, они изгоняли оттуда всех неблагонадежных и вселяли кечуа-говорящих. Последние назывались «мита-кона» (в испанской огласовке «митамаэс»). Оставшимся местным жителям не возбранялось блюсти свои обычаи, носить традиционные одежды и говорить на родном языке, однако всем чиновникам вменялось в обязанность знание кечуа. На мита-кона возлагались задачи военные (охрана пограничных крепостей), управленческие и экономические, а кроме того, колонисты должны были приобщать покоренные народы к инкской культуре. Если строящаяся дорога пролегала по совершенно безлюдной местности, в эти районы вселялись мита-кона, обязанные надзирать за дорогой и мостами и тем самым повсюду распространять власть императора. Колонисты получали значительные социальные и экономические привилегии подобно римским легионерам, служившим в отдаленных провинциях. Интеграция покоренных народов в единое культурное и экономическое пространство была настолько глубокой, что до сих пор 7 млн. человек говорят на кечуа, среди индейцев сохраняется традиция айлью, и на огромной территории доныне ощутимо влияние инкской культуры в фольклоре, земледельческой практике, психологии.

Дороги, мосты и курьеры.

Держать под единым управлением огромную территорию позволяли отличные дороги с отлаженной курьерской службой. Инки использовали дороги, проложенные предшественниками, и сами построили ок. 16 000 км новых дорог, рассчитанных на любые погодные условия. Поскольку доколумбовы цивилизации не знали колеса, инкские дороги предназначались для пешеходов и караванов лам. Дорога вдоль океанического побережья, протянувшаяся на 4055 км от Тумбеса на севере до реки Мауле в Чили, имела стандартную ширину в 7,3 м. Андская горная дорога была несколько уже (от 4,6 до 7,3 м), зато длиннее (5230 км). На ней было наведено не менее ста мостов – деревянных, каменных либо канатных; четыре моста пересекали ущелья реки Апуримак. Через каждые 7,2 км стояли указатели расстояний, а через 19–29 км – станции для отдыха путешественников. Кроме того, через каждые 2,5 км располагались курьерские станции. Курьеры (часки) передавали известия и приказы по эстафете, и таким образом информация передавалась на 2000 км за 5 дней.

Сохранение информации.

Исторические события и предания сохраняли в памяти специально обученные сказители. Инки изобрели мнемоническое средство для хранения информации под названием «кипу» (букв. «узел»). Оно представляло собой веревку или палку, с которой свисали цветные шнурки с узелками. Содержавшуюся в кипу информацию устно пояснял специалист по узелковому письму, кипу-камайок, иначе она осталась бы непонятной. Каждый правитель провинции держал при себе множество кипу-камайок, которые вели дотошный учет народонаселения, воинов, податей. Инки пользовались десятичной системой исчисления, у них существовал даже символ нуля (пропуск узелка). Испанские конкистадоры оставили восторженные отзывы о системе кипу.

Придворные кипу-камайок выполняли обязанности историографов, составляя перечни деяний Инки. Их усилиями создавалась официальная версия истории государства, исключавшая упоминания о достижениях покоренных народов и утверждавшая абсолютный приоритет инков в формировании Андской цивилизации.

Религия.

Религия инков была тесно связана с государственным управлением. Бог-демиург Виракоча считался властителем всего сущего, ему помогали божества ниже рангом, среди которых более всего почитался бог солнца Инти. Почитание бога Солнца, ставшего символом инкской культуры, носило официальный характер. Инкская религия включала в себя многочисленные децентрализованные культы богов, олицетворявших природные реалии. Кроме того, практиковалось почитание магических и священных объектов (уака), каковыми могли быть река, озеро, гора, храм, собранные с полей камни.

Религия носила практический характер и пронизывала всю жизнь инков. Земледелие почиталось священным занятием, и все с ним связанное становилось уака. Инки верили в бессмертие души. Считалось, что аристократ, вне зависимости от своего поведения в земной жизни, после смерти попадает в обитель Солнца, где всегда тепло и царит изобилие; что же касается простолюдинов, то туда попадали после смерти лишь добродетельные люди, а грешники отправлялись в своего рода ад (око-пака), где мучились от холода и голода. Таким образом, религия и обычаи воздействовали на поведение людей. Этика и мораль инков сводились к одному принципу: «Ама суа, ама льюлья, ама челья» «Не воруй, не лги, не ленись».

Искусство.

Инкское искусство тяготело к строгости и красоте. Ткачество из шерсти лам отличалось высоким художественным уровнем, хотя и уступало по богатству декора тканям народов Косты. Широко практиковалась резьба из полудрагоценных камней и раковин, которые инки получали от прибрежных народов.

Однако главным искусством инков было литье из драгоценных металлов. Почти все ныне известные перуанские месторождения золота разрабатывались еще инками. Золотых и серебряных дел мастера жили в отдельных городских кварталах и были избавлены от налогов. Лучшие произведения инкских ювелиров погибли в ходе конкисты. По свидетельству испанцев, впервые увидевших Куско, город слепил золотым блеском. Некоторые здания были покрыты золотыми пластинами, имитировшими каменную кладку. Крытые соломой крыши храмов имели золотые вкрапления, имитировавшие соломинки, так что лучи закатного солнца зажигали их блеском, создавая впечатление, будто вся крыша сделана из золота. В легендарном Кориканча, Храме Солнца в Куско, имелся сад с золотым фонтаном, вокруг которого «росли» из золотой «земли» сработанные из золота в натуральную величину стебли маиса с листьями и початками и «паслись» на золотой траве двадцать лам из золота – опять-таки в натуральную величину.

Архитектура.

В области материальной культуры самых впечатляющих свершений инки достигли в архитектуре. Хотя инкская архитектура уступает майяской по богатству декора и ацтекской – по эмоциональному воздействию, ей не найдется равных в ту эпоху ни в Новом, ни в Старом Свете по смелости инженерных решений, грандиозным масштабам градостроительства, искусной компоновке объемов. Инкские памятники, даже находящиеся в руинах, изумляют своим количеством и размерами. Представление о высоком уровне инкского градостроительства дает крепость Мачу-Пикчу, выстроенная на высоте 3000 м в седловине между двумя пиками Анд. Инкское зодчество отличается необыкновенной пластичностью. Инки возводили здания на обработанных поверхностях скал, пригоняя каменные блоки друг к другу без известкового раствора, так что строение воспринималось как естественный элемент природного окружения. В случае отсутствия скальных пород использовались обожженные на солнце кирпичи. Инкские мастера умели резать камни по заданным образцам и работать с огромными каменными блоками. Крепость (пукара) Саскауаман, защищавшая Куско, – это, несомненно, одно из величайших творений фортификационного искусства. Длиной в 460 м, крепость состоит из трех ярусов каменных стен общей высотой 18 м. Стены имеют 46 выступов, углов и контрфорсов. В циклопической кладке фундамента встречаются камни весом более 30 т со скошенными краями. На строительство крепости ушло не менее 300 000 каменных блоков. Все камни – неправильной формы, но пригнаны друг к другу так прочно, что стены выдержали бесчисленные землетрясения и сознательные попытки разрушения. В крепости имеются башни, подземные переходы, жилые помещения и внутренняя система водоснабжения. Инки начали строить в 1438 и закончили через 70 лет, в 1508. По некоторым оценкам, в строительстве было задействовано 30 тыс. человек.



ПАДЕНИЕ ИНКСКОЙ ИМПЕРИИ

До сих пор трудно понять, каким образом жалкая горстка испанцев могла завоевать мощную империю, хотя на сей счет выдвигается множество соображений. К тому времени ацтекскую империю уже завоевал Эрнан Кортес (1519–1521), но инки об этом не знали, поскольку не имели никаких прямых контактов с ацтеками и майя . О белых людях инки впервые услыхали в 1523 или 1525, когда некий Алехо Гарсия во главе индейцев племени чиригуано напал на сторожевой пост империи в Гран-Чако, засушливой низменности на юго-восточной границе империи. В 1527 Франсиско Писарро ненадолго высадился в Тумбесе на северо-западном перуанском побережье и вскоре отплыл, оставив двоих из своих людей. После этого Эквадор опустошила эпидемия оспы, которую занес один из этих испанцев.

Император Уайна Капак умер в 1527. По преданию, он сознавал, что империя слишком велика, чтобы управлять ею из одного центра в Куско. Сразу после его смерти разгорелся спор за престол между двумя из его пятисот сыновей – Уаскаром из Куско, отпрыском законной жены, и Атауальпой из Эквадора. Вражда между кровными братьями вылилась в пятилетнюю опустошительную гражданскую войну, в которой Атауальпа одержал решительную победу всего за две недели до второго появления Писарро в Перу. Победитель и его 40-тысячное войско отдыхали в провинциальном центре Кахамарке на северо-западе страны, откуда Атауальпа собирался идти в Куско, где должна была состояться официальная церемония его возведения в императорский сан.

Писарро прибыл в Тумбес 13 мая 1532 и двинулся в Кахамарку со 110 пешими и 67 конными воинами. Атауальпа был осведомлен об этом из донесений разведки, с одной стороны точных, с другой – тенденциозных по интерпретации фактов. Так, разведчики уверяли, что кони не видят в темноте, что человек и конь – единое существо, которое при падении уже не способно сражаться, что аркебузы испускают лишь громы, да и то лишь дважды, что испанские длинные стальные шпаги совершенно негодны для битвы. Отряд конкистадоров на своем пути мог быть уничтожен в любом из ущелий Анд.

Заняв Кахамарку, защищенную стенами с трех сторон, испанцы передали императору приглашение прибыть в город на встречу с ними. До сих пор никто не может объяснить, почему Атауальпа дал завлечь себя в ловушку. Он прекрасно знал о силе чужеземцев, причем излюбленным тактическим приемом самих инков была именно засада. Возможно, император был движим какими-то особыми побуждениями, недоступными пониманию испанцев. Под вечер 16 ноября 1532 Атауальпа явился на площадь Кахамарки во всем великолепии императорских регалий и в сопровождении многочисленной свиты – правда, безоружной, как того потребовал Писарро. После короткой невнятной беседы между инкским полубогом и христианским священником испанцы набросились на индейцев и за полчаса перебили почти всех. Во время резни из испанцев пострадал один лишь Писарро, случайно раненный в руку своим же солдатом, когда заслонял Атауальпу, которого хотел взять в плен живым и невредимым.

После этого, если не считать нескольких ожесточенных стычек в разных местах, инки фактически не оказывали завоевателям серьезного сопротивления вплоть до 1536. Плененный Атауальпа согласился выкупить свободу, наполнив комнату, где его содержали, дважды серебром и один раз золотом. Однако императора это не спасло. Испанцы обвинили его в заговоре и в «преступлениях против испанского государства» и после короткого формального суда 29 августа 1533 удушили гарротой.

Все эти события ввергли инков в состояние странной апатии. Испанцы, почти не встречая сопротивления, дошли по великой дороге до Куско и 15 ноября 1533 взяли город.

Новоинкское государство.

Манко Второй.

Сделав бывшую инкскую столицу Куско центром испанского правления, Писарро решил придать новой власти вид легитимности и для этого назначил внука Уайна Капака Манко II преемником императора. Новый Инка не имел никакой реальной власти и подвергался постоянным унижениям со стороны испанцев, но, вынашивая планы восстания, проявлял терпение.

В 1536, когда часть конкистадоров под водительством Диего Альмагро отправилась в завоевательную экспедицию в Чили, Манко под предлогом поиска императорских сокровищ выскользнул из-под надзора испанцев и поднял восстание. Момент для этого был выбран благоприятный. Альмагро и Писарро во главе своих сторонников затеяли спор о разделе военной добычи, вскоре переросший в открытую войну. К тому времени индейцы уже ощутили на себе ярмо новой власти и поняли, что избавиться от него смогут только силой.

Уничтожив всех испанцев в окрестностях Куско, четыре армии 18 апреля 1536 обрушились на столицу. Обороной города руководил опытный солдат Эрнандо Писарро, брат Франсиско Писарро. В его распоряжении имелось лишь 130 испанских солдат и 2000 индейских союзников, но он проявил незаурядное военное искусство и выдержал осаду. Одновременно инки атаковали Лиму, основанную Писарро в 1535 и объявленную новой столицей Перу. Поскольку город окружала равнинная местность, испанцы успешно использовали кавалерию и быстро разбили индейцев. Писарро послал на подмогу брату четыре отряда конкистадоров, но они так и не смогли пробиться к осажденному Куско. Трехмесячная осада Куско была снята из-за того, что многие воины покинули армию Инки в связи с началом земледельческих работ; к тому же к городу приближалось возвратившееся из Чили войско Альмагро.

Манко II и тысячи преданных ему людей отступили на заранее подготовленные позиции в горном массиве Вилькабамба к северо-востоку от Куско. С собой индейцы унесли сохранившиеся мумии прежних инкских правителей. Здесь Манко II создал т.н. Новоинкское государство. С целью защиты южной дороги от военных вылазок индейцев Писарро устроил военный лагерь Аякучо. Тем временем продолжалась гражданская война между воинами Писарро и «чилийцами» Альмагро. В 1538 Альмагро был захвачен в плен и казнен, а три года спустя его сторонники убили Писарро. Во главе враждующих партий конкистадоров встали новые вожди. В битве при Чупасе неподалеку от Аякучо (1542) Инка Манко помогал «чилийцам», а когда те потерпели поражение, приютил в своих владениях шестерых испанских беглецов. Испанцы обучили индейцев верховой езде, владению огнестрельным оружием и кузнечному делу. Устраивая засады на императорской дороге, индейцы добывали оружие, доспехи, деньги и смогли экипировать небольшую армию.

Во время одного из таких набегов в руки индейцев попала копия принятых в 1544 «Новых законов», с помощью которых король Испании пытался ограничить злоупотребления конкистадоров. Ознакомившись с этим документом, Манко II послал одного из своих испанцев, Гомеса Переса, на переговоры с вице-королем Бласко Нуньесом Вела. Поскольку распря между конкистадорами продолжалась, вице-король был заинтересован в компромиссе. Вскоре после этого испанцы-ренегаты, обосновавшиеся в Новоинкском государстве, рассорились с Манко II, убили его и были казнены.

Сайри Тупак и Титу Куси Юпанки.

Во главе Новоинкского государства стал сын Манко II – Сайри Тупак. В его правление границы государства расширились до верховий Амазонки, а население увеличилось до 80 тыс. человек. В дополнение к большим стадам лам и альпак индейцы развели изрядное поголовье овец, свиней и крупного рогатого скота.

В 1555 Сайри Тупак развернул военные действия против испанцев. Свою резиденцию он перенес в более теплый климат долины Юкай. Здесь он был отравлен приближенными. Власть наследовал его брат Титу Куси Юпанки, который возобновил войну. Всякие попытки конкистадоров покорить независимых индейцев были напрасны. В 1565 фрай Диего Родригес побывал в цитадели инков в Вилькабамбе с целью выманить правителя из укрытия, но его миссия не имела успеха. Его донесения о нравах царского двора, численности и боеготовности воинов дают представление о силе Новоинкского государства. На следующий год другой миссионер повторил подобную попытку, но в ходе переговоров Титу Куси заболел и умер. В его смерти обвинили монаха, который был казнен. Впоследствии индейцы убили еще нескольких испанских послов.

Тупак Амару, последний Верховный Инка.

После смерти Титу Куси к власти пришел еще один из сыновей Манко II. Испанцы решили покончить с цитаделью в Вилькабамбе, проделали бреши в стенах и после ожесточенной битвы взяли крепость. Тупак Амару и его военачальники, скованные ошейниками, были доставлены в Куско. Здесь в 1572 на главной городской площади при стечении большого количества народа они были обезглавлены.

Испанское господство.

Колониальные власти Перу сохранили некоторые административные формы инкской империи, приспособив их для собственных нужд. Колониальная администрация и латифундисты управляли индейцами через посредников – общинных старост «курака»и не вмешивались в повседневную жизнь домохозяев. Испанские власти, подобно инкским, практиковали массовые переселения общин и систему трудовых повинностей, а также сформировали из индейцев особый класс прислуги и ремесленников. Коррумпированные колониальные власти и отличавшиеся непомерной жадностью латифундисты создавали невыносимые условия для индейцев и провоцировали многочисленные восстания, происходившие на протяжении всего колониального периода.

Литература:

Башилов В. Древние цивилизации Перу и Боливии . М., 1972
Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков . Л., 1974
Зубрицкий Ю. Инки-кечуа . М., 1975
Культура Перу . М., 1975
Березкин Ю. Мочика . Л., 1983
Березкин Ю. Инки. Исторический опыт империи . Л., 1991



03.10.2017 21:16 2514

Инки – это индейское племя, которое населяло Южную Америку до прихода европейцев. Они создали могущественную империю со столицей в городе Куско на территории государства Перу. Империю инков населяло около 12 млн человек, а площадь простиралась по землям Перу, Боливии, Эквадора, Колумбии, Чили и Аргентины.

Инкам удалось создать великую цивилизацию. Они прекрасно разбирались в математики, астрономии и архитектуре. Эти знания помогали им построить необычные сооружения и делать новые открытия. Великим достижением культуры инков, сохранившимся до наших ней, является город Мачу-Пикчу , построенный высоко в горах. В нём находятся различные строения и храмы, в которых инки совершали обряды. К городу был подведён водопровод, обеспечивающий жителей водой. На специальных террасах крестьяне выращивали различные овощи, которые использовались для приготовления пищи.

У инков была своя религия. Она основывалась на различных природных явлениях. Инки поклонялись разным богам. Большую роль играл бог Солнца – Инти. Его считали прародителем жизни на Земле, поскольку солнце является источником света и тепла. Индейцы считали представителей своей знати прямыми потомками Инти. В городе Мачу-Пикчу они построили храм Солнца, в котором вели наблюдение за небесным светилом.

Кроме того инки считали священными некоторые скалы, которые они называли уака. Древние легенды индейцев гласили, что небесные объекты при создании мира ушли под землю, а потом вышли через скалы и пещеры.

Великая империя прекратила своё существование в 1572 году после долгой войны с испанцами, длившейся много лет. До наших дней в память о цивилизации инков сохранились покинутые города, древние храмы, керамическая псуда и многое другое, напоминающего былом величии могучей стране инков.


Похожие публикации