Начальные этапы автоматизации звуков. Методическая разработка по автоматизации звуков

Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков

Тема: «Постановка звука …»

Цель: поставить звук …

Задачи: Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов содержащих данный звук по теме (это может быть «игрушки», «транспорт», «мебель» и т.д.).

Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ.

Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом.

Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки; артикуляционный профиль, различные схемы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная зарядка:

ü общие артикуляционные упражнения;

ü специальные артикуляционные упражнения;

3. Объявление темы занятия.

4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).

5. Анализ артикуляции по плану:

ü положение губ;

ü положение зубов;

ü положение языка (кончика, спинки, корня);

ü характер выдыхаемой струи.

6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.

7. Развитие фонематического слуха:

ü опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённых по артикуляционным и акустическим характеристикам;

ü в словах;

ü в предложениях;

ü в тексте.

8. Закрепление произнесения звука в слогах.

9. Домашнее задание.

10. Итог занятия:

ü повторение, какой звук отрабатывался на занятии;

ü анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;

ü заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).

11. Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной психологической направленностью.

Тема: «Автоматизация звука [...]»

Цель: автоматизировать звук … в прямых слогах (обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и т.д.)

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях. Закрепление словаря по теме: «Автоматизация звука...» .

Коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонемы [...] в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы. Обучение звуко-слоговому анализу.



Воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.

Оборудование: зеркало, вата, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, счётные палочки, игрушки, сюжетные картинки, тетрадь для домашнего задания, карандаш.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Характеристика звука (гласный – согласный, глухой – звонкий, твердый – мягкий).

7. Связь звука с буквой.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение.

10. Закрепление звука в словах. Звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.

12. Закрепление звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15. Оценка работы детей на занятии.

С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  2. автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  3. автоматизация звука в предложениях;
  4. автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  5. автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  6. автоматизация звука в разговорной речи.

Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.
Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем – в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.
На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: са-са , са-са , са-са-са , са-са-са , са-са-са . На первых порах следует активно проводить работу по слоговым таблицам. Приложение №.2.
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад ). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.
На данном этапе звук автоматизируется в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связных текстах, разговорной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.
На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Для примера на этапе автоматизации звука с в слогах и словах можно предложить следующую тематику занятий:

  • Автоматизация звука «с» в прямых открытых слогах: са, сы, сэ, со, су.
  • Автоматизация звука «с» в обратных слогах: ас, ос, ыс, ис, ус и др.
  • Автоматизация звука «с» в закрытых слогах (звук в начале слога): сол, сот, сак и др.
  • Автоматизация звука «с» в закрытых слогах (звук в конце слога): лос, тос, кас.
  • Автоматизация звука «с» в слогах со стечением согласных: ста, ска, ист, ост, уск.
  • Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, суп, сух.
  • Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.
  • Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.
  • Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо.
  • Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): оса, косы, весы, овёс и др.
  • Автоматизация звука «с» в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свёкла, стакан, стайка, каска.
  • Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолёт.
  • Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста.
  • Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах без стечения согласных.
  • Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах со стечением согласных: сковорода.
2. Озвончение для русского языка является дифференциальным признаком. Корреляция по звонкости-глухости свойственна только шумным согласным. Из 26 шумных согласных только 11 образуют пары: В-Ф; 3-С; Ж-Ш Б-П; Д-Т; Г-К В"-Ф"; З"-С" Б"-П"; Д"-Т"; Г"-К" щелевые смычно-взрывные и 4 согласных являются внепарными глухими: Ц, Ч, X, X". Между звонкими и глухими существуют физиологические, акустические и сочетаемостные различия: 1. физиологические различия связаны с работой голосовых складок. Они различаются по степени напряжённости и по степени интенсивности воздушной струи, которые более энергичны (интенсивны) при глухих согласных. 2. акустическое различие состоит в том, что глухие согласные представляют собой чистые шумы, а у звонких согласных шум накладывается на основной тон голоса. 3. сочетаемостные различия: а) звонкие согласные на конце слова оглушаются. Например: столп, морос, нош, мёт б) звонкие согласные перед глухими оглушаются. Например: трупка, пропка, лошка, корофка в) глухие согласные перед звонкими озвончаются (кроме звука [в]). Например: прозьба, згорел Для гласных существенным оказывается положение по отношению к ударению и качество соседних согласных. Для согласных, кроме этих двух обстоятельств, важно и их положение в речевой цепи - абсолютное начало или абсолютный конец слова или фразы. Нарушения озвончения проявляются в трёх вариантах: 1. звонкие согласные заменяются глухими (достаточно часто) 2. глухие согласные заменяются звонкими (редко) 3. смешение имеющихся звонких и глухих Часто эти нарушения обусловлены следующими причинами: - различной степенью снижение слуха, иногда даже минимальной - недостаточное развитие фонематического слуха - плохая координация сочетанной работы голосового и артикуляторного аппарата Соответственно, и методы коррекции, и стоящие перед ней задачи в каждом случае будут несколько меняться, т.е. будет меняться акцент, но во всех случаях работа будет идти в трёх направлениях: ->развитие органов артикуляционного аппарата и уточнение произнесения изолированных звуков, как глухих, так и звонких -> развитие фонематического слуха -> достижение одновременной работы данных артикуляторных движений и голосовых связок Наблюдаются три вида нарушения озвончения: а) полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, т. е. постоянная их замена парными глухими (Папушка пошла ф паню-Бабушка пошла в баню); 6) недостаточное озвончение (У мена заполела колова и корло - У меня заболела голова и горло; Колупи залетели на твор - Голуби залетели на двор; детушка -дедушка и т. п,); в) недостаточное оглушение (В волосах савязана бандом ленда- В волосах завязана бантом лента) Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих. Специфическим недостатком, объединяющим звонкие фонемы различного способа и места образования, твердые и мягкие, является воспроизведение их в виде соответственных парных глухих («самок», «шук» вместо замок, жук; «пулка», «терево», «куси» вместо булка, дерево, гуси). Этот недостаток является нередко спутником тугоухости. Поскольку при нём одни фонемы заменяются другими, рассматриваемый недостаток произношения относится к числу фонологических. Он часто тяжело отражается на усвоении письма.

С физиологической точки зрения этап автоматизации зву­ка представляет собой закрепление условно-рефлекторных ре-чедвигательных связей на различном речевом материале. По­ставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автома­тизировать звук - это значит ввести его в слоги, слова, пред­ложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизно-шения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует ак­тивного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильно­го артикуляционного уклада. Она осуществляется по прин­ципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Прежде всего включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом.

Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, что об­легчает их автоматизацию.

Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых от­крытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат пос­ледовательность иная: сначала автоматизация в обратных сло­гах, затем - в прямых открытых. Позже отрабатывается про­изношение звука в слогах со стечением согласных!

На ЭТОМ ""Этапе большое место занимает работа по имита­ции слогов с отрабатываемым звуком: сначала слогов без

стечений, затем - со стечением согласных. Например, при автоматизации звука с предлагается повторить слоги: са, сы, со, су, сэ, ас, ус, ыс, ос, эс, вые, сол, воет, оск и др.

Предлагаются упражнения на произношение слогов с пе­реносом ударения: саса, саса.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опо­рой на слоги (са - сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук- в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем - в словах со стечением согласных.

На следующем этапе звук автоматизируется в словосоче­таниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включе­нием звука, в дальнейшем автоматизация проводится на ре­чевом материале, насыщенном данным звуком.

Во вспомогательной школе этап автоматизации звуков очень длительный, что обусловлено психофизиологически-ми особенностями умственно отсталых детей.

На этом этапе проводится работа и над сложными фор­мами звукового анализа и синтеза, по формированию уме­ния выделять звук из слова, определять его место по отно­шению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуко­вую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. Автоматиза­ция звуков очень трудна для умственно отсталых детей, в том числе и потому, что они плохо представляют себе место звука в слове. А если ребенок нечетко представляет себе место звука в слове, то он не может своевременно подгото­вить артикуляторные органы к правильному произнесению звука (в условиях его коррекции), особенно когда звук нахо­дится в середине или конце слова.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автомати­зации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над инто­нацией при закреплении произношения звука в предложе­нии, связной речи.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогаще­ние словаря, его систематизация, формирование грамма-

тического строя речи (см. раздел "Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи"). Эта работа тесно связана с уроками русского языка.

Особенностью этапа автоматизации во вспомогательной школе является тщательное планирование уроков, распре­деление тем. В системе уроков по автоматизации звуков предусматривается постепенное усложнение заданий и рече­вого материала.

Например, на этапе автоматизации звука с в слогах и сло­вах предусматривается следующая тематика занятий (1 класс):

    Автоматизация звука с в прямых открытых слогах: са, сы, сэ, со, су.

    Автоматизация звука с в обратных слогах: ас, ос, ыс, ис, ус и др.

    Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в начале слога): сол, сот, сак и др.

    Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в конце слога): лос, тос, кос и др.

    Автоматизация звука с в слогах со стечением соглас­ ных: ста, ска, ист, ост, уск и др.

    Автоматизация звука с в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, сук, сух и др.

    Автоматизация звука с в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.

    Автоматизация звука с в односложных словах со сте­ чением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

    Автоматизация звука с в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо и др.

    Автоматизация звука с в простых двусложных словах (звук в середине, конце слова): оса, косы, весы, овес и др.

    Автоматизация звука с в двусложных словах со стечени­ ем согласных: сумка, свекла, стакан, стайка, каска и др.

    Автоматизация звука с в трехсложных словах без сте­ чения согласных: сапоги, сухари, самолет и др.

    Автоматизация звука с в трехсложных словах со стече­ нием согласных: скамейка, ступени, капуста и др.

Аналогичным образом проводится автоматизация звука с в четырехсложных словах.

Этап дифференциации звуков речи

Этап дифференциации звуков речи является обязатель­ным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями

симптоматики нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей. Известно, что в массовой школе дифферен­циация звуков проводится лишь в том случае, когда звуки заменяются в устной речи. А во вспомогательной школе этап дифференциации звуков проводится даже в том случае, ког­да звук искажается. Это связано с недоразвитием речеслухо-вой дифференциации звуков речи, которое приводит к боль­шому количеству замен в письменной речи умственно отста­лых детей.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в сле­дующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формиро­вание фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетичес­ки близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, сви­стящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их со­став, которые чаще всего нарушаются у умственно отсталых детей. Определена следующая последовательность дифферен­циации звуков: б-п,д - т,г - к,з - с,ж-ш,с - ш,з - ж, ц - с, ч - т, ч - щ.

В процессе развития дифференциации звуков предлага­ются задания на имитацию слогов, например при дифферен­циации с - з: са - за - са, за- са- са к т.д. Эффектив­ным методом, работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова и асеман-тичные звукосочетания, отличающиеся фонетически сход­ными звуками (кольцо - кольсо, ластощка - ласточка и т.д.).

Логопедическая работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: 1) предвари­тельный этап работы над каждым из смешиваемых звуков, 2) этап слуховой и произносительной дифференциации сме­шиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произноси­тельный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану: а) уточнение арти­куляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактиль­ное восприятие, кинестетические ощущения, б) выделение звука на фоне слога, слова, определение места отрабатыва­емого звука.

На втором этапе сравниваются конкретные смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане. Большое мес­то отводится развитию фонематического анализа и синтеза.

Конкретная методика работы представлена в разделах "Раз­витие фонематического восприятия", "Развитие фонемати­ческого анализа и синтеза".

Особенности коррекции нарушений произношения различных групп звуков

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка или взрослого произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный.

ВАЖНО!!!

Ошибки при автоматизации звуков часто допускают родители, пытающиеся самостоятельно исправить неправильное произношение у своего ребенка10 ошибок и 10 правил автоматизации звуков:

1 ошибка . Звук начинают автоматизировать, когда ребенок произносит его изолировано не четко.

Правило 1: Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолировано четко при много кратном повторении.

2 ошибка . Звук автоматизируют без подготовительных упражнений.

Правило 2: Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.

3 ошибка . Автоматизируют несколько звуков, которые ребенок путает в речи.

Правило 3: Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи, а так же звуки принадлежащие к одной группе. Так, как у таких детей нарушен фонематический (речевой) слух. Работу по автоматизации звука у ребенка с нарушенным фонематическим слухом необходимо разделить иначе ребенок постоянно будет пытаться произнести один звук вместо другого.

Нельзя у ребенка с нарушенным фонематическим слухом автоматизировать одновременно:

· звуки из групп шипящих и свистящих (С, З, Ц, Ш, Щ, Ч);

· губно-зубные звуки (В, Ф);

· сонорные звуки (Р, Л);

· заднеязычные звуки (К, Г, Х).

При нарушенном речевом слухе можно автоматизировать одновременно:

· звуки из группы свистящих и звуки из группы заднеязычных;

· звуки из группы шипящих и звуки из группы сонорных;

· звуки Д, Т и сонорные звуки.

4 ошибка . Звук автоматизируют в словах, скороговорках и предложениях, а так же используются сложные слова (например: трансформатор, эквилибрист).

Правило 4: В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности, сначала звук автоматизируется в более легких артикуляционных позициях, затем в более сложных.

Последовательность автоматизации звуков:

Автоматизация звука в слогах:

· открытых слогах (ША, ШО, ШУ);

· закрытых слогах (АШ, ОШ, УШ);

· в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ).

Автоматизация звука в словах:

· в начале слова (шапка, шея);

· в конце слова (камыш, финиш);

· с средине слова (ошибка, машина);

· в словах со стечением согласных (бабушка, матрешка).

Автоматизация звука в предложениях (Малыши шагают в школу).

Автоматизация звука в стихотворениях.

Автоматизация звука в скороговорках.

Автоматизация звука в самостоятельной речи.

5 ошибка . Ребенка просят повторять слова, слоги и предложения без показа артикуляции.

Правило 5: Автоматизировать звук по подражанию. В работе над автоматизацией звука, а особенно в самом начале необходимо чтобы ребенок повторял следом за взрослым, и смотрел как ему показывают правильную артикуляцию. Для того чтобы ребенок научился сам контролировать свое произношение автоматизируйте звук перед зеркалом. А так же на начальных порах необходимо, утрированно выделять звук (например: Ш-Ш-Ш-Ша, Ш-Ш-Ш-Шапка).

6 ошибка . Звук автоматизируется на одном и том же материале.

Правило 6: Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более сложному . Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука. Работа над изолированным произношением не должна превышать 4 занятий.

7 ошибка . Звук автоматизируется при неправильном речевом выдохе.

Правило 7: Перед тем как автоматизировать звук необходимо поставить правильный речевой выдох. При нарушенном речевом выдохе, не какие звуки вы ребенку не автоматизируете. Проверить речевой выдох можно здесь.

8 ошибка . Звук автоматизируют без показа наглядного материала.

Правило 8: Для автоматизации звука использовать наглядность . Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком.

9 ошибка . Звук автоматизируется от времени к времени, периодически.

Правило 9: Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность . Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.

10 ошибка . Звуки в речи автоматизируется, но не проводиться работа над их дифференциацией.

Правило 10: У многих детей нарушен фонематический слух, поэтому работая над автоматизацией звуков необходимо работать над их различением в речи (дифференциацией) . У детей с ФФНР не возможно автоматизировать звук не научив его различать среди других звуков.

Игры для автоматизации звуков:

Колокольчик – ребенок называет картинки с автоматизируемым звуком. Если ребенок произносит слово не правильно – взрослый звенит в колокольчик.

Поезд – ребенок читает сам или произносит за взрослым слоги.

Эхо ребенок повторяет за взрослым слова, слоги или предложения громко или тихо.

Волшебная веревочка – ребенок наматывает веревочку на пальчик и одновременно без остановки произносит слоги и слова.

Кнопочки – проговаривая слоги или слова с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на нарисованные кнопочки, нарисованные на листе бумаги, сколько нарисовано кнопочек, столько раз нужно повторить.

Шарик – произнося слоги или слова, ребенок перекладывает из одной руки в другую теннисный мячик.

Веселый мяч – произносить слоги и слова под ритм, отбивая мяч об пол, или бросать его друг другу.

Лабиринт – проводя пальчиком по лабиринту, ребенок произносит предложения, чистоговорки, скороговорки.

Узоры – ребенок выкладывает или рисует разные фигурки. Каждая фигурка обозначает слог или слово.

Часы – ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.

Пирамидка – нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слоговые ряды или слова.

Бусы – нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог, слово или предложение. Каждая бусина обозначает отдельный слог или слово.

Палочки или счеты – ребенок проговаривает заданный слог или слово столько раз сколько отложено палочек или косточек на счетах.

Улиточка ребенок проговаривает слоги, слова, предложения проводя пальчиком по домику улитки.

Большой маленький – ребенок выкладывает поочередно дорожку из больших и маленьких фигурок, одновременно проговаривая слоги или слова. Выкладывая большую фигурку – ребенок говорить громко, выкладывая маленькую – говорит тихо.

Желаем Вам успехов и терпения в обучении вашего ребёнка правильной речи!

Неправильный, небрежный лепет,

Неточный выговор речей

По-прежнему сердечный трепет

Произведут в душе моей.

А.С.Пушкин .

Подготовила Солойденко Олеся Анатольевна

Речь - это важнейшая твор­чес­кая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построе­нию своей личности, своего внутреннего мира через диалог с дру­гими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фун­даментальные составляющие, которые оказываются вовле­чен­ны­ми в сферу внимания педагога, когда он обращается к про­бле­ме речевого развития дошкольника. Это те основы, на кото­рых строится современная дидактика дошкольного возраста.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Представление о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста выдвинуты в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича. Взгляды авторов исследований направлений речевого развития отражены в следующих положениях:

  • речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речи;
  • язык и речь представляют собой своеобразный узел, в который «сплетаются» различные линии психического развития – воображение, мышление, память, эмоции;
  • ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер;

Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

В последние годы наблюдается значительное снижение уровня развития речи дошкольников. При обследовании речи детей 4-5 лет специалистами-логопедами в разных регионах страны показала, что у 79% детей зафиксированы различные речевые дефекты. В чем причина этого? В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России доктора медицинских наук И.С. Скворцова в настоящее время у 70% новорожденных выявлены перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка, а так как развитие речи находится в прямой зависимости от созревания и развития головного мозга, то при заболеваниях последнего речь страдает одна из первых.

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.

Этап обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [й], [щ] и др.). Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда.

Я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для малышей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику.

Это позволяет решить сразу несколько задач :

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному: Сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комарик звенит, р-р-р – собака рычит), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие.

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование же игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук нужно дружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки-игры о “Весёлом Язычке”. 5-ти и 7-ми летним детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке” и наглядное пособие “Весёлый Язычок”. Хорошо понять и запомнить то, что гласные звуки легко поются, помогает “Звуковая полянка”.

Когда звук уже хорошо, правильно звучит у ребёнка изолированно, но нужно закрепить, автоматизировать это правильное произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи. А это не менее 10 –15 занятий. И хочется, чтобы этот трудный и важный этап исправления речи проходил легко и интересно.

При автоматизации звука в слогах , когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование:

  • “Волшебной палочки”, которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.
  • Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз:

РА-РА-РА-РА-РА,

РО-РО-РО-РО-РО
РУ-РУ-РУ-РУ-РУ
РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ

А затем все 5 “песенок”-слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

  • Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
  • Игры “Проведи слог по звуковой дорожке” одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

  • “Рыбалка”, в аквариуме находятся рыбки на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав “рыбки” – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.
  • Не менее интересна игра “Веселый урожай ” (выложить название овоща или фрукта на заданный звук),
  • “Украсим ёлочку” , наряжая её, игрушками (со звуком С).

Спустя несколько занятий, детям легко сказать звук правильно, если он самый первый в слове или хотя бы последний, а вот если он в середине слова – это трудно, потому что дети с нарушенным фонематическим восприятием не всегда точно представляют, где же нужный звук находится. Для развития фонематического восприятия звуков полезна игра со Звукоедом , который “похищает” звук из слова, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла…а – глаЗа, к…от – кРот, Алёну…ка – Алёнушка… Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем Звукоедом. Дети с нетерпением ждут новых встреч с ним.

Работая над автоматизацией звука в предложениях , я часто использую эффективную и полезную игру “Живое предложение” , когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть “дружными” (согласованными), в конце предложения нужно ставить какой-то знак: . ! ? Дети запоминают жестовый показ знаков: точка – сжатый кулачок, восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука, вопросительный знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса. Таким образом, не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях, но и проводится работа по профилактике дисграфии.

На этом этапе автоматизации “приходят” на занятия гости, чаще всего это Каркуша, девочка Маша, медвежонок «Тишка», которые становятся героями игр- путешествий, игр – драматизаций и т.д.

Герои всё время ошибаются – в их предложениях слова не дружат (Рома рубить дрова. Егорка кувырком скатиться с горка), или слова стоят не на своём месте: Мышка съела кошку. У шубки красивая Маша. Дети помогают героям исправить ошибки, объясняя, что они сделали: “подружили” слова в предложении, поставили слова по порядку. Загадывают им загадки и просят выполнить трудные задания: закончить предложение, подсказав последнее слово по картинке, самостоятельно придумать предложение по картинке или с заданным словом, собрать разрезанную картинку и придумать предложение, сделать схему предложения.

И вот, наконец, дети довольно неплохо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе пересказы-драматизации, стихи-драматизации .

С целью коррекции дефектов речи у детей я широко использую в своей работе ди­дактические игры. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо бы­стрее, чем при использовании только традиционных приемов воспитания и обу­чения. Для детей, обучающихся на лого­педических пунктах, это тем более важ­но, потому что, как хорошо знают лого­педы, наши дети часто отличаются низкой познавательной ак­тивностью. Но даже и с применением дидактиче­ской игры логопеду не все­гда удается добиться ак­тивности и высокой рабо­тоспособности детей на протяжении всего заня­тия. Причина в том, что большинство воспитанни­ков соматически ослаблены, у них неправильная осанка, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, отмечается недостаточность про­текания психических процессов, эмоци­ональная неустойчивость. На своих занятиях я всегда соеди­няю логопедические задания и дидак­тические игры с движением, что снима­ет нагрузку, по­вышает работоспособность детей, улуч­шает качество усвоения знаний. Кро­ме того, подвижные игры способству­ют развитию двигательной сферы (здесь детям-логопатам присуще некоторое отставание) и самостоятельности, что является наиболее узким местом в об­ласти дошкольного воспитания.

Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Игру считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, они способствуют развитию выразительности речи, формируют произвольное запоминание текстов и движений. В связи с этим мною были разработаны конспекты логопедических праздничных игр и собраны в альбом «Праздники «Говоруши», который был представлен на втором районном фестивале психолого-педагогических идей. Праздничные игры мы проводили с детьми на закрепление лексических тем. Например, по закреплению времени года «Зима» мы провели праздничную игру «Путешествие в Царство Зимушки-зимы». Детям очень понравилось это увлекательное путешествие, появился у них интерес к дальнейшему обучению. По окончании учебного года мы провели праздничное, итоговое выступление «Праздник правильной речи» с участием родителей.

Мною был разработан, апробирован и представлен на методическом педчасе, альбом логопедических подвижных игр, для использования воспитателями в педпроцесс.

Были изготовлены две картотеки – физкультурные речевые минутки и грамматические игры.

Что касается детей с нарушениями речи, то наряду с общим ходом игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общение друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.

Изучая работы Е. И. Тихеевой, я встретила мнение о том, что если развитие детей протекает нормально, то речевые ошибки постепенно и последовательно изживут себя. Она утверждает, что обязательные педагогические мероприятия должны заключаться в том, чтобы не воспроизводить ошибки детей, а говорить с детьми всегда безупречно правильно.

Нужно оберегать детей от восприятия речевых форм, могущих испортить их язык; заботиться о том, чтобы слух ребенка воспринимал образы лишь совершенной речи. Но самое главное, неустанно вести работу с детьми. Прежде всего, следует тщательно регистрировать главнейшие, преобладающие ошибки детей и уделять им специальное внимание, придумывать соответственные устные и письменные упражнения, воздействуя на сознание детей в одном и том же направлении, содействовать искоренению этих ошибок.

Но злоупотреблять этими упражнениями нельзя, а главное, их нужно вести весело, живо, позволяя детям разнообразить их содержание по своему усмотрению.

Поправлять спешно, мимоходом, в разгар игры или работы, когда дети чем-нибудь увлечены, ни в коем случае нельзя. В лучшем случае, оно пройдет не замеченным, в худшем – вызовет раздражение детей.

Из сказанного Тихеевой, логично вытекает мысль о том, что вести работу по искоренению ошибок лучше всего в игре, и игре дидактической.

Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах и явлениях. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых и видовых понятий. Нахождение синонимов, антонимов, слов сходных по звучанию – задача многих словесных игр.

1. Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

2. Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания и закреплению правильного звукопроизношения.

Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна.

Развитие речи, закрепление поставленных звуков, предполагает активное взаимодействие учителя – логопеда и воспитателя группы. Причём чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых. С детьми, имеющими нарушение речи воспитатели проводят индивидуальную работу по тетрадям для вечерних логопедических занятий, что способствует закреплению достигнутых результатов, эффективному исправлению речевых дефектов.

Для овладения правильной методикой выполнения логопедических упражнений (артикуляционной дыхательной гимнастики) воспитатели посещают фронтальные занятия логопеда. А мы, в свою очередь также присутствуем на занятиях по развитию речи воспитателей.

В процессе занятий мы рекомендуем воспитателям обращать внимание детей на правильное произношение поставленных звуков, осуществлять контроль за правильной речью детей. С этой целью мною был разработан, апробирован и представлен на методическом педчасе, альбом логопедических подвижных игр, для использования воспитателями в педпроцессе.

Были изготовлены картотеки – физкультурные речевые минутки и грамматические игры.

Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь родителей, которая должна быть образцом для детей. Каждое слово родителей должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей – залог успеха в этой работе.

Начиная , я объяснила им, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым, оно должно быть систематизированным. Если родители не выполняют данных мной рекомендаций (речевая игра, закрепление поставленного звука), то нарушается целостность педагогического процесса, в следствии чего страдает ребенок. Сложной проблемой у нас являлось – поиск форм приобщения родителей к речевому развитию их детей. Результативными формами в этом направлении являются: семинары-практикумы, деловые игры, конференции, презентации дидактических игр, конкурсы и выставки, совместные праздники и развлечения.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии родителей и воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех " Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email . Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в

Похожие публикации