При предварительном развертывании выполняются следующие мероприятия. Этапы боевого развертывания

Боевое развертывание

Боевое развертывание пожарного караула-это при­ведение сил и средств в состояние готовности для выполнения боевой задачи на пожаре. Оно требует слаженно­сти номеров боевого расчета, знания ими своих обязан­ностей, быстроты действий, доведенных до автоматизма, максимального физического напряжения, а от руководи­теля-знания тактических возможностей своего подраз­деления и используемой техники (табл. 1, 2), потому что, отдавая приказ о проведении боезого развертывания, он должен учитывать реальные возможности пожарного ка­раула.

Таблица 1. Тактические возможности автоцистерн

Показатель АЦ 40 (375) АЦ-40 (131) АЦ-40 (130Е) АЦ-40 (130) АЦС 40 (131)
Число подаваемых стволов:
А
Б
лафетный - -
Время работы от емкости, мин:
ствол Б
(Р=17м) 19,6 11,7 10,2 10,2 11,7
(Р==19м) 17,5 10,5 10,5
ствол А:
(Р==17м) 10,2 6,1 5,3 5,3 6,1
(Р=19м) 9,3 5,6 4,9 4,9 5.6
ствол РС-Б при 18,5 11.4 11,4
распыленная струя
Время работы ГПС-600, мин:
от емкости 8,3 6,9 6,2 6,2 6,9
с установкой на гидрант 8,3 6,9 6.9 6,9 6,9
Количество получаемой пены,
м 3:
от емкости 223,5 223,5
с установкой на гидрант
Возможный объем тушения пе­
ной средней кратности, м 3:
от емкости 74,5 74,5
с установкой на гидрант

Кроме данных, указанных в таблицах, необходимо знать габариты пожарных автомобилей, особенно шири­ну и высоту, а также массовую характеристику, так как, отдавая приказ на боевое развертывание, командир по­жарного подразделения должен принимать во внимание наличие арок, ворот, мостов, эстакад и других сооружений, способных помешать проезду (подъезду) пожарных автомобилей к зданию, гидранту, водоему и т. п. (табл. 3).-



Таблица 2. Тактические возможности автонасосов

Таблица 3. Массовые и габаритные характеристики некоторых пожарных автомобилей

Пожарный автомобиль Масса состояния боевой готовнос­ти, кг Габаритные размеры, мм
длина ширина высот
АЦ-40 (375)
АЦ-40 (131) 137 11 050
АЦ-40 (130Е) 126
АЦ-40 (130) 63А
АЦС-40 (131) 42Б 11 160
АН-40 (127)
АНР-40 (127А)
АН-45 (375)
АВПТ
АА-60 (543) 160
ПНС-110 (131) 10ЭОО
АР-2
АЛ-130 (131)
Автоподъемник
«Бронто-Лифт ЗЗО» на шасси
КамАЗ

Пренебрежение приведенными в таблице данными мо­жет не только существенно замедлить боевое развертыва­ние, но и привести к аварии или поломке пожарной тех­ники и, как следствие, невозможности выполнения бое­вой задачи по тушению пожара.

Боевое развертывание пожарного подразделения со­стоит из следующих этапов:

1) подготовки к боевому развертыванию, которая про­водится по прибытии на пожар одновременно с разведкой и включает в себя:

установку пожарных автомобилей на водоисточники с присоединением всасывающих рукавов и пуском воды в насос;

снятие креплений пожарно-технического вооружения;

включение насоса автоцистерны в рабочее положение без установки ее на водоисточник и присоединение ру­кавной линии со стволом к штуцеру насоса;

проведение других подготовительных мероприятий г, зависимости от местных условий, например подготовка места для установки дополнительных пожарных автомо­билей на открытый водоисточник, отыскание дополни­тельных гидрантов и их расчистка в зимних условиях, создание площадок для маневрирования пожарных ав­томобилей и т. п.;

2) предварительного развертывания, которое прово­дится в том случае, когда по внешним признакам пожа­ра сразу можно определить направление прокладки ма­гистральных рукавных линий или кто-то из встречаю­щих лиц укажет это направление. В дополнение к дейст­виям, проводимым при подготовке к боевому разверты­ванию, необходимо проложить магистральные линии и установить разветвления, поднести к ним рукава для ра­бочих линий, стволы, лестницы и т. п.;

3) полного боевого развертывания, которое может проводиться сразу по прибытии подразделения на пожар или же после подготовки или предварительного развер­тывания. Ствольщики выходят на позиции кратчайшими и наиболее безопасными путями, используя для этого по­жарные лестницы, коленчатые подъемники, устраняя пре­грады путем вскрытия и разборки конструкций и т. п.

Вся работа по развертыванию сил должна проводить­ся с таким учетом, чтобы действия одного пожарного не затрудняли последующих действий других пожарных. Для беспрепятственного, быстрого и наиболее целесооб­разного развертывания дополнительных сил и средств перед местом пожара должен быть свободный участок (площадь).

Одной из характерных ошибок, наиболее часто допу­скаемых пожарными караулами, является приезд машин

Рис. 1. Схема боевого развертывания от автоцистерны при подаче двух стволов Б

Рис. 2. Схема боевого развертывания при подаче ГПС через пенные вставки

а - при подаче ГПС-600; б - при подаче ГПС-2000

Рис. 3. Подача ГПС с помощью пеноподъемника

Рис. 4. Схемы боевого развертывания П НС-110

Рис. 5. Схема полного боевого развертывания автомобиля ГДЗС

непосредственно к месту горения, при этом автомобили ставят бессистемно, и в короткое время прилегающие улицы и территория загромождаются дополнительно при­бывающими силами. Все это осложняет дальнейшее маневрирование, подъезд необходимых пожарных автомо­билей затрудняется или задерживается, останавливается уличное движение. Особенно часто подобные ситуа­ции возникают, когда силы и средства сосредоточивают­ся достаточно быстро, а работа тыла еще не организова­на. В этом случае командиры прибывающих пожарных подразделений должны проявить организованность и дис­циплинированность, что в значительной степени будет способствовать успешному проведению боевого разверты­вания.

Другой характерной ошибкой, встречающейся при от­даче приказания на боевое развертывание, является не­полное использование тактических возможностей подраз­деления и пожарной техники. Например, очень часты случаи, когда отделению автоцистерны ставится задача провести боевое развертывание с подачей только одного ствола Б на тушение пожара, хотя тактические возмож­ности позволяют, а сложившаяся обстановка требует по­дачи сразу двух таких стволов.

Это в равной степени относится и к ошибкам в использовании тактических и технических возможностей других, в том числе и специальных пожарных подразделений и автомобилей. Нередко на пожарах при вскрытии конструкций не используют электрифицированный или механизированный инструмент, в то время как автомобили ГДЗС и технической службы простаивают. Нередко действуют два отделения бойцов и работают агрегаты двух пожарных автомобилей там, где с задачей могло бы справиться одно отделение ГДЗС. Максимальное и эффективное использование тактических возможностей пожарных подразделений при боевом развертывании – залог успешного тушения пожара. На рис. 1 – 6 приведены некоторые схемы боевого развертывания.

Боевое развертывание – действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров.

Боевое развертывание включает в себя следующие этапы:

· подготовку к боевому развертыванию.

· предварительное боевое развертывание.

· полное боевое развертывание.

Боевое развертывание от первой прибывшей на место пожара автоцистерны осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении.

Подготовка к боевому развертыванию проводится по прибытии к месту вызова (пожара). При этом выполняются следующие действия:

· установка пожарного автомобиля на водоисточник и приведение пожарного насоса в рабочее состояние.

· открепление необходимого пожарно-технического вооружения.

· присоединение рукавной линии со стволом к напорному патрубку насоса, если иное не установлено РТП.

Предварительное боевое развертывание на месте вызова (пожара) проводят в случаях, когда очевидна дальнейшая организация действий по тушению пожара или получено указание РТП.

При предварительном боевом развертывании сил и средств:

· выполняют действия по подготовке к боевому развертыванию.

· прокладывают магистральные рукавные линии.

· устанавливают разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другое необходимое пожарно-техническое вооружение.


1-2
(2)
3-4
1-2
б)
В4
1-2
3-4
1-2
ПГ-1
в)
В5
3-4
1, 2, 3
3-4
В-4
(2)
ПГ-1
1-2
б)
В-4
(2)
ПГ-1
1-2
1(2)
в)
В-4
(2)
ПГ-1
1-2
1(3)
2(4)

Рисунок 21. Полное развертывание отделения на автоцистерне с установкой ее на пожарный гидрант

а – с подачей трех стволов Б;

б – с подачей одного ствола А и одного ствола Б;

в – с подачей двух стволов ГПС-600

12. Нормативы по пожарно-строевой подготовке (извлечения).

Нормативы по пожарно-строевой подготовке – это временные, количественные и качественные показатели выполнения определенных задач, приемов и действий отдельными сотрудниками (работниками), отделениями, дежурными караулами (сменами), подразделениями пожарной охраны с соблюдением последовательности (порядка), предусмотренной наставлениями, правилами, руководствами и инструкциями.



Нормативы считаются выполненными, если при работе соблюдены условия их выполнения и не было допущено нарушений требований наставлений, правил, руководств и инструкций, в том числе мер безопасности.

Если при отработке (проверке выполнения) норматива обучаемым допущена хотя бы одна ошибка, которая может привести к травме личного состава, повреждению пожарно-технического вооружения, спасательного оборудования, средств защиты, выполнение норматива прекращается и оценивается «неудовлетворительно».

Обнаруженные технические неисправности в ходе выполнения нормативов не устраняются (если они не препятствуют выполнению норматива и не создают опасности для жизни и здоровья), обучаемый после выполнения норматива должен доложить о выявленных неисправностях.

Время выполнения норматива сотрудником (работником), отделением, дежурным караулом (сменой), подразделением отсчитывается по секундомеру в порядке, изложенном в условиях норматива. Все нормативы выполняются в боевой одежде и снаряжении по сезону. Начало выполнения норматива – поданная команда (сигнал тревоги), окончание – в порядке, изложенном в условиях норматива.

Условия и время на выполнение нормативов определены для личного состава до 30 лет и летнее время.

При выполнении норматива на пожарных машинах с передним и боковым расположением всасывающего патрубка время на выполнение нормативов увеличивается на 2 секунды, с подачей воды – на 5 секунд, с подачей пены – на 7 секунд на каждый рукав рабочей и магистральной линий (по одной наиболее протяженной линии).


Таблица 182

Условия и нормы выполнения нормативов с пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением

№ п/п Вид норматива Оценка по времени, с Условия выполнения норматива
отлично хорошо удовлетворительно
Надевание боевой одежды и снаряжения 1. Боевая одежда и снаряжение уложены любым способом. Пояс с закрепленным на нем карабином и пожарным топором в кобуре лежит под одеждой. Подкасник может находиться рядом с уложенной боевой одеждой или внутри каски. Брезентовые рукавицы (краги) кладутся в карманы куртки, при отсутствии карманов – под пояс. 2. Пожарный стоит в положении «смирно» в одном метре от боевой одежды и снаряжения лицом к ним. 3. Окончание: боевая одежда и снаряжение одеты, куртка застегнута на все пуговицы (крючки), пояс застегнут и заправлен под пряжку, подбородочный ремень каски подтянут.
Надевание теплоотражательного костюма 1. Костюм вынут из мешка и уложен на столе (полке). 2. Пожарный в положении ”смирно” в боевой одежде и снаряжении стоит в одном метре от костюма лицом к нему. 3. Окончание: полукомбинезон одет и закреплен с помощью плечевых лямок. Куртка из металлизированной ткани одета и застегнута на все пуговицы. Шлем-маска с пелериной одета поверх каски и застегнута, рукавицы одеты.
Надевание тепло-отражательного костюма ТК-800 на правильность 1. Пожарный в повседневной одежде с двумя ассистентами стоит в одном метре от приготовленного костюма. 2. Надеть брюки комбинезона и сапоги 3. Надеть дыхательный аппарат со сжатым воздухом или КИП. 4. Надеть верхнюю часть комбинезона, застегнуть стягивающие ремни, закрыть защитный клапан, оставить не застегнутым один верхний стягивающий ремень и одну верхнюю кнопку защитного клапана. 5. Произвести боевую проверку КИП или открыть вентиль баллона АСВ до отказа (должен быть включен резерв дыхательного аппарата со сжатым воздухом). Включиться в дыхательный аппарат. Надеть пожарную каску 6. Окончание: капюшон и рукавицы надеты, стягивающий ремень застегнут
Сбор и выезд по тревоге (с посадкой в автомобиль за воротами гаража) 1. Боевая одежда и снаряжение уложены так, как определено условием выполнения норматива 1.
отделения 2. Личный состав дежурного караула находится в караульном помещении и располагается произвольно. Посадка в автомобиль производится после того, как полностью надеты боевая одежда и снаряжение. Разрешается застегивать боевую одежду и надевать пожарный пояс в кабине автомобиля
караула в составе двух и более отделений 3. Окончание: автомобиль находится за воротами гаража, личный состав отделения(ий) находится в автомобиле. Дверцы закрыты. Результат фиксируется в момент закрытия последней дверцы автомобиля(ей). Примечание: Для автомобилей с тормозной системой «КАМАЗ» нормативное время увеличивается на 60 с.
Прокладка рукавной линии со стволом (указывается ствол) длиной 40 м от колонки, установленной на гидрант 1. Пожарное оборудование сложено в одном метре от колонки. Пожарный стоит в положении «смирно» около оборудования. 2. Окончание: рукавная линия проложена, ствол присоединен к рукавной линии, пожарный на боевой позиции.
Прокладка магистральной линии диаметром 77 мм одним пожарным на: 1. Рукава в скатках уложены в отсеках пожарного автомобиля. 2. Окончание: линия собрана (с разветвлением) и присоединена к напорному патрубку насоса. Результат фиксируется по последнему соединению.
3 рукава
4 рукава
5 рукавов
6 рукавов
7 рукавов
Прокладка магистральной линии диаметром 77 мм расчетом из 2-х человек на: 1. Рукава в скатках (в «гармошку») уложены в отсеках пожарного автомобиля. 2. Окончание: линия собрана (с разветвлением) и присоединена к напорному патрубку насоса. Результат фиксируется по последнему соединению.
5 рукавов
6 рукавов
7 рукавов
8 рукавов
10 рукавов
Прокладка магистральной линии диаметром 77 мм расчетом из 3-х человек на: 1. Рукава в скатках (в «гармошку») уложены в отсеках пожарного автомобиля. 2. Окончание: линия собрана (с разветвлением) и присоединена к напорному патрубку насоса. Результат фиксируется по последнему соединению.
6 рукавов
7 рукавов
8 рукавов
10 рукавов
Вязка двойной спасательной петли без надевания ее на спасаемого 1. Пожарный стоит в положении «смирно». 2. Спасательная веревка, смотанная в клубок, находится в чехле с лямкой, надетой через плечо пожарного. 3. Окончание: спасательная петля связана
Вязка двойной спасательной петли с надеванием ее на спасаемого 1. Пожарный стоит в положении «смирно» в одном метре от спасаемого, лежащего на спине. 2. Спасательная веревка, смотанная в клубок, находится в чехле с лямкой, надетой через плечо пожарного 3. Окончание: спасательная петля связана, надета на спасаемого, длинный конец веревки намотан на карабин
Закрепление спасательной веревки за конструкцию здания (одним из четырех способов) 1. Пожарный стоит в положении ”смирно” в одном метре от места закрепления веревки за конструкцию. 2. Спасательная веревка, смотанная в клубок, находится в чехле с лямкой, надетой через плечо пожарного 3. Окончание: веревка закреплена за конструкцию, узел надежно завязан
Сматывание спасательной веревки в клубок длиной 30 (50) м на правильность 1. Пожарный стоит в положении «смирно» одном метре от размотанной веревки, один конец которой находится в руке пожарного. 2. Окончание: веревка смотана в клубок, свободный конец веревки заправлен в середину клубка уложен в чехол.
Подъем по стационарной лестнице на заданную высоту: 1. Пожарный стоит у лестницы-палки, приставленной к стационарной лестнице, двумя руками держится за тетивы, правая (левая) нога на первой ступеньке. 2. Окончание: пожарный стоит обеими ногами на заданной высоте, закрепился за ступеньку лестницы карабином Результат фиксируется по закреплению карабина. Примечание: при использовании лестницы-палки время увеличивается на 5 с.
8 м
12 м
16 м
20 м
Подъем по стационарной лестнице с сухой рукавной линией с присоединенным стволом (указывается ствол) на заданную высоту: 1. Пожарный стоит у входа на лестницу, рукавная линия в скатках находится у ног пожарного, соединительные головки соединены, один конец линии с присоединенным стволом перекинут через левое плечо, стволом к спине. 2. Окончание: пожарный стоит обеими ногами на заданной вы- соте, закрепился карабином за ступеньку лестницы, рукавная линия закреплена задержкой.. Результат фиксируется по закреплению задержки Примечание: при использовании лестницы-палки время увеличивается на 5 с.
8 м
12 м
16 м
20 м
Подъем по автолестнице, выдвинутой на: 1. Автолестница установлена и выдвинута на заданную высоту при угле наклона 70 градусов, пожарный стоит у входа на лестницу. 2. Окончание: пожарный достиг заданной высоты и закрепился карабином за продпоследнюю ступеньку лестницы. Результат фиксируется по закреплению карабина. Примечание: при использовании лестницы-палки время увеличивается на 5 с.
15 м
20 м
25 м
30 м
35 м
40 м
45 м
50 м
Подъем по автолестнице с сухой рукавной линией с присоединенным стволом (указать тип ствола) на заданную высоту: 1. Пожарный стоит у входа на лестницу, рукавная линия в скатках находится у ног пожарного, соединительные головки соединены, один конец линии с присоединенным стволом перекинут через левое плечо, стволом к спине. 2. Окончание: пожарный достиг заданной высоты и закрепился карабином за предпоследнюю ступеньку лестницы, рукавная линия закреплена задержкой. Результат фиксируется по закреплению задержки.
15 м
20 м
25 м
30 м
Переноска и подвеска штурмовой лестницы 1. Лестница лежит седьмой ступенькой на линии старта (32 м 25 см от основания учебной башни). Пожарный стоит в удобной для него позиции у линии старта, не касаясь руками или ногами стартовой линии и не отрывая лестницы от земли. 2. Окончание: лестница подвешена в окно 2-го этажа учебной башни на всю длину крюка. Результат фиксируется по касанию крюка о верхнюю поверхность подоконника.
Подъем по подвешенной штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни 1. Лестница подвешена на подоконник 2-го этажа учебной башни. Пожарный левой (правой) ногой встал на первую ступеньку, руками держится за тетивы. 2. Окончание: пожарный двумя ногами коснулся пола 4-го этажа учебной башни. Результат фиксируется по касанию пола второй ногой.
Подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни 1. Лестница лежит седьмой ступенькой на линии старта (32 м 25 см от основания учебной башни). Пожарный стоит в удобной для него позиции у линии старта, не касаясь руками или ногами стартовой линии и не отрывая лестницы от земли. 2. Окончание: пожарный двумя ногами коснулся пола 4-го этажа учебной башни. Результат фиксируется по касанию пола второй ногой.
Подъем по установленной выдвижной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни 1. Выдвижная лестница установлена и закреплена за седьмую ступеньку, первый номер стоит около лестницы, руками держится за тетивы, левая нога на первой (второй) ступеньке. Второй номер стоит между стеной и лестницей, прижимает и удерживает ее. 2. Окончание: первый номер коснулся двумя ногами пола 3-го этажа учебной башни. Результат фиксируется по касанию пола второй ногой
Установка выдвижной лестницы в окно 3-го этажа учебной башни 1. Выдвижная лестница уложена и закреплена на крыше автомобиля, находящегося в 30 м от основания учебной башни (ось задних колес совпадает с отметкой 30 м). Рукавная катушка снята. 2. Двое пожарных находятся у заднего колеса автомобиля за линией старта. 3. Окончание: выдвижная лестница снята, перенесена, установлена и закреплена за седьмую ступеньку. Первый номер стоит в полушаге от лестницы лицом к ней, второй номер стоит между стеной и лестницей. Результат фиксируется по касанию тетивы лестницы подоконника
Установка и подъем по выдвижной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни 1. Выдвижная лестница уложена и закреплена на крыше автомобиля, находящегося в 30 м от основания учебной башни (ось задних колес совпадает с отметкой 30 м). Рукавная катушка снята. 2. Двое пожарных находятся у заднего колеса автомобиля за линией старта 3. Окончание: первый номер коснулся двумя ногами пола 3-го этажа учебной башни. Результат фиксируется по касанию пола второй ногой.
Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями 1. Пожарный со стволом стоит в удобной для него позиции у линии старта, не касаясь руками или ногами стартовой линии (ствол находится в любом положении). 2. Окончание: препятствия преодолены, дистанция закончена; ствол примкнут к рукавной линии, рукава соединены между собой и присоединены к разветвлению. Примечание: расстановка препятствий и условия их преодоления должны соответствовать Правилам соревнований по пожарно-прикладному спорту.

Условия и нормы выполнения нормативов по боевому развертыванию от основных пожарных автомобилей

Таблица 183

№ норматива Боевой расчет, чел Оценка по времени, с
n м /d м n 1 /d 1 n 2 /d 2 отлично хорошо удовлетворительно
26 (40) 29 (43) 32 (46) 1. Автоцистерна (насосно-рукавный автомобиль) установлена у гидранта. 2. Окончание: колонка навернута до отказа на стояк гидранта, всасывающие рукава присоединены. В скобках указано время с пуском воды из напорного патрубка.
39 (75) 45 (82) 52 (88) 1. Автоцистерна (насосно-рукавный автомобиль) установлена у водоема, укомплектована двумя всасывающими рукавами по 4 метра каждый. 2. Окончание: всасывающая рукавная линия собрана, веревка всасывающей сетки размотана, свободный конец веревки закреплен за конструкцию или всасывающий рукав. В скобках указано время с пуском воды.
72 (110) 80 (121) 88 (132) 1. Автоцистерна (насосно-рукавный автомобиль) установлена у водоема, укомплектована четырьмя всасывающими рукавами по 2 метра каждый. 2. Окончание: всасывающая рукавная линия собрана, веревка всасывающей сетки размотана, свободный конец веревки закреплен за конструкцию или всасывающий рукав. В скобках указано время с пуском воды
- 2/51 - 1. Автоцистерна установлена на площадке 2. Окончание: двигатель переключен на насос, рукавная линия проложена, соединительные головки соединены, пожарный со стволом находится на позиции, водитель у насоса
3/51

№ норматива Количество рукавов n, диаметром d Боевой расчет, чел Оценка по времени, с Схема боевого развертывания и условия выполнения норматива
n м /d м n 1 /d 1 n 2 /d 2 отлично хорошо удовлетворительно
- 2/51 - 1. Автоцистерна установлена на площадке 2. Окончание: двигатель переключен на насос, рукавная линия проложена, соединительные головки соединены, пожарный со стволом находится на позиции, водитель у насоса
3/51
3/77 2/51 1. Автоцистерна установлена у водоема (гидранта). 2. Окончание: автоцистерна установлена на водоем (гидрант), рукавные линии проложены и соединены, пожарный со стволом находится на позиции, водитель у насоса В скобках указано время с заполнением насоса водой

3 – 4 63 (70) 70 (75) 77 (80)
5 – 6 47 (70) 52 (75) 57 (80)
4/77 2/51
67 (70) 75 (75)
63 (70) 70 (75) 77 (80)
5 – 6 54 (70) 62 (75) 68 (80)
6/77 2/51
5 – 6 67 (70) 75 (75)

Таблица 184

Время выполнения операций с пожарно-техническим вооружением

№ п/п Операции t ± Dt
Раскатать напорный пожарный рукав диаметром 51-77 мм на горизонтальной поверхности:
одинарная скатка(для напорного пожарного рукава диаметром 51 мм) 4,0 0,35
двойная скатка(для напорного пожарного рукава диаметром 77мм) 7,0 0,57
Соединить напорные соединительные головки диаметром 51-77 мм 1,5 0,16
Соединить напорные соединительные головки всасывающих рукавов диаметром:
77мм 4,0 0,48
(не резьбовые) 125-150мм 6,0 0,8
Установить колонку на гидрант 9,0 1,0
Открыть крышку гидранта 2,0 0,2
Открыть колпачок гидранта 2,0 0,2
Подать воду в колонку 13,0 0,54
Открыть вентиль колонки 8,0 0,5
Переместиться с рукавной катушкой на расстоянии 100 м:
без раскатки рукавов 35,0 1,3
с раскаткой рукавов 40,0 1,4
Раскатать напорный рукав диаметром 51-66 мм по лестничному маршу лестничной клетки 12,0 1,1
Закрепить напорный пожарный рукав 2,0 0,3
Опустить спасательную веревку на 1 м 0,3 0,03
Опустить (поднять) напорные рукава в этажах зданий на 1 м 2,0 0,08
Размотать веревку на всасывающей сетке 10,0 1,0

Сигналы управления

Рис. 1. Сбор отделения Рис. 2. Внимание

Рис. 3. Подать ручной пожарный ствол Рис. 4. Подать лафетный пожарный ствол

Рис. 5. Подать пенный пожарный ствол Рис. 6. Подать воду

Рис. 7. Прекратить подачу воды Рис. 8. Лестница-палка

Рис. 9. Лестница-штурмовка Рис. 10. Выдвижная лестница

Рис. 11. Наверх Рис. 12. Вниз

Рис. 13. Опасность – отступай Рис. 14. Изолирующий противогаз надеть

Рис. 15. Снять противогаз Рис. 16. Вызов медицинской помощи

Рис. 17. Не понял – повтори сигнал Рис. 18. Отбой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

2. ГОСТ 12.1.033 – 81* ССБТ Пожарная безопасность. Термины и определения.

3. ГОСТ 12.1.004 – 91* ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования.

4. ГОСТ 27331 – 87 Пожарная техника. Классификация пожаров.

5. Иванников В.П., Клюс П.П. Справочник руководителя тушения пожара. – М.: Стройиздат, 1987. – 288с.: ил.

6. Повзик Я.С. Справочник руководителя тушения пожара. – М.: ЗАО «СПЕЦТЕХНИКА», 2001. – 361с.

7. Теребнёв В.В. Справочник руководителя тушения пожара. Тактические возможности пожарных подразделений. – М.: Пожкнига, 2004 г. – 256с., ил.

8. Теребнёв В.В. «Справочник спасателя-пожарного». – М.: Пожкнига, 2006 г. – 528с.

При тушении пожаров и проведении АСР и подразделяются на следующие этапы:

  • подготовку к развертыванию;
  • предварительное развертывание;
  • полное развертывание.
Развертывание от первого, прибывшего на место пожара (вызова) основного пожарного автомобиля , с установкой или без установки на , осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении .

Особенности проведения развертывания сил и средств в реальных условиях очень сильно зависят от конкретной обстановки на месте вызова: характера объекта, типа и количества пожарных автомобилей , их оснащения и количества личного состава.

При предварительном развертывании:



а2 - Развертывание на АЦ без установки на водоисточник;
б2 - Развертывание на АЦ с установкой на водоисточник;
в2 - Развертывание на АНР с установкой на водоисточник.
Полное развертывание на месте пожара (вызова) проводят по указанию руководителя тушения пожара, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ .

При полном развертывании:



а3 - Развертывание на АЦ без установки на водоисточник;
б3 - Развертывание на АЦ с установкой на водоисточник;
в3 - Развертывание на АНР с установкой на водоисточник.

Наиболее типичные схемы развертывания сил и средств

Развертывания караула в составе 2-х отделений на АЦ

Наиболее распространенным сочетанием пожарных автомобилей стоящих на вооружении одного пожарно-спасательного подразделения, в России является сочетание двух пожарных автоцистерн . Таким образом, и наиболее распространенной схемой развертывания сил и средств является развертывание караула в составе двух отделений на АЦ.

При таком сочетании, как правило на АЦ первого отделения старшим выезжает начальник караула , на АЦ второго отделения – помощник начальника караула (либо командир отделения).

По прибытии к месту вызова – основной задачей для первого отделения является проведение разведки во главе с начальником караула. Для этого прокладывается рабочая рукавная линия со стволом первой помощи. В случае необходимости, для проведения разведки формируется звено ГДЗС . Основная задача личного состава второго отделения – обеспечение бесперебойной подачи огнетушащих веществ (воды), для чего АЦ устанавливается на водоисточник.


При проведении предварительного развертывания, личный состав первого отделения осуществляет разведку , при этом, с собой он несет необходимый запас пожарного оборудования и инструмента. Личный состав второго отделения прокладывает магистральную линию к указанному РТП месту и устанавливает рукавное разветвление .


В случае необходимости проведения полного развертывания, личный состав первого отделения выдвигается на рабочую позицию, рукавная линия ствола первой помощи заполняется водой. Личный состав второго отделения от проложенного разветвления осуществляет прокладку дополнительных рабочих рукавных линий. Дальнейшие действия сильно варьируются в зависимости от характера пожара – их объем определяется РТП по ситуации.

В приведенном примере рабочая рукавная линия первого отделения (со стволом первой помощи), по мере израсходования воды в АЦ, переключается к рукавному разветвлению. Личный состав второго отделения подает один ствол «А» по трехколенной лестнице , и один ствол «Б» на уровне земли.

Требования безопасности при развертывании сил и средств

При прокладке рукавных линий:
  • выбираются удобные пути к позициям ствольщиков, не загромождая пути эвакуации людей и имущества;
  • обеспечиваются их сохранность и защита от повреждений, в том числе путем установки рукавных мостиков и использования рукавных задержек ;
  • устанавливаются разветвления вне проезжей части дорог;
  • создается запас пожарных рукавов для использования на решающем направлении.
Для обеспечения безопасности участников тушения пожара и проведения АСР, возможности маневра прибывающей пожарной техники и установки резервной пожарной техники проводятся действия по ограничению доступа посторонних лиц к месту пожара, движения транспорта на прилегающей к нему территории, в том числе принудительного его перемещения с соблюдением требований законодательства Российской Федерации .

Личный состав обязан обеспечить

При развертывании сил и средств личным составом подразделений ФПС обеспечивается:

а) выбор наиболее безопасных и кратчайших путей прокладки рукавных линий, переноса инструмента и инвентаря;
б) установка пожарных автомобилей и оборудования на безопасном расстоянии от места пожара (условного очага пожара на учении) так, чтобы они не препятствовали расстановке прибывающих сил и средств. Пожарные автомобили устанавливаются от недостроенных зданий и сооружений, а также от других объектов, которые могут обрушиться на пожаре, на расстоянии, равном не менее высоты этих объектов;
в) остановка, при необходимости, всех видов транспорта (остановка железнодорожного транспорта согласуется в установленном порядке);
г) установка единых сигналов об опасности и оповещение о них участников тушения пожара, личного состава подразделений ФПС, работающего на учении;
д) вывод участников тушения пожара в безопасное место при явной угрозе взрыва, отравления, радиоактивного облучения, обрушения, вскипания и выброса легковоспламеняющейся и горючей жидкости из резервуаров;
е) организация постов безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного полотна для наблюдения за движением составов и с своевременным оповещением участников тушения пожара об их приближении в случае прокладки рукавных линий под железнодорожными путями.

Личному составу запрещается

При развертывании сил и средств личному составу подразделений ФПС запрещается:

а) начинать развертывание сил и средств до полной остановки пожарного автомобиля;
б) надевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте;
в) находиться под грузом при подъеме или спуске на спасательных веревках инструмента, пожарного оборудования;
г) переносить ручной механизированный пожарный инструмент с электроприводом или мотоприводом в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими, колющими) по ходу движения, а поперечные пилы и ножовки - без чехлов;
д) поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой;
е) подавать воду в незакрепленные рукавные линии до выхода ствольщиков на исходные позиции или их подъема на высоту.

Вертикальные рукавные линии крепятся из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав .

Подача огнетушащих веществ разрешается только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников подразделений ФПС.

Подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

При развертывании на пожарах на объектах электроснабжения

При развертывании на пожарах на объектах электроснабжения, личный состав подразделений ФПС выполняет ряд дополнительных условий:

а) определяет расстановку сил и средств, исходя из обстановки на пожаре, а также с учетом маршрутов движения к очагу горения и мест заземления, согласованных с оперативным персоналом энергообъекта;
б) заземляет ручной пожарный ствол, подключая его с помощью специальных струбцин и провода к заземляющему устройству (контуру заземления) в указанном месте;
в) прокладывает рукавную линию от пожарного автомобиля до позиции ствольщика;
г) заземляет насос с помощью специальных струбцин и провода путем подключения в указанном месте к стационарному контуру заземления или заземленным конструкциям.

После ликвидации горения личным составом подразделений ФПС:

а) прекращается подача огнетушащих веществ;
б) отсоединяются струбцины от контура заземления и заземляющих устройств;
в) осуществляется отход с позиций по безопасным маршрутам, указанным руководителем тушения пожара или оперативным должностным лицом на пожаре

Л Е К Ц И Я

по пожарной тактике для курсантов и студентов первого курса

специальности 280104.65 «Пожарная безопасность» на тему №5:

«Боевое развёртывание. Действия при боевом развёртывании»

Обсуждена на заседании кафедры ОП и ПАСР.

Протокол № ___ от «___» ________ 201_ г.

Санкт-Петербург


I. Цели занятия

1. Обучающая: Изучить особенности прогнозирования и развития пожаров.

2. Развивающая: Развить тактическое мышление у курсантов (студентов).

3. Воспитательная: Воспитать у курсантов (студентов) чувство ответственности за принятие тактических решений.

II. Расчет учебного времени

III. Литература

Основная

1. Артамонов В.С., Бессмертнов В.Ф., Скопцов А.А., Ширинкин П.В. “Пожарная тактика в вопросах и ответах”: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009.

2. Решетов А.П., Башаричев А.В., Клюй В.В. «Пожарная тактика»: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2011.

3. Башаричев А.В., Решетов А.П., Ширинкин П.В. Пожарная тактика.: Учебно-методическое пособие по решению пожарно-тактических задач. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009.

Дополнительная

1. Повзик Я.С. Пожарная тактика. М.: Спецтехника, 2001.

2. Повзик Я.С. Справочник руководителя тушения пожара. М.: Спецтехника, 2001.

4. Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России (утверждены 24.06.2007 г.)



Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон №69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.

2. Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008.

3. ГОСТ 12.1.114-82г. Пожарная техника. Обозначения условные графические. 1982 г.

4. ПОРЯДОК тушения пожаров подразделениями пожарной охраны. Утвержден приказом МЧС России от 31.03.2011 156 , Зарегистрирован в Минюсте России регистрационный № 20970 от 09.10.2011

5. ПОРЯДОК организации службы в подразделениях пожарной охраны. Утвержден приказом МЧС России от 05.04.2011 167 , Зарегистрирован в Минюсте России регистрационный № 20868 от 25.05.2011

IV. Учебно-материально обеспечение:

1. Технические средства обучения: компьютерная техника, мультимедий-ный проектор.

Этапы боевого развертывания

Боевое развертывание - действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров.

Боевое развертывание включает в себя следующие этапы:

Подготовку к боевому развертыванию;

Предварительное боевое развертывание;

Полное боевое развертывание.

Боевое развертывание от первой прибывшей на место пожара автоцистерны осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении.

Подготовка к боевому развертыванию проводится непосредственно по прибытии к месту вызова (пожара). При этом выполняются следующие действия:

Установка пожарного автомобиля на водоисточник и приведение насоса в рабочее состояние;

Открепление необходимого пожарно-технического вооружения;

Присоединение рукавной линии со стволом к напорному патрубку насоса, если иное не установлено РТП.

Предварительное боевое развертывание на месте вызова (пожара) проводится в случаях, когда очевидна дальнейшая организация боевых действий или получено указание РТП.

При предварительном боевом развертывании:

Выполняют подготовку к боевому развертыванию;

Прокладывают магистральные рукавные линии;

Устанавливают разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другое необходимое пожарно-техническое вооружение.

Полное боевое развертывание на месте вызова (пожара) проводят по указанию РТП, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ.

При полном боевом развертывании:

Выполняют подготовку и предварительное боевое развертывание;

Определяют боевые позиции ствольщиков, к которым прокладывают рабочие рукавные линии;

Заполняют огнетушащими веществами магистральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии.

Максимальная численность боевых расчетов составляет: на автоцистернах 5-6 человек, на автонасосах 7-9 человек, однако численность боевых расчетов бывает значительно меньше.

Учитывая, что тактико-технические данные основных пожарных автомобилей значительно шире физических возможностей боевых расчетов, а уровень механизации трудоемких работ, связанных с боевым развертыванием подразделений, недостаточный, в гарнизонах применяют различные приемы боевого использования основных пожарных автомобилей и взаимодействия между номерами боевых расчетов в отделениях и между ними.

Период боевого развертывания подразделений на пожаре от начала развертывания первого подразделения до окончания последнего составляет продолжительность ввода сил и средств на тушение пожара.

Мы же рассмотрим, от каких факторов зависит время боевого развертывания одного подразделения, участвующего в процессе введения сил и средств.

Скорость боевого развертывания зависит от условий обстановки на пожаре, физической тренированности, тактической и психологической подготовки личного состава подразделений, а также от их количества в боевом расчете, типов и видов вводимых стволов, места их введения, способов и приемов боевого развертывания.

В практике работы пожарных подразделений существуют способы боевого развертывания: ручной, механизированный, комбинированный. Наиболее эффективными являются механизированные способы развертывания, однако они еще недостаточно разработаны. Чаще всего применяются комбинированные способы развертывания.

Основным показателем боевого развертывания является скорость прокладки рукавных линий, которая зависит от способов прокладки рукавных линий: из скаток, из гармошки или с помощью рукавных катушек и автомобилей по горизонтали; по маршам лестниц, между маршами, из скаток сверху вниз, подъем линий по спасательной веревке, автолестницам, коленчатым подъёмникам по вертикали.

Время боевого развертывания во многом зависит от оптимальности его схемы. В основу боевого развертывания может быть положен принцип выбора насосно-рукавных систем, позволяющих обеспечить необходимую подачу огнетушащих средств на наибольшее расстояние или на наибольшую высоту за минимальное время.

Схема должна пропускать не только расход огнетушащего средства, требуемый в данный момент, но и максимальный при работе насоса на полную мощность.

Согласно этому принципу любая схема подачи огнетушащего средства, если она не рассчитана на максимальную подачу насоса, должна быть выполнена так, чтобы имелась возможность, например, путём присоединения второй магистральной линии к насосу или рабочей к разветвлению, увеличить пропускную способность схемы до максимальной.

Схема боевого развертывания должна обеспечить необходимый напор огнетушащего средства в контрольной точке (у насадки ствола, генератора пены и т.д.) и быть оптимальной в данной обстановке на пожаре.

Определение оптимальных насосно-рукавных систем можно осуществлять аналитическим методом, т. е. Путем гидравлического расчета или с помощью специальных таблиц, графиков, номограмм, счетных линеек или экспонометра.

Для решения рассматриваемой задачи необходимо располагать следующими исходными данными: тип и расход вводимых стволов на тушение или защиту; высота отметок боевых позиций ствольщиков; характеристика рельефа местности, прилегающей к месту пожара; расстояние от водоисточников до места введения стволов; тактико-технические данные пожарных автомобилей.

Боевое развертывание сил и средств - это осуществление мероприятий по приведению прибывшей к месту пожара пожарной и аварийно-спасательной техники в состояние готовности к выполнению основной боевой задачи.

Этот процесс требует четкого взаимодействия и согласованности, что является залогом успешного и своевременного введения сил и средств на пожаре.

Развертывание сил и средств производится различными способами, с установкой пожарных автомобилей на водоисточники и без установки; с использованием различного количества пожарных рукавов различного диаметра, пожарных стволов; другого пожарного оборудования.

Боевое развертывание сил и средств подразделяется на следующие этапы :

  • подготовка к боевому развертыванию;
  • предварительное боевое развертывание;
  • полное боевое развертывание.

Развертывание от первого прибывшего на место пожара основного пожарного автомобиля с установкой или без установки на водоисточник осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении.

Подготовка к боевому развертыванию проводится непосредственно по прибытии к месту пожара. При этом должны выполняться следующие действия:

  • устанавливается на водоисточник пожарный автомобиль и приводится в рабочее состояние пожарный насос;
  • открепляются и сосредоточиваются у пожарного автомобиля необходимые пожарный инструмент и оборудование;
  • присоединяется рукавная линия со стволом к напорному патрубку насоса.
  • Предварительное боевое развертывание на месте пожара проводится в случаях, когда очевидно дальнейшее проведение боевых действий по тушению пожаров или получено указание РТП.

При предварительном боевом развертывании :

  • выполняются действия, предусмотренные для этапа «Подготовка к боевому развертыванию»;
  • прокладываются магистральные рукавные линии;
  • устанавливаются разветвления, возле которых размещаются рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другие необходимые пожарные инструменты и оборудование.

Полное боевое развертывание на месте пожара проводится по указанию РТП, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ.

При полном боевом развертывании :

  • выполняются действия, предусмотренные для этапов «Подготовка к боевому развертыванию» и «Предварительное боевое развертывание»;
  • определяются места расположения сил и средств подразделений пожарной охраны, осуществляющих непосредственное проведение боевых действий по тушению пожаров, связанных со спасением людей и имущества, подачей огнетушащих веществ, проведением АСР и специальных работ на месте пожара, к которым прокладываются рабочие рукавные линии;
  • заполняются огнетушащими веществами магистральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии.

При прокладке рукавных линий :

  • выбираются удобные пути к боевым позициям ствольщиков, не загромождая пути эвакуации людей и имущества;
  • обеспечиваются их сохранность и защита от повреждений, в том числе путем установки рукавных мостиков и использования рукавных задержек;
  • устанавливаются разветвления вне проезжей части дорог;
  • создается запас пожарных рукавов для использования на решающем направлении.

В зависимости от обстановки в зданиях могут применяться следующие способы прокладки рукавных линий :

  • Способ №1 – подъем рукавной линии с помощью спасательной веревки;
  • Способ №2 – опускание вниз предварительно поднятых пожарных рукавов;
  • Способ №3 – прокладка рукавных линий между маршами лестничных клеток;
  • Способ №4 – прокладка рукавных линий по маршам лестничных клеток, ручных и автомобильных лестниц.

Развертывание сил и средств в зданиях

Время, затраченное на прокладку магистральных и рабочих линий, зависит от конструктивно-планировочного решения здания, места пожара, расстояния от земли, способа прокладки, подготовленности личного состава. В некоторых гарнизонах, чтобы облегчить подъем рукавных линий, применяется специальный кронштейн с блоком и тонким 100-метровым капроновым тросом.

Специализированные отделения по тушению пожаров в зданиях повышенной этажности оснащены дополнительно веревками длиной 30 и 50 м, спасательными поясами, рукавными задержками, рукавами, самоспасателями, спасательными комплектами, тепловизорами.

Конструктивно-планировочное решение здания и место пожара оказывают существенное влияние на время развертывания сил и средств. При секционной планировке здания и наличии нескольких лестничных клеток развертывание целесообразно проводить по маршам лестничной клетки. При коридорной планировке и наличии незадымленных лестничных клеток в торцах коридоров или балконов целесообразно прокладывать висячие рукавные линии снаружи здания – по его фасаду.

Минимальное количество пожарных при развертывании на этажах здания и прокладке одной магистральной линии :

  • при опускании вниз рукавов, предварительно поднятых пожарными на высоту до 50 м, – 3 чел., 50–90 м – 4 чел.;
  • при подъеме рукавной линии спасательной веревкой потребуется 5 пожарных, из них непосредственно для подъема рукавной линии – 2–3 чел.;
  • при прокладке рукавной линий по маршам лестничной клетки без использования СИЗОД потребуется 2–8 пожарных, а с использованием СИЗОД – 4–10 пожарных в зависимости от высоты подъема.

Все рукавные линии закрепляют рукавными задержками из расчета одна рукавная задержка на рукав, а с девятого этажа и выше – две рукавные задержки на рукав. Для механизированной прокладки магистральных линий на высоты используются автолестницы.

Особенности развертывания сил и средств на объектах с электроустановками

При развертывании сил и средств на объектах с электроустановками соблюдают необходимую последовательность действий, которая обеспечивает безопасные условия для личного состава при подаче огнетушащих веществ на токоведущие части электроустановок и кабелей.

Развертывание проводят в следующем порядке :

  • РТП определяет расстановку сил и средств с учетом обстановки на пожаре и маршрутов движения к очагу пожара, позиций ствольщиков и мест заземления стволов и пожарных машин;
  • Ствольщики заземляют ручные пожарные стволы присоединением струбцин и гибких заземлителей к стационарному контуру заземления в указанном месте и выходят на позиции;
  • Подствольщики прокладывают рукавные линии от пожарных машин к позициям ствольщиков по указанному РТП маршруту;
  • Водители пожарных машин с пожарными заземляют насосы подключением струбцин и гибких заземлителей к стационарному контуру заземления или заземленным конструкциям (гидрантам водопроводных сетей, опорам линий электропередачи, обсадным трубам скважин и др.);
  • Командиры отделений следят за качеством выполнения перечисленных работ и докладывают РТП об их окончании;
  • РТП проверяет правильность расстановки сил и средств с учетом безопасных расстояний, а также заземление приборов тушения и насосов, и отдает команду на подачу ОТВ в зону горения.

Особенности развертывания сил и средств в условиях низких температур

При тушении пожаров во время сильных морозов готовят резервные рукавные магистральные линии к стволам, которые работают на решающем направлении. Крайне важно рукавные линии и арматуру расположить в теплом месте, в кабинах пожарных автомобилей, а не хранить на открытом холоде.

  • рукавные головки засыпают снегом;
  • oразветвления устанавливают внутри зданий, а при наружной установке утепляют их;
  • при необходимости временно прекратить подачу воды стволы и разветвления не перекрывают;
  • не допускают выключения насосов, а при наращивании рукавных линий или замене рукавов – уменьшения давления в линии;
  • обеспечивают резерв личного состава;
  • организуют запас паяльных ламп и горячей воды или пара для отогревания трубопроводов в насосном отделении автомобилей или рукавных соединений;
  • организуют медицинское наблюдение за личным составом, его обогрев и переодевание в сухую одежду.
  • При работе в помещениях во избежание излишнего пролива воды и замерзания линий неперекрытые стволы выводят в окна, ванную, туалет.
  • Чтобы избежать образования льда в рукавах, воду подогревают насосом.
  • При работе на открытых водоисточниках целесообразно забирать воду с больших глубин, где температура ее несколько выше, чем в верхних слоях или надо льдом.
  • Для поддержки работоспособности рукавных линий используют различные компактные источники тепла, паяльные лампы, факелы. Также в качестве теплоносителя используются горячая вода и водяной пар.

Развертывание сил и средств при неудовлетворительном водоснабжении и на безводных участках

К участкам с неудовлетворительным водоснабжением относятся такие, где возможен водооотбор не более 10–15 л/с, где расстояние до источника более 300–500 м, а также участки, где запасы воды неограничен, но имеются трудности ее забора.

К безводным участкам относятся участки местности, где невозможен расход воды более 10 л/с, расстояние до водоисточника более 500 м или глубина забора более 7–10 м.

В этих случаях подача ОТВ осуществляется :

  • перекачкой;
  • подвозом;
  • с помощью гидроэлеваторов.

Подача огнетушащих веществ перекачкой

Перекачку воды насосами пожарных машин применяют, если расстояние от водоисточника до места пожара велико, напор, развиваемый одним насосом пожарной машины, недостаточен для преодоления потерь напора в рукавных линиях и создания рабочих струй. Наиболее рационален этот способ при удаленности места пожара до 2 км. Перекачка применяется также при отсутствии подъезда к водоисточнику пожарных автомобилей (при крутых или обрывистых берегах, в заболоченных местах, при вымерзании пруда или реки у берегов и т. д.). В этом случае применяют переносные мотопомпы или другие устройства, позволяющие забрать воду из труднодоступных мест.

Подвоз воды автоцистернами

Подвоз воды осуществляется при удаленности водоисточника более 2 км, а также если имеются сложности в заборе воды при отсутствии технических средств, позволяющих забрать воду в неблагоприятных условиях.

При принятии решения по доставке и подаче ОТВ с помощью подвоза необходимо:

  • рассчитать и сосредоточить необходимое количество автоцистерн (АЦ),
  • создать у водоисточника пункт заправки автоцистерн,
  • создать у места пожара пункт расхода воды,
  • определить оптимальные варианты заправки цистерн и подачи воды,
  • назначить ответственных лиц за работу на организуемых пунктах.

Схемы заправки пожарных автоцистерн или приспособленной техники могут быть различны.

Наиболее распространенными являются :

  • самостоятельный забор воды пожарной машиной;
  • заправка емкости автоцистерны насосом пожарного автомобиля, пожарной мотопомпы заливкой или с помощью гидроэлеватора.

Забор воды с помощью гидроэлеваторных систем

Непосредственному забору воды пожарными автомобилями из естественных водоисточников часто препятствуют крутые и заболоченные берега. В таких случаях необходимо применять для забора воды гидроэлеватор Г-600 и его модификации.

Для обеспечения безопасности участников боевых действий по тушению пожаров, возможности маневра прибывающей пожарной и аварийно- спасательной техники и установки резервной пожарной техники проводятся действия по ограничению доступа посторонних лиц к месту пожара, движения транспорта на прилегающей к нему территории, в том числе принудительного перемещения с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

При тушении пожаров с повышенным номером (рангом) пожара, в случае, когда техники, стоящей в боевом расчете, недостаточно, РТП принимается решение о привлечении техники опорных пунктов по тушению крупных пожаров и проведению АСР.

Внимание!!! Если документ не открылся, обновите страницу, возможно несколько раз. Для удобного чтения разверните документ кликнув на иконку в правом верхнем углу.

Похожие публикации