Процессуальный порядок надзорного производства в уголовном процессе. Что такое надзорная инстанция в уголовном процессе

Надзорное производство в уголовном процессе играет контрольную роль. Несмотря на схожесть с апелляционным и кассационным порядком, оно имеет свои характерные особенности. Какова сущность данного этапа? Кто вправе инициировать направление протеста, и в любом ли случае направленный протест осуждённого, защитника или прокурора возымеет ожидаемый результат? Какой госорган правомочен осуществлять указанное производство? Рассмотрим подробнее.


То, что производство в надзоре – это отдельная стадия, подтверждается следующими аспектами:

  • установленные сроки;
  • участники судопроизводства;
  • наличие процессуального статуса участников процесса;
  • итогом выступает принятие определённого особого постановления в документарной форме.

Из главы 48.1 УПК надзор можно определить следующим образом – это отдельная стадия уголовного судопроизводства по пересмотру вступивших в законную силу и действующих актов Верховным Судом РФ на предмет их законности.

Особая роль надзорной инстанции (в уголовном процессе) определяется несколькими аспектами:

Основные задачи, решение которых предусмотрел законодатель, это:


Выполняя задуманные законодателем задачи, этот этап судопроизводства имеет своё немаловажное значение:

  • гарантия конституционного права, осуждённый наделяется правом использовать все возможные способы своей защиты;
  • препятствие для исполнения вердиктов, вынесенных при несоблюдении материальных и процессуальных норм, не отвечающих принципам обоснованности и справедливости;
  • формирование общегосударственной практики применения закона, позиция Верховного Суда РФ (разъяснения Пленума ВС), заявленная с учётом принятого решения, является основополагающей для подобных случаев в будущем;
  • повышение уровня законности при использовании в деятельности судей разъяснений надзорного органа.

Пересмотр в порядке надзора нужен судебной власти как система самопроверки, сделанные выводы относительно правоприменительной деятельности обязательны для всех госорганов без исключения.

Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:

  1. Преследуемые цели.
  2. Правовое значение.
  3. Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
  4. Запрет на ухудшение положения осуждённого.
  5. Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
  6. Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
  7. Основания признания незаконными обжалуемых актов.

В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции:

Главное отличие – это обжалование акта, приводящегося во исполнение исправительной системой, для апелляционного обжалования предусмотрены короткие сроки до начала выполнения приговора.

Моменты, отличающие от кассационного порядка, содержатся в таблице.

Кассационное обжалование Обжалование в порядке надзора
Участники судопроизводства
Осуждённый/оправданный, защитник, представитель, потерпевший, частным обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик (по вопросам исковых требований), а также иные лица (заявитель, которому отказали завести дело, владелец имущества, на которое наложен арест или выступает предметом преступления), прокурор не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. Заявители, должностные лица (Генпрокурор РФ, заместители)
Поставленные задачи
Проверка соблюдения законности и обоснованности в решениях органов правосудия.
Обжалуемые документы
Вынесенные районными и мировыми судами, а также в апелляции. Те же + кассационные определения, постановления нижестоящей надзорной инстанции.
Госорган, рассматривающий дело
Ст. 401.3 определяет правильность обращения. В обобщённом виде – это высшие органы правосудия в субъекте РФ, в военном округе, а также Верховный Суд. Верховный Суд РФ
Гарантия разбирательства при получении жалобы
Правильно составленная жалоба гарантирует рассмотрение и вынесение определения. Такой гарантии нет, решение об истребовании материалов зависит от мнения судьи, осуществляющего первоначальную проверку.
Рассматриваемые вопросы
проверяет соответствие законодательству и основным принципам заключительной резолюции по обвинению, но только в части, обжалуемой лицом, и в отношении тех осуждённых, о ком идёт речь в жалобе или представлении Неограничен прошением заявителя, уполномочен проверить все, что считает необходимым, объем исследования границ не имеет. При множественности лиц, признанных совершившими преступление, проверочные функции будут затрагивать всех соучастников, даже если ходатайство заявлено лишь одним.
Сроки принесения протеста
Не имеют ограничений, обжалование возможно в период исполнения наказания.

Порядок действий при получении жалобы, который будет рассмотрен далее, также не аналогичен кассационному.

Процедура рассмотрения, установленная на основе многолетней практики, состоит из нескольких этапов:


Судебное заседание проводится при участии лиц, обратившихся с ходатайством. Прокурор присутствует обязательно.Неявка других участников не препятствует заседанию. Все происходящее фиксируется в протоколе. Ознакомившиеся с протоколом участники при обнаружении неточностей или искажения приносят замечания.

Докладчик объясняет обстоятельства дела, коллеги могут спрашивать и уточнять интересующие моменты.Потом заслушивается прокурор. Участники, вызванные в заседание, вправе выступить, давая пояснения по существу. При явке нескольких лиц, первым заслушивают заявителя.


Любой из вопросов выносится на голосование, большинство голосов является решающим фактором. Именно большинство, равенство количества проголосовавших за пересмотр даёт прямо противоположный отрицательный результат.По окончании заседания принимается постановление, не подлежащее оспариванию, действующее с момента провозглашения.

Важно понимать, что отмена обвинительного вердикта для осуждённого не даёт оснований полагать появление оправдательного вердикта при новом разбирательстве.

Суд правомочен выйти за рамки полученного ходатайства.

  • правовые нормы должны применяться корректно, особенно это касается специального законодательства в области материального права;
  • процедурные нарушения должны отсутствовать.

При этом законодатель подчёркивает важный признак изъянов, выявление которых становится причиной отмены или изменения. Этот признак – существенность.

Какие действия входят в круг полномочий Верховного Суда РФ, это:

Следует понимать, что отмена может коснуться не всех представленных актов, а только вынесенных в определённой инстанции – кассации или апелляции, соответственно новое рассмотрение продолжится именно с указанного момента.

При отмене или внесении изменений в определения, постановления, акцентируется внимание на разъяснение причин. В новом процессе важно не повторять аналогичных ошибок.

После вступления в законную силу приговор может быть отменён:

  • в кассации;
  • в надзорном порядке;
  • при установлении новых обстоятельств.

Чтобы не дошло до обращения в ЕСПЧ, высший судебный орган государства проводит проверку решений подконтрольных инстанций. Ситуаций, когда действительно требуется вмешательство, не так уж много.

За пределами своего государства у граждан России есть конвенционное право обращения в Страсбургский суд (ЕСПЧ), в полномочия которого входит:

Например, по данным статистики, полученным отВерховного Суда РФ, был опубликован обзор, включающий все жалобы, преодолевшие первоначальный фильтр в течение календарного года иитоги рассмотрения. Согласно данной информации, было рассмотрено всего 161 уголовное дело в отношении 181 осуждённого (когда в рамках одного производства выносился общий акт для соучастников).

Из этого числа контрольный орган:

  • отменил 7 приговоров и постановлений;
  • изменил 27 обвинительных приговоров.

Как видно из представленных цифр, процент обращений крайне низок. Это можно объяснить тем, что первоначальная проверка фильтрует жалобы на предмет аргументации, нарушение закона необходимо подтвердить, и оно обязательно должно быть существенным. Написать просто о несогласии с постановленным приговором недостаточно, в целях экономии времени высококвалифицированных судей, подобные обращения отсеиваются на стадии принятия.

Вывод можно сделать следующий: либо это третья ступень проверки и два предыдущих этапа – апелляционный и кассационный лишь в редких ситуациях не справляются с выявлением несоблюдения закона, либо в силу юридической неграмотности не все обращения доходят до адресата, даже при наличии веских оснований.

Уголовный процесс в России имеет особенность - возможность пересмотра постановлений, определений суда, приговоров, принявших законную силу, в рамках надзорной инстанции. В большей части зарубежных стран нет подобного процессуального института. Однако из-за общественно-политических условий, сложившихся на территории нашего государства, возникла необходимость в его формировании.

После распространения на Россию законов и деятельности по правам человека, был поставлен вопрос о том, допустимыми ли являются надзорная инстанция и стадии судопроизводства в ее рамках.

Международный судебный орган подтвердил, что ее наличие не вступает в разногласие с принципами и задачами Конвенции по защите прав человека. Но прохождение надзорной стадии не является обязательным. Даже без нее жалоба может быть принята к производству Европейским судом после вступления решения, принятого судом, в законную силу.

Надзорная инстанция имеет своей целью исследовать решения стоящих ниже судебных органов и в дальнейшем внести в них необходимые изменения, отменить их, если в ходе разбирательства были допущены серьезные нарушения, приведшие к постановлению незаконного или необоснованного судебного решения.

Напомним, что базовые суды общей юрисдикции - районные, рассматривающие преимущественно гражданские дела; мировые судьи, занимающиеся менее серьезными гражданскими делами; к краевым, республиканским, областным и Верховному Суду РФ первой инстанции относятся лишь некоторые категории таких дел.

Согласно действующему законодательству, надзорная инстанция в имеет двухступенчатую структуру. И предусматривает обжалование решений в президиуме Верховного республиканского суда, а также в судах краевого и областного значения. При этом на постановления, вынесенные ими, можно написать надзорную жалобу, которая подается в ВС РФ. Они подразделяются на надзорные жалобы, вынесенные на решения, определения постановления, которые рассматривали суды надзорной инстанции, и на те жалобы, которые могут быть исследованы в рамках работы президиума суда субъектов Федерации.

Относительно уголовного судопроизводства, стоит рассказать о тех изменениях, которые были внесены в УПК РФ и вступили в силу с 1.01.2013 года. Согласно ФЗ, утратила законную силу глава «Производство в надзорной инстанции». Актуальной вместо нее становится глава «Производство в суде надзорной инстанции». Соответственно ей, жалобы подлежат рассмотрению исключительно в Президиуме Верховного Суда РФ. Поэтому теперь суды области, края, судебная коллегия по делам уголовным не могут заниматься как надзорная инстанция.

Согласно новому закону, к кругу лиц, которые могут обжаловать вступившие в силу решение, добавились следующие: частный обвинитель и другие лица, чьи права и интересы затронуты в судебном решении, а также генеральный субъекта РФ и военный прокурор, их заместители.

Надзорное производство в уголовном процессе имеет много общего с апелляционным и кассационным порядком, хотя и отличается некоторыми характерными особенностями.

Многих интересуют вопросы, что значит, возбуждено надзорное производство, какой орган имеет право осуществлять данное производство и кто может инициировать направление протеста.

Что такое надзорное производство? Понятие надзорного производства включает в себя стадию уголовного процесса, где по ходатайству осужденного или его защитника вышестоящий суд или прокурор проверяет законность приговоров судов первой инстанции, а также судебных постановлений, вынесенных в надзорном или кассационном порядке.

Цель надзорного производства направлена на исправление ошибок суда и обеспечение законных интересов и прав участников процесса.

Надзорная жалоба направляется непосредственно в суд надзорного органа с приложением копий:

  • решения или приговора, которые обжалуются;
  • приговора надзорного, апелляционного или кассационного органа, если он выносился по данному делу;
  • других процессуальных документов, в которых заявителем подтверждаются доводы, изложенные в жалобе.

Рассмотрение ходатайства судом надзорного органа должно быть проведено не позднее 15 суток и не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения Верховным Судом РФ.

Согласно ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса, по итогам рассмотрения надзорной жалобы суд надзорной инстанции имеет право принимать следующие решения:

Если осуждено было несколько субъектов, а надзорная жалоба была предъявлена только в отношении одного из них, то надзорное производство дает право проверять дела в отношении всех осужденных.

В порядке надзора при рассмотрении дела суд может смягчить наказание, назначенное осужденному, но не вправе усилить наказание и применить закон о более тяжком преступлении.

При рассмотрении уголовного дела, суд надзорной инстанции не имеет права:

  • считать доказанными факты, отвергнутые или не установленные в приговоре;
  • решать вопросы о преимуществах одних доказательств над другими, достоверности или недостоверности доказательств, а также доказанности или недоказанности обвинения;
  • принимать решения о применении судом апелляционного органа и о мере наказания.

Предметом надзорного производства может быть только судебное решение, вступившие в законную силу, в отличие от кассации . Отменяя определение суда кассационного органа, суд надзора не имеет право выносить выводы, сделанные судом кассации при повторном рассмотрении уголовного дела.

Производство в надзорной инстанции играет важную роль в уголовном процессе. Согласно гл. 48, 1 УПК РФ, надзор является отдельной стадией уголовного судебного производства, где пересматривают действующие и новые акты, вступившие в законную силу, на предмет законности.

Подтверждением надзорной инстанции служат:

  • участники судебного процесса;
  • участники имеют процессуальный статус;
  • установленные сроки;
  • принятие постановления в документальном виде.

Роль надзора в судопроизводстве:

  • предназначается для проверки соблюдения законов, постановлений стоящих ниже органов и оценки обоснованности приговоров, вступивших в силу;
  • кроме обжалуемого постановления или приговора, контролю подвергаются все акты, созданные в ходе кассационного и апелляционного пересмотра;
  • факт подачи протеста не гарантирует пересмотр дела;
  • протест имеет право подавать должностное лицо, согласно нормам УПК.

Пересмотр дела возможен только:

  • если жалоба подается ради улучшения положения осужденного лица;
  • после вынесения предварительного решения о допуске на усмотрение судьи.

Уголовный процесс не часто доходит до этапа «Надзор». Слушание дела на данной стадии не является обязательным. Это случается только в том случае, если осужденный считает, что не смог в очередной раз добиться правды.

Перед надзорным производством законодатель установил главные задачи:

  1. Выявление нарушений действующих законодательных актов нижестоящими судебными инстанциями.
  2. Устранение проблем в виду отсутствия официальных разъяснений к применениям правовых норм.
  3. Выявление и исправление ошибок и допущенных нарушений (преднамеренных или непреднамеренных) путем возврата дела нижестоящему органу или изменения приговора.

Надзорное производство служит:

  • для общей характеристики апелляционного производства с гарантией конституционных прав, то есть, осужденный имеет право использовать для своей защиты все доступные средства;
  • препятствием для вынесения несправедливых вердиктов судами при несоблюдении норм;
  • средством повышения законности в работе судов путем использования разъяснительных методов надзорных инстанций.

Надзорное производство в прокуратуре выгодно не только осужденному и стороне защиты. В порядке надзора пересмотр уголовного дела нужен самим судьям. Надзорная инстанция выступает здесь в качестве органа самопроверки.

Сходства надзора с другими этапами пересмотра дела:

Результатом работы всех этапов может стать отмена выносимых актов из-за признания их неправомерными.

Отличия между надзором и апелляцией:

  1. Направляемые на пересмотр различные виды судебных актов.
  2. Процессуальные сроки, урегулирование решений (сроки для надзора не регламентированы законом, а в апелляции сроки указаны в УПК РФ).
  3. Субъективный состав (в апелляционном органе нет такого понятия, как заявитель).
  4. Процедура пересмотра.

В надзорном производстве доказательства не подвергается сомнению, в то же время апелляция может повторно рассматривать дела с новым исследованием доказательной базы.

Различия между надзором и кассационным порядком:

Процедура надзорного производства установлена на основе многолетней судебной практики и состоит из этапов:

Решение об изменении или отмене приговора принимается большинством голосов. При их равенстве надзорная жалоба считается отклоненной, кроме случаев, когда выбрана мера в виде смертной казни.

Надзорная жалоба об отмене смертной казни считается удовлетворенной, если за оставление данной меры наказания проголосуют менее 2/3 членов Президиума ВС РФ, присутствующих на заседании.

Надзор может выходить за рамки поступившего иска. Надзорная инстанция носит ревизионный характер, имея абсолютный контроль законности полученной документации.

Верховный Суд РФ имеет следующие полномочия:

  • прекращение судопроизводства;
  • отказ в удовлетворении протеста;
  • изменение документа;
  • возврат дела без рассмотрения;
  • отмена приговора.

Отмена может касаться не всех документов, а только тех, которые вынесли в кассации. У граждан нашего государство есть право обращаться в ЕСПЧ (Страсбургский суд), который может признавать факт нарушения прав, а также давать заключения об устранении несоблюдения прав человека.

Чтобы дело не дошло до обращения в данный орган, проводится контроль решений нижестоящих инстанций. Требующих вмешательство ситуаций не так уж много.

Процент отмены вердикта надзорным органом в 2020 году равняется около 10%, изменению подлежат 15-20% обвинительных приговоров.

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу .

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Значение надзорного производства:

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции (Президиум ВС РФ - ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора - судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат .

Порядок возбуждения надзорного производства

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если:

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям , предусмотренным пунктами 1 - 5 и 7 части первой , частями третьей - шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;

  4. поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
  5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности , установленных ч. второй ст. 391.1 Кодекса.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 - 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

  • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
  • по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Надзорное производство является одной из стадий в процессе уголовного делопроизводства. Она подразумевает рассмотрение криминальных дел в соответствии с жалобами на те приговоры, которые уже имеют законную силу, либо согласно претензиям против постановлений или определений судов.

Надзорное производство является факультативной частью криминального процесса. Его цель – обеспечение правильного применения законодательства, а также искоренение судебных ошибок. А это значит, что надзорное производство еще и блюдет человеческие права, восстанавливая справедливость криминального делопроизводства.

Цель надзорного производства

Эта стадия применяется с целью:

  • исправить вступившие в силу ошибочные приговоры;
  • реализовать право лиц обвиняемых, потерпевших либо подозреваемых, адвокатов или прокуроров на претензию с целью пересмотра приговора, либо судебного постановления или определения.

Основное правило надзорного производства

В данном процессе существует правило: когда решение судебной инстанции пересматривается в надзорном порядке, недопустим вердикт, ухудшающий положение того, кто ходатайствовал о данном производстве.

Это значит, что не может пересматриваться приговор оправдания или судебное определение о том, чтобы криминальное дело было прекращено. Данное правило касается всех видов судебных решений, которые, согласно надзорному производству, можно опротестовать в пользу осужденного.

Основания заведения надзорного производства в прокуратуре

Для любой проверки, а также опротестования должны быть основания. В случае с подобным производством судебный вердикт может быть проверен уполномоченной инстанцией только в том случае, когда заявитель предоставил для этого основания. Ведь просто так законность и основания приговора судебной инстанции проверять никто не вправе. Согласно закону, это можно сделать только на основании:

  • надзорного представления;
  • надзорной жалобы.

Разница между данными документами в том, что первый подается прокурором, второй же – заинтересованным в процессе лицом либо его представителем.

По какому поводу возбуждается надзорное производство

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Надзорный порядок дает право пересматривать:

  • любые решения первой судебной инстанции;
  • вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
  • решения кассационных жалоб;
  • определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
  • постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.

Этапы надзорного производства

Согласно закону, надзорная жалоба или представление сначала рассматриваются уполномоченной инстанцией. В процессе рассмотрения дело истребуется, изучается и заинтересованному лицу направляется ответ, который определяет либо отказывает в опротестовании конкретного вердикта. При положительном ответе приносится протест и рассматривается в органе надзора. Затем следует принятие решения.

Но не следует путать надзорное и кассационное производство. Кассация возможна лишь тогда, когда вердикт еще не вступил в законную силу, и подается данная жалоба лишь единожды.

Похожие публикации