Биография мао цзедуна.

Позже японцы создавали марионеточное государство Маньчжоу-го под формальным управлением «императора» Пу И, но это были лишь попытки оживить остывший труп электрошоком. 268 лет правления династии Цин в , как и вся имперская история Китая, закончились в 1912 году с Синьхайской революцией. За революцией, как это часто случается, последовали смутные времена, растянувшиеся на десятилетия. Вскоре после восстания образовался Гоминьдан, боровшийся с военачальниками Бэйянской группировки и коммунистами. В 1921 году на исторической сцене появилась КПК - Коммунистическая партия Китая.

Бэйянские режимы, формально управлявшие Поднебесной из , обычно контролировали лишь отдельные провинции и не были способны прекратить падение государства в бездну. Решающее сражение за власть в стране разыгралось в 1946-1949 годах между Гоминьданом и КПК, которую с 1945 года возглавлял Мао Цзэдун. В результате Китай на многие годы стал коммунистическим, а остатки приверженцев Гоминьдана бежали на остров Тайвань.

Молодые годы Мао Цзэдуна

Создание Коммунистической партии Китая произошло в 1921 году не без поддержки Коминтерна. Немалую роль в создании партии и распространении марксистских воззрений в Поднебесной сыграл Ли Дачжао, открывавший в северных провинциях страны коммунистические кружки. В 1918 году Ли Дачжао возвращается из Японии, где изучал политэкономию, после чего некоторое время работает заведующим библиотеки Пекинского университета. Его ассистент - молодой человек по имени Мао Цзэдун.

В молодые годы Мао можно было бы назвать классическим неудачником. За свою жизнь он уже успел сбежать из школы и от навязанной отцом жены. Успел поверхностно ознакомиться с классической китайской литературой и невзлюбить классику на всю оставшуюся жизнь. Он противился физическому труду, но неожиданно проявил упорство в учебе, когда поступил в Дуньшанскую начальную школу высшей ступени на деньги, данные отцом. Правда, упорства хватило ненадолго.

В 1917 году Мао создает в очередном, уже третьем по счету, учебном заведении кружок «Обновление народа». В этом же году появляется его первая статья в СМИ, в журнале «Новая молодежь». В 1918-ом перебирается в Пекин. Здесь молодого человека заинтересовала дочь Яна Чанцзи, ставшая впоследствии первой настоящей женой будущего руководителя КНР.

Мао: первые шаги в политике

В 1918-20 годах Мао делает первые шаги в политике, поначалу даже не думая об общекитайском уровне и до конца не разобравшись в собственных политических предпочтениях. Лишь во второй половине 1920 года 27-летний мужчина окончательно становится марксистом и начинает активно заниматься коммунистической пропагандой. Но и в этом деле Мао поначалу показал себя неудачником - он организовывает I съезд компартии в , но из-за неэффективной работы к участию во втором съезде КПК в 1922 году его даже не допустили. Кстати, дом, где проходил первый съезд, и по настоящий момент считается одной из главных - в нем размещается музей.

В 1927 году в Поднебесной уже полным ходом идет гражданское противостояние, в котором будущий глава КПК чувствует себя как рыба в воде. Мао устраивает крестьянское восстание в провинции Хунань, а после его поражения создает советскую республики в Цзянси. Здесь впервые в полной мере проявляются замашки будущего диктатора. Для начала коммунистический лидер региона проводит «экспроприацию экспроприаторов» по заветам Ильича, затем избавляется от конкурентов, отправляя их в тюрьмы или убивая. Одновременно усиливается роль Мао в руководстве КПК, переживавшей не лучшие времена.

Великий поход

Во второй половине 1931 года в центральной части Китая возникает Китайская Советская Республика. Она занимает 10 районов, контролируемых Красной армией и союзных ей партизанских отрядов. К 1934 году силы Гоминьдана окружают советские районы Цзяньси, вынуждая коммунистов прорываться через четыре линии обороны войск Чан Кайши, и уходить в труднодоступные горные районы Гуйчжоу. Мао Цзэдун становится членом политбюро.

Японо-Китайская и гражданская война

Деятельность КПК в значительной степени контролируется Москвой, оказывающей существенную поддержку коммунистическому движению Поднебесной. Контроль достаточно силен, прямым доказательством чего служит создание общего фронта коммунистов и Гоминьдана после начала Японо-Китайской войны. Идея объединения со вчерашними врагами для борьбы с японским милитаризмом родилась в кабинетах Кремля. В годы войны начинает зарождаться культ личности Мао - через несколько лет он захлестнет всю страну, а его символом для потомков станет – одна из главных .

Противостояние с Японией ослабляет режим Гоминьдана и укрепляет коммунистов. Во многом это происходит из-за того, что основные удары японской военной машины приходятся на регулярные воинские формирования и их инфраструктуру. Использующие партизанскую тактику коммунисты имеют свободу маневра и не дают противнику навязать себе свою волю. В результате КПК на фронте борьбы с оккупантами действует успешней подразделений Гоминьдана.

После капитуляции Японии вновь разгорается гражданская война, заканчивающаяся разгромом Гоминьдана и образованием КНР во главе с Мао, декларация прошла 1 октября 1949 года на . Открывается новая, очень неоднозначная, страница истории Китая.

Основатель Китайской народной республики в 1949 году и её руководитель вплоть до собственной смерти в 1976 году . Занимая пост председателя КНР и другие руководящие должности, он преобразовал Китай в социалистическое государство, провёл реформы во всех сферах жизни общества. Придерживаясь Марксизма-Ленинизма Мао Цзэдун внёс в него свой теоретический вклад, создав новую идеологию - маоизм.

Мао родился сыном богатого фермера в уезде Шаошань провинции Хунань, в молодости под влиянием Синьхайской революции 1911 года и «движения 4 мая» 1919 года обрёл националистические и антиимпериалистические взгляды. Во время работы в Пекинском университете воспринял идеи Марксизма-Ленинизма и стал одним из основателей Коммунистической партии Китая в 1921 году, а затем выдвинулся на руководящие должности. После заключения альянса коммунистов и Гоминьдана в 1922 году Мао Цзэдун занимался формированием крестьянской народной армии и проведением сельской земельной реформы. Когда в 1927 году лидер Гоминьдана Чан Кайши нарушил альянс и начал антикоммунистические чистки, начался первый этап гражданской войны. Мао командовал одной из частей Красной армии, и, после серии неудач, совершив Великий поход Красной армии, вышел из окружения и пришёл к власти в партии. Вместе с началом Японо-Китайской войны 1937 - 1945 годов Гоминьдан и КПК заключили перемирие, а в 1945 - 1949 году начался второй этап гражданской войны, в ходе которого Мао Цзэдун привёл коммунистов к победе, а Чан Кайши с остатками армии Гоминьдана укрылся на Тайване.

В 1949 году Мао Цзэдун объявил о создании Китайской народной республики - нового социалистического государства под управлением КПК. Под руководством Мао начались кампании против контрреволюционеров и земельные реформы, направленные на изъятие земель у помещиков и передачу их народным коммунам. В 1958 - 1961 годах Мао проводил политику Большого скачка - модернизацию и индустриализацию страны, однако промахи политики привели к массовому голоду. В 1966 году Мао Цзэдун начал Культурную революцию - массовую кампанию по больбе с контрреволюционными элементами, которая продолжалась до его смерти в 1976 году.

Мао Цзэдун является одной из самых противоречивых, но вместе с тем важных и влиятельных личностей в современной истории. Сторонники восхваляют его за модернизацию Китая и превращения его в мировую державу, улучшение положения женщин, повышение уровня образования и здравоохранения, продолжительности жизни. За время руководства Мао население Китая увеличилось почти в два раза - с 450 до 900 миллионов человек. Кроме того, маоисты считают его видным теоретиком, государственным деятелем, поэтом и мечтателем, вдохновившим революционные движения по всему миру. В то же время, критики и противники считают Мао Цзэдуна диктатором, систематически нарушавшим права человека. В годы правления Мао от голода, казней и принудительного труда погибло, по разным оценкам, 40 - 70 миллионов человек.

Биография

Юность и Синьхайская революция

Отчий дом Мао Цзэдуна в Шаошане

Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893 года в деревне Шаошаньчун уезда Шаошань провинции Хунань, недалеко от центра провинции - города Чанша. Его отец - Мао Ичан, родился бедным фермером, но сумел подняться и стать одним из самых зажиточных крестьян Шаошаня. Отец держал своих четверых детей - сыновей Цзэдуна, Цзэминя и Цзэтаня, а также приёмную дочь Цзэцзянь - в строгой дисциплине, нередко избивая. Его жена и мать Мао, Вэнь Цимэй, была набожной буддисткой и пыталась умерить строгое отношение мужа к детям. Цзэдун стал буддистом, но отказался от веры в середине подростковых лет. По достижении Мао 8-милетнего возраста отец отправил его в Шаошаньскую начальную школу, где он начал получать традиционное конфуцианское образование. Мао позже признавался, что в детстве не любил классические тексты, проповедовавшие конфуцианскую мораль, а зачитывался популярными романами, такими, как «Троецарствие» и «Речные заводи». В возрасте 13-ти лет Мао Цзэдун окончил начальную школу, и отец договорным браком женил его на 17-летней Ло Игу, чтобы объединить два уважаемых дома. Мао отказался признать её женой, став яростным критиком договорных браков, и временно ушёл из отчего дома. Ло Игу умерла в 1910 году от дизентерии.

Работая на ферме отца, Мао Цзэдун развивал политическую сознательность, запоем читая буклеты Чжэна Гуаньина, жалующегося на ухудшение власти и выступающего за принятие представительной демократии. Политические взгляды Мао были сформированы в том числе протестами против голода в столице провинции - городе Чанша, которые возглавляло общество Гэлаохуэй. Мао поддерживал требования восставших, однако вооружённые силы подавили инакомыслие и казнили лидеров общества. Голод распространился и на Шаошань, где голодные крестьяне захватывали зерно отца Мао. Неодобряя их действия как аморальные, Мао тем не менее симпатизировал им. В 16 лет Мао Цзэдун был переведён в более высокую начальную школу соседнего Дуншаня, где посмеивались над его крестьянским происхождением.

В 1911 году Мао поступил в среднюю школу города Чанша. Город в то время был революционным очагом, враждебно настроенном к правящему маньчжурскому дому. Большинство революционеров были республиканцами, следовавшими за тайным обществом Тунмэнхуэй и Сунь Ятсеном. В школе Чанша Мао читал газету «Народная независимость», издаваемую Сунь Ятсеном, и посвятил ему своё первое политическое эссе, которое разместил в школьной стенгазете. В эссе он призывал Сунь Ятсена занять пост президента страны. Вместе с друзьями Мао Цзэдун срезал косы, знак подчинения маньчжурской династии.

В ходе Синьхайской революции 1911 года армии Южного Китая встали на сторону республиканцев, губернатор Чанша бежал, оставив им город. Мао Цзэдун вступил в повстанческую армию рядовым, однако в боевых действиях участия не принял. Северные провинции остались верными императору, и Сунь Ятсен, чтобы избежать гражданской войны, договорился с Юань Шикаем, лидером монархистов. Монархия была упразднена, установлена республика, а президентом стал Юань Шикай. Революция закончилачсь, и Мао Цзэдун, после шести месяцев службы, уволился из армии. В это же время Мао, читая брошюры Цзяна Канху, основателя Китайской социалистической партии, познакомился с социализмом.

Четвёртая средняя школа города Чанша

Мао Цзэдун в 1913 году

Мао Цзэдун поступил и ушёл из полицейской академии, мылопроизводственной школы, юридической школы, экономической школы и Первой средней школы города Чанша. Учась самостоятельно, он проводил много времени в городской библиотеке, где читал труды Адама Смита, Монтескье, Дарвина, Руссо, Милля и Спенсера. Вдохновлённый работами Филипа Паульсена, Мао пришёл к мнению, что сильные личности не должны быть связаны моральными кодексами, и что цель оправдывает средства. Не видя смысла в интеллектуальных занятиях сына, отец лишил его пособия, заставив переселиться в общежитие для обездоленных.

Желая стать учителем, Мао поступил в Четвёртую среднюю школу города Чанша, считавшуюся лучшим училищем в городе. Желая помочь в политическом образовании Мао, профессор Ян Чанцзи порекомендовал ему читать радикальный журнал «Новая молодёжь», издаваемый другом Яна, деканом Пекинского университета Чэнь Дусю. Будучи китайским националистом, Чэнь всё же считал, что Китай должен брать пример с запада, чтобы очиститься от суеверий и самодержавия. В апреле 1917 года Мао Цзэдун опубликовал в «Новой молодёжи» свою первую статью, призывающую читателей увеличивать физическую силу для служения революции. Также Мао вступил в революционную группу «общество изучения Ван Фучжи», члены которой стремились подражать средневековому философу-материалисту Ван Фучжи.

В первый год оучения Мао подружился со старшим студентом, Сяо Юем, вместе они совершили пеший тур по Хунани, добывая пропитание в пути попрошайничеством и декларированием стихов. Мао Цзэдун был популярен в школе, в 1915 году его выбрали секретарём студенческого общества, создав Ассоциацию студенческого самоуправления, он возглавил борьбу против неугодных школьных правил. А весной 1917 года он был избран командиром военного отряда, собранного для защиты школы от мародёров. В апреле 1918 года Мао Цзэдун вместе с Сяо Юем и Цай Хэсенем сформировали «Обновлённое общество изучения народа», чтобы обсуждать идеи Чэнь Дусю. Общество достигло численности 70-80 человек, многие из которых позже вступили в Коммунистическую партию. В июне 1919 года Мао окончил школу с третьим результатом.

Пекин, анархизм и марксизм

Мао Цзэдун переехал в Пекин вслед за своим наставником Яном Чанцзи, который получил работу в Пекинском университете. По рекомендации Яна Мао стал ассистентом Ли Дачжао в университетской библиотеке. В Пекине Мао Цзэдун общался с Чэнь Дусю и Ли Дачжао - одними из первых китайских коммунистов. Ли Дачжао в то время стал автором нескольких статей в «Новой молодёжи», посвящённых Октябрьской революции в России. Вместе с успехом революции в России рос и интерес к марксизму и коммунизму в Китае, и к зиме 1919 года Мао Цзэдун стал сторонником идей Маркса и Ленина, также увлекаясь Кропоткиным и радикальным анархизмом.

Получая низкую заработную плату, Мао жил в тесной комнате с семью студентами из Хунани, однако считал, что красота Пекина предоставляет яркую и живую компенсацию. В университете к Мао относились с пренебрежением из-за сельского акцента и низкого происхождения. Мао присоединился к философским и журналистским обществам и слушал лекции и семинары Чэнь Дусю, Ху Ши и Цянь Сюаньтуна. Весной 1919 года Мао с друзьями отправился в Шанхай, для подготовки к отправке во Францию для обучения. Перед Шанхаем он ненадолго вернулся в родной Шаошань, где его мать была неизлечимо больна. Она умерла в октябре 1919 года, а в январе 1920 года умер и отец Мао Цзэдуна.

Студенческие протесты

Движение 4 мая

Китай стал жертвой японской экспансии, которая благодаря поддержке Великобритании, Франции и США на Версальской мирной конференции сумела захватить большую территорию. Китайское Бэйянское правительство в Пекине под руководством милитариста Дуань Цижуя согласилось выполнить японское «Двадцать одно требование». В мае 1919 года в Пекине вспыхнуло «движение 4 мая» - протесты патриотов и студентов против продажности правительства Дуаня и японской агрессии. Дуань Цижуй отправил войска на подавление волнений, однако они начали распространяться по Китаю. В это время Мао в качестве стажировки преподавал историю в начальной школе Сююэ в городе Чанша. Мао организовал протесты против пробэйянского губернатора Хунани Чжана Цзинхуэя, за связи с криминалом известного в народе как «Ядовитый Чжан». Вместе с Хэ Шухэном и Дэном Чжунся Мао Цзэдун в конце мая организовал студенческую ассоциацию, в июне провёл студенческую забастовку, а в июле начал издовать радикальный еженедельник - «Сянхэ ревью». Используя простонародный язык, он выступал за «Великий союз народных масс», укрепление профсоюзов и ненасильственную революцию. Эти идеи были не марксистские, но под влиянием Кропоткинской идеи взаимопомощи.

Чжан Цзинхуэй запретил Студенческую ассоциацию, однако Мао продолжил публикации, после того, как стал редактором либерального журнала «Новая Хунань» и предложил писать статьи для журнала «Правосудие». В декабре 1919 года Мао Цзэдун организовал всеобщую забастовку в провинции Хунань, позволившую добиться некоторых уступок. Однако когда Мао с другими лидерами забастовки почувствовали угрозу от Чжана, он решил вернуться в Пекин, где навестил своего смертельно больного учителя Яна Чанцзи. В марте 1920 года Мао женился на его дочери - Ян Кайхуэй. В течение последующих семи лет у них родилось три сына. В Пекине Мао обнаружил, что его статьи имеют популярность среди революционного движения, и решил заручиться поддержкой в свержении Чжан Цзинхуэя. Новые переводы марксистской литературы Томаса Киркапа, Карла Каутского, Маркса и Энгельса, особенно «Коммунистического манифеста», оказали большое влияние на взгляды Мао, которые, однако, всё ещё оставались эклектичными.

В 1920 году Мао Цзэдун посетил Тянцзинь, Цзинань и Цюйфу, а затем переехал в Шанхай, где работал в прачечной и встретился с Чэнь Дусю. Принятие Чэнем марксизма произвело глубокое впечатление на Мао. В Шанхае он встретился с И Пэйцзи, своим старым учителем, революционером и членом партии Гоминьдан. При содействии И Мао познакомился с генералом Тань Янькаем, командовавшим войсками на границе провинций Гуандун и Хунань. Тань хотел свергнуть Чжана в Хунани, и Мао пообещал помочь ему организацией студенческого движения. В июне 1920 года Тань Янькай ввёл свои войска в Чанша, Чжан бежал. А Мао Цзэдун после реорганизации провинциального правительства был назначен главой секции младших классов в Первой начальной школе.

Основание коммунистической партии Китая

Музей I съезда КПК

В июле 1921 года в Шанхае прошёл I съезд Коммунистической партии Китая, на котором она была образована Чэнем Дусю и Ли Дачжао. Одним из двенадцати делегатов на съезде, представляя Хунань, был Мао Цзэдун. Мао создал Хунаньское отделение партии, а также ячейку Социалистического союза молодёжи. Был открыт книжный магазин под контролем Общества культурных книг, через который началось распространение революционной литературы. Зимой 1920-1921 прошли забастовки рабочих и началось движение за автономию Хунани. Несмотря на успех движения, позже Мао отрицал свою причастность к нему.

Мао стал секретарём Хунаньского отделения партии. Он переехал в Чанша, где начал кампанию по вербовке в партию. В августе 1921 года им был организован университет самообразования, находящийся в помещениях Общества изучения Ван Фучжи. Мао Цзэдун также открыл филиал массового движения по борьбе с негамотностью, заменив, правда, обычные учебники на революционные для пропаганды марксизма среди студентов. Была продолжена организация забастовочного движения среди рабочих против нового губернатора провинции, Чжао Хэнти, особенно после того, как он приказал казнить двух анархистов. В июле 1922 года в Шанхае состоялся II съезд Коммунистической партии Китая, в котором Мао не смог участвовать. Делегаты съезда согласились с предложением Ленина пойти на союз с Гоминьданом. Мао Цзэдун с энтузиазмом воспринял это известие, полагая, что союз между революционными партиями пойдёт на пользу борьбе с империализмом и феодализмом. В родной провинции Мао удачно провёл забастовку Аньюаньских угольных шахт. Успех был достигнут благодаря инновациям Лю Шаоци и Ли Лисаня, которые не только мобилизовали шахтёров, но и привлекли на свою сторону школы и кооперативы, вовлекли местную интеллигенцию, мелких дворян, офицеров, купцов и духовенство.

Сотрудничество с Гоминьданом

Мао Цзэдун в 1927 году

На III съезде КПК, который состоялся в июне 1923 года в Гунчжоу, было принято решение о союзе с Гоминьданом и вступлении коммунистов также в партию Гоминьдан. Мао Цзэдун, поддержавший решение Коминтерна о союзе, был избран на руководящие должности в партии: стал одним из девяти членов Центрального исполнительного комитета партии и одним из пяти членов Центрального бюро, а также секретарём ЦИК. В начале 1924 года Мао Цзэдун принимал участие в I национальном конгрессе Гоминьдана. Он был избран одним из дополнительных членов ЦИК Гоминьдана, а также выдвинул четыре резолюции по децентрализации власти городских и сельских бюро. Затем он вернулся в Шанхай, где работал в местном отделении Гоминьдана. Постоянные разногласия между коммунистами и гоминдановцами, а также подозрения относительно излишнего энтузиазма Мао в поддержку Гоминьдана привели к его физическому и моральному истощению. В конце 1924 года Мао Цзэдун решил вернуться в родной Шаошань, чтобы поправить здоровье. В IV съезде КПК (состоялся в январе 1925 года в Шанхае) он не участвовал, его сняли с постов и вывели из состава ЦИК. В Шаошане Мао, увидев лишения крестьян за последние десять лет, захват ими земель крупных помещиков и основание коммун, убедился в революционном потенциале крестьянства. В результате он был назначен организовывать Учебный институт крестьянского движения Гоминьдана, директором отдела пропаганды, и редактором «Политического еженедельника» («Чжэнчжи Чжоубао»). Активно участвуя в работе Учебного института крестьянского движения, Мао организовывал революционно настроенных хунаньских крестьян и готовил их к военным действиям. Зимой 1925 года Мао уехал в Гуанчжоу, когда его революционная деятельность привлекла внимание губернатора, Чжао Хэнти.

Коммунисты доминировали в левом крыле партии Гоминьдан, и боролись за власть с правым крылом. Но когда в мае 1925 года умер Сунь Ятсен, основатель Гоминьдана, его сменил лидер правых, Чан Кайши. Чан Кайши начал политику маргинализации коммунистов, и выдавливания их из партии. Тем не менее Мао Цзэдун поддерживал решение Чана решительно бороться с Бэйянским правительством и иностранным империализмом, и в 1926 году начать Северный поход Национально-революционной армии. Вслед за походом армии, местные крестьяне восставали и отбирали землю у крупных землевладельцев, иногда убивая их. Такие восстания раздражали лидеров Гоминьдана, которые зачастую сами были крупными землевладельцами, что привело к расколу в революционном движении.

В марте 1927 года Мао Цзэдун принимал участие в третьем пленуме ЦИК Гоминьдана, проходившем в Ухане, который лишил Чан Кайши власти, и передал её левому Ван Цзинвэю. Мао играет активную роль в дискуссиях по крестьянскому вопросу, защищал «Правила подавления местного хулиганства и вредоносного дворянства», которые устанавливали смертную казнь или пожизненное заключение для признанных виновными в контрреволюционной деятельности, утверждая, что в революционной ситуации «мирных методов может не хватать». В апреле 1927 года Мао был назначен одним из пяти членов Центрального земельного комитета Гоминьдана, призывающего крестьян не платить арендной платы. Мао создал «Проект резолюции по земельному вопросу», призывающий к конфискации земель, принадлежащих «местным хулиганам, вредоносным дворянам, коррумпированным чиновникам, милитаристам и всем контрреволюционным элементам в деревнях». Он предлагал провести межевание земель, а всех лиц, владеющих более 30 му земли (4,5 акра)(13% населения страны) - контрреволюционерами. На расширенном заседании земельного комитета прошли острые дебаты: некоторые считали, что Мао заходит слишком далеко, другие - что недостаточно далеко. В итоге его предложения были реализованы лишь частично.

Наньчанское восстание и восстание «Осеннего урожая»

После успешного Северного похода и победы над милитаристскими группировками, Чан Кайши решил разделаться с коммунистами, которых в Китае было уже десятки тысяч. Не обращая внимания на приказы правительства в Ухане, он двинулся на Шанхай, контролируемый коммунистами. Хотя коммунисты приветствовали его, он устроил резню с привлечением Зелёной банды, в которой погибло более 5 тысяч человек. Затем армия повернула на Ухань, чтобы не дать захватить его генералу-коммунисту Е Тину и его войскам. В Пекине 19 лидеров коммунистов были расстреляны по приказу Чжан Цзолиня, а в Чанша войска Хэ Цзяня расстреляли сотни крестьянских ополченцев. Компартия в течение мая 1927 года потеряла 15 из 25 тысяч своих членов.

Компартия изначально поддержала Уханьское правительство Гоминьдана, но 15 июля оно изгнало из своих рядов всех коммунистов. КПК организовала Рабоче-крестьянскую Красную армию Китая. 1 августа 1927 года войска под командованием Чжу Дэ взяли Наньчан, однако спустя пять дней под нажимом гоминьдановских войск были вынуждены оставить город, отступить в дебри Фуцзяни. В это же время Мао Цзэдун был назначен командующим Хунаньскими войсками. Он повёл четыре полка для захвата города Чанша в ходе восстания «Осеннего урожая». Накануне атаки Мао сочинил поэму «Чанша» - самую раннюю из сохранившихся. План Мао состоял в том, чтобы атаковать город 9 сентября с трёх направлений. Однако четвёртый апролк перешёл на сторону Гоминьдана и атаковал третий полк. К 15 сентября Мао смирился с поражением, и с 1000 выживших направился в горы Цзинганшань в провинции Цзянси.

База в Цзинганшане

Спрятавшийся в Шанхае, Центральный комитет КПК исключил Мао Цзэдуна из своих рядов, а также из комитета Хунани за военный оппортунизм, его акцент на крестьянство и слишком мягкое обращение с дворянством. Тем не менее, комитет принял три решения, которые давно отстаивал Мао: немедленное образование советов, конфискация всей земли без исключений и окончательный разрыв с Гоминьданом. Сам же Мао был больше сосредоточен на создании революционной базы в городе Цзинганшань, в горах Цзинганшаня. Мао объединил пять деревень в самоуправляемое государство, конфисковав землю у богатых помещиков, которых перевоспитывали, а иногда и казнили. Мао заверил, что в его регионе не будет резни, и держался более мягкой позиции, чем требовал ЦК. Провозгласив, что «Даже хромой, глухой и слепой - все могут пригодиться для революционной борьбы», он увеличил численность армии, включив в неё даже две группировки бандитов, и довёл её численность до 1800 человек. Для солдат он установил правила: чётко выполнять приказы, всё конфискованное передавать правительству, и ничего не конфисковывать у бедных крестьян. Таким образом он создал эффективную и дисциплинированную боевую силу.

Весной 1928 года ЦК приказал Мао двигаться в южную Хунань, надеясь разжечь там крестьянское восстание. Мао отнёсся к приказу скептически, но подчинился. По достижении отрядом Хунани он был атакован войсками Гоминьдана, и, после понесения тяжёлых потерь, отступил. Между тем части Гоминьдана захватили Цзинганшань, оставив Мао без базы. Скитаясь по сельской местности, Мао наткнулся на полк сил КПК во главе с генералом Чжу Дэ и Линь Бяо. Объединёнными силами они попытались отбить Цзинганшань назад. После первоначального успеха Гоминьдан предпринял контратаку, отбросив силы коммунистов назад. Следующие несколько недель отряд провёл, ведя партизанскую войну в горах. ЦК вновь приказал Мао двигаться в южную Хунань, на этот раз Мао отказался, желая остаться на своей базе. Чжу Дэ же подчинился, и увёл свои войска. Гоминьдан снова атаковал Мао, и хотя он смог продержаться под атаками 25 дней, был вынужден покинуть лагерь для сбора подкреплений. Воссоединившись с изрядно поредевшей армией Чжу Дэ, они смогли вернуть Цзинганшань. Однако после пополнения перебежчиками Гоминьдана и 5-й Красной Армией Пэн Дэхуая, горный район не мог прокормить всех, и в течение всей зимы ощущалась нехватка продовольствия.

В январе 1929 года Мао Цзэдун и Чжу Дэ провели эвакуацию своих войск из Цзинганшаня. Всего у них было около 2000 человек, а также 800 человек, предоставленных Пэн Дэхуаем. Войска пошли на юг, и установили новую базу у городов Тунгу и Синьфэн в провинции Цзянси. В ходе эвакуации моральный дух и дисциплина упали, началось воровство. Это беспокоило Ли Лисаня и ЦК КПК, которые считали крестьян Мао люмпен-пролетариатом, неспособным к революционной борьбе. Ли Лисань предложил Мао распустить отряд, отправив крестьян для распространения революционных сообщений. Мао отказался распускать свою армию или оставлять базу. В это же время Ли Лисань разошёлся во взглядах с Коминтерном, и был вызван в Москву для расследования обстоятельств его «левацких ошибок». Для получения контроля над КПК Коминтерн вернул в Китай группу «28 большевиков», прошедших образование в Москве. Двое из них - Бо Гу и Чжан Вэньтянь - стали руководить партией после смещения Ли Лисаня. «28 большевиков» стали главными оппонентами Мао Цзэдуна внутри партии на ближайшее время.

В феврале 1930 года Мао Цзэдун создал на юго-западе провинции Цзянси советский район под своим контролем. А в ноябре он пережил личную утрату: его вторая жена, Ян Кайхуэй, и сестра, Мао Цзэцзянь, были схвачены войсками Гоминьдана генерала Хэ Цзяня, а затем казнены. Ещё в июне 1928 года Мао женился на Хэ Цзычжэнь - 18-летней революционерке, которая в течение следующих девяти лет родила ему пятерых детей. Некоторые члены советов, принимая во внимание внутренние проблемы, считали Мао слишком умеренным, а следовательно, контрреволюционным. В декабре 1930 года произошёл Футяньский инцидент, когда батальон недовольных попытался арестовать и свергнуть Мао. При подавлении бунта были расстреляны 2-3 тысячи человек, а затем началось преследование другой антимаоистской группы - АБ-туаней. 7 ноября в Цзянси была провозлашена Китайская Советская Республика, из Шанхая сюда переехал ЦК КПК. И хотя Мао был назначен председателем совета народных комиссаров, его влияние уменьшилось, так как он перестал контролировать армию. В это время Мао оправился от туберкулёза.

Пытаясь победить коммунистов, Гоминьдан принял тактику окружения и уничтожения. Находясь в меньшинстве, Мао отвечал тактикой партизанской войны, однако Чжоу Эньлай, под чьим контролем была армия, сменил её на открытое противостояние. Коммунисты успешно отбили первую и вторую карательные походы Гоминьдана, и тогда Чан Кайши лично прибыл возглавить следующую операцию. Также потерпев неудачу, Чан Кайши отбыл на север, противостоять агрессии Японии. КПК воспользоалась успехом, и расширила территорию Советской республики, которая теперь охватывала население в 3 миллиона человек. Мао продолжил свою земельную реформу, а также руководил образовательными программами, и повышал участие женщин в политике. Посчитав коммунистов более серьёзной угрозой, чем японцы, Чан Кайши вернулся в Цзянси и начал пятую серию карательных походов. На этот раз вокруг советских районов начали возводить укрепления из бетона и колючей проволоки, и сопровождать атаки воздушными бомбардировками. Тактика Чжоу Эньлая оказалась неэффективной, моральный дух армии упал, продовольствие и медикаменты стали дефицитом, и руководство решилось на эвакуацию.

Великий поход

14 октября 1934 года Красная Армия прорвала оборону Гоминьдана в юго-западном углу района у Синьфэна, и с 85 тысячами солдат и 15 тысячами членов партии начала Великий поход китайских коммунистов. Раненые и больные, а также женщины и дети шли позади армии, прикрываемые отрядами партизан. 100 тысяч бежавшись направились на юг Хунани, где сперва с тяжёлыми боями пересекли реку Сян, а затем, форсируя реку У, в январе 1935 года захватили город Цзуньи в провинции Гуйчжоу. В городе армия отдыхала, а руководство партии провело конференцию. Мао Цзэдун был назначен председателем Политбюро, лидером партии и Красной Армии. Мао принял решение перейти к партизанской тактике, и перейти в советский район в провинции Шэньси и сосредоточиться на борьбе с японцами. Мао считал, что сосредоточившись на антиимпериалистической борьбе, коммунисты залужат доверие китайского народа, и он отвернётся от Гоминьдана.

От Цзуньи Мао повёл войска в проход Лоушань, где переправилась через реку Янцзы. Несмотря на то, что Чан Кайши и на этот раз лично вылетел возглавить операцию, ему не удалось помешать коммунистам через мост Лудинь пересечь реку Даду и пройти через провинцию Сычуань. Проходя труднодоступными районами провинций Сычуань и Ганьсу, коммунисты отражали атаки Гоминьдана, местных милитаристов, и войск клики Трёх Ма. В середине октября 1935 года основная колонна коммунистов достигла советского района у Яньаня и завершила Великий поход. До цели добрались только 7-8 тысяч человек. Успешное завершение похода закрепило положение Мао Цзэдуна в качестве лидера партии, в ноябре 1935 года он был назначен председателем Военной комиссии.

Яньань

Прибыв в яньань, коммунисты поселились в Пао Ане, и занялись программами здравоохранения, образования, и земельными реформами. С приходом колонны Хэ Луна из Хунани, и возвращением разбитых войск Чжу Дэ и Чжана Готао из Тибета, у Мао было 15 тысяч человек. В феврале 1936 года в Яньане был открыт Северо-Западный антияпонский университет Красной Армии, в который записалось огромное количество рекрутов, стремящихся освободить страну от агрессоров. А в январе 1937 года началось проведение антияпонских операций - засылка партизан в тыл к японской армии.

Во время Великого похода жена Мао Цзэдуна - Хэ Цзычжэнь - получила осколочное ранения в голову, и была отправлена в Москву для лечения. В это время Мао Цзэдун развёлся с ней, и женился на актрисе Цзян Цин - своей четвёртой жене, которая в 1940 году родила от него дочь - Ли На. Мао жил в пещерном доме и большую часть времени проводил за чтением и теоретическими изысканиями. Несмотря на то, что Мао считал Чан Кайши предателем родины, он отправил ему телеграмму с предложением антияпонского союза. Чан Кайши, будучи убеждённым антикоммунистом, игнорировал Мао и желал продолжить гражданскую войну и уничтожить коммунистов. Однако в декабре 1936 года он был арестован Чжан Сюэляном, одним из своих генералов, и был вынужден пойти на союз. 25 декабря 1937 года был создан объединённый антияпонский фронт.

В ходе Японо-Китайской войны 1937-1945 годов Японцы взяли Шанхай и Нанкин. За взятием Нанкина последовала Нанкинская резня - избиение мирного населения. Зверства японцев приводили в ряды Красной Армии всё большее число рекрутов - её численность увеличилась с 50 до 500 тысяч человек. В августе 1938 года коммунисты сформировали 5-ю Новую и 8-ю Армии, а в августе 1940 года участвовали в «битве ста полков» - нападению на японцев в пяти провинциях. Мао в Яньане написал множество текстов: о философии революции, о ведении партизанской войны, о демократии, и на другие темы. В этих текстах формировалось будущее устройство Китая. Таже Мао провёл кампанию по «упорядочению стиля» в партии. Призванная сделать коммунистами большинство новых членов партии и перебежчиков Гоминьдана, кампания привела к отстранению соперников Мао в руководстве партии.

Второй этап гражданской войны

После поражения Японии вновь разгорелась гражданская война. Гоминьдан начал наступление на коммунистов, и 19 марта 1947 года даже взял Яньань, однако проигрывал в войне. Руководство Гоминьдана допускало ряд ошибок: колоссальная коррупция и гиперинфляция практически парализовали экономику всей страны, а Чан Кайши не хотел демократизации и отказывался вести диалог с другими силами в Китае. Красная Армия начала полномасштабное наступление, и к концу 1949 года большая часть материкового Китая была очищена от войск Гоминьдана, а Чан Кайши бежал на Тайвань.

Создание КНР и социалистические преобразования

1 октября 1949 года, когда на юге страны ещё шли бои, в Пекине на площади Тяньаньмэнь Мао Цзэдун провозгласил создание нового государства - Китайской народной республики. С этого момента Мао стал главой государства (Председателем партии он стал в 1943 году). Мао поселился в резиденции Чжуннаньхай, рядом с Запретным городом в Пекине, где для него был построен плавательный бассейн.

В октябре 1950 года Мао принял решение об отправке Народной добровольческой Армии в Корею для помощи силам КНДР. В первые годы существования КНР коммунисты были заняты в основном решением насущных экономических и социальных проблем, восстановлением страны после многолетней гражданской войны. Особое внимание Мао Цзэдун придавал земельной реформе и созданию тяжёлой промышленности. Большую помощь оказывал Советский Союз.

Мао Цзэдун

(род. в 1893 г. – ум. в 1976 г.)

Председатель ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) (с 1943 г.), один из ее основателей. Руководитель КНР (1949–1976 гг.). Одна из наиболее ярких политических фигур XX в.

Наряду с Марксом, Энгельсом и Лениным Мао Цзэдун считался одним из столпов марксистской политической мысли. Великий Кормчий, вождь и учитель, творец «культурной революции», один из самых кровавых тиранов, проповедник третьей мировой войны как средства для победы мировой революции, кумир молодых экстремистов 1960-1970-х гг. – так вкратце можно охарактеризовать эту личность. Отличительными чертами его были беспощадность и целеустремленность. 27 лет он руководил глубокой трансформацией огромной нации. Его смело можно назвать архитектором революционных перемен в стране, политика которого совершенно изменила Китай. Один из аспектов этой трансформации – перевод экономики от капитализма к социализму. Но в отличие от Маркса и Ленина главной силой на этом пути Мао видел не рабочих, а крестьян. Официальный орган КПК, газета «Женьминь Жибао» писала: «Маркс и Энгельс создали теорию научного социализма. Ленин и Сталин развили марксизм, разрешив ряд проблем пролетарской революции в эпоху империализма, разрешив вопросы теории и практики осуществления диктатуры пролетариата в пределах одной страны. Товарищ Мао Цзэдун развил марксизм-ленинизм, разрешив ряд проблем пролетарской революции в современную эпоху, разрешив вопросы теории и практики осуществления революции и предотвращения реставрации капитализма в условиях диктатуры пролетариата. Таковы три великие вехи в истории развития марксизма».

Мао родился 26 декабря 1893 г. в деревне Шаошань в южной провинции Хунань. Отец его был крестьянином. Накопив за годы военной службы денег, он стал мелким торговцем, перепродавая городским купцам рис, скупленный у крестьян. Родители Мао не были грамотными, однако мать, будучи глубоко верующей, сумела привить сыну буддийские убеждения.

Школу мальчик стал посещать с восьми лет. Он показал себя толковым учеником и пристрастился к чтению старинных китайских романов, но через пять лет школу пришлось оставить. Надо было помогать отцу в поле и вести денежные счета. В 14-летнем возрасте, по древней китайской традиции, отец женил Мао на девушке старше его на шесть лет. Правда, с женой он жить отказался, и о дальнейшей ее судьбе ничего не известно. Но случай этот очень повлиял на мировоззрение Мао: в зрелом возрасте он ни во что не ставил традиции и выступал за полное женское равноправие.

Отец зря надеялся со временем передать свое дело сыну: тот не захотел этим заниматься и убежал из дому. В 17 лет он вновь поступил в школу в Дуншане и здесь, наряду с романами, увлекся жизнеописаниями знаменитых полководцев: Наполеона, Петра Великого, Вашингтона. Больше всех ему нравился Наполеон. Возможно, именно в нем Мао видел образец для подражания, но до талантливого военачальника ему было очень далеко. Нескладного переростка, да еще плохо одетого, помещичьи дети встретили насмешками и относились к нему с презрением. Самолюбивый Мао ушел из школы, не проучившись в ней и года.

В 1911 г. в Китае произошла революция, свергнувшая цинскую монархию и установившая республику. Большую роль в этих событиях сыграл «Объединенный союз» Сунь Ятсена, вошедший затем в Национальную партию – гоминьдан. Гоминьдановцы стояли на национально-демократических позициях, поскольку в это время ведущие страны мира стремились к разделу Китая на сферы влияния. Национальные идеи захватили и Мао. В 1911 г. он вступил в армию и здесь впервые познакомился с идеями социализма. Однако через полгода Мао оставил службу, некоторое время жил дома, помогая отцу, а в 1913 г. поступил в педагогическое училище. Учился он очень хорошо, его сочинения как образцы выставляли на обозрение всем учащимся. Юноша все больше увлекался философией древнекитайских мудрецов, пробовал сочинять стихи. Мао мечтал о карьере человека умственного труда, поскольку считал, что «чистоплотнее всех на свете интеллигенты, а рабочие и крестьяне – люди грязные».

Его очень интересовали в это время исторические описания событий в Китае, политическая и военная история Запада. А в просветительском журнале «Новая молодежь», где он одно время работал, Мао познакомился со взглядами марксистов. Однако с 1918 г. настоящим его увлечением стал анархизм. Он изучал труды П. Кропоткина, свел знакомства с деятелями анархизма, переписывался с ними и даже пытался создать в Хунани анархистское общество. Мао верил в необходимость децентрализации управления в Китае и вообще склонялся к безвластной структуре общества.

Переболев анархистскими взглядами, он устроился помощником заведующего библиотекой Пекинского университета профессора Ли Дачжао, который создал марксистский кружок и приобщил к работе в нем своего пылкого помощника. Он также отдал ему в жены свою дочь Ян Кан-хуэй, которую позже на глазах у малолетнего сына Аньина пытали и казнили гоминьдановцы. Всего Мао был женат четыре раза. Надо отметить, что отцовские чувства у него были атрофированы, он не принимал в судьбе десяти детей никакого участия, и, между прочим, все его сыновья окончили жизнь трагически. Однако все это будет позже, а пока он получил должность директора начальной школы. Но попасть на учебу в университет Мао так и не удалось. Для него это было унижением, и с тех пор он стал с презрением относиться к интеллигенции.

В 1921 г. состоялся первый съезд КПК, делегатом на котором был и Мао. Через два года, исходя из решений Коминтерна, он начал активно выступать за сближение с гоминьданом, и вскоре работа на два фронта обеспечила ему прочное положение в обеих партиях. Ярый трибун быстро стал любимцем китайской молодежи, а после назначения на должность руководителя крестьянским движением начался быстрый рост карьеры Мао Цзэдуна.

Однако полного единения с гоминьдановцами не получилось. Пришлось оставить город и отправиться в деревню. Молодому Мао, которому не очень нравилась кропотливая пропагандистская работа, это пришлось по душе: куда интереснее была полная опасности партизанская практика и вдохновенные речи перед доверчивыми крестьянами, готовыми пойти за тобой на штурм любых крепостей. Раньше других он понял необходимость соединения крестьянской войны с войной пропагандистской и весь период национально-освободительной борьбы действовал именно в этом направлении.

В конце 1920-х – первой половине 1930-х гг. Мао уже стал признанным лидером компартии. Но таких выдвиженцев было немало. Стать первым в КПК ему помог Великий поход Китайской Красной Армии. В 1934 г. войска гоминьдана окружили Мао, и он во главе 100-тысячной армии двинулся в глухие, безопасные районы Северного Китая. По пути от голода, болезней и в вооруженных стычках погибла половина его сторонников. Но Мао уже тогда понимал: тот, кто командует армией, командует и в партии – и тактика им была выбрана верная. Избегая военных столкновений с политическими противниками и японскими войсками, оккупировавшими половину Китая, и сохраняя таким образом свои силы, Мао одновременно готовил тысячи молодых пропагандистов и агитаторов. В результате весь район Шэньси-Ганьсу-Нинся, где базировались коммунисты, стал огромной школой практического марксизма.

В жизни Мао политическая борьба, конечно, занимала основное место. Но не настолько, чтобы забыть о решении личных проблем. Он очень любил свою вторую жену, всю жизнь ее вспоминал, но это не помешало ему еще тогда, когда она находилась в тюрьме, увлечься предводительницей крестьянского отряда Хэ Цзынчжень. У нее от Мао родилось пять дочерей. Все они были отданы на воспитание в крестьянские семьи накануне начавшегося в 1934 г. Великого похода.

Хэ не вынесла тягот партизанской жизни. После ранения у нее начались психические расстройства. В 1937 г. Мао отправил жену на лечение в Москву и вскоре бросил ее ради актрисы Лань Пин – «Голубая ряска». Через некоторое время она сменила имя на Цзян Цин – «Речная лазурь».

Среди соратников Мао его измена Хэ Цзынчжень вызвала осуждение. Вопрос о разводе и женитьбе вождя на подозрительной шанхайке даже рассматривался на заседании Политбюро. Но Мао заявил, что свою личную жизнь будет устраивать по собственному разумению, и настоял на своем. Однако Цзян Цин, чья репутация оказалась, мягко говоря, под сомнением, долгое время была вынуждена вести жизнь тихой и скромной домашней хозяйки.

В 1949 г. война со сторонниками Чан Кайши завершилась победой, враги бежали на о. Тайвань, а многие перешли на сторону победителей. С ворот на площади Тяньань-мэнь перед бойцами народно-освободительной армии Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной Республики. В ту пору уже сложился культ Мао, и в этом деле он обнаружил подлинное мастерство, чему в немалой степени способствовали его прекрасные актерские качества. Он с удовольствием работал над созданием образа вождя: мог часами, например, не выражая никаких чувств, сидеть в кресле, делая вид, что поглощен заботами государственного деятеля. Жил он в этот период в пещере, носил залатанную одежду, ел скудную пищу, работал по ночам, демонстрировал свою близость к простому люду и при этом постоянно повторял, что «народ – это чистый лист бумаги, на котором можно писать любые иероглифы». Он блестяще умел манипулировать сознанием масс, привлекать на свою сторону одних и силой заставлять служить себе других, широко использовал при этом традиционный прием выдвижения кадров, когда сначала кого-либо наказывали, а затем неожиданно повышали в должности. Так воспитывалась личная преданность вождю.

Особое внимание Мао как председатель Центрального народного правительства в те годы уделял внешней политике страны. В декабре 1949 г. он посетил СССР, где вместе с премьером Чжоу Эньлаем провел переговоры со Сталиным и подписал перед возвращением в Китай в феврале 1950 г. китайско-советский «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи».

В 1950–1953 гг. в корейской войне китайцы победили США, потеряв при этом около миллиона человек, однако для огромной страны это были не столь ощутимые потери. У Мао же позже появилась своя трактовка вопросов войны и мира. «Мы не должны бояться войны, – говорил он. – Мы не должны бояться атомной войны… Мы можем потерять более чем 300 млн человек. Ну и что из этого?.. Пройдут годы, и мы увеличим численность населения даже больше, чем было до того». В другом выступлении Мао заявил: «Если половина человечества будет уничтожена, то еще останется половина, зато империализм будет полностью уничтожен…»

В послевоенное время Китай, в котором в это время трудились советские специалисты, начал активно развиваться, и уже к концу 1950-х гг. Мао находился во главе огромного, влиятельного государства с неплохой промышленной базой. Земля в нем принадлежала крестьянам, чей жизненный уровень был значительно выше, чем до революции. И все бы было хорошо, но Великим Кормчим завладела наивная мечта: он хотел, вопреки объективным факторам, форсировать развитие Китая и в короткий срок превзойти в экономическом и военном отношении СССР и США, а значит, и все государства мира. В 1957 г. Мао заявил, что через 15 лет КНР может перегнать Англию по производству основных видов промышленной продукции. Тогда же родился лозунг «Три года упорного труда – 10 тысяч лет счастья», а уже в следующем году начался «большой скачок». Страна превратилась в грандиозный полигон для испытания на практике идей Мао Цзэдуна. В каждом дворе ставили домны, на выплавку стали пустили даже чугунные сковородки. Одновременно проводилась сплошная коммунизация аграрного сектора, начались гонения на «правые» элементы, вылившиеся в подавление интеллигенции. В связи с критикой в адрес Мао был репрессирован ряд видных деятелей КНР.

Кроме того, уничтожались как «московские агенты» многие коммунисты, обучавшиеся в свое время в СССР. Террор внутри страны дополнялся агрессивной внешней политикой. Мао решительно выступил против разоблачения культа личности Сталина, против всей политики хрущевской оттепели. С этого времени отношения между СССР и КНР стали портиться и вылились в прямое военное столкновение на Дальнем Востоке.

В августе 1960 г. Советский Союз в спешном порядке отозвал из Китая всех своих специалистов. После этого крепкую и, как считалось, нерушимую дружбу двух стран сменили годы глухой вражды. Мао не хотел быть «младшим братом», тем более после того, как свергли с пьедестала его кумира и соратника Сталина. Он смело заявил

Москве: «Вы – ревизионисты! Мы с вами не согласны, мы – истинные продолжатели дела Ленина – Сталина!» Газета «Женьминь Жибао» тогда писала: «Величайший урок истории диктатуры международного пролетариата состоит в том, что в первом социалистическом государстве – Советском Союзе – партийное и государственное руководство узурпировано ревизионистской кликой и осуществляется реставрация капитализма. То же самое произошло и в некоторых других социалистических странах. Именно обобщив исторический опыт диктатуры международного пролетариата, наш великий вождь Председатель Мао Цзэдун поднял сотни миллионов масс на проведение этой беспрецедентной в истории Великой пролетарской культурной революции. Это самая надежная гарантия того, что наша партия и наша страна никогда не изменят свой цвет. Это величайший вклад, который сделал товарищ Мао Цзэдун теоретически и практически в дело международного пролетариата».

«Большой скачок» закончился полным провалом: отношения с СССР были на грани краха, в самом Китае от голода умерло свыше 20 млн человек. Потрясенный итогом, Мао взял всю ответственность за ошибки на себя. А в 1959 г., когда на сессии Всекитайского собрания народных представителей 2-го созыва делегатам предстояло переизбрать председателя Китайской Народной Республики, Мао Цзэдун сам уступил этот высокий пост Лю Шаоци. Вождю был выгоден этот шаг: он ушел под влиянием неблагоприятной ситуации, решив выждать своего часа. Ведь после провала «большого скачка» и «народных коммун» Мао остался не только председателем партии, но и харизматическим вождем китайской революции. Он и не думал уступать область внутренней политики Лю Шаоци или другим руководителям, не собирался и отказываться от особого положения в партии и государстве: он всего лишь хотел возвыситься еще больше, стать императором.

Когда же Лю Шаоци действительно стал вести себя как глава государства и все реже обращался к Мао за советом и указаниями, тот возненавидел его. Он не мог примириться с тем, что в Китае появился второй председатель. Иногда Мао Цзэдуна одолевали сомнения в правильности и эффективности своих планов, но он считал, что следует продолжать их пропаганду, чтобы не остудить энтузиазм масс. И чем хуже становилось положение в стране, тем сильнее раздувался культ Мао Цзэдуна, тем громче звучали слова о его мудрости. Мао следовал той традиции, которая утверждала, что император никогда не ошибается. Он лишь может быть обманут чиновниками, которых и следовало винить, если мудрые советы императора не приносили успеха.

В 1962–1964 гг. экономика Китая начала восстанавливаться. Однако в 1965 г. Мао поднял вопрос о наличии в руководстве КПК лиц, идущих по капиталистическому пути – ревизионистов. Это в 1966 г. положило начало «культурной революции», которая продолжалась 10 лет, под лозунгом – «Огонь по штабам!». По стране прокатилась новая волна репрессий интеллигенции, из рядов КПК были исключены даже верные сторонники политики Мао, в том числе Лю Шаоци. Многие партийные руководители, смещенные со своих постов, кончали жизнь самоубийством.

Особенность «культурной революции» заключалась в том, что проводилась она меньшинством, хоть и возглавляемым лидером партии, против большинства в руководстве ЦК КПК. Для подавления оппозиционных сил Мао Цзэдун и его сторонники использовали политически незрелую молодежь, из которой формировались штурмовые отряды хунвэйбинов – «красных охранников». С августа 1966 г., сотни тысяч юных участников этой организации буквально наводнили всю страну, объявив беспощадную войну «старому миру». Хунвэйбины писали в своем манифесте: «Мы – красные охранники Председателя Мао, мы заставляем страну корчиться в судорогах. Мы рвем и уничтожаем календари, драгоценные вазы, пластинки из США и Англии, амулеты, старинные рисунки и возвышаем над всем этим портрет Председателя Мао. Мы являемся стражами, защищающими красную власть, ЦК партии. Председатель Мао – наша опора».

Основными принципами «культурной революции» являлись критика, сомнение в честности людей, находившихся у власти, и доктрина «права на протест». А ее целью, несомненно, было закрепление «культа личности» Мао Цзэдуна, вездесущий образ которого красовался теперь во всех общественных местах и частных домах. Хунвэйбины разгромили многие книжные магазины в Пекине, Шанхае и других городах; отныне они могли торговать исключительно произведениями Мао. «Маленькую красную книжечку» – собрание высказываний председателя Мао («Цитатник») – можно было видеть в руках буквально каждого мужчины, каждой женщины и каждого ребенка в Китае. Резко возросли тиражи изданий его работ: за один только 1966 г. было издано 3 млрд «Цитатников» Мао Цзэдуна на многих языках мира. «То, что мыслимо – осуществимо, – философствовал вождь. – Чем дольше затягивается период равновесия в обществе, тем сильнее будет надвигающийся кризис. И для того, чтобы в результате кризиса не пасть на дно, чтобы он не стал неуправляемым, надо спровоцировать кризис самому, чтобы руководить его ходом». «Без разрушения нет созидания. Разрушение требует выяснения истины, а выяснение истины и есть созидание». «Бедность – это хорошо, – учил он, устраивая очередное «большое потрясение». – Бедный человек – самый революционный человек». И еще: «Всякий, кто стремится поживиться за чужой счет, обязательно кончает плохо!»

Занятия в школах и вузах по инициативе Мао Цзэдуна были прекращены, для того чтобы ничто не препятствовало учащимся проводить «культурную революцию». Профессоров, школьных учителей, деятелей литературы и искусства, государственных работников выводили на «суд масс» в шутовских колпаках, избивали, глумились над ними якобы за их «ревизионистские действия», а в действительности – за независимые суждения о положении в стране, за критические высказывания о внутренней и внешней политике КНР. В декабре 1966 г. наряду с отрядами хунвэйбинов появились отряды цзаофаней (бунтарей), в которые вовлекались молодые, обычно неквалифицированные рабочие, учащиеся, служащие. Они должны были перенести «культурную революцию» на предприятия и в учреждения, преодолеть сопротивление рабочих хунвэйбинам. Однако рабочие по призыву комитетов КПК, а иногда и стихийно давали отпор бесчинствующим хунвэйбинам и цзаофаням, добивались улучшения материального положения, отправлялись в столицу для предъявления своих претензий, прекращали работу, объявляли забастовки, вступали в сражения с погромщиками.

В начале 1967 г., когда было официально объявлено об установлении военного контроля над партийными и государственными органами, эра хунвэйбинов подошла к концу. Они выполнили свою миссию, и с ними быстро и безжалостно расправились. Активистов, около 7 млн человек, сослали на физические работы в отдаленные провинции в соответствии со следующим указанием Мао: «Образованных молодых людей крайне необходимо направлять в деревню, чтобы крестьяне-бедняки и низшие середняки могли перевоспитывать их». Судьба остальных так и осталась неизвестной.

После смерти Мао вину за все эти «ошибки» возложили на так называемую «четверку» – последнюю жену вождя Цзян Цин, «подозрительную шанхайку», и его ближайшее окружение. Сам он якобы лишь следил за развитием событий, благосклонно принимая восторженное поклонение миллионов юнцов в полувоенной форме. В это трудно поверить. Вряд ли председатель не знал, что происходило на самом деле. Правда, есть свидетельства, что в 1970-е гг. он действительно горько сожалел о содеянном и пытался исправить зло. С 1972 г. режим в стране несколько смягчился. Активизировался процесс восстановления деятельности комсомола, профсоюзов, федерации женщин. X съезд КПК, проведенный в августе 1973 г., санкционировал все эти меры, а также одобрил реабилитацию части партийных и административных кадров. Мао отмежевался от Цзян Цин, хотя окончательно и не порвал с этой женщиной. Поговаривали, что в последние годы жизни он просто опасался своей не в меру ретивой жены. Известно, что Мао не допускал ее к себе. Цзян Цин должна была подавать специальную письменную просьбу для встречи с мужем.

Скорее всего, это объяснялось тем, что подозрительность вождя постепенно приняла маниакальные формы. Он боялся заговоров, покушений, опасался, что его отравят, и потому во время своих поездок останавливался только в специально построенных для него домах. Не раз он со своей многочисленной свитой, с наложницами и охранниками неожиданно покидал отведенную ему резиденцию, если она казалась ему подозрительной. Мао остерегался купаться в сооруженных для него местных бассейнах, боясь, что вода в них может быть отравлена. Исключением был лишь бассейн в бывшей императорской резиденции Чжуннаньхай. Во время поездок Мао часто менял маршрут, сбивая с толку железнодорожное начальство и путая графики движения поездов. Вдоль пути его следования выставляли многочисленную охрану, на станции не пускали никого, кроме местных боссов и работников службы безопасности.

Последние годы жизни Мао прожил затворником на территории Чжуннаньхай, предпочитая коротать дни и ночи в павильоне с бассейном, почти не снимая заношенного махрового халата. Иногда он все же появлялся на людях, шокируя гостей заявлениями, что скоро встретится с Марксом. Единственным человеком, который постоянно находился при нем, была миловидная молодая особа Чжан Юйфэн, некогда работавшая проводницей правительственного поезда. Только она скрашивала жизнь старика, мучившегося черной меланхолией, вплоть до самой его смерти 9 сентября 1976 г.

Как всегда бывает в странах с тоталитарным режимом, кончина вождя всколыхнула всю страну. Во всех бедах Китая обвинили уже упоминавшуюся «четверку». А через два года Дэн Сяопин объявил на пленуме ЦК о курсе реформ и внешней открытости. Китай перевернул новую страницу в своей исторической летописи.

Однако Мао не забыли. Его имя в стране до сих пор в почете. Китайцы не стали проклинать свое прошлое. Они разумно отделили хорошее от плохого. Существует даже специальная статистика: 70 % деяний Мао считаются хорошими, а 30 % – плохими. К последним относятся «большой скачок» и «культурная революция».

Повороты истории бывают крайне неожиданными. Поэтому трудно предсказать, кого из политических фигур, слывущих сегодня кумирами, не проклянут завтра их соотечественники. Но имя Мао, набальзамированное тело которого покоится в Доме памяти на площади Тяньаньмэнь, по всей вероятности, со временем мифологизируется и будет в сознании китайцев стоять в одном ряду с первопредком Цинь Шихуанди, древними правителями Яо и Шунем, философами Лао-цзы и Конфуцием.

Из книги Сто сорок бесед с Молотовым автора Чуев Феликс Иванович

Мао Цзэдун показал палец… – Хрущев мне рассказывал, что, когда он уезжал из Китая, Мао Цзэдун на прощанье ему палец показал: один вопрос остался нерешенным – Монголия. Он считал, что это китайская территория. Большая часть монголов в Китае живет. В свое время эта

Из книги Великий Мао. «Гений и злодейство» автора Галенович Юрий Михайлович

Часть I Мао Цзэдун вблизи

Из книги Мао Цзэдун и его наследники автора Бурлацкий Федор Михайлович

Предисловие Мао Цзэдун, каким я его видел Мао Цзэдун. Его еще называли просто Мао, или председатель Мао. По-китайски это звучит «Мао Чжуси» и буквально означает – «Мао – тот, кто занимает место во главе». В общем-то это соответствовало по смыслу понятию, которое

Из книги 100 знаменитых тиранов автора Вагман Илья Яковлевич

Коминтерн и суневец Мао Цзэдун В начале 1950-х гг. советский академик И.П. Бардин, посетив родную деревню Мао Цзэдуна Шаошаньчун, оставил в книге отзывов такую запись: «Горы дали Советскому Союзу Сталина, горы дали Китаю Мао Цзэдуна. Да здравствует советско-китайская

Из книги Сталин умел шутить автора Суходеев Владимир Васильевич

Сталин, Мао Цзэдун и Чан Кайши В момент окончания Второй мировой войны Сталин связывал будущее Китая с Чан Кайши. При этом он полагал, что все жизненные артерии Китая как в области политики и экономики, так и в военной сфере находятся в руках Чан Кайши, который пользовался

Из книги 50 гениев, которые изменили мир автора Очкурова Оксана Юрьевна

Сталин, Мао Цзэдун и Киткомпартия Сталин, будучи и по своей природе, и по подходу к вопросам политического характера, к оценке политических деятелей человеком крайне недоверчивым и подозрительным, не доверял Мао Цзэдуну.Мао Цзэдун также и по характеру, и по стилю

Из книги автора

Связной Сталина И.В. Ковалев и Мао Цзэдун Институт связных, уполномоченных или эмиссаров возник как необходимость в советско-китайских отношениях. Хотя следует сказать, что и во времена Николая II такой прием, как направление в Китай доверенного уполномоченного самим

Из книги автора

Из книги автора

Сталин, Мао Цзэдун и В.М. Молотов В декабре 1949 г. Сталин послал Молотова к Мао Цзэдуну, чтобы побольше выведать о Мао Цзэдуне.Это произошло в те дни, когда Мао Цзэдун (в трактовке авторов из КНР) находился практически без дела на даче Сталина.Мао Цзэдун вышел в переднюю и

Из книги автора

Сталин, Мао Цзэдун и Н.С. Хрущев Н.С. Хрущев во времена Сталина был одним из членов советского руководства. Сталин поручал тогда Н.С. Хрущеву решение некоторых вопросов внутренней, но не внешней политики. Таким образом, Н.С. Хрущев имел возможность наблюдать довольно близко

Из книги автора

Сталин, Мао Цзэдун и Гао Ган Во время пребывания Мао Цзэдуна в Москве в конце 1949 г. – начале 1950 г. Сталин, стремясь на деле продемонстрировать и свое доверие к Мао Цзэдуну, и желание способствовать упрочению двусторонних личных отношений со своим китайским партнером,

Из книги автора

Посмертная оценка Сталина и Мао Цзэдун Хрущев вспоминал: «На XX съезде КПСС мы осудили Сталина за его эксцессы, за то, что он произвольно репрессировал миллионы честных людей, и за его единоличное правление, которое нарушало принципы коллективного руководства. Сначала Мао

Из книги автора

Мао Цзэдун и его наследники От автора Книга представляет собой идейно-психологический портрет Мао Цзэдуна и его наследников. Она является продолжением уже известной читателю работы «Мао Цзэдун», выпущенной в свет в 1976 году. В книге использованы разнообразные источники,

Из книги автора

МАО ЦЗЭДУН (род. в 1893 г. – ум. в 1976 г.) Коммунистический руководитель Китая, организовавший проведение так называемой культурной революции, которая нанесла ущерб развитию страны.Великий кормчий, вождь и учитель, проповедник Третьей мировой войны как средства для победы

Из книги автора

Сталин и Мао Цзэдун В тридцатых годах, во время Великого похода, Мао Цзэдун тяжело заболел. Сталин послал к нему известного кинорежиссера Р. Кармена, поскольку Гоминьдан никого другого на территорию континентального Китая не пропускал, с предложением вылечиться в

Из книги автора

Мао Цзэдун (род. в 1893 г. – ум. в 1976 г.) Председатель ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) (с 1943 г.), один из ее основателей. Руководитель КНР (1949–1976 гг.). Одна из наиболее ярких политических фигур XX в.Наряду с Марксом, Энгельсом и Лениным Мао Цзэдун считался одним из

Мао Цзэдун (1893-1976), китайский государственный и политический деятель.

Родился 26 декабря 1893 г. в деревне Шаошань (провинция Хунань) в семье разбогатевшего крестьянина. Окончил школу и педагогическое училище (1913- 1918 гг.); работал помощником заведующего библиотекой Пекинского университета.

В 1919 г. вступил в марксистский кружок, в 1921 г. стал одним из основателей Коммунистической партии Китая (КПК). В 1921-1925 гг. выполнял организационные задания руководства КПК, затем начал активную деятельность по созданию крестьянских союзов в деревнях. В апреле 1927 г. Чан Кайши развязал антикоммунистическую кампанию, и руководство КПК взяло курс на вооружённые восстания.

В 1928-1934 гг. Мао Цзэдун организовал и возглавил Китайскую советскую республику в сельских районах на юге Центрального Китая, а после её разгрома повёл коммунистические отряды в знаменитый Великий поход на север Китая.

Во время японской агрессии в Северном Китае (1937-1945 гг.) КПК руководила движением сопротивления, а с 1945 г. возобновила гражданскую войну с Чан Кайши. После победы коммунистов (1949 г.) Мао Цзэдун стал главой Китайской Народной Республики (КНР), оставаясь также председателем ЦК КПК (этот пост он занимал с 1943 г.).

Он возлагал большие надежды на экономическую и техническую помощь СССР. В 1950- 1956 гг. репрессиям подверглись разного рода «контрреволюционеры», при этом в стране проходила аграрная революция, обобществлялись промышленность и торговля.

В 1957-1958 гг. Мао Цзэдун выдвинул программу социально-экономического развития, известную как «большой скачок»: огромные трудовые ресурсы были брошены на создание сельскохозяйственных коммун и мелких промышленных предприятий в деревне. Вводился принцип равного распределения доходов, ликвидировались остатки частных предприятий и система материальных стимулов. В итоге китайская экономика пришла в состояние глубокой депрессии.

В 1959 г. Мао Цзэдун оставил пост главы государства. Он сыграл определяющую роль в нараставших идеологических распрях Китая и СССР.

В начале 60-х гг. Мао был озабочен некоторыми хозяйственными и политическими тенденциями: считал, что отступление от принципов «большого скачка» зашло слишком далеко и некоторые лица в руководстве КПК не хотят строить социализм. В 1966 г. мир узнал о «культурной революции» в Китае, с помощью которой предполагалось очистить КПК от всех, кто «пошёл по капиталистическому пути».

«Культурная революция» завершилась в 1968 г. - у Мао Цзэдуна появились опасения, что СССР может воспользоваться политической нестабильностью и нанести внезапный удар по Китаю. В 1971 г. он передал полномочия главы КПК Чжоу Эньлаю, под руководством которого (и при личном одобрении Мао Цзэдуна) Китай взял курс на мирное сосуществование с США.

В 1949 г., после победы коммунистов в общенациональном масштабе, Мао Цзэдун стал руководителем нового государства – Китайской Народной Республики, сохранив за собой пост Председателя ЦК КПК. Уже в первые годы существования нового режима он возлагал большие надежды на экономическое и техническое содействие СССР. В период с 1950 по 1956 гг. поэтапно (земельная реформа – создание крестьянских кооперативов – коллективизация) были проведены аграрные преобразования. В городах в этот период для преодоления экономического кризиса произошло объединение частной промышленности и торговли.

В критический момент, пришедшийся на 1957–1958 гг., Мао выдвинул программу социально-экономического развития, известную как «большой скачок» . Он бросил огромные трудовые ресурсы на осуществление авантюрной программы строительства искусственных водохранилищ, создания сельскохозяйственных коммун и мелких промышленных предприятий в деревне. В соответствии с так называемой «яньаньской моделью» партизанского коммунизма в гигантских масштабах происходила трудовая мобилизация и военизация крестьянских масс. Повсеместно был введен принцип равного распределения доходов, ликвидированы остатки частных предприятий и система материальных стимулов в промышленности и сельском хозяйстве. Китаю предписывалось «в течение 15 лет догнать и перегнать Великобританию» и построить коммунизм.

«Большой скачок» провалился. С 1959 по 1961 гг. производство сельскохозяйственной продукции продолжало неуклонно снижаться, и китайская экономика скатилась к состоянию глубокой депрессии. Вследствие этого «яньаньская модель» была упразднена, и на смену ей пришла более взвешенная и прагматичная система индивидуального стимулирования и дифференцированного материального вознаграждения.

В начале 1960-х годов Мао был серьезно обеспокоен некоторыми экономическими и политическими тенденциями в самом Китае. Он считал, что отступление от принципов «большого скачка» зашло слишком далеко, что чрезмерный акцент на материальном стимулировании и другие проявления «буржуазного индивидуализма» угрожают подорвать основы социалистической революции. Мао понимал, что и сама КПК становится все более консервативной, элитарной и переполненной бюрократизмом структурой, в результате чего эта партия перестает «служить народу». «Что делать, – угрожающе спрашивал Мао в 1965 г., – если ревизионизм проникнет в самое сердце партии?». Он ответил на этот вопрос годом позже, когда лично провозгласил начало «великой пролетарской культурной революции».

Мобилизовав по всей стране молодежь (в ряды «хунвейбинов» – «красных охранников»), рабочих и крестьян («цзаофаней» – «революционных бунтарей»), Мао задался целью очистить КПК от тех «демонов» и «чудовищ», которые якобы «пошли по капиталистическому пути»[i]. В число партийных лидеров, ставших объектами массовой критики и опалы, попали давний соратник Мао, его преемник в руководстве КПК Лю Шаоци и генеральный секретарь партии Дэн Сяопин . Они были обвинены в подготовке базы для восстановления капитализма в Китае и вместе с тысячами партийных и государственных руководителей смещены со своих постов.

«Культурная революция» внезапно завершилась в 1968 г., когда, под впечатлением ввода войск в Чехословакию, у Мао появились сильные опасения, что СССР может воспользоваться политической нестабильностью в Пекине и нанести внезапный удар по Китаю. В августе отряды хунвейбинов были расформированы, а армии было поручено восстанавливать порядок.

По мере того как в 1969 и 1970 гг. Мао пытался восстановить разгромленную партию, его все больше стали беспокоить амбиции министра обороны КНР Линь Бяо . Возведенный в 1969 гг. вместо Лю Шаоци в ранг официального наследника Мао, Линь Бяо начал политические маневры. После смерти Линя Мао Цзэдун, который к 80 годам заметно утратил здоровье и энергию, передал полномочия повседневного политического руководства страной Чжоу Эньлаю , преданность которого не вызывала сомнений еще со времен «Великого похода». Под руководством Чжоу Китай взял курс на мирное сосуществование с США. Диалог Китая и США основывался на разработанной Мао в яньаньский период тактике объединенного фронта, согласно которой надо «использовать противоречия в лагере противника» и «объединяться со второстепенными врагами, чтобы изолировать главного врага». Мао был уверен, что СССР – по крайней мере, в обозримом будущем – является наиболее опасным внешним врагом Китая.

К январю 1976 г. здоровье Мао Цзэдуна продолжало ухудшаться. В июне, на фоне слухов о его предсмертном состоянии (из-за длительного обострения болезни Паркинсона и серьезного сердечного приступа), он прекратил принимать иностранных посетителей. Последним актом его публичного политического волеизъявления стал отказ назначить своего давнего сподвижника, Дэн Сяопина, на вакантный после смерти Чжоу пост премьер- министра Госсовета. 9 сентября 1976 г. сначала в Пекине, а потом и во всей КНР было представлено официальное сообщение о смерти великого вождя.

Однако стратегия и принципы, предлагавшиеся Мао Цзэдуном не исчезли из жизни КНР с его смертью. Важно отметить, что смерть Мао Цзэдуна и последующие события, включая арест его бывшего ближайшего окружения (супруги - члена Политбюро ЦК КПК Цзян Цин, заместителя председателя ЦК КПК Ван Хун-вэня, заместителя премьера Госсовета КНР Чжан Чунь-цяо и члена Политбюро ЦК КПК Яо Вэнь-юаня), отнюдь не означают, что маоизм сошел с политической арены Китая. Наоборот, новое руководство Китая, вынужденное контролировать наиболее одиозные черты политики Мао Цзэдуна, вместе с тем демонстрировало свою верность принципиальным положениям теории и практики маоизма.

Приверженность маоизму в современном Китае имеет другой смысл, нежели раньше: это борьба не за КПК и власть в стране, а против них, против курса на приватизацию предприятий, против имущественного расслоения, коррупции, безработицы, за социальную справедливость. Большинство ортодоксальных маоистов в современной КНР находятся в оппозиции к компартии и режиму, который расценивает их именно как оппозиционеров.

При этом политические и экономические идеи и тезисы, разработанные Мао Цзэдуном, в сегодняшнем Китае приобретают новую силу. Важно отметить, что новая попытка их реализации в современной КНР началась в 2000 г. Однако происходит это лишь частично: идеи «культурной революции» и «политики большого скачка» больше не актуальны.

Смерть Мао Цзэдуна ознаменовала новую эпоху в КНР. Мао оставил своим преемникам страну в глубоком, всеобъемлющем кризисе. После «большого скачка» и «культурной революции» экономика страны оказалась на довольно низком уровне, культурная жизнь и наука были разгромлены левыми радикалами. Однако самым негативным последствием режима Мао следует считать искалеченные судьбы десятков миллионов людей, пострадавших от жестоких социально-экономических экспериментальных кампаний.

С другой стороны, Мао, руководство ЦК КПК и весь китайский народ, получив в 1949 г. малоразвитую, коррумпированную, почти полностью разрушенную аграрную страну за малые сроки сделали из нее достаточно мощную, независимую державу. В годы правления Мао процент неграмотных людей в Китае снизился с 80 % до 7 %, продолжительность жизни увеличилась вдвое, население выросло более чем в 2 раза, промышленная продукция - более чем в 10 раз. Мао также удалось впервые за несколько десятков лет объединить Китай, восстановив его почти в тех же самых границах, которые он имел во времена империи, избавить его от унизительного диктата иностранных государств.

Идеология маоизма также оказала большое влияние на развитие коммунистического движения во многих странах мира - «красных кхмеров» в Камбодже, Светлого Пути в Перу, в США и Европе. Между тем реформы, начатые в КНР в 1979 г. Дэн Сяопином и продолженные его последователями, в сущности сделали экономику Китая капиталистической.

В самом Китае личность Мао оценивается довольно неоднозначно. С одной стороны, большая часть населения видит в нем героя гражданской войны, сильного правителя. С другой стороны, многие люди не могут простить Мао жестокости и ошибок его массовых кампаний. Однако современный Китай продолжает развиваться, вновь возвращаясь к идеям Мао Цзэдуна, пытается построить коммунистическое общество и государство, опираясь на идеи великого вождя.

Похожие публикации