Исторический словарь. Что значит "ближняя канцелярия"


В 1699 г. была создана Ближняя канцелярия (учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве). Формально она являлась канцелярией Боярской Думы, но ее работой руководил приближенный Петру I сановник (Никита Зотов). Заседания все более сокращавшейся Боярской Думы стали происходить в Ближней канцелярии. В 1708 г. в заседаниях Думы участвовало, как правило, 8 человек, все они управляли различными приказами, и это совещание получило название Консилии министров. Этот совет превратился в Верховный орган власти, который в отсутствие царя управлял не только Москвой, но и всем государством. Бояре и судьи оставшихся приказов должны были съезжаться в Ближнюю канцелярию по три раза в неделю для решения дел.

Консилия министров в отличие от Боярской Думы заседала без царя и главным образом была занята выполнением его предписаний. Это был распорядительный совет, отвечавший перед царем. В 1710 г. этот совет состоял из 8 членов. Все они управляли отдельными приказами, а бояр - думцев, ничем не управляющих, не было: одни действовали в провинции, других просто не созывали в Думу. И Дума, таким образом, к 1710 г. сама собою превратилась в довольно тесный совет министров (министрами и называются члены этого тесного совета в письмах Петра, в бумагах и актах того времени).

После образования Сената Консилия министров (1711) и Ближняя канцелярия (1719) прекратили свое существование.

Усиление власти царя выразилось в создании (первое упоминание в октябре 1704 г.) Кабинета Петра I - учреждения, имеющего характер личной канцелярии главы государства по многим вопросам законодательства и управления. Аппарат Кабинета состоял изкабинет-секретаря и нескольких подьячих, именовавшихся канцеляристами, подканцеляристами и копиистами. Кабинет имел характер военно-походной канцелярии царя, куда поступали полковые табели и другие военные и финансовые документы. Чиновники Кабинета вели ежедневный «Юрнал», т.е. запись местонахождения и времяпрепровождения царя, в которой отражались не только придворные, но и военные события. Петр I передавал на хранение в Кабинет все бумаги, чертежи и книги.

Со временем роль Кабинета возросла. Через него Петр I вел переписку с русскими посланниками за границей, губернаторами, вице-губернаторами, а также переписку по горным и мануфактурным делам (о выдаче привилегий, о казенных заводах, штатах и т.д.). В Кабинет адресовались челобитные, жалобы и даже доносы от подданных. Кроме того, именно через Кабинет Петр I поддерживал связь с Сенатом, Синодом, коллегиями и губернаторами. Прекратил существование этот орган в мае 1727 г., ненадолго пережив императора.

Установление абсолютизма в России не сводилось лишь к освобождению царя от каких-то сдерживавших его сил. Переход к абсолютизму, его расцвет обуславливали необходимость перестройки всего государственного аппарата, поскольку доставшаяся Петру I от предшественников форма управления государством (царь с Боярской думой - приказы - местная администрация в уездах) не отвечала новым государственным задачам. Абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках всю законодательную, исполнительную и судебную власть, не мог, разумеется, выполнять все государственные функции единолично. Ему понадобилась целая система новых центральных и местных органов.

Следующим этапом в реформе высших государственных органов власти стало создание Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. 22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался фразой: "Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат для управления". Содержание этой фразы дало повод историкам до сих пор спорить о том, каким учреждением представлялся Петру Сенат: временным или постоянным. 2 марта 1711г. царь издал несколько указов: о компетенции Сената и правосудия, об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства. Сенату предписывалось:

"Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует".

"Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, оставить".

"Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артерия войны".

Члены Сената назначались царем. В его состав первоначально входило всего девять человек, которые решали дела коллективно. В основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю.

Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом.

Указом от 27 апреля 1722г. «О должности Сената» Петр I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической силы закона, Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона. Сенат возглавлял систему государственного управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией.

Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, позднее в его составе сформировалось два отделения: Расправная палата - по судебным делам (существовала в качестве особого отделения до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская контора по вопросам управления.

Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным органом Сената. Определялось отделение канцелярии от присутствия, которое действовало в трех составах: общее собрание членов, Расправная палата и Сенатская контора в Москве.

В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената. Компетенцию Расправной палаты определил Сенатский приговор (1713 г.): рассмотрение жалоб на неправое решение дел губернаторами и приказами, фискальные донесения.

Сенатская контора в Москве учреждена в 1722 г. «для управления и исполнения указов». В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор. Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, а также исполнение непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом в губернии.

Сенат имел вспомогательные органы (должности), в составе которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. Должность рекетмейстера была учреждена при Сенате в 1720 г., в обязанности рекетмейстера входил прием жалоб на коллегии и канцелярии. Если жаловались на волокиту - рекетмейстер лично требовал ускорения дела, если были жалобы на «неправосудие» коллегий, то, рассмотрев дело, он докладывал его Сенату.

В обязанности герольдмейстера (должность была учреждена в 1722 г.) входило составление списков всего государства, дворян, наблюдение за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.

Должности губернских комиссаров, которые следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков, были введены Сенатом в марте 1711 г. Губернские комиссары занимались непосредственно исполнением указов, присылаемых Сенатом и коллегиями.

Учреждение Сената было важным шагом складывания бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы были лично ответственны перед монархом, а в случае нарушение присяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от должности, денежными штрафами.

Однако создание Сената не могло завершить реформы управления, так как отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы.

Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

В результате реформ государственного управления образовалась огромная армия чиновников. И чем больше и многочисленней был этот аппарат, тем в большей мере он был подвержен болезни, которая свойственна любой бюрократии - коррупции (взяточничеству и казнокрадству), которая особенно разрастается в условиях бесконтрольности и безнаказанности.

Для контроля за деятельностью госаппарата Петр I своими указами от 2 и 5 марта 1711 г. создал фискалатат (от лат. fiscus - государственная казна) как особую отрасль сенатского управления («учинить фискалов во всяких делах»). Глава фискалов - обер-фискал - состоял при Сенате, который «ведал фискалов». Одновременно фискалы были и доверенными лицами царя.

Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Указ от 17 марта 1714 г. наметил компетенцию фискалов: проведывать про все, что «ко вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», а также борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип определения их компетенции - «взыскание всех безгласных дел».

Сеть фискалов расширялась и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный. Указом 17 марта 1714 г. предписывалось в каждой губернии «быть по 4 человека в том числе провинциал-фискалам из каких чинов достойно, также и из купечества». Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год «учинял» контроль за ними. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях - провинциал-фискалы, в монастырях – инквизиторы.

Как уже упоминалось ранее, Сенат был органом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами. Этот надзор осуществляли «блюстители чиновничьей нравственности» - фискалы. В их обязанности входило тайно подслушивать, «проведывать» и доносить обо всех преступлениях, наносивших вред государству: нарушении законов, казнокрадстве, взяточничестве и т.д. За несправедливые доносы фискал не наказывался, а за правильные - получал вознаграждение равное половине судебного штрафа с уличенного им должностного лица. Руководил их деятельностью входящий в состав Сената обер-фискал.

Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах. После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723 г. был назначен генерал-фискал, который был высшим органом для фискалов. В соответствии с указами (1724 и 1725гг.) он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал.

Надежды, возлагаемые Петром I на фискалов, оправдались не полностью. Кроме того, оставался без постоянного контроля высший государственный орган - Правительствующий Сенат. Император понимал, что нужно создать новое учреждение, стоящее как бы над Сенатом и над всеми другими государственными учреждениями. Таким органом стала прокуратура. Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января 1722 г.: «быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору...». А указом от 18 января 1722г. учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах.

Если фискалы находились частично в ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры отчитывались только перед императором. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722г. «О должности генерал-прокурора» устанавливал его компетенцию, в которую входило: присутствие в Сенате и осуществление контроля за фискалами. Генерал-прокурор имел право: ставить вопрос перед Сенатом для выработки проекта решения, представляемого императору на утверждение, выносить протест и приостанавливать дело, сообщая об этом императору.

Поскольку генерал-прокурору был подчинен институт фискалов, то прокуратура руководила и негласным агентурным надзором.

Прокурор коллегии должен был присутствовать на заседаниях коллегий, осуществлял надзор за работой учреждения, контролировал финансы, рассматривал донесения фискалов, проверял протоколы и другую документацию коллегии.

Дополняла систему надзирающих и контролирующих государственных органов Тайная канцелярия, в обязанность которой входил надзор за работой всех учреждений, в том числе Сената, Синода, фискалов и прокуроров.

Об эффективности работы «полицейских» государственных органов в период правления Петра I можно судить, например, по следующим историческим фактам: в конце 1722 г. был уличен во взятках и позднее казнен сам обер-фискал Нестеров; казнен сибирский губернатор князь Гагарин, укравший купленные в Китае для жены Петра I бриллианты, пока их везли через Сибирь; на царского фаворита князя Меншикова был сделан начет (царь обязал вернуть украденное в размере, соизмеримом с годовым бюджетом Российской империи).

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа.

В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.

Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.

Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри.

Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: "Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх".

Таким образом, абсолютизм включил в свою бюрократическую систему и церковь. С утверждением в 1721 г "Духовного регламента" был создан Святейший Правительствующий Синод из 12 иерархов.

Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.

Кроме того, царь сохранял функции высшего судьи в государстве. Он возглавлял все вооруженные силы. Все акты органов власти, управления и суда издавались от его имени, в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти.

Усиление власти монарха, свойственное абсолютизму, выразилось и в некоторых внешних атрибутах, важнейшим из которых явилось провозглашение царя императором. В 1721 г. в связи с победой России в Северной войне Сенат и Духовный Синод преподнесли Петру Iтитул «Отца Отечества, Императора Всероссийского». Этот титул со временем был признан зарубежными державами и перешел к его преемникам.

В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, согласно которому монарх по своему усмотрению назначал себе преемника. Таким образом, избрание царей на заседаниях соборов, осуществляемое в XVII в., не стало традицией. Теперь воля императора определяла судьбу престола, а подданные должны были соглашаться с его решением. Петр I по разным причинам лишился сыновей от обеих жен. Коронация супруги Петра Марты-Екатерины, не подкрепленная в соответствии с установленным законом обязательным завещанием и провозглашением официального наследника, усугубила династический кризис и обусловила его преодоление с помощью военной силы после смерти императора. Кроме того, решения и действия Петра I имели далеко идущие политические последствия и создали угрозу потери династией Романовых престола.



БЛИЖНЯЯ КАНЦЕЛЯРИЯ

Существовала недолго при Петре Великом. Открыта была еще до учреждения Правит. Сената? в 1705 г. при Золотой Думе, вверху, для собрания данных по производству в разных установлениях того времени, в особенности приказах, важнейших государственных дел и для немедленного представления государю справок, когда он таковых потребует. При самом ее открытии ей повелено завести книгу, в которую вносить все состоявшиеся (с 1 января 1705) именные указы (1-ое П. С. З. ¦ 2022). Все важнейшие бумаги главные царские слуги (министры) должны были подписывать в Б. К., для чего съезжались туда три раза в неделю (2188). В нее должны были поступать из всех губерний ведомости о доходах и расходах (2270, 7319). Затем этой же канцелярии Петр поручил ревизию всех денежных счетов и расходов, произведенных присутственными местами (2763, 2996, 2912). Но средств для выполнения этой важной функции, которую Петр стремился сделать новою государственною функциею, у Б. К. не было; пришлось обращаться к старому московскому методу: для поверки приходных и расходных книг вызывать из присутственных мест приказов и губерний дьяков (¦ 2851). С проведением реформы государственных установлений, когда дело контроля и ревизии предположено было возложить на Ревизион-коллегию, Б. канцелярия оказалась излишнею и была упразднена.

Проф. И. Андреевский.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БЛИЖНЯЯ КАНЦЕЛЯРИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БЛИЖНЯЯ КАНЦЕЛЯРИЯ
    канцелярия, орган административно-финансового контроля над деятельностью государственных учреждений России (1699-1719), основанный Петром I. Б. к. являлась канцелярией Боярской думы …
  • БЛИЖНЯЯ КАНЦЕЛЯРИЯ
    существовала недолго при Петре Великом. Открыта была еще до учреждения Правит. Сената — в 1705 г. при Золотой Думе, вверху, …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ
    (от поздне лат. cancellarius - письмоводитель) 1) отдел учреждения; отдел учреждения, ведающий его служебной перепиской, оформлением текущей документации; 2) некоторые …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ
    (позднелат. cancellarius - письмоводитель) - 1) отдел организации, учреждения, ведающий делопроизводством, служебной перепиской, оформлением текущей документации; 2) название ряда государственных …
  • БЛИЖНЯЯ в Словаре экономических терминов:
    ДУМА (ТАЙНАЯ ДУМА, КОМНАТНАЯ ДУМА) - совет наиболее близких к Великому князю (а затем Царю) деятелей; действовал в Русском государстве …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ
    (от позднелат. cancellarius - письмоводитель) 1) отдел учреждения, ведающий делопроизводством. 2) Название некоторых государственных учреждений в России 18 - нач. …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. Отдел учреждения, ведающий его служебной перепиской, оформлением текущей документации, а также помещение, где находится такой отдел. Канцелярист - …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. Отдел учреждения, ведающий служебной перепиской, оформлением текущей документации. * Небесная канцелярия (разг. шутл.) - о силах, будто …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ
    "КАНЦЕЛ́ЯРИЯ ОТ СТРОЕНИЙ", гос. учреждение в С.-Петербурге (1706-97), контролировало стр-во в городе и осуществляло подготовку мастеров строит. дела; ведало "живописной …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАНЦЕЛ́ЯРИЯ (от позднелат. cancellarius - письмоводитель), отдел учреждения, ведающий делопроизводством. Назв. нек-рых гос. учреждений в России 18 - нач. 20 …
  • БЛИЖНЯЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЛ́ИЖНЯЯ ДУМА, совет немногих доверенных лиц царя (вел. князя) в России 15 - нач. 18 вв.; в сер. 16 в. …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    канцеля"рия, канцеля"рии, канцеля"рии, канцеля"рий, канцеля"рии, канцеля"риям, канцеля"рию, канцеля"рии, канцеля"рией, канцеля"риею, канцеля"риями, канцеля"рии, …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. cancellarla) отдел учреждения, ведающий его служебной перепиской, оформлением текущей …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [лат. cancellarla] отдел учреждения, ведающий его служебной перепиской, оформлением текущей …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    диван, …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) Отдел учреждения, ведающий делопроизводством. б) В названиях некоторых государственных учреждений (в Российском государстве до 1917 г.). в) …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    канцел`ярия, …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    канцелярия, …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ в Орфографическом словаре:
    канцел`ярия, …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    отдел учреждения, ведающий служебной перепиской, оформлением текущей …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от позднелат. cancellarius - письмоводитель), 1) отдел учреждения, ведающий делопроизводством. 2) Название некоторых государственных учреждений в России 18 - нач. …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    канцелярии, ж. (польск. kancelarya). 1. Отделение какого-н. учреждения, занятое делопроизводством, составлением бумаг. Удостоверение вам напишут в канцелярии. Канцелярия университета. Справки …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    канцелярия ж. 1) а) Отдел учреждения, ведающий делопроизводством. б) В названиях некоторых государственных учреждений (в Российском государстве до 1917 г.). …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. Отдел учреждения, ведающий делопроизводством. отт. В названиях некоторых государственных учреждений (в Российском государстве до 1917 г.). отт. Помещение, …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. Отдел учреждения, ведающий делопроизводством. II ж. разг. Чьи-либо деловые бумаги, документы и т.п. (обычно с оттенком шутливости …
  • БЛИЖНЯЯ ДУМА в Однотомном большом юридическом словаре:
    - совет немногих доверенных лиц царя (великого князя) в России XV - начале XVIII вв.; в середине XVi в. фактическое …
  • БЛИЖНЯЯ ДУМА в Большом юридическом словаре:
    - совет немногих доверенных лиц царя (великого князя) в России XV - начале XVIII вв.; в середине XVI в. фактическое …
  • БЛИЖНЯЯ ПОЛУБЯНКА
    397834, Воронежской, …
  • БЛИЖНЯЯ ИГУМЕНКА в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    308515, Белгородской, …
  • БЛИЖНЯЯ ХАЯНКА ЛУЧШЕ ДАЛЬНЕЙ ХВАЛЕНКИ.
  • БЛИЖНЯЯ СОЛОМКА ЛУЧШЕ ДАЛЬНЕГО СЕНЦА. в Пословицах русского народа Даля.
  • БЛИЖНЯЯ ДУМА в Большом энциклопедическом словаре:
    совет немногих доверенных лиц царя (великого князя) в России 15 - нач. 18 вв.; в сер. 16 в. фактическое правительство …
  • КАНЦЕЛЯРИЯ ОТ СТРОЕНИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    от строений", государственное учреждение в Петербурге, контролировавшее строительство в городе и осуществлявшее подготовку мастеров строительного дела. Существовала в 1706-97. Основано …
  • ИСПАНИЯ БЛИЖНЯЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Ближняя (Hispania Citerior), римская провинция на восточном побережье Испании; образована в 197 до н. э. (главный город - Новый Карфаген). …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    учреждение, состоящее в непосредственном ведении Государя. При Петре I Собств. канцелярия государя называлась кабинетом. При Петре II кабинету была подчинена …
  • СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРЕКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? учреждение, состоящее в непосредственном ведении Государя. При Петре I Собств. канцелярия государя называлась кабинетом. При Петре II кабинету была …
  • РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki.
  • АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-25 Time: 12:35:57 = А = * Аппетит находится между зубами * Ашуга счастье, когда свадьба, муллы - когда …
  • МЕЧ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    ГЕРМАНО-ШВЕЙЦАРСКИЙ — двуручный рыцарский меч с развитой гардой, ближняя к черену часть (300 мм) клинка не имеет заточки и …
  • в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    Ближняя Полубянка, Воронежской, …
  • в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    Ближняя Игуменка, Белгородской, …
  • ПЕСН 6
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Песнь песней Соломона. Глава 6 Главы: 1 2 3 4 …
  • ПЕСН 5 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Песнь песней Соломона. Глава 5 Главы: 1 2 3 4 …
  • ПЕСН 4 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Песнь песней Соломона. Глава 4 Главы: 1 2 3 4 …
  • ПЕСН 2 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Песнь песней Соломона. Глава 2 Главы: 1 2 3 4 …
  • ПЕСН 1 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Песнь песней Соломона. Глава 1 Главы: 1 2 3 4 …
  • ЛЕВ 21 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Левит. Глава 21 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • ИЕЗ 48 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. Глава 48 Главы: 1 2 3 4 …

БЛИЖНЯЯ КАНЦЕЛЯРИЯ, государственное учреждение в России, занимавшееся главным образом организацией государственного контроля; в различные периоды сочетала в своей деятельности элементы высшего и центрального управления. Как орган с законодательно определёнными полномочиями впервые упомянута в указе царя Петра I от 14(25).3.1701 (по некоторым данным, существовала уже в 1697 или 1699). Находилась в Москве, с 1714 года в Санкт-Петербурге. Подчинялась непосредственно царю, возглавлялась генерал-президентом Н. М. Зотовым. В 1701-11 годах в Ближнюю канцелярию из приказов, Ратуши и (с 1710) из губерний регулярно поступали ведомости о приходах и расходах денежной казны, а отчасти и о платёжеспособности населения духовных и светских земельных владений и состоянии различных объектов казённого хозяйства. Ближняя канцелярия вела дела по запросам Артиллерийского приказа, Большой казны приказа, Разрядного приказа и др. об источниках выплат на отдельные военные нужды и «учиняла» по полученным данным сводные «росписи». По повелению Петра I от 25.1(5.2).1705 регистрировала все именные указы вне зависимости от того, где и какому учреждению они были «объявлены» (т. о., «хранение законов» делалось новой государственной функцией Ближней канцелярии, позднее вменённой Сенату). Это поставило Ближнюю канцелярию в особое положение относительно прочих государственных органов, обязанных сообщать ей о таких актах. Указом от 22.1(2.2).1714 на Ближнюю канцелярию возложена проверка денежных отчётов приказов и губерний путём их сопоставления с подлинными приходными и расходными книгами. Также предполагалось в течение 1,5 лет рассмотреть обращение сумм на местах с момента создания губерний, однако Ближняя канцелярия с этой задачей не справилась. После издания в декабре 1717 года указов о создании Ревизион-коллегии началась подготовка к ликвидации Ближней канцелярии. В декабре 1718 года её подьячие причислены к Юстиц-коллегии, а сама Ближняя канцелярия упразднена.

Неоднозначность терминологии фрагментарно сохранившихся документов породила разногласия в определении компетенции и статуса Ближней канцелярии. Некоторые историки считают её высшим институтом власти, тождественным Консилии министров или (реже) Боярской думе, и прямой предшественницей Сената (С. А. Петровский, Н. Я. Токарев и др.); другие - типичным для 17 века приказом, аппарат которого использовался и для оформления «приговоров» Консилии министров (Е. В. Анисимов и др.); третьи - канцелярией Боярской думы (Консилии министров) с самостоятельным кругом функций центрального государственного учреждения (П. Н. Милюков, В. О. Ключевский и др.) или личной канцелярией Петра I - предшественницей Кабинета Его (Её) Императорского Величества.

Лит.: Петровский С. А. О Сенате в царствование Петра Великого. М., 1875; Токарев Н. Я. Ближняя канцелярия при Петре Великом и ее дела // Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции. М., 1888. Кн. 5; Милюков П. Н. Государственное хозяйство России в 1-й четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. СПб., 1892; Ключевский В. О. Боярская Дума Древней Руси. 5-е изд. П., 1919 (репринт - М., 1994); Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в 1-й четверти XVIII век СПб., 1997.

существовала недолго при Петре Великом. Открыта была еще до учреждения Правит. Сената - в 1705 г. при Золотой Думе, вверху, для собрания данных по производству в разных установлениях того времени, в особенности приказах, важнейших государственных дел и для немедленного представления государю справок, когда он таковых потребует. При самом ее открытии ей повелено завести книгу, в которую вносить все состоявшиеся (с 1 января 1705) именные указы (1-ое П. С. З. № 2022). Все важнейшие бумаги главные царские слуги (министры) должны были подписывать в Б. К., для чего съезжались туда три раза в неделю (2188). В нее должны были поступать из всех губерний ведомости о доходах и расходах (2270, 7319). Затем этой же канцелярии Петр поручил ревизию всех денежных счетов и расходов, произведенных присутственными местами (2763, 2996, 2912). Но средств для выполнения этой важной функции, которую Петр стремился сделать новою государственною функциею, у Б. К. не было; пришлось обращаться к старому московскому методу: для поверки приходных и расходных книг вызывать из присутственных мест приказов и губерний дьяков (№ 2851). С проведением реформы государственных установлений, когда дело контроля и ревизии предположено было возложить на Ревизион-коллегию, Б. канцелярия оказалась излишнею и была упразднена.

Проф. И. Андреевский.

  • - совет наиболее близких к Великому князю деятелей...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - совет немногих доверенных лиц царя в России XV - начале XVIII вв.; в середине XVI в. фактическое правительство. Во второй половине XVII в. названа Комнатной, или Тайной думой...

    Большой юридический словарь

  • - круг наиболее близких лиц великого князя в Русском государстве 15 - начала 18 веков. действовала наряду с официальной Боярской думой. В середине 16 века была фактически правительством царя Ивана IV Грозного...

    Политология. Словарь.

  • - Тайная дума, Комнатная дума, - совет наиболее близких к вел. князю, а затем царю деятелей; действовал в Рус. гос-ве в 15 - нач. 18 вв. наряду с Боярской думой...
  • - провинция Рима в Испании...

    Советская историческая энциклопедия

  • - существовала недолго при Петре Великом. Открыта была еще до учреждения Правит...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Тайная дума, Комнатная дума, совет наиболее близких к великому князю деятелей; действовал в Русском государстве с 15 по начало 18 вв. наряду с Боярской думой...
  • - орган административно-финансового контроля над деятельностью государственных учреждений России, основанный Петром I. Б. к. являлась канцелярией Боярской думы. С 1701 возглавлялась Н. Зотовым...

    Большая Советская энциклопедия

  • - римская провинция на восточном побережье Испании; образована в 197 до н. э. . При Августе в 27 до н. э. была переименована в Тарраконскую Испанию...

    Большая Советская энциклопедия

  • - совет немногих доверенных лиц царя в России 15 - нач. 18 вв.; в сер. 16 в. фактическое правительство. Во 2-й пол. 17 в. названа Комнатной думой или Тайной думой...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Ближняя родня: на одномъ солнышкѣ онучи сушили...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - БЛИ́ЖНИЙ, -яя,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Ср. Бабушка этого богача с бабушкой матроски, как говорят, на одном солнышке чулочки сушили, и в силу этого ближающего обстоятельства матроска считала богача своим дяденькой. Лесков. Обойденные. 1, 3...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - См....
  • - См. ДАЛЕКО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ДАЛЕКО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Ближняя канцелярия" в книгах

Дача в Зубалово и «Ближняя»

Из книги Беседы о Сталине автора Сергеев Артем

Дача в Зубалово и «Ближняя» Светлана, Берия, Сталин, Лакоба на даче, правда не в Зубалово, а в Абхазии.О дачах Сталина много говорено. Людьми разными. Большинство из их на этих дачах не то что при Сталине, но и после даже вблизи не бывало, что им, однако, не мешает говорить о

Дача в Зубалово и «Ближняя»

Из книги Как жил, работал и воспитывал детей И. В. Сталин. Свидетельства очевидца автора Сергеев Артём Фёдорович

Дача в Зубалово и «Ближняя» О дачах Сталина много говорено. Людьми раз­ными. Большинства из них на этих дачах не то что при Сталине, но и после даже вблизи не бы­вало, что им, однако, не мешает говорить о самих дачах и тех дачниках. Дача ныне - предмет куль­та: у всех дачи, все

«БЛИЖНЯЯ» И ДРУГИЕ

Из книги Сталин автора Балаян Лев Ашотович

«БЛИЖНЯЯ» И ДРУГИЕ В самый разгар антисталинской вакханалии в начале 90-х годов ХХ столетия появилась небольшая по объёму книга честного человека, почти четверть века имевшего огромное счастье охранять И. В. Сталина, видеть его в неформальной обстановке в быту, знать его

Дальняя и Ближняя Тайга

Из книги Очерк о золоте автора Максимов Михаил Маркович

Дальняя и Ближняя Тайга В 1863 г. по р. Накатами на севере Иркутской губернии был зарегистрирован прииск Благовещенский, к которому на долгие годы перешло «лидерство». В этом же году были сделаны заявки на прииски по рекам Бодайбо, притоку Витима, и Бодайбокон. Зимой 1863- 1864

Ближняя блокада и попытки наступления

Из книги Морская война на Адриатическом море автора Томази А

§ 2. Квинт Цецилий Метелл Македонский: Ближняя Испания в 143/142 г.

Из книги Войны Рима в Испании. 154-133 гг. до н. э. автора Симон Гельмут

§ 2. Квинт Цецилий Метелл Македонский: Ближняя Испания в 143/142 г. Наместничество Квинта Цецилия Метелла Македонского, консула 143 г., если говорить о его продолжительности и месте, однозначно относится к 143 и 142 гг. и к Ближней Испании. Основой для хронологии его командования в

Ближняя дача

Из книги Сталин в жизни автора Гусляров Евгений

Ближняя дача Тяжело переживая разлуку с женой Надеждой Сергеевной Аллилуевой, И. В. Сталин в первые годы после ее смерти избегал общения с друзьями, ушел в одиночество и в 1934 году выехал из Кремля в московский пригород, продолжая оставлять за собой кремлевскую

Ближняя Юрмала и дальняя

Из книги автора

Ближняя Юрмала и дальняя Повсюду за границей, где в какой-то момент оказывается много русских богачей, к ним относятся двояко. С одной стороны, чужие большие деньги еще никогда никому не мешали, с другой – эти деньги провоцируют рост цен, и вскоре аборигены чувствуют себя автора БСЭ

БЛИЖНЯЯ ДАЧА ЗАМИНИРОВАНА

Из книги автора

БЛИЖНЯЯ ДАЧА ЗАМИНИРОВАНА Некоторые писатели и историки по сей день уверены, будто в решающий для судьбы Москвы день, 16 октября 1941 года, генеральный секретарь ЦК ВКП(б), председатель Государственного Комитета Обороны, Верховный главнокомандующий, председатель Совета

Информация к размышлению Периферия – ближняя и дальняя

Из книги Россия и Ближний Восток [Котел с неприятностями] автора Сатановский Евгений Янович

Информация к размышлению Периферия – ближняя и дальняя Традиционное для профессиональных организаций и ведомств «практическое востоковедение» рассматривает Ближний и Средний Восток, ограничивая себя географическими рамками – в лучшем случае всего региона, а иногда

«Ближняя» и другие

Из книги Вернуть Сталина! автора Балаян Лев Ашотович

«Ближняя» и другие Мемуары А.Т. Рыбина, телохранителя Сталина, уникальны, поскольку впервые в них дается совершенно объективный и очень правдивый портрет Сталина-человека в разных жизненных ситуациях, разоблачаются лжесвидетельства и откровенная клевета

Похожие публикации