Количественной редукции подвергаются гласные. Позиционные изменения гласных звуков

Позиционные изменения гласных звуков зависят от положения гласного относительно ударения:

  • а) под ударением полностью отсутствует редукция, но возможна аккомодация - влияние соседних мягких согласных;
  • б) в безударном положении обязательна редукция, аккомодация же ослаблена, а точнее предусмотрена самой редукцией.

Редукция

Редукция (лат. reductio - ‘отодвигание назад’) - это ослабление звучания гласных, которое может сказываться как на их длительности, так и на качестве артикуляции, т.е. возможны изменение ряда, подъема и утрата лабиализации. Редукция бывает двух типов: количественной и качественной.

Количественная редукция приводит к сокращению длительности гласного звука. В современном русском литературном языке количественная редукция в самом общем виде выражается «формулой Потебни» - схемой ритмической структуры фонетического слова:

где цифрами обозначена условная длительность: 3 - ударного гласного; 2 - первого предударного; 1 - всех остальных безударных гласных в составе фонетического слова.

Только количественной редукции подвергаются безударные гласные [у] и [ы], а также условимся считать, что и гласный [и], по крайней мере в полном стиле русского литературного произношения, связанного со старшей орфоэпической нормой.

С количественной теснейшим образом связана качественная редукция, при которой в безударном положении оказывается гораздо меньшее число звуков, причем уже иного качества, нежели в ударном. Если звукотипы [и], | ы ] и [у] не меняют своего качества (ряда, подъема и лабиализации) в безударном положении, то звукотипы [а], [о], [е]/[э] меняют (обратите внимание на серую заливку гласных звукотипов в табл. 1.5).

В редукции важна ее степень: первая степень редукции характеризует гласные первого предударного слога, вторая степень - все остальные. Однако первая степень редукции может обнаруживаться и в тех позициях относительно ударения, где по общему правилу должна быть вторая: в неприкрытом втором предударном (и далее) слоге, а также в заударном открытом слоге перед фразовой (длительной) паузой.

Кроме того, качественная редукция по-разному осуществляется после твердых и после мягких согласных, а также в абсолютном начале слова и после твердых шипящих и [ц]. Полная схема качественной редукции русских гласных представлена в табл. 1.7.

Наиболее наглядно представить редукцию можно на примере одной и той же морфемы, содержащей гласные звукотипы [а], [о], [е]/[э] и оказывающейся в разных позициях относительно ударения:

1) после твердых согласных всех типов:

сад [сат] -» сады [са ъ ды] -» садовод [съда ъ вбт], по саду [по съду];

жар [жар| -+жара |жа ъ ра| -» жарковато |жърка ь ватъ], выжарить |выжърит’|;

шаг [шак] -» шаги [ша ъ г’й] -» шаговой [шъга ь вби], вышагать [вышъгьт ];

царство [царствъ] -> цари [ца ь р’й] -> царедворец [църЧг"двбр’ьц];

воды [воды] -> вода [ва ъ да] -> водовоз [въда ъ вбс], по воду [по въду];

декалитр [дэкаЧлйтр] -> декан [ды{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}кан| -» деканат [дъка ь нат];

жесть [жэс’т’] -» жесток [жы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}сток] ->жестокосердый [жъстъка ь с’ердыи];

шест [шэст] -> шесток [шы:, стбк] шестовой [шъста"вби], на шест [на шъст];

цепь |цэп’ | -» цепочка |цы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}поч’къ) -> цеповой |цъпа ъ вои], по цепи [по цъп’и|;

2) после твердых шипящих и [ц] (во всех случаях для [о]):

жёлт [жолт] -» желток [жы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}лток] -> желтизна [жълт’изна], изжелта [йжълтъ]; топот [шонът] -> шептать [шы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}птат’] -> шепоток [шъпаъток], вышептать [вышъпты’];

перцовый [п’и е рцовыи] ->лицевой [л’ицы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}вби| -> глянцевый [гл’анцъвыи];

3) |а| после твердых шипящих и [ц] в первом предударном изменяется в [ы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}] лишь в отдельных словах и словоформах:

жаль [жал’] -» жалеть [жы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}л’ет"];лошадка [ла ь шаткъ] ->лошадей [лъшыэд’ёи]; овсяный [аъфс’аныи] -> ржаной [ржы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}нби];

4) после мягких согласных всех типов:

пять In’aT’] -» пяти |п’и е т’й] пятачок [п, ьта ъ ч, бк], за пять [за п’ьт’];

тёмный [т’бмныи] -> темно [т’и с мнб] -> темнота [т’ьмна ъ та], затемно [зат’ьмнъ]; лес [л’ёс] ->леса [л"Щ"са] -> лесовоз [л’ьса ъ вос], по лесу [по л’ьсу];

Схема качественной редукции гласных

Таблица 1.7

1. После твердых согласных

Слог относительно ударения

Первый предударный

Заударный

Условная длительность (по «формуле Потебни»)

Степень редукции

Позиционная корректировка (первая степень редукции и условная длительность 2)

В неприкрытом слоге (после гласных и в абсолютном начале слова)

В конечном открытом слоге перед фразовой паузой (конечное продление)

  • -направление качественных изменений после гласных и твердых согласных всех типов
  • -----направление качественных изменений после [ж], [ш] и [ц] во всех словах

Направление качественных изменений после [ж], [ш] и [ц] в ограниченном количестве слов

5) в неприкрытом предударном слоге (независимо от его удаленности от ударения):

округ [ окрук] -> окружной [а ъ кружнои], но: в окружном [в ъкружном];

этика [эт’икъ] -> этичный | и е т’йч? ныи]; этаж [и е таш ] -> этажи [ и с та ь жы |, на этаже [нъ и е та ъ жэ], но: в этаж [в ьРгаш], с этажа [с ъта ъ жа];

6) в открытом заударном слоге перед фразовой паузой происходит так называемое конечное продление, ср.:

Мама спит [мамъ сп’йт//], но: Спит мама [сп’йт мама ъ //];

Катя спит [кат’ъ сп’йт//], но: Спит Катя [сп’йт кат’а//];

К маме иди [к м ам’ь ид’й//], но: Иди к маме [ид’й к м ам’и е //];

Саша идёт [сашъ ид’бт//], но: Идёт Саша [ид оц саша ъ //];

К Саше иди [к сашъ ид’й//], но: Иди к Саше [ид’й к сашы э //];

Птица летит к птице [пт’йцъ л’и с Т’йт к пт’йцы 3 //] и: К птице летит птица [к пт’йцъ л’и е т’йт пт’йца ъ //];

Всё реже и реже [фс’о р’ежъ и р’ёжы 3 //].

Возникает вопрос: при наличии в фонетической системе русского языка качественно редуцированных [и е ] и [ы э ] как отличать их при практическом транскрибировании от количественно редуцированных (т.е. просто безударных) «чистых» [и] и [ы]? Самый простой выход из ситуации - прибегать всякий раз к помощи орфографии. Если в орфографической записи на месте звукотипа [ы] стоят буквы ы или и (последняя при этом не обозначает мягкости предшествующего согласного), а на месте звуко- типа [и] - буква и, то в транскрипции будет [ы] (после твердого согласного) и [и] (после мягкого согласного или в неприкрытом слоге). Если же в орфографической записи на месте этих звукотипов стоят другие буквы, то выбираем для транскрипции [ы э ] (после твердого согласного) или [и с ] (после мягкого согласного или в неприкрытом слоге). Например:

в Крыму | ф крыму |, цыган [ цыган |, циферблат 111ыф’и с рблат |, живот | жывот |, широта [шыра ъ та],лиса [л’иса], щипать [ш’ипат’], число [число], игра [игра] но:

в цепи [ф цьРп’й], двадцати [двъцьРт’й], шести [шьРс’т’й], жалеть [жы э л’ет’], желток [жы э лток], леса [л’и е са], мясной [м’и е снои], щека [ш’и е ка], чего [ч’и е во], экономика [и е ка ь ном’икъ].

Из табл. 1.7 и приведенных примеров видно, что звук [ь] (редуцированный второй степени переднего ряда) встречается только после мягких согласных. Звук [ъ| (редуцированный второй степени непереднего ряда) может появляться не только после твердых согласных, но также после мягких - в заударной позиции, обычно там, где пишется буква я (в таких случаях необходимо прибегать к подсказке орфографии): в чистом поле [ф ч’йстъм пбл’ь], но с поля [с пол’ъ]. В именительном-винителыюм падеже хоть и пишется в окончании е, звучит скорее [ъ], чем [ь], что хорошо видно при конечном продлении этого звука: Выйду в поле [выйду ф пбл’а//| - на конце представлен звук гораздо ближе к [а], чем к [и с ]. Кроме того, звук [а] («а переднее») в единичных случаях встречается и в первом предударном слоге, в основном в предлоге для, ср.: для вас [д*л’л’а вас]; во втором предударном и далее звучит скорее [ъ], чем [ь]: для меня [д*л’л’ъ м’и е н’а]. В некоторых заимствованных словах также возможно [а] в первом предударном после неслогового [и]: гильотина [г’ил’иат’йнъ], йотация [иатацыиъ] и др.

По поводу качества гласного в первом предударном слоге после твердых (но не шипящих и [ц]) среди фонетистов существуют некоторые разногласия, поскольку, кроме [а ъ ] (или просто ослабленного [а]), тут часто фиксируется произношение более заднего гласного [а]. Это связано либо с индивидуальными особенностями говорящего, либо с позицией перед велярным согласным и [л], которые в результате аккомодации несколько оттягивают язык назад: [плка], [нлга], [длла] и пр. Подобного рода аккомодацией при транскрибировании можно пренебречь и обозначать в таких случаях только [а ъ ]. Вероятно, у многих студентов в данной позиции звучит [ъ], однако такое произношение нельзя признать литературным, за исключением нескольких случаев, характерных для старомосковского произношения:

а) произношение союза (не союзного слова!) что с ъ любой позиции:

Я знаю, что ты придёшь [иа ъ знаиу/ чтъ ты пр’ид’бш//] или чаще - с безударным [ о], на которое не распространяется качественная редукция: [...что ты пр’идош//],

но если что - союзное слово, то на него падает ударение: Я не слышу, что ты говоришь Ца н’и с слышу/ что ты гьва ъ р’йш//].

б) аналогичное произношение союза или частицы хоть :

Приходи хоть к нам [пр’иха ъ д’й хът’ к нам//] или более новое [...хот’ к нам//]; Паша придёт, хоть он и не знает [пашъ пр’ид’бт/ хът’ он ы н’и с знаиьт//] или более новое [...хот’ он... |.

Для старомосковского произношения характерно сильное растягивание гласного в первом предударном слоге (т.е. фактически отсутствие количественной редукции), часто за счет еще более сильной, практически до нуля, редукции второго предударного: молоко [млакб], подожди [пдажд’й] и т.п. Такое произношение считается сейчас или просторечным, или специфическим для женской речи.

Что такое редукция гласных в русском языке?

    это значит, что четко и правильно мы произносим только ударные гласные, а безударные искажаем, вместо О часто произносим А или нейтральный звук, вместо Е произносим И или меняем И на Е. правда в некоторых областях звуки не редуцируют и говорят: дОрОгОй друг итп. но нашему уху это непривычно и даже может показаться смешным

    Редукция гласных - это когда гласная в слове стоит в безударном положении, и благодаря этому фонетически мы либо слышим другой звук (вместо е слышим и, вместо о слышится а) это называется качественная редукция, либо мы просто быстро произносим этот звук, как-будто проглатываем, это количественная редукция.

    Данное понятие рассматривается в разделе Фонетика русского языка.

    Редукция гласных - фонетическое явление. Оно заключается в том, что гласные а, о, э в слабой позиции, во-первых, теряют свою долготу (становятся более краткими, но это не так заметно) и, главное, утрачивают качественные различия. Звуки а, о уподобляются звуку, похожему на ы, только сверхкраткому, звук э - сверхкраткому и.

    Слабой позицией для гласных, вызывающей их редукцию, являются:

    1) предударные слоги, кроме двух случаев: а) если гласная находится в самом начале слова; б) если гласная стоит в первом предударном слоге, то есть непосредственно перед ударным;

    2) все заударные слоги (стоящие после ударного).

    Например: остановиться астънавиццъ: первая буква изменяется в а, но не редуцируется, т.к. стоит в начале слова; а в слоге -ста- редуцируется в ъ, т.к. находится во втором предударном слоге (второй перед ударным); о в слоге -на- также не редуцируется (изменяется в а, т.к. находится в первом предударном слоге.

    Буква а в слоге -ться звучит как ъ, т.к. стоит в заударном слоге.

    Есть исключения: например, союз но всегда произносится с о, хотя служебные части речи составляют с самостоятельными единое фонетическое слово (то есть могут быть в заударных слогах)

    Редукция в лингвистике - это изменение звуковых характеристик элементов речи, в данном случае гласных звуков. Бывает количественная и качественная. Количественная - когда звук произносится короче, но по-прежнему различим (т.е. если будете писать, как слышите, то не ошибетесь в выборе буквы). Качественная - когда он изменяется до такой степени, что его трудно узнать. Считается, что в безударном положении большинство гласных русского языка редуцируются, хотя в разной степени. При первой степени редукцииони сохраняют часть характеристик прежнего звука (а можно спутать с о, но не с и), а при редукции второй степени превращаются в нейтральный гласный звук, который, не зная русского, можно перепутать с любым другим гласным. В фонетической транскрипции такой нейтральный гласный обозначается твердым знаком.

Редукция гласных.

Литературное произношение безударных гласных основано на фонетическом законе современного русского литературного языка - редукции гласных. В силу редукции безударные гласные сокращаются по длительности (по количеству) и утрачивают отчетливое звучание (качество). Редукции подвергаются все безударные гласные, но степень редукции их неодинакова. Так, гласные [у], [и], [ы] в безударном положении сохраняют свое основное звучание, а гласные [а], [о], [е] качественно изменяются. Степень редукции гласных [а], [о], [е] в основном зависит от места гласного в слове по отношению к ударению, а также и от характера предшествующего согласного. Кроме того, на редукцию гласных влияет темп речи: чем быстрее темп речи, тем редукция значительнее.

В первом предударном слоге гласные [а], [о], [е] редуцируются в наименьшей степени и произношение их подчинено следующим нормам.

После твердых согласных на месте букв а, о произносится звук [Λ] при несколько менее широком растворе рта, чем при звуке [а] ударяемом: сады, валы, лоза, коса, жара, шары, жокей, шофер, цари - [сΛды], [вΛлы], [лΛза], [кΛса], [жΛра], [шΛры], [жΛк"е], [шΛф"ор], [цΛр"и]. На месте буквы е после шипящих [ж], [ш] и после [ц] произносится [ы], склонное к [э] - [ыэ]: желток, жесток, шесток, шестой, цена, цепной - [жыэлток], [жыэсток], [шыэсток], [шыэсто ], [цыэна], [цыэпно ].

После мягких согласных на месте букв а, я, е произносится звук, средний между [и] и [е] - [ие]: часы, часок, щадить, щавель, сняла, взяла, песок, лесок - [ч"иесы], [ч"иесок], ["иед"ûт"], ["иев"êл"], , [в"з"иела], [п"иесок], [л"иесок]. Произношение в данном случае отчетливого [и] воспринимается как просторечное: [ч"иво].

Произношение гласных во всех предударных слогах, кроме первого.

Во втором и третьем предударных слогах гласные подвергаются более значительной редукции, чем в первом слоге. Степень редукции гласных в этих слогах практически не различается. Звуки, произносимые на месте букв а, я, о, е в указанных слогах, различаются по качеству, которое зависит от качества предшествующего согласного.

После твердых согласных на месте букв а, о, е произносится звук [ъ], средний между [ы] и [а]. Если произносить [ы], но при этом раскрыть рот несколько шире, а спинку языка несколько опустить, то получится звук [ъ]. Если же произносить [а], но при этом сделать раствор рта более узким, а спинку языка несколько поднять, то получится тот же звук [ъ]. Например: Караганда, колокола, жернова, шерстяной, цеховой - [къръгΛнда], [кълъкΛла], [жърнΛва], [шърс"т"иено ], [цъхΛво ].

После мягких согласных на месте букв а, я, е произносится звук [ь], средний между [и] и [е], но более редуцированный, чем [ие], Например: частокол, черенок, щекотать, пятачок, деревенька - [ч"ъстΛкол], [ч"ьр"иенок], ["ькΛтат"], [п"ьтΛч"ок], [д"ьр"иев"êн"къ].

Произношение гласных в заударных слогах.

Произношение гласных в заударных слогах в основном аналогично произношению гласных во всех предударных слогах, кроме первого. Редуцированные звуки, произносимые в заударных слогах, по качеству не отличаются от соответствующих гласных предударных слогов и в фонетической транскрипции имеют те же обозначения [ъ], [ь]. Однако произношение заударных гласных отличается рядом частных особенностей, касающихся произношения гласных в составе различных морфем.

После твердых согласных на месте букв а, о, е произносится звук [ъ], средний между [ы] и [а]. Например: выдал, выпала, слово, олово, кошек, ложек, пальцем - [выдъл], [выпълъ], [словъ], [олъвъ], [кошък], [ложък], [пал"цъм].

После мягких согласных различаются следующие случаи:

На месте букв а, я произносится редуцированный звук в двух разновидностях [ь] и [ъ], в зависимости от того, в какой морфеме оказывается произносимый звук.

http://robotlibrary.com/book/288-sovremennyj-russkij-..

Название: Современный русский язык - Валгина Н.С.

http://morfema.ru/publ/15-1-0-16

1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1972.

2. Аванесов Р. И. Руская литературная и диалектная фонетика. М., 1974.

3. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка

Подготовила Гладкова Анастасия.

Обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам. В языкознании наибольшее внимание исследователей обычно приковано к описанию процесса редукции гласных, так как именно гласные являются основным слогообразующим элементом, хотя и не единственным. Редукция согласных - оглушение - также очень распространена в ряде языков мира (русский , немецкий , английский).

Типы редукции гласных

Различают количественную и качественную редукцию гласных. Количественная редукция - сокращение количества гласных (то есть редукция сильная, вплоть до полного устранения звука). Качественная редукция - изменение звучания, «преображение» фонемы.

Количественная редукция гласных

Количественная редукция - сокращение времени артикуляции звука, то есть различие по долготе в зависимости от близости к ударному слогу , также отличие по длительности звучания предударных от всех заударных, например, в слове [карав`аны]. При этом качество звука всё ещё можно расслышать.

Качественная редукция гласных

Количественная редукция зачастую приводит к качественной, то есть звук утрачивает чёткость и переходит в нейтральный скользящий гласный шва из-за невыполнения говорящим полной артикуляторной программы безударного гласного в силу ряда причин (просторечие , быстрая речь и т. д.). В ряде языков качественная редукция звуков превращается в языковой закон , то есть принимает закономерный фонетический характер. Типичный пример - португальский язык , где безударные гласные народной латыни имеют чёткую систему перехода: [а] > [ə], [э] > [ы], [о] > [у].

Характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам. В языкознании наибольшее внимание исследователей обычно приковано к описанию процесса редукции гласных, так как именно гласные являются основным слогообразующим элементом, хотя и не единственным. Редукция согласных - оглушение (лингвистика) - также очень распространена в ряде языков мира (русский , немецкий).

Типы редукции гласных

Различают количественную и качественную редукцию гласных. Количественная редукция - сокращение количества гласных (то есть редукция сильная, вплоть до полного устранения звука). Качественная редукция - изменение звучания, «преображение» фонемы.

Количественная редукция гласных

Количественная редукция - сокращение времени артикуляции звука, то есть различие по долготе в зависимости от близости к ударному слогу , также отличие по длительности звучания предударных от всех заударных, например, в слове [карав`аны]. При этом качество звука всё ещё можно расслышать.

Качественная редукция гласных

Количественная редукция зачастую приводит к качественной, то есть звук утрачивает чёткость и переходит в нейтральный скользящий гласный шва из-за невыполнения говорящим полной артикуляторной программы безударного гласного в силу ряда причин (просторечие , быстрая речь и т. д.). В ряде языков качественная редукция звуков превращается в языковой закон , то есть принимает закономерный фонетический характер. Типичный пример - португальский язык , где безударные гласные народной латыни имеют чёткую систему перехода: [а] > [ə], [э] > [ы], [о] > [у].

См. также

Источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Редукция (лингвистика)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Конвергенция. Конвергенция (от лат. convergo приближаюсь, схожусь) сближение или совпадение двух и более лингвистических сущностей. Понятие конвергенции имеет два аспекта: глоттогонический и… … Википедия

    - (нем. Ablaut) (именуемый также апофония) чередования гласных в составе одной морфемы, гласные часто выступают в виде внутренней флексии. Пример: собирать соберу сбор соб рать. Термин «аблаут» был введён немецким… … Википедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 июля 2012. Пока процесс обсуждения не завершён … Википедия

    Беглое произношение (также невнятное произношение или пропуски звуков, слогов или слов) это явление смешения и пропуска в речи некоторых слогов, практически всегда присутствующее в речи носителей естественных языков (и недопустимое в некоторых… … Википедия

Похожие публикации