Конституция рф была. Когда была принята действующая конституция российской федерации

Конституция Российской Федерации является основным документом государства и главным источником национальной системы права. В ней провозглашаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, определяются основы общественного строя, форма правления и территориального устройства, а также основы организации центральных и местных органов власти.

Первой Конституцией в истории России стала Конституция РСФСР 1918 г. , закрепившая в стране диктатуру пролетариата и Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов как основную форму власти. В 1925 г. была введена в действие новая Конституция РСФСР, согласующаяся с положениями Конституции СССР, принятой в 1924 г. В 1936 г. была принята новая, так называемая «Сталинская конституция» СССР, что привело к внесению соответствующих изменений и в Основной закон РСФСР в 1937 г. Последней Конституцией советской России, действовавшей вплоть до распада Советского Союза, была Конституция 1978 г., основанная на положениях «Брежневской» Конституции СССР 1977 г. В 1989-2002 г. в неё был внесён ряд изменений, связанных с политическими трансформациями в обществе и с провозглашением суверенитета России. Распад СССР потребовал создания принципиально иного Основного закона, отражающего особенности нового государства - Российской Федерации.

12 декабря 1993 г. по результатам всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации. За неё проголосовало около 58 % участников референдума. Конституция вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» - 25 декабря 1993 г.

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В преамбуле подчёркивается, что Конституция принята многонациональным народом страны, и называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России.

Первый раздел Конституции включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем государства, основные права и свободы личности, федеративное устройство страны, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок.

Второй раздел включает заключительные и переходные положения, определяющие порядок введения Конституции, степень распространения её норм на органы власти, сформированные в предшествующий период на основе других законодательных актов, а также фиксирует преемственность конституционно-правовых норм.

Со времени принятия Конституции 1993 г. в неё были внесены поправки о новом наименовании субъектов Российской Федерации, об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы, о Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации.

Инаугурационный экземпляр Конституции РФ хранится в библиотеке главы государства в Кремле.

День принятия Конституции Российской Федерации - 12 декабря 1993 г. - является официальным национальным праздником России.

Лит.: Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000; Конституция Российской Федерации. М., 2009; То же [Электронный ресурс]. URL : http:// constitution. kremlin. ru/ .

См. также в Президентской библиотеке:

Основным государственным законом РФ, прямо воздействующим на абсолютно все сферы общественной жизни, устанавливающим базовые аспекты правового регулирования и регламентирующим незыблемые, основополагающие идеи и принципы всего отечественного законодательства, является Конституция Российской Федерации, полный текст которой вы можете скачать на нашем сайте.

Данный документ определяет основы устройства государства и общества в целом, закрепляет их стратегические цели, регламентирует основы организации высших органов власти и территориального устройства РФ, закрепляет основы социальных систем государства, права и свободы личности и т.д.

Основной закон закрепляет ряд незыблемых принципов – высшей ценности прав и свобод гражданина, верховенства закона, территориальной целостности, гарантий экономического пространства, политического плюрализма и идеологического многообразия, равенства, гуманизма и т.д.

В целях реализации народовластия в РФ, Конституция была принята всем многонациональным народом России на государственном референдуме. В силу реализации народовластия, центральное место в основном законе отведено правам и свободам граждан РФ. Закрепляя равенство всех граждан, равенство их прав и свобод, вместе с тем допускается возможность их ограничения. Соблюдение конституционных норм обязательно для всех граждан, организаций, структур и ведомств, на всей территории РФ. Ответственность за несоблюдение ее положений содержится в каждой из отраслей права.

Официальной датой принятия конституции России считается 12 декабря 1993 года. До недавнего времени этот день считался государственным праздником и был официальным выходным днем. Однако в настоящее время выходной день перенесен на новогодние каникулы для того, чтобы россияне могли подольше отдохнуть на Новый год и Рождество Христово. Тем не менее этот день остался памятной датой, так как она стала первой и на данный момент единственной действующей конституцией независимого государства Российская Федерация. До этого Россия носила название РСФСР, входила в состав Союза Советских Социалистических Республик.

Вконтакте

Одноклассники

Особенности исторического периода

В то время, когда была принята действующая конституция России, обстановка в стране была очень сложной. Поскольку СССР уже не существовал, старая конституция была объявлена неподходящей, и правительство приняло решение о создании нового документа, регламентирующего политическую и социально-экономическую жизнь страны. Основные особенности исторического периода 1991 – 1993 года:

  • Нестабильная политическая ситуация в стране после распада СССР;
  • Экономический кризис, вызванный переходом от плановой экономики к рыночной и так называемой «шоковой терапией» экономических реформ;
  • Необходимость разработки новой государственной идеологии и новой символики Российского государства взамен старой, советской;
  • Стремление властей и народа к переменам.

В этих условиях принятие нового закона было действительно необходимо. После памятного путча 1991 года и штурма Белого Дома в Москве в 1993 году и народ, и власти пребывали в растерянности. Страна отчаянно искала выход из кризиса. Новый документ был разработан с целью внести некую упорядоченность в хаос, который царил в стране в это «смутное» время .

Власти справедливо полагали, что появление этого документа поможет народу немного успокоиться, оправиться от потрясений последних лет и сделает жизнь в молодом Российском государстве более стабильной. Конечно, это произошло не сразу. Тем не менее, принятие документа способствовало постепенному выходу России из политического и социально-экономического кризиса.

Основные положения действующей Конституции РФ

Конституция Российской Федерации состоит из нескольких разделов , регламентирующих основные сферы жизни государства, народа и правительства. В частности, в этом важном документе рассматриваются такие аспекты, как:

  • Государственная символика и идеология;
  • Разделение власти на несколько ветвей: законодательную, исполнительную и судебную;
  • Права и обязанности президента страны;
  • Права и обязанности правительства;
  • Роль кабинета министров в управлении страной.

Особое внимание в документе уделяется правам гражданина страны. Так, в разделе о защите прав человека упоминаются такие важные гражданские права, как право на свободу слова , право на национальное самоопределение, право на свободу религии и многие другие важные права и свободы. По своему строению и содержанию она во многом схожа с аналогичными документами других европейских государств, а также с законом Соединенных Штатов Америки. Однако есть и существенные различия. Во многом эти различия обусловлены необычной политической ситуацией, в которой оказалась страна после распада СССР.

Ознакомиться с полным текстом этого документа можно на интернет-сайтах, посвященных российскому законодательству, а также в специализированной литературе. Изучение действующей конституции России входит в обязательную учебную программу дисциплин «Правовая грамотность» и «Обществоведение» («Обществознание»), которые изучаются во всех средних общеобразовательных школах. Также этот документ изучают студенты младших курсов – будущие юристы, социологи и политологи.

Значение действующей Конституции

Конституция России, принятая в 1993 году, сыграла решающую роль в последующей судьбе нового государства – Российской Федерации. Образно выражаясь, ее можно сравнить с путеводной звездой, которая указала правительству и народу России правильный путь к выходу из кризиса, к интенсивному развитию, к формированию новых основ российской государственности.

Народ, в большинстве своем, положительно отнесся к новому документу, а день ее принятия был сразу же объявлен государственным праздником . Конечно, документ был далек от совершенства, так как разрабатывался он в спешке. К тому же это были первые годы России как независимого государства, и отечественное правительство еще не знало и не понимало многих вещей, которые впоследствии станут очевидными.

Однако, несмотря на многие недочеты и противоречия, Российская Конституция 1993 года имеет большое значение. До наших дней она дошла в значительно измененном виде, с многочисленными поправками. Но в целом суть документа не изменилась. Конституция России так и осталась главным документом, гарантирующим защиту основных прав и свобод граждан страны, а также регулирующим полномочия государственной власти.

Основные законы Российской Федерации принимаются исходя из Конституции. Ни один закон не будет принят, если он противоречит главному документу, регулирующему жизнь Российского государства. Все это свидетельствует о важности отечественной Конституции, о ее непосредственном влиянии на жизнь народа и правительства, на защиты прав и свобод человека, на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Государственная жизнь, которая строится на конституционной основе – ситуация, характерная не только для России, но и для большинства цивилизованных государств Западной и Восточной Европы. Любое нарушение конституции и законов, основанных на ней, преследуется законом.

В свое время Конституция России стала своеобразным «спасательным кругом», за который ухватились власти страны для того, чтобы выйти из затяжного кризиса. В настоящий момент она является важнейшим документом, регламентирующим все аспекты политической и социально-экономической деятельности президента, правительства и российского народа. В связи с этим роль конституции в 1993 года в развитии независимого государства Российская Федерация нельзя недооценивать. Соблюдение основных положений конституции – залог стабильности и процветания страны.

История конституции

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР , которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.

Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года , разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:

  • , созванного по решению Президента РФ Б. Н. Ельцина

В итоге проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен Президентом на всенародное голосование.

12 декабря 1993 года голосование состоялось. За принятие Конституции проголосовало 58,43 %, против - 41,57 %. Новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования 25 декабря того же года.

Конституция Российской Федерации 1993 года

Структура

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей , закрепляющих основы политической , общественной, правовой , экономической , социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности , федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти , а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

  • Раздел первый
    • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)
    • Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)
    • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
    • Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)
    • Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)
    • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137)
  • Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Отличия от

  • Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России);
  • Ликвидировано закрепление земли и недр в качестве достояния народов, проживающих на соответствующей территории (ст.11 Конституции 1978 г.);
  • Россия стала симметричной федерацией : полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми (пункт 4 , пункт 2 , пункт 1 ). Однако, республики, входящие в Россию, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов России . В - гг. компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных области и округов различалась (см. , Конституции 1978 года), а до этого, в - гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики).
  • Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);
  • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России ; (в - гг. составлял 65 лет);
  • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации ;
  • Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации ;
  • Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в - гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);
  • Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и её частью.
  • введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические (ФКЗ , принимаются двумя третями голосов депутатов ГД и одобряются тремя четвертями голосов членов СФ) и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же (за исключением поправок к главам 1, 2 и 9) + ратификация субъектами).
    • Согласие субъектов Федерации (ратификация) теперь требуется для любых поправок к Конституции (а не только для изменения норм о федеративном устройстве).
    • Установлен усложненный порядок изменения основ конституционного строя (глава 1), норм о правах человека (глава 2) и порядке изменения Конституции (глава 9). Ранее любой раздел Конституции (включая основополагающие её нормы) мог быть изменен Съездом народных депутатов России (законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации).
  • нормы об основах системы государственной власти субъектов России выведены из Конституции в федеральные законы (прежде всего - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Ранее система государственной власти во всех субъектах была регламентирована непосредственно Конституцией России (разделы и Конституции 1978 года)
  • отменена регламентация структуры представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в прежней Конституции статус местных Советов народных депутатов и местной администрации регламентировался непосредственно (главы и )
  • принципы избирательной системы выведены в законы. Ранее они регламентировались Конституцией ()
  • государственная символика стала устанавливаться федеральными конституционными законами. Ранее флаг и герб были установлены непосредственно Конституцией (статьи 180 и 181 Конституции 1978 года), а гимн определялся Верховным Советом России (статья 182).
  • Конституция получила высшую юридическую силу (статья 15 Конституции России). Ранее говорилось лишь о том, что «все законы и иные акты государственных органов Российской Федерации издаются на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.» (статья 184 Конституции России 1978 года), что было связано с отказом Съезда народных депутатов России рассматривать беловежское соглашение, включая отказ отменять формальное действие и высшую юридическую силу Конституции СССР
  • Отменен институт приостановления отдельных статей Конституции законодательным органом (ранее статья 185 Конституции 1978 года предусматривала, что Съезд народных депутатов России может это сделать не менее, чем двумя третями голосов народных депутатов России).
  • Исключены нормы о делегировании парламентом своих полномочий (ранее они предусматривались статьей 185 Конституции России 1978 года)
  • В Конституцию введены нормы о порядке принятия новой Конституции (Конституционным Собранием , двумя третями голосов от общего числа членов Собрания, либо референдумом, назначенным Собранием). Прежняя Конституция не включала прямых норм о порядке принятия Конституции, но содержала указание на эту процедуру среди исключительных полномочий Съезда (пункт 1 части третей статьи 104 КРФ 1978 года).

Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть, субъектами , которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:

  • законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
  • группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.

Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра регламентируется Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

  1. пересмотр положений глав (основы конституционного строя), (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;
  2. поправки к остальным главам (кроме );
  3. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;
  4. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.

Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.

Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России

Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Нормативный акт До изменений После
Ингушская Республика Республика Ингушетия
Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 Республика Северная Осетия Республика Северная Осетия - Алания
Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. № 173 Республика Калмыкия - Хальмг Тангч Республика Калмыкия
Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 679 Чувашская Республика - Чаваш Республики Чувашская Республика - Чувашия
Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. № 841 Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России

В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:

Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

Дата внесения изменений Исключено из статьи 65 Включено в статьи 65
от 25 марта 2004 года № 1 1 декабря Пермская область ; Коми-Пермяцкий АО Пермский край
от 14 октября 2005 года № 6 1 января Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО ; Эвенкийский АО Красноярский край
от 12 июля 2006 года № 2 1 июля Камчатская область ; Корякский АО Камчатский край
от 30 декабря 2006 года № 6 1 января Усть-Ордынский Бурятский АО Иркутская область
от 21 июля 2007 года № 5 1 марта Читинская область ; Агинский Бурятский автономный округ Забайкальский край

Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации

Статья 136 Конституции гласит: Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации"

Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»

Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции

В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.

Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором - вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3-8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.

Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание - особый учредительный орган , порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:

  • подтверждает неизменность Конституции;
  • разрабатывает проект новой Конституции, который:
    • принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или
    • выносится на всенародное голосование , где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.

Отличие Конституции от законов

Конституция:

  • закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
  • обладает высшей юридической силой;
  • обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
  • отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
  • является базой для текущего законодательства.

Конституция и ограничение прав и свобод человека

Несмотря на то, что в соответствии с конституцией России права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция России допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55 конституции России, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям:

  • ограничение прав не должно достигать таких размеров, при которых можно будет говорить об отмене или даже умалении отдельных прав человека и гражданина, подразумевающем законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы меньшей, чем необходимая с точки зрения основного содержания этих прав и свобод;
  • никакие ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут быть сделаны на основе подзаконных актов;
  • исчерпывающим перечнем оснований для ограничения прав и свобод человека и гражданина является «защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
  • ограничение права и свобод не должно превышать минимально необходимую меру, позволяющую реализовать приведённые в предыдущем пункте цели;
  • должны одновременно выполняться все перечисленные в пп. 1-4 требования, а также остальные требования конституции России.

В противном случае ограничение прав и свобод человека считается антиконституционным.

Вышеуказанные требования входят в так называемую «генеральную клаузу» - общую норму, на основании и в соответствии с которой допускается ограничение прав и свобод человека в Российской Федерации. Тем не менее отдельные статьи второй главы Конституции России содержат специальные основания ограничения тех или иных прав. К примеру, право собственности на землю в соответствии с ч.2 ст. 36 Конституции России осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде. Таким образом, требование защиты окружающей среды является специальным конституционным основанием ограничения права собственности.

Некоторые из оснований ограничения прав граждан, в частности защита нравственности, являются весьма растяжимыми с нормативной точки зрения. Обращая внимание на критерии оправданности применения ограничений Конституционный Суд России указал: "Публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату ".

Конституционный Суд России также воспринял ряд принципов, введённых в практику Европейским Судом по правам человека в качестве необходимых для ограничения прав условий. Так, в одном из постановлений КС России было установлено, что «ограничения права собственности, равно как и свободы предпринимательской и иной экономической деятельности могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо данного конституционного права».

Издание Конституции

Официальное издание Конституции Российской Федерации осуществляет московское издательство «Юридическая литература ». Осуществлено четыре официальных издания основного закона: в 1993, 1997, 2005, 2009 годах и публикация текста Конституции в Российской газете . Существуют десятки переизданий Конституции Российской Федерации.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Текст Конституции Российской Федерации на официальном сайте Президента России
  • Сайт, посвященный Конституции России (Гарант-Интернет) (рус.) (англ.) (нем.) (фр.) (В редакции от 25 июля 2003 года).
  • Конституция Российской Федерации, с изменениями от 30 декабря 2008 года Российская газета 21 января 2009 года.

Основные этапы конституционного развития России. Характерные черты и особенности Конституции РФ 1993года.

Конституция Российской Федерации: особенности, свойства, функции. Специфика Конституции 1993 года обусловлена тем, что она оказывает новый этап в конституционном развитии нашей страны. В Российской Федерации было несколько конституций. Первая из них была принята в 1918 году. Она законодательно закрепляла итоги Великой Октябрьской социалистической революции. В сфере государственного строительства учреждалось государство диктатуры пролетариата. Правами и свободами наделялись лишь трудящиеся классы, а остальное население было лишено этих прав.

Затем после образования в 1922 году Советского Союза Конституции РСФСР лишь повторяли положения союзных конституций. Так, были приняты Конституции РСФСР 1925 года,1937 года и 1987 года. Несмотря на провозглашение в этих конституциях РСФСР суверенным государством, на практике Россия не обладала полным суверенитетом.В построении системы государственной власти и управления конституции РСФСР исходили из принципов. Противоположных общепринятым принципам правового государства: верховенство прав человека. Разделение властей, парламентаризм. Вместо этого провозглашались принципы классовости в представлении прав и полновластия Советов. Однако на практике власть была тесно связана с политикой большевистской партии.

Конституция Российской Федерации 1993 года – Основной закон суверенного Российского государства, принятый на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Она впитала основные достижения первой правовой науки.Однако, будучи принятой в условиях жесткого политического противоборства законодательной и исполнительной властей,она не лишена недостатков и, вероятно в дальнейшем будет нуждаться в изменениях и дополнениях. Одной из особенностей Конституции РФ 1993 года является ее гуманистическая направленность. Права и свободы человека и гражданина закреплены в ней в качестве высшей ценности. Их признание, соблюдение и защита – главная обязанность государства. Кроме этого, Конституция РФ 1993 года закрепила смешанную форму правления – президентско – парламентскую с заметным акцентом властных полномочий в сторону исполнительной власти: президента, премьер-министра и правительства.

Конституция РФ выполняет ряд функций:

1) Политическая функция Конституции состоит в том, что она определяет правила политической борьбы и обеспечивает политическим силам равные условия в борьбе за государственную власть. Государство не вмешивается в дела гражданского общества и его организаций: политических партий, общественных организаций, объединений;

2) Правовая функция выражается в том, что, выступая ядром правовой системы, Конституция устанавливает общие правовые принципы, которые являются исходными для различных отраслей права. Обладая высшей юридической силой, Конституция обеспечивает надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне не противоречивых актов государства;

3) Гуманистическая функция Конституции определяется тем, что в ней нашли отражение общепризнанные нормы и общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы человека. На государство возложена обязанность обеспечения достойных условий существования человека.

Как основной закон Конституция 1993 года имеет правовые признаки, которые отличают ее от иных нормативно-правовых актов:

· Конституция обладает юридическим верховенством, ей присуща высшая юридическая сила по сравнению с другими нормативно-правовыми актами, которые не должны ей противоречить;

· Закрепляя основополагающие принципы организации государства и общества, а также правовой статус личности, Конституция является базой текущего законодательства; лишь конкретизирует основные начала, закрепленные в Конституции;

· Конституцию отличает прямое действие ее норм, которые не требуют никакого дополнительного законодательного разъяснения или дополнения;

Конституцию характеризует особый порядок принятия и изменения. Она была принята на референдуме. В обычном порядке могут вносится изменения в гл. 3-8 . За них должны проголосовать не менее 2/3 общего числа депутатов обеих палат Федерального Собрания. Предложение о пересмотре гл.1,2,9 должно быть поддержано 3/5 голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Затем созывается Конституционное Собрание, которое решает, изменять Конституцию или нет.

Структура Конституции Российской Федерации 1993 года.

Конституция Российской федерации состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей. Содержание преамбулы Конституции не имеет правового характера. В ней выражены намерения о целях принятиях Конституции. Среди них следует отметить приверженность демократии, правам человека, возрождения российской государственности.

Наиболее значимой является глава первая, закрепляющая основы конституционного строя.

Глава 1. Основы конституционного строя


Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государст
Похожие публикации