Новые российские водительские права: в чём отличие от старых? В России вводят водительские удостоверения с электронными чипами. Как они будут выглядеть Водительское удостоверение нового образца с чипом

Рассказали о разработке указа, которым утверждаются образцы документов нового поколения для автомобилистов и устанавливаются требования к их оформлению. Проект приказа «О водительском удостоверении и свидетельстве о регистрации транспортного средства (СТС) с электронными носителями информации» опубликован на портале regulation.ru

«Предусматривается, что отличительной особенностью документов нового поколения станет наличие в них микроэлектронного устройства (микрочипа), а также ряд дополнительных степеней защиты. Указанные документы будут изготавливаться на пластиковой основе, верхний и нижний слой которой лазероактивны, а выдача будет осуществляться в подразделениях Госавтоинспекции, имеющих необходимые технические возможности для их оформления», — прокомментировала инициативу официальный представитель ведомства .

На новых документах их наименования будут дублироваться на английском и французском языках. Защита от подделок также будет усилены. Так, в частности, в правом нижнем углу новых водительских прав появится изображение руля, меняющее цвет с розового на зеленый в зависимости от изменения угла зрения.

В МВД подчеркнули, что действующие сейчас образцы водительских прав и СТС по-прежнему после внедрения новых образцов будут действительны и водители смогут самостоятельно выбирать, какой документ получить.

«Разработка проекта приказа обусловлена необходимостью введения в действие образцов водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства с электронными носителями информации в рамках выполнения мероприятий, предусмотренных Планом гарантированных закупок гражданской микроэлектронной продукции на среднесрочную перспективу, разработанного во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации от 29 сентября 2015 г.», — отмечается в тексте.

Таким образом, в ведомстве фактически признали, что внедрение прав и СТС с микрочипом не обусловлено каким-либо объективным фактором, а связано лишь с поддержкой российской микроэлектронной промышленности.

А помогать ей планируется путем закупок специального оборудования для выдачи новых документов в на местах

«Реализация требований нормативного правового акта не потребует увеличения численности существующих или образования новых структурных подразделений Министерства. Выдача указанной специальной продукции предусматривается исключительно в подразделениях Госавтоинспекции, имеющих техническую возможность для ее изготовления на оборудовании, поставка которого предусматривается указанным выше Планом», — говорится в документе.

Примечательно, что согласно данному плану, утвержденному в апреле 2016 года правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, документы нового образца уже тогда были готовы к внедрению. Закупать их в МВД планировали уже с 2017 года. В частности, планировалось ежегодно приобретать по 18 млн комплектов бланков водительских прав нового образца и микрочипов к ним на сумму 7,3 млрд рублей.

Таким образом, закупка одних водительских прав нового поколения обойдется в МВД примерно в 405 рублей. Водителям новые документы обойдутся почти в восемь раз дороже.

В пояснительной записке к проекту приказа МВД отмечается, что закупать новые документы начнут лишь в этому году, причем на 2018-й запланировано приобретение партии в 10 тысяч водительских удостоверений. Потратить на них планируется 2,6 млн рублей, то есть исходя из цены в 260 рублей за один комплект документов.

Столь скромный объем закупки новых бланков связан, скорее всего, с проведением пилотного проекта по их внедрению в центрах Госуслуг. Когда и где именно он пройдет, пока неясно.

Об этом, в частности, упоминалось еще в феврале 2018 года на совещании у . «Представить в предложения с проектом необходимых нормативных правовых актов о проведении пилотного проекта по выдаче водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства нового поколения на базе региональных многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», — отмечалось в поручении МВД по итогам встречи.

С 2019 по 2024 год в МВД планируют закупать уже по 18 млн удостоверений нового образца. Причем если на следующий год на эти цели планируется потратить 4,9 млрд рублей, то в 2024-м, видимо, с учетом инфляции, уже 6,13 млрд рублей.

Общие затраты на закупки новых прав с микрочипом в ближайшие годы составят более 35 млрд рублей.

Напомним, что в начале июля утвердил поправки в Налоговый кодекс. Была введена государственная пошлина за выдачу водительского удостоверения и СТС нового поколения в размере 3000 и 1500 рублей соответственно. Вопреки панике, которую подняли ряд СМИ, госпошлина за выдаваемые в настоящее время аналогичные документы, как , не изменилась.

При этом в правительстве, внедряя пошлины на новые документы, отмечали, что это позволит лишь «частично компенсировать затраты федерального бюджета на создание инфраструктуры для внедрения документов нового поколения, содержащих электронные носители информации».

Когда начнется реальная выдача документов нового поколения, пока неизвестно. В МВД лишь сообщили, что это произойдет «только после создания всей необходимой для их выдачи инфраструктуры».

Начиная с 2014 года все российские водители, по желанию, могут поменять права и получить водительское удостоверение новой дизайнерской разработки.

Чем же они отличаются от старых, проверенных годами прав? Если у них преимущества перед старыми удостоверениями?

  • Водительские права нового образца изготавливаются в соответствии с международными требованиями.
  • Новое удостоверение снабжено множеством степенями защиты, документ невозможно подделать.
  • На удостоверении никакая информация не стирается, и остается в первоначальном виде до конца срока годности.

Как выглядят новые права

Внешний вид, концепцию и содержание российский прав на вождение автотранспортными средствами разработали и утвердили еще в 2014 году, но получали их не все водители, а только те, кто выразил желание иметь новый вид удостоверения.

Но с 2017 года выпуск прав устаревшего вида, на плотной бумаге, прекращается и вновь обратившимся будут выдаваться документы нового образца.

Старые водительские удостоверения, не требуют замены и сохраняют свою юридическую силу до окончания указанного на них срока.

Разработка нового вида и содержания прав на управление была вызвана приведением документа к международному стандарту. Теперь удостоверение включает новые виды категорий водительского мастерства, к которым может быть допущен управляющий автотранспортом гражданин.

Отныне самый важный для каждого, кто садится за руль, документ изготавливается только на пластике, с неброской расцветкой в светло-розовых тонах, но с четким текстом по всем полям. Размер пластика составляет 8,5 Х 5,5 см, новые права спокойно могут поместиться в портмоне любого типа.

Если приглядеться к новым водительским правам, то можно обнаружить тончайшую сетку. Она предназначена для защиты удостоверения, и содержит ряд штриховых кодов, которые используются в автоматизированном учете. Количество столбцов и строк строго разграничены – в документе указаны 4 столбца и 17 строчек.

Именно на этих полях вводятся все важные сведения о водителе, допущенном праве к определенному роду автотранспорта, которым может управлять, срок действия удостоверения и много другой важной информации.

Пластик изготавливается с несколькими степенями защиты, что направлено на предотвращение подделок водительского удостоверения. К основным средствам относятся:

  • Штриховая кодировка по левому краю обратной стороны, в ней содержатся основные сведения о водителе. Считать информацию можно только специальным устройством, которые имеют инспекторы дорожной службы. А также по ней можно получить сведения о .
  • Цветные голограммы и особая технология цветопередачи позволят изменять цветовую гамму, что также подтверждает подлинность документа.

Информация, содержащаяся в водительском удостоверении

Все записи на правах вносятся как на русском (национальном) языке, так и на латинице.

Теперь давайте подробнее рассмотрим каждую сторону:

  • На основной стороне документа в самом вверху прописывается наименование, то есть удостоверение водителя, а немного левее обозначение страны на латинице.
  • Правее от фото есть несколько строк для записи личных данных, они прописываются в русском варианте и латинскими буквами (графы 1 и 2 ).
  • Затем есть сведения о дате и месте рождения (графа 3 ).
  • Под записями о личных данных прописываются дата выдачи водительского удостоверения и срок его годности (графы 4a и 4b ).
  • На следующей строчке отображены сведения о выдавшем права подразделении ГИБДД, его код (графа ).
  • Внизу проставлен ряд цифр: первые 4 обозначают серию документа, последние 6 – номер удостоверения (графа 5 ).
  • По левую сторону расположено фото, обычно цветного формата, которое делают в подразделении ГИБДД. К нему предъявляются определенные требования – оно должно быть строго анфас, без убора на голове, с параметрами 3 х 4 см. Для иных лиц допускается делать фото в уборе, если по религиозным или другим соображениям они постоянно находятся в нем. Но лицо должно быть полностью открытым. Если гражданин носит очки, то и на фото этот атрибут должен присутствовать, но они обязательно должны быть прозрачными, чтобы виден был цвет радужки глаз (поле 6 ).
  • Под личным фото есть место для подписи – она должна быть идентична росписи на общегражданском паспорте гражданина (поле 7 ).
  • В графе 8 обозначается регион, проживания владельца удостоверения и регистрации авто.
  • В самой нижней строчке документа проставляются все доступные владельцу удостоверения категории и подкатегории транспорта (поле 9 ).

На обороте документа содержится следующая информация:

  • С левого края проставлен штриховой код, содержащий зашифрованные сведения о собственнике документа.
  • Остальное пространство водительского удостоверения отдано под таблицу, где прописываются категории ТС, доступные для использования на территории России.
  • В первом столбце проставлены виды автотранспорта в буквенном обозначении с символичной картинкой, по которой можно понять какой это транспорт.
  • Если у водителя есть допуск к управлению тем или иным видом автотранспортных средств, то против соответствующего класса, будут находиться сведения, когда сдан экзамен и выдано разрешение (столбец 10 ).
  • В отдельной графе проставлены сведения о сроке окончания действия разрешения на управление определенным классом транспорта (столбец 11 ).
  • Последняя графа предназначена для заполнения сведений, о запрете управления автомобилями определенного класса (столбец 12 ). Например, отметка АТ , означает допуск к вождению только транспорта с автоматической коробкой передач и проставляется в строке той категории (подкатегории) по которой получен соответствующее разрешение.
  • Графа 14 отведена под особые отметки и ограничения, действующие на все виды открытых категорий и подкатегорий, а также сведения о владельце. Здесь может указываться водительский стаж (год когда впервые были выданы права) либо информация что документ выдан взамен утраченного (дубликат прав), общие ограничения (например, ношение очков, контактных линз) либо указание о необходимости наличия действующей медицинской справки (в случае если водитель должен периодически проходить медкомиссию по допуску к управлению ТС).

Расшифровка категорий и подкатегорий

С 2014 года оборотная сторона документа изменена:

  • добавлены новые категории и подкатегории водительских прав;
  • введена отметка о допуске к вождению ТС только с автоматической коробкой передач.

На сегодняшний день существует 16 категорий водительских прав. Расширенная линейка строго ограничивает допуск к вождению той или иной категории транспортной техники.

Категория и подкатегория Пиктограмма Тип транспортного средства
Тяжелые мотоциклы с объемом двигателя свыше 125 см³
Облегченные мотоциклы с двигателем объемом 50-125 см³
Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 тонн и количеством пассажирских мест до 8
Трициклы и квадрициклы
Легковой автотранспорт класса В
Грузовой автотранспорт общей массой свыше 3,5 тонн
Средний грузовой автотранспорт массой 3,5 – 7,5 тонн
Грузовики категории С с прицепом, масса которого превышает 750 кг
Грузовики подкатегории С1
Автобусы с числом мест для пассажиров более 8
Малые автобусы. Пассажирский автотранспорт с местами для пассажиров от 8 до 16
Автобусы категории D с прицепом массой свыше 750 кг; сочлененные автобусы
Автобусы подкатегории D1 с прицепом массой более 750 кг, максимальная масса состава до 12 тонн
Мопеды, скутеры и квадроциклы с малой мощностью
Трамваи
Троллейбусы

Как можно увидеть из таблицы обозначение E в подкатегории указывает что водитель должен обладать навыками управления ТС буксирующим тяжелый прицеп, масса которого превышает 750 кг. Если открытые вам категории (B , С , С1 , D , D1 ) не имеют приставки Е , вы также можете транспортировать прицепы, но более легкие (в пределах 750 кг).

В новой классификации, к общеизвестным категориям, добавилась категория М . Допуск к вождению мопедом открывается автоматически если у водителя уже имеется водительское удостоверение. Если для вас это первая открываемая категория, чтобы полноправно управлять мопедом предстоит пройти подготовку в автошколе и сдать экзамены в ГАИ.

К примеру, водитель, имеющий категории А и В, при на новые получит удостоверение с дополнительными подкатегориями А1 , В1 , и вдобавок категорию М (см. образец).

Описание каждой категории

Введенная расширенная классификация строго разграничивает транспортные средства по мощности, грузоподъемности и пассажировместимости, а соответственно подходить к выбору железного коня теперь нужно еще более внимательно с учетом открытых категорий.

Например, Hummer H1 по попадает в категорию С (полная масса почти 5 т), а Land Cruiser 105 по количеству пассажиров (10 мест) в категорию D .

Пробежимся по всем видам ТС еще раз и рассмотрим некоторые пункты, ограничения и отличия по категориям более детально.

Мотоциклетная техника

Категория M – мопедные передвижные средства, скутеры и легкие квадроциклы с малой мощностью и общим объемом двигателя не более 50 кв. см. Этот вид транспорта набрал популярность благодаря своей доступности широким слоям населения и малым габаритам. И конечно, всем участникам движения хотелось бы чтобы водители скутеров обладали необходимыми знаниями ПДД выезжая на общественные дороги.

Категория А – тяжелые мотоциклетные средства передвижения. Снаряженная масса такого мототранспорта может доходить до 400 кг, а рабочий объем двигателя должен превышать 125 куб. см. Категория А позволяет управлять любыми типами мотоциклов, в том числе мототранспортом подкатегории А1 .

Легковые автомобили

Этот самый распространенный класс транспортных средств на наших дорогах:

Категория В – Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 т и количеством пассажирских мест до 8. Позволяет буксировать прицеп весом до 750 кг либо прицеп большей массы при соблюдении условия, что вес всего состава также укладывается в 3,5 т.

Подкатегория ВЕ – это допуск к вождению тех же легковушек категории В , но с прицепом, превышающем вес самого автомобиля (вес прицепа более 750 кг). Масса такого состава в совокупности может превосходить 3,5 т.

Однако виды транспортных средств при этом различны:

  • категория А открывает допуск к вождению квадрициклов с мотоциклетной посадкой (органы управления и руль как у мотоцикла) и в этом случае в столбце 12 будет проставлено ограничение MS ;
  • категория В позволяет управлять квадрициклом с автомобильной посадкой (руль, сидения, педали, переключатели автомобильного типа), на правах в этом случае будет стоять соответствующая отметка AS;
  • если же у водителя имелись обе категории (А и В ), ему будет доступен транспорт подкатегории В1 без каких-либо ограничений.

Особые отметки MS и AS в правах позволяют сотруднику ГИБДД легко определить законность передвижения водителя на том или ином виде техники.

Грузовой транспорт

Если сфера вашей деятельности связана с перевозкой грузов, вам следует открывать категорию соответствующую грузоподъемности вашего транспорта.

Автобусы

Категория D – Пассажирский транспорт автобусного типа с числом мест для пассажиров более 8. Права категории D позволяют управлять автобусами различного размера, в независимости от допустимой максимальной массы ТС. Именно эта категория необходима, к примеру, для вождения рейсовых автобусов.

Категории Tm и Tb не требуют описания. Данные категории можно увидеть на водительских правах тех людей, кто избрал своей профессией работу водителя трамвая или троллейбуса.

Права на автомат

Каждый новый водитель обязан пройти специализированные обучающие курсы, это требование стало обязательным для получения прав. И если предполагается передвижение только на машине с автоматической трансмиссией, то учиться и сдавать экзамен в ГАИ можно на авто с подобными характеристиками.

При этом в разделе ограничений проставляется запись АТ. Водитель с такими правами не сможет управлять автомобилем с механикой.

Если же водитель с правами на АКПП захочет в будущем ездить на механике, то для получения допуска и нового водительского удостоверения ему необходимо будет успешно пройти испытания в ГАИ по практическому вождению соответствующего автомобиля с механической коробкой переключения передач.

Лица, прошедшие обучение и успешно сдавшие экзамен по вождению транспорта с механической коробкой передач никаких ограничений не имеют и допускаются к управлению транспортом, соответствующего открытой категории, с любым видом трансмиссии (и «автомат», и «механика»).

Как открыть новую категорию

Чтобы дополнить свои водительские права новыми категориями или подкатегориями необходимо пройти надлежащее обучение по выбранному направлению в автошколе с последующей проверкой уровня подготовки в ГАИ.

Следует отметить, что самостоятельная переподготовка водителя не допускается.

Для зачисления в автошколу потребуется стандартный пакет документов:

  1. гражданский паспорт (копии страниц с фото и регистрацией);
  2. цветное фото, стандартного для документов размера 3х4;
  3. медсправка для водительских прав.

Стоимость и срок подготовки в автошколе различаются, в зависимости от выбранного курса:

  • Так переподготовка с категории С на подкатегорию СЕ не требует сдачи теории знания ПДД и для ее открытия необходимо успешное выполнение в ГИБДД задания по практическому вождению автопоезда.
  • А если человеку необходимо открыть категорию D и у него уже есть права категории С и соответствующая карточка водителя, то переподготовка включает в себя сокращенную теоретическую часть, что, конечно же, снижает стоимость и срок обучения.
  • Подготовка по категориии М проходит с изучением свода ПДД, из которого убраны разделы, не относящиеся по существу к вождению скутеров.

Важно! Законом предусмотрено получение класса вождения и самого удостоверения с определенного возраста, благополучно сдав экзаменационную проверку в ГИБДД:

  • Для управления легкими мопедами и облегченными мотоциклами права выдаются при достижении 16 лет ;
  • Получить допуск к вождению классов А , В , С и их 1 подкатегориям – с 18 лет ;
  • Управлять грузовым автотранспортом, троллейбусами и трамваями можно с 21 года .

Получение дополнительной подкатегории возможно при условии, что по основному классу вождения есть опыт не менее года.

Пройти подготовку в автошколе и сдать экзамен на знание ПДД в ГИБДД можно и раньше, но выдача водительских прав возможна только при достижении установленного возраста.

Наказание за нарушение ПДД

Управление ТС без соответствующего допуска приравнивается к езде без прав и карается по статье 12.7 КоАП РФ часть 1. Административное взыскание в этом случае может составить 5-15 тыс. руб.

Водителю следует знать, что не любое несоответствие допуска к классу вождения и управление каким-то транспортом может быть расценено как грубое нарушение:

  • Если при проверке обнаружится, что он управляет ТС грузового типа общей массой до 12 т., а у него отсутствует допуск к C1E , но в правах стоит категория СЕ , то штраф не будет наложен.
  • И в том случае, если водитель допущен к вождению легкового авто, но на момент проверки он передвигается на мопеде, с отсутствующим допуском в правах, будет аналогичная ситуация.
  • Но вот если он сел за руль автобуса, имея при этом допуск к вождению только легкового транспорта, то штраф может составить от 5 до 15 тыс. руб. Водителя обязательно отстранят от управления, а ТС отгонят на штрафстоянку (27.12 и 27.13 КоАП РФ).
  • Управление автомобилем на механике, с правами только на автомат, также приравнивается к езде без прав с вытекающими последствиями.

Вот что мы хотели вам рассказать о водительских правах. Если у вас возникли вопросы обратитесь за разъяснениями к нашим правовым экспертам оформив запрос в конце статьи.

«Выдача документов нового поколения, содержащих электронные носители информации (микрочипы) на территории Новосибирской области не осуществляется, - сообщил представитель регионального ГУ МВД Сергей Страдымов. - Госпошлина за выдачу обычных пластиковых водительских удостоверений и свидетельств о регистрации транспортных средств остается прежней - 2000 и 850 рублей соответственно».

С 3 августа 2018 года госпошлина составляет 3000 и 1500 рублей соответственно. Правда, коснулось только документов нового образца, которых пока просто нет.

Кто первым получит новые права?

В водительские права нового образца будет вмонтирован чип идентификации, который призван помочь инспекторам ГИБДД при проверке и подтвердить их подлинность. Сам чип будет содержать те же данные, что находятся на лицевой стороне водительского удостоверения. А кроме этого - идентификационный код, который не виден глазу, но система сможет его считать и идентифицировать это удостоверение. Внешне новый документ от привычного «розового» отличаться не будет - чип зашьют внутри.

Однако критики «чипирования» уверяют, что правительство в очередной раз таким образом решило заработать на автомобилистах. Дескать, во всех цивилизованных странах у человека вообще может не быть при себе водительского удостоверения - можно просто предъявить паспорт и по имени проверить наличие документов в базе.

«Продвинутых европейских» документов с чипом сибирякам ждать еще очень долго, - добавил Сергей Страдымов в телефонной беседе. - У нас в области просто нет такого оборудования. И когда предвидится, я затрудняюсь сказать. Первыми новые права с микрочипом получат, конечно, москвичи».

В ГИБДД напомнили, что водительское удостоверение подлежит замене при следующих условиях: в результате порчи документа, утери, кражи, при смене фамилии водителя и обязательно каждые 10 лет. За управление с просроченными правами - штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей. В качестве оправдания для роста госпошлин в правительстве называют существенные бюджетные расходы.

Кому и зачем это нужно?

«Чипированные» водительские права дают возможность гражданину РФ въезжать на территорию большинства стран на своем автомобиле, а также брать машину в аренду. В ГИБДД добавляют, что при этом желательно изучить особенности ПДД тех стран, на территорию которых гражданин РФ собирается отправиться. Внешний вид российских прав унифицирован с международными стандартами, поэтому расшифровка водительских прав нового образца 2018 года не должна вызвать сложностей.

Все водительские удостоверения международного образца выглядят примерно одинаково. Основное различие заключается в некоторых цветовых решениях и указании региона. Для российского документа это отметка «RUS» в левом верхнем углу. Права, выдаваемые в странах Евросоюза, имеют прямоугольник в виде флага ЕС.

Водитель в России - дойная корова

Новые водительские права - это заставить водителей раскошелиться, уверен руководитель авто-мотоассоциации Новосибирска Алексей Носов. При этом инициатива изначально исходила не от ГИБДД, а от крупных российских бизнес-структур, которые с 2013 года лоббировали свои интересы и в итоге своего добились.

«Повышенные госпошлины якобы должны пойти на специальное оборудование автомобилей ГИБДД, но реально гаишникам от этих денег достанутся крохи - основной капитал осядет в банках, через которые автомобилисты будут платить эти самые пошлины, и у разработчика чипов. В США и Великобритании водительские права сейчас уже не нужны. Все документы заменяет паспорт или удостоверение личности, - говорит Алексей Носов. - Каждый человек есть в базе и стоит только набрать его ФИО, как сразу становится ясно, есть ли у него водительские права и какой категории. Единственный плюс от «чипированного» документав том, что с ним можно ездить по странам Евросоюза. Но большинству российских водителей это даром не нужно!Еще уверяют, что новые права якобы облегчат работу сотрудникам ГИБДД при проверке документов. Но давайте говорить честно. Количество личного состава гаишников за последние годы сократилось вдвое. Вас когда последний раз останавливали на трассе, чтобы проверить документы? В среднем это происходит раз-два в год. Поэтому говорить о сложностях работы ГИБДД в этом плане просто не приходится -везде стоят видеокамеры».

Что касается самого процесса сдачи экзамена для получения водительских прав в ГИБДД, то здесь будущих автомобилистов действительно ждут серьезные испытания. «Известия » сегодня пишут, что через полгода вступит в силу проект постановления об изменении в правилах проведения экзаменов, разработанный МВД России. Главное нововведение: вместо проверки навыков управления на закрытых площадках ученикам придется быть готовыми к практическому экзамену в условиях реального дорожного движения.

Такое решение в МВД объяснили результатами анализа ДТП, произошедших по вине водителей. Оказалось, что чаще всего к авариям приводят несоблюдение очередности проезда перекрестков, нарушения правил проезда пешеходных переходов, неправильный выбор дистанции, выезд на полосу встречного движения, нарушения требований расположения транспортного средства на проезжей части.

При этом доля ДТП, совершенных водителями при движении задним ходом, парковке или из-за несоблюдения бокового интервала, то есть, при применении тех самых умений, которые сейчас проверяются при проведении экзамена на площадке, оказалась незначительной.

В МВД также установили минимальные и максимальные сроки проведения повторных экзаменов для тех, кто провалился, - сейчас в правилах их просто нет. Теперь же предусматривается проведение повторного теоретического экзамена не ранее чем через семь и не позднее 30 календарных дней, а повторного практического экзамена - не ранее чем через семь и не позднее 60 календарных дней. С одной стороны, это означает, что после провала нельзя будет отправиться пересдавать экзамен уже на следующий день. Но зато и в ГИБДД должны обеспечить своевременную готовность принять экзамен и не растягивать этот процесс на месяцы.

Когда перед автовладельцами встает вопрос о переоформлении старых прав в органах ГИБДД, они подают заявление на получение водительских прав, оформленных по новому образцу.

Если задаться вопросом, чем отличаются права нового образца от документа старого типа, то у новых прав будет ряд ощутимых преимуществ. К ним относятся и более прочный пластик, из которого они изготавливаются и современные защитные технологии, затрудняющие подделку.

Внешний вид водительских прав нового образца

Акты Министерства внутренних дел претерпели ряд изменений – Приказ №6 МВД России от 9 января 2014 года внес некоторые дополнения. Соответствующие поправки уже в апреле 2014 года вступили в законную силу, поэтому некоторые изменения претерпел ФЗ № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года. Перечисленные документы определенным образом повлияли на то, какой внешний вид сегодня имеют новые водительские права – они выглядят не ярко, их цвет стал сине-розовым. Если смотреть на лицевую часть водительского удостоверения, то слева размещена фотография водителя, которому принадлежит документ. Права часть несет важную информацию о водителе и о том, каким образом было получено водительское удостоверение.

Какую информацию содержат права нового образца

Давайте узнаем важные данные, которые обязательно присутствуют на правах нового образца:

  1. Сведения о водителе – ФИО. Указывается как на русском, так и на английском языке;
  2. Дата и место рождения;
  3. Когда были выданы права;
  4. Срок окончания действия документа;
  5. Перечень категорий и подкатегорий ТС, к управлению которых допущен владелец прав;
  6. Наименование органа, который выдал документ;
  7. Серия удостоверения, состоящая из 4 цифр и номер из 6 цифр;
  8. Дополнительные сведения о водителе. Например, группа крови, водительский стаж, медицинские показания и ограничения к управлению транспортом.

Сетка категорий транспортных средств на новых правах

В правах нового образца присутствуют существенные отличия от водительского удостоверения старого типа: в водительское удостоверение была добавлена дополнительная табличка, которая расшифровывает подкатегории и категории ТС, к управлению которых допущен владелец документа. Соответствующее графическое изображение, определенное наименование, обозначение с помощью букв и цифр имеет каждый подкаст ТС. Если перевернуть пластиковые права, то на задней стороне расположена сетка, состоящая из семнадцати строк и четырех столбцов. Ряд штрих-кодов автоматического учета расположен слева от таблички.

Столбцы таблички предназначены для занесения важной информации о водителе:

  • Дата, когда были получены новые права;
  • Срок окончания действия документа для указанной категории ТС;
  • Ограничения по управлению. Здесь также могут быть рекомендации медиков. Например, если водитель имеет проблемы со зрением, то может стоять отметка: «Рекомендовано вождение в линзах или очках».

Строки сетки содержат информацию о перечне категорий и подкатегорий, к вождению которых допущен обладатель прав. Рядом с ними стоят графические обозначения.

Помимо ранее принятых подкатегорий, присутствовавших в правах старого образца, появились новые обозначения. Теперь, помимо информации о том, что водитель может управлять мотоциклом, легковой машиной, грузовым транспортом, могут стоять отметки о допуске к управлению трамваем, троллейбусом, трициклами, квадроциклами, легкими мотоциклами, машинами, оснащенными прицепами.

Теперь в сетке новых прав можно заметить буквенное обозначение «М». Начиная с 2014 года, данный знак подтверждает , хотя раньше для данной категории ТС не требовались права. Еще появилась отметка «АТ», которая расположена на обратной стороне пластиковых прав. Ее значение таково – водителю предоставлено право управления ТС, оснащенным ручным управлением или автоматической коробкой передач. Как правило, подобные изображения ставят на правах людей, получивших инвалидность. То есть граждан с ограниченными физическими возможностями.

Новые технологии защиты в удостоверении нового типа

С целью предотвращения подделки водительского документа, новые пластиковые права были оснащены многоуровневой защитой. Для защиты прав работают следующие охранные технологии:

1. На обратной стороне «пластика» с левой стороны расположены штрих-коды, содержащие закодированную информацию о владельце прав. Если на дороге вас остановили и попросили предъявить права, то данные с них имеет право считывать уполномоченный инспектор.

Зафиксированную на карте информацию он считывает специальным устройством – портативным сканером. Он позволит моментально определить, получили ли вы права законным путем, или в руках подделка.

Помимо этого, инспектору будет видна информация, которые вовремя не были уплачены;

2. Директный микротекст: содержит название документа;

3. Орловский эффект: с его помощью можно определить плавность цветовых переходов. Если права настоящие, то линии не будут смещаться или накладываться друг на друга, а переходы цвета можно наблюдать без графических разрывов;

4. Контурный микротекст: в нем содержится информация о наименовании государственного органа, который занимался оформлением и выдачей водительских прав, позволяющих водить ТС соответствующей категории;

5. Гильоширная нераппортная сетка;

6. Использование люминесцентной краски, с помощью которой на правах обозначаются серия документа и его номер. Если направить на права прибор с ультрафиолетовым излучением, то эти обозначения приобретают оранжевый цвет, подтверждающий подлинность документа. Номер располагается внизу на обратной стороне прав;

7. Цветопеременный эффект: когда при рассмотрении прав человек меняет угол обозрения, окраска тоже будет меняться. На лицевой части пластика над фотокарточкой водителя данный эффект легко заметить.

Оформление водительского удостоверения нового образца в ГИБДД

Обладатели прав старого образца могут не беспокоиться о замене документов на новые до тех пор, пока не закончится срок их действия. В некоторых случаях водитель имеет право подать заявление на выдачу новых прав:

  • Окончание срока действия
  • Кража документов

На общих основаниях водитель обращается в органы ГИБДД по месту регистрации для получения новых прав и ждет своей очереди. Чтобы запустить процедуру оформления документов нового образца, гражданин подает заявление и предоставляет необходимый пакет документов, перечень которых регламентирован законом.

Размер госпошлины за права нового образца

Статья 333.33 Налогового Кодекса России гласит, что водители, получающие новые права, должны государственную пошлину за получение или замену прав в размере 2000 рублей.

Чтобы гражданину выдали права в подразделении ГИБДД ему следует предъявить квитанцию об уплате госпошлины. Чек является частью документов для выдачи прав и в нем должна содержаться важная информация, к которой предъявляется ряд требований (ФИО плательщика, наименование органа, куда идет оплата, реквизиты и прочее).

Основные отличия водительского удостоверения нового образца от старых прав

Новые законодательные акты повлекли изменения во внешнем виде водительского удостоверения нового образца, и основными из них можно назвать:

  • Права изготавливаются из более прочного пластика, имеющего неяркий розово-синий цвет. Права старого образца выпускались на бумаге желтого цвета, и водители их ламинировали для сохранности;
  • На обратной стороне документа теперь вносится отметка «АТ». Она говорит о том, что водитель имеет право садиться за руль ТС с автоматической трансмиссией;
  • В новых правах добавлены дополнительные категории и подкатегории, которыми имеет право управлять водитель. Это мопеды, скутеры, троллейбусы/трамваи, квадрициклы;
  • Новые права оснащены мощной защитной системой, которая предотвращает подделку;
  • При получении водительских прав нового образца водитель обязан уплатить государственную пошлину в размере 800 рублей.
  • На новых правах теперь имеется штрих-код, с помощью которого уполномоченные инспекторы ГИБДД считывают всю информацию о водителе, используя специальные электронные устройства. Можно получить сведения даже о просроченных штрафах.

В заключении можно сказать, что пластиковые права нового образца пользуются популярностью среди водителей, и это вполне очевидно и обосновано. Новые права практичней предыдущей версии и надежней. Комплекс поправок в законодательстве повлек ряд изменений во внешнем виде пластиковых прав. Документ имеет защитные значки, новые отметки, наименования введенных недавно категорий и подкатегорий ТС.

В Сети появились фотографии с микрочипом и свидетельства о регистрации автомобиля (СТС) нового формата. Обе версии документов сделаны в виде компактных пластиковых карточек. Если для СТС разница действительно разительная - скоро в прошлое должен уйти допотопный бумажный формат, то у водительского удостоверения разница не так велика. Но это на первый взгляд. Фотопрезентация прошла на закрытом заседании ГИБДД.

Подготовка изменений проходила постепенно, в несколько этапов. В первую очередь в Налоговый кодекс были внесены изменения по части госпошлины (вступили в силу 3 августа). Как мы , пошлина на выдачу водительских удостоверений нового образца составит 3 тысячи рублей . За документ старого образца придется заплатить 2 тысячи рублей . За выдачу свидетельства о регистрации нового образца - 1,500 рублей . Обычное СТС обойдется в 500 рублей .

Следующим этапом стало появление проекта приказа о водительских удостоверениях и свидетельствах о регистрации нового образца, и вот теперь, согласно технической документации, были разработаны образцы новых водительских документов.

Карточки получат новые степени защиты. Например, при изготовлении этих документов будет использоваться лазерная гравировка. В правом нижнем углу появится изображение руля, меняющее при изменении угла зрения цвет с розового на зеленый. На обороте появится QR-код, по которому можно будет считать информацию, вероятно, о водителе или автомобиле - в зависимости от того, на каком документе этот код нанесен.

Название документа - «Водительское удостоверение» или «Свидетельство о регистрации» - будет продублировано на двух иностранных языках - французском и английском.

Но главное отличие новых водительских прав - наличие чипа, в который будет заноситься разного рода информация. Министерство пока не раскрывает тайну, о какой информации идет речь. Возможно, имеется в виду дублирующая информация с самих прав, по которой можно будет проверить карточку. Смысл этого - защита документа от подделки. Информацию на нем будет сложно изменить. Индикатором, говорящим о том, что документ электронный, станет значок фотокамеры, выполненный в сиреневом цвете. На он, соответственно, тоже будет.

Разумеется, с чипа все эти данные легко и быстро считает сотрудник ГИБДД при помощи специального устройства. Особенно полезно для сотрудников, несущих службу в отдаленных населенных пунктах или на трассе, где Интернета может не быть.

Кстати, массовой замены прав, а также свидетельств о регистрации не будет. Старые документы будут заменяться на новые по истечению срока действия или при восстановлении после утраты. А свидетельство о регистрации - при смене собственника автомобиля. Пока выдавать права нового образца и СТС смогут не все подразделения ГИБДД, а лишь те, у которых есть необходимые технические возможности для оформления документов.

Похожие публикации