Право на обжалование процессуальных действий и решений как один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Право на обжалование Ограничения права на судебное обжалование

Понятие права на обжалование

Законное право на обжалование, в соответствии с положениями действующего налогового законодательства РФ, представляет собой правомерную возможность граждан обжаловать принятые решения и постановления налогового органа.

Как правило, право на обжалование используется в том случае, если физическое лицо считает, что принятые ранее решения и постановления налогового органа нарушают его законные права и интересы.

Право на защиту собственных интересов можно назвать одним из основных прав граждан, предусмотренных действующей Конституцией РФ.

Любое правовое государство обязано обеспечить законное право на защиту в судебном органе, который сможет принять максимально справедливое решение в определенной ситуации и защитить права граждан от незаконных действий и принимаемых решений налоговых органов, которые противоречат действующему законодательству РФ.

При этом данное право граждан не может быть ограничено никем, включая должностных лиц, сотрудников налоговых органов и т.д.

Исключение составляют случаи, когда определенное ограничение действующих конституционных прав граждан вводится на законодательном уровне. При этом введение подобных ограничений допускается только в том случае, если они необходимы для защиты существующих основ конституционного строя, для обеспечения дополнительной охраны прав граждан, обороны страны, либо безопасности государства.

Право на обжалование и судебную защиту ни в коем случае не должно вступать в противоречия с вышеперечисленными целями, именно поэтому его ограничение, в большинстве случаев, является недопустимым.

Статьи 137-138 действующего НК РФ устанавливают, понятие налогового акта ненормативного характера, который гражданин может обжаловать в судебном учреждении, включает в себя любые документы, например, решения, постановления, письмо и иные бумаги налогового органа, которые были подписаны руководителем данной налоговой организации, либо иным лицом, имеющим соответствующие полномочия.

Помимо судебного порядка обжалования решений, постановления налоговых органов и иных актов ненормативного характера, действующее законодательство РФ допускает и возможность обжалования принятого решения путем обращения граждан в вышестоящую инстанцию. При этом такой же порядок может быть применен и в случае обжалования незаконных действий налоговых органов, нарушающих законные права граждан.

Субъекты и объекты законного права обжалования

Процедура непосредственного обжалования незаконных действий, бездействия, либо принятых решений налогового органа, нарушающих законные права граждан, как и любой правовой процесс, характеризуется наличием объекта и субъекта.

В соответствии с нормами действующего налогового законодательства, субъекты законного права обжалования могут являться не только налогообязанными лицами, но и любыми гражданами.

В действующем НК РФ не имеется четкого списка, в котором были бы точно указаны субъекты обжалования принятого решения или постановления налогового органа, а также определенных действий, нарушающих налоговые права граждан.

Таким образом, законодательство устанавливает право на обжалование в отношении абсолютно всех граждан, если такая необходимость появляется.

При этом данное право по обжалованию должно быть реализовано только в том случае, если у физического лица действительно имеются законные основания полагать, что содержание постановления, либо определенного решения налогового органа нарушает установленные законодательные нормы в отношении конкретного гражданина.

Тот же порядок будет применен и при обжаловании действий налоговых органов, нарушающих права граждан, либо проявленного бездействия.

Основываясь на положениях действующего НК РФ, можно понять, что объекты права на обжалование представляют собой те самые права граждан, которые были нарушены путем принятия определенного решения, постановления, либо иных актов, вынесенных налоговым органом.

Помимо этого, законные права граждан в области налогового законодательства нередко нарушаются путем применения определенных действий, либо проявленного бездействия со стороны представителей налоговых органов.

Именно объекты законного права обжалования должны быть максимально защищены со стороны государства, так как их нарушение является грубыми несоблюдением установленных налоговым норм и может повлечь за собой определенные меры воздействия в отношении нарушающих лиц.

Виды права на обжалование

Налоговое законодательство РФ устанавливает несколько видов прав обжалования неправомерного решения, постановления и иных актов, вынесенных налоговым органом, а также их неправомерных действий, либо бездействия. Все эти виды могут быть использованы заинтересованным лицом абсолютно в любое время, когда оно узнало, либо должно быть узнать о нарушениях собственных налоговых прав и интересов.

Наиболее распространенным видом обжалования неправомерных действий, решений, постановления и актов налоговых органов, безусловно, является обращение в соответствующее судебное учреждение.

Разрешение данных споров входит в компетенцию арбитражных судов.

Заинтересованное лицо, считающее, что его права были ущемлены, обращается в суд с исковым заявлением.

В нем необходимо подробно описать порядок действий налоговых органов, номера вынесенных ими решений и иных актов, а также указать иные подробности, которые повлияют на дальнейший исход дела.

При наличии неоспоримых доказательств и подтвержденных доводов истца, суд обязательно вынесет максимально справедливое решение для защиты налоговых прав гражданина. При этом содержание постановления, решения, либо иных актов налогового органа, будет полностью аннулировано.

Вторым способом осуществления права обжалования можно назвать досудебный порядок - обращение в вышестоящую инстанцию и подачу соответствующей жалобы. В данном случае заинтересованное лицо должно подать письменное заявление, где укажет причины неправомерности налоговых актов, разъяснит сложившуюся ситуацию и попросит принять соответствующие меры. Из двух вышеперечисленных способов, наиболее эффективным, безусловно, будет являться судебный порядок оспаривания налоговых актов и незаконных действий.

При этом принятие положительного решения и удовлетворение требований гражданина будет напрямую зависеть от количества представленных доказательств и обоснованных доводов, которые смогут подтвердить правомерность указанных в исковом заявлении требований.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения
  • Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами
  • Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счета (счету инвестиционного товарищества) в налоговый орган
  • Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа
  • Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, счету инвестиционного товарищества
  • Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа
  • Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым
  • Неправомерное непредставление уведомления о КИК, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлениях
  • Неуплата или неполная уплата сумм налога из-за применения в контролируемых сделках условий, не сопоставимых с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
  • Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках
  • Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании
  • Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса
  • Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
  • Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения
  • Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
  • Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или обеспечительная мера в виде залога

Как оспорить постановление о лишении прав? Для современного автомобильного сообщества, на управление транспортным средством за нарушение правил дорожного движения – обычная практика.

Она применяется к тем водителям, поведение которых на дороге, манера управления своим автомобилем и отношение к другим участникам дорожного движения, вызывает резкий общественный резонанс и порицание. Это происходят, тогда когда имело место грубое нарушение правил дорожного движения.

Однако эта процедура имеет и обратную сторону медали. Зачастую итоги разбирательства по конкретному делу инспекторами ГИБДД и судьей, несмотря на кажущуюся беспристрастность и полноту проверки, могут быть не всегда объективными.

В этой статье:

Мировой суд лишил прав, стоит ли обжаловать дальше

Какой суд лишает водительских прав? Мировой. Лицу, в отношении которого вынесено несправедливое, на его взгляд, решение, остается один выход – обжаловать лишение водительских прав в вышестоящий суд.

Прежде всего, необходимо знать основания, по которым водитель может быть лишен права управлять автомобилем.

Ниже представлен список правонарушений, за которые, прав могут лишить на срок от нескольких месяцев до одного года :

  1. Управление автомобилем, не содержащим опознавательных номерных знаков о государственной регистрации.
  2. Превышение максимальной скорости движения позволено знаками и дорожной разметкой на конкретном участке более, чем на 60 км/ч.
  3. Неправомерный переезд через железнодорожные пути.
  4. Нарушение правил транспортировки грузов.
  5. Оборудование своего автомобиля атрибутикой, не производимой заводом-изготовителем.

За более серьезные нарушения, такие как :

  1. Управление ТС в состоянии алкогольного, наркотического опьянения – .
  2. Отказ от освидетельствования.
  3. Повторная попытка скрыться с места дорожно-транспортного происшествия.

Водительских прав можно лишиться уже на несколько лет, максимальный – 3 года.

Водителю, который собирается решать вопрос о возвращении ему права управления ТС в судебном порядке, следует помнить, что решение о запрете в его отношении него вынес именно судья.

Соответственно оспорить решение суда о лишении водительских прав можно только в вышестоящей инстанции.

Излишние претензии к сотрудникам ГИБДД не будут иметь никакого смысла, поскольку они лишь отражали зафиксированный ими факт правонарушения в соответствующих документах.

Впрочем, за ложные сведения, недостоверность которых была известна ему заранее, сотрудник Госавтоинспекции тоже подлежит привлечению к ответственности, установленной для таких случаев законом.

Как можно оспорить постановление о лишении прав

Мировой судья лишил прав, как обжаловать? Процедура отмены решения суда имеет практически обобщенный вид для всех случаев, за исключением некоторых различий, как правило, связанных, со сроками обжалования.

В вышестоящий судебный орган пишется жалоба, по форме установленной действующим процессуальным законодательством. В нашем случае это апелляционная жалоба на постановление суда.

Апелляция должна содержать просьбу пересмотреть решения нижестоящего суда ввиду его безосновательности и соответственно незаконности. Это касается лиц, которые по решению суда были лишены своих водительских прав.

Для этого необходимо написать апелляционную жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, касательно неправомерного решения судьи в вышестоящий суд в течение 10 дней с момента вручения или получения его на руки.

В апелляционной жалобе должны быть указаны следующие данные :

  1. Личные (паспортные) и контактные данные лица, подающего заявление.
  2. Правильное название апелляционного суда, в который подается данное заявление.
  3. Описательную часть, с указанием обстоятельств, при которых заявитель был остановлен сотрудниками ГИБДД. Их пояснения о необходимости применения административных санкций.
  4. Даты и времени судебного процесса, согласно постановлению которого, апелянт был лишен ВУ, с указанием данных судьи.
  5. Мнение заявителя о том, почему принятое в его отношении постановление не соответствует установленному законом порядку и является неправомерным.
  6. Просьба о рассмотрении указанной апелляции и вынесения более справедливого решения, с отменой постановления о лишении права управления ТС.

Обжалование лишения водительских прав происходит в районном суде. Апелляционная жалоба адресуется в городской суд, через мировой суд, который вынес постановление по делу об административном правонарушении. При этом госпошлина не платиться.

Сроки рассмотрения жалобы на постановление суда по административному делу

Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении осуществляется по правилам, изложенным в главе 30 КоАП РФ.

Жалоба рассматривается судом в течение 2-х месяцев. За это время им проводится комплексное разбирательство и дело рассматривается в полном объеме. При этом во внимание берутся доводы, изложенные в жалобе на постановление мирового суда.

На что лучше акцентировать внимание суда и можно ли отменить постановление о лишении водительских прав читайте далее по тексту.

Нарушения при составлении административного материала

При рассмотрении административного дела, проверяются и уточняются обстоятельства, по которым водитель действительно незаконно мог быть лишен права управления автомобилем.

К процессуальным нарушениям относятся :

  1. Сведения, указанные сотрудниками ГИБДД в протоколе о правонарушении, содержат неточную информацию.
  2. Административный материал составлен некорректно, с нарушением установленной законом процедуры и порядка привлечения лица к административной ответственности.
  3. Отсутствовали понятые, либо невозможно установить их личности.
  4. Лицо предоставило в суд, доказательства своей невиновности, но они не были приняты во внимание.

К примеру, когда человек обжалует лишение водительских от освидетельствования на том основании, что он был трезвый. Несмотря на это сотрудники безосновательно предлагали ему пройти освидетельствование на состояние опьянения.

Водитель указывал на то, что признаков опьянения у него нет, а в протоколе этих данных не содержится, хотя и есть отметка, что водитель от подписи отказался. При этом происходящее снималось на видео.

То это уже является недостоверным отражением фактов со стороны сотрудника и, соответственно, причиной, по которой апелляция может быть удовлетворена.

Вдобавок, если в ходе разбирательства будет обнаружено, что инспектором ДПС в протоколе было отражено то, чего на самом деле водитель не совершал, может стоять вопрос о дисциплинарном или уголовном наказании сотрудника, допустившего подобную вольность.

Такие ситуации имеют место, например, если водитель оспаривает лишение ВУ за нахождение в пьяном виде, когда на самом деле он был трезв.

Нарушения при рассмотрении административного дела в суде

Безусловно в рамках одной статьи не расскажешь во всех возможных нарушениях, которые допускают суды при рассмотрении административных дел. Вместе с тем, из сложившейся практики можно сделать вывод, суды работают как под копирку.

Основания, по которым возможно отменить постановление, при рассмотрении дела в мировом суде :

  1. Предвзятое отношение самого суда к водителю.
  2. Игнорирование со стороны судьи достоверных фактов, представляемых лицом во время процесса.
  3. Неверная трактовка позиции водителя в окончательном постановлении о лишении прав.
  4. Нарушение права на защиту, отказ в истребовании доказательств либо в вызове понятых.
  5. Рассмотрение дела в отсутствие лица, без доказательств его надлежащего извещения.

Выше перечисленное при умелом и грамотном подходе, может способствовать и привести к отмене постановления по делу об административном правонарушении. А значит, водитель останется с правами. Для многих это жизненно важно в силу профессиональной деятельности.

Как можно защитить себя

Увеличить свои шансы на успех, когда необходимо отменить постановление суда о лишении водительского удостоверения можно следуя таким рекомендациям.

  1. Нужно досконально знать правила дорожного движения и КоАП РФ в данной области не менее, чем на базовом уровне. Обращение в вышестоящий орган не должно быть основано только на личном убеждении в неправоте ГИБДД и суда.
  2. В апелляционной жалобе на постановление указываются все обстоятельства максимально подробно и в выгодном для себя свете. При составлении следует учитывать, что чем грамотнее изложены события, тем более благоприятное впечатление это произведет на судью.
  3. В ходе судебного процесса проявлять выдержку, оперировать фактами и не поддаваться негативным эмоциям.
  4. Консультативная и практическая помощь автоюриста будет являться гарантом соблюдения ваших прав в суде.

Следуя, нашим советам, есть шанс остаться с водительским удостоверением.

В соответствии со ст. 18 Конституции права и свободы чело века и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции).

По смыслу ч. 3 ст. 55 и ч. 3 ст. 56 Конституции, право на судебную защиту не подлежит ограничению, поскольку ограничение это го права ни при каких обстоятельствах не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией целей.

Праву гражданина на судебную защиту корреспондирует предусмотренная в ч. 1 ст. 11 УПК обязанность суда, прокурора, следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, дознавателя обеспечить возможность осуществления этих прав, обязанность рассмотреть в разумные сроки жалобу по существу с доведением результатов до заявителя.

Содержание права обжалования, реализуемого в порядке статьи 123 УПК РФ, основано на том, что соответствующие действия и решения органов расследования не только затрагивают собственно уголовно-процессуальные отношения, но и порождают последствия, выходящие за их рамки, существенно ограничивая при этом конституционные права и свободы личности. Отложение проверки законности и обоснованности таких действий до стадии судебного разбирательства может причинить ущерб, восполнение которого в дальнейшем окажется неосуществимым.

Следует учитывать, что к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения относятся: потерпевший (п. 18 ч. 2 ст. 42 УПК); частный обвинитель (ст. 43 УПК); гражданский истец (п. 17 ч. 4 ст. 44 УПК); представители потерпевшего, гражданского истца (ч. 3 ст. 45 УПК).

К участникам уголовного судопроизводства со стороны защиты относятся: подозреваемый (п. 10 ч. 4 ст. 46 УПК); обвиняемый (п. 14 ч. 4 ст. 47 УПК); защитник (п. 10 ч. 1 ст. 53 УПК); гражданский ответчик в части, касающейся гражданского иска (п. 12 ч. 2 ст. 54 УПК); представитель гражданского ответчика (ч. 2 ст. 55 УПК).

К иным участникам уголовного судопроизводства относятся: свидетель (п. 5 ч. 4 ст. 56 УПК); эксперт (п. 5 ч. 3 ст. 57 УПК); специалист (п. 4 ч. 3 ст. 58 УПК); переводчик (п. 3 ч. 3 ст. 59 УПК); понятой (п. 3 ч. 3 ст. 60 УПК).

Исходя из смысла уголовно-процессуального закона, в качестве лиц, обладающих правом на обжалование действия (бездействие) должностных лиц органов уголовного преследования, могут быть признаны: поручитель (ст. 103 УПК); залогодатель, если им выступает не подозреваемый или обвиняемый (ст. 106 УПК); родственники, родственники или иждивенцы умершего реабилитированного (ст. 134 УПК); родственники покойного - при производстве следственных действий, связанных с осмотром трупа, эксгумацией (ст. 178 УПК); свидетели или их близкие родственники, родственники, близкие лица при контроле и записи переговоров (ст. 186 УПК); лица, в отношении которых действуют решения о мерах попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК) Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков). - 3-е изд., перераб. и доп. - «Издательство Юрайт», 2009. С. 245..

Следует учитывать, что интересы указанных лиц также могут быть существенно ограничены процессуальными решениями или действиями. В связи с этим они, при наличии иных условий, имеют право на обжалование в порядке предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.

При этом положение статьи 123 УПК РФ не препятствует допуску представителя к участию в рассмотрении жалобы потерпевшего на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда независимо от того, принимал ранее представитель участие в деле или нет.

Недопустимы ограничения права на судебное обжалование действий и решений, затрагивающих конституционные права граждан, лишь на том основании, что эти граждане не были признаны в установленном законом порядке участниками производства по уголовному делу, поскольку обеспечение гарантируемых Конституцией прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве должно вытекать из фактического положения этого лица, как нуждающегося в обеспечении конституционных прав и свобод.

Прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия). Руководитель следственного органа обладает контрольно-проверочными полномочиями по отношению к соответствующим его статусу органам предварительного следствия.

Прокурор, руководитель следственного органа, рассматривая и разрешая жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения должностных лиц органов предварительного расследования, обязаны тщательно проверять изложенные в обращении заявителей доводы и при необходимости истребовать уголовные дела и материалы доследственных проверок.

При получении заявления о применении незаконных методов расследования в ходе проверки сообщения о преступлении или производства предварительного следствия прокурор, начальник следственного органа обязаны незамедлительно проверять все доводы, приведенные заявителем. Выявив в результате проверки данные, указывающие на признаки преступления в действиях должностных лиц, с мотивированным постановлением направлять материалы в соответствующий следственный орган Следственного комитета при прокуратуре РФ для решения вопроса об уголовном преследовании Бабенко А. Рассмотрение судом жалоб на действия и решения органов расследования // Российская юстиция. - 2001. - № 8. - С. 32..

Прокурор обязан не допускать необоснованного направления адресованных прокурору жалоб на действия (бездействие) и решения следователей и руководителей следственных органов для разрешения в следственные органы.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор или его заместитель выносят постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чем уведомляют заявителя. Копия постановления об удовлетворении жалобы направляется руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.

В том случае, если в жалобе наряду с другими доводами содержатся ходатайства о производстве следственных действий, в постановлении о разрешении жалобы прокурор отражает свое мнение об обоснованности данных ходатайств.

В случае удовлетворения жалобы прокурор, начальник следственного органа должны разъяснить право на реабилитацию или на обращение в суд за восстановлением нарушенных прав.

Положение ч. 3 ст. 124 в ее конституционно-правовом истолковании не допускает отказ дознавателя, следователя, прокурора, а также суда при рассмотрении заявления, ходатайства или жалобы участника уголовного судопроизводства от исследования и оценки всех приводимых в них доводов, а также мотивировки своих решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания, по которым эти доводы отвергаются рассматривающим соответствующее обращение органом или должностным лицом.

Судебному обжалованию подлежат не любые действия (бездействие) и решения должностных лиц на досудебных стадиях процесса, а только те, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (.

Проверка судом законности и обоснованности действий и решений должностных лиц, осуществляющих дознание или предварительное следствие, проводится в связи с жалобами заинтересованных лиц в случае, если обжалуемое действие (бездействие) не находится в прямой связи с содержанием обвинения, включающим выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния.

Закон, гарантируя участникам уголовного судопроизводства на досудебной стадии процесса право на обжалование в суд решений и действий должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, определяет круг лиц, действия которых могут быть об жалованы (дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора). Имея в виду, что вопросы возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела может решать начальник подразделения дознания (ч. 2 ст. 40.1 УПК), заявитель вправе обжаловать действия и решения и его.

Вместе с тем не подлежат обжалованию действия и решения иных должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу (прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде, начальника следственного изолятора и т.д.). Действия указанных лиц обжалуются одновременно с решением, постановленным по результатам рассмотрения уголовного дела, или в порядке, установленном гл. 43, 45, 48 УПК и гл. 45 ГПК соответственно.

Обжалуются действия (бездействие) и решения должностных лиц только в связи с их полномочиями по осуществлению уголовного преследования на всех этапах досудебного производства, начиная со стадии возбуждения уголовного дела. Начало этой стадии следует исчислять с момента поступления одного из поводов, указанных в ст. 140 УПК: 1) заявления о преступлении; 2) явки с повинной; 3) сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников Винокуров А.Ю. Требование прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия // Адвокат. - 2008. - №4. - С. 31..

В качестве предмета обжалования указывает на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о прекращении уголовного дела, а также иные действия должностных лиц, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства и затруднить их доступ к правосудию.

К иным действиям (бездействию) и решениям, способным причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, следует относить, например, постановление дознавателя и следователя о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, о применении к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения, за исключением процессуальных действий, решения по которым в соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК и ч. 3 ст. 35 УПК в досудебном производстве правомочен принимать суд; отказ лица, осуществляющего предварительное расследование, в удовлетворении ходатайства стороны защиты об установлении обстоятельств, имеющих значение для дела (установление очевидцев события преступления, проверка заявленного алиби и т.п.).

К таким действиям, при наличии на то предусмотренных законом оснований, также относятся:

Производство выплат, возврат имущества в порядке института реабилитации (ст. 137 УПК);

Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении (ч. 2 ст. 145 УПК);

Отказ подозреваемому или обвиняемому, его защитнику, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для уголовного дела (ч. 3 ст. 159 УПК);

Постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ч. 2 ст. 214 УПК);

Явное затягивание содержащимся под стражей обвиняемым и (или) его защитником времени ознакомления с материалами уголовного дела (ч. 3 ст. 217 УПК);

Отказ в удовлетворении заявленного ходатайства при ознакомлении с материалами уголовного дела (ч. 3 ст. 219 УПК);

Производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также наложение ареста на имущество, указанное в ч. 1 ст. 104.1 УК, выемки предмета залога в ломбарде, в случаях, не терпящих отлагательства, без получения судебного решения, при условии, что названные действия не были предметом последующей судебной проверки, реализуемой по правилам ч. 5 ст. 165 УПК Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов/Под общ. ред. В.М. Лебедева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. С. 427..

К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) должностных лиц либо решения, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права. К ним относятся, например, отказ в приеме сообщения о преступлении, постановление о приостановлении производства по делу, постановление о продлении срока предварительного расследования и др.

Суды должны иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 318 УПК следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа. Приведенное положение во взаимосвязи с положениями ч. 3 ст. 15, ст. 21, 87 и 88 УПК определяет процессуальную самостоятельность дознавателя, следователя на этапе предварительного расследования Анисимов Г. Некоторые вопросы места и роли прокурора в уголовном судопроизводстве на современном этапе совершенствования законодательства // Право и жизнь. - 2009. - № 10. - С. 23..

Принимая решение об отказе в удовлетворении жалобы заявителя на отказ в проведении следственных действий (в том числе приобщение к материалам уголовного дела собранных стороной защиты доказательств), суду следует учитывать, что следователь, дознаватель обязаны своевременно рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном гл. 15 УПК.

Судам следует учитывать, что согласно Конституции каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право на получение квалифицированной юридической помощи. Положениями ч. 2 статьи 125 УПК РФ предусмотрена возможность подачи жалобы в суд, как самим заявителем, так и его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

Жалоба подлежит рассмотрению районным судом по месту производства предварительного расследования. При этом судам следует иметь в виду, что указанное требование должно соблюдаться и в случаях, когда место производства предварительного расследования не совпадает с местом нахождения должностного лица, решение которого обжалуется (к примеру, прокурора или руководителя следственного органа). В случае поступления в суд жалобы с нарушением указанных положений судья направляет жалобу по подсудности, о чем выносит постановление и уведомляет лицо, ее подавшее.

Жалобы на действия должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подлежат рассмотрению соответствующими судами того района, где дислоцируется оперативно-розыскной орган, принявший решение об их производстве.

Имея в виду, что требования к форме и содержанию жалобы на действие (бездействие) или решение должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, нормами УПК не урегулированы, неясные вопросы в описании и мотивировке требований заявителя должны уточняться судом в ходе рассмотрения жалобы по существу. При этом судам следует исходить из того, что положения статьи 125 УПК РФ не исключают право заявителя изменить и дополнить предмет и пределы обжалования при рассмотрении жалобы по существу в судебном заседании до удаления суда в совещательную комнату.

Если жалоба содержит недостаточно сведений, что препятствует ее рассмотрению (например, отсутствует наименование суда, в который она подается; данные о лице, подавшем жалобу, а также сведения о том, какие действия или решения обжалованы, либо жалоба не подписана заявителем; полномочия защитника или представителя заявителя не подтверждаются соответствующими документами), судья возвращает заявителю жалобу для устранения недостатков с указанием в постановлении мотивов принятого решения и разъяснением права вновь обратиться в суд. При этом нечеткость формулировок в части ее доводов и сути заявленных требований, отсутствие в приложении к жалобе копий процессуальных решений, которые обжалуются, не могут служить основанием для возвращения ее заявителю Анисимов Г. Некоторые вопросы места и роли прокурора в уголовном судопроизводстве на современном этапе совершенствования законодательства // Право и жизнь. - 2009. - № 10. - С. 23..

С учетом того, что заявителем жалоба может быть подана одновременно в суд на основании ст. 125 УПК, а также прокурору и руководителю следственного органа на основании ст. 124 УПК, судам следует выяснять, не обращался ли он с жалобой по тем же основаниям к прокурору или руководителю следственного органа и не имеется ли решения об удовлетворении такой жалобы.

Если при принятии жалобы либо при проведении судьей подготовительных действий к ее рассмотрению будет выявлено, что жалоба с теми же доводами уже удовлетворена прокурором либо руководителем следственного органа, то суд в связи с отсутствием основания для проверки законности и обоснованности действий (бездействия) или решения должностного лица, осуществляющего предварительное расследование, выносит постановление об оставлении жалобы без рассмотрения, поскольку она уже рассмотрена другим правомочным органом.

В тех же случаях, когда заявитель не согласен с решением прокурора или руководителя следственного органа либо его требования удовлетворены частично, суд вправе рассмотреть такую жалобу.

В случаях, если жалоба отозвана заявителем, судья выносит постановление о прекращении производства по жалобе ввиду отсутствия повода для проверки законности и обоснованности действий (бездействия) или решения должностного лица, осуществляющего предварительное расследование.

Судам при принятии жалобы необходимо выяснять, не завершено ли предварительное расследование по уголовному делу и не направлено ли оно в соответствии со ст. 222 УПК или п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК прокурором для рассмотрения в суд. Если уголовное дело ко времени подачи жалобы направлено в суд, то проверка законности и обоснованности процессуальных действий должностных лиц, принятых при расследовании дела, осуществляется одновременно с рассмотрением дела судом первой инстанции, а не в порядке ст. 125 УПК Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков). - 3-е изд., перераб. и доп. - «Издательство Юрайт», 2009. С. 245..

Судам также следует учитывать, что из предписаний ст. 45 и 46 (ч. 1 и 2) Конституции не вытекает необходимость обеспечения проверки судом - после вынесения приговора - законности и обоснованности действий (бездействия) и решений органов предварительного расследования в процедуре, предусмотренной ст. 125 УПК, поскольку такая проверка осуществлена судом в ходе рассмотрения дела по существу. При установлении данных обстоятельств суд выносит постановление об оставлении жалобу без рассмотрения, с указанием порядка обжалования приговора или иного судебного акта, постановленного по существу рассмотрения уголовного дела.

Решение прокурора по окончании проверки об отказе в возобновлении производства может быть обжаловано в суд в порядке ст. 125 УПК. Иной вид решений (отказ в возбуждении производства) обжалуется в суд, который в соответствии со ст. 417 УПК правомочен решать вопрос о возобновлении производства по данному уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (ч. 3 ст. 416 УПК).

В случае, если заявитель, содержащийся под стражей, ходатайствует об участии в рассмотрении его жалобы, судам надлежит принимать меры для обеспечения его явки в суд для личного участия в судебном заседании, поскольку он обладает правом обосновывать свою жалобу, а в заключении выступить с репликой.

Если осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы, настаивает на своем участии в судебном заседании, где рассматривается его жалоба на решения и действия (бездействие) следователя, прокурора, это право может быть обеспечено судом в случаях, когда, по мнению суда, это необходимо для защиты прав личности и достижения целей правосудия. В остальных случаях судам надлежит принимать меры для представления возможности осужденному доведения до суда своей позиции по рассматриваемому судом вопросу путем предоставления письменного объяснения, допуска к участию в деле его адвоката или его назначения, представителей или иным предусмотренным законом способом Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов/Под общ. ред. В.М. Лебедева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. С. 427..

Лица, вызванные в судебное заседание, вправе представить в суд необходимые, по их мнению, материалы в обоснование жалобы. При подготовке к рассмотрению жалобы суд вправе истребовать по ходатайству заявителя или по собственной инициативе через дознавателя, следователя или прокурора материалы, послужившие основанием к отказу в возбуждении уголовного дела или прекращению уголовного дела, а также иные материалы, необходимые для проверки доводов жалобы. Результаты исследования представленных материалов должны быть отражены в протоколе судебного заседания.

Исходя из положений ч. 2 ст. 241 УПК, судья как по собственной инициативе, так и по ходатайству участвующих в деле лиц может принять решение о рассмотрении жалобы в закрытом судебном заседании. В постановлении о проведении закрытого разбирательства должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, на основании которых суд принял данное решение.

Суду при разъяснении явившимся в судебное заседание лицам их прав надлежит исходить из принципа состязательности и равенства прав участников уголовного судопроизводства (ст. 15 УПК), согласно которому стороны вправе принимать активное участие в судебном заседании (заявлять отводы, ходатайства, представлять документы, знакомиться с позицией другой стороны, давать по этому поводу объяснения, обжаловать решение суда, а заявитель по мимо того - обосновать свою жалобу и выступить с репликой).

Суду следует исходить из того, что в любом случае заявитель обладает основополагающими правами участника уголовного судопроизводства, такими, как:

Отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК;

Давать показания на родном языке или языке, которым он владеет; пользоваться помощью переводчика бесплатно; иметь представителя; получать копии судебных решений;

Участвовать в судебном разбирательстве по его жалобе в судах всех инстанций; обжаловать постановление, определение суда Уголовный процесс: Учебник для вузов. (под общ. ред. В.И. Радченко) - 2-е изд., перераб. и доп. - «Юридический Дом «Юстицинформ», 2006. С. 372..

Если заявителем обжалуется постановление о прекращении уголовного дела, то при проверке такой жалобы суду следует, не давая оценки имеющимся в деле доказательствам, выяснять, проверены ли и учтены следователем все обстоятельства, на которые указывает в жалобе заявитель, и могли ли эти обстоятельства повлиять на вывод следствия касательно оснований прекращения уголовного дела. По результатам разрешения такой жалобы судья не вправе делать выводы о доказанности или недоказанности вины, о допустимости или недопустимости доказательств и приводить мотивы в обоснование таких выводов, а вправе принимать решения, основываясь лишь на выявленных нарушениях процессуальных норм.

Судам при оценке законности и обоснованности решений, связанных с возобновлением прекращенных уголовных дел, надлежит исходить из необходимости обеспечения и защиты как интересов правосудия, прав и свобод потерпевших от преступлений, так и прав и законных интересов лиц, привлекаемых к уголовной ответственности и считающихся невиновными до тех пор, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, и недопустимости сохранения для лица, в отношении которого дело было прекращено, постоянной угрозы уголовного преследования, а значит, и ограничения его прав и свобод. Это предполагает и недопустимость многократного возобновления по одному и тому же основанию (в частности, по причине неполноты проведенного расследования) прекращенного уголовного дела.

При рассмотрении жалобы на незаконность постановления о предъявлении обвинения судья не вправе входить в оценку существа предъявленного обвинения, проверять наличие достаточности доказательств для предъявления обвинения. По таким жалобам предметом рассмотрения являются факты нарушения норм УПК, стесняющих право обвиняемого на защиту, а также требований ч. 2 ст. 171 УПК, предъявляемых к составлению этого процессуального документа. Постановление о привлечении в качестве обвиняемого может быть признано незаконным, например, в случае, если предъявленное обвинение не конкретно, содержит лишь формулировки закона, по которому квалифицируются действия обвиняемого, без указания конкретных действий привлеченного к уголовной ответственности лица и наступивших вредных последствий.

§ 4. Правовые последствия принятия решения об удовлетворении ходатайств и жалоб различными субъектами уголовного процесса

Подготовка дела к апелляционному (кассационному) рассмотрению делится на две части. Первая из них производится судом первой инстанции, а вторая - судами апелляционной или кассационной инстанций.

Установленный уголовно-процессуальным законом порядок, при котором кассационные жалоба или представление приносятся через суд, постановивший приговор, вынесший иное судебное решение, призван обеспечить более быструю и оперативную подготовку рассмотрения дела судом кассационной инстанции и более полное обеспечение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства; он не предполагает лишение кого-либо из заинтересованных лиц возможности обжаловать затрагивающее его права и свободы судебное решение и получить по данной жалобе соответствующее решение вышестоящего суда.

Подача жалобы или представления сама по себе не означает автоматического возбуждения апелляционного или кассационного производства. В их принятии может быть по разным причинам отказано (отсутствие права обжалования, например, родственниками взрослого осужденного, пропуск срока и т.д.). В таких случаях судья выносит постановление об отказе в принятии жалобы и ее возвращении, что означает отказ в возбуждении апелляционного (кассационного) производства, который сам по себе может быть обжалован Червоткин А.С. Апелляция и кассация. Пособие для судей. - Проспект, 2010. С. 41..

Допуск жалобы к рассмотрению не требует вынесения отдельного процессуального решения, обычно он оформляется письменной резолюцией судьи на самой жалобе (представлении). С этого момента начинается та часть подготовки дела к апелляционному (кассационному) рассмотрению, которая производится судом, вынесшим решение.

Принятие судьей жалобы или представления приостанавливает приведение приговора или иного итогового судебного решения в исполнение, за исключением случаев, предусмотренных законом. По уголовному делу, по которому приведение судебного решения в исполнение приостановлено, запрещено направлять для отбывания меры наказания лицо, осужденное к лишению свободы и находящееся до вступления приговора в законную силу под стражей; обращать к исполнению другие основные и дополнительные меры наказания, а также судебные решения в части гражданского иска и взыскания судебных издержек.

Исключения из общего правила о приостановлении исполнения судебного решения предусмотрены прежде всего ст. 311 УПК. В соответствии с содержащимися в ней требованиями подсудимый, находящийся под стражей, подлежит немедленному освобождению в случаях вынесения оправдательного приговора, обвинительного приговора без назначения наказания, либо с назначением наказания и с освобождением от его отбывания, либо с назначением наказания, не связанного с лишением свободы, или наказания в виде лишения свободы условно.

На наш взгляд, суд может также распорядиться о немедленном исполнении приговора в случаях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 313 УПК, - в части передачи на попечение несовершеннолетних детей, других иждивенцев, а также престарелых родителей осужденного к реальному лишению свободы, нуждающихся в постороннем уходе, в части принятия мер по охране его имущества или жилища, остающихся без присмотра Червоткин А.С. Апелляция и кассация. Пособие для судей. - Проспект, 2010. С. 41..

Принесение апелляционных и кассационных жалоб по общему правилу не приостанавливает и исполнение промежуточных судебных решений, вынесенных как в порядке судебного контроля за действиями и решениями, принимаемыми в ходе досудебной подготовки дела, так и в ходе назначения и проведения судебного разбирательства.

Принятие жалобы к рассмотрению означает признание ее допустимой к рассмотрению и является актом возбуждения апелляционного или кассационного производства, влечет за собой целый комплекс действий и решений суда, вынесшего обжалуемое решение, и судьи, председательствовавшего в рассмотрении дела.

ходатайство жалоба судопроизводство

Судебная жалоба также подразделяется на общую и специальную.

Мы рассматриваем общую. Общая судебная жалоба регулируется Законом РФ от 27.04.1993 №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Порядок их рассмотрения регулируется статьей 25 ГПК. Общую судебную жалобу может подать любой гражданин, если считает, что действиями или решениями государственных муниципальных органов или учреждений, предприятий нарушены его права и свободы. В ст. 7 данного закона указано, какие действия, решения могут быть обжалованы в суд.

Во-первых, в результате которых нарушены права и свободы граждан.

Во-вторых, созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод

В-третьих, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, либо он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Специальную жалобу может подать только ограниченный круг субъектоа, с установленной подведомственностью и т.п. Закон РФ «Об обжаловании в суд…» не применяется, если рассматривается жалоба на незаконные действия (решения) государственных муниципальных органов, и в другом нормативном акте установлен иной, специальный порядок судебного обжалования. Так, например, главой 30 КоАП регулируется порядок рассмотрения жалоб в производстве по делам об АП. Или параграф 2 главы 25 АПК: регулирует порядок производства по схожим делам, но в арбитражных судах.

Срок подачи общей судебной жалобы:

    3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

    1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

    10 дней по истечении месячного срока. Указанные сроки можно восстановить, если заявить ходатайство в суд и указать уважительные причины, по которым был пропущен срок подачи жалобы.

Срок рассмотрения общей судебной жалобы (ст. 257 ГПК): в течение 10 дней (с момента подачи или с момента назначения времени и места – не ясно). Обращение гражданина с требованием восстановить права – желоба. А в ГПК этот документ называется заявлением.

В части 4 статьи 4 Закона «Об обжаловании в суд…» установлена территориальная подведомственность подачи жалобы в суд: по усмотрению гражданина жалоба подается в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа должностного лица, действия которого обжалуются. Если в результате незаконных действий, решений государственных муниципальных органов и их должностных лиц гражданину причинены убытки, моральный вред, то они возмещаются по правилам, установленным в статьях 1069-1071 ГК РФ. Это значит, что в таких случаях надо применять ГК, а не КоАП – эти нормы относятся к ГП.

Органы исполнительной власти как субъекты административного права

    Понятие и виды органов ИВ;

    Административный статус ОИВ;

    Полномочия Президента РФ в сфере ИВ;

    Правительство РФ: состав, полномочия, организационно правовые формы деятельности;

    Система и структура федеральных органов ИВ;

    Правовое положение федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства;

    Территориальные органы федеральных ОИВ;

    Органы ИВ субъектов РФ;

    Органы местного самоуправления как субъект АП.

    Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 304 «О системе и структуре федеральных органов ИВ».

    Указ Президента РФ от 24.09.2007 № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов ИВ».

    Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «регламент Правительства РФ»

    Постановление Правительства РФ от 25.07.2004 № 402 «Типовой регламент внутренней организации Федеральных ОИВ».

    Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 «Типовой регламент взаимодействия Федеральных ОИВ»

Понятие и виды ОИВ

Орган исполнительной власти осуществляет задачи государства, выступает от его имени и наделён государственно-властными полномочиями. Государственно-властные полномочия состоят в праве органа исполнительной власти издавать юридические акты от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому адресованы. Также органы власти могут применять меры принуждения в случае не исполнения юридического акта.

Органы исполнительной власти специально созданы для осуществления повседневного управления сферами общественной жизни. ОИВ образуются путём избрания или назначения.

ОИВ – это коллективное самостоятельное образование. Каждый орган имеет свою внутреннюю структуру: центральный аппарат и территориальные органы. Территориальные органы делятся на министерства. В федеральных службах создаются отделы, департаменты.

Структура может быть примерной, типовой, индивидуальной. Она отражается в штатном расписании – перечень структурных подразделений и частей.

Орган исполнительной власти – это целостное, структурно-оформленное, самостоятельное социальное образование, осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность для решения задач возложенных на государство.

Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью. Они наделены правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты. ОИВ также подотчётны и подконтрольны вышестоящим органам ИВ. ОИВ обладают оперативной самостоятельностью в рамках своей компетентности.

Компетенция включает: направление деятельности и властные полномочия.

Виды ОИВ:

    По основаниям образования:

    Предусмотренные конституцией.

    Органы создаваемые на основе текущего законодательства, подзаконных актов.

По порядку образования:

  1. Избираемые

    Назначаемые

    В зависимости от характера компетенции:

    Органы общей компетенции.

    Органы отраслевой компетенции: министерства обороны, иностранных дел и другие.

    Органы межотраслевой компетенции – осуществляют межотраслевое управление в виде надзорно контрольной деятельности.

В зависимости от порядка разрешения подведомственных вопросов:

  1. Коллегиальные.

    Единоначальные органы – разрешаются вопросы в министерствах и федеральных службах.

    По территориальным масштабам деятельности:

    Центральные федеральные ОИВ.

    Территориальные органы ФОИВ.

    Органы исполнительной власти субъектов РФ.

    Территориальные органы органов ИВ субъектов (загсы).

    Органы местного самоуправления.

    1. Органы, осуществляющие выработку государственной политики. Федеральные министерства.

      Органы исполнительной власти, осуществляющие надзорные контрольные функции (федеральные службы).

      Органы, осуществляющие управление государственной собственностью, предоставление федеральных услуг.

    Административно-правовой статус ОИВ.

    Определяет характер, назначение, вид и место данного органа в общей системе.

    Включает:

      официальное название;

      порядок и способы его образования;

      территория деятельности;

      цели, задачи, функции, объём и характер властных полномочий;

      компетенция – основные направления деятельности и властные полномочия;

      формы методы деятельности;

      ответственность;

      порядок разрешения в органе подведомственных споров;

      наличие или отсутствие прав юридического лица – орган исполнительной власти не является юридическими лицами. Статус юридического лица необходим для вступления в гражданско-правовые отношения;

      источник финансирования;

      внутренняя структура;

      право и обязанность пользоваться государственными знаками, можно создавать свои.

    АП статус очень динамичен, подвержен изменениям. Статус органа исполнительной власти регулируется различными актами, основным является положение об органе.

    Полномочия Президента РФ

    Полномочия в сфере ИВ:

    Правительство РФ: состав, полномочия, организационно-правовые формы деятельности.

    ИВ в масштабах всей страны осуществляет правительство РФ. Это орган ИВ общей компетенции.

    Правовое положение Правительства закреплено статьями 110-117 Конституции РФ, ФКЗ «О правительстве РФ» от 17.12.1997 года, регламентом Правительства РФ утверждённым постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 года №260.

    Согласно статье 1 ФКЗ РФ, Правительство – это высший исполнительный орган государственной власти РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть РФ.

    Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ.

    Состав Правительства РФ:

      Председатель Правительства

      5 заместителей

      Федеральные министры

    Состав правительства регулируется указом Президента «Вопросы структуры ФО ИВ». В пункте 10 установлено, что председатель Правительства имеет 5 заместителей. В том числе двух первых заместителей. Третий является руководителем аппарата правительства, заместителем председателя Правительства. Четвёртым заместителем является министр финансов. Пятый – просто заместитель.

    Председатель правительства назначается Президентом с согласия правительства. Остальные члены правительства назначаются также президентом, но по представительству председателя.

    Полномочия председателя правительства (ст. 24 ФКЗ):

      Возглавляет правительство.

      Определяет основные направления деятельности Правительства.

      Ведёт заседания Правительства.

      Подписывает акты Правительства.

      Предлагает кандидатуры заместителей председателя для назначения или освобождения.

      Распределяет обязанности.

      Информирует Президента о работе Правительства.

    Заместители председателя Правительства (ст. 25 ФКЗ):

      Участвуют в подготовке актов правительства

    Федеральные министры (ст. 26 ФКЗ):

      Участвуют в заседаниях правительства с правом решающего голоса

      Обеспечивают исполнение актов

    Полномочия правительства:

      Разрабатывают проект государственного бюджета, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед государственной думой.

      Проведение в стране единой кредитной, денежной политики.

      Обеспечивает проведение единой политики в сфере культуры, науки, образования

      Управляет федеральной, государственной собственностью.

      Осуществляет меры по борьбе с преступностью

      Издаёт постановления и распоряжения. Постановления носят нормативный характер, распоряжения – индивидуальный характер.

    Организационно-правовые формы деятельности правительства – это внешнее выражение деятельности Правительства:

      Заседания Правительства.

      Президиум Правительства.

      Издание актов Правительства.

    Заседание Правительства:

    Проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания могут быть очередными и внеочередными; открытыми и закрытыми. Очередные заседания проводятся по в заранее утверждённому плану не реже одного раза в месяц, вне очередные заседания проводятся, а в его отсутствие по мере необходимости.

    Лица заседания регистрируются аппаратом правительства. Заседание считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины членов правительства. Председательствует на заседаниях Председатель правительства. Также они могут проводиться под председательством Президента. На заседании с докладами выступают члены правительства. Ведётся протокол заседания правительства аппаратом правительства.

    Президиум Правительства:

    Для решения оперативных вопросов Правительство может организовать президиум. Решения Президиума принимается большинством голосов от большего числа правительства. Президиум правительства может принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены к исключительному рассмотрению на заседаниях Правительства (ст. 28 ФКЗ) ст. 23:

    Акты по оперативным и другим вопросам, не имеющих нормативного характера издаются в форме распоряжений.

    Территориальные органы ФОИВ

    Осуществляют руководство на подведомственных территориях, входит в систему ФОИВ, осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих органов ФОИВ.

    В зависимости от территории, на которую распространяется компетенция ФОИВ их можно подразделить:

      Межрегиональные окружные. Они распространяют действие на территорию нескольких субъектов РФ;

      Региональные территориальные органы ФОИВ. Они распространяют свою деятельность на территорию одного субъекта;

    По объёму компетенции:

      Общей компетенции (Правительства РФ могут создавать свои органы);

      Отраслевой компетенции, управляющие отдельной отраслью государственной отрасли на подведомственной территории;

      Межотраслевой компетенции, осуществляющие надведомственные межотраслевые функции.

    Создание, реорганизация, ликвидация территориальных органов производится соответствующим центральным органом самостоятельно или по согласованию с администрацией субъектов РФ. Часть должностей может взять на себя субъект. Назначение на должность и освобождение от должностей руководителей территориальных органов производится соответствующим центральным органом ФОИВ, иногда по согласованию с главами администраций субъектов РФ.

    Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты территориальных органов определяются с учётом особенностей региона по согласованию с органами ИВ субъектов РФ. Финансирование территориальных органов производится за счёт федерального бюджета. Но определённое количество должностей может финансироваться и из бюджета субъекта. Задачи и функции территориальных органов ФОИВ определяется исходя из задач и функций соответствующих центральных органов исполнительной власти.

    Территориальные органы ФОИВ осуществляют:

      Представляют соответствующие ведомства в отношении с органами ИВ субъекта РФ;

      Участвуют в работе соответствующих органов ИВ, фактически выполняют возложенные на данный орган задачи и функции;

      Вносят предложения в центральные органы ФОИВ и органы ИВ субъектов;

      Информируют соответствующие центральные ведомства о проводимой работе в регионах;

      Территориальные органы могут запрашивать и получать от других органов государства, предприятий, учреждений необходимую информацию, сведения.

    Территориальные органы выполняют те же функции за исключением издания нормативных актов.

    Территориальные органы ФОИВ отличаются от органов ИВ субъектов:

      Территориальные органы утверждаются центральными органами;

      Положение о территориальном органе утверждает руководитель;

      Финансируются за счёт федерального бюджета.

    Органы ИВ субъектов (на примере Свердловской области).

    Указ губернатора Св. обл. от 29.11. №949-УГ «О правительстве Свердловской области и исполнительных органов Св. обл.»; указ Губернатора Св. обл. от 25. .2005. 1054-УГ «О создании территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти Св. обл.».

    Система органов ГИВ:

      Органы ИВ субъекта РФ

    Организация и деятельность государственной власти базируется на принципе разделения предметов ведения и полномочий органов ГВ на сферы федерального ведения ст.71 К РФ,совместного ведения ст. 72 К РФ,исключительного ведения субъекта РФ ст. 73 К РФ.

    Для осуществления государственного ведения и исключительного ведения субъекта в С РФ создаются ОИВ субъектов РФ и представляют собой систему.

    Система ОИВ субъекта РФ – это совокупность органов субъекта РФ, осуществляющих государственную ИВ на территории субъекта РФ. Средством взаимодействия с другими ГО и органами местного самоуправления. Система ОИВ субъекта учреждается главой субъекта. Также глава субъекта учреждает положение.

    Примерная система органов ИВ субъекта:

      Глава ИВ субъекта РФ (Губернатор, Президент, Глава администрации)

      Исполнительный орган государственной власти общей компетенции (Правительство Св. обл., администрация)

      1. Исполнительные органы государственной власти специальной компетенции: отраслевые и межотраслевые. Область: департаменты, управления; Республики: министерства.

      Территориальные органы ИВ общей и специальной компетенции.

    В настоящее время нет единого стандарта органов ИВ субъекта, существует разнообразие органов ИВ субъекта РФ (кабинет министров, правительство, администрация, государственный совет, Президент, премьер министр, губернатор и т.д.).

    Глава администрации (Президент, Председатель правительства, Губернатор).Полномочия:

      Представляет интересы субъекта во взаимоотношениях с другими государственными, муниципальными органами.

      Разрабатывает и представляет проект бюджета, обеспечивает исполнение бюджета.

      Назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов ИВ субъекта.

      Формирует систему органов ИВ субъекта.

      Издаёт распоряжения.

    Администрация субъекта – является коллегиальным исполнительным и распорядительным органом государственной власти, который подотчётен главе субъекта или имеет статус высшего органа ИВ.

    Ораны исполнительной власти Свердловской области:

    Правительство Свердловской области – высший законодательный орган. Состав: председатель, два первых заместителя председателя, три заместителя председателя, десять министров, управляющий делами Губернатора Свердловской области и правительством Свердловской области, пять управляющих управленческими округами Свердловской области.

    Губернатор возглавляет систему. Но глава администрации – это другое лицо.

    Система и структура ИВ Свердловской области:

      14 министерств;

      3 департамента (по делам молодёжи);

      4 управления (управление Загсов);

      2 главных управления (гражданской защиты и пожарной безопасности Свердловской области, лесами Свердловской области);

      Комитет по развитию малого предпринимательства Свердловской области;

      Региональная энергетическая комиссия;

    Центральные органы ИВ субъектов могут учреждать свои территориальные органы.

    Органы местного самоуправления.

    Не входят в систему государственных органов, осуществляют местное самоуправление:

      Принятие и изменение устава;

      Владение, пользование, распоряжение собственностью;

      Контроль за использованием земель;

      Озеленение территории;

      Местные финансы, налоги, сборы;

      Обеспечение населения водо-, газо-, теплоснабжением.

    Система органов местного самоуправления:

    1. Администрация;

      Органы отраслевой и межотраслевой компетенции.

    Система местных органов зависит от территориального устройства.

    6 Полномочия президента (продолжение)

    Президент РФ не входит в какую-либо систему государственной власти, однако обладает большими полномочиями в сфере исполнительной власти – закреплено в статьях 83-90 Конституции РФ.

    Полномочия в сфере ИВ:

      Назначает с согласия ГД РФ председателя правительства;

      Имеет право председательствовать на заседаниях правительства;

      Принимает решение об отставке правительства;

      По предложению председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей и председателей министров;

      Назначает руководителей федеральных органов ИВ подведомственных президенту;

      Принимает положения о федеральных органах ИВ подведомственных президенту;

      Формирует систему и структуру ИВ;

      Представляет ГД кандидатуру председателя центрального банка;

      Формирует и возглавляет совет безопасности;

      Формирует администрацию Президента;

      Назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента;

      Назначает и освобождает от должности руководство вооружённых сил;

      Является верховным главнокомандующим;

      Может вводить на всей территории РФ чрезвычайное и военное положение с незамедлительным сообщением ФС;

      Президент издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории всей РФ. Указы Президента могут носить нормативный характер. Также указами оформляется назначение на должность федерального министра. Указы и распоряжения президента не должны противоречить Конституции ФЗ. В свою очередь Президент может отменять постановления и распоряжения правительства. А также приостанавливать действия актов исполнительных органов субъектов РФ до решения суда.

    Таким образом, президент обладает широкими полномочиями в сфере ИВ. Фактически (но не юридически) Президент является главой ИВ.

  • Судебный порядок разрешения жалоб является надежным способом охраны граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями субъектов власти. Жалоба, как правило, подается в суд по месту жительства гражданина, заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, в судебном споре он - сторона, равноправная с другой стороной дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются.

    В настоящее время нужно различать два варианта судебного обжалования: по общему праву и на основе специальных норм. Соответственно есть общие и специальные судебные жалобы. Судебные жалобы граждан можно различать и по адресатам: мировым судьям, в суды общей юрисдикции, в арбитражные суды и в конституционные (уставные) суды.

    Обжалование по общему праву в суды общей юрисдикции регламентируется Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции Закона от 14 декабря 1995 г.).

    В соответствии с законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

    В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

    Нарушены права и свободы гражданина;

    Созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

    Незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

    Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в районный суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Административную жалобу обязаны рассмотреть в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

    По закону судебная жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Жалоба направляется либо в суд по месту его жительства, либо в СУД по месту нахождения ответчика.

    Для обращения в суд установлены следующие сроки:

    Три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

    Один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

    Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

    Судебное обжалование на основе специальных норм - исключение из судебного обжалования по общему праву. В установленных специальными нормами случаях жалобы тоже направляется в суд, но процедуры их подачи и рассмотрения отличаются некоторым своеобразием.

    Примером специальной судебной жалобы может быть обжалование по п. 1 ст. 47 Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», на основании которой решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд.

    Граждане могут обращаться в Конституционный Суд в соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Статьями 96-100 этого Закона урегулированы особенности рассмотрения дел по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан.

    Похожие публикации