Судьей являются. Международный суд

К судьям, которые выносят решения, обязательные для исполнения на всей территории страны, предъявляются особые требования, и это вполне нормально. При назначении на должность судьи учитывается возраст, образование, трудовой стаж, профессиональная подготовка кандидатов и многие другие факторы.

Требования к кандидатам на должности судей прописаны в Законе №3132-1 «О статусе судей в РФ».

Судьей может быть человек, соответствующий следующим критериям:

  • имеющий высшее образование (обязательно юридическое);
  • не имеющий судимости либо уголовного преследования, прекращенного по реабилитирующим обстоятельствам;
  • не имеющий гражданства других государств, видов на жительство в других странах;
  • не признанный частично или полностью недееспособным;
  • не состоящий на учете в психоневрологических или наркологических диспансерах;
  • не имеющий других заболеваний, препятствующих выполнению профессиональных обязанностей.

Это основные требования, соблюдение которых является обязательным для всех кандидатов на должности судей. Кроме этих требований, к судьям разного уровня предъявляются другие запросы.

Запросы касаются возраста и трудового стажа:

  • судьей арбитражного суда одного из субъектов РФ, а также мировым судьей может стать человек, достигший 25-ти лет и имеющий опыт работы юристом не меньше пяти лет;
  • судьей федерального суда округа, а также судьей арбитражного апелляционного суда может стать человек, достигший 30 лет и имеющий опыт работы по юридической профессии не меньше семи лет;
  • судьей Высшего арбитражного суда РФ может стать человек, достигший 35-ти лет и имеющий опыт работы юристом не менее десяти лет.

В соответствии с законодательством, претендентом на должность судьи не может быть человек, подозреваемый или обвиняемый в совершении преступления.

Также претендентом не может быть человек, имеющий родственные связи с председателем или заместителем главы того же суда, в который устраивается кандидат.

В стаж работы, требуемый для назначения на вакантную должность судьи, входит период работы на должностях, требующих наличия высшего юридического образования, в том числе работа в качестве преподавателя соответствующих дисциплин, нотариуса или адвоката.

Как проходит отбор претендентов на должность судьи

Председатель суда, в котором появилась вакантная должность судьи, информирует об этом квалификационную коллегию судей не позже, чем через 10 дней после ее появления. В течение десяти дней после поступления этой информации квалификационная коллегия судей извещает об открытии вакансии СМИ, в которых указывается время и место приема заявлений от кандидатов.
Объявления о наличии вакансий председателей, заместителей и судей арбитражных судов (за исключением судей арбитражных судов субъектов РФ) публикуются в «Российской газете» и на портале Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Что касается вакансий на должности судей арбитражных судов, об их открытии сообщают коллегии судей субъектов РФ.

Согласно законодательству, кандидаты на должности судей проходят конкурсный отбор.

Каждый кандидат, соответствующий требованиям и желающий занять одну из вакантных должностей, может сдать квалификационный экзамен, обратившись с этой целью в экзаменационную комиссию при квалификационной коллегии судей.

Перед этим он должен подать соответствующее заявление и документы.

В число документов входят:

  • гражданский паспорт или какой-либо другой документ, удостоверяющий личность (оригинал или копия);
  • анкета с биографическими данными;
  • документ, подтверждающий получение высшего юридического образования (оригинал или копия);
  • трудовая книжка или какой-либо другой документ, подтверждающий наличие трудового стажа по юридической специальности (оригинал или копия);
  • документ, подтверждающий отсутствие заболеваний, препятствующих занятию должности судьи.

После сдачи экзамена кандидат может обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением относительно рекомендации его на занятие вакантной должности. К заявлению, кроме перечисленных документов, необходимо приложить информацию о результатах экзамена, характеристики с мест работы за последние пять лет, информацию о доходах, имуществе и имеющихся обязательствах имущественного характера.

По результатам рассмотрения всех поданных заявлений и документов, предоставленных кандидатами, а также с учетом результатов экзаменов коллегия принимает решение о рекомендации кандидатов на занятие вакантных должностей.

Преимуществом при отборе будут обладать кандидаты, имеющие достаточный стаж работы, опыт работы в правоохранительных органах, ученые степени кандидатов или докторов юридических наук, государственные или ведомственные награды. В отношении кандидатов, осуществляющих полномочия судей, будет приниматься во внимание качество и оперативность рассмотрения ими дел.

Если подходящих кандидатов среди заявленных нет, коллегия готовит мотивированные отказы. Кандидаты могут обжаловать решения коллегии судей, если они не согласны с ними или если, по их мнению, коллегией был нарушен установленный порядок отбора претендентов.

Наделение полномочиями судей арбитражных судов

Председатель Высшего арбитражного суда назначается на эту должность по представлению президента России Советом Федерации Федерального Собрания РФ на 6 лет.

Его заместители назначаются по такой же схеме, тоже на шесть лет с той разницей, что представление президента РФ основывается на представлении председателя ВАС РФ. Судьи ВАС России назначаются таким же образом, как и заместители, только без ограничения периода полномочий.

Председатели федеральных арбитражных судов субъектов РФ, округов и арбитражных апелляционных судов, и их заместители назначаются президентом РФ на 6 лет по представлению председателя ВАС России.

Судьи этих же судов назначаются на должности по такой же схеме, но без ограничения периода полномочий. Президент России может отклонить кандидатуры, представленные к назначению на должности судей, о чем сообщается главе суда, внесшему постановление.

При выявлении факта назначения на должность судьи человека, который на момент назначения не соответствовал требованиям, предъявляемым к судьям, квалификационная коллегия судей рассматривает возможность прекращения его полномочий.

Все мы знаем, что судьи осуществляют правосудие. Но чем же примечательна эта профессия и что делает судья , как человек наделённый судебной властью?

По законодательству РФ судьей является лицо, которое в конституционном порядке осуществляет правосудие. Судьи не могут никому подчиняться, кроме закона.

В различных юрисдикциях и странах требования и полномочия судей разные:

  1. Континентальное гражданское право требует от судьи, кроме высшего юридического образования, специальную подготовку. Он только первично дает свои оценки. А дело рассматривается коллегией из нескольких судей, которую возглавляет председатель.
  2. В некоторых странах самостоятельно судьи могут рассматривать только гражданские дела. Для уголовных – обязательно требуется суд присяжных.
  3. Иногда судьи могут выполнять роль следователей, поскольку не обязаны ограничиваться лишь теми доказательствами, которые им предоставили в зале суда.
  4. Так как англосаксонское общее право ориентировано на процесс прений, то большую роль играет прецедент судебного дела. Судьи могут на личное усмотрение вводить правовые нормы de facto беспрецедентно.
  5. В некоторых странах судья может выполнять функции пристава и устанавливать наказания при нарушениях, как в самом судебном зале, так и за нарушения своих решений.
  6. Во многих странах для судей обязанностью является носить в знак статуса черную или красную мантии. А в Великобритании и ещё некоторых её бывших странах-колониях обязателен ещё и парик. Мантии и парики свидетельствуют, что судья не должен руководствоваться личными пристрастиями, личными симпатиями или чувствами, а действовать только в рамках закона.
Все судьи обязательно приносят судебную клятву, которой придерживаются при выполнении своих должностных обязанностей.

Главная задача судьи – принять решение или вынести приговор по сути дела. Окончательный вердикт он должен принимать самостоятельно, без сторонних подсказок, мнений или советов. Выслушав предварительно все заинтересованные стороны, судья обязан удалится в комнату для совещаний, где запрещены даже телефонные разговоры. Там он окончательно просматривает все материалы судебного разбирательства и выносит постановление или приговор (если дело уголовного характера).

Зачастую в судебном зале происходят настоящие баталии. Столкновение интересов сторон приводит к некорректному поведению граждан. Они ругаются, плачут, провоцируют конфликтные ситуации. Иногда даже в адрес судьи могут быть высказаны угрозы и некорректные выражения. Во время судебного процесса судья оценивает морально-психологический климат в зале суда и контролирует поведение всех участников разбирательства.

Личностные качества, которые необходимы судьям:

  1. внимательность к словам и доказательствам;
  2. готовность к нестандартным и даже стрессовым ситуациям;
  3. хорошая интуиция;
  4. готовность взять ответственность за любое свое решение;
  5. способность разбираться в людях.

Необходимое образование

Естественно, что без юридического образования руководствоваться нормами закона в своих решениях не возможно. Должность судьи – почетная и ответственная, поэтому, как правило, конкурс проходят выпускники престижных ВУЗов с именем и хорошими образовательными традициями.


Корабельное дело имеет массу особых терминов. Например, что такое бункеровка судов знают единицы, но это весьма распространенное явление, которое производится практически...


Во время судебного процесса у сторон по делу может возникнуть необходимость перенести заседание на другую, более позднюю дату. Это может понадобиться по разным причинам. Но не...

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Федеральный конституционный закон от 31.12.96 N 1-ФКЗ, ст.11

Отличное определение

Неполное определение ↓

Судья (в оперативно-розыскной деятельности)

Должн. лицо гос-ва, являющееся носителем судебной власти в РФ; гр-н РФ (достигший 25 лет, имеющий высшее юр. образование и стаж работы по юр. профессии не менее пяти лет), в соотв. с Конституцией и ФКЗ «О судебной системе РФ» наделенный полномочиями осуществл. правосудие и исполняющий обязанности на профес. основе. С. в ОРД обладает соотв. полномо-чи-ями, в част., установленными ФЗ об ОРД. Предмет ведения С. в ОРД - рассмотрение материалов об ограничении конст. прав человека и гр-на при проведении ОРМ (ч. 2, 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 9 ФЗ об ОРД); последующая проверка законности решений и действий ОРО и его должн. лиц (ч. 3, 4 ст. 8); рассмотрение жалоб на ОРО (ч. 2, 3 ст. 5); разрешение споров между С. и ОРО в связи с отказом в проведении ОРМ (ч. 6 ст. 9). Обязанности С. в ОРД (ст. 9 ФЗ об ОРД): не вправе отказать в рассмотрении материалов в случае их представления (ч. 1); рассматривает материалы незамедлительно (ч. 1); обязан вынести мотивированное постановление по своему решению о возможности проведения ОРМ (ч. 4); рук- ли суда создают условия, обеспечивающие защиту сведений, содержащихся в представляемых им документах опер.-служебных (ч. 7). Права С. в ОРД (ст. 9 ФЗ об ОРД), по его требованию ему могут представ-ляться доп. материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ (ч. 3 ст. 9); вправе разрешить или отказать проведение ОРМ (ч. 4 ст. 9); вправе продлить срок действия постановления об ограничении конст. прав лица (ч. 5 ст. 9); в особом случае может обязать ОРО предоставить заявителю сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 5 ФЗ об ОРД (ч. 5 ст. 5); вправе потребовать от ОРО предоставить ему опер.-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении кот. было отказано заявителю (ч. 4 ст. 5). См. Осуществл. ОРМ в отнош. судьи. ; ; Химичева О.В. Судебный контроль за процессуальными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями (досудебное производство). - М„ 1998; ; ; Новый закон о статусе судей /Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. - М, 2002. Сурков Константин Викторович (р. 1956) - к.ю.н. (1995), д.ю.н. (1997), проф. (1998) [Москва]. Основная область науч. исследований - теория ОРД ОВД, опер.-розыск. зак-во. Опубл. св. 60 науч. и учебно-методич. работ. Защитил первую в РФ открытую (без грифа секретности) докт. дис. в области теории ОРД на тему «Опер.-розыск. зак-во России: пути совершенствования и развития» (шифр науч. специальности: 12.00.09). Основные труды: Принципы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: А.д. к.ю.н. - М., 1995; Принципы полицейской разведки. - СПб., 1995; Принципы оперативно-розыскной деятельности и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующим сыск. - СПб., 1996; Оперативно-розыскное законодательство России: пути совершенствования и развития: А.д. д.ю.н. - М, 1997; (соавт.); (соавт.); (соавт.). «.

С. всех судов, их близкие лица и имущество подлежат государственной защите с применением установленных законом мер безопасности. С. представляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу.

С. Конституционного суда РФ назначаются по представлению Президента РФ СФ в индивидуальном порядке путем тайного голосования и приводятся к присяге. Предельный возраст пребывания в должности - 70 лет.

Председатель Верховного Суда РФ, Председатель ВАС назначаются на должность СФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.

Заместители председателей и другие судьи ВС, ВАС назначаются на должность СФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении соответственно Председателей ВС, ВАС и заключении квалификационных коллегий С. этих судов.

С. военных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Председатели военных судов и их заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

С. федеральных арбитражных судов округов назначаются на должность Президентом РФ по представлению

Председателя ВАС, основанному на заключении квалификационных коллегий С. этих судов, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов РФ. Председатели федеральных арбитражных судов округов и их заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВАС, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Аналогичный порядок действует при назначении С. других звеньев системы общегражданских судов.

С. арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВАС, основанному на заключении квалификационных коллегий С. этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ. Председатели арбитражных судов субъектов РФ и их заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВАС, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Мировые С., а также С., председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Отбор кандидатов на должности С. осуществляется на конкурсной основе.

Полномочия С. федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или ФКЗ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

«Судьями являются лица из многих разных частей мира... представляющие разные культуры и, что не менее важно, очень разные правовые системы. У тех, кто не знаком с его работой, всегда возникает один и тот же вопрос: как при этом удается проводить согласованные и конструктивные обсуждения? ... Ответ заключается в том, что на практике, эта проблема практически не возникает... Международное право - это то средство общения, которое понятно людям, говорящим на разных языках, представителям различных культур, рас и религий».

Сэр Роберт Дженнингс
Председатель Суда (1991–1994 годы)
Выступление в Генеральной Ассамблее ООН,
октябрь 1992 года

Пятнадцать судей Международного Суда избираются на срок девять лет. Они могут быть переизбраны.

Суд имеет постоянный административный орган - Секретариат, который помогает Суду в выполнении им своих обязанностей.

Кем и как избираются члены Суда?

Выборы проводятся в Нью-Йорке, как правило, осенью.

Поскольку Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций, последняя проводит выборы его членов.

Соблюдается ли в Суде географический баланс?

Да. В состав Суда не может входить более одного гражданина одного и того же государства. Кроме того, весь состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира.

Этот принцип отражен в следующем распределении мест в Суде по главным регионам мира: три члена от Африки, два члена от Латинской Америки, три члена от Азии, пять членов от Западной Европы и других государств (включая Канаду, Соединенные Штаты, Австралию и Новую Зеландию) и два члена от Восточной Европы (включая Российскую Федерацию). Это распределение соответствует распределению мест в составе Совета Безопасности.

Хотя ни одно государство не имеет автоматического права на членство, в состав Суда всегда входили судьи, являющиеся гражданами , за единственным исключением Китая, национальная группа которого не назначала кандидата из Китая в течение периода 1967–1984 годов.

Обладают ли судьи подлинной независимостью?

После избрания члены Суда не представляют ни правительства своих стран, ни любую другую власть. Они являются независимыми судьями, первая задача которых заключается в том, что они должны сделать торжественное заявление на открытом заседании Суда, в соответствии с которым они будут выполнять свои обязанности «беспристрастно». Не редки случаи, когда судья голосует против позиции, занятой его страной в деле, в котором она является одной из сторон.

Торжественное заявление, которое делают судьи

Каждый новый судья делает следующее заявление на первом открытом заседании Суда, на котором он присутствует:

«Я торжественно заявляю, что буду выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия в качестве судьи честно, с преданностью делу, беспристрастно и добросовестно».

Каков порядок назначения Председателя и Вице-Председателя?

Председатель и Вице-Председатель Суда избираются их коллегами каждые три года путем тайного голосования. Для избрания требуется абсолютное большинство голосов, и условия, связанные с их гражданством, не применяются.

Председатель руководит работой Суда и осуществляет надзор за его административным управлением при помощи Административно-бюджетного комитета и разных других комитетов, в которых работают все члены Суда.

Вице-Председатель замещает Председателя в его отсутствие в случае, если Председатель не может выполнять свои функции, или в случае, если место Председателя становится вакантным.

Существуют ли какие-либо правила старшинства в Суде?

Средний возраст судей, работавших в 2000 году, составляет 66 лет.

Да. После Председателя и Вице-Председателя члены Суда имеют старшинство в соответствии с датой, с которой начинает истекать их соответствующий срок полномочий.

Если два судьи вступают в должность в один и тот же день, старшинство имеет старший по возрасту судья. Член Суда , который имеет старшинство после Председателя и Вице-Председателя, называется «старшим судьей».

Когда Суд проводит открытое заседание, судьи, имеющие самый большой стаж работы, сидят рядом с Председателем и Вице-Председателем. Недавно избранные члены Суда рассаживаются по обеим концам судейского стола.

Самый длительный срок полномочий: 26 лет (Манфред Ляхс, Польша). Самый короткий срок полномочий: 19 месяцев (Ричард Бакстер, США).

Вместе с тем при осуществлении своих функций (например, при составлении текстов решений Суда) члены Суда имеют равный статус, независимо от возраста, времени выборов или продолжительности срока службы.

Обязаны ли судьи проживать в Гааге?

В Гааге должен проживать лишь Председатель. От других членов Суда требуется только то, чтобы они постоянно находились в распоряжении Суда. На практике большинство членов Суда проживают в Гааге.

Могут ли члены Суда продолжать выполнять определенные профессиональные функции, выходящие за рамки их функций как членов Суда?

Члены Суда не могут выполнять никакие политические или административные функции или заниматься какой-либо деятельностью профессионального характера. Они не могут выполнять функции представителя, поверенного или адвоката в каком-либо деле или участвовать в рассмотрении какого-либо дела, которым они ранее занимались в каком-либо качестве.

С учетом обязательств судей перед Судом судья может выступать в качестве арбитра в делах, которые не могут быть переданы на рассмотрение МС, может участвовать в работе научных обществ и время от времени читать лекции.

Пользуются ли судьи дипломатическим иммунитетом?

Члены Суда при выполнении функций судей Суда пользуются дипломатическими привилегиями, иммунитетами и льготами.

В Нидерландах Председатель Суда имеет старшинство перед всеми послами, аккредитованными при короне Нидерландов, включая дуайена дипломатического корпуса. Последний имеет старшинство сразу после него, за ним следует Вице-Председатель Суда и после них старшинство чередуется между членами дипломатического корпуса и членами Суда.

Какие оклады у судей МС?

Ежегодный оклад членов Международного Суда составляет 160 000 долл. США (по состоянию на 2000 год). Председатель получает специальную надбавку.

После выхода на пенсию судьи получают ежегодную пенсию, которая после девятилетнего срока службы составляет половину их оклада. Судьи, которые проработали 18 лет или более, имеют право на пенсию в размере двух третей от их оклада.

Решение об окладах и надбавках принимается Генеральной Ассамблеей. Оклады и надбавки налогами не облагаются.

Кто такие судьи ad hoc?

Государство, являющееся стороной в рассматриваемом Судом деле и не имеющее в судебном присутствии судьи, являющегося его гражданином, может выбирать судью ad hoc для этого конкретного дела, хотя оно не обязано делать это.

Некоторые судьи ad hoc впоследствии избирались членами Суда.

Судья ad hoc не обязательно должен быть (и часто не является) гражданином государства, которое его назначило. Судья ad hoc делает при вступлении в должность то же торжественное заявление, что и члены Суда, принимает участие в принятии решения по делу на основе равенства с его коллегами, имеет право голоса и получает от Суда вознаграждение за каждый проработанный день.

Как и члены Суда, судья ad hoc должен находиться в распоряжении Суда и присутствовать на заседаниях по делу, в рассмотрении которого он участвует.

Какие функции выполняет судья ad hoc?

Институт судей ad hoc отражает один из основополагающих принципов, регулирующих функционирование Суда, т.е. принцип строгого равенства сторон.

Поскольку член Суда, который имеет гражданство одной из сторон, сохраняет свое право участвовать в разбирательстве дела, видимо, было бы несправедливым по отношению к другой стороне (если в Суде нет члена, имеющего его гражданство), если бы она не имела право выбрать то или иное лицо в качестве судьи ad hoc .

Как судьи, которые имеют гражданство одной из сторон, так и судьи ad hoc могут помогать Суду более глубоко понять позиции одной из сторон в деле.

Что такое Секретариат и как он работает?

Секретариат является постоянным административным органом Суда. Он подотчетен лишь Суду. Его возглавляет Секретарь, которому оказывает помощь заместитель и который замещает его в его отсутствие.

В Секретариате работает около 70 человек.

Секретарь, который по своему положению соответствует должности помощника Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, и заместитель Секретаря избираются Судом на семилетний срок. Они могут быть переизбраны.

В штат Секретариата входят сотрудники по правовым вопросам, письменные и устные переводчики, архивариусы, типографские рабочие, библиотекари, сотрудники по вопросам общественной информации, бухгалтеры, компьютерные специалисты, административные помощники, машинистки, посыльные, телефонистки и охранники.


Поскольку МС одновременно является судебным органом и международным органом, задачи Секретариата носят юридический, дипломатический, а также административный характер.

Значительная часть функций Секретариата носит правовой характер, в частности, в связи с тем, что члены Суда не имеют сотрудников или помощников по правовым вопросам, а имеют только помощников-секретарей. Другая часть ее работы связана с лингвистическим обслуживанием: поскольку в Суде используются два официальных языка - французский и английский, - существует потребность в большом объеме высококачественного письменного перевода.

Каковы обязанности Секретаря?

Секретарь, который должен жить в Гааге, руководит работой Секретариата и отвечает за все его подразделения.

Он отвечает за связь с Судом и помогает поддерживать отношения между Судом и государствами, международными организациями и Организацией Объединенных Наций. Он обновляет общий список дел Суда, присутствует на заседаниях Суда, обеспечивает ведение протоколов, скрепляет подписью решение Суда и хранит печать Суда.

Он отвечает за архивы и показания Суда, составляет проект его бюджета и отвечает на запросы, касающиеся Суда и его работы.

Печать Суда

Печать Суда, которой удостоверяются официальные копии решений Суда и которая фигурирует на его изданиях, изображает восходящее солнце, лучи которого освещают фигуру Правосудия на переднем плане, держащую весы в одной руке и пальмовую ветвь - в другой. Эта фигура расположена на кирпичном пьедестале над двумя полушариями Земли, представляющими мир.

Нижнюю часть обрамляют лавровые ветви как на эмблеме Организации Объединенных Наций, главным судебным органом которой является Суд.

Эта печать первоначально была печатью Постоянной палаты международного правосудия (ППМП), предшественницы МС. Ее дизайн был разработан в 1922 году голландским скульптором Я.С. Виенеке.

Имеют ли должностные лица Секретариата какой-либо особый статус?

На всех должностных лиц Секретариата, будь то сотрудники с постоянными или срочными назначениями, распространяется действие Положений о персонале, которые почти идентичны Положениям и Правилам о персонале ООН.

Условия их работы, оклады и пенсионные права соответствуют условиям работы, окладам и пенсионным правам сотрудников Организации Объединенных Наций эквивалентной категории и класса. Они пользуются теми же привилегиями и иммунитетами, что и члены дипломатических представительств в Гааге сопоставимого ранга.

Каков бюджет Суда?

Ежегодный бюджет Суда, утверждаемый Генеральной Ассамблеей, составляет менее 1 процента бюджета Организации Объединенных Наций.

В двухгодичном периоде 2000–2001 годов он составлял около 11 млн. долл. США в год.

Кандидат на должность судьи: проблемы при отборе

Е. А. Мартынов,
председатель судебной коллегии по гражданским
делам Архангельского областного суда,
член Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Ключевой фигурой судопроизводства является Судья. От его деловых, моральных, нравственных качеств в значительной мере зависит защита прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в судебном процессе.

Установив в статье 119 Конституции РФ и статье 12 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» единство статуса всех судей Российской Федерации, законодатель предусмотрел различие между ними только в полномочиях и компетенции, тем самым подчеркивая, что требования к претендентам на должность судьи являются неделимыми как для мирового судьи, так и для судей высших судебных органов России.

Конституция РФ и федеральные законы содержат формальные требования к кандидату на должность судьи, касающиеся гражданства, возраста, образовательного ценза и стажа работы.

Согласно статье 119 Конституции судьями могут быть только граждане Российской Федерации не моложе 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Указав, каким общим требованиям должен отвечать кандидат на должность судьи, закон вместе с тем оставил ряд неразрешенных вопросов.

Судьей может быть только гражданин Российской Федерации.

Это кажется всем понятным и ясным, однако Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства, то есть право иметь гражданство (подданство) иностранного государства.

К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей.

В статье 14 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности, действующий судья приобретает гражданство иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации.

В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе.

Такое же ограничение следовало бы установить в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий.

Судья при осуществлении правосудия независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону. Так записано в статье 120 Конституции РФ. Судья обеспечивает исполнение федерального законодательства. Это обязывает его иметь принадлежность к одномугосударству - Российской Федерации. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса.

Вместе с тем это требование не должно касаться судей, пребывающих в отставке, так как оно в определенной мере необоснованно ограничивало бы их гражданские права. Судья, пребывающий в отставке, сохраняет принадлежность к судейскому сообществу, но у него отсутствуют полномочия по осуществлению правосудия и предпосылки для возникновения конфликта интересов, что не препятствует иметь двойное гражданство.

Вторым общим требованием, которое предъявляется законом к кандидату на должность судьи, является наличие высшего юридического образования.

Казалось бы, такая формулировка диспозиции статьи 119 Конституции РФ и статьи 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не должна вызывать никаких сложностей, но на практике возникли проблемы.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в статье 6 предусматривает три ступени высшего профессионального образования: бакалавр, дипломированный специалист и магистр, установив разные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования: соответственно не менее чем четыре года, пять и шесть лет.

Право на занятие в государственной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему предоставляется только лицу, получившему высшее профессиональное образование в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, и подтвержденное документом государственного образца.

Высшая квалификационная коллегия судей РФ в своих разъяснениях от 15-18 июля 2002 года отметила, что претендент на должность судьи должен представить в квалификационную коллегию судей в подтверждение юридического образования диплом государственного образца высшего учебного заведения, в котором аккредитована специальность «Юриспруденция» или «Правоведение».

Однако в бланке диплома о высшем профессиональном образовании не содержится отметки об аккредитации этих специальностей. В нем содержится только отметка о том, что диплом является документом государственного образца.

Возникает вопрос, а следует ли полностью доверять такому документу?

В настоящее время подготовкой юристов занимаются любые высшие учебные заведения: не только специализированные юридические, но и педагогические, экономические, технические, сельскохозяйственные и т.п. Имея государственную аккредитацию высшего учебного заведения в целом, открывая юридические факультеты, учебные заведения получают лицензию на ведение образовательной деятельности по специальности «Юриспруденция» и, не пройдя государственной аккредитации по указанной специальности, выдают своим выпускникам дипломы государственного образца, ссылаясь на то, что высшее учебное заведение в целом имеет государственную аккредитацию.

Учитывая, что такие случаи являются частыми, следовало бы предусмотреть обязанность для кандидатов на должность судьи представлять не только диплом, подтверждающий наличие у них высшего юридического образования, но и заверенные копии документов, подтверждающих прохождение высшим учебным заведением, выдавшим диплом, государственной аккредитации непосредственно по специальности «Юриспруденция».

Поскольку действующее законодательство предусматривает три ступени высшего профессионального образования, логичны вопросы: какая же из них дает право на занятие должности судьи? Или любая? Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит каких-либо регламентаций по этим вопросам.

Министерство образования РФ, основываясь на толковании статьи 7 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», как следует из письма от 1 сентября 2003 года № 14-52-101ИН/15, полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи.

Однако с такой позицией трудно согласиться, исходя из статуса судьи и характера его деятельности. Она связана с применением и толкованием огромного числа правовых актов. Судья должен свободно ориентироваться в действующем законодательстве и должен быть готов к рассмотрению любых правовых споров в области гражданского, семейного, трудового, уголовного права, включая процедурные вопросы, а также вопросы доказательственного права.

Такой уровень знаний человек не может получить на первой ступени высшего профессионального образования, так как срок освоения основных образовательных программ для получения квалификации «бакалавр» составляет всего четыре года, что явно недостаточно при осуществлении правосудия судьей по гражданским, уголовным и административным делам. Углубленное изучение разных отраслей права осуществляется только на последующих ступенях высшего профессионального образования при подготовке дипломированного специалиста и магистра, и поэтому только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции лицо может претендовать на занятие должности судьи.

Данной позиции придерживается и Высшая квалификационная коллегия судей РФ, давая разъяснения в январе 2003 года и 18 марта 2004 года по данному вопросу.

Однако положение, когда вопрос о трактовке понятия «высшее юридическое образование, необходимое для занятия должности судьи», законодательно не урегулирован, не может сохраняться долго, так как такая неопределенность дает основания для сомнения в обоснованности заключений квалификационных коллегий судей, отказавших в рекомендации на должность судьи ввиду отсутствуя у претендента высшего юридического образования требуемой ступени.

Следовало бы в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закрепить, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция».

Определив основные единые требования к кандидату на должность судьи, Конституция РФ предусмотрела возможность установления дополнительных требований к судьям различных судов Российской Федерации.

Дополнительные требования в соответствии со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» касаются только возраста и стажа работы по юридической профессии.

Для занятия должностей судей высших судебных органов, в частности, для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ минимальный возраст установлен в 35 лет и обуславливается наличием у претендента стажа работы по юридической профессии не менее 10 лет, для судей судов на уровне субъектов Российской Федерации - возраст претендента снижен до 30 лет и стаж работы по юридической профессии - до семи лет.

Такие требования оправданны, так как судьи данных судебных инстанций в основном разрешают наиболее сложные уголовные и гражданские дела, а сами судебные инстанции проверяют правильность принимаемых нижестоящими судами решений, а их указания по толкованию норм права являются обязательными для нижестоящих судов.

Вместе с тем наличие только двух дополнительных требований вряд ли является достаточным.

Поскольку одной из основных задач вышестоящих судов является проверка законности и обоснованности принимаемых нижестоящими судами актов, для этого требуется не только хорошее знание законов, но и знание специфики, опыт рассмотрения определенных категорий дел. Особенно это касается уголовных дел, когда судья вышестоящего суда должен понять, почему нижестоящий суд принял или отверг то или иное доказательство, почему избрал именно такую меру наказания.

В этой ситуации заслуживает внимание предложение о том, чтобы на должность судьи, начиная с судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, могло претендовать только лицо, которое проработало на должности судьи нижестоящего суда определенный срок, в частности, не менее трех лет. Эта мера только повысит авторитет вышестоящих судебных органов в глазах действующих судей и будет в полной мере способствовать профессиональному росту судьи, даст возможность проверить кандидата на реальной работе.

Вместе с тем это правило не должно быть определяющим для высших судебных органов.

Одной из задач, стоящих перед Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, является регулирование, определение развития судебной практики, дача разъяснений по ее вопросам. Для решения этих задач требуются глубочайшие познания в конкретных областях права, и поэтому следовало бы предусмотреть возможность назначения на должности судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации лиц, обладающих высокой квалификацией в области права, что и осуществляется в Высшем Арбитражном Суде, а в последнее время и в Верховном Суде Российской Федерации. При этом для таких лиц возможно было бы предусмотреть зачет в стаж работы в должности судьи времени работы по юридической профессии, но связанной только с научной деятельностью.

Закон содержит только формальные требования к лицам, претендующим на должность судьи, но уровень осуществления правосудия и доверия к органам правосудия зависит не только от квалификации судьи, правильности разрешения дела, но и морального облика судьи. Безответственное и недостойное поведение судьи подрывает доверие общественности ко всему судейскому сообществу, вызывает неуважение к судебным актам, которые выносятся от имени государства.

От судьи граждане ожидают не только знания закона, но и порядочности, честности, вдумчивости, уравновешенности, объективности и неподкупности. И поэтому личностные качества претендента на должность судьи должны быть в центре внимания при отборе кандидата на должность судьи.

Но ни Конституция РФ, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи.

Складывается парадоксальная ситуация: судьей может стать любое лицо, отвечающее законодательно закрепленным требованиям, и только после назначения на должность к нему могут быть предъявлены требования по соблюдению Кодекса судейской этики.

Только Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» содержит указание на личностные требования к кандидату в судьи и самостоятельную ответственность за их нарушение. В нем указывается, что судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин с безупречной репутацией и, в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, его полномочия могут быть прекращены.

К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» таких конкретных норм не содержит.

Учитывая, что статус судей в Российской Федерации един, следовало бы указанные нормы закрепить и в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Законодательное закрепление личностных требований к кандидату на должность судьи позволит на правовом основании шире и глубже изучить личность и образ жизни претендента, так как содержащееся в статье 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» право квалификационной коллегии судей на проведение проверки кандидата касается достоверности документов и сведений, относящихся к формальным требованиям для занятия должности судьи.

Следовало бы законодательно закрепить обязанность кандидата на должность судьи при подаче документов сообщать обо всех судимостях, в том числе погашенных и снятых, а также фактах привлечения к уголовной и административной ответственности как самого претендента, так и его близких родственников, представлять в квалификационную коллегию судей рекомендации с прежних мест работы за последние пять лет.

Повышение требований к претендентам на должность судьи позволит сформировать достойный судейский корпус, повысит авторитет суда в глазах общественности и уважение к суду.

Похожие публикации