Контроль за удо из мест лишения свободы. Контроль за условно-досрочно освобожденными Срок контроля за условно досрочно освобожденными

25. Контроль за условно - досрочно освобожденными лицами осуществляется по их месту жительства. Если по уважительным причинам, условно - досрочно освобожденное лицо не может проживать по данному адресу, начальник органа внутренних дел по его заявлению может разрешить ему временное проживание в другом месте, в пределах обслуживаемой городским районным органом внутренних дел территории.

26. В целях полноты осуществления контроля за исполнением установленных судом обязанностей условно - досрочно освобожденными, сотрудники органов внутренних дел имеют право:

1) запрашивать и получать сведения о поведении условно - досрочно освобожденных лиц по месту работы и жительства от граждан и администрации организаций, независимо от форм собственности;

2) вызывать условно - досрочно освобожденных лиц на собеседование в органы внутренних дел, при необходимости проводить такие беседы в присутствии родственников, с их согласия;

3) требовать от условно - досрочно освобожденных лиц устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением возложенных судом обязанностей.

27. Участковый инспектор полиции обязан проводить с условно - досрочно освобожденным лицом по месту жительства предупредительную работу по недопущению случаев уклонения от исполнения установленных судом обязанностей и совершения им правонарушений.

28. По результатам каждого посещения жилища условно - досрочно освобожденного лица участковый инспектор полиции или сотрудник полиции, проверявший последнего, по указанию начальника ГОРОВД делает соответствующую отметку в листке контроля (приложение 7 к Правилам).

29. Обязательство являться в орган внутренних дел применяется в целях контроля за условно - досрочно освобожденными лицами, а также проведения бесед профилактического характера. Часы явок устанавливаются с таким расчетом, чтобы это не повлияло на работу и учебу условно - досрочно освобожденного лица.

30. Регистрация явки условно - досрочно освобожденного лица в орган внутренних дел осуществляется в подразделении общественной безопасности либо в участковых пунктах полиции, о чем делается отметка в специальном регистрационном листе (приложение 8 к Правилам).

31. По каждому факту нарушения установленных судом обязанностей участковый инспектор полиции составляет рапорт (приложение 9 к Правилам) и соответствующие материалы, которые в установленном порядке направляет в суд с обеспечением явки условно - досрочно освобожденного лица.

32. В случае неявки по вызову в орган внутренних дел или в суд осуществляется принудительный привод условно - досрочно освобожденного лица.

33. Если нарушение установленных судом обязанностей выявлено органом внутренних дел на территории обслуживания которого условно - досрочно освобожденное лицо не проживает, протокол об административном правонарушении для принятия мер направляется в орган внутренних дел, осуществляющий за этим лицом контроль.

34. Вопросы о временном выезде лица, условно - досрочно освобожденного, с места постоянного жительства за пределы района (города, области), рассматривает начальник ГОРОВД или его заместитель, на основании письменного заявления условно - досрочно освобожденного лица и рапорта участкового инспектора, с указанием причин выезда, данных, характеризующих поведение лица в период нахождения на профилактическом учете. О принятом решении делается соответствующая запись на заявлении.

35. При разрешении условно - досрочно освобожденному лицу временного выезда в другой населенный пункт и нахождения там более суток, ему выдается под расписку маршрутный лист (приложение 10 к Правилам), в котором указывается дата разрешения на выезд в другой населенный пункт, цель поездки и срок пребывания, обязанность условно - досрочно освобожденного лица зарегистрироваться в местном органе внутренних дел, являться по вызову в установленное время в орган внутренних дел, известить о своем возвращении участкового инспектора полиции, осуществляющего за ним контроль по месту постоянного жительства. О выезде условно - досрочно освобожденного лица участковый инспектор полиции письменно уведомляет орган внутренних дел, на территорию обслуживания которого он должен прибыть (приложение 11 к Правилам).

36. По приезду условно - досрочно освобожденного лица на территорию обслуживания другого органа внутренних дел, сотрудник подразделения общественной безопасности или участковый инспектор полиции регистрирует прибывшего во второй части журнала регистрации УДО от отбывания наказания, прибывших на территорию обслуживания органа внутренних дел для временного проживания, вносит соответствующие отметки в маршрутный лист, заверяет их печатью (штампом) органа внутренних дел.

37. Участковый инспектор полиции в течение срока временного проживания, условно - досрочно освобожденного лица осуществляет наблюдение за его поведением и образом жизни, устанавливает ему дни явки для проведения бесед, по окончании срока пребывания вносит в маршрутный лист запись о его поведении по месту временного проживания.

38. При возвращении условно - досрочно освобожденного лица к постоянному месту жительства участковый инспектор полиции, осуществляющий за ним контроль, знакомится с записями в маршрутном листе, делает в нем отметку о прибытии данного лица и приобщает маршрутный лист к контрольному делу.

39. При выезде условно - досрочно освобожденного лица на постоянное место жительства в другой населенный пункт орган внутренних дел:

1) осуществляющий контроль направляет информацию (приложение 12 к Правилам) в орган внутренних дел, на территории которого будет проживать условно - досрочно освобожденное лицо;

2) по новому месту жительства условно - досрочно освобожденного лица в трехдневный срок проверяет прибытие последнего по указанному адресу и извещает орган, направивший информацию;

3) после получения подтверждения о прибытии условно - досрочно освобожденного лица по избранному месту жительства направляет контрольное дело и имеющуюся в криминальной полиции информацию, в орган внутренних дел по новому месту жительства, для дальнейшего осуществления контроля;

4) направивший контрольное дело, в трехдневный срок письменно уведомляет о перемене условно - досрочно освобожденным лицом постоянного места жительства областное адресное бюро (приложение 13 к Правилам). В таком же порядке уведомляется адресное бюро при: осуждении условно - досрочно освобожденного лица за повторное преступление, с отменой условно - досрочного освобождения; отмене условно - досрочного освобождения; смерти условно - досрочно освобожденного лица.

40. Условно - досрочно освобожденному лицу при выезде на постоянное место жительство выдается контрольный листок (приложение 14 к Правилам), в котором указывается дата отъезда, адрес нового места жительства и срок явки на регистрацию в орган внутренних дел по новому месту жительства.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета "Казахстанская правда", база данных , Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети.

Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности.

Компания не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Условно-досрочно освобожденными от наказания, контроль за их поведением
Органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных.

Контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно – исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих – командованием их воинских частей;

В порядке, предусмотренном законодательством РФ и нормативными правовыми актами, к осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники других служб органов внутренних дел.

Органами, осуществляющими контроль за условно осужденными, достигшими совершеннолетия, являлись инспекции исправительных работ органов внутренних дел. Осуществляет контроль в отношении общей массы условно осужденных – уголовно-исполнительную инспекцию. Кроме уголовно-исполнительных инспекций, в контроле за несовершеннолетними, осужденными условно, должны участвовать и комиссии по делам несовершеннолетних. В отношении условно осужденных военнослужащих контроль осуществляется командованием их воинских частей.

Закон позволяет привлекать к осуществлению контроля за условно осужденными участковых инспекторов милиции, сотрудников патрульно-постовой, криминальной милиции и других служб органов внутренних дел.

Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных.

Уголовно - исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников других служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.

При назначении условно осужденному в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью уголовно - исполнительная инспекция в полном объеме осуществляет мероприятия, предусмотренные статьями 33 – 38 УИК.

В случае призыва условно осужденного на военную службу в военный комиссариат направляются копия приговора суда, а в необходимых случаях и иные документы, требующиеся для осуществления контроля за поведением условно осужденного по месту прохождения службы. Командование воинской части обязано сообщить в 10-дневный срок в уголовно – исполнительную инспекцию о постановке условно осужденного на учет, а по окончании службы-о его убытии из воинской части.

Условно осужденные обязаны отчитываться перед уголовно – исполнительными инспекциями и командованием воинских частей о своем поведении, исполнять возложенные на них судом обязанности, являться по вызову в уголовно – исполнительную инспекцию. При неявке без уважительных причин условно осужденный может быть подвергнут приводу.

В случае уклонения условно осужденного от контроля за его поведением уголовно - исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения.

Основные направления деятельности уголовно – исполнительных инспекций по контролю за условно осужденными: а) персональный учет осужденных в течение испытательного срока; б) контроль за соблюдением осужденным правопорядка; в) контроль за исполнением возложенных судом на осужденного обязанностей; г) исполнение назначенного условно осужденному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; д) взаимодействие с другими службами органов внутренних дел и командованием воинских частей по осуществлению контроля за осужденным ; е) взаимодействие с судом в части исполнения приговора об условном осуждении.

К числу задач, решаемых при этом уголовно – исполнительными инспекциями, относятся: а) изучение личности осужденного, условий его жизни и ближайшего окружения; б) сбор и анализ информации о поведении данного лица по месту работы (учебы) и в быту, позволяющей судить о его исправлении, о возможности досрочной отмены условного осуждения и снятии с осужденного судимости, сокращения либо продления испытательного срока; в) информирование компетентных органов о совершенных осужденным в течение испытательного срока правонарушениях для привлечения его к установленной законом ответственности, о фактах невыполнения возложенных на него судом обязанностей; г) подготовка представлений в суд о полной или частичной отмене либо дополнении установленных для условно осужденного обязанностей, о продлении испытательного срока, об отмене условного осуждения с освобождением от наказания либо с применением назначенного наказания.

Инспекции имеют право приглашать осужденного для бесед, требовать от него отчета о своем поведении, осуществлять его принудительный привод в случае неявки без уважительных причин, а также проводить первоначальные розыскные мероприятия при уклонении осужденного от отбывания наказания и когда его местонахождение неизвестно. Кроме того, инспекции могут влиять на режим осуществления контроля, который во многом зависит от количества и характера возложенных судом на условно осужденного обязанностей.

В случае призыва на военную службу условно осужденный снимается с учета уголовно - исполнительной инспекции, а командованию воинской части по месту его службы направляется приговор суда и сведения о поведении осужденного в период нахождения на учете в инспекции, о примененных к нему правоограничениях и т.п. По окончании данным лицом военной службы командование воинской части в тот же срок должно сообщить инспекции по месту жительства условно осужденного о его убытии из части. Если при этом испытательный срок не истек, уголовно-исполнительная инспекция ставит осужденного на учет и проводит иные мероприятия по осуществлению контроля.

Исчисление испытательного срока.

Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. По истечении испытательного срока контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он снимается с учета уголовно–исполнительной инспекции.

В случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет, а при назначении наказания в виде лишения свободы на срок свыше одного года-не менее шести месяцев и не более пяти лет.

Испытательный срок условного осуждения начинает исчисляться со дня вступления приговора в законную силу, а исполнение осужденным возложенных на него судом обязанностей-со дня получения уголовно-исполнительной инспекцией копии приговора , который является и днем постановки осужденного на учет.

Снятие с учета влечет за собой отмену всех ограничений, возложенных на условно осужденного судом, и прекращение обязанностей данного лица перед уголовно - исполнительной инспекцией.

Возможно снятие с учета: по истечение испытательного срока; при осуждении к лишению свободы за новое преступление; в случае отмену условного осуждения досрочно в связи с тем, что осужденный своим поведением доказал свое исправление; при отмене условного осуждения с направлением этого лица в места лишения свободы; в случае смерти осужденного или признания его судом недееспособным; при переезде осужденного на другое место проживания.

Ответственность условно осужденных.

При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание, уголовно–исполнительная инспекция предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения.

В случае уклонения условно осужденного от контроля за его поведением, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей, начальник уголовно-исполнительной инспекции вносит в суд соответствующее представление.

При наличии достаточных оснований уголовно-исполнительной инспекцией в суд направляется представление о продлении испытательного срока.

В случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей либо если условно осужденный скрылся от контроля, начальник уголовно - исполнительной инспекции направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.

Систематическим неисполнением обязанностей являются совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.

Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.

Отменой условного осуждения может послужить: а) правомерное поведение осужденного в течение испытательного срока, являющееся доказательством его исправления; б) выполнение осужденным возложенных на него обязанностей. В частности, суд как при назначении условного осуждения, так и в период испытательного срока может возлагать на осужденного исполнение определенных обязанностей, способствующих его исправлению (например: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления уголовно - исполнительной инспекции ; не посещать определенные места; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании; осуществлять материальную поддержку семьи).

Невыполнение осужденным вышеназванных предписаний может повлечь следующие правовые последствия: 1) возложение судом на осужденного дополнительных обязанностей; 2) продление испытательного срока; 3) отмену условного осуждения и исполнения назначенного приговором суда наказания.

Возложение дополнительных обязанностей или продление испытательного срока может быть направлено уголовно-исполнительной инспекцией в суд лишь при неоднократных нарушениях осужденным общественного порядка либо неоднократном неисполнении возложенных на него обязанностей и законных требований инспекции. В случае совершения условно осужденным неосторожного преступления либо умышленного преступления небольшой тяжести вопрос об отмене условного осуждения, продлении испытательного срока или возложении на осужденного дополнительных обязанностей рассматривается судом по собственной инициативе и внесение уголовно - исполнительной инспекцией соответствующего представления необязательно. При совершении преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления представления не требуется, поскольку условное осуждение отменяется в обязательном порядке.

Представление об отмене условного осуждения вносится уголовно – исполнительной инспекцией в случаях:

1) систематического или злостного неисполнения условно осужденным возложенных на него судом обязанностей;

2) если осужденный скрылся от контроля.

9.3 Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
По законопроекту административный надзор налагается на две категории бывших заключенных:

1. Отрицательно характеризующихся освобождаемых лиц из числа осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, которые осуждались к лишению свободы два и более раз.

2. Бывших осужденные тех же категорий, которые после освобождения регулярно совершающих антиобщественные действия, а также те которые систематически употребляют наркотики и алкоголь.

Для бывшего осужденного надзор означает наложение следующих ограничений прав и свобод:

4) обязанность до четырех раз в месяц являться в милицию.

Административный контроль – система временных принудительных профилактических мероприятий наблюдения и воздействия на поведение отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Подконтрольное лицо (подконтрольный) – лицо, в отношении которого в соответствии с настоящим Федеральным законом установлен административный контроль.

Задачи административного контроля

Административный контроль устанавливается для предупреждения совершения преступлений со стороны отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и оказания на них воспитательного воздействия.

Административный контроль устанавливается в отношении совершеннолетних лиц:

1) судимых за особо тяжкие преступления;

2. Административный контроль прекращается досрочно, если будет установлено, что подконтрольный твердо встал на путь исправления, положительно характеризуется по месту работы и проживания.

3. Подконтрольный может подать ходатайство о снятии контроля.

4. Административный контроль автоматически прекращается в случаях:

1) погашения или снятия судимости с подконтрольного;

2) истечения срока, на который установлен административный контроль;

3) осуждения подконтрольного к лишению свободы и направления его в места лишения свободы;

4) смерти подконтрольного. Порядок осуществления административного контроля

Административный контроль осуществляется органами внутренних дел в порядке, определяемом Правительством РФ

Контроль и надзор за осуществлением административного контроля

1. Контроль за соблюдением порядка административного контроля осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

2. Надзор за соблюдением законодательства РФ об административном контроле осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.

Права и обязанности органов внутренних дел при осуществлении административного контроля:

1. Сотрудники органов внутренних дел обязаны систематически контролировать поведение подконтрольных лиц, принимать необходимые меры для приобщения их к общественно полезному труду, предупреждать нарушения ими общественного порядка и прав других граждан, устанавливать местонахождение лиц, уклоняющихся от административного контроля.

2. При осуществлении административного контроля сотрудники органов внутренних дел имеют право:

1) истребовать сведения о поведении подконтрольного от администрации предприятий, учреждений и общественных организаций по месту его работы и жительства, а также от граждан;

2) возбуждать ходатайства перед государственными, муниципальными предприятиями и предприятиями иных форм собственности о трудовом и бытовом устройстве подконтрольного;

3) вызывать подконтрольного на беседы в орган внутренних дел; проводить при необходимости такие беседы в присутствии родственников подконтрольного с их согласия;

4) требовать от подконтрольного устных и письменных объяснений по вопросам, связанным с исполнением правил административного контроля ;

5) посещать жилище подконтрольного.
Права и обязанности подконтрольного

1. Лицо, находящееся под административным контролем, обладает правами и свободами граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законом.

2. Подконтрольный обязан исполнять установленные законодательством РФ обязанности граждан Российской Федерации, не нарушать общественный порядок и соблюдать следующие правила:

1) прибыть в назначенный исправительным учреждением срок в выбранное место проживания и зарегистрироваться в органе внутренних дел;

2) являться по вызову в органы внутренних дел в указанный срок и давать устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного контроля;

3) уведомлять сотрудников органа внутренних дел, осуществляющих административный контроль, о перемене места работы или жительства, а также о выезде за пределы района (города) по служебным делам;

4) при выезде по личным делам с разрешения органа внутренних дел в другой населенный пункт и нахождении там более суток - зарегистрироваться в местном органе внутренних дел;

5) соблюдать установленные в отношении его ограничения, предусмотренные законом.


ЛИТЕРАТУРА:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. Какова социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания и меры по её обеспечению?

2. Распишите наблюдение за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания, контроль за их поведением

3. Каков административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы?

10 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И СТАНДАРТЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОСУЖДЕННЫМИ.
10.1 Понятие и классификация международно-правовых актов

и стандартов
Система действующих международных актов об обращении с осужденными-часть системы международных, актов по контролю над преступностью, которая содержит стандарты поведения в данной области.

Стандарты, содержащиеся в международных актах об обращении с осужденными, необходимо классифицировать , как минимум, по трем основаниям: 1) масштабам действия; 2) специализации; 3) обязательности для государств-применителей.

По масштабам действия все стандарты в изучаемой сфере можно разделить на две группы: универсальные и региональные. См.: Зимин В.П., Зубов И.Н. Международное сотрудничество в области

Универсальные-это стандарты, вырабатываемые ООН, а региональные -- Советом Европы или иными региональными объединениями государств. В настоящем учебнике будут затронуты только универсальные стандарты, освещении региональных норм препятствует их многочисленность.

По специализации международные акты, содержащие универсальные стандарты обращения с осужденными, распадаются на два класса:

1) акты общего характера, не предназначенные специально для регламентации обращения с осужденными, но содержащие отдельные интересующие нас стандарты; 2) акты специализированного характера, имеющие своей целью изложение стандартов обращения с осужденными. Практическое значение этой классификации заключается в том, что при поиске стандартов обращения с осужденными она ориентирует не только на специализированные международные акты, но и на акты общего характера.

По обязательности для государств-применителей рассматриваемые стандарты можно отнести к двум основным разрядам: 1) обязательные нормы-принципы и общие положения; 2) конкретные стандарты-рекомендации, не носящие обязательного характера. Необходимость данной классификации связана с тем, чтобы можно было отделить обязательные нормы от рекомендательных. Если стандарты-принципы и общие положения обязательны для каждой стороны, ратифицировавшей соответствующие.международные акты, то стандарты-рекомендации внедряются тем либо иным государством в той степени, в которой имеются необходимые экономические, политические и другие предпосылки для их реализации.

Исходя из приведенных классификаций, в систему действующих международных актов об обращении с осужденными можно включить следующие универсальные международные акты, принятые ООН.

I. Акты общего характера:

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

Международный пакт об экономических , социальных и культурных правах (1966 г.);

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.);

Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963 г.);

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.);

Декларация прав ребенка (1959 г.);

Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.);

Декларация о правах инвалидов (1975 г.) См.: Права человека: Сборник международных договоров. ООН, Нью-Йорк, 1989..

II. Специализированные акты:

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955г.);

Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.);

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.);

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);

Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.);

Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.);

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.);

Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.);

Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990 г.);

Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.);

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (1990 г.).

Анализ приведенных международных актов показывает, что действие их целесообразно освещать относительно двух основных сфер обращения с осужденными: а) при использовании мер, не связанных с лишением свободы; б) при применении лишения свободы. Дело в том, что в рассматриваемых направлениях действует значительное количество специфических принципов, общих положений и конкретных норм, совокупность которых требует раздельного рассмотрения стандартов в каждой сфере

Для начала, отметим, что УДО - вид условного освобождения от наказания, применяемый судом в отношении лица, отбывающего исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, когда будет признано, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного ему наказания. При этом лицо может полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания. Применяя условно-досрочное освобождение от наказания, суд может возложить на лицо обязанности, предусмотренные ч.5 ст. 73 УК, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания. Эти обязанности должны способствовать исправлению осужденного. Контроль за поведением лица, освобожденного от наказания условно-досрочно, осуществляют уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел, а в отношении военнослужащих - командование воинских частей или учреждений. Основанием условно-досрочного освобождения является убеждение суда в том, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Этим констатируется факт исправления осужденного. Об исправлении лица судят по его поведению в период отбытия наказания: по соблюдению установленных правил распорядка исправительного учреждения, отношению к работе и учебе, администрации и к другим осужденным. Условием досрочного освобождения является обязательное отбытие им определенной части назначенного наказания. Размер этой части определяется в ст. 79 УК исходя из тяжести (категории) совершенного преступления. Так, необходимо отбыть не менее одной трети срока, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести; не менее половины срока - за тяжкое преступление; не менее двух третей - за особо тяжкое преступление. Закон предусматривает, что независимо от категории преступления фактический отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев, а для лиц, отбывающих наказание в виде пожизненного лишения свободы, - не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Действующее законодательство предусматривает отмену условно-досрочного освобождения в следующих случаях: 1) если осужденный в течение оставшейся неотбытой части наказания совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или он злостно уклонялся от исполнения обязанностей, возложенных на него судом; 2) если осужденный совершил умышленное преступление; 3) если осужденный совершил преступление по неосторожности, вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом, так же, как и при условном осуждении. При назначении наказания за совершенное преступление лицу, освобожденному условно-досрочно, суд руководствуется правилами, предусмотренными ст. 70 УК.

Право на условно-досрочное освобождение призвано обеспечить применение уголовного наказания в точном соответствии с его целью. Если цель достигнута досрочно, то дальнейшее применение наказания становится излишним и осужденный подлежит освобождению. Осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. Такое ходатайство осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Для рассмотрения дела в суде требуются определенные материалы. Только на их основе суд может разрешить дело по существу. Поэтому еще до судебного рассмотрения должна быть проведена предварительная работа по подготовке материалов к условно-досрочному освобождению, которая производится администрацией ИУ Жидков В.С. Из опыта реализации концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС // Современные проблемы правоприменительной деятельности органов УИС в РФ: Сб. статей. - Саратов, 2007. - С. 36..

Администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания направляет в суд ходатайство осужденного вместе с характеристикой на него. В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, а также заключение администрации о целесообразности условно-досрочного освобождения. Необходимо представлять только те материалы, которые могут свидетельствовать об исправлении осужденного или отсутствии такового.

Подготовка должна выражаться в тщательном, всестороннем изучении личности, кропотливой работе по собиранию и проверке данных, дающих возможность установить его исправление. Однако положение закона о глубоком и всестороннем изучении личности осужденного на практике зачастую сводится к сугубо формальному подходу к характеристике осужденного. Изучение материалов подготовки дел к условно-досрочному освобождению в судах показывает снижение качества предварительной проверки и подготовки документов, характеризующих личность осужденного; сами характеристики пишутся без изучения личного дела осужденного, под "копирку".

Помимо основных документов - ходатайства и характеристики осужденного, в суд могут представляться:

  • 1) выписка из протокола о переводе из обычных в облегченные условия отбывания наказания, если осужденный был переведен;
  • 2) выписка из протокола заседания собрания коллектива колонии (СКК) или собрания коллектива отряда (СКО) о ходатайстве в представлении к условно-досрочному освобождению;
  • 3) справка о поощрениях и взысканиях с отметками об их применении, снятии или погашении;
  • 4) справка о виде и сроке наказания, размере отбытого и неотбытого срока наказания, дате окончания срока.

Говоря о способах изучения личности осужденного в связи с представлением к условно-досрочному освобождению, следует заметить, что в основу должен быть положен анализ письменных материалов, документов и одновременное специальное наблюдение за осужденным. Только комплексное изучение материалов и личности осужденного может дать достаточно данных для вывода о его исправлении.

Изучение судебной практики показывает, что отказ суда в предоставлении условно-досрочного освобождения часто объясняется тем, что эти документы не отражают фактических данных, по своей форме настолько однотипны, что на их основании невозможно составить определенного мнения об осужденном. По своей инициативе судьи редко истребуют дополнительные материалы и практически не используют предоставленные им законом возможности проверять доказательства исправления осужденного на досудебной стадии, а зачастую всецело полагаются на выводы администрации ИУ. Как указывал Л.Ф. Мартыняхин, 20 % в Кемеровской области и 42 % в Алтайском крае судей отметили в качестве типичных недостатков предоставляемых в суд материалов неполноту характеристик, в 17 % - их необъективность. При этом 50 % начальников отрядов указали в анкетах, что в их практике не было случаев возвращения материалов из суда, у 48 % такие случаи были редко и у 2 % - крайне редко. Поскольку при столь распространенной неполноте материалов судьи не принимают мер к их возвращению, истребованию дополнительных сведений и не вызывают свидетелей, их деятельность по принятию мер к восполнению материалов нельзя признать достаточно эффективной. В лучшем случае подготовка подменяется поверхностным и формальным ознакомлением судьи с поступившими материалами Мартыняхин Л.Ф. Проблемы повышения эффективности судебной деятельности по делам об условно-досрочном освобождении от наказания. Автореф. дисс. канд. юр. наук. - Томск, 1990. - С. 15-16..

Помимо указанных выше документов, в суд направляются сведения о месте жительства после освобождения, о возможности трудоустройства, о семье, близких родственниках, социальных связях осужденного. Желательно также предоставлять личное дело осужденного. Н.И. Титов предлагал заводить на осужденного одно личное дело еще в процессе следствия, чтобы все данные о личности преступника, собранные в процессе предварительного и судебного следствия, а не только те, которые зафиксированы в приговоре, передавались в ИУ. Тем самым обеспечивалась бы преемственность в воспитательном процессе.

Часть 1 ст. 175 УИК РФ указывает, что в ходатайстве осужденного должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного.

Законом предусмотрен перечень показателей, по которым оценивается поведение осужденного за время отбывания наказания: соблюдение режима, добросовестное отношение к труду и обучению во время отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному деянию. Последний показатель подразумевает признание своей вины, раскаяние, осознание совершенного деяния, возмещение причиненного вреда. Эта новелла УИК РФ характеризует моральное исправление осужденного, его социальную направленность. В теории уголовно-исполнительного права неоднократно высказывалось предложение о включении данного показателя в общую систему признаков, характеризующих личность осужденного, что и было сделано законодателем. Косвенными, но не менее обязательными показателями являются следующие: наличие мер поощрения, отсутствие неснятых или непогашенных мер взысканий, перевод на облегченные (льготные) условия отбывания наказания.

Говоря о показателях исправления, мы называли и меры взыскания, применяемые за нарушение установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 115 УИК РФ). Процесс исправления обычно бывает очень сложным, и далеко не каждый осужденный с первого дня отбывания наказания становится на путь исправления. Особенно труден первый этап адаптации к жизни в исправительном учреждении, на что указывают все исследователи данного вопроса Ефимов М.А. Условно-досрочное и досрочное освобождение от лишения свободы и замена неотбытой части его более мягким наказанием. - Свердловск, 1960. - С. 45.. Вывод суда должен быть основан на данных за всё время отбытия наказания, или, по крайней мере, в течение значительной части срока. Поэтому совершение правонарушения, заглаженного дальнейшим хорошим поведением, не должно препятствовать условно-досрочному освобождению. Как правило, суды освобождают условно-досрочно, если имелись взыскания в начале срока отбывания наказания, тем самым, учитывая сложности адаптации осужденных к новым условиям жизни в ИУ. Однако при наличии злостных нарушений режима содержания или нарушениях, совершаемых осужденным периодично в течение всего срока отбывания наказания, условно-досрочное освобождение не должно быть применено, потому что такой осужденный демонстрирует свое явное пренебрежение к нормам поведения в ИУ.

Вопрос об условно-досрочном освобождении лица, имевшего взыскания, как правило, решается положительно лишь в случае, если эти взыскания в установленном порядке были сняты или погашены, иначе говорить о доказанности исправления осужденного весьма сложно. Взыскание погашается в течение года со дня его наложения, если осужденный не был подвергнут новому взысканию (ч. 8 ст. 117 УИК РФ). Досрочное снятие взыскания является мерой поощрения и допускается не ранее трех месяцев со дня наложения либо отбывания взыскания. Наличие у лица неснятого или непогашенного взыскания лишает его возможности получения ряда поощрений, например, перевода на облегченные условия отбывания наказания, представления к условно-досрочному освобождению и др. В то же время отказ в условно-досрочном освобождении лицу, имеющему снятые или погашенные взыскания, не обоснован Определение СК Верховного Суда РФ от 16 августа 1994 г. "Постановление судьи об отказе в условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания отменено как необоснованное" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1995. - № 4. - С. 5..

Все применявшиеся к осужденному поощрения и взыскания должны быть отражены в его личном деле, где подробно указываются основания и вид примененных поощрений и взысканий, а также сведения об их снятии или погашении.

Недостатки системы учета и контроля за применением мер взысканий и поощрений осужденных усугубляются фактами нарушения законности отдельными сотрудниками учреждений. Проверкой комиссии ФСИН Министерства юстиции РФ вопросов оперативно-служебной деятельности в подразделениях учреждений ЖХ-385, изучением личных дел осужденных и иных документов выявлено 34 грубых нарушения УК и УИК РФ в части необоснованного применения мер поощрения, представления к условно-досрочному освобождению Обзор дисциплинарной практики ГУИН Минюста РФ за 2009 г..

При изучении личности с целью выяснения изменения жизненных ориентиров осужденного практические работники сталкиваются со многими трудностями. Иногда осужденные переводятся из одного учреждения в другое, поэтому суд не всегда информирован о поведении осужденного за все время отбывания наказания. Степень исправления и данные, характеризующие осужденного, довольно скупо отражаются в характеристике осужденного, составляемой администрацией ИУ. По данным Л.Ф. Мартыняхина, вывода о доказанности исправления осужденного не было в 11 % дел, представленных в суды Алтайского края, и 25 % - в суды Кемеровской области, в 50 % и 70 % дел в указанных регионах, соответственно, не были указаны дата и виды поощрений Мартыняхин Л.Ф. Проблемы повышения эффективности судебной деятельности по делам об условно-досрочном освобождении от наказания. Автореф. дисс. канд. юр. наук. - Томск, 1990. - С. 15-16..

У суда возникает много вопросов относительно обоснованности ходатайства осужденного к условно-досрочному освобождению, которые не всегда разрешимы в судебном заседании. Это ставит вопрос о необходимости поиска новых форм проверки и фиксации степени исправления. Одной из таких форм является аттестация осужденных, апробированная на практике в ряде регионов еще в бытность СССР и применяемая в настоящее время в отношении несовершеннолетних осужденных Михлин А.С. Проблемы досрочного освобождения от отбывания наказания: Учеб. пособие. - М., 1982. - С. 79.. Изучению вопросов аттестации осужденных к лишению свободы посвящены исследования А.С. Михлина, М.С. Рыбака, А.Ф. Сизого и др Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. - Саратов, 2001. - С. 123.; Сизый А.Ф., Васильев А.И. Оценка степени исправления и перевоспитания осужденных. - Рязань, 1986. - С. 80..

Ходатайство осужденного является главным документом, направляемым в суд. Процессуальное значение ходатайства состоит в том, что с его подачей связаны определенные правовые последствия - обязанность суда рассмотреть дело. Оно оглашается в судебном заседании и позволяет уяснить сущность заявленного ходатайства и познакомиться с доказательствами исправления.

Непосредственно сам процессуальный порядок рассмотрения дел об условно-досрочном освобождении регламентирован ст. 399 УПК РФ. Судебное заседание начинается с доклада ходатайства осужденного. Затем исследуются представленные материалы, выслушиваются объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, мнение прокурора, после чего судья выносит постановление.

Ч. 3 ст. 396 УПК РФ устанавливает, что условно-досрочное освобождение применяется судом по месту отбывания наказания осужденного. Такой же порядок предусмотрен и в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, а в исключительных случаях - в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 80, 93, 96 УК РФ).

На основании ст. 118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом, поэтому только он, признавший обвиняемого виновным и назначивший ему наказание, может освободить осужденного досрочно.

В связи с этим логично было бы решать вопрос об условно-досрочном освобождении в полноценном судебном заседании - с участием защитника, прокурора и др. заинтересованных лиц. За проведение полноценных судебных заседаний по делам об условно-досрочном освобождении выступают и др. авторы Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. - Саратов, 2001. - С. 20-21; Михлин А.С. Проблемы досрочного освобождения от отбывания наказания: Учеб. пособие. М., 1982. - С. 58..

Но закон (ст. 399 УПК РФ) исходит не из принципа целесообразности, а из принципа судебной экономии. Вопросы, связанные с исполнением приговора, рассматриваются судьей единолично, участие осужденного, прокурора, защитника - не обязательно, с чем вряд ли можно согласиться.

Важным является закрепление в УК РФ положения, предоставляющего суду право возлагать на освобожденного определенные обязанности, которые должны исполняться им в течение неотбытой части срока наказания, и возможность отмены условно-досрочного освобождения при злостном неисполнении последних и при нарушении общественного порядка (ч. 2 ст. 79 УК РФ). Впервые в практике применения условно-досрочного освобождения в России этот институт стал действительно условным, ибо ранее действовавшее законодательство к освобожденным предъявляло лишь одно требование - не совершать новых преступлений, а для несовершеннолетних до 1954 г. вообще не существовало никаких условий.

Нарушение установленных законом требований влечет отмену условно-досрочного освобождения и реальное исполнение неотбытой части наказания, а в случае совершения нового умышленного преступления - назначение наказания по совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ).

При условно-досрочном освобождении суды не назначают испытательного срока. По смыслу закона таким сроком является неотбытая часть наказания. Продолжительность нахождения лица под контролем специализированного государственного органа зависит от величины фактически отбытого наказания. То есть, чем больше осужденный находился в местах лишения свободы, тем меньше будет то время, в течение которого он должен подтвердить доверие суда.

В течение неотбытой части наказания проверяется правильность применения условно-досрочного освобождения. Но сводить к этому роль данного "испытательного срока" было бы ошибочным, т. к. оставшаяся часть наказания служит и для того, чтобы осужденный подтвердил свое исправление. Она необходима для закрепления результатов исправления, специального и общего предупреждения совершения преступлений и ресоциализации осужденных Хегай Л.В. Испытательный срок при условно-досрочном освобождении от наказания. // Вестник МГУ. Серия 11, Право. - М., 1982. - № 4. - С. 52..

Таким образом, неотбытая часть наказания - это период времени, в течение которого освобожденный находится под угрозой отмены условно-досрочного освобождения и реального отбытия оставшейся части срока наказания в случае совершения нового умышленного преступления, нарушения общественного порядка или нарушения установленных судом обязанностей. Началом "испытательного срока" считается день вынесения судом постановления об условно-досрочном освобождении, а окончанием - день истечения срока наказания.

Определение продолжительности неотбытой части наказания имеет существенное практическое значение, ибо от этого зависят:

  • а) длительность времени, в течение которого будет осуществляться контроль;
  • б) срок, в течение которого может быть отменено условно-досрочное освобождение и наказание обращено к реальному исполнению;
  • в) период времени, когда действует принцип сложения приговоров;
  • г) срок наказания, который при совершении нового преступления будет присоединен судом к наказанию, назначенному по новому приговору.

Институт условно-досрочного освобождения показывает свою высокую эффективность, во многом благодаря его условному характеру. По данным работников специальных частей исправительных учреждений Волгоградской области, после условно-досрочного освобождения (в 2010 г. условно-досрочно было освобождено 1134 человека) вновь совершили преступление в течение неотбытой части наказания 63 человека, или 5,5 % освобожденных. Однако большинство осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений освобождаются за несколько месяцев до конца срока наказания. Неотбытый срок у большинства освобожденных составляет от 2-х до 10-ти месяцев, что не позволяет достоверно судить об их исправлении и ресоциализации, т. к. нет возможности наблюдать освобожденного в условиях полноценной жизни общества достаточное количество времени Обзор статистических показателей ФСИН Минюста РФ за 2010 г..

По нашему мнению, эта парадоксальная ситуация разрешима введением следующих мер, учитывающих интересы осужденных и защищающих общество от условно-досрочного освобождения неисправившихся преступников. Это, во-первых, проведение комиссионной аттестации осужденных в ИУ на предмет определения степени их исправления, во-вторых, законодательное закрепление права осужденного на условно-досрочное освобождение при наличии установленных законом материального и формального оснований.

Ч. 2 ст. 79 УК РФ говорит о том, что суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ, которые должны им исполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания. Ч. 5 ст. 73 определяет следующие обязанности: не менять постоянного места жительства, работы или учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением лица, освобождаемого условно-досрочно; не посещать определенные места; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания; трудоустраиваться (трудиться), либо продолжать обучение в образовательном учреждении. Суд может возложить на освобождаемого исполнение и других обязанностей, способствующих закреплению его исправления. Установление подобных обязанностей имеет место в региональной судебной практике Кемеровской области. Так, в частности, гражданин В, осужденный по ч.1 ст.112 УК РФ к трём годам лишения свободы, по отбытии одного года, данного наказания, Федеральным судом Куйбышевского района г. Новокузнецка в апреле 2010 г. был в соответствии со ст. 79 УК РФ освобождён условно-досрочно от дальнейшего отбывания наказания с возложенными обязанностями трудоустройства и не посещать заведения, оказывающие развлекательные услуги, связанные с потреблением алкогольных напитков Дело № 24050/11 Из архива федерального суда куйбышевского района г. Новокузнецка.

Норма ч. 2 ст. 79 УК РФ отсылочная, и предусмотренные обязанности более подходят для условно осужденных (ч. 5 ст. 73 УК РФ). С таким положением нельзя согласиться, т. к. институты условно-досрочного освобождения и условного осуждения по сути и основаниям применения различны, а потому и обязанности для условно-досрочно освобожденных должны быть специфичные. В ст. 79 УК РФ следует предусмотреть требования, учитывающие особенности применения условно-досрочного освобождения и тот факт, что лицо уже отбывало наказание и претерпело ряд правоограничений, например, прошло курс необходимого лечения.

При этом суду предоставлено право, а не обязанность ограничения прав осужденного. "Открытый список" этих требований, их предположительный характер, с одной стороны, дает широкую возможность использовать их для индивидуального подхода к каждому осужденному и совершенному деянию, т. к. заранее невозможно предусмотреть уголовно-правовые и общественные средства воздействия, необходимые для закрепления исправления осужденного.

Вместе с тем, отсутствие четко закрепленных в законе правоограничений создает возможность неконтролируемого судейского усмотрения, ограниченного лишь правосознанием самого судьи. Необходимо учитывать реальную возможность исполнения обязанности, например, наличие денег на проезд из сельской местности для регистрации, или свободных рабочих мест. За введение исчерпывающего перечня конкретных обязанностей высказывались и др. авторы Хегай Л.В. Испытательный срок при условно-досрочном освобождении от наказания. // Вестник МГУ. Серия 11, Право. - М., 1982. - № 4. - С. 52-57.

Малин П.М. Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные проблемы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы. Автореф. дисс. канд. юр. наук. - Рязань, 2000. - С. 20-21..

Исходя из анализа практики реализации условно-досрочного освобождения, можно предложить следующий перечень обязанностей, устанавливаемых условно-досрочно освобожденным:

  • ? трудоустроиться или встать на учет в службе занятости в течение месяца после условно-досрочного освобождения;
  • ? не менять места работы и жительства без уведомления контролирующего органа;
  • ? не покидать жилище с 22.00 до 6.00 часов, если это не связано с выполняемой работой;
  • ? осуществлять материальную поддержку семьи;
  • ? не менее 2-х раз в месяц являться на регистрацию в контролирующий орган;
  • ? воздерживаться от общения с лицами, заведомо для него занимающимися преступной деятельностью или осужденными за совершение преступлений;
  • ? возместить причиненный ущерб;
  • ? не посещать места распития спиртных напитков;
  • ? оказывать содействие сотруднику контролирующего органа в проведении воспитательных и контролирующих мероприятий.

Во избежание нарушения прав условно-досрочно освобожденных список применяемых условий должен быть исчерпывающим и не подлежать расширительному толкованию, т. к. любые условия тем или иным образом ограничивают свободу и права условно-досрочно освобожденных. Необходимо, чтобы любое ограничение основывалось только на законе, а не на усмотрении судебных или административных органов. При этом возложение обязанностей на осужденных следует осуществлять на принципах индивидуализации исправительного воздействия, в каждом конкретном случае устанавливая определенный круг обязанностей, способствующих закреплению исправления конкретного осужденного и его ресоциализации.

В этой связи можно предложить формулировку ч. 2 ст. 79 УК РФ, предусматривающую следующие обязанности:

"2. Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного следующие обязанности: трудоустроиться или встать на учет в службе занятости в течение месяца после освобождения; не менять места работы и жительства без уведомления контролирующего органа; не покидать жилище с 22.00 до 6.00 часов, если это не связано с выполняемой работой; не менее 2-х раз в месяц являться на регистрацию в контролирующий орган; воздерживаться от общения с лицами, заведомо для него занимающимися преступной деятельностью; осуществлять материальную поддержку семьи; возместить причиненный ущерб; не посещать места распития спиртных напитков; оказывать содействие сотрудникам контролирующего органа в проведении воспитательных и контролирующих мероприятий".

Определяя условия досрочного освобождения, не следует забывать, что они только тогда возымеют должный эффект и станут способствовать исправлению и ресоциализации освобожденных, если их применение будет сопровождаться постоянными мерами контроля за лицами, условно-досрочно освобожденными.

Период, непосредственно следующий за освобождением, является самым ответственным в становлении освобожденного на честный жизненный путь. Суд должен установить за ним контроль, имеющий целью закрепление результатов исправления, достигнутых в исправительном учреждении. Контроль должен осуществляться специально уполномоченным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений. Только в России требования закона и реальное положение дел не всегда сопоставимы. Если поведение условно осужденных контролирует уголовно-исполнительная инспекция, то условно-досрочно освобожденные остаются фактически бесконтрольными. В России нет никакого специализированного органа по контролю за такими лицами. Право суда возлагать на освобождаемых определенные обязанности реально не обеспечивается полномочиями государственного органа контролировать их соблюдение. На практике контроль специализированного государственного органа выглядит как административный учет лиц, имеющих судимость. Этот учет ведут участковые инспектора по месту постоянного жительства освобожденного лица на основании приказа МВД РФ. Они не проверяют соблюдение осужденными обязанностей, зачастую даже не имеют копии постановления суда об условно-досрочном освобождении. Такой контроль неэффективен, и условно-досрочное освобождение не достигает своих целей и теряет всякий смысл.

По смыслу уголовно-правовой реформы такими контролирующими органами должны были стать уголовно-исполнительные инспекции, ведь они осуществляют аналогичную деятельность в отношении лиц, осужденных условно, и женщин, осужденных с отсрочкой отбывания наказания. Однако в принятом в 1997 г. "Положении об уголовно-исполнительных инспекциях" подобной задачи по контролю за условно-досрочно освобожденными нет, а значит, нет названного в УК РФ специализированного государственного органа.

Кроме того, меры контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно, весьма специфичны, но не отражены в законе: не определены порядок осуществления контроля, полномочия уголовно-исполнительных инспекций, меры воздействия на условно-досрочно освобожденных в случае нарушения условий освобождения, ответственность данной категории лиц. Вместе с тем УИК РФ признает необходимость законодательной регламентации осуществления мер контроля за лицами, осужденными условно, и посвящает этому 8 раздел.

В соответствии с вышесказанным, считаем необходимым изменить название раздела 8 "Контроль за условно осужденными" на "Контроль за условно осужденными и условно-досрочно освобожденными" и дополнить главой 25 "Осуществление контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно". В этой связи следует также внести изменения в Положение об уголовно-исполнительных инспекциях в части предоставления им полномочий по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных.

Наделение уголовно-исполнительных инспекций полномочиями по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных являлось бы тем важным промежуточным звеном между отбыванием наказания в исправительном учреждении и полноценной жизнью после отбывания наказания. Именно в части контроля над исполнением обязанностей освобожденными условно-досрочно институты условно-досрочного освобождения, условного осуждения и отсрочки исполнения наказания должны быть схожи. Такое положение существует в большинстве зарубежных государств и реализуется в рамках института пробации. Изучение зарубежного опыта в области применения условно-досрочного освобождения показало, что многие наши предложения по совершенствованию Российского законодательства уже апробированы и успешно применяются во многих странах.

СУБЪЕКТ КОНТРОЛЯ ЗА ОСВОБОЖДЕННЫМИ

Рыбаков А. А.

5.3. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА КОНТРОЛЯ ЗА УСЛОВНОДОСРОЧНО ОСВОБОЖДЕННЫМИ

Рыбаков Александр Александрович, майор юстиции, аспирант. Место учебы: Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Должность: руководитель. Место работы: Вязниковский межрайонный следственный отдел. Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Владимирской области. E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена изучению института условно-досрочного освобождения в период неотбытой части наказания. Автором рассмотрен вопрос осуществления контроля за данной категорией лиц, а также пути его совершенствования. В результате проведенного исследования предлагается возложить данные полномочия на уголовноисполнительные инспекции ФСИН России.

Ключевые слова: осужденный, условно-

досрочное освобождение, контроль, уголовноисполнительная инспекция, полномочия.

Annotation: The article considers the institution of grant parole while remanent. The author investigates the issue of control over this category of people and the ways of its improvement. As a result of the research it is proposed to give these credentials on the criminal executive inspections (of Russian federal agency of executing of punishment).

Keywords: convict, grant of parole, control, criminal executive inspections, credentials.

Условный характер досрочного освобождения от отбывания наказания заключается в установлении контроля за поведением условно-досрочно освобожденного, за исполнением возложенных на него обязанностей, а также возможности отмены условно-досрочного освобождения в случае нарушения требований, предъявляемых к освобожденному1. Важной проблемой повышения эффективности условно-досрочного освобождения является вопрос качественной организации данного контроля за поведением лиц, освобожденных условнодосрочно.2 Для ее решения необходимо первоначально разобраться в субъекте контроля за данной категорией лиц, деятельность которого по реализации института условно-досрочного освобождения мы рассмотрим далее.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 21 ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»3 осуществление контроля (надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений относится к обязанностям полиции. Однако, по мнению многих ученых, исполнение данного вида освобождения от отбывания наказания не должно относиться к компетенции МВД России, что не стоит рассматри-

1 Малин П. М. Уголовно-правовые и уголовно- исполнительные проблемы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы: дне. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2000. С. 66.

2 Степанов В. В. Проблемы теории и практики условно-досрочного освобождения от отбывания наказания: на примере Тамбовской области: автореф. дне. ... канд. юрид. наук. Москва. 2009. С. 25.

3 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. ст. 900.

вать как отстранение полиции от выполнения профилактических функций.

Вопрос о совершенствовании деятельности по контролю за условно-досрочно освобожденными зреет уже длительное время. Об этом свидетельствует и активность законодателя: в 2008 г. принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года4, предусматривающей формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений, в том числе и в отношении условно-досрочно освобожденных, в 2010 г. - Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года5, которая предопределяет обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных и предотвращение рецидива преступлений. Также следует отметить находящийся на рассмотрении в Федеральном собрании России проект Федерального закона «О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций, ее осуществляющих», в соответствии с которым основным исполнителем судебного решения об условно-досрочном освобождении должна стать Федеральная служба пробации.

Как следует из изложенного, вопрос стоит достаточно остро, чтобы приступить к его решению и реализации в практической деятельности, что подтверждается и результатами, полученными на практике.

Эффективность деятельности субъектов контроля за условно-досрочно освобожденными определяется множеством составляющих его элементов. К основным из них, И. М. Усманов относит: четкое законодательное закрепление правовых норм, регламентирующих условно-досрочное освобождение; правильное применение его компетентным органом; надлежащая организация исполнения принятых решений об освобождении.6

Указанные элементы взаимосвязаны и дополняют друг друга, образуя слаженную структуру, в рамках которой важная роль отводится специализированному органу. В научной литературе содержатся различные предложения о возложении полномочий по исполнению судебного решения об условно-досрочном освобождении на тот или иной орган. По этому вопросу А. М. Плюснин выделяет несколько возможных субъектов данной деятельности: сохранение контроля условно-досрочно освобожденными за подразделениями УУП; возложение обязанности по контролю за условнодосрочно освобожденными на Федеральную службу судебных приставов Российской Федерации; передача данных полномочий УИИ7.

Первый вариант - сохранение полномочий по исполнению судебного решения об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания за полицией, имеет право существовать по причине того, что уже на протяжении многих десятилетий именно ОВД МВД России

4 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47, ст. 5489.

5 О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 окт. 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43, ст. 5544.

6 Усманов И. М. Условия эффективности условно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Право и безопасность. 2009. № 4.

7 Плюснин А. М. Возможные направления развития организации условно-досрочного освобождения осужденных к лишению свободы в России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 3 С. 8-12.

Пробелы в российском законодательстве

осуществляют контроль за данной категорией лиц. Вследствие указанного накоплен богатый опыт работы с данной категорией лиц.

Интересным является мнение М. В. Нестерец, рассмотревшего данный вопрос в отношении условнодосрочно освобожденных военнослужащих. Автор предлагает возложить полномочия по учету данной категории лиц на военные суды по месту жительства, а функции по осуществлению профилактической работы - на ОВД, которые, в силу характера возлагаемых на условно-досрочно освобожденных обязанностей, единственные обладают реальной возможностью осуществлять контроль за выполнением их осужденными8. Привлечение судов к контролю за условно-досрочно освобожденными имеет свою историческую подоплеку, однако, в настоящее время, данная позиция не применима в виду разделения функционального назначения различных ветвей власти. Также мы не можем согласиться с утверждением, что ОВД являются единственным учреждением, способным осуществлять контроль за выполнением осужденных своих обязанностей, к чему мы еще вернемся в ходе нашего исследования.

В отношении ОВД, Л. В. Чуприна считает, что наложение функций контроля за условно-досрочно освобожденными на них не соответствует ни российским реалиям, ни международным стандартам9. В качестве обоснования своей точки зрения она мотивирует следующими фактами. Во-первых, уголовноисполнительная система в России подведомственна Министерству юстиции и передача функций контроля за освобожденными подразделениям ОВД выглядит непоследовательной. Во-вторых, принятыми на Конгрессе ООН 30 августа 1955 г. «Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными»10 11 предусматривающими в пп. 2 п. 60, что освобожденные из мест лишения свободы остаются под надзором в течение всего испытательного срока, однако такой надзор не должен возлагаться на полицейские власти.

Следующим возможным субъектом контроля за осужденными, которые освобождены от отбывания досрочно А. М. Плюснин называет ФССП России, которые действуют на основе Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»11 и указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»12.

Анализ правовой основы и истории функционирования данной службы позволяет нам придти к выводу, что данная версия не состоятельна по причине того, что данная служба имеет опыт исполнения только уголовного наказания в виде штрафа, а вопрос контроля за осужденными и их реабилитации никогда не относились к компетенции ФССП.

Последний, по мнению А. М. Плюснина, предполагаемый субъект исполнения судебных решений об условно-досрочном освобождении - УИИ ФСИН России, т. е. орган, относящийся к уголовно-исполнительной систе-

8 Нестерец М. В. Условно-досрочное освобождение из дисциплинарной воинской части и его роль в предупреждении преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004. С. 123-125.

9 Чуприна Л. В. Особенности режима испытания при условнодосрочном освобождении / Вестник Томского гос. ун-та. 2010. № 337. С. 127.

10 Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 290 - 311.

ме. Аналогичное мнение излагается в научной литера-

туре и многими другими учеными.

По мнению В. В. Степанова, это позволит более четко координировать действия и обеспечить преемственность воспитательного процесса и повысит эффективность процесса социальной адаптации в виду того, что УИИ и исправительные учреждения являются подразделениями Федеральной службы исполнения наказаний России.14 Действительно, данный факт будет являться несомненным плюсом, что положительно скажется на процессе организации взаимодействия указанных субъектов и своевременного обмена между ними информацией.

Аргументом, также свидетельствующим в пользу отнесения функции посткриминального контроля к компетенции УИИ по мнению О. Р. Рузевича и

Н. А. Симагиной, является то, что исправительное учреждение и суд смогут учитывать мнение уголовноисполнительных инспекций о целесообразности применения условно-досрочного освобождения, появится возможность своевременно вносить соответствующие коррективы в применение и развитие института условно-досрочного освобождения, так как осужденные освобождены от отбывания наказания лишь условно и в течение неотбытой части наказания сохраняется возможность отмены условно-досрочного освобождения и направления осужденного для дальнейшего отбывания наказания.15. А. А. Горшенин отмечает, что исходя из того, что правовое положение условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, по сути, аналогично таковому у условно осужденных, то и контроль за ними должен осуществляться одним и тем же органом -УИИ16.

Между тем, в международной практике также есть примеры аналогичной организации данного процесса. Например, в Швеции исполнение наказаний возложено на тюремную администрацию, а постпенитенциарный контроль и адаптация осужденных - на службу пробации страны. При этом сотрудники службы пробации начинают проводить работу со спецконтингентом еще в местах лишения свободы, и далее продолжают ее при освобождении из мест изоляции, что позволяет непрерывно осуществлять мероприятия по реабилитации осужденного17.

В связи с этим следует отметить распространенную точку зрения согласно которой контроль за условнодосрочно освобожденными должен быть сосредоточен

13 Скобелин С. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания // Уголов. право. 2009. № 6. С. 65; Степанов В. В. Проблемы теории и практики условно-досрочного освобождения от отбывания наказания: на примере Тамбовской области: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва. 2009. С. 25.; Брусницын Л. В. Надзор за преступниками - условие гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики государства / Государство и право. 2010. № 2. С. 97. и др.

14 Степанов В. В. Об организации контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно // Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия / Сборник научных трудов под ред. д.ю.н., проф. Н. А. Лопашенко. Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2005. С. 413-414.

15 Рузевич О. Р., Симагина Н. А. Актуальные проблемы практики применения условно-досрочного освобождения в Российской Федерации / Вестник Владимирского юридического института. 2012. № 1.

16 Горшенин А. А. Современные тенденции реализации норм об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания // Альманах современной науки и образования. 2009. № 12 (2). С. 37.

1 Дворянское И. В., Сергеева В. В., Баталин Д. Е. Применение альтернативных видов наказания в Западной Европе, США и России (сравнительно-правовое исследование) / М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2004. С. 82.

СУБЪЕКТ КОНТРОЛЯ ЗА ОСВОБОЖДЕННЫМИ

Рыбаков А. А.

в руках специализированного органа, которым должна стать службы пробации18.

Данное мнение соответствует общему вектору развития законодательства и правоприменительной практике в соответствии с вышеуказанными Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми на Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г., Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, предусматривающей формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений, в том числе путем создания службы пробации, что является одним из направлений развития социальных институтов и социальной политики, и Концепции развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, которая предопределяет изменение уголовно-исполнительной политики и создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации.

В контексте данного предложения не возможно не отметить проект Федерального закона «О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций, ее осуществляющих», в соответствии с которым определяются назначение, правовые основы, принципы и направления пробации в Российской Федерации, а также полномочия и обязанности органов и организаций, осуществляющих пробацию. В качестве основной задачи службы пробации предполагается реализация комплекса мер в отношении лиц, подвергшихся уголовному преследованию и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в целях их социальной адаптации и социальной реабилитации, защиты их прав и интересов.

При создании данной службы, на наш взгляд, следует учесть ранее указанное мнение ученых19, считающих необходимым возложить данные функции на службу, структурно близкую к ИУ. Данное условие можно соблюсти с учетом создания службы пробации в рамках ФСИН России, что мы и предлагаем сделать. Это позволит достигнуть рассмотренных позитивных моментов. При принятии предлагаемого решения между учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, и службой пробации взаимосвязь будет находиться на должном уровне. В целом, название данного органа: УИИ или служба пробации, - не имеет принципиального значения, для достижения необходимых результатов требуется правильная организация эффективного применения усовершенствованных норм права об условно-досрочном освобождении.

Вопрос о деятельности службы пробации в настоящее время остается открытым, однако направления деятельности службы пробации определены, и работа по ее внедрению активно ведется20. В дополнение отметим, что отсутствие эффективного постпенитенциарного контроля отрицательно сказывается на эффективности

18 Уткин В. А. Европейские правила о пробации и проблемы их реализации / Вестник Томского государственного университета. 2012. № 1(3). С. 46; Клипов С. А. Контроль за лицами, освобожденными из исправительных учреждений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар. 2012. С. 11 и др.

19 Клипов С. А. Контроль за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, как институт уголовно-исполнительного права. / Человек: преступление и наказание. 2011. № 3. С. 64.

20 Звонов А. В., Баранов Ю.В. Современные тенденции реформиро-

вания системы уголовных наказаний в России / Вестник Пермского института ФСИН России. 2013. № 3 (10). 37.

применения данного института и не способствует борьбе с рецидивной преступностью21 1.

Список литературы:

1. Ахмедов X. X. о. К вопросу об условно-досрочном осво-

бождении несовершеннолетних от отбывания наказания в виде лишения свободы по уголовному законодательству Азербайджанской республики и Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 2. С.

2. Барсукова С. Г. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания по российскому праву: дис. ... канд. юрид. наук. Йошкар-Ола, 2000. - 201 с.

3. Василенко-Захарова О. В. Формальные основания применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 5. С. 135 137.

4. Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. М.: Юрлитинформ, 2009. 449 с.

5. Логвинов М. И.Особенности условного осуждения, амнистии и освобождения от наказания // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 4. С. 128 132.

6. Уголовное право Российской Федерации: Общая часть. Учебник / Под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М. 2006. 482.

Рецензия

на статью Рыбакова Александра Александровича «Понятие субъекта контроля за условно-досрочно освобожденными»

Наиболее позитивным способом окончания отбывания наказания в виде лишения свободы традиционно считается условно-досрочное освобождение. Освобождение осужденного из мест лишения свободы сопровождается установлением контроля за ним, однако данный контроль должен быть надлежащим образом организован, в противном случае, как показывает отечественный и международный опыт, снижается эффективность постпенитенциарного контроля.

Несмотря на значительное внимание к вопросам исполнения уголовных наказаний в современной России, вопрос о субъекте контроля за условно-досрочно освобожденными остается открытым до настоящего времени. В юридических источниках отмечается, что создание специализированного органа по контролю за данной категорией лиц, сыграло бы положительную роль в осуществлении контроля за лицами, освобождаемыми условно-досрочно. Об этом свидетельствуют и статистические данные: в 2011 г. судами Российской Федерации были удовлетворены 107,5 тыс. представлений об условно-досрочном освобождении, в 2012 г. - 90 тыс., в 2013 г. - 65 тыс. в свою очередь, за 2011 г. судами были удовлетворены 1721 представлений об отмене условнодосрочного освобождения, в 2012 г. - 1154, в 2013 - 792 ходатайство.

Решение вопроса о субъекте контроля за данной категорией лиц соответствует Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. Указанные обстоятельства предопределили необходимость анализа данного института права. Работа написана логически грамотно, понятным стилем изложения.

Вывод: статья А.А. Рыбакова «К вопросу о субъекте контроля за условно-досрочно освобожденными» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам и может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Доктор юридических наук, профессор С. В. Расторопов

1 Антипов А. Н., Жиляев Р. М., Дербышева Н. В. Условно-досрочное освобождение осужденных иностранных граждан (в том числе граждан из стран СНГ) и лиц без гражданства / Уголовно-исполнительное право. 2012. № 1. С. 59.

Как сейчас МВД контролируют УДО не представляю, думаю скоро у нас будет весело с ними

Да никак не контролируют (не считая поднадзорников). Контроля как такового нет. Разве это контроль, когда порядочный УДОшник приходит из полиции в УИИ и говорит: « Меня к вам из милиции прислали, отмечаться»? А что бывает с непорядочными. Они попросту забивают на все ограничения и делают то, что хотят. При этом никакая полиция их не ищет, не ставит на учет и не контролирует. Разве можно сравнить это с тем контролем, который осуществляет УИИ? Видимо, это одна из предпосылок передачи УДОшников из, если это можно так назвать, «ведения» полиции в ФСИН.
Плюс к этому неурегулированность и расплывчатость данного вопроса в законодательстве.
Что мы имеем на сегодняшний день:
Так, в УК в статье 79. «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания» сказано:
«… Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом , а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.»
Кто-нибудь может сказать – что это за орган? Этот орган законодательно до сих пор не определен, и, соответственно, нет никаких оснований ни полиции, ни УИИ контролировать, а тем более, применять предусмотренные ст. 79 ч.7 УК санкции (представление) к данной категории осужденных.
Получается, что условно-досрочно освобожденные военнослужащие подконтрольны, а гражданские - сами по себе.

Хотя, тут же:
Закон « О полиции».
«Статья 12. Обязанности полиции
26) осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений ; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;»

А так же:
ПРИКАЗ МВД РФ от 16.09.2002 N 900 (ред. От 12.04.2007) «О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ МИЛИЦИИ»
«9.15. Контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, ограничений, установленных для них законодательством , а также в пределах своей компетенции в установленном порядке принимать участие в контроле за поведением лиц, осужденных к мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы.»

Вроде бы что-то и прописано, но нет приказа, детально регламентирующего данный контроль, а также порядок, и сроки вынесения санкций. От того и «расслабленное» состояние УДОшников.
УИИ вообще-то, исполняют наказания, не связанные с лишением свободы (без изоляции от общества), а условно-досрочное освобождение не является наказанием (даже наоборот).
Однако, скорее всего, на УИИ все же повесят ещё один головняк.

Похожие публикации