Кто должен оплачивать межевание муниципального земельного участка. Узнайте, как сделать межевание земельного участка бесплатно за счет муниципалитета! Кто должен платить за межевание земельного участка

Многие, возможно, уже слышали в новостях о том, что скоро начнут земельные участки бесплатно. Но вот кого это коснется и коснется ли- попробуем разобраться.

Виной этим разговорам являются поправки в Земельный Кодекс РФ, которые вступили в силу 1 июня 2015 года согласно главе 4.1 «КОМПЛЕКСНЫЕ КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ» Федерального Закона № . В этой статье рассмотрим плюсы и минусы массового межевания и попробуем понять- стоит ли его ждать, или наоборот лучше быстрее сделать межевание за свой счет.

Когда оно в действительности заработает?

Соответственно, оно должно заработать с момента вступления в силу- с середины 2015 года. Но фактически это не так. Бюджет 2015 года не был рассчитан на появление статьи по расходам на комплексные кадастровые работы. Администрации на местах бодро отчитались о том, что в 2016 году деньги на эти работы выделены, можно приступать. Тем более, что сам президент обещал пристально следить за тем, как все дружно зашагают в «кадастровый рай».

Стоит напомнить, что после начала 2018 года любые сделки с недвижимостью (будь то земельный участок или здание, помещение) будут невозможны без кадастрового паспорта с конкретными кадастровыми границами объекта. То есть все кадастровые работы должны быть проведены за 2 года. С учетом того, что кадастровый учет ведется с 2000 года (после вступления в силу Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»), и того, что за это время в кадастр занесено не более 40% всей земли Российской- уложиться в срок будет практически невозможно. Конечно, опасную дату (2018 год) могут и перенести, как и бесплатную приватизацию и дачную амнистию, на более поздний срок. Но это только предположение. Ведь бюджет, как никогда, нуждается в налоговых сборах, которые должны вырасти после проведения «всеобщей кадастризации» минимум вдвое.

Госзаказчики с начала весны 2016 года инициируют тендеры по поиску подрядных организаций и для массовых кадастровых работ по всей стране. С этого времени работа должна закипеть. Хотя в Законе старались предусмотреть и учесть все аспекты проведения межевания в таких масштабах- но многое с практической точки зрения остается неясным. Об этих проблемах ниже.

Практические проблемы «бесплатного межевания»

А проблем достаточно много, причем некоторые из них не решаются даже на законодательном уровне. Рассмотрим по пунктам.

В конечном итоге комплексное межевание земель выгодно администрациям районов и областей, но для этого деньги нужно выделить уже сейчас, и немалые. А их в таком количестве просто нет. Опасаться следует не того, что продлят срок окончания этих работ, а того, что постараются выполнить в срок. В этом случае будет скорее всего, как с поголовной кадастровой оценкой недвижимости, проведенной недавно- сделали быстро и тяп-ляп. Теперь суды завалены исками о пересмотре кадастровой стоимости. Практически всегда стоимость завышена. Больше стоимость- больше налог. Кому это выгодно- несложно догадаться.

За такой небольшой срок (и бюджет) реально поставить все на кадастр только камерально (не выезжая на местность)- вот тогда и начнется настоящий ад для тех, кто несогласен с результатами «бесплатного межевания». И тут уже не обойдется без судов и сопутствующих , которые в разы дороже межевания «за свой счет». довольно высока, и без полевых измерений это будет «Филькина грамота».

Проблемой собственников и арендаторов можно считать саму процедуру комплексного межевания. Ведь никто с каждым владельцем участка не будет договариваться. Всех просто известят о проведении работ и заседании согласительной комиссии в новостях, интернете, газетах и т.д- и все. Сможете застать кадастрового инженера с поличным- повезло. Хоть узнаете, как, по его мнению, проходит граница. А если не застали? Протест или жалобу можно подать и решить все в рабочем порядке в течение 35 дней с начала работы согласительной комиссии. Если не успели- милости просим в суд.

Вопрос- каким образом кадастровые инженеры смогут попасть на частные земельные участки или промышленные объекты для проведения измерений? С милицией? Постучатся в ворота? Просто перелезут через забор? А если собственник не хочет видеть никого на своей земле и будет отмахиваться дрыном? И он будет прав- ведь в России Закон охраняет частную собственность от посягательств сторонних лиц. Как законодательно заставить впустить инженера на земельный участок сейчас непонятно никому. Видимо, государство надеется на добропорядочность и содействие граждан.

С учетом того, что до сих пор межевание имеет заявительный характер- то есть можно делать, можно и не делать (по дачной амнистии)- огромное количество владельцев земельных участков просто не прибегают к этой процедуре по причине весьма большой стоимости работ. В Московской области около 70% участков имеют только первичные документы, многие остались еще с Советских времен. Нередки, помимо старых свидетельств, садовые книжки, справки о выплаченном пае, госакты о передаче земли в бессрочное пользование или пожизненно наследуемое владение. И никто, кроме собственников не знает о наличии документов на землю, и то, где эта земля так сказать «возделывается». Поэтому при «бесплатном межевании» большое количество частных участков будет учтено, как земли неразграниченной муниципальной собственности. Доказывать обратное придется опять же через суд. Благо на судебные тяжбы после проведения работ дается аж 15 лет. Если этого времени будет недостаточно- границы установят, как и было на карте-плане территории при проведении межевания.

Помимо всего перечисленного остается непонятным, каким образом можно лишить права на часть участка, если фактическая площадь меньше? Или наоборот- если больше, как обязать выкупить излишек площади? Право ведь уже наступило. Механизм этот также не проработан.

Кому комплексные кадастровые работы выгодны?

Ни для кого не секрет, что кадастровые данные нужны государству для упорядочивания земельных отношений, ликвидации неучтенной земли и сбора налогов с реально используемых землевладений. Обо всем по-порядку.

Выгоды государства:

Как мы уже говорили- комплексное межевание поможет муниципальным бюджетам пополниться за счет увеличения собираемости налогов. Неучтенная земля, в том числе излишки, которыми пользуются владельцы земельных участков, принесет в 2 раза больше средств, чем собирается на данный момент.

Помимо налогов власти на местах получат новый инструмент- так называемую карту-план территории, которая поможет лучше реализовать проекты по развитию региона.

Также появится много «пустой» земли, которую можно использовать в инвестиционных проектах или просто для продажи.

Выгоды рядовых граждан и юридических лиц:

На первый взгляд- выгоды очевидны. Можно не платить за дорогостоящую процедуру межевания и получить новый кадастровый паспорт. Также можно сэкономить и время- ведь согласовывать и собирать документацию уже не придется. Упростится и процедура проведения сделок- ведь все документы уже будут подготовлены.

Еще важный плюс- только при комплексном межевании можно устранить многие кадастровые ошибки, связанные с неправильным местоположением границ земельных участков. Даже в Московской области существуют целые поселки и деревни, которые поставлены на кадастр «абы как». И порой невозможно поставить на кадастр собственный участок, так как он накладывается на соседние, уже поставленные. И при попытке разобраться приходится за свой счет «двигать» чужие участки на место. Узнать о том, откуда же берутся кадастровые ошибки можно .

Но существует и обратная сторона медали. И здесь все для частников не так радужно.

Минусы «бесплатного межевания»

Межевать будут не только неразграниченные земельные участки, но и те, которые поставлены на кадастр по всем правилам. И если найдут запользованные излишки- будут штрафы и выпишут предписание для устранения нарушений границ. Механизм еще прорабатывается, но уже сейчас можно сказать- лучше привести границы в соответствие с кадастровыми данными. Если Вы подозреваете, но не знаете точно, где у Вас граница (забор) проходит неправильно- лучше заказать .

К сожалению, местные власти сами решают, какую территорию и когда начать межевать. Поэтому, если планируется в ближайшее время продажа участка, вряд ли стоит ждать «бесплатного межевания».

Как уже говорилось выше- если на участок есть только первичные документы, скорее всего его не учтут при комплексном межевании. И оповещать непосредственно собственника будут только, если его право зарегистрировано в ЕГРП. Если же нет- велика вероятность пропустить межевание. Границы Вашего участка не будут сформированы и восстанавливать их можно будет только через суд. Не стоит забывать, что все судебные издержки, как и судебная землеустроительная экспертиза, будут стоить кругленькую сумму.

Так ждать или не ждать?

Безусловно, если нет денег или если участь участка безразлична- подождать будет лучшим выходом. Но надо, как минимум, зарегистрировать свои права по «дачной амнистии». Также, если не нужно торопиться с оформлением документов, и Вы считаете, что соседи не претендуют на Ваше землевладение- то бесплатное межевание будет благом. Местоположение участка можно посмотреть на и проверить хотя бы примерно- есть ли вероятные проблемы с границей участка.

В остальных же случаях мы считаем, что лучше межевать свой участок в частном порядке- ведь так Вы можете проследить за процессом от начала и до конца. Да, процедура эта не из дешевых, и, порой, занимает много времени- но стоимость земли неуклонно растет. Вы можете потерять больше, чем выгадаете при бесплатном межевании. Конечно, решать Вам.

Если Вы все-таки решили оформить все документы на земельный участок- предоставьте подготовку межевого плана нашим кадастровым инженерам. Наш индивидуальный подход и честность с заказчиком стоят своих денег.

Геодезические фирмы заинтересованы, чтобы собственники земельных участков заказывали межевание как можно чаще, всякий раз оплачивая одну и ту же работу. И многие садоводы вынуждены проводить повторное межевание уже после того, как получили, казалось бы, все необходимые документы.

Председатель садового некоммерческого товарищества (СНТ) в Можайском районе решил оформить документы на земли общего пользования, в частности на дорогу, пролегающую по территории СНТ. Когда дело дошло до регистрационной палаты, оказалось, что границы некоторых участков, ранее оформленных собственниками, по кадастровому плану выходят на дорогу. Это противоречило фактическому состоянию дел.

Из регпалаты председатель СНТ отправился к геодезисту, проводившему межевание участков, чтобы тот исправил в кадастровом плане границы. Геодезист, смекнув, что можно заработать еще раз, объявил о необходимости проведения повторного межевания участков, которое обойдется каждому садоводу в 8 тыс. руб.

Владельцы участков, давно оформившие все документы, не хотят продолжать изрядно надоевшую им процедуру и почему-то не согласны повторно платить за межевание.

Что делать председателю СНТ? Уговаривать садоводов скинуться по 8 тыс. руб.? Подать на геодезическую фирму или регистрационную палату в суд?

Попробуем разобраться.

Работа над ошибками

При осуществлении межевания геодезисты должны руководствоваться Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17.02.2003, Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.96, и приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».

В рассматриваемой ситуации геодезисты выполнили определенную работу, результаты которой в виде межевого плана были представлены в регистрационную палату (Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области).

Напомним, что обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, признается кадастровый паспорт данного объекта.

Следовательно, прежде чем сдавать документы на регистрацию, заинтересованное лицо — владелец земельного участка, в нашем случае - СНТ, должен поставить свой надел на кадастровый учет.

В ходе постановки на кадастровый учет могут быть обнаружены ошибки, допущенные при проведении межевания данного земельного участка либо соседних земельных участков, поставленных на кадастровый учет ранее. Обычно ошибки заключаются в наложении границ земельных участков друг на друга. Но это только на плане, фактически нарушений нет.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:

Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);

Воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Государственный кадастровый учет приостанавливается, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, согласно кадастровым сведениям (то есть сведениям государственного кадастра недвижимости, не имеющим временного характера) пересекает одну из границ другого земельного участка (далее - пересечение границ), за исключением случая, когда последний из указанных земельных участков считается преобразуемым. На это указано в п. 2 ч. 2 ст. 26 Закона № 221-ФЗ.

В письме Минэкономразвития России от 27.03.2009 № 4448-ИМ/Д23 «Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков» сказано следующее. Если причиной пересечения границ стала выявленная органом кадастрового учета техническая ошибка (например, сведения реестра объектов недвижимости и (или) кадастровой карты о местоположении границы земельного участка не соответствуют данным, содержащимся в документах кадастрового дела), она устраняется без принятия решения о приостановлении.

Причиной пересечения границ может быть ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен после вступления в силу Закона № 221-ФЗ. В подобной ситуации она определяется как кадастровая ошибка в сведениях и исправляется в порядке, установленном в ст. 28 Закона № 221-ФЗ.

Проводить повторное межевание в описанных случаях не надо.

Решение вопроса

Предположим, в ходе оформления земельного участка (постановки на кадастровый учет, регистрации права) выяснилось, что при межевании допущены ошибки, из-за которых дальнейшее оформление земли невозможно. Тогда председатель СНТ должен обратиться в фирму, проводившую геодезические работы. И если будет установлено, что ошибки допущены именно геодезистами, устранять неточности они обязаны бесплатно, уверяет адвокат адвокатской конторы № 119 МКА г. Москвы Светлана Жмурко.

При повторном обращении к геодезистам следует представить договор, заключенный между СНТ и фирмой, квитанцию об оплате выполненных работ, претензию, в которой надо указать цель и основания обращения для повторного межевания. В качестве последнего можно привести технические ошибки, выявленные при оформлении участка. По мнению С. Жмурко, любая добросовестная фирма, обнаружив какие-либо недостатки в своей работе, совершенно бесплатно исправляет их.

Если же геодезические работы выполнены в полном объеме по условиям договора между фирмой, проводившей их, и садоводческим некоммерческим товариществом и требуются дополнительные геодезические работы, это оплачивается отдельно. В подобной ситуации требования геодезиста будут правомерными.

О пользе чтения бумаг

Чтобы понять, законны ли действия землемера, нужно изучить договор между геодезистом и СНТ, в котором предусмотрены объем работ, сроки их выполнения и стоимость. Если все работы, закрепленные в договоре, выполнены полностью, в срок и без технических ошибок, то требовать проведения дополнительных работ бесплатно от геодезиста бесполезно.

Что касается действий регистрационной палаты, перечень случаев, когда может быть отказано в государственной регистрации прав, приведен в Федеральном законе от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». И если отказ в регистрации не обоснован, председатель СНТ, выступая от имени объединения, должен обратиться в суд по месту нахождения регистрационного органа.

В суд подается исковое заявление о признании действий регистрационной службы незаконными и обязании зарегистрировать земельный участок СНТ, поясняет С. Жмурко. Шансы выиграть дело есть, но нужно помнить, что суд займет много времени (от нескольких месяцев до нескольких лет). Поэтому, чтобы избежать дополнительных материальных и временных затрат, лучше решить проблему в досудебном порядке.

В каких случаях можно получить отказ в регистрации права

В силу ст. 20 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

Право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;

С заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

Документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

Акт государственного органа или органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством;

Лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

Лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

Правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

Правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;

Не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;

Имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

Минэкономразвития предлагает упростить комплексные кадастровые работы для участков граждан, сообщает «Российская газета». Сегодня мало кто из дачников, садоводов и прочих собственников земельных участков знает, что на межевании своих соток можно реально сэкономить и сделать его за государственный счет. Об этом написано в федеральном законе, который существует уже три года, но пока практически не действует. Специалисты Росреестра и минэкономразвития проанализировали этот закон. И подготовили законопроект с поправками, которые позволят проводить кадастровые работы бесплатно для граждан.

Пользу от такого нововведения почувствуют миллионы семей. Ведь без визита кадастрового инженера невозможно оформить в собственность ни одной сотки. А услуги эти по прейскуранту исчисляются десятками тысяч рублей, цена зависит от региона. Закон - 447-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", был принят в 2014 году. Он предусматривает возможность определить местоположение участков, принадлежащих гражданам, то есть сделать так называемое "межевание" не за счет средств собственника земли, а за счет государственного или местного бюджета. Это нововведение получило название "комплексные кадастровые работы". Но, как поясняют в Минэкономразвития России, до настоящего времени положения закона не заработали на полную мощность, потому что прописанные в этом законе требования оказались трудновыполнимыми.

Финансирование комплексных кадастровых работ предусматривается даже специальной федеральной целевой программой. На 2017 год заявки на получение денег по этой программе были поданы и одобрены только в отношении трех регионов. По остальным регионам сейчас за счет региональных или местных бюджетов подобные работы практически не проводятся.

Многие собственники земельных участков пытались провести межевание за казенный счет. Но либо не смогли довести дело до конца, либо это сделали, но по непонятным причинам сейчас в Едином государственном реестре недвижимости границы участков отсутствуют. Естественно, повторно оплачивать такие работы или исправлять когда-то допущенные государственными и муниципальными органами ошибки граждане за свой счет не хотят, а в некоторых случаях люди сделать это по финансовым или по каким другим причинам уже и не могут.

Так почему же нормально не заработал новый институт комплексных кадастровых работ? В Росреестре этот вопрос задали регионам. В законе сказано, что на территории, где планируется проведение комплексных кадастровых работ, должна быть в полном объеме утверждена градостроительная документация.

Это документы по планировке территории - проект ее межевания. Такая документация определяет развитие этой территории, устанавливает так называемые "красные линии" - параметры будущего строительства и так далее.

На деле оказалось, что доля районов, по которым утверждены такие градостроительные планы на далекое будущее, ничтожно мала. Что предлагается?

Вот мнение директора Департамента недвижимости Минэкономразвития России Алексея Бутовецкого:

В своей инициативе минэкономразвития предлагает отказаться от этих по сути избыточных требований. Кроме того, с 1 июля 2017 года утверждение документации по планировке территории требуется только в ограниченных случаях, предусмотренных законом. Например, если территория планируется под будущее комплексное развитие.

В отношении же сложившейся застройки разработка документации по планировке не требуется.

Какой эффект может быть от принятия предлагаемого закона?

Представляется, что институт комплексных кадастровых работ станет гораздо доступнее, - рассказывает Алексей Бутовецкий.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления смогут приступить к выполнению задачи, о которой все чаще спрашивают граждане, - наконец определить границы земельных участков.

Когда могут помочь именно комплексные кадастровые работы?

Вот одна из часто встречающихся ситуаций. Гражданин хочет оплатить работы и определить границы своего участка. Но, к примеру, границы соседнего участка или нескольких соседних определены с ошибкой, они "залезают" друг на друга.

В таком случае один хозяин соток не сможет получить кадастровый план своего участка. Комплексные кадастровые работы позволяют массово за счет бюджетных средств провести работы сразу в отношении всех участков в кадастровом квартале.

А еще исправить ранее допущенные многочисленные ошибки, избавив граждан от длительных процедур и судов. Кроме того, кадастровый инженер, выполняющий комплексные кадастровые работы, сможет по желанию граждан внести за них сведения об их земельных участках в Единый государственный реестр недвижимости, если граждане раньше не получили для своего участка кадастровый номер. Таким образом, собственники соток получат возможность бесплатно провести самые дорогостоящие работы и вместе с соседями без хлопот поставить участок на учет.

Бесплатное межевание земельного участка - это возможность, которой не следует пренебрегать настоящим и будущим землевладельцам, так как с 2018 г. землей, не обладающей четко установленными границами, невозможно будет как-либо распорядиться.

Правовые аспекты вопроса межевания земли

В выполнении процедуры межевания земли заинтересованы все. Тот, кто хочет купить участок в собственность, нуждается в данных для регистрации собственности. Нельзя оформить договор аренды земли у муниципалитета без данных о границах участка. Действующий собственник не сможет решить спор с соседями или распорядиться землей без определения границ своих владений.

Воспользоваться законным правом на проведение бесплатного межевания можно, когда:

  1. Происходит выкуп земли или заключается договор аренды посредством участия в аукционе у муниципалитета. В этом случае межевание выполняется за государственный счет.
  2. Выполняются комплексные кадастровые работы. В таких случаях охватываются сразу большие территории (их называют кадастровыми кварталами). В процессе таких комплексных работ и выполняются индивидуальные межевания входящих в такие кварталы участков.

Комплексные кадастровые работы выполняются в соответствии со специальной федеральной программой. Ее реализация позволит сократить число неучтенных участков и расширить налогооблагаемую базу. Для землевладельцев тоже плюс - они смогут бесплатно получить документы на свою собственность.

Воспользоваться своим правом осуществить межевание земельного участка в ходе проведения комплексных кадастровых работ граждане смогут до 2020 года, то есть пока действует федеральная программа. Если адрес собственника внесен в госреестр, то он информируется о сроках проведения земельных работ, их исполнителе и других важных сведениях. Информация может рассылаться адресно, либо размещаться в средствах массовой информации.

Если же собственник своевременно по любой причине не был проинформирован о проведении комплексных кадастровых работ, то он вправе обратиться в комиссию при муниципалитете по решению земельных вопросов. Такие комиссии создаются на время проведения комплексных работ. Кроме того, действия властей можно при наличии оснований обжаловать в судебном порядке или в административном. Сделать этого можно в течение 15 лет.

С одной стороны, межевание земельных участков - обязательная процедура, а с другой, у собственников возникает вопрос - так ли это нужно им? Вопрос имеет только один ответ: обязательно. Нельзя будет после 2018 года ни продать, ни подарить, ни завещать землю, не имеющую кадастровых границ . Если у вас имеется возможность воспользоваться бесплатным межеванием, не упустите ее.

Плюсы и минусы межевания

Принять взвешенное решение в пользу межевания земли будет проще, если сравнить минусы и плюсы проведения этой процедуры. К положительным моментам относятся:

  1. Собственник получает на руки официальные документы, в которых отражены границы участка. В процессе обязательно оформляется согласие всех соседей с установленными границами.
  2. В дальнейшем собственник получает возможность совершать любые операции с принадлежащим ему участком.
  3. Оплата мероприятия выполняется муниципалитетом.

К недостаткам можно отнести:

  1. Длительный срок проведения работ (до 1,5 месяцев и более).
  2. Многие умышленно оттягивают время проведения межевания, так как законодательство меняется непрерывно.
  3. Если участок уже зарегистрирован в Росреестре, имеется план межевания, то у собственника нет насущной необходимости в проведении межевания.
  4. Часто в процессе проведения работ по установлению границ участков допускаются ошибки, исправлять которые приходится самим владельцам земли путем длительных разбирательств, в том числе и судебных.

Как выполняется межевание

Все мероприятия в рамках установления границ земельных участков выполняются по Инструкции от 08.04.1996 г., утвержденной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. Этой инструкции обязаны придерживаться все, кто проводит межевые работы, будь то физические или юридические лица.

Собственник участка земли, желающий выполнить кадастровое межевание земельного участка, должен пройти несколько стандартных этапов.

1. Подписание договора

Договор на проведение межевых работ можно заключить с кадастровым инженером в муниципалитете, или же обратиться в частную фирму. Во втором случае работы будут выполнены на платной основе. Проводить межевание вправе коллектив из не менее 2 кадастровых инженеров, каждый из которых обязан предъявить соответствующий действующий квалификационный аттестат.

2. Межевание

Эта работа выполняется только инженером. Со стороны заказчика требуются только документы, содействие в демонстрации участка и переговоры о согласовании границ с соседями. В целом, план межевых работ включает в себя:

  1. Изучение правоустанавливающей документации на землю.
  2. Создание проекта межевания участка.
  3. Информирование соседей о проводимых мероприятиях.
  4. Оформление акта согласования с соседями и уточнение всех границ.
  5. Геодезические работы.
  6. Установление площади.
  7. Изготовление плана с нанесением границ.
  8. Выдача заказчику пакета документации по межеванию.

Сроки проведения этих работ и их стоимость в каждом случае оговариваются индивидуально.

3. Выдача плана межевания заказчику

Документация по межеванию включает в себя два раздела: текстовой и графический. В межевом плане обязательно имеются все произведенные геодезистами измерения, а также та информация, которая будет внесена в кадастр и сопутствующие документы. Кадастровый инженер, которому поручается выполнение заказа, несет полную ответственность за результат своей работы.

4. Занесение сведений в госкадастр

Для постановки участка на кадастровый учет потребуются следующие документы:

  1. Заявление установленного образца.
  2. Паспорт собственника земли.
  3. План межевания в бумажном или электронном формате.

Оплачивать услугу постановки на кадастровый учет не нужно, она предоставляется бесплатно. По итогам будет выдана выписка из ЕГРН (вместо кадастрового паспорта), в которой будут указаны все важнейшие характеристики данного участка, его кадастровый номер, а также оценка.

4. Регистрация права собственности

Для регистрации права собственности собственнику потребуются документы:

  1. Правоустанавливающий документ.
  2. СНИЛС.
  3. Паспорт.

Подать заявление можно через МФЦ, местное отделение Росреестра и портал госуслуг. Дополнительно потребуется заплатить госпошлину, которая составляет 350 руб. По итогам регистрации собственнику выдается выписка из ЕГРП, заменяющая выдаваемое ранее свидетельство.

Новое межевание земельного участка

​Новый закон о земельном кадастре вступил в силу с 01.01.2017 г. С его принятием многое меняется в процедуре регистрации прав на землю и внесении данных о земельных участках в кадастр. Создается новая единая учетно-регистрационная система и единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Все сведения, которые уже содержатся в кадастре, будут перенесены в ЕГРН. Эта система будет создаваться постепенно, но все новые регистрационные мероприятия будут происходить уже в соответствии с вступившим в законную силу законом.

Суть нововведений 2017 года в том, что регистрационная процедура будет существенно упрощена. По сравнению с действовавшим ранее порядком зарегистрировать землю станет намного проще и быстрее. До этого момента кадастровый учет объектов недвижимости и их кадастровый учет выполнялись в виде двух отдельных операций. А между тем, зачастую собственники нуждаются в одновременном выполнении кадастрового учета и регистрации права собственности на землю. С появлением ЕГРН стало возможным одновременно подавать заявление на обе процедуры. Это и убыстряет процесс, и удешевляет его.

С 01.01.2017 г. право собственности на землю будет регистрироваться без оглядки на адрес проживания владельца. До сих пор можно было подать документы на регистрацию только по месту своего постоянного проживания (в пределах субъекта РФ). Иными словами, чтобы зарегистрировать право собственности на какой-либо объект в ином субъекте Федерации, владельцу нужно было лично приехать в другой населенный пункт. Теперь же это ограничение снято. Если собственник не имеет возможности лично приехать для выполнения стандартных регистрационных мероприятий, ему достаточно будет воспользоваться для этого услугами Почты России или порталом госуслуг.

Сегодня получить доступ к сети Интернет несопоставимо проще и дешевле, чем съездить в другой город и оплатить свое проживание там, на время регистрационных мероприятий. Да и в своем населенном пункте бывает крайне сложно выкроить время, чтобы уйти с работы и подать документы в МФЦ или территориальное отделение Росреестра. Новый закон облегчает процесс регистрации в первую очередь для самих граждан.

Принятый новый заказ о кадастре позволяет сократить время, в течение которого выполняется государственная регистрация земли, ведь заявителю достаточно подать только одно заявление. Все сведения из него переносятся в Росреестр, а на регистрацию права собственности потребуется срок не более 10 дней. Независимо от того, с каким именно запросом граждане намерены обратиться в госреестр, им потребуется приложить минимум усилий для получения результата.

Например, чтобы получить выписку о своем земельном участке, потребуется потратить не более 3 дней, тогда как ранее на эту же процедуру по нормативу отводилось не менее 5 дней. Но не только этим хороша упрощенная процедура. Мошенники, наживающиеся на сделках с землей, утратят прежние возможности. Право собственности окажется более защищенным, а с ним и все регистрационные данные будут защищены на самом современном уровне.

С момента, как 01.01.2017 г. вступил в силу новый закон, больше не будут выдаваться собственникам свидетельства, которые ранее подтверждали право собственности на недвижимость. Теперь таким подтверждением является новый документ: выписка из ЕГРН. Цель: отказаться от бумажного документооборота, переведя все в электронный формат. Пока за бумажными документами остается приоритет, но только за счет того, что для перехода на новую систему потребуется определенное время.

Правом осуществлять государственную регистрацию права собственности обладает только Росреестр. Ранее в его функции входила только регистрация сделок с недвижимостью, а за кадастровый учет полностью отвечала Кадастровая Палата. Теперь ее функции упразднены.

В зависимости от конкретной ситуации, собственник сможет провести одновременную государственную регистрацию права собственности и кадастровый учет или по отдельности. По отдельности это требуется в следующих ситуациях:

  1. Объект недвижимости претерпел изменения (был поделен или объединен с другим объектом).
  2. Право собственности перешло от одного лица к другому.
  3. Объект недвижимости прекратил свое существование.
  4. Государственные органы разрешили создание нового объекта недвижимости.

Одновременная регистрация и кадастровый учет будут выполняться, когда:

  1. Создается или прекращается новый объект недвижимости.
  2. Создается или прекращается часть объекта с неким обременением, либо с ограничением права собственности.

В процессе регистрации нового объекта недвижимости (нового земельного участка), подать заявление в Росреестр может не только собственник, но и уполномоченное лицо государственного органа власти. Теперь подкрепить заявление можно документами не только в традиционном бумажном формате, но и в электронном виде.

С принятием нового закона все процедуры, в том числе межевание земельного участка, перестанут быть обременительными и протяженными во времени.

Похожие публикации