С какого момента юридическое лицо считается банкротом. Пошаговая процедура банкротства юридического лица

Понятие «банкротство» определено статьей 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон №127-ФЗ):

«несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство)».

В соответствии со статьей 65 ГК РФ:

«Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию».

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается Законом №127-ФЗ).

Закон №127-ФЗ регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона №127-ФЗ действие его распространяется на все юридические лица , за исключением:

Ø казенных предприятий;

Ø учреждений;

Ø политических партий;

Ø религиозных организаций.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила проведения процедуры банкротства чем те, которые предусмотрены Законом №127-ФЗ, применяются правила международного договора. В частности, к регулируемым Законом №127-ФЗ отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения данного Закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (пункты 4-5 статьи 1 Закона №127-ФЗ).

Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, при отсутствии которых решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности (пункт 6 статьи 1 Закона №127-ФЗ).

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

Общие признаки банкротства организаций определены в статье 3 Закона №127-ФЗ. Кроме того, для определения наличия признаков банкротства должника (юридического лица) должны учитываться состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, установленных пунктом 2 статьи 4 Закона №127-ФЗ.

Для определения наличия признаков банкротства должника могут учитываться соответствующие суммы, взысканные судом вместо причитавшегося кредитору исполнения обязательства в натуре (стоимость не переданной кредитору оплаченной им вещи, стоимость оплаченных, но не выполненных должником работ или услуг и другие). Такие требования кредиторов подлежат включению в реестр требований кредиторов в качестве требований конкурсных кредиторов и удовлетворяются в порядке, предусмотренном Законом №127-ФЗ. Такой же правовой режим распространяется и на суммы, присужденные кредитору в связи с изменением способа или порядка исполнения судебного акта или постановления иного органа. На это указано в Постановлении Пленума ВАС от 15 декабря 2004 года №29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Постановление ВАС №29.

Признаком банкротства юридического лица является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Обратите внимание!

Дела о банкротстве рассматриваются в арбитражном суде, и могут быть возбуждены арбитражными судами при условии, что требования к должнику (юридическому лицу) в совокупности составляют не менее 100 000 рублей.

В случае возникновения признаков банкротства, руководитель организации -должника обязан направить учредителям (участникам) должника сведения о наличии признаков банкротства (статья 30 Закона №127-ФЗ).

Учредители (участники) должника в свою очередь могут принять своевременные меры, по восстановлению платежеспособности организации и не допустить ее банкротства.

Например, учредители (участники) должника могут использовать досудебную санацию, предусмотренную статьей 31 Закона №127-ФЗ:

«1. Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).

2. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь».

Обратите внимание, что статья 31 Закона №127-ФЗ предусматривает право на процедуру досудебной санации, а не обязанность учредителей (участников) организации-должника.

· первая группа платежей включает в себя денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, сумма обязательств включается в реестр требований кре диторов (статья 4 Закона №127-ФЗ);

· вторая группа платежей включает в себя текущие платежи, которыми являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (статья 5 Закона №127-ФЗ).

Требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона №127-ФЗ для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

· размер задолженности за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

· суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

· размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;

· размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью);

· обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

· обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам;

· обязательства перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия.

При определении признаков банкротства не учитываются пени и штрафы, проценты за просрочку платежей, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (пункт 1 статьи 4 Закона №127-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона №127-ФЗ требования кредиторов по обязательствам, не являющимся денежными, могут быть предъявлены в суд и рассматриваются судом, арбитражным судом в порядке, установленном процессуальным законодательством.

Как показывает арбитражная практика,в деле о банкротстве должника судом могут быть рассмотрены и установлены только денежные требования кредиторов.

Применительно к пункту 1 статьи 126 Закона №127-ФЗ под имущественным требованием в силу статьи 4 названного Закона следует понимать денежное обязательство как обязанность должника уплатить кредитору определенную сумму по гражданско-правовому и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ. Поэтому требование кредитора о передаче принадлежащего ему имущества в натуре должником, в отношении которого введена процедура банкротства, может быть заявлено в общем порядке, вне рамок процесса о банкротстве.

Требования кредитора, обеспеченные залогом, могут быть отнесены к требованиям, рассматриваемым в рамках процедуры банкротства в том случае, если залогом обеспечено денежное требование к самому должнику. (Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 25 апреля 2005 по делу №А-05-6216/04-16; Постановление ФАС Северо-Кавказского Округа от 13 октября 2005 по делу №Ф08-4845/2005).

Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований.

Пунктом 1 статьи 7 Закона №127-ФЗ установлено, что подать заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом имеют право:

Ø уполномоченные органы;

Ø конкурсный кредитор;

Ø сам должник.

Напоминаем, что под уполномоченными органами в целях Закона №127-ФЗ (статья 2) понимаются:

«федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

С момента образования Федеральной налоговой службы (Постановление Правительства №506) таким уполномоченным органом выступает ФНС Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время именно ФНС в делах о банкротстве представляет интересы Российской Федерации, самостоятельно инициирует процедуру банкротства в отношении должника и направляет заявление в арбитражный суд.

Обратите внимание!

Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению ФНС по денежным обязательствам арбитражный суд принимает во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда.

А требования налоговых органов об уплате обязательных платежей для возбуждения дела о банкротстве принимаются во внимание, если они подтверждены решением самого налогового органа о взыскании имущества должника.

Причем, право на обращение в арбитражный суд возникает у налогового органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия, такого решения.

Для справки:

Порядок предъявления и объединения требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства».

Если у юридического лица имеется задолженность по налогам, то этого еще не достаточно для предъявления иска о банкротстве.

«Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом - исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления» НК РФ).

«В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя и погашения задолженности налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя за счет вырученных сумм».

Обратите внимание!

«Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя» НК РФ).

В случае неисполнения должником требований налоговые органы не ранее чем через 30 дней (но не позднее чем через 90 дней) с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа либо по истечении 30 дней с момента получения уведомления (уведомлений) о наличии задолженности по обязательным платежам или уведомления (уведомлений) о задолженности по денежным обязательствам перед Россией от федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), принимают решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Причем заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в 5-дневный срок со дня принятия решения о его направлении.

Правда в том случае, если должник представит в налоговый орган документы, подтверждающие, что взыскивает со своих должников дебиторскую задолженность в сумме, превышающей долг перед бюджетом и график погашения своей задолженности перед государством, то налоговый орган обязан отложить подачу заявления в арбитражный суд.

Обратите внимание!

Если должник обжалует требование налоговых органов об уплате налогов, то это не влечет за собой безусловной приостановки процедуры банкротства, хотя налоговый орган может приостановить передачу заявления в арбитражный суд, на срок до рассмотрения жалобы, но не более чем на два месяца.

Согласно статье 2 Закона №127-ФЗ конкурсные кредиторы - это кредиторы по денежным обязательствам. Конкурсными кредиторами являются все организации, которым организация - должник задолжала по различным хозяйственным договорам или имуществу которых нанесла вред.

В состав конкурсных кредиторов не входят:

Ø уполномоченные органы;

Ø учредители (участники) должника;

Ø граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда;

Ø лица, имеющие требования по выплате вознаграждения по авторским договорам.

Для возбуждения дела о банкротстве, конкурсный кредитор должен подтвердить свои требования, для чего обязан представить в арбитражный суд решение суда, которое уже вступило в силу. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по денежным обязательствам через 30 дней с того момента, как исполнительный лист по данному решению был передан в службу судебных приставов, а копия передана должнику.

Конкурсный кредитор составляет заявление в письменной форме и руководитель кредитора его подписывает. Если заявление подписывает уполномоченный представитель, необходимо приложить .

Порядок подачи конкурсным кредитором в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом определен статьей 39 Закона №127-ФЗ.

В заявлении о признании должника банкротом кредитор должен указать:

Ø наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

Ø наименование (фамилия, имя, отчество) должника и его адрес;

Ø наименование (фамилия, имя, отчество) конкурсного кредитора и его адрес;

Ø размер требований конкурсного кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пеней);

Ø обязательство, из которого возникло требование должника перед конкурсным кредитором, а также срок его исполнения;

Ø вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требования конкурсного кредитора к должнику;

Ø доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику;

Ø доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);

Ø наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий;

Ø размер вознаграждения арбитражного управляющего;

Ø перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов.

Обратите внимание!

В заявлении могут быть указаны и иные сведения, имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве, кроме того, конкурсный кредитор имеет право указать профессиональные требования к кандидатуре временного управляющего.

Копию заявления конкурсный кредитор направляет должнику (пункт 3 статьи 39 Закона №127-ФЗ).

Напомним, что под руководителем должника согласно статье 2 Закона №127-ФЗ понимается единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с данным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.

Руководитель должника обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд в следующих случаях, если:

Ø удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

Ø органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

Ø органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

Ø обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

Ø в иных предусмотренных Законом №127-ФЗ случаях.

Должник обязан обратиться в арбитражный суд, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (статья 9 Закона №127-ФЗ).

Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее чем через месяц после возникновения соответствующих обстоятельств. К заявлению должник прилагает документы, подтверждающие наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

Пунктом 2 статьи 38 Закона №127-ФЗ установлено, что к заявлению должника прилагаются подлинники и нотариально заверенные копии следующих документов:

Ø учредительные документы должника - юридического лица, а также свидетельство о государственной регистрации юридического лица или документ о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

Ø список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя;

В целях признания должника банкротом используется понятие несостоятельности предприятия, то есть неспособности вовремя рассчитываться по имеющимся обязательствам. Какие существуют стадии банкротства в соответствии с законодательными требованиями? В каком порядке проходит эта судебная процедура? Обо всех юридических нюансах пойдет речь далее.

Основные стадии банкротства юридического лица

Возможность объявить себя банкротом является единственным выходом законно ликвидировать бизнес в тех случаях, когда исполнить обязательства кредиторов не представляется возможным. При этом, как правило, сумма накопленных долгов превышает величину активов предприятия, а срок просрочки составляет свыше 3 мес. (ст. 3 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г.) . В некоторых ситуациях анализ финансово-хозяйственного состояния компании позволяет предпринять превентивные меры по нормализации деятельности организации в целях расчетов с кредиторами. Но если перспектив развития бизнеса нет, собственникам приходится подавать в арбитраж заявление о несостоятельности.

Четкий регламент и обязательные этапы банкротства юридического лица утверждены на федеральном уровне в уже упомянутом Законе № 127-ФЗ . Этот нормативно-правовой документ определяет алгоритм действий, которые проводятся в процессе признания компании неплатежеспособной. Требования являются обязательными для всех участников процесса независимо от организационного статуса организации и ее отраслевой принадлежности.

Не все этапы банкротства применяются по мере решения дела, но предварительное наблюдение проводится всегда. Решение о введении наблюдательных мероприятий выносится судом по итогам рассмотрения заявления (может быть подано как должником, так и любым из кредиторов, а также уполномоченными госорганами). При этом внимательно изучаются представленные доказательства о неплатежеспособности должника. По итогам наблюдения делаются соответствующие выводы о дальнейшей судьбе предприятия - прекращение производства банкротства или переход к следующему этапу.

Стадии банкротства юридического лица - схема

Общепринятый порядок признания юрлица банкротом включает в себя проведение пяти обязательных стадий. Одну из них, а именно мировое соглашение, разрешается возобновлять в любой момент, а часть прочих (за исключением наблюдения) проводится не всегда и по назначению конкурсных кредиторов, участвующих в производстве. Право влияния прямо предусмотрено нормами Закона № 127-ФЗ . Итак, рассмотрим внимательно схему стадий банкротства.

Из представленной схемы становится понятен механизм рассмотрения судом дел о неплатежеспособности. О том, какие задачи преследуют стадии процедуры банкротства, подробнее в следующем разделе.

Основные этапы банкротства - цели и взаимосвязи

Каждый из этапов признания фирмы несостоятельной тесно взаимосвязан друг с другом и проводится ради достижения поставленных целей. Сроки мероприятий, их цели и задачи перечислены в Законе № 127-ФЗ. Рассмотрим подробнее все пять процедур:

Стадия 1. Наблюдение

Анализ текущего материального положения должника проводится на предварительном наблюдательном этапе (стат. 62 -75 № 127-ФЗ). Для независимой оценки финсостояния назначается временный управляющий, который публикует уведомление о введении наблюдения. Эта стадия назначается также для обеспечения неприкосновенности активов предприятия, уведомления кредиторов, составления реестра требований. Руководство компании сохраняет свои полномочия, но с некоторыми (весьма существенными) ограничениями.
Максимальная продолжительность наблюдения составляет 7 мес. За этот период управляющий проводит полный сбор сведений о должнике, его финансово-хозяйственной деятельности, величине активов и обязательств, возможности восстановления нормального функционирования хозяйствующего субъекта. По итогам управляющий подготавливает сводный отчет, который наряду с протоколом первого кредиторского собрания, представляется в арбитраж. Затем судом принимается решение о целесообразности дальнейшего рассмотрения банкротства или прекращении дела в связи с возможностью оздоровления организации с целью погашения долгов в полных объемах. Также возможно подписание мирового соглашения и реструктуризация обязательств.

Стадия 2. Финансовая санация

Целью оздоровления должника становится восстановление финансовой платежеспособности юрлица и, соответственно, погашение образовавшихся долгов. Процедура проводится по законодательным нормам согласно стат. 76 - Закона № 127-ФЗ. Этап назначается не во всех случаях, а только при выявлении скрытых потенциалов реанимации бизнеса. Решение о применении утверждается на первом кредиторском собрании совместно с разработкой предварительного графика погашения долгов.
Среди последствий санации нужно выделить следующие шаги:

  • Отмена абсолютно всех досудебных действий по погашению долгов, включая уже выпущенные приказы о взыскании.
  • Приостановление выдачи дивидендов, запрет на выплату процентов по акциям.
  • Запрет на проведение любых операций с обязательствами (бартеры, зачеты и т.д.).
  • Снятие арестов с активов должника, приостановление начисления санкций на суммы долгов.

Ответственным за выполнение принятого плана финоздоровления назначается независимый управляющий. Максимальный срок проведения составляет 2 года (календарных). Если же предпринятые меры не принесли ожидаемых результатов в виде улучшения финсостояния юрлица, осуществляется переход к внешнему управлению или сразу к конкурсному производству, то есть к распродаже активов.

Стадия 3. Внешнее управление

В соответствии с требованиями стат. 93-123 Закона № 127-ФЗ этап внешнего управления вводится по итогам санации при невозможности возврата к успешной жизнедеятельности должника. Или же применяется как единственная альтернатива при отсутствии резервов восстановления нормального материального положения компании. План управления разрабатывается экспертом-управляющим и в том числе включает в себя:

  • Закрытие убыточных направлений бизнеса.
  • Смену стратегии деятельности и перепрофилирование производственных проектов.
  • Реализацию имущественных объектов организации.
  • Взыскание дебиторских обязательств.
  • Получение займов от третьих лиц, увеличение размеров вкладов участников.
  • Дополнительный выпуск собственных акций для обращения на фондовом рынке.
  • Проведение инвентаризации всех активов, выявление внутренних резервов бизнеса.

План управления может включать самые радикальные меры, необходимые для оздоровления должника, вплоть до массового сокращения персонала, прекращения выпуска продукции и привлечения сторонних квалифицированных управленцев. Максимальный период проведения равен полутора годам, в виде исключения пролонгируется до 2 лет. Если никакие действия не приносят результатов, долги не погашаются, судом выносится решение о внедрении конкурсного производства, а точнее свободной реализации активов юрлица.

Стадия 4. Конкурсное производство

Завершением признания несостоятельности должника выступает введение конкурсного производства. Сама процедура проводится строго по регламенту Закона № 127-ФЗ (стат. 124 -) и означает неизбежность банкротства бизнеса. По-прежнему и на этом этапе сторонам разрешается заключать мировое соглашение. Основная цель производства - максимально полное погашение кредиторских требований через продажу активов компании на свободных торгах. Руководством занимается назначаемый арбитражным судом конкурсный управляющий, на которого возлагаются следующие функции:

  • Проведение инвентаризационных действий для определения перечня активов и их стоимости путем независимой оценки.
  • Создание конкурсной массы с включением в специальный фонд расчетов с кредиторами всех ТМЦ должника, основных фондов и других видов активов, выявленных в ходе инвентаризации.
  • Прием кредиторских требований для проведения торгов в целях соразмерного погашения совокупных обязательств.

По завершении этапа конкурсного производства и в случае нехватки активов для осуществления полных расчетов все непогашенные долги признаются удовлетворенными, а должник считается ликвидированным. По судебному решению органами ИФНС вносится запись в единый реестр (ЕГРЮЛ), деятельность юрлица прекращается.

Стадия 5. Мировое соглашение

Составление по обоюдному взаимному согласию мирового договора допускается на любом этапе рассмотрения банкротства. Первоначальное предложение может исходить от должника или кредиторов, но в действие соглашение вступает только, если никто из участников процесса не возражает. Если инициатором выступают кредиторы, соответствующее решение необходимо единогласно утвердить на собрании. Автоматически подписание согласия подразумевает полное прекращение процедуры неплатежеспособности.
Какая информация отражается в соглашении? В первую очередь, это точный порядок погашения обязательств кредиторов; также обозначается формат расчетов, включая сроки и процентные ставки. Дополнительно в документ могут включаться и другие условия, не противоречащие законодательным требованиям. Нередко в заключении соглашения участвуют третьи лица - заинтересованные в погашении долгов инвесторы, в роли которых разрешается выступать как физлицам, так и предприятиям, в т.ч. иностранным. Нарушение исполнения условий соглашения со стороны должника служит поводом для возобновления процедуры банкротства компании.

Банкротство (несостоятельность) юридического лица

После возрождения института несостоятельности (банкротства) в современный период было принято несколько законов: Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»; Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и действующий в настоящее время - Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (с изменениями от 18 июля 2006 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» .

Для Закона о банкротстве 2002 г. характерны детализация и конкретизация основных положений законодательства с одновременным концептуальным изменением в правовом регулировании отдельных институтов несостоятельности. В частности, неизменными остались определение критериев и внешних признаков несостоятельности (за исключением количественных показателей), значительно детализированы процедуры несостоятельности: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Концептуально изменены правовое регулирование оснований возбуждения дел о банкротстве; требований, предъявляемых к арбитражным управляющим, порядку их назначения и контроля за их деятельностью; процедур банкротства, а именно введение новой процедуры - финансового оздоровления должника; очередности удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве; особенностей несостоятельности (банкротства) стратегических организаций и субъектов естественных монополий .

Действие Закона о банкротстве распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций, а также на граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства (см. в предыдущих разделах учебника).

Под несостоятельностью (банкротством) должника понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей .

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства (обязанности) не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, а гражданин - если указанные обязательства или обязанности не исполнены им в течение трех месяцев, при условии, что сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества (ст. 2, 3 Закона о банкротстве).

В Законе о банкротстве (ст. 4) определены состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, т.е. требования кредиторов, которые могут участвовать в деле о банкротстве. Кредиторы, обладающие названными требованиями, относятся к числу конкурсных кредиторов, которые вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника, а также участвовать в собраниях кредиторов с правом голоса.

Законом о банкротстве (гл. II) регулируется досудебная санация, под которой понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, любым из учредителей (участников) должника, кредиторами должника, иными лицами в целях предупреждения банкротства. Досудебная санация представляет собой финансовую помощь должнику - юридическому лицу со стороны собственника его имущества, учредителей (участников) в размере, достаточном для погашения денежных обязательств должника и выполнения его обязанностей по уплате обязательных платежей. Цель досудебной санации - предупредить банкротство должника и восстановить его платежеспособность. Досудебная санация начинается при возникновении у должника финансовых проблем (фактической неплатежеспособности либо несостоятельности) и длится до принятия судом заявления о банкротстве должника.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом .

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Уполномоченными органами в делах о несостоятельности (банкротстве) являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований .

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тысяч рублей, к должнику- гражданину - не менее 10 тысяч рублей.

Многочисленные необоснованные, а также «искусственные» банкротства, которые имели место при применении предыдущих законов о банкротстве, привели к изменению регулирования процедуры возбуждения дела о банкротстве по Закону о банкротстве 2002 г. В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона к заявлению кредитора о признании должника банкротом должны быть приложены вступившие в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда, рассматривавших требование кредитора к должнику, а также доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Заявление кредитора, поданное с нарушением данных требований, арбитражный суд возвращает заявителю (ст. 44 Закона).

Вынесение арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом не влечет за собой автоматического введения в отношении должника процедуры наблюдения, как это было по ранее действующему законодательству. Указанная процедура банкротства может быть введена только по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случая возбуждения дела о банкротстве на основании заявления самого должника, когда наблюдение вводится с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии такого заявления.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве; лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления (ст. 34 Закона о банкротстве).

Одной из основных фигур дела о банкротстве на любой его стадии является арбитражный управляющий, на которого возложено непосредственное проведение процедур банкротства должника, а при осуществлении внешнего управления и конкурсного производства арбитражный управляющий также осуществляет функции руководителя соответствующей организации.

Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) - гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных связанных с этим полномочий, являющийся членом одной из само- регулируемых организаций.

Новеллой Закона о банкротстве 2002 г. является установление обязательной принадлежности арбитражного управляющего к одной из саморегулируемых организаций управляющих.

Законом о банкротстве предусмотрены следующие процедуры банкротства

  • в отношении должника - юридического лица: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение;
  • в отношении должника-гражданина: конкурсное производство; мировое соглашение; иные предусмотренные Законом о банкротстве процедуры банкротства (ст. 27 Закона).

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 2 Закона о банкротстве). Процедура наблюдения как институт российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) впервые появилась с принятием в 1998 г. Закона о банкротстве. Она не применялась в российском дореволюционном конкурсном праве и не была предусмотрена Законом о банкротстве 1992 г. Анализ практики применения Закона о банкротстве 1992 г. показал, что отсутствие данной процедуры приводило к нарушению баланса интересов должника и кредиторов.

В отличие от ранее действовавшего законодательства наблюдение по общему правилу вводится не с момента возбуждения производства, а по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, что послужило основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве должника (п. 1 ст. 62 Закона). Определение о введении наблюдения может быть вынесено лишь в том случае, если требование заявителя соответствует условиям, предусмотренным Законом о банкротстве, признано арбитражным судом обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда (п. 3 ст. 48 Закона). При проведении процедуры наблюдения назначается временный управляющий.

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 Закона о банкротстве). Финансовое оздоровление должника - новая процедура банкротства, которая ранее не предусматривалась законодательством, в том числе и дореволюционным. Организация и проведение процедуры финансового оздоровления возлагаются на административного управляющего. Цель введения этой процедуры - улучшение платежеспособности должника путем использования его внутренних ресурсов. Существо процедуры финансового оздоровления заключается в том, что в течение этой процедуры (максимальный срок - два года) должник производит расчеты со всеми кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 84 Закона).

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст. 2 Закона о банкротстве). Последствием введения внешнего управления является прекращение полномочий руководителя должника и возложение управления делами должника на внешнего управляющего. Законом о банкротстве 2002 г. наряду с ранее указанными в законодательстве предусмотрены новые меры по восстановлению платежеспособности должника: увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц путем размещения дополнительных обыкновенных акций должника; замещение активов должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами (ст. 109 Закона о банкротстве).

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (ст. 2 Закона о банкротстве).

При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего , который осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве.

По Закону о банкротстве 2002 г. сокращено число очередей удовлетворения требований кредиторов с пяти до трех.

Установлена следующая очередность удовлетворения требований кредиторов:

  • первая очередь - требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
  • вторая очередь - требования работников по выплате выходных пособий и оплате труда; требования по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • третья очередь - все остальные требования (ст. 134 Закона о банкротстве).

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами (ст. 2 Закона о банкротстве). Мировое соглашение между должником и конкурсными кредиторами (по Закону о банкротстве 2002 г. к ним добавлены уполномоченные органы с требованиями по обязательным платежам) может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника (п. 1 ст. 150 Закона).

Закон о банкротстве 2002 г. (гл. X) содержит нормы об особенностях банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц: градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий. В отношении отсутствующего должника и ликвидируемого должника предусмотрены упрощенные процедуры банкротства (гл. XI Закона о банкротстве).

  • В определении несостоятельности (банкротства), содержащемся в Законе обанкротстве, не указывается на добровольное банкротство. Возможность добровольного банкротства предусмотрена ст. 65 ГК.
  • См. гл. 28 АПК РФ; гл. III Закона о банкротстве; гл. VI.1 Закона о банкротстве кредитных организаций; гл. II Закона об особенностях банкротствасубъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса.
  • В настоящее время уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба. См.: Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 № 257 (сизменениями от 22 мая 2006 г.) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (вместес «Положением о порядке предъявления требований по обязательствам передРоссийской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства») //СЗ РФ. -2004. - № 23. - Ст. 2310; СЗ РФ. - 2006. - № 22. - Ст. 2333.
  • В конце декабря ушедшего года в очередной раз были изменены правила банкротства юридических лиц ( ; далее – Закон). Новые нормы действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 29 января. Практика по ним пока не накоплена, однако некоторые из новелл вызывают вопросы. Рассмотрим, в чем заключаются основные нововведения.

    Условно поправки можно разделить на две части: к первой относятся изменения, направленные на ужесточение условий для должников и сокращение возможностей для злоупотреблений с их стороны. Ко второй – поправки, уточняющие правила саморегулирования в сфере банкротства.

    К первой группе можно отнести следующие.

    1

    Кредитным организациям предоставлено право инициировать банкротство без обязательного предварительного подтверждения долга в судебном порядке, как того требовало законодательство ранее ().

    Напомню, до вступления в силу поправок конкурсный кредитор мог подать заявление о несостоятельности должника только при наличии вступившего в законную силу решения суда о взыскании с него денежных средств (). Теперь же банки получили право подавать заявление в суд с момента возникновения у должника признаков несостоятельности, то есть тогда, когда он просрочил исполнение своих обязательств на три месяца. При этом за 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление об этом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц ().

    Указанные нововведения дают банкам существенные временные преимущества по сравнению с другими кредиторами при подаче заявления (а значит, возможность назначать "своего" арбитражного управляющего). Безусловно, в ряде случаев новое правило затруднит вывод должником активов перед началом процедуры банкротства и во время нее. Однако непонятно, почему такая привилегия предоставлена только банкам, а не всем кредиторам.

    2

    3

    Должники при подаче заявления о банкротстве лишились возможности выбирать арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника (). Порядок такого выбора будет установлен регулирующим органом. На мой взгляд, эта новелла является одной из самых значимых во всем пакете поправок. Нововведение затруднит назначение руководством должника "лояльного" арбитражного управляющего, а соответственно, осложнит сохранение контроля над имуществом предприятия. Однако возможность подачи заявления подконтрольным кредитором с указанием "нужного" арбитражного управляющего сохранилась.

    В законодательстве закрепили необходимость получения исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, которым подтвержден долг, для подачи заявления о несостоятельности. Это правило распространяется на кредиторов, не являющихся кредитными организациями (). Судебная практика и раньше требовала подтверждать решение третейского суда судебным актом о выдаче исполнительного документа (), сейчас же это требование закрепили в законе.

    5

    Залоговым кредиторам Закон предоставил право голосовать по вопросам назначения и отстранения арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих (). Кроме того, теперь они могут самостоятельно устанавливать начальную цену реализации залогового имущества и условия обеспечения его сохранности (). Это еще одна поправка в пользу кредитных организаций, позволяющая им оказывать более существенное влияние на проведение процедур банкротства.

    6

    В 10 раз увеличены административные штрафы для должностных лиц за неправомерные действия при банкротстве (непредставление информации арбитражному управляющему, неправомерное удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим, незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего и т. п.) (). Действовавшие ранее штрафы размером в 5-10 тыс. руб. нельзя было назвать существенным стимулом для выполнения требований законодательства. Будем надеяться, что новые суммы взыскания побудят должностных лиц более внимательно относиться к выполнению установленных законом обязанностей.

    7

    Арбитражные управляющие благодаря поправкам получили возможность запрашивать информацию не только о самом банкроте, но и о членах органов управления компании-должника, о контролирующих лицах, их имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника. Речь идет в том числе о сведениях, составляющих служебную, коммерческую и банковскую тайну (). Полагаю, что нововведения позволят более эффективно проводить финансовый анализ, поиск имущества и анализ сделок должника, а также принимать более обоснованные решения о целесообразности привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

    К поправкам, уточняющим правила саморегулирования в сфере банкротства, можно отнести:

    1

    Появление у операторов электронных торговых площадок обязанности состоять в саморегулируемых организациях (СРО). Требования к СРО электронных торговых площадок теперь зафиксированы законодательно ().

    2

    Установление минимального размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих – 20 млн руб. (). Ранее законодательство ограничивалось формулировкой о том, что компенсационный фонд формируется за счет членских взносов участников СРО в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого ее члена, количество которых должно быть не менее 100 ( , Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Таким образом, минимальный размер компенсационного фонда составлял 5 млн руб.

    3

    Изменены размеры максимально возможной разовой выплаты из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, членом которой являлся арбитражный управляющий на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков участникам дела о банкротстве. Теперь он не может превышать 5 млн руб. вместо 25% от размера компенсационного фонда согласно предыдущей редакции () – а это серьезно увеличивает лимит ответственности СРО. С учетом сложившейся в последнее время положительной судебной практики по взысканию средств из компенсационного фонда СРО ( , ), а также того, что на сегодняшний день меньше 20% СРО имеют компенсационные фонды свыше 20 млн руб., в текущем году можно ожидать волны реорганизаций и сокращения количества СРО арбитражных управляющих. Многие управляющие будут вынуждены вносить дополнительные взносы в компенсационные фонды своих СРО.

    Юридическое регулирование несостоятельности (банкротства) предприятий и физических лиц имеет место везде, где есть товар­но-денежные рыночные отношения. Переход России в 90-е гг. к раз­витию рыночной экономики объективно потребовал использования проверенного историческим опытом средства оживления, оздоров­ления экономики страны. Необходимо было срочно разработать ме­ханизм законодательного регулирования несостоятельности (банк­ротства), ликвидации неконкурентоспособных предприятий. В на­стоящее время эти вопросы регулируются Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

    Несостоятельность (банкротство) определяется как неспособ­ность должника удовлетворить требования кредиторов по денеж­ным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обя­зательных платежей. Должником может быть гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не спо­собные удовлетворить требования кредиторов по денежным обяза­тельствам, возникшим по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным ГК, а также исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налоги, сборы, страховые и иные обязательные взносы, подлежащие внесению в бюджет и во внебюд­жетные фонды).

    Признаки банкротства определены в ст. 3 Закона "О несосто­ятельности (банкротстве)". Общим Признаком для граждан и юри­дических, лиц является прекращение платежей по обязательствам или неисполнение требований по обязательным платежам в срок, превышающий три месяца с наступления даты их исполнения. При этом сумма задолженности для юридических лиц должна быть не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, а для индивидуальных предпринимателей и граждан, таковыми не являющихся, - 100 и более минимальных размеров оплаты труда

    Кроме того, для признания должника-гражданина банкротом необходимым условием является превышение суммы обязательств над стоимостью имущества должника, на которое может быть обра­щено судом взыскание.

    В общую сумму задолженности включаются лишь суммы дол­га за товары, работы, услуги и недоимки по налогам и иным обяза­тельным платежам. Не должны приниматься во внимание подлежа­щие уплате за просрочку неустойки (штрафы, пени), а также фи­нансовые (экономические) санкции.

    Размер денежных требований кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов считается установленным (бесспор­ным), если эти требования подтверждены решениями судов или документами, свидетельствующими об их признании должником. К категории установленных относятся также требования, которые не оспариваются должником (размер требований определяется на мо­мент подачи заявления о банкротстве должника в арбитражный суд). Все иные требования должник может оспорить, а обоснованность его возражений будет проверена арбитражным судом.


    Дело о банкротстве может быть возбуждено и рассмотрено толь­ко арбитражным судом. Суды общей юрисдикции такие дела не ведут.

    Сообщение о признании должника банкротом публикуется за счет должника арбитражным судом в "Вестнике Высшего Арбит­ражного Суда Российской Федерации" и официальном издании го­сударственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздо­ровлению.

    При подаче в арбитражный суд заявления о признании долж­ника несостоятельным (банкротом) определяются состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей.

    Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о бан­кротстве должника наделяются: должник, его кредиторы (это могут быть как российские, так и иностранные физические и юридичес­кие лица), прокурор, а также уполномоченные на то налоговые и иные государственные органы. В некоторых случаях закон обязывает руководителя организации-должника или гражданина-предприни­мателя обратиться, в арбитражный суд с заявлением об их банкрот­стве. Это необходимо, например, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности ис­полнения денежных обязательств перед другими кредиторами, орга­нами управления должника или собственником его имущества (уни­тарного предприятия).

    Фиктивным по Закону "О несостоятельности (банкротстве)" является обращение должника в арбитражный суд с заявлением о его банкротстве при отсутствии признаков банкротства в силу на­личия у должника имущества, достаточного для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Если действия должника суд квалифицирует в качестве фиктивного банкротства, то это вле­чет обязанность должника возместить ущерб, причиненный пода­чей такого заявления в арбитражный суд.

    Преднамеренным считается банкротство должника, происшед­шее по вине его учредителей (участников) или иных лиц (в том числе руководителей должника), имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия. При установлении преднамеренного банкротства на уч­редителей (участников) должника, в случае недостаточности иму­щества должника, может быть возложена субсидиарная (дополни­тельная) ответственность по его обязательствам.

    Собрание кредиторов . С момента принятия арбитражным су­дом к производству заявления о признании должника банкротом все действия в отношении его от имени кредиторов осуществляются собранием и комитетом кредиторов, а кредиторы не вправе обра­щаться к должнику в индивидуальном порядке, в том числе в суды общей юрисдикции.

    В компетенцию собрания кредиторов входит решение вопро­сов введения, продления, прекращения внешнего управления, зак­лючения мирового соглашения, обращения в суд с ходатайством о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства, избрания и прекращения полномочий комитета кре­диторов.

    Инициаторами проведения собрания могут быть арбитражный управляющий, комитет кредиторов, конкурсные кредиторы, требо­вания которых в совокупности составляют не менее трети общей суммы требований, внесенных в реестр. Собрание проводится по месту нахождения должника или в другом месте, установленном инициаторами его проведения. Решения принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании. Комитет кредиторов представляет интересы конкурс­ных кредиторов и контролирует действия внешнего управляющего и конкурсного управляющего. В состав комитета кредиторов могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве, которое определяет собрание кредиторов, но не более 11 человек.

    Для осуществления возложенных на него функций комитет кредиторов вправе: требовать от внешнего управляющего представ­ления информации о финансовом состоянии должника, ходе внеш­него управления и конкурсного производства; в случаях, предусмот­ренных Законом "О несостоятельности (банкротстве)", обжаловать в арбитражный суд действия внешнего или конкурсного управляю­щего вплоть до требования об их отстранении за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей (ст. 21 Закона).

    Арбитражный управляющий - физическое лицо, осуществля­ющее определенные полномочия по управлению делами должника в период проведения различных процедур несостоятельности (вре­менный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), назначаемое арбитражным судом, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специаль­ными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отно­шении должника и кредиторов.

    Закон предъявляет определенные требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Вопрос о назначении управляющим рассматривается при наличии у претендента аттестата антикризис­ного управляющего. Арбитражные управляющие действуют на ос­новании лицензии, выдаваемой государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Лицо, имеющее лицен­зию арбитражного управляющего, регистрируется в арбитражном суде, по назначению которого исполняет обязанности арбитражного управляющего по делам о банкротстве. Инициатива в выборе кан­дидатуры арбитражного управляющего и ее представлении в суд принадлежит собранию кредиторов. Арбитражными управляющи­ми не могут быть назначены лица, имеющие дисквалификацию или судимость.

    На арбитражного управляющего возложены обязанности по принятию мер, связанных с защитой имущества должника, анали­зом финансового состояния должника, рассмотрением требований кредиторов и ведением реестра требований кредиторов. Для выпол­нения обязанностей арбитражному управляющему предоставляют­ся определенные законом права. Так, заявления арбитражных уп­равляющих, в том числе о разногласиях, возникших между ними и кредиторами в ходе наблюдения, внешнего управления, конкурсно­го производства, рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее, чем в двухнедельный срок со дня их получения. По ре­зультатам рассмотрения заявлений выносятся определения.

    За выполнение работы арбитражный управляющий получает вознаграждение, определяемое собранием кредиторов и утвержда­емое судом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязан­ностей, возложенных на арбитражного управляющего законом, мо­жет явиться основанием для отзыва его лицензии, освобождения от должности (по инициативе собрания или комитета кредиторов с последующим утверждением судом), а также возмещения убытков, причиненных его действиями либо бездействием.

    Законом "О несостоятельности (банкротстве)" для должников- юридических лиц предусмотрены следующие процедуры банкрот­ства : наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение и иные. Первые две процедуры направлены на предупреждение банкротства.

    Наблюдение вводится с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом. Копии определения суда о приня­тия заявления о признании должника банкротом направляются во все банковские учреждения, в налоговые и иные уполномоченные органы, в суды общей юрисдикции и судебному приставу-исполни­телю по месту нахождения должника.

    Органы управления должника на этой стадии не отстраняются от исполнения обязанностей, деятельность организации продолжа­ется в полном объеме. Однако затруднительное положение должни­ка предопределяет высокую степень риска заключаемых им в этот период сделок. Поэтому на стадии наблюдения все крупные сделки должны контролироваться временным управляющим. Руководитель организации-должника продолжает исполнять свои обязанности, но также под наблюдением временного управляющего, назначенного арбитражным судом.

    Задачами наблюдения являются: обеспечение сохранности ак­тивов должника до вынесения судом решения по существу банкротного дела; определение финансового состояния должника и возмож­ности восстановления его платежеспособности; проведение собрания кредиторов и определение на нем перспектив банкротного дела дол­жника.

    Выполняя названные задачи, временный управляющий, выяв­ляет размер требований кредиторов, определяет конкурсных кре­диторов, а также количество голосов, принадлежащих каждому кредитору на собрании кредиторов. Временный управляющий со­зывает и проводит первое собрание кредиторов. Он докладывает собранию результаты финансового анализа положения должника и вносит предложения по дальнейшей судьбе должника.

    Принятые собранием кредиторов решения временный управ­ляющий докладывает арбитражному суду. После вынесения соот­ветствующего решения арбитражного суда по существу рассматри­ваемого дела заканчивается наблюдение.

    Внешнее управление является еще одной процедурой банкрот­ства, которая применяется к должнику при наличии реальной воз­можности восстановления его платежеспособности с передачей пол­номочий по управлению должником внешнему управляющему. Вне­шний управляющий назначается 4 судом, как правило, одновременно с введением внешнего управления. Процедура внешнего управле­ния вводится на срок не более 12 месяцев и может быть продлена не более чем на 6 месяцев. Не позднее 1 месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать и предста­вить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управ­ления, в котором предусматриваются меры по восстановлению пла­тежеспособности должника.

    Важнейшими обязанностями временного управляющего явля­ются: обеспечение сохранности имущества должника, анализ его финансового состояния, выявление кредиторов и установление их требований, фактов фиктивного банкротства, проведение собраний кредиторов и представление в суд отчета о проводимых мероприя­тиях.

    На период внешнего управления вводится мораторий на удов­летворение требований кредиторов, связанный с приостановлением выплат по обязательствам и обязательным платежам, по исполнительным документам судов, с прекращением начисления неустоек, процентов по закону и договору. Вместе с тем выплачиваются зара­ботная плата и иное вознаграждение работникам организации-дол­жника. Внешнему управляющему законом предоставляется право отказаться от исполнения договоров должника.

    Для восстановления платежеспособности должника планом внешнего управления могут предусматриваться следующие меры: закрытие нерентабельных производств, перепрофилирование производства, ликвидация дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требований должника, прода­жа предприятия (бизнеса) должника и др.

    В случае успешного проведения внешнего управления иные банкротные процедуры к должнику не применяются. Внешний уп­равляющий готовит и представляет на рассмотрение собрания кре­диторов отчет, в котором показывается, что предприятие восстано­вило платежеспособность. и готово расплатиться с кредиторами. После одобрения отчета на собрании кредиторов внешний управля­ющий представляет отчет на утверждение в арбитражный суд. Ут­верждение арбитражным судом отчета внешнего управляющего является основанием для прекращения производства по делу о бан­кротстве.

    При наличии ходатайства, принятого собранием кредиторов, арбитражный суд вправе установить срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шести месяцев с даты вынесения определения об утверждении отчета внешнего управля­ющего. Если в установленный арбитражным судом срок расчеты с кредиторами не будут произведены, суд принимает решение о при­знании должника банкротом и об открытии конкурсного производ­ства. Аналогичное решение о переходе к конкурсному производству принимается арбитражным судом и тогда, когда внешнее управле­ние не дало желаемого результата - восстановление платежеспо­собности должника.

    Конкурсное производство . Принятие арбитражным судом ре­шения о признании должника банкротом влечет открытие конкур­сного производства, срок которого не может превышать одного года с возможностью продления этого срока еще на 6 месяцев и более.

    Открытие конкурсного производства означает, что срок испол­нения всех денежных обязательств должника считается наступив­шим, прекращается начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности; все требования к должни­ку предъявляются только в рамках конкурсного производства.

    Главной задачей конкурсного производства являются аккуму­лирование имущества должника и формирование конкурсной мас­сы в целях продажи имущества и расчета с кредиторами в порядке очередности, предусмотренной ст. 64 ГК, согласно которой в первую очередь удовлетворяются требования из причинения вреда жизни и здоровью, во вторую - оплаты труда, выходных пособий, авторское вознаграждение, в третью - обязательства, обеспеченные за­логом, в четвертую - по обязательным платежам, в пятую - кон­курсных кредиторов в размере основной задолженности и процен­тов, а затем всех остальных требований, в частности, убытков, не­устоек, финансовых санкций.

    Вне очереди покрываются судебные расходы; расходы, связан­ные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, пла­тежи по аренде и коммунальным расходам конкурсного производства.

    При конкурсном производстве используется один расчетный счет в банке, остальные закрываются. После проведения инвента­ризации и оценки имущества конкурсный управляющий приступа­ет к его продаже на открытых торгах. Порядок и сроки продажи должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кре­диторов. Организатором торгов может выступать конкурсный управ­ляющий. Имущество, не реализованное на торгах, продается на ос­новании договора купли-продажи без проведения торгов. Такой же порядок предусмотрен в отношении продажи (уступки) прав требо­вания должника. Расчеты с кредиторами производятся в соответ­ствии с реестром требований кредиторов, причем требования каж­дой очереди удовлетворяются после полного выполнения требова­ний предыдущей очереди. В реестр требований кредиторов вносят­ся сведения о погашении требований кредиторов.

    Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недо­статочности имущества должника, считаются погашенными. Пога­шенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбит­ражный суд либо такие требования признаны судом необоснован­ными.

    Закон содержит важное положение о том, что кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкур­сного производства, имеют право требования к третьим лицам, по­лучившим незаконно имущество должника в течение десяти лет после окончания производства по делу о банкротстве.

    При неисполнении конкурсным управляющим своих обязанно­стей суд по ходатайству собрания кредиторов может отстранить его от должности.

    После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управ­ляющий представляет в суд отчет с приложением реестра требова­ний кредиторов и документов, подтверждающих продажу имуще­ства и погашение требований кредиторов. Суд рассматривает отчет конкурсного управляющего и выносит определение о завершении конкурсного производства.

    В течение 10 дней с момента вынесения определения арбитраж­ного суда о завершении конкурсного производства конкурсный уп­равляющий должен представить указанные определения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

    В Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации должника. С момента внесения такой записи полно­мочия конкурсного управляющего прекращаются. Конкурсное про­изводство считается завершенным, а должник - ликвидированным.

    Мировое соглашение предусмотрено в Законе "О несостоятель­ности (банкротстве)" как один из видов применяемых к должнику процедур.

    Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращений спора на основе взаимных уступок и мирного урегу­лирования взаимных претензий. Кредиторы и должники вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения ар­битражным судом дела о банкротстве.

    От имени должника решение о заключении мирового соглаше­ния принимает самостоятельно гражданин-должник либо руководи­тель "организации-должника в период наблюдения, внешний либо конкурсный управляющий в периоды внешнего управления или конкурсного управления соответственно.

    Решение о заключении мирового соглашения от лица конкурс­ных кредиторов принимает собрание кредиторов. Такое собрание может быть созвано в порядке ст. 13 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" специально для заключения мирового соглашения. Решение о заключении мирового соглашения может быть принято только при соблюдении двух условий: если за него проголосует боль­шинство конкурсных кредиторов; за это решение проголосуют все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

    Мировое соглашение заключается в письменной форме и мо­жет содержать следующие условия: об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требования должника; о скидке с долга; об исполнении обязательств должника третьими лицами; об отмене требований на акции и др.

    Мировое соглашение вступает в силу для его участников (в том числе участвующих в нем третьих лиц) со дня его утверждения арбитражным судом. Для всех участников вступившего в силу ми­рового соглашения оно обязательно и односторонний отказ от него не допускается.

    В Законе "О несостоятельности (банкротстве)" законодатель предусмотрел упрощенную процедуру банкротства . В случаях от­сутствия должника-гражданина либо руководителя должника-юридического лица и невозможности установления их местонахожде­ния заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в суд уполномоченными законом лицами незави­симо от размера кредиторской задолженности. Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника, оценка и реализация имуще­ства, удовлетворение требований кредиторов осуществляются в обычном порядке, после чего конкурсным управляющим составляется ликвидационный баланс и вместе с отчетом представляется в суд.

    Законом "О несостоятельности (банкротстве)" определены осо­бенности банкротства отдельных категорий должников-юридичес­ких лиц и граждан. Речь идет о градообразующих, сельскохозяй­ственных, страховых организациях, банках, профессиональных уча­стниках рынка ценных бумаг, а также гражданах, включая индиви­дуальных предпринимателей.

    Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствую­щего населенного пункта. При банкротстве таких организаций воз­можны серьезные социальные последствия. Поэтому Закон предус­матривает участие в таких делах органа местного самоуправления.

    Под сельскохозяйственными организациями понимаются юри­дические лица, основным видом деятельности которых являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка, от реализации которой составляет не менее половины от об­щей суммы выручки. Особенности банкротства таких предприятий связаны с использованием и отчуждением земельных участков и сезонным характером их работы.

    В отношении банкротства банков и иных кредитных органи­заций действует специальный федеральный закон. Предваритель­но вопрос о несостоятельности банка рассматривается Центральным банком России, который при наличии признаков банкротства отзы­вает лицензию и принимает меры к оздоровлению неплатежеспо­собного банка, и только после этого судом возбуждается дело.

    Похожие публикации