Сочинение на тему три смерти в повести гоголя тарас бульба. Как погибли Тарас Бульба и его сын Остап


Тарас Бульба – повесть Николая Васильевича Гоголя, идея которой возникла у автора в 1830 году. Написание произведения продолжалось в течение десяти лет. В переделанном автором варианте – двенадцать глав. На протяжении повести рассказывается о том, что происходило во время войны запорожцев с поляками; какие невероятные трудности приходилось испытывать казакам, защищая свою землю, как не сгибались они ни под огнем, ни под мечом, желая остаться верными Отчизне. Только младший сын Тараса Бульбы Андрей оказался предателем и был убит собственным отцом… Подробнее с повестью можно ознакомиться, прочитав краткое содержание.

Меню статьи:

Глава 1

Два сына Тараса Бульбы – Остап и Андрей – после учебы в Киевской бурсе возвращаются домой. Их встречает радостный отец и встревоженная мать. После недолгих приветствий Тарас и старший сын Остап вдруг захотели померяться силами и стали бить друг друга, к большому беспокойству мамы. Наконец, отец оценил силу сына словами: «Да он славно бьется!.. Добрый будет казак!»

Мечта сделать сыновей борцами за родину засела в душе упрямого Тараса Бульбы давно. И он принял решение отправить их на Запорожье. Его не трогают ни слезы матери, и так долго не видевшей Остапа и Андрея, ни то, что они уже столько времени не были дома. «Сыновья должны быть на войне – и точка» – так думает Тарас. В пылу разгоревшихся чувств он внезапно изъявляет желание ехать с ними. Отец и двое молодых казака, к великому горю бедной старушки, уже на следующий день отправляются в путь.

Глава 2

Бурса, где учились Остап и Андрей, не научила их знаниям, но закалила характер. Например, часто избиваемый розгами старший сын стал отличаться твердостью, что приемлемо для казаков, и дорожил товариществом; меньший же учился лучше и умел хотя бы иногда уклоняться от наказания. Кроме жажды подвига, его душе были доступны и другие чувства.

По дороге в Запорожье, сидя на коне, Андрей стал вспоминать первую встречу с красавицей-полячкой, панночкой: как испугалась она, увидев перед собой незнакомца, как надела ему на голову свою блистательную диадему; как по-детски вела себя, вводя его в смущение.

А Запорожье с каждым днем было все ближе. Вот уже повеял холодными волнами Днепр, и казаки, после того, как пересекли его, оказались на острове Хортицы, у Сечи.

Глава 3

Непрекращающееся пиршество Сечи, где Тарас Бульба поселился со своими сыновьями, пьяная веселость людей увлекли Остапа и Андрея настолько, что они с упоением предались разгульной жизни. Жестокие законы казачества, когда проворовавшегося человека забивали до смерти дубиной, а должник был прикован цепью к пушке в ожидании выкупа за него, были еще не настолько суровыми наказаниями в сравнении с тем, которое полагалось за убийство. Совершившего подобное закапывали живьем в землю вместе с убитым. Это произвело неизгладимое впечатление на Андрея.

Так и жили относительно спокойно сыновья Тараса, пока не захотел их отец новой войны. Именно он стал подбивать кошевого развязать битву с бусурменами, несмотря на то, что султану был обещан мир. Считая, что, не умея воевать, сгинет человек без доброго дела подобно собаке, Тарас Бульба искал любой повод для вражды с иным народом. Возражения кошевого были встречены им в штыки, и очень скоро предводителем казаков избрали другого –старого товарища Тараса Бульбы по имени Кирдяга. В Сечи праздновали это событие целую ночь.

Глава 4

Как бы это ни казалось странным нормальному человеку, но Тарас Бульба был просто одержим идеей с кем-то воевать. Он сокрушался по поводу того, что «пропадает казацкая сила, нет войны» и стал подговаривать народ к радикальным действиям. Повод вскоре нашелся. На остров прибыл паром с беглыми казаками, которые рассказали о беззакониях «жидов», которые из риз попов шьют себе одежду и налагают запрет на христианские праздники. Это стало сигналом к тому, чтобы развязать новую войну между запорожцами и поляками.

Глава 5

Начинающаяся война удовлетворяла Тараса Бульбу. Он гордился своими возмужавшими сыновьями, хотя считал, что Остап более способен к военному делу, чем Андрей. Романтичная натура младшего сына проявлялась и в тоске по матери, которая передала икону; и в созерцании красивой природы. Мягкое сердце, не до конца ожесточенное битвами, стремилось любить. Именно поэтому Андрей, узнав от татарки, что панночка голодает, решился на отчаянный поступок: забрать у спящего брата мешок с продуктами, пойти вслед за татаркой, увидеться с красавицей-полячкой и помочь ей.

Глава 6

Во время того, как татарка ведет Андрея по подземному переходу, он замечает и молящихся католических священников, и умирающих от голода женщин и детей – страшную картину, от которой стынет сердце. Придя на место, юноша встречается с той, которую не видит уже давно, – и замечает, что она стала еще красивее. Чувства Андрея возобладали над здравым смыслом, и он пошел на то, чтобы ради этой девушки отказаться от всего – Родины, отца, брата, друзей. Без колебаний перешел на сторону врага.

Глава 7

Казаки готовятся к нападению на Дубно с целью нанести удар за взятых в плен казаков. Тарас Бульба волнуется, ведь нигде не видит сына Андрея – ни в отряде казаков, ни среди убитых, ни среди пленных. И вдруг Янкель сообщает страшную новость: видел пана Андрия, но не связанного в плену, а живого, рыцаря, всего в золоте, как самый богатый польский пан. Тараса шокировало подобное известие, и он поначалу не захотел верить своим ушам, обвиняя Янкеля во лжи. А тот приводил факты все более и более ужасные, говоря, что даже от отца и брата отрекся Андрей, сказав, что будет биться с ними.

Завязывается битва между поляками и запорожцами, в которой гибнет много казаков, в том числе и атаман. Остап решает отомстить за него, и за такой подвиг его самого избирают атаманом.

Тарас все переживает за сына, волнуясь, почему его не было среди сражавшихся.

Глава 8

На запорожцев нападают татары, и посоветовавшись, казаки решают прогнать их и возвратить награбленное. Однако, Тарас иного мнения: он предлагает сначала вызволить из польского плена товарищей. Мудрый совет Касьяна Бовдюга – разделиться и идти войной и на тех, и на тех, – оказывается как нельзя кстати. Воины поступают так.

Глава 9

В суровой битве запорожцы несут большие потери: против них применили пушки. Однако, казаки, подбадриваемые Бульбой, не сдаются. Вдруг Тарас видит своего младшего сына, который едет на вороном коне в составе польского полка. Обезумевший от гнева отец догоняет юношу. Он убивает Андрия выстрелом со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью».

Остап видит произошедшее, однако, разбираться нет времени – на него совершают нападение польские воины. Так старший сын становится пленником ляхов. А Тарас получает серьезное ранение.

Глава 10

Бульба, привезенный товарищами в Сечь, спустя полтора месяца оправляется от ран и решает поехать в Варшаву, увидеть Остапа. За помощью он обращается к Янкелю, даже не испугавшись того, что за его голову обещаны немалые деньги. И тот, взяв вознаграждение, прячет Тараса на дне повозки, заложив верх кирпичом.

Глава 11

Остапа собираются казнить на рассвете. Бульба опоздал: освободить его из темницы уже невозможно. Разрешается только повидаться с ним на рассвете. Янкель, чтобы устроить встречу, идет на хитрость: переодевает Тараса в иностранные одежды, но тот, задетый репликой в адрес казаков, выдает себя. Затем Бульба идет на место казни сына. Он стоит в толпе, видит, какие мучения приходится испытывать тому, кто не предал Отчизны, отдает жизнь за неё, и говорит одобрительно: «Добре, сынку, добре».

Глава 12

Вся нация под предводительством Тараса Бульбы поднялась против поляков. Он стал очень жестоким, не щадил никого из врагов, сжег восемнадцать городов. За голову Бульбы предлагались немалые деньги, но взять его не могли – до той поры, пока он сам из-за нелепой случайности не попался в руки врагам. У Тараса выпала люлька с табаком, и он остановил коней, чтобы отыскать её в траве. Тогда же и схватили его поляки, и приговорили к суровой смерти – через сожжение. Но не сдался Тарас перед лицом мучений, и даже пылающий костер не остановил его. До последнего дыхания ободрял он казаков, ведущих битву на берегу реки Днестр.

А они потом вспоминали и славили своего атамана.

Повесть начинается с прибытия в родной дом двух сыновей Тараса Бульбы – Остапа и Андрия. Они, как и многие другие дети казаков-запорожцев, были отданы в обучение в Киевскую бурсу – в семинарию. Из них не собирались делать священников, однако козацкий полковник Тарас считал, что у его детей должно быть образование. Не менее важным он считал и продолжение их мужского воспитания в Запорожской Сечи, куда он и его сыновья должны были отправиться как можно быстрее.

Уже в первой сцене повести видны характеры главных героев. Остап мужественный, решительный, прямолинейный. Он не терпит шуток и насмешек и готов защищать свою честь всеми силами даже перед отцом. Андрий, напротив, нежный, чувствительный, мечтательный. Тарас – шумный, сумасбродный, не терпит отказа ни в чем, это человек действия.

С огромной нежностью описывает Гоголь мать молодых козаков – жену Тараса Бульбы. Она – тихая, безответная женщина, привыкла подчиняться своему мужу, терпела от него многие обиды. Во время его частых отъездов она сама вела большое хозяйство. Без помощи мужа она и детей вырастила, но не имеет возможности задержать их дома. Ей только и остается одна ночь, чтобы налюбоваться детьми перед отъездом. Бедная мать не знает, вернутся ли ее сыновья домой живыми, ведь запорожцы находились в те времена в состоянии почти непрерывной войны.

В Запорожской Сечи

На следующий день после возвращения молодых людей из бурсы отец увозит их в военный лагерь козаков. В пути разные мысли посещают путешественников. Остап мечтает о воинской славе, Тарас вспоминает свои старые подвиги, а Андрий – прекрасную полячку, которую встретил и полюбил во время учебы.

Тарас привозит своих сыновей в Запорожскую Сечь – лагерь козаков. Здесь они проводят почти все время между сражениями. Это мужское сообщество со своими законами, где ценятся удаль и молодечество, умение пить спиртное и сражаться с врагами. Куренные атаманы здесь выбираются козаками, правила установлены раз и навсегда.

Остап и Андрий, несмотря на все свои различия, приходятся ко двору в Сечи. Их и молодые козаки, и ветераны считают хорошими воинами, уважают и любят. Гордится ими старый Тарас. Радуется, что его дети показывают хорошо себя в мирное время. Он надеется, что и во время войны ему не будет стыдно за своих сынов.

Война началась

Подходящего случая не приходится долго ждать, да и сам Тарас способствует повышению военного пыла запорожцев. По его совету переизбирают главу Сечи – кошевого. Теперь козаками командует воинственный человек, который дает команду готовиться к войне с Польшей.

Однако запорожцы не могут нарушить своего слова, данного полякам и туркам. Они не могут напасть на своих врагов без повода. Но повод тоже вскоре находится. В Сечи появляется отряд козаков, которые рассказывают о бесчинствах поляков и евреев. Это и становится формальной причиной для выступления запорожцев.

Война всегда сопровождается смертями, кровью и пожарами. Запорожцы шли по Польше, не щадя никого, убивая и старых, и молодых. Каждая польская или еврейская семья могла стать жертвой погрома.

Остап и Андрий во время войны

В боях закалились сыновья старого Тараса. Остап показал себя умелым руководителем, и отец уже мечтал о том, что он станет знаменитым полководцем. А Андрий в каждом бою удивлял всех своей безрассудной храбростью, воинской удалью.

Козаки несли с собой страх, пожары, ненависть и убийства. В боях и сраженьях, в дыму и огне запорожское войско пришло к большому городу Дубна. Это был большая и хорошо укрепленная крепость. Козацкое войско не могло его взять сразу, поэтому была организована осада.

Стычки случались редко, а в остальное время козаки жгли деревни вокруг, грабили местных жителей, веселились и ждали настоящего боя. А в осажденной крепости начался настоящий голод. Жители Дубны не сдавались.

Предательство Андрия

В одну из ночей к Андрию пришла пожилая женщина. Он узнал в ней служанку прекрасной полячки. Девушка со стен крепости увидела Андрия и узнала в нем влюбленного в нее семинариста. Она послала свою служанку за помощью. Старая женщина просила дать ей немного продуктов для своей госпожи, но Андрий сделал по-другому. Он решил сам идти к полячке, чтобы еще раз увидеться с ней.

Но, увидев девушку, он уже не смог с ней расстаться, и остался в крепости, чтобы защитить ее от своих товарищей. Андрий отказался от своей Отчизны, от своей семьи и друзей, – он предал свою землю.

Предательство Андрея
Тарас долго не верил этому, но, увидев сына с поляками, поклялся убить его своими руками. В одном из боев, когда отряд из города пытался прорвать осаду, старый козак выполнил обещание – он убил своего младшего сына. В этом же бою Остап Бульба попал в плен.

Гибель Остапа

Тарас был тяжело ранен в бою и долго болел. Ему удалось выздороветь только после продолжительного лечения. И тогда он узнал, что Остап находится в Варшаве, и его должны казнить.

Тарас при помощи еврея, которого он когда-то спас от гибели, приезжает в Варшаву, чтобы попытаться спасти сына. Он дает большую сумму охраннику в тюрьме, чтобы увидеться с Остапом. Но поляк обманывает Тараса. Ему не удается даже увидеть сына.

Больше старый козак ничего не может сделать. Но он хочет хотя бы еще раз увидеть Остапа и идет на площадь, где должна состояться казнь запорожцев. Тарас видит, что Остап и здесь не уронил чести православного воина и выдержал все пытки без просьб и стонов. И только перед самой смертью он громко зовет своего отца. И отец откликается ему, но полякам, которые только и ждали этого, не удается его поймать. Тарас уходит из города, чтобы начать страшную месть за сына.

Читайте краткое содержание “Шинели” Гоголя . Повесть описывает нелегкую жизнь петербургского чиновника, который вынужден ежедневно терпеть лишения ради своей мечты.

Роман-поэма Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” является признанной энциклопедией человеческих душ и характеров, типажей России того времени.

Смерть Тараса

Поляки захватили много украинских городов и сел, убивали и жгли украинцев. На борьбу с ними поднялось все козачье войско. Все воевали отважно, но полк Тараса Бульбы отличался и среди них своей храбростью и жестокостью.

Поляки начали просить пощады у козаков, но те не верили своим врагам. Война продолжалась, и только просьбы православного духовенства смогли дать надежду полякам.

Был подписан мирный договор, по которому козаки получали прежние права и свободы, а православные церкви оставались нетронутыми. Козаки вернулись в лагеря, но Тарас призывал не верить подлым полякам и не прекращать войны с ними.

Он оказался прав: поляки нарушили данное слово, убили козацких атаманов и старшин. Тарас со своим полком гулял по Польше, справляя жестокие поминки по старшему сыну, не жалея никого: ни детей, ни старых, ни молодых.

Долго пытались поляки поймать Тараса. Они послали против него лучшие отряды во главе с гетманом Потоцким. Но и от него бы ушел старый Бульба, его полк уже прорвал окружение врагов. Но стало жаль ему потерянную старую трубку, которую он оставил на поле боя, и вернулся Тарас. Тут его и схватили поляки.

Страшной казнью решили казнить поляки Тараса Бульбу. Так они боялись старого козака, что придумали ему самую ужасную гибель – в огне. Но и из огня он дал указание своим товарищам, как они могут спастись.

Повесть «Тарас Бульба» – страшное повествование о жестоких временах, о верности, о любви, о предательстве. Козак Тарас – это символ несгибаемой воли и преданности православного воина, презрения к страху и любви к родной земле.

4.3 (85.45%) 11 votes


Площадь, на которой долженствовала производиться казнь, нетрудно было отыскать: народ валил туда со всех сторон. В тогдашний грубый век это составляло одно из занимательнейших зрелищ не только для черни, но и для высших классов. Множество старух, самых набожных, множество молодых девушек и женщин, самых трусливых, которым после всю ночь грезились окровавленные трупы, которые кричали спросонья так громко, как только может крикнуть пьяный гусар, не пропускали, однако же, случая полюбопытствовать. «Ах, какое мученье!» - кричали из них многие с истерическою лихорадкою, закрывая глаза и отворачиваясь; однако же простаивали иногда довольное время. Иной, и рот разинув, и руки вытянув вперед, желал бы вскочить всем на головы, чтобы оттуда посмотреть повиднее. Из толпы узких, небольших и обыкновенных голов высовывал свое толстое лицо мясник, наблюдал весь процесс с видом знатока и разговаривал односложными словами с оружейным мастером, которого называл кумом, потому что в праздничный день напивался с ним в одном шинке. Иные рассуждали с жаром, другие даже держали пари; но бо́льшая часть была таких, которые на весь мир и на все, что ни случается в свете, смотрят, ковыряя пальцем в своем носу. На переднем плане, возле самых усачей, составлявших городовую гвардию, стоял молодой шляхтич или казавшийся шляхтичем, в военном костюме, который надел на себя решительно все, что у него ни было, так что на его квартире оставалась только изодранная рубашка да старые сапоги. Две цепочки, одна сверх другой, висели у него на шее с каким-то дукатом. Он стоял с коханкою своею, Юзысею, и беспрестанно оглядывался, чтобы кто-нибудь не замарал ее шелкового платья. Он ей растолковал совершенно все, так что уже решительно не можно было ничего прибавить. «Вот это, душечка Юзыся, - говорил он, - весь народ, что вы видите, пришел затем, чтобы посмотреть, как будут казнить преступников. А вот тот, душечка, что, вы видите, держит в руках секиру и другие инструменты, - то палач, и он будет казнить. И как начнет колесовать и другие делать муки, то преступник еще будет жив; а как отрубят голову, то он, душечка, тотчас и умрет. Прежде будет кричать и двигаться, но как только отрубят голову, тогда ему не можно будет ни кричать, ни есть, ни пить, оттого что у него, душечка, уже больше не будет головы». И Юзыся все это слушала со страхом и любопытством. Крыши домов были усеяны народом. Из слуховых окон выглядывали престранные рожи в усах и в чем-то похожем на чепчики. На балконах, под балдахинами, сидело аристократство. Хорошенькая ручка смеющейся, блистающей, как белый сахар, панны держалась за перила. Ясновельможные паны, довольно плотные, глядели с важным видом. Холоп, в блестящем убранстве, с откидными назад рукавами, разносил тут же разные напитки и съестное. Часто шалунья с черными глазами, схвативши светлою ручкою своею пирожное и пледы, кидала в народ. Толпа голодных рыцарей подставляла наподхват свои шапки, и какой-нибудь высокий шляхтич, высунувшийся из толпы своею головою, в полинялом красном кунтуше с почерневшими золотыми шнурками, хватал первый с помощию длинных рук, целовал полученную добычу, прижимал ее к сердцу и потом клал в рот. Сокол, висевший в золотой клетке под балконом, был также зрителем: перегнувши набок нос и поднявши лапу, он с своей стороны рассматривал также внимательно народ. Но толпа вдруг зашумела, и со всех сторон раздались голоса: «Ведут… ведут!.. козаки!..»

Они шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию; их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями; они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шел Остап.

Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы и не проронил ни одного движения его. Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:

Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!

После этого он приблизился к эшафоту.

Добре, сынку, добре! - сказал тихо Бульба и уставил в землю свою седую голову.

Палач сдернул с него ветхие лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и… Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества. Напрасно некоторые, немногие, бывшие исключениями из века, являлись противниками сих ужасных мер. Напрасно король и многие рыцари, просветленные умом и душой, представляли, что подобная жестокость наказаний может только разжечь мщение козацкой нации. Но власть короля и умных мнений была ничто перед беспорядком и дерзкой волею государственных магнатов, которые своею необдуманностью, непостижимым отсутствием всякой дальновидности, детским самолюбием и ничтожною гордостью превратили сейм в сатиру на правление. Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, - ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»

Но когда подвели его к последним смертным мукам, - казалось, как будто стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

Батько! где ты! Слышишь ли ты?

Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул.

Часть военных всадников бросилась заботливо рассматривать толпы народа. Янкель побледнел как смерть, и когда всадники немного отдалились от него, он со страхом оборотился назад, чтобы взглянуть на Тараса; но Тараса уже возле него не было: его и след простыл.

Старый козак, Тарас Бульба, потерял обоих своих сыновей. Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» стала переломным моментом: после того Тарас исчез, а через время появился вновь с козачьим войском. Грабил и жёг он города, чтобы отомстить за смерть любимого сына. Причиной смерти Остапа были бесчеловечные пытки польских палачей.

Остап был достойным сыном своего отца. Он проявил себя в бою, среди других запорожцев был на хорошем счету. В одной из битв под городом Дубно Остап жестоко отомстил польским воинам за то, что те убили куренного атамана. Козаки, впечатлённые таким поступком, выбирают Остапа своим новым атаманом. Остап отличался хладнокровием, но вместе с тем и рассудительностью. Он приказал запорожцам держаться подальше от стен города, что спасло многим жизни.

Но Остапа пленят: несколько сильнейших воинов набросились на него одновременно, силы покидали молодого козака, и он больше не мог сопротивляться. Пленных запорожцев ждала смерть. Казнь Остапа в «Тарасе Бульбе» проходила на площади, публично. Туда сходился весь народ. И черни, несмотря на голод, и знатным вельможам было любопытно смотреть на козаков. Некоторые возмущённо и с сожалением говорили о предстоящих муках, но всё равно стояли до окончания казни.

Козаки «шли небоязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию», впереди всех был Остап. Но почему люди, которых долгое время держали в темнице, которых ждёт мучительная смерть так смиренно принимают такое положение вещей, почему не пытаются бежать? Запорожцы не кланяются народу. Эта сцена чрезвычайно значима для понимания основной идеи произведения и выражения темы. Козаки идут на казнь с осознанием того, что они защищали свою свободу. Для запорожцев смерть в бою или же гибель за правое дело считалась честью.
За казнью Остапа Тарас Бульба наблюдал из толпы. Что чувствовал отец, зная, что сейчас совершится? Об этом можно только догадываться. Остапа должны были казнить первым. Он остановился, посмотрел на других козаков и, поднявши руку, громко сказал: «– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

Тарас шёпотом одобрял поведение сына. Так бы поступил настоящий козак, мужественный и несломленный защитник свободы. Остап смело шагнул на эшафот. В тексте произведения не описываются сами пытки. Сказано только, что они были бесчеловечно жестоки. Остап держится до последнего: ни звука, ни крика не было слышно. Не дрогнуло его лицо и когда палач начал ломать кости в руках и ногах. Жуткий хруст был слышен на площади, дамы отворачивались и закрывали глаза, но ни слова не произнёс запорожец.

Когда муки почти закончились, сила и выдержка начали покидать Остапа. Он обвёл глазами толпу, но не видел ни одного родного лица. Вдруг он начал жалеть о том, что умрёт вот так вот, в чужом краю, безвестно. Не хотелось ему видеть плачущую и причитающую жену, или мать, для которой видеть смерть сына было равносильно собственной смерти. Нет, Остап лишь хотел видеть рядом с собой такого же крепкого и сильного козака, чтобы тот подбодрил его.

«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
– Батько! где ты! Слышишь ли ты?
– Слышу!»

Этим заканчивается эпизод казни. Анализ смерти Остапа в «Тарасе Бульбе» позволяет сказать, что эта сцена чрезвычайно важна для понимания сути всего произведения. Не стоит забывать, что Гоголь отразил идеализированное представление о прошлом. Некий исторический миф. В повести «Тарас Бульба» смерть Остапа понимается как погибель свободной, чистой и храброй души всего козачества, всего украинского народа.

Тест по произведению


Повесть Н.В.Гоголя – это поле битвы. Гибнут атаманы, автор восхищается их крепостью характеров, сравнивает с былинными богатырями.

Героическая смерть Тараса Бульбы – не так страшна, как казнь сына Остапа, но величественна, хотя бесчеловечна.

Символизм смерти

Тарас возвращается поднять люльку для табака, не хочет он, чтобы его вещь досталась ляхам. Верная спутница битв не может попасть в руки врагов, и атаман оказывается в плену. Есть доля трагизма в участи атамана, но в этом реальность жизни. Часто необдуманный поступок, нелепость приводят к трагедии.

Поляки стремятся сделать казнь ненавистного им атамана унизительной. Они надеются, что его смерть станет устрашающей для товарищей, но горько просчитываются. Сами того не осознавая, враги приравнивают Тараса к Христу. Ляхи распяли могучего Бульбу на дереве. В восприятии читателя возникает дуб, крепкое как казак дерево. Оно сопротивляется огню, как и сам герой. Схожесть с религией, за которую борется Тарас, неоспорима. Враги своими руками возводят атамана в ранг святых. Ведет себя казак как Христос. Спокойно стоит в огне. Он как будто не чувствует боли и проникновения пламени в тело. Ему мешает только дым, который не дает видеть, как далеко уплывают его товарищи, чтобы окрепнуть и вернуться отомстить за него. Пламя – символ страсти, вечности, порыва вверх к небу. Истинный русский богатырь не сломлен. Он подсказывает товарищам, как им спастись и избежать гибели и плена.

Мощь духа

Тарас сгорает на костре спокойно, красиво. Создается ощущение, что он счастлив. Враги упустили запорожцев, не смогли уничтожить Русь. Огонь очищает душу храброго казака, успокаивает ее. Крепкий атаман принимает смерть достойно. Он успевает сказать товарищам слова поддержки, а врагам передать весь свой гнев. Пророчество пугает поляков. Страх поселяется в сердцах тех, кто вершит суд над казаком.

Автор проводит параллель с другой смертью – братом панночки. Безрассудно бросается тот за казаками с обрыва, но не рассчитывает силы, разбивается о камни. Не такая смерть у Тараса, в ней - до последнего дыхания есть смысл и стремление помочь, проявить себя.

Покой и необычайный мир предстает после смерти Тараса. Природа, как и казачья душа, горда и красива: речное зеркало, крики лебедей, гордый гоголь, кулики и казаки несли вдаль славу об атамане.

Старый козак, Тарас Бульба, потерял обоих своих сыновей. Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» стала переломным моментом: после того Тарас исчез, а через время появился вновь с козачьим войском. Грабил и жёг он города, чтобы отомстить за смерть любимого сына. Причиной смерти Остапа были бесчеловечные пытки польских палачей.

Остап был достойным сыном своего отца. Он проявил себя в бою, среди других запорожцев был на хорошем счету. В одной из битв под городом Дубно Остап жестоко отомстил польским воинам за то, что те убили куренного атамана. Козаки, впечатлённые таким поступком, выбирают Остапа своим новым атаманом. Остап отличался хладнокровием, но вместе с тем и рассудительностью. Он приказал запорожцам держаться подальше от стен города, что спасло многим жизни.

Но Остапа пленят: несколько сильнейших воинов набросились на него одновременно, силы покидали молодого козака, и он больше не мог сопротивляться. Пленных запорожцев ждала смерть. Казнь Остапа в «Тарасе Бульбе» проходила на площади, публично. Туда сходился весь народ. И черни, несмотря на голод, и знатным вельможам было любопытно смотреть на козаков. Некоторые возмущённо и с сожалением говорили о предстоящих муках, но всё равно стояли до окончания казни.

Козаки «шли небоязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию», впереди всех был Остап. Но почему люди, которых долгое время держали в темнице, которых ждёт мучительная смерть так смиренно принимают такое положение вещей, почему не пытаются бежать? Запорожцы не кланяются народу. Эта сцена чрезвычайно значима для понимания основной идеи произведения и выражения темы. Козаки идут на казнь с осознанием того, что они защищали свою свободу. Для запорожцев смерть в бою или же гибель за правое дело считалась честью.
За казнью Остапа Тарас Бульба наблюдал из толпы. Что чувствовал отец, зная, что сейчас совершится? Об этом можно только догадываться. Остапа должны были казнить первым. Он остановился, посмотрел на других козаков и, поднявши руку, громко сказал: «– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

Тарас шёпотом одобрял поведение сына. Так бы поступил настоящий козак, мужественный и несломленный защитник свободы. Остап смело шагнул на эшафот. В тексте произведения не описываются сами пытки. Сказано только, что они были бесчеловечно жестоки. Остап держится до последнего: ни звука, ни крика не было слышно. Не дрогнуло его лицо и когда палач начал ломать кости в руках и ногах. Жуткий хруст был слышен на площади, дамы отворачивались и закрывали глаза, но ни слова не произнёс запорожец.

Когда муки почти закончились, сила и выдержка начали покидать Остапа. Он обвёл глазами толпу, но не видел ни одного родного лица. Вдруг он начал жалеть о том, что умрёт вот так вот, в чужом краю, безвестно. Не хотелось ему видеть плачущую и причитающую жену, или мать, для которой видеть смерть сына было равносильно собственной смерти. Нет, Остап лишь хотел видеть рядом с собой такого же крепкого и сильного козака, чтобы тот подбодрил его.

«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
– Батько! где ты! Слышишь ли ты?
– Слышу!»

Этим заканчивается эпизод казни. Анализ смерти Остапа в «Тарасе Бульбе» позволяет сказать, что эта сцена чрезвычайно важна для понимания сути всего произведения. Не стоит забывать, что Гоголь отразил идеализированное представление о прошлом. Некий исторический миф. В повести «Тарас Бульба» смерть Остапа понимается как погибель свободной, чистой и храброй души всего козачества, всего украинского народа.

Тест по произведению

Похожие публикации