Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) (методические рекомендации). Дидактические игры для детей с овз

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Чернушка"

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

методическое объединение воспитателей

Составила:

Зотова Е.В.

Воспитатель 1 квалификационной категории

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая рассматривает игру как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Согласно этой концепции, опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Игра выполняет следующие функции: 1) общевоспитательную – усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе. 2) познавательную – все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей.6 3) развивающую – осуществляется умственное и физическое развитие детей. 4) развитие речи.

Как форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать и торопить.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации.

Название

игры

Описание игры

Что коррегирует

Что формирует, развивает

Методика освоения детьми

Зоопарк

Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают – какое.

Коррекция эмоциональной отгороженности

Развитие воображения, раскованности в движениях

Количество: 4-10 человек

Дети садятся в круг. Один из учащихся показывает животное, остальные пытаются отгадать.

Где стереть?

На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, которые назовет ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т.д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.

Коррекция зрительного восприятия, мышления

развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости

(для слабовидящих и нормально видящих детей)

Количество:4-10 человек.

На листе бумаги А4 дети рисуют рожицы-смайлики. Закрывают глаза. По команде ведущего стирают,

те фрагменты рисунка, которые называет ведущий

Котёл

«Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», … . Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые, внимательные и ловкие.

Развитие координации движений

способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние;

Количество: неограниченно.

Участники встают на ограниченное пространство. По команде ведущего начинаются двигаться в хаотичном порядке в соответствии с командами ведущего. Главное условие –

не задевать друг друга, не выходить за пределы обозначенной территории.

Найди и промолчи

Дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорить или показывать, а молча садится на своё место. Так поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных.

Коррекция внимания, нетерпимости

развитие концентрации внимания; воспитание стрессоустойчивой личности; воспитание чувства товарищества

Количество: не менее 5 человек

Дети стоят в хаотичном порядке. Закрывают глаза.

Ведущий ставит какой-то новый предмет в комнате. Задача детей взглядом найти предмет.

Коробка переживаний(

релаксационное упражнение)

Ведущий показывает небольшую коробку и говорит: « В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания.

коррекция речи, снятие психологического напряжения

снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы

Количество: не ограничено

Дети высказывают «в коробку» свои переживая, обиды,огорчения.

Тень

Один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д

развитие двигательной координации

быстроты реакции; установление межличностных контактов

Количество: не ограничено.

Выбирается один ведущий, который становится путником. Остальные учащиеся – его тень.

Задача детей максимально точно повторять движения ведущего.

Властелины кольца

Потребуется кольцо диаметром 7-15 см (моток проволоки или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки длиной 1.5 – 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку.

Варианты: глаза открыты, но переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться.

Коррекция координации совместных действий

Развитие коллектива, обучение поиску способов коллективного решения проблемы

Колочество:3-5 человек.

Участники становятся по кругу, держа в руках один конец веревки. А другой конец привязан к концу одного кольца.

Задача игроков опустить кольцо на мишень(бутылка, игрушка, монетка и т.д)

Создание рисунка

Все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают.

коррекция мелкой моторики, развитие воображения

Количество: 4-8 человек.

Дети сидят в кругу.У каждого лист бумаги и карандаш. Каждый ребёнок рисует что-нибудь на своем листке в течении 1 минуты, затем по команде ведущего передает соседу по кругу.

Апплодисменты

(релаксационное упражнение)

Дети стоят в широком кругу. Воспитатель говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает уже не воспитатель

Коррекция эмоционально-волевой сферы

установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата

Количество: не ограничено.

Дети стоят в широком кругу. Начиная с ведущего,выбирают по одному и ребёнку и хлопают ему и т.д по цепочке, пока на «соберут» всех учащихся.

Кто кого

Группа делится на две части. Все начинают одновременно топать или хлопать. Выигрывает команда, которая хлопала или топала громче.

Коррекция нетерпимости по отношению к другим людям

снятие психологического и мышечного напряжения; создание хорошего настроения

Количество: не ограничено.

Дети делятся на две команды.

По сигналу ведущего ученики начинают выполнять определенную команду(топать, хлопать)

Спортивные игры в работе с детьми - инвалидами
Введение 3
1. Использование подвижных игр в работе с детьми-инвалидами 4
2. Спортивные игры как средство адаптивной двигательной рекреации 12
Заключение 19
Список литературы 20
Введение
Игровые виды адаптивной двигательной рекреации - наиболее доступные и простые средства этого вида адаптивной физической культуры. Как правило, для их проведения достаточно минимального количества оборудования и спортивного инвентаря, которые в ряде случаев могут быть изготовлены собственными руками.
Игра - это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, психологи, биологи. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.

Подвижные игры чаще всего применяются в работе с детьми. Спортивные игры используются в процессе рекреации инвалидов.
Цель работы - рассмотреть особенности спортивных и подвижных игр у инвалидов.
1. Использование подвижных игр в работе с детьми-инвалидами
Подвижные игры подразделяются на игры для :
 слепых и слабовидящих;
 глухих и слабослышащих;
 с проблемами развития интеллекта;
 с нарушениями речи;
 с поражением опорно-двигательного аппарата;
 с детским церебральным параличом.
1) Подвижные игры для детей с нарушениями зрения
Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребенок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно сперва научить играть, помочь ему овладеть игрой.
Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребенка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие родителей, педагогов, вожатых и врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребенку, а какие нет. При этом следует учитывать и специфические отклонения в физическом развитии слепого ребенка.
Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребенка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребенка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений. Порой у дошкольников и даже младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентации и элементарного самообслуживания.
Поэтому для орг анизации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребенка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение. Если есть необходимость увлечь детей, заинтересовать их игрой, выбирается увлекательная, знакомая детям игра, в которой все они могут принять активное участие. И наоборот, если дети чрезмерно возбуждены, игра должна быть более спокойной.
При организации и проведении занятий со слепыми и слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясанием тела и наклонным положением головы .
2) Подвижные игры для детей с нарушениями слуха
Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии.
Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослабленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости.
В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.
Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два момента:
 Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего.
 При показе дети должны повторять задание вслух .
Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.
Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.
3) Подвижные игры для детей с проблемами интеллекта
К этой категории относятся дети с умственной отсталостью, проявляющейся в стойких нарушениях познавательной деятельности, возникающих вследствие органического поражения коры головного мозга. Это такое нарушение развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Следствием заболевания являются:
 нарушение ощущений, восприятий, представлений, а также памяти, мышления, внимания и т.д.;
 общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, ограничивающий возможности общения;
 низкий уровень элементарных знаний и представлений об окружающем мире, узкий кругозор;
 отставание физического развития - диспропорции частей тела, отставание в длине и массе тела, нарушение осанки, плоскостопие;
 сопутствующие заболевания - аномалии слуха, зрения и т.д.; низкая сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям;
 нарушения в формировании основных движений, характеризующиеся излишней напряженностью, скованностью, угловатостью;
 нарушения в развитии физических качеств - силы, быстроты, выносливости. Наибольшие отставания отмечаются в координационных способностях: точности, способности ориентироваться в пространстве, ритмичности движений, сохранении равновесия и т.д.;
 быстрая утомляемость из-за несовершенства нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Однако, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, умственно отсталые дети способны к обучению и развитию. Педагогические средства, принципы и методы носят в этом случае коррекционно-развивающий характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребенка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре .
4) Подвижные игры для детей с нарушениями речи
Дети с нарушениями речи ограничены в первую очередь в речевом общении. Нарушения эти весьма разнообразны. К тяжелым относят алалию, афазию, ринолалию, дизартрию, выраженные формы заикания.
При таких заболеваниях, как детский церебральный паралич, умственная отсталость, задержка психического развития, нарушения слуха, нарушения речи встречаются в виде вторичных и имеют менее выраженный характер. В любом случае нарушение касается компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики.
В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи. Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие:
 развивать моторику мелких мышц кисти;
 развивать координационные способности;
 совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений;
 формировать осанку и предупреждать ее нарушение;
 развивать устную речь при выполнении физических упражнений;
 формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры;
 формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;
 формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.
5) Подвижные игры для детей с поражением опорно-двигательного аппарата
Утрата конечностей или их врожденное недоразвитие понижает двигательные возможности детей, что, в свою очередь, ведет к вторичным деформациям и атрофии мышц. Протезирование целесообразно и успешно лишь в том случае, если у ребенка до и после него двигательная активность организована таким образом, чтобы способствовать формированию мышечной моторики, соответствующей его возрасту.
Для управления протезами ребенку необходимо обладать навыками раздельного сокращения мышц культи, дифференцирования мышечных сокращений, точностью движений и др. Однако все это определяется не только физическими возможностями, но и психофизиологическим состоянием ребенка, складывающимся из основных компонентов умственной деятельности: внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве и времени и т.д. Если физическое здоровье ребенка нарушено, он неизбежно отстает от сверстников, временно выбывает из коллектива, и формирование его психики, интеллекта, сознания происходит под знаком физической неполноценности. Положительное влияние на стабилизацию эмоциональной сферы ребенка во время адаптации оказывает вовлечение его в различные коллективные занятия.
Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Важнейший результат игры - радость и эмоциональный подъем. Благодаря этому подвижные игры, особенно с элементами соревнования, более чем другие формы физической культуры соответствуют потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, воспитанию у них волевых качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости, меткости и других важных умений .
Грамотно подобранные подвижные игры, особенно на воздухе, способствуют к тому же оздоровлению, укреплению организма, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний. Игра восполняет дефицит положительных эмоций, отвлекает ребенка от «ухода в болезнь», ставит перед ним новые цели. Стремясь к достижению поставленной цели, дети стараются быть внимательными, проявляют смекалку, инициативу и волю.
Так как каждая игра проводится по правилам, нарушать которые нельзя, то это дисциплинирует, воспитывает честность, требовательность к себе, выдержку. Изменчивость игровой обстановки и внезапно возникающие в борьбе за победу обстоятельства часто требуют от играющих верных решений и действий.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора - с одной стороны, дети включаются в двигательную деятельность, развиваются физически, с другой - получают моральное, эмоциональное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности.
6) Подвижные игры для детей с ДЦП
Заболевание детским церебральным параличом представляет собой комплекс расстройств центральной нервной системы и сопровождается нарушениями речи, координации движений, задержкой психического развития. Главный недуг - повышение тонуса мышц, спастика, рассогласованность движений рук и ног, что приводит к нарушению двигательной деятельности - ходьбы и бега. Следствием этого является ограничение возможностей передвижения, что влечет за собой нарушения функций дыхания и кровообращения, быструю утомляемость, ослабление мышечной системы и т.д.
Нарушение координации проявляется в том, что дети не могут воспроизвести правильное исходное положение, выполнить упражнение в заданном темпе и с нужной амплитудой, сохранить устойчивость в статической позе, согласовать движения разных частей тела. Возникают трудности в упражнениях с предметами, затруднены их захват и удержание, нарушена точность броска и ловли предметов.
Игры (подвижные и малоподвижные) являются самой приемлемой формой занятий физическими упражнениями с этой категорией детей. Ребенок, включаясь в сюжет игры, становится ее непосредственным участником, веселится и радуется, забывая о своих дефектах. Бесконечное разнообразие движений, из которых состоит подвижная игра, оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка, что создает положительные предпосылки для коррекции.
Как отмечает Л.В. Шапкова , для ребенка самая большая радость в игре - это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоциональном контакте с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как людьми, близкими по духу, - все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью подвижной игры, особенно для детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии.
Как правило, эти дети в силу снижения двигательной активности испытывают дефицит общения, что по-разному сказывается па психике ребенка. У детей с патологией зрения и опорно-двигательного аппарата из-за трудностей освоения пространства возникают неуверенность, замкнутость, повышенное внимание к себе, робость, стеснительность. У детей с проблемами интеллекта и нарушениями слуха преобладают черты психики, характеризующиеся неумением подчиниться требованиям и правилам игры, неспособностью сосредоточиться на задании, неустойчивостью внимания, расторможенностью поведения и т.п.
При работе с такими детьми все внимание должно быть направлено на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны. Дети-инвалиды независимо от степени и глубины патологических нарушении при грамотной организации занятий подвижными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться успехов в физическом и психомоторном развитии.
В эстафеты, игровые задания могут включаться самые разнообразные физические упражнения (ходьба, бег, прыжки, броски, метания; переноска предметов - действия с ними; перемещения в необычных положениях - в упоре лежа, упоре лежа сзади, в парах, с выполнением умственных действий в процессе эстафеты и др.).
Эстафеты и игровые задания соревновательного характера могут рассматриваться в качестве переходных к спортивным играм и вообще вводящих занимающихся в атмосферу и дух адаптивного спорта.
2. Спортивные игры как средство адаптивной двигательной рекреации


Все перечисленные игровые виды имеют модификации правил соревнований и условий дли участия спортсменов-инвалидов в колясках.
Игры с элементами коллективных противоборств составляют большинство игровых видов адаптивной двигательной рекреации, поскольку они достаточно популярны и известны в нашей стране и мире. Это игры по упрощенным правилам таких коллективных спортивных противоборств, как водное поло, волейбол, пляжный волейбол, гандбол, баскетбол, софтбол, футбол, мини-футбол, футзад, хоккей, хоккей на траве, флорбол (хоккей в зале) и другие спортивные игры, используемые здоровыми спортсменами. Все они могут быть модифицированы для применения инвалидами .
Кроме того, существует большое количество специально разработанных для инвалидов спортивных игр, элементы которых могут ис¬пользоваться и в рекреационных целях. К таким играм относятся: баскетбол в колясках, регби в колясках, волейбол сидя, хоккей на полу, хоккей в салазках, голбол и торбол (для незрячих спортсменов), футбол для лиц с ДЦП (7x7 человек), незрячих спортсменов (5x5 человек), футбол для ампутантов и др.
Бадминтон играют по обычным правилам на площадке 13 х5 м, сетка на высоте 1,5 м, две команды но 1-2 человека. Аналогичны правила игры в теннис, только здесь мяч из пластмассы с оперением перебрасывается через сетку теннисными ракетками (для настольного тенниса).
Баскетбол сидя - для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) - предъявляет два дополнительных требования к размеру и оборудованию:
- площадки обычного размера; должны быть зоны безопасности 2 м со всех сторон, а в торцах лучше 3 м; соответственно минимальный размер площадки с зонами безопасности 32x16 м, а зала с учетом модульных размеров - 36x18 м;
- корзина может быть на консольной опоре, когда основание опоры остается вне 3-метровой зоны безопасности; опоры должны иметь мягкую защитную обшивку.
Предпочтительнее крепление щитов к стене или потолку. Команда состоит из 5 человек. Размеры площадки 25,6x15,24 м.
Волейбол сидя - для инвалидов с ПОДА. В момент игры на площадке находится 6 человек. Играют сидя на полу без протезов. Размеры площадки: длина 10 м, ширина 6 м, высота сетки от пола у мужчин - 120 см, у женщин - 110 см, атакующая линия - 1,5 м от центральной линии, разделяющей поле пополам. Длина сетки 6,5 м, ширина 1 м .
Гандбол через сетку - играют инвалиды-ампутанты - две команды по 6-10 чел., поле 30x10 м, сетка (шнур) на высоте 1,8-2 м от пола. Перед сеткой - зона 2 м, в которую нельзя заступать. «Воротами» является вся зона в торцах площадки, а верхняя граница «ворот» - шнур на высоте 2,4 м от пола.
Голбол имеет определенные отличия от роллингбола, он намного динамичнее, быстрее. В этой игре могут участвовать абсолютно слепые спортсмены. Команда состоит из 3 игроков. Защитники и вратарь являются одновременно и нападающими. Цель игры - забросить мяч в ворота противника (мяч должен катиться по полу). Площадка для игры имеет размеры 18x9 м. Ворота расположены вдоль лицевой линии. Опорные стойки круглой формы, подбитые войлоком, устанавливаются в крайних точках лицевой линии. Перекладина закреплена.
Мяч - медицин-бол. Площадка делится на три сектора по 6 м и центральной линией на две части по 9 м. Каждая половина площадки в свою очередь разбивается на три зоны: защиты, нападения, среднюю. В зоне защиты игроки располагаются вдоль линии ворот на специальных ориентировочных матах (1,5x2x0,02). Зона нападения - 3 м. Все обозначения, линии ограничения должны быть шириной 5 см и иметь контрастную поверхность с полом, особенно в секторе команды, чтобы игроки имели возможность на ощупь легко ориентироваться на игровом поле. Размер зала с учетом зон ориентации и безопасности - 18x30 м.
Квад-регби - уникальная спортивная игра для квадроплегиков. Играется на баскетбольной площадке, две команды по 4 человека. Цель игры перенести мяч через линию ворот противника.
Мяч сидя - вариант волейбола для слепых. Размеры площадки 10x8 м, делится посередине сеткой (h = 2 м от пола). Мяч подается открытой рукой, возможно одно касание земли, до удара руками. Передвижение по площадке - скольжением, поэтому качество покрытия должно быть особенно высоким.
Мяч с отскоком (прельбол) - игра, близкая по смыслу к волейболу. Играют две команды по 4 игрока, сетка высотой 0,4 м, площадка для игры 16x8 м. Играют стоя, удары по мячу кистью или локтевой частью руки. Отскок сначала от своей части площадки.
Роллингбол - игра, при которой поле размером 24x12 м, делится средней линией на два квадрата 12x12 м. Ограничительные линии прокладываются по боковым и лицевым границам. На каждой лицевой линии стоят ворота шириной 6 м и высотой 1,3 м. Перед линией ворот укладывается три ориентировочных мата одинакового размера (длина от 2 до 2,5 м, ширина 1 м) так, чтобы средний мат по своей длине лежал на 0,2 м от линии ворот посередине площадки, два внешних мата находятся на расстоянии 2,2 м от лицевой и не менее 2,5 м от боковых линий.
По обе стороны средней линии на расстоянии 3 м проводятся параллельные линии, ограничивающие площадь броска. В составе команды 5 игроков. Они разделяются на три линии - нападения, защиты и вратаря. Цель игры - забросить мяч в ворота противника (мяч должен катиться по полу). По границе площадки должна идти полоса ориентации шириной 1,2 м и зона безопасности 1,2 м.
Торбол - игра, в которой команда состоит из 3 игроков. Площадка для торбола имеет размеры 16x7 м. Ворота длиной 7 м и высотой 1,3 м устанавливаются на лицевой линии. На расстоянии 6 м от лицевой линии проводится параллельная ей линия, ограничивающая игровую зону. Размеры игровой зоны 7x6 м. На 7-метровой линии на высоте 40 см от пола натягивают шнур с колокольчиками по бокам, такой же шнур натягивается над центральной линией.
На расстоянии 2,2 м от линии ворот проводят линию штрафного броска параллельно лицевой линии. Все ограничительные линии должны быть шириной 5 см и легко осязаемы.
Для облегчения ориентации внутри каждой игровой зоны располагают по три мата (2x1x0,02 м). Центральный мат располагают параллельно лицевой линии площадки на расстоянии 0,2 м по его длине. Два других мата располагают параллельно лицевой линии на расстоянии от нее 1,2 м, их внешние боковые стороны должны совпадать с боковыми линиями площадки, а передние - с линией штрафного броска (рис. 313, А). Мяч - резиновый, озвученный (0,5 кг) .
Футбол на колясках проводится согласно правилам американской ассоциации инвалидов. Поле для футбола - 55 м длиной, зоны у ворот (штрафные зоны) - 7 м, зона начала игры - 14 м. В команде по 6 игроков, есть 2 нападающих, которые могут играть руками (броски мяча вниз об поле, симулирующие удары). Остальные игроки маневрируют на колясках без права касания мяча руками.
Футбол-теннис - развлекательная игра для инвалидов-ампутантов. Играют две команды по 4 игрока. Прямоугольное поле 20x8 м делится сеткой высотой 1 м от пола Разрешен переброс мяча любой частью тела, кроме рук.
Шоу-даун - одна из немногих спортивных игр, в которую слепые могут играть без посторонней помощи и обрести так нужное им чувство независимости, уверенности в своих возможностях. Игра появилась и получила наибольшее развитие в Канаде. Играют 2 человека. Оборудование напоминает стол для настольного тенниса, по которому перекатывается мячик. Игровая поверхность 3810x1270 мм, борта стола высотой 254 мм. Углы закруглены на 162 мм от угла. На обоих концах стола - «ворота» размером 150x220x300 мм, глубиной 100 мм. Окраска стола зеленая.
Столы могут быть переносными или стационарными. Высота стола над полом 990 мм. В центре стола устанавливается экран высотой 356 мм с закругленными углами, выполняющий роль ширмы при игре частично зрячих. Экран устанавливается на поперечный брусок, закрепленный на бортах посередине стола.
Размеры помещения для игры в шоу-даун - не менее 6x9 м. Помещение должно быть рассчитано на 1 стол, необходима тщательная акустическая обработка помещения, при игре требуется соблюдать тишину.
Новым и перспективным видом спорта, особенно для инвалидов, является радиальный баскетбол (или питербаскет), разработанный к запатентованный А.А. Несмеяновым, Д.А. Несмеяновым и П.А. Несмеяновым .
Радиальный баскетбол - спортивная командная игра, напоминающая современный баскетбол и отличающаяся тем, что в ней участвуют по три игрока каждой команды, а сама игра происходит на площадке в виде круга с тремя концентрическими разметками в центре которого расположена стойка На стойке закреплены три стандартных прозрачных щита с кольцами, установленные в виде равностороннего треугольника. В закрытых помещениях (например, спортивных залах) крепеж щитов осуществляют специальным устройством к потолочным перекрытиям.
Суть игры. Игроки двух соревнующихся команд, ведя мяч правой и левой руками попеременно и отдавая пасы друг другу, стремятся забросить руками мяч в одну из трех корзин - металлические кольца с сеткой, зафиксированные на трех щитах на высоте 3,05 м. При этом игроки не должны совершать «пробежек» (то есть более двух шагов) и не могут брать мяч двумя руками более двух раз.
Питербаскет рассчитан для игры преимущественно на открытых площадках на твердой ровной поверхности - гаревой или другой (асфальтной, цементной) - с последующим специальным дополнитель¬ным спортивным покрытием: «внепогодник», синтетическая защита, рулонная и др.
В питербаскете обязательным условием является наличие прозрачных щитов, изготовленных из органического стекле (возможны варианты: пластмассовые и др.), что позволяет болельщикам на трибуне наблюдать все детали игры, происходящие на площадке. В совокупности перечисленные особенности значительно повышают значимость и зрелищность предложенной игры.
В данной игре предусмотрена установка электронного индикаторного устройства с сигнализацией на щитах и на столе секретариата, его сложность определяется необходимостью фиксировать одно-, двух- и трехочковые броски.
В рамках паралимпийского направления интересны перспективы радиального баскетбола в колясках, особенно если три баскетбольных щита будут расположены не на вертикальной стойке, а на подвесной конструкции. Такой вариант баскетбола в колясках по сравнению с традиционным баскетболом для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата будет значительно более зрелищным и интересным, позволит существенно больше забивать мячей в корзину и тем самым доставлять радость как игрокам, так и зрителям.
Очень распространенным в мире игровым видом, подходящим для рекреативных занятий, является игра Боччиа. В Боччию играют на ровном поле 13 мячами. Чистый корт для бадминтона с гладкой твердой поверхностью подходит для Боччиа, поле которой имеет размер 12x6м4 включая боксы для размещения шести игроков (2x6 м). Один бокс - 2x1 м.
Помимо мячей Боччиа, которые сделаны из мягкой кожи, необходимо следующее оборудование: маркированная лента, конусы, обручи, измерительная лента.
Суть игры состоит в метании (толкании) мячей на точность. Чем ближе мяч, брошенный спортсменом к мячу-цели, тем лучше. Очки получает тот спортсмен, мяч которого будет ближе к мячу-цели. Например, если три мяча одного участника расположены ближе к мячу-цели, чем три мяча его соперника, то счет будет 3:0.
Творческое применение игровых видов рекреативной деятельности позволяет разнообразить занятия, сделать их интересными, эмоциональными, переключать внимание занимающихся на сюжет или правила игры, добиться общения между участниками.
Заключение
Среди наиболее часто используемых игровых видов адаптивной двигательной рекреации можно выделить: подвижные игры, использующие сюжет как основу, стимулирующую двигательную активность занимающихся; эстафеты с использованием самых разнообразных двигательных действий; элементы спортивных игр, проводящиеся в большинстве случаев по упрошенным правилам.
Подвижные игры подразделяются на игры для: слепых и слабовидящих; глухих и слабослышащих; с проблемами развития интеллекта; с нарушениями речи; с поражением опорно-двигательного аппарата; с детским церебральным параличом.
Самой многочисленной группой игровых видов адаптивной двигательной рекреации является группа, объединяющая игровые задания с элементами спортивных игр. Обычно среди них выделяют игровые действия с индивидуальными и коллективными противоборствами, а также игры, в которых нет прямого (одновременного) взаимодействия соперников, их результаты определяются по индивидуально демонстрируемым показателям.
К играм с элементами индивидуального противоборства относятся: бадминтон, теннис, настольный теннис, бильярд, сквош и другие хорошо известные спортивные игры. Правда, в этих играх (кроме бильярда) имеются варианты, когда противодействуют команды, состоящие из двух человек.
Игры с элементами коллективных противоборств составляют большинство игровых видов адаптивной двигательной рекреации, поскольку они достаточно популярны и известны в нашей стране и мире. Это игры по упрощенным правилам таких коллективных спортивных противоборств, как водное поло, волейбол, пляжный волейбол, гандбол, баскетбол, софтбол, футбол, мини-футбол, футзад, хоккей, хоккей на траве, флорбол (хоккей в зале) и другие спортивные игры, используемые здоровыми спортсменами. Все они могут быть модифицированы для применения инвалидами.
Список литературы
1. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в жизни людей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов / С.П. Евсеев // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 60-64.
2. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.
3. Евсеев, С.П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, В.Г. Сусляев. - М.: Советский спорт, 2007. - 317 с.
4. Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Л.С. Шапкова; под ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001. - 152 с.
5. Шапкова, Л.В. Функции адаптивной физической культуры / Л.В. Шапкова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. - С.40-41.

Анастасия Клягина
Картотека игр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

«Игры на развитие мышления детей 3 - 4 лет»

Дружные фигу рки

Цель: развить образное мышление, произвольную память.

Как играем: Нарисуйте на листе бумаги круг, звездочка, квадрат, ромбик и т. д. Среди них - две одинаковых. Ребенок должен найти их и заштриховать, а как - пусть придумает сам. Самое главное - не выходить за контуры.

Закрепляем: вместо геометрических фигур можно нарисовать фрукты, мебель, игрушки или цифры и буквы. Вариантов много.

Пригласим на день рожде ния

Цель: учить соотносить группы предметов по их количеству, развивать наглядно-образное мышление

Необходимый инвентарь: бумага, карандаш.

Как играем: покажите ребенку одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах - это гости и конфеты. Как узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия.

Закрепляем: сравнивать в кругах можно любые предметы и любое их количество - больше или меньше на 1- 3 предмета. Можно ставить знак равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково.

Делим - собир аем

Цель: учить вычленять из целого части и объединять их (анализу - синтезу)

Как играем: один из играющих перечисляет: колеса, мотор, руль, кабина. Другой называет предмет, который состоит из этих частей, - машина. Аналогично: стебель, листья, лепестки? Четыре ножки, крышка? Окна, двери, потолок, стены? И т. д.

Играем наоборот: стул - спинка, ножки, сиденье. Телефон - кнопки с цифрами, корпус. И т. д. А апельсин? Дольки, кожура. А суп? Вода, картофель, капуста, лук. А персик? Мякоть, косточка. А наволочка, букет?.

Закрепляем: нарисуйте части предмета, например: длинные уши, маленький хвостик, - попросите ребенка догадаться, чьи это части (зайчик, и дорисовать предмет. Покажите часть предмета - ребенок должен определить, что это такое.

Нужные в ещи

Цель: знакомить с многофункциональностью некоторых вещей

Как играем: с показом или без него спросить ребенка: «Для чего нужна щетка?» - «Для чистки обуви, зубов, ковра, одежды, посуды». «А бумага?» - «Рисовать, заворачивать, для книг и газет» и т. д. А стекло, песок, зонт?

Закрепляем: «А палочка для чего нужна?» - «Рисовать, для постового, для флажка».

Заколдованные ска зки

Цель: развиваеть наглядно-образное мышление, творческое воображение

Необходимый инвентарь: кружочки разного размера и цвета.

Как играем: играем с заколдованными героями сказки «Теремок». Выложите на стол маленький и большой серый кружочки и попросите ребенка «расколдовать» их - определить, кто здесь заяц, а кто мышка; потом - оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. д. А кто их заколдовал - придумайте сами. Таким же образом обыграйте сказки «Колобок», «Репка», «Лиса, заяц и петух» и другие любимые сказки ребенка.

Закрепляем: в коробке лежат цветные кружочки - ищите в них героев сказок. Фантазируем. Например, зеленый кружочек - это и лягушка из «Теремка», и крокодил из «Мойдодыра»

Игра «Дает корова.

Цель: развивать внимание, память.

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.).

Как играем: разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица - яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова - молоко (творог, сметана, кефир); коза - пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.

Игра «Сравнение велич ин»

Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление.

Необходимый инвентарь: широкая и узкая полоски бумаги, кубики.

Как играем: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.

Игра «Как же их отличит ь?»

Цель: развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.

Необходимый инвентарь: одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги).

Как играем: рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика «Сердитый еж ик»

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Дыхательная гимнастика «Надуй шар ик»

ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Дыхательная гимнастика «Гуси лет ят»

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Дыхательная гимнастика «Пуш ок»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

Дыхательная гимнастика «Ж ук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Дыхательная гимнастика «Петуш ок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох, а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох, произносить «ку-ка-ре-ку».

Дыхательная гимнастика «Воро на»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Игры на снятие тревожности

«Дра ка»

Цель: расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук

Как играем: «Дети, представьте, что вы поссорились с другом. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко сожмите челюсти. Пальцы рук сожмите к кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

«Насос и мяч»

Цель: расслабить максимальное количество мышц

Как играть: Ребята разбейтесь по парам. Один из вас – большой надувной мяч, другой насос надувает этот большой мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на согнутых ногах, руки, шея, расслаблены, корпус наклонен вперед, голова опущена. Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук звуком «С». С каждой подачей воздуха мяч становиться больше. Услышав звук «С», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги, после 2 - выпрямилось туловище, 3 – поднимается голова, 4 – надулись щеки, и руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча насос. Из мяча выходит воздух «Шшш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются местами.

«Слепой тан ец»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения

Как играть: «Разбейтесь на пары, один из вас будет «Слепой». Другой останется «Зрячим» и сможет водить слепого. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку. Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать глаза.»

«Скульпту ра»

Цель: снижение мышечного напряжения

Как играть: Дети разбиваются на пары. Один – скульптор, другой – скульптура. По заданию взрослого скульптор лепит из «глины» скульптуру:

Ребенка, который ничего не боится

Ребенка, который все доволен

Ребенка, который выполнил сложное задание и тд.

После проведения игры обсудить, что чувствовали в роли скульптора, скульптуры. Какую фигуру было приятно изображать, а какую нет.

«Ласковый мел ок»

Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений

Как играть: Модификация для тревожных деток:

«Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я нарисовал? Солнышко? Хорошо». Мягким прикосновеньем пальцев изображается солнцу. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь я тебе нарисую солнце «Ласковым мелком? А хочешь чтобы белка или лиса нарисовала своим «ласковым» хвостиком?»

После окончания взрослый нежными движениями руки стирает все, что нарисовал.

«Гусеница»

Цель: учить доверять

Как играть: «ребята, мы сейчас с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом и спиной детей зажимается мяч. Дотрагиваться руками запрещено. Первый в цепочке держит свой мяч на вытянутых руках. Дети должны пройти по определенному маршруту.»

Упражнения в переключении с одной позы на другуюb]

[/b]«Колеч ко»[ /b]

Инструкция: Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак - ребро – ладо нь »[[ i] /b]

Цель: развитие мелкой моторики рук

Инструкция: Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (,кулак - ребро - ладонь, произнося их вслух или про себя.

b]«Зеркальное рисован}

Похожие публикации