Пластилинография неваляшка в подготовительной группе. Программа кружковой работы по пластилинографии «Чудеса из пластилина» для детей подготовительной группы

Татьяна Кокорина

Тема занятия: «Синичка» (пластилинография)

Цель: расширение знаний о народном фольклоре, развитие умения выполнять пластилинографию.

Задачи:

Продолжать формировать представление детей о русском народном фольклоре;

Способствовать расширению словарного запаса слов;

Учить смешивать пластилин для получения нового оттенка;

Учить аккуратно наносить пластилин на изображение, не выходя за контур;

Способствовать развитию мелкой моторики рук, через выполнение мелких деталей.

Воспитывать интерес к русскому народному фольклору;

Воспитывать чувство эмпатии к птицам.

Наглядный материал:

Изображение синички, синички у кормушки;

Образец готовой поделки.

Методические приёмы: беседа-диалог, использование художественного слова (закличка, стихотворение, использование наглядного материала, практическая работа.

Ход занятия:

Воспитатель:

Синиченька – невеличенька

Прилетай ты к нам

Из чужих краёв.

Принеси ты нам

Зиму снежную, зиму темную.

Сениченька – сестриченька

Созывай снегирей

И лети к нам скорей.

Так 12 ноября люди, выходя на улицу, закликали синичку. Они пели закличку. Как вы думаете, что значит закличка, закликать?

Дети – звать.

Воспитатель – да, с помощью закличек в старину люди обращались к природе, просили о хорошем урожае, о доброй охоте. Закличка – это обращение в стихотворной форме к явлениям природы. Вот так например закликали дождь, звали его чтобы он пошёл быстрее и чтобы урожай был богатым.

Дождик лей, лей, лей,

Всю траву полей,

Дождик, дождик пуще,

Будет травка гуще.

А почему же закликали именно 12 ноября. Считали, что 12 ноября это Синичкин день, это был праздник, когда люди звали, закликали к себе синичек, встречали их. Как вы думаете, а когда люди закликали синичек, что они готовили к их прилёту? С чем встречали?

Дети – с кормушками.

Воспитатель – конечно, люди встречали их с кормушками, а какие угощения для синицы они готовили?

Дети – семечки, пшено, сало.

Воспитатель – Прилёт птиц извещал о наступлении зимы, что людям пора позаботиться об этих маленьких и полезных птичках.

Давайте рассмотрим синичку. Чем она отличается от других птичек? Что в ней особенного?

Дети – желтая грудка, синие с зелёным крылья, черная головушка с белыми щёчками.

Воспитатель – синичка яркая, красивая птичка, кажется будто она одела жёлтую кофточку и подвязалась черным галстуком. Одела на голову чёрную шапочку и набелила щёчки. А крылья её особенно красивы! В них и синие, и зелёные, и голубые перья. Хвостик у синички длинный, лапки маленькие, цепкие. Любой залюбуется синичкой, увидев её на дереве.

Резвые синички

Умненькие птички,

В галстучках на шейках,

В желтых телогрейках.

Темненькие спинки,

Лапки, как былинки.

Прыгают так ловко,

Столько в них сноровки!

Целый день щебечут,

Обещают встречу.

Стайками летают,

Что-то собирают.

Семечки, орехи

Им не для потехи.

Корм синичкам нужен,

И вода из лужи.

Давайте и мы с вами слепим эту удивительную маленькую красивую птичку. Выполним мы её в технике пластилинография.

Практическая работа.

Начнём с головы. Какой возьмём пластилин? Сколько нам нужно пластилина? Как будем приклеивать пластилин к картону?

Дети – возьмём небольшой кусочек чёрного пластилина, сплющим его в пальцах до лепёшки и разотрём аккуратно, не выходя за контур головы.

Воспитатель – теперь сделаем тоненькую колбаску и положим её по контуру грудки и животика.


Теперь какой мы берём пластилин для грудки.

Дети – жёлтый.


Воспитатель – да, отщипываем кусочек жёлтого, разминаем его, сплющиваем в лепёшку и растираем аккуратно пальцами на грудке.

Теперь давайте немного отдохнём.

Физминутка

В небесах такая синь, синь, синь -

Насмотреться невозможно.

За окном синички тинь-тинь-тинь.

Не спугни их, осторожно.

А когда наступят холода,

И закружат злые вьюги,

Покорми синичек. Мы всегда

Позаботимся о друге.

Ты насыпь в кормушку семена

И повесь кусочек сала,

Чтоб зимой синичка ни одна

В стужу бы не голодала.

Снова будет в небе синь, синь, синь,

Снег искрится так красиво.

За окном синички тинь-тинь-тинь

Говорят тебе "спасибо".


Продолжаем делать синичку. Каким цветом закрасим спинку?

Дети – зелёным.

Воспитатель – А можем ли мы получить из пластилина другой цвет?

Дети – да, мы можем смешать пластилин.

Воспитатель – добавьте в зелёный немного белого и чёрного и смешайте. Теперь растираем получившийся цвет на спинке.


Хвостик голубой. Какие смешаем цвета?

Дети – берём синий и белый.

Воспитатель – верно, получаем голубой и делаем хвостик.

Теперь Будем делать крылья. Какой возьмём пластилин?

Дети – синий.

Воспитатель – напомните, что мы делаем прежде чем растирать пластилин по картону?

Дети – сплющиваем небольшой кусочек в лепёшку.

Воспитатель – молодцы, вы чётко запомнили последовательность выполнения. Крылья делаем чуть плотнее чем тело, придаём им больше объёма, чтобы они выделились и было видно, что они лежат сверху тела.


Добавляем белый на щёчку, маленькую полоску на крыло. Аккуратно вылепляем и прикладываем клювик, смешав жёлтую с капелькой чёрного.

И последняя деталь – глазик. Нам нужен серый, где его взять?

Дети – смешать чёрный и белый.

Воспитатель – смешиваем, делаем маленький шарик, прикладываем его на голову и слегка придавливаем, чтобы шарик сплющился в круг. Теперь сверху нужно сплющить чёрный маленький шарик и глазик готов.


Посмотрите, какие красивые синички у вас получились (несколько работ вешается на доску).


Давайте вспомним с вами закличку для синичек.

Синиченька – невеличенька

Прилетай ты к нам

Из чужих краёв.

Принеси ты нам

Зиму снежную, зиму темную.

Сениченька – сестриченька

Созывай снегирей

И лети к нам скорей.


Осталось только наполнить кормушку любимыми синичкиными угощениями и они наверняка к вам прилетят. Спасибо вам ребята. На этом занятие окончено, убираем аккуратно свои рабочие места.

Публикации по теме:

Программное содержание: - продолжать формировать представления о признаках осени, цикличности изменений в природе; - учить детей отражать.

В первые дни ноября оформила в родительском уголке страничку "Синичкин день" .С информацией о поведении птиц в зимние дни, предложили.

Программные задачи: - Закрепить с детьми новые понятия: булочная, тесто, хлебные изделия, профессия - пекарь, хлебопекарня, хлебозавод.

Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Очень полезная птичка Синичка» Задачи: Обучающие: Дополнить знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых. Расширить знание детей о птице.

Пластилинография в наше время становится всё популярнее в детском саду. Это не только приятный досуг, но и целая область творчества, в которой есть свои виды и техники. Она завоёвывает всё большее внимание педагогов, поскольку позволяет решать множество развивающих и образовательных задач в процессе игры. Но особенно важно то, что ребёнок имеет возможность собственными руками изготовить прекрасное произведение искусства.

Пластилинография как нетрадиционный способ соединения лепки и рисования

Рисовать можно по-разному. Сегодня среди педагогов дошкольного образования популярны нетрадиционные техники: рисование кончиками пальцев, ладонями, отпечатками предметов, кляксография, пластилинография.

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

С одной стороны, ребёнок включён в увлекательный процесс, но в то же время множество нервных окончаний на кончиках пальцев и поверхности ладоней передают сигналы в мозг, активизируя его деятельность. Когда маленькие ручки рвут бумажную салфетку, учатся скатывать шарик из теста, ощупывают материалы или показывают «сороку-ворону», информация поступает в головной мозг и распределяется по различным центрам (слуховому, зрительному, мыслительному, эмоциональному и речевому).

Пластилинография - нетрадиционный способ рисования с использованием пластилина. Деятельности с пластичным материалом детей учат в раннем возрасте. Лепка тренирует пальцы и активизирует расположенные на кисти сенсоры, связанные с работой мозга, помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение. Занятия лепкой развивают не только ловкость и скоординированность рук, но и творческую фантазию.

Создание картины в этой технике - это новый уровень работы с пластилином, который может стать искусством.

В технике пластилинографии создаются истинные произведения искусства

Использование техник, методов и приёмов в работе с дошкольниками

Пластилинография в чистом виде доступна для детей средней и старшей групп детского сада. Дети младшего возраста овладевают элементарными умениями и навыками во время краткосрочных индивидуальных или подгрупповых занятий.

Воспитателю важно помнить, что в группах младшего и среднего дошкольного возраста этот вид творчества нацелен не столько на результат, сколько на получение положительных эмоций, развития интереса у детей и желания совершенствовать навыки.

Чтобы занятие проходило в удовольствие, материалы должны быть качественными, а инструменты - удобными. Для основы будущей картины из пластилина подойдёт бумага, но предпочтительнее плотный картон, пластик, оргстекло или обычное стекло. Пластилин должен быть нежирным, иначе на бумажной или картонной основе появятся пятна, и работа будет иметь неопрятный вид. Выбирайте яркий и податливый материал для лепки.

Из инструментов понадобится доска для лепки (можно заменить на кусок пластика или клеёнки), пластмассовая скалочка для раскатывания пластилина, набор стеков, ножницы, различные приспособления для создания узоров на пластилиновой поверхности (щёточки, кондитерский шприц, ситечко, пластиковая вилка).

Методы обучения пластилинографии:

  • наглядные (показ образцов работ, иллюстраций по теме, наблюдение за действиями педагога);
  • словесные (беседа, объяснение, рассказ);
  • практические (упражнения с материалом, отработка приёмов, игровые действия, экспериментирование).

Приёмы, используемые в пластилинографии, уже частично знакомы детям по занятиям лепкой. Это скатывание и раскатывание, сплющивание и вытягивание, то есть обычные действия с кусочком пластилина для придания ему требуемой формы. Но есть здесь и свои приёмы: отщипывание, размазывание, вдавливание, приглаживание, смешивание цветов. Овладению ними педагог уделяет особое внимание.

Задачи пластилинографии от ясельной и второй младшей до подготовительной групп

  1. Развивающие. Приёмы работы с пластилином развивают ловкость пальцев, подготавливают кисть к письму. Улучшаются способности к правильному восприятию композиции и масштаба.
  2. Познавательные. Воспитанники знакомятся с новым видом изобразительного искусства, постигают взаимодействие двух различных техник - аппликации и лепки, основами которых они уже овладели.
  3. Эстетические. У детей зарождается чувство цвета и формы. Осуществляются первые эксперименты с сочетанием оттенков и материалов.
  4. Воспитательные. Детей учат быть самостоятельными, усидчивыми, терпеливыми и аккуратными, приобретается опыт работы в коллективе. В зависимости от темы, воспитываются любовь к родному краю, умение видеть и беречь красоту природы, доброжелательное, благодарное отношение к родным и близким, любовь к домашним питомцам и т. д.

Умения и навыки детей усложняются год от года. Изменяются и основные направления работы с дошкольниками.

  1. В первой младшей группе ДОУ дети учатся делать элементы из пластилина, одно занятие - один элемент (шарик, цилиндр, колбаска); создавать образы простых предметов; овладевают приёмами отщипывания и размазывания, вырабатывают основы умения работать по заданному образцу.
  2. У детей второй младшей группы важно развивать умение рисовать пластилином, воспитывать самостоятельность (ребёнок не повторяет за педагогом, а учится строить композицию сам). Начинается обучение работе в подгруппе.
  3. В средней группе оттачиваются навыки работы с пластилином и создание более сложных образов; детей учат создавать работы с привлечением разнообразных материалов (крупа, бисер, пуговицы и др.); развивается интерес к коллективной работе.
  4. Для старших и подготовительных групп характерно усложнение и развитие сюжетно-игрового замысла занятия; развитие речевой деятельности воспитанников в процессе создания пластилиновых образов; обучение созданию коллективной работы, имеющей художественную ценность.

Виды рисования пластилином в детском саду

Пластилинографию можно разделить на несколько видов, отталкиваясь от материала, который взят за основу картины. Работы выполняют на бумаге, картоне, пластике, на обычном или органическом стекле.

Плотный картон часто деформируется, но с ним просто и легко работать. Пластиковые и стеклянные основы удобны при нанесении материала (они не погнутся и не сморщатся), но чтобы избежать порезов, обязательно проведите инструктаж по технике безопасности и научите детей заклеивать края основы скотчем или же предварительно сделайте это сами.

По способу создания изображения пластилинография бывает:

  • Прямая Выполняется пластилином разного цвета. В первой младшей группе это могут быть овощи, зимний снегопад, листочки.
  • Во второй младшей группе дети охотно выполнят яркие работы на тему «Посуда для кукол», «Рыбка», «Грибочек». В средней группе сюжет и контур гораздо сложнее: транспорт, деревья, дома.
  • Витражная или обратная. Нанесённый маркером на стеклянную основу контур изображения заполняется пластилином.
  • Мозаичная. На основу наносятся пластилиновые шарики разных цветов в соответствии с замыслом.
  • Контурная. Этот вид работы рекомендуется для воспитанников старшей и подготовительной групп, ведь он требует усидчивости. Подогретые пластилиновые жгутики разных цветов нужно выдавливать из шприца (без иглы) и заполнять ими контур.
  • Многослойная. Пластилин наносится на основу мазками в несколько слоёв, сочетаются разнообразные цвета и оттенки материала, получается объёмное, сложное изображение.

Как разогреть материал: раскатываем часть пластилина в колбаску, проталкиваем его в шприц. Лишний материал срезаем стеком. Закрываем с помощью поршня шприц и нагреваем его содержимое с помощью воды или микроволновки.

Фотогалерея: виды пластилинографии в зависимости от способа нанесения

Пластилином закрашиваются контуры в первой младшей группе «Рыбка» выполняется во 2 младшей группе Работа воспитанника средней группы сделана как «Подарок папе» Обратная пластилинография «Медвежонок» подойдёт для детей старшего дошкольного возраста Такая кропотливая мозаичная работа «Матрёшка» требует усидчивости и терпения Контурная пластилинография «Рыбка» Многослойная техника очень живописна и позволяет передать краски живой природы

Уровень сложности поделок

У детей каждой возрастной группы отличается уровень способностей. Для гармоничной работы и положительных эмоций этот момент нужно учитывать.

Таблица: уровень способностей детей разного возраста

Возрастная группа Навыки работы с пластилином Форма работы Вид работы
Ясельная владение навыками скатывания, раскатывания, сплющивания, соединения элементов индивидуальная создание по образцу
Вторая
младшая
оттачивание навыков, приобретённых в ясельной группе,
овладение более сложными навыками: прищипывание, оттягивание, разрезание, разглаживание,
работа с простыми инструментами: стеки, ножницы
индивидуальная создание по образцу,
выполнение подобного
Средняя оттачивание навыков, приобретённых в ранних возрастных группах,
освоение техники смешивания пластилина различных цветов,
работа с более сложными инструментами: щёточки, фигурные формы, шприц (обычный без иглы или кондитерский с разнообразными насадками)
индивидуальная,
работа в подгруппах
выполнение подобного,
самостоятельное планирование композиции
Старшая добавляется использование бросового материала,
комбинирование элементов различных видов пластилинографии
индивидуальная,
работа в подгруппах,
коллективная работа
самостоятельный выбор материалов,
продумывание композиции,
привлечение сюжетно-игровых элементов
Подготовительная знакомство с новыми техниками (барельеф, изразец),
обучение оформлению готовой работы (рамка, багет, фон, паспарту)
индивидуальная,
работа в подгруппах,
коллективная
самостоятельный выбор материалов и вида выполнения работы,
продумывание композиции,
сочетание различных техник изобразительного творчества,
обязательное использование сюжетно-игровых элементов

Фотогалерея: образцы работ детей разных возрастных групп

Изображение цветка в прямой технике (первая младшая группа) «Ромашки», сделанные детьми второй младшей группы Детям средней группы по силам композиция «Космос» Работа детей старшей группы Красивый подарок на День матери (подготовительная группа)

Планируем занятия пластилинографией в детском саду

Для педагога занятия по изобразительной деятельности - это возможность создать связь между искусством и разными областями знаний. В творческом процессе интегрируются развитие речи, патриотическое, трудовое и экологическое воспитание. Поэтому темы подбираются так, чтобы они отражали многообразие окружающего мира и соответствовали общественно значимым событиям, которые происходят в ближайшее к занятию время, или сезону. Например, патриотическую тематику целесообразно запланировать в ноябре, ко Дню народного единства, изготовление цветов, угощения будет уместно ко Дню матери.

Примерная тематика занятий с детьми среднего дошкольного возраста

  1. «Яблоки и ягоды на тарелке».
  2. «Жучки на цветочной клумбе».
  3. «Грибы».
  4. «Солнце в тучах».
  5. «Веточка рябины».
  6. «Осеннее деревце».
  7. «Рыбка».
  8. «Новогодняя ёлка».
  9. «Ёлочные игрушки».
  10. «Снеговик».
  11. «Снежная баба - франтиха».
  12. «Теремок».
  13. «Сова».
  14. «Весёлая ракета».
  15. «Подарок для папы (дедушки)».
  16. «Пирог для мамы».
  17. «Цветик - семицветик».
  18. «Белая берёза».
  19. «Космос».
  20. «Звёздное небо».
  21. «Пасхальное яйцо».
  22. «Ландыш».
  23. «Улитка на листочке».
  24. «Одуванчик»

В подготовительной группе следует вводить темы «Моя родина», «Моя семья», «Подводное царство», «Осення сказка», «Зимушка-зима нам забавы принесла». «Хоровод у ёлки». Они более объёмны по содержанию и требуют хорошей подготовки детей. Можно планировать также изображение расписной посуды и разных предметов одежды, народной игрушки, например, дымковской, тела человека в движении.

Дети седьмого года жизни порой способны создавать настоящие шедевры, если дать простор их фантазии.

Фотогалерея: работы детей среднего и старшего дошкольного возраста на тему «Ёжик», «Павлин», «Ветка рябины», «Клоун», «Цветы» и другие

«Ёжик» Красочное изображение павлина На чудесном дереве мы видим приметы всех времён года Коллективная работа «Подводный мир» Забавный мишка выполнен в технике мазка Мозаичная пластилинография «Новогодний шар» Оригинальные ёлочные украшения в смешанной технике «Хризантемы» «Избушка бабушки Яги» Расписные пасхальные яйца «Ветка рябины» «Весёлые клоуны» «Флаг России»

Шаблоны в помощь воспитателю

Шаблоны, контур которых надо заполнить пластилином разных цветов, подходят для прямой и более сложных видов пластилинографии.

Фотогалерея: шаблоны с изображением фруктов, овощей и животных

Шаблон «Божья коровка» Шаблон «Ёжик» Шаблон «Щенок» Шаблон «Снегирь» Шаблон «Кот» Шаблон «Овощи и фрукты»

Фотогалерея: шаблоны одежды и посуды

Шаблон «Кувшин» Шаблон для росписи «Гжель» Шаблон «Чайник» Шаблон «Чашка» Шаблон «Кастрюля» Шаблон «Брюки» Шаблон «Свитер» Шаблон «Куртка» Шаблон «Шуба» Шаблон «Юбка» Шаблон нарядного платья Шаблон одежды для кукол

Фотогалерея: шаблоны транспорта и фигур людей

Шаблон грузовика Шаблон «Скорая помощь» Шаблон «Такси» Шаблон «Пароход» Шаблон «Кораблик» Шаблон «Вертолёт» Шаблон «Самолёт» шаблон «Паровозик»
Шаблон «Фигуры людей» Шаблон «Клоун» Шаблон «Человечки» Шаблон «Дети» Шаблон «Человек в движении»

Также интересно работать с шаблонами на картоне с уже готовым фоном. Контуры заполняются цветным материалом.

Фотогалерея: шаблоны животных с готовым фоном

Шаблон «Лев» Шаблон «Жучок» Шаблон «Кузнечик» Шаблон «Стрекоза»
Шаблон «Стегозавр»
Шаблон «Птеролактиль»
Шаблон «Динозаврик»
Шаблон «Поросёнок»
Шаблон «Петух»
Шаблон «Страус»

Описание содержания конспекта НОД по пластилинографии для ясельной группы «Колобок» автора Потекаевой Н. Г.

  • Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к ней, раскрашивание раскрасок по сказке «Колобок».
  • Форма работы: подгрупповая (6–7 человек).
  • Цели: обучение приёмам скатывания, прикрепления, отщипывания; развитие согласованной работы обеих рук; обучение работе в коллективе.

Ход занятия


Организация проекта или кружка по пластилинографии

Разнообразить формы работы с детьми по рисованию пластилином можно, используя проектную и кружковую деятельность. В первом случае воспитатель имеет возможность глубже и систематичнее подойти к ознакомлению детей с этим замечательным видом искусства, во втором - расширить круг тем и используемых дополнительных материалов.

Этапы подготовки проекта

  1. Цель: формирование творческого мышления воспитанников ДОУ при помощи техники пластилинографии.
  2. Задачи:
    • обучение выполнению простых элементов в заданной технике;
    • обучение созданию в художественной форме предметов окружающего мира;
    • обучение работать на заданном пространстве;
    • развитие пространственного мышления;
    • развитие эстетического вкуса;
    • освоение основ конструирования;
    • воспитание усидчивости, аккуратности, терпения;
    • привлечение к работе в коллективе.
  3. Составление развёрнутого планирования:
    • подготовительный этап работы;
    • привлечение мотивирующего материала в начале проектной деятельности;
    • по возможности приурочить выполнение проекта к значимому в жизни детского сада событию (День матери, Праздник осени, Новый год, День Победы, День космонавтики).
  4. Осуществление проектной деятельности.
  5. Презентация проекта. Когда проект закончен, то его можно показать (другой группе, в холле детского сада, в актовом зале на празднике). Дети рассказывают о своей работе слушателям, которые оценивают их творчество.

Описание проекта «Подарки осени»

  1. Цель: подготовить творческую работу к Празднику осени в детском саду.
  2. Задачи:
    • оттачивание навыков работы с пластилином;
    • развитие эстетического вкуса;
    • художественное воспроизведение предметов окружающего мира;
    • обучение работе в группе.
  3. Воспитанники делятся на подгруппы, самостоятельно распределяют обязанности по созданию отдельных частей композиции: рисование пластилином грибов, создание в контурной технике стволов деревьев, использование мозаичной техники для изображения ягод и животных, применения методов работы с ножницами и стеками для создания объёмных элементов.
  4. Презентация работы на Празднике осени в актовом зале (с музыкальным сопровождением и чтением стихотворений).

Фотогалерея: коллективные работы детей подготовительной группы по проекту «Осень»

«Осенние деревья» «Дети в осеннем парке» «Осень в лесу» «Пластилиновая осень»

Литература и подсказки для создания кружка

Перед разработкой рабочей программы кружка рекомендуется ознакомиться с методическими пособиями по работе с дошкольниками в данной технике:

  • Г.Н. Давыдова. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
  • Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д.: Феникс, 2008.
  • Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1–3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика - Синтез, 2006.

Для самообразования педагогу будет полезно ознакомиться с пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей:

  • Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  • Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера,2009.
  • Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 144.
  • Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание. 1984, № 1.
  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: Хардфорд,1996.

В программе кружка учитываются:

  • возрастные особенности детей, которые будут заниматься в кружке;
  • формы проведения занятий;
  • методы и приёмы, которыми будет пользоваться педагог;
  • средства (материалы и инструменты для творчества, привлечение ИКТ и технических средств);
  • режим занятий;
  • прогнозируемые результаты, которые должны быть достигнуты при выполнении программы;
  • темы занятий.

Фрагменты из программы кружка по рисованию пластилином для старшей группы

  • Рекомендуется привлечение информационных компьютерных технологий. Это нужно для показа рабочих схем, наглядных примеров, изображений произведений искусства. Просмотр такого материала развивает фантазию и творческое мышление воспитанников.
  • У дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому презентации и видеоматериал стимулируют эмоционально насыщенную работу с пластилином.
  • Режим занятий кружка: для детей старшей группы (5–6 лет) занятия проводятся во второй половине дня, два раза в неделю. Длительность занятия составляет 25–30 минут.
  • Работа по рисованию пластилином проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребёнком ставятся разные задачи.

Мониторинг программы отображает, каким был уровень навыков в начале учебного года и чему научились дети в конце. Для каждого ребёнка есть таблица, где отображён уровень умений работы с пластилином и инструментами для лепки, способность следовать рекомендациям педагога, уровень развития творческого мышления, самостоятельности при построении композиции и выработке творческого замысла.

Видеоматериалы по рисованию пластилином

Предлагаем вашему вниманию видеоматериалы о разных техниках пластилинографии.

Видео: «Рыбки в аквариуме» из пластилина

Видео: мастер-класс по контурному рисованию пластилином

Видео: аквариум - поделка с пластилином в комбинации пластилинографии и лепки на плоскости

Видео: рисуем пластилином осенний лес

На занятиях пластилинографией дети работают с разными материалами и инструментами, развивают мелкую моторику и тренируют руку к письму. Этот вид искусства знакомит с оригинальным применением материалов и открывает новый взгляд на предметы быта и объекты природы. Дошкольники совершенствуют речевые навыки и радуются общению в коллективе.

Цель:

  • развитие знаний в области окружающего мира, познакомить с объектами природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
  • формировать чувства близости к природе и бережного отношения к природе.

Обучающая:

  • уточнить, знания детей о многообразии деревьев и особенностях изменений внешнего вида в осенний период.

Развивающая:

  • развитие способности деффиринцировать деревья по внешним признакам, листве;
  • развивать творческие способности, мелкую моторику, мышление, память, внимание;
  • развивать экологическое представление о деревьях;
  • выделять характерные признаки;
  • формировать умения передавать свои впечатления в работе.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес и бережное отношение к природе;
  • воспитывать чувственное отношение к красоте осенней природы ;
  • воспитывать эстетическое отношение к своей работе и работам воспитанников группы .

Подготовительная работа :

  • разучивание стихотворений;
  • оформление зала;
  • изготовление наглядных пособий (деревьев, шаблоны листьев, подбор музыкального фона, поиск и подбор актера на роль «Осень ») ;
  • подбор экологических игр по теме.

Оборудование :

  • магнитофон,
  • деревья,
  • шаблоны листьев,
  • пластилин ,
  • коврик для творчества,
  • доска для работы с пластилином ,
  • салфетки.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости . Давайте поздороваемся. (Приветствие детей) . Ребята, я хочу загадать загадку, а вы, попробуйте отгадать?

Загадка :

На березках и на кленах,
Был когда-то лист зеленый,
А сегодня золотится
Тихо под ноги ложится,
Кто его сорвал и бросил?
Угадали? Конечно – (Осень ) .

Правильно, конечно, осень . Осень – прекрасная и яркая пора года.

Сейчас, Слава, расскажет стихотворение про Осень С. Богдан.

Лето кончилось и, вот,
Осень золотая
Нас встречает у ворот
С щедрым урожаем.
Все деревья и кусты,
Расписала кистью :
В бронзу, золото и медь,
Превратила листья.
Дождь холодный моросит,
Листья опадают,
Осень золотым ковром
Землю укрывает.

Воспитатель : Давайте рассмотрим осенние листья . Волшебница – осень раскрасила каждый листик в свой цвет.

Посмотрите на эти листики, что вы можете про них сказать? Какие они? (Они разные)

Воспитатель : Найдите лист березы. А как называются листья березы? (березовые) . Правильно, березовые листья.

Сейчас, Артем, расскажет стихотворение про березу давайте, его послушаем.

Береза

Березка тонкая и нежная
Надела платье белоснежное,
А солнышка осенний свет ,
Покрасил косы в желтый цвет.
Таким нарядом каждый год,
Встречаю осени приход .

Воспитатель : А этот лист с какого дерева? (воспитатель показывает лист дуба.)

Дети : С дуба

Воспитатель : А как же называется лист дуба? (дубовый) . Посмотрите на этот лист, он уже совсем другой формы. Какой лист? (резной)
А теперь Лиза, расскажет стихотворение давайте, послушаем ее.

Дуб дождя и ветра,
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Я стою зеленый.
Значит, я выносливый,
Значит, закаленный.
И. Токмакова

Воспитатель : А самые красивые осенью листья - это листья…. клена. А как называются листья клена? (кленовые)

Давайте, теперь Полину, послушаем.

Похвалялся, листик клёна :
Был я, как, и все – зелёный,
А сейчас, я вот какой –
Жёлтый, красный, золотой,
И румяный, и резной –
Ну, красавец расписной.
Всё во мне, как солнце, светит,
И любой меня заметит!
Он не долго, похвалялся,
Вдруг от ветки оторвался,
На полянку вниз нырнул,
Лёг удобней. и. заснул.

Физкультминутка . (Речь с движением.)

Предложить детям стать каким-либо деревом, взяв в руки соответствующие листья. Воспитатель читает под музыку стихотворение, дети выполняют движения.

Дует, дует ветерок
И качается листок. - руки качаем
Красно, желто-золотой. - кружимся
Над моею головой.
Вместе с листиком присели. - присели
Из-за листика смотрели
Листик к верху поднимаем
И головками качаем.

Заходит Осень .

Осень : Здравствуйте, ребята!

Ребенок (Ваня) :

Здравствуй Осень , Здравствуй Осень !
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень спросим ,
Что в подарок принесла!

Осень : Как хорошо, что я нашла вас. Мне нужна ваша помощь.

Воспитатель : Осень , ребята приготовили тебе стихотворение. Ребята, давайте порадуем Осень .

Стихотворение (дети показывают мини сценку)

Мы листики осенние
На веточках сидели.
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.

Осень : Спасибо, вам, ребята, большое. Какие же вы молодцы. Я вам приготовила загадки. А вы любите отгадывать загадки?

Дети : Да

Загадки :

Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это все когда бывает? (осенью )

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью кормит ,
Зимой согревает. (дерево)

Летом вырастают,
Осенью опадают . (листья)

Практическая часть

Осень : Молодцы, ребята, вы так хорошо отгадываете загадки. Только мне грустно.

Воспитатель : Осень , а почему тебе грустно?

Осень : Да скоро наступит зима, и мне придется уходить от вас. Я не успела раскрасить последние осенние листочки . Вот я их взяла с собой, ребята помогите мне.

Воспитатель : Осень , ну не грусти. Ребята, а давайте мы с вами сделаем для осени подарок , порадуем Осень ! Осень , мы твои листочки выполним в цвете, и тебе понравится.

Воспитатель : Сейчас, ребята, садитесь на свои места, и мы приступим к работе.

Посмотрите на свои рабочие места, на столе у вас лежат : коврики для творчества, доска для работы с пластилином , шаблоны листьев, пластилин .

Итак, сегодня мы с вами сделаем наши листики в цвете с помощью пластилина . А называется такой прием работы пластилинография .

Воспитатель : Ребята, а что такое пластилинография .

Дети : Пластилинография – это рисование пластилином , и разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду.

Воспитатель : Правильно, ребята, рисование пластилином развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую вашу деятельность

Воспитатель : А давайте, вспомним, какие работы в технике - пластилинография мы с вами сделали ?

Дети : (перечисляют - «Осенние листья » , «Елочные шарики» , «Пасхальные яйца» , «Красивые бабочки» , «Грибы» и т. д.)

Воспитатель : давайте, с вами раскрасим пластилином разноцветные листья для деревьев. Для того, чтобы нам раскрасить листики, нам понадобится пластилин и шаблон листика . Для начала мы берем в руки листик и пластилин , придавливаем пластилин к шаблону и пальцем размазываем до тех пор, пока он не покроет небольшую часть листика. Далее продолжаем также : берем шарик из пластилина придавливаем его к шаблону и размазываем его до тех пор, пока пластилин не покроет оставшуюся часть листика. Продолжаем, работать до тех пор, пока весь листик не будет покрыт пластилином .

(Дети вместе с воспитателем выполняют работу)

Воспитатель : Вот и готовы наши листики, посмотри, Осень , мы старались для тебя, чтобы ты не огорчалась.

Осень : Ребята, давайте, развесим наши листики каждый на свое дерево, только не перепутайте, хорошо?

Итог занятия :

Воспитатель : Ребята, у кого березовые листики, давайте повесим на березу, у кого дубовые повесим на дуб, у кого кленовые, повесим на клен.
Сюрпризный момент.

Осень : Спасибо, вам ребята за такие красивые листики! И за помощь, спасибо. Примите от меня подарки. В каждой конфете спрятано яркое осеннее настроение , солнечные денечки и веселые песни перелетных птиц.

Воспитатель : Ребята, давайте, проводим нашу гостью . До свидания, Осень .

Осень : До свидания!

Бутдаева Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель дошкольной группы №9
Учебное заведение: МБДОУ № 211
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективное планирование по пластилинографии для подготовительной группы
Дата публикации: 09.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Перспективное планирование по

пластилинографии для подготовительной группы

1-2 недели

Тема: «Листья кружатся»

Цель:
ознакомить детей с техникой пластилинографии: контурной и мозаичной, осваивать навыки работы с пластилином: скатывание длинных колбасок и выкладывание их по контуру; скатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространство выделенное контуром. Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.) Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.) Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.) Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)
3-4 недели

Тема: «Урожай собирай и на зиму запасай!»

Цель:
Учить создавать изображение фруктов и овощей на плоскости с помощью пластилина, познакомить с понятием – натюрморт; закреплять приемы работы в технике «пластилинография»: отщипывание, раскатывание, придавливание. Развивать мелкую моторику пальцев, координацию речи с движением, глазомер, сенсорную сферу, внимание, фантазию, эстетическое восприятие. Расширять знания детей об овощах и фруктах их пользе для здоровья человека; воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Пальчиковая гимнастика «Овощи – фрукты»
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.) Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.) Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох? Наш зелёный огород(Хлопают в ладоши.) Нас прокормит целый год.
Ноябрь

1-2 недели

Тема: «Грибы-грибочки выросли в лесочке»

Цель:
продолжать знакомитьдетей с техникой пластилинографии; формировать у детей обобщенное понятие о грибах; уметь передавать их природные особенности, цвет; напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывание длинных колбасок и выкладывание их по контуру; скатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространство выделенное контуром. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе.
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу. Мы идем грибы искать. Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику, Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца. Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел.
3-4 недели

Тема: «Волшебные зонтики!»

Цель:
учить создавать цветное изображение «зонта» на плоскости при помощи пластилина; закреплять умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами. Побуждать в самостоятельном выборе цвета, сочетании красок. Развивать фантазию, глазомер, мышление, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать интерес к пластилинографии.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, Дождик, поливай (на каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучите по столу, изображая дождь), Будет хлеба каравай (указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке). Будут булки Будут сушки, Будут пряники, Ватрушки. (перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибайте остальные пальчики на левой руке
Декабрь

1-2 недели

Тема: «Снеговик
,
снеговик, Он не мал и не велик»

Цель:
продолжать осваивать навыки мозаичной пластилинографии - скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхно сти, заполняя поверхно сть изображаемого о б ъ е к т а, соответствующего цвета, слегка прижать. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании. Развивать мелкую моторику. Формировать умение испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки.
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Наши ручки замерзают. Кулачки крепко прижать друг к другу Поиграем – ка немножко Разжать кулачки, хлопать в ладони. Да похлопаем в ладошки. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Пальчики, чтоб их согреть, Прижать ладони друг к другу, тереть Сильно надо растереть. ладонь о ладонь. Пальчики мы согреваем, Их сжимаем – разжимаем! Греем руки круговыми движениями, сжимаем и разжимаем кулачки.
3-4 недели

Тема: «Игрушка новогодняя»

Цель:
Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. продолжать осваивать навыки мозаичной пластилинографии - скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхно сти, заполняя поверхно сть изображаемого о б ъ е к т а, соответствующего цвета, слегка прижать. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика.
Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»
Здравствуй, Дедушка Мороз! Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза. Что в подарок нам принёс? Руки вперёд ладонями вверх Громкие хлопушки, Хлопнуть в ладоши. Сладости, игрушки. Вертим кистями.
Январь

1-2 недели
каникулы
3-4 недели

Тема: «Волшебная снежинка»

Цель:
Учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина. Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание. Расширять знания о природных явлениях, фантазию, общую и мелкую моторику. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов.
Пальчиковая гимнастика «Снег»
Снег зимой летает опускаем руки ладонями вниз, шевелим пальцами Тихо отдыхает. сжимаем и разжимаем пальцы рук
Я его жалею и в ладонях грею. Одна ладонь накрывает другую- «лепим снежок», дуем на руки
Февраль

1-2 недели

Тема: «Сердечки»

Цель:
Познакомить с обратной пластилинографией (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура), использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т.д.) Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук
.

Пальчиковая гимнастика «Семья»
Раз, два, три, четыре! хлопают в ладоши Кто живет в моей квартире? Раз, два, три, четыре, пять! хлопают в ладоши Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я поочередное поглаживание- Вот и вся моя семья! массаж всех десяти пальцев
3-4 недели

Тема: «Кораблик для папы»

Цель:
Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Учить создавать на плоскости полуобъемный объект – «кораблик», сочетая разные приемы техники – пластилинографии. Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины; закреплять знания о российской армии, развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении.
Пальчиковая гимнастика «Защитники Отечества»
Пальцы эти – все бойцы. Растопырить пальцы на обеих руках, Удалые молодцы. потом сжать их в кулак. Два больших и крепких малых Приподнять два больших пальца, И солдат в боях бывалых. другие крепко прижать к столу. Два гвардейца – храбреца! Приподнять указательные пальцы, Два сметливых молодца! другие крепко прижать к столу. Два героя безымянных, Приподнять средние пальцы, Но в работе очень рьяных! другие крепко прижать к столу. Два мизинца – коротышки – Приподнять безымянные пальцы, Очень славные мальчишки! другие крепко прижать к столу. Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу.
Март

1-2 недели

Тема: «Блюдце и чашка»

Цель:
Учить изображать на плоскости предмет чайной посуды – «чашка, блюдце», упражнять детей в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – контурной пластилинографии; закрепить представление о посуде. Учить описывать предмет посуды, опираясь на характерные признаки; развивать у детей чувство композиции, цвета, эстетический вкус, общую и мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение детей к посуде, культурно-гигиенические навыки, правила культурного поведения.
Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Раз, два, три, четыре, Удары кулачками др. о друга. Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой. Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Загибают пальчики, Мы посуду перемыли: начиная с большого. Только чашку мы разбили, Одна ладонь скользит по другой. Ковшик тоже развалился, Загибают пальчики, Нос у чайника отбился. начиная с большого. Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали. Удары кулачками др. о друга.
3-4 недели

Тема: «Ромашки»

Цель:
Учить передавать форму предмета и природные особенности растения посредством пластилина. Закреплять навыки работы с пластилином: отщипывание, скатывание пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, умение не выходить за контур изображения; развивать мелкую моторику, глазомер, цветовосприятие, эстетический вкус. Воспитывать познавательный интерес к природе, расширять знания о полевых цветах
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Ромашки белые цветки – Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка». Как пальцы маленькой руки. И вот слетаются жуки Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному. Считать ромашки лепестки.
Апрель

1-2 недели

Тема: «Пасхальное яйцо»

Цель:
Учить создавать выразительный образ предмета – «пасхального яйца», посредством передачи объёма, цвета, украшений. Формировать знания детей о традициях праздника, познакомить с историей и значением символов Пасхи; познакомить с новым видом пластилинографии – многослойная; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать фантазию, сенсорную сферу; воспитывать любознательность, интерес русской истории.
Пальчиковая гимнастика «Грачи»
Мы лепили куличи. «Лепить пирожок» Прилетели к нам грачи. «Помахать крыльями»
Первый грач испек пирог, Загибать пальчики по очереди А второй ему помог. на одной руке. Третий грач накрыл на стол, А четвертый вымыл пол, Пятый долго не зевал И пирог у них склевал. Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальчики на другой руке. Выходи грачей считать.
3-4 недели

Тема: «Бабочка красавица!»

Цель:
Учить изображать на горизонтальной плоскости природный объект - «бабочку». Закреплять умения и навыки в работе с пластилином - отщипывать, скатывать между пальцами колбаски, шарики, упражнять в способе многослойной пластилинографии. Развивать творче ское воображение, фантазию, внимание, общую и мелкую моторику пальцев рук; расширять знания о насекомых, воспитывать бережное отношение к природе.
Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
Ах, красавица какая- Эта бабочка большая! Над цветами полетала- И мгновенно вдруг пропала. Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы. Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.
Май

1-2 недели

Тема: «Подсолнух – солнечный цветок!»

Цель:
Учить «рисовать» пластилином «подсолнух», создавая объект на горизонтальной плоскости. Закреплять умение, используя цветовую гамму и знакомые приемы лепки, точно передавать характерные особенности цветка; развивать внимание, память, эстетическое восприятие, общую и мелкую моторику рук; расширять знания детей о значении подсолнуха, воспитывать любовь к природе.
Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»
У подсолнуха ладонь о-го-го! показать левую ладонь Сто семян в ладони щедрой у него постучать пальцами В тесноте, да не в обиде все сидят, сжать ладони в плотный кулак С ясным солнышком о лете говорят. поднять обе руки наверх, растопырить пальчики
Оформление

выставки

«Пластилиновые

чудеса»

-
галерея лучших детских работ.

Конспект НОД по художественному творчеству в

подготовительной группы

«Золотая рыбка» (пластилинография)

Программное содержание:

1. Добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа посредством включения в его оформление бросового материала.

2. Формировать умение изображать фигуры способом пластилинографии на плоскости, создавая изображение в полуобъёме.

3. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

4. Воспитывать интерес к произведениям А. С. Пушкина.

Предварительная работа:

1. Дид. игры «Кто, где живет?», «Собери картинку».

2. Прослушивание музыкальной записи «Аквариум». Имитация под звуки движений рыбок.

3. Чтение сказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».

4. Рассматривание иллюстраций и рисунков к сказкам А. С. Пушкина.

Оборудование и материалы: портрет А. С. Пушкина, выставка книг, рисунки к сказкам А. С. Пушкина, плотный картон голубого цвета с изображением волн и силуэтом рыбки, набор пластилина, стека, салфетка для рук, дощечки для лепки на каждого ребенка.

Активизация словаря: золотая рыбка, волшебная, чешуя, переливается, блестит, играет на солнышке.

Методика проведения:

Воспитатель : Посмотрите ребята, сегодня к нам в гости приплыла рыбка. Рыбка не простая, а золотая, приплыла она из сказочной страны. А чтобы узнать из какой сказки рыбка, послушайте стихотворение:

Жил старик со своею старухой,

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

(Из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

Воспитатель: Правильно, молодцы! А вы знаете, кто написал эту сказку?

Дети : А. С. Пушкин.

Воспитатель : Ой, ребята послушайте, рыбка нам, что-то говорит.

Рыбка: Я рыбка не простая, а золотая, волшебная и приплыла из сказочной страны. Из страны сказок А. С. Пушкина – великого русского поэта. Александр Сергеевич родился в городе Москве, воспитывался в литературной среде. Отец имел большую библиотеку, а дядя писал стихи. Няня поэта Арина Родионовна, очень много рассказывала ему сказок, они ему так нравились, что впоследствии он переложил их на стихи, чтобы их могли услышать, и вы ребята.

Воспитатель: Рыбка, а наши дети хорошо знакомы со сказками великого русского поэта А. С. Пушкина. Вот послушай (читает ребенок):

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

Из какой сказки эти слова? («Сказка о царе Салтане»)

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!»

(«Сказка о золотом Петушке»)

Жил был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

(«Сказка о попе и его работнике Балде»)

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Воспитатель : Молодцы, много сказок знаете! А кто может мне сказать, почему золотая рыбка в сказке могла исполнять желания?

Дети : Она волшебная, умела делать чудеса.

Воспитатель : А, те рыбки, которых мы видим в аквариуме, или в другом водоеме могут выполнять желания? (Нет)

Воспитатель : Скажите, а почему А. С. назвал свою рыбку золотой?

Дети : Она переливается, блестит, она волшебная.

Воспитатель : Чешуя, которая покрывает туловище рыбки крупная, блестит, играет на солнышке, словно золотая.

Рыбка золотая, весело играя,

Блещет чешуей под речной волной.

Воспитатель: Вы правильно заметили, что в сказке рыбка не простая, она – волшебная. Любое желание может исполнять. Подумайте, о чем бы вы попросили золотую рыбку, если бы вам удалось с ней встретиться?

(Ответы детей).

Воспитатель : Но все же, какой бы ни была волшебницей рыбка, без чего она, как и обычная рыбка, не смогла бы жить?

Дети : Рыбки не могут жить без воды.

Воспитатель: Верно, поэтому Золотая рыбка предлагает поплавать с ней в водоеме.

Похожие публикации