Сценарий мероприятия на правовую тематику в школе. Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию подростков

Программное содержание:

  • В интересной и занимательной форме знакомить детей с основами человеческих прав, отражённых во «Всемирной декларации прав человека», развивать способность анализировать действия, поступки героев сказок.
  • Уточнить знания детей об их гражданских правах и обязанностях.
  • Закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка.
  • Развивать индивидуальные способности детей к творческой, речевой деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Развивать творческие способности детей в драматизации сюжетов сказки и ситуаций из реальной жизни.
  • Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.
  • Воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Словарная работа: «Конвенция о правах ребёнка», неприкосновенность, жюри, права, обязанности, девиз.

Материал: Конверт, в котором находится свидетельство о рождении. Мешочек, в котором находится «сердечко». «Букварь», домик, иллюстрации к сказкам, ножницы, трафареты – символы: красные сердечки, эмблемы команд: «солнышко» и «капелька», ручки, ТСО.

Предварительная работа: Беседа с детьми о правах, знакомство с символами прав. Рассматривание дидактического материала «Мои права» (дошкольникам о правах и обязанностях). Чтение художественной литературы К.И.Чуковский «Доктор Айболит», «Бармалей», «Тараканище», «Муха — цокотуха». Мамин – Сибиряк «Серенькая шейка». Русские народные сказки «Маша и медведь», «Морозко», «Гуси — лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Золушка».

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку «Вместе весело шагать», становятся полукругом. Коммуникативная игра «Добрый день».

Мы с вами познакомились с одним замечательным документом, который защищает права ребёнка. Кто помнит, как он называется?

Дети: «Конвенция о правах ребёнка».

С самого рождения дети имеют права. Какие же это права? (ответы детей).

В современном мире каждый человек должен знать свои права и вы, дети, в том числе. Соблюдать их и не нарушать.

Сегодня у нас не совсем обычное занятие, необычное потому, что оно будет проходить в виде викторины – конкурса на тему: «Я имею право».

Вам будут даны задания, вопросы. Отвечать на вопросы надо чётко, быстро и громко. Вы будете соревноваться по командам. У нас будет две команды: «Солнышко» и «Капелька».

Жюри будет оценивать ваши ответы, и после выполнения заданий будут вручаться символы — «сердечки». В конце конкурса – викторины жюри подсчитает у каждой команды «сердечки» и мы узнаем победителя.

Жюри просим занять свои места.

А теперь прошу команды занять свои места.

I – команда: «Солнышко».

Почему вы выбрали себе такое название?

«Солнышко ласкает и обогревает, всем в жизни помогает».

Наш девиз: «Есть права и у меня, хоть я маленький пока».

Кто у вас капитан? (Ответы детей).

II – команда: «Капелька».

А вы, почему выбрали такое название?

«Капелька это вода, а вода для жизни всем нужна».

Наш девиз: «Права детей не нарушать, их надо соблюдать».

А у вас кто капитан?

Итак, приступаем к выполнению заданий.

I задание: «Сказка, сказка, помоги о правах нам расскажи».

Внимание на экран. Вы увидите эпизоды из сказок. Нужно назвать сказку, и какое право в ней нарушено.

а) Сказка «Красная шапочка» (нарушено право на жизнь, нарушил это право волк). За правильный ответ вручается символ «сердечко».

б) Сказка «Теремок» (медведь нарушил право на жильё). За правильный ответ вручается символ «сердечко».

в) Сказка «Морозко» (мачеха нарушила право на любовь и заботу родителей, право на непосильный труд).

г) Сказка «Гуси — лебеди» (право на неприкосновенность нарушили гуси).

С этим заданием команды справились.

II задание: «Волшебный сундучок» (вношу под музыку).

У меня в руках волшебный сундучок, давайте откроем его и посмотрим, что внутри.

а) Конверт – в нём находится документ, который закрепляет ваше право на имя с момента вашего рождения. Что это за документ? (команды совещаются и отвечают – свидетельство о рождении). Достаю из сундучка и показываю свидетельство о рождении. Команда, которая ответила первой, получает «сердечко».

б) А ещё здесь есть «волшебный мешочек». Что же в нём находится?

Достаю и показываю «сердечко».

Какое право может обозначать сердце? (право на любовь и заботу родителей).

Что значит забота? Кто заботится о вас?

в) Показываю «букварь». Узнаёте эту книгу? О каком праве, она напоминает? (о праве на образование). Почему это право необходимо?

За правильный ответ команде «сердечко».

г) В сундучке есть ещё один предмет. Достаю и показываю домик. Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? О каком праве, он напоминает? (Право на жилище, на уютный и тёплый дом).

За правильный ответ команде «сердечко».

III задание: «Домашнее задание» (Сценки, проблемные ситуации).

Команда «Капелька»: «Айболит и Бармалей»

Айболит лечит зверей. Вбегает Бармалей пугает зверей, хватает доктора Айболита и привязывает его к пальме. Звери просят пожалеть их, отпустить доктора Айболита, чтобы он их полечил. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).

Команда «Солнышко»: Семья готовится обедать.

Родители накрывают на стол, дети играют. Родители говорят детям, чтобы они шли обедать, дети играют. Папа берёт детей за руки и тащит их. Дети не хотят идти, он их наказывает, ставит в угол. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).

IV задание: «Чья команда дружней и быстрей справится с заданием».

Даю картинки: иллюстрации из сказок. Написать, кто нарушил право, и кто его восстановил.

Какое право нарушено дети говорят устно.

«Собери картинку»: собрать из частей право и назвать его.

Чья команда быстрее выполнит задание, получит «сердечко».

Жюри подсчитывает количество «сердечек» у каждой команды. Определяем победителей, выясняем, что победила «дружба». Жюри вручает каждой команде коробочки конфет сердечком.

Итог: Играя, с помощью заданий мы закрепили ваши права. Каждый из вас теперь хорошо знает свои права и никогда их не нарушит. Когда вы вырастите и будите взрослыми, помните, что все люди и маленькие, и большие имеют свои права.

Викторина – конкурс завершается под песню «Солнечный круг».

Внеклассное мероприятие

«Имею право, но обязан»

Цель : - воспитание правовой грамотности учащихся

Учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;

Формировать коммуникативные умения школьников.

Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

На классный час приглашены представители правоохранительных органов, которые оценивают ответы учащихся.

I. Круглый стол: На доске вывешены таблички с определениями:

Права Обязанности Долг Ответственность Свобода

Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.

Права - возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности - это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг - поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? -

Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 - 2010гг. - Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

Права школьника .

  • право на бесплатное образование
  • право на получение дополнительного образования
  • право на охрану жизни и здоровья
  • право свободы выражения своих убеждений
  • право посещать мероприятия
  • право на защиту
  • право на отдых
  • право пользоваться библиотекой
  • право избирать и быть избранным
  • право на обучение по индивидуальным программам
  • право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника :

  • добросовестно учиться
  • беречь школьное имущество
  • уважать учащихся и работников школы
  • выполнять устав школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка.

Права и обязанности гражданина

Перечень с надписями прав ребенка:

  • Право на жизнь.
  • Право на имя при рождении.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право на индивидуальность.
  • Право свободно выражать свои взгляды.
  • Право на специальную охрану и защиту.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Обязанности

  • Защищать свое Отечество
  • Соблюдать законы
  • Охранять природу
  • Платить налоги

Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)

Задание: Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

- Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? (карточка №1).

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА - это :

  • возможность делать все, что хочешь
  • независимость от кого-то
  • отсутствие стеснения, ограничений
  • возможность выбора
  • право делать все, что не вредит другим

итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

Скажите, какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса?

Сценка из школьной жизни

Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку импровизированно

Командир :- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика, Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна : Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня :-Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель :-Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник : - Он подставил мне подножку.

Серёжа : - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Конкурс. Ситуации.

Ситуация 1.

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.

Ситуация 2.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан - это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении - постановка на учет в ИДН.

Ситуация 3.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).

Кроссворд

По горизонтали:

1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 -летнего возраста.

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

По вертикали:

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.

(На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду.)

Ответы кроссворда

Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.

Права литературных героев

  1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
  2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
  3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
  4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
  5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
  6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).

Конкурс «Разомнись-ка!»

Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.

- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).

- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)

- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство)

Конкурс «Угадай-ка!»

Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

Конкурс. “Песня о правах”.

Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.

  1. “В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
  2. “Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).
  3. “Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)
  4. “Может знает лес” (право на жизнь. Расторгуев, Княжинская).
  5. “ На крутом бережку” (право на отдых).
  6. “Наташка-первоклашка” (право на образование).
  7. “Я служу России” (обязанность встать на воинский учет. Хворостян).

Приложение архив

А сейчас вы услышите шуточные загадки правового характера:

1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…. (свободное передвижение)

2. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушили его право на …. (неприкосновенность жилища)

3. Балда из сказки А. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …. (труд)

4. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …. (владение имуществом)

5. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …. (жизнь и личную неприкосновенность)

6. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)

7. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

8. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)

9. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)

10. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)

11. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)

Выберите правильный ответ.
1.Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка?

А) Ф.М. Достоевскому +
б) А.П. Чехову
в) А.М. Горькому

2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?
а) 1948 г.
б) 1959 г. +
в) 1966 г.

3. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?
а) 1968 г.
б) 1982 г.
в) 1989 г. +

4. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?
а) таких различий нет +
(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы/, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)
б) национальная принадлежность
в) состояние здоровья

5. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?
а) педагоги
б) родители +
(Согласно статье 18 родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь.)
в) члены правительства

6. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
а) на благотворительные организации
б) на иностранных спонсоров
в) на государство +
(Согласно статье 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.)

7. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках
б) может мешать образованию и вредить здоровью +
(Согласно статье 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.)
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка

8. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них:
а) чувства страха перед наказанием
б) осторожности в реализации своих желаний
в) чувства достоинства и значимости + (Согласно статье 40 ребенок, нарушивший, как считается, закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.)

9. ООН считает человека ребенком от рождения до:

а) 16 лет
б) 18 лет +
(Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)
в) 19 лет

Подведение итогов классного часа

После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос:

  • как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.

(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)

  • чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
  • заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
  • уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

Представители закона вручают каждому визитку - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести».

Литература

1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Комментарий к статьям 5 и 6. - М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997.

2. Европейская конвенция о защите прав человека, 2001.

3. Европейская социальная хартия. Информационный центр Совета Европы по правам человека. 2000.

4. Декларация и программа действий в области культуры мира. Информационный центр ООН, Весь Мир. М.: 1999.

6. Международные акты о правах человека. Сборник документов. «ИНФРА-М - НОРМА», М.: 2000. - 784 c.

7. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА

8 http:// festival.1september.ru /authors/ 103- 879-569

9. http://festival.1september.ru/authors/ 102-693-623

10.Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230-239.

www.koipkro.kostroma.ru/.../Игра- викторина %20Большакова.doc


Внеклассное мероприятие по праву "Но вечный выше вас закон"

Учитель истории

МБОУ «Шигалинская ООШ» Урмарского района

Цель игры: воспитание правовой культуры школьников.

Задачи игры:

· расширение правовых знаний, знаний о государстве, праве, правах человека;

· развитие творческого мышления;

· формирование навыков практического использования знаний.

Подготовительный этап:

Формируются две команды из разных классов.

Командам дается задание:

1) выбрать капитана;

2) придумать название команды, девиз, эмблему (3 балла);

3) приветствие команды в адрес команды-соперницы.

Ход мероприятия

Ведущий: Декабрь месяц богат важными событиями: 4 декабря выборы в Государственную Думу РФ, 10 декабря - день прав человека. 12 декабря – День Конституции. Она прията в 1993 году. Конституция – основной закон государства. Множество других законов и правовых актов подчиняются Конституции. Права каждого человека на Земле призвана защищать организация, созданная в 1945 году – ООН – Организация Объединенных Наций. ООН приняла множество международных документов «Всеобщая Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.) Но у каждого человека есть не только права, но и обязанности.

Речь в нашем конкурсе пойдет о правах и обязанностях, об основном законе нашей страны. Пройдя все конкурсы достойно, команда победительница получит приз.

В нашей игре участвуют две команды. Познакомимся с командами (представление команд).

Начнем игру с блицопроса для капитанов команд .

Вопросы для капитана первой команды.

1.Кто избирает депутатов Государственной Думы? (Граждане РФ)

3.В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ребенком признается человек в возрасте до? ( До18 лет)

4.Как называется богиня правосудия? (Фемида)

5.Сколько депутатов в Госдуме? (450)

Вопросы для капитана второй команды.

1.В каком году была принята первая Конституция СССР? (в 1924 году)

2.Назовите количество субъектов РФ после образования в 2005 году Пермского края? (8 8 )

3.Кто является источником власти? (Народ)

4.Как называется малая группа, основанная на отношениях между мужем и женой? (Семья)

5.Что держит в руках богиня правосудия? (Весы и меч)

Конкурс 1. Права человека

Определить, какое право сказочного героя нарушено и закончить фразу. За каждую правильно законченную фразу командам начисляется 1балл. Время выполнения задания 3 минуты.

1. Схватив крысу Шушару за хвост, Буратино нарушил её …..(право на личную неприкосновенность.)

2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим …(правом на получение бесплатного образования.)

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было ….(право пользоваться учреждениями культуры.)

4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино иметь ….(имущество в собственности .)

5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его …(право на неприкосновенность жилища.)

6. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались ….(правом уехать из своей страны и вернуться на родину. )

Конкурс 2. Корыстные преступления

Команды получают контрольные листы с таблицей, в первой колонке которой приведены описание корыстных преступлений, т. е. преступлений против собственности. Во второй необходимо написать, к какому виду преступлений относится данное правонарушение, т. е. квалифицировать его. Время на выполнение задания – 3 минуты. За каждый правильный ответ -1б.

Задание

Ответ

Схватил шапку с головы прохожего и скрылся

Грабеж

Залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку

Кража

Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения

Разбой

В автобусе залез пассажиру в карман

Кража

Вскрыл чужой автомобиль и забрал автомагнитолу

Кража

Вовлёк в азартную уличную игру и путём обмана обыграл

Мошенничество

Затащил мальчика в раздевалку и потребовал, чтобы тот принёс ему на следующий день 100 рублей

Вымогательство

Взял взаймы 100 рублей, пообещав через месяц вернуть 120 рублей, но деньги так и не вернул

Мошенничество

Конкурс 3. Обстоятельства совершения преступления

Команды получают карточки, на которых указаны обстоятельства совершения преступления.

Необходимо квалифицировать обстоятельства преступления на:

1. Смягчающие обстоятельства;

2. Отягчающие обстоятельства;

3. Не влияющие на наказание обстоятельства.

Время – 4 минуты, правильный ответ – 0,5 балла.

1. Оскорбил, но публично попросил прощения.

2. Украл во время землетрясения.

3. Отнимал мелкие деньги, не зная, что это грабёж.

4. Защищаясь от пьяного хулигана, столкнул его под проходящий поезд.

5. Залез в чужую квартиру, потому что взрослые пригрозили расправой.

6. Четверо договорились и обокрали склад магазина.

7. В нетрезвом состоянии приставал к гражданам.

8. После задержания помог следствию раскрыть преступление и задержать своих сообщников.

9. На суде, будучи подсудимым, назвал участником драки того, кто на самом деле драться отказался.

10. Не знал, что данное заранее обещание хранить краденое является соучастием в преступлении.

11. Явился с повинной и рассказал о совершенном преступлении.

12.Сразу после нанесения телесных повреждений сам оказал пострадавшему первую медицинскую помощь.

13. Сыграл особо активную роль в совершении преступления.

14. Повторно совершил преступление, за которое уже отбывал наказание.

Ответ

Смягчающие обстоятельства: 1,4,5,8,11,12.

Отягчающие обстоятельства:2,6,7,13,14.

Не влияющие на наказание обстоятельства:3,9,10.

Конкурс 4. Вставь слово

Командам раздаются карточки с отрывком из оды «Вольность» . Необходимо вставить пропущенные слова. Время выполнения – 2 минуты.

Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

Мощных сочетанье;

Где всем простерт их твёрдый щит,

Где сжатый верными руками

Граждан над равными главами

Их меч без выбора скользит «…..»

Владыки! вам венец и трон

Даёт ___________- а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас__________.

Правильный ответ оценивается в 2 балла.

Конкурс 5 «Черный ящик»:

(Нужно угадать, что находится в ящике. Правильный ответ – 5 б).

1. В ящике находится то, что в переводе с латинского означает: «установление, устройство» (Конституция) .

Музыкальная пауза.

Конкурс 6 . Прав ли судья?

Дана правовая ситуация. Вопрос: Было ли нарушено право на справедливое ведение процесса? Свой ответ поясните. Время выполнения 4 минуты. Правильный ответ – 3 балла.

Известную актрису Василису Прекрасную задержали в магазине за кражу золотых изделий. Все документы по делу вместе с обвинительным заключением были переданы в суд. Данным делом сразу заинтересовались пресса и телевидение. На судебном заседании присутствовала толпа журналистов. Судья давал интервью газетам, радио - и телекомпаниям, называя Василису Прекрасную преступницей и обещая вынести ей суровое наказание, которое станет предупреждением для тех, кто ворует в магазинах. Было ли нарушено право на справедливое ведение процесса? Свой ответ поясните.

Ответ. В данном случае был нарушен принцип презумпции невиновности. Обвиняемая считается невиновной до тех пор, пока суд не вынесет решение о виновности. Судья не имел права до оглашения приговора называть Василису Прекрасную преступницей.

Конкурс 7. Форма правления

Командам раздаются карточки, на которых напечатан отрывок из работы древнеримского юриста Ульпиана Домиция «О праве и исполнении законов». Ответить на вопрос: Идеологом какой формы правления был автор этой работы? Время выцполнения – 1 минута. Правильный ответ – 2 балла.

«Принцепс свободен от (соблюдения) законов. То, что решил принцепс, имеет силу закона, так как народ посредством царского закона, принятого по поводу высшей власти принцепса, предоставил принцепсу всю свою высшую власть и мошь… Таким образом, то, что император постановил путем письма и подписи или предписал, исследовал дело, или вообще высказывал, или предписал посредством эдикта, как известно, является законом.»

Ответ. Ульпиан Домиций был идеологом абсолютной монархии.

Конкурс 8. Субъекты Российской Федерации

Команды получают карточки с названиями субъектов РФ. В названиях ряда субъектов: республик, краев, областей допущены ошибки. Необходимо отобрать карточки, в которых названия субъектов РФ написаны правильно.

Время выполнения – 3 минуты. Правильный ответ – 0,5 балла, за неправильный ответ вычитается – 0,5 балла

1. Республика Кубань

2. Республика Корякия

3. Республика Алтай

4. Республика Осетия

5. Республика Северный Кавказ

7. Республика Коми

8. Черноморский край

11. Дальневосточный край

13. Красноярская область

14. Хабаровская область.

18. Санкт-Петербургская область

Ответ. 3,6,7,10,12,15,16,17,19,20

Республика Алтай

Республика Тыва

Красноярский край

Приморский край

Архангельская область

Читинская область

Амурская область

Московская область

Свердловская область.

Конкурс 9. Свобода выбора религии (совести)

Команды получают листы с описанием правовой ситуации и вопрос, на который необходимо ответить письменно. За правильный ответ команда получает 4 балла.

Правовая ситуация. Ответить на вопрос: Были ли нарушены права человека? Поясните ответ. Время выполнения 4 минуты. Правильный ответ – 4 балла.

Пятнадцатилетний Павел не верил в бога. А его родители считали, что каждый должен ходить в церковь, молиться и знать Библию. Родители заставили Павла ходить в воскресную школу при церкви. Были ли в данном случае нарушены права человека? Свой ответ поясните.

Ответ. В данном случае нет ограничения или нарушения прав человека. Правом на свободу выбора религии обладают только взрослые. Государство уважает право родителей на создание условий для религиозного воспитания. Павел должен будет ходить на занятия в воскресную школу до своего 16 - летия, т. е. пока он находится под опекой родителей.

Конкурс 10. Афоризмы

Даны наборы карточек, на каждой из которых написаны по одному слову. Нужно так расположить их, чтобы можно было прочитать высказывания известных людей. Время – 5 минут.

Собрать слова так, чтобы получились высказывания известных людей.

законов, чтобы, создавайте, следите, немного, соблюдались, тем, но, за, они.

Ответ. «Создавайте немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались» (Джон Локк»).

Конкурс 11. Конституция

Правильный ответ - 1б.:

1. Когда в нашей стране была принята последняя Конституция РФ ? (12 декабря 1993 года)

2. Кто, согласно Конституции, является Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил России? (Президент)

3. Как называется основной закон государства? (Конституция)

4. Назовите основные символы государства (Флаг, гимн, герб)

5. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой (Конституция)

6. Чем по государственному устройству является Россия (Федерацией)

7. Кто является гарантом Конституции РФ (Президент)

8. В каком году создана ООН? С какой целью? Расшифруйте аббревиатуру . (В 1945 году. Организация Объединенных Наций, защищать права человека).

Подведение итогов, вручение призов.

Использованная литература:

1. Антонов права человека. – М: Вита-Пресс, 1996. – 31 с.

2. ; Каширцева права. – М: Вита-Пресс, 2001. – 63 с.

3. Драхлер. Граждановедение. (Вопросы к олимпиаде). – М.: Владос-Пресс, 2001. – 192 с.

6. Никитин и политика: Учебное пособие для 9 класса . – М.: Просвещение, 2000. – 191 с.

Учитель высшей категории

обществознания и права,

социальный педагог,

"Отличник образования РБ»

Петрова Т.Ю.

МБОУ СОШ № 132

Демского района ГО г.Уфа

Внеклассное мероприятие по праву

Игра « Правовой ринг»

Цели внеклассного мероприятия :

1.Формирование правовой культуры школьников;

2.Изучение основных международных документов по правам детей (Декларации и Конвенции о правах ребенка);

3.Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Оснащение: компьютер, презентация с заданиями, бумага для записей, ручки

Оформление: Изображение на сцене Фемиды - богини правосудия

В игре принимают участие команды по 6-8 человек от 9-11 классов

В ходе подготовки к игре:

1.Выбрать капитана команды;

2. Подготовить домашнее задание:

Изучить Конвенцию о правах ребенка;

Приготовиться к аукциону пословиц и поговорок о праве и законе

Ход мероприятия:

Ведущий. В школе в декабре месяце ежегодно проходит правовая неделя, которая приурочена к всемирному Дню прав. Во время правовой недели одним из традиционных мероприятий является «Правовой ринг», в ходе которого можно узнать много нового о способах защиты своих прав, о своих правах, о международных документах, в которых содержаться основные права детей, повысить свою правовую культуру.

Идет приветствие команд и представление жюри

Разминка. Командам предлагается ответить на вопросы разминки

1. В каких документах в РФ содержаться права детей?

2.Какие международные документы защищают права детей?

3. Когда были приняты эти документы?

4. Какие права ребенка закрепляют эти документы?

5. Кто обязан защищать права детей и подростков?

Конкурс 1 «Шифровка»

Командам раздаются по одной статье Конвенции о правах ребенка, бумага, фломастеры. Нужно «зашифровать» статью так, чтобы соперники могли угадать содержание этой статьи, затем рисунки передаются другой команде и идет расшифровка содержания. Время выполнения задания 5 минут. За интересную «зашифровку» и «расшифровку» команды получают по 1 баллу.

Ст. 17 Право на доступ к информации

Ст.20 Право ребенка, временно или постоянно лишенного своего семейного окружения, на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Ст. Право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу.

Во время конкурса болельщики отвечают на вопросы ведущего:

    Кто изображен на рисунке, который расположен на сцене зала? (Фемида)

    У неё завязаны глаза (судит беспристрастно)

    Зачем ей весы? (уравновешивает добро и зло)

    Ей меч? (за преступление наступает наказание)

Конкурс 2 «Права человека»

Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, в которых упомянуты различные сказочные герои. Необходимо определить какое право сказочного персонажа нарушено и дописать его в продолжение фразы. При этом руководствоваться команды должны положениями «Всеобщей декларации прав человека». Время на размышление – 3 минуты. За каждую правильно законченную фразу команда получает 0,5 балла. Всего предлагается 6 таких фраз. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла.

    Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом _________ (на свободное передвижение).

    Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право ______________ (на личную неприкосновенность).

    Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право _________ (на неприкосновенность жилища).

    Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом __________ (на труд).

    Иван-царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право _______ (на владение имуществом).

    В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Иван-царевича, нарушив тем самым его право __________ (на жизнь и личную неприкосновенность).

Во время конкурса проводится литературно-правовая викторина с болельщиками, которые за каждый правильный ответ получают 1 балл.

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

2.Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста. Ст.1.)

3. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Статью 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)

4 Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)

5. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)

6. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».)

7. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

8. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Барон Мюнхаузен, Капитан Врунгель, «Кот в сапогах»)

Конкурс 3. « Лестница возрастов»

Команды выполняют письменно задание, выбирая из предложенного ряда соответствующий возраст. Время выполнения задания 3 минуты. За каждый правильный ответ команды получают 1б. Максимальное количество баллов в данном конкурсе 10б.

1. Во сколько лет можно пойти учиться в 1 класс(6-7)

2. Во сколько лет наступает правоспособность (с рождения)

3. Во сколько лет наступает дееспособность (18)

4. Во сколько уходят на пенсию по старости(55-60)

5.Во сколько лет можно участвовать в выборах (18)

6. Во сколько лет можно стать депутатом(21)

7. Во сколько лет можно стать судьей(25)

8. Во сколько лет можно стать президентом(35)

9. Во сколько лет начинаете нести уголовную ответственность за особо тяжкие преступления(14)

10. Во сколько лет можно поменять фамилию или имя? (14)

Варианты ответов: 18, 35, 21, 6, 7, 14, 25, 18, 55, 60, 18, 10, 14, по рождению

В это время среди болельщиков проводится аукцион на знание пословиц и поговорок о праве и законе.

Конкурс 4. Конкурс капитанов

Кто быстрее ответит на вопросы. За каждый правильный ответ капитан команды получает 1б.

1.Кто в РФ может ввести чрезвычайное положение (президент)

2. Когда была принята последняя Конституция в РФ (12.12. 93)

3.Как называется парламент в РФ (Федеральное собрание)

4. Высший Законодательный орган в РБ (курултай)

5. Что появилось раньше нормы прав или нормы морали (мораль)

6. Когда была принята последняя Конституция в РБ(24.12. 93)

8. В каком году была принята декларация прав ребенка (1959)

9. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка (1989)

10. Как зовут богиню правосудия (Фемида)

11. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве (сорока)

12.В финале этого фильма один из героев публично провозгласил: « Да здравствует наш суд - самый гуманный суд в мире!» (Кавказская пленница)

Ведущий. Кроме прав у каждого человека есть и обязанности, а за совершенные правонарушения каждый несет ответственность. Давайте вспомним какие виды ответственности вы знаете и с какого возраста она наступает.

Ответы обучающихся

Конкурс 5 «Ответственность »

Команды получают карточки с описанием ситуаций. Необходимо разложить эти карточки в четыре стопки в зависимости от того, какой вид юридической ответственности наступает в этих случаях. На каждую стопку карточек команда должна положить полоску бумаги, на которой написать соответствующий вид ответственности. Время на размышление – 5 минут. За каждую карточку правильно соотнесенную с видом юридической ответственности, команда получает 0,3 балла. Всего карточек 14. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 4,2 балла.

1) Рабочий опоздал на работу (дисциплинарная ответственность).

2) Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная ответственность).

3) Ученик разбил стекло в школе (гражданско-правовая ответственность).

4) Пешеход перешел улицу в запрещенном месте (административная ответственность).

5) Гражданин купил ворованную вещь, зная о ее происхождении (уголовная ответственность).

6) Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (гражданско-правовая ответственность).

7) Суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим водой его квартиру (гражданско-правовая ответственность).

8) Гражданин из мести поджег дом соседа (уголовная ответственность).

9) Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (уголовная ответственность).

10) Солдат не исполнил приказ командира (дисциплинарная ответственность).

11) Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили ее (уголовная ответственность).

12) Суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля (уголовная ответств-сть).

13) Ученик нахамил учительнице во время урока (административная ответственность).

14) В мастерской отказались отремонтировать бракованный магнитофон (гражданско-правовая ответственность).

Во время конкурса проводится конкурс среди болельщиков «Правовой статус ребенка». Данный конкурс позволяет проверить знания учащихся об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребенка на различных возрастных этапах. За каждый правильный ответ 1 балл.

    Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство) (с17 лет)

    Несет уголовную ответственность за любые преступления (с 16лет)

    Подлежит административной ответственности (с16 лет)

    Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 36 часов) (с16 лет)

    Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора (с 16 лет)

    Имеет право на получение паспорта (с14 лет)

    Имеет право на вступление в брак (с18 лет)

    Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) (с14 лет)

    Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода (с10 лет)

    Имеет право на имя, отчество и фамилию (с рождения)

    Приобретает право на гражданство (с рождения)

Жюри подводит итоги. Награждение команд.

Ведущий. Ребята, мы надеемся, что полученные знания во время игры пригодятся вам в жизни. В наш быстрый век, мы призываем вас быть грамотными в правовых вопросах, повышать свою правовую культуру, следить за принятием новых законов, надеемся, что вы будете законопослушными гражданами нашей страны.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

МБОУ «СОШ №21» г.Элиста РК

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Составил: Классный руководитель 9 «а» класса

МБОУ «СОШ №21» г.Элиста РК

Поштариков Андрей Анатольевич

Игра «Знатоки права»

(внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов)

Цель: Формирование правовой культуры у учащихся.

Задачи: Воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.

В мероприятии участвуют две команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие учащихся и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни.

Мероприятие проходит в классе или актовом зале в форме конкурса. Аудитория оформляется плакатами с «крылатыми изречениями», посвященными праву и юристам.

План мероприятия

Конкурс 1 «Приветствие»

Конкурс 2 «Что бы это значило?»

Конкурс 3 “Гражданин России”

Конкурс 4 «Всякая всячина»

Конкурс 5 «Конкурс капитанов»

Конкурс 6 « Права человека»

Конкурс 7 “Правовой статус ребёнка”

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

Конкурс 9 В шутку о серьезном

Конкурс 10 Сказка ложь, да в ней намек

Конкурс 11 «Словесный портрет знаменитых сыщиков»

Конкурс 1 «Приветствие»

Первый конкурс-приветствие команд. Жюри оценивает название, девиз и приветствие команд. Максимальная оценка – 5 баллов.

Жюри, подведите итоги

Конкурс 2 «Что бы это значило?»

Разминка. Командам по очереди задаются вопросы по правовой тематике из цикла «Что бы это значило?» в шуточной форме. Оценка – 1 балл за верный ответ.

    Если вы не обнаружили ключа от двери под ковриком… (Значит вы его туда не клали, т. к. это опасно).
    2. Инспектор ГИБДД не берет штраф за превышение скорости… (Вы ее не превысили)
    3. Вас признали виновным в совершении преступления… (Вам минимум 14 лет)
    4. Школьник выражался нецензурно в общественном месте… (Значит он мелкий хулиган, ст 20. 1 КоАП)
    5. Мальчик 12 лет пошутил, сообщив о заминировании здания школы… (И заплатили его родители штраф…)
    6. Вы решили подарить своим родным…(Значит вы хорошо зарабатываете и дееспособны)
    7. Вы – гражданин….(Значит вы свободны!)
    8. Вы не можете без согласия родителей выехать из страны…(вы еще ребенок, т к вам не исполнилось 18 лет)

Жюри, подведите итоги

Конкурс 3 “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Команды получают карточки с перечнем обязанностей.

Обязанности:

1. Соблюдать законы.
2.
Платить налоги .

4.Быть членом профсоюза.
5.
Защищать Отечество.
6.
.
7.
.

Конкурс 4 «Всякая всячина»

Конкурс называется «Всякая всячина». Команды должны будут ответить на 9 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если вы затрудняетесь с ответом, скажите слово «дальше». Жюри фиксирует правильные ответы.

Вопросы команде №1 «….»:

    Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. (Референдум)

    Кто является главой Российской Федерации? (Президент)

    Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация)

    Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо)

    К субъектам Федерации не относится республика, Москва, область или район? (Район)

    В каком году была принята ныне действующая конституция? (1993)

    5. Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации (Декларация)

    Государственным языком на всей территории России является…(Русский), а на территории Республики Калмыкия ….. (Калмыцкий и Русский)

Вопросы команде №2 «….»:

1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция)

2. Кто является гарантом конституции РФ? (Президент РФ)

3. Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком? (Человек до 18 лет)

4. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является …(Народ)

6. Процедура вступления в должность главы государства называется…(Инагурация)

7. Защита отечества для гражданина России является…(Почетной обязанностью)

8. К исполнительной ветви власти относится…(Правительство)

9. Государственным языком на всей территории России является…(Русский)

Жюри, подведите итоги конкурса и огласите их.

Конкурс 5 «Конкурс капитанов»

Переходим к конкурсу капитанов. Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 10 секунд.

1.* Вопрос капитану команды «……»:

Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия. Ее примеру через год последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., Россия –только после Февральской революции в 1917 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Закон прошел большинством лишь в два голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., а Щвейцария- в 1971-м. Так что произошло в Новой Зеландии в 1893 г.?.... (женщинам было предоставлено избирательное право).

2.* Вопрос капитану команды «…..»:

В развитых странах, известных своим вниманием к правам человека, эти люди подвергаются дискриминации в разных областях публичной жизни. Им часто отказывают в приеме на работу, не пускают в общие вагоны поездов и в салоны самолетов, не разрешают посещать рестораны и даже пивные. Их нельзя показывать в кино, в телепередачах. В некоторых странах им даже не разрешают появляться на городских улицах. Кто эти люди?.....(курильщики).

3.* Вопрос капитану команды «……»:

Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо «валета» появилась карта «равенство», вместо «дамы»- «свобода», вместо «короля»- «гений». А вместо «туза»- то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз?....(«закон»).

4.* Вопрос капитану команды «……»:

Размышляя в конце жизни о том, в чем же действительно заключается его слава, Наполеон Бонапарт пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных им сражений. Настоящую славу, считал полководец, принес ему один юридический документ. Как он назывался?...(Гражданский кодекс).

Конкурс 6 « Права человека»

Объявляем условия четвертого конкурса, посвященного правам человека.

Командам предлагаются на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно. Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции. Время на размышление- 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Текст контрольного листа

    Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………

(личную неприкосновенность)

    Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Бура-

тино воспользуется своим правом на……………..(получение бесплатного обра-

зования)

Путешествие, воспользовалась своим правом на……(свободное передвижение)

ку папы Карло нарушили его право на ……(неприкосновенность жилища)

На работу к попу, воспользовался своим правом на…….(труд)

Берендея, нарушил его право на….(владение имуществом)

……..(жизнь и личную неприкосновенность)

    Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…………(поль-

зоваться учреждениями культуры)

что является покушением на право Буратино……(иметь имущество и собственность)

воспользовались правом…..(уехать из своей страны и вернуться на родину)

Слово жюри…

Конкурс 7 “Правовой статус ребёнка”

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены основные вехи в жизни ребенка: с рождения, с 6 лет, с 10 лет, с 14 лет, с16 лет, с 18 лет. Необходимо соотнести приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности и основные возрастные вехи в жизни ребенка. Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 5 секунд. За правильно выполненное задание команда получает-12 баллов (за каждый правильный ответ – 1 балл).

1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет /.

2. Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.

3. Может быть членом кооператива, акционерного общества / с 16 лет /.

4. Имеет право на получение паспорта. / 14 лет /.

5. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) / с 14 лет /.

6. Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей / с 14 лет /.

7. Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами / с14 лет /.

8. Дает согласие на изменение своего имени или фамилии / с10 лет /.

9. Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки / с 6лет/.

10. Вправе посещать школу / с 6 лет /.

11. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов / с рождения /.

12. Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.

Слово жюри…

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

К оманде предлагаются незаконченные фразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача – воспроизвести фразу полностью и точно. Время на выполнение – 3 минуты. Правильный ответ - 2 балла.

    Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /” (античная мудрость)

    Закон суров, но / это закон

    Высший закон - / благо народа

    Право ребенка быть тем, / кто он есть /” (Я. Корчак, педагог)

    Обязанность без права есть / рабство /; право без обязанности - / анархия

    Свобода есть право делать все, что / дозволено законом /” (Монтескье, философ)

    Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется /

    Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих /

Конкурс 9 В шутку о серьёзном

Пока команды работают письменно, мы проводим конкурс для болельщиков. Называется он «В шутку о серьёзном». За каждый верный ответ болельщики могут принести 1 балл своей команде. Отвечает тот, кто первым поднял руку.

    Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая «Бриллиантовая рука. Ответ: «черт побери».

    У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? Ответ: билета.

    Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем- каскадером. Ответ: Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».

    Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. Ответ: сорока.

    Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. Ответ: Буратино.

    «Избави бог и нас от этаких судей»,- восклицал И.А.Крылов. Кто же был героем его басни? Ответ: осел.

    Как появилось выражение «Написано на лбу»? Ответ: происходит от обычая ставить клеймо на лоб преступнику.

    Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня? Ответ: шапка.

Конкурс 10 Сказка ложь, да в ней намек

Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Внимание!

1.В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Красная шапочка)

2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано». (« Волк и семеро козлят»).

4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна Лягушка»)

5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)

6. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб. («Колобок»)

Жюри подводит итоги.

Конкурс 11 «Словесный портрет знаменитых сыщиков»

По словесному портрету назвать имя и фамилию сыщика. За правильный ответ команды получают по 2 балла.

Задание 1. « Национальность – бельгиец. Внешность: яйцевидный череп, частично покрытый подозрительно темными волосами, гигантские усы, внимательные глаза. Родители дали ему имя одного из героев греческих мифов. (Эркюль Пуаро).

Задание 2. « Внешность: острый, пронизывающий взгляд, тонкий орлиный нос, придающий лицу выражение живой энергии и решительности, квадратный, чуть выступающий вперед, подбородок, говорящий о решительном характере; руки вечно в чернилах и пятнах от разных химикалий. Он живет в Лондоне. Он не музыкант, но музыка помогает ему в работе. Его любимый инструмент - скрипка. (Шерлок Холмс)

Задание 3. Он почти не известен за границей, он был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за черной кошкой. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме. (Глеб Жеглов)

Задание 4. Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой номер, а любое препятствие для него – пустяк. (Джеймс Бонд)

Жюри подводит итоги.

Наш конкурс по правовым знаниям подошел к концу, попросим членов жюри подсчитать баллы за последний конкурс и огласит общий счет, назвав команду победительницу.

Спасибо!

Задания по карточкам

Конкурс 3 “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания -15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Обязанности:

1. Соблюдать законы.
2.
Платить налоги .
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.
Защищать Отечество.
6.
Сохранять природу и окружающую среду .
7.
Бережно относиться к памятникам истории и культуры .
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государственными.

Задания по карточкам

Конкурс 3 “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания -15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Обязанности:

1. Соблюдать законы.
2.
Платить налоги .
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.
Защищать Отечество.
6.
Сохранять природу и окружающую среду .
7.
Бережно относиться к памятникам истории и культуры .
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государственными.

Конкурс 6 « Права человека»

Текст контрольного листа

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………………………………………………………………………….

2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Бура-

тино воспользуется своим правом на………………………………………………………………………………

    Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в

Путешествие, воспользовалась своим правом на………………………………………………………………………………

    Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в камор-

ку папы Карло нарушили его право на ………………………………………………………………………………………..

    Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись

На работу к попу, воспользовался своим правом на…………………………………………………………………………….

    Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя

Берендея, нарушил его право на………………………………………………………………………….

    В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на

…………………………………………………………………………………………..

    Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право……………………………………………………………………………………..

    Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги,

что является покушением на право Буратино……………………………………………………………………………..

    Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они

воспользовались правом……………………………………………………………………………………

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

Команде предлагаются незаконченные фразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача – воспроизвести фразу полностью и точно.

1.“Чтобы быть свободным, нужно

/ подчиняться законам /” (античная мудрость)

2. “Закон суров, но

/ это закон /!” (древнеримское изречение)

3. “Высший закон –

- / благо народа /” (древнеримское изречение)

4. “Право ребенка быть тем, /

/ кто он есть /” (Я. Корчак, педагог)

5. “Обязанность без права есть / рабство /;

право без обязанности - / анархия /” (Г.Ламене, богослов, философ)

6. “Свобода есть право делать все,

что / дозволено законом /” (Монтескье, философ)

7. “Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется

/ наилучшему обеспечению интересов ребенка /” (Конвенция о правах ребенка, ст. 3)

8.“Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих

/ уважение человеческого достоинства ребенка /” (Конвенция о правах ребенка, ст.28)

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

Запишите фразы

7._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________8.___________________________________________________________________________

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

Запишите фразы

1.___________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________6._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.___________________________________________________________________________

Похожие публикации