Синтаксис как раздел языкознания. Предложение

Лекция 1 Синтаксис как раздел языкознания. Предмет и задачи синтаксиса

План лекции:

1) предмет изучения синтаксиса современного русского языка;

2) из истории синтаксической теории;

3) способы выражения синтаксических отношений.

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий строй связной речи. В нем изучаются те законы связи слов, которые дают возможность языку осуществлять коммуникативную функцию. В отличие от других ярусов /уровней/ языка, синтаксис непосредственно соотносится с процессом мышления и процессом общения. Единицы других уровней /фонетики, лексикологии, словообразования, морфологии/ участвуют в процессе формирования и выражения мысли только через синтаксис.

В этом специфика синтаксиса как реального явления и как научного объекта, этим определяется его роль как «организационного центра грамматики» /акад. В. В. Виноградов/.

Синтаксис взаимосвязан с другими разделами языка, так, например, его связь с фонетикой проявляется в том, что все единицы синтаксиса имеют звуковую оболочку, предложение как единица синтаксиса равно, по сути, такой единице фонетики, как фраза, синтагма = словосочетанию.

Самое тесное взаимодействие существует между синтаксисом и морфологией: члены предложения как синтаксические категории выражаются частями речи - категориями морфологии.

В истории синтаксической теории сложилось несколько точек зрения на предмет синтаксиса:

1) в качестве предмета синтаксиса рассматривается предложение, так как только предложение выполняет коммуникативную функцию. Сторонники этой концепции - акад. Буслаев Федор Иванович, Шахматов Алексей Александрович, школьные учебники до 1967 г.;

2) в качестве предмета синтаксиса рассматривается только словосочетание. Сторонники этой точки зрения на предмет синтаксиса - Фортунатов Филипп Федорович, Петерсон Михаил Николаевич, Пешковский Александр Матвеевич /первый из них акад. Петербургской академии 19 в., два последующих ученых – профессора МГУ;

3) в качестве предмета синтаксиса изучаются словосочетания и предложения. Этой точки зрения придерживаются акад. Виноградов Виктор Владимирович, Шанский Н. М., Шведова Н. Ю., авторы современных школьных учебников.

На наш взгляд, первая и вторая точки зрения на предмет синтаксиса являются слишком категоричными:

б) в русском языке очень много однословных предложений: Зима. Светает. Читаю, и т.п. С другой стороны, мы не можем осуществлять общение без законченных высказываний- предложений, люди не могут общаться с помощью словосочетаний.

Таким образом, все вышесказанное приводит к логическому выводу о том, что целесообразнее понимать и изучать в качестве предмета синтаксиса две единицы: словосочетание и предложение.

Отсюда следует следующее понимание синтаксиса: синтаксис- это раздел грамматики, изучающий строение словосочетания и строение предложения.

При изучении любой единицы языка большое значение имеет ее семантика. В пределах изучаемого раздела слова определенным образом взаимодействуют друг с другом, образуя словосочетания, а затем и предложения. Существует 4 способа выражения синтаксических отношений:

1) формы слов;

2) служебные слова;

3) порядок слов;

4) интонация.

В русском языке /языке флективном/ основным средством выражения синтаксических отношений являются формы слов, создаваемые окончаниями: обычный набор слов не дает нам никакой информации- цветок, капля, ночной, дно, круглый, блестит, раскрытый, роса.

Слова, формально выраженные и организованные определенным образом, создают законченную мысль: Круглая капля ночной росы блестела на дне раскрытого цветка.

Среди служебных слов синтаксические отношения выявляются с помощью предлогов и союзов:

а) предлогов: Подошел к площади - к чему? - объектное отношение. Нахожусь на площади - где? локальное значение. Положи в стол - куда? Значение места /локальное/. Вижу стол /отсутствие предлога/- объектное отношение.

б) в сложноподчиненных предложениях синтаксические отношения определяются с помощью союзов: когда - временные отношения, потому что - причины, если - условия и т. д. и т. п.

Порядок слов в предложении в русском языке свободный. В большинстве случаев синтаксическое членение предложения не зависит от порядка слов: Брат едет в Астану. В_ Астану едет брат. Едет брат в Астану.

Однако имеют место и случаи, когда порядок слов в предложении влияет на характер синтаксических отношений: Дождливая осень. Осень дождливая. Усталая, мать прилегла. Мать пришла усталая. Я расспросил обо всем брата товарища. Я расспросил обо всем товарища брата. Мать любит дочь. Дочь, любит мать.

Интонация в предложении играет очень важную роль. Она служит средством выражения различной целевой и эмоциональной установки предложения: Он уехал! Он уехал?

Дома улицы залиты светом. Он посещал читальные залы, библиотеки. Он посещал читальные залы библиотеки.

Лекция 2 Словосочетание как единица синтаксиса

План лекции:

1) понятие о словосочетании. Признаки словосочетания;

2) словосочетание и слово. Словосочетание и предложение;

3) словосочетание и сочетание слов.

Предложение редко состоит из одного слова. Для структуры предложения характерно, что входящие в его состав слова образуют цепь элементов, связанных между собой смысловыми и грамматическими отношениями. В учении о словосочетании до сих пор остается много нерешенных вопросов.

Дискуссионными являются такие вопросы, как само понятие словосочетание, вопрос о месте словосочетания в системе синтаксических единиц. Ф. Ф. Фортунатов, А. М. Пешковский, М.Н.Петерсон широко понимали словосочетание и называли словосочетанием любую грамматически оформленную единицу, таким образом, грань между словосочетанием и предложением стиралась: по их мнению, такой пример, как «Наступила осень» является словосочетанием, так как между двумя компонентами есть взаимозависимость и взаимообусловленность (ср.: Наступил вечер. Наступило утро).

По вопросу о том, что первично - предложение или словосочетание- выступил акад. А. А. Шахматов, вслед за ним акад. В. В. Виноградов, утверждая, что первично предложение, так как мы общаемся с помощью предложений, а не с помощью словосочетаний.

Словосочетание- это синтаксическая единица, подчиненная предложению, словосочетания выделяются в составе предложений. Традиционно словосочетанием называют сочетание двух или более знаменательных слов, которые выражают единое, но расчлененное понятие и связаны между собой грамматически или по смыслу: письменный стол, человек высокого роста.

Словосочетание обозначает какое-либо понятие или представление о явлении действительности, и в этом оно сходно со словом, т. е. словосочетание, так же, как и слово является номинативной единицей; но, в отличие от слова, словосочетание, во-первых, дает сложное наименование или представление, и, во-вторых, словосочетание - проницаемая единица, в то время как слово - непроницаемая единица: спросить о здоровье, спросить о его здоровье; увидеть брата, увидеть старшего брата.

Из определения словосочетания следует, что словосочетание образует только сочетание знаменательных слов, которые находятся в отношениях особой зависимости. Следовательно, не являются словосочетаниями:

1) сочетание служебного и знаменательного слова: у окна, с сестрой;

2) сложные формы частей речи: самый красивый, буду читать;

3) сочетание подлежащего и сказуемого: Приятна мне твоя прощальная краса;

4) сочинительные ряды слов (однородные члены предложения): брат и сестра; не правда, а ложь;

5) определяемое слово и обособленный член предложения: Привлеченные светом, бабочки кружились вокруг лампочки. Оглядываясь по сторонам, охотники пробирались дальше. Обособленные члены предложения и определяемые слова не представляют интонационного единства и, кроме того, между ними возникают полупредикативные отношения, похожие на отношения между главными членами в двусоставном предложении (ср. Бабочки были привлечены; охотники оглядывались);

6) не являются словосочетаниями вводные слова /вводные слова не вступают в грамматическую связь ни с одним словом в предложении: Вы, вероятно, не знали об этом. Таким образом, компонентами словосочетания является главное (или стержневое) слово, оно является независимым, и
зависимое слово, которое подчинено требованиям
господствующего, слова: Читать книгу; заботиться о матери; платье в горошек. Между главным и зависимым словами в словосочетании устанавливаются особые субординативные отношения.

Лекция 3 Структурные типы словосочетаний

План лекции:

1) структурные модели словосочетаний;

2) типы словосочетаний по лексико-грамматической природе главного слова;

3) синтаксические связи в словосочетаниях

По составу все словосочетания делятся на простые и сложные (или непростые). Простые словосочетания, как правило, состоят из двух компонентов: спросить о сыне, ветка березы. К простым словосочетаниям относятся также и трехчленные словосочетания, содержащие в своем составе синтаксически неразложимые единицы: Мальчик семи лет; Идти неторопливой походкой.

Непростые словосочетания бывают двух видов:

а) сложные;

б) комбинированные.

В сложном словосочетании 1 главное слово и
несколько зависимых компонентов, причем вид связи между главным и зависимыми словами - параллельное подчинение. Алый свет зари, глубоко изучить материал, последний лов рыбы на озере. Слово «свет» является главным для двух единиц: «алый» и «зари». Свет какой? – алый, свет чего? – зари. Так же обстоит дело в других рядом приведенных словосочетаниях с главными компонентами «изучить» и «лов».

В комбинированных словосочетаниях наличествуют два или более главных слова и, соответственно, два или более зависимых компонента.

Например, в словосочетании «сделать усилие подняться с земли» - 3 главных слова, от которых задаются вопросы к зависимым компонентам: сделать что? усилие какое? подняться откуда? Зависимыми элементами являются одномоментно словоформы – усилие, подняться, с земли, так как именно к ним направлены вопросы от главных.

Таким образом, цепь последовательной зависимости в данном комбинированном словосочетании выглядит следующим образом:

Сделать что? – усилие; усилие какое? – подняться; подняться откуда? – с земли.

В речевой практике встречается немало словосочетаний, которые содержат одновременно элементы сложного и комбинированного словосочетаний, это можно проследить в примере: Сквозь листья пальм с берега моря отчетливо видны ледники на горах. Видны где? - с берега, с берега какого? - моря. Видны каким образом? – сквозь листья, сквозь листья какие? – пальм. Таким образом, слово (точнее, словоформа) «видны» является главным компонентом для нескольких единиц. И одновременно от зависимых от него элементов имеются свои зависимые единицы.

Ниже представлено схематичное изображение механизма взаимодействия главного (главных) и зависимого (зависимых) компонентов в составе сложного и комбинированного словосочетаний.

Схематичное изображение сложного и комбинированного словосочетаний выглядит следующим образом:


Характер синтаксических отношений между компонентами словосочетаний.

Значение словосочетания - это те отношения, которые возникают между главным и зависимым словами. В пределах словосочетаний могут реализоваться следующие типы синтаксических отношений:

1) атрибутивные;

2) объектные;

3) субъектные;

4) комплетивные;

5) обстоятельственные.

Атрибутивные отношения наблюдаются в том случае, когда главное слово в словосочетании выражено существительным без глагольной семантики или местоимением с обобщенно-предметным значением: Лампа с абажуром, утренний рассвет, кто-то из молодых.

Объектные отношения возникают между главным словом, имеющим глагольную семантику, и зависимым словом, обозначающим конкретный предмет: Увидеть дом, купить книгу, изучать языки.

Субъектные отношения проявляются в том случае, если главное слово выражено отглагольным существительным, а зависимое слово -существительным в форме род. п. со значением субъекта- исполнителя действия: Приезд брата /Брат приехал/, исследование ученого /т. е. ученый исследовал/. Субъектные отношения возникают и в конструкциях с дательным падежом существительного со значением субъекта и с творительным агентивным /в страдательных оборотах/: Ребенку не здоровится. Проект разработан инженерами.

Комплетивные, или восполняющие отношения возникают в тех случаях, когда главное слово информативно недостаточно, а зависимое слово является необходимым смысловым добавлением, дополнением, восполняющим информационный пробел. В качестве информативно недостаточных слов выступают количественные числительные, существительные с количественным значением, отдельные глаголы-связки: Три тетради, несколько строк, масса недоразумений, большинство присутствующих, слыл чудаком, является инспектором.

Обстоятельственные отношения возникают, прежде всего, в словосочетаниях с главным словом-глаголом, зависимое слово выражает отвлеченное понятие /пространства, времени и т. п./: Работал до войны, тянулся к югу, вернулся поздно, ударил нарочно, поперхнулся от неожиданности.

Типы связи слов в словосочетании и в предложении.

Как явствует из традиционного определения словосочетания, компоненты его находятся между собой в отношениях определенной зависимости (»субординации»). Способы (виды) подчинительной связи – управление, согласование и примыкание.

Управление- это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже: резать ножом, сидеть в кресле, написать матери и т.д.

Средствами оформления управления обычно являются флексии и предлог, управление бывает беспредложным и предложным. Управление может быть сильным и слабым.

При сильном управлении главное слово предсказывает форму зависимого слова: читать книгу, чтение книги, три стола. При слабом управлении главное слово не предсказывает формы зависимого слова: гулять около реки, гулять с товарищем, домик в лесу.

Согласование- это такой вид подчинительной связи, когда зависимое слово ставится в таких же формах, что и главное: любимая книга, мой дневник, любимой книги, моего дневника. При согласовании при изменении форм главного слова изменяется форма зависимого слова.

Примыкание - это такой вид подчинительной связи слов, при котором зависимое слово, являясь неизменяемым, связано с главным словом лишь по смыслу, т.е. логически: очень милый, уехал учиться, шел не спеша, чтение лежа, чтение вслух. Примыкают, как правило, неизменяемые знаменательные части речи: наречия, деепричастия, инфинитивы,

Вопрос о разграничении сильного и слабого управления, слабого управления и примыкания является спорным, так как нет четких критериев разграничения этих видов связи, что обусловлено явлениями переходности, особенно многочисленными в зоне тех наречий, которые возникли на базе падежных и предложно-падежных форм существительных.

Трудно установить характер связи в некоторых словосочетаниях: передать на словах, меняться на глазах, стоять по пояс в воде, так как существительное в предложно-падежных формах подобного типа по своему значению близко к наречию, хотя им и не стало. В таких словосочетаниях способ связи определяется то, как слабое управление, то, как примыкание.

Учитывая объективные трудности разграничения управления и примыкания, в школьной практике все падежные и предложно-падежные формы рассматриваются как управление.

Лекция 4 Предложение как предмет синтаксиса

План лекции:

1) понятие о предложении как единице синтаксиса;

2) основные признаки предложения: предикативность, структурная схема предложения, парадигма предложения, интонация;

3) синтаксические связи между главными членами предложения

Предложение - это грамматически оформленная по законам данного языка и речи, служащая основным средством формирования мысли.

Для того чтобы предложение выражало мысль и передавало ее другим, необходимо, чтобы оно было соотнесено с реальной действительностью. Соотнесенность содержания высказывания с действительностью является одним из признаков предложения, который называется предикативностью : Жизнь прекрасна. Грачи прилетели. День солнечный. Любое высказывание мыслится и понимается как реальное и нереальное с точки зрения говорящего: Явился бы ко мне волшебник (нереальное). Мой брат служит в армии (реальное).

Оценка содержания предложения с точки зрения его реальности или нереальность называется модальностью . Значение модальности выражается формами наклонения глаголов-сказуемых: На улице тепло. На улице было тепло. На улице будет тепло. Пусть на улице будет тепло. Было бы тепло на улице. В первых трех примерах наличествует реальная модальность, в последних двух приведенных примерах - ирреальная модальность (формы сослагательного и повелительного наклонения). Различают объективную и субъективную модальность. Объективная модальность присуща каждому предложению, без нее вообще не бывает предложения (она связана с наклонениями). Субъективная модальность создается за счет модальных слов, содержащих отношение, оценку говорящего высказывания (уверенность - неуверенность): Наверное, на улице тепло. Конечно, на улице тепло.

Все, что выражено в предложении, обязательно происходит во времени, отнесено в план либо настоящего, либо прошедшего, либо будущего времени: Я иду в библиотеку. Я шел в библиотеку. Я пойду в библиотеку. Значение времени выражено, прежде всего, формами глагола-сказуемого, но если глагол, выступающий в роли сказуемого, употреблен в форме сослагательного или повелительного наклонения (т.е. временной план отсутствует), предложение, высказывание все равно мыслится в определенном временном промежутке: Люди мира, на минуту встаньте! (синтаксическое настоящее время, морфологическое понятие времени отсутствует); Я пошла бы в библиотеку, но... (синтаксическое прошедшее время). При отсутствии сказуемого сообщение совпадает с моментом речи: Тишина. (морфологическое время отсутствует, синтаксическое время настоящее). Объективное грамматическое значение времени может не совпадать с синтаксическим временем: Завтра мы приступаем к делу (с учетом формы глагола-сказуемого настоящее время, с учетом слова «завтра » синтаксическое время будущее). Иду я вчера по набережной... (морфологическое время - настоящее, синтаксическое - прошедшее).

Структурная схема предложения - минимальный образец, по которому строится предложение, это предикативный центр предложения, его грамматическая основа. Каждое предложение в языке грамматически оформлено, имеет определенный состав главных членов: Ничто на земле не проходит бесследно. Краткость - сестра таланта. Доброму человеку стыдно даже перед собакой.

Каждое предложение в русском языке имеет свою парадигму форм:

Реальный план: Ирреальный план:

Сын учится в университете. Сын учился бы в университете.

Сын учился в университете. Пусть сын учится в университете.

Сын будет учиться в университете.

Отличительной особенностью предложения является то, что оно имеет интонацию завершенности, или интонацию конца : Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. В предложении интонация бывает повествовательной, побудительной или вопросительной: Луг казался голубым из-за множества васильков. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!

Типы связи слов в предложении.

Ученые-лингвисты заметили, что между подлежащим и сказуемым существует особый вид связи, похожий на согласование, при этом не было установлено, что связь между главными членами двусоставного предложения чисто формальная, без оттенка подчинения. Ее можно отнести к отношениям равноправия. Акад. В. В. Виноградов назвал эту связь координацией : Ребенок растет и развивается день ото дня. Солнце ярко сияло на лазурно-голубом небе. При координации объединяются только две словоформы / подлежащего и сказуемого/, с изменением одной из них связь координация исчезает, предложение распадается: Ребенка, ребенку / растет /, сияло/ солнца, солнцу /.

Между подлежащим и сказуемым существует и такой вид связи, как соположение , при котором между главными членами предложения связь чисто логическая, смысловая: Город в снегу. Мороз под сорок. Яблони в цвету.

Акад. Булаховский выделил третий вид связи между подлежащим и сказуемым - тяготение . При этом типе связи сказуемое - составное именное, именная часть сказуемого « тяготеет», согласуется, с одной стороны, с формой подлежащего, а, с другой - с формой глагола-связки: Он выглядит здоровым / именная часть этого сказуемого выражена именем прилагательным в полной форме, которое употребляется в форме мужского рода подлежащего и в форме единственного числа глагола-связки /.

Отдельные ученые выделяют еще один вид связи между главными членами предложения - аппликацию, которая проявляется между определяемым словом и обособленным определением: Заводы Урала, гордость нашей металлургии, досрочно выполнили план (заводы - гордость).


1. Синтаксис как раздел грамматики. Объекты и единицы синтаксиса. Средства синтаксической связи.

Глагольные словосочетания с наречием, например: поступать правильно, выражаться туманно, рассказывать увлекательно, повторять дважды .

Именные словосочетания

Субстантивные словосочетания (с главным словом - существительным):

а) с существительным в качестве зависимого слова: беспредложные , например: порог дома, речь президента, стакан воды ; предложные , например: боль от ушиба, отрывок из сочинения, опасность для ребенка, дорога к сердцу ;

б) с прилагательным в качестве зависимого слова: железная кровать, полезное дело, активное участие, соболья шапка;

в) с местоименным прилагательным в качестве зависимого слова, например: моя книга, ваша семья, всякий человек, каждое утро, чья-то история;

г) с порядковым числительным в качестве зависимого слова, например: второй день, шестая рота ;

д) с причастием в качестве зависимого слова, например: прочитанная книга, выглаженная рубаха, любящая женщина;

е) удар наотмашь, прогулка пешком, шапка набекрень, кофе по-турецки;

ж) намерение возвратиться, умение рассказывать, желание блеснуть.

Адъективные словосочетания (с главным словом - прилагательным):

а) с именем существительным в качестве зависимого слова: беспредложные , например: полный смущения, покорный судьбе, жалкий слабостью ; предложные , например: черный от загара, смелый от рождения, вредный для здоровья ;

б) с местоимением в качестве зависимого слова: беспредложные, например: нужный нам, приятный вам ; предложные, например: близкий для себя, трудный для нас ;

в) с наречием в качестве зависимого слова, например: по-летнему зеленый, дружески заботливый, очень страшный, довольно приятный;

г) с инфинитивом в качестве зависимого слова, например: готовый бороться, способный любить.

Словосочетания с именем числительным (в том числе субстантивированным) в роли главного слова , например: третий от конца, первый из трех, пятый из пассажиров, две книги, трое в шинелях.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова, например: каждый из нас, мы с братом.

Наречные словосочетания

Наречные словосочетания (с главным словом - наречием) с наречием в качестве зависимого слова, например: очень ловко, весьма искусно, совершенно одинаково, слишком резко, чуть слышно, совсем недавно, далеко позади, нарочито громко .

Наречные словосочетания с именем существительным в качестве зависимого слова:

а) беспредложные, например: осенью прошлого года, быстрее птицы (лететь), лучше друга;

б) предложные, например: смешно до слез, далеко от друзей, низко над землей, незадолго до праздника.

4. Синтаксические отношения в словосочетании.

Синтаксические отношения выявляются на основе анализа тех грамматических отношений, которые складываются между компонентами словосочетаний.

Различаются следующие основные разновидности грамматической семантики словосочетаний

1) Атрибутивные (определительные) отношения. Предметы + их признаки. Зависимый компонент этих словосочетаний в предложении являются определением моя книга, брюки в полоску, теплый вечер.

Атрибутивные отношения возникают при семантико-грамматическом взаимодействии имен существительных: 1) с именами прилагательными: красивая девушка, полезная работа ; 2) с согласуемыми местоимениями: моя книга, наш ребенок ; 3) с порядковыми числительными: первый поход, шестой дом ; 4) с полными формами причастий: любящая женщина, зеленеющие поля . Атрибутивность таких словосочетаний прежде всего опирается на общее лексическое значение существительного - на его предметность (предмету естественно иметь определяющие его признаки) и на общее лексическое значение сочетающихся с ним частей речи, способных обозначать признаки. На этой основе строится и формальная согласованность компонентов словосочетания. Однако атрибутивные отношения возникают при сочетании существительных и с некоторыми другими частями речи; 5) с предложными и беспредложными формами существительных: письмо из Волгограда, привычка с детства, бутылка из-под сливок, усталость от напряжения, волосы до плеч, крышка у банки, дом возле речки, любовь без надежды, брюки в полоску, человек с ружьем, беседка под горой, книги в переплетах , варенье на патоке; ворота гостиницы, дом отца, горе разлуки, бородка клином; 6) с наречиями: езда шагом, дом напротив, шашлык по-кавказски; 7) с инфинитивом: желание учиться, решение поехать, необходимость отдохнуть, способность слышать, возможность уехать. Такие случаи не нарушают общих закономерностей построения атрибутивных словосочетаний и даже скорее подтверждают их. Если обратиться к приведенным примерам, можно заметить следующее.

2) Объектные отношения действие + объект приложения действия.

Зависимый компонент этих словосочетаний в предложении является дополнением. любить музыку, думать о весне.

Объектные отношения возникают при семантико-грамматическом взаимодействии глаголов, в том числе причастий и деепричастий, с именами существительными и реже с инфинитивом. Такие отношения свойственны прежде всего словосочетаниям с глаголом, требующим распространения винительным падежом прямого объекта: купить книгу, надеть платье . Эти словосочетания семантически ограничены: главное слово в них обозначает действие, состояние, восприятие, чувствование, а зависимое - объект этого действия, восприятия, чувствования: ловить рыбу, ждать брата ; глагол может также обозначать движение, а существительное иметь предметно-пространственное значение: перейти дорогу . Объектные отношения возникают и при сочетании глаголов разных семантических, классов с другими падежами без предлогов: с родительным части - выпить воды ; с дательным лица или предмета, к которым направлено действие, - возражать оратору ; с творительным орудия - писать карандашом . Существительные с предлогами также вступают с глаголами в объектные отношения: лечиться у доктора , сжалиться над человеком, работать на станке . В качестве зависимых слов в глагольных словосочетаниях могут выступать и другие части речи - местоимения, числительные, количественно-именные сочетания и, конечно, субстантивированные прилагательные и причастия: ждать его, пригласить много друзей, увидеть двоих, опросить учащихся .

Среди словосочетаний с объектными отношениями легко обнаруживаются системные связи трех частей речи - глагола, прилагательного (причастия), существительного; ср.: готовиться к борьбе, готовый к борьбе, готовность к борьбе; возвратиться к жизни, возвращенный к жизни, возврат к жизни.

3) Субъектные отношения характеризуют словосочетания , возникновение которых связано с особым типом глагольных предложений, а также со страдательными оборотами. Такие словосочетания опираются на лексико-грамматическую природу глаголов страдательного залога и страдательных причастий. Зависимая форма имени существительного в них обозначает действующее лицо или предмет (творительный падеж). Например: данный людьми, посаженный отцом, возвращенный братом, занятый противником (район), избалованный жизнью, опрокинутый ветром, окрыленный воспоминаниями, заглушенный сиреной, освобожденный армией.

По аналогии с глагольными могут быть образованы и некоторые субстантивные словосочетания с субъектными отношениями: освобождение врачебной комиссией, обсуждение правительством. Субъектные отношения свойственны и некоторым словосочетаниям с зависимым словом в форме родительного падежа, например: приезд отца, отъезд командира, появление автомобиля. В таких случаях также устанавливается отношение «действие и действующее лицо или предмет».

Термин «синтаксис» применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка. Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случае синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними. Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов. Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловесного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений, являются предметом синтаксиса. Поэтому в широком смысле слова синтаксис (гр. syntaxis - составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи. Если морфология изучает слова в совокупности всех возможных форм, то синтаксис изучает функционирование отдельной формы слова в различных синтаксических объединениях. Минимальной единицей общения является предложение. Однако синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, строение которого всецело подчинено задачам коммуникации. Синтаксические свойства слов обнаруживаются и на более низком уровне языковой системы - в словосочетаниях, представляющих собой смысловое и грамматическое объединение слов. Следовательно, синтаксис изучает предложение - его строение, грамматические свойства и типы, а также словосочетание - минимальное грамматически связанное объединение слов. В таком смысле можно говорить о синтаксисе предложения и синтаксисе словосочетания. Связь синтаксиса с другими уровнями языка Рассмотрим эту связь исходя из иерархии языковых уровней: фонетика, словообразование, лексика. Синтаксис и фонетика . Связь между этими уровнями опосредованная – через слово и словоформу. Но есть часть (соответственно – раздел науки) фонетики, имеющий непосредственное отношение к синтаксису – это интонация (интонология – раздел фонетики, изучающий просодическую систему языка). Подробно об интонации - в вопросе о формальных средствах синтаксиса. Синтаксис и словообразование . Во-первых, синтаксис и словообразование имеют определенное общее сходство. Во-вторых, связь между этими уровнями проявляется в конкретных способах словообразования. Общее сходство заключается в том, что и синтаксис, и словообразование – процессы или результаты образования вторичных языковых знаков из исходных, первичных: слова – из морфем; словосочетания, предложения – из слов, словоформ. С этой точки зрения и словообразование, и синтаксис относятся к явлениям деривации (деривация – отведение, образование). Конкретное проявление связи словообразования и синтаксиса наблюдается в определенных способах словообразования. Слова могут образоваться на синтаксической основе: а) Морфолого-синтаксический способ – изменение синтаксических свойств (синтаксической функции и синтаксических связей) и парадигмы. Например, субстантивация – переход прилагательного в существительное (рабочий, учительская, диспетчерская и под.); адвербиализация - переход других частей речи, чаще всего предложно-падежных форм существительных, в наречие (с досадой, в смущении, по очереди); партикулизация – превращение в частицу (один в значении «только»: Об этом я могу сказать одной тебе). б) Лексико-синтаксический способ – лексикализация словосочетания, сращение, т.е. превращение синтаксической единицы в одну лексему: сумасшедший, простофиля, быстрорастворимый, малоподвижный, ярко-красный и под.). Синтаксис и лексика . Лексические значения слов существуют в словаре, в лексической системе языка. Но в то же время многие особенности ЛЗ слов, их семантика проявляются в синтаксисе. Лексика влияет на синтаксические свойства слов: а) на их синтаксические функции, б) на их синтаксическую сочетаемость. Существует зависимость (в определенных случаях, не обязательная) синтаксических свойств от ЛЗ. а) Есть имена существительные, которые легко, естественно образуют предложения. Это слова с событийной семантикой: Ночь. Тишина. Пожар! Им противопоставлены слова с предметной семантикой, которые таким свойством не обладают: книга, береза, девочка. б) Приведем примеры влияния семантических особенностей слов на их синтаксическую сочетаемость: Слова (большей частью это глаголы), обозначающие речемыслительную деятельность, иначе - слова с ментальной семантикой, сочетаются с предложно-падежной формой O + существительное в предложном падеже (O N6): рассказывать, поведать, беседовать, думать, размышлять, мечтать – о чем / о ком. Объект речи, мысли выражается в русском языке именно такой формой. Слова с модальной семантикой (обозначающие возможность, необходимость, желательность действия) сочетаются с инфинитивом (обозначающим действие – возможное, необходимое, желательное): надо сделать, можно отдохнуть, могу помочь, хочу уехать, должен рассказать. Как видим, здесь важно именно лексическое значение слова, а не его принадлежность к той или иной части речи. 2.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Синтаксис как раздел грамматики. Предмет синтаксиса. Связи синтаксиса с лексикой, фонетикой, словообразованием. Современные направления в изучении синтаксиса.:

  1. ВОПРОС 4. Синтаксис как раздел грамматики. Понятие связи и отношения. Связь синтаксиса с другими языковыми уровнями.
  2. Билет 1. Предмет синтаксиса. Четыре аспекта синтаксиса. Основные понятия синтаксиса.
  3. 18. Методика преподавания синтаксиса. Важнейшие принципы изучения синтаксиса. Основные приемы и методы преподавания.

Синтаксис (гр. syntaxis - составление). - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словообразовании и учение о предложении. Основными синтаксическими единицами являются: словоформа (т.е. слово в определённой форме), словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Предметом синтаксиса являются слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение. В результате соединения словоформ, употребления слов в определённых формах строятся синтаксические единицы: словосочетания, предложения. Так в предложении: Где-то на западной окраине гулко ухнула ручная граната (Ш.) использованы словосочетания на западной окраине, гулко ухнула, ручная граната. В русском языке предложение может быть построено из одного знаменательного слова в определённой форме: Утро; Светает; Вот озеро; Встать! и др. Однако такие предложения, как правило, допускают расширение с помощью поясняющих слов: Летнее утро; Быстро светает; Вот лесное озеро; Встать немедленно!

Предложение и словосочетание - синтаксические единицы разного назначения, каждая из них может иметь свои существенные признаки. Предложение оформляет высказывание, оно является главной единицей синтаксиса. Словосочетание - один из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу. В синтаксисе изучаются правила грамматического оформления предложения и словосочетения.

В речи предложения связаны друг с другом. Группа предложений, определённым образом связанных между собой в относительно завершённом отрезке текста, объединённом тематически и логически, образует так называемое сложное синтаксическое целое. В сложном синтаксически целом - единое тематическое содержание предложения связаны с помощью лексических единиц, глагольных форм времени и вида. Закономерности построения сложного синтаксического целого - предмет изучения синтаксиса текста.

Синтаксические средства русского языка, с помощью которых строются предложения и словосочетания, разнообразны. Основными являются формы слов в их взаимодействии и служебные слова. Посредством словоизменительных показателей и служебных слов осуществляется синтаксическая связь слов в словосочетании и предложении. Например, в предложении Сквозь тучу глядело на землю негреющее солнце (Ш.) слова связаны родовыми окончаниями (солнце глядело, солнце негреющее), а также падежными окончаниями в сочетании с предлогами (глядело на землю, глядело сквозь тучу).

При построении предложения используются также интонация и порядок слов. Интонация (сообшения, вопросы, побуждения) не только средство грамматической организации предложения, но и показатель законченности высказывания. Порядок слов - взаимное расположение их в составе словосочетания и предложения. В русском языке есть определённые правила взаимного расположения слов в разных видах их сочетаний. Так, грамматической формой является расположение сказуемого после подлежащего, согласованное определение обычно ставится перед определяемым словом, а несогласованное - после него. Отступление от этого правила используется в стилистических целях.

Синтаксические единицы связаны с единицами других уровней систеты языка: они строятся из слов, точнее из словоформ. Синтаксис, таким образом опирается на лексику и морфологию. Особенно тесно связаны синтаксис и морфология как две стороны грамматического строя языка.

Морфологические единицы, морфологические показатели реализуются в речи через словосочетание и предложение. Морфологические категории частей речи являются опорой синтаксических отношений (западная окраина - определительные отношения "предмет - признак"), а также синтаксических категорий (ухнула граната - прошедшее время, реальная модальность).

Похожие публикации