Теория Раскольникова, ее антигуманистический смысл (За романом Ф. Г

Тема: Антигуманный смысл теории главного героя и ее крушение. Раскаяние и наказание Раскольникова.

Цели:

    раскрыть суть антигуманной теории Раскольникова; воспитывать на этом примере чувство личной ответственности за происходящее;

    проверить усвоение и понимание произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

    • умение оценивать и анализировать прочитанное;

      излагать мысли и рассуждать;

      выборочно цитировать;

      уметь обобщать и делать выводы.

    пробудить интерес к анализу текста, используя нестандартные ситуации;

    активизировать работу на уроке, применяя наглядный и раздаточные материалы;

    учить работать с критической литературой;

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, рисунок Боклевского «Раскольников», опорные схемы, критический разбор романа.

Тип урока: обобщение изученного.

«Правильное наблюдение над жизнью почти заменяет чтение книг».

В. Маяковский.

Ход урока.

    Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

    1. Рассказ учителя о Байкале.

Почему говорю о Байкале? Роман Ф.М. Достоевского – тот же Байкал, та же глубина. В нем тоже трудно рассмотреть все до дна – все проблемы и их решение. Мы попробуем поговорить о тех проблемах, которые как бы на поверхности, т.е. о тех, которые попали в поле нашего зрения.

    1. Какие проблемы поднимает Достоевский в романе:

А что можно сказать о романе, в котором решаются эти проблемы? Пусть поможет схема, прочитайте ее.

    1. В основе раскрытия любой проблемы художественного произведения лежит конфликт.

Каков основной конфликт романа?

    Почему убил?

    Какие идеи привели к убийству?

    Виноват ли преступник?

Учащиеся для домашнего задания делятся на 4 группы, каждая группа в классе передает подготовленное задание следующей группе. Таким образом, каждая группа знакомится с материалом урока и вносит свои добавления. Дети работают 5-7 минут, звучит музыка.

1-я группа готовит ответ на вопрос: «Причины преступления».

Итак:

    Почему убил?

    • бедность (два дня не ел, оставил учебу, внешний вид;

      отношения с квартирной хозяйкой;

      условия жизни (коморка, шкаф);

      Петербург (грязь, вонь, пьяная девочка, женщина, бросившаяся с моста…),

      впечатления от встречи со старухой – процентщицей;

      письмо матери;

      встреча с Мармеладовым;

      разговор студента с офицером.

Вот причины, побудившие Раскольникова опустить злосчастный топор на голову старухи – процентщицы, в которой Раскольников видел корень всех бед. Но!.. Живет же в этом мире его друг Разумихин, учится, дает уроки, как-то зарабатывает себе на жизнь. Почему Раскольников не желает следовать этому примеру?

(Составляется эйдос-конспект «Причины преступления Раскольникова», который к концу урока станет частью общего эйдос-конспекта «Антигуманный смысл теории главного героя и ее крушение»).

2-я группа раскрывает суть теории Раскольникова.

    Теория Раскольникова.

У него есть своя теория, он хотел проверить: обыкновенный он человек или необыкновенный – тварь ли я дрожащая или право имею!

Составляется эйдос-конспект «Суть теории Раскольникова».

Да, можно быть таким как Разумихин. А кто тогда спасет Соню? Кто поможет матери и Дуне? Кто избавит мир от того страшного «процента», о котором постоянно думает Раскольников? Для героя Достоевского здесь и логический, и жизненный тупик, из которого нет выхода. Но жизнь устроена так, что безвыходных ситуаций не бывает. И некоторые персонажи чувствуют, что выход все же должен быть!

Вернемся в трактир, где Мармеладов исповедуется перед Раскольниковым. Мармеладов обращается к Богу, молит его об установлении царства всеобщей гармонии на многострадальной земле. Т.е. он ищет спасения для всех у Бога (он считает, обездоленных спасет Бог).

Но Раскольников, в отличие от Мармеладова, не согласен дожидаться второго пришествия Христа, он сам хочет приблизить нас к установлению всеобщей справедливости. Не Бог, а он, Раскольников, хочет решать мучительные проблемы современности!

А к чему приводит желание быть таким, как Бог. Вспомните библейские примеры (Сатана, Адам и Ева).

3-я группа подбирает библейские примеры.

Итак, может быть, не знает еще Раскольников, но мы уже догадываемся, что теория его обречена на провал!

Какие еще доказательства можно привести?

    чтобы возвыситься, нужно заглушить сострадание к людям. А Раскольников?

    в основе – теория бонапартизма. А Наполеон развенчан.

    Убийца зыбывает о совести, а Раскольникова совесть судит постоянно.

4-я группа готовит ответ на вопросы: «Кто пострадал из-за теории Раскольникова? Каковы могли бы быть последствия победы теории Раскольникова?» Ответ сопровождается иллюстрациями.




ВЫВОД: все то, о чем мы сейчас говорили, можно изобразить вот такой схемой. Закрепим сказанное по ней.

Но смерть ненавистной старухи вдруг вспыхнула фейерверком других смертей, неожиданных и бессмысленных, из-за которых его дорога пошла все-таки не вверх, а (вглядитесь в контекст) рассеялась множеством путей, повернувших вниз. Как случайный свидетель, следом за старухой убита Лизавета, которая, вполне возможно, была беременной, носила в себе новую жизнь, погубленную Раскольниковым еще до рождения. Мать почувствовала недоброе в сыне, по его милости в могилу сошла. Чуть было не пострадал Миколка-маляр.

И разветвилась главная мысль Раскольникова на мелкие и ненужные «мыслишки». И потянули они его вниз. И, как результат, встал перед ним огромный тупик. «Я себя убил, а не старушонку!»

Так, где же выход? По какой дороге идти? Делают попытки спасти людей. Свидригайлов - циник, пошляк, преступник. Но он дает детям Мармеладова деньги своей жены. Лебезятников спасает Соню. Но могут ли они спасти всех людей?!

Остается путь Сони. На ней нет следов преступления и крови. Она уповает только на Бога: он один может распоряжаться людскими жизнями, он один знает высшую справедливость.

    Виноват ли Раскольников? Это определяет только суд.

Инсценировка суда над Раскольниковым. Распределяются роли: Раскольников, Соня, Дуня, адвокат, прокурор, судья и присяжные. После вынесения судом приговора:

Итак, Раскольников осужден. Погибают Мармеладов, Екатерина Ивановна, умирает мать Раскольникова. Получается, что мир, в котором живет герой Достоевского, это мир «погибших и погибающих». Я хочу, в связи с этим, показать фотографию.

    Какие ассоциации, связанные с героями романа, она вызывает?

    Почему одна гвоздика еще жива, кого она символизирует в романе?

    Почему Соня уповает на Бога? «Он один может распоряжаться людскими жизнями, он один знает высшую справедливость».

    Проблемы, поднятые Достоевским в романе.

«Преступление и наказание» находят, к сожалению, отклик и сегодня. Пример: документальный фильм Рижской киностудии «Высший суд». История подобная Раскольниковской.

Прочитана последняя страница, закрыт роман. А мне хочется открыть другую книгу. Беру Библию. Что мог прочитать в ней Раскольников, чтобы переосмыслить свою жизнь? Может быть, это: «Надейся на Господа все сердцем твоим, и не полагайся на разум твой (Пр. 3:5)». Может быть, это: «Не говори: «Я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя» (Пр. 20:22). Может быть, это читал он: «Когда изберу время, Я произведу суд по правде», «но Бог есть судья: одного унижает, а другого возносит» (Пр. 73:3,8). И еще хочется прочитать вам: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» (Л. 8:16). Пусть всегда в вашем сердце горит свеча, освещая путь к любви и миру.

Явка с повинной, с точки зрения Раскольникова, – это слабость, это его личная катастрофа: слишком слаб – не надо было брать топор и кровавиться. И чем ниже он становится в своих собственных глазах, потому что не выдержал, потому что погубил теорию, тем горячее он отстаивает ее. И возможно это потому, что к той извращенности сознания Раскольникова, которая привела к возникновению в его голове преступной теории, прибавилось в последние три дня перед явкой в полицию еще и помутнение сознания. Вот описание душевного состояния его в эти дни:

/> “Для Раскольникова наступило странное время: точно туман упал вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжелое уединение. Припоминая это время потом, уже долго спустя, он догадывался, что сознание его иногда как бы тускнело и что так продолжалось, с некоторыми промежутками, вплоть до окончательной катастрофы. Он был убежден положительно, что во многом тогда ошибался, например в сроках и времени некоторых происшествий. По крайней мере, припоминая впоследствии и силясь уяснить себе припоминаемое, он многое узнал о себе самом, уже руководясь сведениями, полученными от посторонних. Одно событие он смешивал, например, с другим; другое считал последствием происшествия, существовавшего только в его воображении. Порой овладевала им болезненно-мучительная тревога, перерождавшаяся даже в панический страх. Но он помнил тоже, что бывали минуты, часы и даже, может быть, дни, полные апатии, овладевавшей им, как бы в противоположность прежнему страху, – апатии, похожей на болезненно-равнодушное состояние иных умирающих. Вообще же в эти последние дни он и сам как бы старался убежать от ясного и полного понимания своего положения; иные насущные факты, требовавшие немедленного разъяснения, особенно тяготили его; но как рад бы он был освободиться и убежать от иных забот, забвение которых грозило, впрочем, полною и неминуемою гибелью в его положении…”
Болезненное состояние его психики особенно ярко проявляется в его отношениях с Соней, матерью и сестрой. Он и не может без них жить, ищет с ними встреч, думает о них, иногда даже считает себя виноватым перед ними, перед матерью особенно, но пугается их любви к нему.
В последний день, т. е. в день явки с повинной, обнажились до предела и антигуманистическая сущность теории Раскольникова, и его высокие человеческие качества. И все это выразилось в одном восклицании, которое свидетельствует о том, что Раскольников уже ощущает античеловечность своей теории: “О, если б я был один и никто не любил меня и сам бы я никого никогда не любил! Не было бы всего этого!” Вот это ощущение невозможности реализации его теории в человеческом обществе, каким бы оно ни было, и есть залог того, что возможно нравственное перерождение Раскольникова, хотя он еще долго будет убеждать себя, что его теория ничем не хуже других теорий и что убийство старухи – всего только ошибка. Но для перерождения нужно время.
В Эпилоге Достоевский показывает, в каком направлении изменяет Раскольникова время. Эпилог состоит из двух частей. Назовем основные события, составляющие содержание первой части Эпилога:
– судопроизводство по делу Раскольникова прошло без больших затруднений;
– суд принял во внимание “чистосердечное раскаяние” Раскольникова и много других смягчающих обстоятельств и вынес сравнительно легкий приговор – каторжные работы второго разряда в течение восьми лет;
– еще в начале судебного процесса мать Раскольникова заболела, потом сошла с ума и вскоре умерла;
– Дуня вышла замуж за Разумихина;
– Соня поехала за Раскольниковым в Сибирь.
Перечитаем выборочно вторую часть Эпилога. Раскольников на каторге ни с кем не мог сойтись. Он стыдился всех, даже Сони: “Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред “бессмыслицей” какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя. Тренога беспредметная и бесцельная в настоящем, а в будущем одна беспрерывная жертва, которою ничего не приобреталось,- нот что предстояло ему на свете. И что в том, что через восемь лет ему будет только тридцать два года и можно снова начать еще жить. Одною существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он п счел себя тогда человеком, которому более разрешено, чем другому.
И хотя бы судьба послала ему раскаяние – жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! И толчком стали его размышления об отношениях между ним и каторжными и между каторжными и Соней: “…стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом”, пропасть, которая чуть не привела его к гибели от руки арестанта. “Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню?” И то, что Раскольников заметил эту пропасть между собой и каторжными, заметил, с какой любовью они относятся к Соне, означает его поворот к жизни, поворот еще им не осознанный.
Кроме того, разрушает остатки веры Раскольникова в его теорию сон, приснившийся ему, когда он уже выздоравливал: “Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать”.
Конечно, это еще только перелом, после которого начнется воскресение, “Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, но теперешний рассказ наш окончен”.
Достоевский не показывает нравственно воскресшего Раскольникова, потому что его роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной, преступной может быть эта идея. Поэтому жизнь по теории строить нельзя. “Живой процесс жизни” всегда опровергнет идею, теорию; логика жизни всегда победит. Опровергнута “живым процессом жизни” и идея Раскольникова: “Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое”.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое Read More ......
  2. Федор Михайлович Достоевский – величайший мастер психологического романа не только в русской, но и в мировой литературе. В его социально-философском, психологическом романе “Преступление и наказание” приводятся различные философские теории, сопоставляются идеалы, жизненные ценности. Родион Романович Раскольников – главный герой романа. Read More ......
  3. Идея Раскольникова с самого ее зарождения была обречена на провал. Не потому, что она не верна, ведь на самом деле мир делится на “сильных мира сего” и “тварей дрожащих”, а потому что сознание главного героя не способно было выдержать зависимость Read More ......
  4. “Преступление и наказание” – роман идеологический, его сюжет связан с античеловеческой идеей, возникшей в воспаленном мозгу главного героя произведения, бывшего студента Родиона Романовича Раекольникова. Человек добрый и чуткий к чужим страданиям, оказавшись в безжалостном Петербурге в бесчеловечных условиях, размышляя о Read More ......
  5. “Преступление и наказание” – роман идеологический, его сюжет связан с античеловеческой идеей, возникшей в воспаленном мозгу главного героя произведения, бывшего студента Родиона Романовича Раскольникова. Человек добрый и чуткий к чужим страданиям, оказавшись в безжалостном Петербурге в бесчеловечных условиях, размышляя о Read More ......
  6. В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” автор рассказывает нам историю бедного жителя Петербурга гражданина Раскольникова. Родион Романович, совершив преступление, переступил черту закона и за это был сурово наказан. Он прекрасно понимал, что эта идея об убийстве ужасная и Read More ......
  7. Ф. М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”. Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким Read More ......
  8. Роман Достоевского “Преступление и наказание” – величайшее философско-психологическое произведение. Главного героя романа – Родиона Раскольникова – никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки. Придавленный бедностью, Read More ......
Антигуманистическая сущность теории Раскольникова

Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» был опубликован в 1866 г. Его автор горячо поддерживал революционные настроения в стране и был активным участником кружка М. В. Буташевича-Петрашевского. Это кружок был очень популярен среди революционно настроенной молодежи в конце 40-х гг. ЧР†Ч в. Этический идеал Достоевского был сформулирован под воздействием утопического социализма с его высоким гуманизмом, сочувствием угнетенным, опорой на христианскую мораль. Находясь на каторге, как политический преступник, писатель размышлял о ходе революционного движения в России и Европе, о разгроме декабристов и петрашевцев и пришел к выводу, что только нравственное перерождение человека сможет изменить мир. Достоевский отверг путь революционно- го переустройства общества. Вероятно, именно на каторге и зародилось желание написать книгу о душевных муках преступника, о болезненной ломке его гордой теории. В переживаниях главного героя романа Родиона Раскольникова чувствуется что-то личное, авторское, хотя, в главном, писатель и его герой противоположны.

«Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности, ... поддавшись некоторым странным неоконченным идеям..., решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху...»

Родион Романович Раскольников, главный герой романа, - молодой человек, выходец из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета университета, вынужденный из-за отсутствия денег оставить учение. Живя в тесной каморке, похожей на гроб или шкаф, на пятом этаже многоэтажного дома близ Сенной, Раскольников постоянно наблюдал за жизнью петербургской бедноты. Его мир населен людьми, доведенными до крайности, до предела полярных человеческих страстей - от извращенного порока и преступления до высочайшей добродетели и нравственной чистоты. Раскольников - умный, гордый юноша, полный сознания собственной исключительности. Он страдает от голода и лишений, унижений, которым подвергаются его мать и сестра. Именно в это время в темном углу, когда нечего есть, зарождается его страшная теория. Она растет и крепнет, заполняет все его думы и подчиняет волю. Социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик рождают в уме его абсурдную теорию о «высших» и «низших» представителях общества. Его жизненной целью становится возведение себя в разряд «сверхлюдей». И единственным средством, для того чтобы быть таким, для Раскольникова является убийство.

Родион Романович решается на преступление. Не затем, чтобы завладеть деньгами и продолжить учебу, не затем, чтобы помочь матери, не затем даже, чтобы промотать деньги, а чтобы проверить себя, свою идею, понять, «человек» он или «тварь дрожащая». Высокомерная теория его говорит, что люди подлы и низки, их не переделать «и труда не стоит тратить». Но можно встать над людским «муравейником» и управлять им. Есть два рода людей: подвластные и немногие избранные властители. Последние внешне ничем не отличаются от обычных людишек, но на самом деле могут добиваться власти любым путем, им «разрешается» переступить через закон и кровь. И вот Раскольников решает стать властелином над людьми. Он считает, что можно силой навязать благо людям, которые сами не понимают своего счастья. Решают такие, как он, избранники.

«наполеоны и магометы» служили, прежде всего, своим личным интересам, а общими - лишь прикрывались. Одинокий и озлобившийся «теоретик» не доходит до осознания того, что очень трудно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь. Убить глупую старуху-процентщицу, взять ее деньги, предназначенные для монастыря, и спасти тысячи униженных и оскорбленных- это «справедливое убийство», по мысли героя.

«эксперимент» приводит совсем не к тому результату, которого он ожидал. Хотя ум Родиона не может противиться железной логике его теории, но душа восстает. Следуя его идее, он должен жить для себя, а он отдает последние деньги на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры. По его теории, и Соня, и его мать, и Дуня, и Катерина Ивановна принадлежат к разряду «обыкновенных» людей. И, следовательно, топор другого Раскопьникова может обрушиться на их головы.

«перегрызлись». Столько вокруг несправедливости, а если каждый начнет выяснять, какой он, обыкновенный человек или нет... Ведь так люди друг друга начнут резать. Да и что толку в гениальном человеке, если он негодяй? Это еще страшнее, потому что ради своих умозрительных теорий, во имя своей власти уничтожит множество людей, в том числе и талантливых.

Забыл Раскольников и о том, что тот, кто преступил закон человеческий, пролил кровь, обязан носить в душе страшную тяжесть, оставаться в одиночестве. Так происходит и с ним. Даже мать и сестра становятся для него чужими. Более откровенен он лишь с циником Свидригайловым, который не обставляет свои поступки «высокими» идеями. Но при этом герою невыносима мысль о сходстве его теории с теориями Лужина, Свидригайлова. Он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть.

но настойчивое развенчание раскольниковской идеи. Это происходит через страдания несчастного.

«Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я убил, а переступить-то не переступил»,- с ужасом думает Раскольников. Таким образом, теория Родиона Романовича терпит крах, он не выдерживает жизненной проверки. Жизнь, чувство всегда богаче любой теории. А тем более такой бесчеловечной, как теория о «двух разрядах», о «сверхлюдях» и «вшах», «недочеловеках».

Теоретическая основа идеи Раскольникова

Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения. Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.

Зарождение идеи

Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления. Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.

Право сильной личности на преступление

Что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Им предначертана необычная судьба. Они делают великие открытия, вершат историю, двигают прогресс. Человек, подобный Наполеону, может ради высшей цели совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, переступать через кровь. Их не пугают законы. Для них не существует нравственных принципов. Такие особи рода человеческого могут не думать о последствиях своего поведения и стремятся к достижению своей цели несмотря ни на что. Они «право имеющие». Остальная масса людей – материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных».

Проверка теории жизнью

Обладая непомерной гордостью, Раскольников причислял себя к избранным. Убийство жадной старухи, совершённое молодым человеком – проверка теории на себе. «Избранный» легко переступает через кровь, чтобы потом облагодетельствовать всё человечество. Чувства сожаления, угрызения совести неведомы такому человеку. Так считает главный герой романа. Жизнь расставляет всё по своим местам. Родион Раскольников, совершив страшное преступление, оказывается в мучительной изоляции. Он, переступивший нравственную черту, несчастен, отлучён от общения с родными людьми, обречён на одиночество. «Я не старуху убил, я себя убил», – восклицает Раскольников. Убийство ставит доброго и благородного по натуре юношу в один ряд с такими порочными личностями, как Свидригайлов и Лужин. Ведь они тоже игнорировали нравственные законы, жили, думая только о собственном благополучии. «Мы одного поля ягоды», – говорит герою Свидригайлов. Переживания главного героя являются самым страшным наказанием и доказательством его заблуждений. Лишь раскаявшись в содеянном и обратившись к богу, Раскольников собирает свою «расколотую» душу, обретает покой и счастье. Преданность и любовь Сони Мармеладовой заставляют забыть о своих заблуждениях и возродиться для новой жизни.

Уроки гениального романа

Страшные последствия

Бесчеловечная теория Раскольникова, основанная на идее эгоизма и индивидуализма, антигуманна. Никому не дано распоряжаться жизнями других людей. Совершая подобные поступки, человек нарушает законы нравственности, заповеди христианства. «Не убий», – говорится в библии. Неслучайно умный Порфирий Петрович, пытаясь разобраться в умозаключениях Родиона Раскольникова, интересуется, каким образом можно отличить необычного человека. Ведь если каждый возомнит себя особенным и начнёт нарушать закон, начнётся хаос! У автора теории нет вразумительного ответа на этот вопрос.

Кто виноват

Кто же виноват в том, что умные, добрые, благородные люди увлекались подобными идеями, калечили свою жизнь, губили душу. Достоевский своим романом пытается дать ответ на этот вопрос. Социальное неравенство, нищенское положение большей части трудового народа, «униженных и оскорблённых» толкало людей на этот преступный и безнравственный путь.

Добро – основа жизни

В романе «Преступление и наказание» теория Раскольникова терпит крах. Это помогает понять, что человек не «тварь дрожащая», а личность, имеющая право на жизнь. «На чужом несчастье счастья не построишь», – гласит народная мудрость. Отношения между людьми должны основываться на доброте, милосердии и вере в бога убеждает нас роман великого писателя.

Описание теории главного героя романа и доказательство её несостоятельности пригодится 10 классам при написании сочинения «Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».

Тест по произведению

«Преступление и наказание» - роман идеологический, его сюжет связан с античеловеческой идеей, возникшей в воспаленном мозгу главного героя произведения, бывшего студента Родиона Романовича Раскольникова. Человек добрый и чуткий к чужим страданиям, оказавшись в безжалостном Петербурге в бесчеловечных условиях, размышляя о жизни, он создает теорию, по которой все люди делятся на два разряда: «тварь дрожащая», или собственно материал, создающий себе подобных и привыкший к послушанию, и необыкновенных людей, которые призваны повелевать первыми и усилиями которых движется мир, прогресс. Раскольников считает, что все они преступники, то есть преступают ранее установленные законы. Развивая эту мысль, Раскольников утверждает, что они могут разрешить себе «кровь по совести», если потребуется устранить мешающие препятствия.

Решив проверить, к какому разряду относится он сам, а также помочь матери, сестре, Мармеладовым, Раскольников убивает старуху-процентщицу, тем самым подменяя следствием причину, ведь по его теории: если человек необыкновенный, то он может позволить себе преступление. А Раскольников действует по принципу: если я убью, то я необыкновенный. И проверяет свою исключительность не на себе, а на других, используя при этом бесчеловечные средства того уклада жизни, против которого он выступал.
Это ведет сразу к нескольким трагедиям: невольному убийству Лизаветы, о которой сказано мимоходом, что она постоянно беременна, смерти матери, узнавшей после суда, что сын - преступник, и к глубокому кризису в душе Раскольникова («Я не старуху убил, я себя убил!»). Это главное развенчание теории. Вся античеловеческая сущность ее раскрыта Достоевским в сопоставлении преступления Раскольникова с преступлениями Лужина и Свидригайлова.

Лужин тоже вооружен своей теорией, расчетом, из которого следует, что если каждый будет сам заботиться о своем благополучии, то жизнь улучшится, настанет пора «всеобщего преуспевания». Раскольников оспаривает эти выводы, утверждая, что тогда выходит, «что людей можно резать». Здесь он наталкивается на противоречие. Ненавидя Лужина, не принимая его взглядов, он чувствует близость своих убеждений с принципами этого человека.

То же самое происходит и во взаимоотношениях Раскольникова со Свидригайловым. Тот знает, кто убил старуху, и говорит Раскольникову: «Мы с вами одного поля ягоды». То есть, идя на преступление ради людей, Раскольников встал в один ряд с Лужиным, скрывающимся в Петербурге после какой-то аферы, и Свидригайловым, совершившим массу преступлений, продиктованных не теорией, а лишь испорченностью собственной натуры.

Свидрйгайлов, как и Раскольников, мучится своими преступлениями. Он кончает жизнь самоубийством, не выдержав сделки с совестью. А Раскольников не собирается этого делать. Даже признавшись в своем преступлении, он еще не разочаровался в теории. Кроме того, украв деньги, он никому не помог, а Свидрйгайлов делает это как бы вместо него: устраивает в приют детей Мармеладовых, завещает некоторую сумму Дуне и Соне. Благодаря этому Соня и смогла покончить со своим прошлым, поехать вслед за Раскольниковым на каторгу. И опять противоречие в теории: Раскольников хотел спасти детей Мармеладовых, а убивает, возможно, будущую мать, Лизавету. Хотел защитить сестру и Соню, а поднял руку против такой же беззащитной. Достоевский ставит этих трех женщин в один ряд. Значит, одно преступление ведет за собой другие. Прекрасной цели нельзя достичь дурными средствами.

Самым главным обвинением теории является сопоставление преступления Раскольникова с «преступлением» Сони. Она, переступив через свою честь, возвысила себя, потому что ее цель - помочь детям. А Раскольников, осуществив свой замысел, принес горе не только себе, но и любимым людям. Соня, несмотря на пережитые страдания, способна любить. Даже Свидрйгайлов испытывает глубокое чувство к Дуне, и это спасает его. Раскольников же смог полюбить только на каторге, когда отказался от своей теории. Для Достоевского, верящего в огромную животворящую силу любви, это очень важно. В эпилоге романа герой возрождается к новой жизни любовью, начинает понимать ложность своей теории. Последствия этой идеи, завладей она всеми людьми, обрисованы в последнем сне Раскольникова: мир превратился бы в «мировую язву» и вымер. Это ли не полное развенчание теории?

Жестокая, захватывающая, всепоглощающая борьба между Добром и Злом - эта проблема стояла и будет стоять перед человечеством всегда. В романах Федора Михайловича Достоевского этот поединок разворачивается в душах отдельных людей. Полярность божеского и дьявольского начал, бурное столкновение света и тьмы раскрываются в самой глубине бытия. Примером такой борьбы может быть почти каждый герой Достоевского, но особенно ярко она выразилась в образе Родиона Раскольникова. В нем заключено зерно и богочеловека, и Великого Инквизитора.

Раскольников в «Преступлении и наказании» - центральный образ. А все остальные герои, которые проходят перед глазами читателя, лишь акцентируют внимание на отдельных чертах его характера. В душе Раскольникова борются две бездны - Добра и Зла. К тому же он одержим собственной «идеей», которая, с одной стороны, заключает в себе бесчеловечность и жестокость, а с другой - стремление облагодетельствовать человечество. «Вложив в душу Раскольникова и любовь и презрение к людям как противоречивую, но единую идею, идею-страсть, Достоевский создал героя, побуждавшегося к волюнтаристическому действию предназначением Мессии и замыслом Наполеона, стремлением искупить мир при помощи необъятной и деспотичной личной власти» (Ю. Карякин). Так как в Раскольникове заключены два полюса, то и все герои, окружающие его, являются зеркальным отражением того или иного из этих полюсов.
Первый из героев, близких Раскольникову по идеям «наполеонизма», - Петр Петрович Лужин. Кредо его жизни - возлюби себя. Он может не задумываясь перешагнуть через человека, через личность, распорядиться судьбой другого для собственной выгоды. Такова его «теория рваных кафтанов». По Лужину, возлюбить нужно прежде всех одного себя, потому что все на свете «на личном интересе основано». Это и сближает его с Раскольниковым. Если довести их теории до логического завершения, то выходит, что «людей можно резать...».

Если Лужин - двойник главного героя, то Лебезятников - его отражение в кривом зеркале. Отрицание Раскольниковым законов общества и попытка переустроить мир принимают у Лебезятникова комические, карикатурные формы. Андрей Семенович был одним из тех людей, которые «...мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат».

Одним из самых загадочных в романе является образ Аркадия Ивановича Свидригайлова. Свидригайлов, как и главный герой, считал, что все дозволено. Он преследовал Раскольникова подобно тени. Необъяснимая сила влекла Родиона Романовича к Свидригайлову, он чувствовал, что они оба преступны; в минуты отчаяния и сомнения в своей правоте Раскольников шел к Свидригайлову, чтобы найти в нем поддержку и успокоить совесть.

Но Раскольникова окружают и люди, которым близки идеи мессианства. Университетский товарищ Раскольникова Разумихин - добрый, веселый, бескорыстный, умный человек. Живя ради других, он готов ухаживать за больным, заботиться, покровительствовать, не требуя за это никакого вознаграждения. Таков и Раскольников, когда спасает детей из горящего дома, помогает бедному студенту, отдает последние деньги на похороны Мармеладова. Можно сказать, что Разумихин - это воплощение доброго начала Раскольникова.

Еще один герой романа - Порфирий Петрович, пристав следственных дел. Он и по долгу службы, и по зову совести должен блюсти законы. Раскольников хоть и отвергает их, но свою теорию строит на основании известных исторических фактов и закономерностей. Порфирий Петрович является интеллектуальным отображением Раскольникова. Никому не известный следователь сумел «раскрутить весьма запутанное дело», не имея прямых улик и фактов.

Самое деятельное участие в спасении загубленной души Раскольникова принимает Соня Мармеладова.


Страница: [ 1 ]
Похожие публикации