Трудовое право в советский период. Развитие трудовых отношений в советский период

Параграф 2 Советские кодексы законов о труде. Становление и развитие советского трудового права

Часть 1. Развитие законодательства о труде после Февральской революции 1917 г.

Революционное свержение самодержавия в России в фев­рале 1917 г., резкое изменение соотношения классовых и по­литических сил в стране, демократизация политического ре­жима, усиление рабочего и профсоюзного движения, давление революционных, в том числе радикальных сил, - все это привело к активизации деятельности по осуществлению реформ трудового законодательства. В значительной мере они отражали требования рабочего движения и в немалой мере объективную необходимость буржуазной модернизации страны.

Наличие двоевластия в стране привело к тому, что зако­нотворческие функции выполняли два органа: Временное пра­вительство, принимавшее акты, имевшие силу закона, и Со­веты рабочих и солдатских депутатов, которые издавали по­становления и распоряжения, относившиеся, в частности, и к правовому регулированию труда, а также заключали с орга­низациями предпринимателей соглашения, часть из которых была санкционирована Временным правительством. Наиболее известное из них - соглашение между Петроградским сове­том рабочих депутатов и обществом фабрикантов и заводчиков (март 1917 г.). В этом соглашении был закреплен (вплоть до издания соответствующего закона) 8-часовой рабочий день и 7-часовой рабочий день накануне воскресений без уменьше­ния заработной платы, и были учреждены два новых для Рос­сии органа: фабричные комитеты и примирительные камеры. Эти нововведения отражали требования рабочего движения и пользовались широкой поддержкой общественных, в том чис­ле либеральных, сил. 6

Фабрично-заводские комитеты должны были избираться на фабриках и заводах из числа рабочих данного предприятия на основе всеобщего равного избирательного права. На коми­теты были возложены следующие задачи: представительство рабочих в их сношениях с правительственными и обществен­ными учреждениями; формулировка мнений по вопросам об­щественно-экономической жизни рабочих; разрешение вопро­сов, касающихся внутренних взаимоотношений между самими рабочими; представительство рабочих перед администрацией и владельцами предприятий; дача согласия на проведение сверхурочных работ.

Примирительные камеры из равного числа выборных представителей от рабочих и администрации должны были учреждаться на заводах и фабриках для разрешения недора­зумений, возникающих во взаимоотношениях владельца пред­приятия, администрации и рабочих. При недостижении со-глашения в примирительной камере предприятия спор дол­жен был быть перенесен на разрешение центральной прими­рительной камеры, состоявшей из равного числа выборных от советов рабочих депутатов и общества фабрикантов и за­водчиков.

7 марта 1917 г. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов вынес постановление о введении 8-часового рабо­чего дня, которое Временное правительство, однако, не уза­конило. На многих предприятиях, особенно в промышленных центрах, рабочие самовольно вводили 8-часовой рабочий день.

Число актов по труду, принятых Временным правитель­ством, было невелико, и они в основном санкционировали то, что фактически возникало в общественной жизни в ходе раз­вития революционных событий под напором масс.

12 апреля 1917 г. было издано Постановление о собраниях и союзах, которое признало за всеми гражданами право обра­зовывать общественные объединения в целях, не противных уголовным законам. Однако регистрационный порядок возник­новения общественных объединений сохранился, и право всту­пать в обязательственные отношения было предоставлено лишь тем обществам и союзам, уставы которых были зарегистриро­ваны судебной властью (в регистрационных отделах окружных судов).

23 апреля было издано Постановление о рабочих комите­тах в промышленных заведениях. Это Постановление легали­зовало рабочие комитеты на предприятиях, которые могли создаваться по предложению по крайней мере "/,„ работников, и возложило на них следующие функции: представительство рабочих перед администрацией по вопросам их взаимоотноше­ний (заработная плата, рабочее время, правила внутреннего распорядка и т. п.); урегулирование вопросов, касающихся вза­имоотношений между самими рабочими; представительство рабочих в их сношениях с правительственными и обществен­ными учреждениями; культурно-просветительская деятель­ность среди рабочих и иная деятельность, направленная на улучшение их быта. Было узаконено участие рабочих коми­тетов в составлении правил внутреннего распорядка. Согласно разъяснению Министерства труда (август 1917 г.) владельцы предприятий имели право увольнять членов фабрично-завод­ских советов только при наличии согласия примирительной камеры.

Как видно, данное постановление в основном воспроизве­ло содержание соглашения, заключенного незадолго до это­го Петроградским советом с предпринимателями.

В августе 1917 г. Временное правительство утвердило Положение о примирительных камерах и третейских судах. Они создавались для разрешения трудовых конфликтов. При­мирительные камеры учреждались в территориальных райо­нах или отраслях промышленности. Третейские суды были вто­рой инстанцией при разрешении трудовых споров.

Своим Постановлением от 11 октября Временное прави­тельство запретило под угрозой административной кары на­ложение каких-либо денежных взысканий на рабочих влас­тью заведующих предприятиями. Таким образом, были отме­нены дисциплинарные штрафы, существовавшие в России с самого начала формирования промышленного производства и ставшие предметом юридической регламентации с 1886 г.

Впрочем, в одном случае дисциплинарный штраф был со­хранен в скрытой форме: опоздавшие более чем на четверть часа рабочие не допускались к работе до перерыва или до следующего дня и лишались заработка за это время.

25 августа Временное правительство утвердило Положе­ние о биржах труда. Последние учреждались городскими и земскими общественными управлениями в населенных пунк­тах с числом жителей не менее 50 тыс. Управление биржами труда возлагалось на комитеты, состоявшие из равного числа представителей профсоюзов работников и организаций пред­принимателей, под председательством нейтрального лица, из­бираемые городскими думами или земскими учреждениями. Биржи должны были вести регистрацию спроса и предложе­ния рабочей силы, оказывать посреднические услуги, разра­батывать статистику рынка труда.

Частъ вторая Советское трудовое право

Итак, как выглядит советское трудовое право в истори­ческой ретроспективе? Прежде всего следует признать, что в нашей стране в XX в. был сформирован специфический тип трудового права, который во многом отличался от зарубеж­ных национальных систем правового регулирования труда. После победы Октябрьской революции 1917 г. в развитии пра­вового регулирования труда произошел перелом, качествен­ный скачок

Нельзя не видеть, что советское трудовое право вопло­щало своего рода ";социальный контракт"; между государством и трудящимися, в соответствии с которым государство обес­печивало работникам определенные и вполне реальные соци­альные блага (полную занятость, стабильность рабочего мес­та, профсоюзные права, социально-бытовые льготы), а ра­ботники со своей стороны сохраняли лояльность по отноше­нию к государству и мирились с его тоталитарным характером, с несвободой в обществе, массовыми репрессиями и принуди­тельным трудом. 7

Советское трудовое право было крайне идеологизировано. Его концептуальной основой были определенные неколеби­мые догмы: строительство социализма и коммунизма, отрица­ние частной собственности и эксплуатации человека челове­ком, диктатура пролетариата, роль государства как главного инструмента общественных преобразований, роль труда, пра­во на труд и обязанность трудиться, преимущества коллекти­вистских начал в общественной жизни. Однако следует при­знать, что на разных этапах развития нашей страны после октября 1917 г. трактовка этих понятий менялась. Неоднократ­но происходившие повороты политической линии, изменения нюансов официальной идеологии оказывали серьезное воздей­ствие на трудовое законодательство и трудовую теорию. Это отчетливо видно при рассмотрении истории советского трудового права по этапам, отразившим противоречия, ка­таклизмы, драматизм советской эпохи.

Начало становления советского трудового права

Советское трудовое право было рождено в результате коренных революционных преобразований в России после зах­вата власти большевиками 25 октября (7 ноября) 1917 г. Совет­ская власть без промедления стала формировать новое трудо­вое законодательство на основе программных установок и тре­бований РСДРП.

29 октября (11 ноября) 1917 г. был принят Декрет Совета народных комиссаров о восьмичасовом рабочем дне 2 . Он ка­сался продолжительности рабочего времени и времени отды­ха, а также охраны труда женщин и молодежи.

В этот же период появился первый акт советского законода­тельства, касавшийся коллективных договоров. 2 июля 1918 г. СНК одобрил Положение о порядке утверждения коллектив­ных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработ­ ной платы и условия труда. Не вводя обязательности заклю­чения коллективных договоров, Положение детально опреде­ляло их содержание и предусматривало, что в них должны указываться: порядок приема на работу и увольнений, рабо­чее время и время отдыха (продолжительность рабочего дня, перерывы на обед, сверхурочные работы, отпуска), заработ­ная плата, норма выработки, организация производственного ученичества, порядок рассмотрения споров, вытекающих из коллективных договоров. В коллективном договоре должен был быть предусмотрен срок, на который он заключен, и порядок его изменений.

Трудовое право в период военного коммунизма

В условиях Гражданской войны 1918-1920 гг., тотальной разрухи, катастрофического обнищания населения советская власть предпринимала отчаянные усилия с тем, чтобы одер­жать победу в войне, подавить сопротивление свергнутых клас­сов, отразить натиск контрреволюции. Одновременно осуще­ствлялись преобразования в экономике (национализация круп­ных и средних предприятий, сокращение сферы денежного обращения, ограничение свободы торговли), принимались меры по возрождению народного хозяйства. Этому была всецело посвящена деятельность государственного аппарата, и имен­но это считалось главной целью принимаемого законодатель­ства. В деятельности государственных органов преобладали насильственные методы, зачастую в самой суровой, жестокой форме, вполне соответствовавшей духу времени и идеологи­ческим установкам диктатуры пролетариата.

Многие меры экономической и социальной политики того времени, получившей название политики военного коммунизма, были вызваны экстремальной обстановкой, требовавшей незамедлительной мобилизации всех имевшихся скудных ре­сурсов, крайнего напряжения сил ради выживания советской власти. Однако в законодательстве военного коммунизма от­разились не только чрезвычайные обстоятельства тех лет, но и преобладавшие тогда в руководстве коммунистической партии и советского правительства представления о преобразовани­ях, необходимых для строительства социализма в нашей стра­не. Большая роль в осуществлении этих преобразований отво­дилась трудовому законодательству. Поэтому именно с него началась кодификационная работа по созданию фундамента советского права.

В декабре 1918 г. был принят Кодекс законов о труде - первый относительно широкий и комплексный по содержанию акт советского трудового законодательства, своего рода кон­ституция труда, положившая начало череде последующих кодификаций этого законодательства и заложившая основу дальнейшего развития советскою трудового права.

КЗоТ подытожил законодательство о труде первого года советской власти. Он закрепил многие нормы предшествовав­ших ему юридических актов по труду, в том числе коллек­тивных договоров, дополнил ранее действовавшие нормы, под­разделив нормативный материал на 9 разделов, расположен­ных в следующей последовательности: ";О трудовой повиннос­ти";; ";Право на применение труда";; ";Порядок предоставления труда";; ";О предварительном испытании";; ";О переводе и уволь­нении трудящихся";; ";О вознаграждении за труд";; ";О рабочем времени";; ";Об обеспечении надлежащей производительности труда";; ";Об охране труда";.

КЗоТ 1918 г. наглядно отразил особенности социальной политики советского государства в период военного коммуниз­ма, в которой сочеталось принуждение к труду, зачастую в самой жесткой и даже жестокой форме, и довольно высокий для тех лет провозглашенный уровень трудовых прав работ­ников, охраны труда, предоставление профсоюзам особых прав и полномочий в сфере правового регулирования труда. 8

Обращает на себя внимание то, что КЗоТ 1918 г. делал акцент на производственной функции трудового права, на обес­печении предприятий необходимой рабочей силой, на содей­ствии росту производительности труда. Символично то, что трудовой повинности посвящен первый раздел Кодекса, а охране труда - последний. Специальный раздел был посвящен обеспечению надлежащей производительности труда.

Следует отметить, что на практике в полной мере дей­ствовали нормы, относившиеся к принудительному труду, к правам профсоюзов, и в самой минимальной степени осталь­ные нормы, которые в связи с условиями войны и в обстанов­ке хозяйственной разрухи в значительной мере остались на бумаге 9

Первый советский КЗоТ установил оставшуюся и при даль­нейших кодификациях трудового законодательства так назы­ваемую узкую сферу действия трудового права (трудовые отношения только рабочих и служащих и домашних работников) и содержал ряд принципиальных положений, относившихся к трудовому праву в целом и к его отдельным институтам, боль­шое число норм, юридических конструкций, которые соста­вили остов, сердцевину советского трудового права и в том или ином виде остались в нашем законодательстве до сегод­няшнего дня. Вместе с тем многие нормы и положения КЗоТа 1918 г. впоследствии были отменены или существенно скор­ректированы.

Трудовое право в период осуществления новой экономической политики

Часть 1. Развитие законодательства

В начале 20-х годов в истории нашей страны произошел крутой поворот. В соответствии с решениями X съезда РКП(б) советская власть объявила о введении новой экономической политики, допускавшей до определенных пределов частную собственность, свободную торговлю, свободу предприниматель­ства, частно-хозяйственную деятельность наряду с хозяйством государственным. Коммерческие принципы внедрялись и в уп­равление государственными предприятиями. Россия сделала первую после октября 1917 г. попытку вернуться к рыночной экономике.

Новая кодификация трудового законодательства в 1922 г. имела целью заменить КЗоТ 1918 г., созданный для осуществ­ления ";красногвардейской атаки на капитал";, новым Кодек­сом, призванным регулировать трудовые отношения в услови­ях перехода к рынку, который, как провозглашал В. И. Ленин, утверждался в нашей стране ";всерьез и надолго";.

Второй советский Кодекс законов о труде, одобренный IV сессией ВЦИК IX созыва, 30 октября 1922 г., завершил формирование советского типа трудового права. Использовав многие нормы и конструкции КЗоТа 1918г., новый КЗоТ РСФСР вместе с тем существенно отличался от своего предшествен­ника как по структуре, так и по содержанию. Оставшись ";мини-кодексом";, ";кодексом-конституцией";, КЗоТ 1922 г. не только больше прежнего Кодекса по объему (192 статьи против 137), но и значительно шире по содержанию.

КЗоТ 1922 г. по сути дела окончательно конституировал основные институты советского трудового права, дав им нор­мативное содержание. В 17 разделах нового Кодекса можно видеть каркас таких институтов советского трудового права, как трудовой договор, коллективный договор, положение проф­союзов, дисциплина труда, заработная плата, гарантии и ком­пенсации, нормы труда и сдельные расценки, рабочее время, время отдыха, техника безопасности и гигиена труда, охрана труда женщин и молодежи, материальная ответственность работников за ущерб, нанесенный имуществу предприятия, социальное страхование.

Главное отличие Кодекса 1922 г. от его предшественника заключается в его концепции и функциональной направленно­сти. Кодекс 1922 г. был создан для функционирования в услови­ях, принципиально отличных от военного коммунизма.

Советское государство признало необходимость развития рынка, многоукладности и легализовало в определенных пре­делах первооснову рыночной экономики: право частной соб­ственности и свободу предпринимательства. Это делало необходимым существенное реформирование сложившегося тру­дового права.

В отличие от КЗоТа 1918 г., основная направленность и пафос которого были в полном отрицании рыночных отноше­ний, всесилии и монополизме государства, тотальном принуж­дении, Кодекс 1922 г. включал частноправовые начала, прав­да, в четко обозначенных государством пределах. Ленинская концепция нэпа устанавливала жесткие границы действию ры­ночных сил, полностью отвергала идеи экономического либе­рализма и делала акцент на социальную ориентацию экономи­ки путем активного использования государственных рычагов.

В КЗоТе 1922 г. была сделана попытка сформировать тру­довое право, призванное функционировать в условиях госу­дарственного социализма, признающего жестко регулируе­мую рыночную экономику, трудовое право с оптимальным, с точки зрения правящей партии, сочетанием публично-право­вых и частноправовых начал, трудовое право, учитывающее реалии и специфику России того времени, ее прошлый опыт, как дореволюционный, так и послереволюционный.

КЗоТ 1922 г. остается первоосновой нашего трудового пра­ва, хотя в последующие годы многие его нормы, конструк­ции, принципиальные подходы претерпели существенные из­менения в связи с отказом от нэпа и политическими катаклиз­мами последующих лет, которые привели, в частности, к ре­ставрации многих элементов правового регулирования труда периода военного коммунизма.

Современные реалии России, необходимость выбора наи­более подходящей для нашей страны модели рыночной эконо­мики делают ознакомление с трудовым законодательством, принятым в годы нэпа, чрезвычайно интересным и поучитель­ным, особенно в связи с предполагаемым принятием трудово­го кодекса, призванного содействовать формированию в Рос­сии экономики рыночного типа и вместе с тем в полной мере учитывающего своеобразие России, ее исторического пути и, в частности, уроки не удавшегося в 20-х годах перехода к рынку.

Следующим этапом громко гласного реформирования стало 15 июля 1970 г., когда Верховный Совет СССР одобрил Закон ";Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде"; (далее Основы законодательства о труде, или Основы). Это был первый в советской истории общесоюз­ный закон о труде кодификационного характера, объединив­ший все основные нормы, регулировавшие труд рабочих и слу­жащих. Основы законодательства о труде, вступившие в силу с 1 января 1971 г., сформировали фундамент для всей системы советского трудового законодательства, обеспечивали его един­ство в масштабах СССР и в значительной мере определили даль­нейшее развитие трудового права, стали его эталоном.

Основы законодательства о труде внесли в действовав­шее законодательство немало новых моментов, _как правило, улучшавших положение работников, повышавших уровень правовых гарантий для трудящихся 1 . Это относится ко многим институтам трудового права, например, к трудовому догово­ру. В регулировании его можно отметить следующие новше­ства: запрещение необоснованного отказа в приеме на работу (ст. 9); ограничение прав администрации при временном пере­воде работников на другую работу в случае производственной необходимости или простоя и расширение гарантий сохране­ния заработной платы за переводимыми работниками (ст. 14); установление большей защиты работников при увольнении по инициативе администрации (отмена права увольнения работ­ников в связи с привлечением к уголовной ответственности и пребыванием под стражей более 2 мес. (п. 7 ст. 15), а также в случае приостановки работ на срок более одного месяца по причинам производственного характера); увеличение с 2 до 4 мес. срока отсутствия работника вследствие временной не­трудоспособности, дающего администрации право уволить работника, с установлением нового, льготного для работников правила, согласно которому за рабочими и служащими, утра­тившими трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установ­ления инвалидности (п. 5 ст. 17); увеличение периода оплаты вынужденного прогула при увольнении без достаточных осно­ваний с 20 дней до 3 месяцев (ст. 92); увеличение материаль­ной ответственности должностных лиц, виновных в незаконном увольнении работников или незаконном переводе их на другую работу (ст. 93).

Новшества были внесены и в регламентацию условий и охраны труда: допущение работы неполное рабочее время с оплатой пропорционально отработанному времени или в зави­симости от выработки (ст. 26); запрет замены ежегодного оп­лачиваемого отпуска денежной компенсацией (кроме случаев увольнения работника, не использовавшего отпуск (ст. 32); введение кратковременных отпусков без сохранения заработ­ной платы (ст. 35); увеличение продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков с 12 до 15 рабочих дней (ст. 33); рас­ширение охраны труда и гарантий занятости для беременных женщин и женщин-матерей (ст. 68, 73). Наконец, следует от­метить предоставление профсоюзам в лице ВЦСПС права за­конодательной инициативы (ст. 69) и возрождение правовой инспекции труда (ст. 104).

Принятие Основ законодательства о труде было, бесспор­но, шагом вперед в развитии нашего трудового законодатель­ства. Многие из его норм полностью оправдали себя, действу­ют и сегодня и ни в коей мере не устарели.

Вместе с тем отдельные новшества, введенные Основа­ми, как показал последующий опыт, оказались неудачными. К ним, например, относится отмена предупреждения работ­ников при увольнении по инициативе администрации.

Основы законодательства о труде явились правовой базой для принятия в 1971-1973 гг. кодексов законов о труде в со­юзных республиках, которые не только воспроизвели Осно­вы, но по многим вопросам дополнили, конкретизировали и детализировали их, включив в текст положения союзных за­конов о труде.

Новый КЗоТ РСФСР был принят на сессии Верховного Совета РСФСР 9 декабря 1971 г. и введен в действие с 1 апреля 1972 г. КЗоТ РСФСР 1971 г. воспроизвел основные положения Основ законодательства о труде, дополнив и конкретизировав Основы. Достаточно сказать, что число глав в Кодексе было увеличено с 15 до 18, а число статей - со 107 до 256. В числе дополнений нормы, относящиеся к работникам, работающим в районах Крайнего Севера, что отражает специфику РСФСР, отличавшую ее от других союзных республик СССР.

Особенно большие дополнения были внесены в главы о трудовом договоре, о рабочем времени и времени отдыха, о заработной плате, гарантиях и компенсациях, о льготах для работников, совмещающих работу с обучением, о трудовых спорах.

КЗоТ 1971 г., дополнив и конкретизировав Основы законо­дательства о труде, в течение трех десятилетий, с многочис­ленными поправками и дополнениями, действовал (и до сих пор действует) в России как основной законодательный акт по труду.

Он существенно модернизировал КЗоТ 1922 г., который давно уже превратился в анахронизм. Принятие Основ и но­вых кодексов дало толчок к существенному обновлению совет­ского трудового законодательства в целом. Уже в 70-е годы началось приведение различных актов по труду в соответствие с основополагающими актами кодификационного законодатель­ства, прежде всего с Основами. Были приняты Положение о правах ФЗМК (1971 г.), Положение о порядке рассмотрения трудовых споров (1974 г.), Типовые правила внутреннего тру­дового распорядка (1972 г.), Положение о правовой инспекции труда (1976 г.), Постановление Президиума ВЦСПС и Госком­труда о порядке заключения коллективных договоров (1971 г.), Положение о постоянно действующем производственном со­вещании (1973 г.).

... правового регулирования системы противодействия экстремизму и терроризму.......................................... 556 6.3. Российский опыт политико-правового регулирования ... в России до октября 1917 года обладали... одном из параграфов своего труда , так...

  • Медведев валентин григорьевич политико-правовая организация антисоветских государственных образований в поволжье и сибири в годы гражданской войны и иностранной интервенции (1918 -1920 г г)

    Автореферат диссертации

    ... до Октября 1917 года . Однако в условиях тотального правового ... служащих, об охране и регулировании труда в промышленности, торговле, ... параграфов . В первом параграфе рассматривая политико-правовую ... политико-правового развития России в 1917 -1918 годах .- М.: ...

  • В декабре 1917 г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы иДекрет о страховании на случай болезни. Эти меры социальной защиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918 г. была сформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными организациями.

    В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ), разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС и обобщающий все предшествующее советское законодательство о труде.

    Действие Кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства (государственном, кооперативном, частном). В Кодексе закреплялись нормы труда (продолжительность рабочего дня для разных категорий трудящихся и различных условий труда) и отдыха

    (отпуска, выходные дни), устанавливались льготы для подростков и женщин. Большая роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям Наркомата труда. КЗоТ заменил систему социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обеспечения (выплат из централизованных фондов государства), что было связано со структурными изменениями в экономике - сплошной национализацией производства и централизацией управления и финансирования.КЗоТ вводил также трудовую повинность для лиц от 16 до 58 лет.

    В апреле 1919 г. Совнарком издал Декрет о всеобщей мобилизации, реализовавший провозглашенный принцип трудовой повинности. В июне началось введение трудовых книжек, ужесточившее систему контроля над трудящимися. Мобилизация неквалифицированной рабочей силы была изъята у профсоюзов и передана Наркомтруда. В январе 1920 г. Декретом Совнаркома утверждены общие правила о всеобщей трудовой повинности. При Совете труда и обороны (СТО) был создан Главный комитет по проведению трудовой повинности, на местах создавались подчиненные ему комитеты, заменившие биржи труда. Сфера нового гражданского права формировалась в ходе национализации. Кроме объектов промышленности, транспорта и финансов, национализация охватила и сферу жилья.

    КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ 1918 г . - в РСФСР единый систематизированный законодательный акт, предназначенный для регулирования труда лиц, работавших за вознаграждение. Труд землевладельцев и лиц, работавших в коммунах, регулировался законодательством о земле и иными нормативно-правовыми актами.

    КЗоТ 1918 г. подготовлен специальной комиссией Наркомюста с участием Наркомтруда и ВЦСПС. Проект рассматривался на заседании ВЦИК 4.11.1918 г., был принят за основу и передан для доработки в комиссию из председателей ВЦИК, Наркомтруда, Наркомюста, ВЦСПС и ВСНХ. Без повторного рассмотрения во ВЦИК в декабре 1918 г. Кодекс был опубликован в Собрании узаконений РСФСР и таким образом введен в действие.

    При составлении КЗоТ 1918 г. использовались нормативно-правовые акты, изданные различными гос-ными органами, документы профсоюзных и иных общественных организаций, тарифные соглашения и практика регулирования трудовых отношений. КЗоТ аккумулировал правотворчество и правоприменение за 1-й год Советской власти. Он состоял из введения и 9 разделов («О трудовой повинности», «Право на применение труда», «Порядок предоставления труда», «О предварительном испытании», «О переводе и увольнении трудящихся», «О вознаграждении за труд», «О рабочем времени», «Об обеспечении надлежащей производительности труда», «Об охране труда»), содержащих 137 статей.

    Приложениями к Кодексу являлись Правила о порядке установления нетрудоспособности , «О выдаче пособий трудящимся во время их болезни», «О безработных и выдаче им пособий», «О трудовых книжках», «О еженедельном отдыхе и праздничных днях» (см.: История государства и права: словарь-справочник. - М., 1997).

    9 ноября 1922 был принят, а 15 ноября 1922 введён в действие второй советский КЗоТ. Обновление трудового законодательства диктовалось условиями перехода к мирному строительству по окончании Гражданской войны 1918-20.

    Действие КЗоТ РСФСР 1922 в силу договорных отношений РСФСР с др. советскими республиками было по их желанию распространено на территорию всех советских республик.

    КЗоТ РСФСР 1922 действовал до принятия в 1970 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; в 1972 во всех союзных республиках были введены в действие новые КЗоТ. В РСФСР КЗоТ был утвержден 9 декабря 1971 и введён в действие с 1 апреля 1972.

    КЗоТ регулирует трудовые отношения всех рабочих и служащих, содействуя росту производительности труда, повышению эффективности общественного производства и подъёму на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека. Кодекс устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав рабочих и служащих, закрепляя их основные трудовые права и обязанности, которые обеспечиваются социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы.

    Рабочие и служащие реализуют своё право на труд путем заключения трудового договора (См. Трудовой договор), они имеют право на гарантированную государством заработную плату соразмерно количеству и качеству затраченного труда, право на отдых в соответствии с законами об ограничении рабочего дня и рабочей недели и о ежегодно оплачиваемых Отпусках, право на здоровые и безопасные условия труда, на бесплатную профессиональную подготовку и бесплатное повышение квалификации, на объединение в профессиональные союзы, на участие в управлении производством, на материальное обеспечение за счёт государства в порядке государственного социального страхования (См. Социальное страхование), а также в случае болезни и потери трудоспособности. В КЗоТ закреплены такие важнейшие трудовые обязанности рабочих и служащих, как соблюдение трудовой дисциплины (см. Дисциплина трудовая), бережное отношение к народному добру, выполнение норм труда, установленных государством с участием профсоюзов.

    КЗоТ РСФСР содержит 256 статей, объединённых в 18 глав: Общие положения; Коллективный договор; Трудовой договор; Рабочее время; Время отдыха; Заработная плата; Нормы труда и сдельные расценки; Гарантии и компенсации; Трудовая дисциплина; Охрана труда; Труд женщин (см. Женский труд); Труд молодёжи (см. Несовершеннолетние, Детский труд); Льготы для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением; Трудовые споры; Профессиональные союзы; Участие рабочих и служащих в управлении производством; Государственное социальное страхование; Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде; Заключительные положения.

    В КЗоТ отдельных союзных республик учитывается разнообразие условий труда в различных отраслях народного хозяйства, а также исторические и национальные особенности, присущие каждой республике. Соответственно и система КЗоТ союзных республик, совпадая в целом с системой Основ законодательства СССР и союзных республик о труде, имеет свои особенности.

    Условно развитие советского трудового законодательства можно разделить на следующие периоды:

    • 1) трудовое законодательство в период Гражданской войны и военного коммунизма (конец 1917 г. - начало 20-х гг. XX в.);
    • 2) трудовое законодательство в период НЭПа (начало-конец 20-х гг. XX в.);
    • 3) трудовое законодательство периода форсированного развития страны (начало 1930-х - середина 1950-х гг.);
    • 4) трудовое законодательство в середине 1950-х - середине 1980-х гг.;
    • 5) трудовое законодательство в период перестройки (середина 80-х гг. XX в. - 1991 г.). Здесь же мы рассмотрим и развитие постсоветского трудового законодательства в 90-е гг. XX в.

    Трудовое законодательство в период Гражданской войны и военного коммунизма (конец 1917- нача.ю 20-х гг. XXв.).

    В качестве самостоятельной и одной из важнейших отраслей права и законодательства трудовое право сформировалось именно в советский период 1 . Новая советская власть позиционировала себя в качестве диктатуры пролетариата. В этой связи первые же ее мероприятия в сфере регулирования трудовых отношений носили ярко выраженный прорабочий характер. На второй день после октябрьского переворота был создан Народный комиссариат труда (НКТ) РСФСР во главе с А. Г. Шляпниковым. Начало формированию советского трудового законодательства было положено декретом СНК о 8-часовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени от 29 октября 1917 г. Этим же декретом вводилась 48-часовая рабочая неделя, предусматривалось сокращенное рабочее время на особо вредных для здоровья работах, запрещался ночной труд женщин. Постановлением Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР об отпусках от 14 июня 1918 г. было декретировано право на двухнедельный отпуск за год работы при условии шести месяцев непрерывной работы .

    Одновременно готовился проект первого советского Кодекса законов о труде (КЗоТа) 1918 г., который стал одним из первых советских кодексов. КЗоТ 1918 г. , имел 9 разделов, 137 статей, а также введение и 5 приложений. Его структура была весьма своеобразной. Всю общую часть заменяло достаточно идеологизированное Введение, а Раздел I был посвящен трудовой повинности. Следующий раздел посвящался праву на применение труда. Сочетание обязанности трудиться с правом на труд составляло достаточно необычную конструкцию обязанности-права. Раздел III определял порядок применения труда, а Раздел IV - предварительное испытание. Разделы с Vno IX были посвящены, соответственно: переводу и увольнению трудящихся; вознаграждению за труд; рабочему времени; обеспечению надлежащей производительности труда; охране труда. В состав кодекса было включено 5 приложений, разъясняющих нормы отдельных статей кодекса. Это: Правила о порядке установления нетрудоспособности (к ст. 5); Правила о выдаче пособий трудящимся во время их болезни (к ст. 78); Правила о безработных и выдачи им пособий (к ст. 79); Правила о трудовых книжках (к ст. 80); Правила о еженедельном отдыхе и о праздничных днях (к ст. 104). Необычно то, что время отдыха регламентировалось нормами раздела о рабочем времени и приложением к ст. 104. Отсутствовали разделы о трудовом договоре, коллективных договорах, трудовых спорах, контроле и надзоре за соблюдением трудового законодательства, дисциплинарной и материальной ответственности. Практически отсутствовала и полноценная общая часть. В то же время непосредственно в кодексе регулировались многие вопросы, связанные с социальным обеспечением (о порядке установления нетрудоспособности и др.).

    Для КЗоТ 1918 г. были характерны черты, в той или иной мере присущие всему советскому трудовому законодательству в дальнейшем:

    На смену субъектной дифференциации по классовому признаку пришел принцип равенства привлечения к труду, причем трудовая повинность осуществлялась независимо от наличия постоянной работы в форме выполнения труда фактически сверхурочно и бесплатно. Переводы без согласия работника стали не исключением, а правилом.

    Уклонение от учета и явки по трудовой повинности, самовольное оставление работы признавались либо административным проступком, либо уголовным преступлением (злостные и повторные нарушения). Характерно, что за проведением трудовой повинности в жизнь следил Главный комитет по всеобщей трудовой повинности во главе с председателем ВЧК Ф. Э. Дзержинским;

    • 3) имела место преимущественно публично-правовая составляющая советского трудового права, в отдельные периоды полностью исключающая договорные начала. В КЗоТе 1918 г. даже отсутствовало само понятие трудового договора;
    • 4) большой массив подзаконных актов, которые корректировали, а нередко вытесняли и изменяли нормы КЗоТ. Так, Общие положения о тарифе от 17 июня 1920 г. 1 фактически заменили КЗоТ 1918 г., хотя формально последний не был отменен. Например, на предприятиях, выпускающих продукцию оборонного назначения, были введены обязательные сверхурочные работы и работы в ночное время для женщин и несовершеннолетних. Впрочем, еще Постановлением НКТ РСФСР от 4 октября 1919 г. большинство прогрессивных ограничений в применение труда отдельных категорий работников, предусмотренных КЗоТ 1918 г., временно отменялось в условиях гражданской войны;
    • 5) в первом КЗоТе было ярко выраженное уравнительное начало, выражавшееся, в частности, в запрете труда по совместительству. Направленность кодекса на обеспечение принудительности и уравнительности была очевидна изначально.

    При этом трудовые права мужчин и женщин впервые были уравнены. В то же время, беременные женщины на период времени за 8 недель до и 8 недель после родов освобождались от трудовой повинности (ст. 3 КЗоТ РСФСР 1918 г.). Для работниц, кормящих ребенка грудью, должны бьши устанавливаться дополнительные перерывы через каждые три часа работы на срок не менее получаса. По сути, отпуск по беременности и родам приравнивался ко времени болезни (ст. 78 и приложение к ней). При этом размер пособий для беременных и рожениц устанавливался особым постановлением Народного комиссариата труда (НКТ). Впрочем, специальный раздел о регулировании труда женщин и подростков в КЗоТ 1918 г. отсутствовал. Это отвечало общей идеологии нового кодекса и всего советского законодательства.

    Согласно п. 2 Введения КЗоТ 1918 г., его нормы распространялись «на всех лиц, работающих за вознаграждение, и обязательны для всех предприятий, учреждений и хозяйств (советских, общественных, частных и домашних), а также для всех частных лиц, применяющих чужой труд за вознаграждение».

    Декретом СНК РСФСР от 15 октября 1921 г. социальное страхование стало осуществляться за счет средств работодателей, а 9 декабря 1921 г. Декретом «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнстве» пособие по материнству устанавливается в размере фактического заработка 1 .

    • См. подробнее: Андрюшкин Е. А. История трудового законодательства СССР и политика советского правительства в области трудовых ресурсов. М., 2012; Борисова Л. В.Трудовые отношения в Советской России (1918-1924 гг.). М., 2006; Волкова О. Н. Историяразвития советского трудового законодательства. М., 1986; Горшенин Е. П. Кодификациязаконодательства о труде. Теоретические вопросы. М., 1967; Киселев И. Я. Трудовоеправо России. Историко-правовое исследование. М., 2001; Киселев И. Я., ЛушниковА. М.Трудовое право. М., 2011. С. 29-56; Памятники российского права: в 35 т. Т. 26 / подобщ. ред. Р. Л. Хачатурова, А. М. Лушникова. М., 2016; и др.
    • См.: СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 10.
    • См.: СУ РСФСР. 1918. № 43. Ст. 527.
    • См.: СУ РСФСР. 1918. № 86-87. Ст. 905.

    В первые, же дни своего существования Советская власть устанавливала, как исходный момент формирования законодательства о труде, основные требования рабочего класса: 8-ми часовой рабочий день, полное социальное страхование за счет нанимателя, полную охрану труда и т.д. Подобное законодательство преследовало скорее политические, нежели практические цели и носило в целом декларативный характер.

    Дальнейший этап развития законодательства о труде соответствует периоду военного коммунизма и основным нормативным актом данного периода является Кодекс законов о труде, опубликованный 10 декабря 1918 г. «Постановления Кодекса законов о труде распространяются на всех лиц, работающих за вознаграждение, и обязательны для всех предприятий, учреждений и хозяйств (советских, общественных, частных и домашних), а также и для всех частных лиц, применяющих чужой труд за вознаграждение». В основу метода правового регулирования первый КЗоТ 1918 г. закладывал принцип всеобщей трудовой повинности.

    Регулирование условий труда иных категорий работников, не подпадавших под действие данного Кодекса, также осуществлялось преимущественно императивными методами в централизованном порядке: условия труда в создаваемых или поддерживаемых советскими учреждениями коммунальных хозяйствах (сельскохозяйственных или иных коммунах) - особыми постановлениями Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, Совета Народных Комиссаров, инструкциями Народных Комиссариатов земледелия и труда; Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 47с. условия труда земледельцев на землях, предоставляемых им в пользование, - Кодексом законов о земле; условия труда самостоятельных ремесленников - особыми постановлениями Народного Комиссариата Труда.

    Характерной чертой трудового законодательства того периода было то, что регулирование всех условий труда, в частности, размера вознаграждения за труд, совершалось жестко установленными нормами, издаваемыми в порядке декретов и предписаний государственными и отчасти профсоюзными органами. Вместе с тем наблюдалось полное отсутствие договорных соглашений об условиях труда как между отдельными трудящимися и администрацией, так и между администрацией и профсоюзами. Многие нормы трудового законодательства этого периода имели только декларативное значение. Так, например, далеко не всегда осуществлялись на практике нормы, ограничивающие применение сверхурочных работ, гарантирующие предоставление ежегодного обязательного отпуска и т.д.

    Подобная сложная политическая и экономическая обстановка в стране, характер трудового законодательства и вытекающая отсюда практика трудовых отношений не позволили выработать какую-либо теоретическую концепцию предмета трудового права данного периода.

    Последовавший далее переход к новой экономической политике, установившей свободу товарооборота, привел и к свободе распоряжения своим трудом. Стабилизация экономических и социальных отношений создали благоприятную почву для научных исследований в области трудового права. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 48с.

    Кодекс законов о труде РСФСР, принятый четвертой сессией ВЦИК 9 созыва 30 октября 1922 г., в вопросе о сфере действия исходил из той же позиции, что и КЗоТ 1918 г. Постановления Кодекса распространяются «на всех лиц, работающих по найму, в том числе и на дому (квартирников), и обязательны для всех предприятий, учреждений и хозяйств (государственных, не исключая и военных, общественных и частных, в том числе и раздающих работу на дом), а также для всех лиц, применяющих чужой наемный труд за вознаграждение».

    Война поставила перед правовым регулированием труда ряд сложных проблем. В связи с призывом многих миллионов людей в ряды армии и флота особенно острой стала проблема рабочих рук в промышленности, на транспорте, в строительстве и на селе. Это обстоятельство не могло не вызвать к жизни правовых норм, по-новому регулирующих возникновение и прекращение трудовых правоотношений. Хотя, как общее правило, и сохранился порядок добровольного вступления в трудовые отношения, Советское государство было вынуждено обратиться к таким правовым формам обеспечения народного хозяйства кадрами, как трудовая мобилизация и трудовая повинность.

    Администрации предприятий и учреждений было разрешено применять обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов в день. Отпуска во время войны предоставлялись лишь подросткам до 16 лет. Для остальных работающих они были заменены денежной компенсацией, которая с апреля 1942 г. переводилась в сберегательные кассы в качестве замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 48-49с.

    Были выпущены постановления, материально стимулировавшие достижение высоких показателей в работе в особо важных областях народного хозяйства. К ним следует отнести постановления о заработной плате поездных и маневровых бригад железнодорожного транспорта, работников угольных шахт, МТС и др.

    С окончанием войны были ликвидированы нормы права, порожденные чрезвычайными обстоятельствами военного времени. Указом Президиум восстанавливались с 1 июля 1945 г. очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отменялись ежедневные обязательные сверхурочные работы и восстанавливался 8-часовой рабочий день, прекращались трудовые мобилизации граждан на работу в различные отрасли народного хозяйства.

    В четвертом пятилетнем плане предусматривалась система мероприятий по механизации производства, совершенствованию оплаты труда, улучшению жилищных и бытовых условий, охране труда.

    В 1964 г. на базе Основ гражданского законодательства были приняты гражданские кодексы союзных республик.

    Трудовое право развивалось под воздействием мер, которые предпринимались государством в целях повышения уровня материального положения граждан, обеспечения их социальных прав.

    В 1955 - 1958 гг. была повышена заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964 г. в среднем на 21% была повышена заработная плата работникам просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и других отраслей, обслуживающих население. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 51-52с.

    Проводились меры по переходу на сокращенный рабочий день. В первую очередь были переведены рабочие и служащие каменноугольной, горнорудной, металлургической промышленности, а также коксохимических предприятий.

    Развитие отрасли трудового права определялось Конституцией, Основами законодательства СССР и союзных республик о труде 1970 г., кодексами о труде союзных республик, текущим законодательством.

    Большие меры проведены по упорядочению заработной платы, с общей тенденцией к ее увеличению. В 1968 г. повышен минимальный уровень заработной платы (до 70 руб.). В 70-х гг. введены новые условия оплаты труда в непроизводственных отраслях народного хозяйства для работников массовых профессий и специальностей, непосредственно обслуживающих население (медсестер, продавцов, библиотекарей и т.п.). Повышена оплата труда для многих работников производственных отраслей (в черной и цветной металлургии, угольной и текстильной промышленности, на железнодорожном транспорте).

    Конец XX века ознаменовался бурным развитием трудового законодательства России, было принято несколько основополагающих законов: Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в РСФСР"9, Закон РСФСР от 11 марта 1992 года № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях"10, Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 52-53с. Федеральные законы от 23 ноября 1995 года № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"11, от 12 января 1996 года № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"12, от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

    Перестройка с ее экономическими и идеологическими преобразованиями потребовала кардинального пересмотра не только отдельных норм трудового законодательства, но и самой концепции отрасли. Появление нового типа работодателей - коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей обусловило необходимость отказа государства от вмешательства в хозяйственную деятельность работодателей, в том числе и в сфере регулирования отношений наемного труда. С другой стороны, следовало решить задачу сохранения достигнутого уровня социальной защищенности трудящихся.

    Переходный период от социалистического КЗоТ к рыночному Трудовому кодексу ознаменовался поиском новых механизмов правового регулирования трудовых отношений, который не всегда приводил к удачным решениям. В этот период принимаются отдельные нормативные правовые акты, устанавливающие особенности регулирования труда в новых условиях хозяйствования. Развитию арендной формы организации труда сопутствовало появление новой модели правового регулирования трудовых отношений.

    Четвертый в истории России Трудовой кодекс был принят 30 декабря 2001 года и вступил в действие с 1 февраля 2002 года. Работа над его проектом заняла около 10 лет. Первоначальный проект был опубликован для широкого обсуждения с целью учета интересов всех заинтересованных субъектов - работников, работодателей, профсоюзов. За этот период Россией было ратифицировано несколько важнейших конвенций Международной организации труда (в частности, Конвенция № 81 "Об инспекции труда", Конвенция № 150 "О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация", Конвенция № 156 "О равном обращении и равных возможностях трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями", Конвенция № 155 "О безопасности и гигиене труда в производственной среде") и новый Кодекс изначально создавался с учетом принципов и положений международного трудового права.

    По истечении года жизни России по новому Трудовому кодексу все стороны констатировали: документ реально работает, однако практика выявила необходимость усовершенствования отдельных его положений. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 53-54с.

    После октября 1917г. в развитии правового регулирования труда произошел серьезный и качественный перелом, который отразился как на взрослом населении, так и на подрастающем поколении. Советское законодательство о труде с самого начала закрепило многие нормы и положения, которые отражали нужды, интересы и чаяния промышленного пролетариата и всех трудящихся. Поначалу процессы реформирования трудового законодательства приняли стихийные размеры, причем советское правительство придало этому движению организованную форму: 14 ноября 1917 г. был издан декрет «о рабочем контроле» (Собрания узаконений 1917-18 г., №3, ст. 35), согласно которого помимо контрольных органов при предприятиях, создавались также центральный и местные советы рабочего контроля.

    29 октября 1917г. был принят Декрет Совета народных комиссаров о восьмичасовом рабочем дне, который касался продолжительности рабочего времени и времени отдыха, а также отражал особенности охраны труда женщин, несовершеннолетних и молодежи. Данный Декрет внес в прежнее законодательство существенные новшества и причем исключительно в пользу работников. В нем были установлены: - взамен 11,5-часового рабочего дня 8-часовой рабочий день и 48-часовая рабочая неделя; - минимальный возраст приема на работу был определен в 14 лет (вместо 12 лет по прежнему законодательству), и этот возраст предполагалось повысить до 15 лет (с 1 января 1919 г.) и до 20 лет (с 1 января 1920 г.); - рабочее время для молодежи до 18 лет было ограничено 6-ю часами в сутки; - в рабочее время включалась не только сама непосредственная работа, но также и подготовительно-заключительное время (чистка машин, уборка рабочего помещения и т.п.); - не допускались лица, не достигшие 18 лет и женщины к сверхурочным работам, и было существенным образом ограничено применение сверхурочных работ и взрослым (особенно родителям); - подросткам до 16 лет и женщинам был запрещен ночной труд -от 9 часов вечера до 5 часов утра; - запрещено молодежи до 18 лет и женщин привлекать к подземным работам. Данный Декрет распространялся (в отличие от прежнего законодательства) на все предприятия и на всех наемных работников, и за несоблюдение его норм было установлено наказание лишением свободы по суду до одного года. Таким образом, можем сказать, что Декрет о 8-часовом рабочем дне стал основным базисом фундамента советского законодательства об охране труда трудящихся.

    Однако в условиях Гражданской войны 1918-1920гг. в законодательстве отразились не только чрезвычайные обстоятельства тех лет, но и преобладавшие тогда представления о преобразованиях, необходимых для строительства социализма в стране. В декабре 1918г. был принят Кодекс законов о труде - первый комплексный по содержанию акт советского трудового законодательства, который подытожил законодательство о труде первого года советской власти, закрепив многие нормы предшествовавших юридических актов по труду, подразделив нормативный материал на 9 разделов: «О трудовой повинности»; «Право на применение труда»; «Порядок предоставления труда»;

    • ·«О предварительном испытании»; «О переводе и увольнении трудящихся»; «О вознаграждении за труд»; «О рабочем времени»; «Об обеспечении надлежащей производительности труда»; «Об охране труда».
    • 31 января 1918 г. был опубликован декрет СНК о Биржах Труда (Собрания узаконений №21, ст. 319), возложивший всю работу по трудовому посредничеству на создаваемые профсоюзами при органах местного самоуправления Биржи Труда. Этим же законом была предусмотрена и ликвидация всех частных посреднических контор.

    Таким образом, в течение полугода советская власть разрешила все основные вопросы регулирования наемного труда. Все эти декреты легли затем в ОСНОВУ первого советского КЗоТ, опубликованного и изданного 12 декабря 1918 г. (Собрания узаконений №87-88, ст. 905).

    Этот Кодекс впервые во всем мире в одном законодательном акте охватил регулирование всех видов применения труда и установил (вместе с положением о социальном обеспечении трудящихся, опубл. 17/XII 1918 г. Собрания узаконений №89, ст. 906) те основные правила, которые должны соблюдаться при использовании рабочей силы. Вместе с тем, в Кодекс 1918 г. был включен и ряд положений декларативного характера. Так, устанавливая в соответствии с принципом «не трудящийся да не ест» всеобщую трудовую повинность, Кодекс в то же время провозгласил право каждого трудоспособного гражданина на применение своего труда.

    Кодекс 1918 г. закрепил установленную несколько раньше (в ноябре) обязанность всех ищущих труда регистрироваться в органах НКТ, предоставил последним право направлять безработных на работу, перебрасывать занятых работников в случае необходимости из одной организации в другую. Отказ от предлагаемой работы, а также самовольное оставление работы Кодекс признавал проступком и установил за них определенные взыскания. Вместе с тем Кодекс установил, что условия труда в государственных учреждениях регулируются тарифными положениями, утверждаемыми НКТ, а во всех остальных случаях - теми же положениями, разрабатываемыми профсоюзами по соглашению с руководителями предприятий и хозяйств и утверждаемыми НКТ. Таким образом, Кодекс предоставил государственной власти возможность непосредственно регулировать конкретные условия труда и ограничил свободное усмотрение сторон. В дальнейшем многие нормы КЗоТа были скорректированы. В Общем положении о тарифе от 17 июня 1920г., утвержденном СНК, все основные вопросы регулирования труда фактически действовали вместо КЗоТа.

    Возврат к системе социального страхования был декретирован еще 15/XI-1921 г. (Бюллетень Трудового Фронта, №27), причем проведение страхования было возложено сначала на аппарат НКСО. Тариф страховых взносов был установлен 2/I, 12/I и 5/II-1922 г.; установление же отдельных видов страхования и фактический переход на новую систему произошли в конце 1921 г. и начале 1922 г.

    30 октября 1922г. на четвертой сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 1Х созыва был принят КЗоТ РСФСР, использовавший многие нормы и конструкции предыдущего КЗоТа 1918г., но вместе с тем существенно отличался от него как по структуре, так и по содержанию. В отличие от КЗоТ 1918 г. КЗоТ 1922 г. провозгласил договорный (добровольный) принцип привлечения к труду. Он предусматривал предоставление гражданам работы в порядке добровольного найма через биржи труда, ввел понятие трудового договора, закрепил принцип неухудшения положения работника по сравнению с закрепленным в законодательстве коллективном договоре и правилах внутреннего трудового распорядка. Перевод осуществлялся как общее правило с согласия работника. Новый КЗоТ установил перечень оснований увольнения по требованию нанимателя (статья 47). Таким образом, КЗоТ 1922 г. значительно расширял права трудящихся и усиливал защитную функцию трудового права.

    В 20-е годы в истории нашей страны произошел крутой поворот в соответствии с решениями X съезда РКП(б). Советская власть объявила о введении новой экономической политики, допускавшей до определенных пределов частную собственность, свободную торговлю, свободу предпринимательства, частнохозяйственную деятельность наряду с государственным хозяйствованием. В конце 20-х годов в стране происходила смена курса, при которой отказывались от плана строительства социализма через НЭП и начинали осуществление форсированной индустриализации и коллективизации страны сталинскими методами. В это время возникала необходимость формирования огромной армии подневольного труда, способной осуществить ускоренную модернизацию экономики. Вводилось прямое государственное принуждение к труду под страхом уголовной ответственности: - за самовольный уход работника из предприятия, а также за самовольный переход с одного предприятия на другое была введена уголовная ответственность в виде тюремного заключения сроком от 2 до 4 месяцев. Учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за самовольный уход из училища (школы), а также за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища (школы), подвергались по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до одного года.

    С началом Великой Отечественной войны чрезвычайные меры насильственного порядка, введенные в начале 40-х годов, были еще более усилены и дополнены другими мерами, диктуемыми военной обстановкой. Так, Указом ПВС СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» допускались обязательные сверхурочные работы до 3 часов в день, а для работников, не достигших 16 лет - до 2 часов в день с разрешения СНК СССР и с оплатой в полуторном размере. На время войны были отменены (за исключением некоторых категорий работников) ежегодные отпуска с заменой их денежной компенсацией, а в качестве метода привлечения к труду широко стали использоваться акты о трудовой мобилизации.

    В 1955г., через 22 года после ликвидации Наркомтруда, был восстановлен орган, призванный осуществлять государственное руководство в области труда и заработной платы, а именно, Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, который все важнейшие решения по вопросам труда и заработной платы должен был принимать совместно с ВЦСПС. Ими и было издано Постановление № 629 «Об утверждении списка производств, профессий, специальностей и работ, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста». В этот период также были приняты нормативные акты, которые внесли существенные изменения в институт правового положения профсоюзов, участие трудящихся в управлении производством и в порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. Положение о правах фабричного, заводского, местного комитата профессионального союза, утвержденное Указом ПВС СССР от 15 июля 1958 г., расширило права и полномочия профсоюзов по защите прав и интересов трудящихся, их роль в управлении производством.

    15 июля 1970г. Верховный Совет СССР одобрил Закон «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде», который стал первым в советской истории общесоюзным законом о труде кодификационного характера, объединившим все основные нормы, регулировавшие труд рабочих и служащих.

    Принципиальные положения КЗоТ 1922 г. получили отражение и дальнейшее развитие в последующих законодательных актах о труде, в том числе в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и КЗоТ РСФСР 1971 г. КЗоТ 1971 г. впервые ввел норму о гарантиях при приеме на работу, по существу - запрещение дискриминации. В отличие от КЗоТа 1922 г. он содержит характеристику основных трудовых прав работников, ограничивает свободу установления условий труда в договорном порядке и уточняет понятие трудового договора. В Кодекс включается глава «Трудовая дисциплина», содержащая в числе других норм исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, что нужно расценить как повышение гарантий прав трудящихся (ранее виды взысканий определялись правилами внутреннего трудового распорядка).

    Вторая половина 70-х годов и первая половина 80-х годов ознаменовались активным обновлением законодательства о труде, затронувшим многие его институты -коллективных договоров, заработной платы и нормирования труда, труда женщин и несовершеннолетних, трудовой дисциплины, материальной ответственности работников, трудоустройства.

    Во второй половине 80-х гг. начинаются реформы, связанные с переходом на новые методы хозяйствования, расширение прав предприятия и повышение роли трудового коллектива, внедрения демократии и самоуправления на производстве. В это же время обнаружился кризис политики «перестройки», стали очевидны неудачи в осуществлении реформ, и произошел новый поворот в политике - курс на переход к рыночным отношениям, на дальнейшее развитие демократии во всех сферах общественной жизни.

    Период развития законодательства о труде с 1988 г. по настоящее время, по существу, представляет собой процесс реформирования трудового законодательства, связанный как с изменением экономической системы общества, так и со сменой социально-политических приоритетов*(76).

    1988 г. ознаменовал начало реформы законодательства о труде: в Основы и КЗоТ РСФСР были внесены изменения и дополнения, направленные на создание правового обеспечения экономических преобразований. С 1988 г. расширяются возможности договорного и локального регулирования трудовых отношений: новая редакция статьи 5 КЗоТа рассматривает законодательный уровень гарантий трудовых прав работников как минимальный. При заключении договоров о труде (коллективного, трудового) и принятии локальных актов этот уровень может повышаться. Статья 25 КЗоТа в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 г. расширила полномочия работодателя по использованию рабочей силы в процессе производства. Работодатель получил право изменять условия трудового договора в одностороннем порядке, хотя и с предоставлением определенных гарантий работнику. В целом изменения и дополнения 1988 г. можно оценить как смягчение императивности государственного регулирования, расширение договорной свободы. Последним нормативным актом в регулировании трудовых отношений стали Основы законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, принятые 15 января 1991 г., которые сделали первый шаг по пути формирования рынка труда и его социальной инфраструктуры. Провозглашалась цель Основ - создать правовые, экономические и организационные основы занятости населения в условиях рыночной экономики и равноправия различных форм собственности, а также гарантии со стороны государства в реализации права на труд.

    Все более обострявшийся кризис советского общества привел к событиям 1991 г., которые обозначили завершение 74-летнего социалистического эксперимента и переход к формированию экономической и политической системы рыночного типа.

    Похожие публикации