Жилищная реформа. Реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства


Фадеева Н.С., кандидат экономических наук, доцент; Гладких М.А., студент Сибирский государственный университет путей сообщения (г. Новосибирск)

Курс, о котором говорят разработчики новой концепции, не так нов, как принято считать.

Подобные идеи встречались в Указе Президента РФ от 28.04.1997 № 425 «О реформе ЖКХ в Российской Федерации» и Указе от 27.05.1997 № 528 «О дополнительных мерах по реформированию ЖКХ в Российской Федерации»; в Федеральной целевой программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 897; а также в ряде других решений и постановлений Правительства РФ, Государственной Думы, федеральных органов исполнительной власти.
Только в 2007 г. произошло как минимум три события государственного масштаба, которые ознаменовали собой начало новейшего курса на реформирование жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации, а именно: состоялось заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации, посвященное реформированию ЖКХ (19-20 января 2007 г.). По его итогам Президент РФ дал ряд соответствующих поручений Правительству РФ, высшим должностным лицам субъектов РФ; согласно поручению Правительства РФ был утвержден Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2007-2008 годы (приказ Минрегиона России от № 54); принят Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (от № 185-ФЗ). Лейтмотивом новых подходов, обозначенных в этих документах, является формирование рыночных отношений, приватизация объектов ЖКХ, создание ТСЖ, развитие частно-государственного партнерства - т. е. те же цели, что и в новой Концепции. Реализация этих и подобных либеральных мер, как считали их разработчики, обеспечит в ближайшие 2-3 года фундаментальное преобразование всей жилищно-коммунальной сферы.
Предпосылки
За годы экономических реформ в среднем по России физический износ котельных составляет 55 %, коммунальных сетей водопровода - 65 %, канализации и тепловых сетей - 63 %, электрических сетей - 58 %, водопроводных насосных станций - 65 %, канализационных насосных станций - 57 %, очистных сооружений водопровода - 54 % и канализации - 56 %.
Неэффективное использование отраслью бюджетных средств, отсутствие работающих механизмов управления жильем, государственная и муниципальная монополия в области предоставления жилищно-коммунальных услуг, высокий процент износа жилого фонда послужили причинами запуска в России реформы ЖКХ.
Направления реализации реформы
Организаторы реформы выделяют основные направления ее реализации: Перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения. Привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг, избавление отрасли от образовавшихся монополий.

Модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства. Формирование института эффективного собственника. Капитальный ремонт многоквартирных домов. Переселение граждан из аварийного жилья. Внедрение энергоэффективных технологий в отрасли. Сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоев населения.
Основным проводником реформы стала созданная по решению Правительства РФ 21 июля 2007 г. государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы
Важнейшими результатами реформы должны стать существенное улучшение жилищных условий населения, обеспечение нормативных требований к содержанию жилищного фонда и повышение уровня жилищно-коммунального обслуживания потребителей. Для достижения ожидаемых результатов необходимо соблюдение определенных условий, основными из которых являются наличие развитого рынка жилья и подрядных работ, повышение уровня доходов граждан, наличие экономико-правового механизма инвестирования, долгосрочного кредитования и страхования в жилищной сфере, а также политическая и социально-экономическая стабильность. Эти условия в полной мере в большинстве городов страны на современном этапе не выполнены.
В настоящее время руководством страны и администрацией ряда городов и регионов приняты важные документы, определившие содержание реформы ЖКХ. В ряде регионов и городов страны разработаны программы реформирования ЖКХ.
В настоящее время имеются два альтернативных подхода к реформированию жилищной сферы. Согласно первому из них приоритет отдается снижению расходов бюджета в части финансирования жилищной сферы для освобождения средств, которые могут быть направлены на социальные нужды и на другие жизненно важные потребности населенных пунктов. Признавая актуальность и обоснованность такого подхода, можно прийти к выводу, что практически он может быть реализован путем переложения чрезмерно высоких издержек городского хозяйства на плечи потребителей и соответствующего повышения тарифов на жилищно-коммунальные и прочие услуги.
При втором подходе приоритет отдается структурной перестройке хозяйственных отношений в жилищно-коммунальном секторе города путем его демонополизации, повышения эффективности управления, создания конкурентной среды, действенного ресурсосбережения и т.п. Совершенствование тарифной политики и увеличение доли платежей населения является составной частью реформ, но повышение тарифов должно проводиться только по исчерпанию возможностей комплекса экономико-организационных и институциональных мер, не затрагивающих непосредственно интересов населения и создающих условия для снижения уровня затрат и повышения эффективности функционирования предприятий городского хозяйства. Данный путь реформирования представляется правовым и реально осуществимым.
Важнейшей стратегической целью развития жилищной сферы является повышение качества жизни путем улучшения жилищных условий, повышения сохранности жилищного фонда и уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан в соответствии с действующими стандартами качества. Исходя из этой базовой цели, формируются целевые ориентиры: снижение производственных издержек; снижение расходов городского бюджета на содержание жилищной сферы; смягчение для населения негативных последствий реформы; повышение уровня жилищной обеспеченности населения; повышение качества жилья; повышение уровня технического содержания жилищного фонда; повышение качества коммунальных услуг по водо-, газо-, электро- и теплоснабжению; обеспечение потребностей населения в холодной воде, горячем водоснабжением, в теплоснабжении, в электроэнергии; повышение качества содержания придомовых территорий и др.
Из этих целей можно сделать вывод, что особое внимание здесь уделяется качественным подходам. Включение качественных целей позволяет перейти на принципиально иной уровень управления данной системой, но это связано с трудностями количественной оценки качественных параметров. Для ее решения предлагается использовать квалиметрические методы определения качественных показателей, методы экспертных оценок и социологические опросы потребителей.
Ряд целевых показателей измеряется в относительных величинах или в баллах в соответствии с действующими или перспективными стандартами, нормами и методиками:
5 баллов - полное соответствие стандартам качества (отличное качество работ или услуг);
4 балла - соответствие стандартам качества по основным параметрам (хорошее качество);
3 балла - выполнение стандартов лишь по важнейшим параметрам (удовлетворительное качество);
2 балла - невыполнение ряда важнейших параметров (не вполне удовлетворительное);
1 балл - полное несоответствие стандарту (неудовлетворительное качество).
Оценка уровня и качества работ и услуг в жилищной сфере должна проводиться с установленной периодичностью и привлечением вневедомственной экспертизы, а также обязательно сопровождаться социологическими опросами населения. Тем самым оценивается уровень достижения целей и эффективность реализации проводимых мероприятий.
Основным вопросом реформирования жилищной системы в настоящее время является обоснование приоритетных направлений и первоочередных мероприятий реформы с указанием последовательности их осуществления.
Ресурсное обеспечение жилищной реформы. Для реализации жилищной реформы и достижения требуемого уровня развития жилищной сферы необходим целый комплекс обеспечивающих мер. К их числу относятся меры по организационно-методическому, правовому, кадровому, техническому, финансовому, информационному, маркетинговому, социально-психологическому и другим видам обеспечения.
Необходимым условием организации эффективного управления ЖКХ является полная, достоверная и своевременная информация о состоянии жилищного фонда и коммунальных объектов, об уровне и качестве жилищнокоммунального обслуживания населения, о процессах, происходящих в различных его звеньях, с позиции комплексной оценки результатов развития ЖКХ.
Содержание программы реформирования и развития жилищного хозяйства города. Программа имеет следующую структуру: анализ ситуации, обоснование целей и задач, прогнозирование ситуаций и оценка последствий принимаемых решений, принятие конкретных мер и разработка механизма их реализации.
Основными этапами разработки программы являются следующие. Анализ сложившихся условий и достигнутого уровня развития жилищной сферы на данной территории, включая уровень жилищной обеспеченности и жилищного обслуживания населения, выявление и постановка реальных проблем. Формулировка целей по улучшению жилищной обеспеченности горожан и развитию жилищного хозяйства района, прогнозирование важнейших показателей данной сферы. Обоснование основных направлений и первоочередных мероприятий по решению жилищной проблемы и повышению уровня жилищного обслуживания населения в районе. Разработка механизма реализации намеченных целей.
Формулируя цели программы, необходимо обосновать важнейшие направления и методы по решению жилищной проблемы и повышению уровня жилищно-коммунального обслуживания населения городов и муниципальных образований как важнейшего аспекта повышения качества жизни населения в условиях становления рыночных отношений и местного самоуправления.
Прогнозирование развития жилищного комплекса проводится на основе достигнутого уровня жилищной обеспеченности в базисном периоде, действующих нормативов, принятых ориентиров и потенциальных возможностей ресурсного обеспечения. В связи с наличием нестабильных факторов развития прогнозы целесообразно разрабатывать в нескольких вариантах, отличающихся возможностью привлечения бюджетных средств и централизованного финансирования.
На следующем этапе разработки программы обосновываются основные направления и первоочередные мероприятия по содержанию и развитию жилищного комплекса города.
Далее рассматриваются вопросы разработки обеспечивающих подсистем программ, т.е. нормативно-правового, организационно-методического, информационного, кадрового и др. видов обеспечения предлагаемых направлений по развитию жилищно-коммунального комплекса города.
Ход реализации и результаты реформирования жилищной сферы в городах страны. Во многих городах сформулированы службы заказчика на работы в области содержания и ремонта жилищного фонда. Часть жилищно-эксплуатационных организаций получила статус подрядных государственных или муниципальных предприятий. Наряду с государственными появились также коммерческие фирмы и организации. Проведена значительная работа по формированию действенной системы выдачи субсидий малообеспеченным гражданам. Одновременно проведены отдельные меры по реформированию сферы коммунального хозяйства, но они не были столь показательными, как в жилищной сфере.
В то же время проведение указанных мероприятий и полученные результаты свидетельствуют, что поставленные цели реформы полностью не достигнуты: улучшение работы жилищных организаций и повышение уровня жилищно-коммунального обслуживания горожан не произошло. Выявились заметные недостатки в разработке и проведении реформы.
Недостаточную комплексность проведения реформы приводит к тому, что основное внимание в ней уделено реформированию жилищного хозяйства, но крайне недостаточны меры по реформированию коммунального сектора города. Слабо проработаны вопросы регулирования капитального ремонта жилищного фонда. Не определены организационно-экономические основы и возможности проведения и возможности проведения капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда города в новых условиях хозяйствования. В большинстве городов конкурентная среда в сфере ЖКХ фактически не создана.
Так же свою неготовность продемонстрировали и экономико-управленческие службы государственных жилищных организаций к работе в новых условиях хозяйствования, проведению самостоятельной экономической политики, формированию современной системы менеджмента и маркетинга, изучению рынка и поиску новых источников доходов.
Значительная часть населения города также психологически не готова к реализации реформы и необходимости повышения ответственности за пользование и содержание жилья. Многие люди до сих пор не понимают сути жилищно-коммунальной реформы и смысла проводимых мероприятий.

Жилищная реформа

Главной проблемой советского населения всегда было жилье, особенно в послевоенные годы. Война лишила крыши над головой множество людей, да и в Советском Союзе массового жилищного строительства не вели. Получить отдельную квартиру для многих было мечтой.

Так вот, такие темпы ведения строительства, как в 60-е, наша страна не знала никогда.

«Н. С. Хрущёв любил строить. Благодаря ему Москва имеет не только Юго-Запад, Черёмушки, но и другие районы, застроенные приземистыми домами, поблекшими рядом с типовыми корпусами новых поколений. Пятиэтажки москвичи в просторечии называют «хрущобами», в ближайшем будущем их предстоит модернизировать.

Однако с именем Н. С. Хрущёва связано появление и многих уникальных сооружений: Дворца съездов, стадиона в Лужниках, проспекта Калинина, Останкинской телебашни, Московской кольцевой автодороги…» Медведев, Р.А. Н.С.Хрущев. Политическая биография - М: Книга, 1990 - 320 с.

Именно тогда большая часть москвичей потянулись из бараков и подвалов. Были построены миллионы квадратных метров жилой площади. Также в ускоренном темпе к жилым кварталам провели метро.

Жилищная реформа считается одной из самых удачных реформ за 10 лет правления Никиты Сергеевича.

Реформы в сфере права

Хрущев добился немалых успехов, совершая существенные преобразования в сфере права СССР.

Никита Сергеевич вернул договор, как средство правового оформления хозяйственных связей, позиции которого во время войны значительно ослабли.

8 декабря 1961 года утверждаются Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик - законодательный акт, содержащий нормы гражданского права. Он получил распространение по всему Союзу. В этом законодательстве делается акцент на гражданские права и обязанности, их защиту, о праве собственности, авторском и наследственном праве. А уже в 1964 году на базе данного законодательства были приняты гражданские кодексы.

Также претерпели изменения и некоторые нормы семейного права. В 1965 году был упрощен порядок развода, а в 1968 г. вышли Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье - общесоюзный законодательный акт, регулирующий брачно-семейные отношения.

«С 1 июня 1956 г. для рабочих и служащих в возрасте от 16 до 18 лет был установлен 6-часовой рабочий день и отпуск в один календарный месяц. В декабре 1956 г. был запрещен прием на работу лиц моложе 16 лет. В 1966-1967 гг. была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными. 15 июля 1970 г. ВС СССР принял Основы законодательства о труде. » Чибиряев, С.А. История государства и права России: учебник для ВУЗов / М: Былина, 1998 - 528 с.

Как уже упоминалось выше, основной целью реформы ЖКХ в России является улучшение качества жилищно-коммунальных услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление.

К основным положениям жилищной реформы, реализация которых позволила бы достичь поставленной цели, относилось:

· совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

· переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;

· совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

· совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств».

Особое внимание при этом отводилось процессу демонополизации в сфере ЖКХ. Монополизм в этой сфере не дает потребителям и первую очередь населению возможности выбирать на рынке необходимый набор жилищных и коммунальных услуг. Поэтому для успешной реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи Егоров Е. В., Потапова М. В. Экономика жилищного хозяйства России. - М.: ТЕИС, 2002. - С. 149.:

· завершение процесса разграничение функций собственника, управления и обслуживания в сфере ЖКХ на муниципальном уровне;

· повышения прозрачности всех процедур формирования тарифной политики ЖКХ;

· модернизация кадровой политики и подготовка нового поколения менеджеров для ЖКХ;

· реструктуризации и ликвидации задолженностей в сфере ЖКХ;

· планомерный, поэтапный переход к полной оплате жилищно-коммунальных услуг при одновременном формировании эффективных, действенных органов, призванных обеспечить меры адресной социальной защиты малоимущих слоев населения;

· обеспечения эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделяемых на модернизацию ЖКХ;

· усиления контроля за соблюдением законодательства, регулирующего отношения в сфере ЖКХ.

· введение системы сбора и обработки информации об основных изменениях в жилищной сфере России, приватизации жилья, данных о затратах на жилье и коммунальные услуги, тарифах и субсидиях, платежах и задолженности потребителей коммунальных услуг, а также об участии частного сектора в обслуживании жилья.

· создание системы ресурсосбережения (внедрение передовых технологий, установка приборов учета энергоресурсов (воды, газа и тепла и т. п.).

Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации были намечены к реализации три этапа Указ Президента Российской Федерации от 28.04.97 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации».:

· Первый этап (1997 - 1998 гг.) предполагал разработку нормативно-правовой базы и кредитно-финансовых механизмов реализации Концепции. Введение методов антимонопольного регулирования при установлении тарифов на услуги предприятий - естественных монополистов. Дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения, а также оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на коммунальные услуги при сверхнормативном их потреблении. Демонополизация деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства. Принятие федеральных стандартов, необходимых для перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Завершение создания системы органов государственных жилищных инспекций в субъектах Российской Федерации. Организационное и методическое содействие массовому созданию товариществ собственников жилья, включая помощь в обучении кадров. Переход к установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов в жилых домах-новостройках, реконструированном или капитально отремонтированном жилье.

· Второй этап (1999 - 2000 гг.) - доведение доли государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 100%. Широкое использование практики выбора на конкурсной основе управляющей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах. Переход на полную оплату населением затрат на содержание жилья. Завершение в основном перевода жилищно-коммунального хозяйства на работу в режиме безубыточного функционирования. Поэтапное включение затрат по обязательному страхованию жилья в себестоимость жилищных услуг. Разработка методологии технико-экономических обоснований и инвестиционных проектов для привлечения организациями коммунального хозяйства средне- и долгосрочных кредитных ресурсов на развитие объектов инфраструктуры.

· Третий этап (2001 - 2003 гг.) предполагал завершение перехода на полную оплату населением затрат на обслуживание и ремонт (включая капитальный) жилья и коммунальных услуг в части покрытия текущих издержек. Завершение внедрения механизма обязательного страхования жилья. Обязательная установка в жилых домах индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов. Широкое внедрение механизма привлечения кредитных средств для развития городской жилищно-коммунальной инфраструктуры с использованием различных источников инвестирования. Товарищества собственников жилья становятся преобладающей формой управления многоквартирными жилыми домами.

В настоящее время уже можно сделать вывод о том, что, хотя мероприятия, предусмотренные на каждом этапе реформы, постепенно реализуются, но соблюсти сроки, предусмотренные Концепцией, на практике оказалось невозможно.

Так, например, Государственная Дума своим постановлением от 11.09.2002 № 2994-III ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации В.В.Путину о внесении изменений в концепцию реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренную Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 425, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2001 года № 804 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год» констатировала, что в ходе проведения реформы ЖКХ Правительство Российской Федерации проявляет излишнюю поспешность.

Государственная Дума отмечала, что Концепция предполагала завершение перехода на новую систему оплаты населением жилья и коммунальных услуг в части, касающейся покрытия текущих издержек, в 2001-2003 годах. В то же время статьей 15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-I «Об основах федеральной жилищной политики» предусматривалось, что переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг должен осуществляться поэтапно в течение 15 лет (то есть до 2008 года) с использованием мер социальной защиты граждан.

Таким образом, по состоянию на сегодняшний момент, жилищная реформа в России все еще не завершена.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Сущность, состав и структура жилищной сферы. . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях. . . 13

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28


Введение

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям: возложенные на неё задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижении качества жизни населения. В связи с этим жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в стране.

Жилищная сфера испытывает значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией кадров, отсутствием продуманной жилищной политики и недостаточной проработанностью нормативно-правовых аспектов деятельности организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями.

Отсутствие необходимого экономико-правового обеспечения препятствует развитию жилищного строительства, что крайне затрудняет решение жилищной проблемы. Жилищное хозяйство, наряду с другими коммунальными службами, остается дотационным, содержание его ложится тяжелым бременем на городской бюджет. Ведомственный монополизм, низкое качество предоставляемых услуг и неэффективное управление к тому же и определяет необходимость реформирования жилищной сферы путем ее демонополизации, перевода в режим безубыточности и ориентации на повышение качества работы и предоставляемых услуг потребителям.

Первостепенное значение имеет проведение жилищной реформы в городах, так как в них сосредоточен огромный жилищный фонд, проживает большая часть населения страны и находятся основные мощности строительных и жилищных организаций. Именно здесь наиболее ярко проявились уже упомянутые негативные черты жилищной сферы: ведомственный монополизм; недостаточная квалификация кадров; техническая и технологическая отсталость и как результат неудовлетворительный уровень работы; игнорирование интересов населения и низкое качество выполняемых работ и предоставляемых услуг потребителям. В первую очередь это касается жилищного хозяйства, которое непосредственно связано с населением и является по сути ведущим в технологической цепочке жилищно-коммунального обслуживания населения. Поэтому первоочередный этап реформы направлен на повышение эффективности реструктуризацию жилищной системы. Не менее важной является задача создания необходимых экономико-правовых основ для стимулирования жилищного строительства, которое служит важнейшим рычагом решения жилищной проблемы и может стать ключевым звено для вывода экономики страны из кризиса.

Обострение жилищной проблемы и неудовлетворительное положение дел в жилищной сфере большинства крупных городов страны определяют необходимость коренного реформирования и глубоких преобразований жилищной системы. Достижение этих целей требует тщательной проработки основных направлений и мероприятий реформы, обоснование экономико-организационного и нормативно-правового механизмов ее практической реализации.

Имеющаяся нормативно-правовая основа проведения жилищной политике в условиях переходного периода на федеральном уровне и, прежде всего Закон «Об основах федеральной жилищной политики», основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы «Жилище», а также соответствующие указы Президента и постановления правительства Российской Федерации определяют стратегический замысел реформирования жилищной сферы. Но проведение жилищной реформы на уровне конкретного города требует более детальных проработок с учетом особенностей и специфики социально-экономической ситуации на данной территории, уровня развития жилищного хозяйства и состояние жилищного фонда и коммунальных систем.

Актуальность рассмотрения важнейших экономических вопросов функционирования и развития жилищной сферы объясняется недостатком учебных научно-методических работ по данной проблематике, имеющих комплексный характер. Более того, комплексный анализ жилищной проблемы в научной и учебной литературе в последнее десятилетие вообще не поднимается.


Сущность, состав и структура жилищной сферы

Одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране является реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. В соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» жилищная сфера – отрасль народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Основу жилищной сферы города составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:

Частный – фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;

Государственный – фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;

Муниципальный – фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;

Общественный – фонд, являющийся собственностью общественных объединений;

Коллективный – фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.

В течение длительного времени жилищная сфера городов находилась в составе государственного сектора экономики, получив в советский период значительное развитие. В то же время качество жилых строений и уровень их эксплуатации оставались низкими. Большинство граждан получало новое жилье бесплатно, в порядке очереди, а плата за него и коммунальные услуги не соответствовали затратам на его содержание.

Бурный процесс развития городов и жилищного сектора на рубеже ХIХ – ХХ вв. был резко прерван в период революции и разразившийся вслед за ней гражданской войны. Более того, многие города, особенно крупные, пришли в упадок. Практически все системы городского хозяйства оказались разрушенными, а население бежало за границу, на юг или влачило жалкое существование и просто вымирало. Именно в это время происходило массовое заселение бедноты в квартиры обеспеченных граждан, в результате чего преобладающем стало коммунальное заселение. Квартплата была отменена, так как деньги полностью обесценились, а никаких услуг жителям городов не предоставлялось. Жилой фонд фактически был брошен на произвол судьбы.

В начале 20-х годов в советском государстве был осуществлен переход к новой экономической политике (нэпу), суть которого заключалась в частичном возврате к рыночным механизмам, допущении различных хозяйственных укладов в городе и на селе, а также в проведении успешной финансовой реформы и восстановлении твердой российской валюты (червонца).

Определенное экономическое оживление и некоторое упорядочение общественной жизни создали условия для возрождения крупных городов и восстановления жилищного фонда, коммунальных систем. Для решения хозяйственных вопросов в составе НКВД, пришедшего на смену ВЧК, было создано управление коммунального хозяйства, которое и взяло на себя функции координатора восстановления жилья и коммунальных объектов в городах. Допускались различные формы собственности на жилье и коммунальные объекты, восстановлена квартплата за пользование жилищно-коммунальными услугами.

В 1926 – 1928 гг. были приняты важные решения по введению обоснованной системы оплаты, а жилье и коммунальные услуги, которая являлась сравнительно прогрессивной для того времени, так как учитывала не только количество жилья и потребляемых услуг, но и качественный параметры жилых помещений, а также уровень дохода жителей. Развивались децентрализованные системы коммунального управления и жилищные товарищества, что было вполне целесообразным в рамках существующего государственного строя. Но уже в конце 20-х годов началось административное сворачивание новой экономической политики по всем направлениям, включая и жилищную сферу.

На данном этапе наиболее характерным было становление жесткой командно-административной системы, в рамках которой не допускались альтернативные формы собственности и хозяйственные уклады. Формальное существование колхозно-кооперативной формы собственности на селе ничего не решало, так как служило лишь пропагандистским прикрытием тоталитарной сути государства. Административные методы управления стали преобладать и в жилищной сфере.

Реформа ЖКХ в России - понятие не новое и большинство россиян уже познакомились с процессом ее реализации. А все ли граждане знают, что стоит за понятием «Реформирование ЖКХ», как долго оно будет продолжаться и какова конечная цель всей программы? На эти и множество других важных вопросов мы ответим в рамках темы «Все о реформе ЖКХ».

Понятие жилищно-коммунального хозяйства

Представляет собой комплекс предприятий и служб по обслуживанию населения городов, сел и т.п.

ЖКУ (Жилищно-коммунальные услуги)- это услуги, предоставляемые потребителям, проживающим в жилищном фонде с целью обеспечения комфортных условий жизни.

В состав коммунального хозяйства входят:

  1. Электроснабжение.
  2. Водоснабжение (горячее и холодное).
  3. Водоотведение.
  4. Лифтовое хозяйство.
  5. Сбор, вывоз и утилизация мусора.
  6. Теплоснабжение (отопление).
  7. Газоснабжение.
  8. Уборка мест общего пользования.
  9. Ремонт домов (капитальный и текущий).
  10. Ремонт инженерных коммуникаций.
  11. Содержание, благоустройство и уборка околодомовых территорий.

Состав коммунальных услуг услуг, предоставляемых потребителю зависит от степени благоустройства дома.

к меню

Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 гг

Основные цели и направления данной программы:

  1. К 2020 году обеспечить жильцов многоквартирных домов одновременно качественными и доступными коммунальными услугами.
  2. Совершенствовать конкурентные отношения в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, а именно, создавать товарищества собственников жилья (ТСЖ) и управляющих организаций.
  3. Осуществить перевод субсидий и льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг в денежную форму.
  4. Активно внедрять систему сбережения ресурсов и энергии. Устанавливать приборы учета.

Реформа ЖКХ. Общая информация

ЖКХ реформа проводится правительством Российской Федерации и подразумевает модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны.

За период экономических реформ физический износ имущества ЖКХ достиг довольно больших размеров. Приблизительные цифры таковы:

  • Коммунальные сети водопровода - 65%.
  • Котельные - 55%.
  • Тепловые сети - 63%.
  • Водопроводные насосные станции - 65%.
  • Электрические сети - 58%.
  • Канализация - 56%.
  • Очистные водопроводные сооружения - 54%.

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации и Постановлению Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г., многоквартирный дом представляет собой коллективную собственность всех собственников помещений. Получается, что жильцы квартир владеют домом в целом, а не только своей жилой площадью. И, следовательно, они должны нести ответственность за его состояние и своевременно осуществлять капитальный ремонт.

Основной проблемой здесь стало то, что дома передавались собственникам в крайне плачевном состоянии. На проведение капитального ремонта требовались огромнейшие суммы, которых у собственников не было. Также у жильцов не было и навыков управления.

Основным проводником реформы стала государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ. Он был создан по решению Правительства РФ от 21.07.2007г. 2007 г. Более подробную информацию, касающуюся работы Фонда мы разместим во второй половине статьи.

к меню

Направления реализации реформы

Определены основные направления реализации реформы ЖКХ:

  1. Перевод отрасли коммунального хозяйства в рамки рыночных отношений.
  2. Привлечение частного бизнеса.
  3. Избавление отрасли от монополий.
  4. Стимулирование конкуренции.
  5. Повышение качества ком.услуг.
  6. Модернизация комплекса ЖКХ.
  7. Формирование института эффективного собственника.
  8. Переселение жильцов из аварийного жилья.
  9. Проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
  10. Внедрение энергоэффективных технологий.
  11. Поддержка льготных слоев населения, осуществление соц.защиты.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» - это некоммерческая организация по созданию благоприятных и безопасных условий жизни граждан, а также стимулированию реформирования ЖКХ, формированию эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрению ресурсосберегающих технологий при помощи предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Первоначальный взнос в бюджет фонда в декабре 2007 года составил 240 млрд.рублей. Он был осуществлен за счет дополнительных доходов государства. Также было выделено 15 млрд.рублей в 2010 году.

Кроме того, Фонд содействия реформированию ЖКХ в целях финансирования региональных программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилищного фонда использует доходы от размещения временно свободных средств. В регионы уже было направлено более 11 млрд рублей.

Изначально Фонд содействия реформированию должен был действовать до 1 января 2013 года, после чего ему грозила ликвидация. Однако было принято решение о продлении его деятельности до 2015 года. 24 июля 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон о продлении работы Фонда до 1 января 2018 года.

Функции Фонда содействия реформированию ЖКХ:

  1. Рассмотрение заявок, представленных субъектами Российской Федерации, на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда,
  2. Принятие решений о соответствии требованиям заявок и прилагаемых к ним документов согласно Федеральному закону №185-ФЗ.
  3. Принятие решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок.
  4. Осуществление методического обеспечения подготовки заявок и прилагаемых к ним документов со стороны субъектов Российской Федерации.
  5. Проведение мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
  6. Осуществление мониторинга по проведению региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
  7. Осуществления контроля за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
  8. Осуществление иных функций, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

к меню

Предоставление финансовой поддержки

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку по реализации региональных адресных программ, а именно выделяет средства:

  1. На капитальный ремонт многоквартирных домов.
  2. На переселение граждан из аварийного жилья с учётом необходимости стимулирования развития рынка жилья (период проведения: с 1 декабря 2008 года до конца 2009 года).
  3. На переселение граждан из аварийного жилья.
  4. На переселение граждан из аварийного жилья с учётом необходимости стимулирования развития малоэтажного строительства (период проведения: с 10 марта 2010 года в соответствии с Федеральным законом 25-ФЗ).
  5. На предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда для реализации мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований, рассмотренных правлением Фонда.

к меню

Организация товарищества собственников жилья

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) представляет собой одну из форм управления многоквартирным домом. По сути, ТСЖ - это организация по обеспечению гармоничного обслуживания дома. Товарищество может включать в себя как один дом, так и несколько кварталов.

При вступлении в ТСЖ собственник берет на себя обязательства по участию в жизни своего дома. Он в обязательном порядке должен посещать проводимые собрания.

Для создания товарищества собственников жилья необходимо 50% голосов + хотя бы один голос сверху. Не вступившие в ТСЖ жильцы автоматически лишаются права голоса. Однако данный факт не снимает с них обязательств по выполнению решений, принятых на общих собраниях ТСЖ.

Чтобы создать ТСЖ необходимо:

  1. Создать инициативную группу. Как правило, она включает в себя 5-6 человек и председателя.
  2. Обратиться в районную администрацию с заявлением, в котором должны быть указаны пункты о предоставлении им списка квартир с указанием площади каждой из них и сведения о собственности, а также об утверждении кандидатуры Представителя города в будущем ТСЖ для участия в орг.собрании и дальнейшей работы товарищества. В остальных пунктах можно отразить пожелания жильцов.
  3. Подготовиться к собранию. Подготовить и изучить устав ТСЖ и примерный Протокол общего собрания. Подготовить листы голосования для определения «Повестки дня». Повестка дня должна включать в себя не более пяти вопросов.
  4. Проинформировать всех собственников о проведении собрания.
  5. Провести общее собрание, в процессе которого следует выбрать способ управления (собственными силами или с привлечением профессионалов) и принять устав.
  6. Произвести регистрацию ТСЖ. Для этого необходимо обратиться в Управление Федеральной Регистрационной службы и предъявить заявление о государственной регистрации, оригинал или заверенную копию протокола общего собрания, устав товарищества в двух экземплярах и квитанцию об уплате госпошлины за регистрацию.
  7. Осуществить передачу дома в управление ТСЖ. Дом передается по акту приемки-передачи с приложением технической документации на здание, согласно нормам технической эксплуатации жилищного фонда.

к меню

Похожие публикации