Конспект занятия по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Правила пожарной безопасности для детей. Конспект

Это познавательное занятие по правилам пожарной безопасности с элементами игры, задачи которого - отработать модели поведения обучающихся в пожароопасных ситуациях, формировать основы их внутренней убежденности в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект тематического занятия по пожарной безопасности «Пожарный номер - 01»

Место работы: ОГКОУ «Кохомская специальная коррекционная школа», г. Кохма, Ивановская область.

Должность: учитель математики

Класс: 6 класс

Тема занятия : «Пожарный номер - 01».

Продолжительность учебного занятия: 40 минут.

Форма : познавательное занятие по правилам пожарной безопасности с элементами игры.

Цель : обобщить знания детей по правилам пожарной безопасности.

Задачи

Образовательные:

Отработать модели поведения в пожароопасных ситуациях;

Формировать основы внутренней убежденности в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

Воспитательные:

Воспитывать умение самостоятельно принимать решение во время возникшей пожароопасной ситуации;

Воспитывать ответственное отношение к вопросу соблюдения правил пожарной безопасности.

Коррекционные:

Развивать логическое мышление через выполнение заданий по установлению причинно-следственных связей;

Развивать внимание через выполнение задания «Лозунги наоборот».

Ход занятия.

Учитель.

Когда древнему человеку надоело жить в пещере без уюта, он придумал много разных вещей, которые ему помогали в хозяйстве. Ходить к ручью ему расхотелось, и он заставил ручей течь к нему в дом – придумал водопровод. Жарить мамонтов на костре было неудобно, и человек придумал газовую плиту. Жить без света было плохо – и человек придумал лампу. Вот только со временем оказалось, что вещи, сделанные человеком для своего удобства, могут не только помогать, но и становиться опасными или становиться причинами опасных ситуаций, таких, например, как пожар.

Сегодня, ребята, мы собрались на занятие «Золотая каска».

Как вы думаете, почему оно так называется? Люди каких профессий носят «золотые», блестящие каски?

Дети.

Пожарные.

Учитель.

- Как вы думаете, почему они надевают каски такого цвета?

Дети.

Чтобы в дыму их было более заметно, то есть для их безопасности.

Учитель.

Правильно. Как вы думаете, о ком и о чем пойдет речь на нашем занятии?

Дети отвечают.

Учитель.

Правильно, сегодня мы с вами поговорим о пожарных, вспомним, какие правила пожарной и жизни людей. Горели деревни, села, а были случаи (и мы с вами уже говорили об этом), когда горели целые города. Вот почему так необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.

Настоящими героями в борьбе с пожарами становятся пожарные – люди одной из самой древней и героической профессии. Порой рискуя собственной жизнью, они спасают жизни других людей. Именно о них, о пожарных, написал свое стихотворение «Пожар» Самуил Маршак.

Давайте послушаем отрывок из него, который подготовили наши ребята.

Выступление детей.

1. На площади базарной,

На каланче пожарной

Круглые сутки

Дозорный у будки

Поглядывал вокруг –

На север, на юг, на запад, на восток, -

Не виден ли дымок.

2. И если видел он пожар,

Плывущий дым угарный,

Он поднимал сигнальный шар

Над каланчой пожарной.

И два шара, и три шара

Взвивались вверх, бывало.

И вот с пожарного двора

Команда выезжала.

  1. Тревожный звон будил народ,

Дрожала мостовая.

И мчалась с грохотом вперед

Команда удалая.

Теперь не надо каланчи, -

Звони по телефону

И о пожаре сообщи

Ближайшему району.

  1. Пусть помнит каждый гражданин:

Пожарный номер – «ноль – один».

В районе есть бетонный дом

В три этажа и выше –

С большим двором и гаражом

И с вышкою на крыше.

5. Сменяясь в верхнем этаже,

Пожарные сидят,

А их машины в гараже

Мотором в дверь глядят.

Чуть только – ночью или днем –

Дадут сигнал тревоги,

Лихой отряд борцов с огнем

Несется по дороге.

Учитель.

Ребята, как вы поняли, что представляла собой раньше пожарная каланча?

Почему она не нужна современным пожарным?

Дети отвечают.

Учитель.

Правильно. Да, ребята, пожарным может стать лишь смелый, сильный человек, человек с добрым сердцем, развитой мускулатурой. Поэтому самые умные, самые активные ребята в конце занятия получат в награду медали с изображением «золотой» каски пожарного.

(Слышится какой-то шум).

Учитель.

Ребята, извините, я вынуждена прервать наше занятие – нужно узнать, что там за шум…

(Входят два человека страшного вида в противогазах и с плакатом, на котором написаны лозунги).

1 гость.

Здравствуйте! Я представитель партии «Юные поджигатели». Наша партия считает, что детей несправедливо лишили игр со спичками. Спички – самая доступная игрушка, которая по карману любому родителю. Поэтому мы требуем:

1. Все спички детям!

2. Долой пожарных!

3. Долой правила пожарной безопасности!

4. Долой телефон «01»!

5. Да здравствуют игры с огнем!

6. Да здравствуют пожары!

2 гость.

Мы надеемся, что вы сделаете правильный выбор! Голосуйте за нас! Мы победим!

Учитель.

Вот это да! Такого поворота событий я не ожидала! Дети, кто из вас стал бы голосовать за этих людей? Почему?

Дети отвечают.

Учитель.

Гости (недовольно).

Хорошо.

Учитель.

Ребята, как вы считаете, лозунги у наших гостей правильные? («Лозунг» - призыв, обращение (словарное слово)).

Давайте, пользуясь этими лозунгами, поиграем в игру «Лозунги наоборот».

На доске вывешиваются правильные лозунги.

1. Да здравствует телефон «01»!

2. Долой пожары!

3. Спички детям не игрушка!

4. Долой игры с огнем!

5. Да здравствуют правила пожарной безопасности!

6. Да здравствуют пожарные!

Задание: каждому неправильному лозунгу гостей подобрать соответствующий лозунг правильный. При этом правильные лозунги «наоборот» размещаются на доске в том порядке, в каком порядке написаны неправильные лозунги гостей.

Учитель.

Ребята, давайте вспомним причины, из-за которых может возникнуть пожар?

Дети отвечают.

Учитель.

Молодцы, ребята! Вы много назвали разных причин пожаров. Но источников пожаров всего три. («Источник» - то, что дает начало чему-то (словарное слово)).

1 группа. Любые источники открытого огня - спички, газовая плита, легковоспламеняющиеся (горючие) вещества.

Учитель.

Ребята, какие горючие вещества вы знаете? (Бензин, керосин, спирт.)

Сейчас, ребята, мы с вами проведем опыт и узнаем, почему опасно играть с такими веществами.

Опыт 1. Намотаем на железный прут кусок ваты и попробуем поджечь – вата почти не горит. А теперь окунем эту вату в спиртовой раствор – вспыхнет большое пламя.

Какой можно сделать вывод? Легковоспламеняющиеся вещества вспыхивают моментально большим пламенем и горят относительно долго. От такого пламени могут легко загореться соседние предметы. Вот почему опасно играть с горючими веществами.

Учитель.

А сейчас я проверю, хорошо ли вы поняли то, о чем я рассказала. Перед вами 2 лампы – керосиновая , которой люди пользовались в старину, и обычная, настольная .

Как вы думаете, почему лампа называется керосиновая?

Какая из этих ламп наиболее опасна и может быстрее привести к пожару? Почему?

Можно ли назвать керосин горючим веществом?

Дети отвечают, сравнивают 2 лампы.

Учитель.

2 группа. Неисправные электрические приборы – электропроводка, пылесос, приемник, телевизор и другие.

Запомните, ребята: если пожар возник по вине электроприборов, нельзя его тушить водой, так как вода хорошо проводит электрический ток и любое прикосновение к такой воде приводит к мгновенной смерти.

3 группа. Самовозгорание – молния, сырое сено, битые бутылки в лесу.

Учитель.

А сейчас, ребята, мы с вами проведем опыт и узнаем, почему нельзя оставлять пустые бутылки в лесу.

Опыт 2. Возьмем лампу и лупу. Представьте, что лампа – это солнце, а лупа – осколок разбитой бутылки. Посмотрите – лучи солнца, проникая через осколок бутылки, собираются в одном месте. Всем хорошо виден ярко-желтый кружок? Лучи нагревают сухую листву до критической температуры, и начинается пожар.

Какой можно сделать вывод? Нельзя оставлять в лесу битые бутылки и другие стеклянные предметы.

Учитель.

А сейчас я хочу вам показать еще один опыт, чтобы вы узнали, почему во время пожара нельзя разбивать окна.

Опыт 3. Известно, что через открытое окно в помещение проникает свежий воздух, а значит, и кислород – газ, которым мы дышим. Давайте проверим, поддерживает кислород горение или нет? Для этого зажжем 2 свечи. Теперь одну свечу поставим под стеклянную банку. Свеча, стоящая под банкой, вскоре погаснет, так как без кислорода горение невозможно.

Какой можно сделать вывод? Если мы разобьем во время пожара окно, то пожар усилится, так как в помещение проникнет кислород.

Учитель.

Ребята, мы с вами хорошо поработали, поэтому давайте немного отдохнем, а заодно поможем Кошке из сказки «Кошкин дом» С. Маршака потушить пожар.

Дети выполняют движение под музыку.

Тили – Бом! Тили – Бом!

Загорелся Кошкин дом!

Загорелся Кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила!

Бежит Курочка с ведром

Заливать Кошкин дом.

А Лошадка – с фонарем,

А Собачка – с помелом!

Раз! Раз! Раз! Раз!

И огонь погас!

Учитель.

Мы потушили, ребята, Кошкин дом. А отчего он загорелся, мы с вами узнаем, посмотрев отрывок из мультфильма «Кошкин дом».

Дети смотрят отрывок из мультфильма « Кошкин дом».

Учитель.

Ребята, понравился вам мультфильм?

Что случилось в доме у Кошки? Почему начался пожар?

Что нужно было сделать, как себя вести, чтобы предотвратить этот пожар?

Дети отвечают.

Учитель.

Ребята, а как нужно себя вести, если пожар все-таки возник? Для начала нужно посмотреть, можно ли пожар потушить самим. Если пожар небольшой, пламя можно сбить чем-нибудь, например, плащом. Если этого не получится, нужно выбраться из дома, закрыть помещение, позвонить по номеру «01».

Вы, ребята, знаете, что в природе есть вещества, препятствующие горению. Это песок, пена, вода и другие. А есть вещества, напротив, усиливающие горение. Это различные горючие вещества, бумага, дерево, ткань и другие. Чтобы научиться лучше различать эти вещества, мы с вами поиграем в игру «Огонь – вода».

Игра «Огонь – вода».

Учитель.

Условия игры: если я буду называть вещество, препятствующее горению, нужно спрятать руки за спину, а если усиливающее горение, нужно поднимать руки вверх, изображая пожар. (слова для игры: песок, картон, вода, книги, платье, бензин, сухая трава, керосин, спирт, железо )

Учитель.

Молодцы, ребята, вы отлично справились с задачей.

Порой, чтобы справиться с огнем, пожарным приходится проявлять большую изобретательность и сообразительность. Давайте сейчас проверим, насколько сообразительны вы. Я буду загадывать загадки, а вы, если знаете ответ, поднимайте руку.

1. Шипит и злится, воды боится. (Огонь.)

2. С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь, пламя.)

3. В маленьком амбаре живут 100 пожаров. (Спички.)

4. Раскаленная стрела дом свалила у села. (Молния.)

5. Красный бык стоит, дрожит, черный - на небо бежит. (Огонь, дым.)

Учитель.

Молодцы, ребята! А вы, уважаемые гости, не желаете вступить в наши ряды, ряды сторонников пожарной безопасности?

Гости:

Да, теперь мы видим, что пожар может стать настоящим бедствием для всего живого. Чем пожар тушить, лучше его предупредить. Правильно? Поэтому мы посоветовались и решили вступить в ваши ряды, ряды сторонников пожарной безопасности.

Учитель.

Ну, вот, ребята, наше занятие подходит к концу.

Что нового вы сегодня узнали? Давайте повторим правила пожарной безопасности.

Дети отвечают.

1. Спички детям не игрушка.

2. Нельзя играть с огнем.

3. Уходя из дома, выключать электроприборы .

Учитель.

Теперь давайте вспомним правила поведения в случае, если возник пожар.

Дети отвечают.

1. Вызвать пожарных по телефону «01».

2. Выбраться из горящего помещения, закрыв плотно все окна и двери.

Учитель.

И, наконец, давайте, повторим, чего ни в коем случае нельзя делать при пожаре.

Дети отвечают.

1. Близко подходить к огню.

2. открывать окна и двери.

3. Тушить водой включенные в сеть электроприборы.

4. Не мешать людям, которые тушат пожар.

Учитель.

А сейчас, ребята, я хочу вручить вам медали «Золотая каска» за то, что вы все были активны, сообразительны и правильно отвечали на вопросы. Спасибо за внимание!


ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения противопожарного инструктажа

ВВОДНЫЙ ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

1. Общие сведения о требованиях пожарной безопасности.

2. Обязанности и ответственность работников за соблюдение требований пожарной безопасности.

3. Ознакомление с противопожарным режимом в организации.

4. Основные причины пожаров.

5. Правила поведения при пожарах.

6. Ознакомление с внутренними нормативными документами в области обеспечения пожарной безопасности.


  1. Общие сведения о требованиях пожарной безопасности

Основными нормативными документами в области обеспечения пожарной безопасности являются:

Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности";

Федеральный закон от 22.06.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (введены в действие 15.07.2003г.).

Повышенная пожарная опасность обуславливается высокой насыщенностью дорогостоящей электронно-вычислительной техникой, средствами автоматизации, в большинстве случаев работающей круглосуточно, концентрацией значительных материальных ценностей и наличием горючих материалов (мебели, коврового покрытия пола и др.).

Установление строгого противопожарного режима преследует основную цель – недопущение пожаров и возгораний от неосторожного обращения с огнем, курения в неустановленных местах, небрежного ведения огневых работ, оставленных без присмотра включенных в электросеть электронагревательных и осветительных приборов.

2. Обязанности и ответственность работников за соблюдение требований пожарной безопасности

Работники Компании обязаны:

Соблюдать требования пожарной безопасности и противопожарный режим;

Выполнять меры предосторожности при пользовании электронагревательными приборами, предметами бытовой химии, проведении работ с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, другими опасными в пожарном отношении веществами, материалами и оборудованием;

Не допускать загромождение посторонними предметами путей эвакуации и эвакуационных выходов;

В случае обнаружения пожара сообщить о нем в подразделение пожарной охраны, дежурному смены охраны объекта, непосредственному руководителю и принять возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара.

Требования, изложенные в указанных документах (см. п. 1), носят обязательный характер. За нарушение норм и правил пожарной безопасности предусмотрена административная и уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

Собственники имущества;

Руководители федеральных органов исполнительной власти;

Руководители органов местного самоуправления;

Лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

Лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

Должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

3. Ознакомление с противопожарным режимом в организации

В арендуемых помещениях требуется:

Постоянно содержать в чистоте и порядке свое рабочее место;

Строго соблюдать на рабочем месте установленные нормы хранения материалов (бумаги, картона, ветоши и т.д.);

Не допускать нарушения требований пожарной безопасности со стороны лиц сторонних и подрядных организаций;

Не пользоваться открытым огнем в служебных, производственных и складских помещениях.

Не загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

Не устраивать в тамбурах выходов гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

Не допускать устройство на путях эвакуации порогов, раздвижных и подьемно-опускных дверей и ворот, вращающихся дверей и турникетов, а также других устройств, препятствующих свободной эвакуации людей;

Не применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации;

Не допускать фиксирования самозакрывающиеся дверей лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении, а также снимать их.

В арендуемых помещениях запрещается :

Курить в помещениях, а также на территории вне специально оборудованных мест;

Хранить на рабочих местах в столах, шкафах и помещениях ЛВЖ и ГЖ (бензин, керосин и т.п.);

Пользоваться поврежденными розетками, автоматами, проводами и другими электроустановочными изделиями;

Обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

Пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками, электрообогревателями и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты и автоматического отключения;

Размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;

Самовольно подключать электроприборы, самостоятельно ремонтировать электрическую сеть;

Оставлять включенными без присмотра в сеть электрические приборы, оргтехнику, освещение.

4. Основные причины пожаров

Основными причинами возникновения пожаров являются:

Неосторожное обращение с огнем – 48 %;

Нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 21 %;

Нарушение правил устройства и эксплуатации приборов отопления –
12 %;

Нарушение правил пожарной безопасности при проведении огневых работ – 9 %;

Поджоги – 5%.

5. Правила поведения при пожарах

Пожар – это всегда беда. Однако не все знают элементарные правила поведения в случае пожара. И даже знакомое с детства - «звоните 01» - в панике забывается. Вот несколько самых простых советов, которые помогут вам в сложной ситуации. Главное правило – никогда не паниковать!

Пожар в помещении
Если пожар случился в помещении , главное - сразу же вызвать пожарную охрану. Если загорелся бытовой электроприбор, постарайтесь его обесточить, выдернув вилку из розетки или путем обесточивания помещения в электрощите. Помните! Горящий электроприбор выделяет множество токсических веществ, поэтому постарайтесь сразу же вывести из помещения людей. Если рядом нет огнетушителя, воды, то накройте электроприбор любой плотной тканью, чтобы прекратить доступ воздуха. Внимание! Водой можно тушить только обесточенный электроприбор.

Если пожар возник и распространился в одном из помещений , не забудьте плотно закрыть двери горящей комнаты - это помешает огню распространиться по другим помещениям и лестничной площадке. В сильно задымленном пространстве нужно двигаться ползком или, пригнувшись. Вопреки распространенному мнению, тушить огонь простой водой - неэффективно. Лучше всего пользоваться огнетушителем, а при его отсутствии - мокрой тканью, песком или даже землей из цветочного горшка.

Если вы видите, что ликвидировать возгорание своими силами не удается , немедленно уходите. Возьмите документы, деньги и покиньте помещение через входную дверь. Если путь к входной двери отрезан огнем и дымом - уплотните дверь мокрыми тряпками, чтобы в помещение не проникал дым. Кстати, самые безопасные места во время пожара - на балконе или возле окна. Здесь пожарные найдут вас быстрее! Только оденьтесь потеплее, если на улице холодно. Открывайте дверь на балкон осторожно, поскольку пламя от большого притока свежего воздуха может усилиться. Не забудьте плотно закрыть дверь балкона за собой. Постарайтесь перейти на нижний этаж (с помощью балконного люка) или по смежному балкону. Но помните: крайне опасно спускаться по веревкам, простыням и водосточным трубам. Тем более не следует прыгать вниз!

Еще один путь спасения - через окно . Уплотните дверь в комнату тряпками. Как только убедитесь, что ваш призыв о помощи услышали, ложитесь на пол, где меньше дыма. Таким образом можно продержаться около получаса. Поскольку огонь и дым распространяются снизу вверх, особенно осторожными должны быть сотрудники, располагающиеся на верхних этажах.

Если вы случайно оказались в задымленном подъезде, лестничной клетке , двигайтесь к выходу, держась за стены (перила нередко ведут в тупик). Находясь в высотном доме, не бегите вниз сквозь пламя, а используйте возможность спастись на крыше здания, не забывайте использовать пожарную лестницу. Во время пожара запрещено пользоваться лифтом - его в любое время могут отключить. Кроме того, вы сами загоните себя в ловушку, так как можете «зависнуть» в лифте между горящими этажами и получить отравление угарным газом. Выбираясь из подъезда на улицу, как можно дольше задержите дыхание, а еще лучше - защитите нос и рот мокрым шарфом или платком.

Это важно знать
При горении выделяются ядовитые газы : синильная кислота, фосген и другие, а содержание кислорода в воздухе падает. Вот почему опасен не только и даже не столько огонь, сколько дым и гарь от него. Надо учитывать и возможные реакции организма человека при увеличении концентрации продуктов горения: угарного газа : 0,01% - слабые головные боли; 0,05% - головокружение; 0,1% - обморок; 0,2% - кома, быстрая смерть; 0,5% - мгновенная смерть; углекислого газа : до 0,5% - не воздействует; от 0,5 до 7% - учащение сердечного ритма, начало паралича дыхательных центров; свыше 10% - паралич дыхательных центров и смерть.

6. Ознакомление с внутренними нормативными документами в области обеспечения пожарной безопасности

Инструкция о мерах пожарной безопасности;

Приказ о назначении ответственных за обеспечение пожарной безопасности;

Приказ (распоряжение) по установлению мест курения;

ПЕРВИЧНЫЙ (ПОВТОРНЫЙ)

ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ИНСТРУКТАЖ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

1. Ознакомление по плану эвакуации с местами расположения первичных средств пожаротушения (огнетушителей), пожарных кранов, эвакуационных путей и выходов.

2. Ознакомление с внутренними нормативными документами в области обеспечения пожарной безопасности.

3. Правила пожарной безопасности при эксплуатации на рабочих местах оборудования, приборов, механизмов.

4. Локализация и тушение пожара.

5. Средства пожаротушения.

6. Действия работников при обнаружении пожара.

7. Порядок закрытия помещений по окончании рабочего дня.

8. Способы оказания доврачебной помощи пострадавшим.

1. Ознакомление по плану эвакуации с местами расположения первичных средств пожаротушения (огнетушителей), пожарных кранов, эвакуационных путей и выходов

Проводится ознакомление работника с планировкой здания, путями эвакуации, запасными выходами из здания, местами расположения первичных средств пожаротушения.

2. Ознакомление с внутренними нормативными документами в области обеспечения пожарной безопасности (данный пункт для повторного противопожарного инструктажа)

Проводится ознакомление работника с действующими инструкциями, приказами по вопросам обеспечения пожарной безопасности (см. п.6 раздела «Вводный противопожарный инструктаж»).

3. Правила пожарной безопасности при эксплуатации на рабочих местах оборудования, приборов, механизмов

Работник должен изучить в части пожарной безопасности техническую документацию (паспорта) на оборудование, приборы, механизмы, с которыми он будет работать при выполнении своих должностных обязанностей. В данный перечень должны быть включены и бытовые приборы (кондиционеры, чайники, микроволновые печи, водонагреватели, холодильники и т.п.), которыми будет пользоваться работник.

4. Локализация и тушение пожара

Пожар - неконтролируемое горение, приводящее к ущербу и возможным человеческим жертвам. Опасными факторами пожара, воздействующими на людей, являются: открытый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения, дым, пониженная концентрация кислорода, падающие части строительных конструкций, агрегатов, установок.

Наибольшую опасность для человека представляет вдыхание нагретого воздуха, приводящее к поражению верхних дыхательных путей, удушью и смерти. Так, под воздействием температуры свыше 100 град.С человек теряет сознание и погибает через несколько минут. Опасны также ожоги кожи. У человека, получившего ожоги второй степени -- 30% поверхности тела, мало шансов выжить.

При пожаре в современных зданиях с применением полимерных и синтетических материалов на человека могут воздействовать токсичные продукты горения. Однако основной причиной гибели людей является отравление оксидом углерода. Он активно реагирует с гемоглобином крови, вследствие чего красные кровяные тельца утрачивают способность снабжать организм кислородом. Поэтому в 50- 80% случаев гибель людей на пожарах вызывается отравлением оксидом углерода и недостатком кислорода.

Тушение пожаров осуществляется в основном пожарными профессиональными подразделениями. Однако каждый гражданин должен уметь ликвидировать загорания и при необходимости участвовать в борьбе с пожаром.

Существует три основных способа тушения огня:

Охлаждение горящего вещества, например, водой;

Изоляция его от доступа воздуха (землёй, песком, покрывалом);

Удаление горючего вещества из зоны горения (перекачка горючей жидкости, разборка сгораемых конструкций).

В начальной стадии пожара, которую можно обнаружить по запаху дыма, задымлению, нагреванию конструкций, огонь распространяется сравнительно медленно, но если не принять энергичных мер к тушению, он очень быстро может распространиться по площади и перерасти в сплошной пожар.

Тушение пожаров в зданиях и сооружениях состоит из двух периодов: локализация и ликвидация. Локализация означает предотвращение его дальнейшего распространения, а ликвидация - полное прекращение процесса горения.

В первом периоде основной задачей является ограничение распространения огня и спасение людей, во втором - осуществляется непосредственная ликвидация огня.

Начинать борьбу с пожаром нужно с того участка, где огонь может создать угрозу жизни людей, нанести наибольший ущерб, вызвать взрыв или обрушение конструкций.

При тушении пожара следует, прежде всего, остановить распространение огня, а затем гасить в местах наиболее интенсивного горения, подавая струю не на пламя, а на горящую поверхность. При тушении вертикальной поверхности струю нужно направлять на её верхнюю часть, постепенно опускаясь.

В условиях развивающихся пожаров необходимо принимать такие меры, чтобы огонь не распространился на смежную часть здания или на соседние строения. Для этого разбирают обломки горящих конструкций, убирают их из зоны горения. Убирают горючие материалы с путей распространения огня. Поверхности соседних зданий поливают водой, на крышах ставят наблюдателей для тушения разлетающихся искр и головешек. Горящие внешние поверхности гасят водой. Оконные переплёты тушат как снаружи, так и изнутри здания. В первую очередь нужно тушить гардины, занавески, шторы, чтобы предотвратить распространение огня внутри помещения.

При спасении людей во время пожара используют основные и запасные входы и выходы, стационарные и переносные лестницы. Люди, застигнутые пожаром в здании, стремятся найти спасение на верхних этажах или пытаются выпрыгнуть из окон и с балконов. В условиях пожара многие из них неправильно оценивают обстановку, допускают нецелесообразные действия. При выходе из задымлённого помещения накиньте на лицо полотенце или платок, смоченные водой.

Соблюдение мер безопасности при пожаре чрезвычайно важно. Вот некоторые из них. В задымлённом и горящем помещении не следует передвигаться по одному. Дверь в задымлённое помещение нужно открывать осторожно, чтобы быстрый приток воздуха не вызвал вспышки пламени. Чтобы пройти через горящие комнаты, необходимо накрыться с головой мокрым одеялом, плотной тканью или верхней одеждой. В сильно задымлённом пространстве лучше двигаться ползком или согнувшись с надетой на нос и рот повязкой, смоченной водой. Нельзя тушить водой воспламенившийся газ, горючие жидкости и электрические провода.

5. Средства пожаротушения

Простейшим средством тушения загораний и пожаров является песок. Его можно использовать в абсолютном большинстве случаев. Он охлаждает горючее вещество, затрудняет доступ воздуха к нему и механически сбивает пламя. Возле места хранения песка обязательно надо иметь не менее 1-2 лопат.

Наиболее распространённым и универсальным средством тушения пожара является вода. Однако её нельзя использовать, когда в огне находятся электрические провода и установки под напряжением, а также вещества, которые, соприкасаясь с водой, воспламеняются или выделяют ядовитые и горючие газы. Не следует применять воду для тушения бензина, керосина и других жидкостей, так как они легче воды, всплывают, и процесс горения не прекращается. Для ликвидации пожаров в начальной стадии можно применять асбестовое или войлочное полотно, которое при плотном покрытии ими горящего предмета предотвращают доступ воздуха в зону горения.

Не забывайте о внутренних пожарных кранах. Они размещаются, как правило, в специальных шкафчиках, приспособленных для их опломбирования и визуального осмотра без вскрытия. У каждого должен быть пожарный рукав длиной 10, 15 или 20 метров и пожарный ствол. Один конец рукава примкнут к стволу, другой к пожарному крану. Развёртывание расчёта по подаче воды к очагу пожара производится в составе 2 человек: один работает со стволом, второй подаёт воду от крана.

Особое место отводится огнетушителям - современным техническим устройствам, предназначенным для тушения пожаров в их начальной стадии возникновения. Отечественная промышленность выпускает огнетушители, которые классифицируются по виду огнетушащих средств, объёму корпуса, способу подачи огнетушащего состава и виду пусковых устройств.

Самые распространенные виды огнетушителей - углекислотные и порошковые.

По объёму корпуса они условно подразделяются на ручные - с объёмом до 5 л, промышленные ручные с объёмом 5 -10 л, стационарные и передвижные с объёмом свыше 10 литров.

5.1. Углекислотные огнетушители

Предназначены для тушения горючих материалов и электроустановок под напряжением. Снегообразная масса имеет температуру -70 0 . При тушении она снижает температуру горящего вещества и уменьшает содержание кислорода в зоне горения.

Двуокись углерода (углекислота) в баллоне или огнетушителе находится в жидкой и газообразной фазе. Относительное его количество зависит от температуры. С повышением температуры жидкая углекислота переходит в газообразное состояние, и давление в баллоне резко возрастает. Во избежание взрыва баллонов их заполняют жидкой углекислотой на 75%, а все огнетушители снабжают предохранительными мембранами.

Углекислотные огнетушители подразделяются на ручные, стационарные и передвижные. Углекислотные огнетушители предназначены для тушения веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха, электроустановок, находящихся под напряжением не более 10 кВ, жидких и газообразных веществ (класс В, С). Огнетушители должны эксплуатироваться в диапазоне рабочих температур от - 40 град.С до 50 град.С. Углекислотные огнетушители рекомендуется применять в электрощитовых, серверных, в помещениях, где воздействие других видов огнетушащих веществ, в том числе порошка, может привести к выходу из строя оборудования.

Огнетушитель ОУ-3
Огнетушитель состоит из 1- корпуса, внутри которого находится заряд (двуокись углерода); 2 – сифонной трубки; 3 - запорно-пускового устройства; 4 – раструба с подводящей трубкой; 5 – чеки с пломбой.

INCLUDEPICTURE "https://info2/dept/15298/ou3.gif" \* MERGEFORMATINET

Для приведения в действие огнетушителя необходимо :


  • поднести огнетушитель к месту пожара;

  • выдернуть чеку;

  • перевести раструб в горизонтальное положение;

  • нажать на рычаг запорно-пускового устройства, направив струю заряда на огонь.
Допускается постоянная и прерывистая подача огнетушащего заряда.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ при тушении браться руками за раструб или подводящую трубку.

Принцип действия : основан на вытеснении углекислоты избыточным давлением. При открывании запорно-пускового устройства углекислый газ по сифонной трубке поступает к раструбу и из сжиженного состояния переходит в твёрдое (снегообразное). Температура резко понижается (до –70 град.С). Углекислота, попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода и понижает температуру в зоне горения.

Основные технические данные и характеристики :


  • Вместимость баллона - 5 л.

  • Масса заряда - до 3,5 кг.

  • Огнетушащее вещество - СО2 (двуокись углерода)

  • Длина струи огнетушащего вещества - 3 м.

  • Продолжительность подачи огнетушащего вещества - 10 сек.

  • Масса огнетушителя не более -12,5 кг.

  • Габариты (ВхДхШ) - 572х162х314 мм.
5.2. Огнетушители порошковые

Порошковые огнетушители предназначены для тушения возгорания твердых, жидких и газообразных веществ (в зависимости от типа применяемого порошка), а также возможно их применение для тушения электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В. Порошковые огнетушители хорошо тушат твёрдые сгораемые материалы (бумага, картон и т. п.). Не следует использовать порошковые огнетушители для тушения оборудования, которое может выйти из строя при попадании порошка (ЭВМ, электронное оборудование).
Огнетушители должны эксплуатироваться в диапазоне рабочих температур от -40 град.С до 50 град.С.

Переносные порошковые огнетушители ОП-4 (З)

Переносные порошковые огнетушители закачного типа состоят из:
1– корпуса, внутри которого находится заряд (порошок) и закачен рабочий газ; 2 – сифонной трубки; 3 – запорно-пускового устройства; 4 – манометра; 5 – гибкого шланга с соплом; 6 – чеки с пломбой.


INCLUDEPICTURE "https://info2/dept/15298/op5.gif" \* MERGEFORMATINET

Для приведения в действие огнетушителя необходимо:
- поднести огнетушитель к месту пожара;
- выдернуть чеку;
- направить шланг с соплом на очаг пожара;

Нажать на рычаг запорно-пускового устройства, преступить к тушению пожара.

Принцип действия : при срабатывании запорно-пускового устройства порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг с соплом. Порошок можно подавать порциями, он попадает на горящее вещество и изолирует его от пожара.

Основные технические характеристики :


  • Масса заряда порошка не менее - 3,7 кг.

  • Огнетушащее вещество - огнетушащий порошок

  • Длина струи огнетушащего в-ва - 3,5 м.

  • Продолжительность подачи огнетушащего в-ва - 6 сек.

  • Масса огнетушителя не более - 6,6 кг.

  • Габариты (ВхДхШ) - 450х320х300 мм.
Кроме порошковых огнетушителей закачного типа применяются огнетушители, в которых газ для вытеснения порошка находится в баллончике. Основное отличие указанного типа заключается в том, что при нажатии на рычаг запорно-пускового устройства происходит выход газа в объем корпуса и который вытесняет порошок из огнетушителя.

Внимание!

В рабочем положении указанные типы огнетушителей следует держать только вертикально, не переворачивая его.

5.3 Пожарный кран

Внутренний пожарный кран предназначен для тушения загораний веществ и материалов, кроме электроустановок под напряжением. Огнетушащее вещество – вода.


INCLUDEPICTURE "https://info2/dept/15298/pk1.gif" \* MERGEFORMATINET

Размещается в специальном шкафчике, оборудуется пожарным стволом и рукавом, соединённым с краном. При возникновении загорания нужно разбить стекло любым твёрдым предметом и достать ключ из места хранения на дверце шкафчика, открыть дверцу, раскатать пожарный рукав. Затем максимальным поворотом вентиля крана пустить воду в рукав и приступить к тушению загорания. При введении в действие пожарного крана рекомендуется действовать вдвоем. В то время как один человек производит пуск воды, второй направляет пожарный рукав со стволом к месту горения.

Тушение при помощи пожарных кранов электрооборудования допускается только после его отключения!


INCLUDEPICTURE "https://info2/dept/15298/pk3.gif" \* MERGEFORMATINET

6. Действия работников при обнаружении пожара

При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) сотрудник должен:

А) незамедлительно сообщить об этом по телефону старшему смены охраны или в пожарную охрану по тел. 01 (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

Б) принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей;

В) встретить прибывающие подразделения пожарной охраны.

7. Порядок закрытия помещений по окончании рабочего дня

7.1. По окончании рабочего дня сотрудник, ответственный за противопожарное состояние помещения обязан осмотреть помещение, устранить до его закрытия и опечатывания обнаруженные нарушения норм и правил пожарной безопасности.

7.2. При проведении противопожарного осмотра помещений в конце рабочего дня необходимо:

Убедиться, все ли рабочие и служащие покинули помещения, в которых в нерабочее время не должно быть людей;

Обесточить все электроустановки и приборы (кроме работающих круглосуточно по требованиям технологии) во всех помещениях, которые по окончании работ закрываются и не контролируются дежурным персоналом. В нерабочее время ответственность за работающее оборудование в закрытом помещении возлагается на руководителя соответствующего подразделения и ответственного за противопожарное состояние помещения;

Убедиться, что все рабочие места в производственных, складских и служебных помещениях приведены в порядок;

Проверить, закрыты ли все окна и форточки, фрамуги, а также решетки на окнах (при их наличии), особенно в цокольных и первых этажах;

Убедиться, задействованы ли в помещении автоматические установки обнаружения пожара;

Убрать с отопительных приборов одежду и другие сгораемые материалы;

Убрать в металлические ящики промасленную ветошь;

Отключить силовую и осветительную электрические сети;

Закрыть на надежные запоры, а при необходимости и опечатать помещения.

7.3. В период временного отсутствия ответственного за противопожарное состояние (отпуск, болезнь, командировки и т.п.) противопожарный осмотр помещений проводит лицо, его замещающее, или сотрудник подразделения, уходящий последним из помещения.

8. Способы оказания доврачебной помощи пострадавшим

8.1. Организация первой медицинской помощи пострадавшим

Первая медицинская помощь пострадавшим при несчастных случаях и внезапных заболеваниях – это комплекс срочных мероприятий, направленных на прекращение действия повреждающего фактора, на устранение угрозы жизни, на облегчение страданий потерпевшего и подготовку его к отправке в лечебное учреждение.

Первая медицинская помощь – это простейшие медицинские действия, выполняемые в кратчайшие сроки непосредственно на месте происшествия оказавшимся в этот момент вблизи человеком, владеющим приемами оказания медицинской помощи.

Оптимальным считается оказание первой медицинской помощи пострадавшему – в течение 30 минут после травмы.


  • освободить пострадавшего от воздействия на него опасного производственного фактора (электрического тока, химических веществ, воды, механического воздействия и др.) с использованием штатных или подручных средств и безопасных для себя приемов;

  • оценить состояние пострадавшего, освободить от стесняющей дыхание одежды, при необходимости вынести пострадавшего на свежий воздух;

  • определить характер и степень повреждения, для чего осторожно обнажить поврежденные участки, части тела и принять решение о мерах неотложной помощи;

  • выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности - восстановить дыхание, остановить кровотечение, иммобилизовать место перелома, наложить повязки и т.д.;

  • поддерживать основные жизненные функции пострадавшего до прибытия медицинских работников;
- вызвать медицинских работников, готовить пострадавшего к транспортировке.

8.3. Первая помощь при термических и электрических ожогах

В зависимости от площади и глубины поражения ожоги делятся на 4 степени:

 первая - характеризуется покраснением, отечностью, болезненными ощущениями;

 вторая - появлением пузырей, наполненных жидкостью желтоватого цвета;

 третья - наступлением неполного омертвления кожи;

 четвертая - наличие коричневого или черного струпа, омертвления кожи.
При термических и электрических ожогах - на загоревшуюся одежду набросить пальто, любую плотную ткань, сбить пламя водой. Первая помощь при ожогах - защита пораженных участков от инфекции, микробов и борьба с шоком. Пораженные участки - не следует касаться руками, смазывать мазями, жирами, маслами, присыпать содой; нельзя прокалывать, вскрывать пузыри, удалять пристывшие к обожженному месту вещества во избежание обнажения раны; на небольшие ожоги 2-4 степени накладывается стерильная повязка, обширные поражения - заворачиваются в стерильную простыню. Одежду и обувь с обожженных мест нельзя срывать, необходимо разрезать и аккуратно снимать. Укрыть теплее, поить чаем, давать обезболивающие средства, создать покой до прибытия врача.

8.4. Первая помощь при отравлениях

При отравлениях пострадавших следует немедленно эвакуировать в медицинское учреждение. При отравлениях газами, в т.ч. угарным, природным, ацетиленом, парами бензина и т.п. появляется головная боль, "стук в висках"; звон в ушах; общая слабость, головокружение, учащенное сердцебиение, тошнота и рвота. При сильном отравлении наступает сонливость, апатия, безразличие, а при тяжелом отравлении - возбужденное состояние с беспорядочными движениями, потеря или задержка дыхания, расширение зрачков. При отравлении пострадавшего необходимо вывести или вынести из отравленной зоны, расстегнуть одежду, стесняющую дыхание, обеспечить приток свежего воздуха, уложить его, приподнять ноги, укрыть тепло, дать нюхать нашатырный спирт. При отравлении аммиаком необходимо дать пострадавшему выпить 10 стаканов теплой воды с уксусом, вызвав рвоту, дать теплое молоко. При отравлении газами пострадавшего следует вынести на свежий воздух, уложить, приподнять ноги, поить чаем, кофе.

8.5. Первая помощь при переломах, вывихах, ранениях

Пострадавший испытывает острую боль, резко усиливающуюся при попытке изменить положение поврежденной части тела. При открытом переломе после остановки кровотечения и наложения стерильной повязки необходимо произвести иммобилизацию повреждений конечности с использованием готовой шины, палки, доски, линейки и т.п. При закрытом переломе с пострадавшего одежду снимать не следует, шину нужно накладывать поверх одежды. К месту травмы для уменьшения боли следует прикладывать холодные примочки, пузырь со льдом, снегом, холодной водой и т.п. При ранениях нельзя промывать рану водой, каким-либо лекарственным веществом, засыпать порошком, смазывать мазями; нельзя убирать из раны песок, землю и т.п., нужно снять грязь вокруг раны, очищая кожу от ее краев наружу, чтобы дополнительно не загрязнять рану. Очищенный участок вокруг раны смазать йодом, наложить повязку с использованием индивидуального пакета или чистого носового платка, чистой ткани. Нельзя накладывать вату непосредственно на рану.

8.6. Первая помощь при поражениях электрическим током

Если пострадавший в сознании с устойчивым дыханием и пульсом, его следует уложить на подстилку, например, из одежды; расстегнуть одежду, стесняющую дыхание; создать приток свежего воздуха; создать нормальный тепловой режим, полный покой, непрерывно наблюдать за пульсом и дыханием. Если пострадавший в бессознательном состоянии - наблюдать за его дыханием, в случаев нарушения дыхания - принять меры к устранению западания языка выдвинув нижнюю челюсть вперед и удерживая ее в таком состоянии. При рвоте необходимо голову пострадавшего и плечи повернуть налево для удаления рвотных масс. Нельзя позволять пострадавшему двигаться, а тем более продолжать работу до решения врача. Переносить пострадавшего следует только в тех случаях, когда ему и лицу, оказывающему помощь, угрожает опасность. Если после освобождения от действия тока пострадавший дышит редко и судорожно, необходимо сделать искусственное дыхание с одновременным наружным массажем сердца. При поражении молнией оказывается такая же помощь, что и при поражении электрическим током.

Цели: 1. Обучающая задача: Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. 2. Развивающие задачи: Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице; развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; развивать выразительность речи. 3. Воспитательные задачи: Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по теме: «Пожарная безопасность»

в старшей группе

Цели:

1. Обучающая задача:

Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

2. Развивающие задачи:

Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице; развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; развивать выразительность речи.

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.

Методы обучения : наглядный, словесный, практический, игровой.

Материалы к занятию: иллюстрации, карточки с номерами телефонов 01;02;03.

НОД.

Дети здороваются с гостями.

Чтобы было веселей, чтобы было всем светлей, вместе за руки возьмемся и гостям мы улыбнемся (психогимнастика).

1. Введение игрового момента.

Воспитатель: Отгадайте, из какого произведения данный отрывок?

(показ иллюстрации)

А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.

Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
"Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!"

(К.Чуковский «Путаница»)

Как вы считаете, правильно поступили лисички? (ответы детей)

Давайте расскажем лисичкам, как избежать опасных ситуаций, связанных с огнем.

Цели:

Сегодня мы с вами будем говорить о тех опасностях, которые могут приключиться с каждым из нас. И поэтому мы должны знать, как правильно вести себя, если нам угрожает опасность.

Послушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Кошкин дом».

Словечко за словечком -
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожёг ковёр.

Ещё одно мгновенье -
И лёгкий огонёк
Сосновые поленья
Окутал, обволок.

Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчёл.

Что случилось в этом доме? (Пожар)

Чем опасен пожар? (При пожаре могут сгореть вещи, квартира, но главное могут погибнуть люди)

Отчего может возникнуть пожар? (игры со спичками, свеча, керосин, бензин)

Правильно (показываю иллюстрации, располагаю на доску)

А теперь я хочу предложить вам игру «А ну-ка, отгадай»

1. Упал на пол уголек-

Деревянный пол зажег

Не смотри, не жди, не стой

А залей его (водой)

2. Победит огонь коварный
Тот, кого зовут… (пожарный)

3. Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими … (спичками)

4. Висит - молчит,
а перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель).

5. Раскалился если вдруг

Электрический утюг

Что должны вы сделать детки?

Вынуть вилку из. (розетки)

6. Если младшие сестренки

Зажигают дома спички

Что должны вы предпринять

Сразу спички (отобрать.) .

7. Если вдруг пожар возник

Ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить

О пожаре им …. (сообщить) .

8. Если хочешь ты гулять

Вскачь не надо убегать

Закрывая в доме дверь

Все ли выключил?. (.проверь.)

Молодцы. А сейчас проверим, знаете ли вы, по какому номеру телефона необходимо позвонить, если случился пожар.

(На столе раскладываются карточки с номерами экстренных служб (01, 02, 03, 04), при этом дети стоят спиной к данному столу. По очереди каждый из детей поворачивается и молча берет ту карточку, которую считает правильной и становится на свое место, держа выбранную карточку перед собой (передней стороной к себе) . после того, как все выбрали себе карточки, дети поворачивают карточки с номером телефона).

Знает каждый гражданин

Этот номер 01

Если к вам пришла беда

Позвони скорей туда (воспитатель показывает правильную карточку с номером 01).

Физкультминутка

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись.

Что же делать, если в доме начался пожар? (ответы детей).

Что у нас на потолке? (пож. сигнализация)

А это что такое(огнетушитель), для чего он необходим? (на столе стоит огнетушитель и картинка с сигнализацией).

Я предлагаю вам посмотреть картинки и вывести по ним правило.

1 картинка. Квартира, горит телевизор, мальчик держит в руках одеяло - набрасывает его на огонь.

Правило: если огонь небольшой, его можно затушить самому, набросив на него плотную ткань, одеяло.

2 картинка. Ребенок звонит по номеру 01.

Если возник пожар, то необходимо вызвать пожарных, позвонив по номеру 01.

3 картинка . Мальчик выбегает из помещения.

Если вызвать пожарных невозможно, то нужно покинуть помещение.

4 картинка . Квартира, много дыма, на полу на четвереньках к двери ползет ребенок.

Правило: Дым гораздо опаснее огня, поэтому большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на четвереньки и продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.

5 картинка. Ребенок стоит на балконе, а позади него огонь и дым.

Если выйти невозможно, необходимо выбраться на балкон и звать людей на помощь.

И еще запомните - нельзя прятаться под кровать или в шкаф - так тебя будет труднее найти пожарным.

При пожаре в подъезде - никогда не садись в лифт - он может отключиться, остановиться и ты задохнешься.

А сейчас давайте выстроим последовательность действий при пожаре.

(показываю иллюстрации).

И опять поиграем, игра: «Это я, это я, это все мои друзья». Я читаю стихи, а вы если так не делаете, то молчите, если считаете, что нужно поступать именно так, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья» с хлопками.

Кто из вас завидев дым набирает 0-1 (это я, это я.)

Кто из вас бежит с ведром, заливать Кошкин дом? (это я… .)

Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над газом? (дети молчат)

Признавайтесь ребятишки, кто берет без спросу спички?

Чирк беспечно и на спичке - огонечек аленький

Смотришь - спичка невеличка - а пожар не маленький. (молчат)

Кто соседской детворе объясняет во дворе

Что игра с огнем недаром завершается пожаром? (это я)

Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор?

А сгорел гараж знакомых и строительный забор? (молчат)

Кто украдкой в уголке, жег свечу на чердаке,

Загорелся старый угол, еле сам живой ушел (молчат)

Кто пожарным помогает - правила не нарушает

Кто пример для всех ребят? (это я)

Воспитатель: Молодцы. А теперь подведем итог:

О чем мы сегодня говорили? (о пожаре).

Почему он возникает? (спички, свеча, керосин, бензин)

Что мы должны делать, если случился пожар?

А в следующий раз мы поговорим о других опасностях, которые могут возникнуть как дома, так и на улице.


Районный конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

г. Советский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

Разработка урока

«Меры пожарной безопасности.

Правила безопасного поведения при пожарах»

Людмила Григорьевна Брагина

преподаватель – организаторОБЖ

МБОУ СОШ п. Пионерский

2012г.

План – конспект урока

Тема урока: «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах»,

8 класс

Учитель ОБЖ

МБОУ СОШ п.Пионерский

Людмила Григорьевна Брагина

Цель:

1. Образовательная

а) знать:

Правила безопасного поведения при пожарах и способах эвакуации из горящего здания;

Основные мероприятия по защите учащихся при пожаре в здании школы;

Об основных причинах и последствиях пожара;

б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от пожаров;

в) иметь представление о последствиях пожаров и мерах, принимаемых по защите от них.

2.Воспитательная – формировать культуру безопасности жизнедеятельности, коллективизм, навыки взаимопомощи, находчивость в трудных ситуациях

* Цель использования информационной технологии на уроке:

Сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

Приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, который больше смотрит и слушает, чем читает и говорит, предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

Расширить возможности эмоционально и образно подать материал.

Задачи:

Добиться ясных представлений у учащихся о пользе, опасностях и вреде, которые может принести огонь, и способах обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизнедеятельности;

Продолжать формирование привычки к соблюдению правил пожарной безопасности, бережного отношения к своей жизни, таких качеств, как осмотрительность, находчивость, собранности

План:

1.Общие сведения о пожаре. Понятие о пожаре.

2.Процесс горения, условия его возникновения и прекращения.

3.Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.

4.Основные поражающие факторы пожара и их воздействие на людей.

5.Правила безопасного поведения при эвакуации из горящего здания.

6.Паника во время пожара. Предотвращение паники.

7.Значение противопожарной службы.

Материальное обеспечение :

учебник ОБЖ 8кл. под ред. А.Т. Смирнова -2011 г,

научно-методический и информационный журнал ОБЖ (октябрь 2009), дидактические материалы ОБЖ (5-9 класс),

компьютер,

дисковый носитель.

Ход урока:

1) Организационный момент.

Приветствие учителя.

Проверка отсутствующих.

2)Сообщение темы и цели урока.

3)Изложение программного материала.

Знакомство с понятием «Пожар».

Наше занятие начнем с определения огня, которое дал В.Даль в Толковом словаре русского языка: «Огонь - явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела».

Огонь – враг, если человек к нему относится небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет для себя хоть малейшую лазейку. Он уничтожает все, что человек создавал долгими годами упорного труда. В учебнике ОБЖ 8 класса определение пожара следующее: « Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей»

Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре - это гибель детей.

Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становится незнание ими элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения огненной беды.

по статистическим данным по Советскому району за 2011 год произошло :

Всего пожаров120;

Загораний 260;

Погибло 7 человек,в том числе 2-детей;

Травмировано 27 человек;

Пожаров в жилом секторе -78;

Ущерб составил 5798700.00 рублей.

За 2012 год с 01. 01 по 29.08. 2012 года :

В Советском районе произошло: 17 пожаров.

В поселке Пионерский: 6 пожаров.

Материальный ущерб составил: 157000 рублей.

Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий объясняется еще и тем, что пожаро опасностьокружающего мира, обусловленная появлением сотен тысяч новых веществ и материалов. Открытый, понятный в своей опасности огонь, все больше прячется в электрические провода, спирали, в керамику газовых горелок, в микроволновые печи и лазерные лучи.

Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.

Вопросы безопасности детей всегда актуальны, так как самое ценное для нас – здоровье и жизнь детей.

Знакомство с условиями возникновения горения.

Подумайте, какие составляющие нужны, чтобы возникло горение? (ответы учащихся) после полученных от учащихся ответов открыть на доскесхемы № 1,№ 2).

Схема 1.


+

Действительно, существует так называемый треугольник огня:

Горючее вещество;

Окислитель;

Источник воспламенения.

В последнее время вместо треугольника выделяют четырехугольник. К трем составляющим добавился человек. 97% всех пожаров случается по вине человека.

Знакомство с причинами пожаров в зданиях.

Назовите основные причины возникновения пожара в зданиях (ответы учащихся).

* Просмотр видеоролика «Причины возникновения пожаров, поражающие факторы пожара»(№ 001)

Знакомство с основными поражающими факторами пожара.

Вспомните и назовите основные поражающие факторы пожара. (Ответы учащихся).

Ваши ответы верны. Действительно, поражающими факторами пожара являются:

Высокая температура;

Задымление помещения;

Распространение огня открытым путем;

Потери конструкциями несущей способности.

Знакомство с правилами безопасного поведения при эвакуации из горящего здания .

Основным мероприятием по спасению людей при возникновении пожаров в зданиях является эвакуация людей.

Перечислите этапы эвакуации из здания школы. (Ответы учащихся).

Верно:

1 этап- обнаружение очага возгорания;

2 этап – сигнал тревоги;

3 этап – сообщение в пожарную службу;

4 этап – эвакуация из здания школы;

5 этап – построение на месте сбора;

6 этап – проверка количества учащихся.

* Просмотр видеоролика «Эвакуация из здания школы»(№02)

При просмотре обратите внимание на следующие вопросы:

Как надо покидать класс во время эвакуации;

Как правильно двигаться по коридору;

Отношение старшеклассников к младшим;

Сообщение в пожарную службу;

Дисциплина на месте сбора.

Знакомство с понятием «паника», ее предотвращение .

Ответьте, что является главным врагом при эвакуации из горящего здания? (паника)

Действительно, это паника. Слово паника произошло от греческого (panikon) , что означает «безотчетный ужас». Именно, безотчетный, заставляющий человека неудержимо стремиться любыми путями избежать опасной ситуации. Даже в тех случаях, когда реальной угрозы для жизни нет. И тогда зачастую само паническое движение многих людей становится причиной человеческих жертв.

Знакомство с противопожарной службой .

Как вы считаете, какова роль противопожарной службы в жизни человека? (Учащиеся отвечают).

Познакомимся с историей развития пожарной охраны.

Вторая половина XV века – начало создания пожарной службы, первые законодательные акты, касавшиеся организации службы, призванные бороться с огнем.

При Иване III в 1504 г. издаются первые противопожарные правила, касаясь жизни обывателей.

При М. Ф. Романове в 20-е годы 17 в. В Москве учреждается пожарная команда. 30 апреля 1649 г. Наказ о градском благочинии, утвержденный Алексеем Михайловичем и содержащий в себе правила предупреждения пожаров обязательные для всех. Эта дата считается днем рождения противопожарной службы.

Некоторые исторические факты :

*1470 год - пожар в Москве (осталось только три двора);

*1493 год – пожар в Кремле (сгорела вся Москва);

*1972 год – торфяные пожары в Подмосковье (всю Москву заволокло дымом);

Пожарная безопасность во времена Петра I (обязанность на всех жителей города).

24 июня 1803 г. – Александр I подписал указ о создании полицейских профессиональных пожарных команд из солдат срочной службы.

Развитие противопожарной службы в советское время.

2001 г. – ГПС вошла в состав МЧС.

Презентация «История возникновения противопожарной службы»

4) Закрепление пройденного материала:

Выполнение тестовых заданий по теме «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»

1. Пожар это:

а) возгорание различных материалов и веществ с большим выделением тепла и дыма;

б) процесс горения, обусловленный наличием горючего материала, окислителя и температуры;

в) неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Ответ: в.

2. Наибольшее количество пожаров в быту обусловлено:

а) неосторожным обращением человека с огнем;

б) неправильной эксплуатацией печного отопления;

в) неисправностью и неправильной эксплуатацией электроприборов.

Ответ: а.

3. Самые опасные поражающие факторы пожара - это:

а) открытый огонь и пониженная концентрация кислорода;

б) большое задымление;

в) температура среды и токсичные продукты горения.

Ответ: в.

4. Наибольшую опасность представляют пожары, возникающие:

а) в транспорте;

б) в жилом секторе и общественных местах;

в) на объекте экономики.

Ответ: б.

5. Как правильно покинуть помещение, если в нем произошли пожар и задымление?

а) пригнувшись к полу;

б) дыша через мокрую ткань;

в) используя оба указанные выше приема.

Ответ: в.

5) Подведение итогов .

Перечислите основные факторы пожара;

Что является главным врагом при эвакуации из горящего здания?;

Чего требует закон от граждан в области защиты населения от пожаров?

Для чего создана пожарная служба? Ее сущность и значение; (ответы учащихся)

Действительно пожарная охрана создана для защиты населения от пожаров, для оказания помощи пострадавшим при пожаре. Известно, что без пожарной охраны не может существовать не одно государство, ни один город, поселок, любой населенный пункт. Пожар для любого из нас – это страшная беда. И в этот момент самый нужный человек на свете – это пожарный.

Просмотр видеоролика о значимости профессии «Пожарный»

6) Домашнее задание

Обобщить и закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности , причинах и вещах, которые способствуют возникновению пожара;

Закрепить знания детей об одежде пожарного, вещах, которые необходимы ему для работы; учить действовать в экстремальных ситуациях;

Закрепить знания детей о различных видах транспорта; учить отличать и называть пожарную машину по строению, цвету;

Закреплять знания детей о цифрах и числах от 1 до 5; о цветах, а именно — красный, желтый, синий, белый, черный; учить ориентироваться в пространстве;

Учить дошкольников отвечать на вопросы воспитателя, развивать речь, пополнять словарный запас; учить детей образовывать прилагательные от существительных;

Учить детей быть вежливыми, не забывать здороваться и прощаться с людьми

Воспитывать вежливость, учить выполнять трудовые поручения.

Предыдущая работа: рассматривание иллюстраций с изображением пожарной машины, изучение стихотворения «Мы в пожарных поиграем …», беседа о пожарной машине, как нужно вести себя при пожаре, рассматривание иллюстраций «Пожарные работают».

Словарь: утюг, спички, сапоги, фен, сирена, кабина, кузов, цистерна с водой, пожарный рукав, лестница, огнетушитель, каска.

Оборудование: 5 детских домиков-палаток, игрушка Бобер, цифры от 1 до 5, игрушка пожарная машина, игрушка-руль, платки желтые и красные — 14, цистерна, картинка пожарный рукав, картинки пламени — 4, кукла, красные жилеты для детей — 6, каски — 6, пожарный костюм для взрослого, каска, материалы для игр «Опасные предметы» (Свеча, спички, утюг, фен, расческа), «Вещи, которые необходимы пожарному» (огнетушитель, сапоги, каска, сумка, книга, перчатки, пожарный шланг, игрушка), посуда, чайные ложки, сладости, скатерть, аудиозаписи — телефонный звонок, сирена пожарной машины.

Ход занятия в детском саду по пожарной безопасности

Орг.момент. Приветствие

Воспитатель: Малыши, посмотрите, пожалуйста, на меня. В какой я одежде? Как этот костюм называется? (Пожарного).

Так, молодцы! А какой он цветом? (Красный).

А что одевают пожарные на голову, когда едут тушить пожар? (каску).

Дети, а зачем он надевает каску? (Для защиты головы от удара, от огня).

Одежда зачем пожарному? (Для защиты тела и кожи от огня, ожогов).

А сапоги зачем ему? (Для защиты ног от ожогов).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ой, посмотрите, к нам пришел еще один гость.

Дети, кто это? (Бобер). Давайте с ним поздороваемся (дети здороваются с бобром).

Малыши, он мне рассказал, что тоже хочет стать пожарным, но он ничего не знает ни о пожаре, ни о вещах, которые необходимы пожарному, ни о пожарной машине.

Поможем нашему Бобру (Да).

Давайте сначала с вами расскажем Бобру о пожаре, от чего он может произойти.

Дидактическая игра «Опасные предметы»

Воспитатель. Дети, перед вами лежат вещи, которые могут привести к пожару, а есть такие от которых не может случиться пожара. Составьте на желтый стол – вещи, от которых может случиться пожар. И объясните почему (Дети раскладывают и объясняют).

Молодцы, ребята. Давайте с вами теперь немного отдохнем. Давайте возьмем вот такие платки! Какого они цвета? (Желтого и красного). Так, а теперь давайте поиграем.

Физкультминутка

Мы в пожарных поиграем,

Быстро шланги размотаем,

Вот так, вот так,

Быстро шланги размотаем.

Вот огонь у нас горит

Будем мы его гасить,

Вот так, вот так,

Будем мы его гасить.

А теперь мы приседаем,

Под диваны заглядываем,

Вот так, вот так,

Под диваны заглядываем.

Вот огонь мы погасили,

И на стулья быстро сели.

Воспитатель: Хорошо поиграли, а теперь давайте расскажем нашем Бобру о пожарной машине. Посмотрите вот она (стоит на столе, рассматриваем).

Какого она цвета? (Красного). А вы знаете, почему машина окрашена в красный цвет? (Потому что это цвет тревоги, ее хорошо видно).

Еще мигалка. Покажите где она. Какого она цвета? (Синего).

А как называется эта часть машины и для кого, чего она? (Кабина — для водителя и пожарных, кузов — для пожарного оборудования: цистерн с водой, пожарных рукавов, огнетушителей, пожарной лестницы).

Девочки и мальчики, давайте еще раз с вами расскажем и покажем Бобру, какие вещи необходимы пожарному.

Дидактическая игра «Вещи, которые необходимы пожарному»

Воспитатель: Вот посмотрите на все эти вещи и скажите мне, какую одну вещь можно положить в сумку пожарного и почему?

Дети составляют вещи и говорят, почему именно эти вещи нужны пожарному на работе.

Молодцы, все сложили, что нужно нашим спасателям, чтобы выполнять свою работу.

Телефонный звонок.

Алло, пожарная часть. Слушаю вас. Что случилось? Так, сейчас выезжаем. Какой ваш адрес? Улица _________, номер___.

Дорогой наш Бобер и дети, у Кати случилась беда. Она играла спичками, и забыла одну спичку потушить. Начался пожар. Поможем Кате? (Да).

Тогда смотрите где наша пожарная машина, где наша одежда, пожарное оборудование. Быстренько одеваем жилеты, каски и едем к Кате на улицу ______. (В машине определяем водителя).

Отправляемся скорее. А скажите, какой номер нужно набирать, когда случился пожар? (01, 010 или 112).

Включается сирена.

Молодцы быстро доехали. Выходим из машины.

Дети, а давайте посмотрим, а на ту улицу мы с вами приехали. Посмотрите внимательно. Что нарисовано здесь? (Грибы). Значит ли это улица называется как? (Грибная).

А нам нужна улица Вишневая, 5. Ой, посмотрите, что здесь нарисовано (Вишни). Значит это улица … (Вишневая).

Где же здесь дом № 5? Дети, посмотрите это дом номер (1, 2, 3, 4, 5).

Вот нужный нам дом. Берите цистерну с водой, вытаскиваем пожарный шланг и будем тушить огонь (Дети тушат огонь, спасают из дома Катю).

Молодцы, спасатели. Вовремя мы с вами успели потушить огонь. А то еще бы немного и наша Катя осталась без дома. Вы настоящие пожарные.

Итог. Рефлексия

Воспитатель: Дети, а что мы сегодня с вами делали? (Были пожарными, тушили огонь, помогали Кате).

Можно играть спичками? Свечой? Почему? (Нельзя, потому что будет пожар).

К кому нужно обращаться, когда случился пожар? (Пожарным).

По какому номеру нужно вызывать пожарных? (01, 010, 112).

Что нужно сказать, когда вызывают пожарных? (Что случилось и адрес — улицу и номер дома).

Без чего пожарные не смогут погасить огонь? (Без цистерны с водой, огнетушителей, бака с пеной).

Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей).

Воспитатель: Мои помощники рассказали, во что одеваются пожарные, нужные им вещи, какая у них машина. Также мы знаем, что вызывая на помощь пожарных мы набираем номер телефона, а также обязательно говорим им адрес — улицу и номер дома, где возник пожар.

Дети, Бобер вам благодарен за то, что вы ему рассказали и показали, он прощается с вами. Ему нужно возвращаться домой и теперь он обязательно будет знать, что нужно делать, если произойдет пожар и может наш Бобер тоже когда-нибудь станет пожарным (Дети прощаются с Бобром).

Ой, дети, смотрите, Катя нам и нашим гостям приготовила угощение за то, что мы вовремя потушили пожар и спасли ееи ее дом.

Говорим гостям всем-приятного аппетита! А теперь за нашим водителем отправляемся на следующий вызов.

До свидания! (Дети прощаются и выходят).

Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается, до новых встреч!

Похожие публикации