Определение понятия национального меньшинства. Характеристика понятия "национальные меньшинства" Как согласно ему все национальные меньшинства

15. Русские и национальные меньшинства

Глядя на бедственное положение русского народа, нетрудно вообразить себе футурологический сценарий, когда освободившееся пространство России, после вымирания ее основного населения от нищеты и депопуляции, потребует заполнения новым населением. Кем же может быть заселена такая обширная территория? Очевидно не теми оставшимися 129 этническими меньшинствами нынешней РФ.

Ведь русской нации для освоения и заполнения своим многомиллионным организмом этих гигантских пространств потребовалась не одна сотня лет. Мирный status quo на столь богатой ресурсами территории практически невозможен без мощной государствообразующей нации.

А значит, предстоит жесткая борьба за границы и ресурсы российских земель. Если раньше они удерживались стойкостью и мощью русской нации, то теперь этническим меньшинствам предстоит отстаивать самостоятельно свои права в конфликтах друг с другом и с бывшими внешними соседями России.

Наиболее вероятными претендентами на новую колонизацию русских территорий являются страны Малой Азии и Ближнего Востока (Турция, Иран, Пакистан) и Дальнего Востока - Китай, Япония, Корея.

Какие перспективы у нынешних национальных меньшинств России в интеграции с мусульманами и дальневосточными народами? Мусульмане Ближнего Востока и Малой Азии со своей абсолютной религиозной нетерпимостью, феодальными предрассудками и свойственной им национальной агрессивностью к чужим (хоть бы они были тоже мусульманами) будут культурно ассимилировать этнические меньшинства России по линии Северный Кавказ и далее весь Юг России.

Со стороны китайцев и японцев с их ригористки государственным менталитетом и моноэтничностью народы Сибири ждет полная расовая ассимиляция. В Китае и Японии практически нет национальных меньшинств, речь уже не идет о гибели при этой экспансии уникального культурного наследия народов Севера, которое заботливо сохранялось в лоне России (уж во всяком случае, не было такого ужаса, как с американскими индейцами и аборигенами Австралии). Народам Кавказа придется разделить участь курдов, а может и армян. Над национальными меньшинствами России вновь подымется тень, казалось бы, канувших в лету османского, персидского, монгольского и джунгарского ига. В этой части земного шара мало что знают о западных гуманных ценностях, и скорее отторгнут их во имя традиционных весьма негуманных имперских и религиозных приоритетов. Будет возможность сравнить пресловутый «великорусский шовинизм» с «прелестями» Восточного деспотического менталитета.

Одним словом, участь национальных меньшинств России ждет незавидная. Без русских они ничто, им придется очень туго. Никакая Европа и США им не помогут - им нет дела до русских, а уж тем более до их малоприметных соседей по стране. Их главная стратегия - ослабление и выкачивание ресурсов из чужих народов. Ирак и Афганистан тому яркое подтверждение. Что ждет каких-нибудь башкир или осетин страшно даже и предположить. Малые народы России еще не научились самостоятельности и суверенитету: они все на дотации у русских, в т. ч. и ближнее зарубежье.

Сильный народ, такой как русский, это не тот народ, который может любого обидеть, а тот, что может выдержать неимоверные испытания и выстоять, вопреки. Русский народ оказался, по сути, единственным гарантом этнического разнообразия на территории России и СНГ. Это не British Raj, высасывающий все силы и богатства из более слабых народов.

Большинство национальных республик находится на дотации у российского бюджета, который почти полностью пополняется русскими деньгами и трудом. Да и в годы Российской Империи ее окраины облагались налогами минимально и сохраняли право на свой жизненный уклад. Русских пока еще 80 % населения. Но национальные меньшинства отказываются понимать эту истину. И всеми силами вредят русским, притесняют их, эксплуатируют.

Во всех национальных республиках титульные нации лишили русских права на все: на собственность, на хорошую работу, и тем более на управление, сделав их людьми второго сорта в собственной стране. При этом постоянно национальные меньшинства лезут во все федеральные органы власти в крупных русских центрах и регионах. Еще и жалуются при этом, что, мол, им не дают реализовать свои права «россиян», по национальному признаку.

Этническая преступность под прикрытием национальных меньшинств травит русских людей суррогатной водкой, азиатской наркотой, подавляют рэкетом, запугивают «международным» терроризмом, не дают торговать на рынках и проч. и проч. Будущие хозяева Российских территорий не станут терпеть хамства национальных меньшинств и диаспор нынешней России, ни на йоту не позволят им быть равными. Не будут понимать, и принимать их обычаи и культуру. Кончатся им все радости жизни, которые они с избытком, порой злоупотребляя, получали от русских. Все свои амбиции и замашки они испытают на собственной шкуре от себе подобных, но более могучих народов.

Такая вот перспектива вырисовывается для вечно недовольных и капризных мигрантов и национальных меньшинств без русских. Единственное, что им нужно для их же безопасности и светлого будущего признать приоритет и доминирующую роль русской нации в РФ.

Из книги Кризис коммунизма автора Зиновьев Александр Александрович

Национальные проблемы Национальные проблемы вообще принадлежат к числу таких проблем, которые чрезвычайно примитивны с некоей научно-беспристрастной точки зрения, если бы таковая была возможна. Но они обставлены таким множеством всяких габу, что такой

Из книги 2008_48 автора Газета Дуэль

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ Выступление Председателя КПСС Члена Президиума Национальной Ассамблеи О.С. Шенина в институте философии РАН Москва, 26 сентября 2008 годаУважаемые товарищи!Как уже давно прогнозировали многие аналитики, мир вступил в полосу жесточайшего

Из книги Ксенофобия или самооборона автора Федосеев Юрий Григорьевич

Национальные зачистки начали не русские Правда, Советский Союз Бог до поры до времени миловал. Длительное время мы жили под лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» - и дожили до того, что провозгласили о стирании граней между населяющими нашу страну народами и

Из книги Газета Завтра 324 (7 2000) автора Завтра Газета

Тит МЕНЬШИНСТВА ПРОТИВ “РУССКОГО ДОМА” Подмосковная программа "Русский дом" под угрозой закрытия. Единственная в сетке отвязанных антирусских передач она все эти годы была исключением из первого правила российской демократии: "Русских патриотов на ТВ нет и быть не

Из книги Газета Завтра 343 (26 2000) автора Завтра Газета

Василий Ертаулов БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ЯСАК (“Русские, уходите!” Или “русские, защитите!”?..) Посетивший недавно Москву казахстанский глава Назарбаев заговорил вдруг о том, как он любит, оказывается, и русских людей, и русский язык - создает даже некий фонд в

Из книги Анти-Мединский. Опровержение. Как партия власти «правит» историю автора Буровский Андрей Михайлович

Русские национальные мифы Если же о русских мифах… Простите, а о ком из соседних народов этих мифов у нас не сочиняли? Не будем даже о «лукавых» печенегах и «происках подлых византийцев». Будем считать, дело давнее, что политическая пропаганда и национальные стереотипы

Из книги Россия и Ближний Восток [Котел с неприятностями] автора Сатановский Евгений Янович

Глава 14 Энергобезопасность и меньшинства

Из книги Газета Завтра 22 (1019 2013) автора Завтра Газета

Диктат меньшинства Ирина Медведева, Татьяна Шишова 30 мая 2013 0 Политика Общество Комиссары новой культурной революции Со времен перестройки мы, казалось бы, уже привыкли к тому, что деятели так называемого андерграунда (или, говоря по-русски, подпольного искусства)

Из книги Национальная доктрина автора Заднепровский Богдан

56. Национальные меньшинства и Русская революция Национальные меньшинства, как известно, сыграли важную роль в русской социальной революции 1917 года. Их активное участие историки оценивают в 40 % всей революционной действующей силы. Это одна из особенностей русской

Из книги Литературная Газета 6461 (№ 18 2014) автора Литературная Газета

Следствия из «теоремы меньшинства» Что нам мешает быть вместе в жизни и на экране В феврале мы с Александром Прохановым выступали в Западной Сибири. С разными книгами приехали, но вопросы из зала: только Украина. Александр Андреевич со вздохом признавал: "Западенцы

Из книги Отцы наши милостивцы [сборник] автора Веллер Михаил

Национальные мифы Вообще-то мифологизирована история любого народа, равно как и любое национальное самосознание. Свое всегда видится покрупнее и позначительнее, а чужое – помельче во всех смыслах. Ну – каждый сначала впечатляется делами своей семьи, своего дома, своего

Из книги За державу обидно. Вопросы и ответы про СССР автора Пучков Дмитрий Юрьевич

Про национальные отношения 17.03.05Время от времени слушаю радио «Ретро». И сейчас вот сижу слушаю. Играет в нем древняя песня в стиле диско, восьмидесятых годов. Понятно, навевает воспоминания. Сладкие и не очень. Именно под эту песню первого сентября 1983 года в доме офицеров

Из книги Истинноверующий автора Хоффер Эрик

Глава IX Меньшинства 40.Положение меньшинств, как бы оно ни было защищено законом и властью, всегда непрочно. У меньшинства, старающегося сохранить свое групповое лицо, неудовлетворенность, порождаемая неизбежным ощущением непрочности положения, не так велика, как у

Из книги Россия и мир в XXI веке автора Тренин Дмитрий Витальевич

Национальные интересы Важнейшим общенациональным интересом России является сохранение свободы и независимости, обеспечение безопасности ее граждан и полная реализация возможностей экономического, социального, культурного и духовного развития страны. Этот базовый

Из книги Русская война автора Дугин Александр Гельевич

Естественные сети: этнические и религиозные меньшинства В сетевой войне могут использоваться как готовые сети, так и создаваться новые. Наиболее подходящими готовыми сетями являются этнические и религиозные общины (чаще всего меньшинства и секты). В государственных

Из книги Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления автора Прадхана Санджай

Национальные и межотраслевые факторы Антикоррупционная борьба в транспортном секторе неразрывно связана с действиями против коррупции во внешней среде. Сильная правовая и судебная среда необходима для того, чтобы меры правового контроля и оздоровления были

После захвата Россией украинских судов и моряков в Керченском проливе Венгрия впервые не стала блокировать встречу Украина-НАТО на уровне министров иностранных дел. Союзнический долг перед НАТО и ЕС на время отодвинул в сторону нерешенные противоречия в отношениях двух стран. Но только на время. Потому что Будапешт собирается и дальше блокировать попытки «антивенгерского правительства» в Киеве интегрироваться в Североатлантический альянс.

Что пишут о Казахстане: обзор англоязычной прессы (31 декабря 2018 — 6 января 2019)
OZY.COM: «Китай воскрешает принудительный труд эры Мао для этнических меньшинств» — Когда Абель Амантай, этнический казах — гражданин Китая, вернулся в западный китайский регион Синьцзян в прошлом году, чтобы зарегистрировать свою казахстанскую гринкарту, он был задержан и отправлен в «центр перевоспитания» округа Цзинхэ в префектуре Бортала. В настоящее время Амантаю разрешено совершать короткие, дважды в месяц, контролируемые звонки своей жене в Казахстан.

Всероссийский ежегодный форум национальных меньшинств стартовал в Адыгее, сообщает «Национальный Акцент». Он проводится в восьмой раз: до этого его принимали Грозный, Чита, Элиста, Уфа и другие города РФ.

Всероссийский ежегодный форум национальных меньшинств стартовал в Адыгее. Он проводится в восьмой раз: до этого его принимали Грозный, Чита, Элиста, Уфа и другие города РФ, сообщает «Национальный Акцент».

«Главная цель этого большого межнационального проекта – создание единого культурного пространства, поддержка и развитие культур национальных меньшинств, - сообщила пресс-служба администрации города, - В программе форума: выставки, экскурсии, конференции, концерт профессиональных творческих коллективов Адыгеи, пленарные заседания, круглые столы».

Декларация ООН о правах меньшинств, принятая 25 лет назад, дает направление нужным политическим решениям, считает директор Эстонского центра информации по правам человека Алексей Семёнов.

Права национальных меньшинств не вошли во Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН в 1948 году. Надо отметить, что первоначально права национальных меньшинств, в том числе и языковые, были представлены в проекте декларации. Однако после долгих дебатов члены Генеральной Ассамблеи ООН приняли декларацию в том виде, в каком мир использует ее по сегодняшний день - без отдельно прописанных прав представителей национальных меньшинств.

Последний такой инцидент имел место в мае, когда нападению подвергся один из представителей болгар на Украине депутат Василий Кащи.

Группа депутатов парламента Болгарии выступила с осуждением участившихся нападений на представителей болгарского меньшинства на Украине.Соответствующее заявление распространила парламентская группа «Объединенные Патриоты», в которую входят партии «ВМРО-Болгарское национальное движение», «Национальный фронт спасения Болгарии» и «Атака».Обнародовавший документ депутат Юлиан Ангелов подверг резкой критике нападения на этнических болгар в Бессарабии (Одесской области). Несколько дней назад местный депутат Василий Кащи, один из представителей болгар на Украине, был атакован украинскими националистами.»Мы призываем Министерство иностранных дел и посольство Болгарии на Украине, а также просим все депутатские группы в болгарском парламенте четко и решительно осудить нападение на Василия Кащи. Болгарское государство обязано защищать представителей болгарской общины на Украине», — заявил Ангелов. Он напомнил официальным властям в Софии и Киеве, что на Украине проживает от 500 до 800 тысяч этнических болгар.»Я знаю только, что в последнее время украинские националисты осуществляют давление на болгарское нацменьшинство, — заявил, в свою очередь, один из ведущих представителей партии «Атака» и вице-председатель ее фракции в парламенте Станислав Станилов. — Думаю, что это — следствие распада украинского общества, которое на самом деле никогда не было единым. Украинцы хотят буквально выдворить болгар с Украины в рамках программы по созданию «чистой украинской нации». Кроме того, часть болгар являются русофилами, что уже считается сегодня огромным преступлением на Украине».По данным источников в Народном собрании Болгарии, депутаты из других фракций парламента также готовы присоединиться к резолюции по защите этнических болгар на Украине.

Вряд ли кому-то известна этническая группа енишей. Они возникли в Средние века, владели ремесленным мастерством и говорили на своем языке. Национал-социализм преследовал их как «цыган». Они по-прежнему остаются непризнанным меньшинством.

На данный момент разрабатываются и записываются выборные программы партий. В них указано, что именно данная партия хочет наладить: снизить налоги, повысить пенсии, укрепить полицию и так далее. В некоторых программах также что-то написано об отношениях к меньшинствам в стране. Чаще всего это можно найти под ключевым словом «культура». Признанные меньшинства в Германии - это датчане, фризы, синти и рома, а также сорбы. В коалиционном договоре ХДС/ХСС (CDU/CSU) и СДПГ (SPD) от осени 2013 года говорится: «Мы обязуемся продолжать поддерживать четыре национальных меньшинства в Германии - датчан, сорбов, фризов и немецких синти и рома, а также немецкое меньшинство в Дании, немецкие меньшинства в государствах центральной, восточной и юго-восточной Европы и бывших республиках Советского Союза».

В деле поощрения и защиты прав меньшинств требуется уделять особое внимание таким вопросам, как признание существования меньшинств; принятие мер, направленных на обеспечение гарантий их прав на недискриминацию и равенство; содействие поликультурному и межкультурному образованию; содействие их участию во всех сферах общественной жизни; учет их интересов в процессах развития и сокращения масштабов нищеты; существование диспропорций в социальных показателях, таких, как занятость, охрана здоровья и жилищные условия; положение женщин и особые интересы детей, принадлежащих к меньшинствам.

В статье 1 Декларации Организации Объединенных Наций о
правах меньшинств, принятой в 1992 году консенсусом, говорится о меньшинствах как о самобытных национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых группах, и предусмотрена обязанность государств охранять их существование. Согласованного на международном уровне определения того, какие группы являются меньшинствами, не существует. Нередко подчеркивается, что существование меньшинства является вопросом факта и что любое
определение должно включать в себя как объективные факторы (как, например, наличие этнической, языковой или религиозной общности), так и субъективные факторы (в том числе идентификацию индивидами себя как членов меньшинства).

ethnic minorities) Существует множество определений термина "Э. м.". Этим словосочетанием, как правило, обозначаются группа или группы, к-рые не занимают в составе населения господствующего положения, обладают культурными, религиозными и/или языковыми традициями либо особенностями, знач. отличающимися от традиций и особенностей остальной части населения, и стремятся эти традиции и особенности сохранить. Ч. Уэгли и М. Харрис приводят 5 отличительных свойств Э. м. 1. Меньшинства яв-ся подчиненными сегментами сложных по своей структуре об-в. 2. Меньшинства обладают специфическими физ. или культурными особенностями, к-рые не пользуются уважением со стороны доминирующих сегментов об-ва. 3. Меньшинства яв-ся соц. агрегатами, наделенными самосознанием и связанными характерными для их членов специфическими особенностями и (вытекающими из них) специфическими ограничениями в возможностях. 4. Членство в меньшинстве передается на основе происхождения, что позволяет включать в его состав последующие поколения даже в отсутствие внешне легко различимых специфических культурных или физ. особенностей. 5. Члены меньшинств, добровольно или по необходимости, имеют тенденцию выбирать себе брачного партнера в пределах своей группы. Хотя такие характеристики могут дать нек-рое представление о том, чем схожи этнические группы, рассматриваемые относительно доминирующей части населения, при сравнении этнических групп между собой обнаруживаются тж значительные различия. В качестве одного из способов отражения такой неоднородности в составе этнических групп Л. Вирт выделяет 4 типа групп. меньшинств, исходя из их социально-политических целей. Плюралистические меньшинства. Члены стремятся к мирному сосуществованию с доминирующей культурой большинства и др. этническими группами. Ассимиляционистские меньшинства. Члены стремятся к слиянию с доминирующим об-вом, часто сопровождающимся постепенным забвением культурных, религиозных и/или языковых традиций или отречением от них. Сепаратистские меньшинства. Члены стремятся к культурной и политической независимости. Воинствующие меньшинства. Члены стремятся к завоеванию доминирующего положения в целом об-ве. Психология и этнические меньшинства В США акцент перемещался с одного Э. м. к др. в зависимости от соц. и политического Zeitgeist. В конце 1800-х и начале 1900-х гг. внимание преим. фокусировалось на Э. м., представленных выходцами из стран Северной и Южной Европы. После 1920-х гг. внимание переместилось на меньшинства, иммигрирующие из западного полушария и азиатских стран. Соц. и дифференциальная психология внесли большой исследовательский вклад в изучение этих разных этнических групп. В то время как соц. психологи занялись изучением кросс-культурной, меж- и внутригрупповой динамики, дифференциальные психологи оценивали различия в интеллекте, способностях и достижениях. В 1950-1960-х гг. стал возрастать интерес к Э. м. со стороны клинической и консультационной психологии в рез-те движения за общественное психич. здоровье (community mental health movement), акцентировавшего проблемы местного мед. обеспечения. Специалисты в области психич. здоровья были призваны обеспечить обслуживание, адаптированное к культурным условиям и организованное в соответствии с потребностями локальных общественных групп. В начале 1900-х гг. проводилось различие между "старым" и "новым" иммигрантом. К первым относились выходцы из Великобритании, Ирландии, Германии, Голландии и скандинавских стран - лица англосаксонского и германского происхождения и протестантского вероисповедания. Эти особенности рассматривались как согласующиеся с ранней традицией американских поселенцев. После 1882 г., и гл. обр. с 1890 по 1924 гг., географическое происхождение большинства иммигрантов постепенно переместилось в сторону средиземноморских и славянских стран: России, Польши, Австрии, Венгрии, Греции, Турции, Италии и Балканских государств. С 1882 по 1890 гг. отсюда прибыло почти 12 млн "новых" против 7,5 млн "старых" иммигрантов. Писатели и журналисты этого раннего периода выступили с активной пропагандой идеи расового превосходства, утверждая, что доминирование англо-американского населения ставится под угрозу этой волной южно-европейских иммигрантов. Под влиянием этих публикаций Конгресс заявил, что политика ассимиляции меньшинств не оправдала ожиданий и вызвала "расовое несварение желудка". Была провозглашена политика расовой чистоты и принят иммиграционный закон (Immigration Act) от 1924 г., устанавливающий квоту из 150 000 иммигрантов для европейских стран, осн. на количестве выходцев из-за границы каждой национальности, проживающих в США в 1890 г. Хотя этот закон накладывал ограничения на иммиграцию из стран Европы, он не устанавливал пределов миграции из др. стран западного полушария или из Филиппин. Ограничения в отношении европейских иммигрантов привели к росту дефицита неквалифицированной рабочей силы, особенно в юго-западных штатах. В течение этого периода психологи, изучающие индивидуальные различия, преим. занимались оценкой факторов, влияющих на низкие показатели по интеллектуальным тестам, к-рые они проводили (не сознавая их непригодности для кросс-культурных сопоставлений) среди нек-рых слоев иммигрантов. Интерес соц. психологов и социологов в течение того же периода сосредоточился на трех осн. вопросах: а) изучении желательности мексиканской иммиграции с соц. и экономической т. зр.; б) анализе проблем, с к-рыми столкнулась Америка в попытке адаптировать мексиканских иммигрантов к американскому образу жизни; в) выявлении причин высоких уровней преступности, низких показателей здоровья, высоких степеней зависимости от общественных пособий по безработице и неустойчивого характера занятости. Этот третий пункт вызвал наибольшие споры. Возникло два лагеря; представители одного утверждали, что причиной этих бед яв-ся культурные особенности, присущие мексиканцам, тогда как др. отстаивали т. зр. о преимущественной роли политических факторов в создании такого бедственного положения. Вскоре после 1935 г. возникла третья позиция, известная сегодня под назв. культурный детерминизм, согласно к-рой определяющими характеристиками культуры яв-ся ее ценности, и проблемы могут возникать из-за несоответствия ценностей этнических групп ценностям доминирующей культуры. Эта т. зр. господствовала в соц. науках с 1950-х до 1970-х гг. Затем - с 1970-х и до начала 1980-х гг. - в изучении американцев мексиканского происхождения в частности и др. Э. м. в целом, стала приобретать популярность позиция культурного плюрализма. Этот плюралистический подход оказал влияние на ряд направлений психол. исслед., главным среди к-рых было тестирование интеллекта, о чем свидетельствуют работы Дж. Мерсер. Движение общественной психологии, зародившееся в 1960-х гг., тж способствовало распространению этого подхода, призывая ценить и принимать разнообразие культур, представленных в каждом об-ве. См. также Аккультурация, Отчуждение, Билингвизм, Культурный детерминизм, Этноцентризм А. Барон-мл.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 176 национальностей (в 1989 г. Их было 146). Русские составляют 82 % населения страны. Иные этнические общности (18%) по государственно-правовым признакам могут быть дифференцированы таким образом:

народы (их иногда именуют титульными), которые в лоне российской государственности обрели собственную государственность в форме республик (башкиры, татары, коми, карелы - 27), автономной области (евреи) и автономных округов (ханты, манси, чукчи и др.- 9);

коренные малочисленные народы, выделенные Конституцией РФ как особые этнические общности (ст.69), к которым относят 26 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - ненцы, манси, долганы, корякы, саами и др., общей численностью около 200 тыс. чел., или примерно 0,15 % населения страны (7 из них проживают в автономных округах, в которых составляют от 1 до 16% их населения), а также 19 иных этносов (абазины, ижорцы, нагайбаки, шапсуги и др.); еще около 40 этносов претендуют на подобный статус;

этнические группы, имеющие государственность па пределами Российской Федерации (болгары - 33 тыс., греки - 92 тыс., корейцы - 100 тыс., немцы - 842 тыс., поляки - 92 тыс., финны - 47 тыс. и др.) и не имеющие таковой (турки-месхестинцы - до 30 тыс., цыгане - 153 тыс., венсы - 12 тыс., щорцы - 16 тыс. и др.).

Какие из названных народов и этнических групп могут быть отнесены к национальным меньшинствам? Некоторая сложность при ответе на данный вопрос заключена в том, что и настоящее время в международном и внутрироссийском праве нет определения данного понятия. Суммируя высказывания но этому поводу, можно прийти к выводу: чтобы признаваться меньшинством, надо удовлетворять следующим требованиям:

  • а) быть гражданами данного государства, что отличает меньшинства, их представителей от иностранцев и апатридов;
  • 6) достаточно долго проживать в данном государстве, быть укоренившимся (по названному критерию к меньшинствам не могут быть отнесены беженцы, вынужденные переселенцы, имеющие специальный правовой статус);
  • в) быть численно меньшим, чем основная группа населения (этот показатель относительный);
  • г) не занимать господствующее положение (например, в органах власти, экономике и т. д.), ибо иное снимает вопрос о специальных мерах защиты соответствующей группы;
  • д) иметь различия в этническом или национальном характере, культуре, языке, религии, обычаях;
  • е) стремиться к сохранению своей самобытности.

Из сказанного следует, что национальными меньшинствами могут считаться только такие этнические общности, которые состоят из граждан данного государства, проживающих в нем постоянно, отличающихся от остального населения этого государства по своим национальным признакам (культуре, языку и т. д.), объединенных общим названием и самосознанием и стремящихся к самоидентификации.

В соответствии с приведенным определением и перечисленными признаками к национальным меньшинствам в Российской Федерации могут быть отнесены названные коренные малочисленные народы и этнические группы. Они различаются между собой по численности, образу жизни, компактности проживания и т. д., и даже внутри них есть отличия, но данные общности объединяет одно: они представляют собой этнические группы, которые по тем или иным причинам могут оказаться в неравноправном положении с гражданами коренной нации.

Национальные меньшинства - это общности, которые испытывают определенное давление доминирующего общества. Как правило, они обладают меньшими возможностями для самовыражения и отстаивания своих специфических интересов. В демократическом же сообществе голос каждого должен быть услышан. Пренебрежение индивидуальностью во имя торжества человеческой солидарности, как отмечал Г. Еллинек, несет опасность для цивилизации. Именно поэтому правовое государство, каковым стремится быть и Россия, оказывая поддержку национальным меньшинствам: во-первых, защищает их от дискриминации; во-вторых, заботится о том, чтобы они имели возможность сохранять и развивать свою самобытность, быть конкурентоспособными в сравнении с остальными этническими общностями государства проживания. Кокотов А. Н. Конституционное право России: Учебник. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА,2001. - с. 277

Определение и содержание понятия «национальные меньшинства» в странах Европы

Васильева Надежда Леонидовна, адъюнкт

Дальневосточного юридического института

МВД России

e - mail : nadya422@ rambler. ru

В странах Европейского Союза (далее ЕС) проживают около 75 миллионов человек. Из них 4,8 миллиона относят себя к определенному национальному или этническому меньшинству. Правда далеко не все называют своего этнического происхождения, или принадлежности. Поэтому в действительности в новых странах ЕС постоянно проживает более 6 миллионов человек, которые не принадлежат к этническому большинству, что составляет около 8 % от всех жителей этих государств¹. При этом процентное соотношение национальных меньшинств по отношению к основному населению весьма различно.

На настоящий момент существует целый ряд международно-правовых документов, определяющих основные критерии правового положения национальных меньшинств, которые можно использовать в качестве основы при развитии внутреннего законодательства. В тоже время, данные документы провозглашают лишь общие подходы, которые, безусловно, хотя и являются основополагающими, однако не могут привести к решению конкретных проблем. Поэтому до сих пор определяющим является законодательство отдельных стран, а точнее – практика правоприменения.

В свете сказанного, представляет интерес, как законодательство зарубежных стран определяет рассматриваемое понятие.

В Австрии национальными меньшинствами «являются, проживающие в отдельных частях территории Федерации и происходящие из этих мест группы австрийских граждан, для которых родным языком является не немецкий язык и которые составляют отдельную народность»². В частности к таковым относятся словены и хорваты, имеющие собственные традиционные территории, а также венгры, чехи, словаки, рома и синти.

В Бельгии меньшинством признается малочисленное германоязычное население, не защищенное территориальной автономией, но обладающее правом решать проблемы культур и образования3 .

Весьма интересен к определению понятия национальных меньшинств подход Венгерской Республики. Так, среди всех прочих критериев, в нем выделяется такой, как минимальный срок проживания на территории Венгрии необходимый для признания национальным меньшинством: «национальным или этническим меньшинством являются все этнические группы, проживающие на территории Венгерской Республики не менее одного века, составляющие количественное меньшинство среди населения государства, члены которых имеют венгерское гражданство и отличаются от остальной части населения своим языком, культурой и традициями, одновременно проявляя сознание своего единства, которое направлено на сохранение всего этого, на выражение и защиту интересов своих исторически сложившихся общин»4 .

Более универсальные определения национальных меньшинств дают Чехия, Беларусь, Украина, Молдавия.

Так, в Чехии «под национальным меньшинством подразумевается сообщество граждан Чешской Республики, отличающихся от остальных граждан, как правило, другим этническим происхождением, языком, культурой и традициями, представляющих в количественном отношении меньшинство и одновременно выражающих желание считаться национальным меньшинством, чтобы иметь возможность сообща сохранять и развивать свою самобытность, язык и культуру, а также с целью представления и защиты интересов своего исторически сложившегося сообщества»5 .

В национальном законодательстве Республики Молдова под «лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются лица, постоянно проживающие на территории Республики Молдова, являющиеся её гражданами, обладающие этническими, культурными, языковыми и религиозными особенностями, отличающими их от большинства населения-молдаван , и осознающие себя лицами иного этнического происхождения»6 .

В Республике Беларусь, под лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются «лица, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь и имеющие гражданство Республики Беларусь, которые по своему происхождению, языку, культуре или традициям отличаются от основного населения республики»7 .

Законодательство же Украины , в отличие от рассмотренных нами стран, не предъявляет к национальным меньшинствам требований в отношении гражданства и языка: «национальными меньшинствами являются группы граждан Украины, которые не являются украинцами по национальности , обнаруживают чувства национального самосознания и общности между собой»8 .

Необходимость иметь прочные связи с государством для признания национальным меньшинством выдвигает Эстония. В соответствии со ст.1 Закона Эстонии от 26.10.1993 г. «О культурной автономии национального меньшинства» национальными меньшинствами являются граждане Эстонии, которые проживают на территории Эстонии, имеют давние, прочные и постоянные связи с Эстонией, отличаются от эстонцев своей этнической принадлежностью, своеобразием культуры, религией или языком, руководствуются желанием общими усилиями сохранить свои культурные традиции, религию или язык, служащие основой для их общей идентичности9 .

Ратифицируя Рамочную конвенцию, эстонские парламентарии снабдили ее декларацией, в которой привели определение «национального меньшинства», точь-в-точь повторяющее определение национального меньшинства, содержащееся в Законе о культурной автономии. Примечательно, что за такую ратификацию проголосовали все находившиеся в зале парламентарии-эстонцы, в то время как русские депутаты единогласно проголосовали «против». И на то были веские причины: из стенограммы парламентского выступления явно следовало, что тогда многие эстонские депутаты за национальные меньшинства принимали лишь русских староверов с Чудского озера и шведов с западно-эстонских островов.

В 1999 г. Эстония подала Совету Европы свой первый отчет, в котором определила примерный перечень групп, которых можно официально отнести к национальным меньшинствам: русские, немцы, шведы, евреи (они поименно перечислены и в Законе о культурной автономии), а также финны-ингерманландцы и латыши. Данные этого отчета были проанализированы специальным органом – Консультативным комитет, который в своем «Мнении по Эстонии» от 14 сентября 2001 г. прямо указал, что в качестве национальных меньшинств в Эстонии будет рассматривать и граждан, и неграждан10 .

Латвия при ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств признала национальными меньшинствами «граждан Латвии, которые отличаются от латышей по признаку культуры, религии и языка, на протяжении поколений традиционно жили в Латвии и считают себя принадлежащими к Латвийскому государству и обществу, желают сохранять и развивать свою культуру, религию или язык»11 . При этом было указано, что лица, не являющиеся гражданами Латвии или других стран, но постоянно и законно проживающие в Латвии, не принадлежат к национальному меньшинству в понимании Конвенции согласно определению национального меньшинства, данному в соответствующей декларации Латвийской Республики, но, идентифицируя себя с соответствующим этому определению национальному меньшинству, могут использовать предусмотренные Конвенцией права, если закон не определяет исключений.

Следует отметить, что в двухсторонних соглашениях и договорах, заключаемых Россией с другими государствами, нередко перечисляются в качестве меньшинств те этнические категории населения, чью культуру и язык договаривающиеся стороны желали бы согласованно защищать. Подобные документы подписаны со многими государствами - членами бывшего СССР, из чего можно сделать вывод, что среди «списочных» меньшинств числятся в России так называемые титульные нации бывших союзных республик – украинцы, казахи, молдаване, киргизы, туркмены и др.

В других европейских странах меньшинства, как правило, предстают либо в виде списка, либо их права строго привязаны к определенной территории.

Так, в Польше признанным является только «списочный» вариант, причем делаются различия между национальными меньшинствами и этническими группами. В качестве первых признаются: немцы, армяне, белорусы, евреи, литовцы, словаки, татары, украинцы, русские, чехи. Этническими группами являются: русины, цыгане, татары, караимы. Как языковое меньшинство выделяются также кушубы12 .

В Германии общее количество персон, официально причисленных к национальным меньшинствам, крайне невелико и проживает на ограниченных территориях. Подписывая Европейскую Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, Германия декларировала, что поскольку Конвенция не содержит определения понятия «национальное меньшинство», ее положения на территории Германии будут применяться в отношении данов, сербов (лужичан), фризов, германских цыган (синти и рома). При этом федеральная конституция Германии не содержит каких-либо специальных указаний в отношении защиты меньшинств, но в конституциях германских земель, где проживают меньшинства, такие нормы имеются13 . Языки этих меньшинств – датский, северо-фризский, затерландско-фризский, цыганский, серболужицкий – пользуются поддержкой в соответствии с Европейской хартией о региональных языках или языках меньшинств, ратифицированной Германией в 1998 году.

Следует отметить, что в понятие «меньшинство» в Германии не включаются так называемые новые меньшинства, под которыми ними подразумеваются группы выходцев из разных стран, переселившихся в Германию главным образом по причинам экономического характера, а отчасти и в качестве политических беженцев (около 5 млн. человек). Большей частью это турки и выходцы из бывшей Югославии. Официально они национальными меньшинствами не признаются, однако в рамках действующего в ФРГ законодательства также и им предоставлены возможности для развития своего языка, культуры и религии.

Конституционный Совет Франции и вовсе не допустил ратификации Европейской Хартии региональных языков. Примечательно, что Франция единственная страна ЕС, не подписавшая Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Присоединяясь к Международному пакту о гражданских и политических правах (далее МПГПП), Франция сделала декларацию: «В свете статьи 2 Конституции Французской Республики, правительство Франции декларирует, что статья 27 не применяется в той мере, в которой она затрагивает Республику» Её позиция уточняется в докладах о выполнении МПГПП таким образом: «Франция – страна, в которой нет меньшинств» (1997 г.) и «конституционные соображения не допускают присоединения Франции к международным конвенциям, признающим меньшинства как таковые и как носителей коллективных прав» (2007 г.)14 . Тем не менее, Комитет по правам человека ООН утверждает, что Франции следует пересмотреть свою позицию по официальному признанию этнических, религиозных и лингвистических меньшинств.

Таким образом, подводя итоги можно сделать следующие выводы.

Во-первых, проведенный анализ зарубежного законодательства показывает, что существуют различные критерии и определения понятия «национальные меньшинства». Исходя из этого, существуют различные эффективные механизмы соблюдения и защиты прав национальных меньшинств. При этом, следует подчеркнуть, что во многих зарубежных странах на законодательном уровне предпринимаются попытки не только признать факт наличия национальных меньшинств, но и осуществляются активные действия, направленные на обеспечение их защиты, сохранения их самобытности и индивидуальных отличий и прочих с учетом международных норм и стандартов, а также сложившихся особенностей проживания национальных меньшинств в каждой стране. Так, Европа фактически разрешила проблемы с национальными меньшинствами, проживающими на определенной территории в государстве, отличающемся от их собственного (например, немецкое меньшинство в Польше или шведское меньшинство в Финляндии). Однако, оказалось гораздо сложнее разрешить проблему с национальными меньшинствами, которых нельзя определить на основании территориального критерия (напр., поляки в Германии, русские в балтийских республиках, и т.д.).

Во-вторых, исследование накопленного весьма значительного опыта регулирования прав национальных меньшинств в зарубежных странах дает широкие возможности для его использования и в практике российского правотворчества. Тем более, множество данных и примеров свидетельствует тому, что соблюдение прав национальных и этнических меньшинств служит во благо развитию тех государств, у которых существуют проблемы с меньшинствами.

Примечания:

1. Дрибинс Л. Этнические и национальные меньшинства в Европе». – Рига, 2004. – С.3.

2. Федеральный закон Австрийской Республики от 7 июля 1976 г. «О правовом положении национальных меньшинств» // Статус малочисленных народов России. Правовые акты и документы. – М., 1994. – С.407.

3. Степанов В.В. Сохранение и развитие культурного многообразия. Российский опыт // Материалы семинара «Международно-правовые гарантии защиты национальных меньшинств и проблемы их осуществления. – М., 2006. – С.3.

4. Закон Венгерской Республики LXXVII от 7 июля 1993 г. «О правах национальных и этнических меньшинств» // Национальные омбудсмены. Свод правовых положений. – Варшава, 1999. – С.94. // URL : http://nek.gov.hu/data/files/85199673.pdf.

5. Закон Чешской республики от 2 августа 2001 г. «О правах людей, относящихся к национальным меньшинствам» // Свод законов Чешской республики. – 2001. – № 273. – Параграф 182. – П. 1 f .

6. Закон Республики Молдова от 19 июля 2001 г. «О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций» // Свод Законов Республики Молдова. – 2001. – № 382- XV . – Ст. 1.

7. См.: ст. 1 Закона Республики Беларусь № 1925-XII от 11.11.1992 г. «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь»// URL :http://zakon2006.by.ru/part28/doc37327.shtm.

8. Закон Украины «Про национальные меньшинства в Украине» // Ведомости Верховной рады Украины. – 1992. - № 36. – Ст. 1 – С.529.

9. Закон Эстонии от 26.10.1993 г. «О культурной автономии национального меньшинства»// URL :http://www.venekultuuriautonoomia.ee/?smg=20&schg=20&data=86.

10. Полищук В. Очень рамочная Конвенция: пример Эстонии // Люди. Идеи. Встречи. – 2005. – 30 мая. – С.12.

11. Закон Республики Латвия от 26 мая 2005 г. «О Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» // URL :http://www.zapchel.lv/index.php?lang=ru&mode=archive&submode=year2005&page_id=1611.

12. Закон Республики Польша от 6 января 2005 г. «Устав о Национальных и Этнических Меньшинствах и Региональном Языке» URL :http://www.stat.gov.pl/cps/rde/xbcr/gus/PUBL_maly_rocznik_statystyczny_2008.pdf.

13. Степанов В.В. Сохранение и развитие культурного многообразия. Российский опыт // Материалы семинара «Международно-правовые гарантии защиты национальных меньшинств и проблемы их осуществления. – М., 2006. – С.3.

14. Свобода выражения мнения, свобода собраний и ассоциаций //Прецедентные дела Комитета по правам человека – Институт прав человека, Университет Або Академи (Турку). – 2004.

15. Second Periodic Report, 1999 – Para. 162, p.39.

Похожие публикации