Политические системы стран региона. Политические и экономические системы стран

§ 5. Политические и экономические системы стран

1. Вспомните, какие страны мира имеют наибольшую площадь территории, а также наибольшее количество населения.

2. Что означает такой показатель, как валовой внутренний продукт?

Общество, объединенное в государство, функционирует в рамках определенных политической и экономической систем. От того, в каком правовом и экономическом поле развивается государство в значительной степени зависят условия жизни населения, уровень социально-экономического развития, ее авторитет на международной арене.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. Политической системы общества называют совокупность отношений политических субъектов, которые связаны с характером власти и управления обществом, организованные на единой нормативно-ценностной основе. Наработанный на протяжении тысячелетий опыт политического взаимодействия в рамках государства сформировался в несколько основных систем В мировом масштабе доминирующей политической системой является демократия.

Демократия - Это форма правления в государстве, основанная на признании народа источником власти. Демократическая форма правления сформировалась еще в Древней Греции. Но в то время рабов и чужестранцев не включали в граждан, то есть к народу страны. То же самое касается и некоторых средневековых государств, которые назывались демократиями, но при этом достаточно большую часть общества не относили к народу, представители которого имели право голоса. Поэтому часто употребляются такие понятия, как "рабовладельческая демократия", "Феодальная демократия", "буржуазная демократия", "Социалистическая демократия" и т.п.

В современном мире достаточно часто смешиваются понятия "демократии" (народовластие) с ее конкретным проявлением - формой государственной власти, ныне наиболее распространенной в странах с рыночной и смешанной экономикой, в частности в США и странах Западной Европы. Главными признакам демократического всевластия является выборность органов власти, разделение государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, подчинение меньшинства большинства, защита прав меньшинства, наличие политических прав и свобод.

Теократия - Форма государственного правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству или главе церкви. Этот срок может выглядеть новым, впрочем ему уже более девяти веков. Его использовал еще в I в. нашей эры историк из Иерусалима Иосиф Флавий. Классическими примерами теократического формы правления является Ватикан и Бруней. Элементы теократии присутствуют в государственном правлении Ирана.

Тоталитаризм - Форма государственного правления, которая характеризуется отсутствием демократических свобод и полным контролем государства над всеми сферами жизни общества - Экономикой, религией, семьей и т.д. Тоталитаризм особенно характерно для таких диктаторских режимов XX века, как гитлеровская Германия, сталинский Советский Союз, франкская Испания. Тоталитарные режимы стремились к полному подчинению общества государству за помощью монополии на информацию, пропаганды, официальной государственной идеологии, обязательной для граждан, террора тайных служб, однопартийной системы, обязательного членства граждан в подконтрольных правящей партии массовых организациях.

В наше время тоталитарная, точнее неототалитарные форма правления характерна для Корейской Народно-Демократической Республики.

Авторитаризм - Такая форма правления в государстве, когда вся власть или большая часть власти сосредоточена в руках одного лица или группы лиц. При авторитаризме роль представительных органов власти сведена на нет или занижены. Авторитарное правление характерно для абсолютных монархий (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты ), Военных диктатур (в разные времена: Аргентина, Уругвай, Чили, Камбоджа ), Персональных тираний (в разные времена: Гаити, Никарагуа, Сомали ), вождистских режимов (Ливия, Куба ).



Основные формы политических систем

Главные признаки демократического общества: свободы - слова, творчества, вероисповедания, выбора языка межличностного общения, мирных собраний и демонстраций, союзов, организаций и политических партий, не запрещенных законом; права - на жизнь, личную свободу и безопасность, на честный и объективное рассмотрение дела в суде с соблюдением презумпции невиновности; развитое гражданское общество; независимость и беспристрастность суда; четкое соблюдение принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; развитые институты парламентаризма; сильное местное самоуправления; деполитизация силовых структур; общественный, общественный и парламентский контроль силовых структур; всеобщее, равное и прямое избирательное право.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. Экономической системой называют совокупность экономических процессов, происходящих на основе сложившихся в обществе отношений собственности и хозяйственного механизма. Главную роль в любой экономической системе играет производство вместе с отраслями распределения, обмена и потреблением. Различают несколько основных форм экономических систем : традиционная, рыночная, плановая, смешанная.


Рыночная экономика - Форма организации экономики, при которой произведен продукт становится товаром и продается на рынке. Произвольная структура, которая дает возможность покупателям вступать в контакт с продавцами, называется рынком. Рыночная экономика дает возможность людям покупать то, что они хотят, а также реализовывать изготовленные ими товары. При этом цены определяются уровнем спроса на товары и их количеством. Примерами стран с классической рыночной системой является Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт. Современная рыночная система имеет следующие признаки: различные формы собственности формирование экономики, основанной на знаниях; активное влияние государства на экономику и социальную сферу; повышенная внимание к проблемам окружающей среды; гуманизация и глобализация мировой экономики.

Традиционной системе свойственные примитивные технологии, преобладание ручного труда, решения экономических проблем по обычаям и решениями совета старейшин. Подобный тип экономики характерен для первобытных обществ, но продолжает сохраняться и сегодня в аграрных зонах Азии и Африки.


Верблюд под плугом. Индия

При плановой (или командно-административной) системе господствуют государственная собственность на экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики, централизованное экономическое планирование. Такой тип экономической системы сегодня характерен для Кубы, КНДР .

Смешанная система объединяет элементы рыночной и плановой экономических систем. Она характерна для многих современных государств, примерами которых являются США, Россия, Китай, Франция, Швеция, Япония, Великобритания .

Среди основных форм экономических систем преобладает смешанная, вобравшая эффективные элементы рыночной и плановой системы.

ТИПОЛОГИЯ СТРАН МИРА. Слушая международные новости, обратите внимание на то, что есть государства, о которых говорят каждый день и много. Это США, Франция, Германия, Россия, Китай, Япония, Великобритания, Италия, Польша, Испания, Индия . Реже вспоминают Канаду, Бразилию, Австралию, Египет . А есть страны, о которых вы можете не услышать и течение жизни: Бутан, Бруней, Белиз, Руанда, Кабо-Верде , Питкэрн или Сент-Люсия . О них информационные агентства могут вспомнить разве в контексте природных или социальных катаклизмов, курьезных случаев или чрезвычайных событий. Почему так? Ответ прост: вся дело в авторитете государства, его роли и значении в современном мире, формируются на основе многих качественных и количественных характеристик, таких, как вклад в мировую цивилизацию, количество населения, размеры территории, величина природно-ресурсного потенциала, уровень экономического развития, доля в мировом производстве или в предоставлении услуг, уровень производительности труда, индекс человеческого развития, структура экономики и многих других показателей. Согласно им различают разные типы стран.


Карта. Типы стран мира

Так, за размеру территории среди стран мира выделяют: большие , Площадью более 1 млн км 2 (Например, Россия, Канада , США ), средние , площадь которых меняется в пределах 100 тыс. - 1 млн км 2 и малые , площадью менее 100 тыс. км 2 . Отдельную группу составляют микрогосударства , площадь которых не больше 1 тыс. км 2 (Ватикан , Монако ). Украина по этому показателю занимает 44 место.

Часто основой типологии стран мира являются данные социально-экономического развития. Важнейшим экономическим показателем является валовой внутренний продукт (ВВП), составляет, как вы знаете, совокупную стоимость всех товаров и услуг, производимых и реализованных в течение года в стране. Экономическую мощь страны определяет не только общий объем ВВП, но и его величина в расчете на одного человека. Эти показатели дают возможность оценить уровень социально-экономического развития страны.

В нынешнем мире выделяется один экономический великан - США , Которые по величине ВВП преобладают Китай вдвое. К экономических лидеров относятся те страны, в которых общий объем ВВП превышает 1 трлн долл. США.

В экономически мощных государствах величина ВОВ составляет от 500 млрд до 1 трлн долл. США. К странам с средней экономической мощи относят те, в которых общий объем ВВП составляет 100 - 500 млрд долл. США. В экономически маломощных странах объем ВВП меньше 50 млрд. В этой группе есть экономические «карлики», годовой объем ВВП в которых не превышает 5 млрд долл. США. Это большинство небольших по площади островных стран, а также Бутан в Азии, Лесото , Гвинея-Бисау, Либерия, Зимбабве в Африке. Украина же на фоне мировых экономических лидеров существенно проигрывает. По экономической мощи она занимает место в середине четвертого десятка государств мира в группе стран со средним экономической мощи, между Нигерией и Австрией. По общему объему ВВП Украины уступает США более чем в 40 раз, России - В 6,5 раза, Польше - Вдвое.

Размер ВВП в расчете на одного жителя страны - более объективный показатель. Он позволяет оценить общий экономический уровень развития страны и оперировать понятиями «бедная-богатая» страна. Согласно величины этого показателя страны мира объединены в пять групп:

1) бедные , В которых на одного человека приходится менее 1 000 долл. США за год;

2) бедные - 1 - 2 999 долл. США;

3) страны среднего достатка - 3 - 9 999 долл. США;

4) зажиточные – 10 000 - 29 999 долл. США;

5) богатые - Более 30 000 долл. США (рис. 19).

Фактически все бедные и бедные страны - это страны Африки и Азии (рис. 20). Десятку самых богатых стран мира возглавляет Лихтенштейн , что в Европе. США и по этому показателю подтверждающих статус ведущей державы мира.

Согласно совокупности показателей, среди которых главными являются величины ВВП, национальный доход (часть стоимости общественного продукта, оставшаяся после возмещения материальных затрат), степень сформированности хозяйства и его управленческие структуры, а также учитывая соотношение между сферой обслуживания, аграрным и промышленным секторами экономики, страны мира делятся на четыре группы: 1) экономически развитые, 2) страны постсоциалистического развития, 3) социал1стични страны; 4) страны на пути развития (или развивающиеся страны). К каждой из указанных групп входят страны, которые имеют как общие особенности, так и значительные различия.

Экономически развитые страны , Которых около 40, занимают ведущие места в мировом хозяйстве практически по всем показателям. Это государства с развитой сферой обслуживания, многоотраслевым промышленным производством, интенсивным высокотоварным сельским хозяйством, эффективной транспортной системой и действенным социальной защитой. Именно в этих странах высокий уровень развития науки и наукоемких производств, значительное сосредоточение мирового капитала, высокий уровень жизни населения. Среди экономически развитых стран выделяют несколько групп:

· страны "большой семерки" (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада );

· малые высокоразвитые западноевропейские страны (например, Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швейцария, Австрия );

· страны переселенческого капитализма (Южная Африка, Австралия, Новая Зеландия, Израиль );

· страны со средним экономическим потенциалом (Исландия, Ирландия, Португалия, Греция, Испания, Турция, Республика Корея т.п.).

К группы стран постсоциалистического развития относятся:

· центральноевропейские и прибалтийские страны, осуществившие политические и экономические реформы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия, Хорватия, Словения, Эстония, Латвия, Литва и др.);

· молодые постсоветские государства (Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан ).

В группу социалистических стран централизованного планирования относятся Куба, КНДР, Китай.

Наиболее многочисленной группой (более 100 стран) является четвертая - страны на пути развития : Их часто называют странами «третьего мира». Среди них различают:

· страны новой индустриализации (Южная Корея, Сингапур, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Мексика, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Чили );

· страны большого потенциала с относительно развитой экономикой (Индия, Пакистан , Венесуэла, Египет, Марокко, Тунис ).

· страны - экспортеры нефти с высоким уровнем дохода на душу населения (Саудовская Аравия , Оман, Кувейт, ОАЭ, Бруней, Катар, Ирак, Иран и др.);

· бедные страны с отсталой аграрной экономикой (Афганистан, Центральноафриканская Республика, Нигер, Зимбабве и др.).


Карта. Уровень экономического развития стран мира

Работа с картой

1. В каких регионах сосредоточены беднейшие страны мира?

2. Назовите регионы, где сосредоточены богатые страны мира.

3. К каким группам по величине ВВП в расчете на одного лицо относятся страны Южной Америки?

Вопросы и задания

1. Расскажите, какие различают основные политические системы общества. Какие из них являются доминирующими в современном мире?

2. Чем различаются между собой рыночная и плановая экономические системы? Какие формы экономических систем во свете?

Реализация внутренних и внешних функций государства с определенным образом организованной общественной жизнью зависит от того, какая политическая и экономическая система в ней сложилась на том или ином этапе развития.

Политическая система зависит от политического режима, возникает как результат взаимодействия государства и общества при определенных исторических условиях. Современная наука различает следующие основные типы политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный. Разновидностями также фашистский теократический, режим военной диктатуры, или хунты, расистский режим (апартеид) и т.д..

Политический режим определяет конкретные формы того, как правительство управляет государством, контролирует и управляет процессами в обществе, это способ управления, который складывается под влиянием многих участников политического процесса и не устанавливается никакими законодательными актами.

Демократия - политическая организация общества, характеризующаяся участием народа в управлении государственными делами.

Элементы демократического государства сложились еще в Древней Греции и Древнем Риме, но полно они определились в процессе развития государства США (конец XVIII в.). Сейчас демократические системы управления характерны для большинства стран мира.

По современным представлениям, демократическое государство - это правовое государство. Все люди в ней свободны и равны, их права и свободы определяются нормами Декларации прав человека. Источником власти является народ, который участвует в формировании органов государственной власти и управлении своей страной путем волеизъявления в процедурах выборов, референдумов и т.п..

Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную, формируются механизмы сдерживания и уравновешивания ими друг друга. Реализуются принципы выборности и периодической сменяемости органов государственной власти. В отношениях между институтами власти и человеком действуют нормы верховенства права: нормы Конституции и законам государства распространяются на деятельность всех государственных, общественных институтов (включая правящую партию), на всех граждан и на все сферы жизни общества. Важно, что граждане выбирают основы отношений сознательно, при этом демократичность политической системы может воплощаться не только за республиканских форм правления. Например, сейчас демократическими есть конституционные монархии Великобритании, Швеции, Нидерландов, Норвегии или Японии.

Авторитаризм - система политической власти, характеризуется сосредоточением власти в руках одного лица или ограниченной группы лиц; сужением политических прав и свобод граждан и политических организаций; жестким принуждением соблюдать законы.

Примеры авторитарного правления - политический режим послевоенных десятилетий во Франции, режимы, существовавшие в 70 - 80-х годах XX в. в Испании, Чили, Республике Корее и т.д.. Авторитарным есть прямое президентское правление, применение которого при чрезвычайных ситуациях (стихийное бедствие, техногенная авария, социальные беспорядки и др.) предусматривает законодательство многих стран мира. Авторитарных признаков может приобрести и любое государственное правление, если какая-то из ветвей власти - законодательная или исполнительная (или президент) - возьмет на себя функции и полномочия других.

Крайним проявлением авторитаризма является военная диктатура, или хунта. В десятках государств время от времени правили военные, на начале XXI в. государствами с временным военным правлением были Либерия, Гана, Буркина Фасо, Судан, Мьянма.

Тоталитаризм - закрытое и малоподвижная политическая система, в которой все - от воспитания детей до производства и распределения товаров - находится под жестким контролем центра.

Исторически тоталитарные государства формировались тогда, когда один человек или ограниченный круг чиновников перебирали контроль над основными ресурсами и средствами производства страны. Так, тоталитарными были империи и царства на территории материка Евразии, экономическую основу которых составляло сосредоточение в руках правящей верхушки владения землей (или землей и водой); тоталитарными были нацистская Германия и коммунистический Советский Союз, теократический режим талибов в Афганистане в конце XX в. и тому подобное.

Итак, если в стране, все экономические ресурсы которого сосредоточены в руках государства, если попираются права человека, за действиями и мыслями людей следят специальные службы, если исчезает возможность справедливых выборов и обновления власти, навязывается доминирование одной политической партии или силы, а любые Любая оппозиция режиму расценивается как преступление, когда устанавливается моральный и интеллектуальный диктат требованиям единодушия и единомыслия, - это тоталитаризм. В современных условиях крайне невыгодно иметь репутацию тоталитарного режима, поэтому такие режимы пытаются прикрываться маской демократизма.

Конспект урока

Тема урока: Политические и экономические системы стран. Типология государств. Международные организации.

Цель:

Образовательная - ознакомить учащихся с понятиями «тип страны», «типология»; рассмотреть особенности современной социально-экономической типологии;

Развивающая - развить умения определять тип стран мира, пользуясь картами атласа; характеризовать страны.

Воспитательная - воспитывать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.

Оборудование: учебник, атлас, политическая карта мира.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: стандартная.

Ход урока

І. Организационный момент.

Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.

II. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний.

Дайте ответы на вопросы.

Какая экономическая система существовала в Советском Союзе?

Какие изменения в экономике нашей стране происходили в связи с переходом на рыночную систему ведения хозяйства?

Что такое республика?

Джамахирия - это …

Монархия - это …

Монархия бывает …?

Задание 2.

Охарактеризуйте страны по приведенной таблице

Таблица 1

Страна

Историко-

географический

регион

Форма государственного устройства

Форма административно-территориального

устройства

Вариант 1. Беларусь, Соединенные Штаты Америки, Индия.

Вариант 2. Германия, Япония, Польша.

Вариант 3. Великобритания, Китай, Австралия.

Вариант 4. Италия, Россия, Франция.

IІІ. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.

Государства можно сгруппировать по разным признакам, например по форме государственного устройства, площади, численности населения. Сегодня мы попробуем объединить страны по другим признакам (критериям). Почему? Так как они расскажут не только об особенностях страны, но и раскроют связи между, казалось бы такими разными характеристиками, как занятость в разных сферах хозяйства, объемы произведенной продукции, уровень и продолжительность жизни, уровень образования.

IV. Изучение нового материала.

Сегодня различают четыре типа экономических систем: традиционную, командную, рыночную и смешанную.

Традиционная экономическая система - это такая система, при которой хозяйственные отношения строятся на основе традиций и обычаев, сложившаяся столетиями. Она сохранилась только в племенных общинах экономически развитых стран.

Командная (плановая) экономическая система основывается на государственной собственности, директивном ценообразовании, централизованном планировании и распределении.

Рыночная экономическая система - основывается на частной собственности, конкуренции, свободном ценообразовании и свободном обмене товарами.

Тип страны формирует совокупность условий и особенностей развития, которые в каких-то существенных, подчас решающих (типологических) чертах, с одной стороны, роднят ее с рядом схожих с ней стран, а с другой - выделяют из всех других. Само существование типов стран, их историческая эволюция являются результатом того, что развитие идет в странах разными темпами, в разной обстановке, в разных условиях и разными путями.

При этом нельзя выделить типы стран лишь на основании одного или нескольких важных для всех стран критериев. На первом этапе создания типологии действительно приходится проделывать огромную статистическую работу, но далее необходимо еще найти сходные черты, которые выделяют те или иные страны в обособленные группы.

Типологии бывают разные . Они учитывают большое число показателей, характеризующих уровень экономического и социального развития стран, а также исторические и политические аспекты, например, уровень развития демократии и т. п. Есть типологии, учитывающие уровень развития капитализма, уровень доходов населения и качества жизни, уровень гуманитарного развития и социального прогресса и пр.

Страны делятся на группы (классифицируют) по различным признакам. По величине территории и численности населения, выделяют крупные государства (Китай, Индия, США), средние (Франция, Украина, Турция) и малые (Бельгия, Эквадор, Ливан). Можно также выделить группу карликовых стран (Ватикан, Монако, Андорра, Лихтенштейн).

За национальным составом населения можно выделить однонациональные государства (Швеция, Япония, Польша) и многонациональные (Россия, Индия, США). Можно также выделить континентальные и островные государства и т.д.

По уровню социально-экономического развития все государства объединяются в три группы: высокоразвитые (страны Западной Европы, США, Канада, Австралия и Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань и Израиль, ЮАР); среднеразвитые (Греция, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Мексика, Венгрия, Чехия, Чили, Беларусь, Россия, Болгария, Украина, Молдова, Латвия, Литва, Колумбия, Парагвай, Индонезия, Филиппины, Тунис, Марокко) и развивающиеся страны (Афганистан, Нигер, Сомали, Чад)

Задание.

Вспомните, что вы знаете о рыночной экономической системе и заполните таблицу «Рыночная экономическая система»

Таблица 1

Преимущества рыночной системы

Недостатки рыночной системы

Это саморегулирующая, динамическая система с внутренним порядком и закономерностями. Существуют разные виды собственности на средства производства, в том числе частная. Свобода предпринимательства. Можно заниматься любым видом деятельности, который не запрещен законом.

Объемы производства и потребления регулируются через рынок.

Цены формируются под влиянием спроса и предложения.

Предприниматели действуют в условиях конкуренции. Это позволяет рационально использовать и распределять производственные ресурсы, ориентировать производство на удовлетворение нужд потребителей, повышать качество произведенных товаров и предоставленных услуг, ускорять технический процесс, повышать производительность труда.

Имеет стихийный характер развития с чередованием спадов и пиков производства. Надо быть готовым к возможным кризисным явлениям, безработице, банкротству.

Возможно формирование монополий, которые осуществляют диктат над потребителем.

Цены на товары и услуги колеблются.

Отсутствие эффективных механизмов для решения социальных проблем.

Ограничены возможности развития фундаментальных научных исследований.

Отсутствие эффективных механизмов защиты окружающей среды.

Происходит расслоение общества, появляются бедные и богатые.

V. Закрепление изученного материала.

Задание 1.

Дайте ответы на вопросы:

Назовите виды экономических систем.

Расскажите о классификации стран по структуре занятости в областях хозяйства.

Что такое аграрная страна? Чем она отличается от индустриальной?

Назовите характерные особенности постиндустриальных стран и приведите примеры таких стран.

Сравните рыночную и командную систему экономики.

Задание 2.

Заполните таблицу «Типы государств по уровню развития»

Таблица 2

Тип государства

Подтип

Характерные особенности

Примеры стран

Задание 3.

Вопросы.

Какие факторы обусловили появление индустриальных стран?

Как вы считаете, чем обусловлена связь между показателем ВВП на душу населения и уровнем образования?

Чем вы объясните значительные отличия между развивающимися странами?

Задание 4.

Прием «Как вы думаете?»

Какие показатели социально-экономического развития, по вашему мнению, является более важным при характеристике типа стран?

Существует ли зависимость между размером территории страны и её уровнем экономического развития? Доведите свое мнение на конкретных примерах.

Почему, по вашему мнению, некоторые страны, где доход населения высокий, (например: Саудовская Аравия, Катар, Кувейт), относят к странам, что развиваються?

VI. Обобщение и систематизация знаний.

Задание 1.

Постройте диаграмму которая отображает долю стран - членов ЕС и ключевых государств в мировом ВВП.

Таблица 3

Название страны

Количество, %

США

Китай

Япония

ЕС

Другие страны

Задание 2.

Дайте ответы на вопросы.

1.Какие черты характерны для экономик стран Большой семерки?

2.На какие подгруппы подразделяются среднеразвитые страны переходной экономики?

3.Чем объясняется большое количество подтипов развивающихся стран?

4.Какие национальные интересы защищает суверенное государство?

Задание 3.

Игровая минутка "Знаете ли вы страны мира?"

1.Страна Восходящего Солнца? (Япония)

2.Страна Утренней Свежести? (Корея)

3.Страна Тюльпанов? (Нидерланды)

4.Остров Свободы или Длинная зеленая ящерица с глазами из воды и камня? (Куба)

5.Изумрудный Остров (Ирландия)

6.Поднебесная? (Китай)

7.Страна Кленового Листа?(Канада)

8.Страна Тысячи Островов? (Индонезия)

9.Страна Тысячи Озер? (Финляндия)

10.Страна Льда и Огня, или Отшельник Атлантики? (Исландия)

Задание 4.

Дайте ответы на вопросы.

1.Назовите виды экономических систем?

2.Расскажите о классификации стран по структуре занятости в областях хозяйства?

3.Что такое аграрная страна? Чем она отличается от индустриальной?

4.Назовите характерные особенности постиндустриальных стран и приведите примеры таких стран.

Задание 5.

Игровая минутка. «Кто быстрее соберем карту мира?»

Для выполнения этого задания необходима карта мира, разрезанная на прямоугольники. Задача учащихся - как можно быстрее восстановить карту в первоначальном виде.

VII. Итог урока.

Сегодня на уроке мы рассмотрели такие понятия как «тип страны», «типология». Рассмотрели особенности современной социально-экономической типологии стран и научились определять тип страны.

VIII. Домашнее задание.

§ 5 конспект. Составить кроссворд по теме. Приготовится к контрольной работе.

Россия. Согласно Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., Российская Федерация-Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. По своему международно-правовому статусу Россия является правопреемником Союза Советских Социалистических Республик, постоянным членом Совета Безопасности ООН.

Формирование политической системы в России началось в декабре 1991 г. после распада СССР и переименования РСФСР в Российскую Федерацию. Основными субъектами политической системы России являются органы государственной власти (Президент, Федеральное Собрание и Правительство РФ) и политические партии.

Президент Российской Федерации, согласно Конституции РФ, является главой государства. Многие полномочия Президента РФ либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. В частности, Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, может давать поручения Правительству, а также осуществлять руководство отдельными федеральными органами исполнительной власти.

Однако Президент РФ не относится к какой-либо одной ветви государственной власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной Думы и принятия решения об отставке Правительства РФ.

Президент РФ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Президент РФ обладает неприкосновенностью, что означает невозможность привлечения его к уголовной или административной ответственности или применения к нему каких-либо иных мер принудительного характера (допрос и т.п.). Конституция РФ устанавливает порядок отрешения Президента от должности на основании выдвинутого Государственной Думой РФ обвинения в государственной измене или совершении иного особо тяжкого преступления. Этот порядок предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.

Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представитель­ного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причем одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). С 2007 г. депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Проходной барьер для политических партий составляет 7 %.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, которое состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета, а также ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Госдумой; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства РФ. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент страны вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Госдума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Другим субъектом политической системы являются политические партии. В России существует многопартийная система. По итогам выборов 2011 г. в Государственную Думу РФ, которые происходили на пропорциональной основе (по партийным спискам), в нее прошли только четыре политические партии, сумевшие преодолеть семипроцентный барьер: «Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР» и «Справедливая Россия».

Турция. ТурецкаяРеспублика была образована в 1923 г. после распада Османской империи. Согласно Конституции 1989 г., Турция являетсяунитарным государством с республиканской формой правления смешанного (президентско-парламентского) типа. Основными субъектами политической системы Турецкой Республики являются органы государственной власти (Президент, Великое национальное собрание и Совет министров Турции) и политические партии.

Президент является главой Турецкой Республики и осуществляет верховную власть. Президент Турции обладает также существенными полномочиями в области законодательной и исполнительной власти. Президент Турции избирается в результате прямых выборов путем тайного голосования всех граждан страны на 5 лет (не более чем на два срока). Кандидатуры на пост главы государства выдвигаются из числа членов Великого национального собрания Турции и других граждан Турецкой Республики. Президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к парламенту, поэтому депутат Великого национального собрания, который хочет быть избранным в президенты, должен предварительно выйти из политической партии. Чтобы получить право быть избранным в президенты, гражданин должен удовлетворять следующим требованиям: быть старше 40 лет, иметь законченное высшее образование, иметь право быть избранным в парламент. Президенту может быть объявлен импичмент. Импичмент в Турции возможен только в случае государственной измены президента, во всех остальных случаях недопустимо обращение в какую-либо судебную инстанцию по поводу любых действий, предпринятых Президентом Турецкой Республики.

Законодательная власть в Турции принадлежит Великому национальному собранию Турции. В его состав входят 550 депутатов, которые избираются путем прямых, всеобщих, равных выборов сроком на 4 года. По Конституции Турции недопустимо совмещение министерских постов и депутатских мандатов. Возможны как досрочные выборы в Великое национальное собрание Турции, так и их задержка. Досрочные выборы могут проводиться либо если парламент был распущен, поскольку за четыре голосования не смог избрать президента, либо по собственному решению собрания. Отложить выборы возможно лишь в случае войны, когда они переносятся на следующий год, подобных переносов может быть неограниченно много, пока военная опасность не минует. Если в Великом национальном собрании Турции появляются свободные места, то возможны промежуточные выборы

Исполнительная власть в Турции представлена Советом министров, возглавляемым премьер-министром. По итогам выборов в Великое национальное собрание ТурцииПрезидент назначает главу победившей партии на пост премьер-министра, который предлагает кандидатуры министров из числа членов Великого национального собрания Турции, с последующим одобрением этих кандидатур Президентом.

При Президенте образуется Совет государственного контроля с целью содействия эффективному функционированию управления и соблюдению законов. Существует также Совет национальной безопасности, состоящий из премьер-министра, начальника генштаба, министра национальной обороны, министров внутренних и иностранных дел, командующих армией, флотом и воздушными силами, а также главнокомандующего жандармерией.

В Турции существует многопартийная система. В стране зарегистрированы 49 политических партий. Сегодня у власти находится умеренно консервативная Партия справедливости и развития. Помимо нее, в Великом национальном собрании Турции представлены «Народно-республиканская партия Турции» и «Партия национального движения».

В Турции существует смешанная (пропорционально-мажоритар­ная) избирательная система, создающая благоприятные условия для победы на выборах в Великое национальное собрание крупных политических партий и формирования Совета министров. Парламентские выборы проводятся в избирательных округах (соответствующих границам провинций) на основе всеобщего прямого, равного, тайного голосования, являющегося обязательным для всех лиц, обладающих правом голоса. Неявка на избирательные участки карается денежным штрафом. Избирательным правом обладают все турецкие подданные, достигшие 18-летнего возраста, за исключением солдат и унтер-офицеров действительной службы, военных курсантов, а также лиц, находящихся под арестом или отбывающих тюремное заключение.

Выборы осуществляются по партийным спискам, где представлены кандидаты лишь от тех партий, которые имеют представительство, по крайней мере, в половине провинций и одной трети округов внутри каждой провинции, а также представили двух кандидатов на парламентское кресло в половине и более провинций.

Кроме того, установлен двойной заградительный барьер для партий, стремящихся войти в состав Великого национального собрания Турции. «Общий барьер», существующий на национальном уровне, заключается в том, что политическая партия, не набравшая 10 % всех действительных голосов по всей стране, не получает депутатских мандатов. Барьер, существующий на местном уровне внутри границ каждого избирательного округа, рассчитывается делением числа всех поданных голосов на число депутатских мандатов, установленное для этого округа.

Существующая избирательная система позволяет одерживать победу лишь крупным партиям, что ведет к формированию правительства однопартийного большинства. Несмотря на то, что по количеству официально зарегистрированных и принимающих участие в выборах партий Турцию можно отнести к типу атомизированных партийных систем. В условиях существующего в стране избирательного законодательства реальное политическое влияние может оказывать лишь та партия, которая выиграла парламентские выборы и сформировала правительство.

Важную роль в политической системе Турции играют силовые структуры. В истории Турецкой Республики известны факты перехода государственной власти в руки армейского руководства. Турция постоянно испытывает скрытое влияние военных, которое в настоящее время ограничивается рекомендациями и наблюдением за деятельностью исполнительной власти прежде всего в такой сфере, как внутренняя безопасность. С 2006 г. ведутся мероприятия по постепенному сокращению численности турецкой армии, на сегодняшний день являющейся второй по величине (после американской) в НАТО. Гражданский контроль над силовыми структурами следует оценивать как минимальный.

Иран. Исламская Республика Иран была провозглашена в 1979 г. в результате исламской революции под руководством аятоллы Хомейни. Исламская Республика Иран – унитарное государство, с республиканской формой правления.

Система правления в Иране сочетает в себе элементы религиозной власти, основанной на признании ислама в качестве официальной государственной религии и идеологии, и элементы президентско-республиканской формы правления. В политической системе Ирана есть разделение властей: законодательная, исполнительная и судебная ветви власти являются независимыми друг от друга, но функционируют под началом обладающих абсолютным авторитетом верховного лидера и лидеров мусульманской уммы.

Иран – теократическая республика, опирающаяся на институты религиозной и республиканской власти. В основе религиозной власти, обеспечивающей легитимность всех других институтов, лежат исламские принципы, важнейшим из которых является «велаяте факих» («правление наиболее авторитетного шиитского правоведа», которое должно сохраняться до появления 12-го «скрытого имама», которому шиитское учение отводит всю полноту власти). В соответствии с этим принципом высшим государственным лицом, главой Исламской Республики Иран, является духовный лидер – Верховный лидер исламской революции – Рахбар,которыйкурирует работу всех ветвей власти и избирается Советом экспертов, состоящим из 86 шариатских правоведов-факихов и выбираемым путем прямого голосования на 8 лет. При этом допускается передача Рахбаром части своих полномочий и обязанностей другому должностному лицу.

Согласно Конституции Исламской Республики Иран, высшим официальным лицом, после Верховного лидера исламской революции (Рахбара), является Президент, действующий как глава исполнительной власти (за исключением вопросов, прямо возложенных на канцелярию Рахбара). Президент, возглавляющий правительство (совет министров) избирается путем прямых, тайных, всеобщих выборов сроком на 4 года с возможностью переизбрания еще на один срок. Президент ответствен перед народом, Рахбаром и Меджлисом (законодательным органом власти). Президенту может быть объявлен вотум недоверия со стороны Меджлиса (для этого требуется согласие 2 / 3 состава парламента), однако решение об отстранении Президента от должности принимает Рахбар, который также может отправить Президента в отставку в случае признания его верховным судом виновным в нарушении конституционных обязанностей.

Совет министров Ирана не является партийным или коалиционным правительством. Формированием правительства занимается Президент, кандидатуры министров должны получить вотум доверия в Меджлисе. Особую роль в политической системе Ирана играет также Корпус стражей исламской революции, входящий в структуру органов исполнительной власти, на который возлагаются задачи по защите революции и ее достижений.

Меджлис (Собрание исламского совета), являющийся высшим органом законодательный власти Ирана, формируется в результате прямого голосования сроком на 4 года. Общины зороастрийцев и евреев имеют по одному представителю в Меджлисе, община ассирийцев и христиан совместно избирает одного представителя в законодательный орган. Президент, его заместители, министры и их советники имеют право участвовать в открытых заседаниях Меджлиса и обязаны это делать в случае, если из парламента к ним поступило приглашение.

Меджлис имеет право осуществлять собственное расследование в любых областях жизни в стране. Он также обладает полномочиями объявить Президенту импичмент, потребовать его отстранения от должности, выразить вотум недоверия всему правительству или отдельным его министрам. Деятельность Меджлиса не должна противоречить государственной религии и конституции страны.

Обязанность следить за нарушениями Меджлисом исламских принципов и конституции возлагается на Наблюдательный совет. Также на него возложены функции конституционного контроля, толкования конституции, а также контроля за отбором кандидатов в президенты, выборами членов Совета экспертов, Президента республики, Меджлиса, проведением референдумов и другими формами выражения общественного мнения.

Особое место в политической системе Ирана занимает Высший совет национальной безопасности, функционирующий в соответствии с конституционными поправками 1989 г. и координирующий деятельность всех органов государственной власти (включая разведывательные службы) в области обороны и безопасности. В его состав входят Президент (возглавляет совет), два назначенных Рахбаром представителя, спикер Меджлиса, глава судебной власти, представители вооруженных сил, министры (иностранных дел, внутренних дел, информации), руководитель Корпуса стражей исламской революции. Принимаемые Высшим советом национальной безопасности решения вступают в силу после их одобрения Рахбаром.

Конституция Исламской Республики Иранразрешает создание политических партий и политических объединений. Тем не менее, политические партии – это сравнительно новое явление в политической системе Ирана. До 1987 г. единственной легальной партией являлась «Исламская Республиканская Партия» (ИРП), созданная еще в период эмиграции аятоллы Хомейни. Процесс институционализации партий был связан с курсом на политическую либерализацию при Президенте Хатами.

В настоящее время партийная система Ирана насчитывает около 15 политических партий. Несмотря на то, что в основу их политических программ заложены исламские принципы, внутри- и внешнеполитические курсы этих партий весьма различны: от реформаторских, ставящих прагматические цели сотрудничества с Западом для получения доступа к новейшим достижениям науки и технологиям, до крайне радикальных исламских партий, для которых «экспорт исламской революции» является неизменной и важнейшей задачей.

Большую роль в политической системе Ирана играют политические объединения (партии) духовенства, такие как «Общество борющегося духовенства» и «Ассоциация борющихся мулл». Помимо этих двух организаций исламского духовенства, значительное влияние на политическую жизнь в стране оказывают такие партии, как «Исламский фронт иранского участия», «Организация моджахедов исламской революции», «Партия солидарности исламского Ирана», «Исламская партия труда», «Служители созидания», «Исламское коалиционное общество». Другие политические группы реформистской направленности (например, «Фронт за демократию и права человека», «Фронт партнерства исламского Ирана»)существенного значения в стране не имеют.

Властям Ирана удалось почти полностью подавить деятельность военизированных группировок, таких как «Организация моджахедов иранского народа» (до недавнего времени она числилась в международных списках как террористическая организация), «Народные фидаины», «Демократическая партия Иранского Курдистана».

Грузия. Республика Грузия провозглашена независимым государством в 1991 г., после распада СССР. Согласно Конституции, принятой в 1995 г. (измененной в 2010 г.), Грузия – независимое, единое и неделимое государство, формой политического устройства которого является демократическая республика.

Главой государства является Президент Грузии, избираемый на
5-летний срок всеобщим, прямым, тайным голосованием. Одно и то же лицо может быть избрано президентом только на два срока подряд. Президентом может быть избран обладающий избирательным правом гражданин Грузии по рождению, достигший 35 лет, проживший в Грузии не менее 15 лет и ко дню назначения выборов проживающий в Грузии. Президент является также Верховным главнокомандующим и председательствует на заседаниях Совета национальной безопасности. Он назначает членов Совета национальной безопасности, также назначает на должность и освобождает от должности начальника генерального штаба вооруженных сил Грузии, других военачальников.

Президент Грузии неприкосновенен. В период пребывания в должности не допускается его арест или привлечение к уголовной ответственности. В случае государственной измены, совершения других преступлений или нарушения Президентом Конституции парламент может отрешить от должности Президента Грузии.

Высшим представительным и законодательным органом власти Грузии является Парламент, состоящий из 150 депутатов (75 из которых избираются по пропорциональной и 75 – по мажоритарной системе). Членом парламента может быть избран гражданин Грузии, достигший 25-летнего возраста, имеющий право избирать. В парламенте Грузии действует Группа доверия – это единственная парламентская структура, которой доступна секретная госинформация. Группа имеет право контроля над расходами бюджета силовых ведомств.

Парламент прекращает свою деятельность после вступления в силу указа Президента о роспуске парламента. Основанием для принятия такого решения выступает отказ парламента объявить вотум доверия как всему составу правительства Грузии, так и отдельным его членам – премьер-министру Грузии и отдельным министрам. За президентом сохраняется право роспуска парламента и в случае объявления парламентом Грузии вотума недоверия отдельным правительственным программам, в том числе и законопроекту о государственном бюджете. Существенно, что при возникновении вышеуказанных ситуаций, согласно внесенным поправкам в Конституцию, парламент не имеет права объявить импичмент президенту. Парламент Грузии выражает доверие или недоверие составу правительства и правительственной программе, инициирует процедуру импичмента Президента Грузии.

Исполнительная властьв Грузиипринадлежитправительству. Руководит правительством премьер-министр, который с согласия Президента Грузии назначает на должность других членов правительства, утверждаемых затем высшим законодательным органом страны. Для получения доверия необходима поддержка большинства от полного состава парламента.

Парламент Грузии принял изменения и дополнения в конституцию, согласно которым страна с 2013 г. перейдет на новую модель государственного управления – парламентскую республику. Изменения полностью вступят в силу до конца 2013 г., после очередных парламентских (2012 г.) и президентских (2013 г.) выборов.

Новая модель конституции предусматривает сокращение полномочий президента и перераспределение их между парламентом и правительством. В соответствии с конституцией в стране будет сильная законодательная и исполнительная власть, а также сильный президент. Кроме того, предусмотрено усиление независимости судебной власти.

Президент ограничивается лишь формальным правом назначения правительства, так как он будет обязан представить те кандидатуры, которые предложит парламент. После избрания на пост президента, ему запрещается занимать высшие должности и тем более лидера какой-либо партии. Президент уже не будет обладать единоличным правом на отправку в отставку правительства, а также на подбор силовых министров и их освобождение с должности, или эксклюзивным правом кураторства над ними. У будущего президента не будет права на приостановление или отмену правовых актов правительства.

Согласно новой модели конституции, правительство становится верховным органом исполнительной власти, которое обеспечивает осуществление внутренней и внешней политики страны, и подотчетно парламенту. Главой правительства является премьер-министр, который назначает и отправляет в отставку других членов правительства.

Новое правительство будет укомплектовывать партия, которая имеет лучшие результаты по итогам выборов в новоизбранном парламенте. Президент должен будет выдвинуть на пост премьер-министра кандидата, которого ему предложит вышедшая на первое место по итогам парламентских выборов партия. Кандидат в премьеры сам выбирает министров и вместе с программой правительства представляет кандидатуры на утверждение парламенту. Парламент отвечает за правительство и его роспуск.

В стране существует многопартийная система, официально зарегистрированы порядка 190 политических партий, однако нельзя точно сказать, сколько партий реально работает в стране. Большинство партийных организаций не обладает реальным политическим весом и группируется вокруг отдельных политических фигур. Численный рост партий стимулируется национальным законодательством, которое не создает значительных препятствий и ограничений для регистрации и деятельности партийных объединений со стороны государства.

В Грузии высокий избирательный барьер, поэтому в парламенте представлено всего несколько партий: партия «Единое национальное движение», «Объединенная оппозиция Грузии», «Лейбористская партия», «Христианско-демократическое движение», «Республиканская партия».

Армения. Республика Армения была провозглашена независимым государством в 1991 г., после распада СССР. Конституция Армянской Республики, принятая в 1995 г., утверждает ее как суверенное, демократическое, социальное, правовое государство.

Главой государства является Президент Республики Армения, который следит за соблюдением конституции, обеспечивает нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей, является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики. По конституции Президенту предоставляются чрезвычайные полномочия в случае возникновения угрозы функционированию институтов публичной власти. Президент является главнокомандующим вооруженными силами и назначает их высший командный состав.

Президент Армении избирается сроком на 5 лет. Им может стать каждый житель страны 35-летнего возраста, являющийся последние 10 лет гражданином Армении и постоянно проживающий в Армении последние 10 лет, а также обладающий избирательным правом. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность президента более двух раз подряд. Выборы президента проводятся на основе мажоритарной системы абсолютного большинства (для победы необходимо получить 50 % голосов + 1 голос). Кандидатов в президенты могут выдвигать политические партии, а также граждане в порядке гражданской инициативы.

Отставка президента принимается парламентом простым большинством голосов от общего числа депутатов. Политической ответственности президент не несет. Он может быть отрешен от должности лишь за государственную измену или иное тяжкое преступление. Президент может распустить парламент, но только не во время военного и чрезвычайного положения.

Высшим законодательным органом власти в Армении является Национальное собрание, которое состоит из 131 депутата (с 2007 г. 41 депутат избирался по мажоритарным одномандатным избирательным округам, 90 депутатов – по пропорциональной системе). Национальное собрание избирается посредством всенародных выборов на 5-летний срок. Депутатом парламента может быть избрано лицо, не моложе
25-летнего возраста. При этом действует ряд цензов: последние 5 лет необходимо являться гражданином Армении и постоянно в ней проживать, а также обладать активным избирательным правом.

Исполнительную власть осуществляет правительство Республики Армения. Глава правительства – премьер-министр – назначается Президентом после консультаций с Национальным собранием. Президент назначает и освобождает членов правительства по предложению премьер-министра.

В Армении признаются идеологический плюрализм и многопартийность. Наиболее влиятельными из большого числа партий являются «Республиканская партия Армении» (около половины мест в парламенте), «Процветающая Армения» и «Дашнакцутюн». Оппозиция представлена двумя партиями – либеральной «Оринац Еркир» («Страна Законности») и национально-демократической партией «Наследие». В Национальном собрании сохраняется устойчивое пропрезидентское большинство.

Азербайджан. Азербайджанская Республика была провозглашена независимым государством в 1991 г., после распада СССР. Согласно Конституции Азербайджана, принятой в 1996 г., азербайджанское государство является демократической, правовой, светской, унитарной республикой. Государственная власть в Республике организуется на основе принципа разделения власти: законодательную власть осуществляет Милли Меджлис Азербайджанской Республики; исполнительная власть принадлежит Президенту страны; судебную власть осуществляют суды Азербайджанской Республики.

Милли Меджлис Азербайджанской Республики как высший законодательный орган власти состоит из 125 депутатов, избираемых на 5-летний срок на основе мажоритарной системы и всеобщих, равных и прямых выборов путем свободного, личного и тайного голосования в первое воскресенье ноября. Срок полномочий депутатов Милли Меджлиса ограничивается сроком полномочий созыва Милли Меджлиса. Каждый гражданин Азербайджана в возрасте не моложе 25 лет может быть избран в установленном законом порядке депутатом Милли Меджлиса Азербайджанской Республики. Не могут быть избраны депутатами Милли Меджлиса лица с двойным гражданством, имеющие обязательства перед другими государствами, работающие в системе исполнительной или судебной власти.

Главой азербайджанского государства является Президент Азербайджанской Республики, которому принадлежит исполнительная власть. Президентом Азербайджанской Республики может быть избран гражданин Азербайджана не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории Республики свыше 10 лет, обладающий избирательным правом, в том числе не судимый за тяжкое преступление, не имеющий обязательств перед другими государствами, имеющий высшее образование, не имеющий двойного гражданства.

Президент Азербайджанской Республики избирается на 5-летний срок путем всеобщих, прямых и равных выборов при свободном, личном и тайном голосовании более половины участвующих в голосовании. Никто не может быть избран Президентом Азербайджанской Республики повторно свыше двух раз. Президент является главнокомандующим вооруженными силами Азербайджанской Республики.

С целью обеспечения создания условий для осуществления конституционных полномочий Президент организует Исполнительный аппарат и назначает его руководителя. Общее руководство деятельностью Исполнительного аппарата осуществляет лично Президент. Материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности Президента и Администрации занимается Управление делами Президента.

С целью организации осуществления исполнительных полномочий Президент создает Кабинет министров Азербайджанской Республики. Кабинет министров является вышестоящим органом исполнительной власти Президента Азербайджанской Республики, он подчиняется Президенту и ему подотчетен.

В Азербайджанской Республике существует многопартийная система, включающая более 30 политических партий. Ведущей является партия «Новый Азербайджан», которой принадлежит большинство мест в парламенте. Ведущая оппозиционная сила в парламенте – «Народный фронт Азербайджан». Из других оппозиционных партий в парламенте представлены «Мусават» («Равенство») и «Партия национальной независимости». К числу влиятельных политических организаций относятся также «Азербайджанская социал-демократическая партия» и «Азербайджанская народная партия».

Абхазия. Республика Абхазия (Апсны) – демократическая республика, провозгласившая свою независимость от Грузии в 1993 г. в результате грузино-абхазской войны. Международно-правовой статус – частично признанное государство, не являющееся членом ООН (признано 5 государствами, членами ООН, в том числе Российской Федерацией).

Согласно Конституции Республики Абхазия, принятой в 1994 г., главой государства является Президент Республики Абхазия. Выборы Президента осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Президентом избирается лицо абхазской национальности, гражданин Республики Абхазия, не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. Одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.

На время выполнения своих полномочий Президент Республики Абхазия приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях. Президент не является депутатом парламента и не может занимать никакие другие должности в государственных и общественных органах, а такжепредпринимательских структурах.

Для осуществления общего руководства исполнительной властью на территории Республики Президент руководит Кабинетом министров Республики Абхазия. Кабинет министров формируется Президентом Республики и ему подотчетен. В состав входят Премьер-министр, вице-премьеры, министры, другие должностные лица, предусмотренные законом.

Высшим законодательным органом власти является Народное собрание Республики Абхазия, которое состоит из 35 депутатов. Выборы в Народное собрание осуществляются на мажоритарной основе, путем всеобщего, равного, прямого избирательного права, посредством тайного голосования. Срок полномочий Народного собрания – 5 лет.

В политической системе Республики активную роль играют политические партии: «Единая Абхазия» (проправительственная партия), «Форум народного единства Абхазии» (оппозиционная партия), «Коммунистическая партия Республики Абхазия» и центристская «Партия экономического развития Абхазии».

Южная Осетия. Республика Южная Осетия – демократическая республика, провозгласившая свою независимость от Грузии в 1992 г. в ходе южно-осетинской войны. Международно-правовой статус – частично признанное государство, не являющееся членом ООН (признано 5 государствами, членами ООН, в том числе Российской Федерацией).

Согласно действующей Конституции, принятой в 2001 г. (первая Конституция Республики Южная Осетия была принята в 1993 г.), Республика Южная Осетия – суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа Республики.

Главой государства и главой исполнительной власти Республики Южная Осетия является Президент. Президент избирается гражданами Республики сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд. На время исполнения своих полномочий Президент Республики Южная Осетия приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях.

Высшим представительным законодательным органом власти Республики Южная Осетия является парламент, который избирается сроком на 5 лет в составе 34 депутатов (19 депутатов избирается по мажоритарной избирательной системе, а 15 депутатов – по пропорциональной системе). Депутатом парламента может быть избран гражданин Республики Южная Осетия, достигший на день голосования 21 года и постоянно проживающий последние 5 лет на территории Республики Южная Осетия. Президент Республики Южная Осетия вправе распустить парламент Республики в случае пересмотра им основ конституционного строя Республики при наличии соответствующего заключения Конституционного суда Республики Южная Осетия.

Высшим коллегиальным государственным органом единой системы исполнительной власти в Южной Осетии является правительство Республики Южная Осетия. В соответствии с Конституцией, Президент Республики как глава исполнительной власти определяет основные направления деятельности правительства Республики и организует его работу. Президент Республики из состава правительства Республики образует президиум правительства Республики Южная Осетия для оперативного решения задач, стоящих перед правительством и возглавляет его.

Политическая система Республики Южная Осетия представлена политическими партиями «Единство» и «Коммунистическая партия Республики Южная Осетия».

Задания для самостоятельной работы

Проектное задание:

1. Геополитическая ситуация в Черноморско-Каспийском регионе: состояние и сценарии развития.

Составить таблицы:

1. Геополитические стратегии Турции, Ирана, Армении, Азербайджана, Грузии и России в Черноморско-Каспийском регионе.

2. Политические системы в Турции, Иране, Армения, Азербайджане, Грузия и России.

Составить структурно-логические схемы:

1. Геополитическая парадигма евразийских исследований.

2. Западные евразийские геополитические концепции.

3. Российские евразийские геополитические концепции

4. Основные вызовы национальной безопасности России в Черноморско-Каспийском регионе.

Содержание Понятие «политика» , «система» , «политическая система» , цели «политики» ; Структура политической системы; Функции и задачи политической системы; Свойства политических систем Развитие политических систем Типы политических систем Характеристика политических систем мира

Понятие политика, политическая система Политика (от греч. «polis» - город, городская община, государство)- сфера деятельности, в которой реализуются отношения господства и подчинения между социальными классами и слоями, связанные с завоеванием, распределением и удержанием власти. Система- целостное соединение частей, чьи отношения между собой количественно интенсивнее и качественно продуктивнее складываются, чем отношения с другими элементами.

Политическая система Совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимоотношений между ними, в которых формируется и реализуется политическая власть. (environment, polity, input, output, feedback)

Свойства и признаки политических систем Собственная логика развития, исходящая из временных спелетений отдельных акторов (отличие от биологических систем); Удержание жизнеспособности (либерализация экономики Китая, отмена рабства, крепостного права в США и России); Сетевая взаимозависимость (изменения в одной сфере влекут за собой изменения в других); Зависимость функций и структур (функции- это задачи, которые необходимо решить в рамках имеющихся структур. Если функции не выполняются, значит нужно менять структуры); Способность к обучению и инновациям. (Политические системы должны адекватно реагировать на изменения. Если система не реагирует, то она исчезает (ГДР).

Типы политических систем Западные демократии и политические системы промышленно развитых стран (ЕС, США, Канада, Австралия, Япония). Посткоммунистические системы (Восточная Европа (тенденции авторитаризма во многих странах), страны СНГ, КНР) Политические системы развивающихся стран. А) Системы стран НИС (Бразилия, Аргентина, Индия, Р. Корея, Таиланд) Б) Системы наименее развитых стран (Бангладеш, Мьянма, Лаос)

Характеристика демократий в Европе Большинство парламенстких республик. Президент избирается парламентом. Во Франции полупрезиденстская республика. Консенсусная демократия в Швейцарии. Во главе правительств стоит премьер-министр, канцлер. Сильные позиции премьер-министра в Ирландии, Мальте, Великобритании, Греции, также ФРГ и Испании (право распустить парламент). Слабые позиции в Скандинавских странах, Италии, Люксембурге, Австрии.

Особенности политической системы Великобритании 1. Парламентская монархия; 2. Сильные полномочия премьер-министра; 3. Слабая роль верхней палаты; 4. Слабая транспарентность деятельности правительства и администрации правительства (тайна информации).

История парламентаризма 1265 г. возникновение парламента. Борьба дворянства против центральной власти; В 1295 г. в парламенте представлены все сословия страны; В 1325 г. возникновения нижней палаты. Выборы спикера.

История парламентаризма Борьба Стюартов против парламента. С 1642 -1649 гг. война. В 1649 г. казнь Карла 1. В 1653 г. правозглашение республики. В 18 веке ослабления королевской власти, постепенная передача функций в верхнюю палату. В 19 в. (1832 г.) введение избирательного права. Все большая презентативность нижней палаты, потеря власти верхней палатой. С 1911 г. верхней палате запрещено участвовать в принятии законов по финансовой системе.

История парламентаризма Потеря власти парламентом. С 1832 г. усиливается власть премьера и кабинета. Парламент нужен лишь для того, чтобы проводить политику премьера.

Партийная система Великобритании Уходит своими корнями в 17 в. Конфликты в религиозной и политической сфере. Консервативная партия (Торис) представляла интересы, первоначально католической монархии Стюартов, потом крупных землевладельцев. Лейбористская партия (Whigs)- протестанское движение, защищало интересы парламента, позже торговли и промышленности. Ратовало за либерализацию торговли. В 19 и 20 в. Граница интересов проходила по линии конфликта между трудом и капиталом.

Эволюция выборов До 1832 г. в Великобритании в выборах могли участвовать лишь лица с высокими доходами. Только избирателей составляла 2 -3% населения. В 1832 г. доля избирателей повысилась до 5%. 1867 г. Избирательное право для все владельцев домов, земельных участков, квартир. 1872 г. введение тайного голосования; 1884 г. в выборах могли принимать участие все мужское взрослое население имеющие имущество; 1885 г. ликвидация различий между городскими и сельскими избирательными округами; 1918 г. избирательное право для всех мужчин от 21 года и женщин для с 30 лет. 1928 г. избирательное право для женщин с 21 года. 1948 г. ликвидация всех привилегий и дискриминаций 1969 снижение избирательного возраста до 18 лет.

Результаты выборов в 2010 г. Консервативная партия (36%), 306 мест в парламенте Лейбористы (29%), 258 мест Либеральные демократы (23%) 57 мест Демократические юнионисты (8 мест) Шотландская национальная партия (6 мест) Ши фейн (5 мест) однако не принимают участия в заседаниях парламента Социально-демократическая партия (3 места) Партия зеленых (1 место) Альянс Северной Ирландии (1 место)

Политические системы Австралии, Канады, Н. Зеландии Парламенсткие монархии. Во главе государства стоит британский монарх, предстваляемый генерал-губернатором. Парламент двухпалантый (за исключением Нов. Зеландии). Нижняя палата выбирается народом, верхняя (сенат) - назначается генерал-губернатором из представителей общественности по федеральному принципу. В Новой Зеландии – одная палата, где 4 места из 120 отводятся маори. Изменения в конституции возможны лишь через референдум. В Н. Зеландии референдум проводится по всем спорным вопросам.

Политическая система ФРГ ФРГ-парламентарская республика, с развитой многопартийной системой. Формирование правительства происходит на основе выборов в бундестаг. Роль референдумов и прямой демократии маргинальна; По административно-территориальному управлению, ФРГ- федеративное государство, с сильной самостоятельностью земель.

Система политического управления Парламентская республика. Парламент избирает президента. Его роль незначительна. Бундестаг представлен партиями, получившие более 5% голосов избирателей. Победившая на выборах партия формирует (иногда в коалиции с другими партиями) правительство. Т. К. Партии имеют большинство в парламенте им обеспечен вотум доверия депутатов. Во главе правительства стоит федеральный канцлер. Он возглавляет правительства и принимает ключевые решения; Другая палата парламента- бундесрат (Совет земель) состоит из представителей федеральных земель

Политическая система Франция (развитие полит. Системы после 1945 г.) Образование в 1946 г. IV Республики; Слабая роль президента и палаты Советов. Главная роль принадлежала национальному собранию. Однако в силу противоборства двух лагерей национальное собрание было не дееспособным. В период 1946 -1958 г. сменилось 25 правительств. Крах колониальной системы.

Политическая система Франции. Образование V республики В виду правительственного кризиса в 1958 г. была подготовлена модель новой конституции, предполагающая усиление роли президента. Президент избирается прямым голосованием, поэтому эго статус выше, чем в парламентарских республиках. Президент назначает премьер-министра и по его совету- министров; подписывает новые законы; назначает референдумы по тем или иным вопросам; распускает парламент, является главнокомандующим армии; располагает полномочиями введения чрезвычайного положения в стране; принимает решение о помиловании.

Политическая система Франции Президент Правительство Право на роспуск СЕНАТ (321 депутат) Нац. Собрание (570 депутатов) Народ Совет Департамента Совет общин

Парламент ФРАНЦИИ Парламент состоит их двух палат. Национальное собрание (577 деп. Срок- 5 лет). Власть парламента ограниченна. Критики называют н. с. фарсом или машиной голосования. Сенат состоит из 321 депутата, относящихся к тем или иным регионам, территориям Франции. Сенат есть представительное собрание общин, департаментов и регионов. Две камеры принимаю законы.

Правительство Франции Правительство находится под контролем президента. Еженедельные отчеты. Премьер-министр обладает полномочиями экстренного созыва парламента и комитета по посредничеству.

Партийная система Франции 1. Коммунистическая партия Франции (150 тыс. членов). 4, 3% голосов в 2007 г. В 1967 г. - 22%. 2. Социалистическая партия Франции (233 тыс. членов) представлена 186 депутатов в национальном собрании и 102 в сенате. 3. Радикальная левая партия 4. Зеленые 5. Демократическое движение (центристская партия). з мандата в парламенте и 7, 3% голосов на выборах 2007 года. Союз за народное движение. Образовался в 2002 г. основная часть из гоялистов. В 2007 г. 317 мандатов национальном собрании. Движение за Францию 1 мандат. Антиевропейское движение. Национальный фронт. От 5 до 15% голосов.

Политическая система США Законодательная (парламент) и исполнительная власть выбираются отдельно и независимы друг от друга. Судебная власть находится в руках Supreme Court может остановить любой закон; Президент может наложить на закон вето, если он имеет 2/3 депутатов в обоих палатах; Президент и глава правительства- одно лицо. Конгресс может объявить импичмент президенту

Партийная система США Двухпартийная система (преобладание двух партий). Демократическая партия США (43, 6% зарегистрированных стороников от всех избиратлей США) и республиканская партия (30, 7% сторонников) Третьи партии (конституционная партия (0, 3%), партия зеленых (2, 7%), либертарианская партия (0, 2%).

Сенат США Сенат состоит из 100 членов, по два от каждого штата, избираемых сроком на 6 лет. Первоначально сенаторов избирали члены законадательных собраний штатов, но с 1913 года, после вступления в силу 17 -й поправки к Конституции, выборы сенаторов стали прямыми. Они проводятся одновременно с выборами в палату представителей, при этом каждые два года в порядке ротации переизбирается 1/3 состава сената. Избирательный округ по выборам в сенат – весь штат. Сенатором США может быть избрано лицо, достигшее 30 -летнего возраста, являвшееся гражданином США как минимум предшествующие выборам 9 лет и являющееся жителем штата, который желает представлять

Конгресс США Палата представителей США (англ. The United States House of Representatives) - нижняя палата Конгресса США. В ней представлен каждый штат пропорционально численности населения. Количество мест в палате постоянно и составляет 435, хотя Конгресс имеет право менять число мест. Каждый представитель штата занимает своё место в течение двухгодичной каденции и может быть переизбран неограниченное количество раз. Главой палаты является спикер, избираемый членами палаты.

Структура администрации правительства США Исполнительное бюро президента 1. Офис управления и бюджета 2. Офис по экономическим вопросам 3. Офис по науч. И тех. Политики 4. Офис по нац. безопасности Независимые агентства 1. Агенство по гражданской авиации 2. Агенство по внутренней торговли Кабинет министров 1. Обороны (3 млн. занятых) 2. Военных ветеранов (235 тыс.) 3. Национальной безопасности (208 тыс.) 4. Образования 4 тыс.

Политическая система Японии 1. Пол. система Японии демонстрирует черты как западной политической системы, так и восточной конфуцианской системы с мощным бюрократическим аппаратом, который оказывает сильное влияние на всю японскую политику. 2. Важной чертой является также тесные связи между политиками, государственными служащими и представителями хозяйственных (финансовых) структур. 3. Образование элиты идет в трех университетах (Todai, Kyoto, Sendai), где и зарождается корпоративное мышление.

Парламент Японии Япония-парламенсткая монархия. Император является лишь формально главой государства. Парламент состоит из двух палат- палата представителей и палата советников. Верхняя палата обладает более широкими полномочиями, чем в европейских странах и может отклонять законы, принятые нижней палатой. Нижняя палата может высказать вотум недоверия правительству.

Партии Японии Либерально-демократическая партия (консерватизм, неолиберализм) 116 депутатских мест. Демократическая партия (социальный либерализм) 302 места из 480. Социально-демократическая партия (социал-демократия) 8 мест. Коммунистическая партия 7 мест.

Похожие публикации