Правовые основы финансовой деятельности государства. Финансовый контроль

В осуществлении финансовой деятельности государства принимают участие все без исключения органы государства, муниципальные органы, государственные учреждения и предприятия, частные предприятия, общественные организации и граждане-налогоплательщики.

Все органы государства, принимающие участие в осуществлении финансовой деятельности, можно подразделить на ряд групп.

К одной относятся высшие органы государства, осуществляющие общее руководство финансовой деятельностью.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственного которой строится финансовая политика.

Он по представлению Председателя Правительства РФ назначает на должность министра финансов РФ, представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ РФ, подписывает и обнародует федеральные законы о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, о федеральном бюджете; выступает с Бюджетным посланием перед Государственной Думой. Используя нормотворческие полномочия, Президент РФ издает указы по вопросам исполнения бюджетного, налогового и валютного законодательства, укрепления финансовой дисциплины, обеспечения финансового государственного контроля.

Так, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 года определены основные приоритеты бюджетных расходов, по которым Правительство Российской Федерации должно до конца 2012 года утвердить государственные программы Российской Федерации. В их числе государственные программы «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий» и другие.

В целях информационно-аналитического обеспечения деятельности Президента РФ в области экономических проблем в составе Администрации Президента РФ образовано Экспертное управление . Положение об Экспертном управлении Президента Российской Федерации, утвержденно Указом Президента РФ от 20 августа 2004 г. № 1086.

Государственная Дума рассматривает и принимает федеральный бюджет, назначает на должность и освобождает от должности председателя ЦБ РФ, председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, принимает федеральные законы по вопросам федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Правительство РФ , в соответствии со ст. 114Конституции РФ, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

К другой группе относятся государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной и которые несут основное бремя этой деятельности. К ним относятся Минфин России и ЦБ РФ.

Министерство финансов РФ . Согласно п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

Минфин России осуществляет следующие основные функции:

    составляет проект федерального бюджета;

    утверждает сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

    доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

    открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;

    осуществляет управление средствами Стабилизационного фонда РФ;

    запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Минфина России вопросам.

Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.

Федеральная налоговая служба . В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агентавалютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба, в частности, осуществляет контроль и надзор за:

    соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

    осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

    соблюдением требованийк контрольно-кассовой технике,порядкоми условиями ее регистрации и применения;

    полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

    проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

    соблюдением организатором азартных игр требований, установленных частями 1и2 статьи 16Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора . Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор:

    за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

    за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

    за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

    за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Федеральное казначейство . В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство, в частности, отвечают за исполнение федерального бюджета как по доходам, так и по расходам, за накопление и использование денежных средств как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за состояние государственной казны. При исполнении бюджета Федеральное казначейство организует распределениедоходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации; открывает бюджетные кредиты и предоставляет средства в соответствии с утвержденными ассигнованиями.

Центральный банк РФ является другим специальным органом, осуществляющим финансовую деятельность и руководящим банковской деятельностью в стране. В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» данный орган осуществляет денежную эмиссию, организует наличное денежное обращение, осуществляет защиту и устойчивость рубля, развивает и укрепляет банковскую систему страны. Свои функции и полномочия ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Многочисленную группу образуют федеральные органы исполнительной власти, для которых финансовая деятельность не является основной , но, будучи вспомогательной, обусловливает наличие в их составе специальных финансовых структурных подразделений. Например, Министерство здравоохранения РФ имеет в своем составе Финансовый департамент, положение о котором утверждено Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 № 680 «Об утверждении Положения о Финансовом департаменте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации». К его ведению относятся вопросы:

    осуществления координации работы по выработке приоритетов бюджетной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей;

    организации работы по формированию и исполнению федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в части расходов Министерства как субъекта бюджетного планирования и главного распорядителя средств федерального бюджета, а также координации работы по подготовке бюджетов государственных внебюджетных фондов, деятельность которых координирует Министерство (далее - государственные внебюджетные фонды), на очередной финансовый год и на плановый период, исходя из приоритетов и планируемых результатов бюджетной политики государства;

    осуществление нормативной и методической деятельности, связанной с бюджетным процессом Министерства как субъекта бюджетного планирования и главного распорядителя средств федерального бюджета.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансовую деятельность в пределах своих территорий. Представительные органы рассматривают и утверждают бюджет субъекта Российской Федерации, осуществляют контроль за его исполнением. Органы исполнительной ветви власти осуществляют исполнение бюджета. По Уставу Самарской области Правительство Самарской области как орган исполнительной власти разрабатывает проект областного бюджета, исполняет областной бюджет, составляет отчет об исполнении областного бюджета и представляет его губернатору для внесения на рассмотрение и утверждение Самарской Губернской Думой.

В субъектах Российской Федерации функционируют также финансовые органы, которые осуществляют техническую работу по составлению проекта бюджета, его исполнению, управляют государственным и муниципальным долгом, создают фонды финансовой поддержки муниципальных образований, выдают ссуды, выделяют субвенции органам местного самоуправления и оказывают иные формы финансовой помощи, осуществляют государственный финансовый контроль на соответствующей территории.

Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность главным образом через входящие в состав администраций финансово-бюджетные управления. Местные финансы включают денежные средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие финансовые средства. Каждый орган местного самоуправления имеет право на собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования денежных средств из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления (представительные и исполнительные) в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

    устанавливают местные налоги и сборы, предоставляют льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;

    обращаются за финансовой помощью к федеральным органам и органам субъектов Российской Федерации, которые перечисляют средства из фондов финансовой поддержки в бюджеты муниципальных образований;

    составляют проект местного бюджета, рассматривают и утверждают его, исполняют и отчитываются о его исполнении;

    осуществляют взаимодействие местных финансовых органов с финансово-кредитными организациями;

    осуществляют эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов;

    предоставляют необходимую информацию налоговым органам;

    получают в банках и других кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты;

    осуществляют муниципальные займы путем выпуска муниципальных облигаций.

Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов. В ней участвуют и органы местного самоуправления, поскольку для реализации их задач требуются финансовые ресурсы, регулирование финансовых отношений. В силу различия задач и правового положения тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней неодинаковы. Различная взаимосвязь с финансовой деятельностью позволяет выделить органы общей компетенции, осуществляющие финансовые полномочия в качестве одного из направлений своей деятельности, и органы специальной компетенции, созданные целенаправленно для реализации государственных функций по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Систему органов общей компетенции представляют Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ.

Согласно принципу разделения властей прерогативой законодательных (представительных) органов государственной власти является принятие финансовых законов. Кроме правотворческой функции Федеральное Собрание РФ и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ осуществляют полномочия в сфере финансового контроля.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80), соответственно которой строится финансовая политика. Он обращается с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики к Федеральному Собранию (п. «е» ст. 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных госу-дарственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Главное контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

В целях совершенствования аналитического и информационного обеспечения деятельности Президента РФ по экономическим вопросам, включая вопросы общегосударственных финансов, бюджета, межбюджетных отношений и др., в составе Администрации Президента РФ образовано Экономическое управление Президента РФ.

Исполнительные органы государственной власти (Правительство РФ, правительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к реализации финансовых законов, осуществляют правотворческие полномочия, принимая и издавая подзаконные нормативные финансово-правовые акты, исполняют бюджет под контролем законодательных (представительных) органов и т. д.

В структуре Аппарата Правительства РФ созданы Департамент государственных финансов, Департамент экономики, Департамент финансовых рынков и имущественных отношений.

К функциям Департамента государственных финансов отнесено обеспечение реализации единой финансовой, налоговой и денежно-кредитной политики.

В ведении этого структурного подразделения Аппарата Правительства РФ находится широкий спектр финансово-правовых вопросов.

В сфере бюджетной деятельности государства основными направлениями компетенции департамента являются: разработка и исполнение федерального бюджета, включая вопросы методологии; формирование источников финансирования дефицита федерального бюджета; совершенствование бюджетной системы и бюджетного законодательства; методология и организация государственного финансового контроля за целевым использованием средств федерального бюджета и его совершенствование; вопросы финансирования расходов федерального бюджета в иностранной валюте.

К вопросам ведения Департамента государственных финансов в сфере реализации налоговой политики относятся: совер-шенствование налогового законодательства, развитие налоговой системы Российской Федерации, обеспечение поступления налогов и платежей в федеральный бюджет; реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.

Департамент обладает обширными полномочиями в области государственной кредитной деятельности, поскольку в сферу его компетенции входят:

государственное регулирование рынка ценных бумаг, вопросы развития различных видов и форм ценных бумаг, регулирование их обращения;

вопросы восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации и погашения долговых товарных обязательств государства перед населением, защиты прав вкладчиков;

вопросы выпуска, размещения и погашения государственных ценных бумаг и займов, предоставления гарантийных обязательств, обслуживания и погашения государственного внутреннего и внешнего долга;

порядок привлечения иностранных несвязанных (финансовых) и связанных кредитов (займов) под гарантии Правительства РФ;

программа государственных, внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов на соответствующий финансовый год;

взаимоотношения с международными финансовыми организациями;

вопросы государственного долга и финансовых активов Российской Федерации.

Кредитная деятельность государства тесно связана с валютным регулированием и валютным контролем, поэтому Департа-мент государственных финансов реализует государственную политику по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляет образование и использование государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней, организует пробирный надзор.

Департамент государственных финансов занимается определением основных направлений денежно-кредитной политики и ее реализацией, организацией денежного обращения, регулированием деятельности кредитных организаций, совершенствованием банковской системы, реструктуризацией кредитных организаций.

К вопросам ведения Департамента государственных финансов относятся также организация и регулирование государственной деятельности в сфере аудита, страхования и бухгалтерского учета.

Основными направлениями деятельности Департамента экономики являются:

подготовка концепций и прогнозов, а также программ социально-экономического развития страны, анализ итогов социально-экономического развития страны;

структурно-инвестиционная политика, бюджет развития и федеральная адресная инвестиционная программа, нормативно-методическое обеспечение подготовки федеральных целевых программ и формирование их перечня, порядок финансирования и кредитования государственных капитальных вложений;

финансовое оздоровление, несостоятельность (банкротство) предприятий;

поставки для государственных нужд, подготовка перечня и определение объемов поставок продукции для федеральных государственных нужд;

составление планов-прогнозов развития государственного сектора экономики;

нормативно-методическое обеспечение использования контрольно-кассовых машин;

формирование политики (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.

Отдельные вопросы финансовой деятельности государства отнесены к предметам ведения иных департаментов Аппарата Правительства РФ. Например, Департамент международного сотрудничества в числе прочих функций:

регулирует вопросы валютного регулирования, валютного контроля и международных расчетов по экспортно-импортным операциям, торговли услугами и движению капиталов, регулирования экспортно-импортных и других внешнеторговых операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

привлекает иностранные кредиты по межправительственным соглашениям, осуществляет их товарное наполнение, контролирует использование и погашение привлеченных кредитов в рамках общих лимитов государственных внешних заимствований;

устанавливает двусторонние отношения по долговой проблематике, осуществляет и контролирует предоставление Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам по межправительственным соглашениям.

Среди предметов ведения, отнесенных к компетенции Департамента регионального развития, к сфере финансовой деятельности государства относятся вопросы межбюджетных отношений с субъектами РФ в части формирования и распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда регионального развития, Фонда развития региональных финансов и оказания финансовой помощи, пре-дусмотренной для бюджетов других уровней. Департамент принимает участие в разработке и реализации предложений по социально-экономическому развитию субъектов РФ, в том числе федеральных целевых программ регионального развития.

Функции финансовой деятельности выполняют также федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства, комитеты и т. д.). Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам, формируемым местным самоуправлением (отделы, управления администраций и т. п.).

Среди специализированных органов финансово-кредитной компетенции особо выделяется Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой дея-тельности. В целях повышения эффективности осуществления своих задач и мер по оздоровлению экономики Минфин России имеет в составе центрального аппарата департаменты бюджетной политики, налоговой политики, межбюджетных отношений, макроэкономической политики и банковской деятельности и др.

Основными задачами Минфина России являются: совер-шенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации, участие в проведении и разработке единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней; разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; разработка программ государственных заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ; осуществление в пределах своих полномочий государственного финансового контроля и др.

Этим задачам соответствуют выполняемые Минфином России следующие функции: подготовка предложений по совершенствованию механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ, участие в подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики, контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, эмиссия государственных ценных бумаг и др.

Для выполнения своих задач и функций Минфин России имеет необходимые права, состоящие из полномочий различного характера. К ним относятся права: вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля; определяемые участием в формировании и использовании целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов; по регулированию соотношения доходов и расходов бюджетов субъектов РФ, налоговых поступлений в федеральный бюджет; по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка.

Деятельность Минфина России распространяется на все звенья финансовой системы.

Субъектами РФ также создаются подобные органы (мини-стерства финансов или финансовые управления). В системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления.

Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе» была образована единая централизо-ванная система органов Федерального казначейства, подчиненная Минфину России.

На органы Федерального казначейства возложены следующие задачи:

организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета;

регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов и контроль за этими фондами;

осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

управление и обслуживание совместно с Центральным бан-ком РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ и др.

Органы Федерального казначейства наделены необходимыми правами. Среди них ряд прав, обеспечивающих контрольные функции казначейства: проводить проверки денежных документов, смет и т. п. в органах управления, организациях, банках; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений, организаций, использующих федеральные бюджетные и внебюджетные средства; изымать у предприятий, учреждений, организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов. Органы Федерального казначейства имеют право применять меры принудительного воздействия.

Органы Федерального казначейства взаимодействуют с учреждениями Центрального банка РФ, иными финансово-кредитными учреждениями, налоговыми органами по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают материалы правоохранительным органам.

Федеральное казначейство (Казначейство России) ныне является одной из федеральных служб в составе Минфина Рос-

Представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета (ст. 14 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»).

В целях повышения эффективности инвестиционного процесса, создания условий для широкого привлечения финансовых ресурсов, в том числе от иностранных инвесторов, была создана Российская финансовая корпорация, деятельность которой заключается в организации финансирования капитальных вложений в приоритетные проекты.

Финансово-инвестиционные корпорации создаются также органами власти субъектов РФ.

В особую систему выделяются налоговые органы, к которым согласно п. 1 ст. 30 НК РФ относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные подразделения. В настоящее время это Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» названная структура определена в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Налоговые органы РФ составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Кроме осуществления контрольных полномочий в сфере на-логообложения, ФНС России несет ответственность за выработку и реализацию налоговой политики государства с целью обеспечения своевременного и полного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также обеспечивает государственное регулирование, межотраслевую координацию и контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

ФНС России свойственно осуществление не только функций контрольного характера, но и полномочий, направленных на совершенствование финансовой деятельности государства в целом. В пределах своей компетенции ФНС России подготавливает предложения по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в Российской Федерации, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного на-логообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений; разрабатывает совместно с иными уполномоченными органами проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответст-вующий год.

В целях реализации возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговые органы в числе прочих полномочий обязаны защищать финансовые интересы государства. Налоговым органам предоставлено право возбуждать процедуру о восстановле-нии нарушенных прав государства в финансовой сфере посредством искового судопроизводства.

Самостоятельным субъектом финансовой деятельности государства в сфере налогового контроля являются органы внутренних дел. Полномочия органов внутренних дел в налоговых правоотношениях определены гл. 6 НК РФ и заключаются в проведении с налоговыми органами выездных налоговых проверок. Органы внутренних дел привлекаются к участию в контрольных мероприятиях по запросу налоговых органов.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения на- логово-процессуальных действий, относящихся к компетенции налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневный срок со дня выявления этих обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Для реализации налогово-контрольных полномочий в структуре Министерства внутренних дел образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям.

Деятельность в области налогообложения в рамках своих задач и функций осуществляет также Государственный таможенный комитет РФ. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу, контролируют поступление средств в государственные внебюджетные фонды, несут установленную законодательством ответственность.

Основные положения организации государственного надзора за страховой деятельностью закреплены Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» . В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 функции по контролю и надзору за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства осуществляет Федеральная служба страхового надзора.

Финансовую деятельность осуществляют уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компе­тенцией, а также муниципальные органы. При всем этом практиче­ски все органы государства без исключения занимаются финансо­вой деятельностью. Органы общей компетенции - высшие пред­ставительные и исполнительные органы государственной вла­сти - руководят всеми финансами, бюджетом. налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхо­вание, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ)

Представительные органы в лице Федерального Собрания, Представительные органы субъектов Федерации и местного само­управления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета РФ, занимается другими фи-

Глава 1.
Стоит отметить, что основы финансовой деятельности государства 15

нансовыми вопросами государства (п. «а», «б» ч. 1 ст. 114 Консти­туции РФ)

В осуществлении финансовой деятельности в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Конституцией РФ участвует Президент Российской Федерации. Стоит заметить, что он издает указы по финансовым вопросам; подписывает федеральные законы; назначает и оϲʙᴏбождает от должности министра финансов, министра по налогам и сборам, директора ФСНП (федеральная служба налоговой полиции), предствляет Государственной Думе кан­дидатуру председателя Банка России. Ряд контрольных полномочий реализует Главное контрольное управление администрации Прези­дента РФ, о чем подробнее будет сказано в § 2 главы 4. ""*"

Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления обеспечива­ют в пределах ϲʙᴏей компетенции руководство финансами соответ­ствующих национально-территориальных и административно-тер­риториальных (закрытых городов) образований. Поскольку финан­совая система едина, то все перечисленные органы выполняют на ϲʙᴏей территории функции в отношении финансов в строгом соот­ветствии со ϲʙᴏей компетенцией. К примеру, органы местного са­моуправления помимо того, что утверждают местные бюджеты и используют их средства на нужды местного значения, обеспечивают на ϲʙᴏей территории поступление доходов в вышестоящие бюдже­ты, образование кредитных ресурсов банков, страховых фондов.

Органы власти специальной компетенции в зависимости от сте­пени участия в финансовой деятельности можно подразделить на две группы:

государственные органы, осуществляющие финансовую деятель­ность в связи с выполнением ϲʙᴏих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты. Управляя порученным участком государственной деятель­ности, они тратят бюджетные ассигнования, создают на ϲʙᴏих пред­приятиях прибыль, кᴏᴛᴏᴩая в ϲʙᴏю очередь перераспределяет в бюд­жет, утверждают сметы подведомственных учреждений, распределя­ют в пределах ϲʙᴏей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть кᴏᴛᴏᴩых в ϲʙᴏю очередь перераспределяется в бюджет и другие федеральные внебюджетные фонды. Их функции и полномочия в области финан­сов определяются специальными нормативными актами;

государственные органы специальной компетенции, для кото­рых финансовая деятельность будет основной. Эти органы соз­даны специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.

Систему финансовых органов возглавляет Министерство фи­нансов РФ. Все национально-территориальные и административ­но-территориальные образования имеют в составе ϲʙᴏих прави­тельств или администраций управления, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие респуб­ликанские министерства финансов или другие органы финансового

16 Раздел I. Финансовая деятельность и финансовое право

управления. В органах местного самоуправления, сельских, посел­ковых финансовой деятельностью могут заниматься объединенные бухгалтерии.

Учитывая, что основной объем работы в области финансовой деятельности государства осуществляется Министерством финан­сов, рассмотрим его компетенцию более подробно.

Министерство финансов выделяется комплексным характером ϲʙᴏих функций. Стоит заметить, что оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики. Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти, явля­ется преемником ранее самостоятельно существовавших служб - Федеральной службы по надзору за страховой деятельно­стью, Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным кам­ням, Федеральной комиссии лотерей и игр РФ.

Основные задачи Министерства финансов Российской Федера­ции в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Стоит сказать - положением о нем":

1) совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюд­жетного федерализма;

2) разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

3) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных на­правлениях социально-экономического развития РФ;

4) разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения в установленном порядке; составление отчета об испол­нении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

5) разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ; управление го­сударственным внутренним и внешним долгом РФ;

6) разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ;

7) участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драго­ценных металлов и драгоценных камней;

8) разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

9) осуществление в пределах ϲʙᴏей компетенции государствен­ного финансового контроля;

10) обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных организациях), а также в со­ответствии с российским законодательством аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе)

Министерство финансов Российской Федерации в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с возложенными на него задачами реализует следующие основные функции (ст. 6 Стоит сказать - положения):

1) подготавливает предложения и реализует меры по совершен-

СЗ РФ. 1998. №11. Ст. 1288.

Глава 1.
Стоит отметить, что основы финансовой деятельности государства 17

ствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федера­лизма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

2) участвует в установленном порядке в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, средне­срочную и краткосрочную перспективу;

3) участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, испол­нителей работ и услуг;

4) участвует в подготовке предложений по основным направле­ниям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

5) участвует в формировании и осуществлении единой полити­ки цен;

6) участвует в подготовке федеральных целевых программ, обес­печивает в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;

7) разрабатывает меры, направленные на формирование и реа­лизацию активной инвестиционной политики, участвует в разра­ботке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;

8) участвует в установленном порядке в разработке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

9) разрабатывает и принимает в установленном порядке норма­тивные правовые акты по вопросам, ᴏᴛʜᴏϲᴙщимся к компетенции Министерства, обязательные для исполнения на территории РФ;

10) обеспечивает повышение качества научных исследований в области финансов, кредита и денежного обращения, а также взаимодействует с научно-исследовательскими организациями эко­номического профиля по выработке предложений об эффективном использовании государственных средств;

11) проводит совместно с Министерством РФ по связи и ин­форматизации единую техническую политику в области информа­тизации ϲʙᴏих территориальных органов;

12) обеспечивает разработку и исполнение государственного бюджета, что закреплено в ст. 165-167 БК РФ.

Министерство финансов Российской Федерации имеет право (ст. 7 Стоит сказать - положения):

1) запрашивать в установленном порядке у федеральных орга­нов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ материалы, необходимые для:

Разработки проекта федерального бюджета;

Расчета прогноза консолидированного бюджета РФ;

исполнении федерального бюджета; олнении консолидированного бюд-

18 Раздел I. Финансовая деятельность и финансовое право

жета в целом по РФ и анализа консолидированных бюджетов субъ­ектов РФ;

2) запрашивать в установленном порядке материалы по целевым бюджетным и государственным внебюджетным фондам, проектам их бюджетов, утвержденным бюджетам фондов и отчеты об их ис­полнении;

3) запрашивать у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций дан­ные, необходимые для осуществления контроля за целевым расхо­дованием средств федерального бюджета;

4) проводить совместно с ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими министерствами экспертизу технико-экономических проектов, представляемых в ка­честве обоснований для выделения средств на инвестиции;

5) представлять в установленном порядке Правительство РФ при предоставлении государственных гарантий по кредитам в пре­делах размера государственного долга, утверждаемого федеральным законом о федеральном бюджете на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий год;

6) ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством РФ финансиро­вание из федерального бюджета организаций при выявлении фак­тов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки от­четности о расходовании ранее полученных средств;

7) взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому на­значению, с наложением штрафа в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательст­вом РФ;

8) организовывать формирование за счет средств федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставлять помощь за счет средств ϶ᴛᴏго Фонда в порядке и размерах, утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий год;

9) выдавать в случаях, предусмотренных законодательством РФ, ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ на по­крытие временных кассовых разрывов с погашением данных ссуд в рамках бюджетного года;

10) предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законодатель­ством РФ, с уведомлением налоговых органов и ведением соответ­ствующего реестра;

11) выступать по поручению Правительства РФ официальным корреспондентом международных финансовых организаций, в ко­торых состоит Российская Федерация, а также других иностранных контрагентов по финансовым операциям Правительства РФ;

12) осуществлять лицензионную деятельность в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством РФ и получать отчеты о деятельности соответ­ствующих организаций.

Глава 1.
Стоит отметить, что основы финансовой деятельности государства 19

Организационная структура Министерства финансов Российской

федерации:

Министерство финансов РФ возглавляет Министр, назначае­мый на должность и оϲʙᴏбождаемый от должности Президентом рф по представлению Председателя Правительства РФ.

Министр:

Несет персональную ответственность за выполнение возложен­ных на Министерство задач и осуществление им ϲʙᴏих функций;

Имеет заместителей, назначаемых на должность и оϲʙᴏбож­даемых от должности Правительством РФ; ,л,

Руководит деятельностью Министерства на базе единона­чалия;

Распределяет обязанности между заместителями министра;

Вносит в установленном порядке на рассмотрение Прави­тельства РФ проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

Руководит деятельностью Федерального казначейства;

Утверждает положения о"структурных подразделениях Мини­стерства;

Назначает в установленном порядке на должность и оϲʙᴏбождает от должности работников центрального аппарата Министерства и т.д.

В Министерстве финансов РФ образуется коллегия (ст. 11 По­ложения) в составе министра (председатель коллегии), его замести­телей, руководителей Министерства РФ по налогам и сборам и Го­сударственного таможенного комитета РФ, а также других руково­дящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению министра.

Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должно­сти, утверждаются Правительством РФ.

Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюд­жетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства.

Решения коллегии реализуютсятрадиционно приказами мини­стра.

В случае разногласий между министром и членами коллегии окончательное решение принимает министр, докладывая о возник­ших разногласиях Правительству РФ. Члены коллегии могут сооб­щить ϲʙᴏе мнение в Правительство РФ.

Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, во­просов внедрения в практику достижений науки при Министерстве финансов РФ создан научный совет, в состав кᴏᴛᴏᴩого вошли уче­ные и теоретики, специалисты в области финансов, кредита и де­нежного обращения.

В 2001 г. в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № П5-ФЗ «Об организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»" в структуре

" Российская газета. 2001 № 151 -152

20 Раздел I. Финансовая деятельность и финансовое право

Минфина РФ был образован Комитет РФ по финансовому монито­рингу (далее - КФМ России)

Как видим, деятельность Минфина России распространяется на все звенья финансовой системы.

Важно заметить, что один из специальных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства, - Центральный банк РФ, кᴏᴛᴏᴩый осу­ществляет руководство в области банковской деятельности.
Именно на Центральный банк возложена функция эмиссии денег. Вместе с Правительством РФ он определяет политику государства в облас­ти денег и денежного обращения. Центральный банк РФ контроли­рует и направляет деятельность коммерческих банков, в т.ч. выдает лицензии на их деятельность, устанавливает объем уставно­го капитала и резервного фонда, кᴏᴛᴏᴩый, кстати, хранится на рас­четных счетах Центрального банка. Через расчетно-кассовый центр (РКЦ) Центральный банк контролирует все расчеты коммерческих банков.

В период перехода к рынку финансовая деятельность государст­ва приобретает все большее значение, процессы перераспределения и накопления идут только через финансовые ресурсы, по϶ᴛᴏму контроль и наблюдение за деятельностью по аккумуляции, перерас­пределению и использованию денежных фондов приобретает все большую роль. В результате в период перехода к рынку появился целый ряд органов, специально занимающихся контролем в облас­ти финансовой деятельности государства.

Такими специальными органами будут:

Счетная палата РФ - постоянно действующий орган финан­сового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчет­ный ему.
Стоит отметить, что основная задача Счетной палаты - организация и осуще­ствление контроля за ϲʙᴏевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федераль­ных внебюджетных фондов.

Федеральное казначейство следит в целом за проведением бюджетной политики и осуществлением эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, за накоплением и использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за государственной казной, за всеми госу­дарственными денежными накоплениями.

Основным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, будет Министерство РФ по налогам и сборам.

Для усиления государственного влияния, контроля, слежения рублем за соблюдением законности в области финансовой деятель­ности образована Федеральная служба налоговой полиции, одна из основных задач кᴏᴛᴏᴩой - предупреждение коррупции в области финансовой деятельности, в т.ч. и в органах налоговой ин­спекции.

Финансовой деятельностью занимаются и таможенные органы, кᴏᴛᴏᴩые в настоящее время аккумулируют примерно четвертую часть бюджетных средств.

Глава 1.
Стоит отметить, что основы финансовой деятельности государства 21

Есть еще ряд органов, специально занимающихся финансовым контролем, но их деятельность будет рассмотрена в главах учебни­ка, специально посвященных финансовому контролю.

Контрольные вопросы:

1. Что такое финансы?

2. Что означает понятие «финансовая деятельность государства и муниципальных образований»?

3. Дайте определение финансовой системы и ее элементов (инето-тутов)

4. Назовите методы осуществления финансовой деятельности. Материал опубликован на http://сайт

5. Какие органы государственной власти осуществляют финансовую деятельность?

6. Назовите специальные органы исполнительной власти, кᴏᴛᴏᴩые осуществляют финансовую деятельность.

Глава 2. Предмет и система финансового права

Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, однако среди них можно выделить две основные группы органов:

2) органы специальной компетенции.

К первой группе относятся высшие законодательные и исполнительные органы, которые наряду со своими общими функциями руководят всеми финансами, денежно-кредитной системой, осуществляют валютное и таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71, ст. 75 Конституции РФ).

Законодательные органы в лице Федерального Собрания, представительных органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и осуществляют контроль за их исполнением (ст. 153 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно принципу разделения властей прерогативой законодательных (представительных) органов государственной власти является принятие финансовых законов. Кроме правотворческой функции Федеральное Собрание РФ и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ осуществляют полномочия в сфере финансового контроля.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80), соответственно которой строится финансовая политика. Он обращается с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики к Федеральному Собранию (п. «е» ст. 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Исполнительные органы в лице Правительства Российской Федерации, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления принимают меры к реализации финансовых законов, осуществляют правотворческие полномочия, принимая и издавая подзаконные нормативные финансово-правовые акты, исполняют бюджет под контролем законодательных (представительных) органов и т. д.

В структуре Аппарата Правительства РФ созданы Департамент государственных финансов, Департамент экономики, Департамент финансовых рынков и имущественных отношений (Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (с изм. от 30 ноября 2009 г. № 968)


К функциям Департамента государственных финансов отнесено обеспечение реализации единой финансовой, налоговой и денежно-кредитной политики. В ведении этого структурного подразделения Аппарата Правительства РФ находится широкий спектр финансово-правовых вопросов.

В сфере бюджетной деятельности государства основными направлениями компетенции департамента являются:

Разработка и исполнение федерального бюджета, включая вопросы методологии;

Формирование источников финансирования дефицита федерального бюджета;

Совершенствование бюджетной системы и бюджетного законодательства;

Методология и организация государственного финансового контроля за целевым использованием средств федерального бюджета и его совершенствование;

Вопросы финансирования расходов федерального бюджета в иностранной валюте.

К вопросам ведения Департамента государственных финансов в сфере реализации налоговой политики относятся: совершенствование налогового законодательства, развитие налоговой системы Российской Федерации, обеспечение поступления налогов и платежей в федеральный бюджет; реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.

Департамент обладает обширными полномочиями в области государственной кредитной деятельности, поскольку в сферу его компетенции входят:

Государственное регулирование рынка ценных бумаг, вопросы развития различных видов и форм ценных бумаг , регулирование их обращения;

Вопросы восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации и погашения долговых товарных обязательств государства перед населением, защиты прав вкладчиков;

Вопросы выпуска, размещения и погашения государственных ценных бумаг и займов, предоставления гарантийных обязательств, обслуживания и погашения государственного внутреннего и внешнего долга;

Порядок привлечения иностранных несвязанных (финансовых) и связанных кредитов (займов) под гарантии Правительства РФ;

Программа государственных, внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов на соответствующий финансовый год;

Взаимоотношения с международными финансовыми организациями;

Вопросы государственного долга и финансовых активов Российской Федерации.

Кредитная деятельность государства тесно связана с валютным регулированием и валютным контролем, поэтому Департамент государственных финансов реализует государственную политику по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляет образование и использование государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней, организует пробирный надзор.

Департамент государственных финансов занимается определением основных направлений денежно-кредитной политики и ее реализацией, организацией денежного обращения, регулированием деятельности кредитных организаций, совершенствованием банковской системы, реструктуризацией кредитных организаций.

К вопросам ведения Департамента государственных финансов относятся также организация и регулирование государственной деятельности в сфере аудита, страхования и бухгалтерского учета.

Основными направлениями деятельности Департамента экономики являются:

Подготовка концепций и прогнозов, а также программ социально-экономического развития страны, анализ итогов социально-экономического развития страны;

Структурно-инвестиционная политика, бюджет развития и федеральная адресная инвестиционная программа, нормативно-методическое обеспечение подготовки федеральных целевых программ и формирование их перечня, порядок финансирования и кредитования государственных капитальных вложений;

Финансовое оздоровление, несостоятельность (банкротство) предприятий;

Поставки для государственных нужд, подготовка перечня и определение объемов поставок продукции для федеральных государственных нужд;

Составление планов-прогнозов развития государственного сектора экономики;

Нормативно-методическое обеспечение использования контрольно-кассовых машин;

Формирование политики (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий .

Отдельные вопросы финансовой деятельности государства отнесены к предметам ведения иных департаментов Аппарата Правительства РФ. Например, Департамент международного сотрудничества.

Функции финансовой деятельности выполняют также федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства, комитеты и т. д.). Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам, формируемым местным самоуправлением (отделы, управления администраций и т. п.).

Вторую группу государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, составляют государственные органы, для которых финансовая деятельность является основной. Они специально созданы для проведения финансовой деятельности и финансового контроля в государстве.

В системе органов специальной компетенции следует выделить группу органов, занимающихся контролем в сфере финансовой деятельности государства. К таким органам относятся: Счётная палата, которая является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 11.01.1995 № 4-ФЗ (в ред. от 05.04.2010 № 43-ФЗ).

Основными задачами Счетной палаты являются:

Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральный собственности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В процессе реализации задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

Организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

Проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;

Анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

Подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;

Подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации.

Основная роль в сфере финансовой деятельности Российской Федерации отводится Министерству финансов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.03.2010 № 135) обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. В целях повышения эффективности осуществления своих задач и мер по оздоровлению экономики Минфин России имеет в составе центрального аппарата департаменты бюджетной политики, налоговой политики, межбюджетных отношений, макроэкономической политики и банковской деятельности и др.

Основными задачами Минфина России являются:

Совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации, участие в проведении и разработке единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

Разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

Разработка программ государственных заимствований и их реализация, управление -государственным внутренним и внешним долгом РФ;

Осуществление в пределах своих полномочий государственного финансового контроля и др.

Этим задачам соответствуют выполняемые Минфином России следующие функции: подготовка предложений по совершенствованию механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ, участие в подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики, контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, эмиссия государственных ценных бумаг и др.

Для выполнения своих задач и функций Минфин России имеет необходимые права, состоящие из полномочий различного характера. К ним относятся права: вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля; определяемые участием в формировании и использовании целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов; по регулированию соотношения доходов и расходов бюджетов субъектов РФ, налоговых поступлений в федеральный бюджет; по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

1) вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

2) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство принимает следующие нормативные правовые акты:

Порядок формирования отчётности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации;

Порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

Порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации;

Формы налоговых деклараций, расчётов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;

Акты, устанавливающие максимальные суммы одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей, - по согласованию с Федеральной таможенной службой;

Отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг;

Условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии отдельных выпусков федеральных государственных ценных бумаг;

Порядок ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчетности;

Порядок определения цен на драгоценные металлы, а также изделия из них, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и реализуемые из него;

Акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

Формы и сроки представления отчётности о лотереях;

Требования финансовой устойчивости страховщиков, а также формы учёта и отчётности страховщиков и др.;

3) осуществляет :

Составление проекта федерального бюджета, утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета, составление и представление в Правительство Российской Федерации отчётности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

Управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации;

Выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;

Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;

Управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации;

В установленном порядке ведение переговоров и подписание от имени Правительства Российской Федерации многосторонних соглашений с должниками и кредиторами в рамках Парижского клуба;

Сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;

Организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

В установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;

Осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Деятельность Минфина России распространяется на все звенья финансовой системы.

Субъектами РФ также создаются подобные органы (министерства финансов или финансовые управления). В системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления.

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» (с изм. от 27 января 2009 г. N 43) была образована единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиненная Минфину России (признается утратившим силу постановление Правительства РФ от 27 августа 1993 г. N 864 «О федеральном казначействе Российской Федерации»).

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

На органы Федерального казначейства возложены следующие задачи:

Организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета;

Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов и контроль за этими фондами;

Осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

Управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ и др.

Органы Федерального казначейства наделены необходимыми правами. Среди них ряд прав, обеспечивающих контрольные функции казначейства: проводить проверки денежных документов, смет и т. п. в органах управления, организациях, банках; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений, организаций, использующих федеральные бюджетные и внебюджетные средства; изымать у предприятий, учреждений, организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов. Органы Федерального казначейства имеют право применять меры принудительного воздействия.

Органы Федерального казначейства взаимодействуют с учреждениями Центрального банка РФ, иными финансово-кредитными учреждениями, налоговыми органами по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают материалы правоохранительным органам.

Федеральное казначейство (Казначейство России) ныне является одной из федеральных служб в составе Минфина России (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 22 июня 2009 г. № 710).

В особую систему выделяются налоговые органы, к которым согласно п. 1 ст. 30 HК РФ относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные подразделения. В настоящее время это Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (с изм. от 15 июля 2009 г. № 561), названная структура определена в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Налоговые органы РФ составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Кроме осуществления контрольных полномочий в сфере налогообложения, ФНС России несет ответственность за выработку и реализацию налоговой политики государства с целью обеспечения своевременного и полного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также обеспечивает государственное регулирование, межотраслевую координацию и контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

ФНС России свойственно осуществление не только функций контрольного характера, но и полномочий, направленных на совершенствование финансовой деятельности государства в целом. В пределах своей компетенции ФНС России подготавливает предложения по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в Российской Федерации, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений; разрабатывает совместно с иными уполномоченными органами проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

В целях реализации возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговые органы в числе прочих полномочий обязаны

защищать финансовые интересы государства. Налоговым органам предоставлено право возбуждать процедуру о восстановлении нарушенных прав государства в финансовой сфере посредством искового судопроизводства.

Самостоятельным субъектом финансовой деятельности государства в сфере налогового контроля являются органы внутренних дел. Полномочия органов внутренних дел в налоговых правоотношениях определены гл. 6 НК РФ и заключаются в проведении с налоговыми органами выездных налоговых проверок. Органы внутренних дел привлекаются к участию в контрольных мероприятиях по запросу налоговых органов.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения налогово-процессуальных действий, относящихся к компетенции налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневный срок со дня выявления этих обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Для реализации налогово-контрольных полномочий в структуре Министерства внутренних дел образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» (с изм. от 9 марта 2004 г. № 314).

Финансовая деятельность осуществляется и банковской системой, в состав которой входят Центральный банк РФ и иные кредитные организации.

К числу других государственных финансово-кредитных организаций относятся государственные внебюджетные фонды (система органов, управляющих деятельностью по образованию, распределению и использованию целевых финансовых ресурсов).

Распределение компетенции между представительными и исполнительными органами.

Финансовую деятельность осущест­вляют все без исключения государственные органы, так как вы­полнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов. В ней участвуют и органы местного самоуправления, поскольку для реализации их задач требуются финансовые ресурсы, регулирование финансовых отношений. Од­нако в силу различия задач и правового положения тех или иных государственных и местных органов масштабы их финансовой де­ятельности и степень участия в ней неодинаковы.

Представительные (законодательные) органы и органы испол­нительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение кото­рых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов, а также муниципальных образований. При этом к пол­номочиям представительных органов относится прежде всего ут­верждение бюджетов соответствующих уровней, установление на­логов и сборов.

Согласно принципу разделения властей прерогативой предста­вительных государственных органов власти является принятие за­конов по вопросам финансов. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие зако­нопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, прави­тельства или администрации субъектов Федерации) принимают меры к их реализации, исполняют бюджет под контролем предста­вительных органов.

При Правительстве РФ в целях обеспечения координации дей­ствий федеральных органов исполнительной власти и Центрально­го банка РФ по проведению единой финансовой и денежно-кредит­ной политики, а также усиления контроля за валютными опера­циями и состоянием денежного рынка действует Комиссия по во­просам финансовой и денежно-кредитной политики; создан Эко­номический совет. В структуре аппарата Правительства РФ име­ется Департамент финансов и денежно-кредитного регулиро­вания.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие ор­ганов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов определяет основные направления внут­ренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о по­ложении в стране, об основных направлениях внутренней и внеш­ней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собра­нию (ч. 3 ст. 80, п. «е» ст. 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам фор­мирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государствен­ных фондов, финансирования государственных расходов феде­рального уровня, денежно-кредитной политики, организации рас­четов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Глав­ное контрольное управление Президента РФ осуществляет финан­совый контроль5.

В целях информационно-аналитического обеспечения Прези­дента РФ в области экономических проблем в составе Администра­ции Президента РФ образовано Экономическое управление Президента РФ. Его деятельность распространяется и на область обще­государственных финансов, бюджета, межбюджетных отношений и др.

Основными задачами Управления являются:

Анализ социально-экономической ситуации в стране, прогно­зирование ее развития и выработка предложений Президенту РФ;

Анализ хода исполнения федерального бюджета федеральны­ми органами" исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

Подготовка предложений по реализации указов и распоря­жений Президента РФ в области экономической политики госу­дарства;

Экономическая экспертиза проектов федеральных законов, договоров и соглашений о разграничении предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органа­ми государственной власти субъектов РФ, проектов указов Прези­дента РФ, постановлений Правительства РФ по социально-эконо­мическим вопросам;

Участие в подготовке предложений Президенту РФ о совер­шенствовании деятельности федеральных органов власти по ре­зультатам анализа хода исполнения ими федерального бюджета;

Участие в подготовке ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию о положении в стране, в подготовке бюд­жетного послания Президента РФ;

Комплексный анализ межбюджетных отношений и подго­товка предложений по их совершенствованию, и др.

Функции финансовой деятельности выполняют также испол­нительные органы власти РФ и субъектов Федерации, осущест­вляющие функции государственного управления в рамках опреде­ленных отраслей или сфер управления (министерства, комитеты и т.д.). Эти функции обеспечивают выполнение задач данных ор­ганов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам, формируе­мым в системе местного самоуправления (отделы, управления ад­министраций и т.п.).

Вместе с тем существует система органов управления, для ко­торых сама финансовая деятельность является основной, опреде­ляющей содержание их компетенции. Это система финансово-кре­дитных органов, специально созданных для управления финан­сами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы - бюджет, целевые внебюджет­ные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, органи­заций, учреждений.

Финансово-кредитные органы.

В 1990-х гг. система финан­сово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобра­зованиями существенно перестроена: появились новые органы (Го­сударственная налоговая служба, впоследствии - Министерство РФ по налогам и сборам, федеральное казначейство, Госстрахнад­зор, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов.

Среди этих органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных на раз­ные стороны финансовой деятельности государства, в связи с чем воздействует на эту деятельность в целом. Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, на­логовой и валютной политики в стране, координирует деятель­ность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие доку­менты по вопросам организации финансовой деятельности. Осу­ществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с дру­гими органами исполнительной власти - федеральными, органа­ми субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

В последнее время предприняты меры по усилению роли Ми­нистерства финансов РФ в финансовой деятельности государства, которая в определенной мере была ослаблена, в частности, в связи с выделением из его компетенции вопросов налогообложения, над­зора за страховой деятельностью и др. и созданием соответствую­щих государственных служб.

Теперь Министерство финансов РФ стало правопреемником ряда самостоятельно существовавших служб, функции которых перешли ему, а именно Федеральной службы по надзору за страхо­вой деятельностью, Комитета РФ по драгоценным металлам и дра­гоценным камням, Федеральной комиссии лотерей и игр РФ2.

Изменена и организационная структура Министерства финан­сов РФ. В целях повышения эффективности осуществления своих задач и мер по оздоровлению экономики Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата наряду с другими подразделениями 16 департаментов по основным направлениям деятельности: бюджетной политики; налоговой политики; меж­бюджетных отношений; финансирования государственного аппа­рата; оборонного комплекса и правоохранительных органов; мак­роэкономической политики и банковской деятельности; управления государственным внутренним долгом; управления государствен­ным внешним долгом; международного сотрудничества и внешнеэ­кономической деятельности; отраслевого финансирования; страхо­вого надзора; государственного финансового контроля и аудита; ме­тодологии бухгалтерского учета и отчетности; правовой; информа­ционно-технический; управления делами Министерства1.

Такая структура Министерства финансов РФ обусловлена его основными задачами, к которым относятся:

Совершенствования бюджетной системы РФ, развитие бюд­жетного федерализма;

Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития фи­нансовых рынков в РФ, участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государствен­ных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных на­правлениях социально-экономического развития РФ;

Разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюд­жета и консолидированного бюджета РФ;

Разработка программ государственных заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

Осуществление в пределах своей компетенции государствен­ного финансового контроля; методологическое руководство ауди­том (кроме аудита в банковской системе, относящегося к функци­ям Центрального банка РФ);

Похожие публикации