Согласование при межевании земельного участка. Порядок и правила межевания границ земельного участка

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение от 2 сентября 2013 г., по вопросам, связанным с подготовкой межевого плана и проведением процедуры согласования местоположения границ земельного участка, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем, полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

1. Об определении понятия «земельный участок».

В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) установлено, что государственный кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Вместе с тем, исходя из положений Закона о кадастре и изданных в его развитие нормативных правовых актов, в государственном кадастре недвижимости могут также содержаться сведения об учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участках (т.е. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, подтверждающие существование такого земельного участка), границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.

2. О заполнении раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана.

Согласно пункту 67.1 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 (далее - Требования), в реквизит «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ.

В соответствии с пунктом 68 Требований в графе «3» реквизита «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана приводятся сведения о правообладателях смежных земельных участков.

Таким образом, сведения о земельных участках, смежных с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ, местоположение которых не уточнено при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка, не подлежат включению в реквизит «6» раздела межевого плана «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях».

3. О получении сведений о правообладателях смежных земельных участков.

В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в части 9 статьи 38 Закона о кадастре документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно пункту 70.1 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные» межевого плана. При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав приложения межевого плана не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Документы, необходимые для подготовки межевого плана, в том числе с целью установления границ смежных земельных участков, возможно получать:

В органе кадастрового учета, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с положениями статьи 14 Закона о кадастре;

Из федерального картографо-геодезического фонда в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. № 706 «Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд»;

Из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 г. № 376 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства».

Также необходимо отметить, что перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях, не является исчерпывающим.

По мнению Департамента недвижимости, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, так и материалы инвентаризации, ситуационные планы БТИ, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.

При этом полагаем, что при отсутствии в составе приложения межевого плана документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона о кадастре, а в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана надлежащего обоснования местоположения уточненных границ земельного участка орган кадастрового учета вправе принять решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

4. О согласовании местоположения границ земельного участка с землями неразграниченной государственной собственности.

В соответствии с пунктом 84.1 Требований в акт согласования границ земельного участка включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем земельного участка, местоположение границ которого уточнено в результате кадастровых работ.

Согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре.

При этом, учитывая положения статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае если смежные земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления.

Если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы с органом местного самоуправления согласно Закону о кадастре не проводится.

Обзор документа

Разъяснено понятие "земельный участок". Это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земля, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства подлежат кадастровому учету. Отмечено, что в кадастре могут содержаться сведения об участке, границы которого не установлены. Подтверждается факт его существования.

Рассмотрен порядок заполнения межевого плана в части указания сведений об уточняемых земельных участках и их частях. В реквизит 6 соответствующего раздела включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате кадастровых работ. В противном случае информация о таких объектах не отражается. Разъясняется процедура получения сведений о правообладателях смежных участков.

Указано, как происходит согласование местоположения границ участка с землями неразграниченной государственной собственности. В соответствующий акт включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем объекта, местоположение границ которого уточнено.

Если смежные участки находятся в муниципальной или в государственной собственности до разграничения, и их не предоставили гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юрлицам (кроме муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду более чем на 5 лет, то согласование проводится с органом местного самоуправления.

Если участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы не проводится.

К таким ситуациям относятся следующие:

Неявка соседа в установленное время и место для процедуры согласования границ

Если он был должным образом уведомлен об этом (лично или по почте), однако не явился на согласование и не представил никаких письменных возражений с обоснованием своего отказа от проведения работ, то в таком случае границы участка считаются установленными без согласования.

При этом в акте обязательно должна быть сделана соответствующая запись, а к межевому плану - приложены документальные доказательства того, что порядок извещения данного субъекта был проведен правильно. Однако стоит учесть, что в дальнейшем сосед все равно сможет оспорить установленные границы через суд, если докажет наличие у него уважительных для неявки причин (например, болезнь, необходимость срочного отъезда, неполучение уведомления о межевании и т. п.).

Если же письменные возражения с обоснованным отказом были в течение установленного срока (то есть месяца) предоставлены, то об этом также делается соответствующая запись в акте.

Что касается предоставленных возражений, то они прилагаются к межевому плану.

Это не будет являться для собственника каким-то препятствием в участком, однако будущие покупатели недвижимости будут проинформированы о наличии возможного спора.

Отсутствие информации о местонахождении собственника соседнего надела

Еще одной ситуацией может быть такая, когда данного субъекта не получается найти - например, он забросил участок, давно не посещает его и не ухаживает за ним, а его адрес и контактные данные неизвестны. В этом случае личное уведомление невозможно, поэтому используется способ публикации объявления в газете. Если в течение 30 дней после этого собственник не выходит на связь, границы также считаются согласованными по умолчанию.

Наличие у всех соседних участков установленных границ

В частности, если все соседи уже провели ранее процедуру межевания, а границы оформлены должным образом (как фактически, так и документально), собственник может установить границы на свой участок без согласования с ними.

В этом случае кадастровый инженер получает информацию о проведении этих работ из единой государственной регистрационной базы и делает соответствующие пометки в документах. Стоит учесть, что это касается только тех ситуаций, когда установленные соседями границы не нарушают прав данного собственника - в противном случае решать спор придется только в судебном порядке.

Следует помнить, что отстоять свои права в суде получится только в том случае, если все процедуры уведомления соседей и согласования границ с ними были проведены в соответствии с законодательными требованиями.

В противном случае кто-то из собственников расположенных рядом наделов сможет оспорить установленные при межевании границы, если у него для этого будут законные основания.

Возможные кадастровые ошибки и ответственность за них

Возникновение при межевании различного рода ошибок не является редкостью и влечет за собой множество негативных последствий - как для собственника участка, так и для его соседей.

К наиболее распространенным ошибкам можно отнести:

  • отсутствие процедуры согласования с соседями или ее проведение с нарушениями законодательных требований (например, несвоевременное уведомление заинтересованных лиц, введение в заблуждение при согласовании и т. п.);
  • ошибки при составлении акта (в том числе, отсутствие подлинных подписей заинтересованных лиц, их подделка);
  • проведение кадастровых работ с нарушениями прав и интересов владельцев соседних наделов (в частности, захват части их территории).

За совершение большинства из данных ошибок прямую ответственность несет кадастровый инженер, поскольку именно он является тем специалистом, который отвечает за правильность и законность проведения межевания.

Стоит учесть, что за их совершение к нему могут применяться суровые меры наказания - в частности, наличие трех и более ошибок является основанием для лишения его квалификационного аттестата, без которого он не сможет продолжать свою дальнейшую работу.

Процедура оспаривания границ

Споры, которые связаны с неправильным установлением границ земельного участка и нарушением интересов третьих лиц, являются весьма популярными в современной судебной практике РФ.

И во многих случаях это связано с ошибками, допущенными при проведении межевания, а также его неправильным документальным оформлением.

Оспаривание установленных границ надела происходит в судебном порядке. Для этого необходимо обращаться с исковым заявлением в районный , расположенный по месту проживания ответчика. К делам, которые связаны с оспариванием границ участка, обязательно привлекается специалист, проводивший межевание - кадастровый инженер.

В процессе судебного слушания решаются следующие вопросы:

  • есть ли согласование границ земли между соседями;
  • имеются ли у сторон правоустанавливающие документы на участки, а также соответствует ли информация в них кадастровым и межевым планам;
  • в течение какого времени стоит забор (или другая граница), разделяющий участки (стоит учесть, что если он стоит более 15 лет, то он будет признан согласованной границей даже при отсутствии документов);
  • кто из сторон нарушает положения Земельного кодекса.

Обязательной процедурой при судебных спорах является проведение экспертизы, в ходе которой исследуются все границы участка, а также расположенные на нем здания и сооружения. Стоит учесть, что обязанности по ее оплате ложатся на сторону, которая проиграет дело(а эта сумма немаленькая и может достигать 50 тыс. руб.).

По результатам судебного рассмотрения дела выносится соответствующее решение, которое содержит определение границ земельного надела - их перераспределение, аннулирование прежних кадастровых и межевых паспортов, регистрация прав собственности на новый участок и т. д. То есть, суд решает, как именно правильно должна быть разделена собственность и каков дальнейший порядок пользования нею.

Стоит учесть, что решение возникших споров возможно и в досудебной форме - например, путем переговоров с соседями, при помощи обращения в государственную земельную контору или прокуратуру и т. п.

Предварительно можно провести замер своего участка и получить документы с результатами этой процедуры, чтобы было что предъявлять для решения спора.

Очевидно, что процедура согласования границ земельного участка с собственниками всех соседних наделов является не просто весьма желательной, но и обязательной при проведении межевания.

Причем перед согласованием они все должны быть заранее оповещены об этом одним из способов, установленных законодательно. Только в случае неявки соседа или отсутствия информации о его местонахождении границы могут быть определены и согласованы без его согласия, по тому плану, который подготовил кадастровый инженер.

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

В присылаемых уведомлениях должна содержаться такая информация :

  • Данные о том, кто выступает в роли заказчика работ;
  • Сведения о том, кто является инженером;
  • надела и адрес участка, а также аналогичные данные по смежных с ним. Если данные по адресам отсутствуют, в такой ситуации указывают данные по их месторасположению;
  • То, каким образом можно получить информацию по составленному межевому плану;
  • Дата, место и время собрания, основной целью которого станет согласовать границы;
  • Сроки, а также почтовый адрес, который необходим для возможности направления претензий по границам после того, как соседи будут ознакомлены с составленным планом.

Процедура проведения согласования

Процедура согласования состоит из таких действий :

  • Уведомление всех заинтересованных лиц;
  • В назначенное время сбор всех приглашенных заранее граждан в месте расположения участка для возможности объяснения, как будут проходить границы в натуре;
  • Проверка всех документов у собравшихся – предоставляются паспорта, доверенности (если некоторые присутствующие не являются собственниками участков, а лишь представляют их интересы);
  • Демонстрация чертежа межей участка и объяснение всем собравшимся его основных элементов;
  • Разъяснение того, каким образом будут проводиться линии на местности;
  • Ответ на все интересующие вопросы и уточнение прохождения определенных межей непосредственно на самой местности;
  • Составление акта;
  • Проставление подписей всеми присутствующими , при этом протесты оформляются отдельно и прикладываются к составленному акту;
  • Установка вех в поворотных точках . Проведенные линии между такими точками фактически и будут являться межами участков. После окончания такой процедуры самостоятельное перемещение таких вех собственнику надела или участков, смежными с ним, запрещено производить. В случае нарушения требования виновные лица могут быть привлечены к ответственности с необходимостью оплаты штрафа.

Особенности подписания акта как соглашения

Оформление акта согласования осуществляется инженером , проводившим данную процедуру, поскольку то лицо, которое несет ответственность за составление плана, и должно обеспечивать наличие подписанного акта.

Такой оформленный документ содержит в себе подробные сведения о пользователях территорий, смежных с земельным участком, а также о том, что фактически было достигнуто согласие об установленных границах.

После того, как такой документ подписан, все дальнейшие претензии могут быть рассмотрены в суде , поскольку изменение своего мнения соседями должно быть аргументировано и иметь под собой законные основания.

Инженер несет обязательство удостовериться в том, что акт подписан всеми заинтересованными лицами и их личности соответствуют тем гражданам, которые непосредственно являются собственниками участков или применяют их на правах пользования.

Когда можно обойтись без согласия соседа?

В определенных ситуациях лица, являющиеся собственниками соседних наделов, не всегда приходят на проводимые собрания.

Законодательством предусмотрена возможность уточнения границ без непосредственного присутствия таких лиц.

Неявка соседа

Если в назначенное время владелец смежного надела не является на собрание , такой факт не служит препятствием для установления границ.

Теоретически собственник участка может прислать официальное уведомление об отсутствии претензий или доверить представление своих интересов третьим лицам.

Такая ситуация будет означать согласие со всеми проведенными действиями кадастровым инженером.

Все протесты и претензии от соседей, не явившихся на собрание, могут приниматься исключительно в судебном порядке .

Местонахождение владельца неизвестно

Если местонахождение владельцев наделов не известно и кадастровый реестр таких данных не содержит, процедура уведомления осуществляется посредством публикации информации об установлении границ в СМИ .

В такой ситуации инженер ответственности не несет и процедура может осуществляться без присутствия владельцев.

Наличие установленных границ у соседей

Если все смежные участки имеют межи и при этом какие-либо споры относительно них на момент установления границ отсутствуют , неявка владельцев таких участков также не является помехой для оформления акта.

Данная ситуация означает, что пользователи или владельцы других наделов еще на момент установления границ для своих участков выразили согласие с существующими межами, то есть если поворотные точки не будут изменяться, то и претензий от них возникнуть не должно.

Когда не требуется

Законом предусмотрена возможность установления межей без процедуры согласования. Она возникает для таких типов земель:

  • Лесных массивов;
  • Территорий, которые являются особо охраняемыми ;
  • Земли с/х назначения, которые используются коренными народами определенных территорий (Дальний Восток и т.д.);
  • Если границы уже со всех сторон очерчены смежными линиями от других участков.

Возможные кадастровые ошибки

В процессе установления границ иногда допускаются ошибки, которые делятся на два возможных вида :

  • Технические;
  • Кадастровые.

Техническими ошибками являются те, которые допускаются при занесении сведений в записи сотрудниками данных относительно учитываемых участков.

Как правило, такие неточности заключаются во внесении данных в другой массив участков и исправить их не представляет труда.

Кадастровые же ошибки связаны с изменением по документам действительной конфигурации участка, увеличением или уменьшением его площади или наложением границ на соседние наделы.

Исправление таких ошибок осуществляется посредством проведения всех мероприятий, которые имели место при установлении границ.

Можно ли оспорить границы?

Оспаривание границ может осуществляться в таких ситуациях :

  • Если соседи не были оповещены о согласовании межей;
  • Если постановка на учет осуществлялась без документального оформления работ по проведению межевания;
  • Если в результате некомпетентности инженера или неисправности используемого оборудования были допущены ошибки межевания;
  • Если в процессе внесения данных были допущены ошибки;
  • При подделке подписей уполномоченных лиц или собственников смежных наделов, которые ставят свою подпись на акте согласования.

Чтобы оспорить установленные границы, необходимо действовать следующим образом :

  • Определить обстоятельства, которые требуют обращения в компетентные органы или администрацию. Обязательно в таких случаях наличие документальных фактов;
  • Непосредственное обращение в Росреестр с приложением необходимых документов;
  • Обращение в суд для уточнения поворотных точек и межей надела;
  • Уточнение или изменение границ, оформление новой документации;
  • Получение плана с уточненными данными.

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано как происходит процедура согласования границ земельного участка между соседями до подписания акта.

Заключение

Итак, согласование межей в процессе их установления для отдельного надела является важной процедурой. В случае отсутствия подписи соседей оформленный межевой план не будет иметь юридической силы , что станет поводом для признания его недействительным.

Как в процессе согласования, так уже и после него возможно возникновение споров с владельцами соседних наделов, которые, в частности, могут решаться на основании судебной практики.

Вконтакте

  1. По-моему, если в суде КИ спросят, почему он не согласовал границу с соседом, хотя тот и живет здесь же, и пользуется землей много лет, и КИ будет объяснять, что сосед не правообладатель, а просто землепользователь, это будет совсем не аргумент:)
  2. Речь не о соседе, который пользуется землей много лет, а о землях общего пользования - улицах, проездах, проходах. Это, как правило, неразграниченная государственная собственность. Вот есть ли у земли, права на которую не зарегистрированы, законные правообладатели, и с кем надо ее согласовывать - с главой администрации, с тем, кому он делегировал права на согласования, и тут потянутся "радости" выяснения отношений с КП, потому как им не нравятся, как происходит делегирования полномочий глав администраций.
  3. ayratus сказал(а):

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    вы не правы. в 221 ФЗ четко сказано, кто и на каком праве должен согласовывать. Нам сейчас дали отказ, что мы не согласовали границу со смежником. мы в заключении все обьяснили сразу. что по той границе участок не сформирован, документов нет на землю никаких - следовательно, это муниципальная земля. по 221 в 39 статье, согласуются только участки с определенным правом и отказ по тому, что мы не выполнили письмо,по которому должны подписывать органы местного самоуправления, которое кстати, написанно юридически не верно и не опубликовано в печатном издании, что делает его ничтожным, совершенно противозаконно. мы подали заявление в суд на отмену решения и на открытую провакацию Росреестра, тк из за отказа начался конфликт с постоянным заказчиком-агенством недвижимости и мы несем убытки. эти козлы уже пропустили одно заседание из за типо уважительной причины: у них реорганизация и все специалисты на обучении. Но мы намеряны довести дело до конца!
    (Добавление)
    кстати, в 221 ФЗ в 39 статье идет речь только об участках, :) а изучив земельный кодекс мы теперь хорошо знаем, что участок появляется, если его границы определены соотвественно законов. а если не определены никак, то есть нет никаких, хотя бы первичных документов, то это не земельный участок, а земли. А земли вообще не согласуются!Наша адвокат потирает руки, уж очень любит выигрывать у госструктур.. моральное удовольствие так сказать..:))

  4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ


    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 3

    Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

  5. Юльчик сказал(а):

    О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 3
    10. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
    Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    это вы к чему? если к согласованию, то пусть распоряжаются, но по 221 фз 39 статье согласование с 6ними не проводится. тем более участками они станут только после того, как определятся их границы.

  6. ...у соседа, вдоль нашего забора, 2 участка: один в собственности, другой в аренде, так в акте согласования границ за арендный участок расписывался нач. из администрации по земельным вопросам...
  7. Ивановна сказал(а):

    У соседа, вдоль нашего забора, 2 участка: один в собственности, другой в аренде, так в акте согласования границ за арендный участок расписывался нач. из администрации по земельным вопросам...

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    если аренда более 5 лет, то расписывается арендатор, если менее, то учсток в гос собственности и по 39 статье 221 закона никто не подписывает.
    (Добавление)

  8. Катерина сказал(а):

    в 221 четко сказано, что согласуются участки, которые находятся в собственности или владении, за исключением муниципальной и федеральной собственности. Мы подали в суд иск именно по поводу незаконных рекомендательных писем, на которых Рореестр пишет незаконные отказы.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Где так сказано?

    1) собственности
    Стоп!!
    открываем ГК РФ:






    Ну и последний пункт:

    Все.

    находящиеся находятся в государственной или муниципальной собственности..." В этом случае нужно быть повнимательней

  9. Согласен с altazir
    Просто бывают случаи, когда у ЗУ есть два правообладателя:
    1. Собственник (государственная собственность);
    2. Землепользователь(ПБП), землевладелец(ПНВ).

    Статья 39 говорит, что не надо согласовывать одновременно с двумя правообладателями. Надо согласовывать только с одним правообладателем из двух:
    1. Если землепользователем является муниципальное/казённое учреждение или орган власти, то согласовываем с только с собственником.
    2. А если землепользователем/землевладельцем является физ или юр лицо, то согласовываем с этим лицом, а с собственником не согласовываем.
    (Добавление)
    Хотя у Катерины случай другой.
    У неё вопрос стоит о том есть ли вообще участок?
    Если участок стоит на кадастре или в ЕГРП или есть в соответствующая запись похозяйственной книге, или где нибудь пылится "жёлтый" документ о предоставлении ЗУ, значит согласовывать границы надо.

  10. turochak_dda
    Ну в итоге что, мой первый пост верный?
    #10
  11. блин господа и дамы ну вы тут намудили:) почитайте внимательней
    Письмо Министерства экономического развития РФ от 19 мая 2009 г. N Д23-1465 "О согласовании местоположения границ земельных участков"

    Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу согласования местоположения границ земельных участков и сообщает.

    В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство экономического развития Российской Федерации не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

    Однако полагаем возможным отметить следующее.

    Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случаях выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из вышеуказанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границы.

    Таким образом, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится.

    Одновременно следует учитывать, что согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре.

    При этом права данных лиц на земельные участки должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) либо оформлены в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

    Кроме того, в установленных федеральными законами случаях права на земельные участки возникают независимо от факта их регистрации в ЕГРП. Например, наследники являются правообладателями с даты принятия наследства, а собственники помещений в многоквартирном доме - с даты государственного кадастрового учета соответствующего земельного участка.

    Таким образом, если у правообладателя здания, сооружения, объекта незавершенного строительства не оформлены в установленном порядке права на земельный участок, то в данном случае местоположение границы земельного участка подлежит согласованию с соответствующим исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
    19.05.2009
    Заместитель директора
    Департамента недвижимости
    В.В.АНДРОПОВ
    (Добавление)
    все легко и просто нет свидетельства о регистрации права или свидетельства о праве....... значит гуляй Вася пошел согласовывать с местной администрацией и в суде так же ссылаться на это. как вы до сих пор не поймете что объекты недвижимости(дома, здания, сооружения.....) и земельный участок это хоть и является недвижимостью, но это два разных объекта и регистрируются они отдельно друг от друга

    #11
  12. Кос
    Мы в своем МУПе при межевании физлиц поступаем проще и пока отказов не было - согласовываем со всеми смежными землепользователями, именно реально живущими соседями, а за улицы или заброшенные участки подписывает глава сельсовета. Возможно, эта схема не совсем по букве закона, тем не менее, повторю, ЗКП устраивает
    #12
  13. Кос, спасибо, вот это письмо я и искал;)
    А вот КП и пишет отказ в том, что мы не согласуем земли общего пользования. Не знают своих писем, инструкций, и трактуют законы в свою сторону - о чем и разговор::write::
    #13
  14. Подскажите пожалуйста, если смежник - земли общего пользования, с кем подписывать акт согласования границ?
    #14
  15. altazir сказал(а):

    Катерина сказал(а):

    в 221 четко сказано, что согласуются участки, которые находятся в собственности или владении, за исключением муниципальной и федеральной собственности. Мы подали в суд иск именно по поводу незаконных рекомендательных писем, на которых Рореестр пишет незаконные отказы.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Где так сказано?

    1) собственности
    Стоп!!
    открываем ГК РФ:
    Статья 212. Субъекты права собственности
    1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
    2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
    3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
    Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
    4. Права всех собственников защищаются равным образом.

    Из этой и предыдущих статей(не буду хламить, если нужно глянете сами) явно видно, что термин "собственность" является собирательным и включает в себя и собственность граждан и юрлиц, и муниципальную с государственной собственностью.

    Читаем дальше ст. 39 ч. 3 221-ФЗ:
    ...(за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

    Все что находится в скобках - это ограничение при отсутствии которого следующие пункты 2 и 3 данной части просто утратили бы смысл, либо пришлось бы их уточнять как пункт 4.

    3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

    Опять в скобках ограничение, т.е если пользователь попадает в группу указанную в скобках согласование происходит не с ним, а с собственником.
    Ну и последний пункт:
    4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

    В данном пункте в скобках уточняется, что с арендатором согласуется тогда и только тогда, когда участок в аренде сроком более 5 лет и собственник МО, Субъект или РФ, в иных случаях согласуем с собственником.

    Все.
    Вы как я понимаю ошибочно термин "собственность" ограничили до собственности граждан и юрлиц, исключив из понятия государственную и муниципальную собственность. Но при такой трактовке часть 3 ст. 39 вообще получается нелогичной.

    2й вариант Вы прочли: "за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности...", как "за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находятся в государственной или муниципальной собственности..." В этом случае нужно быть повнимательней

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    согласна, мы немного перемудрили. но отказ остается незаконным. Отказывать по письму незаконно, не указывая какую статью 221 или пункт 412 мы нарушили. В нашем случае соседа просто нет, это земли, а не сформированный участок и по 221ФЗ пока он не станет участком -согласованию не подлежит. У нас если соседний участок межеванный ругаются в Росреестре местные, если мы опять его согласуем, тк говорят, что он уже согласован, когда межевался сосед. И получается, что если аренда менее 5 лет, но участок по любому межеванный сейчас и не согласуем. Единственный случай согласования КУИ получается, если он отмежеван невернои получается накладка, мы вынуждены исправить кадастровую ощибку в определении поворотных точек и тогда должны согласовывать с КУИ. Но это редкая ситуация и мы только пару раз с этим сталкивались.
    А вот у нас такой еше вопрос. Собственник соседнего участка умер давно, в наследство никто не вступил, мы брали справку в администрации об этом, что наследники не обьявились и подписывали у главы поселения, раньше все проходило, а теперь пошли отказы, что не согласована граница. Приходится давать обьявление в газету, зная заранее, что никто не обьявится, потому что некому.. бред какой то.. Сейчас у всех такая ерунда творится?

На сегодняшний день утверждение (восстановление) межей участков становится единственной формой земельных отношений между гражданами.

Согласование границ земельных участков (ЗУ) – это разновидность учётных работ (кадастровых работ), элемент процедуры размежевания. Он определяет её юридическую силу и правомочность осуществления в отношении межевых границ как прецедента совместной собственности.

Требования согласования возникают на фоне положений, изложенных в ст. 39 Закона № 221-ФЗ . Они оглашают, что процедура межевания обязана осуществляться в контексте согласованного утверждения межевых границ с соседями по участку.

Если вы стали инициатором определения расположения межей и обратились в геодезическую компанию, ответственность по согласованию границ ляжет на вас как на заказчика. Вам потребуется согласовать общую межевую границу в случае, если:

  1. Соседствующие земли внесены в учётные записи.
  2. Учётные записи обладают точной информацией о расположении межей участков, разделяющих друг друга со стороны соседей заказчика.
  3. Заказчик имеет учтённые в результате кадастровых работ межи с соседствующими участками со своей стороны.

Обязательность согласования межевых границ с землевладельцами соседствующих территорий вызвана совокупностью действий, соответствующих конституционным правам землепользователей.

Межа – это фрагмент имущественной собственности, он принадлежит одновременно двум собственникам (пользователям). А право собственности лица предполагает неприкосновенность в отношении объекта собственности (права пользования).

Кроме этого, согласование границ – документ, который имеет многофункциональную основу , то есть служит не только интересам заказчика межевых работ, но и всем заинтересованным лицам, чьи имущественные интересы защищены государством наряду с интересами заказчика. Как узнать границы своего земельного участка? Читайте .

Согласование границ: пошаговая инструкция

Если , тогда согласование границ может проводиться в двух аспектах, которые определят порядок и процедуру всех ваших действий:

  1. Как неотъемлемая часть процесса межевания, которая во всех случаях сопровождает межевание границ.
  2. Как самостоятельный правовой прецедент.

Исходя из того, какие мотивации у вас имеются в контексте проводимого вами определения межевых линий, вы будете поступать соответствующим образом – заказывать межевую процедуру в целом или оформлять заказ услуг по согласованию границ.

В обоих случаях работу должен выполнить компетентный сотрудник в должности кадастрового инженера. Поэтому, прежде всего, нужно обратиться в геодезическую компанию или непосредственно в местное отделение кадастра и картографии, где вам будет предложена кандидатура кадастрового инженера.

С ним можно обговорить все нюансы и подробности процесса согласования и получить консультацию в отношении ваших действий. Однако имейте в виду, что заказывая работу – вы полностью делегируете свои права специалисту, который обязан выполнить все действия сам или под свою ответственность, если какое-то действие (например, передача извещений) выполняете вы.

Кроме прочего, желателен предварительный разговор с соседями.

Вполне вероятно, что даже в условиях межевого конфликта и претензий в отношении использования границ, они окажут инициативу и сочтут целесообразным проведение согласования границ в своих интересах.

Этот вариант при неоднозначном понимании имущественных прав является оптимальным выходом из сложной ситуации. В этом случае вы можете действовать сообща или порознь – как вам будет удобно.

После того как вы определитесь с целями, обратитесь с заявлением в геодезическую компанию. Далее порядок согласования в целом будет следующий:

  1. Вы договариваетесь о проведении согласования и получаете консультацию.
  2. Составляете договор на проведение работ и оплачиваете их.
  3. Ваши соседи оповещаются о проведении согласования за 30 дней.
  4. Для их оповещения им раздаются или высылаются извещения, обязательно под роспись.
  5. Розданные извещения обозначают надлежаще проведённое предупреждение.
  6. В назначенный день кадастровый инженер с подготовленным планом межевых границ встречается с вашими соседями и подписывает акт согласования.
  7. Предусмотрен вариант индивидуальной работы с каждым из соседей.
  8. По завершении процедуры, акт подписывается и подшивается.

Однако стандартный порядок соблюдается далеко не всегда поэтому процедура межевания и согласования границ включает в себя все нюансы, которые могут возникнуть на фоне существующих нарушений или подозрений о нарушениях со стороны соседей. В некоторых случаях приходится импровизировать и подстраиваться под ситуацию, чтобы не накалять возмущений.
Нельзя исключать, что на определённом этапе у вас с соседями возникнут разногласия в отношении права пользования межой.
На этот случай, все ваши действия надлежит выполнять с опорой на правовую базу.

Извещение о согласовании границ может осуществляться несколькими способами:

  • передачей под роспись;
  • высылаться заказным письмом;
  • пересылаться в электронном варианте;
  • опубликовываться в периодической печати.
  • местоположение соседа невозможно установить;
  • отправленное заказное письмо вернулось с отметкой о не получении;
  • если земля располагается в дачном массиве, с большим числом соседей собственников;
  • в аналогичных случаях коллективной собственности, когда число их участников более 5.

Извещение составляется по регламентированной структуре, в состав обязательных сведений кроме данных о заказчике и исполнителе, входит информация о том, где и каким образом можно ознакомиться с предварительными чертежами проекта, на основании которого составляется акт.

После подписания акта о согласовании, при отсутствии претензий, дальнейшие разбирательства сторон могут рассматриваться только в суде.

Результатом и критерием согласования границ становится подписание акта согласования . Он составляется кадастровым инженером и подписывается соседями по участку. Кадастровый инженер лично проверяет соответствие лиц, подписывающих акт.

Он должен проверить паспорта у всех присутствующих на собрании, а в случае присутствия представителей – проверить наличие удостоверенной доверенности. Надлежащее оформление акта и все правовые последствия в случае нарушения правил подписания остаются в зоне его профессиональной ответственности.

Акт содержит текст с данными и чертёж участка, на котором устанавливаются путём согласования границы. Они подробно описываются, и содержат информацию о землепользователях смежных территорий , которые подписали акт о достижении согласия с представленными их вниманию и оценке межевыми границами в той форме, которая удостоверена актом.

Особенности согласования

После принятия законодательного положения (Закона о ГКН за № 221-ФЗ ), который видоизменил земельный кадастр на Государственный кадастр недвижимости и внёс новые положения о проведении уточнения границ участков и их согласования, в учётных записях прибавилось больше точности.

Одним из существенных нюансов работы в новом стиле стало оборудование и техническое обеспечение работ высокотехнологичной аппаратурой, активное использование электронных документов, которые имеют высокое разрешение для применения на практике.

Так, например, кадастровый инженер имеет право представить акт согласования в электронном виде, скреплённом усиленной электронной подписью.

Важную роль играет особое отношение к данным с ограниченным доступом , к числу которых относятся данные о прохождении границ федерального значения. Соответственно участки, располагающиеся в этой зоне, подлежат особому контролю при согласовании.

Пристальное внимание уделяется чёткости рисунка участка с определением его формы и всех поворотных точек границ. Правила составления акта опираются на положения статьи 40 Закона № 221-ФЗ.

Они устанавливают нанесение на чертёж участка поворотных точек границ участка, которые являются знаками межевых границ. По правилам специалист обязан выстроить новый чертёж с актуальными на момент подписания акта сведениями.

В связи с существующим положением, необходимо сверить соответствие чертежа , сопровождающего акт согласования реальному положению дел на местности и разъяснить всем заинтересованным лицам порядок проведения межевой границы между их участками. Разъяснение должно быть подробным и чётким, чтобы при подписании акта у соседей по участку не осталось никаких сомнений.

К сожалению, некоторые специалисты совершают нарушения в отношении разъяснения.

Они предлагают подписать никому не понятный чертёж, изготовленный на базовой структуре старого плана, на который внесены изменения.

Однако правила разъяснения должны быть основаны не на вере в компетентность кадастрового специалиста, а на достоверной информированности.

Если при подписании акта вам или вашим соседям что-либо покажется не совсем понятным – требуйте разъяснения и попросите, чтобы вам было продемонстрировано совпадение границ, представленных в чертеже акта с их наличием в натуре.

В некоторых случаях требуется согласование границ участка с местной администрацией . Естественно к их числу относятся ситуации, когда земли лица, проводящего межевание, граничат с муниципальными землями. Некоторые специалисты кадастровой службы передоверяют подписание акта согласования границ с соседями, в том числе и с администрацией, заказчику.

Это в корне неверный и неправомочный вариант действий. В подобных случаях административные службы отсылают заказчика, давая обещания и откладывая рассмотрение вопроса всё дальше, ссылаясь на занятость. Это не удивительно, так как в соответствии с новыми положениями этим вопросом обязан заниматься кадастровый инженер. Именно он как уполномоченное лицо должен решить этот вопрос.

Затягивание вопроса может возникнуть по той причине, что для согласования и подписания акта, в администрации должна быть создана специальная экспертная комиссия, которая сверяет данные указанные в акте с установлением границ в натуре. А это довольно трудоёмкий процесс. Сколько стоит сделать межевание земельного участка — читайте перейдя по .

В каких случаях не требуется согласования границ?

Согласование границ проводится условно, без их определения на местности, а зачастую без согласования с третьими лицами в том случае, когда информацией в отношении особых территорий может владеть лишь ограниченный круг лиц, а так же в случаях, когда точность границ на местности установить в принципе невозможно либо не имеет смысла.

К числу таких случаев относятся:

  1. Зоны лесных массивов.
  2. Особо охраняемые территории (прохождение границ РФ).
  3. Земли с/х назначения используемые коренными народами Дальнего востока, Севера и Сибири.
  4. Если границы уже определены проходящими по границам участка линейными объектами.
  5. Зоны территорий отграниченные в учётных записях при помощи обозначения объектов природного или искусственного происхождения.

Как сделать межевание без соседей? Читайте .

Заключение

Правила согласования границ земельных участков имеют утверждённую структуру и законодательно определяемый алгоритм, которому необходимо следовать.
Ваша компетентность в этом вопросе позволит избежать ошибок, которые могут быть допущены кадастровым специалистом.
Вы сможете держать вопрос на контроле и курировать его.

Важно в решении этого вопроса понимать , что заказ проекта межевания включает в себя все моменты требуемых действий. Соответственно вы сами можете определить меру своего участия в действиях по согласованию границ. Самое главное – чтобы после проведённой работы у заинтересованных лиц, подписавших акт, не осталось сомнений в правильности их установления.

Похожие публикации