Типы социальных общностей сущность единство различие. Социальные группы и социальные общности

ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или нек-рых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью соц. норм ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов - это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. В отличие от соц. ин-тов и организаций общности не создаются сознательно людьми, а складываются исключительно под воздействием объективного хода обществ. развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Разного вида общности образуются на разной объективной основе. Одни виды общностей непосредственно и исключительно порождаются обществ. производством (производственный . обществ. класс, соц.-профессиональная ); др. виды общностей вырастают на этнич. основе (народности, нации), и наряду с экономикой их природа и характер определяются еще и др. факторами; объективной основой третьих видов - соц.-демографических - общностей выступают естественные , факторы - пол, возраст; имеются и др. виды общностей, возникающие на различн. присущих им объективных основаниях. Исторически первыми видами общности были возникшие сразу же с образованием человеческого об-ва такие объединения, как семья (см.), род, племя. Объективную основу их образования составляли и кровнородственное единство, и совместная производственная , и зародившиеся в тех условиях общие этнич. признаки. С переходом от первобытнообщинного строя к обществ. устройству, основанному на частной собственности, существенные изменения претерпевает семья, возникают такие общности, как (см.) и др. группы социальные (см.), а на иной основе образуются общности соц.-этнич. - народности (см.) и затем нации (см.). Разделение труда (см.) порождает такие общности, как профессиональные группы, несущие на себе отпечаток конкретного соц.-экономич. строя (сравнить, напр., средневековые цехи и корпорации). Возникают и приобретают все большее значение такие общности, как коллективы трудовые (см.). Любая общность формируется на основе одинаковости условий жизни людей, из к-рых она образуется. Но совокупность людей становится О.с. только тогда, когда они смогут осознать эту одинаковость условий, проявить свое к ним и в связи с этим у них выработается более или менее отчетливое понимание того, кто является "своим", а кто "чужим" (по тем или иным признакам), различие между "мы" и "они". Соответственно возникает понимание единства своих интересов по сравнению с др. общностями. Осознание этого проявлялось, как известно, у родоплеменных об-в первобытнообщинного строя, присуще оно и любой народности и нации. Точно так же осознание др. совокупности условий, связанных с местом в системе обществ. производства (кто "хозяин" - кто "работник", кто богатый - кто бедный и т. д.), и осознание единства своих интересов на этой основе формируют такую общность, как обществ. класс. Части населения, различающиеся между собой по объективным природным признакам пола или возраста (женщины в отличие от мужчин, в отличие от людей старших возрастов), превращаются из простой совокупности з соц.-демократич. группы, когда на определенном этапе историч. развития происходит осознание ими общности своего положения и своих интересов в отличие от др. частей населения. Т. обр., О.с. складывается на основе объективных предпосылок. Но фактором, превращающим эти предпосылки в реальную общность, "обручем, к-рый скрепляет совокупность живущих в одинаковых условиях людей в О.с. как некую органич. целостность, являются особого вида обществ. отношения - соц. отношения, идеологич., надстроечные по своей природе, т. е. отношения, к-рые складываются, проходя через сознание людей. Одинаковые - в той или иной мере - условия жизни и порождают единые для О.с. соц. нормы формируют у членов общности общие черты массового сознания, культуры, образа жизни и ценностного отношения к действительности, высшим выражением чего являются общие интересы. При этом следует иметь в виду два существенных момента. Во-первых, в силу относительной самостоятельности, присущей сознанию, особенностей микросреды, к-рой формируется , и представления и интересы отдельных индивидов, могут не совпадать с тем, что присуще в этом плане той или иной общности в целом, является типичным для нее. Это может порождать действия, противоречащие нормам и интересам О.с. - нации, класса, трудового коллектива и т. д. Такое отклоняющееся (см.) вызывает отрицательное отношение со стороны общности, порождает борьбу против его носителей. Во-вторых, поскольку люди оказываются одновременно членами общностей разных видов с разной степенью их внутреннего единства (скажем, представителями определенной нации и в то же - представителями одного из входящих в нее классов, той или иной соц.-демографич. и профессиональной группы и т. д.), одинаковость перечисленных выше характеристик сознания и жизнедеятельности проявляется в их отдельных элементах в разной мере и образует весьма сложную структуру. Так, есть общие черты в психич. складе и, следовательно, культуре, образе жизни и интересах у всех представителей определенной нации, но в тех элементах сознания и жизнедеятельности, к-рые относятся к их более глубоким структурам и к-рые отражают положение людей уже не как представителей одной нации, но как членов определенной соц.-демографич. группы или определенного класса, одинаковость перестает существовать. Она уступает место различиям в особенностях массового сознания, культуры, образа жизни (в т. ч. в моде, художественных вкусах, стиле поведения), в специфич. интересах молодежи в отличие от старших возрастных соц.-демографич. групп, а еще более глубоко - различиям массового сознания, культуры, образа жизни, интересов у представителей разных классов. Общие черты на этом уровне сознания и жизнедеятельности оказываются лишь в рамках данной соц. или соц.-демографич. группы. Лит.: Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969; Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972. Ю.Е. Волков

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ" в других словарях:

    ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - см. СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ … Новейший философский словарь

    ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ Энциклопедия социологии

    Общность социальная - Социальная общность широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания. Общности различного типа это формы совместной жизнедеятельности людей, формы… … Википедия

    ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - англ. community, social; нем. Gemeinschaft, soziale. Совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект истор. и соц. действия и поведения и выполняющая ту или иную совместную… … Толковый словарь по социологии

    Социальная структура - Социàльная структура совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура… … Википедия

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее сущностные характеристики. Важнейшая отличительная особенность С.С. заключается в том, что она тождественна системным (эмерджентным) свойствам… … Социология: Энциклопедия

    Социальная сеть (значения) - Социальная сеть: Социальная сеть (социология) социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид). Социальная сеть (Интернет) платформа,… … Википедия

    Социальная организация - общества (от позднелат. organizio формирую, сообщаю стройный вид < лат. organum орудие, инструмент) установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему. Под… … Википедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ - совокупность людей, выделяемая по критерию территориальных и социокультурных параметров и объединяемая устойчивыми связями и отношениями. Некоторое количество людей становится С.О. не потому, что им приписывается предметное содержание,… … Новейший философский словарь

Определение социальной общности. Через группы люди включаются в струк­туру общества, группируются в общности. Социальная общность - это объединение людей (природное или социальное), которое характеризуется общим признаком, более или менее прочными социальными связями, об­щим типом поведения, умозрения, умонастроения, целеполагания. Это понятие обозначает объединение людей, начиная от группы в два-три человека и кончая такими сообществами, как раса, нация, конфессия. Для любой общности характерно выделение того или иного глав­ного признака: пол, возраст, национальность, профессия, роль, ста­тус и т.д., который принадлежит всем членам общности, оп­ределяет ее специфику. Он является консолидирующим нача­лом, благодаря которому масса людей приобретает характер целостного образования. Важным признаком социальной общности выступает социальная связь между людьми.

Общество представляет предельно сложную общность, которая складывается из множества других меньших подсистем. В обществе можно выделить бесконечное множество социальных общностей, но в социологии принято выделять «группу» и «слой» («страт»). Понятие группы дает представление об элементах общества; понятие слоя высвечивает иерархию, структуру общества, связи между социальными слоями. Функционирование социальных отношений, институтов контроля и организаций порождает сложную систему социальных связей , управляющую потреб­ностями, интересами и целями людей. Эта система, как правило, сплачивает группы индивидов в единое целое - социальную общность, которая входит в социальную систему. Социальные связи определяют внешнюю структуру социальных общностей и ее функции. Внешняя структура общности может быть определена ее объектив­ными данными: сведениями о демографической структуре общности, профессиональной и образовательной структуре и т.п.

Социальная общность направляет действия своих членов на достижение групповых целей и обеспечивает координацию этих действий, что ведет к повышению ее внутренней сплоченности, которая возможна благодаря образцам поведения, нормам, а также социально-психологическим механизмам, регулирующим поведение ее членов. Среди многих видов социальных общно­стей особое место с точки зрения влияния на поведение имеют семья , трудовой коллектив , группы совместного проведения досуга, различные социально-территориальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т.д.). Семья осу­ществляет первичную социализацию молодежи в ходе освоения нор­мативов общественной жизни, формирует у нее чувство безопасно­сти, удовлетворяет эмоциональные потребности, помогает преодоле­вать психологическую неуравновешенность, состояние изолирован­ности и т.д. Территориальная общность также влияет на характер поведения ее членов, особенно в сфере неформальных контактов. Профессио­нальные группы формируют у членов чувство трудовой солидарности, обеспечивают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение людей с позиций профессиональной морали.



Виды социальных общностей. Общество состоит из множества составляющих его элементов - групп, классов, сословий, слоев. Основными видами социальных общностей являются реальные (существующие объективно, независимо от нашего сознания), и номинальные (искусственно создаваемые исследовате­лем для решения определенных задач). К реальным социальным общностям относят: массовые общности (квазигруппы), социальные группы, социальные организации.

Массовая общность (квазигруппа) - это реально существующая совокупность людей, случайно объединенных общими условиями существования и не имеющая устойчивой цели взаимодействия. Характерными чертами массовых общностей можно считать: неустойчивость, временный характер совпадения интересов, неопределенность состава и границ, объединение индивидов внешними условиями существования; неспособность входить в качестве элементов в другие социальные общности; большая численность. Опасность возникновения массовых общностей заключается в сложности или невозможности установления над ними любого соци­ального контроля. Сегодня возникает бесчисленное количество массовых общностей. Если при­чина возникновения массовой общности не случайна, то постепен­но действия ее членов становятся упорядоченными, появляются условия для возникновения социальной группы.

Социальная группа - совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности, объединенных общими целями. Группа фиксирует социальные различия, возникающие между от­дельными совокупностями людей в процессе разделения труда и деятельности на основе отношения к средствам производства, вла­сти, характера труда, профессии, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места жи­тельства, образа жизни и др.

Социальная группа характеризуется рядом признаков: 1) устойчивостью, продолжительностью существования; 2) определенностью состава и границ; 3) общей системой ценностей и социальных норм; 4) осознанием своей принадлежности к данной социальной общности; 5) добровольным характером объединения индивидов (для ма­лых социальных групп); 6) объединением индивидов внешними условиями существова­ния (для больших социальных групп); 7) способностью входить в качестве элементов в другие социаль­ные общности.

По численности и характеру отношений социальные группы подразделяются на большие и малые . Наряду с общими признаками малые группы имеют ряд особенностей: 1) распределение индивидов по социальным статусам и ролям; 2) непосредственный характер взаимоотношений между индивидами. Размер малой группы может колебаться от двух человек до десятков, сотен человек. Груп­пы, состоящие из пяти - семи человек более продуктивны. Члены более крупных групп обычно вносят больше ценных предложений, чем представители меньших групп. В более крупной группе меньше согласия, но также меньше и напряженность. Это связано с тем, что для крупных групп решение организационных проблем более необходимо, и они вынуждены координировать свои действия. Крупные группы оказывают большее давление на своих членов, в них наблюдается неравенство между членами.

Группы могут быть первичными и вторичными . Впервые это поня­тие ввел Ч.Кули в 1909 г. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их инди­видуальных особенностях. Н.Смелзер считал, что вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стрем­лением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается умению выполнять определенные функции, например, должность инженера может занимать любой человек с соответствующей подготовкой. Индивидуальные особенности каждого почти ничего не значат для организации, и наоборот, личностные качества членов первичной группы уникальны. Социальные группы редко задерживаются в своем развитии. Обычно они или распадаются, или перерастают в социальные орга­низации. Задачи любой группы - долговечность, эффективность и способность к росту.

Социальная организация (организованная группа) - совокуп­ность людей, объединенных для достижения каких-либо целей и ведения совместной деятельности, характеризующаяся строгим разделением труда и специализацией, наличием иерархии статусов и ролей, нормативной регуляцией поведения, наличием органов управления и координации, собственной системой социального контроля, безличным характером взаимодействия людей друг с другом. Социальную организацию иначе называют организованной группой. Данная социальная общность в корне отличается от ос­тальных форм социальной общности. Здесь уже царят ясность, строгость и порядок. Для социаль­ной организации характерно четкое распределение индивидов по их социальным статусам и ролям. Любое социально значимое взаимодействие между индивидами на определенном этапе принимает форму социальной организации.

Номинальная общность - это особая социальная категория. Ее особенность заключается в том, что она, в отличие от всех остальных видов социальных общностей, не возникает как результат социальных взаимодействий. Она есть совокупность людей, объединенных общими социальными признаками, взаимосвязь между которыми устанавливается исследователем с целью достижения определенного социального результата. В них выделяется какая-то общая закономерность. Например, во всех регионах России существуют малолетние преступники, совершившие одинаковые проступки. Специалист по детской преступности, чтобы понять причины совершаемых преступлений, искусственно объединяет их в номинальную общность. С номинальными общностями чаще всего имеют дело институты, занимающиеся статистикой, прогнозированием и профилактикой социальных отклонений.

Социальные процессы (демографический, миграционный, ур­банизации и т.д.) в качестве нежелательного фактора могут оказывать деструктивное , дезорганизационное воздействие на социаль­ные общности. Явления дезорганизации отражаются на фор­мальной структуре общностей, на их функциях. Так, процессы миграции и развития городов, промышленности и т.д. внешне ведут к распаду боль­ших семей, в производственных группах - к текучести кадров и т.д., в территори­альных общностях - к росту числа мигрантов, к на­рушению естественной половозрастной структуры. Дезорганизация функций таких общностей выражается в расшатывании ценностей, нравственных норм, нарастании противо­речивости стандартов и образцов поведения.

К числу социальных причин, дезорганизующих личность, можно отнести ее участие в нескольких социальных общ­ностях, навязывающих ей противоречащие социальные ценности в образцы поведения. Дезорганизует общность неопределенность социальных ролей, ее лидеров, членов, требований, предъявляемых к индивиду. Дезорганизующее влияние оказывает отсутствие социального контроля, неясность крите­риев оценок поведения. Такие явления связа­ны с ослаблением социально-психологического климата общно­сти. В этих условиях социальные общности часто оказываются не в состоянии обеспечить выполнение ряда существенных функций - снабжать индивида нормативами пове­дения, стимулировать чувство солидарности, предоставлять систему ступеней социального престижа и признания и т.д.

Когда степень единства (интегрированность) социальной общности (класса, общества) достаточно высока, то падает количество отклонений в поведении членов этой общно­сти. И наоборот, рост числа отклонений в поведении - показатель распада ее интегрированности. Еще один фактор, ослабляющий социальные связи между людьми, - это негативные последствия научно-технической рево­люции: урбанизация, возникновение больших городов, бурное раз­витие электронных СМИ, Интернета.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Среди массовых общностей социологи разделяют толпу и массу .

Толпа — совокупность людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном физической близостью. Характеристика толпы дана в работах Н. Михайловского “Психология толпы”, “Герои и толпа”.

Масса отличается от толпы опосредованным контактом.

В случае если какие-то значимые потребности людей не реализуются, и они осознают ϶ᴛᴏ как угрозу ϲʙᴏему существованию, включаются механизмы защитного поведения. Возникает общность интереса, основанная на беспокойстве или даже страхе — формируется толпа. Человек перестает ощущать ϲʙᴏи ролевые маски, снимает с себя ограничители поведения, он как бы регрессирует в мир первобытных страстей.

В толпе формируется чувство особой мощи, многократного увеличения собственных усилий. Человек чувствует себя увлеченным общим порывом, превращается в часть единого, живого организма. Во главе ϶ᴛᴏй свежепереплавленной общности стоит лидер , и толпа полностью, беспрекословно подчиняется его воле.

Различают четыре основных типа толпы:

  • случайную;
  • конвенциальную;
  • экспрессивную;
  • активную

Случайным называется такое скопление, где каждый преследует сиюминутные цели. Таковы очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, прогуливающиеся по набережной, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие.

Конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью .

Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции, болельщики футбола соблюдают определенные нормы и правила, кᴏᴛᴏᴩые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой.

Отметим, что театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и т. п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается громко кричать, разговаривать распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься и т. п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем поведении в конкретных ситуациях, ставшее обычаем. Когда в 1980-е гг. чиновники от спорта решили нарушить ϶ᴛᴏт обычай и запретили болельщикам громко выражать ϲʙᴏи эмоции, стадионы погрузились в траурную тишину. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость резко упала.

Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, ɥᴛᴏбы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, ɥᴛᴏбы выразить ϲʙᴏи чувства и интересы .

Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гуляния и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) — примеры экспрессивной толпы.

Активная толпа - любой из предшествующих типов толпы, кᴏᴛᴏᴩая проявляет себя в действии . Стоит заметить, что она собирается для того, ɥᴛᴏбы принять участие в действии, а не для того только, ɥᴛᴏбы наблюдать события или выражать ϲʙᴏи чувства.

Видное место среди массовых социальных общностей занимают этнические общности (этнос), кᴏᴛᴏᴩые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос — ϶ᴛᴏ устойчивая совокупность людей, исторически сложившаяся на определенной территории, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием ϲʙᴏего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием)

Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса будет общность территории , поскольку именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Впоследствии, когда этнос сформировался, ϶ᴛᴏт признак приобретает второстепенное значение и может совсем отсутствовать.

Другим важным условием формирования этноса будет общность языка , хотя и ϶ᴛᴏт признак этноса не имеет абсолютного значения.

Наибольшее влияние в этнической общности имеет единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения , а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей .

Интегративным же показателем сформировавшейся этнической общности служит этническое самосознание чувство принадлежности к определенному этносу . Видную роль в этническом самосознании играет представление об общности происхождения и исторических судьбах, входящих в этнос людей, опирающееся на генеалогические предания, участие в исторических событиях, на связь с родной землей, родным языком.

Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный механизм и постепенно воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации . Стоит сказать, для более устойчивого существования этнос стремится к созданию ϲʙᴏей социально-территориальной организации племенного или государственного типа . С течением времени отдельные части сформировавшегося этноса могут быть разделены политико-государственными границами. Но и в данных условиях они могут сохранять этническую идентичность как принадлежащие к одной социальной общности.

В качестве примера можно рассмотреть формирование и развитие русского этноса. Посылкой его формирования служит территория Северного Причерноморья, куда в результате миграции переселилась значительная часть славянских племен. Формирование русского этноса подчиняется всем вышеописанным закономерностям.

Коренной сдвиг в формировании русского этноса произошел в середине IХ в. С ϶ᴛᴏго времени начинает формироваться, считают исследователи, высшая форма русского этноса — русская нация. Оригинальную концепцию основных черт и условий формирования русской нации предложил П. А. Сорокин. Согласно Сорокину нация будет многообразной (многофункциональной) солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой по крайней мере отчасти осознающей факт ϲʙᴏего существования и развития. Кстати, эта группа состоит из индивидов, кᴏᴛᴏᴩые: будут гражданами одного государства; имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории данных индивидов и их предшественников; занимают общую территорию, на кᴏᴛᴏᴩой живут они или жили их предки. П. А. Сорокин подчеркивает, что только тогда, когда группа индивидов принадлежит к единому государству, связана общим языком, культурой и территорией, она действительно образует нацию.

Русская нация в указанном смысле возникла как нация с момента образования Русского государства в середине IX в. Совокупность основных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, упорство, выдающуюся готовность ее представителей идти на жертвы, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни.

Огромное влияние на формирование русской нации оказало принятие в конце X в. православия в качестве государственной религии Киевской Руси (знаменитое крещение на Днепре в 998 г. Князем Владимиром ϲʙᴏих подданных) По мнению П. А. Сорокина, основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации представляли собой идеологическое, поведенческое и материальное воплощение установок православия с конца IX до XVIII в. Позднее на формирование русской нации начали оказывать влияние различные моменты светской сферы жизни, в т.ч. и западной культуры.

Основополагающей идеей национальной духовной русской нации на протяжении многих веков ее существования была идея единения русских земель. Первоначально она рассматривалась как идея возвышения национально-государственного начала, преодоления феодальной раздробленности. Кстати, эта идея слилась с идеей противоборства иноземным захватчикам, татаро-монгольским завоевателям, ослаблявшим экономику, торговлю, разоряющим русские города и села, уводившим в неволю родных и близких, оскорбляющих нравственное достоинство русских людей. Последующее развитие духовно-нравственных основ русской нации тесно связано с собиранием русских земель вокруг Москвы, преодолением зависимости от ига Золотой Орды, формированием могучего самостоятельного государства.

История свидетельствует, что становление и развитие русской нации не было гладким. Случались подъемы и падения. Были периоды, когда она на время утрачивала ϲʙᴏю государственную самостоятельность (татаро-монгольское завоевание), переживала глубокий духовно-нравственный кризис, падение нравов, всеобщий разброд и шатание (как в смутное время XVI в. или в период революции и гражданской войны начала XX в.) В конце XX в. произошло ее разделение по политическим мотивам на Россию, Белоруссию, Украину в рамках СНГ. Но преимущества сообщества людей, близких по крови и духу, неминуемо заставят политическое руководство данных стран искать и находить формы объединения. Создание Союза России и Белоруссии, его расширение и углубление — убедительное свидетельство целесообразности данного процесса.

Виды социальных общностей Критерии выделения социальных общностей Признаки общностей
Классы (страты): рабочие, крестьяне, интеллигенция, служащие, предприниматели, владельцы предприятий Место в системе общественного производства Отношение к собственности, величина дохода, фактор власти и др.
Профессиональные общности: работники конкретных профессий, умственного и физического труда Положение в системе разделения труда Характер трудовой деятельности
Отраслевые общности: работники определенных отраслей производства, трудовые коллективы, арендаторы, фермеры и пр. Сфера приложения труда Направленность производственной деятельности
Этносоциальные общности: нации, народности, национальные, этнические, этнографические группы Этническая и национальная принадлежность Общность происхождения, языка, территории, экономической жизни, особенности культуры и психологии
Региональные образования Межэтнические, межнациональные и межгосударственные связи Различные уровни интернациональных связей во всех областях общественной жизни
Демографические общности: мужчины, женщины, дети, молодежь, престарелые граждане Морфологические и физические особенности Половозрастные характеристики индивидов
Территориальные общности: граждане страны, жители республики, региона, населенного пункта, штата и др. Место проживания (город, деревня, район, область и др.) Государственно-административные образования

Окончание табл.5.3



Социальная структура общества – понятие истори­ческое. Каждый тип общества в зависимости от характе­ра и способа воспроизводства обладает определенной со­циальной структурой. Так, первобытно-общинный строй имел родоплеменную организацию, в которой род одно­временно выступал трудовым и семейным коллективом, а также формой социально-этнической общности.

В ра­бовладельческом обществе возникают классы рабовладельцев и рабов, появляются профессиональные группы, формируется народность как форма этнической общнос­ти, утверждается моногамная семья и т. д.

В условиях феодализма образуются классы феодалов и крестьян, ко­торые по мере трансформации экономических отношений уступают свое место новым социальным общностям: при капитализме – классу наемных работников (рабочему классу) и буржуазии, а при социализме – рабочему клас­су, крестьянству и интеллигенции.

На этапе индустриаль­ного общества происходит формирование и развитие на­ций, растет многообразие отраслевых и профессиональных групп, меняется структура территориальных общностей.

Однако к концу XX столетия становится очевидным, что индустриальное общество, которому схематично соот­ветствовали капиталистическая и социалистическая фор­мации, исчерпало возможности дальнейшего развития. В последние десятилетия происходят существенные изме­нения в содержании социальных групп и слоев, характере их взаимодействия. Появляются новые признаки в иден­тификации социальных общностей, возрастает социальная мобильность, формируются правящий класс, класс производственных и непроизводственных работников, новый средний класс. Активно протекают процессы социальной дифференциации, появляются новые промежуточные группы, возникают крупные региональные наднациональ­ные и надгосударственные образования.

История общества свидетельствует, что тенденцией развития социальной структуры является ее постоянное усложнение, возникновение новых общностей в зависимо­сти от уровня технико-технологического базиса и типа цивилизации. Социальная структура в определяющей сте­пени зависит от экономической основы общества, но она обладает относительной самостоятельностью и различным образом влияет на экономические отношения, политичес­кую, духовную и другие сферы общественной жизни.

На протяжении исторического развития общества наи­более представительным звеном социальной структуры являются классы как большие социальные общности. Каждому типу общества в зависимости от характера и тех­нико-технологического уровня производства соответствуют свои определенные классы.

Объективными предпосылками возникновения классов явились:

1) возникновение частной собственности на средства производства;

2) появление прибавочного продукта;

3) развитие производительных сил;

4) общественное разделение труда.

В результате воздействия данных предпосылок формировалось и закреплялось отношение опре­деленных групп людей к собственности, определялись их положение и социальный статус. Основным критерием при дифференциации классовых общностей является их отно­шение к собственности (владение, пользование, распоряже­ние).

Классы – большие группы людей, различающиеся:

1) по их месту в исторически определенной системе общественного производства,

2) по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства,

3) по их роли в общественной организации труда,

4) по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают (Ленин В. И.) .

Характеристики класса как социальной общности:

Специфическая роль, своеобразная функция в совокупной трудовой деятельности общества;

Определенное развитие экономического интереса класса и степень подчиненности всей жизнедеятельности членов данного класса этому интересу;

Развитие образа жизни, общего для всех представителей класса;

Определенные черты социально-психологического облика данных людей, их установок, ценностных ориентаций.

Впервые классы возникают в период становления рабовладельческого общества, когда в результате роста производительных сил стало возможным получение прибавоч­ного продукта, становление частной собственности и сис­темы экономического неравенства между людьми. Класс, владевший средствами производства и большей долей на­ционального богатства, занимавший монопольное положе­ние в системе организации и управления обществом и производством, являлся не только экономически, но и поли­тически господствующим классом. Общность интересов и корпоративная солидарность классов всегда относительны и наиболее широко проявляют себя в критические перио­ды истории (войны, революции).

Вторая половина XX столетия вносит свои корректи­вы и в систему критериев определения социального соста­ва классов. Происходящие сдвиги в технологических и организационных основах информационного общества вы­зывают и соответствующие изменения структуры собствен­ности. Если ранее, как правило, отношения владения, пользования и распоряжения средствами производства характеризовали социальный статус одного лица, то в нас­тоящее время происходит разделение этих правомочий соб­ственника между различными индивидами. Это является одной из причин того, что фактор собственности опреде­ляется как необходимое, но еще недостаточное условие для идентификации классовых границ.

Все большее значение приобретают факторы власти и контроля, профессиональной принадлежности, уровня до­ходов, положения индивидов на рынке труда, специфики их политической и культурной ориентации и другие. Так, на­пример, в экономически развитых странах высший слой ме­неджеров формально хотя и не является собственником средств производства, но по своему профессиональному ста­тусу и уровню доходов эта социальная группа рассматрива­ется как неотъемлемая часть современного правящего клас­са.

С другой стороны, многие рабочие в настоящее время имеют высшее образование, владеют определенным коли­чеством капитала в форме акций, облигаций и т. д., но это, однако, не служит основанием для зачисления их в другие классы. Это свидетельствует о необходимости наряду с фак­тором собственности использовать и другие критерии клас­совой идентификации. Среди них определяющее значение имеют факторы власти и контроля. Только комплексное ис­пользование вышеназванных критериев позволяет правиль­но определить социальный состав современных классов.

Классы как большие социальные общности не являют­ся однородными, а включают в себя множество социально и функционально сложных и взаимосвязанных между со­бой групп людей, занимающих определенное место в исто­рически сложившейся системе общественного производ­ства. Это означает, что социально-классовая дифференциа­ция в современном обществе включает в себя его деление не только на классы, но и внутриклассовые слои, а также меж­классовые группы, выделяемые в соответствии с социаль­но-экономическими, культурологическими, поведенчески­ми и другими характеристиками. Многообразие элементов, образующих социальную структуру современного общества, позволяет говорить о ее сложности, сравнительной динамич­ности и новизне по сравнению с социальной структурой предшествующего общественного строя.

Именно многообразие структурных элементов, образу­ющих социальную структуру информационного общества, явилось причиной существования в социологии множества ее теоретических моделей, авторы которых используют для обозначения классов самые разнообразные категории. Наи­более известными являются следующие модели социаль­ной дифференциации :

ü Классово-статусная модель М. Вебера : класс собственников, рабочий класс, мелкая буржуазия, интеллигенция и беловоротничковые служащие, причем классами имену­ются группы, имеющие доступ к рынку и предлагающие на нем те или иные услуги. Группы статуса не связаны с ры­ночной ситуацией и различаются по образу жизни.

ü Дихотомная классовая модель К. Маркса : буржуа­зия – пролетариат, между которыми располагается мелкая буржуазия, дифференцирующееся крестьянство, интелли­генция. Причем эволюция классовой структуры идет по на­правлению усиления антагонизма между двумя основными классами и в конечном итоге приводит к социалистической революции, уничтожающей деление общества на классы.

ü Классовая модель Р. Дарендорфа : господствующий класс, подчиненный класс, бесклассовые группы, диффе­ренцированные на основе отношений власти. Классовые от­ношения неизменно включают в себя конфликтующие ин­тересы.

ü Классовая модель Э. Гидденса : высший класс, сред­ний класс, низший или рабочий класс. Критерии диффе­ренциации – различия рыночных возможностей индиви­дов, определяемые отношениями собственности, образова­тельной и технической квалификацией, положением во властных структурах.

ü Классовая модель Э. Райта : буржуазия, мелкая бур­жуазия, рабочий класс, дифференцированные на основе отношений собственности, обмена и власти. Наряду с клас­сами Э. Райт выделяет так называемые противоречивые социальные образования, занимающие промежуточное положение в социальной структуре, а именно: мелкие пред­приниматели, полусамостоятельные работники, менедже­ры и контролирующие лица.

ü Классовая идентификация Дж. Голдорпа : класс ус­луг, объединяющий профессионалов, менеджеров и административных работников; рабочий класс, в состав которо­го входят работники физического труда различной квали­фикации; промежуточный класс, включающий служащих, мелких предпринимателей и самостоятельных работников, а также технический персонал.

ü Классовая модель Д. Дэвиса : высший класс, средний класс, рабочий класс и низший класс, критериями иден­тификации которых служат уровень образования, профес­сиональный престиж, собственность и доход.

Сегодня ведущим направлени­ем исследований классов все больше становится комплексное использование всех критериев социальной идентификации и соответственно сближение различных методологий. В на­стоящее время социальная принадлежность индивидов оп­ределяется как их имущественным положением, так и позицией на рынке труда, факторами контроля, власти, дохо­дов и т. д. Рассматривая классы как большие социальные группы, выделенные на основе данных критериев, можно предложить их определение и сравнительную характерис­тику применительно к современным условиям. Поэтому классовый анализ социальной структуры, сегодня в большой степени дополняется анализом слоевой структуры (стратификационным).

Что же такое социальный слой и стратификация?

Социальный слой – общность, выделяемая на основе определенных критериев (признаков). Различные признаки, характеризующие положение слоев на стратификационной шкале, могут быть сведены в систему математически вычисляемых индексов , которые позволяют определить положение того или иного слоя в системе социальной иерархии не по одному признаку, а по достаточно большому их множеству. Оказывается возможным выявить и взаимную связь признаков, степень тесноты этой связи.

Говоря о стратификационном подходе, необходимо рассмотреть само понятие «стратификация», а также «социальная мобильность».

Стратификация – структурированная дифференциация и неравенство между различными слоями (группами) людей по исчисляемым признакам дифференциации общества. (табл. 5.4)

Социальная мобильность – изначально понималась как изменение индивидом, семьей места в социальной структуре общества, а также любое изменение их социального положения. Уточненное понимание данного процесса – переходы, перемещения индивидов (или социальных групп) из одних социальных слоев в другие. Тем самым теории социальной мобильности оказываются тесно связанными с теориями социальной стратификации.

Таблица 5.4

Типы стратификационных систем*

В целом структуру общества целесообразно описывать с помощью классово-слоевой модели, позволяющей соединить теоретическую глубину классового анализа с богатством возможностей и методов стратификационного подхода .

В социальной структуре важное место занимают этнические общности , такие как род, племя, народность, нация.

Род – основанная на кровных связях форма общности людей, возникшая в первобытных общинах на базе экономических отношений.

Род служил ядром общин, сплачивал воедино их членов, обеспечивал воспроизводство потомства, способного к труду и социальным отношениям, посредством регулирования брачно-семейных отношений, совместного воспитания и материального обеспечения детей.

Род и родовая община представляли собой социальную структуру, определяемую как родовой строй, здесь господствовала общественная собственность на землю, отсутствовала имущественная и социальная дифференциация, участие в общественных делах являлось правом и долгом всех взрослых членов общины.

Племя – форма общности людей, свойственная первобытнообщинному строю. В основе племени лежат родовые отношения, определяющие разобщенность племен по территории, языку, культуре. Только принадлежность индивида к племени делала его совладельцем общей собственности, обеспечивала ему определенную долю произведенного продукта, право участия в общественной жизни. Вытеснение родовых отношений товарными приводило к распаду племен и к объединению их в народности.

Народность – одна из форм общности людей, которая исторически следует за родоплеменной общностью и формируется в процесс слияния, консолидации различных племен в условиях смены первобытнообщинного строя частнособственническими отношениями, появление и развития классов. Для народности характерна территориальная общность, единый язык наряду с существованием ряда диалектов.

Одна из важнейших социально-этнических общнос­тей – нация. Что она собой представляет?

Как и любая другая общность, нация складывается на основе дей­ствия определенных общественных факторов. В их числе важную роль играют материально-производственные факторы.

Здесь важно обратить внимание на то, что материально-производственная деятельность реализуется в каждом обществе в виде оп­ределенного материально-экономического механизма, все части ко­торого связаны многообразными и сложными хозяйственными свя­зями. Так, на определенном этапе – в конце феодализма и начале капитализма – в обществе сложилась единая система промышленных и сельскохозяйственных предприятий, других производственных подразделений, между которыми сформировались самые различные хозяйственные отношения. На базе этих связей сложились общий рынок, единая система валюты, транспортных коммуникаций, средств связи, налогов и т.д. Весь этот сложный хозяйственный механизм тысячами нитей связал миллионы людей, заставил их повседневно и постоянно общаться, вступать друг с другом в самые различные кон­такты. Это был как бы огромный материально-производственный мотор, который постоянно «перемешивал» все население определен­ного общества. И поскольку такие контакты по самым разным лини­ям постоянно связывали людей и повторялось это из поколения в поколение, то это и привело к образованию особой общности лю­дей – нации.

Нация – исторически сложившаяся форма общности людей, которая приходит на смену народности. Нации свойственна прежде всего общность материальных условий жизни; территории и экономической жизни; общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры.

Одним из важнейших факторов образования и функционирования нации (вместе с тем и ее существенной чертой) является террито­рия . Нам представляется, что этот термин не совсем точно отражает ту реальность, которая имеется в виду. Более точно, на наш взгляд, говорить об определенном природно-территориальном комплексе, понимая под ним не только пространственно-географические грани­цы среды обитания общности, но и всю совокупность природных ус­ловий, включая климат, особенности ландшафта, растительного и животного мира, характер почвы и многое другое.

Этноинтегрирующая роль этого природно-территориального ком­плекса выражается во многих моментах.

1. Он предстает об­щей средой хозяйственной деятельности.

2. Этот комплекс существенно определял быт людей, характер жилья, особенности пищи, одежды, весь образ повседневной жизни.

3. Природ­ный комплекс был вместилищем пространственных коммуникаций – дорог, в качестве таковых использовали также и реки.

4. Природный комплекс с появлением государственных институтов, тер­риториального деления общества приобрел черты государственных границ, он превращался в государственную территорию.

Таким обра­зом, природно-территориальный комплекс нации – это не столько географическое, естественно-биологическое и т.д. явление, сколько социальная характеристика этих природных факторов, социальное качество, которое они обретают в определенных социальных услови­ях. И именно в таком виде этот комплекс является и объективной предпосылкой, и реальной чертой нации.

Кроме объективных факторов объединения нации, существуют и факторы субъективного порядка.

Прежде всего это общий язык . Общая экономическая жизнь, общая территория, сталкивающая людей друг с другом, неизбежно заставляли людей вырабатывать общий язык. Он в данном случае выступает как естественное порождение общности экономической жизни, общности территории. Национальная общность и складывается в определенном отношении как результат функционирования общего языка.

Следующий фактор формирования нации – также субъективного плана – это общность психологического склада, духовной культуры , определенных традиций и т.д. На базе общей экономической жизни, территории, общего языка у людей, постоянно связанных друг с другом, складывается, вырабатывается некоторая общность социально-психологического облика, культурных традиций. И эта общность пси­хологического облика, культуры, традиций также интегрирует, спла­чивает людей. Много внимания уделяют исследователи – думается, это справедливо – анализу самосознания нации.

Субъективно-сознательные факторы играют важную роль в консолидации национальной общности.

Для более конкретного уяснения сущности национальной общно­сти остановимся на некоторых сопоставлениях нации и класса.

Нация как макросоциальная общность базируется на таких харак­теристиках, которые воплощают глубокие закономерности обществен­ной жизни, складывающиеся и функционирующие в масштабе всего общественного организма. К числу этих характеристик следует, прежде всего, отнести определенные преобразования в материально-производ­ственной жизни общества, степень развития классов, их отношений, социальное развитие пространства, занимаемого нацией, и некото­рые другие преобразования.

Вместе с тем нация как общность связана и с весьма конкретным, эмпирически фиксируемым слоем общественных ценностей. К их числу можно отнести конкретные особенности трудовой деятельности, жиз­ненного уклада, одежды, пищи, непосредственного общения, внутрисемейных отношений и т.д., короче, все то, что обычно связывает­ся с этническими чертами жизнедеятельности общества. Нация, рас­сматриваемая с точки зрения этнического дифференциала, и выступает как этническая общность, проявляющаяся, закрепляющаяся в весьма конкретном уровне общественной жизни.

Классовая общность, как и национальная, складывается на основе глубоко закономерных, существенных признаков, например единства экономических интересов. Эти признаки, конечно, находят свое воплощение в конкретно-эмпирических чертах жизнедеятельности локальных классовых групп. Но степень развитости моментов единства, общности жизнедеятельности классов в конкретно-эмпи­рическом слое не имеет существенного значения для констатирова­ния самой классовой общности. Представители одного и того же класса могут разговаривать на разных языках, по-разному отмечать дни рож­дения своих детей, предпочитать различную кухню и т.д., но это нисколько не мешает им принадлежать к одной и той же классовой общности.

Иное дело национальная общность. Если глубинные характеристики, объединяющие нацию, не закрепляются, не дополняются общ­ностью в области конкретных этнических ценностей, то о нации как общности нет смысла говорить. Она как общность существует, функ­ционирует лишь тогда, когда действуют в единстве и взаимосвязи два уровня объединяющих ее механизмов: глубинно-сущностный и эмпи­рически-этнический. Элиминация любого из них снимает вопрос о нации вообще.

Другая грань особенностей структуры национальной общности проявляется во взаимосвязи объективно-всеобщих черт нации, с одной стороны, и меры осознанности принадлежности к нации каждо­го представителя нации – с другой. Для объяснения этого момента вновь прибегнем к аналогии с классовой общностью. Так, объектив­ная общность классового положения отражается в общности идеоло­гического и психологического облика представителей данного клас­са, в том числе и в определенном осознании каждым из них своей принадлежности к данному классу. В то же время индивид может и не идентифицировать себя с классом, к которому он объективно принадлежит. Данное обстоятельство, однако, никак не влияет на клас­совое положение индивида. Что бы он сам по данному поводу ни ду­мал, отрицая даже свою принадлежность к какому-либо классу, он все равно является членом класса, с которым связан общностью экономического положения и экономических интересов.

В основе же национальной общности также лежат объективные факторы. В то же время национальная общность невозможна без сознательного соотнесения, причисления индивидов к данной общности. Мера развитости этого соотнесения может быть весьма различной, колеблясь от простого осознания этнической принадлежности до глубоко прочувствованного и осмысленного понима­ния сущности своей нации, нерасторжимости своей индивидуальной судьбы и судьбы своей нации. Но в любом случае само осознание своей принадлежности к нации является обязательным. Эти особенности внутренней архитектоники нации, ее своеобраз­ная многоэтажность должны непременно методологически учитываться при оценке места нации в социальной жизни общества в целом. Игнорирование, недооценка этих особенностей могут не только исказить картину этих связей, но и вообще завести рассмотрение наций в тупик.

Итак, на базе длительного исторического действия перечисленных выше факторов складывается национальная общность. Она нахо­дит свое выражение в определенном устойчивом объединении людей, в общности их хозяйственной жизни, территории, языка, психологи­ческого склада, традиций, культуры.

Существование и развитие любого общества невозможно без полноценного функционирования института брака и семьи .

Брак – основанная на любви (см. приложение 1), «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу. От характера брачных отношений в значительной мере зависят количественные и качественные показатели воспроизводства населения, физическое и духовное состояние новых поколений. Социальная сущность брака определяется, в конечном счете, господствующими общественными отношениями, испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя брак, общество берет на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в брак, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи» .

Брак из экономического института все более превращается в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Происходит известное перераспределение обязанностей мужа и жены в семье, в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. В семье все больше возрастает роль внутрисемейных отношений в обеспечении ее стабильности и прочности. Ослабление контроля общественного мнения, а также экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших прежнюю семью, резко увеличивает «нагрузку» на моральные узы.

Семья – общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Специфика социально-философского анализа семьи связана с тем, что семья рассматривается как одна из важнейших подсистем общества, воспроизводящая членов общества, а также являющаяся первой ступенью их социализации и инкультурации.

Взаимодействуя со всеми сферами общественной жизнедеятельности (экономика, политика, право, духовная культура), семья изменяется и развивается, прежде всего, под влиянием общественно-экономического процесса. В то же время ее развитие обладает относительной самостоятельностью.

Институт семьи, будучи включенным в структурно-функциональную и нормативную системы общества, регулирует поведение членов семьи, определяя присущие им социальные роли и статус , а также выполняет целый комплекс дополнительных функций . Функции семьи связаны с потребностями общества и личности (см. табл. 5.5).

Таблица 5.5

Функции семьи

Сфера семейной деятельности Типы функций
Общественные Индивидуальные
1. Репродуктивная Биологическая – воспроизводство населения Удовлетворение потребностей в детях
2. Воспитательная Социализация молодого поколения. Поддержание культурного воспроизводства общества Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях
3. Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Оказание хозяйственно – бытовых услуг членами семьи друг другу
4. Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен услуг)
5. Сфере первичного социального контроля Моральная и правовая регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности Формирование и поддержание правовых и моральных санкций при нарушении моральных норм членами семьи
6. Духовного общения Развитие личности членов семья Духовное взаимообогащение. Поддержание дружеских взаимоотношений в брачном союзе
7. Социально-статусная Воспроизводство социальной структуры. Предоставление определенного статуса членам семьи Удовлетворение потребностей в социальном продвижении
8. Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов
9. Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей индивида в личном счастье и любви
10. Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей

Как видно из представленной таблицы, важнейшими функциями семьи являются репродуктивная и воспитательная . Таковы функции нормальной традиционной семьи – семьи, основанной на официально зарегистрированном, гетеросексуальном браке, с двумя родителями, в которой обязательно имеются дети. В такой семье отец является «главой», духовно и экономически определяющим началом ее развития, а мать – «хранительница очага», основной задачей которой является забота о появляющихся детях и муже и поддержание существующего в семье порядка. Такая семья предполагает единобрачие и родственно-семейный принцип организации жизни.

Многие исследователи семьи и брака считают, что изменения семейно-брачных установок и ориентаций в современном обществе связаны с историческими изменениями института семьи, переходом от традиционной формы семьи к современной.

Отличительными чертами современных моделей семьи являются следующие:

1) первенство экономических целей индивида;

2) ценности индивидуализма, независимости, личных достижений, «эгоцентризм»;

3) переход к децентрализованным нуклеарным семьям;

4) переход от развода по инициативе мужа к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов;

5) переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга, независимо от предписаний;

6) переход от культуры многодетности с жестким табу на применение контрацепции к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, (т.е. к предупреждению и прерыванию беременности);

7) происходит переход от эры стабильной системы норм многодетности семьи к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены. Реальные изменения семейных структур в XX в. на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе спонтанного уменьшения детности семьи, разводимости и падения брачности.

Здесь необходимо отметить, что снижение рождаемости в России началось еще в конце XIX века в связи с разрушением крестьянской общины – люди сменили аграрный сектор на индустриальный, где образ жизни в корне отличался от деревенского. Рождаемость продолжала снижаться весь XX век, особенно после революции. Этому способствовали голод и война. На протяжении многих десятилетий рождаемость была ниже уровня, необходимого, чтобы численность населения не сокращалась. Ведь если увеличивается число семей, которые ограничиваются одним ребенком, то понятно, что они не воспроизводят даже родителей. Снижение рождаемости привело к неуклонному уменьшению доли молодежи среди населения, изменился возрастной состав населения. По численности каждое новое поколение оказывалось меньше предыдущего, а возрастная структура советского общества становилась все более «старой». Рано или поздно количество умирающих должно было превысить число родившихся. Это явление сегодня получило название «депопуляции».

Отрицательный прирост населения в России был впервые зафиксирован в 1992 году. Смертность превысила рождаемость. Если представить себе график, то получится, что их кривые пересеклись – это явление получило название «русский крест» .

В большой степени депопуляции населения способствовали и продолжают это делать легализованные аборты (см. приложение 2) не только по медицинским показаниям, но и по собственному желанию женщины. По данным Минздрава, ежегодно в современной России убивают абортами около 1,6 – 1,7 млн. детей.

«С точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал.

На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Его нельзя уподобить органу или части органа материнского организма. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума» . А «намеренное прекращение жизни» – это убийство.

Поэтому аборт – это убийство матерью, отцом, врачом, обществом полноценного человека, за которое придется обязательно ответить.

Кроме того, сегодня происходит усиление таких процессов, как: деградация семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи, увеличение количества безнадзорных детей, рост количества социальных сирот. Исследователи в своих мнениях сходятся в том, что эти процессы свидетельствуют, прежде всего, о девальвации семейных ценностей и кризисе социального института семьи.

Контрольные вопросы

1. Какие основные элементы включает социальная структура общества?

2. Что такое социальная общность?

3. Перечислите основные характеристики класса как социальной общности.

4. Что является основным критерием разделения общества на классы?

5. Что такое страты? По каким признакам они формируются? Назовите типы стратификационнных систем.

6. Каковы особенности социальной стратификации современного российского общества?

7. Охарактеризуйте особенности социальной структуры российского общества и тенденции ее развития.

8. Возрастает или уменьшается роль семьи в современном обществе?

9. Каковы основные функции семьи?

10. Каковы перспективы развития института семьи и брака
в современной России?

11. Какие факты свидетельствуют о кризисном состоянии института семьи в современном российском обществе?


АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра социологии и управления социальными процессами

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология»

Т е м а «Социальные общности и их основные виды»

Исполнитель: студентка 2 курса

Группа: ЗЭ-ЭТ-09-2

Хусаинова Г.Ф.

Проверил: д.ф.н Элбакян Е.С.

Москва-2010

    Введение

    Социальные общности

    Социальные группы

    Заключение

    Список использованной литературы

Введение

В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами - люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.).

Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т. д.); второй - как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй - с понятием социальной организации и третий - с понятием культуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры.

Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений - социально-экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обуславливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Дарендорф и другие социологи. Можно сказать, что социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

Все люди (независимо от расы или культуры) находят самовыражение в групповой жизни. Младенец становится человеком, как только занимает свое место в семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка. Двигаясь в семейном цикле, ребенок постепенно усваивает присущие другим группам взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его во взрослой жизни.

Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте: индивиды, едущие в одном вагоне, проживающие в одном городе и т.д. В научном смысле такое территориальное сообщество определяется как «агрегация» - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий. Второй случай - это применение понятия группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками. Примерами таких общностей могут служить мужчины, выпускники школ и т.д. С научной точки зрения для определения общности людей с одной или несколькими сходными характеристиками точнее подходит термин «категория».

Социальные общности

Характерной особенностью социальной общности (город, деревня, трудовой коллектив, семья и т. д.) является то, что социальные системы складываются именно на ее базе. Социальная общность представляет собой совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности (экономическое, социально-статусное, уровень профессиональной подготовки и образования, интересы и потребности и т. д.), общие для данной группы взаимодействующих индивидов (нации классы, социально-профессиональные группы, трудовые коллективы и т. п.); принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованьям (город, деревня, регион), принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука, политика, религия, и т. д.).

Социальные связи . Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов.

В самом общем виде связь представляет собой выражение совместимости функционирования или развития двух или более элементов объекта или двух (нескольких) объектов. Связь является наиболее глубоким проявлением такой совместимости. В социальных исследованиях выделяются различные типы связей: связи функционирования, развития, или генетические, причинные связи, структурные связи и т. д. В гносеологическом плане важным является различие связей объекта и формальных связей, т. е. связей, устанавливаемых только в плоскости знания и не имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта, смешение этих связей неизбежно ведет к ошибкам как в методологии, так и в результатах исследования.

Под "социальной" связью обычно понимают набор факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время, для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются на продолжительный период времени независимо от персональных качеств отдельных личностей. Это связи индивидов друг с другом, а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира, складывающиеся в ходе их практической деятельности. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Можно выделить связи взаимодействия, контроля, отношений, а также институциональные связи.

Социальное взаимодействие . Исходным моментом для формирования социальной связи может быть взаимодействие индивидов или групп, образующих социальную общность для удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее взаимодействие).

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-психологические) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия; изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов.

Социальные отношения, социальная структура и социальные системы. Взаимодействие обычно приводит к становлению новых социальных отношений. Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

В социологии понятия “социальная структура” и “социальная система” тесно связаны между собой. Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы. Понятие “социальная структура” есть часть понятия социальной системы и объединяет два компонента - социальный состав и социальные связи. Социальный состав - это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системаобразующих социальных элементов общества, с другой - социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.

Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально- демографические группы, социально- территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.

Основные виды социальных общностей. Функционирование социальных отношений, институтов контроля и организаций порождает сложную систему социальных связей, управляющую потребностями, интересами и целями людей. Эта система сплачивает индивидов и их группы в единое целое - социальную общность и через нее - в социальную систему. Характер социальных связей определяет как внешнюю структуру социальных общностей, так и ее функции. Внешняя структура общности может быть определена, например, ее объективными данными: сведениями о демографической структуре общности, профессиональной структуре, об образовательной характеристике ее членов и т. п.

Функционально социальные общности направляют действия своих членов на достижения групповых целей. Социальная общность обеспечивает координацию этих действий, что ведет к повышению ее внутренней сплоченности. Последняя возможна благодаря образцам поведения, нормам, определяющим отношения внутри этой общности, а также социально-психологическим механизмам, направляющим поведение ее членов.

Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки зрения влияния на поведение имеют такие, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, а также различные социально-территориальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т. д.). Скажем, семья осуществляет социализацию молодежи в ходе освоения ею нормативов общественной жизни, формирует у нее чувство безопасности, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, предотвращает психологическую неуравновешенность, помогает преодолеть состояние изолированности и т. д.

  1. Социальные общности и группы (1)

    Контрольная работа >> Социология

    ... социальной общности и её разновидности. 5 1. 1. Понятие социальной общности 5 1. 2. Разновидности социальных общностей 5 Глава 2. Группы: их виды , размеры, структура. 9 2.1. Группы: их виды , размеры...

  2. Социальные общности и социальные различия

    Контрольная работа >> Социология

    Как наука о социальных общностях , механизмах их становления, функционирования и... исполнением роли, т.е. с различными видами профессиональнотрудовой деятельности; 3) элементы... социальных классов. Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной ...

  3. Основные виды кооперативов

    Курсовая работа >> Государство и право

    ... , их основных видах и типах. Рассмотреть классификацию кооперативов в России. Основные типы и виды кооперативов... или любой иной общности граждан. Число членов... и солидарности, честности, открытости, социальной

Похожие публикации