Выходное пособие при увольнении – в расходы. Бухвести.рф - по какому коду вида расходов и косгу осуществлять выплату выходного пособия сотрудникам учреждения (увольнение в связи с сокращением численности и штата работников) на период трудоустройства (3 ме

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Гарантированные выплаты сотрудникам в случае расторжения трудового договора в связи с сокращением численности и штата бюджетного учреждения подлежат отнесению на коды бюджетной классификации в следующем порядке:
подстатьей 211 "Заработная плата" КОСГУ;
подстатьей 262

Обоснование вывода:
В случае расторжения трудового договора в связи с сокращением численности и штата учреждения сотрудникам полагаются следующие гарантированные выплаты (ст. 178 ТК РФ):
- выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
- средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия);
- по решению органа службы занятости населения средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
По смыслу закона выходное пособие выплачивается сразу при увольнении без каких-либо дополнительных условий и независимо от факта последующего трудоустройства. Средний месячный заработок за второй и третий месяцы поиска работы выплачивается фактически уже уволенному из учреждения работнику.
Бюджетные учреждения при отнесении расходов на определенные элементы видов расходов и КОСГУ руководствуются положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н).
Согласно пп. 5.1.1 п. 5.1 раздела III Указаний N 65н существенными требованиями утвержденной структуры видов расходов являются разграничение выплат физическим лицам:
- по форме, в которой они осуществляются (денежной или "натуральной");
- по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан).
Так, элементы видов расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений" и 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда" применимы только при осуществлении выплат в пользу действующих работников учреждения (согласно пп. 5.1.2 п. 5.1 раздела III Указаний N 65н).
Расходы на выплату среднего месячного заработка уволенным работникам на период трудоустройства, в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата работников организации, осуществляемые на основании ст. 178 ТК РФ, прямо поименованы в описании элемента видов расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств".
Согласно положениям п. 3 раздела V Указаний N 65н:
- на "Заработная плата" КОСГУ подлежат отнесению расходы в том числе на выплату выходных пособий работникам при их увольнении в связи с ликвидацией либо реорганизацией учреждений, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения;
- на под "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ подлежат отнесению расходы в том числе на выплату работникам среднемесячного заработка на период трудоустройства при их увольнении в связи с ликвидацией либо реорганизацией учреждения, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения.
Виды расходов, применяемые бюджетными (автономными) учреждениями в увязке со статьями (подстатьями) КОСГУ, доведены в Информации Минфина России от 31.05.2016 в виде Сопоставительной таблицы.
Согласно указанной таблице:
- между элементом видов расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений" и подстатьей 211 "Заработная плата" КОСГУ установлено взаимно однозначное соответствие;
- вид расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" применяется бюджетными учреждениями в увязке с подстатьей 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ.
Учитывая изложенное, гарантированные выплаты сотрудникам в случае расторжения трудового договора в связи с сокращением численности и штата бюджетного учреждения подлежат отнесению на коды бюджетной классификации в следующем порядке:
- выплата выходных пособий в размере среднего месячного заработка отражается по виду расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений" в увязке с подстатьей 211 "Заработная плата" КОСГУ;
- выплата среднего месячного заработка уволенным работникам на период трудоустройства отражается по виду расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" в увязке с подстатьей 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В прошлый раз мы определили выплаты, которые положены работнику при увольнении в связи с сокращением штата. Также рассчитали размер «отступных» при расторжении трудового договора по соглашению сторон. Сегодня поговорим об издержках, которые может понести работодатель в случае принуждения работника к увольнению по собственному желанию. Сравним затраты и сделаем вывод: какую статью предпочтительнее выбрать для расставания с сотрудником.

В прошлый раз мы определили выплаты, которые положены работнику при увольнении в связи с сокращением штата. Также рассчитали размер «отступных» при расторжении трудового договора по соглашению сторон*. Сегодня поговорим об издержках, которые может понести работодатель в случае принуждения работника к увольнению по собственному желанию. Сравним затраты и сделаем вывод: какую статью предпочтительнее выбрать для расставания с сотрудником.

Увольнение под принуждением

В последнее время собственное желание стало самой распространенной причиной увольнения. Но всегда ли увольнение по данному основанию вызвано волеизъявлением работника? Как показывает практика, зачастую написать заявление по собственному предлагают работодатели. И это понятно. Дело в том, что при увольнении по данному основанию сотруднику не надо выплачивать выходного пособия (как это предусмотрено при сокращении штата) или отступных (как это часто бывает при расторжении трудового договора по соглашению сторон). А также в данном случае процедура оформления не требует много времени: на основании заявления работника издается приказ об увольнении по унифицированной форме № Т-8**; с приказом работник знакомится под роспись; вносятся записи в трудовую книжку и в личную карточку формы № Т-2**.

Однако при всех упомянутых выше плюсах при таком увольнении нельзя забывать о финансовых рисках. Ведь решение компании об увольнении может быть признано незаконным. Например, если работник через суд докажет, что написал заявление об увольнении по собственному желанию под давлением. В таком случае компания будет обязана восстановить уволенного на прежнем рабочем месте, выплатить ему среднюю заработную плату за время вынужденного прогула (ст. 234 ТК РФ). А если работник потребует, и суд с этим согласится, компании придется выплатить и компенсацию за причиненный моральный вред (ст. 394 ТК РФ)***. Размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Вначале давайте посмотрим, какие выплаты следует произвести работнику в день увольнения.

Труд работника до момента увольнения (в том числе в течение двух недель, которые он отрабатывает в соответствии со ст. 80 ТК РФ) оплачивается в обычном порядке. При увольнении сотруднику выплачивается заработная плата за отработанное время и компенсация за все неиспользованные им дни отпуска (ст. 127 ТК РФ). Для выплаты указанных сумм основание увольнения не имеет значения.

Теперь давайте рассчитаем сумму среднего заработка, которую предстоит выплатить сотруднику в случае восстановления его на работе****.

Пример

Михайлов О.П. работал в ЗАО «Вектор» техником с 2001 года. Его должностной оклад составлял 20 000 руб. 2 октября 2008 года он был уволен по собственному желанию (в связи с отсутствием работы и финансовыми трудностями работодатель настоятельно предложил ему написать заявление об увольнении). Однако оставшись без работы и средств к существованию, Михайлов О.П. обжаловал данное увольнение в суд. 28 января 2009 года суд восстановил техника в прежней должности с выплатой среднего заработка за все время вынужденного прогула и возмещения морального вреда в сумме 5000 руб.

Рассчитываем размер среднего заработка за время вынужденного прогула. Расчетным будет период с 1 октября 2007 года по 30 сентября 2008 года.

В январе 2008 года Михайлову была начислена годовая премия по итогам работы в 2007 году в размере 12 000 руб. То есть расчетный период не совпадает с тем периодом, за который выплачена премия. Поэтому ее нужно пересчитать.

При этом работник:

  • в феврале 2008 года болел и отработал 10 рабочих дней, и заработок за этот месяц у него составил 12 000 руб.;
  • в августе был в отпуске, отработал 1 день, а заработок составил 1142,86 руб.;
  • в сентябре брал 10 дней отпуска без сохранения заработной платы, отработал 12 рабочих дней, а заработок составил 13 090,91 руб.

Таким образом, в расчетном периоде Михайлов отработал 210 рабочих дней, а всего их в расчетном периоде 250. Отсюда размер годовой премии, принимаемой в расчет, составил: 12 000 руб. : 250 дн. x 210 дн. = 10 080 руб.

Заработок работника, который нужно учесть при оплате времени вынужденного прогула, составил:

20 000 руб. x 9 мес. + 12 000 руб. + 1142,86 руб. + 13 090,91 руб. + 10 080 руб. = 216 313,77 руб.

Средний дневной заработок равен:

216 313,77 руб. : 210 дн. = 1030,06 руб.

Работник в связи с незаконным увольнением был отстранен от работы в течение 76 рабочих дней (с 3 октября 2008 года по 27 января 2009 года). Следовательно, сумма среднего заработка, полагающаяся работнику за время вынужденного прогула, составила:

1030,06 руб. x 76 дн. = 78 284,56 руб.

Таким образом, в связи с восстановлением Михайлова на работе ЗАО «Вектор» пришлось выплатить ему (с учетом морального вреда) 83 284,56 руб. (78 284,56 руб. + 5000 руб.).

Комментарий специалиста по налогам

Георгий ВЕНИН,
заместитель директора по экономическим вопросам ЗАО «СолвоМедиаГрупп»:

– В состав компенсационных выплат, освобождаемых от налогообложения НДФЛ (ст. 217 НК РФ), заработная плата за время вынужденного прогула не включена. Следовательно, с указанной суммы должен быть удержан налог на доходы физических лиц. Суммы морального вреда, напротив, относятся к компенсационным выплатам, связанным с возмещением вреда, причиненного работнику физическими и нравственными страданиями. И соответственно, они не подлежат налогообложению НДФЛ на основании пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса.

По налогообложению дополнительной компенсации (отступных), выплачиваемой при увольнении по соглашению сторон, следует сказать следующее. Указанная выплата подлежит налогообложению НДФЛ в общеустановленном порядке. Что касается налога на прибыль, то указанная выплата уменьшает налогооблагаемую базу, если она предусмотрена в трудовом и (или) коллективном договоре (ст. 255, п. 1 ст. 252 НК РФ). Если же в трудовом и (или) коллективном договоре об этих выплатах не упоминается, то для того, чтобы списать ее в расходы, мы рекомендуем вначале заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, предусмотрев в нем указанную компенсацию. И лишь затем подписывать соглашение о расторжении трудового договора (с указанием конкретной суммы отступных) и производить выплаты.

– Увольнение по собственному желанию в срок, определенный по договоренности между работником и работодателем, следует отличать от расторжения трудового договора по соглашению сторон. Если работник в одностороннем порядке выразил желание прекратить трудовые отношения и подал заявление об увольнении, то трудовой договор расторгается по пункту 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса (по собственному желанию). Независимо от договоренностей по поводу срока, которые могут повлиять на дату, но не на основание расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по соглашению сторон (п. 1 ч. первой ст. 77 ТК РФ) может иметь место лишь в случае взаимного волеизъявления сторон. Срок прекращения трудовых отношений оговаривается в соглашении, которое заключается в письменной форме.

Анализ расчетов показал, что при принятии работодателем решения о частичном высвобождении персонала экономически выгодно все-таки производить увольнение по соглашению сторон. При увольнении по данному основанию по договоренности между работником и работодателем можно установить размер компенсации (отступных) меньше тех сумм, которые пришлось бы платить при увольнении в связи с сокращением. Кроме того, соглашение сторон является самой защищенной статьей. Так как при увольнении по данному основанию снижается риск того, что расторжение трудового договора будет оспорено сотрудником в суде (в отличие от увольнения по собственному желанию).

По какому виду расходов отразить выплаты выходного пособия при сокращении штата и численности сотрудников государственного внебюджетного фонда? Можно ли произвести эти расходы по 142 виду расходов. Как поступить, если другой вид расходов (321) не предусмотрен в законе о бюджете государственного внебюджетного фонда?

Ответ

В соответствии с письмом Минфина России от 27.06.2014№ 02-05-11/31346 по виду расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств", увязанному с подстатьей 262 "Пособия по социальной помощи населению", следует отражать выплаты уволенным служащим (работникам) среднего месячного заработка на период трудоустройства, в случае их увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации, осуществляемые на основании статей 178 и 318 Трудового кодекса РФ.

Расходы на выплату выходного пособия при сокращении штата и численности сотрудников государственного внебюджетного фонда следует отражать по элементу вида расходов 141 "Фонд оплаты труда и страховые взносы " в увязке с подстатьей 211 "Заработная плата", если сотрудник уволен по причине:

Если после проведения вышеуказанных мероприятий численность (штат) учреждения сохраняется и передается другим учреждениям, при этом учреждения, в которые передана численность (штат), должны быть подведомственны органу государственной власти (местного самоуправления), который принял решение о проведении данных мероприятий, а также если

выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы связана с реализацией Указа Президента РФ от 31.12.2010 г. № 1657, расходы на выплату выходного пособия при сокращении штата и численности сотрудников государственного внебюджетного фонда следует отражать по элементу вида расходов 142 "Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда" в увязке с подстатьей 262 "Пособия по социальной помощи населению".

Такой вывод можно сделать, исходя из разделов III, V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н.

Если по какому-либо виду расходов затраты бюджетной сметой не предусмотрены, можно внести изменения в смету. При этом внесение изменений в сметы, требующие изменения бюджетной росписи ГРБС и объемов ЛБО, утверждается только после их корректировки.

Такой порядок установлен в пунктах 11-13 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20.11.2007 г. № 112н.

Уточнение к ответу: Исходя из вышесказанного, при сокращении отдела государственного внебюджетного фонда по причине организационно-штатных мероприятий, которые приводят к сокращению численности (штата) учреждения, расходы на выплату выходного пособия следует отражать по элементу вида расходов 141 "Фонд оплаты труда и страховые взносы " в увязке с подстатьей 211 "Заработная плата". Такой вывод можно сделать, исходя из разделов III, V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н.

Обязанность выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства установлена Трудовым кодексом РФ (ст. , , , , , , ТК РФ). В частности, такие суммы необходимо выплатить сотруднику, если его увольняют в связи с ликвидацией учреждения или по причине сокращения численности (штата). Обязательные выплаты при увольнении могут быть установлены и иными законами. Подробнее об этом см. В каких случаях организация обязана выплатить уволенному сотруднику выходное пособие, средний заработок на период трудоустройства и компенсацию при увольнении .

КОСГУ: выплаты при увольнении

Ситуация: по какой статье (подстатье) КОСГУ отражать расходы на выплату выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства

Ответ на этот вопрос зависит от вида выплаты. Так, выходное пособие может быть отражено по подстатье КОСГУ или (в зависимости от причины увольнения). А расходы на выплату среднего заработка всегда отражайте по подстатье КОСГУ 262 . Объяснения тут следующие.

1. Расходы на выходное пособие

Согласно указаниям о порядке применения КОСГУ выбор нужной статьи (подстатьи) зависит от причины увольнения. По подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата» данные расходы отразите, если сотрудник уволен по причине:

ликвидации или реорганизации учреждения;

других организационно-штатных мероприятий, которые приводят к сокращению численности (штата) учреждения.

Из данного правила есть исключения. Расходы на такие выплаты отразите по подстатье КОСГУ 262 при следующих обстоятельствах:

после проведения вышеуказанных мероприятий численность (штат) учреждения сохраняется и передается другим учреждениям. При этом учреждения, в которые передана численность (штат), должны быть подведомственны органу государственной власти (местного самоуправления), который принял решение о проведении данных мероприятий;

выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы связана с реализацией Указа Президента РФ от 31 декабря 2010 г. № 1657 .

Во всех остальных случаях расходы на выплату выходного пособия также отражайте по подстатье КОСГУ 262 . То есть применять данную подстатью нужно, если увольнение не связано с ликвидацией, реорганизацией или другими организационно-штатными мероприятиями, которые приводят к сокращению численности (штата) учреждения.

Такой вывод следует из аннотаций к подстатьям КОСГУ , раздела V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н , статьи 178 Трудового кодекса РФ.*

2. Расходы на средний заработок на период трудоустройства

В бухучете порядок отражения операций, связанных с начислением выходных пособий (среднего заработка на период трудоустройства, компенсации при увольнении), зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Порядок отражения в учете выходных пособий (среднего заработка на период трудоустройства, компенсации при увольнении) зависит от того, .

Пример отражения в бухучете выходного пособия сотруднику, уволенному при ликвидации учреждения. Штат учреждения не сохраняется и не передается другим учреждениям

П.А. Беспалов работает кладовщиком в казенном учреждении «Альфа». 13 января его уволили по причине ликвидации учреждения. При увольнении сотрудника в связи с ликвидацией учреждение выплачивает ему выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Средний дневной заработок Беспалова составляет 484 руб./дн.

Выходное пособие было рассчитано за первый после увольнения месяц - с 14 января по 13 февраля. В этом периоде по графику работы Беспалова (пятидневная рабочая неделя) 22 рабочих дня. Выходное пособие составило 10 648 руб. (484 руб./дн. × 22 дн.). Беспалов получил его в день увольнения, 13 января.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете проводки:

Дебет КРБ.1.401.20.211 Кредит КРБ.1.302.11.730
- 10 648 руб. - начислено выходное пособие;

Дебет КРБ.1.302.11.830 Кредит КИФ.1.201.34.610
- 10 648 руб. - выдано выходное пособие.

В расчете остальных налогов и взносов выходное пособие не участвует.

2. Справочник: Отнесение затрат на соответствующий вид расходов бюджетной классификации

Расходы на выплаты персоналу государственных внебюджетных фондов (подгруппа 140)

Оплата труда сотрудников государственных внебюджетных фондов на основе договоров в соответствии с законодательством

Другие выплаты сотрудникам государственных внебюджетных фондов в пределах фонда оплаты труда. В том числе пособия за первые три дня болезни за счет средств работодателя (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний)

Уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с сумм, начисленных из фонда оплаты труда

Не включенные в фонд оплаты труда выплаты в пользу сотрудников государственных внебюджетных фондов, обусловленные их статусом, в том числе социальные гарантии, выплаченные в денежной форме*

О том, какой элемент вида расходов применять при выплатах в натуральной форме, см.

Выдача командируемым сотрудникам наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту) под отчет для:

приобретения проездных билетов и (или) оплаты найма жилых помещений;

осуществления расходов протокольного характера;

компенсации сотрудникам понесенных ими за счет собственных средств расходов по оплате проезда к месту командирования и обратно, найма жилых помещений

О том, какой элемент вида расходов применять, если расходы на приобретение билетов и наем жилья несет непосредственно фонд по договорам (контрактам), см.

Уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с выплат, не включенных в фонд оплаты труда (в установленных случаях)

Возмещение сотрудникам стоимости проезда к месту нахождения учебного заведения и обратно

О том, какой элемент вида расходов применять, если билеты приобретает само учреждение по договору (контракту), см.

3. ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ ОТ 01.07.2013 № 65Н

Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (не нуждается в госрегистрации)

Приложение 5
к Указаниям о порядке применения
бюджетной классификации
Российской Федерации

Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления

Вид расходов

Наименование

Наименование

320 Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат

Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения

Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных

Пособия по социальной помощи населению

нормативных обязательств*

Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления

(Вид расходов в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 14 мая 2014 года N 34н ; в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 26 мая 2014 года N 38н , применяется при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов). - См.предыдущую редакцию)

4. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 27.06.2014 № 02-05-11/31346

О единообразном применении единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов

Министерство финансов Российской Федерации в целях обеспечения единообразия применения единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов сообщает. Правила применения видов расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определены в рамках подраздела 5 "Виды расходов" раздела III "Классификация расходов бюджетов" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации , утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 года N 65н (далее - Указания N 65н).При санкционировании расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимо учитывать следующие требования Указаний N 65н .

I. Выплаты физическим лицам. В Указаниях N 65н реализовано разграничение выплат физическим лицам по форме выплат (денежной или "натуральной"), а также по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан). Так, в частности:

1) Обеспечение социальных гарантий персоналу органов государственной власти (местного самоуправления), персоналу государственных внебюджетных фондов и государственных (муниципальных) казенных учреждений, а также лицам, являющимся бывшими работниками (служащими) указанных органов должно быть соотнесено с соответствующими видами расходов в следующем порядке:

а) в части обеспечения социальных гарантий и компенсаций персоналу государственных (муниципальных) органов и (или) находящихся в их ведении казенных учреждений, а также персоналу государственных внебюджетных фондов, обусловленных статусом работников и служащих:- при выплатах в денежной форме - с видами расходов 112 "Иные выплаты персоналу казенных учреждений, за исключением фонда оплаты труда", 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда" и 142 "Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда" соответственно;- при выплатах в "натуральной форме" - по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд";*

б) в части обеспечения мер социальной поддержки лицам, ранее занимавшим должности в соответствии с законодательством - в разрезе соответствующих элементов подгруппы видов расходов 320 "Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат":- при выплатах в денежной форме - с видом расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств";*

При выплатах в "натуральной форме" - по виду расходов 323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения".

Например, оплата договоров на медицинское обеспечение государственных гражданских (муниципальных) служащих (далее - служащие), а также граждан, уволенных со службы (при наличии надлежащим образом оформленного соответствующего расходного обязательства) отражается по видам расходов в следующем порядке: в случае возмещения служащему расходов по оплате медицинских услуг (помощи) организации государственной (муниципальной) системы здравоохранения - по виду расходов 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда";в случае заключения государственным (муниципальным) органом (учреждением) с организацией государственной (муниципальной) системы здравоохранения государственного (муниципального) контракта на оказание служащим медицинской помощи и (или) иных медицинских услуг - по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд";в случае возмещения бывшему служащему расходов по оплате медицинских услуг (помощи) организации государственной (муниципальной) системы здравоохранения - по виду расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств";

в случае заключения органом (учреждением) со специализированной организацией государственного (муниципального) контракта на оказание медицинских услуг бывшим работникам (служащим) - по виду расходов 323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения".

3) Выплаты уволенным служащим (работникам) среднего месячного заработка на период трудоустройства, в случае их увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации, осуществляемые на основании статей 178 и 318 Трудового кодекса Российской Федерации , следует отражать по виду расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" классификации расходов бюджетов, увязанному с подстатьей 262 "Пособия по социальной помощи населению" классификации операций сектора государственного управления.*

Все казенные учреждения должны составлять и вести бюджетную смету (ст. 6 , п. 1 ст. 161 , ст. 162 Бюджетного кодекса РФ).

Требования к составлению

Общие требования к составлению бюджетной сметы установлены .

Индивидуальный порядок составления, утверждения и ведения смет для подведомственных учреждений утверждает (в форме единого документа) главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) (п. 1 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ , п. Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н .

Смету составьте на один финансовый год с учетом:

разработанных и установленных (согласованных) ГРБС, РБС на соответствующий финансовый год расчетных показателей;

объема финансового обеспечения, предусмотренного при формировании плана закупок товаров (работ, услуг) , утвержденного в пределах доведенных ЛБО .

В бюджетной смете отразите объем и целевое направление бюджетных средств. Показатели сметы сформируйте в разрезе кодов классификации расходов бюджета с детализацией до статей (подстатей) КОСГУ . Кроме того, ГРБС (РБС , учреждение) может дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей. Например, по временному интервалу (поквартально), по конкретным направлениям расходов.

Подробную расшифровку расходов по каждой статье (подстатье) КОСГУ отразите в обоснованиях (расчетах) плановых сметных показателей. Они являются неотъемлемой частью сметы. О том, какие данные используются для расчета показателей по некоторым кодам КОСГУ, см. таблицу .

Проект сметы

Проект сметы на очередной финансовый год сформируйте на этапе составления проекта бюджета на очередной финансовый год. Если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной год и плановый период, проект сметы составьте также на годы планового периода.

Утверждение сметы

Сформированную бюджетную смету учреждения-ГРБС утверждает его руководитель.

Бюджетную смету учреждения, не являющегося ГРБС, утверждает руководитель ГРБС, в ведении которого находится учреждение. Для этого представьте смету с приложением обоснований (расчета) плановых сметных показателей.

Кроме того, руководитель ГРБС может предоставить право утверждать бюджетную смету:

руководителю РБС - сметы распорядителя и подведомственных ему учреждений;

руководителю подведомственного учреждения - смету учреждения.

Руководитель РБС в свою очередь может предоставить право утверждения сметы руководителям подведомственных учреждений.

Смета обособленного (структурного) подразделения утверждается руководителем учреждения, в составе которого оно создано.

Если до подведомственного учреждения доводится государственное (муниципальное) задание , смету утверждает руководитель учреждения. Данное право предоставляет в установленном порядке руководитель ГРБС. Но в случае выявления нарушений бюджетного законодательства это право может быть ограничено.

Такой порядок приведен в пунктах , , Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н .

Внесение изменений в смету

Показатели бюджетной сметы можно изменять в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (ЛБО). Порядок внесения изменений устанавливает ГРБС с учетом положений раздела IV Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н .*

Изменение показателей сметы составьте по рекомендуемому образцу . Увеличение объема сметных назначений отразите со знаком плюс, уменьшение - со знаком минус.

Вносите изменения в бюджетную смету в случае изменения объема ЛБО, а также при изменении распределения сметных назначений:

по кодам классификации расходов бюджетов (кроме кодов КОСГУ), требующих изменения

Похожие публикации