Занятия по речевому развитию детей. Конспект занятия по речевому развитию

Контрольная работа

Конспект занятия по словарной работе «Дружба и друзья» (вторая младшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», Чтение Художественной Литературы.

Демонстрационный материал: паровоз, сундучок, рукавички, заяц, лиса.

Методические приемы: игровая ситуация, физминутка, чтение художественной литературы, рефлексия.

Словарная работа: друзья, грустный, веселый.

Цель: развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях. Задачи:

1. образовательные - формировать дружеские отношения в коллективе, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости.

2. развивающие - развивать разговорную речь детей, обогащать словарный запас.

3. воспитательные - воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции.

Ход занятия.

Дети зашли в группу, поздоровались с гостями. Воспитатель:

Дети, какое у вас сегодня настроение?

Покажите (улыбаются).

А можем мы свое настроение кому-нибудь подарить? (да).

Давайте мы свое хорошее настроение подарим гостям (дети дарят улыбки).

Дети, сегодня я хочу предложить вам путешествие на паровозе.

Вы поедете со мной? Садитесь все в вагончик.

Песня «Паровозик».

Паровоз, паровоз

Новенький, блестящий,

Он вагоны повез,

Будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Наши ребятишки,

В гости поехали.

Воспитатель:

Ой. Что случилось? Почему наш паровоз встал, и музыка больше не играет? Давайте выйдем из вагончика и посмотрим.

Ой, кто это? (зайчик).

Давайте поздороваемся (здороваются).

Как вы думаете, какой зайчик? (грустный, печальный).

Почему вы так решили? (не улыбается).

Как вы думаете, кто его мог обидеть? (лиса, волк).

Давайте у него спросим?

Какая лиса?

Зайка, что же она сделала? (забрала рукавички).

Дети, можно их назвать друзьями? (нет).

Почему? (обидела, забрала рукавички).

Кто такие друзья?

Друзья - это те, кого любишь, кому рад, без кого скучаешь.

А можно нас назвать друзьями? (да).

Почему? (мы не обижаем, делимся игрушками).

Игра «Хорошо - плохо».

Обижать друг друга - плохо

Делиться игрушками - хорошо

Играть вместе - хорошо

Ссориться - плохо.

Воспитатель:

Ребята, а мы сможем зайке помочь? (можем).

Давайте найдем лису и вернем зайке рукавички.

Посмотрите, здесь дорожка, давайте по ней пойдем, посмотрим, куда же она нас приведет?

Физминутка.

Шли зайки, по дорожке поднимая ножки (шагают, высоко поднимая ноги). Хвостики прижали (идут вприсядку). Лапки вверх подняли (руки вверх). Вот перед нами ручеек, зайки прыг, зайки скок (прыгают). Дальше зайки в лес пошли, в гости к лисоньки пришли.

Сидит лиса, а в лапах у нее сундучок.

Простите меня, друзья, я больше никого не буду обижать (подает сундучок).

Воспитатель:

Вот чудесный сундучок,

Всем ребятам он дружок.

Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там?

Загляните в сундучок и посмотрите, что же там? (достают рукавички).

Ой, все рукавички перепутались, давайте поможем их разобрать.

Игра «найди пару» (дети находят пары разные по размеру, цвету, одни для зайца сделанные из белого меха).

«Найди дружка».

Воспитатель:

Ребята, мы играли, а про зайчика совсем забыли.

Нужно зайчика с лисичкой помирить.

Пойдем лисонька с зайчиком мириться.

Ребята, а как мы их будем мирить?

А может, мы им танец станцуем?

Танец «Помиримся»

Воспитатель:

Зайка с лисонькой помирились, как их можно теперь назвать? (друзьями).

А мы с вами тоже друзья? (да).

Давайте всем покажем, как мы умеем дружить (берут друг друга за руки).

А теперь нам пора, уезжаем детвора (дети садятся в вагончик).

Играет музыка: загудел паровоз и вагончики повез

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу.

Дети прощаются и уходят.

Конспект занятия «Подготовка к обучению грамоте» (старшая группа)

Тема: Подготовка к обучению грамоте. «Знакомство с согласными звуками [с],[с’], буквой С».

Цель: продолжить знакомство с согласными звуками [c], и буквой С; закреплять с детьми звуки [а], [у], [о], [м], а также буквы. Задачи:

1.Обучающие - учить детей делить слова на слоги, выделять звук С и определять его место в слове; закреплять обобщающее понятие «дикие животные и домашние животные»; учить подбирать к слову соответствующую ему звуковую схему; познакомить детей с ударным гласным звуком; учить детей читать и составлять слова.

2.Развивающие - развивать умение анализировать правильное написание буквы; развивать любознательность, внимательность, сообразительность, мышление.

3.Воспитывающие - воспитывать у детей интерес к животным; воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.

Материал к занятию. Полотно с буквами, домики с гласными и согласными буквами, указка, иллюстрации с изображениями животных, схемы слов, рабочие тетради Астафьевой Е.О. «Играем, читаем, пишем» простые и цветные карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия.

(Дети сидят полукругом)

Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить - тянуть, при этом во рту ничего не мешает, нет преграды. Как называют такие звуки? (Гласные [а], [о], [у]).

Как называют звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов, языка? (согласные [м], [х], [с]).

Сегодня мы продолжим знакомство со звуками [c], и буквой С, которая обозначает эти звуки.

Если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук [c], то горло не дрожит. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком.

Покажите, где живет глухой согласный? Он может произносится твердо (сахар, сом, Саша) и мягко (сено, Василек).

Придумайте слова со звуком [c] и .

А сейчас послушайте загадку:

Я катаюсь на нем до вечерней зари,

Но ленивый мой конь везет только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу

И коня своего за веревку вожу.

Чтение слова «сани».

Какой первый звук в слове «сани»?

Это гласный или согласный?

Докажите. (Когда мы произносим, во рту мешают зубы и язык, но нельзя произнести громко).

Сколько слогов в слове? Как вы догадались? (В слове «сани» два гласных звука [а], [и], значит и два слога).

Какой первый слог в слове «сани»?

Составьте предложение с этим словом.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре -

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре -

Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире -

Раз, два, три, четыре.

Наклониться - три, четыре

И на месте поскакать

На носок, потом на пятку

Пять, шесть - за столы тихо сесть

(Дети сели за столы).

Каких животных называют домашними? Каких вы знаете?

Каких животных называют дикими?

Какие дикие животные живут в нашей республике РБ?

Давайте поиграем в игру «Кто лишний». (свинья, кошка, лиса, собака).

(Лиса лишняя, так как она - дикое животное, все остальные - домашние).

А теперь поиграем по-другому. Лишним будет животное, в названии которого нет звука [c] (кошка).

Эти схемы обозначают слова с различным количеством слогов: два три.

К какой схеме относится название каждого животного?

Откройте рабочие тетради.

Посмотрите, как правильно пишется слово собака. Расставьте гласные над слоговой схемой этого слова, поставьте ударение.

Напишите над схемой для двухсложного слова гласные О, А (либо И,А) и определите к какому слову будет относится эта схема: кошка или лиса. Поставить ударение.

В игру «Кто лишний?» можно поиграть еще и по-другому: учитывать количество слогов в слове. (Лишним будет слово собака, т.к в нем три слога, а в остальных по два).

Физминутка

А теперь следующая игра «Путешествие с буквой С».

Стрелки на рисунке обозначают путь, по которому мы пройдем в нашем путешествии; если при этом правильно произносить звуки, обозначенные буквами, то получатся слова. Важное условие надо тянуть произносимый звук, пока «идет» по стрелочке к следующему звуку (букве).

Найдите схему, соответствующую звуковому составу этого слова, запишите над схемой соответствующее слово, закрасьте схему. (ус, оса, сам, сом, суп, соки).

Подвести итог занятия

Конспект занятия по связной речи «В гостях у сказки» (подготовительная группа)

Цель занятия: развитие речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору игрушек. Задачи:

1 обучающие - учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы, присказки, концовки русских народных сказок; закрепить умение использовать в речи эпитеты, характеризирующие героев, использовать в речи диалоги; продолжать учить детей пересказывать по ролям сказку, передавая текст точно, последовательно, выразительно.

2 развивающие - развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.

3.Воспитательные - воспитывать умение понимать смысл пословиц.

Предварительная работа: чтение, рассказывание русских народных сказок; рассматривание иллюстраций к сказкам; просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок; проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой» и т.д.; заучивание загадок; участие в интернет-конкурсе «Моя любимая сказка».

Оборудование: перфокарта, аудизапись, иллюстрации в форме слайдов, набор игрушек, настольный театр, телефон

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово на этой перфокарте. Мы будем отгадывать его по 1-м буквам слов, отгаданных вами загадок.

Красна девица грустна, ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка - Снегурочка.

На сметане мешён, на окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок, покатился - Колобок.

Всех излечит, излечит, добрый доктор - Айболит.

Она красива и мила, а имя её от слова зола? - Золушка.

Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше - Карлсон.

В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.

Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой - Иванушка.

Дети выполняют задание, читают слово, решают, куда отправятся в путешествие.

С

К

А

З

К

И

Звучит музыка. Воспитатель:

Эта музыка переносит нас в чудесный мир сказок. Мы отправляемся в путешествие по сказкам. (показ слайдов)

Кто живёт в сказках?

Как начинается сказка?

Какими словами заканчивается?

Что можно использовать, чтобы сказка была красивой (песенки, присказки, пословицы, поговорки)

Ребята, а какие присказки вы знаете? (показ слайдов)

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»;

«Сказано-сделано».

Воспитатель:

А вы много знаете сказок? Сейчас проверим: (показ слайдов)

Загадывание загадок детьми.

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.

В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.

Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.

По тропе, шагая бодро, сами вёдра носят воду.

Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.

А дорога далека, а корзина нелегка.

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.

Колотил, да колотил по тарелке носом.

Ничего не проглотил и остался с «носом».

Воспитатель:

Вы хорошо знаете сказки. А сейчас вы сами будете придумывать разные сказки.

Выставляется иллюстрация (показ слайдов)

«Сказочная избушка»

Воспитатель:

У меня в руках волшебное колечко. Мы будем произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет рассказывать сказку.

Ребёнок по иллюстрации составляет сказку.

Воспитатель:

Молодец, хорошую придумал сказку

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка - дети шагают

Стоит задом наперед - дети поворачиваются

В этой избушке есть старушка - Грозят пальцем

Бабушка Яга живет - грозят пальцем другой руки

Нос крючком, - показывают пальчиком

Глаза большие - показывают

Словно угольки горят- покачивают головой

Ух, сердитая какая! - бег на месте

Дыбом волосы стоят -руки вверх

Воспитатель:

Выставляется иллюстрация леса (показ слайдов) и набор игрушек: белка, ёжик, мишка.

Воспитатель:

Надо придумать сказку по игрушкам.

Покатилось, покатилось, светлое колечко

Покатилось, покатилось, с нашего крылечка.

Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.

Ребёнок составляет сказку по игрушкам.

Воспитатель:

Молодец. Давайте продолжим наше путешествие. Я вам предлагаю придумать сказку

Конспекты

занятий по развитию речи

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

занятие № 1

Подготовила:

воспитатель I квалификационной категории - С.Л. Ненашева

Нефтеюганск, 2017

Занятие 1
Пересказ сказки «Лиса и козел»

Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей;

Словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания;

звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму.

Материал. Картинки с изображением лисы.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку: «Хвост пушистый, мех золотистый - это про кого загадка?» (Про лису.) Показывает детям несколько картинок с изображением лисы: «Когда вы были в старшей группе, мы с вами рассматривали разные картинки. Сейчас вы можете взять любую картинку и сказать, какая у вас лиса. Если у одного лиса рыжая, то у другого еще... у кого-то лиса красивая, а у кого-то еще...»

Воспитатель выразительно рассказывает сказку «Лиса и козел». Задает вопросы:

- О чем рассказывается в этой сказке?

- Как она начинается? заканчивается?

- Какою показана лиса в сказке? Почему вы думаете, что она хитрая? Какою еще изображена лиса?

- А какой в сказке козел? Почему вы думаете, что он такой?

- Какие слова и выражения вам больше всего понравились?

- Послушайте сказку еще раз,- предлагает воспитатель,- потом вы будете ее рассказывать. Слушайте внимательно и запоминайте.

Заслушиваются 3-4 пересказа.

Можно предложить детям пересказать сказку по ролям (или группой - «командой»).

Дети дают оценку пересказам товарищей. Если они затрудняются, воспитатель делает это сам, обращая их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций в диалоге, использование образных слов и выражений из текста.

- Вы интересно и выразительно рассказали сказку. Давайте еще раз подумаем, какой был козел. Какими словами можно о нем сказать? (Недогадливый, глупый, неумный, невнимательный и т. п.)

- Какою была лиса? (Рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая.)

- Какие слова, которые вы сказали о козле и лисе, можно использовать, говоря о человеке?

- Какой был колодец? (Глубокий, холодный, темный, мутный, грязный, узкий.)

- Что еще можно назвать «холодным»? (Снег, лед, воздух, ветер...)

- А что можно назвать «холодная»? (Зима, снежинка, сосулька, льдинка...)

- Послушайте внимательно и ответьте. Холодный, глубокий, прозрачный - это река или ручей?.. Голубая, стеклянная, хрупкая - это блюдце или чашка?

Проводя эти упражнения, воспитатель следит, чтобы дети четко произносили окончания, правильно согласовывали прилагательные с существительными.

Воспитатель предлагает выучить скороговорку о лисе: «Бежит лиса по шесточку. Лизни, лиса, песочку». Воспитатель, а затем дети произносят скороговорку громко, умеренно, тихо, шепотом.

Можно дать детям задание придумать рифму к словам «Ты, лисичка, где гуляла?» (На лужайке танцевала; под кусточком отдыхала и т. п.) Наиболее удачное двустишие все повторяют громко, тихо, шепотом.

Занятие 2

Рассказывание по картине «В школу»

Задачи. Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным;

словарь: активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точно слова для обозначения явления;

грамматика: учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; упражнять в дифференциации звуков с и ш; Развивать интонационную выразительность речи: учить придавать высказыванию оттенки вопроса, радости.

Материал. Картина «В школу».

Ход занятия

Воспитатель помещает на стенд картину «В школу». Задает вопросы:

- Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название. Как вы считаете, чье название правильнее, интереснее? Почему?

- Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

- Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (Ученики, школьники, первоклассники.)

- Что находится у школьников в портфелях? (Пенал, тетради, учебники...) Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Школьные принадлежности.)

- В какое время года дети начинают учиться?

- Как мы отличаем осень от других времен года? Что бывает только осенью? (Листопад, сбор урожая, отлет птиц и др.)

- Осенью погода бывает разная. Если светит солнце, небо прозрачное, то какими словами можно сказать про осень? (Солнечная, золотая, ясная, ранняя.) Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень? (Поздняя, хмурая, пасмурная.)

- Послушайте слова - учить, учитель, учительница. Какая часть у этих слов-родственников общая? А у слова школа есть родственные слова? (Школьник, школьный, школьница.)

Дети придумывают рассказ по картине «Осень». Предварительно воспитатель поясняет: «Сначала расскажите, что произошло с этими детьми до того, как они подошли к школе, а затем - о том, что вы видите на картине».

Рассказы могут быть индивидуальными и коллективными (группа из нескольких человек).

Если дети затрудняются придумать события, предшествовавшие изображенным на картине, воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает. Начало рассказа может быть таким:

«В ясный солнечный сентябрьский день мальчики и девочки собирались в школу. Еще с вечера они приготовили портфели и учебники. Слава встал очень рано, все боялся опоздать. За ним зашел его друг Саша, и они пошли знакомой дорогой в школу...»

Воспитатель дает задание: «Скажите предложение Я пойду в школу так, чтобы было хорошо слышно, хорошо понятно, что вы рады этому, вам хочется идти в школу... А сейчас скажите это предложение так, чтобы было понятно, что вы спрашиваете».

Занятие 3

Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта

Задачи. Связная речь: учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта;

грамматика: учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий;

словарь: учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам;

звуковая культура речи: учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса.

Ход занятия

Воспитатель читает рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания».

Задает вопросы:

- О чем говорится в этом рассказе?

- Чем Мите понравилась зима?

- Что ему понравилось весной?

- Что запомнилось Мите летом?

- Какими словами мальчик сказал об осени?

- Почему рассказ называется «Четыре желания»?

Для пересказа можно вызвать четырех детей, каждый будет рассказывать об определенном времени года (рассказ следует повторить дважды).

Далее воспитатель предлагает новое задание: «Какое время года вам нравится и почему? Придумайте об этом рассказ, короткий и законченный» (рассказывание на тему из личного опыта). (Рассказов должно быть не менее четырех.)

«Каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего,- говорит воспитатель.- Лето было хорошее, а осень - лучше. Давайте сравнивать: весна теплая, а лето теплее или более теплое; трава зеленая, а после дождя она зеленее или более зеленая; поздней осенью холодно, а зимой холоднее или более холодно». Далее дети самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных: чистый (чище, более чистый), высокий (выше, более высокий), стройный (стройнее, более стройный), весело (веселее, более веселый), теплый (теплее, более теплый), сильный (сильнее, более сильный) и др.

В случае затруднений воспитатель обращает внимание детей на то, что степень сравнения можно образовать по-разному. Например, можно сказать сильнее, а можно более сильный.

«В рассказе говорится: «Пришла весна». А как можно сказать по-другому?» -спрашивает воспитатель. (Наступила.) Затем называет другие предложения и словосочетания: набегался вволю (вдоволь), нарвал цветов (набрал, насобирал) и т. п.

Далее дети упражняются в подборе антонимов. «Если я скажу слово большой, то какое слово будет противоположным по смыслу?» - спрашивает воспитатель (маленький). Затем дает еще ряд слов: хороший (плохой), холодный (теплый), идти (стоять), говорить (молчать) и др.

- Весна пришла! А что она принесла, назовите вы. Итак, весна пришла... (тепло, цветы, траву и т. п.) принесла. Скажем эту фразу громко, тихо и шепотом.

Занятие 4

Коллективное рассказывание

Задачи. Связная речь: упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений, в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова;

словарь: упражнять в подборе определений к заданным словам.

Материал: картинка с зайцем (зайцами).

Ход занятия

Воспитатель помещает на стенд картинку с зайцем. Задает вопросы:

- Как можно сказать про зайца, какой он? (Пугливый, трусливый, серый...)

- Если мы захотим рассказать о том, какая у зайца шубка, то какие слова подберем? (белая, пушистая, мягкая.)

- Какими словами можно сказать про то, какое у зайца настроение? (Веселое, хорошее, бодрое, грустное.)

Воспитатель следит, чтобы, отвечая на вопросы, дети правильно согласовывали прилагательные с существительными среднего рода. Например, если ребенок к существительному настроение подбирает прилагательное веселый, надо предложить ему послушать, как звучит это словосочетание. Следует добиваться, чтобы дети исправляли свои ошибки.

Воспитатель задает вопросы:

- Как называется детеныш зайца? (Зайчонок.) А как можно сказать по-другому? (Заинька, заюшка, зайчишка.) - Если дети затрудняются ответить на второй вопрос, подсказывает: «Как можно назвать зайчонка ласково?»

- Как называются детеныши зайца? (Зайчата.) А как сказать по-другому? (Заиньки, зайчата, заюшки.)

- Какие бывают зайчата? (Веселые, пушистые, быстрые, шустрые, длинноухие.)

Не следует добиваться, чтобы дети называли много слов. Главное - ответ должен быть правильным. Например, ребенок отвечает: «Длинные уши». Воспитатель подтверждает правильность ответа и спрашивает: «А как это можно сказать одним словом?» Если нужно, приходит на помощь: «Длинноухий». (Быстрые ноги - быстроногий, косые глаза - косоглазый и т. п.) Воспитатель задает еще ряд вопросов:

- Где живут зайцы? (В лесу.)

- Как называется маленький лес? (Лесок, лесочек.)

- Как можно сказать про тропинку в лесу? Какая она? (Лесная.)

- Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним? (Лесник, лесничий.)

Теперь повторим все слова, которые мы вспомнили и назвали. Вот сколько разных слов вы назвали,- обобщает воспитатель,- лесная, лесок, лесочек, лесник, лесовичок. Во всех этих словах слышится одинаковая часть -лес, и все они по смыслу как-то связаны с лесом.

- река! (Реченька, речка, речной.)

- Как можно сказать о маленькой реке? (Речка.)

- Как можно сказать о реке ласково? (Реченька.)

- Как называется песок на реке? (Речной.)

Воспитатель предлагает: «А сейчас я вам расскажу о том, как зайчик получил из леса письмо. Он очень обрадовался, но вот беда: письмо попало под дождь и размокло. Некоторые слова невозможно прочитать. Поможем зайчику прочитать письмо. Слушайте внимательно и в тех местах, где строчки размыты, подсказывайте, что там могло быть написано».

(Воспитателю нужно следить за тем, чтобы, выполняя задание, дети начинали свои высказывания союзным словом, на котором обрывается предложение в письме: «Мы сделали лодку, чтобы...» - «чтобы покататься».)

Примерный текст письма: «Здравствуй, Тепа. Расскажу тебе историю, которая случилась со мной и моим братом. Как-то раз мы долго играли на берегу реки. Потом мы сделали лодку, чтобы... Мы сели в лодку и поплыли. Вдруг подул сильный ветер. Поднялись большие волны, которые... Мы начали кричать так громко, что... На помощь приплыл медведь и вытащил нас на берег. Мы стали прыгать и скакать, чтобы... Мы быстро высохли и согрелись, потому что пришел Мишка и принес нам еду. Морковки и капусты мы съели столько... Скоро мы будем дома».

Воспитатель записывает под диктовку текст письма вместе с дополнениями. Сообща отбираются наиболее подходящие и правильные варианты.

В конце занятия письмо читается целиком с добавлениями, предложенными детьми. Нескольким детям воспитатель предлагает пересказать письмо.

Занятие 5

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

3адачи. Связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно;

словарь: упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам;

звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков з и ж, учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.

Ход занятия

Воспитатель читает рассказ В. Бианки «Купание медвежат». Задает вопросы:

- О чем рассказывает автор в этом произведении?

- Что вас заинтересовало в рассказе? Какие моменты вам понравились?

- Какие выражения и слова вам больше всего запомнились и понравились?

Повторное чтение рассказа.

Воспитатель предлагает одному из детей выбрать себе второго рассказчика и договориться с ним, кто будет пересказывать первую часть, а кто - вторую. Остальных детей просит внимательно слушать рассказчиков (для последующей оценки). Заслушиваются четыре пересказа.

Воспитатель обращается к детям:

«Вот выкупались медвежата и пошли гулять по лесу. Но какие они были разные! Первый медвежонок подвижный, веселый. Он очень любил играть. Залез на дерево и чует - медом запахло. Обрадовался, слез с дерева - и к маме! Какой был медвежонок, как можно сказать про него? (Веселый.) Подберите к слову веселый слова, близкие по смыслу (радостный, оживленный...).

- А если он был веселый, то он к маме не просто пошел, а... побежал, понесся, полетел, помчался сломя голову...

- Другой медвежонок тоже любил играть. Но уж очень он был медлительный. И вечно с ним что-нибудь случалось. Только он подошел к дереву, как его ужалила пчела. Совсем ему плохо стало. И он тоже пошел к маме. Какой был второй медвежонок? Подберите к слову веселый слова, противоположные по смыслу (грустный, скучный, печальный...).

- А если он был грустный, то он, наверное, к маме не просто пошел, а... поплелся, побрел...».

Воспитатель выделяет голосом в слове медвежонок звук ж и спрашивает, какой звук был выделен.

- В названиях каких животных еще есть звук з,с? (Журавль, жук, жаба...)

- В названиях каких животных есть звук з или з? (Заяц, змея, зебра, козел...)

Дети называют слова и говорят, какой звук з - твердый или мягкий.

Затем воспитатель произносит скороговорку: «Лежит ежик у елки, у ежа иголки».

Часть детей повторяют скороговорку быстро, несколько человек - в умеренном темпе; те, кто еще недостаточно отчетливо произносят звук ж,- в слегка замедленном темпе.

Занятие 6

Рассказывание по картинам из серии «Домашние животные»

Задачи. Связная речь: учить детей составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений;

грамматика и словарь: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа, учить образовывать относительные прилагательные; упражнять в подборе определений; развивать умение сравнивать;

звуковая культура речи: упражнять в подборе слов, сходных по звучанию и ритму, в произнесении их в разном темпе и с разной силой голоса.

Материал. Картины из серии «Домашние животные»; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком», «Коза с козленком», «Свинья с поросенком».

Ход занятия

Воспитатель выставляет на стенде четыре картины. Предлагает дать название каждой картине. Дети придумывают названия -и сообща отбирают наиболее удачные.

- Вспомни, как называются детеныши животных. У лошади... жеребенок. Много... жеребят. У коровы... теленок. Много... телят. У свиньи... У козы...

- Как можно назвать этих животных одним словом? Они дикие или...? (Домашние.) Каких еще домашних животных вы знаете? (Кошка, собака.)

- Как называют детеныша собаки? (Щенок.) Один - щенок. Несколько, много... (Щенков, щенят.)

Воспитатель объясняет, что одинаково правильно сказать: щенки, много щенков и щенята, много щенят.

- Если у теленка длинные ноги, то как можно назвать его одним словом? (Длинноногий.) Если у него большие глаза, он... большеглазый.

- Скажите, какая лошадь и какой жеребенок? Сравните их. (Лошадь большая, жеребенок маленький. Корова рогатая, теленок безрогий.)

Воспитатель дает задание составить рассказ по одной из картин. Дети не только рассказывают о том, что нарисовано, но и придумывают предшествовавшие и последующие события. Пока ребенок рассказывает, остальные внимательно следят за развитием сюжета, правильным его построением.

Затем организуется группа из четырех человек. Каждый выбирает себе картину, о которой будет рассказывать. Составляется общий рассказ по четырем картинам. Остальные дети оценивают рассказ и придумывают ему название.

Воспитатель предлагает детям вместе сочинять рифмовку. Говорит первую строчку, а дети придумывают вторую.

- Жеребенок, где гулял? (Я по улице скакал.)

- Ты, теленок, где гулял? (Я за мамою бежал.)

- Эй, козленок, где ты был? (Из ведра водичку пил.) Дети выбирают любые понравившиеся им двустишия и повторяют их медленно и быстро, громко и шепотом.

Занятие 7

Рассказывание на тему «Первый день Тани в детском саду»

Задачи. Связная речь: упражнять детей в составлении рассказа по плану, предложенному воспитателем, учить самостоятельно строить сюжет;

грамматика: упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных; упражнять в словообразовании;

звуковая культура речи: упражнять в дифференциации звуков ц и ч; отрабатывать отчетливую дикцию.

Материал. Картинки: заяц, волк, белка, кролик, галка.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает: «В детский сад пришла новая девочка Таня. Она ничего не знала о том, что надо делать, как себя вести. Стала Таня собираться на прогулку. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы...)

- А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, ботинок...)

- Таня была еще маленькая и не очень хорошо знача, куда что надо класть. Давайте ей поможем.

- Хлеб кладут... в хлебницу, сахар... в сахарницу, конфеты... в конфетницу, мыло... в мыльницу, салфетки... в салфетницу, яйцо... в подставку для яиц, масло... в масленку, соль насыпают... в солонку.

- Потом Тане показали картинки с изображениями зверей, но она не очень хорошо знала, как называют их детенышей. Давайте все вместе поможем ей правильно назвать малышей. Кто у яйца? (Зайчата.) У волка? (Волчата.) У кролика? (Крольчата.) У белки? (Бельчата.) У галки? (Галчата.)

- Давайте придумывать рассказ «Первый день Тани в детском саду». Сначала расскажите, как маленькая девочка Таня узнала, что будет ходить в детский сад, потом - как она пришла в детский сад, что нового и интересного она там увидела, какое у |нее настроение, чем закончился ее первый день».

Если задача составить рассказ оказывается для детей трудной, воспитатель начинает сам: описывает настроение девочки, внешний вид групповой комнаты. После двух-трех рассказов дается оценка. Воспитатель следит, чтобы, анализируя рассказы, дети правильно строили предложения, отмечали интересное содержание.

Затем составляется коллективный рассказ: несколько детей I по очереди рассказывают каждый свою часть, предварительно договорившись, кто начнет, кто продолжит и т. д.

В случае необходимости воспитатель дает план рассказа. Воспитатель предлагает детям повторить скороговорку: «Села Таня за стол и уронила блюдце». Давайте все вместе скажем: «Очень часто бьются у Танечки блюдца». Скажем так, чтобы четко слышался каждый звук».

Примечание. Упражняя детей в образовании формы родительного падежа существительных, следует добиваться, чтобы ребенок называл каждое слово в именительном падеже и неоднократно повторял в косвенном падеже. В упражнениях на словообразование простые, легкие для них формы дети сразу называют сами, а сложные - сначала воспитатель.

Занятие 8

Рассказывание на заданную тему

Задачи. Связная речь: учить составлять короткий рассказ па заданную тему,

звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков с и ш, научить детей дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы, насыщенные этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.

Материал. Парные предметные картинки на звуки с, ш, игрушки; картина «Луга и Луга» (пособие «Звучащее слово», автор Г. А. Тумакова).

X од занятия

Воспитатель показывает детям игрушки (собака, слон, лиса, кошка, мышка, лошадки и др.) и предлагает быстро ответить, в названиях каких животных есть звук сив названиях каких есть звук ш (т. е. ребенок должен выделить из слов эти звуки и произнести их протяжно).

Затем воспитатель раздает детям парные картинки: санки - шапка, шуба - самолет, шашки - сапоги, стол - душ, кошка -лиса, собака -лягушка и др. (одни и те же картинки могут повторяться у разных детей; не следует давать слова со звуком с" например, синичка и др.). Предлагает перевернуть обратной стороной вверх картинки, в названиях которых есть с. Проходит по рядам и проверяет правильность выполнения задания. Нескольких детей спрашивает, какие картинки они не перевернули, оставили открытыми, и просит назвать предметы, которые там изображены. Затем просит поднять руки тех, у кого названия картинок начинаются со звука ш. Дети по очереди называют картинки (шапка, шашки, шуба и др.). Остальные внимательно слушают, исправляют ошибки товарищей.

Далее педагог предлагает сначала поднять руки тем детям, у которых есть картинки со звуком ш в середине слова, а потом тем, у кого картинки со звуком ш в конце слова. То же с картинками на звук с. (Предварительно воспитатель предлагает перевернуть лицом вниз картинки со звуком ш и оставить открытыми картинки со звуком с.)

Воспитатель говорит загадки. Дети должны, не называя вслух отгадки, сказать, какой звук в этом слове - с или ш.

Рыжая, с пушистым хвостом.

Живет в лесу под кустом.

(Лиса.)

Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок.

Белые реснички,

(Ромашки.)

Маленькая, серенькая

Под полом живет,

По ночам скребет.

(Мышка.)

Пыль увижу - заворчу,

Заворчу и проглочу.

(Пылесос.)

Воспитатель помогает детям заучить пословицу «Кошке смех, а мышке слезы», объяснив предварительно ее смысл. Просит выделить слова со звуками с и ш.

Далее дети выполняют задание придумать короткий рассказ на тему «Кошке смех, а мышке слезы».

Воспитатель предлагает послушать рассказ про двух зайчат г и помочь ему найти нужные слова. Рассказывает:

«Однажды утром зайчата Луга и Луга вышли из дома. Захотелось им по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть, нет ли поблизости речки, чтобы рыбу половить. Луга взял с собой то, что имеет в названии звук о (ведро), а Луга взял с собой то, что имеет в названии звук у (удочка),

- Зайчата шли-шли и вышли на тропинку. Видят, из-под кустов кто-то выползает, а название его короткое, звуков в нем мало, и среди них есть звук у. Кто же это? (Уж.) Поздоровались зайцы с ужом, пошли дальше. Вскоре вышли к речке и стали рыбу удить. Вначале вытащили большую рыбу, в названии которой есть звук с (сом), затем стала попадаться рыба помельче, в ее названии слышится звук щ. Кто отгадал? (Лещ, щука...)

- Дома зайчиха-мама и заяц-папа накормили малышей вкусным обедом. В названиях блюд слышались звуки с, щ. Какие это были блюда? А потом малыши получили игрушки: Луге досталась игрушка, в названии которой есть звук к. Что это за игрушка, дети? (Кукла.) А Луга получил игрушку со звуком ш в названии. Что это за игрушка?» (Машина.)

- А сейчас расскажите про зайчат, как они собирались на прогулку, кого встретили, как отдыхали дома,- говорит воспитатель.

Дети могут рассказать, объединяясь по трое.

Занятие 9

Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца»

Задачи. Связная речь: учить детей придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;

грамматика: учить подбирать однокоренные слова;

словарь: учить подбирать синонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; учить подбирать антонимы; помочь усвоить значения многозначных слов;

звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадки:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки - ни одной.

(Н. Артюхова.)

Дети отгадывают, что это заяц и еж. Воспитатель спрашивает, почему у ежа много иголок, зачем они ему, какие еще бывают иголки.

- Где живут еж и заяц? (В лесу.)

- Какие слова можно образовать от слова лес? (Лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок.) При затруднении воспитатель задает наводящие вопросы:

- Как называется тропинка в лесу? (Не в парке, не в саду, а в лесу.) (Лесная.)

- Как называют человека, который работает в лесу? (Лесник.)

- Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок.)

- А теперь повторите слова, которые вы вспомнили и назвали.

- Еж был смелый, а заяц - какой? (Трусливый.) Сейчас слу-| шайте внимательно, задание будет трудным.

- Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый (боязливый, пугливый...).

- Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый (храбрый, отважный...).

Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, | воспитатель спрашивает: «Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый? Да, похожи. Можно сказать, что заяц трусливый? Да. А что заяц пугливый? Да. Это слова, близкие по смыслу, слова-друзья».

- Сегодня мы будем придумывать сказку о том, как ежик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как еж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.

(Следует спросить не менее пяти детей - они могут рассказывать группами.) После двух-трех рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему.

А сейчас я прочитаю вам стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра». Вы поможете мне найти в нем слова, противоположные по смыслу.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь... (низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь... (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты... (храбрец).

Теперь начало я скажу -

Ну, отвечай... (конец).

- Давайте все вместе скажем стихотворение еще раз,- предлагает воспитатель.

Занятие 10

Придумывание сказки на тему «День рождения зайца»

Задачи. Связная речь: учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности;

грамматика: упражнять в образовании формы винительного падежа множественного числа существительных;

звуковая культура речи: упражнять в отчетливом произнесении потешек, в различении ритма, темпа речи и силы голоса.

Ход занятия

Воспитатель обращается к детям:

- В прошлый раз вы придумали интересную сказку о ежике и зайце. Вчера у зайца был день рождения. На дне рождения у зайца лесные звери играли, танцевали, отгадывали загадки о том, что они видели в лесу, в поле. Ежик загадал такую загадку: «Я видел много ромашек, васильков, колокольчиков. Где я был?» (В поле.)

- Каждый из вас может на себя взять роль любого животного. Подумайте, что вы принесете в подарок зайцу и какие загадки ему и его гостям загадаете о том, что вы видели, чего не видели, чего видели много. А заяц и остальные звери будут отгадывать.

При выполнении детьми упражнения воспитатель подсказывает, что и кого они могут назвать, и формирует навык употребления правильных окончаний у одушевленных и неодушевленных существительных в винительном падеже.

Воспитатель дает новое задание: «Сейчас вы будете придумывать сказку на тему «День рождения зайца». Сначала расскажите, кто собирался в гости к зайцу, что каждый из зверей собирался подарить зайцу. Потом расскажите, как звери поздравляли зайца, как они праздновали день рождения, как играли, загадывали загадки. Сказка должна быть интересной, короткой и законченной».

В придумывании сказки участвует несколько человек. Предварительно они договариваются, о чем и в какой последовательности будут рассказывать. Перед тем как дети начнут рассказывать, воспитатель говорит, что лучшие (по оценке детей) сказки будут записаны в альбом.

Воспитатель предлагает детям договаривать за ним строчки потешки в том же ритме (выстукивает ритм).

Подготовительная к школе группа 315

Зайчик-зайчик, как гулял?.. Ежик-ежик, с кем плясал?.. Эй, зверята, где вы были?.. Ты, лисичка, где гуляла?.. Медвежонок, где ты был?..

Затем дети повторяют потешку, которая им больше всего понравилась, медленно и быстро, громко и шепотом.

Воспитатель читает скороговорку: «Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была». Вызывает нескольких детей и просит произнести скороговорку так, чтобы был отчетливо слышен каждый звук. Затем скороговорка произносится медленно, умеренно и быстро.

Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) — очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только подстегивают развитие речи ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.

Как определить уровень развития речи малыша?

Большинство современных родителей осознают важность развития речи ребенка и ревностно следят за тем, как говорит их малыш. Проявляется это прежде всего в сравнении уровня развития речи ребенка с тем, как говорят его сверстники. Прекрасно, если малыш говорит охотно и довольно разборчиво. Но если ребенок говорит совсем мало, настолько неразборчиво, что его невозможно понять, или вообще молчит, это не на шутку тревожит его близких.

Однако чтобы определить уровень развития речи ребенка недостаточно сравнить его речь с тем, как говорят его ровесники. Для определения соответствия речи малыша возрастным нормам используются таблицы динамики развития речи. Такого рода информация есть в открытом доступе и дает общее представление об этапах формирования речи у ребенка — в какие периоды появляются гуление, лепет, первые слова и фразы, как постепенно развивается его пассивный (то, что ребенок понимает, но пока не говорит сам) и активный словарь (то, что ребенок и понимает и употребляет в собственной речи). Внимательно протестировав речь ребенка, можно определить пробелы в ее развитии.

Создание развивающей среды

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен "купаться" в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Например, умывание: "Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал".

Возможно, такой постоянный разговор с малышом поначалу будет вызывать у взрослых некоторые затруднения и потребует изменения стиля общения и поведения. Но как показывает опыт, это дело тренировки: если есть желание и достаточно настойчивости, то взрослый может со временем научиться общаться с малышом более конструктивно с точки зрения развития речи ребенка. При этом с опытом приходит "чувство баланса": говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.

Занятия по развитию речи

Принимая активную позицию в отношении развития речи своего малыша, родители помимо насыщенного речевого общения должны организовать регулярные занятия по развитию речи ребенка. Конечно, это потребует специальной подготовки и новых знаний.

В развитии речи малыша можно выделить два основных направления — развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики.

Обратите внимание, что занятия по развитию речи не просто полезны, но необходимы всем детям — как нормально развивающимся (в этом случае такие занятия подстегнут все стороны развития малыша), так и детям, у которых наблюдается задержка в развитии речи (в этом случае есть возможность с успехом компенсировать задержку уже до достижения ребенком четырехлетнего возраста), а также детям с логопедическими проблемами, носящими системный характер — общее недоразвитие речи и др. (в этом случае в раннем возрасте можно заниматься по описанной здесь системе, а в дальнейшем организовать специальные занятия с логопедом).

Развитие понимания речи

Рассмотрим работу по развитию понимания речи подробнее. Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, приведем примерный словарь рекомендуемых для запоминания слов по темам. Обратите внимание: для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует.

Предметный словарь: игрушки ("мячик", "кубик", "машинка" и т.д.), части тела ("ноги", "руки", "голова", "глаза" и т.д.), одежда и обувь ("шапка", "шарф", "куртка" и т.д.), дом и квартира ("дом", "дверь", "замок", "лестница", "комната" и т.д.), мебель ("стол", "стул", "диван", "кровать" и т.д.), овощи и фрукты ("капуста", "картошка", "морковка", "апельсин", "банан", "яблоко" и т.д.), домашние животные и их детеныши ("корова/теленок", "лошадь/жеребенок", "свинья/поросенок" и т.д.), дикие животные ("волк", "лиса", "заяц" и т.д.), и др.

Глагольный словарь: собственные действия ребенка ("идет", "сидит", "стоит", "бежит", "прыгает" и т.д.), названия действий, которые совершают близкие ребенку люди ("читает", "пишет", "стирает" и т.д.) и др.

Прилагательные, наречия: названия цветов ("желтый", "красный", "синий", "зеленый" и т.д.), названия некоторых ощущений и состояний ("сладкий", "соленый", "холодный", "горячий", "больно", "вкусно" и т.д.), названия некоторых понятий ("большой", "маленький"; "много", "мало" и т.д.).

Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.

При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных играх, например, "Покажи нужную картинку!", "Послушай загадку, покажи отгадку!", "Найди предмет по цвету" и др.

Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос, констатацию факта, например: "На морковку", "Дай пить", "Маша бай-бай", "Даня куп-куп", "Мишка топ-топ", "Где мама?", "Кто там?", "Вот большой дом", "Что это?", "Это красная машинка", "Это большой кубик" и т.д. Помните, что развитие фразовой речи — важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает в общении, но и движет вперед все .

Развитие активной речи

Конечно, всем родителям хочется, чтобы их ребенок поскорее заговорил, чтобы речь его была четкой и правильной. Развивая активную речь ребенка, мы прежде всего стимулируем его речевое подражание.

Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих.


Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит он пока непонятно и искаженно.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны руками — мы "самолеты", летим и гудим "У-у-у!"; или ходим по комнате и "крутим руль" - мы "машины", едем и сигналим "Би-би!"; изображаем игру на дудочке — "Ду-ду-ду!"; или укладываем куклу спать и поем ей песенку "Баю-бай!".

Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку. Например:

Птичка... (птичка),
Вот тебе... (водичка)!
Вот тебе... (крошки)
На моей... (ладошке)!

Петушок, петушок...
(Золотой гребешок)
Выгляни в окошко...
(Дам тебе горошка!)

Кроме этого, необходимо проводить специальную работу по развитию глагольного словаря ребенка, учитывая следующую закономерность: чем больше слов — названий действий в речи ребенка, тем выше уровень развития его речи! Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные варианты слов: "топ-топ" — идет, "кач-кач" — качается на качелях, "ам-ам" — ест, "куп-куп" — купается, "бух" — упал и др. А чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-нибудь простые узнаваемые действия.

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок.

Как определить динамику развития речи малыша?

Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения — зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков, прежде чем он начнет их активно использовать. А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести "Дневник развития речи", в который не только вписывать новые слова и фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления. Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть результаты вашего с малышом общего труда.

Успехов вам в развитии речи вашего малыша!

Обсуждение

Дневник развития речи - это классная идея! Как я сразу не догадалась. Как только поставили ЗРР, усиленно занимаемся с логопедом и дома потешки повторяем, прокололи кортексин для развития мозговой деятельности. Похоже все это в комплексе чудесно работает. Сейчас уже начали предложениями говорить. Очень классно видеть хорошие результаты после долгого ожидания нормальной речи.

Все пишут про разговаривать, будто родители детей с ЗРР с детьми не говорят. Я занималась и говорила бесконечно, но по итогу ребенок заговорил только после курса уколов Кортексин. Так что мое мнение - если ребенок не говорит, идите к врачу, а не просто занимайтесь.

Главное - это разговаривать со своим ребенком часто, причем разговаривать правильно (не сюсюкаться и не коверкать слова), а также можно включать обучающие видеозанятия (мы, например, постоянно смотрели видео Логошкола Дома)

Комментировать статью "Ребенок не говорит? Развитие речи от 1 до 3 лет: как заниматься"

Группа Раннего МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ для детей от 2 х лет. ГБОУ ДО ЦДТ " Строгино " В составе Ансамбль Гусляров Веселый Перезвон (Победителя Международных Дополнительная информация и запись на занятия по телефону 8-916-435-26-02 Анастасия Андреевна Кубарева.

Ребенок плохо говорит - 3 ,5 года. Логопедия, развитие речи. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение Прошли с ним кучу консультаций у психологов, неврологов - все в один голос говорят, что развитие на 4-5 лет, но речи мало, занимайтесь она придет.

Предлагаю комплексные развивающие занятия для детей дошкольного возраста, у вас дома. Основные направления работы с малышами (2 - 3 года): развитие познавательных способностей и предметной деятельности, развитие речи и двигательной активности, приобщение к музыке и...

В новом году для детей я придумала ещё больше развлечений и образовательных программ, на этих 2 -х часовых занятиях ваш ребенок получит знания в таких направлениях как: математика, развитие речи, окружающий мир, разовьет свои сенсорные навыки...

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Очень быстро это вылилось в 5 раз в неделю по 2 - 3 часа + соревнования по выходным + выездные соревнования на 3 -4-5-6 дней...

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Все пишут про разговаривать, будто родители детей с ЗРР с детьми не говорят. Я занималась и говорила бесконечно, но по...

Если ребенку 3 года,а развитие на 1,5 лет как с ним заниматься? Скачала с интернета развитие ребенка на наш возраст и на по-младше и сравнивала,что умеет делать,а что нет. Ну и найдите дефектолога для сопровождения ваших занятиЙ и консультаций.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. По ряду причин хотим заниматься дома с участием друзей по площадке, но своих идей хватит недели на две в лучшем случае.

ОТКРЫВАЕМ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ от 1 года до 5 лет. адрес Москва, ул.Новосибирская, д.11 вопросы и запись по телефону Цвет, форма, размер,окружающий мир, развитие речи, развитие математических представлений.... 2. Для деток 2 - 3 лет ритмопластика.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. - вопрос счастливым мамам, у кого дети в полтора года болтают. С какого возраста примерно ваши дети стали повторять (или стараться...

Раздел: Развитие, обучение (доп занятия для детей с 2 лет в ювао). Куда вы водите своих детей в спортивные секции, на танцы, в художественные студии и на другие доп. занятия в ЮВАО?Желательно м.Братиславская, м. Марьино?Поделитесь координатами и советами, куда...

Занятия с ребенком 3 -х лет в Кунцево. Общее развитие. Образование детей. Хотелось бы поводить ее на развивающие занятия (2 - 3 раза в неделю), где малышей в игровой форме обучают чтению, счету и т.д. Может быть кто-то знает, есть ли в Кунцево или в Крылатском...

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Говорят, что такие дети начинают говорить позже. По опыту своих знакомых знаю, что детский сад способствует развитию речи.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Как разговорить ребенка??? Детю уже 1 ,5, а говорить не хочет! Т.е. некоторые слова она все же говорит, но мало и не особо часто.

Развитие речи ребенка 2,8 лет. Подскажите, как можно развивать дитя в этом направлении. Дочка говорит с 1 ,5 лет, очень много, но... не всегда понятно, т. е. не выговаривает достаточно много букв (ш,щ, л, р,...) сочетания букв (вл, кл Развитие речи от 1 до 3 лет: как заниматься.

Раздел: Развитие речи. плохая речь в 2,9 лет. посмотрите по ссылке, я все описала в " Дети от 1 до 3 ", а мне порекомендовали сюда До 3 я с ним тоже много занимались. Сейчас ему 5 лет. Он хорошо говорит, но все-таки до сих пор я слышу неправильное построение фразы, а про...

Ребенок не говорит? Развитие речи от 1 до 3 лет: как заниматься. Развитие речи ребенка раннего возраста (1 - 3 года) - очень важный этап овладения Опыт раннего развития ребенка 1 года - методика Монтессори, рамки и вкладыши и другие развивающие пособия.

Не говорит?. Логопедия, развитие речи. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями Там расписано, каким должен быть уровень развития речи в каком возрасте, есть рекомендации, как заниматься.

Такие занятия, прежде всего, помогают ОБЩЕМУ РАЗВИТИЮ ребенка: развитию его эмоциональности, художественного вкуса, развитию музыкальности и творческого начала; развивают музыкальный слух, музыкальную память, слуховое восприятие, чувство ритма, учат...

Ребенок не говорит? Развитие речи от 1 до 3 лет: как заниматься. Развитие речи ребенка 2 ,8 лет. Подскажите, как можно развивать дитя в этом направлении. Абсолютно правильно вам сказали до 4 (а то и до 5) лет вообще с детьми по постановке звуков не работают.

Вводное занятие по развитию речи с детьми 5-7 лет

ПЛАН

Цель занятия

Задачи

речи, память, внимание, воображение, фонематический

слух, ритмичность движений.

Закрепить у детей понятия: «звук» , «буква» , знать их отличия.

1. Приветствие, знакомство

2. «Волшебный клубочек»

3. Игра на внимание «Назови соседа»

4.Танцевальный этюд «Подари движение»

5.Сказка о непослушном язычке и Фее правильной речи. Брифинг

6. Графический диктант

7. Игра «Иголка и нитка»

8. Пальчиковая гимнастика «Замок»

9. Игра с мячом: «Верни мне гласный звук» . Определи согласный

10. Подвижная игра «Суша-вода»

11. Дидактическая игра «Собери слово»

12. Д/И «Слоги перепутались»

13. Письмо от Феи правильной речи

14.Аппликация: создаём волшебный цветок Речецветик

15. Повтор секретов правильной и красивой речи

16. Прощание, благодарность

17. «Теплые ладошки»

Тема: Вводное занятие. Развитие речи.

Конспект вводного занятия по развитию речи с детьми 5 -7 лет

Цель занятия – привлечь внимание детей к речи. Показать детям, какую роль для человека играет правильная речь, почему её необходимо развивать.

Задачи : - познакомить детей друг с другом

Создать атмосферу группового доверия и принятия

Формировать понятие о правильной, красивой речи

Развивать внимание, диалогическую речь, выразительность

речи, память, воображение, фонематический

слух, ритмичность движений.

Воспитывать доброту, отзывчивость, умение слушать и слышать речь.

Закрепить у детей понятия: «звук» , «буква» , знать их отличия.

Упражнять в составлении слогов и слов.

Развивать общую и мелкую моторику и учить детей ориентироваться в пространстве.

Повторить выполнение аппликаций.

1.Приветствие , знакомство (Позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия.)

Для того, что бы нам было легче общаться, давайте встанем в круг

Скажите, пожалуйста, что делают люди в первую очередь, когда встречаются? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Правильно, ЗДОРОВАЮТСЯ! А что означает «ЗДОРОВАТЬСЯ». ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Здороваться – значит желать здоровья! Давайте пожелаем здоровья всеми миру! Повторяйте за мной: (ритуал приветствия).

Здравствуй, солнце золотое! (все поднимают руки, затем опускают).

Здравствуй, небо голубое! (все поднимают руки, затем опускают).

Здравствуй, мир! (широко разводят руки)

И здравствуй, я!

Здравствуйте, мои друзья! (берёмся за руки)

Дети садятся на стульчики в круг

2. «Волшебный клубочек» . Начиная от педагога, каждый наматывает на палец ниточку клубка, произносит свое имя так, как ему нравится, чтобы его называли, и передает клубочек стоящему (сидящему) слева от себя ребенку, пока клубочек вернется опять к педагогу. (Акцентировать внимание детей на единстве, сплочении, одной команде, МЫ – ВМЕСТЕ)

3. Назови соседа

Назови имя соседа, сидящего справа от тебя

4. Танцевальный этюд «Подари движение»

Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15-20 с. Остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы ведущий дает знак кому-то из детей продолжить движения в такт музыке, тот в свою очередь передает это право следующему - и так по кругу.

Если ты хороший друг, то делай так (Хлоп-хлоп)

Если ты хороший друг, если ты хороший друг, если ты хороший друг, то делай так (Хлоп-хлоп)

Если ты веселый друг, то делай так (ребенок показывает движение на свой выбор, остальные повторяют)

5. Сказка . Ребята, сегодня я расскажу вам одну интересную историю. Садитесь удобно, приготовьтесь слушать внимательно. Сказка называется "Сказка о непослушном язычке".

Жила-была девочка Маша. Красивая была девочка, добрая, послушная. Но вот беда - не слушался девочку ее язычок - никак не хотел он правильно выговаривать звуки и слова. И поэтому случались с девочкой разные неприятности.

Выйдет девочка погулять, зовут ее ребята в прятки играть: "Маша, пойдем с нами играть". А она им: "Фефяс", что значит "сейчас". А дети думают, что не хочет девочка с ними играть и убегают. Зовет девочку мама: "Маша, пойдем в цирк". Девочка отвечает: "Кофечно", что значит "конечно". А мама думает, что Маша балуется и не берет Машу в цирк.

Папа предлагает: "Хочешь шоколадку?" отвечает девочка: " Осен хофу", что значит "очень хочу", а папа думает, что у Маши насморк и покупает вместо шоколадки таблетки.

Очень девочка расстраивалась, что не понимали ее дети и взрослые. Узнала про это Фея правильной речи и решила помочь девочке - раскрыть ей секреты, как научиться правильно говорить. Она подарила ей волшебный цветок Речецветик, на котором нарисованы и написаны правила красивой речи.

Очень скоро, выполняя советы Феи, научилась девочка правильно разговаривать. Стали дети во дворе приглашать Машу в свои игры, а взрослые стали понимать, о чем девочка говорит. А сама Маша теперь всегда радостная и веселая, и про секреты Феи никогда не забывает.

Вот такая сказка. Беседа по сказке:

О ком говорится в сказке? (Фея правильной речи - уточнить определение слова Речь)

Как звали девочку?

Какая она была?

Какая у девочки была беда?

Кто помог девочке?

Что случилось потом?

6. А вы хотите узнать секреты правильной речи? Тогда давайте отправимся в путешествие в страну Красивой и Правильной речи.

На чем можно путешествовать? (ответы детей) Как можно назвать эти предметы одним словом? А вот на чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Мой парус ветер ловит,
И волны режет киль,
Меня не остановит
Ни ураган, ни штиль. (Парусная яхта)

7. Присаживайтесь за стол. Графический диктант «парусная яхта» . (Развитие графических представлений и ориентировку на листе бумаги).

От начальной точки 1 клетку вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 10 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх. 2 влево, 1 вниз, 3 влево, 10 вверх, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 1влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1влево. 1вниз, 2вправо, 1вниз, 3 вправо, 1 вниз. 4 влево.

Молодцы, ребята! Наша парусная яхта готова и сейчас мы отправимся в путешествие. (звучит сказочная музыка)

8. Подвижная игра «Иголка и нитка».

Дети становятся друг за другом. Первый из них – «иголка»- бегает, меняя направление. Остальные – «нитка» - бегут за ним, стараясь не отставать.

Первый город на нашем пути Звукоград. Какой огромный замок висит на воротах этого города. Давайте попробуем открыть его.

9. Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок

(ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули

(руки тянутся в стороны),

Покрутили

(круговые движения паль­цев от себя),

Постучали

(основания ладоней сту­чат друг о друга)

И открыли

(разомкнули пальцы).

10.Как вы думаете, кто живет в городе Звукоград? (звуки)

Какие бывают звуки? (звуки бывают разные: звуки природы, музыки и звуки речи: гласные и согласные)

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

Какие звуки называют гласными? (звуки, которые не встречают во рту преграды, тянуться и поются, называются гласными) .

Давайте поиграем со звуками:

Игра с мячом: «Верни мне гласный звук» .

Мяч лови и мяч бросай
Гласный в слове называй.

(слова: лук, сыр, дом, мак, шар, мир, мышь, кот, кит, дым)

11. Какие бывают согласные звуки? (мягкие и твердые). Каким цветом обозначают твердый согласный (Синим), мягкий согласный (зеленым).

Определите, с какого согласного, твердого или мягкого начинается слово, и поднимите сигнальчик.

(слова: лодка, машина, рука, мишка, метла, самокат, сетка, лёд, река.)

12.Суша-вода

Участники игры становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода" произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова "суша" - берег, земля, остров.

13. Закрепление знаний о буквах.

Перед нами Буквоград. Кто же здесь живет? (буквы) Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем)

Буквы на карточках рассыпались, а вы их соберите и прочитаете слово

(карточки на каждого ребенка: торт, шар, рак, дом, уж) . На обратной стороне карточки отгадка, проверьте себя.

14. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Мы приплыли с вами в Словоград. Кто же здесь живет? (слова) . Из чего состоят слова? (из слогов) . А можно ли слово измерить? Чем? (хлопками - слогами) . Чем больше в слове слогов, тем длиннее слово.

15. Д/И «Слоги перепутались» (слоги написаны на карточках). Задача – собрать слова

16. Мы находимся в стране правильной и красивой речи. А где же Фея, которая подарила волшебный цветок девочке Маше из сказки?

Смотрите, здесь письмо.

«Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в моей удивительной, волшебной и очень интересной стране Красивой и правильной речи! Сейчас я спешу на помощь к детям, чтобы научить их правильно и красиво говорить. А для вас я приготовила подарок – волшебный цветок Речецветик, который помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Необходимо только его собрать и запомнить мои секретные правила».

15. Аппликация. У каждого ребенка лепестки Речецветика и серединка. Нужно приклеить лепестки к центральному кругу.

    Говори всегда красиво, смело и неторопливо (в центр)

    Прежде чем говорить, подумай, о чём хочешь сказать.

    Говори на выдохе плавно и ясно (Раздаю самолетики детям и вместе читаем: "Плавно, долго выдыхаем. Звук протяжно выдуваем". Затем дети дуют на свои самолетики.

    Рука - С пальчиками мы играем и массаж мы получаем.

    Ухо - Слушаем всегда внимательно

    Книга - Книги разные читаем в них о многом мы узнаем.

Теперь у каждого из вас есть волшебный цветок Речецветик, который помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Благодарность всем детям.

Упражнение «Теплые ладошки»

Педагог протягивает свою руку в круг вверх ладонью и предлагает всем детям сложить свои ладони на его ладонь. Затем другой ладонью педагог накрывает детские ладошки сверху и говорит, что чувствует тепло всех ладоней, призывает детей почувствовать тепло ладошек друзей.

Похожие публикации