Абсолютный рост преступности. Основные показатели преступности

Преступность – это относительно массовое, исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление, состоящее из совокупности преступлений, совершенных на определенной территории за определенный период времени.

Признаки преступности:

    относительная массовость. Не все члены общества охвачены преступной деятельностью, а только какая-то часть общества, но эта часть состоит из массы, а не из одного преступника;

    историческая изменчивость. Преступность неодинакова, она изменяется в разных социально-экономических формациях (рабовладение, феодализм, монархия, капитализм, военный коммунизм). Изменчивость также отражается в истории уголовного законодательства;

    Преступность – это социальное явление. Преступление совершают члены общества. Вред причиняется обществу, социуму. Причины и условия преступности носят социальный характер. Преступность – явление, а не просто множество, т.к. она взаимодействует с другими социальными явлениями;

    Преступность – это уголовно-правовое явление. Ее базовый элемент – преступление. Его понятие дается в уголовном праве. Само преступление запрещено уголовным правом, оно наказуемо.

Если законодательство изменяется в сторону криминализации или в сторону декриминализации, то это сказывается на всех показателях преступности.

Соотношение преступности и преступления.

Преступление – это единичный акт. Преступление в криминологическом смысле – это:

1) определенный процесс, развернутый в пространстве и времени;

2) совокупность внешней среды и человека и его характеристик.

Преступность слагается из конкретных преступлений, совершаемых на данной территории и в данное время («данный» – в смысле заданный, заданная территория, заданное время).

Взаимодействие преступности и преступления происходит по закономерности:

1) части и целого;

2) общего и единичного;

3) системы и элементов.

Преступность – это целостное множество отдельных преступлений, которые группируются по видам (насильственная, коррупционная преступность) или контингентам участников (преступность несовершеннолетних, женская, профессиональная, групповая, организованная преступность).

Но сами люди, совершающие преступления, не объединены ни единством целей, ни средствами их достижений, кроме групповых преступлений и организованной преступности. Это приближает преступность к суммарному множеству, но ни в коей мере она не должна отождествляться с этим множеством, т.к. всей преступности присущи общие свойства, общие закономерности, общие связи и общие тенденции.

Организационные и предупредительные правовые меры позволяют ограничивать преступность (не давать ей распространяться), сокращать её, а также воздействовать на породившие её явления и воздействовать непосредственно на саму преступность (пресекать, раскрывать, выявлять преступления).

Показатели преступности

Показатели преступности – это её количественные и качественные характеристики, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Теневой показатель – латентная (скрытая) преступность.

Состояние преступности

это абсолютное число совершенных преступлений и лиц, их совершивших, на определенной территории и за определенный период времени.

Преступность всегда ограничивается пространством и временем.

Реальное состояние – это число фактически совершенных преступлений и лиц, их совершивших, с учетом того, что часть преступлений остается невыявленной (латентной), а также число лиц, которых выявили и установили, что они совершили преступление.

Латентные преступления не путать с нераскрытыми преступлениями (на практике латентные – это только незарегистрированные, в том числе и нераскрытые).

Нередко для определения состояния преступности пользуются данными судимости. Но это искажает суть, т.к.:

1) лиц, совершивших преступление, может быть меньше, чем число преступлений или наоборот;

2) в данные о судимости не включаются данные цифры о совершенных, но нераскрытых преступлениях (фигуранты не установлены);

3) в данные о судимости не включаются лица, дела о которых прекращены за недоказанностью.

Уровень преступности

это индекс или коэффициент преступности, который исчисляется из количества преступлений (числа совершивших преступление лиц) и делается расчет на тысячу, 10 тысяч или 100 тысяч населения либо в целом всего населения, либо лиц в возрасте уголовной ответственности.

Уровень может исчисляться по отдельным видам преступлений или по формам преступности. Уровень рассчитывается по формуле:

К = (П/Н) х 10 х,

где К – коэффициент, П – преступность, Н – население, х равняется той величине, на которую рассчитываем (если рассчитываем на тысячу, то х=3; если на 10 тысяч то х=4 соответственно; если на 100 тысяч, то х=5).

Уровень слагается из трех показателей:

1. зарегистрированные преступления (раскрытые и нераскрытые);

2. судимость (обвинительные приговоры и осужденные по ним лица);

3. латентная преступность (незарегистрированная).

Динамика преступности

это изменение преступности во времени, её движение в сторону роста, снижения, стабилизации. В динамике оцениваются состояние и уровень.

Цели динамики:

1) дает представление об изменениях всех показателей за прошедший период, выявляет тенденции и закономерности;

2) осуществляется прогноз характера преступности, выявляются основы для планирования предупреждения преступности.

На динамику влияют:

1) правовые детерминанты – расширение, сужение уголовной ответственности (криминализация/декриминализация деяния);

2) демографические изменения: миграция населения, уровень рождаемости, уровень смертности;

3) управленческие, экономические, политические, законодательные изменения.

Структура преступности

это качественная характеристика, которая раскрывает соотношение разных форм преступности и отдельных видов преступности в общем числе всех преступлений:

1) соотношение тяжких, менее тяжких, малозначительных деяний;

2) преступность несовершеннолетних/взрослая преступность;

3) по главам Особенной части УК РФ;

4) рецидивная/первичная преступность;

5) бытовая/уличная преступность;

6) групповая, организованная/совершенная одним лицом.

Структура обязательно характеризуется с выявлением особенностей рецидивной преступности.

Виды рецидива в криминологии:

1. уголовно-правовой (законодательный) рецидив – повторное совершение преступления после осуждения, если судимость не снята или не погашена;

2. криминологический рецидив – сам факт совершения второго или более преступления независимо от осуждения;

3. пенитенциарный рецидив – повторное и последующее нахождение лица в местах лишения свободы (может быть лишь тогда, когда есть реальное отбытие в местах лишения свободы).

Характер преступности

определяется по тому, каково количество наиболее опасных преступлений во всей преступности, а также какова характеристика лиц, которые совершают преступление. Характер выявляется через структуру.

Выделяют:

    корыстный характер;

    насильственный характер;

    рецидивный характер;

    групповой характер.

География преступности

Различия по структуре, характеру, состоянию, уровню и динамике определяются экономическими, социальными, демографическими, национальными и ландшафтными особенностями территории.

Структура и характер преступности в городах и сельской местности различны. В то же время города также различаются:

Промышленные;

Центральные;

Провинциальные;

Портовые;

Курортные;

Города-сателлиты.

В селах, которые примыкают к промышленным гордам, преступность иная, чем в таких же селах, но очень отдаленных от города.

Цена преступности

это объем и характер прямого и косвенного ущерба (и имущественного и др.) от всех преступлений, от всей преступности.

Имущественный вред исчисляется в денежном выражении. Ущерб от насильственных преступлений – в количестве смертей, количестве инвалидов, объеме потери трудоспособности, размере расходов на лечение, социальные выплаты (например, пенсии по случаю потери кормильца).

Косвенный ущерб рассчитывается исходя из того, сколько затрачивает общество, государство на противодействие и борьбу с преступностью (например, содержание, социальное обеспечение, переподготовка сотрудников правоохранительных органов).

Латентная преступность – это теневой показатель преступности. Это та преступность, сведения о которой не попали в официальные учетные данные (в статистику).

Виды латентной преступности:

    естественная: преступление регистрируется, уголовное дело возбуждается только после подачи заявления потерпевшего (дела частного и публично-частного обвинения);

    искусственная: преступление скрывается от регистрации по субъективным причинам самими правоохранительными органами;

    структурная: более тяжкие преступления регистрируются как менее тяжкие (например, тяжкие телесные повреждения вместо убийства);

    пограничная: само преступление граничит со случаем (например, убийство – самоубийство, поджог – самовозгарание и т.д.)

Причины латентной преступности:

1) связанные с жертвой:

    страх жертвы перед преступником;

    стыд жертвы относительно того, что преступление совершено в их отношении;

    неверие жертвы в возможности, в профессионализм правоохранительных органов;

    низкий уровень правовой культуры (жертва может и не знать, что было совершено преступление, или что оно было совершено в их отношении, жертва не знает куда и как обращаться, как разговаривать с сотрудниками правоохранительных органов);

2) связанные с правоохранительными органами:

    недобросовестность сотрудников;

    их низкая профессиональная подготовленность;

    их коррумпированность;

3) связанные с уголовным процессом (усложненность уголовно-процессуальных процедур).

Способы и методы выявления латентной преступности:

      необходимо анализировать жалобы, обращения граждан, которые поступают в СМИ;

      проверка материалов уголовных дел, как архивных, так и тех, которые находятся в производстве;

      проверка отказных материалов;

      проверка документации в травмпунктах по обращениям с криминальными травмами, в бюро СМЭ;

      метод экспертных оценок;

      опросы (хотя они никаких реальных сведений не дадут).

Руководство Министерства внутренних дел Украины и Национальной полиции считает переселенцев одним из главных факторов роста уровня преступности в стране. Правозащитники называют эту позицию манипуляцией. «МедиаПорт» выяснял, действительно ли количество переселенцев связано с количеством уголовных преступлений в Украине.

В сентябре министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что переселенцы — одна из причин роста уровня преступности в Украине. В октябре заместитель главы Национальной полиции Вадим Троян привёл статистику. По его информации, в регионах, где больше всего переселенцев, растёт количество уголовных правонарушений.

«Напрямую связана с войной также новая для Украины проблема, прямо влияющая на уровень преступности: беспрецедентный рост количества вынужденных переселенцев. Все ли они законопослушны? Очевидно, что нет — особенно когда перед большинством из них кардинально встает вопрос решения элементарных бытовых нужд (поиск жилья, работы, учебных заведений для детей), что, в свою очередь, требует значительных финансовых затрат», — писал Троян в статье для «Зеркала недели».

Он не привёл детальной информации обо всех областях, только о самых показательных. По данным Трояна, в Киеве уровень краж вырос на 50%, в Николаевской области — на 60%, в Одесской — на 61%, в Харьковской — на 62%.

Утверждение о главенствующей роли временно перемещённых лиц в росте уровня преступности поставили под сомнение правозащитники и волонтёры, которые помогают переселенцам. По их мнению, основной причиной роста уровня преступности в стране «является социально-экономический кризис, который обостряется, в том числе, в результате вооружённого конфликта на востоке Украины» (и Аваков, и Троян главной причиной также называли войну и финансовый кризис, — ред.).

«Не являются и не могут быть причиной этому ни внутренне перемещённые лица, ни беженцы. Жаль, что в довольно сложной ситуации ежедневного повышения уровня преступности министр внутренних дел вместо организации работы вверенного ему ведомства, занимается тем, что публично сеет язык вражды. А это, в свою очередь, ещё больше провоцирует ненависть и соответственно незаконные действия в отношении вынужденных переселенцев, которые, как должен знать господин министр, выехали из Луганской и Донецкой областей из-за войны и угрозы их жизни», — отметили представители общественных организаций.

«МедиаПорт» направил в Министерство внутренних дел Украины информационный запрос с просьбой предоставить статистику уголовных преступлений за 2013-2015 годы (довоенный и «допереселенческий» год — для сравнения, и два года уже во время войны на Донбассе, чтобы понять тенденцию. — ред.). Ответ в итоге пришёл из Генеральной прокуратуры — ни МВД, ни Нацполиция такую статистику не ведут.

«Действующий порядок формирования отчётности не даёт возможности выделить информацию об уголовных правонарушениях по субъектам их совершения, в частности внутренне перемещёнными лицами из Донецкой и Луганской областей и АР Крым, а также жителями Донецкой, Луганской областей и АР Крым, которые не имеют статуса внутренне перемещённых лиц», — сказано в ответе Генпрокуратуры.

Определить, есть ли тенденция к росту уровня преступности в регионах, где сосредоточено большое количество переселенцев, можно только по общему количеству учтённых преступлений.

По данным Минсоцполитики на февраль 2016 года, больше всего переселенцев находилось в подконтрольных правительству районах Донецкой и Луганской областей (676 и 251 тысяча соответственно), затем — Харьковская область (212 тысяч), Киев (127 тысяч), Запорожская (118 тысячи), Днепропетровская (76 тысяч) и Одесская области (35 тысяч). В Николаевской области, упомянутой Трояном, всего 8,6 тысячи переселенцев.

Теперь посмотрим, какой уровень преступности зафиксирован в этих регионах в 2013-2015 годах (для сравнения добавим к графику Волынскую область, где количество переселенцев одно из наименьших по Украине, — 4 тысячи).

Данные, предоставленные Генпрокуратурой, показывают, что тенденция к росту уровня преступности наблюдается почти во всех областях Украины, независимо от количества временно перемещённых лиц.

Сумская область стала единственной, где в 2015 году (в сравнении с 2014-м) снизилось количество уголовных преступлений (на 208 меньше). К слову, по статистике Минсоцполитики на февраль этого года, в Сумской области пребывало 15 283 ВПЛ (это девятое место по количеству переселенцев в стране).

Полных данных о криминогенной ситуации в 2016 году пока нет, но вряд ли за год произошли кардинальные изменения.

По мнению волонтёров и правозащитников, некорректные выступления относительно связи роста преступлений с количеством переселенцев, тем более со стороны представителей власти, способствуют разобщению украинского общества и поддерживают напряжение между внутренне перемещёнными лицами и принимающими громадами. Это подтверждают и сами ВПЛ. Корреспондентам «МедиаПорта» нередко доводилось слышать истории ВПЛ, которым из-за донецкой или луганской прописки отказывали в съёмном жилье. «Это первое, что спрашивают хозяева: есть ли животные, маленькие дети и переселенцы», — рассказывает жительница харьковского модульного городка Алла Натарова.

Несколько дней назад глава МВД Арсен Аваков сформулировал свою мысль по-другому и назвал переселенцев «жертвами значительного количества преступлений».

«Не нужно подменять это тем, что переселенцы провоцируют преступность, — преступность провоцирует ситуация, в которой они оказались. Они оказались без дома, без средств к существованию и стали легкими жертвами для уголовного элемента», — на этот раз сказал министр.

Согласно данным Генпрокуратуры, рост преступности в России за первое полугодие 2015 года увеличился на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. Эксперты считают, что это может быть связано как с более тщательной регистрацией преступлений, так и с ухудшением экономической ситуации.

Как выяснили «Известия», согласно данным Главного организационно-аналитического управления Генеральной прокуратуры, в январе–июне 2015 года на территории России было зарегистрировано 1 148 352 преступления, что на 56 893 (5,2%) больше, чем за аналогичный период прошлого года. Согласно опубликованным данным, рост преступности отмечен в 61 регионе страны. В Ярославской области их количество повысилось на 27%, Республике Адыгея - на 23,4%, Бурятии - на 19%, Коми - на 14%.


В Генпрокуратуре отмечают, что в стране на 5,9% увеличилось количество особо тяжких преступлений, таких как убийства, разбои. В некоторых регионах России число таких преступлений возросло на десятки процентов. Так, если в Республике Адыгея c января по июнь 2014 года было совершено 55 тяжких преступлений, то за аналогичный период 2015 года - 156, что составляет 183,6%, в Орловской области рост со 180 до 292, что составляет 62,2%, а в Архангельской области - с 378 до 541 (43,1%).

По мнению эксперта по регионам Центра политических технологий Ростислава Туровского, рост преступности, зафиксированный в вышеперечисленных регионах, может быть связан с несколькими факторами.

С одной стороны, статистика может показывать рост преступлений, так как правоохранительные органы регионов стали лучше фиксировать обращения граждан о случившихся правонарушениях. Но нельзя исключать, что в данных регионах России сейчас сложилась непростая социально-экономическая ситуация. Например, увеличилась безработица. Именно отсутствие работы приводит к снижению уровня жизни и доходов населения. Именно эти факторы могут заставить людей идти на преступления, чтобы получить доход, который позволил бы им прокормить семью, - считает Ростислав Туровский.


В кризис активизировались мошенники и коррупционеры

Почти половину всех зарегистрированных преступлений (44,4%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем краж - 467 496 (+8,7%), грабежей - 35 380 (–10,1%) и разбоев - 6740 (–5,6%).

В отчете Генпрокуратуры отмечен и рост преступлений, совершенных в форме мошенничества, ст. 159 УК РФ. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество таких преступлений увеличилось на 6,5% и составило 89 358 преступлений. Больше всего мошенников в Псковской области. За первое полугодие 2015 года там зарегистрировано 171 преступление по 159-й статье УК РФ. Рост составил 110,3%. В «лидерах» также Еврейская автономная область (+80%), Челябинская область (+70,9%), Республика Мордовия (+53,1%), Башкортостан (+52,9%).


Увеличилось и количество преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ («Получение взятки»). Рост составил 0,3% - с 3874 до 3884. Увеличение фактов получения взятки было зафиксировано во Владимирской области - с 16 до 59, что составляет 268,8%, в Волгоградской - с 39 до 141 (261,5%). Увеличилось количество преступлений, предусмотренных ст. 291 УК РФ («Дача взятки»), на 20,9%. Рекордсменом по росту преступлений данного вида стала также Псковская область, где число их возросло на 650% (с 2 до 15). В Вологодской области - на 355,6%, с 9 до 41, а в Республике Дагестан - на 330%, с 10 до 43 преступлений.

Кроме того, по данным полицейских, по сравнению с первым полугодием 2014 года в России вырос и средний размер взятки, получаемой чиновниками, в два раза. Если год назад средний размер взятки и коммерческого подкупа составлял 109 тыс. рублей, то сейчас это уже 208 тыс. рублей. Эксперты уверены, что средний рост взятки в России вырос из-за сильной волатильности валют и инфляции.

Член Общественной палаты РФ Дмитрий Чугунов считает, что причина такого роста - валютные скачки: коррупционеры предпочитают брать в долларах и евро.

Если в первой половине 2014 года при курсе доллара 35 рублей средняя сумма взятки была 100 тыс. рублей, то в первой половине 2015 года при курсе 55 рублей за доллар сумма взятки составила уже 200 тыс. рублей. Это объясняется тем, что чиновники привыкли брать взятки в долларах, - предполагает общественник.

Каждое третье преступление совершается под влиянием алкоголя

Сотрудники Главного организационно-аналитического управления Генеральной прокуратуры выяснили, что более половины преступлений в стране за первое полугодие 2015 года совершили рецидивисты - 53,6%. А почти каждое третье преступление (30,1%) совершено в состоянии алкогольного опьянения.

На 8,3% увеличилась преступность среди несовершеннолетних.

Кроме того, на 2,1% возросло число преступлений, которые совершены на улицах, площадях и в парках.

В правоохранительных органах отмечают и рост преступности среди мигрантов. По данным Генпрокуратуры РФ, в первом полугодии 2015 года иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории страны совершено 25 778 преступлений, что на 5,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом 22 475 преступлений, что составило 87,2% от всех правонарушений, совершено гражданами СНГ.

По словам экс-замдиректора российского бюро Международной организации по миграции Гурама Саникидзе, если кто и подталкивает мигрантов на преступный путь, так это работодатели, которые использует кризис как повод, чтобы не платить зарплату рабочим.

Ведь из-за спада российской экономики зарплата мигрантов составляет сейчас $300, часть из которой они, как правило, отправляют домой. А если ее перестают платить, то это заставляет людей идти на преступления, заниматься грабежами, кражами, мошенничеством, - говорит он.

Полицейские боятся увольнений

По мнению руководителя независимого профсоюза столичных полицейских Михаила Пашкина, рост преступности вызван как нестабильной экономической ситуацией, так и сокращением численности МВД и плохой технической оснащенностью полицейских.

Во время спада экономики, когда люди лишаются работы, происходит всплеск преступности, - говорит профсоюзный лидер. - Но причина роста преступности еще и в том, что на 10% сократили личный состав МВД, а это 100 тыс. человек, а в Москве это 1 тыс. профессионалов, которые патрулировали улицы и раскрывали преступления. А те, что остались, думают не о том, как поймать преступников, а о том, как не попасть под очередное сокращение, - рассказывает Михаил Пашкин.

Он уверен, что роста преступности в России можно было бы избежать, если бы полицейские были технически вооружены, как, например, их китайские коллеги.

В Китае, где население более миллиарда человек, численность полиции составляет 1,5 млн сотрудников, но с преступностью они борются более эффективно, чем в России. В этом им помогают различные технические средства, такие как бортовые компьютеры в патрульных машинах и тысячи камер видеонаблюдения, которые установлены во всех населенных пунктах Китая, - утверждает Пашкин. – А у нас, чтобы выяснить личность задержанного на улице человека, его надо доставить в отдел полиции, где есть компьютер. А пока одна из двух патрульных машин района «работает как такси», участок оголяется и там совершается преступление.

Член Общественной палаты РФ Дмитрий Чугунов согласен с Пашкиным в том, что в последнее время упало качество работы полиции и уровень образованности сотрудников.

В органы внутренних дел сейчас приходит много молодых людей, за плечами которых только средняя школа. Среди них есть и мигранты, для которых работа в МВД - это возможность получить «статус», который помог бы им закрепиться на новой родине, - утверждает Дмитрий Чугунов. - Таких сотрудников, больше волнует собственное благополучие, чем защита граждан от преступников, - говорит он.


Однако с критикой экспертов в столичной полиции не согласны.

Статистика, конечно, тревожная, но взрыва преступности в стране пока не наблюдается, - говорит собеседник «Известий» из МВД РФ. - Правоохранительные органы готовы противостоять всплеску преступности, если он произойдет. Уже наработан успешный опыт взаимодействия с ФСБ, Росфинмониторингом, ФНС и другими ведомствами.

По данным ГУ МВД РФ по Москве, численность сотрудников управления действительно уменьшилась почти на 7 тыс. Из прежних 70 тыс. человек аттестованного состава осталось около 62 тыс. Однако, по словам представителей МВД, сотрудников, которые «занимаются на районном уровне непосредственно борьбой с преступностью и защитой населения», никто не трогал. Также работать в прежнем составе продолжили все группы задержания и немедленного реагирования, которые патрулировали улицы. Сокращению подверглась «часть тыловых и кадровых служб, и то на уровне аппарата главка».

Причины преступности необходимо прежде всего искать в экономических отношениях, в их противоречиях, несбалансированности хозяйственного механизма, пороках и недостатках экономического планирования, а также в системе распределительных отношений.

Как и все явления, экономические отношения имеют разный уровень. Однако в данных отношениях определяющим для преступности является высший их уровень, так как именно он с неизбежностью оказывает влияние на всю экономическую систему и на другие сферы жизнедеятельности, привода, подчас, общество к тяжелым кризисным ситуациям.

В отечественной криминологии (как в общественных науках в целом) длительное время господствовала позиция, согласно которой экономические отношения социализма намного совершеннее этих отношений в предшествующих ему формациях, и потому экономический базис социализма не порождает преступность. Однако, хотя жесткие рамки идеологии и вынуждали придерживаться общепринятых схем, ученые - криминологи постоянно наталкивались именно на то, что экономические отношения и есть то первичное, что рождает преступность в целом. Анализируя данную проблему применительно к экономическим отношениям предшествующих социализму социально - политических систем, можно было видеть немало общего. Если даже встать строго на почву марксизма - ленинизма, то ведь именно Маркс показал первичность экономических отношений, определяющих все другие виды отношений в обществе - положительные и отрицательные. Конечно, сегодня научная мысль ушла от апологетического повторения истин, однако данную истину никто еще не опроверг.

Экономические отношения многообразны. Очевиден и объективный во многом их характер. Так, рыночные отношения имеют свои закономерности, командно-административная экономика - другие.

В рыночных отношениях изначально заложена преступность. Объясняется это тем, что они основаны на конкуренции, а значит - на подавлении конкурентов, на запрограммированной избыточности рабочей силы, то есть безработице, на выжимании прибыли в возможно больших размерах, на столь же запрограммированном имущественном и социальном расслоении людей. Экономически (прежде всего с точки зрения производства товаров и услуг) рыночная экономика доказала свою жизнеспособность, хотя для этого потребовалось не одно столетие, однако многие ее негативные последствия, в частности, высокая преступность, в том числе в благополучных экономических странах - есть реальность. Существовавшая в" нашем обществе командно - административная экономическая система, вопреки прежним суждениям о ней, тоже рождала преступность, и будет порождать ее там, где подобная система будет существовать. В ней, в определенных ее сторонах, тоже заложена преступность. Возьмем, например, жесткое планирование и распределение сверху. Они, будучи основой этой системы, как правило, не состыковались друг с другом, (что проявлялось, например, в самостоятельном функционировании Госплана и Госснаба). План нередко представлял собой желаемое, а состояние ресурсов- действительное. В жизни получалось, что под 100% плана могло быть выделено в лучшем случае 70 - 80% фондируемых материалов. Остальное нужно было доставать, что и рождало должностные злоупотребления, взяточничество, приписки к плану и отчетности и другие преступления. И если рыночные отношения неотрывны от открыто провозглашаемого лозунга: «Обогащайтесь!», то при командно - административной системе это было скрыто от глаз. Кроме того, немало видов преступной при прежней системе деятельности, например спекуляция, частнопредпринимательская деятельность, коммерческое посредничество и ряд других, в рыночной системе таковыми не являются.

Ясно одно: ни обожествлять, ни идеализировать ни одну экономическую систему не допустимо. Любые экономические отношения, их противоречивость рождают преступность.

«Спускаясь вниз», экономические отношения затрагивают практически каждого человека. Например, рыночные отношения - это не только рынок товаров и услуг, но и рынок рабочей силы. А рынок рабочей силы - это и безработица и если при командно-административной системе безработица была скрытой, что проявлялось в неполной занятости людей на рабочем месте, а отсюда в низкой, ниже прожиточного уровня заработной плате, в наличии людей без определенного места жительства и занятий и, то рыночные отношения - это безработица открытая, официальная. А безработица - резерв преступности. Это доказано всей историей развития человечества, а также подтверждается результатами конкретного социологического исследования (экспертный опрос работников правоохранительных органов), проведенного в г. Магадане. Так, 63,3% опрошенных отметили явление безработицы как одну из экономических причин, обусловливающих рост преступности в городе.

Спад производства, нехватка продовольствия и товаров влекут за собой ухудшение материального уровня жизни людей. В свою очередь, бедность - это наиболее близкая к конкретным людям причина преступности, понимаемая и осознаваемая ими, а иногда создающая атмосферу морального оправдания тех, кто их совершает. Как свидетельствуют результаты опроса, низкий уровень жизни населения является главной экономической причиной преступности в г. Магадане. Ее отметили 72,7% респондентов.

Но падение уровня жизни одних в этих же условиях создает базу для обогащения других. Как известно, чрезмерная дифференциация населения по фактическому уровню доходов рождает так называемые относительные потребности, возникающие при сравнении людьми своего материального положения с положением окружающих, и становится непосредственно продуцирующим преступность фактором (что отметили 36,7% опрошенных), когда обеспечение высокого уровня доходов населения происходит путем нарушения законов, в том числе уголовно - правовых запретов и полной безнаказанности виновных.

Имущественное неравенство обусловливает и другое противоречие - между материальными потребностями и легальными средствами их удовлетворения Реальное положение вещей в экономической сфере характеризуется тем, что уровень доходности преступной экономической деятельности превышает уровень доходности легальной, а это определенно толкает людей к совершению преступлений, на что указали 50% опрошенных.

Существует еще один отрицательный фактор, характеризующий современную экономическую ситуацию - инфляция, обесценивание денег, которая по мнению трети экспертов также выступает одной из экономических причин преступности.

Следует отметить, что 63,6% экспертов высказали мнение, что организаторами наиболее крупных преступлений могут выступать представители благополучных в экономическом, материальном отношении слоев населения. Это свидетельствует о том, что между экономическими отношениями и преступностью, например, между бедственным материальным благосостоянием человека и его поведением не существует однозначной связи. Экономические отношения определяют преступность, но не предопределяют ее в конкретных случаях, потому что все, что происходит в жизни, проходит через сознание человека, а он, хотя и зависит от общих закономерностей, не является их игрушкой. Не случайно западные криминологи и социологи занимались и занимаются преступностью «белых воротничков» - тех, кто стоит на высших ступенях общественной лестницы. Именно потому, что они, во-первых, обладают наибольшими возможностями для различных манипуляций с денежными и иными средствами, а, во- вторых, распоряжаются, управляют ими, приумножая свое богатство. Причем психологически, а, вероятно, и вследствие вписанности в систему привыкают к этому потоку жизни и перестают преступное считать преступным.

В целом, результаты социологического исследования подтверждают гипотезу о том, что общие негативные процессы в экономической сфере периода реформ - рост безработицы, снижение реально начисляемой заработной платы, появление внушительного слоя населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, инфляция, в значительной мере обусловливают преступность. Для города Магадана экономические причины преступности являются первичными, так как большинство преступлений, зарегистрированных в 1998 году приходится на имущественные правонарушения.

По мнению значительного количества экспертов (68,2%) общая криминогенная обстановка в Магадане может усложниться введением в городе свободной экономической зоны.

Признание того, что во многом преступность обусловливается негативными явлениями, процессами в экономической сфере актуализирует роль и значение общего предупреждения преступности, охватывающего крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в сфере экономики. Это - развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, справедливое перераспределение собственности, укрепление финансовой системы, снижение инфляции и другие аспекты совершенствования экономических, а также тесно связанных с ними распределительных отношений.

Похожие публикации