Генеральное консульство российской федерации в сан-франциско. Положение о почетном консуле российской федерации Выгодно ли государству почетное консульство

В последнее время все более и более востребованным становится институт почетного консульства. При этом как Российская Федерация назначает своих почетных консулов в иностранных государствах, так и принимает их у себя.

Данная статья посвящена применению института почетного консульства в том случае, когда Россия принимает такое лицо у себя.

Суть данного института: В соответствии с международными правовыми актами о консульских сношениях консульство одного государства открывается на территории другого государства для:

– защиты в нем интересов своей страны, ее юридических и физических лиц;

– содействия развитию экономических, научных, культурных и прочих дружественных связей между представляемым и принимающим государствами;

– получения и изучения информации об экономическом положении и социально-политических процессах в районе своего пребывания и сообщения ее назначившему его правительству.

Как правило, консульство возглавляет должностное лицо государства, которое его открывает и, как правило, это лицо является гражданином этого государства. Однако из этих правил исключением является почетное консульство. Почетный консул работает в большинстве случаев на общественных началах и при этом может не являться гражданином того государства, которое представляет, т.е. распространенным является случай, когда почетным консулом иностранного государства в Российской Федерации является гражданин Российской Федерации.

Правовые акты, определяющие правой статус почетных консулов иностранного государства в РФ. Правовой статус почетных консулов иностранного государства в РФ определяется правовыми актами, которые можно разделить на три группы:

1. Международные правовые акты. Наибольшее значение в этой группе имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Также значение имеют двухсторонние международные консульские договоры (конвенции), которые заключила Российская Федерация.

2. Правовые акты принимающей стороны (России). При этом российское законодательство не содержит ни одного специального акта, который был бы посвящен данному вопросу (институту почетного консульства). Имеются лишь отдельные нормы в некоторых нормативных актах, которые опосредуют применение норм, содержащихся в международных правовых актах (Например, ст.3 УПК РФ, ст.11 УК РФ, ст.7 НК РФ и другие подобные нормы). Однако имеется Положение О почетном консуле Российской Федерации (утверждено Приказом МИД РФ от 13.10.1998), которое само по себе не регулирует правовое положение почетных консулов иностранных государств, однако может служить критерием для определения отношения официальных властей Российской Федерации к институту почетного консульства. Кроме того, для определения правового положения консульского учреждения, возглавляемого почетным консулом, может быть использован Указ Президиума ВС СССР от 23.05.1966 № 4961-VI «Об утверждении Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР».

3. Правовые акты представляемого государства.

Основные личные консульские привилегии и иммунитеты почетного консула в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года (ссылки на статьи конвенции):

1. Защита почетных консулов (ст. 64): Россия как государство пребывания обязана предоставлять почетному консулу такую защиту, какая может потребоваться в связи с занимаемым им официальным положением.

2. Личная неприкосновенность: почетный консул пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции Российской Федерации в том, что касается его служебной деятельности. Согласно ст. 43 почетный консул не подлежит юрисдикции судебных или административных органов России в отношении действий, совершаемых им при выполнении консульских функций, за исключением двух случаев:

1) когда к нему предъявляется гражданский иск, вытекающий из договора, заключенного консулом, по которому он прямо или косвенно не принял на себя обязательств в качестве агента представляемого государства;

2) когда к нему предъявляется гражданский иск третьей стороны (физического или юридического лица) за вред, причиненный несчастным случаем в России, вызванным транспортным средством.

Почетный консул не может быть подвергнут задержанию или аресту иначе, как в случае преследования за совершение тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда.

3. Право на незамедлительное уведомление об аресте, предварительном заключении или судебном преследовании (ст. 42): в случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела российские власти незамедлительно уведомляют об этом почетного консула. Если почетный консул сам подвергается таким мерам, российские власти уведомляют об этом представляемое им государство через дипломатические каналы.

4. Особое положение консула при привлечении его к уголовной ответственности (ст. 63): если против почетного консула возбуждается уголовное дело, он должен явиться в компетентные органы. Однако при производстве дел ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и – за исключением случаев, когда он арестован или задержан, – должно ставиться как можно меньше препятствий выполнению им консульских функций. Когда возникает необходимость задержать почетного консула, судебное преследование против него должно быть начато в возможно короткий срок.

5. Свобода сношений и контактов с гражданами представляемого государства (ст. 36): почетный консул может свободно сноситься с гражданами представляемого государства и иметь доступ к ним. Граждане представляемого государства имеют такую же свободу в том, что касается сношений с консулом представляемого государства и доступа к нему. Почетный консул имеет право посещать гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан, для беседы с ним, а также имеет право переписки с ним и принимать меры к обеспечению ему юридического представительства. Он также имеет право посещать любого гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан в их округе во исполнение судебного решения.

6. Свобода сношений с органами государства пребывания (ст. 38): при выполнении своих функций почетный консул может обращаться:

1) в компетентные местные органы своего консульского округа;

2) в компетентные центральные государственные органы России в той степени, в какой это допускается существующими российскими законами, правилами и обычаями или соответствующими международными договорами России.

7. Налоговые привилегии (ст. 66): почетный консул освобождается от всех налогов, сборов и пошлин на вознаграждение и заработную плату, которые он получает от представляемого государства за выполнение консульских функций.

8. Освобождение от личных повинностей и обложений (ст. 67): Россия как государство пребывания обязана освобождать почетного консула от всех трудовых и государственных повинностей, а также от воинских повинностей (реквизиция, военная контрибуция и военный постой).

9. Привилегии на флаг и эмблему (ст. 29): почетный консул имеет право вывешивать флаг на своей резиденции и, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, на своих средствах передвижения. Определенными привилегиями и иммунитетами в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года наделяется также консульское учреждение, возглавляемое почетным консулом.

Определение объема полномочий и круга обязанностей конкретного почетного консула. Определение круга полномочий и круга обязанностей почетного консула иностранного государства должно осуществляться его национальными нормативными актами. В частности, такими актами должно быть определено:

– какие задачи стоят перед почетным консулом;

– порядок осуществления функций почетного консула;

– порядок функционирования возглавляемого им консульского учреждения.

Кроме того, государство, назначающее своего почетного консула, может индивидуальным актом ограничить объем его полномочий. Например, ограничить его только функциями развития деловых связей, не обременяя функциями, связанными с защитой интересов своих граждан (например, находящихся под следствием), связанных с совершением консульских актов (например, консульская легализация нотариального акта).

Также государство, назначающее почетного консула, определяет границы его консульского округа.

Маленький бонус почетным консулам: Поскольку транспортное средство почетного консула в соответствии с международной практикой рассматривается как территория консульского учреждения, то на него можно устанавливать флаг представляемого государства, а также предусматривается использование специальных регистрационных номеров (красный цвет, серия 900, специальная буквенная серия – См. Приказ МВД от 28.03.2002 № 282 «О государственных регистрационных знаках транспортных средств»).

В пресс-центре РИА Новости 22 апреля состоится , приуроченная к отмечаемому в мае текущего года 200-летию Консульской службы России.

Вы можете задать свой вопрос уже сейчас. Для этого нужно отправить SMS на номер 2320 в формате: МИД текст вопроса . Примечание: МИД - обязательный префикс перед текстом вопроса.

1. Штатные консулы получали определенное содержание от правительства, нештатные консулы его не получали.

2. Штатные назначались из лиц, находящихся на государственной службе, нештатные консулы избирались из числа местных жителей и могли быть как русскими, так и иностранными подданными.

3. Нештатные консулы назначались, как правило, в такие пункты, где при недостаточности оснований к учреждению штатного консульского поста существовала необходимость в присутствии консульского представителя для защиты интересов русских подданных и для осведомления штатного консульства.

4. Сфера деятельности нештатного консула ограничивалась тем портом или городом, в котором он проживал.

В царской России в 1909 году насчитывалось свыше 300 почетных консулов.

После Октябрьской революции по советскому законодательству допускалось назначение почетных консулов. Первым законодательным актом, специально относящимся к консульской службе и сформулировавшим основные ее принципы, был Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 18 октября 1918 года. В статье 2 Декрета, в частности, предусматривалось использование института почетного консула: "В странах и местностях, в которых нет самостоятельных консульств или консулов Рабоче-крестьянское правительство права и обязанности консулов поручает кому-либо из местных граждан данной страны, изъявивших на то свое согласие".

Советское правительство еще до заключения Брестского мира возложило обязанности почетного консула в США на писателя Джона Рида, в Стокгольм почетным генеральным консулом РСФСР назначался шведский социалист Фредрик Стрем (1918), в Великобританию (в Глазго) почетным консулом Советской России был назначен видный британский профсоюзный деятель Джон Маклин. Но осуществить эти назначения и организовать работу советских почетных консулов не удалось из-за противодействия правительств названных государств.

В принятом в 1921 году Общем положении о советских органах за границей уже не предусматривалась возможность назначения нештатных (почетных) консулов, хотя и не содержалось отказа от такой возможности. Консульский Устав СССР 1926 года уже содержал прямой отказ советского государства от назначения почетных консулов.

Консульский устав СССР 1976 года предусмотрел возможность поручения, по согласованию с государством пребывания, выполнения отдельных консульских функций нештатным консулам, которыми могли быть как граждане СССР, так и иностранцы.

В развитие Консульского устава 27 апреля 1988 года было принято Положение о нештатном (почетном) консуле СССР, которое явилось основой для деятельности около двадцати почетных консулов СССР/РФ в 1989 - 1998 годах.

13 октября 1998 года приказом по МИД России было утверждено Положение о почетном консуле Российской Федерации, которое заменило Положение 1988 года.

Согласно Положению о почетном консуле РФ 1998 года, он подчиняется МИД РФ и выполняет свои функции под руководством дипломатического представительства или консульского учреждения РФ в государстве пребывания. При отсутствии дипломатического представительства и консульств (штатных) почетный консул действует под руководством МИД РФ или, по его поручению, российского дипломатического представительства в сопредельном государстве.

Почетные консулы подразделяются на следующие классы:

1. Почетный генеральный консул.
2. Почетный консул.
3. Почетный вице-консул.
4. Почетный консульский агент.

Местонахождение резиденции и канцелярии почетного консула, его класс и консульский округ определяются по соглашению с государством пребывания.

Почетный консул во взаимодействии с дипломатическим или консульским учреждением, под руководством которого он действует, защищает права и законные интересы граждан и юридических лиц РФ, принимает меры к тому, чтобы граждане и юридические лица РФ пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными ими законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются РФ и государство пребывания, а также общепризнанными нормами и принципами международного права.

Почетный консул осуществляет регистрацию граждан РФ , находящихся на территории его консульского округа; участвует в мероприятиях по обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений на территории государства пребывания; принимает меры к установлению опеки и попечительства над находящимися в его консульском округе несовершеннолетними гражданами РФ, которые остались без родительского попечения, и над недееспособными или не полностью дееспособными совершеннолетними гражданами РФ; принимает меры к охране имущества, оставшегося после смерти гражданина РФ; содействует иностранным гражданам и организациям в оказании ими гуманитарной помощи, а также в оформлении передачи денег, ценностей и имущества в дар РФ, юридическим лицам и гражданам РФ и др.

Почетный консул может покинуть свой пост, если его отзовет направившее государство или же власти страны пребывания отзовут свое согласие на его работу.

Почетные консулы получают фактически те же привилегии и иммунитеты , что и карьерные консульские лица (их «охранные грамоты» - Венская конвенция о консульских сношениях от 1963 года и двусторонние консульские соглашения). Разница, как правило, состоит лишь в том, что почетный консул имеет эти привилегии и иммунитеты лишь в рамках исполнения им консульских функций. Кроме того, его нередко частично освобождают от налогов и сборов. Почта и багаж почетных консулов, как правило, не подлежат досмотру, транспортные средства - реквизиции.

В последнее время становится все более востребованным. При этом как Российская Федерация назначает своих почетных консулов в иностранных государствах, так и принимает их у себя.

По данным на ноябрь 2008 года, Российская Федерация представлена за рубежом 73 почетными консулами, действующими в 51 стране. На территории России действуют 76 почетных консульских должностных лиц иностранных государств.

Корпус российских почетных консулов формируется в основном из среды деловых людей - местных граждан или выходцев из России, пользующихся соответствующей репутацией в аккредитующем государстве, не работающих в государственных учреждениях и не занимающих выборные должности, а также с учетом мнения страны пребывания.

Среди консульских функций , выполняемых почетными консулами, весьма актуальными становятся услуги в следующих вопросах:

1. Оказание консультационных услуг в вопросах установления контактов и развития делового сотрудничества с партнерами в стране пребывания, информирование о законах страны пребывания в сфере экономической деятельности, о правилах оформления документов, связанных с такой деятельностью.
2. Оформление документов для осуществления экспортно-импортных операций (лицензий, сертификатов и т.д.), таможенных документов, а также легализации их в случае необходимости.
3. Оформление статуса пребывания в стране, помощь в получении виз, разрешений на работу, вида на жительство.
4. Содействие в приобретении или продаже движимой и недвижимой собственности, другого имущества, найм квартир и помещений, оформление необходимых для этого документов.

Международной практике известны, помимо штатных, и категории нештатных (почетных) консулов. Венская конвенция 1963 г. закрепляет это деление консульских должностных лиц на две категории, определяя режим, применяемый к почетным консулам и возглавляемым ими консульским учреждениям, в отдельном разделе. Конвенция подчеркивает факультативный характер института почетных консульских должностных лиц: каждое государство свободно решать, будет ли оно назначать или принимать нештатных консулов. В России действует Положение о почетном консуле Российской Федерации, утвержденное приказом МИД России от 13.10.1998 .

Почетный консул – это лицо, не состоящее на консульской, дипломатической либо иной государственной службе, но выполняющее консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государства пребывания, гражданство которого оно чаще всего имеет.

Согласно Положению о почетном консуле Российской Федерации таким консулом является любое лицо, не занимающее поста консульского должностного лица, которому поручено выполнение отдельных консульских функций на территории государства пребывания от имени Российской Федерации. Почетные консулы назначаются, как правило, из местных известных деятелей, имеющих авторитет в политических и деловых кругах. Жалованья от назначающего государства они не получают, а в виде вознаграждения им идет часть сборов, взимаемых ими за консульские действия.

Положение о почетном консуле Российской Федерации предусматривает, что им может быть как гражданин России, так и гражданин иностранного государства. Требуется, чтобы он занимал "видное общественное положение в государстве пребывания", обладал необходимыми личными качествами и "имел возможность должным образом выполнять возложенные на него консульские функции". Почетный консул назначается министром иностранных дел РФ или лицом, его замещающим, по предложению российского дипломатического представительства или консульского учреждения. Он выполняет свои функции под руководством дипломатического представительства или консульского учреждения в государстве пребывания.

Почетные консулы России действуют в США, Великобритании, Италии, Монако, Греции, Турции, Бразилии, Доминиканской Республике, Тринидаде и Тобаго, Боливии, Парагвае, Пакистане, Малайзии, Ливане и ряде других государств. В 1998 г. состоялось первое в истории российской консульской службы совещание почетных консулов РФ.

Институтом почетного консула широко пользуются латиноамериканские, скандинавские и другие европейские государства; значительное число почетных консулов имеется у США и Великобритании. В городах России, в том числе портовых, почетных консулов имели на конец 2014 г. Австралия, Австрия, Италия, Великобритания, Коста-Рика, США, Таиланд, Франция, Филиппины и другие государства. Привлекательность института почетных консулов определяется не в последнюю очередь и финансовыми соображениями.

Международная практика показывает, что функции штатного и почетного консулов совпадают во многих отношениях. С учетом этого Венская конвенция 1963 г. предусматривает применимость к почетным консулам и консульским учреждениям, возглавляемым ими, ее ключевых положений, касающихся статуса и деятельности штатных консульских учреждений, а также прав и обязанностей государства пребывания и государства, учредившего почетное консульское учреждение. В ряде вопросов, таких как неприкосновенность консульских архивов и документов, защита консульских помещений, освобождение их от налогов, таможенных пошлин, защита почетных консульских должностных лиц, освобождение их от личных повинностей, Венская конвенция 1963 г. закрепила положения, которые отражают специфику консульских учреждений, возглавляемых почетными консулами. В случае, если почетный консул является гражданином государства пребывания, оно вправе по своему усмотрению определить и ограничить его привилегии и иммунитеты. Вместе с тем при выполнении консульских функций он должен освобождаться от уголовной юрисдикции государства пребывания.


Почетное консульство – это разновидность консульского учреждения, которое возглавляет почетный (нештатный) консул. Он не получает жалования от назначившей его страны, но при этом находится на государственной службе страны назначения, выполняя свои функции на общественных началах. При этом почетный консул финансирует открытие консульского учреждения и организацию его работы. В дипломатической иерархии почетный консул находится в подчинении генерального консула или чрезвычайного полномочного посла. На самом деле это подчинение носит скорее формальный характер. На деле, если почетному консулу не предоставили право выдачи виз в страну назначения, его работа обычно сводится к организации за свой счет одного или двух мероприятий в год в соответствующем консульском округе. Согласно экзекватуре консульским округом может быть город, область и даже целая страна. Эти мероприятия могут носить торговый, деловой, спортивный или культурный характер. Учитывая протяженность нашей страны и огромные просторы, которые не может охватить организованное в Москве посольство какой-либо страны, с которой у России установлены дипломатические и консульские отношения, назначение почетных консулов в регионы представляется очень актуальным.

Глава III Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г. устанавливает правовой режим почетных консульских должностных лиц и консульских учреждений, возглавляемых такими должностными лицами. Данный вопрос вызвал широкий обмен мнениями на Венской конференции по консульским сношениям 1963 г. В результате ст. 68 конвенции зафиксировала положение о том, что каждое государство может свободно решать, будет ли оно назначать или принимать почетных консульских должностных лиц.

Что касается привилегий и иммунитетов, то они должны предоставляться почетным консулам в рамках осуществления ими своих консульских функций. При этом почетным консулом может быть назначен не только гражданин государства отправления, но и гражданин государства пребывания или третьего государства, с согласия государства пребывания. При назначении нештатных консулов круг его полномочий определяется государством назначения по согласованию с государством пребывания, что дает возможность наделить почетного консула только определенными функциями, например, развитие экономических и культурных связей. На нештатных консулов не распространяется запрет на занятие какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью.

В настоящее время при назначении почетных консулов законодательство ряда стран отдает предпочтение гражданам своего государства, живущим за границей. При отсутствии таковых на этот пост может быть назначен местный житель государства пребывания. Это отражено в законодательстве Франции, Бельгии, Дании, Греции, Уругвая и ряда других стран. Данное обстоятельство связано с тем, что функции консула принимают политический характер, поскольку их осуществление происходит от имени представляемого государства. Почетный консул находится под контролем как дипломатического представительства, так и штатного консульства государства пребывания. Ст. 66 Венской Конвенции устанавливает, что почетное консульское должностное лицо не освобождается от всех налогов, сборов и пошлин на вознаграждение и зарплату, которые оно получает от представляемого государства за выполнение консульских функций. Государства обязуются не поручать почетным консулам дипломатические и политические функции. Основными их функциями, как правило, являются торговое посредничество и содействие продвижению экспортной продукции представляемого государства на местные рынки.

Как начать оформление?

Для начала процедуры оформления необходимо предоставить "правильно и в нужном ключе" написанную краткую автобиографию . Правильно составленная автобиография должна показать респектабельность и серьезность намерений. При рассмотрении заявок на должность почетного консула Министерство Иностранных Дел направляющего государства рассматривает документы обратившегося человека, состоятельность, происхождение средств, состав семьи, принимает во внимание его возможности и связи. Также принимается во внимание участие человека в благотворительных акциях, если это имело место. Рассматривается, достоин ли данный кандидат того, чтобы представлять государство, сможет ли он внести вклад в развитие межгосударственных и культурных связей. У нас есть возможность лоббирования проектов назначения на должность почетного консула в различных островных юрисдикциях, экономика которых основана на туристическом секторе и сопутствующей инфраструктуре сферы услуг, а также в некоторых странах Латинской Америки. Дополнительную информацию можно узнать на наших консультациях в офисе.

Важная правовая оговорка. Открытие почетных консульств – длительный юридический процесс, в котором не только нужно успешно пройти ряд инстанций – посольство, МИД соответствующей страны, и другие министерства, но и получить аккредитацию в стране назначения, например, в МИДе Российской Федерации, если речь об открытии консульского учреждения на территории нашего государства. При всем том, что в отдельных случаях наши сотрудники готовы оказать юридическое и практическое содействие в открытии почетных консульств, но эта тема безумно далека от покупки дипломатических паспортов и привилегий, а также другой чепухи и ахинеи, которую описывают некоторые веб-сайты в сети Интернет. Это штучный товар, возможный к юридической реализации не только при наличии у кандидата серьезной биографии, но и, прежде всего, при совпадении государственных интересов соответствующих стран. Также следует помнить, что статус почетного консула - это не только набор привилегий, но в первую очередь большая общественная нагрузка и общественная работа.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПОЧЕТНЫЙ КОНСУЛ" в других словарях:

    Консул - все активные промокоды на скидку Консул в категории Часы, ювелирные изделия и бижутерия

    ПОЧЕТНЫЙ КОНСУЛ - НЕШТАТНЫЙ КОНСУЛ … Юридическая энциклопедия

    КОНСУЛ ПОЧЕТНЫЙ - НЕШТАТНЫЙ КОНСУЛ … Юридическая энциклопедия

    Юридический словарь

    КОНСУЛ Юридическая энциклопедия

    консул нештатный - (почетный) лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее консульские функции по его поручению и с согласия государства пребывания. К.н. могут быть граждане представляемого государства, государства… … Большой юридический словарь

    - (см. НЕШТАТНЫЙ КОНСУЛ) …

    КОНСУЛ - (лат. Consul) термин консульского права, означающий должностное лицо, назначенное в качестве постоянного представителя в каком либо городе или районе другого государства для защиты юридических и экономических интересов своего государства и его… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    - (лат. consul) 1) должностное лицо государства, назначенное в какой либо район (округ) другого государства с определенно выраженного согласия последнего для защиты там интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Консул - в Др. Риме высшая гос. должность, учрежд. в период установл. республики (согл. традиции кон. 6 в. до н.э.). К. избирались в кол ве 2 чел. на один год, первонач. только из патрициев. В 4 в. до н.э. добились доступа к консульской должности … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее консульские функции по его поручению и с согласия государства пребывания. К. н. могут быть граждане представляемого государства, государства пребывания или… … Юридический словарь

Книги

  • Грэм Грин. Избранное , Грэм Грин. В однотомник вошли наиболее значительные произведения выдающегося британского прозаика: "Сила и слава", "Путешествия с тетушкой", "Почетный консул" . В этих романах автор исследует острые…
  • Грэм Грин. Избранное , Грэм Грин. В однотомник вошли наиболее значительные произведения выдающегося британского прозаика: Сила и слава, Путешествия с тетушкой, Почетный консул. В этих романах автор исследует острые…
Похожие публикации