К какому виду относится социальная справедливость. Справедливость социальная

social justice), справедливое распределение ресурсов в об-ве. Особое значение С.с. приобретает, когда речь идет об осн. обществ, ин-тах, таких, напр., как собственность или системы социального обеспечения. Цель С.с. - четко обозначить функции этих ин-тов, позволяющие по возможности всем получать ресурсы, заслуженные или необходимые (это лишь два из самых распространенных критериев). Идеи С.с. популярны среди либералов (либерализм) и социал-демократов (социалдемократия), однако они вызывают резкую отповедь у приверженцев либертаризма, напр., у Хайека и Нозика, утверждающих, что требование С.с. беспочвенно, т.к. не существует отлаженного механизма распределения ресурсов в об-ве. Ролс - один из совр. теоретиков С.с. - отстаивает прежде всего принцип распределения благ в пользу беднейших слоев населения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Справедливость социальная

мера равенства неравенства, норм и действий, благ и вклада (заслуг), деяния и воздаяния, требований и исполнения в отношениях между людьми и социальными группами, оцениваемая с позиции определенного общественного идеала (например, добра, правды, гармонии, должного порядка и т. п.). Суть С. с. состоит в установлении соразмерности в чувствах и действиях людей, в соотнесенности деяний одних с деяниями других, ориентированной на существующую в данной социальной среде, в обществе иерархию ценностей. В связи с этим С. с. как мера оценка и как представление о ней носит конкретно-исторический, классовый или общечеловеческий характер. Разумеется, этими же обстоятельствами в конечном счете определяется и различие теоретических концепций С. с., выражающей интересы определенных социальных сил. Вместе с тем С. с. правомерно рассматривать в качестве одного из основных общественных идеалов, функционирующих в массовом сознании как эталон, высшая цель, желанный образ (поведения, настоящего, будущего и т. п.), с которыми сверяют поступки, мысли, жизнь. Являясь оценочной категорией, С. с. выполняет роль меры оценки создаваемого и созданного человеком в своей деятельности, мерой социальной требовательности к нему со стороны общества, класса, социальной группы. С. с. возможна только через сопоставление с социальной несправедливостью, через вытеснение и уничтожение последней. Области реализации С. с.политика, экономика, право, мораль, вера, жизнь социальная. В сфере социальной жизни, где справедливость получает конкретное соотношение с социальной несправедливостью, она выступает прежде всего как сложившаяся в тот или иной момент мера равенства и неравенства в жизненном положении различных общественных групп, определяющего их участие в труде, распределении власти, прав, обязанностей, возможностей, материальных благ. В этих аспектах С. с. и изучается марксистско-ленинской социологией. В основе понятия С. с. обычно лежит некоторое изначальное стремление к уравнительности («распределительная» справедливость, исповедующая принцип «всем одинаково или поровну»), равновесию («воздающая» справедливость, соотносящая противоположные явления: деянию должно соответствовать воздаяние, преступлению-наказание, правам-обязанности, заслугам почести и т. д.). Основываясь на экономических отношениях, которыми определяется социальное положение людей и групп в обществе, С. с. является выражением этих отношений. Она существует как феномен общественного сознания (правового, политического, нравственного, религиозного, экономического), фиксируется общественным мнением. Однако осуществление требований С. с., хотя и связано с ее осознанием, все же зависит от фактического наличия в обществе социально-экономических, правовых, политических и других условий для их реализации. Как писал Ф. Энгельс, «социальная справедливость или несправедливость определяются лишь одной наукой, а именно наукой, которая имеет дело с материальными фактами производства и обмена,наукой политической экономии» (Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 255). В классовом обществе понятие С. с. носит классовый характер, выражает интересы того или иного класса. В антагонистическом обществе господствующий класс оправдывает существующие в нем экономические, политические, нравственные отношения, объявляя их справедливыми. Революционный класс, напротив, подвергает их критике, объявляет несправедливыми, ведет борьбу за изменение и утверждение подлинной справедливости, отвечающей интересам трудящихся масс. Социалистическая справедливость выражает меру равенства и неравенства в жизненном положении различных социальных групп, классов, индивидов, определяет содержание текущих и перспективных задач и в этом смысле выступает ведущим принципом обновления социалистического общества, целью социальной политики. С. с., реализуемая в социалистическом обществе, имеет две стороны: коммунистический идеал и реалии. Как идеал, она заключает в себе тот уровень социального равенства, который может быть достигнут только в будущем коммунистическом обществе. Как реальность С. с. основывается на достигнутом уровне социальных гарантий и защищенности человека, его материальной обеспеченности, возможности самореализовать и утвердить себя. Это требует четкого соотнесения вознаграждения и трудового вклада. В социалистическом обществе социальное равенство может быть реализовано еще в ограниченной форме-через распределение по труду, то есть через фактическое имущественное неравенство, которое на данном этапе развития общества считается справедливым. Следовательно, в той мере, в какой общество может и умеет обеспечить «полноту» реализации своего высшего принципа, в нем может быть «больше» и «меньше» справедливости. В. И. Ленин подчеркивал: «Справедливости и равенства, следовательно, первая фаза коммунизма дать еще не может: различия в богатстве останутся и различия несправедливые, но невозможна будет эксплуатация человека человеком, ибо нельзя захватить средства производства, фабрики, машины, землю и прочее в частную собственность» (Полн. собр. соч. Т. 33. С. 93). Распределение и потребление показатели уровня С. с. Именно в распределительных отношениях взаимодействие справедливости и несправедливости проявляется наиболее остро и наглядно, что непосредственно сказывается на характере социальных отношений, всей социальной жизни. В этой связи следует отметить исключительную важность социальноэкономических механизмов реализации основного принципа социализма посредством отношений обмена, распределения и потребления материальных благ, духовных ценностей, социальных услуг, в соответствии с количеством и качеством общественно полезного труда. В общественном мнении этот принцип связывается с преодолением несправедливости уравниловки, иждивенчества, привилегий и других форм паразитизма социального. Но с реализацией принципа «От каждого-по способностям, каждому-по труду» тесно связано осуществление права на труд, на отдых, образование, права на информацию, на участие в управлении и другие демократические права и свободы, обеспечивающие социальную защищенность советского человека. Содержание С. с. находится в прямой зависимости от характера жизнедеятельности общества и наоборот. Так, при казарменно-бюрократическом социализме времен сталинщины и брежневщины С. с. носила декларативный и лозунговый характер. Ее содержание было оторвано от реальной жизни, нужд трудящихся масс, что привело к отчуждению советских людей от собственности, власти, результатов своего труда. Такой формальный характер С. с. отвечал требованиям административно-командной системы и, в свою очередь, оказывал влияние на деформацию социализма, теоретических представлений о нем. В этот период возникли факторы несправедливого распределения труда (например, политика «монокультуры» закрепляла за отдельными территориальными и национальными группами его тяжелые, вредные виды), места жительства (институт прописки ограничивал и продолжает ограничивать возможности в социально-профессиональном перемещении, в образовании и обучении), материальных благ (появление бедных и вместе с тем элитарного потребления, представители которого пользуются преимуществами как спецпроизводства, так и спецобслуживания), информации (спецхраны, закрытость архивов, ведомственный контроль за доступом к информации, лимиты на подписку и др.). Усилились завуалированные и «теневые» формы распределения и перераспределения, перекачивающие богатства общества в руки преступного элемента. С точки зрения марксистско-ленинской социологии, гарантией утверждения С. с. является демонтаж государственнобюрократического социализма и построение демократического. Достижению этой цели служат: радикальная экономическая реформа, демократизация всех сфер общественной жизни, политика гласности, политический плюрализм, построение правового государства, принятие новых законов (о собственности, кооперации, аренде, государственном предприятии, налогообложении, о земле, отпусках и др.). Реализация этих мер призвана поднять на качественно новый уровень оптимальное сочетание экономической эффективности С. с. Высшим критерием С. с. на современном этапе является практическая реализация коренных интересов трудящихся, общечеловеческих ценностей, общественного прогресса в целом. В связи с возвращением к ленинской национальной политике особую актуальность приобрела национальная проблема, осуществление принципов С. с. в ее разрешении: равенство всех наций и народностей, равенство прав и свобод советских граждан независимо от национальности, расы, места проживания и пр. Экономической основой утверждения подлинной С. с. является переход республик, автономных образований на принципы экономической самостоятельности. С. с. может выступать сегодня действительным регулятором новых общественных отношений, главным орудием перестройки и всестороннего обновления социалистического общества. Предстоит активизировать социологические исследования реальных проблем С. с., связанных с проведением социальной политики, осуществлением власти, преобразованиями в социальной сфере, в механизмах формирования и удовлетворения потребностей людей, социальных групп и т. д.

«Справедливость - дитя неудовлетворенности человека жизнью. Довольный человек в справедливости не нуждается и не говорит о ней, даже будучи членом развитого общества».

Одним из важнейших понятий, регулирующих отношения людей, является понятие справедливости. Справедливость наряду с добром - наиболее древние общественные идеалы. Люди постоянно опираются на представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Идея справедливости является основополагающей в законодательстве современного демократического общества, в котором право рассматривается как нормативно закрепленная справедливость. Само понятие «юстиция» по латыни обозначает справедливость.

В философском словаре справедливость определяется как «понятие о должном, соответствующее определениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Справедливость - категория морально-правового, а также социально-политического сознания. Так, понятие справедливости содержит в себе требования соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость. Как видно из данного определения, категория справедливости является и этической, и правовой, и социально-политической.

Справедливость как этическая категория является принципом, регулирующим индивидуальные поведения по отношению как к другим людям, так и к себе. По отношению к другим людям справедливость противостоит эгоистическим устремлениям человека и удерживает его от причинения вреда другим людям. Так называемое «золотое правило морали» в его отрицательной формулировке «не делай другому того, чего не желаешь себе» направлено к справедливости, а в утвердительной - «поступай но отношении к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе» - к милосердию.

Главное требование справедливости как этической категории - это уважение прав и достоинств людей. Эта мысль может быть выражена и по другому: «справедливость заключается в исполнении человеком своих обязанностей, имел в виду, что обязанность - это форма долженствования, которой человеку вменяются действия, гарантирующие права людей». Такие обязанности (выполнение долга) могут носить как правовой характер (обусловлены законодательством), так и нравственный (обусловлены нравственным требованием на уважение человеческого достоинства по отношению к другому). Обязанности и права всегда находятся в единстве. Если соблюдение справедливости в отношении других людей предполагает исполнение своих обязанностей (долга), то справедливость в отношении себя предполагает отстаивание своих прав.

Представление о справедливости у людей могут очень различаться. Так, если брать украинские реалии - это разные оценки деятельности УПА, разное отношение к статусу русского языка. Различные представления о справедливости могут привести к конфликтным ситуациям в обществе.

Особым видом справедливости является социальная справедливость, субъектами которой выступают большие социальные группы, общество в целом, человечество. «Социальная справедливость - это система общественных институтов, которая не в единичных действиях, а по самой своей структуре постоянно обеспечивает удовлетворяющее, по меньшей мере, большинство членов общества распределение политических, юридических, экономических и других прав и материальных ценностей.

Существуют различные концепции социальной справедливости. В зависимости от соотношения справедливости, свободы, равенства и неравенства можно выделить следующие:

1. Уравнительная концепция. Она исходит из близости или тождества, понятий справедливости и равенства. Критерием уравнительной справедливости является арифметическое равенство. Данный вид справедливости применяется в области гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказания и т.д.

2. Распределительная концепция. Распределительная справедливость как принцип означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общества: тут возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами, льготами.

3. Либеральная концепция. Эта концепция исходит из возможности сбалансировать свободу и равенство, сделать их опорой друг друга в рамках целостной системы социальной справедливости. Наиболее известным представителем этого подхода является современный американский философ Дж. Роулз (автор труда «Теория справедливости»). Дж. Роулз рассматривает справедливость как принцип социальной организации. В определение справедливости он включает понятия равенства и неравенства. Справедливость выступает как мера равенства и мера неравенства между людьми. Люди должны быть равны в правах и это равенство должно быть закреплено законом. Они должны быть равны при распределении социальных ценностей. Однако справедливым будет и неравенство в распределении социальных ценностей, когда это такое неравное распределение, которое дает преимущества каждому.

Соответственно определение справедливости, которое дает Роулз, распадается на два принципа:

1. Каждый человек должен обладать равным правом в отношении наиболее обширной системы основных свобод, совместимой с подобными свободами для всех остальных людей.

2. Социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, чтобы, во-первых, от них можно было бы ожидать преимуществ. Для всех и, во-вторых, доступ к положениям и должностям был открыт всем».

Ценности либеральной демократии являются приоритетом развития Украины, поэтому концепция Дж. Роулза представляет интерес в практическом плане. Украина - многонациональное государство, сплачивающим фактором в силу этого должна быть идея общенациональная, а не националистическая.

Традиционно принято считать, что социальная справедливость исчерпывается перераспределением благ в пользу социально слабых и существует при определенном регулировании социальной сферы или сферы социально-экономических прав человека. Однако справедливость, социальная справедливость в понимании, которое лежит в основе данной монографии, проявляется практически во всех сферах деятельности государства, и нельзя ограничиваться рассмотрением лишь социальной сферы.

Справедливость как правовой принцип лежит в основе всех отраслей права, как публичного, так и частного. Социальная справедливость тесно связана с реализацией социально-экономических прав (труд, пенсии, социальное обслуживание, образование, медицина, доступ к культурным ценностям), социальной функцией частной собственности.

Анализ конституций стран мира позволяет выделить основные позиции, по которым определяется социальная справедливость: это приоритет расходов бюджета на социальные нужды (перераспределение доходов бюджета в пользу социально слабых), регулирование труда и справедливая его оплата, обязывающий характер частной собственности, допустимость законных забастовок, роль профсоюзов, государственное пенсионное обеспечение, государственное образование (бесплатное в определенной части), бесплатное медицинское обслуживание, социальная защита незащищенных слоев населения (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, детей, многодетных семей, безработных и других). По существу, названные показатели характеризуют государство как социальное, а значит, и стремящееся к социальной справедливости. Например, согласно Конституции Польши 1997 года Польша - «государство, осуществляющее принципы социальной справедливости».

Слово «справедливость» упоминается в Конституции РФ один раз, в преамбуле в следующем контексте: народ России, «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», принимает Конституцию РФ. По общему правилу, преамбула не нормативна, однако Конституционный Суд РФ использует положения преамбулы к Конституции РФ как основные принципы, на которых базируется Конституция. В этом смысле справедливость можно рассматривать как основу Конституции.

Согласно статье 7 Конституции РФ Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В отличие от многих других конституций, российская Конституция дает своеобразное определение социального государства, а именно, не через его признаки, а через целеполагание. При этом социальная справедливость не только не называется в Конституции РФ в качестве признака или цели социального государства, но вовсе не упоминается в тексте. Как она может достигаться - в Конституции даже не упоминается. Важными целями в контексте стремления к социальному государству являются достойная жизнь и свободное развитие человека. Оба эти понятия никак не объясняются действующей Конституцией РФ. Какую жизнь можно считать достойной? Можно провести параллель соизмерения уровня и качества жизни с достоинством личности, государственная охрана которого зафиксирована статьей 21 Конституции РФ. В этой статье право на охрану достоинства личности связано с запретом пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, запретом насильственных медицинских, научных или иных опытов. А что касается нищеты? Отсутствия уверенности в будущем? Не говорится ничего.

Часть 2 статьи 7 Конституции РФ разъясняет, какими именно способами государство намерено проявлять свой социальный характер. Называются такие меры, как охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Для всех указанных мер важно существование критериев для определения того, позволяют ли эти меры обеспечить человеку достойную жизнь или не позволяют. Если такие критерии не закреплены на уровне неких социальных стандартов, то оценки эффективности принимаемых государством мер могут быть спорными.

Например, можно ли считать, что установление гарантированного минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) обеспечит достойную жизнь, если размер МРОТа с 1 июля 2016 года - 7500 рублей, а прожиточный минимум в целом по РФ за III квартал 2016 года для трудоспособного населения - 10678 рублей? Если формально установление МРОТа отвечает требованиям социального государства, то к социальной справедливости такой вариант реализации института МРОТа очевидно не приводит. Если рассматривать справедливость, как соответствие воздаваемого ожидаемому, то при прожиточном минимуме в 10678 рублей справедливо ожидать минимальную зарплату не меньше этой суммы или даже больше (при наличии у гражданина иждивенцев). Таким образом, существующая практика может рассматриваться как несправедливая.

АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИИ РФ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

1. Перераспределение доходов бюджета в пользу социально слабых.

Конституция РФ не содержит принципа, в соответствии с которым доходы государственного бюджета должны перераспределяться в пользу социально слабых. Есть отдельные случаи, когда средства федерального или регионального бюджета направляются на социально значимые задачи. Однако в целом в Конституции РФ не ставится вопрос о государственном регулировании перераспределения экономических благ и покрытия за этот счет социальных расходов государства.

В части 1 статьи 41 Конституции РФ есть только один случай финансирования социально значимого института за счет бюджета: медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Но именно эта формулировка за два с половиной десятилетия действия Конституции РФ позволила уйти от полностью бесплатной государственной медицины в сторону сокращения объема бесплатных медицинских услуг, снижения их качества, усложнения процедур бесплатного обслуживания в государственных и муниципальных медицинских учреждениях и, таким образом, навязываемой платной медицины. Это контрсоциальная практика.

В других случаях, когда государство обещает что-то бесплатно, в Конституции РФ прямо не указано, из какого бюджета (федерального или регионального) в итоге происходит оплата. Например, в Конституции РФ указано, что малоимущим и иным нуждающимся в жилье гражданам жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (часть 3 статьи 40). Реализация этого права на бесплатное жилье ограничена множеством условий, очередь на получение бесплатного жилья растягивается на десятки лет (за которые основания для получения жилья могут отпасть).

Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в некоторых случаях даже бесплатно. Статья 5 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» называет среди принципов оказания такой помощи социальную справедливость и социальную ориентированность. Не будет преувеличением сказать, что это единственный закон, в котором социальная справедливость возведена в принцип.

Статья 20 Закона содержит перечень категорий граждан, на которых распространяется действие Закона. На бесплатную юридическую помощь могут претендовать:

Малоимущие граждане (с доходом ниже прожиточного минимума);

Инвалиды 1 и 2 группы;

Ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

Дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы;

Недееспособные граждане;

Граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, и другие.

Перечень вопросов, по которым осуществляется консультирование, также есть в Законе. Указанный в Законе перечень лиц, которые могут претендовать на бесплатную юридическую помощь, не содержит исключений и предполагает, что социальная справедливость в контексте правовой помощи осуществляется только в отношении названных лиц. Если же предположить, что люди, чей доход немногим превышает прожиточный минимум, не имеют права на бесплатную юридическую помощь, но и не имеют средств для оплаты услуг юристов, то такая социальная справедливость, порождаемая Законом, уже сомнительна.

Каким образом в Конституции РФ могло бы быть отражено перераспределение благ в пользу социально слабых? В конституции могла быть предусмотрена прогрессивная шкала налогообложения. Например, в статье 53 Конституции Италии 1947 года закреплены следующие положения: «Все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своими возможностями. Налоговая система строится на началах прогрессивности». Статья 24 Конституции Лихтенштейна 1921 года гласит, что «государство предусматривает справедливое налогообложение, освобождая от обложения минимум, необходимый для существования, и облагая более высокими ставками более крупные имущества и доходы».

Прогрессивное налогообложение не противоречит российской Конституции: в период ее действия уже существовала прогрессивная шкала налогов до 2000 года.

Также в конституции могли бы предусматриваться накопительные фонды общественного потребления, средства из которых могли бы направляться на социальные нужды.

2. Регулирование труда и справедливая его оплата, допустимость законных забастовок, роль профсоюзов.

Как отмечено выше, статья 7 Конституции РФ, описывая социальное государство, закрепляет охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда.

Статья 37 Конституции РФ повторяет это положение в виде права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В данной статье также предусмотрены право свободно распоряжаться своими способностями к труду, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на забастовку, право на отдых. Для тех, кто работает по трудовому договору, гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Для тех же, кто работает по гражданско-правовому договору или вообще без оформления, все эти права фактически не гарантируются. Как известно, в России некоторые недобросовестные работодатели стремятся не заключать с работником трудовой договор и не оформлять его работу в соответствии с законодательством, чтобы избежать уплаты дополнительных налогов и сборов. Трудовой кодекс РФ содержит ряд норм, призванных бороться с такими явлениями. Во-первых, статья 15 Трудового кодекса РФ запрещает заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Во-вторых, статья 16 предусматривает, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Однако эти нормы могут работать разве что в суде.

Логично предположить, что для оценки соответствия законодательства критериям социальной справедливости, касающимся справедливой оплаты труда и справедливого регулирования других трудовых прав, ключевым моментом является обеспечение оформления работников по трудовому договору в соответствии с законом. Если же законодательство (налоговое, социальное) не обеспечивает возможность или привлекательность для работодателя оформления работников по легальным схемам, то часть организаций неизбежно уходят от налогов и сборов путем нарушения порядка оформления трудовых отношений. Это в свою очередь приводит к нарушениям трудовых прав граждан и отсутствию социальной справедливости, что сейчас и происходит в России.

Право на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда отнесены к основным принципам регулирования трудовых отношений (статья 2 Трудового кодекса РФ).

Приведенный выше пример сопоставления МРОТа с прожиточным минимумом демонстрирует, что само по себе наличие МРОТа не приводит к справедливой оплате труда, а зачастую и вообще не влияет на оплату труда. Согласно Федеральному закону от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установленный законом МРОТ вводится организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; другими организациями - за счет собственных средств. На практике увеличение МРОТа не приводит к росту зарплат, в том числе работников бюджетной сфера, государственных служащих и тем более работников негосударственных организаций. Например, в Московской области размер оклада и денежного содержания государственных и муниципальных служащих определяется исходя из размера должностного оклада специалиста II категории и не привязывается к МРОТу. На 2015–2016 годы должностной оклад специалиста II категории был установлен на уровне 7530 рублей, что больше МРОТа на тот момент, но меньше прожиточного минимума.

Согласно Закону, МРОТ применяется не только для регулирования оплаты труда, но и для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Например, Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2015 года №1223 определен размер пособия по безработице на 2016 год: от 850 до 4900 рублей. На 2017 год размер пособия не изменился (Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 № 1326). Привязки к МРОТу здесь нет. Закон РФ «О занятости населения в РФ» не предусматривает обязательного увеличения пособия при увеличении МРОТа. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» размер пособия по беременности и родам не зависит от МРОТ и рассчитывается исходя из среднего заработка. Размер единовременного пособия при рождении ребенка установлен в твердой сумме не зависит от МРОТ. Размер пособия по временной нетрудоспособности не имеет фиксированного значения и зависит от заработка и стажа работника. И только если стаж работника менее 6 месяцев, то в основу оплаты больничного ложится МРОТ.

Таким образом, размеры так называемых социальных выплат также не зависят от размера МРОТ (соответственно, и не меняются при увеличении МРОТа). Если ни фактическая зарплата, ни социальные выплаты не привязаны к МРОТу, то смысл этого института в контексте социальной справедливости стремится к нулю. Если для социальных выплат даже нет требования соответствовать МРОТ или прожиточному минимуму (когда они являются единственным источником дохода гражданина), то они также не обеспечивают справедливость.

Изменения МРОТ могут сказаться лишь на самих работодателях и индивидуальных предпринимателях, которые платят зависящие от МРОТ страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). Скажется ли увеличение выплат в эти фонды на будущем размере пенсий работников, предсказать практически невозможно: пенсионная система России постоянно меняется.

Право на забастовку зафиксировано в части 4 статьи 37 Конституции РФ. Забастовка признается одним из средств разрешения споров. Право на забастовку конкретизировано в Трудовом кодексе РФ. Согласно статье 398 Трудового кодекса РФ забастовка - это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Трудовой кодекс РФ устанавливает правила, ограничивающие проведение забастовок. Во-первых, федеральным законодательством ограничено право на забастовку некоторых категорий работников в ряде сфер деятельности. Это касается государственных и муниципальных служащих, ряда работников железнодорожного транспорта, авиационного персонала гражданской авиации и других. Также это касается всех граждан в условиях действия специальных режимов (военного и чрезвычайного положения). Во-вторых, забастовка должна производиться по определенным правилам: с соблюдением сроков, законных процедур и требований. За незаконную забастовку предусмотрена ответственность. Участие в законной забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, однако можно не выплачивать зарплату за время забастовки.

Правовое регулирование вопросов забастовки и трудовых прав основано на нормах международного права, в том числе на документах МОТ. Однако важно не только, какие правила закреплены на бумаге, но и то, как они реализуются на практике. Забастовка является крайним средством борьбы работников с работодателем, как правило, на крупных промышленных предприятиях и весьма редко. Как на самом деле защищается право на забастовку, не оказывают ли работодатели давления на своих бастующих работников (или желающих бастовать) - на эти вопросы закон не ответит, важно изучать практику его применения.

Право на объединение в профессиональные союзы для защиты интересов работников также является конституционным (статья 30 Конституции РФ). Развивает конституционные нормы Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Закон наделяет профсоюзы большими правами, однако этим правам не всегда корреспондируют обязанности органов государственной власти и процедуры, обязывающие считаться с мнением профсоюзов. В то же время у самих работников недостаточно рычагов влияния на профсоюзы, поэтому последние стали неспособны эффективно отстаивать права работников перед государством («профсоюзы как канал связи групп интересов и органов государственного управления были практически уничтожены»).

3. Обязывающий характер частной собственности.

Статья 35 Конституции РФ говорит о том, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Среди конституционных полномочий Правительства РФ указывается осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. По сути это незыблемый приоритет прав частного собственника. На практике, правда, частная собственность не является незыблемой: ее вполне реально изъять по решению суда, в том числе для государственных нужд.

Государство также выступает собственником определенного имущества, однако в Конституции РФ ничего не говорится о том, как должна использоваться государственная собственность, каким образом должны распределяться доходы от ее использования.

Например, в Веймарской конституции Германии 1919 года говорилось, что частная собственность должна «в то же время» служить общему благу (статья 158). Согласно статье 14 действующей Конституции ФРГ 1949 года «собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общему благу», «отчуждение собственности допускается только в целях общего блага».

Положения о «недопустимости концентрации собственности в руках немногих индивидов», связанные с требованиями социальной справедливости (статья 45), содержались в Конституции Ирландии 1937 года. В Конституции Индии 1949 года говорится, что «государство должно обеспечить социальный порядок, способствующий благосостоянию народа» (статья 38), что государство стремится свести к минимуму неравенство в доходах, а собственность и минеральные ресурсы должны служить общественным интересам. Согласно статье 17 Основного низама Саудовской Аравии 1992 года «священной» объявлена не частная собственность, как было в Европе, а публичная, считающаяся достоянием уммы (мусульманского сообщества), говорится, что собственность, капитал и труд составляют основы экономической и социальной жизни.

В целом развитие западных конституций идет от прежнего тезиса о «священной и неприкосновенной» частной собственности (статья 17 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года) к новым формулировкам о социальных функциях частной собственности: собственность обязывает, частная собственность должна служить общественным интересам, общей пользе.

Профессор В.Е.Чиркин отмечает, что в западных конституциях «с концепцией социальной функции частной собственности связаны и многие другие ограничения (например, запрет определенных видов деятельности для частного предпринимательства, лицензирование других видов деятельности, запрет и наказание монополизации, тарифное регулирование)». В Конституции РФ нет положений о социальной функции частной собственности, хотя, по мнению В.Е.Чиркина, она и не отрицается.

Конституция РФ в целом слабо регулируется социально-экономическую сферу. Статья 34 Конституции РФ запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, запрете монополий, тарифном регулировании есть в федеральном законодательстве.

В Конституции России нет положений о социальном партнерстве, они содержатся в Разделе 2 Трудового кодекса РФ и касаются сферы труда. Законы о социальном партнерстве принимаются на уровне субъектов РФ. Под социальным партнерством в сфере труда понимается система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В теории социальное партнерство должно помогать работникам и работодателям найти компромиссы и достигнуть социального консенсуса (например, по вопросам условий труда и его оплаты, социальных гарантий работникам). Тема социального партнерства тесно связана с темой профсоюзов, потому что именно они представляют интересы работников в рамках социального партнерства. Низкая эффективность социального партнерства в России связана как с недостаточной ролью профсоюзов, так и с отсутствием четких механизмов реализации соглашений, достигнутых в рамках социального партнерства.

4. Государственное пенсионное обеспечение. Социальная защита незащищенных слоев населения (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, детей, многодетных семей, безработных и других).

Государственные пенсии предусмотрены в статье 7 Конституции РФ о социальном государстве. Статья 39 Конституции РФ развивает положения статьи 7, однако о государственных пенсиях в ней сказано только, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В целом статья гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

По рекомендации Международной организации труда средняя пенсия должна составлять не ниже 40% средней заработной платы по стране, в Люксембурге она составляет 102%, в Аргентине - 89, в Турции - 87, в Италии - 79, в Германии - 48, в США - 40, в Великобритании - 37, в России - 25,8%, по другим данным - 23%. В России средняя пенсия по старости составляет 12428,4 рублей (ноябрь 2016 года). При этом прожиточный минимум за 3 квартал 2016 года для пенсионеров составил 8136 рубля (Постановление Правительства РФ от 01.12.2016 № 1275).

Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрена социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума. По данным Росстата социальные доплаты к пенсии в целях доведения уровня материального обеспечения пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера получают 5 283 309 пенсионеров (из 43 797 000 пенсионеров).

Социальная защита представлена в российском законодательстве рядом законов, касающихся отдельных категорий граждан:

Закон РФ от 15.05.1991 № 1244–1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении „Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»;

Федеральный закон от 08.06.2015 № 139-ФЗ «О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан»;

Федеральный закон от 22.12.2014 № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;

Федеральный закон от 10.01.1996 № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

Но законодательного института, ставящего целью достижение справедливости для каждого гражданина страны, нет в принципе. Так вопрос даже не ставится.

Несмотря на отсутствие единой системы социальной защиты можно выделить типовые меры социальной защиты: выплаты и доплаты (за выслугу лет, за особые условия труда и др.), сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, увеличенная продолжительность отпуска, медицинская помощь, оплата лекарств, санаторно-курортное обслуживание, снижение пенсионного возраста, служебное жилье, бесплатное жилье, льготы на оплату услуг ЖКХ, социально-бытовое обслуживание, профориентация, бесплатное образование, обеспечение занятости и другие.

Ряд мер социальной защиты содержится в отдельных статьях других федеральных законов в отношении некоторых категорий граждан. В ряде случаев, например, в отношении государственных гражданских служащих, используется другой термин: социальные гарантии (гарантии социальной защищенности). Меры социальной защиты и социальные гарантии нельзя признать тождественными явлениями. Социальная защита, как правило, подразумевает, что человек уже пострадал: от техногенной или иной катастрофы, вредных условий работы, либо имеет врожденные ограничения. В отношении «государевых людей» в некоторых случаях данный термин также используется: когда речь идет о социальной защите лиц (членов их семей), получивших увечья, вред здоровью или погибших. Однако, например, в отношении судей данный термин используется в разных значениях: в Законе РФ от 26.06.1992 № 3132–1 «О статусе судей в РФ» - в смысле защиты пострадавших судей, а в Федеральном законе от 10.01.1996 № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» - в смысле дополнительных социальных гарантий (выплаты за ученую степень и т. п.).

В федеральном законодательстве легко видеть отсутствие единообразного понимания термина «социальная защита», отсутствие определения этого понятия и отсутствие единых подходов к определению того, кого и как надо защищать. В законодательстве о социальной защите отсутствует декларирование принципа справедливости или социальной справедливости: законодатель напрямую не связывает социальную защиту со справедливостью.

Отсутствие единого критерия для социальной защиты приводит к тому, что социально слабые субъекты (инвалиды, граждане, пострадавшие от радиации и другие) защищены хуже, чем социально сильные субъекты (государственные служащие, судьи и т.п.). Например, судья районного суда еще в 2014 году получал более 100000 рублей, размеры зарплат депутатов подходят к полумиллиону рублей. А ежемесячная выплата инвалиду 1 группы составляет по закону 2162 рубля, с индексацией - чуть более 3000 рублей, с учетом отказа от соцпакета - лекарств, санаторных путевок и пр. У инвалида есть также право на социальную пенсию, для инвалида 1 группы это порядка 10000 рублей. Инвалид, судья и депутат равны в своем достоинстве, но инвалидов государство едва «дотягивает» до прожиточного минимума, а депутаты получают в десятки и сотни раз больше этого минимума и дополнительно имеют государственные гарантии (служебное жилье, транспортное, медицинское и бытовое обслуживание). Справедливость в таком подходе попирается с очевидностью.

5. Государственное образование (бесплатное в определенной части).

В соответствии со статьей 43 Конституции гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии; основное общее образование обязательно.

Гарантированная Конституцией РФ общедоступность образования не означает его бесплатности, иначе в Конституции РФ было бы прямое указание на бесплатное образование. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям субъектов РФ, а значит, реализуется за счет их бюджетов.

В то же время бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования закреплена на уровне федерального закона, а не конституционного принципа, значит, другим федеральным законом бесплатность может быть упразднена. Можно ли считать платное образование общедоступным? При существующем в России социальном расслоении логично предположить, что при любых расценках на платное обучение оно перестанет быть общедоступным. Таким образом, в существующих условиях соблюдение конституционного принципа общедоступности образования возможно только при его бесплатности. Однако с ростом благосостояния граждан и снижением уровня социального расслоения теоретически в рамках действующей Конституции РФ возможно введение платного образования.

6. Бесплатное медицинское обслуживание.

Об охране здоровья людей в Конституции РФ говорится в той же статье 7, посвященной социальному государству. В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Часть 2 статьи 41 говорит о государственном финансировании программ охраны и укрепления здоровья населения, принятии мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрении деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Указанная в Конституции РФ бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не вошла в перечень основных принципов охраны здоровья, закрепленный в статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Среди этих принципов указаны такие, как социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, доступность и качество медицинской помощи.

На практике медицина все больше перестает быть бесплатной: реализуется указание Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на то, что «медицинская среда должна быть конкурентной… на самом деле это большой и перспективный бизнес».

7. Выравнивание фактического положения, уровня жизни различных групп и индивидов.

Это является одним из важнейших направлений деятельности социального государства.

Слова «выравнивание» нет в Конституции РФ, как, впрочем, и в основных законах многих других государств, но российское законодательство предусматривает это, например, по отношению к территориальным публичным коллективам (субвенции и дотации субъектам РФ и муниципальным образованиям). То есть такие положения в отношении субъектов Федерации можно найти, например, в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ и в бюджетном законодательстве. Однако выравнивание в отношении публично-правовых субъектов и в отношении социальных групп или индивидов - это не одно и то же. Такое выравнивание могло бы осуществляться с помощью прогрессивной шкалы налогообложения, уменьшения разрыва между реальными доходами самых бедных и самых богатых граждан. Такой практики и таких законодательных требований в России нет.

8. Социально ориентированная экономика.

Положение о социально ориентированной экономике уже встречается, хотя и в сокращенной формулировке, в некоторых конституциях. Социальная ориентация экономики предполагает государственное прогнозирование и планирование. Такие нормы тоже есть в конституциях Индии, Испании, Италии, Португалии и др. В российской Конституции о планировании не говорится, хотя Россия, как часть СССР, была первой страной, где вводились перспективные государственные планы.

ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

В законодательных актах федерального уровня упоминается принцип справедливости как фундаментальный общеправовой принцип права. Однако это не всегда имеет отношение к социальной справедливости.

Например, в Уголовном кодексе РФ принцип справедливости понимается следующим образом (статья 6): «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление».

В уголовном процессе справедливость понимается так: «приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и основан на правильном применении уголовного закона» (часть 2 статьи 297 УПК РФ). Очевидно, что здесь справедливость фактически сведена к законности. Если же предположить, что закон может быть несправедлив, то мы столкнемся с противоречием, когда справедливость сводится к своей противоположности.

Справедливость неразрывно связана с законностью и в административном процессе: согласно статье 9 КоАП РФ справедливость и законность обеспечиваются в числе прочих мер «получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод». То есть восстановление нарушенных прав - это справедливость. Опять имеет место узкое и контекстное применение понятия справедливость. Требования справедливости лежат в основе гражданского права, теоретически они даже могут выступать источником гражданского права. «При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости» (часть 2 статьи 6 ГК РФ). Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 7 Жилищного кодекса РФ, части 2 статьи 5 Семейного кодекса РФ. Право на справедливое возмещение вреда, компенсации затрат несколько раз упоминается в Гражданском кодексе наряду с принципом соразмерности. Компенсация морального вреда должна быть разумной и справедливой (часть 2 статьи 1101).

Право на справедливую заработную плату и справедливые условия труда является одним из принципов трудового права (статья 2 Трудового кодекса РФ).

Присяга Уполномоченного по правам человека в РФ содержит упоминание справедливости: «Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести» (часть 1 статьи 9 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»).

Присяга сотрудника Следственного комитета содержит упоминание справедливости: клянусь «чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям, обращениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей» (часть 1 статьи 19 Федерального закона «О Следственном комитете РФ»). Аналогичные слова содержит присяга прокуроров (часть 1 статьи 40.4 Федерального закона «О прокуратуре РФ»).

Быть беспристрастным и справедливым обязуются и судьи (часть 1 статьи 8 Закона РФ «О статусе судей в РФ»), и сотрудники органов внутренних дел (часть 1 статьи 13 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел…»).

Есть упоминания в законодательстве и термина социальной справедливости. Однако понятия социальной справедливости законодательство не дает.

Уголовный кодекс РФ называет восстановление социальной справедливости целью наказания (часть 2 статьи 43 УК РФ).

Часть 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан РФ» гласит, что не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости. Аналогичное положение содержится в статье 16 Федерального закона «Об общественных объединениях», части 2 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях».

Социальная справедливость и социальная ориентированность являются одним из основных принципов при оказании бесплатной юридической помощи (статья 5 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ»).

Эти примеры указывают на то, что справедливость понимается как соразмерность, восстановление положения субъекта или объекта до прежнего состояния (до незаконного вмешательства).

Принцип социальной справедливости упоминается в подзаконных актах.

Например, в Указе Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» говорится, что «цели, указанные в пункте 17 настоящей Стратегии, достигаются совместными действиями общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства ее граждан и являются основой для решения долгосрочных задач государственного строительства, успешного развития страны в экономической, социально-культурной и внешнеполитической сферах, обеспечения национальной безопасности» (пункт 18).

Упоминания социальной справедливости есть в таких концептуальных документах, как Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года», Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р 2О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и других. В определениях и постановлениях Конституционного Суда РФ нередки ссылки на социальную справедливость и принцип справедливости.

Анализ федерального законодательства показывает, что понятие справедливости, социальной справедливости не определено на законодательном уровне. Законодатель не всегда четко понимает, что такое справедливость. Особенно это касается так называемой социальной справедливости. Примечательно, что принцип справедливости наиболее часто декларируется законодателем в сферах уголовного и гражданского права, но когда речь идет о социальной защите, справедливость, социальная справедливость даже не упоминаются в качестве принципа.

Практически очевидно, что не понимая, что такое справедливость и социальная справедливость реализовать ее не представляется возможным.

ПРИМЕЧАНИЯ

Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ.

Постановление Правительства РФ от 01.12.2016 № 1275 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2016 г.»

Сулакшин С. С. Партийная и политическая система России и государственное управление. Актуальный анализ. М.: Научный эксперт, 2012. С. 193.

Чиркин В. Е. Конституция и социальное государство // Конституционный вестник. 2008. № 1 (19). С. 231.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Социология"

по теме: "Социальная справедливость"

Введение

Глава 1. Понятие социальной справедливости

Глава 2. Социальное государство и проблемы правового регулирования социальной защиты населения в РФ

Глава 3. Современная социальная политика РФ

Заключение

Аристотель исходит из необходимости установления справедливого политического строя или государства и выделяет его существенные признаки. Он отмечает, что "главной причиной крушения политий и аристократий являются встречающиеся в самом их государственном строе отклонения от справедливости". Не отождествляя справедливость с определенной формой государства (несмотря на явное предпочтение политии), Аристотель формулирует принцип хорошего, т.е. справедливого государственного порядка: "наилучшее существование как для каждого в отдельности, так и вообще для государств есть то, при котором добродетель настолько обеспечена внешними благами, что вследствие этого оказывается возможным поступать в своей деятельности согласно требованиям добродетели". Спустя более двух тысяч лет И. Бентам в своем "Конституционном кодексе" назвал этот принцип "совпадением интересов": добродетель в государстве должна быть выгодной и гражданам, и, в особенности, должностным лицам, учреждения должны быть устроены так, чтобы, стремясь к собственному благу, правители не могли бы в то же время не служить общему благу, или, по формуле Бентама, наибольшему счастью наибольшего числа людей. "Добродетель государства, - писал Аристотель,- сказывается в том, что граждане, участвующие в государственном управлении, добродетельны", самое главное при всяком государственном строе- это "посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться".

К проблеме справедливости Аристотель обращался и в "Этике", написанной ранее "Политики". Он подчеркивал: "Несправедливость состоит в том, что человек уделяет себе слишком большую часть безотносительных благ и слишком малую часть безотносительных зол, поэтому-то мы и дозволяем властвовать не человеку, а закону, ибо первый властвовал бы в свою пользу и стал тираном"; "... справедливость состоит в чужом благе".

Аристотелем заложены основы понятия справедливости: чрезмерный эгоизм несправедлив, а справедлива забота о чужом и общем благе.

Подобные мысли развивались и в новое время. Руссо повторял, что целью всякого государства и законодательства должно быть наибольшее благо всех граждан. Но понимание "общего блага" у него принципиально отлично от идеолога справедливости неравенства Платона и сторонника неравной, т.е. распределяющей, справедливости Аристотеля. По Руссо, благо всех "сводится к двум важнейшим вещам: свободе и равенству".

Кант строит свои представления о справедливости и нравственности на уважении к ближнему, соблюдении его интересов. В этом суть категорического императива, краеугольного камня учения Канта о добродетели и праве. В основе его по существу, лежит христианский принцип: возлюби ближнего своего, как самого себя.

Прудон в определении принципа справедливости исходил из кантовского категорического императива. "Все самое разумное, что человеческая мудрость могла сказать о справедливости, заключается в следующем изречении: Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Не причиняй другим того, чего ты не хотел бы, чтобы причиняли тебе". Есть иное выражение той же мысли: справедливость- это "признание вы другом личности равной нашей". Таков принцип справедливости. А ее реальное воплощение у Прудона, как и у Руссо,- равенство. Это понятия тождественные, утверждал Прудон. Причем, равенство не формальное, а фактическое. "Что же значит совершать справедливость? Это значит давать каждому равную часть благ под условием равной суммы труда, это значит действовать сообразно интересам общества". "Что такое справедливость без равенства имущества? Весы с фальшивыми гирями".

Приведем еще одно рассуждение о справедливости, принадлежащее отнюдь не радикалу и не социалисту. Рудольф Иеринг пишет: "Против притязания на защиту, предъявляемого личным эгоизмом, общество имеет право выставить свои интересы. Интересы же общества составляют то, что выгодно не одному, а всем, на чем все могут сойтись, и этот интерес... есть не что иное, как справедливость. Она выше свободы, индивид существует не для себя исключительно, но и для мира; поэтому свобода, т.е. то, что соответствует личным интересам индивида, и должна подчиняться справедливости, т.е. тому, что требуется интересами всех". Из принципиальной установки на защиту интересов всех у Иеринга вытекает его "общественная теория собственности", перекликающаяся как с получившими распространение в христианстве и исламе представлениями о собственности как опеке, выдвинутыми еще Аристотелем, так и с идеями солидаризма от О. Конта до Л. Дюги и его последователей о том, что собственность представляет собой социальную функцию.

Итак, сквозь тысячелетия прошла мысль о совпадении справедливости и общего блага.

Из теоретиков последних десятилетий, рассматривавших эту проблему, наибольшую известность приобрел американец Джон Ролс, выпустивший в 1972 г. свою "Теорию справедливости".

Ролс - либерал. Тем более показательно его понимание справедливости как категории политической и социальной, а не формально-правовой.

"Теория справедливости, - пишет Ролс,- зависит от теории общества". "Наша тема,- определяет он задачу исследования,- социальная справедливость. Для нас первый объект справедливости- основная структура общества, или точнее, способ, которым главные социальные институты распределяют основные права, обязанности и выгоды общественного сотрудничества. Под главными институтами я понимаю политическую конституцию и принцип организации экономической и общественной жизни". Надлежащее распределение выгод и тягот общества- вот что такое социальная справедливость, важнейший аспект справедливости вообще. Не случайно Ролс обращается к "Этике" Аристотеля.

Первое в истории общественного сознания понимание справедливости было связано с непререкаемостью норм первобытного строя. Здесь справедливость понималась как простое следование общепринятому порядку. В этом смысле характерно, что, например, древнегреческое слово соответствующее нашему слову "справедливость", означало лишь "обычай", "уклад жизни". В социальной практике такое понимание справедливости имело негативный смысл - требование наказания за нарушение общей нормы. Одним из воплощений такого понимания справедливости, которое в науке определяется как ретрибутивная, воздающая справедливость, можно считать принцип "око за око, зуб за зуб", реализовавшийся в институте родовой мести.

Более сложное, позитивное понимание справедливости, включающее наделение людей благами, возникает в период выделения индивидов из рода. Первоначально оно обозначает главным образом равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами.

Однако, с возникновением частной собственности и неравенства справедливость начинают отличать от простого равенства, включая в нее и различия в положении людей сообразно их достоинствам. Так, например, знаменитый древнегреческий философ Демокрит писал: "Наиболее содействует делу справедливости и добродетели тот, кто отдает наибольшие почести самым достойным" Борохов Э.. Энциклопедия афоризмов. (Мысль в слове). М., 2004 г.. То же понимание справедливости выражает и имевший широкое хождение античный афоризм "Справедливость есть постоянная и неизменная воля воздавать каждому по заслугам" В.И.Даль Словарь живого великорусского языка. М., 1993 г.. В социальной утопии Платона понятие справедливости характеризует такое общественное устройство, где каждое из трех сословий добросовестно исполняет свои обязанности и не вмешивается в дела других. Справедливость, которую Платон считает "добродетелью великих душ", заключается, по его мнению, в том, чтобы "...производить свое и не хвататься за многое" В.М.Жуйков Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М.,1997 г..

Другой великий греческий философ, Аристотель считал, что справедливость может означает, с одной стороны, равенство для равных, а, с другой стороны, неравенство для неравных. Именно Аристотель впервые разделил справедливость уравнительную и распределительную. "Что касается специальной справедливости..., то один вид ее проявляется в распределении почестей, или денег, или вообще всего того, что может быть разделено между людьми, участвующими в известном обществе (здесь может быть равное и неравное наделение одного перед другим). Другой вид ее проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена". При этом особенно важным для справедливости Аристотель считает воздаяние, которое должно исходить из принципа пропорциональности. Это обосновано тем, что, с его точки зрения, общество держится тем, что каждому воздается пропорционально его деятельности. Таким образом, Аристотелю удалось сформулировать основополагающее для современного понимания справедливости противоречие между идеей равенства и идеей заслуг и достоинства, предполагающей признание социального неравенства и пропорциональность воздаяния.

Это разграничение равенства и пропорциональности получило свое развитие в социально-правовой мысли Средних веков и Нового времени. Равенство как основа справедливости признавалась здесь ограниченно, то есть в каком-нибудь определенном отношении. Средневековая христианская мораль допускала лишь религиозное равенство в смысле их общего происхождения от Бога ("братства во Христе") и причастности первородному греху. Соответственно несправедливым могло считаться лишь неоправданно жестокое обращение государя с подданными. В новоевропейском буржуазном обществе, где была в определенной мере преодолена нерушимость сословных границ, понимание справедливости уже предполагает известное реальное равенство прав (политическое и юридическое равенство перед законом, экономическое равенство возможностей и эквивалентность обмена товарами и услугами), которое на практике оказывается в значительной мере формальным. Соответственно изменяется и понимание основы пропорциональной справедливости. Если средневековая мораль видит ее в достоинствах, связанных со степенью "благородства" происхождения, то буржуазная мораль, возникающая во многом под влиянием этики протестантизма, видит ее в способности и усердии проявленных данным человеком и его предками и воплощенных в накопленном богатстве.

Формирование новоевропейского понимания справедливости было связано с формированием нового представление о человеке. Человек здесь стал рассматриваться как самостоятельный индивид, обладающий неотъемлемыми правами и способный самостоятельно контролировать и регулировать свое поведение в обществе на основе некоторых общезначимых норм. В этом смысле характерно признание вины как индивидуальной ответственности каждого за свои собственные осознанные действия обязательным элементом состава правонарушения в отличие от права древности и средних веков, где признавалось так называемое объективное вменение, когда наказание применялось за осуждаемые государством церковью социальной группой последствия каких-либо действий совершенных без вины. Таким образом, идея справедливости предполагает (хотя бы в качестве идеала, к которому следует стремится) обеспечение, с одной стороны, равенства всех индивидов в реализации их неотъемлемых прав, а, с другой стороны, возможностей социальной самореализации каждого без ущерба для других членов общества и пропорциональности общественных оценки и воздаяния для этой самореализации. Признание неотъемлемых прав человека позволяло значительно расширить сферу действия справедливости и успешно развивать механизмы ее реализации.

Другим важным вкладом новоевропейской мысли в понимание справедливости было изменение представлений о ее происхождении. Для античности было характерно представление о том, что справедливость является характеристикой естественного порядка вещей. Это представление находит свое выражение уже у Анаксимандра, учившего о том, что из чего все вещи возникают, в то же они и возвращаются согласно справедливости, поскольку они за свою нечестивость несут наказание и получают свое возмездие друг от друга в установленное время. Аналогичное мнение высказывали также Демокрит и Эпикур. Демокрит, считавший, что ничто в мире не происходит без естественной причины, подчеркивал в своем учении объективную природу справедливости. Несправедливым он считал то, что противно природе. По мнению Эпикура, справедливость как соответствие людей космическому порядку проявляется в договоре о том, что полезно всем его участникам. Для средневековой мысли характерно представление о том, что источником справедливости является божественная воля.

В философии Нового времени была отчетливо выявлена определенная взаимосвязь идеи справедливости с идеей свободы. Как писал И. Зейме: "Где нет справедливости, нет и свободы, а где нет свободы, нет и справедливости" Концепция судебной реформы. М., 1992 г.. Наиболее яркое свое выражение эта мысль нашла в учение Г.В.Ф.Гегеля. По его мнению, конституция, в которой "разумная воля доходит до сознания и понимания самой себя", и есть "...существующая справедливость как действительность свободы и развития ее разумных определений" Латинская юридическая фразеология. М., 1979 г..

В Новое время утверждается общественно-конвенциональное понимание справедливости, прежде всего выразившееся в теориях общественного договора. Теории общественного договора отделяют государство как политико-правовой институт от общества, объявляют его созданием воли людей. По мнению, представителей теорий общественного договора (в частности, Гельвеция), понятие справедливости не могло существовать до выхода людей из естественного состояния и создания ими законов. "Справедливость предполагает установленные законы" Нормативные материалы о судьях и суде присяжных. М., 1994 г.. Такое понимание означало, что, в отличие от античной и средневековой интерпретации справедливости, где она обосновывалась авторитетом естественного закона и божественной воли, здесь справедливость оказывается зависящей от воли человека. Соответственно утверждение справедливости того или иного общественного порядка, учреждения, закона и т.д. в силу его "естественного" или "божественного" происхождения становилось невозможным. Идея относительности представлений людей о справедливости была высказана еще Гераклитом ("У бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо, люди же одно считают справедливым, другое - несправедливым"), однако именно в философии Нового времени эта идея получает свое адекватное воплощение. Именно в философии Нового времени осознаны, с одной стороны, относительность всякого представления о справедливости, ведущая к признанию многообразия возможных представлений о ней, а, с другой стороны, - необходимость справедливости как некоторой идеи, с точки зрения которой оценивается то или иное общественное установление. Как писал Вольтер: "Абсолютная справедливость недостижима также как абсолютная истина; но справедливый человек отличается от несправедливого своим стремлением к справедливости и надеждой ее достичь, как правдивый от лживого - своей жаждой истины и верой в нее" Общая теория права. под ред. А.С.Пиголкина.М., 1996 г.. По мнению И.Канта, "когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей" Соловьев Э.Ю. Выступление на круглом столе "Право. Свобода. Демократия."//Вопросы философии. -

1990. - №6.. С ним перекликается и мнение Дж. Стюарта Милля, который называл справедливость "главной частью и, вне всякого сомнения, самой священной и обязательной частью всякой морали" Становление судебной власти в Российской Федерации. М., 1997 г.. Справедливость имеет автономную, ни от чего не зависящую ценность. Ж.-Ж.Руссо писал: "Первая награда справедливости - это сознание того, что мы поступили справедливо". Идея справедливости, таким образом, превращается в некоторую регулятивную идею, необходимую для моральной оценки тех или иных законов и учреждений. По мнению Э.Ю.Соловьева, такое понимание справедливости связано с противопоставлением права и закона (или иначе нормативно-теоретическим определением закона), которое позволяет ввести этическую оценку в законодательство. Такое его определение он связывает с тем, что право понимается не как совокупность принудительных норм, регулирующих поведение каждого члена общества, но как мораль, регламентирующая правителя. Именно такое понимание права, которое Э.Ю.Соловьев, связывает с кантовской концепцией моральной автономии индивида, и соответствует концепции гражданского общества. Соответствующее такому праву законодательство делает общество автономным от государства и дает ему возможность контролировать последнее.

Необходимость моральной оценки господствующих установлений нашла свое выражение в противопоставлении понятия справедливости понятию силы. Уже в древности справедливость понималась как определение праведного распоряжения своей властью. До нас дошло изречение Фукидида, гласящее: "Похвалы достойны те люди, которые, по свойству человеческой природы устремившись к власти над другими, оказываются более справедливыми, чем могли бы быть по имеющейся в их распоряжении силе". Ему вторит изречение Менандра: "Справедливый человек не тот, который не совершил несправедливости, а тот, который, имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым" Философская энциклопедия.в 5 т., т.5., М., 1970 г.. Некоторые мыслители Нового времени специально подчеркивают моральный аспект справедливости. Русский философ В.С.Соловьев писал о том, что "справедливость в нравственном смысле есть некоторое самоограничение, ограничение своих притязаний в пользу чужих прав; справедливость является, таким образом, некоторым пожертвованием, самоотрицанием". С этим перекликается изречение французского моралиста Л. Вовенарг, гласящее, что "нельзя быть справедливым, не будучи человечным" Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1997 г., с.98. Между тем, другие мыслители, отмечая несводимость справедливости к морали: "Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым" (В.Гюго), "Быть милосердным гораздо легче, чем быть справедливым" (А.Граф) Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. (Мысль в слове). М., 1998 г., с.537. Тем самым акцентируется ее связь с исполнением долга и неуклонного следования некоторой норме, то есть подчеркивается ее правовой аспект. Зафиксированная здесь проблема соотношения в понятии справедливости моральных и правовых аспектов выявляет необходимость поиска возможностей совмещения справедливости и силы, то есть такого положения вещей, когда закон соответствовал нравственным нормам, а нравственные нормы могли бы стать действенными и реально воплощаться в жизнь посредством закона. Об этом писали, в частности, Б.Паскаль ("Справедливость без силы - одна немощь, сила без справедливости - тиранична. Надо, стало быть, согласовать справедливость с силой и для этого достигнуть, чтобы то, что справедливо, было сильно, а то, что, сильно, было справедливо"), К.А.Гельвеций ("Справедливость исчезает, когда она не обладает силой") и Ж.Жубер ("Справедливость без силы и сила без справедливости - обе ужасны") Борохов Э. Энциклопедия афоризмов.(Мысль в слове). М., 1998, с.538.

Похожие публикации