Как избавиться от страха перед публичными выступлениями. Как избавиться от страха публичных выступлений

Вы – в центре внимания. От одной мысли об этом у вас отказывают руки, ноги, голос, память. Вы забываете слова, пальцы теряют подвижность, зубы стучат, ноги подкашиваются и дрожат мелкой дрожью...

Знакома ли вам такая ситуация? Впереди концерт, ваш отчет о проделанной работе, а вы за полгода начинаете переживать, как все пройдет. У вас уже сейчас стынут руки и перехватывает дыхание при одной мысли, что вы окажетесь на сцене. Потому что когда вы выходите на нее, вы словно проваливаетесь в параллельную реальность, где слышите только громкий стук собственного сердца и, как сомнамбула, двигаетесь к своей голгофе.

Все остальное кажется нереальным. Звуки как будто вязнут в плотном тумане. Все плывет перед глазами, как в ночном кошмаре. Вас слепит яркий свет осветительных приборов, а там, в черной яме зрительного зала, сидят те, кого вы боитесь больше всего – зрители. Вы стараетесь не смотреть туда, но вы же знаете, что они будут слушать и смотреть только на вас. Вы – в центре внимания. От одной мысли об этом у вас отказывают руки, ноги, голос, память. Вы забываете слова, пальцы теряют подвижность, зубы стучат, ноги подкашиваются и дрожат мелкой дрожью.

Все! Вы уже опозорены, потому что все видели, как вам страшно. Вы еще ничего не сделали, но вам уже стыдно, потому что вы не на высоте, вы не совершенны, не идеальны. А если вы еще и ошибку совершили, то это позор на всю оставшуюся жизнь! Вы больше никогда не выйдете на сцену. Вы уже не сможете сказать людям то, что было для них так важно. Вы не сможете разбудить их сердца поэмой, музыкой или пламенной речью. Вы не выполните свое предназначение в этой жизни.

Страх, который мешает реализации

Страх сцены и публичных выступлений – это не шутка. Это крест на реализации таланта. А что может быть для человека важнее, чем реализация своих свойств? Ведь только это дает ему ни с чем несравнимое ощущение счастья и удовольствия от жизни. Отказаться от реализации – все равно, что не жить.

Когда люди испытывают страх сцены, они часто рационализируют, что «раз у меня это не получается, значит, это не мое». Но почему-то все равно хочется оказаться там, испытать сумасшедший подъем от всеобщего внимания и последующей за выступлением благодарности, которая может выражаться по-разному – в виде цветов, восхищения талантом, уважения. В конце концов, хочется почувствовать, что жизнь прожита не зря, что все то, что наполняет вас, может быть разделено с другими людьми.

Мы живем среди людей и, так или иначе, должны уметь находиться в центре внимания, доносить до окружающих свои мысли. Можно сказать, что в какой-то мере вся жизнь – это сцена. Поэтому проблема страха перед публичными выступлениями для многих людей становится настоящим камнем преткновения. Можно ли помочь в этом случае? Системно-векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что это возможно.

Эмоциональность внутрь и наружу

Системно-векторная психология говорит, что существует восемь векторов – наборов врожденных психических свойств человека, которые определяют его желания и способности. Как объясняет системно-векторная психология, прежде всего, страх сцены характерен для людей со . Это очень эмоциональные люди, экстраверты, которые, к тому же, в определенных состояниях очень любят себя показывать, имеют склонность к публичности, демонстративности. То есть это как раз те люди, которые при правильном развитии своих свойств чувствуют себя на сцене наиболее органично, выступают с удовольствием, раскованно, свободно, заражая своими эмоциями зрителей, пробуждая в них сопереживание.

Однако свойства зрительного вектора могут быть не развиты в детстве. Это означает, что ребенка с богатым эмоциональным потенциалом не научили выносить свои эмоции наружу, проявлять свои чувства. Например, зрительному мальчику запрещали плакать, потому что «мужчины не плачут». Или у родителей просто не было времени, чтобы проявлять внимание к ребенку, в то время как маленький зрительник особенно сильно нуждается в нем, гораздо больше, чем другие дети. Ему обязательно нужно выражать свои эмоции, а родителям некогда. Ситуации бывают разные, а вот результат всегда один – закупоривание эмоций внутри.


Обладая огромнейшей эмоциональной амплитудой, зрительные люди часто попадают в крайние ее состояния – переживание невероятной любви на одном конце и страх смерти на другом. У последнего есть корень в нашем коллективном бессознательном. Кожно-зрительная женщина была дневной охранницей древней человеческой стаи. Она первая своим зорким зрением замечала в саванне притаившегося хищника и пугалась, выделяя феромоны страха. Сильнейший страх смерти, который могла испытывать только эта женщина с большим чувственным потенциалом, спасал жизнь стае. Тогда он был оправдан, однако и сейчас он по-прежнему присутствует в психике зрительных людей.

Зрительники от рождения подвержены страху смерти, а он, в свою очередь, является причиной множества других страхов, в том числе, и страха сцены. Развитие чувств, вынос их наружу, на других людей помогают избавиться от этого коренного страха, а заодно и от всех других страхов разом.

Бесполезно уговаривать себя и представлять, что в зале вместо людей сидят тыквы. Бесполезно обивать пороги ораторских курсов, пытаясь регулярной тренировкой избавиться от онемения, которое охватывает тебя при виде зрителей. Нужно осознать свои свойства и научиться направлять их в правильное русло. Страх сцены уходит, как только удается забыть о себе и сосредоточить свои чувства на тех, кому они предназначены – на зрителях.

Как я выгляжу?

Есть еще один фактор, который мешает зрительным людям почувствовать себя свободно на сцене – это зацикленность на собственном внешнем виде. Они могут подолгу смотреться в зеркало. Их приводит в отчаяние маленький прыщик на носу. Посадив пятно на одежду, они пробираются «по стеночке», чтобы кто-нибудь не заметил, что с ними что-то не так. Мятые брюки, испортившаяся прическа, грязные туфли вызывают у них чувство физического дискомфорта. Представьте теперь, что трясущиеся руки такого человека, мертвенную бледность и подкашивающиеся ноги видят десятки людей. Это же ужас!

Но чаще всего неудачи, связанные с фиксацией на том, как он выглядит, проявляются у человека при наличии анально-зрительной связки векторов. Как говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, именно способствует тому, что человек хочет видеть себя совершенным, без изъянов и недостатков, а также чтобы и другие люди видели его таким. Так проявляется анальный перфекционизм, стремление к совершенству.

Сцена часто обнажает внутренние зажимы человека. Человек теряет естественность, поэтому не всегда выглядит привлекательно. И человеку с анальным вектором это бывает очень сложно принять. Редко ему удается простить себе минуты позора. И хотя с точки зрения зрителей позора может и не быть (бывает, что они и не замечают, что человек сильно волнуется), но зрительный вектор человека уже расписал все происходящее в самых мрачных тонах. Выступающий уже уверен, что был безнадежно плох на сцене. Все пропало! Финита ля комедия! Зрительники - большие фантазеры, склонные «делать из мухи слона».

В плену плохого опыта

Анально-зрительный человек, совершивший хоть раз ошибку на сцене в состоянии сильнейшей зрительной экзальтации, может больше никогда на нее не выйти. Он будет долго переживать собственную неудачу, вплоть до того, что постарается оборвать связи с людьми, которые видели его позор. По-зрительному он будет драматизировать ситуацию. По-анальному постоянно прокручивать свою неудачу в голове, не в состоянии простить себе того, что случилось. Для этого есть предпосылки – у анального человека очень хорошая память, но, к сожалению, он долго помнит не только хорошее, но и плохое.

Плохой опыт может стать для него ориентиром в жизни, и он навсегда поставит крест на том, что у него не получилось однажды.


Страх опозориться

Есть еще категория людей, которые принципиально не хотят рисковать выступать на сцене. Это чисто анальные люди. Выступление на сцене не входит в область их желаний. Они являются интровертами и гораздо более комфортно ощущают себя дома, в кругу семьи, или занимаясь скрупулезной, точной работой, а не под светом рампы. Они не рвутся на сцену. Она для них стрессовый фактор. А в стрессе анальный человек может впадать в ступор, вплоть до неспособности двигаться (когда отказывают руки и ноги). Но будучи ученым, аналитиком, преподавателем, он вынужден бывает выступать перед публикой. И здесь ему также может мешать его родной страх опозориться, природу которого раскрывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Стресс вызывает у такого человека сжатие всех сфинктеров в организме. Именно анальный человек от стресса теряет на сцене голос, так как сжимается горловой сфинктер. Но больше всего страдает самая чувствительная его зона – анальный сфинктер. Поэтому состояние длительного стресса ведет к запорам у такого человека. А вот внезапный стресс может привести к потере контроля над анальным сфинктером и вызвать диарею. Это случается не всегда, но подсознательно анальный человек всегда боится этого, боится опозориться.

Наши свойства даны нам на счастье

Природа не создает дефекта. Это мы неверным использованием наших свойств превращаем нашу жизнь в сплошное страдание. Просто потому, что не понимаем, почему мы созданы такими и для чего в нас вложены те или иные качества. Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет нам глубже понять себя.

Мы начинаем видеть, что наши эмоции имеют два полюса – страх и развитая чувственность, любовь. И чтобы не бояться, надо любить. Причем не себя, а другого человека. Мы осознаем, что анальный вектор дается нам для передачи опыта следующим поколениям, для выполнения качественной и нужной обществу работы. Поэтому и память у людей с анальным вектором хорошая, и перфекционизм идет в дело.

И это осознание бесценно, потому что оно меняет жизненные ориентиры, и плохие состояния, в том числе и любые страхи, уходят мягко и естественно. Так, что мы даже не замечаем, как стали другими. Не верите? Почитайте отзывы тех, кто прошел тренинг:

«Начну с того, что постепенно начали уходить страхи, которые очень мешали жить! Огромная благодарность Юрию за эти бесценные знания! В особенности снизился страх публичных выступлений, на сцене начала чувствовать себя свободнее. Видение мира кардинально изменилось, начинаю чувствовать людей не как раньше (через призму своих убеждений), а по-настоящему понимаю мотивы их поступков! Это невероятно!»

Если вам мешает страх перед публичными выступлениями, начните с познания самого себя на бесплатных вводных онлайн-лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Зарегистрироваться на них можно по ссылке:

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Профессиональные обязанности многих людей включают регулярные публичные выступления и нахождение в непрерывном контакте с многочисленной аудиторией. Деятельность политиков, преподавателей, юристов, менеджеров, артистов непосредственно связана с пребыванием, взаимодействием, общением и нередко убеждением обширной группы людей.

В своей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуацией, когда возникает необходимость проявить свое ораторское искусство и выступить перед аудиторией. Согласно данным психологов, определенный уровень страха перед выступлениями присутствует у подавляющего большинства людей – свыше 95% населения. Боязнь сцены входит в число самых распространенных фобий, которая не только причиняет неудобства, ухудшает психическое самочувствие и физическое здоровье, но и затрудняет выполнение должностных обязанностей, препятствует дальнейшему карьерному росту.

С такими страхами знакомы многие выдающиеся артисты и музыканты, которые регулярно выступают перед большой аудиторией. Сильную патологическую боязнь сцены испытывали актриса Фаина Раневская, певец Дитрих Фишер-Дискау, музыканты Пабло Казальс, Гленн Гульд, Артур Рубинштейн.

Для многих людей страх сцены является значимой стрессовой ситуацией, несвоевременная, неправильная и неполная терапия и коррекция которой может стать фактором акцентуации личности и перейти в категорию психических расстройств. В результате воздействия страха, как травмирующего фактора, человек прибегает к так называемому защитному поведению. Этот механизм помогает только на некоторое время, и если проблема в дальнейшем не разрешается, и человек не в силах справиться с имеющей место боязнью, именно защитные механизмы становятся препятствием личностного роста. Они порождают новые эмоциональные проблемы, формируя стремление уйти от действительности в «искусственный мир упрощенности» и являются причиной психических заболеваний.

Поэтому вовремя распознать симптомы, проанализировать причину, дать откровенную и, в то же время, оптимистичную оценку происходящему, принять меры психологической коррекции крайне важно.

Проявление глоссофобии

В психологии патологическая боязнь публичных выступлений именуется глоссофобией или пейрафобией. Следует четко разделять естественное волнение, которое испытывает любой человек перед предстоящим сольным монологом, ориентированным на большое скопление людей, как знакомых, так и незнакомых. Так, вполне адекватная реакция организма – волнение, возникает перед предстоящим сольным выступлением начинающего танцора и музыканта, перед устными вступительными экзаменами в ВУЗ. В то же время, эта личность не будет испытывать тревоги, напряжения и страха, когда предстоит продемонстрировать свои таланты или прочитать доклад перед знакомой аудиторией: коллегами, однокурсниками, преподавателями.

Психологи подчеркивают, что умеренное количество тревоги и волнения имеет свои положительные стороны. В предвкушении ответственного события человек становится внимательнее, собраннее, энергичнее, в итоге – его выступление проходит успешно и качественно. А «соло» на публике у тех, кто совсем не испытывает волнений, зачастую получается провальным.

Индивид, страдающий глоссофобией, будет испытывать необъяснимый и неукротимый страх во время или перед выступлением даже перед хорошо знакомыми слушателями или перед незначительной по численности группой людей. Его боязнь – не избирательна, а постоянна при пребывании на публики.

Симптомы расстройства

Хотя факторы, вызывающие дистресс при фобических расстройствах различны, они все вызывают одинаковую по существу, неспецифическую биологическую реакцию. Перед или при наступлении неблагоприятной для индивида ситуации, в данном случае – в предвкушении пребывания на публике, возникает и нарастает эмоциональное напряжение. Высокий уровень активности субкортикальной системы, активизирующей кору головного мозга, двигательных центров, желез внутренней системы, симпатической автономной системы, изменяет работу внутренних органов. Так, распространенные проявления боязни сцены:

  • Увеличение и напряжение мышц;
  • Изменение жестикуляции и мимики;
  • Изменение тембра и тона голоса;
  • Вегетативные проявление: чрезмерное потоотделение, учащенное сердцебиение, «скачки» артериального давления;
  • Головная боль, неприятные, давящие ощущения в области сердца.

Приступ глоссофобии может сопровождаться:

  • сухостью во рту,
  • дрожанием голоса,
  • утратой способности говорить,
  • непроизвольным мочеиспусканием.

В редких случаях у людей с повышенной нервной возбудимостью подобная фобия вызывает обмороки разной продолжительности. Потере сознания, как правило, предшествуют головокружение, слабость, тошнота, отмечаются бледность лица и губ, холодные конечности, слабый частый пульс.

Сила проявление и количество симптомов сугубо индивидуальны и зависят от особенностей характера человека, способу реагирования на сигналы тревоги, функционального состояния организма, настроения, утомления и характера деятельности в данный момент

Причины появления

Основные причины формирования глоссофобии:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Социальные факторы.

Генетическую наследственность имеет индивидуальная склонность к конкретным видам страха, боязнь общества вообще, врожденный уровень тревожности. Человек, как составляющая единица общества, боится быть не принятым, не понятым, не оцененным сообществом, боится быть социально изолированным. Среди наследственных психологических характеристик стоит выделить основу для дальнейшего формирования характера: темперамент, генетическая акцентуация и степень тревожности. Довольно похожи психологические характеристики родителей и потомков: они имеют схожие страхи, определенный способ их восприятия, одинаковую силу реакции и степень «застревания».

Наиболее значимыми источниками формирования фобии пред публичным выступлением, психологи считают социальные факторы:

  • неправильное, чрезмерно строгое воспитание;
  • неверное поведение родителей в семье: запугивания, запреты, угрозы в детском возрасте;
  • излишняя восприимчивость к критике окружающих и внутренняя «цензура», порождающие ананкастическую робость и покорность;
  • негативное отношение к собственному «Я», низкая самооценка, вследствие давления взрослых на детскую психику;
  • отрицательный детский опыт, который подвергся значимой для индивида критике;
  • искажение силы стрессовых факторов в сторону их усиления;

Пейрафобия может проявиться из-за отсутствия уверенности быть понятым аудиторией, что связано с плохой, недостаточной подготовкой и отсутствием необходимых знаний. Для многих выступления на сцене представляют сложность из-за отсутствия достаточного опыта.

Вероятным фактором появления боязни сцены является стремление к совершенству. Очень часто глоссофобия проявляется у людей- перфекционистов, стремящихся к идеалу и имеющих привычку дорожить общественным мнением.

Также пребывать у всех на виду боятся люди, чья тревожность сопровождается акцентуацией педантического типа.

Лечение: как бороться?

Разумеется, необходимо избавляться от этой фобии, причем соответствующими специалистами данные страхи ликвидируются успешно и полностью. Профессиональная помощь для избавления от глоссофобии необходимо лишь для тех, у кого страхи переходит в , определить четкую границу которых под силу исключительно психотерапевту. Для всех остальных ораторов, лекторов, актеров и музыкантов преодолеть фобию можно самостоятельно.

Шаги по преодолению страха выступать на публике включают четыре этапа:

  • осознание проблемы;
  • анализ причин появления;
  • выработка идей решения;
  • проверка идей на практике.

Остановимся подробнее на возможных методах разрешения, призванных снизить уровень тревожности, повысить самооценку и избавиться от глоссофобии.

Этап 1. Избавляемся от неизвестных

Тщательно анализируем публику: численность, социальный статус, возраст, жизненные позиции, интересы аудитории. Необходимо четко осознавать, что общество ждет от вашего выступления, и какую ответную реакцию вы предполагаете получить. Ваша информированность сведет на нет фактор неизвестности, станет прогнозируемым получение определенного результата.

Этап 2. Укрощаем «чудовище»

Ваша нервозность усиливается наделением публики отрицательными чертами и фиксацией на «минусах», таких как: якобы имеющие место в аудитории скептическая ухмылка, жесты неодобрения, критичный шепот и т.д. Изменить свое восприятие публики можно, сформировав мысли одобрения. Наделите объекты положительными чертами, обращайте мысленно внимание на исходящие из зала приятные мелочи: одобрительные жесты, ликующие голоса, заинтересованные взгляды. Отличный способ побороть боязнь сцены - визуализация, когда представляешь выдающийся результат своего труда в перспективе.

Этап 3. Не допускаем провала выступления

Если страх сцены вызывает боязнь провала и неудачи, лучшим средством будет тщательная подготовка. Когда человек уверен в своих знаниях и достаточной проработке темы, он будет значительно меньше волноваться.

Например, у вас предстоит доклад. Алгоритм ваших действий таков:

  • поиск, анализ и изучение исходных данных из нескольких источников,
  • создание уникального текста,
  • конспектирование главных тезисов,
  • составление плана выступления,
  • подбор веских аргументов,
  • заучивание или близкий пересказ составленного текста,
  • изучение возможных вопросов и составление ответов на них.

Отрепетируйте ваш доклад перед зеркалом или выступите перед близкими. Хороший эффект принесет прослушивание надиктованного своим голосом текста. Уделите особое внимание невербальной части: вашим жестам, мимики и внешнему виду. Такая предварительная презентация поможет выявить и исправить возможные ошибки, придаст уверенности в ваших ораторских способностях.

Этап 4. Признаем возможность на ошибку

Следует снизить зачастую преувеличенную значимость других людей, логично оценивать критику, признавать наличие у каждой личности недостатков, в числе которых: сарказм, цинизм, скептицизм, недоброжелательность и иные минусы. Осознание того, что любой может ошибаться, и не всегда из уст доброжелателей исходит справедливая критика, вселит в вас большую уверенность.

Необходимо регулярно заниматься техниками, направленными на формирование объективной самооценки и увеличения чувства собственного достоинства. Отличный результат дают аффирмации на тему ощущения собственной ценности и принятия себя уникальной личностью.

Этап 5. Фиксируемся на позитиве

Целесообразно сосредоточиться на самом процессе, а не на ожидаемом результате. Будет более продуктивным фиксация на протекании действия в настоящем, а не на пока иллюзорный будущий результат. Представьте все приятные аспекты вашего пребывания на публики, ваш успех и признание. Имеющийся негативный опыт необходимо трансформировать в позитив.

Кроме того, хорошими методами побороть страх сцены являются:

  • физические упражнения на разные группы мышц,
  • правильное дыхание,
  • активизация работы левого полушария, например: математические вычисления,
  • пение мысленно или вслух приятной мелодии,
  • изменение положения тела на более открытую позу,
  • регулярные медитации,
  • использование техник самовнушения.

Фантастической силой обладает улыбка. Искренняя улыбка снизит психическое напряжение и дискомфорт, обманет подсознание (ведь бояться и испытывать радость одновременно не возможно). Улыбнитесь публике и, получив улыбку в ответ, вы почувствуете, как ваши страхи вас покидают. Не избегайте выступлений и общения с публикой, уверенность придет с опытом!

Дополнительные материалы о боязни сцены

Аудио-лекция о техниках работы со страхом публичных выступлений.

Оценка статьи:

читайте также

Все статьи

Страх публичных выступлений свойственен всем людям. Но существуют эффективные методики его преодоления, которые состоят из специальных упражнений и практики.

Что такое страх - это древний инстинкт, который оставляет нам всего два варианта для действия: бежать или нападать. Естественно, в современном обществе последний способ борьбы с инстинктами недопустим.

Большинство людей, увидев перед собой полную аудиторию, просто бегут или теряют дар речи. Они путают слова и через несколько минут сами перестают понимать, о чём говорят. К счастью существуют эффективные методики борьбы со страхом такого рода. И первый шаг к победе - понимание его причин.

Фобия или древний инстинкт?

У каждого, даже самого успешного оратора есть страх публики. Это заложено в людях на подсознательном уровне. Вспомните те времена, когда нам приходилось охотиться за опасными хищниками, чтобы добыть себя пропитание. Тогда от работы в команде зависело, что будет есть племя этим вечером.

Времена изменились, но инстинкт оставаться частью «племени» сохранился. Именно поэтому выходя на сцену или читая лекции с трибуны, мы испытываем страх, потому что отделяемся от социума.

Страх публичных выступлений- это нормальная эмоция, которая в руках у умелого оратора превращается в оружие, делая его более сконцентрированным и внимательным. Мало того, он мотивирует нас лучше готовиться к выступлению, заставляя раз за разом просматривать материал и репетировать возле зеркала.

Древние люди боялись выделяться, потому что это означало брать на себя ответственность. Если ваш мозг начинает придумывать себе оправдания вроде: «Если бы я не боялся, то выступил бы лучше всех», - знайте, это боязнь перед ответственностью.

Очень важно не дать страху превратиться в фобию. Фобия - это психологическое заболевание, возникающее на фоне какого-либо травматического воспоминания.

Если человека в детстве публично высмеяли или оскорбили, ему будет очень тяжело заставить выйти себя выступать на публике.

Есть упражнения, которые могут помочь справиться с волнением, но при глубокой эмоциональной травме понадобится помощь психолога. Подобное лечение может занимать от нескольких месяцев, до нескольких лет. Обычно оно включает выполнение специальных упражнений и регулярные посещения психолога.

Упражнения от страха публичного выступления

Чтобы победить страх выступления на публике есть два типа методик:

  • Медленные — позволяют шаг за шагом преодолеть свою неуверенность.
  • Быстрые — работают по принципу: «Бросил человека посреди озера - пусть учится плавать».

Медленный путь

Потренируйтесь с друзьями

Соберите у себя дома всех своих друзей и попробуйте выступить перед ними. Это будет лояльная аудитория, которая позволит почувствовать себя более уверенным. Главное, делайте презентации только на интересную для ваших товарищей тему.

Представим, у вас всегда была идея, которая решает определённые проблемы коллектива. Соберите материал, сделайте слайды и представьте её. Попробуйте заинтересовать слушателей и не делайте себе поблажек!

Создайте уникальный стиль

Каждый хороший оратор обладает уникальным стилем выступления. Нужен образ, который запомнится зрителям. Они не должны его забыть через день и даже неделю после выступления. Это станет их стимулом ещё раз прийти на ваш семинар или тренинг.

Чтобы понять, что такое хороший образ, посмотрите на публичных людей. У каждого выдающегося политика есть свой имидж. Главное, чтобы выбранное вами амплуа, отвечало вашей сфере деятельности. Вряд ли на бизнес-презентации кто-то захочет слушать доклад от Петросяна или Джигурды.

Попробуйте несколько образов перед своими друзьями и спросите, какие им больше всего понравились. Проанализируйте собранную информацию, учтите ошибки и создайте уникальный стиль.

Практика

После того, как у вас появился набор образов, время опробовать их в реальной жизни. Посещайте всевозможные события, на которых у вас будет возможность выступать перед публикой. Запишетесь в дискуссионный клуб, играйте в театре, выступайте на собраниях и консилиумах.

Быстрый путь

Способ № 1. «Продаём!»

Вам приходилось встречать в вашем городе продавцов кваса, мороженого или конфет? Подойдите к такому человеку и предложите свою помощь. Скажите, что проходите специальный тренинг и вам нужно отработать технику продаж.

Вашей задачей является поднятие уровня продаж путём активных действий. Помните, вы продаете не продукт, а решение проблемы: «Вам жарко - наше мороженое поможет охладиться», «Замучила жажда — купите квас, всего за …» Главное не будьте навязчивыми.

Ведите диалог с людьми, а не пытайтесь продать товар. Чтобы упражнение возымело успех, его нужно сделать три раза за один день на разных точках.

Способ № 2. «Задаём глупые вопросы»

В каждом городе проходят разнообразные бесплатные выставки. Соберите группу единомышленников и начните задавать абсурдные вопросы консультантам. Чем страннее и неуместнее вопрос - тем лучше.

Способ № 3. «Посещаем художественные выставки, инсталляции, фестивали и привлекаем внимание!»

Для этого упражнения вам также понадобится группа единомышленников. Это целый комплекс, который поможет побороть страх за 2-3 занятия:

  1. Зайдите на территорию выставки каким-нибудь необычным способом: сделайте колесо, станцуйте танец, прикиньтесь роботом.
  2. Поделитесь на несколько команд. Каждая команда выбирает одну букву алфавита. После чего вы подходите к разным людям и просите их встать в форме вашей буквы. Памятный момент нужно запечатлеть. Команда, которая сделает больше снимков - выиграла.
  3. Возьмите любой текст и начните его громко читать посреди зала или площади. Участники вашей команды должны активно взаимодействовать с оратором, давая свои комментарии, критикуя или поддерживая вас.

Посещение 2-3 мероприятий поможет быстро избавиться от страха выступлений.

Страх перед выступлениями не даёт человеку реализовать себя. Любая руководящая должность требует хороших ораторских навыков. Неудивительно, что люди, которые хотят добиться повышения, ищут пути его преодоления.

Есть ряд психологических приёмов, помогающих в этой борьбе, среди них:

  • расслабление и напряжение всех мышц усилием воли;
  • пара глотков холодной воды;
  • спровоцированное зевание;
  • перенос веса тела с пятки на носок и обратно;
  • серия глубоких вдохов-выдохов;
  • движения челюстью, массаж скул;
  • растирание ладоней;
  • быстрый шаг, гимнастика;
  • выбор максимально удобной позы;
  • напевание любимой мелодии.

Несколько дельных советов:

  1. Если вы чувствуете дрожь в коленках или руках, сделайте такое движение, как будто стряхиваете с них капельки воды.
  2. Не будет лишним пригласить на выступление близких людей. Их поддержка позволит преодолеть страх.
  3. В критичной ситуации просто признайте, что боитесь и улыбнитесь. Публика ценит честность. Но будьте осторожны. Этот приём нельзя использовать дважды.
  4. При крайних обстоятельствах примите специальные средства вроде таблеток. Чтобы минимизировать вред, наносимый организму, существует гомеопатия. Это раздел медицины, который изучает влияние природных веществ на организм человека. Лучше всего помогает справиться с панической атакой Aconite 200 C или Ignatia 200 C.

Страх перед выступлениями присущ каждому человеку. Чтобы преодолеть его нужно много практики и желание стать лучше. Специальные упражнения, которые заставляют вас выходить из зоны комфорта и находить правильные слова в абсурдных и нелепых ситуациях - самый короткий и эффективный путь к выступлениям без страха.

Видео: Говорит специалист

Здравствуйте, дорогой друг!

Как и обещал, эта статья будет о том, как побороть страх перед выступлением на публике. Боязнь публичного общения, её ещё называют «страх сцены», – одна из самых распространённых.

Между тем, делать это приходится регулярно, начиная с детского сада. Встать на стул и рассказать стихотворение гостям. Перед всем классом отвечать домашнее задание. Защищать дипломную работу перед комиссией. Делать важный доклад на рабочем совещании.

И никого не заботит ваша тревога: смогу ли я красиво и интересно рассказать? Не забуду ли я речь? А вдруг я не смогу ответить на вопросы и потеряю авторитет? А если я не справлюсь с волнением и меня захлестнут эмоции?

Хотя бы через один пункт этого списка проходил каждый. Помните свои ощущения при этом? Было ли у вас желание сквозь землю провалиться, лишь бы не чувствовать на себе пронзительные взгляды окружающих?

Почему он возникает?

Понимание причин ужаса публичных выступлений – это половина дела по его преодолению. Давайте разберёмся, почему он возникает.

Корни надо искать еще в первобытно-общинном строе. Люди образовывали племена, и каждый человек должен был соблюдать условия жизни в нём. Изгнание из племени было равносильно смерти. Действия человека подвергались общественной оценке со стороны племени, и оказаться осуждённым своими было позорно. Первобытный человек боялся стать социально изолированным.

Сейчас мы образованные, цивилизованные люди, но мало что изменилось. Общественное мнение до сих пор играет партию главной скрипки в формировании взглядов «Что такое хорошо и что такое плохо».

При этом пусковой механизм для каждого свой: кому-то важно быть перед публикой отличником и не ударить в грязь лицом, кто-то боится оценки важных солидных людей. А родом всё из детства.

Причины этого:

  • очень строгое воспитание и завышенные требования к ребёнку;
  • частые запреты, угрозы, запугивания со стороны родителей;
  • низкая самооценка ребёнка вследствие давления взрослых;
  • отрицательный опыт, когда детское выступление подверглось жёсткой критике;
  • чрезмерная восприимчивость и робость, склонность преувеличивать силу стрессовых факторов.

Важно понять, почему вы боитесь выступления. А затем приступать к выработке решения проблемы и последующей проверке её на практике.

Я один такой?

Нет. Каждый человек в той или иной степени испытывает боязнь публичного внимания.

Лёгкое волнение – это нормально и даже нужно. Особенно если предстоит общаться с незнакомой аудиторией или тема вам не очень хорошо знакома. Оно помогает собраться с мыслями, сконцентрироваться на задаче, держать в голове важные моменты и выдать всё четко и по теме.

Мешает сильное волнение, паника. Из-за них вы теряете голос, у вас дрожат руки и коленки, кожа покрывается красными пятнами, кидает в жар. Согласитесь, не подходящее состояние для выхода к аудитории?

Впрочем, как и пофигизм. Когда человек абсолютно спокоен и чрезмерно в себе уверен, чаще всего его ждёт провал. Он забудет какую-то важную мысль. Пропустит реплику из зала. Будет невнимателен к настроению публики и в итоге потеряет её интерес.

Так что если вы испытываете небольшое бодрящее волнение, будьте спокойны – вы здоровы, всё в порядке . Но методы нейтрализации внезапно разыгравшегося или хронического страха нужно знать.


Приёмы борьбы со старахом выступления на публике

Итак, если у вас страх сцены, как побороть его?

1.Соберите максимум информации.

Чтобы победить страх неизвестности, по возможности соберите как можно больше информации о людях, которые придут слушать вас: сколько их, какого возраста, профессии, статуса, чего бы хотели услышать от вас и какую реакцию от них хотите получить вы.

2. Полюбите людей.

Когда мы боимся, то склонны наделять людей негативными чертами, и уверены в намеренном вредительстве: каверзные вопросы, недобрые ухмылки, недружелюбные жесты и т.д.

Измените свой взгляд! Сфокусируйтесь на доброжелательных взглядах, одобрительных кивках головы и репликах, уточняющих тему вопросах – значит, людям это интересно.

3. Представьте вашу победу!

Нарисуйте в своём воображении картинку, где вы успешно сказали речь, с блеском ответили на вопросы и, главное, люди получили конкретную пользу от вашего доклада.

4. Отрепетируйте речь

Лучшая импровизация – это хорошо подготовленная импровизация. Тогда вы будете чувствовать себя уверенно. Поэтому ваша задача хорошо подготовиться. Изучите несколько источников информации, подготовьте текст, составьте план рассказа, подберите аргументы и ответы на возможные вопросы.

Отрепетируйте вашу речь перед зеркалом или кем-то из домочадцев.

5. Люди ошибаются

Будьте готовы к тому, что вы можете услышать критику в свой адрес. Она не всегда справедлива, но человек может говорить это из самых лучших побуждений. Простите его – мы все иногда ошибаемся.

6. Будьте позитивны!

Улыбайтесь, вовлекайте слушателей в процесс вопросами, сосредоточьтесь на процессе общения с людьми .

Кроме этого, побороть неуверенность в себе и боязнь сцены помогут правильное дыхание, напевание приятной мелодии (мысленно или вслух), тренировка разных групп мышц, техники самовнушения.

Ораторами не рождаются!

Самый лучший тренажёр – практика. Чем чаще вы будете выходить к публике, тем легче и естественнее у вас это будет получаться.

Говорят, трудно первые 5 раз. Потом приходит опыт и привычка, а с ними умение пошутить с аудиторией, позволить себе немного отойти от темы – ведь вас уже не сбить с пути, не «заболтать».

Если умение выступать на публике является для вас критически важным, от этого зависит ваш служебный статус или доход, будет совсем не лишним пройти хороший продвинутый тренинг.

Следующий уровень - умение применять особые техники , с помощью которых Вам сможете буквально «завораживать» аудиторию и вести ее за собой. Эта способность присуща талантливым и опытным ораторам. Почему бы и вам не стать одним из них?

Спасибо за проявленный интерес к статье. Буду признателен за комментарий (внизу страницы). Если вы нашли ее полезной - поделитесь с друзьями. Кнопки социальных сетей чуть ниже.

Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи по выбранным вами темам к себе на почту.

Удачного вам дня и хорошего настроения!

Похожие публикации