Отличие права от обычаев. Соотношение права и обычаев Социальные нормы - это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, которые регулируют отношения между людьми

Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы (людей) форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В нравах выражается психология определенной социальной группы. Пережитки прошлого в области морали чаще всего удерживаются в нравах. Общество, используя культурные, организационные меры, ведет борьбу с неприемлемыми в цивилизованном обществе нравами.

В широком смысле слова, обычай - это все формы привычного поведения: обычаи, традиции, обыкновения и ритуалы, имеющие социальную значимость.

В узком смысле слова, обычаи -- это нормы, соблюдение которых стало привычным в силу их длительного существования.

Традиции - сложившиеся способы поведения людей, социальных групп, передаваемые из поколения в поколение. Обычаи и традиции обладают признаками устойчивости. По сравнению с обычаем традиции представляют собой более широкое образование. Традиции по содержанию значительно шире обычая. В качестве традиции проявляются определенные идеи, ценности, социальные установления. Поддержка традиций обосновывается их полезностью для общества. Основой жизненности традиций является преемственность в развитии общества, бережное отношение к социальному, культурному наследию, истории народа, государства. В ходе жизненных процессов зарождаются и утверждаются новые традиции и обычаи.

В социальной жизни, прежде всего в области бытовых, семейных отношений, обычаи, традиции проявляются в обрядах, ритуалах. Обряд - это определенного характера действие или комплекс поступков человека, группы людей. Таковы, например, традиционные свадебные обряды, обряд вручения свидетельства о рождении ребенка, обряды посвящения в рабочие молодых людей, приступающих к трудовой деятельности, проводы ветеранов труда на заслуженный отдых и т.п. Обрядовые церемонии, совершаемые в торжественной обстановке, называются ритуалом. Таким образом, о ритуале можно сказать, что это есть разновидность обычая или традиции.

Особенности обычая как регулятора:

  • а) устойчивость обычаев проявляется в их значительной инерционной силе и повторяемости привычных форм поведения;
  • б) массовость обычаев -- исторически обусловленное свойство, появление которого связано с возникновением и формированием стереотипов общественно приемлемого поведения в социальных группах, сообществах и этносах. Массовость обычаев проявляется в их широком распространении среди населения в качестве образцов поведения, воспринимаемых как нормы быта и межличностного общения.
  • в) привычность обычаев означает отсутствие особых механизмов их обеспечения, включающих в себя меры принуждения. Следование привычному образцу поведения обеспечено самим фактом его существования и не требует специальных условий со стороны общества. Обычаи в силу их привычности воспринимаются населением как органическая часть повседневного образа жизни и выполняются без внутреннего сопротивления как правила, получившие всеобщее признание.

Взаимосвязь и взаимодействие обычаев и норм права:

  • - они имеют общие признаки нормативности и общеобязательности;
  • - государство по мере создания и развития законодательства санкционирует в качестве норм права обычаи, которые отвечают интересам государства, и налагают запрет на обычаи, которые являются пережитками прошлого (тормозят общественное развитие либо имеют негативный характер);
  • - право может быть безразлично к обычаям и традициям, но наиболее общественно опасные из них запрещает (например, существующий у горских народностей обычай кровной мести, обычаи, связанные с многоженством).

Отличаются обычаи и традиции от норм права тем, что не имеют внешнего выражения в письменных документах и не обеспечиваются принудительной силой со стороны государства (т. е. так же, как и мораль отличается от права).

Неправовые обычаи следует отличать от правовых обычаев. Последние представляют собой сложившиеся в обществе правила поведения, которые в результате многократного повторения их людьми превратились в устойчивые правовые нормы. Правовые обычаи признаются государством в качестве таковых и фиксируются в юридических документах либо «молчаливо» признаются государством. В последнем случае обычаи нигде не записываются, но всеми неукоснительно соблюдаются и имеют значение наряду с другими источниками права для разрешения конкретных юридических дел и споров в судах и иных государственных или муниципальных органах, т. е. обеспечиваются принудительной силой со стороны государства или органов местного самоуправления.

Нормы-обычаи - правила внешнего поведения, которые рассматриваются членами социального объединения как обязательные либо на основании непосредственных условий общественной жизни, либо на основании какого-либо общественного авторитета; исполняются добровольно, а в случае их нарушения, против правонарушителей применяются меры общественного воздействия.

Нормы-обычаи - правила поведения, сложившиеся вследствие фактического их применения в течение длительного времени. Это основная форма регулирования отношений в догосударственном обществе.

Признаки нормы-обычая:

Этнический характер;

Коллективистский характер;

Моральная обусловленность;

Связанность с религиозными представлениями и ритуалами;

Подчеркнутая публичность и др.

Соблюдение норм-обычаев обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь, изгнание из рода, лишение огня и воды и др.) либо одобрением мер, применявшихся к обидчику обиженным, его родными или членами рода (кровная месть).

В государственном обществе нормы-обычаи были санкционированы государством:

1. В процессе судебной или административной деятельности, когда обычай служил основанием для решения спора (англо-американский тип правовых систем).

Для признания нормы-обычая правовым обычаем, защищаемым судом, эта норма должна была:

Выражать продолжительную правовую практику;

Отражать единообразную практику - как действия, так и бездействия;

Воплощать естественную и разумную потребность в правовом регулировании ситуации.

Необходимость применения нормы-обычая доказывалась в суде.

2. Путём включения обычая в законодательные акты рабовладельческих и феодальных государств, которые составили древнейший слой права - обычное право (романо-германский тип правовых систем и др.).

Для обретения юридической силы норма-обычай:

Не должна противоречить закону;

Должна его дополнять и как бы «оживлять»;

Не может подменять закон.

После обретения нормой-обычаем правового характера, т. е. санкционирования его государством (правовой обычай), его соблюдение обеспечивается принудительной силой государства. Так, законы Хаммурапи включали нормы-обычаи, которые после придания им письменной формы приобрели более устойчивый характер. Например, один из законов Хаммурапи установил: если сын ударит отца, ему нужно отрубить руку. Если ранее были сомнения в отношении данного наказания, этот закон решил их. И одновременно он сделал это наказание трудноизменяемым, препятствуя смягчению наказания, когда отрубание руки сына было признано позже чересчур суровым наказанием.

Обычное право - система правовых норм, основывающаяся на нормах-обычаях, которые действуют в обществе в результате длительного применения, санкционированы государством и обеспечиваются его принудительной силой (в случае необходимости).

Обычное право сформировалось на ранних ступенях развития общества, в период распада родового строя. Возникающие в обществе противоречия вызвали потребность в фиксации сложившихся отношений в форме различных нормативных установлений (Русская правда, Алеманнская правда, Салическая правда и другие). Первые писаные законы, основанные на нормах-обычаях, должны были производить впечатление на подданных своей стабильностью и развивать у них чувство уверенности в справедливости.

Со временем обычаи прошлого (кровная месть, вызов на дуэль) постепенно трансформировались соответственно социально-экономическому строю общества и до сих пор продолжают играть довольно существенную роль, особенно на уровне обыденного сознания, в правосознании.

Можно назвать современные государства, т. н. «развивающиеся страны», где обычное право играет превалирующую роль в регулировании земельных, семейных и наследственных отношений (страны Океании, тропического пояса африканского континента, некоторые азиатские страны), однако ни в одном из них правовые обычаи не являются самостоятельным и исключительным регулятором общественных отношений. Эти страны руководствуются и нормами-обычаями, и нормами, изданными либо санкционированными государством. Например, в Папуа-Новой Гвинеи действуют как нормы обычного, так и нормы общего (английского) права. На становление системы права горцев Северо-Западного Кавказа (часть Российской Федерации) существенное влияние оказали российское законодательство, нормы шариата и нормы традиционного (обычного) права, что проявилось во всех сферах их жизни.

Таким образом, нормы-обычаи и основанное на них обычное право являются ведущими нормативными регуляторами поведения в ранних государственных образованиях, способствуют формированию их национальной правовой системы.

Огромное влияние в этом плане принадлежит этическим, религиозным и иным особенностям, присущим конкретному этническому образованию (или их совокупности), а также тем привычкам, традициям и обычаям, которые, повторяясь и закрепляясь в сознании индивидов, становятся нормами поведения.

Обычай может считаться правовым как в силу санкции государства, так и вследствие признания его «своим» известной этнической общностью, племенем, кастой и т. д. Например, нормой-обычаем в Британии является утверждение королевой законопроекта, принятого обеими палатами парламента.

То, что современный юрист не считает правом, порой рассматривается таковым с традиционных позиций. Особенно это имеет место там, где проходит грань между юридическим (специально-социальным) и обще социальным регулированием - торговля, производство, транспорт, оказание услуг и др. Так, в современном украинском обществе субъекты хозяйственной деятельности нередко прибегают к деловому обычаю - правилу, которое в силу признаваемой полезности регулярно повторяется в процессе хозяйственной и иной деятельности, становится привычкой. Такой деловой обычай, приобретая правовую защиту в арбитражном суде, нередко становится правовым.

Обычай делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Не применяется обычай делового оборота, противоречащий положениям законодательства или договору, которые обязательны для участников соответствующего отношения.

Близкими к нормам-обычаям являются нормы-традиции - сложившиеся способы поведения людей, передаваемые из поколения в поколение, которые стали правовыми нормами. Традиции - более широкое по содержанию образование, чем обычаи. Традиции нередко имеют внешнее выражение в нормах обрядов - действий или комплексов поступков человека, которые становятся правилами поведения (свадебные обряды, обряд вручения свидетельства о рождении и др.). Обрядовые церемонии, которые совершаются в торжественной обстановке, называются ритуалами . Ритуал можно назвать разновидностью обычая или традиции, поддерживаемой и обеспечиваемой государством. Например, принятие присяги в системе Вооруженных сил, МВД, СБУ, проведение строевых смотров и других церемоний закреплены в уставах, положениях ведомственных нормативных актов и обеспечиваются, кроме морального воздействия (общественного порицания), возможностью применения мер дисциплинарной ответственности.

Право и обычай, их соотношение

Обычай - это социальная норма, которая состоит в результате ее длительного и однообразного применения в определенных жизненных ситуациях.

Следует отделить обычаи, сохранившиеся как пережиток прошлого и не соответствуют современному пониманию достоинства и свободы личности (кровная месть, принуждение к вступлению в брак, брак с малолетними и др.). Некоторые из них прямо запрещаются и вытесняются с помощью юридических норм с общественной практики. Кроме того, существуют обычаи, выработанные в процессе совместной деятельности людей и полезные для общества (в области земле- и водопользования, торговли, мореплавания, брачных, политических и других отношений).

Нормам права и обычаям присущи общие признаки, которые характерны для всех социальных норм (общий характер, направленность на обеспечение стабильности и порядка и др.).

В то же время их различают по следующим критериям.

По происхождению: обычаи формируются постепенно через воссоздание вариантов поведения в подобных жизненных ситуациях; нормы права состоят в результате взаимодействия субъектов общественных отношений и дальнейшего закрепления этих отношений в источниках права.

По форме выражения: обычаи воплощаются в поведении; правовые нормы закрепляются в нормативных актах (законах, указах, постановлениях) и других юридических источниках.

По времени вступления в силу: обычаи складываются постепенно и так же отмирают; правовые нормы вступают в силу в установленные сроки.

По способу обеспечения: обычаи реализуются благодаря привычке, сложившимся стереотипам поведения; действие правовых норм поддерживается средствами принудительного характера со стороны государства.

Взаимодействие права и обычая влечет за собой возникновения правового обычая как источника (формы) права.

Кроме обычая, на поведение людей значительное влияние оказывают традиции, обряды и ритуалы. В отличие от обычая традиции является более широким понятием, в котором оказываются идеи, ценности и нормы поведения определенного общества, основанные на опыте предыдущих поколений (например, клятва врача, известная как клятва Гиппократа). Обряды и ритуалы призваны регулировать бытовые, семейные, религиозные и другие отношения, составляют формализованную, строго регламентированную последовательность действий людей или их групп (брачные обряды, крещения, посвящение в студенты и т.д.).

Право и религиозные нормы

Важное значение в обществе имеют религиозные нормы, сочетающие черты моральных и корпоративных норм.

Религия (от лат. Religio - набожность, святыня, предмет культа) - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога (богов), сверхъестественное.

В мире существует много религий, большинству из которых присущи собственные нормы. Они регулируют отношения верующих к Богу, отношения верующих между собой и отношение к представителям других религий, порядок функционирования религиозным организациям. Наиболее известные религии (христианство, ислам, иудаизм, индуизм, буддизм) оказали значительное влияние как на духовную, нравственную сферы жизни общества, так и на развитие правовых систем.

В священных книгах (Библии, Талмуде, Коране) определенные религиозные положения формулируются как нормы: не убий, не укради, уважай своих родителей, кривосвидчы тому подобное. На начальных этапах развития человечества нормы права не отделялись от религиозных - религиозные нормы в то же время представляли собой и правовые. В дальнейшем, в процессе развития общества, правовые стали отделять от "чисто религиозных".

Разграничение между нормами права и религиозными нормами возможно осуществить по следующим характеристикам:

во-первых, религиозные нормы базируются на божественном авторитете, а правовые - на их легитимности и защищенности государством;

во-вторых, религиозные нормы возникают в процессе развития общества в течение длительного времени, поддерживаются религиозными организациями, фиксируются в устной или письменной форме, тогда как нормы права устанавливаются по специальной процедуре и получают формального выражения в нормативных актах и других источниках права;

в-третьих, религиозные нормы адресованы верующим, а правовые - всем членам общества и являются общеобязательными;

в-четвертых, религиозные нормы ориентированы прежде всего на сознание верующего, которая определяет его поведение, а правовые нормы выдвигают требования по внешней поведения, хотя и внутреннее состояние может приниматься во внимание;

в-пятых, выполнения религиозных норм обеспечивается мерами религиозно-нравственного воздействия - их нарушитель рассматривается как грешник перед Богом, а также определенными санкциями от имени религиозных организаций (епитимия, отлучение от церкви), тогда как правовые нормы обеспечиваются применением юридических санкций (штраф, лишение свободы, арест, выговор и т.д.).

Решение конфликтов между религиозными и правовыми нормами зависит от особенностей правовой системы.

приоритет религиозных норм, их общеобязательность, при этом правовые нормы должны основываться на религиозных и не могут им противоречить (например, Иран, Афганистан).

Правовая система может определять приоритет правовых норм перед религиозными; в этом случае последние имеют дополнительный (субсидиарный) характер при регулировании общественных отношений (например, Турция, Таиланд) или существуют только для верующих (например, Индия, Украина, Россия).

Корпоративные нормы, их особенности и взаимодействие с правом

В регулировании общественных отношений значительную роль играют корпоративные нормы - правила, разрабатываемые политическими партиями, общественными организациями, профсоюзами, предприятиями и другими о объединениями с целью реализации интересов своих членов (участников).

Корпоративные нормы определяют правовой статус названных организаций, устанавливают их цели и задачи, условия членства, порядок формирования и компетенцию их органов, гарантии соблюдения норм, специфику санкций и принципы взаимодействия с государством.

Механизм действия и признаки корпоративных норм имеют значительное сходство с правовыми: они являются правилами поведения; текстуально закреплены в соответствующих документах; имеют нормативный характер; принимаются по соответствующей процедуре; обеспечиваются с помощью организационных мер и санкций.

Разграничения корпоративных норм и норм права проводится по следующим критериям.

За субъектом, которому они адресованы: корпоративные нормы распространяются только на членов этой организации, имеющие локальный характер, тогда как правовые нормы являются общеобязательными.

По волевой направленности: корпоративные нормы выражают волю членов организации и их руководящих органов, а правовые нормы закрепляют согласованную волю государства и всего общества для достижения общего блага.

По способу установки: корпоративные нормы создаются на съездах, собраниях, конференциях, заседаниях объединений, а правовые нормы принимаются уполномоченными субъектами нормотворчества.

По форме внешнего выражения: корпоративные нормы закрепляются в уставах, программах, положениях, решениях организаций, тогда как правовые нормы приобретают формального выражения в нормативных актах и других источниках права.

По специфике санкций: соблюдение корпоративных норм гарантируется внутриорганизационными санкциями (например, выговор, замечание, предупреждение, исключение из организации), тогда как правовые нормы обеспечиваются юридическими санкциями (штраф, лишение свободы, арест и др.).

Эти регуляторы взаимодействуют таким образом. Как правило, в корпоративных документах устанавливается общее обязательство соблюдать правовых норм. Следует также учитывать, что от соблюдения корпоративных норм иногда зависит надлежащая реализация норм права. Например, при увольнении працившика по инициативе собственника или уполномоченного им органа требуется предварительное согласие на это профсоюзного органа (статьи 40, 41, 43 КЗоТ Украины). Кворум на таком заседании определяется по нормам устава профсоюзной организации (то есть по корпоративным нормам).

Корпоративные нормы следует отличать от некоторых правовых норм, содержащихся в локальных нормативных актах предприятий (уставах, учредительных договорах, положениях, правилах и т.д.). Нормы таких актов подлежат предварительному или последующему одобрению со стороны государства, выполняют субсидиарную роль в условиях рыночной экономики. В случае их нарушения они подлежат защите в судебном порядке с помощью других мер государственного воздействия.

Нормы-обычаи (традиции, обыкновения) – это правила поведения общего характера, исторически складывающиеся в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения вошедшие в привычку.

Обычаи занимают в системе социальных норм весьма своеобразное положение.

Их регулирующее действие, так же как и норм морали, тесно связано с духовной жизнью людей. Более того, нормы-обычаи входят в сферу общественной психологии1 и через нее непосредственно включаются в индивидуальное сознание. Иными словами, особенности обычаев как внешних регуляторов проявляются еще менее выпукло, чем у норм морали.

И еще одна важная черта норм-обычаев. Многие обычаи представляют собой форму иных социальных норм. Самостоятельное значение обычаи приобретают в той мере, в какой данные нормы находят «отражение» в фактических отношениях. К. Маркс подчеркивал, что «если форма просуществовала в течение известного времени, она упрочивается как обычай...»2. Поэтому предметом обычаев могут быть в сущности любые отношения: когда те или иные правила поведения входят в привычку, они приобретают черты обычаев.

Таким образом, нормы-обычаи выполняют в системе общественного регулирования особую миссию: включаясь в сферу общественной психологии и индивидуальной психики, они закрепляют действие социальных норм, превращают их в привычку, традицию, обыкновение3.

Общая теория советского права. М.: Юрид. лит., 1966. С. 120–121.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 2. С. 357.

В литературе обращено внимание на то, что правило поведения, образующее ядро, внутреннюю структуру обычая, «не существует в «чистом виде», а находится в единстве с его процессуальными средствами – символикой ритуалами, обрядами и т.д.». И даль-

Это предопределяет особенности формирования и существования норм-обычаев. Они еще в меньшей степени, чем нормы морали, могут быть «установлены», «введены». Они должны утвердиться в общественной психологии, в индивидуальной психике. Нормы-обычаи складываются в силу данных фактических отношений в результате многократного их повторения. Конечно, каждый обычай имеет определенное основание (например, требования целесообразности, удобства, моральные взгляды и т.п.). Но это основание ушло в прошлое; норма как бы порвала с ним связь. Норма действует в силу данных фактических отношений, которые в современных условиях и являются ее непосредственным источником – силой, поддерживающей ее существование.

Да и существуют обычаи как бы в самом образе жизни людей, нередко имеют характер традиций, обыкновений – того, что «принято». Поэтому они – устойчивые правила поведения людей. Внедрение обычаев в поведение людей – длительный процесс (ведь правило должно стать постоянной привычкой!). Но после того, как правило вошло в привычку, оно живет сравнительно долго, имеет устойчивый,

«консервативный» характер. Даже смена фактических отношений, непосредственно питающих обычаи, не приводит сразу к их отмене или преобразованию. Привычка как бы «законсервировалась», приобрела относительно самостоятельное существование.

Весьма своеобразны свойства обычаев. Обычаи – это всегда конкретизированные и детализированные правила поведения. Данные конкретные фактические отношения могут непосредственно обусловливать лишь «подобные себе» нормы, т.е. вполне конкретизированные и детализированные по содержанию. Только такие нормы могут войти в результате многократного повторения в привычку.

Обычаи не представляют собой цельной, связанной в прочное единство, системы норм. Они выступают по большей части в виде отдельных, изолированных друг от друга правил поведения, не представляющих единого механизма регулирования общественных отношений.

Обычаи имеют в основной своей массе локальную сферу действия. Они действуют лишь постольку, поскольку данные правила вошли в привычку, рассматриваются людьми в качестве естественно неизбежных. Для того чтобы распространить действие обычаев на более

ше: «Художественные средства также являются компонентами обычая, усиливающими его психологическую основу живучесть и защиту» (Токарев Б.Я. Место обычаев в системе социальных норм // Вопросы Советского государства и права: Материалы СевероКавказской научной конференции. Ростов н/Д, 1968. С. 23).

широкий круг людей, необходимо подкрепить их силой нравственного, общественного или даже государственного воздействия.

Наконец, особыми чертами характеризуется и механизм действия норм-обычаев. Так как нормы входят в привычку, вопрос об их обеспечении какой-либо внешней силой в принципе становится излишним. Конечно, государство, общественные организации, отдельные группы лиц могут поддерживать либо отвергать тот или иной обычай. Но до тех пор, пока норма сохраняет качество обычая, она исполняется в силу привычки, в силу «естественного обыкновения вещей». Лица, придерживающиеся обычаев, поступают так, а не иначе, потому что они привыкли действовать подобным образом, другое поведение представляется им противоестественным. (Конечно, в той мере, в какой обычаи выражают нравственные принципы, они поддерживаются и силой общественного мнения.)

Каково же соотношение права и обычаев в социалистическом обществе?

При ответе на этот вопрос необходимо иметь в виду особое положение обычаев в системе социальных норм.

По сравнению с нормами нравственности обычаи, условно говоря, несколько дальше отстоят от права. Они не обладают тем единым, цельным идеологическим содержанием, как это характерно для морали. Поэтому обычаи в современных условиях не имеют существенного значения при издании и применении правовых норм (необходимо, однако, заметить, что в эксплуататорских обществах, в частности при возникновении права, а также в эпоху феодализма связь между обычаями и правом была более непосредственной и тесной). Значительное число действующих в настоящее время обычаев лишено какой-либо зримой связи с правом, правовым регулированием (правила этикета, обрядовые правила и др.).

Вместе с тем необходимо учитывать, что обычаи, хотя и теряют в ряде случаев связь с породившими их условиями, все же в основной своей массе не нейтральны. Одни обычаи несут на себе печать отношений, уходящих в прошлое; некоторые из них являются даже реакционными, вредными в социалистических условиях. Другие обычаи носят прогрессивный характер (например, обычаи в области социалистического соревнования, движения ударников коммунистического труда, организации здорового отдыха трудящихся и др.).

В соответствии с этим нормы права связаны с обычаями по-разному. В социалистическом обществе юридические нормы в ряде случаев нацелены на борьбу со старыми, в частности феодальными, обычаями,

Глава IV. Право в системе социальных норм социалистического общества

находящимися в противоречии с социалистическими общественными порядками. В качестве примера можно указать на ряд норм советского уголовного права, предусматривающих уголовную ответственность за совершение таких обычаев (ст. 231, 232, 233, 234, 235 УК РСФСР). Что же касается передовых, прогрессивных обычаев, то теоретически они могут быть использованы при издании юридических норм. Содержание обычаев (точность, детализированность, конкретность) принципиально позволяет придавать им значение норм права без особо сложной нормотворческой работы. Не случайно поэтому даже новейшее советское законодательство использует ссылки на обычаи для конкретизации содержания регламентируемых правом действий. Так, в брачно-семейном законодательстве закреплена обязанность органов записи актов гражданского состояния обеспечивать торжественную обстановку регистрации брака при согласии на это лиц, вступающих

Обычаи имеют известное перспективное значение и для развития социалистического права. Перспективное значение принадлежит той части обычаев, которая характеризует особенности механизма их действия. Превращение основных правил человеческого общежития в привычку является одной из закономерностей развития социалистического права в период строительства коммунизма. В.И. Ленин писал, что при переходе к коммунистическому обществу «люди постепенно

п р и в ы к н у т к соблюдению элементарных, веками известных, ты-

сячелетиями повторявшихся во всех прописях, правил общежития...»1. Особые формы соотношения с правом имеют отдельные разновид-

ности обычаев, в частности традиции2, обыкновения.

Т р а д и ц и я – обычай, выражающий систематический или периодически повторяющийся образ поведения, укоренившийся пример поведения. Традиции в отличие от «просто» обычаев нередко включают в себя определенный организационный элемент. В ряде случаев традиции проникают в самое содержание правового регулирования.

Ленин В.И. Соч. Т. 33. С. 89.

По мнению М.Н. Кулажникова, автора, внесшего существенный вклад в разработку проблемы соотношения обычаев и юридических норм, традиции представляют собой самостоятельную разновидность социальных норм. Он полагает, что «при помощи традиций общество (либо его отдельные объединения) формируют социальные требования, превращая их в своеобразные неписаные законы – обобщенные устойчивые нормы и принципы поведения, адресованные к людям» (Кулажников М.Н. Советское право, традиции и обычаи в их связи и развитии: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Киев, 1972. С. 19). Думается, однако, что признаков, объединяющих обычаи и традиции, значительно больше, чем свойственных им особенностей.

Раздел первый. Право в социалистическом обществе

Такова, например, сложившаяся в социалистическом обществе традиция всенародного обсуждения проектов важных нормативных юридических актов. Определенные традиции складываются в юридической практике. Здесь они закрепляют те линии, которые выражают существенные моменты правосознания, выводы из содержания юридических норм применительно к тем или иным своеобразным фактическим обстоятельствам. В связи с этим традиции, складывающиеся в юридической практике, приобретают значение факторов, влияющих на самую «правовую материю».

О б ы к н о в е н и я – обычаи, выработанные в деятельности государственных органов или деловой, хозяйственной жизни (деловые обыкновения). К их числу принадлежат, например, обыкновения, сложившиеся в практике работы Верховных Советов (собрание старейшин, открытие сессии старейшим депутатом и др.), обыкновения, конкретизирующие некоторые условия договорных отношений (ст. 168, 245 ГК РСФСР, ст. 134, 135, 149 Кодекса торгового морепла-

вания). Обыкновения – это такие обычаи, которые действуют в соче-

тании с юридическими нормами, в ряде случаев конкретизируя содержание тех или иных действий. Иногда в юридической литературе им придают значение источников права.

Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы (нормы общественных организаций)1 – это правила поведения общего характера, установленные негосударственными общественными организациями, распространяющиеся на членов данной организации и поддерживаемые мерами организационного воздействия.

В социалистическом обществе (так же как и в ином классовом обществе) корпоративные нормы2 имеют политическое содержание. В отличие от норм морали и норм обычаев они так же, как и юридические нормы, характеризуются «внешним», четко объективированным характером. Они призваны регламентировать организационные и иные отношения, складывающиеся внутри той или иной общественной организации или в системе общественных организаций, поддающихся внешнему контролю и обеспечению при помощи организационных мер и санкций.

1 Термин «корпоративные нормы» для обозначения норм общественных организаций удачно использован в кн.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права: Основные институты и понятия (М.: Юрид. лит., 1970. С. 361).

Характеристику особенностей корпоративных норм см.: Корельский В.М. Пра-

вовые нормы и нормы общественных организаций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1963.

Глава IV. Право в системе социальных норм социалистического общества

Отсюда их известная близость к юридическим нормам также и по внешним особенностям и свойствам. Корпоративные нормы устанавливаются (вводятся) данной общественной организацией, «живут» не в сознании людей, а в актах общественных организаций – уставах, положениях, решениях. В пределах организации они образуют единую систему, динамичны, подвижны, способны точно и детализированно регламентировать поведение членов общественной организации, взаимоотношения между ее отдельными подразделениями. Весьма существенно и то, что при помощи корпоративных норм может обеспечиваться предоставление лицам гарантированных субъективных прав (в рамках данной организации). Наконец, в какой-то степени сходен с правовым регулированием и механизм действия корпоративных норм: обеспечиваются они организационными мерами и санкциями, обладающими большой воздействующей силой (обсуждение поведения члена организации на общем собрании с вынесением выговора, предупреждения и т.п., исключение из членов организации).

Вместе с тем нормы общественных организаций существенно отличаются от норм права. Главное здесь – это отсутствие непосредственной связи с деятельностью государства. Несмотря на указанные выше

особенности, они остаются корпоративными, общественными (в узком

смысле) нормами. Данные нормы исходят от общественных организаций и поддерживаются специфическими общественными мерами воздействия. Для них, в частности, чужд тот способ принуждения, который гарантирует действие юридических норм. Кроме того, корпоративные нормы всегда локальны: в принципе действуют лишь в пределах данной общественной организации.

Таким образом, корпоративные нормы уступают юридическим по своей силе, «мощи», сфере действия, категоричности. Но они имеют и свои преимущества. Будучи необходимыми для обеспечения функционирования одного из звеньев политической организации общества (общественных организаций), эти нормы выражают самодеятельность, инициативу и активность общественных организаций, еще теснее, нежели право, связаны с моралью и в ряде случаев способны опосредствовать такие отношения (внутрипартийные, внутрисоюзные), которые лежат за пределами предмета правового регулирования.

Взаимодействие между правовыми и корпоративными нормами имеет специфический характер. Им несвойственно то глубокое взаимопроникновение, которое присуще праву и морали. В то же время с точки зрения своих внешних особенностей и свойств правовые и корпоративные нормы близки друг к другу.

Раздел первый. Право в социалистическом обществе

Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи – это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, и в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и де­ятельности и в силу длительности своего существова­ния становятся привычными для них. Они несколько менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но тем не менее не являются нейтральными.

В основе обычаев лежат образцы конкретного пове­дения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Отсю­да высокая детализированность их предписаний, пред­ставляющих, по сути дела, достаточно подробное описа­ние самого поведения.

Поведенческий образец как таковой еще не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраня­ет возможность выбора одного из нескольких подобных образцов в соответствии со своими интересами, целями, задачами. Собственно, обычай можно считать сформи­ровавшимся в социальную норму тогда, когда в силу длительности следования конкретному образцу поведе­ния он становится поведенческим стереотипом (привы­чкой) людей, поведенческой традицией сообществ, т. е. нормой поведения.

Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспече­ния, отсутствие необходимости в определенном принуж­дении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т. е. естественно.

Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается преимущест­венно как «отношение» юридических норм к существу­ющим в обществе обычаям. Такое «отношение» сводит­ся к трем основным вариантам.

1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полез­ные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бы­товым поведением людей.

В обществе неразрывность с поведенческой и деятельностной практикой обусловливает наличие исклю­чительного многообразия обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Разнятся обычаи и в зависимости от регионов, поскольку отражают все своеобразие жизнедеятельности людей, определяемое спецификой жизни в различных условиях.

Одни обычаи носят прогрессивный характер, другие являются вредными, и право ведет с ними борьбу. С этими пережитками следует бороться как нормативными средствами, так и общественными.

При взаимодействии права и обычая сама обычная нор­ма юридического значения не имеет, а значимы действия, совершенные при реализации ее требований. В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Дру­гими словами, в этом случае обычай приобретает юриди­ческий статус без его текстуальной формулировки в пра­вовом документе.


Вывод

Таким образом, общий характер нормы права не вытекает из ее собственной природы. Общее в праве в конечном счете есть отражение того реального общего, которое объективно существует в многочисленных отдельных материальных отношениях данного вида, являющихся производственными отношениями.

Первый путь характеризуется тенденцией к все более точному отражению потребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить возрастание эффективности действия норм права, как регуляторов общественных отношений. Поэтому совершенствование содержания касается всего комплекса норм - обязывающих, управомачивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные методы воздействия на общественные отношения с помощью всех элементов правовой нормы.

Основными условиями, позволяющими добиваться совершенствования норм права, являются:

· точное отражение в правовых предписаниях закономерностей развития государственно-правовой надстройки;

· соответствие норм права требованиям морали и правосознания;

· соблюдение требований системности (непротиворечивости) и других закономерностей действующей системы права при принятии новых норм;

· учет в процессе нормотворчества общих принципов регулирования и управления общественными процессами.

Таким образом, подведем краткие итоги:

а) норма права может быть определена в качестве исходящего от государства и охраняемого им общеобязательного правила поведения, которое закрепляет за участникам общественного отношения данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности;

б) правовая норма является общим правилом поведения, т.е. образцом, эталоном поведения людей, их коллективов;

в) правовая норма - правило абстрактного, обобщенного характера, первичный элемент права как системы;

г) правовая норма - государственно-властное предписание;

д) правовая норма - явление широкое, многоплановое и в то же время конкретное по содержанию.


Список использованной литературы

1. Теория государства и права /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

2. Теория права и государства: Учебник /Под ред. проф. В.В.Лазарева. – М.: Право и Закон, 1996.

3. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997.

4. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. – М., 1996.

5. Коваленко А.И. Теория государства и права: Вопросы и ответы. – М.: Новый Юрист, 1997.

6. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. – М., 1986. С. 86

7. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юрид. лит., 1996.

8. Нерсесянц В.С. Право и закон. – М., 1983. С. 5.

9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1997.

Похожие публикации