Регион правовой режим которого регулируется международным договором. Xii территория в международном праве

Территория и другие пространства (общие вопросы)

По юридическим характеристикам различают территории , находящиеся под суверенитетом государства , территории, являющиеся общечеловеческим достоянием, и территории со смешанным режимом.

Каждый из перечисленных видов территорий - пространств - имеет определенный правовой статус, нашедший отражение в международных договорах , обычаях , а также в национальных нормах. Установленный ими правопорядок обеспечивается международным правом и самими государствами.

Территории с международным режимом

К территориям с международным режимом относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами территории государства и находятся в общем пользовании.

Статус и режим таких территорий определяются международным правом ; государственный суверенитет на них не распространяется, за исключением искусственных островов, установок и сооружений, которые государства в соответствии с современным международным правом могут строить в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.

К территориям с международным режимом относятся открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств. Кроме того, международный режим может устанавливаться в отношении отдельных территорий или их частей в соответствии с международными договорами (например, демилитаризованные территории, нейтрализованные территории). Особый международный режим установлен в Антарктике договором от 1 декабря 1959 г.

Территории со смешанным режимом

К территориям со смешанным режимом относятся пространства Мирового океана - прилежащие зоны, исключительные экономические зоны и континентальный шельф. Отличительной особенностью правового статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории.

Кроме того, к территориям со смешанным режимом следует отнести международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд территорий (островов), в отношении которых существуют международные договоры (например, Шпицберген).

Под государственной территорией понимают часть земного шара, включая сушу с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними, которая является национальным достоянием данного народа и находится под исключительной и полной властью его государства.

Государственная территория находится под исключительной и полной властью данного государства. Такое властвование государства над своей территорией называется территориальным верховенством. Территориальное верховенство составляет органическую часть государственного суверенитета.

Территориальное верховенство народа осуществляется его национальным государством, которое несет, как сказано в «Хартии экономических прав и обязанностей государств» (1974 г.), «основную ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа». Территориальное верховенство включает право каждого государства на выбор целей и средств развития страны, мобилизацию и использование своих природных ресурсов, осуществление прогрессивных экономических и социальных реформ, а также обеспечение полного участия своего народа в процессе реализации этого права и всех выгод, вытекающих из этого права.

Территориальное верховенство предполагает осуществление субъектом международного права полного постоянного суверенитета над всеми его естественными богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию.

Современное международное право в ряде случаев запрещает злоупотребление территориальным верховенством (подготовка и засылка вооруженных банд через границу, испытания ядерного оружия в воздухе и под водой, производство запрещенных видов оружия, преступления против человечества и др.).

Состав государственной территории

В состав государственной территории входят суша и воды, очерченные границами данного государства, их недра, а также воздушное пространство над сушей и водами. К государственной территории приравниваются подводные кабели и трубопроводы, проложенные в открытом море и соединяющие части территории данного государства, технические сооружения, возведенные на континентальном шельфе или в недрах дна открытого моря.

Сухопутная территория. Государственная территория включает прежде всего всю сушу, находящуюся под суверенитетом данного государства, независимо от места расположения ее отдельных частей. Правовое положение сухопутной территории государства регулируется только его внутренним законодательством.

Водная территория. В состав государственной территории входят национальные воды, находящиеся в пределах границ данного государства. К ним относятся воды внутренних рек, озер, каналов, внутренних морей и исторических заливов, воды морских заливов и бухт, воды морского пояса, примыкающего к берегу государства, называемые территориальным морем или территориальными водами.

Воздушная территория. В состав воздушной территории входит все воздушное пространство над сушей и водами государства, включая воздушное пространство над его территориальными водами.

Так называемая условная территория. Морские, речные, воздушные и космические корабли, носящие флаг или знак данного государства, условно считаются его территорией. По общему правилу, на них действуют законы и юрисдикция государства флага судна. При этом военные суда приравниваются к территории государства повсеместно, а другие морские и воздушные суда - соответственно только в водах и в воздушном пространстве своего государства или в открытом море и воздушном пространстве над ним. На территории других государств (в портах, внутренних и территориальных водах, в воздушном пространстве) иностранные суда, кроме военных, подчиняются местной юрисдикции и местным законам. К территории государства должны быть отнесены также все виды национальных искусственных - космических тел (спутники, станции, платформы и т. д.) и национальные научно-технические сооружения на других планетах (но не само космическое пространство и соответствующие части небесных тел, где установлены такие сооружения).

Правовой режим государственной территории

Принцип неприкосновенности государственной территории

Принцип неприкосновенности государственной территории закреплен в многочисленных международных договорах и актах, которые обязывают все государства уважать этот принцип и воздерживаться от любых действий, направленных прямо или косвенно против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств.

Территориальные изменения

Принципы территориальной целостности, нерушимости и неприкосновенности границ в современном международном праве не означают территориального status quo. Современное международное право признает возможность территориальных изменений в соответствии с его принципами и нормами, но обязательно с добровольно выраженным согласием заинтересованных сторон.

В международном праве используются также и некоторые другие понятия, касающиеся территориальных проблем.

Аннексия - насильственный захват территории другого государства и издание соответствующего юридического акта о ее присоединении.

Кондоминиум - принадлежность территории двум или более государствам, которые совместно осуществляют над ней свой суверенитет.

Коимпериум - совместное осуществление власти (юрисдикции) двумя или более государствами на территории, которая принадлежит третьему государству; оно обладает суверенитетом над этой территорией.

В практике международных отношений государства нередко заключают соглашения об уступке или обмене участками территории, что в международном праве получило наименование цессии.

Цессия - это добровольная уступка территории, которая осуществляется на условиях встречной компенсации, которая может быть различной. Цессия и сделка о продаже территории.

Цессия может быть осуществлена и на другой основе, например купли-продажи территории,

Оставление территории, или дереликция. Государство может своим поведением или положительно выраженным признанием согласиться с расширением суверенитета конкурента.

Восстановление исторических прав на территорию. После Второй мировой войны по решению Ялтинской конференции союзных держав нашей стране был возвращен Южный Сахалин, отторгнутый у России по Портсмутскому миру в результате войны 1904-1905 гг.

Демилитаризация и нейтрализация территорий

Под демилитаризацией в самом широком смысле понимается запрет на проведение специальных военных мероприятий на определенной (демилитаризованной) территории.

Демилитаризация может быть ограниченной (частичной) и полной.

При ограниченной (частичной) демилитаризации государство обязуется не строить новых укреплений, имея право сохранять старые, и не увеличивать численность войск на данной территории.

При полной демилитаризации государство обязуется ликвидировать все военные сооружения и вывести все войска с демилитаризованной территории. Обязательные элементы полной демилитаризации: уничтожение старых и запрещение строительства новых военных укреплений и сооружений, запрет на содержание вооруженных сил, кроме полицейских, необходимых для поддержания порядка. Договоры о полной демилитаризации могут включать также запрет производства и ввоза военных материалов, военного обучения и набора в армию, пролета военных самолетов над демилитаризованной зоной и т. п.

Под нейтрализацией понимается запрет вести военные действия на определенной территории или использовать ее в качестве базы для военных действий. На нейтрализованной территории запрещается всякое военное строительство.

Не следует смешивать понятия нейтралитета и нейтрализованной территории. Нейтралитет - это обязательство государства, в то время как нейтрализации подвергаются части государственной территории и другие территории. Нейтрализация не запрещает государству содержать на нейтрализованной территории собственные вооруженные силы, необходимые, например, для осуществления права на самооборону. Однако численность их должна быть ограничена в соответствии с целями самообороны, поскольку нейтрализованная территория не может быть использована в качестве базы для ведения военных действий.

Государственная граница

Определяется Конвенциями ООН о континентальном шельфе (1958г.) и UNCLOS-82: «Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его естественных богатств» (соответственно ст.2 и ст.77). Если прибрежное государство не разведывает и не разрабатывает свой шельф, то никто другой не может этого делать без его определенно выраженного согласия. Под естественными богатствами следует понимать минеральные и иные неживые ресурсы поверхности и недр морского дна, а также живые организмы «сидячих видов», т.е. которые либо прикреплены к морскому дну либо могут передвигаться только по морскому дну.

3.8. Открытое море

Открытое море – это водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми государствами на основе норм международного права. Положения ч.7 UNCLOS-82 применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Дно морей и океанов имеет особый правовой статус.

Международно-правовой режим: Открытое моресвободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных). Последние могут заключать договора с прибрежными государствами о транзите, доступе к портам и их использованию. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Режим свободы открытого моря включает в себя:

а) свободу судоходства;

б) свободу полетов;

в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов;

г) свободу возведения искусственных островов и других установок;

д) свободу рыболовства и промысла;

е) свободу научных исследований;

Военный корабль имеет право подвергнуть досмотру иностранное судно, если есть разумные основания подозревать, что:

а) судно занимается пиратством;

б) судно занимается работорговлей;

в)судно занимается несанкционированным радио- и телевещанием;

г) судно не имеет национальности;

д) судно в действительности имеет ту же национальность, что военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг, или оно отказывается поднять флаг.

Возможно также преследование «по горячим следам» иностранного судна, если есть разумные основания считать, что оно нарушило законы прибрежного государства в водах, находящихся под его юрисдикцией. Такое преследование в открытом море должно быть непрерывным, т.е.должно быть начато в водах, на которые распространяется юрисдикция данного государства, и должно быть прекращено, когда преследуемое судно войдет в территориальные воды своего или иного государства. Под пиратством понимается любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа судов и летательных аппаратов в открытом море, направленный против судна, летательного аппарата, лиц находящихся на их борту, их имущества и груза. Любое государство может захватить пиратское судно или летательный аппарат, арестовать находящихся на их борту лиц и захватить находящееся на них имущество. Судебные органы государства, осуществившего такой захват, могут выносить решения о наложении наказания на арестованных лиц и распорядиться о судьбе захваченного пиратского судна, летательного аппарата и имущества.



Аналогичные меры принимаются и в отношении судов, занимающихся контрабандой, перевозкой наркотиков, незаконной перевозкой оружия и боеприпасов, несанкционированным теле- и радиовещанием.

Примечание

Государство-архипелаг – государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова. Архипелаг – группа островов, соединяющие их воды, тесно взаимосвязанные и представляющие собой единое географическое, экономическое и политическое целое, либо считающееся таковым исторически.

Проблема архипелажных вод существовала давно, т.к. каждое государство вокруг каждого из островов своего архипелага создавало пояс территориального моря. При этом иногда между островами оставались участки открытого моря, что создавало неудобства как для государства-архипелага, так и для участников мореплавания.

Архипелажными водами называются воды государства-архипелага, расположенные между островами, из которых оно состоит и ограниченные от других частей моря вокруг него прямыми исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов. Длина 97% таких линий не может превышать 100 м.м. и только 3% могут быть длиной до 125м.м. Соотношение между площадью воды и суши в пределах этих линий должна составлять от 1:1 до 9:1. При условии соблюдения режима внутренних вод, находящихся в пределах архипелажных вод, суда всех государств имеют право на мирный проход через архипелажные воды как через территориальное море. Государство-архипелаг имеет право приостановить в определенных районах мирный проход иностранных судов для охраны своей безопасности. Для путей международного судоходства в архипелажных водах устанавливается режим архипелажного прохода, соответствующий режиму транзитного прохода в проливах. Государство-архипелаг имеет право устанавливать морские коридоры и расположенные над ними воздушные коридоры для непрерывного и быстрого прохода иностранных судов и пролета иностранных летательных аппаратов.

Остров, определяется как окруженное водой, естественно образовавшееся пространство суши, при приливах находящееся выше уровня воды, которое заселено или может быть заселено. Территориальные воды, прилежащая зона, экономическая зона и континентальный шельф островов определяется согласно UNCLOS-82. Скалой, в отличие от острова, считается необитаемая часть суши, окруженная водой, и она режима шельфа, экономической зоны, прилежащей зоны, территориальных вод не имеет.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое исключительная экономическая зона?
  2. Что такое континентальный шельф?
  3. Что такое открытое море?
  4. Каким образом и кем может быть произведен досмотр торгового судна в открытом море?
  5. Что такое архипелажные воды? Какие государства-архипелаги вы знаете?
  6. Каков правовой режим морского дна за пределами национальной юрисдикции?

Примечание : данную главу студенты специальностей «Эксплуатация судовых энергетических установок» 26.05.06, «Электроэнергетика и электротехника» 13.03.02 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» 26.05.07» могут изучать факультативно.

Замкнутым и полузамкнутым морем считается залив, бассейн или море, окруженное двумя или более государствами и сообщающееся с другим морем или океаном через узкий проход, или состоящее полностью или главным образом из территориальных вод и экономических зон двух или более прибрежных государств. Правовой режим Черного моря определяется многосторонней Конвенцией, заключенной в 1936г. в г.Монтрё (Швейцария), Балтийского моря - договорами стран Балтийского бассейна 17-19 вв., последний из которых, Копенгагенский, был заключен в 1857г. Режим замкнутых и полузамкнутых морей обычно предусматривает ограничение для плавания военных кораблей стран, которые не являются прибрежными для таких морей. В соответствии с UNCLOS-82 государства, омываемые такими морями, должны сотрудничать либо путем заключения договоров между собой, либо через региональную организацию в вопросах управления живыми ресурсами моря, их сохранением, разведкой и эксплуатацией; осуществления своих прав и обязанностей в отношении защиты и сохранения морской среды; совместными научными исследованиями.

В 1974г. одобрена Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря, в 1976г ряд средиземноморских стран заключил Конвенцию по защите Средиземного моря от загрязнения. В 1978г. Иран, Ирак, Бахрейн, Саудовская Аравия, Оман заключили Конвенцию об охране и улучшению морской среды. В 1983г. ряд государств Карибского бассейна, в т.ч. США, а также Венесуэла и Франция подписали Конвенцию и План действий по охране морской среды района Карибского моря.

Литература

4.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫБОЛОВСТВА

Примечание : данную главу студенты специальностей «Эксплуатация судовых энергетических установок» 26.05.06, «Электроэнергетика и электротехника» 13.03.02 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» 26.05.07» могут изучать факультативно.

Международное рыбопромысловое право – это система принципов и норм, устанавливающих режим исследования, использования, сохранения ресурсов Мирового океана и управления ими в процессе повседневной деятельности и сотрудничества государств. В его основе лежит принцип свободы рыболовства за пределами экономических и рыболовных зон, закрепленных в Конвенции ООН 1958г. об открытом море, как составная часть свободу открытого моря и подтвержденных в UNCLOS-82, а также:

Абиджанская конвенция в области охраны и развития морской и прибрежной сферы района Западной и Центральной Африки 1981г;

Вашингтонская конвенция по котикам 1911г.;

Европейская конвенция о рыболовстве 1964г.;

Конвенция о рыболовстве в Северо-Восточной части Атлантического океана1983г.;

Конвенция о рыболовстве в Северной части Атлантического океана, 1983г;

Каждое государство, а следовательно его юридические и физические лица имеют право на занятия рыболовством и морским промыслом. Все государства, осуществляющие рыболовство и морской промысел обязаны строго соблюдать договорные обязательства и не нарушать интересов прибрежных государств (ст.116). Все государства обязаны принимать в отношении своих граждан те меры, какие необходимы для сохранения живых ресурсов открытого моря (ст.117). При определении размера допустимого улова и установлении других мер по сохранению живых ресурсов открытого моря государства на основе научных данных принимают меры для поддержания и восстановления популяций вылавливаемых видов (ст.119).

Определенную трудность при этом составляет внедрение норм международного права в отрасль рыболовства во внутренних и территориальных водах.

Во-первых, это связано с тем, что огромная часть рыбного промысла осуществляется судами малых размеров, на которые не распространяется надзор классификационных обществ, и которые не подлежат освидетельствованию, согласно международных конвенций, что, однако не снижает необходимости поддерживать их исправное техническое состояние, осуществлять меры по защите морской среды, безопасности мореплавания и, как следствие, обеспечивать обучение их плавсостава соответствующим образом. Фактически, под надзором Классификационного общества находятся, в основном сейнеры типа РС, СЧС, МЧС и суда типа ТХС. На них также распространяются требования как национального, так и международного законодательства по предотвращению загрязнения моря, охране человеческой жизни на море, сертификации плавсостава, соблюдения правил безопасности мореплавания.

Во-вторых, в ряде случаев тексты международных конвенций, касающиеся транспортного и рыболовного флота, имеют некоторые разногласия. Например, размеры судов транспортного флота оцениваются прежде всего по валовой регистровой вместимости, согласно Конвенции 1969 года по обмеру судов. В ее тексте нет указания, что она не распространяется на суда рыболовного флота. В то же время, в целом ряде правовых документов по рыболовству фигурируют «суда длиной 12м и более», «суда длиной 24 м и более», «суда длиной свыше 45 м», «крупнотоннажные суда» и т.п. Причем длина судна определяется именно по упомянутой Конвенции.

В-третьих, открытые для подписания международные конвенции по разным причинам не входят в силу десятилетиями, что негативно влияет на национальное законодательство – страна может присоединиться к конвенции, которая входит в силу в течение 17 лет (Конвенция ПДНВ-95Р) и соблюдать ее положения, остальные государства обходятся без нее.

  • 8. Понятие и виды мирных средств разрешения международных споров.
  • 9. Понятие, виды и форма международных договоров. Порядок и стадии их заключения
  • 10. Порядок вступления в силу, действия и прекращения действия международных договоров.
  • 11. Оговорки к международным договорам. Депозитарий.
  • 12. Основания недействительности международных договоров.
  • 13. Способы выражения государством согласия на обязательность для него международного договора.
  • 14. Толкование международных договоров.
  • 15. ООН: история создания, цели, принципы и организационная структура.
  • 16. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН: функции, состав, порядок работы.
  • 17. Международный суд ООН: организация, компетенция, юрисдикция.
  • 18. Европейские сообщества: основные этапы развития, организационная структура.
  • 20.Права человека в международном праве: основные документы и их характеристика.
  • 21.Европейский суд по правам человека: история создания, структура, порядок формирования.
  • 22. Европейский суд по правам человека: условия обращения, принятие решения.
  • 23. Международные финансово-экономические организации: цели, принципы, система органов, порядок принятия решений (на примере одной организации).
  • 24. Система ГАТТ-ВТО: основные этапы развития, цели и принципы
  • 25. Международно-правовые вопросы гражданства: понятие, порядок приобретения и утрата гражданства.
  • 27. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера.
  • 28. Международно-правовая ответственность индивидов.
  • 29. Международно-правовые основания выдачи.
  • 30. Международный уголовный суд.
  • 31. Дипломатические представительства: функции, состав.
  • 32. Порядок назначения и отозвания дипломатических агентов.
  • 33. Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и сотрудников.
  • 34. Консульские учреждения: функции, виды. Порядок назначения глав консульских учреждений.
  • 35. Консульские привилегии и иммунитеты.
  • 36. Виды правового режима территории. Юридическая природа государственной территории, ее состав.
  • 37. Государственные границы: виды, порядок установления.
  • 39. Правовой режим Арктики; о.Шпицберген.
  • 40. Правовой режим Антарктики.
  • 41. Внутренние морские воды и территориальное море: понятие, правовой режим.
  • 42.Прилегающие зоны и открытое море: понятие, правовой режим.
  • 43. Исключительная экономическая зона и континентальный шельф: понятие, режим.
  • 44. Международно-правовой режим «Района».
  • 45. Международные каналы и проливы.
  • 47. Правовое регулирование международных воздушных сообщений.
  • 48. Международно-правовое регулирование космоса.
  • 49. Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды.
  • Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деятельность на прилежащих шельфах своими национальными законами и правилами.

    44. Международно-правовой режим «Района».

    Основные принципы и элементы правового режима пространств и ресурсов международного района морского дна установлены Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Некоторой аналогией Району может быть Антарктика, Луна и другие небесные тела, т.е. - объекты, изъятые в силу международного права из национального присвоения каким-либо государством. Что касается эксплуатации ресурсов Района, она осуществляется под управлением специальной межправительственной организации - Международного органа по морскому дну (Орган). Деятельность по разведке и разработке ресурсов Района и иные виды деятельности могут носить только мирный, невоенный характер. По инициативе СССР был в 1970 г. одобрен Генеральной Ассамблеей ООН текст Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, а затем и подписан многими государствами. Договор действует за пределами территориального моря. Предусмотрена система контроля исполнения договора. Объявленные общим наследием человечества ресурсы Района не подлежат присвоению каким-либо государством, не могут отчуждаться, ни одно государство не может претендовать на суверенные права на них. Орган по морскому дну должен обеспечивать упорядоченное и рациональное использование ресурсов Района, предотвращать монополизацию освоения ресурсов, координировать добычу ресурсов.

    45. Международные каналы и проливы.

    Международные проливы и каналы. (более 100 штук).

    И только четыре регулируются международным правом 1936 года:

    1. турецкий пролив

    2. Могилатов пролив (2 океана – Тихий океан, Атлантический)

    3. балтийский пролив.

    4. Гибралтарский пролив.

    Остальные регулируются международным морским правом. Каналы:

    1.Суэцкий канал (средиземное и красное море) 1888 год – Константинопольская конвенция, закрывается только тогда, когда Египет начинает воевать.

    2.Панамский канал (2000 – го года был под юрисдикцией США, после передали управление Панаме)

    3.Кильский канал – соединяет Северное и Балтийское моререгулируется внутренним законодательством Германии.

    Международные проливы – естественные проходы, соединяющие части открытого моря (или исключительных экономических зон) или часть открытого моря (или исключительной экономической зоны) с территориальным морем другого государства, используемые для международного судоходства и воздушной навигации.

    Правовой режим проливов, не являющихся международными, определяется законами и правилами прибрежного государства.

    Требования Конвенции ООН по морскому праву, касающиеся международных проливов, не затрагивают правового статуса вод, находящихся за пределами территориальных вод государств, граничащих с проливами (таких как исключительные экономические зоны и открытое море).

    Согласно Конвенции ООН по морскому праву, в проливах, используемых для международного судоходства, соединяющих одну часть открытого моря или исключительной экономической зоны с другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны, все суда, военные корабли и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода (пролета) (Гибралтарский, Малаккский, Ормузский и другие проливы). Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоной и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. В проливах между частью отрытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства (Мессинский пролив, отделяющий Сицилию от Аппенинского полуострова и соединяющий Средиземное море с Тирренским, пролив Тирана в районе залива Акаба) применяется режим мирного прохода.

    Положение о транзитном проходе не применяется, если пролив образуется островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью. Но это положение правомерно лишь в том случае, когда в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в экономической зоне. В таком проливе применяется мирный проход.

    Отличие права транзитного прохода от права мирного прохода заключается в том, что мирный проход распространяется только на судоходство, а транзитный проход предусматривает также право пролета летательных аппаратов над территориальными водами прибрежных государств. При осуществлении права транзитного прохода суда воздерживаются от любой деятельности, кроме той, которая свойственна обычному порядку быстрого и непрерывного транзита, за исключением случаев, когда она вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием. Государства, граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства в проливах, когда это необходимо для содействия безопасному проходу судов.

    Прибрежные государства могут принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу судов через проливы, в отношении:

    безопасности судоходства и регулирования движения судов; предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения; недопущения рыболовства;

    погрузки или выгрузки товаров или валюты, посадки или высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил.

    Такие законы и правила не должны допускать дискриминации между иностранными судами, их применение не должно приводить к ущемлению права транзитного прохода.

    Не должно быть никакого приостановления транзитного прохода.

    Во время транзитного прохода через проливы иностранные суда не могут проводить какие бы то ни было исследования или гидрографические съемки без предварительного разрешения государств, граничащих с проливами.

    Режим прохода через проливы, используемые для международного судоходства, не затрагивает в других отношениях ни правового статуса вод, образующих эти проливы, ни осуществления государствами, граничащими с проливами, их суверенитета или юрисдикции над такими водами, воздушным пространством над ними, их дном и недрами.

    Нормы, регулирующие режим международных проливов, не затрагивают положения тех проливов, правовой режим которых определяется относящимися к ним специальными международными соглашениями или международными обычаями, относящимися к этим проливам (Балтийские проливы, Черноморские проливы).

    Международные каналы представляют собой искусственные водные пути, связывающие моря и океаны и используемые для международного судоходства.

    В зависимости от географического расположения, экономического, транспортного и стратегического значения международные каналы подразделяются на две группы:

    каналы общемирового значения – соединяют моря и океаны в единую транспортную систему и используются большинством государств мира (Суэцкий и Панамский); каналы регионального значения – соединяют между собой открытые моря и используются ограниченным числом государств (Кильский и Коринфский).

    Общей особенностью международных каналов является то, что они, представляя собой искусственные водные пути, составляют неотъемлемую часть территории государствсобственников каналов. К числу основных принципов и норм, лежащих в основе правового регулирования судоходства по таким каналам, относятся:

    уважение суверенных прав государства – собственника канала и невмешательство в его внутренние дела; воздержание от угрозы силой или ее применения при разрешении споров относительно использования канала;

    свобода судоходства для торговых судов и военных кораблей всех флагов без дискриминации; обеспечение свободы судоходства и защиты канала силами и средствами государствасобственника; обязанность государств-пользователей соблюдать международные правила и национальные

    законы, касающиеся обеспечения судоходства и безопасности плавания, и уплачивать установленные без дискриминации сборы; недопустимость использования канала во вред интересам мира и международной безопасности.

    46. Международное воздушное право: понятие, источники, основные принципы.

    Международное воздушное право - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют правовой статус воздушного пространства и режимы его использования в целях аэронавигации.

    Под регулированием режимов использования воздушного пространства в целях аэронавигации понимаются, прежде всего, вопросы осуществления международных воздушных перелѐтов гражданскими воздушными судами, исключая государственные воздушные суда (под которыми Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 года понимает военные, таможенные и полицейские суда).

    Вопросы транзитного пролѐта над международными проливами и архипелажными водами урегулированы Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и, следовательно, относятся к международному морскому праву Соглашение о международном воздушном транзите 1944 г. установило две свободы воздуха:

    1. возможность полета без посадки;

    2. возможность посадки для технического обслуживания.

    Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 г. установило еще три:

    3. возможность высаживать пассажиров, выгружать груз и почту, взятые на территории государства, в которым зарегистрирован самолет;

    4. возможность принимать на борт пассажиров, груз и почту, следующие на территорию государства, в которым зарегистрирован самолет;

    5. возможность принимать на борт пассажиров, груз и почту, следующие на территорию любого из участвующих в Соглашении государств, возможность высаживать пассажиров, выгружать груз и почту, следующих из одного из этих государств.

    Основные принципы сотрудничества в области международной гражданской авиации изложены в Чикагской Конвенции:

    1.Полный и исключительный суверенитет каждого государства на свое воздушное пространство. 2.Обеспечение безопасности полетов по международным воздушным линиям на территории государства.

    3.Обязательство применять гражданскую авиацию только в мирных целях, целях укрепления дружбы между народами и перевозки различных грузов.

    4.Предоставление средств и создание необходимых условий для осуществления международных воздушных сообщений своими компаниями.

    5.Установление регулярного воздушного сообщения путем заключения двухсторонних и многосторонних соглашений между государствами.

    6.Предоставление Договаривающимися государствами друг другу права на регулярные полеты на их территорию, когда между ними еще не заключено соглашение о воздушном сообщении. 7.Осуществление свободных полетов над открытым морем и проливами для всех государств. 8.Каждое государство имеет право регулировать коммерческую деятельность на своей территории.

    9.Каждое государство имеет право регулировать административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию по отношению к экипажам, воздушным судам и пассажирам.

    10.Любое воздушное судно, вторгшееся в пределы воздушного пространства любого государства считается нарушителем. Государство может применять соответствующие меры к нарушителям воздушного пространства, вплоть до принудительной посадки.

    11.Каждое государство, совершающее полеты на своих воздушных судах в пределах другой страны, должно подчиняться действующим в этой стране правилам, постановлениям, касающимся полета и маневрирования воздушных судов.

    12.Вылет воздушного судна для выполнения международного полета допускается только после прохождения экипажем и пассажирами паспортной и таможенной процедур в соответствии с правилами, установленными данным государством. Территорию государства можно пересекать без посадки согласно соглашения или специального разрешения. За каждым государством сохраняется право подвергать обязательной таможенной проверке воздушные суда, выполняющие транзитные полеты.

    13.В качестве запасных можно использовать только те аэродромы, которые указаны в соглашении о международном воздушном сообщении. Вынужденную посадку можно совершать только в случае крайней необходимости.

    Правовой основой для установления международных воздушных сообщений являются межправительственные соглашения о воздушном сообщении.

    47. Правовое регулирование международных воздушных сообщений.

    СВОБОДЫ ВОЗДУХА - - впервые использованный в Чикагской конвенции о международной гражданской а-виации 1944 г. термин, означающий виды правового регулирования коммерческой деятельности, осуществляемой летательными аппаратами в воздушном пространстве над территорией какого-либо иностранного государства. "С.в." подразумевают право: а) транзитного беспосадочного пролета: б)транзитного пролета с посадкой в некоммерческих целях; в) высадки на иностранной территории пассажиров, выгрузки багажа, почты и грузов, взятых на борт на территории государства флага воздушного судна; г) посадки на борт пассажиров, загрузки багажа, почты и грузов для перевозки на территорию государства флага воздушного судна, а также любого третьего государства; д) перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов между третьими странами через территорию государства флага воздушного судна: е) перевозки между третьими

    Многонациональные реки пересекают территорию нескольких государств. Каждое из прибрежных государств осуществляет в отношении той части реки, которая находится на его территории. Вместе с тем, поскольку река составляет единое целое, возникает необходимость в согласованном регулировании ее правового режима между заинтересованными государствами.

    Международные реки - крупные, судоходные на значительном своем протяжении реки, пересекающие территории нескольких стран и имеющие судоходный выход в море. Такие реки служат важной транспортной артерией. В их использовании заинтересованы не только прибрежные государства, и это, в свою очередь, требует отражения в международном договоре.

    Принципы регулирования режима таких рек :

    • суверенного равенства сторон;
    • взаимной выгоды;
    • всестороннего учета взаимных интересов в использовании вод реки.

    Начало признания таких принципов было положено Декретом французского Конвента от 16 ноября 1792 г. в отношении рек Шельды и Мааса, где говорилось, что «ни одна нация, не совершая несправедливости, не может присвоить себе исключительного пользоваться рекой и препятствовать соседним народам, живущим вверх по течению, пользоваться теми же преимуществами".

    Универсальным международным соглашением в данной области, которое может служить образцом международного сотрудничества, является Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г. Ее участниками являются Россия, Украина, Болгария, Венгрия, Румыния, Чехия, Словакия и Югославия. В 1960 г. к ней присоединилась Австрия.

    Подробнее

    В соответствии со ст. 1 Конвенции навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для , торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства.

    Придунайские государства обязались содержать свои участки Дуная в судоходном состоянии для речных и на соответствующих участках морских судов и производить необходимые работы для обеспечения и улучшения условий судоходства, а также не ставить препятствий или помех для судоходства на фарватерах Дуная.

    Конвенцией предусмотрено учреждение Дунайской комиссии, в компетенцию которой, в частности, входят наблюдение за исполнением положений Конвенции, составление общего плана основных работ в интересах судоходства, консультация и дача рекомендаций специальным речным администрациям и обмен с ними информацией, установление единой системы навигационной путевой обстановки и т. д.

    Конвенция предусматривает и порядок разрешения споров. Любой спор между участниками относительно применения и Конвенции, не решенный путем прямых переговоров, по требованию любой из спорящих сторон передается на разрешение Согласительной комиссии, состоящей из членов, назначаемых по одному от каждой из спорящих сторон, и одного члена, назначаемого председателем Дунайской комиссии из числа граждан государств, не участвующих в споре, а если председателем Комиссии является гражданин государства, участвующего в споре, то - Дунайской комиссией.

    Помимо Дуная важнейшими реками Европы являются Рейн, Эльба и Шельда, впадающие в Северное море.

    На Берлинской конференции 1884-1885 гг. по Конго был принят Генеральный акт о свободе судоходства для торговых судов всех наций по рекам Конго и Нигер и их притокам и о создании специальной Международной комиссии для регулирования судоходства по реке Конго.

    В 1963 г. девять африканских стран, расположенных по реке Нигер, подписали Соглашение о сотрудничестве в совместном использовании реки.
    Самой длинной рекой в мире является Нил, протяженность которого составляет 6,7 тыс. км. Нил проходит через территории Руанды, Кении, Танзании, Уганды, Эфиопии, Судана, Египта и впадает в Средиземное море. Издавна водные ресурсы Нила используются совместно всеми прибрежными государствами для целей сельского хозяйства, водоснабжения, рыболовства и судоходства.

    Другой рекой, имеющей важное международное значение, является Амазонка (6,4 тыс. км), ширина которой местами достигает 150 миль. Многостороннего договора, регулирующего режим Амазонки, нет, однако в соответствии с законодательством прибрежных государств (Боливия, Бразилия, Колумбия, Перу, Эквадор) судам всех стран предоставлена свобода судоходства по этой реке.

    Река Меконг протекает по территории шести государств - Китая, Мьянмы, Лаоса, Таиланда, Камбоджи и Вьетнама. Международно-правовое регулирование ее режима осуществляется преимущественно в рамках регионального сотрудничества.

    Отличительная черта государственной территории – это принцип территориального верховенства государства. Данная территория принадлежит определенному государству, т.е. находится под его суверенитетом. Суверенитет государства является основой принципа неприкосновенности государственной территории.

    Сухопутная государственная территория – это материк, острова и анклавы. Анклав представляет собой часть сухопутной государственной территории, охваченной со всех сторон сухопутной территорией другого государства и не имеющей выхода к морю (территория Заира – округ Кабинда, принадлежащий Анголе; территория Армении – Нахичеванская область, принадлежащая Азербайджану). Есть и полностью островные (Япония, Великобритания, Мадагаскар) или архипелажные (Индонезия) государства.

    В состав водной территории входят воды рек, озер, проливов, каналов, водные пути, расположенные в пределах границ данного государства, внутренние морские воды и территориальное море.

    Государственное воздушное пространство представляет собой столб воздуха над сухопутной и водной территорией государства, над которым данное государство осуществляет свой суверенитет. Высотные пределы воздушного пространства одновременно являются линией разграничения воздушного и космического пространств (приблизительно 100–110 км над уровнем моря).

    Недра, лежащие под сухопутной и водной территорией государства, всецело находятся под его суверенитетом без каких-либо ограничений по глубине.

    Условная территория государства – это расположенные вне пределов государственной территории принадлежащие этому государству или его лицам объекты: воздушные, речные, морские суда, космические объекты, суда и станции, искусственные острова и установки в Мировом океане и на его дне, научно-исследовательские станции в Антарктиде, помещения дипломатических и консульских представительств.

    Характерная черта государственной территории – исключительность власти конкретного государства в пределах его границ. Территориальное верховенство представляет собой неотъемлемую часть государственного суверенитета, его материальное проявление. Территориальное верховенство может быть ограничено в тех же случаях, что и государственный суверенитет (ответственность за агрессию). Исключение из территориального верховенства может иметь место и по соглашению между государствами: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. исключает из сферы законодательства государства пребывания дипломатических представителей других государств и членов их семей.

    Основные черты территориального верховенства государства:

    • – власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на государственной территории;
    • – государство не может быть насильно лишено принадлежащей ему территории или ее части, государственные границы нерушимы и неприкосновенны;
    • – верховная власть государства осуществляется через систему его законодательных, исполнительных, судебных и административных органов;
    • – юрисдикция государства в отдельных случаях может распространяться и за пределы его территории;
    • – земля и природные ресурсы государства не могут использоваться другими государствами без явно выраженного согласия территориального суверена.

    Территориальное верховенство включает в себя и юрисдикцию государства – право его судебных и административных органов рассматривать и разрешать все споры на данной территории. Понятие территориального верховенства шире понятия юрисдикции, так как территориальное верховенство выражает полноту государственной власти во всех ее конституционных формах. Однако полнота и исключительность государственной власти ограничена пределами его территории, а юрисдикция может иметь и экстерриториальное действие – в водах открытого моря, на континентальном шельфе; она распространяется и на вооруженные силы государства, находящиеся за границей, и на его граждан, входящих в состав вооруженных сил иностранного государства. Юрисдикция распространяется и на условные территории данного государства.

    Государственная территория представляет собой не только пространство, находящееся под территориальным верховенством, но и природную среду, и ее компоненты – природные ресурсы. Природная среда и ее ресурсы – это материальное содержание государственной территории. Никто не вправе насильственно лишить государство принадлежащей ему территории и природных ресурсов. Незаконная добыча природных ресурсов или рыболовство в иностранных территориальных водах без разрешения соответствующего государства представляют собой посягательство на его суверенитет. Это положение закреплено в резолюции ГА ООН относительно суверенитета государств над их природными ресурсами.

    Любое государство свободно распоряжается принадлежащими ему природными ресурсами и своей территорией в принципе. Государство свободно заключать концессионные соглашения, т.е. выдавать разрешение на эксплуатацию своих природных ресурсов иностранным лицам. Достаточно часто встречается и международно-правовая аренда территории: на основе международного договора одно государство передает другому право владения и пользования каким-то участком своей территории на оговоренный срок и за соответствующую плату. Арендованный участок остается в собственности государства-арендодателя, но на основании договора об аренде юрисдикция осуществляется государством-арендатором (по Договору 1962 г. СССР передал Финляндии в аренду советскую часть Сайленского канала). Аренда территории оформляется двусторонними договорами: Соглашение между Россией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины 2010 г.

    Принцип целостности и неприкосновенности государственной территории является одним из когентных принципов общего международного права, но этот принцип не абсолютно, а частично когентный.

    Международное право допускает возможность и необходимость территориальных изменений. Главное правовое основание территориальных изменений – это право наций на самоопределение. В результате реализации этого права возможны не только частичные изменения государственной территории, но и образование новых государств в результате их разделения или объединения. Право нации на самоопределение может быть осуществлено путем плебисцита.

    Плебисцит – это выявление воли нации при решении вопроса о государственной принадлежности спорной территории. Плебисцит представляет собой всенародное голосование среди населения, проживающего на спорной территории, по поводу ее передачи или присоединения. Основой плебисцита являются как национальное законодательство, так и международные договоры. Институт плебисцита появился в международном праве во времена Великой французской революции XVIII в. Посредством использования этого института в 1944 г. Исландия получила независимость от Дании, в 1945 г. Монголия сохранила независимость от Китая, в 1969 г. Западный Иран воссоединился с Индонезией, в 1993 г. из Эфиопии как самостоятельное государство выделилась провинция Эритрея. В 1996 г. референдум в Шотландии провозгласил курс на постепенное отделение от Великобритании. В 2010 г. проведен плебисцит в Судане, в результате которого население Южного Судана проголосовало за образование самостоятельного государства.

    Плебисцит – разновидность референдума и практически равнозначен ему, однако референдум проводится в отношении конституции, других законов, политического устройства государства, а плебисцит – только в отношении территориальных вопросов.

    Право наций на самоопределение должно осуществляться в увязке с другими когентными принципами общего международного права и не может им противоречить (прежде всего, принципу территориальной целостности государства). В связи с этим принцип права наций на самоопределение вызывает серьезные сложности в международной действительности и порождает политику "двойных стандартов": например, конфликт между Арменией и Азербайджаном по поводу государственной принадлежности Нагорного Карабаха (с точки зрения Армении – это реализация права нации на самоопределение, с точки зрения Азербайджана – нарушение территориальной целостности и политического единства государства). То же самое можно сказать и о выходе Абхазии и Южной Осетии из состава Грузии в 2008 г.

    Кроме права нации на самоопределение существует еще ряд законных оснований изменения принадлежности государственной территории: цессия, обмен территориями, меры в отношении государства-агрессора. Любые территориальные изменения оформляются международными соглашениями.

    Цессия (уступка или продажа территории) – это передача участков территории одним государством другому с учетом географических факторов на основе договора. Например, в 1867 г. Россия продала Аляску США, поскольку не могла осуществлять эффективный контроль над данной территорией. В 1946 г. СССР уступил Афганистану часть водной территории реки Амударья.

    Обмен территориями (разновидность цессии) – это обмен небольшими участками территории между сопредельными государствами с целью установления более удобного положения линии границ на местности: в 1951 г. состоялся обмен территориальными участками между СССР и Польской Народной Республикой в районе Львовской области; в 1954 г. аналогичный обмен был произведен между СССР и Ираном.

    Обмен территориями может производиться и при демаркации или редемаркации границы, если на отдельных участках существует необходимость ее "выпрямления": в 1967 г. между СССР и Норвегией состоялся обмен равноценными участками приграничных территорий; в 1967 г. то же самое имело место между СССР и Турцией при проведении новой границы. При проведении новых границ должны быть исключены территориальные потери сторон.

    Территориальные изменения, предпринимаемые в отношении территории государства-агрессора, представляют собой санкцию за агрессию и меры против ее повторения. Это исключительная мера, санкция пенитенциарного характера, которая в современном международном праве не считается аннексией (незаконное отторжение территории государством-победителем). Наиболее серьезные территориальные изменения такого рода имели место после Второй мировой войны в отношении Германии и Японии как меры международно-правовой ответственности за агрессию.

    Территориальные споры в основном возникают из-за разногласий сторон относительно норм международного права, определяющих юридическую принадлежность определенных участков территории. В территориальных спорах речь идет именно о юридической принадлежности территории, а не о фактическом владении ею. Признание территориального спора означает признание существования определенной территории, юридическая принадлежность которой точно или окончательно не установлена. Типичные случаи территориальных споров:

    • – отсутствует делимитация или демаркация границы и речь идет о ее установлении;
    • – существуют две противоположные делимитации, основанные на разных международных соглашениях, и спор идет о правомерности одного из них;
    • – государства по-разному толкуют нормы международного соглашения о делимитации границы;
    • – не установлена принадлежность определенных участков территории, главным образом, островов.

    От территориальных споров отличаются односторонние территориальные претензии – заявляющее претензии государство не оспаривает норм международного права, определяющих линию границ, но считает, что территория принадлежит именно ему.

    Территориальные споры являются одним из наиболее опасных видов международных споров, поскольку могут привести к серьезному вооруженному конфликту. Доказательства истинной юридической принадлежности спорной территории: соглашение о прохождении границ и географические карты, главную роль среди которых играют те, которые непосредственно прилагаются к договору о делимитации.

    Признание одной из сторон фактической принадлежности территории другой стороне приводит к прекращению спора. Такое признание может быть явно выраженным (заключение соглашения о прохождении границы) или молчаливым. Концепция молчаливого признания – это отсутствие явно выраженного протеста даже при наличии оснований для его предъявления. Концепция молчаливого признания используется в судебной и арбитражной практике как доказательство при разбирательстве территориальных споров. С концепцией молчаливого признания связана концепция эстоппеля – государство должно быть последовательным и не оспаривать уже признанный факт (общий принцип права – нельзя отрицать то, что уже признано).

    Похожие публикации