Занятие на тему семейные ценности. Социальный тренинг-ролевая игра "моя семья"

Елена Ниткина
Занятие по семейному воспитанию

Занятие по семейному воспитанию

Тема: «Моя семья»

Цель . Формирование чувства принадлежности к своей семье; творческое самовыражение.

Задачи: продолжать формировать позитивную картину мира и понятия «семья». Осознание роли семьи.

Ход занятия:

Приветствие.

Воспитанники произносят слово «привет» с разной интонацией. Если кто - то затрудняется выбрать определенную интонацию, то ее называет педагог. Надо следить за тем, чтобы последняя интонация была положительной.

Педагог: «Здравствуйте! На прошлом занятии мы с вами говорили о том, для чего человеку нужна его семья, и сегодня я хочу предложить вам продолжить эту тему. Давайте сыграем с вами в игру».

Игра «Верно – неверно!»:

Педагог: «Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихонечко.

– Семья – это все мои друзья и знакомые.

– Семья – это я.

– Мои родители могут быть младше меня.

– Бабушка – это мама моей мамы.

– Дедушка – это папа моего папы.

– Семья – это люди, которые любят друг друга.

– Бабушка и дедушка – это мои родители.

– Я – дочь мамы и папы.

– Всем людям нужна семья.

Педагог: «Сегодня мы и будем рисовать свою семью». Дети рисуют три рисунка: «Моя семья», «Моя семья в образах животных», «Моя семья в образах сказочных героев». Во время рисования можно включить спокойную музыку. После того как рисунки будут готовы, дети рассказывают о них.

Беседа «Что значит любить родителей?»:

Почему важно в семье любить друг друга?

Как выразить свою любовь к родителям?

Как научиться не огорчать близких?

Как вести себя, когда провинился?

Как научиться понимать настроение родителей?

Как повысить настроение папе, маме?

Как помочь маме вести домашнее хозяйство?

Какие семейные праздники сплотят семью?

Как мужчины в семье могут устроить настоящий праздник для мамы с сестренкой?

Как проявить особое внимание к маме, чтобы она почувствовала внимание и заботу сына?

Как вы считаете, со всеми ли домашними делами может справиться настоящий мужчина, хозяин?

Итог занятия.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому воспитанию Конспект занятия " Православная культура Урала (Невьянская иконопись) в живописи, литературе и музыке". Цель актуальная: формировать представление.

Ткрытое комплексно-тематическое занятие по патриотическому воспитанию. Составил: воспитатель подготовительной группы Труш Ю. С. Цель: Приобщить.

Открытое занятие на тему: "МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ". Выполнила и провела воспитатель средней группы «Б» Фатиева Инга Васильевна. Цель: освоение.

Занятие по музыкальному воспитанию «Путешествие с Домисолькой» Занятие по музыкальному воспитанию Тема: «Путешествие с Домисолькой» (старшая группа) Вид занятия: тематическое, фронтальное Программное.

Занятие по нравственному воспитанию «В мире добра» Занятие по нравственному воспитанию «В мире добра» Цель: Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста при общении с людьми.

Занятие по патриотическому воспитанию в комбинированной группе Занятие по патриотическому воспитанию в комбинированной группе Заседание тур фирмы «Нижегородские звезды» Дети и воспитатель сидят за.

Занятие по правовому воспитанию «Путешествие Колобка» Тема занятия: Ознакомление с окружающим. Права ребенка. Цель: - Формировать знания у детей об их правах. На примере знакомой сказки «Колобок».

Занятие по сенсорному воспитанию «Кошечка» ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: А. Учить группировать предметы по форме. Б. Учить выполнять действия с предметами. В. Учить детей плотно прикладывать.

Конспект занятия

«Мир семьи»

Цель: воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества.

Задачи:

Образовательные: раскрыть понятия «семья», «семейные ценности».

Развивающие: расширять кругозор, способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе, развивать творческий потенциал детей.

Воспитательные: воспитывать у детей нравственные качества личности, добрые взаимоотношения между детьми в группе, ценностное отношение к себе и окружающим.

Оборудование:

Нарисованная поляна, бумажные птицы, дом с изображением «7-я – наша группа», звезды-оригами, пословицы для игры, раздаточное пособие для практической работы, компьютер с видеосюжетом «Притча о звезде», песни «Мир похож на цветной луг», «Твори добро», афоризмы про семью, фломастеры, свеча.

Ход занятия:

Воспитатель:

Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу.

Давайте дадим друг другу руку, улыбнёмся солнышку – пустим по кругу искорку хорошего настроения.

Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? (Семья)

Тема нашего часа лиричная:

Место личного в общем строю,

Чтобы крепла ячейка первичная,

Всесторонне обсудим семью.

Английский психолог, философ Фрэнсис Бэкон говорил: «Любовь к Родине начинается с семьи».

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – дом, семья. (Показываю плакат в виде дома «7-я – наша группа»)

Что же означает слово «семья» по-вашем? (Дети отвечают по кругу определение «Семья»)

Семья – сколько в нём загадок, оно делится на два слова: «семь» и «я». Оно говорит «семья» - это семеро как я. Число семь не делится, оно считается особенным и напоминает о том, что «семья» тоже едина и неделима.

Давайте посмотрим инсценировку сказки Василия Александровича Сухомлинского «Лепесток и цветочек». (Просмотр сказки в исполении детей)

«Лепесток и Цветок»

Расцвёл белый Цветок георгина. Летали над ним пчёлы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветёт. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»

Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, Как ни в чём не бывало, улыбается солнышку, зовёт к себе пчёл и шмелей. Пошёл Лепесток, встречает Муравья.

Ты кто? – спрашивает Муравей.

Я – Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветёт.

Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, - не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветёт. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

Воспитатель:

Скажите, ребята, почему погиб лепесток? А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? (Ответы детей)

В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, единстве с родственниками, человек счастлив по-настоящему.

Мне кажется, что и нашу группу можно назвать семьёй. Ведь нас с вами многое объединяет: мы заботимся друг о друге, помогаем, у нас есть общие увлечения, любимые занятия и даже семейные традиции.

Скажите своё мнение – считаете ли вы нашу группу семьёй? Что нас объединяет в семью? (Ответы детей. Затем выбирают карточки с нужными ответами, помещают в дом «7-я – наша группа», делают обобщение).

1.Занятия

2.Досуг

3.Традиции

4.Труд

5.Увлечения

6.Мероприятия

7.Отдых

8.Школа

Послушайте стихотворение о нашей семье.

Воспитанник:

Семья – это наше счастье, любовь и удача,

Семья – это праздник, семейные даты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это важно!

Семья – это сложно.

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтобы про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья.

Воспитатель:

Хорошо, когда все быстро и дружно справляются с домашними делами и остаётся свободное время для любимого занятия. Во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, читать вслух книгу, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, шутить, вместе гулять, играть.

И сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем.

Игра «Путаница».

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий выходит из комнаты. Не расцепляя рук, игроки запутываются в кругу. Задача водящего – вернуть детей в круг.

Воспитатель:

Молодцы! Задание было веселым и интересным, не правда ли? Скажите, что помогло вам справиться с ним? Как удалось достичь цели? (Ответы детей)

Да, взаимопомощь, поддержка, доверие друг к другу помогли вам справиться с этим заданием.

Только понимая друг друга и вежливо относясь друг к другу, можно избежать семейных ссор, поддержка членов семьи поможет справиться с любой трудной ситуацией, а доброта в семье помогает сохранить спокойствие и уют. А самое главное и важное - чтобы в семье был мир и лад.

Мир семьи - это радостный дом, его уют и тепло.

Какие качества важно воспитать в себе, чтобы сохранить этот уютный и теплый мир семьи? (Трудолюбие, старательность, ответственность, готовность прийти на помощь, терпимость, взаимопомощь, взаимопонимание, умение уступать друг другу, гостепреимство).

Давайте попробуем создать наш «Мир семьи».

У вас на столах волшебные птицы, которые помогут вам запомнить эти качества. Нужно разместить их на сказочной поляне. (Поочерёдно выходят дети, читают определения качеств, делают обобщение: почему важно воспитывать в себе то или иное качество).

Американский философ Джордж Сантаяна говорил: «Семья – один из шедевров природы». И этот шедевр природы – наш «Мир семьи», где есть уют, тепло и гармония. (Дети поют Песню «Мир похож на цветной луг»)

Но в семье не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Что ещё, по-вашему, необходимо для создания крепкой семьи? (Любовь, уважение, лад, забота, взаимопонимание, терпение, дружба, юмор, такт, хорошее настроение, доброта).

Давайте соберём солнечные лучи в единое целое. (Поочерёдно выходят дети, читают определения к высказыванию «Крепкая семья» и помещают на сказочную поляну вокруг солнца).

Семья – это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно. Оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети, должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.

«Дом построить – не шапку одеть» - гласит русская народная пословица. В народе существует множество пословиц и поговорок о доме, о семье. А какие помните вы?

    Мой дом – моя крепость.

    В гостях хорошо, а дома лучше.

    Дома и стены помогают.

    В семье и каша гуще.

    Семья в куче, не страшны и тучи.

    Яблоко от яблони не далеко падает.

    Дети, что цветы: уход любят.

    Семейное согласие всего дороже.

    В семье разлад, так и дому не рад.

Перед вами пословицы. Но, по ошибке наборщика, они перепутаны. Нужно вернуть им первоначальный вид, соединив стрелками.

1.Когда семья вместе…(так и душа на месте).

2.Семья без детей…(что цветок без запаха).

3.Согласную семью…(и горе не берёт).

4.Семья – печка: как холодно…(все к ней собираются).

5.Дружная семья…(и землю превращает в золото).

6.В семье любовь да совет…(так и нужды нет).

7.На что клад…(коли в семье лад).

8.Изба детьми…(весела).

9.Семья сильна…(когда крыша одна).

Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием на «отлично».

Скажите, почему люди не любят жить в одиночестве? Для чего они ищут спутников жизни, воспитывают детей, приобретают друзей? (Ответы детей)

Предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о семье «Притча о звезде». (Просмотр видеосюжета)

Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в

дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»? – спросила Луна. «Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел изнемождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…». «А какими были его глаза»? – недоуменно спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и вот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой Звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна СЕМЬЯ»!

Воспитатель:

Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем-то разделить свою радость и печаль, хочется, чтобы их ждали, любили, хочется создать свою счастливую семью.

Весь народ – наша большая семья. История каждой семьи – частица истории Родины. Мы с вами тоже частичка своей Родины. И насколько сплочённой и крепкой будет наша группа, наша семья, зависит от тех качеств, которые вы в себе воспитываете.

Где-то далеко во Вселенной освещает жизненный путь каждой семьи нашей необъятной страны большая яркая звезда.

Звезда – это символ единства и сплочённости. Давайте зажжём свои маленькие звёздочки – символы душевного тепла и покоя, любви, понимания и мира в нашем доме. (Дети прикрепляют сделанные заранее звёздочки по технике «оригами» к окнам дома).

Мне очень хотелось бы, чтобы никогда не угасал этот свет в ваших окнах, где тепло и уютно всем нам.

Постарайтесь, чтобы так и было!

Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Семья – это та первичная среда, где человек должен творить добро».

(Дети поют песню «Твори добро». Зажигается свеча. Она передаётся по кругу).

Наше занятие подходит к концу. Очень хочется, чтобы всё то, что вы сегодня узнали, осталось с вами, чтобы вам ваш дом был согрет душевным теплом, уютом и любовью.

Благодарю всех за участие, за вашу активность.

Тема занятия : "Семейные ценности."

Цель : расширять представление учащихся о понятиях: семья, мир, человеческие взаимоотношения

Задачи:

Расширять у учащихся знания о мире, человеке и человеческих взаимоотношениях;

Раскрывать понимание значимости самих себя для своей семьи и семьи для каждого человека;

Развивать чувства единения с семьей и через нее – с родственниками, народом и человечеством; воспитывать чувства ответственности и сплоченности.

Ход урока:

1.Эмоциональный настрой.

Я рада вас видеть. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наш урок пройдет плодотворно и будет успешным. И наш урок я хотела бы начать с видео - ролика "Рассуждение детей"

(видео - ролик на тему " Дети так рассуждают о семейных ценностях")

Работа в группах: Попробуйте сформулировать свое определение слову "Семья" и дайте определение

Общее определение слайд1

Беседа: (на доске вывешивается ватман с изображением солнышка и ответы детей пишутся на лучах солнца маркером).

Вопросы:

Что по вашему мнению, нужно для того чтобы существовала семья, какие качества;

Чтобы у детей и родителей были общие интересы;

Чтобы действительно это была семья, как пример для подражания?

(доброта, взаимопонимание, честность, любовь и т.д.). А как эти качества можно назвать одним словом, на чём держится семья?? Правильно - семейные ценности.

Тема нашего занятия "Семейные ценности" слайд 2

Так что же такое ценности? (слайд 3) Размышления и ответы учащихся.

Ценности:- то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл;

Значимость, польза, полезность. (словарь С.И.Ожегова)

После всего сказанного давайте попробуем дать определение семейным ценностям.

Семейные ценности являются частью общечеловеческих ценностей.

Любовь, добро, справедливость в семье способствуют становлению личности с развитым чувством долга, трудолюбивой, умеющей ставить ясные и благородные жизненные цели и следовать им согласно нравственным нормам.

Работа в группах : слайд4 у вас на партах лежит лист со сказкой

"Разноцветная семья", вам нужно будет закончить эту сказку и зачитать ее присутствующим, на работу дается 5 минут.В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...

Ответы учащихся.

Вывод: Каждый из вас живет в семье и ваши семьи это тоже своего рода коробочки с карандашами. И ваши родители и родственники прививают и добавляют в вас "свой цвет" - свои ценности которые вы также несете на своем жизненном пути и в вас находиться частичка ваших близких людей. Счастье семьи зависит от воплощения в жизнь таких ценностей как любовь, учение труд доброта здоровье.

Р ефлексия: А сейчас я вам предлагаю синквей: 1 группа - «Семья» 2 группа - «Ценность» 3 группа – «Счастье» (зачитывают свои работы)

У нас на доске находятся островки счастья (желтый), страха(черный), равнодушия (синий) и мне бы хотелось чтоб каждый из вас взял стикер и наклеил на тот остров какое состояние на данный момент

Спасибо за урок

Вывод: Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они могли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

Наталия ЕФИМОВА,
кандидат психологических наук
E-mail: enspsiholog@мail.ru

МОЯ СЕМЬЯ

Программа для родителей

П рофилактическая работа с семьей является одним из важных направлений деятельности школьного психолога. Именно в общении со взрослыми дети усваивают социальные нормы и ценности, присваивают общественно-исторический опыт, отражающий конкретный уровень экономического, социокультурного развития общества и человека.

Программа «Моя семья» рекомендуется для родителей младших школьников и подростков 5–7-х классов как одна из форм проведения родительских собраний. Она состоит из пяти занятий, некоторые упражнения можно использовать в качестве домашнего задания.

Предварительно психолог на родительском собрании проводит вводное занятие: рассказывает об особенностях развития личности школьника данного возраста, о психологических проблемах, дает общую характеристику класса на основе проведенной ранее диагностики. Важно пробудить интерес и мотивировать родителей на продолжение занятий. Например, можно начать со слов: «Мы становимся родителями в момент рождения первенца и постигаем основы воспитания ребенка с его взрослением, часто совершая ошибки из-за незнания особенностей психологического развития данного возраста. Некоторые родители строят процесс воспитания по образу и подобию своих родителей; другие пытаются найти свой способ, знакомясь с опытом известных семей, например Никитиных; некоторые отдают процесс воспитания ребенка в руки дедушек и бабушек либо перепоручают это дело государственным учреждениям. Мы предлагаем на последующих родительских собраниях продолжить обсуждение формирования личности ребенка в семье».

В качестве домашнего задания можно предложить родителям определить стиль воспитания с помощью опросника АСВ (анализ семейного воспитания) . Желательно, чтобы на опросник ответили все члены семьи, участвующие в воспитании, по отдельности (мама, папа, бабушка, дедушка). Бабушка и дедушка отвечают в том случае, если являются активными участниками, то есть живут одной семьей с ребенком. После этого сравниваются результаты. В случае расхождения мнений обсуждаются преимущества и недостатки каждого типа воспитания. При необходимости семья или ее представители могут прийти на индивидуальную консультацию к психологу.

Занятия должны носить систематический характер, при этом учитывается, что они могут являться частью родительского собрания, но могут проходить и на добровольной основе в течение нескольких дней подряд.

Занятие № 1. ЧТО ТАКОЕ МОЯ СЕМЬЯ

Счастье - это когда утром хочется
идти на работу, а вечером домой.

Народная мудрость

Рекомендации к занятию. На этом занятии предлагается определиться с пониманием сущности семьи, выявить отношения между ее членами. Супруги часто по-разному понимают, что такое состав семьи, включают туда родителей, других ближайших родственников. Причем мнения родителей по этому поводу могут различаться. Важно организовать с помощью наших занятий общение как внутри семьи, так и между семейными парами.

Цель : определение понятия семьи, ее функций, нравственных основ и традиций.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление

Ведущий. Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

В литературе понятия «брак» и «семья» нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.

Современные отечественные социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1816–1887), автор работы «Материнское право». Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818–1881) «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи.

Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека. Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, несомненно оказали влияние на состояние семьи. Современная семья находится в поиске новых путей своего развития.

Предлагается обсудить правила поведения в группе.

Правила поведения в группе

Настрой на актуальное психологическое состояние, не только собственное, но и своего партнера.

Безоценочное восприятие личности партнера.

Изначальное доверие к намерениям партнера.

Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и решение.

Разговор нужно вести, искренне демонстрируя свои чувства и желания.

Данные правила необходимо помнить и супругам. Если на занятиях присутствует только один из них, выполнением рекомендованных упражнений они все равно должны заниматься совместно.

На начальном этапе необходимо обсудить со своим партнером:

Всегда ли ваше общение соответствует этим правилам?

Готовы ли вы двигаться в одном направлении для сплочения вашей семьи?

Готовы ли преодолеть те разногласия, которые могут у вас возникнуть при обсуждении семейных проблем?

Готовы ли вы честно и искренне посмотреть на себя и открыться своему партнеру?

Если да, тогда смелее за дело.

Если нет, то можете поразмыслить над поставленными вопросами в одиночестве.

Ключевые понятия

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Важнейшими функциями семьи являются:

Репродуктивная (рождение детей);

Экзистенциальная (функция социальной и эмоциональной защиты своих членов);

Хозяйственно-потребительская (соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, ведение домашнего хозяйства);

Воспитательная (семейная социализация, воспитание детей);

Социально-статусная (связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет определенный социальный статус членам семьи);

Восстановительная (поддержание здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха);

Коммуникативная (общение, обмен информацией).

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т.д.

Родителям предлагается проделать упражнения. Они могут быть выполнены либо на занятии, либо самостоятельно дома с последующим обсуждением выводов и проблем, с которыми столкнулись партнеры в ходе общения.

Упражнение «СЕМЬ Я»

Ведущий. Впишите в сердечки имена членов вашей семьи. Стрелочками укажите отношения между ними: прямой - хорошие отношения, волнистой линией - эмоционально-неуравновешенные, пунктиром - слабые, жирной линией - авторитарные. При выделении отношений можно добавить свои опознавательные знаки с учетом индивидуальных особенностей вашей семьи (см. рис.).

Обменяйтесь мнениями по поводу восприятия в семье сложившихся отношений между ее членами.

Упражнение «Герб семьи»

Ведущий. С давних пор люди составляют гербы из разных символов, в которых они находили поддержку и силу. В этом гербе имели отражение: имя, символ, личная сила, сильная черта характера, внешняя сила (что или кто поддерживает извне), «подвиг» (ситуации, в которых члены семьи были «на высоте»), мечта. Нарисуйте герб своей семьи. В рисовании герба необходимо принять участие всем членам семьи.

Упражнение «Традиции нашей семьи»

Ведущий. Запишите традиции семьи, в которой вы выросли, и те, которые бы хотели иметь в своей семье.

Упражнение «Нравственные основы семьи»

Ведущий. Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живет семья: «Взаимное уважение в семье», «Забота о воспитании детей», «Один за всех, все за одного». Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей. Сформулируйте нравственные основы своей семьи.

Вопросы к занятию

Какие упражнения вызвали у вас затруднения и почему?

Какие чувства вы испытали, проделывая данные задания?

Какой опыт отрефлексировали, выполняя данные задания?

Занятие № 2. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ПОКОЛЕНИЙ В СЕМЬЕ

Любовь к родителям -
основа всех добродетелей.

Цицерон

Рекомендации к занятию . В начале занятия напомнить результаты предыдущего, а также обсудить домашнее задание. Подвести обсуждение к цели сегодняшнего разговора и его важности для развития ребенка.

Цель : научиться позитивным отношениям в семье.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление

Ведущий. Семья представлена различными поколениями, каждое из которых руководствуется своими ценностями и идеалами, соответствующими идеалам общества, сформировавшего их. Может ли быть понимание между «отцами и детьми»? Научиться позитивным отношениям с разными поколениями в семье - непростая задача. Особенно если вследствие создания молодой семьи сливаются две родительские. Первым шагом на пути к взаимопониманию поколений является осознание ожиданий, установок и ориентаций каждого члена семьи.

Рассматривая вопрос о взаимодействии различных поколений в семье, можно прийти к выводу, что наше поколение и поколения наших родителей и прародителей совсем не похожи друг на друга: у нас разные ценности, разные взгляды на жизнь. Но на самом деле это не так.

В каждом из нас живут три абсолютно разных Я: Я - Родитель, Я - Ребенок и Я - Взрослый. Все эти аспекты личности обладают абсолютно разными характеристиками и ценностями (структура «Я» по Э. Берну ).

Когда объединяются две разные семьи, то необходимо учитывать различия в системе ценностей этих семей, чтобы не происходило внутрисемейных конфликтов. Система ценностей различных поколений очень важна для человека. Если он не будет уважать предыдущие поколения, считаться с их системой ценностей, то этот человек либо порывает с семьей, либо не находит общего языка с ее членами.

Ключевые понятия

Отношения - система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями; отношения между членами группы, обусловленные их личностными качествами, а не формально предписанными ролями и функциями.

Система ценностей - модель ценностей общества или группы, в которой индивидуальные ценности взаимосвязаны таким образом, чтобы каждая из них усиливала другую и тем самым образовывалось бы согласованное целое.

Сотрудничество - совместное участие в общем деле, стремление к согласованной и слаженной работе, готовность поддержать и оказать помощь.

Упражнения для индивидуальной и групповой работы

Упражнение
«Система ценностей различных поколений»

Обсудите систему ценностей семьи со стороны мужа и жены, найдите возможность принятия и уважения системы ценностей между разными поколениями.

Упражнение «Кто в доме хозяин?»

Можно выделить три основных типа распределения семейных ролей:

автономный -муж и жена распределяют роли и стремятся не вмешиваться в сферу влияния друг друга;

демократический -управление семьей лежит на плечах обоих супругов в равной мере.

Разыграть все три типа распределения ролей, причем в авторитарном управлении с двух позиций муж - глава, жена - глава. Обсудить, как чувствовали себя в разных позициях, какое распределение семейных ролей оптимально соответствует вашей семье.

Ведущий. Распределите семейные роли в вашем доме:

«Голова» семьи –
«Душа» семьи –
«Руки» семьи –
«Ноги» семьи –

Упражнение «День рождения»

Упражнение проводится в группе (4–6 человек). Для каждого из участников команды распределяются роли: жены, мужа и их родителей. После первого диалога участники меняются ролями. У одного из родителей, например тещи, день рождения, нужно пойти ее поздравить:

Представить ситуацию: свекровь плохо относится к невестке, а теща к зятю.

Конфликт существует только между тещей и свекровью, детей они в свой конфликт не втягивают.

В семье царят хорошие дружеские отношения.

Упражнение «Конфликтные ситуации»

Группа разбивается на команды по 5–7 человек. Команде предлагается разыграть конфликтные ситуации. Ситуации выбираются тренером исходя из состава участников и тех вопросов, которые их волнуют.

Примеры конфликтных ситуаций

Молодая семья с ребенком двух лет живет с родителями жены. Бабушка и дедушка используют любую возможность подчеркнуть неспособность молодых родителей самостоятельно воспитывать сына и принимать важные решения. В результате назрел конфликт между зятем и тещей, грозящий разрушить отношения в семье. Как наладить эти отношения?

Поженившись, молодые супруги стали жить в доме родителей мужа. Мать мужа пытается управлять жизнью молодых. Муж избегает ссор с матерью, обе женщины ему дороги. Как жене строить свои отношения со свекровью?

Пожилая женщина, мать семейства, с возрастом утеряла реальное влияние на жизнь и дела близких. По характеру она властная, привыкла командовать. Но теперь она уже нездорова, слаба, раздражительна, капризна, не ориентируется в современном изменившемся мире. Как строить с ней общение в семье?

Между родительской семьей и молодыми постоянно возникает недовольство по разным поводам, жить отдельно будет гораздо лучше для обеих сторон. Но инициатор возможного размена квартиры прекрасно понимает, что родители вложили в ее обустройство много любви, сил, времени, денег. Он опасается, что они не захотят терять эту удобную и комфортабельную квартиру, имея в виду не только свои интересы, но и будущее самих детей. Как молодым построить беседу, чтобы уговорить родителей на разъезд?

Вопросы к занятию

Как влияют ценности ваших семей на ваши взаимоотношения?

Какие чувства вы испытали в результате проделанных упражнений?

Каким навыкам сотрудничества внутри семьи вы научились?

Занятие № 3. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ В СЕМЬЕ

Ничто нам так не хочется изменить,
как привычки других людей.

Марк Твен

Рекомендации к занятию. В начале занятия обсудить домашнее задание. Обратить внимание на выводы, которые родители делают в результате домашнего обсуждения. Самые значимые можно записать в виде памятки. Связать новую тему о социальных ролях в семье с предыдущими.

Цель : осознать свои права и обязанности, потребности в соответствии с социальной ролью.

Вступление

Ведущий. Каждый человек в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, врача, члена определенного социального слоя и т.д. Ролевое обучение необходимо, чтобы научиться:

1) выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с ролью;

2) приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.

Следует отметить, что на удовлетворенность браком влияет не столько реальное поведение супругов в различных сферах брачно-семейных отношений, сколько оценка поведения одного супруга другим. Поскольку у разных людей может быть разное представление о том, что такое хорошо налаженный быт, должное воспитание детей, уважение, внимание, любовь, постольку результаты исследования удовлетворенности вряд ли могут служить показателем реальных брачно-семейных отношений.

В то же время исследование удовлетворенности может очень много дать для выявления ожиданий каждого из супругов, связанных с распределением ролей и ролевым поведением членов семьи. Можно выделить два подхода к решению этой проблемы.

При первом подходе рассматриваются ролевые ожидания и ролевое поведение в какой-то одной, сравнительно узкой сфере деятельности. Например, конфликты между мужем и женой могут возникать из-за того, что жена хочет, чтобы муж проводил все свое свободное время дома, в то время как он предпочитает общение с друзьями или у него есть какое-то увлечение. Муж может ожидать от жены большего внимания к выполнению определенных хозяйственных функций и т.п.. Такие ситуации достаточно распространены и могут явиться причиной серьезных семейных конфликтов.

Второй подход связан с попыткой построения комплексной модели ролей, ролевых ожиданий и ролевого поведения. Одна из наиболее интересных попыток в этом направлении была предпринята известным американским социологом К. Киркпатриком, который выделил: традиционные роли мужа и жены, товарищеские роли (роли компаньонов) и роли партнеров - и перечислил основные ожидания, которые соответствуют этим ролям.

Сегодня мы будем обсуждать вопрос, играющий немаловажную роль в удовлетворенности семейными отношениями. Постарайтесь быть искренними и тактичными в его обсуждении, понять, каковы ожидания вашего супруга (супруги) относительно своей и вашей роли в семье.

Ключевые понятия

Социальная роль -ожидаемое поведение человека; обязывает вести себя определенным образом.

Упражнения для индивидуальной и групповой работы

Упражнение «Моя роль в семье»

Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации.

Обсудить представление членов семьи о своей роли.

Для лучшего понимания проблем друг друга можно на некоторое время поменяться ролями: муж может взять на себя роль жены, а она принимает его роль. Каждый старается играть роль другого, высказывая жалобы и претензии, и в результате имеет возможность проникнуть в мир чувств и реакций своего партнера.

Упражнение «Мои потребности в росте...»

Обсудить потребности в развитии и росте каждого супруга:

Материальные (потребность в обеспечении достатка в семье);

Социальные (потребность в обучении, профессиональной реализации, общении с другими людьми);

Духовные (потребность в совершенствовании своего духовного развития).

Вопросы к занятию

Как влияют ваши представления о социальных ролях друг друга на взаимоотношения?

Что будет происходить с вашей семьей, если потребности одного супруга будут качественно другими, чем у другого?

Что будет происходить, если какая-либо потребность будет доминировать над другими?

Занятие № 4. ПОЗНАЙ СВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ «Я»

Мы не были родителями изначально,
мы стали родителями в момент вашего рождения.
Как родители, мы ровесники вашего рождения
и не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке.
От нас зависит, какими вы станете,
но и от вас – какие родители получатся из нас.

Билль о правах родителей

Рекомендации к занятию. Здесь следует вернуться к результатам опросника АСВ (анализ семейного воспитания), проведенного перед началом занятий, и детально разобрать каждый стиль. Кроме того, дополнить опросник новой информацией, которая предлагается во вступлении, и помочь родителям скорректировать стиль воспитания детей.

Цель: определить свое отношение к процессу воспитания детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление

Ведущий. Одна из функций семьи - продолжение человеческого рода. Опыт родителей мы получаем вместе с нашим воспитанием. Поскольку муж и жена воспитывались в разных семьях, то и взгляды на роль родителя и воспитание могут быть разными.

Современная семья чувствует ответственность за развитие ребенка, но принимает ее частично: все желательное - результат нашего воспитания, все нежелательное - из-за дурного влияния друзей, улицы, школы, средств массовой информации и прочего. Поведение родителей иногда строится так, как если бы ребенок изначально нес в себе все зло мира, выкорчевать которое - и есть задача воспитателя. Ребенок из субъекта социального взаимодействия превращается в объект воздействия, манипулирования. Вместо воспитания навыков опрятности и личной гигиены - борьба с нечистоплотностью, вместо воспитания щедрости - борьба с жадностью и т.д. Давайте рассмотрим, что представляет собой процесс воспитания.

Разные стили ухода за ребенком и обращения с ним начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения. Анализируя видеозаписи общения матери с ребенком, С. Броди выделила четыре типа материнского отношения:

1. Матери легко и органично приспосабливались к потребностям ребенка. Для них было характерно поддерживающее, разрешающее поведение.

2. Матери сознательно старались приспособиться к потребностям ребенка, однако они чаще доминировали над ребенком.

3. Матери не проявляли большого интереса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга, в качестве инструмента воспитания применялся жесткий контроль.

4. Матери характеризовались непоследовательностью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, их воспитательные действия носили противоречивый характер.

Наибольший вред наносят психике развития ребенка матери четвертого типа. Непоследовательность в воспитании приводит к развитию у ребенка устойчивого невроза.

А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания - демократический и контролирующий. Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничение собственной субъективности в видении ребенка. Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались социальной активностью, с трудом поддавались внешнему контролю, им не был присущ альтруизм и эмпатия. Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном типе воспитания детям присуща внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает усвоение детьми средств и навыков контроля, используемых родителями для самоконтроля.

В отечественной литературе выделены следующие типы родительского отношения, способствующие возникновению той или иной аномалии развития.

Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы о физическом и духовном благополучии подростка, делах, интересах, тревогах. Этот тип воспитания особенно неблагополучен для подростков с акцентуациями по неустойчивому и конформному типам, провоцируя ассоциальное поведение - побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни.

Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, нерешительность, неумение постоять за себя. Особенно ярко проявляется у подростков с психоастенической, сензитивной и астено-невротической акцентуациями. У гипертимных подростков такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я», резко усиливает реакции эмансипации.

Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующее непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует формированию психопатий истероидного типа.

Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой». Эмоциональное отвержение плохо влияет на психологическое развитие детей: при гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярче выступают реакции протеста и эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях.

Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни - все это сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.

Подростки с психоастеническим и сензитивным типами акцентуации, как правило, не выдерживают бремени непосильной ответственности, что приводит к образованию депрессий. У подростков с истероидной акцентуацией опекающий вызывает ненависть и агрессию.

В общем виде выделяются следующие черты патогенных типов воспитания:

Низкая сплоченность членов семьи и разногласия между ними;

Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности требований к ребенку;

Выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей;

Повышенная стимуляция, преувеличение возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждения.

Ключевые понятия

Воспитание -обучение навыкам поведения, принятым в семье, школе, в общественной среде.

Воспитать: 1) вырастить, дав образование, обучив правилам поведения; 2) путем систематического воздействия привить какие-либо чувства, навыки, черты характера.

Упражнения для индивидуальной и групповой работы

Упражнение «Воспоминание о детстве»

Ведущий. Какие главные воспитательные средства вы знаете?

Существует мнение: «Похвалишь ребенка - и он укрепится в добре, накажешь - и зло отступит». Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую «закономерность»: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка - это вовсе не дрессура. Доказано, что потребность в любви - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка.

Вспомните, как вас воспитывали родители. Что вам больше всего запомнилось и как это повлияло на вашу дальнейшую жизнь?

Упражнение «Пойми чувства ребенка»

Ведущий. Чтобы понять ребенка и помочь ему, вам необходимо встать на его место. Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «Чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.

Ситуация
и слова ребенка
Чувства
ребенка
1. «Сегодня, когда я выходил из школы, мальчишка выбил у меня портфель, и из него все посыпалось!»
2. Старший сын - маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: «Маленькая, маленькая», - а меня никогда не жалеешь!»
3. Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой!!! Моя ча-а-шечка!»
4. Ребенок (влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!»
5. «Ну надо же, я забыл включить телевизор, а там было продолжение фильма!»

Упражнение «Я-сообщение»

Ведущий. В предыдущем упражнении мы разобрали ситуацию, когда ребенок переживает, а теперь разберем обратную - когда переживает родитель. Попробуйте сказать о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица.

Используя «Я-сообщение», важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете.

Ситуации могут быть дополнены реальными событиями, происходящими с членами данной группы.

Упражнение «Какой Я родитель»

Ведущий. Сформулируйте в виде «Я-высказываний»: «Какой я родитель?» Поделитесь друг с другом восприятием как родителя своего супруга (супруги). Какой предыдущий опыт (возможно, ваших родителей?) мешает развитию вашего родительского «Я»? Какие знания вам необходимы?

Вопросы к занятию

Какие особенности своего родительского «Я» вы для себя открыли?

Что будет происходить в вашей семье, если каждый будет чувствовать свою «нужность»?

Какие чувства вы испытываете, открывая себя как родителя?

Занятие № 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЬИ

Стали они жить-поживать да добра наживать.

Сказка

Рекомендации к занятию. Вспомнить все основные выводы, которые были сделаны в ходе всего цикла занятий. Проанализировать, что изменилось во взаимоотношениях в семье за последнее время.

Цель: смоделировать наиболее комфортные отношения для своей семьи.

Вступление

Ведущий. Вот мы и подошли к заключительному занятию по взаимопониманию в своей семье. Возможно, не на все вопросы удалось получить однозначные ответы. Однако вы смогли сделать первый шаг к пониманию себя и своих близких людей, а тот, кто ищет, всегда найдет именно ту мудрость, которая необходима. Сегодня предлагаю подвести итоги наших обсуждений.

Ключевые понятия

Психологический климат - это совокупность психологических состояний, настроений, отношений людей в группе и коллективе.

Благополучие семьи определяется и такими качествами ее членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять ответственность на себя, умение отнестись к себе критически.

Упражнения для индивидуальной и групповой работы

Упражнение
«Сказка об идеальном взаимопонимании»

Ведущий бросает мячик в аудиторию, поймавший его говорит одно предложение. В общем должен получиться связный текст (сказка) про семью, в которой царит идеальное взаимопонимание

Упражнение «Дискуссия»

Ведущий. Закончите предложения:

1. Взаимопонимание в семье - это...

2. Я вижу, когда меня понимают, если...

3. В моей семье есть/нет взаимопонимания, потому что...

После того как все участники составят предложения на заданные темы, по каждому из этих предложений проводится обсуждение. В конце дискуссии подводится итог.

Упражнение «Скульптура семьи»

Все участники разбиваются на команды (от 7 до 10 человек), в каждой выбирается ведущий, который из остальных членов команды моделирует семью, где царит идеальное взаимопонимание.

После того как все команды создадут свою модель семьи, они показывают ее всем остальным участникам тренинга.

В конце проводится обсуждение:

Все ли чувствуют себя на своем месте в данной ситуации?

Хотел бы кто-нибудь жить в такой семье?

Вопросы к занятию

Как вы влияете на психологический климат в вашей семье?

Что может способствовать улучшению взаимопонимания в вашей семье?

Какой психологический климат вы можете создать в своей семье?

Р.В. Овчарова . Справочная книга школьного психолога. – М.,1993, с. 140–152.

Эрик Берн . Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб. – М.,1998.

КГУ «Детский дом №8 семейного типа»
Конкурс «Лучший конспект по семейному воспитанию»

Ситуационный практикум
Воспитатель Сарымова М.С.

«Думайте сами, решайте сами...»
Решение проблем взаимоотношений в семье

Форма проведения: Ситуационный практикум
Аудитория: Воспитанники 9-11 классов
Продолжительность: 40-45 минут
Виды технологии: Работа в группе, мозговой штурм, ситуации, ролевая игра, рефлексия.
Оборудование: плакаты с пословицами, стикеры, вырезанные из бумаги разноцветные фигуры людей, фломастеры, карточки с ситуациями, лист ватмана с рисунком дома.
Оформление: Шары, плакаты с высказываниями: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Толстой, «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро» В.Сухомлинский.

Старшеклассники стремятся ощутить себя взрослыми, быстрее погрузиться в мир серьезных людей и серьезных дел. Им вполне можно предоставить такую возможность: пусть сегодня юноши и девушки примерят на себя новые социальные роли и продемонстрируют свое умение принимать решения в трудных семейных ситуациях.

Цель:
Формирование убеждения о важности роли семьи в жизни человека.

Задачи:
развить толерантное отношение к членам своей семьи и людям в целом;
обучить подростков выходу из проблемных ситуаций с учетом мнений всех членов группы (семьи);
тренировать коммуникативные навыки при работе в группе.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в мир добром.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье.
Что может быть еще дороже
На этой сказочной земле?
Введение в тему
Воспитатель. Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Итак, семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
На уроках обществознания вы уже обращались к темам «Семья», «Социальные роли», так что материал нашего сегодняшнего практикума вам отчасти знаком.

Для начала я хочу вас попросить перечислить ассоциации к слову «Семья».
Дети называют свои ассоциации.
Теперь давайте вспомним, что такое социальная роль? От чего она зависит?
Дети отвечают.
В своей семье мы все играем разные роли. Попробуйте их назвать.
Дети перечисляют возможные роли: сын, дочь, брат, сестра, внук, племянница, бабушка, дедушка и т.д.
А в чем каждая из этих ролей проявляется?
Ребята отвечают, ответы обсуждаются, дополняются.

Новые роли
Воспитатель. Я предлагаю вам примерить на себя другие семейные роли, которые вас ждут в будущем. Для этого мы смоделируем семьи, где у каждого из вас будет возможность почувствовать себя в новом образе.

С чего начинается семья? С того, что два человека находят друг друга. Доверим эту встречу случаю, то есть жребию.

Проводится жеребьевка, в результате которой образуются пары (они будут изображать несколько семей – мужей и жен). Остальные участники станут их родственниками.

Итак, когда встреча состоялась, следующий шаг – свадьба. Я предлагаю оставшимся без пары учащимся пойти на свадьбу к любой понравившейся паре. На свадьбу приходят гости – близкие жениха и невесты, которые в нашем случае превращаются в родственников молодых. Таким образом, у нас появилось несколько семей, где есть мама, папа и другие родственники.

Знакомство
Всем участникам раздаются стикеры. В течение пяти минут ребята должны подумать и написать, какую социальную роль каждый из них играет в этой семье. Еще им необходимо продумать свой игровой возраст, профессию и род занятий, интересы, а также где живет вся семья, в каких жилищных и экономических условиях, к чему стремится. После того как участники подготовятся, происходит знакомство: каждая семья представляется и рассказывает о себе своим соседям – другим семьям.

Есть проблема
Воспитатель. Теперь, когда мы познакомились с соседями, начинается семейная жизнь, в которой, кроме радости и покоя, случаются и всякие сложности. Сейчас каждая семья должна будет решить свою семейную проблему. Вы получите карточки – на каждой из них описана некая ситуация. Ваша задача – за три минуты найти способ решения данной проблемы и аргументированно его обосновать. Соседи, проникнувшись бедами друг друга, могут задавать вопросы.

Проблемные ситуации:

Один из членов вашей семьи стал активным участником секты. Из дома стали пропадать вещи. Этот человек редко бывает дома. Ваши действия?

Подружка вашего сына, ученица 10-го класса, курит. Ваши действия?

Ваш ребенок страдает от безответной любви. Он плохо ест, мало спит, стал хуже учиться. Ваши действия?

Один из членов вашей семьи решил заключить «неравный» брак. Вы против этого союза. Ваши действия?

Вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики. Ваши действия?

Получив задания, участники обсуждают его в группах, а затем рассказывают всем о принятом решении. Дети из других групп задают вопросы. Воспитатель также может задавать провокационные вопросы, усложняющие принятие решения. Возможны элементы разыгрывания семейного спора по ролям.

Рефлексия

Воспитатель. Только что мы с вами увидели, как трудно в жизни иногда принимать решения в сложных ситуациях. Никто из нас не вправе оценивать правильность или ошибочность того или иного решения, с одной стороны, и каждый должен стремиться к поиску компромисса со всеми членами семьи – с другой. Надеюсь, наше сегодняшнее занятие в будущем поможет вам в этом.
Сейчас я попрошу вас написать на бумажных фигурках людей одно предложение о том, что для вас семья. Это предложение будет начинаться следующими словами: Я понял, что семья...
Ребята пишут. Фразы зачитываются вслух и закрепляются на листе ватмана (на доске), где нарисован дом. Таким образом все «жители» располагаются под одной крышей, символизируя дружную и крепкую семью.

Изученная и использованная литература:
1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
2. Klassnye-chasy.ru
3. Klruk.uroki.org.ua/course4.html
4. Openclass.ru
5. nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovod.
6. Басманова, Е. Г., Бирюкова, А. А. «Наша дружная семья»: классный час в начальной школе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
7. Батырева, А. Думайте сами, решайте сами. Проблемы взаимоотношений в семье: Сценарий классного часа // Классное руководство – Первое сентября. – 2009. – № 7.
8. Кузьмина, Е. И., Титова, Т. В. «Моя семья - моё богатство» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Похожие публикации