Чебаковская средняя общеобразовательная школа. Лабораторная работа по биологии Лабораторная работа 2 строение клеток живых организмов

Тема 1.1. Строение растительной и животной клеток.

Клетка - живая система

Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа №1. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Деление клеток. Деление - важнейшее свойство клеток, обеспечивающее рост и развитие многоклеточного организма. Два типа деления. Деление-основа размножения организмов.

Тема 1.2. Ткани растений и животных

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторная работа №2. Ткани живых организмов

Тема 1.3. Органы и системы органов

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, половая.

Лабораторная работа№3. Распознавание органов у растений и животных

Раздел 2.ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (15ч)

Тема 2.1: Питание и пищеварение

Демонстрация: действия желудочного сока на белок, слюны - на крахмал.

Опыт, доказывающий образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями. Роль света и воды в жизни растений.

Тема 2.2. Дыхание

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация: опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растениях. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа, кровь, ее составные части (плазма, клетки крови).

Демонстрация: опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю. Строение клеток крови лягушки и человека.

Практическая работа №1.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений.

Тема 2.4. Выделение

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5. Опорные системы

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Демонстрация: скелеты млекопитающих, распил костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых.

Лабораторная работа №4. Разнообразие опорных систем животных.

Тема 2.6: Движение

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторная работа №5. Движение инфузории туфельки.

Лабораторная работа №6. Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7: Регуляция процессов жизнедеятельности

Жизнедеятельность организма и его связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности ее строения. Рефлекс, инстинкт.

Тема 2.8: Размножение

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Демонстрация: способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.

Практическая работа №2. Вегетативное размножение комнатных растений .

Лабораторная работа №7. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Тема 2.9: Рост и развитие

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Демонстрация: способы распространения плодов и семян; прорастания семян.

Тема 2.10. Организм как единое целое

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Функционирование организма как единого целого; организм - биологическая система.

Тематическое планирование


темы

Наименование темы

Всего часов

Практические

и лабораторные работы


Примечание

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (14ч)

1.1.

Строение растительной и животной клеток. Клетка - живая система.

Лабораторная работа №1 «Строение клеток живых организмов»

Деление клеток

1.2

Ткани растений и животных

Лабораторная работа №2 «Ткани живых организмов»

1.3

Органы и системы органов

Лабораторная работа №3 «Распознавание органов у растений и животных»

Раздел 2.Жизнедеятельность организмов(15 ч)

2.1

Питание и пищеварение

Демонстрация: действия желудочного сока на белок, слюны - на крахмал.

2.2

Дыхание

Демонстрация: опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

2.3

Передвижение веществ в организме

Практическая работа №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Демонстрация: опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю. Строение клеток крови лягушки и человека.


2.4

Выделение

2.5

Опорные системы

Лабораторная работа №4 «Разнообразие опорных систем животных»

Демонстрация: скелеты млекопитающих, распил костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых.


2.6

Движение

Лабораторная работа №5 «Движение инфузории туфельки».

Лабораторная работа №6 «Перемещение дождевого червя»


2.7

Регуляция процессов жизнедеятельности

2.8.

Размножение

Практическая работа №2 «Вегетативное размножение комнатных растений».

Лабораторная работа №7 «Прямое и непрямое развитие насекомых»

Демонстрация: способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.


2.9

Рост и развитие

Демонстрация: способы распространения плодов и семян; прорастания семян.

2.10

Организм как единое целое

Организм и среда обитания (4ч)

Итого

34

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1.Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы по учебным предметам. Биология, 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011 г. и Программы основного общего образования Биология.5-9 классы. Концентрический курс: учебно-методическое пособие/сост.Г.М.Пальдяева.-2-е изд., стереотип. - М.Дрофа,2013.-382c.

Учебник: Биология. Живой организм.6 кл.:учебн.для общеобразоват.учреждений/Н.И.Сонин, -М.Дрофа,2013.

Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, «Биология.Живой организм.6класс»/Н.И.Сонин.-М.:Дрофа,2013.

Оборудование и приборы, используемые в учебном процессе


Темы лабораторных и практических работ

Необходимый минимум

(в расчёте 1 комплект на 2 чел)


Строение клеток живых организмов


Ткани живых организмов

Микроскоп -1; набор микропрепаратов:

а) растительных тканей и органов – 1 (на класс);

б) животных тканей (человека) – 1 (на класс).


Распознавание органов у растений и животных

Коллекция членистоногих – 1 (на класс).

Гербарий (коллекция) – 1 (на класс).


Передвижение воды минеральных веществ по стеблю

Лупа – 1.

Скальпель – 1.


Разнообразие опорных систем животных

Коллекция насекомых, натуральный объект (высушенный) «Речной рак», скелет рыбы, лягушки, кошки и др. хордовых

Движение инфузории-туфельки

Микроскоп – 1.

Пробирка – 1.

Пипетка – 1.

Предметное стекло -1.


Перемещение дождевого червя

Живой дождевой червь, банка с почвой, лист бумаги, смоченное водой стекло.

Вегетативное размножение комнатных растений

Комнатные растения, посадочные ящики, перегнойная почва, чистый, прокаленный песок, скальпели, линейки, посадочные палочки, лейки, клеёнки, целлофан.

Прямое и непрямое развитие насекомых

Коллекции насекомых – 1 (на класс)

Проросшие семена, чашка Петри-1.

1. Дадим определение понятиям.

Клетка – это единица строения всего живого.
Органоид – это специализированные структуры клетки, выполняющие определённые функции.

2. Опровергнем утверждение о том, что ядро – обязательная составляющая всех клеток организмов.
Ядро является центром всех ядерных клеток. Тем не менее, существуют организмы, которые не имеют ядра – бактерии. Такие организмы называют прокариотами.

3. Заполним таблицу.

4. Дополним предложения.
Внутренней средой клетки является цитоплазма. В ней располагаются ядро и многочисленные органоиды. Она соединяет органоиды между собой, обеспечивает перемещение различных веществ и является средой, в которой идут различные процессы. Оболочка служит внешним каркасом клетки, придаёт ей определённую форму и размеры, выполняет защитную и опорную функции, участвует в транспорте веществ в клетку.

5. Подпишем органоиды клетки, обозначенные на рисунке цифрами.

1 – хлоропласт
2 – клеточная стенка
3 – цитоплазматическая мембрана
4 – лизосома
5 – вакуоль
6 – аппарат Гольджи
7 – ЭПС
8 – ядро

6. Заполним таблицу.


7. Обозначим органоиды в контуре животной клетки.

8. Выполним задания.
1) Обозначим органоиды цитоплазмы:
а) ядро
в) хлоропласты
г) рибосомы
д) митохондрии
е) вакуоли

2) Обозначим структуры, находящиеся в ядре:
б) ядрышко

9. Выясним роль хромосом в клетке.
Хранят наследственную информацию.

10. Вставим пропущенные буквы.
ЭндОплазмАтическая сеть, цИтоплазма, мИтОхондрия, рИбОсома, хлорОпласт, вАкуОль, хлорОфилЛ, пИноцИтоз, фаОцИтоз.

Лабораторная работа
«Строение растительной клетки»

4. Зарисуем группу растительных клеток.

5. Зарисуем одну клетку листа элодеи и подпишем ее части.

Лабораторная работа
«Строение животной клетки»

2. Зарисуем группу клеток животной ткани.

3. Зарисуем одну клетку и подпишем ее части.


4. Обозначим отличительные и общие черты животной клетки с клеткой листа элодеи.
Сходство в том, что есть цитоплазматическая мембрана, цитоплазма и ядро.

Различия: у клетки элодеи есть хлоропласты, клеточная стенка и вакуоль, а у животной – лизосомы и митохондрии.

Клетка представляет собой основную структурную и функциональную единицу всех живых существ и обладает всеми признаками живого: ростом, обменом веществ и энергией с окружающей средой, делением, раздражимостью, наследственностью и др. Среди растений есть виды, представленные одной клеткой (некоторые виды водорослей), однако большинство является многоклеточными организмами. Строение клеток разнообразно и зависит от выполняемых ими функций.

Рис. 2. Современная (обобщённая) схема строения растительной клетки, составленная по данным электронно-микроскопического исследования разных растительных клеток

1 - аппарат Гольджи; 2 - свободно расположенные рибосомы; 3 - хлоропласты; 4 - межклеточные пространства; 5 - полирибосомы (несколько связанных между собой рибосом); 6 - митохондрии; 7 - лизосомы; 8 - гранулированная эндоплазматическая сеть; 9 - гладкая эндоплазматическая сеть; 10 - микротрубочки; 11 - пластиды; 12 - плазмодесмы, проходящие сквозь оболочку; 13 - клеточная оболочка; 14 - ядрышко; 15, 18 - ядерная оболочка; 16 - поры в ядерной оболочке; 17 - плазмалемма; 19 - гиалоплазма; 20 - тонопласт; 21 - вакуоли; 22 - ядро.

В типичном случае растительная клетка состоит из протопласта (живого содержимого) и окружающей его оболочки – клеточной стенки .

Протопласт можно подразделить на цитоплазму и ядро . Цитоплазма состоит из гиалоплазмы и органелл . Гиалоплазма представляет собой непрерывную водную коллоидную фазу клетки и обладает определенной вязкостью. Она способна к активному движению за счет трансформации химической энергии в механическую. Гиалоплазма связывает все находящиеся в ней органеллы, обеспечивая их постоянное взаимодействие. Через нее идет транспорт аминокислот, жирных кислот, нуклеотидов, сахаров, неорганических ионов, перенос АТФ. Органеллы – это структурно-функциональные единицы цитоплазмы. В клетке выделяют три типа органелл: немембранные, одномембранные и двумембранные .

Задание 1

Снять с помощью препаровальной иглы с внешней или внутренней стороны мясистой чешуи луковицы репчатого лука (лучше сине-фиолетовых сортов) кожицу и поместить небольшую ее часть в каплю воды на предметное стекло. Накрыть покровным стеклом и микроскопировать при увеличении 7х 8 и 7х 40, сравнить с рисунком 3.

Определить название формы клетки, обратить внимание на клеточную стенку, ядро, цитоплазму, вакуоли. Меняя силу света рассмотреть границу между двумя соседними клетками, а также поры. Зарисовать строение нескольких клеток при увеличении 7х 40. Обозначить на рисунке оболочку, цитоплазму, вакуоль, тонопласт, поры в оболочке.

Рис. 3. Клетки кожицы лука

Задание 2

Обозначьте составные части цитоплазматической мембраны

Вопросы для самоконтроля

1. Биологические мембраны и принцип компартментализации.

    Эндоплазматический ретикулум. Виды, строение, функции.

    Комплекс Гольджи. Строение, функции.

    Лизосомы. Типы, строение, функции.

    Поток вещества и энергии в клетке. Этапы, взаимосвязь органоидов.

    Митохондрии. Строение, функции, гипотезы увеличения числа митохондрий.

1. Какие главные части можно выделить в клетке?

В клетке можно выделить оболочку, ядро, цитоплазму, которая включает основное вещество и различные органоиды.

2. Что такое органоиды?

Органоиды - это небольшие тельца разнообразной формы, которые выполняют различные функции.

3. Чем можно объяснить оранжевую окраску корнеплодов моркови?

Клетки корнеплода моркови содержат пластиды, которые несут в себе оранжевый пигмент, что и придает моркови такую окраску.

4. Что представляет собой ядро? Какие функции оно выполняет?

Ядро - небольшое плотное тельце, чаще всего округлой или овальной формы. Оно отделено от цитоплазмы тонкой ядерной оболочкой. В ядре хранится наследственная информация (т. е. информация обо всех признаках и свойствах данного организма.

5. Как вы думаете, почему одни сорта яблок сладкие, а другие - кислые?

В цитоплазме растительных клеток имеются вакуоли - прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком. Клеточный сок и вещества растворенные в нем определяют вкус плодов и других частей растений.

Лабораторная работа 3. Строение клеток кожицы чешуи лука

Цель: закрепить знания о строении растительной клетки; продолжить формировать умения изготавливать простейшие микропрепараты и работать с микроскопом.

Лабораторная работа 4. Строение клеток листа элодеи

Цель: расширить представление о строении растительной клетки; продолжать формировать умения изготавливать микропрепараты и работать с микроскопом.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Заполярного района

«Средняя общеобразовательная школа с. Несь»

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС

БИОЛОГИЯ. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ

Н.И. Сонин

Урок 5. Химический состав клетки

Лабораторная работа № 1

«Определение состава семян пшеницы»

Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических и неорганических веществ.

Оборудование: стеклянные стаканчики с водой, марлевые салфетки, фильтровальная бумага, раствор йода, пипетки, немного пшеничной муки.

Ход работы


  1. Возьмите немного муки, добавьте в нее капельку воды пипеткой и сделайте комочек теста.

  2. Полученный комочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек. Промойте тесто в стакане с водой.

  3. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле,- это клейковина или белок.

  4. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-4 капли раствора йода.

  5. Сделайте выводы.
Урок 7. Строение растительной клетки

Лабораторная работа № 2

«Строение клеток живых организмов»

Цель: познакомиться с особенностями строения клеток живых организмов.

Оборудование: микроскопы, марлевые салфетки, пипетки, стаканчики с водой, препаровальные иглы, покровные и предметные стекла, чешуйки репчатого лука, раствор йода.

Ход работы


  1. Возьмите предметное стекло, тщательно протрите его марлей.

  2. С помощью пипетки нанесите 1-2 капли раствора йода на середину предметного стекла.

  3. Осторожно снимите кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. При помощи препаровальной или непосредственно руками. Положите кусочек кожицы в каплю водного раствора йода и аккуратно расправьте кончиком иглы.

  4. Накройте препарат покровным стеклом.

  5. Поместите препарат под объектив микроскопа и рассмотрите его.

  6. Сделайте схематический рисунок клеток кожицы лука в тетради.

  7. Укажите на рисунке оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Урок 9. Строение животной клетки

Лабораторная работа № 3

«Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах)

Цель: познакомиться с особенностями строения клеток разных живых организмов.

Оборудование:

Ход работы


  1. Протрите готовый микропрепарат тканей животных марлей.

  2. Рассмотрите препарат под микроскопом.

  3. Найдите клетки и их структуры.

  4. Отметьте особенности строения клеток животных.

  5. Запишите в тетради отличия клеток животных от клеток растений.
Урок 13. Ткани растений

Лабораторная работа № 4

«Ткани растительных организмов»

Цель: показать особенности строения и функции образовательной, основной, механической и проводящей тканей. Сравнить ткани между собой.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы


  1. Рассмотреть под микроскопом препараты «поперечный срез листа», «строение корня», «строение ветки липы». Найдите участки листа, стебля и корня, образованные разными тканями. Как вы определили тип ткани?

  2. Сравните микропрепараты с рисунками в учебнике, рельефными и простыми таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.

  3. Нарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей.

  4. Заполните таблицу.

  1. Сделайте вывод.
Урок 16. Нервная ткань

Лабораторная работа № 5

«Ткани животных организмов»

Цель: раскрыть особенности строения и функции эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной тканях. Продолжать формировать умение работать с микроскопами, рисунками и текстами как источником информации. Сравнить ткани между собой.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы


  1. Рассмотреть под микроскопом препараты разных типов тканей животных: эпителиальную, мышечную, соединительную и нервную.

  2. Сравните микропрепараты с рисунками в учебнике и таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.

  3. Зарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей.

  4. Заполните таблицу.

  1. Сделайте вывод.
Урок 19. Цветок и плод

Лабораторная работа № 6

«Изучение органов цветкового растения»

Цель: определить типы корневых систем; сформировать представление о почке как о зачаточном побеге.

Оборудование: гербарии.

Ход работы


  1. Рассмотрите корневые системы пшеницы и фасоли. Из каких корней они состоят?

  2. Как называется корневая система пшеницы? Зарисуйте её.

  3. Как называется корневая система фасоли? Зарисуйте ее, подпишите части.

  4. Рассмотрите побеги смородины. Найдите на них боковые и верхушечные почки. Сделайте схематичные рисунки расположения почек на стебле.

  5. Запишите выводы.
Урок 22. Органы и системы органов животных.

Лабораторная работа № 7

«Распознавание органов у животных»

Цель: рассмотреть органы позвоночных животных

Оборудование: муляжи животных.

Ход работы


  1. На препарате (муляже) рассмотрите органы.

  2. Рассмотренные органы соотнеси с системами органов.

  3. Заполните таблицу

Система органов

Особенности строения (органы)

Урок 33. Передвижение органических веществ в растении

Лабораторная работа № 8

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Цель: познакомиться с особенностями передвижения минеральных веществ и воды по стеблю растения.

Оборудование: ветки древесных растений (береза, рябина) с подкрашенной древесиной, скальпель, лупы, таблицы строения стебля.

Ход работы


  1. Рассмотрите поперечный срез ветки березы или другого древесного растения, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной чернилами воде. Установите, какой слой стебля окрасился?

  2. Сделайте скальпелем продольный срез ветки. Рассмотрите его и укажите, какой слой стебля окрасился?

  3. Сделайте рисунки и запишите выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю. Вспомни, как называется ткань, проводящая минеральные вещества.
Урок 41. Опорные системы растений и позвоночных животных

Лабораторная работа № 9

«Разнообразие опорных систем животных»

Цель: изучить и сравнить опорные образования у различных животных.

Оборудование: раковины моллюсков, покровы ракообразных, кости позвоночных животных.

Ход работы


  1. Рассмотрите предложенный материал, изучите текст и рисунки учебника на с. 97- 101.

  2. Заполните таблицу

    Признаки

    Раковины моллюсков

    Панцирь рака

    Кости позвоночных

    Тип скелета

    Типы тканей

    Вещества

    Свойства

    Могут ли расти?

  3. Выводы.
Урок 42. Движение

Лабораторная работа № 10

«Движение инфузории туфельки»

Цель: сформулировать представление о движении, как одном из свойств жизни. Иметь представление о приспособлениях животных к разным способам движения.

Оборудование: микроскопы, вата, стаканчики с водой и культурой простейших, пипетки, препаровальные иглы, предметные и покрывные стекла, фильтровальная бумага, готовая культура инфузории туфельки.

Ход работы


  1. На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры туфельки.

  2. Накройте каплю покровным стеклом.

  3. Лишнюю воду отберите с помощью фильтровальной бумаги.

  4. Рассмотрите препарат при малом и большом движении.

  5. Запишите наблюдения в тетрадь.
Урок 44. Передвижение позвоночных животных в наземной и воздушной средах

Лабораторная работа № 11

«Перемещение дождевого червя»

Цель: провести наблюдения за передвижением дождевого червя.

Оборудование: живой дождевой червь, банка с почвой, лист бумаги, смоченное водой стекло.

Ход работы


  1. Рассмотрите дождевого червя.

  2. Понаблюдайте за движением червя.

  3. Понаблюдайте, как червь закапывается в землю.

  4. После работы не забудьте вымыть руки!!!

  5. Сделайте вывод.
Урок 52. Вегетативное размножение растений

Практическая работа № 1

«Вегетативное размножение комнатных растений»

Цель: научиться размножать комнатные растения черенками.

Оборудование: стакан с водой, комнатное растение.

Ход работы


  1. Выберите комнатное растение, которое вы хотите размножить.

  2. Осторожно срежьте лист с черешком.

  3. Поместите его в стакан с водой, так чтобы только черешок был в воде.

  4. Поставьте стакан с листом в теплое и освещенное место.

  5. Меняйте воду каждые 3 – 4 дня.

  6. Наблюдайте за появлением корешков. Когда они достигнут 2 см, высадите листовой черенок в цветочный горшок с почвой.

  7. Горшок с черенком накройте стеклянной банкой и поставьте его в теплое место с рассеянным светом.

  8. Наблюдайте за развитием растения, появлением почки и первых листьев.

  9. Ведите регулярные наблюдения за развитием и ростом растения. Наблюдения записывайте в свой дневник.
Дневник для наблюдений

Этапы

Рисунок

Дата

Начало опыта

«_____» ________ 20 __г.

Появление корня

«_____» ________ 20 __г.

Образование корневой системы (4 – 5 корней длиной до 1 см)

«_____» ________ 20 __г.

Высадка в почву

«_____» ________ 20 __г.

Появление первого нового листа

«_____» ________ 20 __г.

Прирост побега составил 1 см

«_____» ________ 20 __г.

Урок 58. Рост и развитие животных

Лабораторная работа № 12

«Прямое и непрямое развитие насекомых» (на коллекционном материале)

Цель: познакомиться с особенностями прямого и непрямого развития насекомых.

Оборудование: коллекции насекомых с разным типом развития: бабочки, майского жука, медоносной пчелы, саранчи или кузнечика, стрекозы. Таблицы «Развитие насекомых».

Ход работы


  1. Непрямое развитие насекомых

  1. Рассмотрите коллекцию насекомых, развивающихся с полным превращением (майский жук, бабочка белянка, пчела медоносная).

  2. Выделите этапы развития: яйца - личинка >куколка >имаго (взрослое насекомое).

  3. Сравните личинку и имаго.

  4. Объясните причину возникновения стадии куколки.
II . Прямое развитие насекомых

  1. Рассмотрите коллекцию насекомых, развивающихся с неполным превращением (кузнечик, клоп, стрекоза).

  2. Выделите этапы развития: яйцо личинка – имаго.

  3. Сравните личинку и имаго.

  4. Объясните причину отсутствия стадии куколки.

  5. Сделайте вывод о значении стадии личинки в развитии насекомых.
Похожие публикации