Что такое ранее возникшее право. Старые и новые права на квартиру: оформить срочно, можно подождать, не стоит беспокоиться Подтверждение ранее возникшего права на квартиру

Федеральный закон N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" :

Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости

1. Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

2. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

3. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.

4. Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

5. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

6. Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.

7. В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:

1) в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;

2) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

3) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

8. Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:

1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;

3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

9. Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

10. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, - в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, - в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации - города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в этом многоквартирном доме.

Законодательство меняется с каждым годом. Учитывая особенности общественных правоотношений, законодательный орган принимает соответствующие нормативно-правовые акты. И если, например, несколько лет назад необходимость законодательного регулирования определенных общественных правоотношений отсутствовала, то спустя определенный промежуток времени подобная необходимость может возникнуть. То же самое произошло и в сфере недвижимого имущества. Ведь с каждым годом растет количество мошенничеств и других преступлений, связанных с объектами недвижимости. Соответственно, нужно было принять такой нормативный акт, который бы устранил или свел к минимуму подобные ситуации. Подобным законодательным актом являлся закон, регулирующий порядок осуществления регистрации сделок, связанных с недвижимостью. Закон, который регулирует правила и порядок заключения и регистрации сделок с недвижимым имуществом, был принят довольно поздно – в 1998 году. До этого по всей стране не действовали определенные правила и единый порядок заключения тех сделок, предметом которых выступало недвижимость. Подобные правила действовали в некоторых субъектах РФ, а в некоторых регистрация вообще не осуществлялась. После принятия законодательного акта, предусматривающий единый порядок и правила, которые начали действовать по всей стране, возникла необходимость признания ранее возникших прав на недвижимое имущество. Это надо было сделать также по той причине, что не все сделки, предметом которых являлась недвижимость, были записаны в субъектах РФ.

Особенности процедуры регистрации

Признание ранее приобретенных прав на недвижимое имущество обладает рядом особенностей. Закон гласит, что все регистрирующие записи, которые были осуществлены до вступления в силу данного законодательного акта, имеют юридическую силу и признаются. Это значит, если сделка с недвижимостью получила учет в субъекте Российской Федерации, она имеет юридическую силу.

Закон также признает юридическую силу тех сделок, которые не были записаны в субъекте РФ. Но необходимо отсутствие подобного требования. Например, если согласно действующему порядку в субъекте РФ требовалось зарегистрировать сделку продажи недвижимости, а этого не было сделано, то данная сделка не может быть признана и не имеет юридической силы. Соответственно, ранее возникшее право собственности не может быть признано, так как был нарушен действующий порядок регистрации.

Порядок признания

Многих интересует вопрос о том, нужна ли регистрация ранее приобретенного права, которое было обретено на основании заключенной сделки. При признании ранее возникшего права необходимо учитывать, что:

  • процедуру дополнительной регистрации проходить не нужно. Это значит, что если право на недвижимое имущество было приобретено до принятия соответствующего закона, то проходить повторную регистрацию не нужно: оно признается, и правообладатель может владеть недвижимым имуществом на основании имеющихся у него документов;
  • если нужно будет зарегистрировать новые права на данное имущество, то необходимо пройти процедуру государственной регистрации прав, которые были приобретены до принятия данного законодательного акта. Например, если владелец решил продать свою квартиру, право на которую у него было приобретено до 1998 года, то ему придется сперва осуществить государственную регистрацию своего права собственности и только потом перейти к процедуре продажи квартиры.

Но при необходимости осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на практике могут возникнуть определенные проблемы, так как действующий законодательный акт тщательно не регулирует порядок осуществления государственной регистрации ранее возникшего права.

Для этого необходимо подать соответствующее заявление. При этом закон не требует внесения записи в ЕГРП на основании ранее сделанных записей в БТИ. Это значит, что, возможно, информация о конкретном объекте недвижимости может просто отсутствовать в ЕГРП. Процедура более осложняется.

Для осуществления регистрации права может возникнуть необходимость предъявления кадастрового паспорта. А для этого нужно прибегнуть к услугам соответствующих специалистов, что подразумевает дополнительные финансовые затраты. Если собственник намерен продать недвижимое имущество, то данной процедурой необходимо заняться заранее.

Другой казус, возникающий во время регистрации прав, связан с необходимостью оплаты государственной пошлины. Многие специалисты придерживаются того мнения, что государственная пошлина не должна взиматься за осуществление регистрации ранее возникшего права. Но при предъявлении заявления оплатить госпошлину все же придется.

Из вышеуказанного следует, что вопросы, связанные с признанием ранее возникшего права, получили свое законодательное регулирование. Но даже при наличии подобного регулирования, на практике возникают определенные трудности и проблемы. Конечно, законодательный орган все время ведет работу, направленную на устранение казусов и “недопониманий”, которые существуют в законодательных актах. Законодательному органу “на помощь” приходят специалисты и практикующие юристы, которые указывают на наличие определенных пробелов в законодательстве. Но все же оно не успевает за практикой и за развитием общественных отношений. Именно поэтому всегда есть пробелы, которые нужно устранить и наличие которых может стать причиной возникновение споров между участниками правоотношений.

Именно поэтому рекомендуется проконсультироваться с опытным и квалифицированным специалистом, прежде чем начать данную процедуру. Только квалифицированный юрист сможет дать полную и точную консультацию касательно интересующих заявителя вопросов.

Кроме того это – довольно сложная и трудная с законодательной точки зрения ситуация. Именно поэтому помощь юриста – просто необходима. Квалифицированный нотариус сможет подготовить весь пакет необходимых документов и бумаг, направить запросы в соответствующие государственные органы, предъявить заявление в регистрирующий орган и многое другое. Кроме того при необходимости квалифицированный адвокат обжалует решения уполномоченных государственных органов в судебном порядке, обеспечит представительство на судебных заседаниях. Если решение суда первой инстанции не удовлетворит клиента, его представитель может обжаловать данное решение в суд вышестоящей инстанции. А вступившее в силу решение, которое было принято в пользу клиента, подлежит обязательному исполнению. Соответственно если вы оказались в подобной ситуации, лучше обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Количество недвижимого имущества, находящегося в собственности граждан, с каждым годом возрастает. Право на законное распоряжение недвижимостью возникает с момента его регистрации в уполномоченном государственном органе. До 31 января 1998 года таким органом являлся Департамент жилищной политики или БТИ в отношении жилых помещений и земельный комитет в отношении земельных участков, где осуществлялся учет недвижимого имущества граждан и происходила регистрация права собственности с выдачей свидетельств о праве собственности. В настоящее время Департамент жилищной политики и Бюро технической инвентаризации не является регистрирующим органом, а при возникновении права собственности должна быть сделана запись в ЕГРН. Таким образом, право собственности, возникшее до 1998 года, именуется ранее возникшим правом. В связи с чем у граждан, зарегистрировавших имущество до 1998 года, возникают резонные вопросы – действительны ли старые документы?, необходимо ли перерегистрировать право собственности?

Когда необходима перерегистрация и какие документы нужно будет предоставить?

Документы, регламентирующие право собственности на недвижимость, приобретенную до 31.01.98 г., имеют юридическую силу и перерегистрации не подлежат, если собственник не планирует осуществлять какие-либо сделки с недвижимостью (продажу, обмен, дарение и т.д.). Если же планируется имущество продать, обменять, подарить, то следует обратиться к специалистам за помощью в оформлении документов.

Для того, чтобы перерегистрировать право собственности, потребуются:

  • ранее полученные правоустанавливающие документы (договоры купли-продажи, мены, дарения и т.п.);
  • заявление от собственника;
  • паспорт;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • доверенность (в случаях, когда перерегистрацию будет осуществлять не сам собственник).

Куда обратиться за помощью?

Максимально эффективно, юридически грамотно и быстро оказать помощь в перерегистрации правоустанавливающих документов на недвижимое имущество сможет юрист нашей компании. Он проведет правовую экспертизу документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства, поможет правильно оформить заявление, направит пакет документов в Росреестр, в максимально сжатые сроки предоставит результат – выписку из ЕГРН. Грамотное

31 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». С этого момента права на недвижимое имущество и некоторые виды сделок с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.

Таким образом, если вы купили, получили в дар или в наследство и т. д. недвижимое имущество, то ваше право собственности на недвижимость должно было быть зарегистрировано в порядке, который установлен Законом о регистрации. Посмотрите внимательно в Свидетельство о регистрации права, в нем должно быть указано, что в ЕГРП внесена запись о регистрации права.

А как же права на недвижимое имущество, которые возникли до момента вступления в силу ФЗ № 122? С этим вопросом разбирался

Ранее возникшее право
Эти «старые» права на недвижимое имущество на бюрократическом языке называются «ранее возникшими правами». Вопрос, который волнует многих - нужно ли проходить регистрацию (перерегистрацию) если право на недвижимость возникли до 31 января 1998 года?

Ответ на этот вопрос зависит от сложившейся ситуации.

Когда «перерегистрация» не нужна?
Итак, у вас в собственности есть (дом, комната) права, на которые возникли до 31 января 1998 года.

Но необходимо сразу оговориться - права на недвижимое имущество должны были быть оформлены в соответствии с порядком, действовавшим на тот момент времени. Сказать однозначно, какой порядок оформления документов действовал до 31.01.1998 года нельзя, так как в каждом субъекте РФ были свои правила. Где-то необходимо было регистрировать договор в БТИ, в другом месте в местной администрации, если предметом сделки был земельный участок - то таким органом мог быть местный земельный комитет. Например, в Москве регистрацию сделок с жилыми помещениями проводил Комитет (Департамент) муниципального жилья; регистрацию прав и сделок со зданиями, нежилыми помещениями - Москомимущество; регистрацию прав и сделок с земельными участками - Москомзем; регистрацию прав на гаражи - БТИ г. Москвы.

Также следует, помнить, что ранее некоторые виды сделок подлежали обязательному нотариальному удостоверению. Таким образом, устная договоренность с продавцом, в соответствии с которой он вам отдавал дом, а вы ему деньги - ну никак не может считаться ранее возникшим правом. Говоря простыми словами - должны быть документы из содержания, которых вытекает, что вы являетесь собственником недвижимого имущества, на документах (договор, свидетельство и т. д.) должны стоять печать или штамп уполномоченного органа.

Если вы не собираетесь совершать с имуществом какие-либо сделки (продавать, дарить, менять, отдавать в залог и т. д.), то вы можете и дальше свободно владеть и пользоваться недвижимостью. Проходить так называемую «перерегистрацию» с целью получить новое Свидетельство не нужно, то есть необязательно.

Если вы все же вы хотите зарегистрировать свое ранее возникшее право (для собственного успокоения), то вы можете сделать это в любое время.

Когда «перерегистрация» обязательна?
Если у вас на руках документы на недвижимое имущество полученные до 31 января 1998 года и вы планируете продать, подарить, заложить, обменять или другим образом распорядится имуществом, то в данном случае «перерегистрация» обязательна!

Допустим, вы купили квартиру в 1997 году, а сейчас хотите продать ее. В этом случае необходимо:

- продавцу подать заявление и все необходимые документы для регистрации ранее возникшего права;
- продавцу и покупателю подать заявление и другие документы на государственную регистрацию договора купли-продажи жилого помещения;
- покупателю подать заявление на регистрацию права собственности на приобретаемую квартиру.

Как вытекает из закона, государственная регистрация ранее возникшего права проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины (ст. 6 закона о регистрации). Другими словами - сделать все три действия можно одновременно, при этом продавец не будет платить государственную пошлину за регистрацию ранее возникшего права. То есть государственная пошлина за регистрацию договора составит - 500 руб., за регистрацию права собственности покупателя - 500 руб. При этом на все три действия уйдет срок - не более 1 месяца (если конечно не будет оснований для приостановления регистрации).

В других случаях (неодновременная регистрация, регистрация по желанию правообладателя) зарегистрировать ранее возникшее право можно только, уплатив государственную пошлину.

Плата за регистрацию
Размер пошлины не так уж и велик. В соответствии с Налоговым кодексом РФ размер государственной пошлины составляет половину от госпошлины, которую вы бы отдали за регистрацию права. Напомним, что пошлина за регистрацию для физических лиц составляет 500 рублей , а значит за «перерегистрацию» пошлина составит - 250 рублей , для юридических лиц регистрация составляет 7500 рублей , значит за «перерегистрацию - 3750 рублей .

С 1 января 2009 года пошлину в размере 100 рублей за госрегистрацию права собственности платят владельцы земельного участка, а также объекта на этом участке. Участок должен быть предназначен для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Что нужно для перерегистрации?
Для того чтобы вам зарегистрировали ваши «старые» права необходимо собрать:

  • все правоустанавливающие документы на недвижимое имущество;
  • кадастровый паспорт;
  • квитанция об уплате государственной пошлины (при необходимости);
  • заявление установленного образца;
  • документы, удостоверяющие личность;
  • доверенность, если регистрация проводится через доверенное лицо.

Комментарии специалистов для

Артем Григорьев, ведущий юрист-консульт компании IntermarkSavills :
Как следует из п.1 ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - акон) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной законом.

Таким образом, все правоустанавливающие документы (соответствующие договоры, заверенные печатью уполномоченного государственного органа - Комитета по жилищной политике, например) сохраняют свою силу и не требуют повторного подтверждения. Следовательно, государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Из вышеуказанной нормы закона также следует, что регистрация ранее возникших прав (т.н. «первичная регистрация») необходима только в том случае, когда в отношении конкретного объекта недвижимости заключается сделка, требующая государственной регистрации в соответствии с законом (например, купля-продажа, дарение, долгосрочная аренды и т.д.). Поэтому если Вы собираетесь продавать квартиру (дарить) или сдавать в долгосрочную (год и более) аренду, то, по всей видимости, не имеет смысла торопиться с проведением первичной регистрации, поскольку таковая будет проведена автоматически перед регистрацией новой сделки.

Более того, законом не предусмотрено какого-либо срока на совершение «первичной» регистрации (как это, например, установлено для бесплатной приватизации), что может служить еще одним основанием не спешить с перерегистрацией.

Однако, если вы не собираетесь в ближайшее время проводить сделки с квартирой, требующие государственной регистрации, и при этом хотите «спокойно спать», имея на руках свидетельство о праве собственности нового образца, то вы можете обратиться с соответствующим заявлением в территориальный подразделение Федеральной регистрационной службы.

Вам это также может пригодиться в том случае, если вы являетесь владельцем квартиры бизнес-класса и выше и намереваетесь сдавать её в аренду. В этом случае следует иметь в виду, что некоторые крупные западные компании, арендующие жильё для своих сотрудников, требуют от потенциального арендодателя/наймодателя предоставить свидетельство о собственности нового образца, отказываясь принимать старые (но действительные!) документы, даже если заключаемая сделка не подразумевает государственной регистрации (найм, краткосрочная аренда).


Александр Перепелкин, юрист Агентства недвижимости «НОРА»:

Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу ФЗ № 122 (31.01.1998) признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим законом.

Однако продать объект недвижимости без регистрации ранее возникшего права, несмотря на то, что такое право также признается государством, нельзя. Зарегистрировать ранее возникшее право на недвижимое имущество можно по желанию правообладателя в любое время до или одновременно с отчуждением объекта недвижимости.

Последнее правило в два раза сокращает время, в течение которого может быть совершена сделка с таким имуществом. Так, как если отдельно сначала регистрировать ранее возникшее право собственности, а только потом договор отчуждения (если требует закон) и переход права собственности по нему, потребуется ни один, а два месяца. Однако на этом все преимущества одновременной регистрации со сделкой ранее возникших прав на объект недвижимости заканчиваются.

Государственная регистрация права является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП), который носит открытый характер.

Любое лица, в т.ч. покупатель, может получить сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости в виде выписки из ЕГРП. Однако получить информацию о том, кто является законным собственником объекта недвижимости, сведения о которых еще не содержатся в ЕГРП, покупатель не может. Проверить документы, предоставленные продавцом покупателю в подтверждение своего права собственности, которое возникло еще до введения государственной регистрацией прав, независимо без участия самого продавца нельзя.

Государственная регистрация ранее возникших прав на недвижимое имущество это отдельное регистрационное действие, которое в любом случае предшествует регистрации сделки (если требует закон) и переходу прав по ней.

Если по каким-либо причинам будет отказано в регистрации ранее возникшего права на объект недвижимости, не будет зарегистрированы также и сделка с ним и переход права. Поэтому при отсутствии государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимости покупателю не гарантировано, что сделка с ним будет признана государством. В связи с этим, если ранее возникшее право продавца регистрируется одновременно с отчуждением объекта недвижимости, рекомендую осуществлять расчеты между сторонами договора отчуждения только после проведения госрегистрации, когда права прежнего и нового собственника на объект недвижимости признаны государством.

Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним: правовые и налоговые аспекты Краснов М В

Признание ранее возникших прав

В соответствии со статьей 6 Федерального закона о ГРПНИСН права на НИ, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Законом N 69-ФЗ определен порядок, при котором государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона N 122-ФЗ права на объект НИ требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие вышеуказанного закона перехода данного права, его ограничения или совершенной после введения в действие Закона N 122-ФЗ сделки с объектом НИ.

Это означает, что если права на НИ возникли до 1 января 1998г., то они признаются юридически действительными (п.1 Закона N 69-ФЗ). Однако если это имущество продается или приватизируется уже после 1 января 1998г., то оно должно быть зарегистрировано. При этом регистрируется не только право на имущество, возникшее до 1 января 1998г., но и переход данного права (купля-продажа имущества, приватизация и т.д.).

ГРПНИСН осуществляется в течение одного месяца.

Законом N 69-ФЗ устанавливается, что если регистрация прав на НИ после 1 января 1998г. осуществляется в связи с переходом данных прав или в связи со сделкой с имуществом, то оплата за такую регистрацию не взимается. Если, например, лицо изъявило желание зарегистрировать свое право на имущество, возникшее до 1 января 1998г., в добровольном порядке, то будет взиматься плата, равная половине установленного субъектом Российской Федерации размера платы.

Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

Глава 33. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь Статья 290. Подача заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую

Из книги Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве автора Решетникова И. В.

Глава 6. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйное имущество – это имущество, не имеющее собственника, или собственник которого неизвестен, или от права

Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Глава 33. ПРИЗНАНИЕ ДВИЖИМОЙ ВЕЩИ БЕСХОЗЯЙНОЙ И ПРИЗНАНИЕ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНУЮ НЕДВИЖИМУЮ ВЕЩЬ (в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 7-ФЗ) Статья 290. Подача заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на

Из книги Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Из книги Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава VI. ПОРЯДОК СОХРАНЕНИЯ И КОНВЕРТАЦИИ (ПРЕОБРАЗОВАНИЯ) РАНЕЕ ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРАВ Статья 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии 1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Влияние ранее действовавшего законодательства Множество сложностей связано с особенностями развития авторского права в России. Так, действующее российское законодательство об авторском праве кардинальным образом отличается от законодательства, которое действовало

Из книги Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" автора Ткач Александр Николаевич

Статья 6. Признание ранее возникших прав Комментарий к статье 61. Данная статья в продолжение п.2 ст.4 комментируемого Закона устанавливает, что права на недвижимость, возникшие до принятия данного Закона, признаются в Российской Федерации. Это правило можно назвать

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

21. ПРИЗНАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВ. ПРИЗНАНИЕ DE JURE И DE FACTO Признание обычно адресуется вновь возникшему государству, но признание может предоставляться и правительству государства, когда оно приходит к власти неконституционным путем (в результате переворота, гражданской войны).

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

17.7. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник

Из книги В суд без адвоката автора Щепилов Игорь Борисович

Глава 27 Признание движимой вещи бесхозяйной или признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь Познакомимся с порядком рассмотрения дел о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на

Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

§ 7 Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь Признание права собственности на бесхозяйную вещь в особом производстве является одним из способов приобретения ее в собственность. Комментарий норм

Из книги Покупка и продажа квартиры: законодательство и практика, оформление и безопасность автора Брунгильд Аделина Геннадиевна

Статья 6. Признание ранее возникших прав 1. Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным

Из книги Гражданско-процессуальное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

105. Признание вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь Бесхозяйными являются вещи, которые не имеют собственника или собственник которых не известен, либо вещи, от права собственности на которые собственник

Из книги Федеральный закон РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан " автора России Законодательство

Статья 54. Об отмене ранее принятых законов Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на территории Российской Федерации не применяется Закон СССР «О кооперации в СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, № 22, ст. 355; Ведомости Съезда народных депутатов

Из книги Федеральный закон о пенсиях с комментариями для граждан и пенсионным калькулятором автора Пустовойтов Вадим Николаевич

Глава VI. Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных

Из книги автора

Глава VI. Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав Статья 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсииСтатья 27 определяет порядок сохранения и условия реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

Похожие публикации