Муниципальные выборы. Избирательные системы, используемые при проведении муниципальных выборов

Согласно ст. 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. городской округ - это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных указанным Законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Как указывалось в § 1 данной главы настоящего пособия, в РФ в переходный период реформы местного самоуправления было создано более 500 городских округов. Необходимо оговориться, что достаточно большое число этих муниципальных образований не являются вновь образованными: статусом городского округа нередко наделялись муниципальные образования - города, являвшиеся самостоятельными единицами муниципального деления и не входившие в состав других муниципальных образований (районов). Наделение указанных муниципальных образований - городов статусом городских округов (если при этом не имело место изменение их территорий) не подпадает под определение преобразования муниципальных образований (ст. 13, 84 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г.).

В случае, когда статусом городского округа наделялся городской населенный пункт, расположенный в границах района, являвшегося муниципальным образованием (т. е. населенный пункт, не имеющий статуса самостоятельного муниципального образования), то такое наделение статусом городского округа согласно абз. 3 ч. 3 ст. 84 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. рассматривается как преобразование муниципальных образований. Следовательно, возникшие в результате такого преобразования новые муниципальные образования (муниципальный район, из состава которого исключена территория городского населенного пункта) и городской округ приравниваются для целей ст. 85 указанного Закона ко вновь образованным муниципальным образованиям. В них в 2005 г. должны были пройти выборы органов местного самоуправления, приступающих к осуществлению своих полномочий с 1 января 2006 г.

Городской округ как муниципальное образование имеет свою специфику, что отражается на правовом статусе выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц данного муниципального образования. Статьей 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. установлен перечень вопросов местного значения городского округа. Этот перечень определяет компетенцию вышеуказанных выборных органов и должностных лиц. Из его сравнения с перечнем вопросов местного значения муниципального района (ст. 15 Закона) видно, что городской округ, несмотря на свой статус городского поселения (ст. 2 Закона), может рассматриваться как муниципальное образование высшего уровня муниципального деления (как и муниципальный район). Особенностью городского округа в данном случае является то, что он не имеет собственного муниципального деления (как муниципальный район состоит из поселений). Таким образом, в городских округах не предусмотрено двухуровневой территориальной организации местного самоуправления. Стоит вспомнить, что этой особенностью городских округов воспользовались органы государственной власти некоторых регионов для того, чтобы избежать формирования поселенческого уровня муниципальных образований.

В этих регионах муниципальные образования - районы были наделены статусом городских округов (вместо статуса муниципальных районов) \

Следует обратить внимание, что городской округ, несмотря на свои особенности как муниципального образования «высшего» уровня муниципального деления (во многом схожего по уровню решаемых задач с муниципальным районом), имеет ряд черт городского поселения. Так, он приравнивается к городскому поселению при определении минимальной численности депутатов создаваемого в нем представительного органа. Согласно ч. 6 ст. 35 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Использованная в тексте нормы Закона соединительная конструкция «в том числе городского округа» указывает на наличие общих черт между поселениями и городскими округами при формировании в них органов местного самоуправления.

Рассмотрим некоторые особенности организации и проведения муниципальных выборов в городских округах.

Необходимо отметить, что эти особенности были определены и законодательно закреплены еще на этапе завершения территориальной реорганизации муниципальных образований, когда предстояло сформировать в них выборные органы местного самоуправления. С этого периода в избирательном законодательстве и законодательстве о местном самоуправлении прослеживается подход, согласно которому муниципальные образования (и формируемые в них органы местного самоуправления, а также ИКМО) условно разделяются на два уровня - уровень поселений (исключая городские округа) и уровень муниципальных районов и городских округов. Этот подход реализован, прежде всего, при разграничении компетенции органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, ИКМО, связанной с организацией и проведением выборов.

Так, например, согласно положениям п. 2 ч. 1 ст. 85 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г., в целях обеспечения подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований законом субъекта РФ может предусматриваться:

Формирование избирательных комиссий вновь образованных муниципальных районов и городских округов законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, формирование избирательных комиссий вновь образованных городских и сельских поселений представительным органом муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;

Утверждение схемы избирательных округов для проведения выборов во вновь образованных муниципальных районах, городских округах законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избирательной комиссией, организующей выборы;

Утверждение схемы избирательных округов для проведения выборов во вновь образованных городских и сельских поселениях представительным органом муниципального района, в состав которого входят указанные поселения, либо избирательной комиссией, организующей выборы.

Из процитированной нормы Закона видно, что при закреплении соответствующей компетенции вышеуказанных органов и избирательных комиссий выстраивается своего рода «вертикальная» схема (не путать с иерархическим соподчинением по вертикали, поскольку в данном случае имеет место разграничение полномочий между соответствующими органами). В рамках этой схемы соответствующие органы субъекта РФ осуществляют полномочия по организации и подготовке выборов в муниципальных районах и городских округах, а органы муниципального района - в городских и сельских поселениях (не включая городские округа).

Рассмотренный выше подход в настоящее время закреплен и в рамочном Федеральном законе. Так, например, согласно п. 7 ст. 22 этого Закона в случае, если уполномоченные на то настоящим Федеральным законом органы, избирательные комиссии не назначат состав или часть состава избирательной комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует соответствующий орган, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава ИКМО, городского округа, внутригородской территории города федерального значения - избирательной комиссией субъекта РФ, избирательной комиссии поселения - ИКМО.

Следует отметить, что в части организации деятельности избирательных комиссий реализация вышеуказанного подхода федерального законодателя имеет свои особенности. Здесь он является одним из способов поддержания внутреннего единства в системе избирательных комиссий, обеспечения в этой системе необходимого контроля со стороны вышестоящих комиссий за деятельностью нижестоящих комиссий. Так, например, в соответствии с п. 9 ст. 24 рамочного Федерального закона представительный орган муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта РФ. Представительный орган поселения обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района.

Согласно положениям ст. 28 рамочного Федерального закона председатель избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения при наличии соответствующего предложения избирательной комиссии субъекта РФ избирается из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса по указанному предложению. Председатель избирательной комиссии поселения избирается на основе предложения избирательной комиссии муниципального района, а если последняя не образована, - на основе предложения территориальной комиссии (если соответствующие предложения поступили).

Другим примером может послужить норма п. 7 ст. 75 рамочного Федерального закона, которая ранее уже рассматривалась в § 8 гл. 4 настоящей книги. Согласно указанной норме решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта РФ.

Таким образом, при разграничении полномочий органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, ИКМО по организации и проведению муниципальных выборов, указанные полномочия в части, касающейся выборов в органы местного самоуправления городских округов, осуществляются соответственно органами государственной власти субъекта РФ, избирательной комиссией субъекта РФ, органами местного самоуправления городского округа и избирательной комиссией этого городского округа (либо иной комиссией, на которую возложены ее полномочия). Поскольку городские округа не имеют собственного внутреннего муниципального деления, указанные органы местного самоуправления и избирательная комиссия не наделены полномочиями по организации и проведению муниципальных выборов в других муниципальных образованиях (как органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных районов в отношении поселений).

Другой важной особенностью правового регулирования муниципальных выборов в городских округах является закрепление в рамочном Федеральном законе некоторых особенностей осуществления отдельных избирательных действий при организации и проведении указанных выборов. Например, согласно п. 36 ст. 68 этого Федерального закона при проведении выборов в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов данные протоколов участковых комиссий об итогах голосования размещаются в сети «Интернет» в порядке, определяемом ЦИК России.

Как следует из п. 1 ст. 74 рамочного Федерального закона, при проведении муниципальных выборов в городском округе является обязательным ввод данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в ГАС «Выборы». Вместе с тем ввод в ГАС «Выборы» данных об итогах голосования, о результатах выборов в органы местного самоуправления поселений может осуществляться в случаях и порядке, определенных ЦИК России (т. е. в зависимости от наличия соответствующих условий).

Указанные особенности проведения выборов в городских округах связаны с тем, что в этих муниципальных образованиях избирательные комиссии, как правило, лучше оснащены соответствующими техническими средствами, в том числе необходимыми компонентами ГАС «Выборы».

Отдельные особенности организации и проведения муниципальных выборов в городских округах установлены в законодательстве субъектов РФ. Эти особенности условно можно разделить на две части: те, которые были установлены для переходного периода муниципальной реформы, т. е. периода формирования органов местного самоуправления по новому законодательству о местном самоуправлении, а также те, период действия которых законом не ограничен. Рассмотрим некоторые из особенностей организации и проведения выборов в городских округах, относящихся к обеим вышеуказанным группам.

Так, Законом Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2005 г. 228-3 № 463-Ш «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» (ст. 80) установлены особенности проведения муниципальных выборов в различных муниципальных образованиях в переходный период реформы местного самоуправления. К примеру, полномочия по назначению первых муниципальных выборов во вновь образованных городских округах (как и в других муниципальных образованиях) закреплены за Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Интересная особенность организации выборов установлена рассматриваемым Законом в части составления списков избирателей. Все списки, независимо от вида муниципального образования (в том числе и в отношении вновь образованных городских округов), должны быть составлены избирательными комиссиями муниципальных образований улусов (районов)1.

В соответствии с положениями Закона Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) утверждает схемы избирательных округов по муниципальным выборам депутатов представительного органа муниципального образования, определяет избирательный округ по муниципальным выборам главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления во вновь образованных городских округах по представлению ИКМО улусов (районов) не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены муниципальные выборы.

Как видим, в обоих вышеуказанных случаях прослеживается тот же подход, что и в п. 2 ч. 1 ст. 85 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. и в рамочном Федеральном законе: полномочия, касающиеся организации и проведения муниципальных выборов в городском округе, осуществляют органы государственной власти субъекта РФ и избирательные комиссии, организующие выборы (этими комиссиями в рассматриваемом случае были ИКМО улусов (районов) Республики).

Особенности организации муниципальных выборов в городских округах в части, касающейся избирательных комиссий, установлены законодательством Алтайского края. Так, Кодексом Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц от 8 июля 2003 г. № 35-ЗС установлено, что в городских поселениях (в том числе, по контексту, и в городских округах) по решению соответствующих представительных органов местного самоуправления могут не формироваться окружные избирательные комиссии по выборам депутатов указанных представительных органов местного самоуправления. В этом случае полномочия окружных избирательных комиссий возлагаются на ИКМО либо на участковые избирательные комиссии.

Надо отметить, что при проведении муниципальных выборов в городских округах в переходный период реформы местного самоуправления имели место и другие особенности организации деятельности избирательных комиссий, участвующих в подготовке и проведении данных выборов. Так, если для муниципальных районов характерной является практика возложения полномочий соответствующих избирательных комиссий на ТИК без формирования избирательных комиссий муниципальных районов, то во многих городских округах (особенно в крупных городах, в том числе областных центрах) реализован иной подход к организации системы избирательных комиссий. Например, в городе Краснодаре образована избирательная комиссия города Краснодара. При этом в городе создано несколько ТИК, для которых указанная ИКМО в соответствующих случаях является вышестоящей. Аналогичная ситуация имеет место и в ряде других городских округов.

Необходимо отметить, что для таких случаев, как рассмотренный выше на примере города Краснодара, могут быть «по аналогии» применены подходы, закрепленные в разработанном в ЦИК России модельном законе о выборах депутатов представительного органа муниципального района1, в части организации взаимодействия ИКМО и территориальных комиссий при проведении муниципальных выборов, когда на территории, подведомственной одной ИКМО, действует две и более территориальные комиссии. В правоприменительной практике территориальные комиссии, созданные в городских округах, в которых организующей выборы комиссией является избирательная комиссия городского округа, выполняли в период муниципальных выборов ряд функций, связанных с подготовкой и проведением выборов, в том числе осуществляли ввод данных в ГАС «Выборы». В то же время нередко их роль в проведении выборов была достаточно ограниченной, в частности, полномочия всех окружных комиссий возлагались на одну ИКМО, тогда как, возможно, более практичным было бы использовать для этого организационный и кадровый потенциал территориальных комиссий. Как представляется, в данном случае сказался достаточно распространенный на практике подход, при котором функции ИКМО и территориальных комиссий - соответственно муниципальных и государственных органов - жестко разграничиваются. Вместе с тем, стоит напомнить, что все избирательные комиссии входят в единую систему комиссий, которая создана для организации выборов и референдумов, являющихся высшим непосредственным выражением власти народа1 вне зависимости от того, на каком уровне они проводятся.

В ряде городских округов в 2004-2005 гг. выборы депутатов представительных органов муниципальных образований проводились с использованием мажоритарно-пропорциональной избирательной системы. Это особенно интересно, если учесть, что для городских округов не является актуальной так называемая проблема «двух пятых»2, характерная для муниципальных районов. Как представляется, можно связать данное явление с определенными тенденциями развития партийной системы РФ. Поскольку именно города (особенно крупные, каковые, чаще всего, имеют статус городских округов) являются основными центрами экономического и социального развития страны, следует ожидать дальнейшей активизации в них деятельности политических партий.

Всего выборы представительных органов муниципальных образований с применением смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы в 2004-2005 гг. были проведены в семи субъектах РФ: Красноярский край, Волгоградская, Нижегородская, Сахалинская, Томская, Тульская, Читинская области3.

Общее количество муниципальных образований (по России), в которых применялась смешанная избирательная система, - 50, из них городских поселений - 8, муниципальных районов - 27, городских округов - 15.

Например, выборы депутатов по смешанной избирательной системе прошли 9 октября 2005 г. в городском округе г. Томске. Дума г. Томска формировалась в следующем порядке - 18 депутатов избирались по 9 двухмандатным избирательным округам и 18 депутатов избирались по городскому единому избирательному округу. В выборах принимали участие 11 региональных отделений политических партий.

Законом Томской области от 14 февраля 2005 г. № 29-03 «О муниципальных выборах в Томской области» установлено, что к распределению депутатских мандатов допускаются зарегистрированные списки кандидатов, каждый из которых получил 7% и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки было подано в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу.

При проведении выборов в г. Томске такое правовое регулирование практически не сказалось на распределении депутатских мандатов. Места в представительном органе городского округа получили шесть избирательных объединений1. Вместе с тем следует с большим вниманием относиться к установлению «заградительного барьера» свыше 5%. Если взять в расчет результаты голосования в других регионах, где применялась смешанная избирательная система на муниципальных выборах, то при 7%-ном барьере многие избирательные объединения не были бы допущены к распределению мандатов в достаточно большом числе случаев, так как они набрали по результатам выборов более 5, но менее 7% голосов избирателей.

Как показывает анализ данных электоральной статистики, активность избирателей во многом зависит от числа избирательных объединений, участвующих в выборах. Если применяется завышенный «заградительный барьер», это может отрицательно повлиять на явку избирателей.

Надо отметить, что в остальных субъектах РФ, где применялась смешанная избирательная система (Красноярский край, Волгоградская, Нижегородская, Сахалинская, Томская, Тульская, Читинская области) установлен 5%-ный «заградительный барьер».

В Красноярском крае выборы по смешанной избирательной системе проводятся с 1995 г., когда Законом Красноярского края от 20 июня 1995 г. № 6-126 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» было установлено, что в краевых городах, а также в городах Железногорске и Зеленогорске выборы в представительные органы местного самоуправления проводятся на основе смешанной (пропорционально-мажоритарной) системы, при этом мандаты распределяются поровну. Для представительных органов с нечетным числом депутатов преимущество в один мандат получает мажоритарное представительство. Надо отметить, что в настоящее время вышеизложенная норма Закона не применяется. Действующее законодательство Красноярского края предусматривает, что смешанная избирательная система применяется на выборах депутатов представительных органов тех муниципальных образований, где она закреплена в уставах муниципальных образований. В 2005 г. выборы по смешанной системе состоялись в восьми муниципальных образованиях Красноярского края - семи городских округах и одном муниципальном районе.

Особенности организации и проведения муниципальных выборов в городских округах установлены законодательством субъектов РФ в отношении отдельных избирательных действий. Так, стоит обратить внимание на особенности процедуры проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, представленных кандидатами и избирательными объединениями для регистрации соответственно кандидата, списка кандидатов.

К примеру, Избирательным кодексом Белгородской области от 1 апреля 2005 г. N° 182 установлено, что при представлении кандидатами, избирательными объединениями подписных листов проверке подлежит 40% от необходимого для регистрации количества подписей избирателей в поддержку каждого выдвинутого кандидата при выборах выборных должностных лиц местного самоуправления муниципального района, городского округа; 60% - при выборах выборных должностных лиц местного самоуправления городского, сельского поселения, депутатов представительного органа местного самоуправления1 .

Таким образом, законодательством Белгородской области установлено разное количество подписей избирателей, которое подлежит проверке при проведении выборов выборных должностных лиц местного самоуправления соответственно в городских округах (а также муниципальных районах) и в муниципальных образованиях поселенческого уровня. В то же время при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований такая разница не предусмотрена.

Следует отметить, что аналогичный подход (с соответствующими коррективами) реализован не только в законодательстве Белгородской области. Он характерен и для ряда других субъектов РФ. Например, согласно ст. 26 Закона Магаданской области от 7 июля 2003 г. № 37203 «О муниципальных выборах в Магаданской области» при выборах главы муниципального образования «Город Магадан» проверке подлежит не менее 20% от необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании окружной избирательной комиссии. При выборах глав иных муниципальных образований, депутатов представительных органов местного самоуправления, членов иных выборных органов местного самоуправления проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах. В данном случае в законе Магаданской области закреплено специальное регулирование соответствующих избирательных действий для одного из муниципальных образований области - городского округа г. Магадана. Таким образом, учтена специфика крупного городского населенного пункта региона - его областного центра.

Анализ положений законодательства субъектов РФ о муниципальных выборах показывает, что в нем, в основном, реализуются подходы, закрепленные в рамочном Федеральном законе и в Законе об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. В том числе, разграничена компетенция органов государственной власти субъектов РФ, избирательных комиссий субъектов РФ, органов местного самоуправления, ИКМО в части организации и проведения муниципальных выборов на уровне муниципальных районов, городских округов, внутригосударственных территорий городов федерального значения и на уровне городских и сельских поселений. Городские округа в этом отношении отнесены к «высшему» уровню муниципального деления. Также учтена специфика городских округов, поскольку таким статусом чаще всего наделены крупные городские населенные пункты, в том числе областные центры, имеющие достаточно многочисленное население и свои особенности организации органов местного самоуправления и избирательных комиссий. Вышесказанное не означает, однако, что отсутствуют расхождения в подходах к законодательному регулированию выборов в органы местного самоуправления городских округов в разных субъектах РФ. Эти расхождения связаны как со спецификой организации местного самоуправления в отдельных регионах, так и с особенностями правопонимания и правоприменения в них.

В самом общем виде под избирательной системой в данном контексте понимается способ установления результатов голосования на муниципальных выборах (определения кандидатов, признанных избранными), в зависимости от которого различают мажоритарную избирательную систему и пропорциональную избирательную систему.

Мажоритарная избирательная система основана на принципе большинства: избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов избирателей. В зависимости от того, какое большинство голосов избирателей требуется для избрания по закону, различают: а) мажоритарную избирательную систему абсолютного большинства (для избрания требуется абсолютное большинство голосов избирателей, т. е. более их половины); б) мажоритарную избирательную систему относительного большинства (для избрания требуется получить относительное большинство голосов избирателей, т. е. больше, чем другие кандидаты).

В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип распределения депутатских мандатов между списками кандидатов в депутаты пропорционально набранным голосам.

Кроме того, возможно использование смешанной избирательной системы: пропорционально-мажоритарной.

Каждый вид избирательной системы имеет свои достоинства и недостатки, которые достаточно основательно проанализиронаны в юридической литературе. Вместе с тем вполне очевидно, что в муниципальных образованиях различного вида, отличающихся не только своим правовым статусом, но и размерами территории, численностью населения, другими признаками и параметрами, могут использоваться различные виды избирательных систем.

С учетом указанного рамочный Федеральный закон предполагает возможность использования при проведении выборов депутатов представительных органов как мажоритарной избирательной системы (по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам), так и пропорциональной избирательной системы (по единому избирательному округу). Не исключается данным Законом и возможность применения на муниципальных выборах смешанной (пропорционально-мажоритарной) избирательной системы.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. устанавливает, что законом субъекта РФ определяются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. Конкретная избирательная система, используемая при проведении муниципальных выборов в муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования. При этом законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой указанный Закон понимает условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов (ст. 23).

Так, в соответствии с Законом Калужской области от 23 декабря 2003 г. «О выборах в органы местного самоуправления на территории Калужской области» (в ред.

От 4 октября 2004 г.) в Калужской области при проведении муниципальных выборов могут применяться:

а) мажоритарная система относительного большинства - при проведении выборов выборного должностного лица местного самоуправления. В этом случае выборы проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования. Избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, относительно любого другого кандидата, но при условии, что это число не менее числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

б) мажоритарная система относительного большинства - при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления. Выборы проводятся по одномандатным или многомандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования. Избранным в одномандатном округе признается кандидат, получивший наибольшее число голосов относительно любого другого кандидата в этом округе, но при условии, что это число не менее числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Избранными депутатами в многомандатном округе признаются кандидаты соответственно количеству мандатов в округе, получившие наибольшее число голосов относительно других кандидатов в этом округе, но при условии, что число голосов избирателей, поданных за каждого из них, не менее числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов (ст. 3).

Законом Томской области от 14 февраля 2005 г. «О муниципальных выборах в Томской области» (в ред. от 8 июня 2005 г.) вопрос об избирательных системах, которые могут применяться на выборах представительного органа, решается иначе. Согласно ст. 2 указанного Закона выборы в представительный орган муниципального образования осуществляются на основе мажоритарной избирательной системы, когда гражданин голосует за кандидата в одномандатном избирательном округе или за кандидатов в количестве, равном числу депутатских мандатов в многомандатном избирательном округе, по одномандатным и (или) по многомандатным избирательным округам. Вместе с тем уставами муниципальных районов и городских округов может быть установлено, что выборы в представительный орган муниципального образования могут осуществляться на основе пропорциональной избирательной системы, когда все депутаты представительного органа муниципального образования избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями.

Выборы могут быть также проведены по пропорционально - мажоритарной системе, когда часть депутатов представительного органа избирается по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а другая часть депутатов избирается по единому избирательному округу, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты. Конкретное число депутатов, избираемых по единому избирательному округу, устанавливается уставом муниципального образования.

Муниципальные образования, как правило, применяют на выборах мажоритарную избирательную систему. Пропорциональная избирательная система используется лишь в отдельных муниципальных образованиях.

Важная роль в определении избирательной системы на муниципальных выборах принадлежит субъектам Федерации. Так, согласно Закону Красноярского края от 2 октября 2003 г. «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» (в ред. от 17 декабря 2004 г.) выборы в представительный орган местного самоуправления осуществляются на основе избирательной системы, тип которой устанавливается уставом муниципального образования: мажоритарной - по одномандатным избирательным округам, одному или нескольким многомандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования на основе единой нормы представительства; пропорционально-мажоритарной - когда часть депутатов представительного органа избирается по спискам избирательных объединений. В случае, если уставом муниципального образования ко дню назначения выборов в органы местного самоуправления тип избирательной системы не определен, выборы проводятся на основе той избирательной системы, которая применялась на предыдущих выборах в соответствующий орган местного самоуправления. Таким образом, и Красноярском крае при проведении муниципальных выборов допускается использование и мажоритарной, и пропорционально- мажоритарной (смешанной) избирательных систем.

В некоторых муниципальных образованиях применяется ротация депутатов представительного органа местного самоуправления. Так, например, Устав города Твери закрепляет, что депутат Тверской городской думы избирается сроком на четыре года. Через каждые два года (по четным годам) проводятся выборы не менее 16 депутатов на установленный срок (городская дума состоит из 33 депутатов; она правомочна в составе не менее 22 депутатов).

Муниципальные выборы - это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами.

Выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать (т.н. активное избирательное право) и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (т.н. пассивное избирательное право). Но глав муниципальных образований возраст может быть увеличен до 21 года, это определяется законами субъектов РФ (В Пермском крае именно 21 год). Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума. обладают иностранные граждане при наличии международного договора (Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Туркменистан).

Лишены права выбирать военнослужащие, проходящие службу по призыву не по месту жительства.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы местного самоуправления.

Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации (Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Армения – референдум).

Лишены избирательного права лица, лишенные свободы, признанные недееспособными, также не могут голосовать военнослужащие по призыву по месту несения воинской службы.

Избирательный процесс.

1. Назначение выборов. Согласно ст. 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования не ранее 90 дней и не позднее 80 дней до голосования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом по заявлению избирателей, избирательных объединений, органов госвласти региона, ОМСУ, прокурора не позднее, чем за 70 дней до голосования. Выборы проводятся в единый день для голосования (2 воскресенье марта и 2 воскресенье октября, кроме внеочередных).

2. Формирование избирательных округов.

Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Для выдвижения кандидаты должны собрать подписи в количестве, определяемым законом субъекта РФ, но не более 0,5%. В поселениях, где проживает менее 3 000 чел, а также в поселениях, в которых в представительном органы менее 15 депутатов применяется только мажоритарная избирательная система (одно или многомандатная).

Заградбарьер не может быть выше 5% и определяется законом субъекта РФ (в Пермском крае – 5%, причем как минимум 2 партии должны в совокупности набрать не менее 50% голосов избирателей). Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

При проведении муниципальных выборов используются мажоритарная (одно и многомандатная – не более 5 мандатов, кроме сельских поселений, где может быть и один 10 мандатный округ, причем количество голов равняется количеству наименьшего по количеству мандатов округа) избирательная система, пропорциональная избирательная система, а также избирательная система, соединяющая в себе две первые (смешанная). В Пермском крае только мажоритарная и смешанная. В Тюменской области – пропорциональная. Избирательная квота в Перми естественная, в Тюмени – империалли.

4. Формирование избирательных комиссий – они являются органами местного самоуправления, но не входят в систему муниципальных органов. Члены избирательных комиссий формируются представительными органами в количестве 6-12 человек по представлению партий, представленных в Госдуме, заксобраниях, а также избирательных объединений и общественных организаций, представленных в представительном органе МСУ. От одной организации назначается по 1 члену, причем государственные и муниципальные служащие не могут занимать свыше половины мест. Срок полномочий членов избирательных комиссий – 5 лет.

5. Выдвижение кандидатов. В пропорциональной системе – избирательными объединениями и союзами. Само понятие "избирательное объединение" сводится к политической партии, имеющей, в соответствии с федеральным законом, право участвовать в выборах, а также к региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии, имеющим в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. Единственной "избирательной отдушиной" для иных общественных объединений являются муниципальные выборы. Для выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов, избираемых по мажоритарной системе избирательными объединениями кроме политических партий и их структурных подразделений могут быть общественные движения и организации. Если выборы проводятся по пропорциональной системе кандидатов выдвигает только политическая партия или ее структурное подразделение, но допускается создание избирательного союза с общественными движениями и организациями. В этом случае представителям общественных организаций гарантируется 15% в списке кандидатов.

В мажоритарной системе также возможно самовыдвижение. Партии и кандидаты от этих партий, не представленные в Госдуме, заксобраниях, представительном органе МСУ, собирают подписи (не более 0,5% от числа избирателей в округе. причем в Пермском крае подписей не должно быть менее 10 чел.). Избирательный залог отменен. Закон субъекта РФ может предоставить прав заявительного порядка регистрации в округах с численностью избирателей менее 10 000 чел.

6. Предвыборная агитация. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на гос или мун. службе, в СМИ должны уйти в отставку на время выборов (закон субъекта РФ делает исключения для округов менее 500 чел). Бесплатное эфирное время для кандидатов обязаны предоставить только муниципальные СМИ.

7. Голосование. Обычно с 8 до 20. Досрочное отменено – только в труднодоступных местностях. Предела явки нет. Возможны безальтернативное голосование (если это предусмотрено законом субъекта РФ, тогда за победителя должно проголосовать свыше 50% участников голосования). Голосование против всех отменено.

8. Подсчет голосов. Сначала в участковых комиссиях, те направляют протоколы в территориальные. Результаты подводят окружные. Итоги публикуются, возможно обжалование в суде (районном). Контроль за выборами ведут прокуратура, СМИ, наблюдатели.

В Пермском крае местные выборы регламентируются законом от 9.11.2009 «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Пермской области», законом от 13 марта 2008 г. «О выборах должностных лиц местного самоуправления в Пермской области»

Порядок организации и проведения выборов включает в себя целый ряд значимых стадий, каждая из которых имеет свое самостоятельное содержание и предназначение. Такими стадиями являются: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) формирование избирательных округов и избирательных участков; 4) образование избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов в депутаты и их регистрация; 6) предвыборная агитация, финансирование выборов; 7) голосование и подведение итогов выборов.

Первой из таких стадий избирательного процесса является назначение выборов. - Особая значимость этой стадии состоит в том, что с ее помощью обеспечивается периодичность выборов соответствующего уровня. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти. Порядок назначения выборов в субъектах Российской Федерации и муниципальных выборов закрепляется федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет унифицированный подход к регулированию порядка назначения выборов. Суть этого порядка, закрепленного в статье 10 Федерального закона, в следующем:

во-первых, выборы органов или должностных лиц являются обязательными и должны проводиться в установленные соответствующими нормативными правовыми актами строки. Срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также сроки полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Установленный срок не может составлять более пяти лет, Президента Российской Федерации - шесть лет;

во-вторых, выборы указанных государственных органов и органов местного самоуправления или депутатов назначает уполномоченный орган или должностное лицо. День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с Федеральным законом. День голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления установлен Федеральным законом и в настоящее время является фиксированным, постоянным. Таким днем установлено второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов указанных органов;


в-третьих, решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования;

в-четвертых, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления - соответствующими избирательными комиссиями;

в-пятых, если соответствующая избирательная комиссия не назначила в установленный срок выборы указанного органа или депутата, суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

Второй стадией в порядке организации выборов является составление списков избирателей. Включение гражданина в список избирателей служит основанием для его участия в голосовании. В Российской Федерации в списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. При этом для того, чтобы быть включенным в список избирателей, гражданину не требуется обращаться в государственный орган или орган местного самоуправления, так как список составляется уполномоченными на то органами по обязанности. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом. Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой муниципального образования два раза в год по состоянию на 1 января и 1 июля ежегодно. Указанные сведения направляются в соответствующую участковую избирательную комиссию сразу после назначения выборов.

Основанием для регистрации (учета) избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, определяемой в соответствии с Федеральным законом. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей.

Образование избирательных округов и избирательных участков - третья стадия в порядке проведения выборов. В Российской Федерации в настоящее время образуются следующие виды избирательных округов:

общефедеральный избирательный округ (единый для всей территории Российской Федерации) при выборах Президента Российской Федерации и общефедеральный избирательный округ при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

на территории субъекта Российской Федерации при выборах законодательного (представительного) органа государственной власти не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты; вторая половина (50 %) депутатов по одно- мандатности избирательным округам, в которых выборы проводятся по мажоритарной системе;
при проведении муниципальных выборов образуется территориальный избирательный округ для избрания главы муниципального образования, если в уставе муниципального образования не предусмотрено, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава.

Для избрания депутатов представительных органов муниципальных образований создаются одномандатные избирательные округа. Количество одномандатных избирательных округов, которые образуются для проведения выборов по мажоритарной системе, зависит от количества депутатов представительного органа, которых надо избрать.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей избирательный округ разбивается на избирательные участки. Эти участки образуются «по согласованию с избирательными комиссиями главой муниципального образования» (ст. 19 Федерального закона). В целях создания максимальных условий для избирателей избирательные участки образуются из расчета 3000 избирателей на каждом участке.

Следующей, четвертой, стадией процесса организации и проведения выборов является стадия формирования избирательных комиссий. В п. 21 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. определено, что избирательная комиссия - это коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
участковые комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, действуют на постоянной основе. На постоянной избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, а также территориальные и муниципальные избирательные комиссии.

В основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса. Так, центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов: пять членов ЦИК назначаются Государственной Думой, предложенных фракциями и иными депутатскими объединениями; пять членов - Советом Федерации из числа кандидатов, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации; пять членов ЦИК Центральной избирательной комиссии - Президентом Российской Федерации. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации должны иметь высшее профессиональное образование.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации; формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляются вышестоящей избирательной комиссией.

Положение территориальной избирательной комиссии в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации. Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.

Участковая избирательная комиссия формируется в период избирательной кампании в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей. Формирование участковой избирательной комиссии осуществляется вышестоящей избирательной комиссией.

Компетенция избирательных комиссий. Наиболее полно и наглядно роль и место избирательных комиссий проявляется в тех полномочиях, которыми они реально наделены в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации о выборах.

ЦИК Российской Федерации, прежде всего, является избирательной комиссией, которая организует выборы в федеральные органы государственной власти. Вместе с тем ЦИК Российской Федерации:
- осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
- осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, распределяет эти средства и контролирует целевое использование указанных средств;
- оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;
- рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам мотивированные решения.

Иные полномочия ЦИК Российской Федерации определены в федеральных законах о выборах Президента Российской Федерации и о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации координируют деятельность избирательных комиссий на своей территории, обеспечивают взаимодействие ЦИК Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Федерации, осуществляют контроль за законностью проведения выборов, рассматривают жалобы и заявления на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и принимают по ним мотивированные решения, распределяют между окружными (территориальными) избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов.

Муниципальная избирательная комиссия организует в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума; осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь по нижестоящим избирательным комиссиям; заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума и др.

При проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований формируются окружные избирательные комиссии, которые: определяют результаты голосования по одномандатному избирательному округу, а также по единому территориальному округу при выборах части депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; координируют деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий: рассматривают жалобы и заявления на их решения и действия и принимают по ним мотивированные решения: распределяют денежные средства между территориальными избирательными комиссиями: регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц: утверждают текст избирательного бюллетеня: устанавливают и публикуют итоги голосования и результаты выборов по соответствующим избирательным округам.

Территориальные избирательные комиссии (районные, городские и другие), основной задачей которых является первичная координация деятельности участковых избирательных комиссий: распределяют денежные средства между этими комиссиями: организуют доставку им бюллетеней и иных документов: устанавливают итоги голосования на своей территории и передают протоколы об итогах голосования в окружную избирательную комиссию: рассматривают жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимают по ним мотивированные решения.

Участковые избирательные комиссии, обеспечивающие организацию голосования на избирательном участке и установление итогов голосования: составляют списки избирателей по избирательному участку и проводят ознакомление с ними избирателей: обеспечивают подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования: организуют на избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование: производят подсчет голосов на избирательном участке; рассматривают жалобы и заявления на нарушение закона о выборах и принимают по ним мотивированные решения.

Порядок выдвижения и регистрация кандидатов - следующая, пятая, стадия избирательного процесса.

Кто может быть выдвинут кандидатом в депутаты? В статье 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. установлено, что это граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом. Выдвижение может быть осуществлено двояким образом: во-первых, это непосредственное выдвижение, которое может быть реализовано путем самовыдвижения либо путем выдвижения общественным объединением; во-вторых, это выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов, которое может быть осуществлено политической партией или избирательным объединением.

Самовыдвижение кандидата проводится путем уведомления избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидата, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидата. Федеральным законом может быть предусмотрено, что для поддержания самовыдвижения кандидата необходимо также создать группу избирателей с определенным числом участников.

Кандидатов, списки кандидатов вправе выдвигать политические партии и избирательные объединения.

Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001 года. С изменениями, внесенными Федеральным законом от 05 апреля 2009 года «О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Политическая партия является единственной общественной организацией, которая обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов на должность Президента Российской Федерации, а также кандидатов, списки кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В поддержку кандидатов, списка кандидатов могут собираться подписи избирателей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом при проведении соответствующих выборов, но не может превышать 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу.

Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы и др. Зарегистрированный кандидат не может быть без согласия прокурора привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию.

Предвыборная агитация, шестая стадия избирательного процесса, является одной из важных, политически значимых стадий любой избирательной кампании. Предвыборная агитация - наиболее политизированная часть избирательной кампании. Она ведется представителями различных политических сил среди широких кругов избирателей за участие в выборах и в голосовании «за» или «против» тех или иных кандидатов, списков кандидатов на депутатский мандат, выборную должность, выдвинутых в установленном порядке и зарегистрированных избирательными комиссиями.

Избирательное законодательство устанавливает формы и виды (жанры) предвыборной агитации. Агитация при проведении выборов может проводиться в следующих трех формах: через СМИ; путем организации массовых публичных мероприятий; путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов. Этот перечень не является исчерпывающим, так как предвыборная агитация может осуществляться и в иных установленных законом формах. Каждая из названных форм имеет свою специфику, связанную с порядком, условиями и сроками ее проведения.

При проведении агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей в любых формах. В арсенале предвыборного воздействия на граждан не должно иметь место обещание передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предоставление услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом.

В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные (расклеенные) в установленном законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Финансирование выборов. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов того или иного уровня проводятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании. Поэтому под финансированием выборов принято понимать все действия, направленные на прямое и косвенное финансовое и поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов и на ограниченные временными рамками сроки избирательных кампаний.

Прямое финансирование представляет собой обеспечение избирательных кампаний денежными бюджетными средствами, а также иными финансовыми ресурсами со стороны государства, организаций, граждан, оказывающих влияние на волеизъявление избирателей на выборах.

Косвенное финансирование выборов связано с оказанием финансовой и материальной поддержки кандидатам, политическим партиям, предоставлением бесплатного эфирного времени для целей выборов, распространением бесплатной информации о кандидатах, предоставлением налоговых льгот, содержанием избирательных комиссий, информационных систем, направленных на обеспечение выборов.

Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов - завершающая и самая ответственная, седьмая, стадия избирательного процесса. В российском избирательном законодательстве для обеспечения тайны голосования предусмотрено заполнение избирателем бюллетеня в закрытом от посторонних взоров месте. Таким образом, избирательный бюллетень - это документ, заполненный лично избирателем, по которому определяется волеизъявление избирателя.

К избирательному бюллетеню предъявляются следующие требования:

во-первых, он является документом строгой отчетности с определенной степенью защиты; законодательством предусматривается механизм отчетности по каждому бюллетеню;

во-вторых, содержание избирательного бюллетеня не должно создавать трудности избирателю при его заполнении и в то же время нести конкретную информацию о кандидатах, политических партиях, внесенных в избирательный бюллетень. Текст бюллетеня не должен содержать никакой другой, кроме указанной, информации, за исключением краткой памятки о порядке заполнения бюллетеня избирателем. Справа от указанных данных о кандидатах, политических партиях помещается пустой квадрат, в котором избиратель отмечает свое предпочтение. Бюллетень печатается на русском языке; в определенных случаях текст может быть напечатан дополнительно и на национальном языке субъекта Российской Федерации.

Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается соответствующими законами, как правило, с 8 до 22 часов местного времени. Помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой муниципального образования. Избирательная комиссия обязана оборудовать помещение и приспособить его для голосования.

Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса выдают бюллетени избирателям, включенным в списки избирателей на данном участке, по предъявлении паспорта или заменяющего его удостоверения личности избирателя. При получении бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего документа и расписывается. Допускается с согласия избирателя либо по его просьбе внесение в список паспортных данных или данных заменяющего паспорт документа членом участковой избирательной комиссии.

Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Голосование проводится путем внесения в бюллетень избирателя любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор.

Для реализации конституционных избирательных прав граждан федеральный законодатель предусмотрел возможность досрочного голосования избирателей, голосование вне избирательного участка, голосование по открепительным удостоверениям. Досрочное голосование может осуществляться за 15-4 дня до дня голосования в помещении территориальной (окружной) избирательной комиссии или не ранее чем за 3 дня в помещении участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования.

Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя с указанием уважительной причины, по которой он не может прибыть в помещение для голосования (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам).

Подсчет голосов избирателей проводится сразу после окончания времени голосования и без перерыва до установления итогов голосования, причем ведется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, соответствующих представителей кандидата, политической партии, средств массовой информации.

Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей по избирательным бюллетеням уточняется, оглашается и заносится в соответствующие строки протокола:
- число избирателей, внесенных в списки избирателей; число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;

Затем заносятся следующие данные:

Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей).

Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. Тем самым подтверждено положение о том, что в Российской Федерации снят обязательный порог явки избирателей на выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. Результаты выборов определяет избирательная комиссия, наделенная этим правом соответствующим законом.

Федеральным законом могут предусматриваться случаи необходимости проведения повторного голосования, повторных выборов. Так, повторное голосование может иметь место в случаях, когда соответствующим законом будет установлена так называемая двухтуровая система голосования, то есть, голосование в два тура: общее голосование и повторное голосование по двум или более кандидатурам. Повторные выборы могут проводиться в случаях: а) если выборы признаны несостоявшимися, что может случиться в одномандатных избирательных округах; б) если выборы признаны недействительными, то есть когда установлено грубейшее нарушение законодательства о выборах; в) если кандидат, набравший необходимое количество голосов для избрания, не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депутата или выборного должностного лица; и некоторые другие.

Понятие «организация выборов» многоаспектно. В самом общем виде это деятельность по подготовке и проведению выборов органов и должностных лиц местного самоуправления.

Согласно Закону об основных гарантиях избирательных прав период подготовки и проведения выборов начинается со дня официального опубликования решения уполномоченного должностного лица или представительного органа государственной или местной власти о назначении местных выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей эти выборы, отчёта о расходовании средств муниципального бюджета, предназначенных на эти цели.

Таким образом, организация выборов - это система установленных законодательством действий субъектов избирательного процесса, направленных на обеспечение конституционных прав граждан избирать и быть избранными.

Назначение выборов

Назначение выборов знаменует собой старт избирательной кампании, а самостоятельное значение этой стадии избирательного процесса обеспечивается строгостью законодательного регулирования, отношений, связанных с определением видов назначаемых выборов, тех, кто их назначает, и сроков назначения.

Очередные выборы назначаются в связи с истечением срока полномочий органов местного самоуправления. Он не может быть менее двух лет и более пяти лет (ч.2 ст. 40 Закона 2003 г) 1 . Законодательство возводит положение об обязательности выборов, о периодичности их проведения в ранг принципа российского избирательного права. Помимо него существует ещё одно правило, которому муниципальные власти обязаны следовать: изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов не допускается. Если такое решение всё же состоялось, то оно применяется только после завершения полномочий этого действующего органа или депутата. Запрет на изменение срока полномочий действующих выборных органов местного самоуправления означает, что решения, изменяющие их легислатуру, должны вступать в силу только по истечении сроков полномочий выборных органов местного самоуправления, действующих на момент принятия таких решений.

И всё же исключение из этого правила есть. Продление или сокращение сроков полномочий муниципальных органов не более чем на один год допускается лишь в целях совмещения выборов органов местного самоуправления с днём голосования на выборах в региональные или федеральные органы государственной власти. Решение об изменении сроков

полномочий в этом случае осуществляется нормативным правовым актом муниципального образования, который доводится до сведения Центральной избирательной комиссии РФ (ЦИК РФ).

Внеочередные (досрочные) выборы назначаются в связи с досрочным истечением полномочий органов местного самоуправления. Основания такого прекращения полномочий получили закрепление в ч.10 ст.40 Закона 2003 г. Как правило, ими являются: самороспуск местной думы; вступление в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа. Основаниями досрочного завершения полномочий глав муниципальных образований являются: прекращение ими гражданства РФ; выезд на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации; вступление в законную силу обвинительного приговора суда; отставка по собственному желанию и т.д.

Обязательного указания требует ещё одно основание, касающееся представительных органов местного самоуправления и руководителей муниципальных образований. Это особый вид публично-правовой ответственности муниципальных органов перед государством в соответствии со ст.72-74 Закона 2003 г. За невыполнение решений суда, признавших акты местного самоуправления несоответствующими российскому законодательству, полномочия местных представительных органов и глав муниципальных образований могут быть прекращены досрочно по решению региональных органов государственной власти. Именно в таких случаях назначаются досрочные выборы. При признании выборов несостоявшимися, или недействительными назначаются повторные выборы. Они же имеют место в том случае, когда избранный кандидат не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата или выборного должностного лица. Повторные выборы

проводятся не позднее чем через четыре месяца (в случае, если местный представительный орган остался в неправомочном составе) либо не позднее чем через год со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными (п.5 ст.71 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Дополнительные выборы назначаются в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу. Это не влечёт за собой прекращение полномочий всего органа власти, как это бывает при досрочных выборах. Голосование на дополнительных выборах проводится не позднее чем через год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Повторные и дополнительные выборы не назначаются, если в их результате депутат не может быть избран на срок более одного года.

Закон об основных гарантиях избирательных прав ограничивается на сей счёт, лишь одним замечанием. Это должен быть уполномоченный на то орган или должностное лицо. В роли уполномоченных выступают либо местные представительные органы, либо региональные органы государственной власти. Сроки назначения муниципальных выборов регулируются названным Законом. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны депутаты представительных органов местного самоуправления или главы муниципальных образований. Решение о назначении выборов официально публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Решение о назначении повторных выборов публикуется в течение трех дней со дня его принятия.

Похожие публикации