Надувная лодка с мотором без регистрации. До скольки лошадиных сил не нужны права на моторную лодку

Друзья, рады сообщить вам, что заключительная, третья часть эпопеи «ГИМС отвечает на вопросы пользователей сайта FishingSib» перед вами. В ней вы можете получить не только некоторые разъяснения по предыдущим статьям, но и узнать ответы на многие юридические вопросы, которые пользователи многих маломерных судов Новосибирской области и не только ждали с 1 января 2017 года.

Новые правила ГИМС 2017 . В ней мы узнали, как определить массу маломерного судна (с тремя наглядными примерами), а также - основные отличия от правил ГИМС 2016.

Ответы инспекторов ГИМС . В ней старший государственный инспектор Новосибирского инспекторского отделения, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по НСО» Ферапонтов Евгений Евгеньевич ответил на несколько вопросов от читателей нашего сайта. К примеру, каким регламентом определяется вес мотора, регламентируется ли чем-то состав аптечки или нужно ли на «нерегистрате» иметь с собой документы подтверждающие право собственности на мотор и лодку? Если да, то достаточно ли копий?

Прошло две недели с момента выхода второй части, а вопросов к инспекторам ГИМС стало еще больше. И вот, сегодня мы рады представить вам третью, заключительную часть.

Вопрос: Имеет ли сотрудник ГИМС правовые основания останавливать нерегистрируемый комплект с целью уточнения реальной мощности установленного на транце мотора 9,9 л.с. (на колпаке и шильдике) на предмет т.н. «раздушки» такового в 15 л.с.? К примеру, открывать колпак мотора? Требовать какие-либо документы на данный мотор? Если имеет право, то каким нормативным актом это действие установлено и каким образом (методом, способом) определяется мощность «спорного» мотора 9.9? Если нет оснований, то мощность мотора 9.9 (на колпаке, шильдике) априори таковой и остается?

Ответ: Понятие маломерного судна раскрывает Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» - это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать. Следовательно, любое судно, подходящее под эти критерии, конечно же, является маломерным. Так же закон раскрывает, что регистрации не подлежат следующие виды судов:

  1. Шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна;
  2. Суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно;
  3. Спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

Таким образом, байдарки теперь не подлежат регистрации в принципе. А также не должна регистрироваться подавляющая масса сплавных и моторных катамаранов и множество других каркасных, жестко-корпусных и надувных лодок.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам: маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - маломерные суда).

В соответствии со всеми руководящими документами судно, не подлежащее регистрации – это маломерное судно, и соответственно поднадзорно ГИМС.

Основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются: осуществление государственного надзора за маломерными судами, организует контроль за соблюдением правовых актов регламентирующих порядок пользования маломерными судами.

К сожалению, сегодня существует множество предложений по продаже различного рода наклеек с моторов малой мощности, и некоторые судовладельцы активно этим пользуются переклеивая маркировку. Такие прецеденты случались и в Новосибирской области. К счастью эти случаи не многочисленны, и абсолютное большинство судоводителей на эти ухищрения не идут. Если у государственного инспектора есть основания полагать, что мотор не соответствует мощности, мотор осматривается визуально с целью выявления заводской маркировки мощности. Конечное же на воде никто в конструктивную часть мотора вмешиваться не будет, а переделки и модернизация остаются на совести судоводителя. Тем не менее не стоит забывать о допустимой мощности мотора, ведь от этого зависит Ваша безопасность.

Вопрос: Имеется следующая судебная практика, - в настоящее время экипажи ГИМС оснащены алкотестерами, в случае составления административного протокола и отстранения от управления лодки человека лишали удостоверения судоводителя, и одновременно автомобильного водительского удостоверения. Правда ли это? Какие правовые нормы определяют данное решение?

Ответ: КоАП РФ устанавливает следующие санкции за управление судном в состоянии алкогольного опьянения. Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения:

  1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.
  2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Действительно все экипажи ГИМС на сегодняшний день оснащены современными алкотестерами. Материалы по административному правонарушению и санкция в виде штрафа выносится органами ГИМС. Лишение удостоверения на управления маломерным судном определяет суд на основании предоставленных материалов от Государственной инспекции по маломерным судам. Такие случаи действительно есть, когда вместе с удостоверением на право управления маломерным судном гражданина лишают и права управления на автомобиль. Еще раз повторюсь, решение по лишению права управления выносит судья.

Вопрос: В установленной водоохранной зоне нельзя устраивать стоянку и парковать автомобили. Какова эта зона (30-50-100-200-300м?) в нашем регионе в данный момент. Какие предусмотрены штрафы за данное нарушение? Кто имеет право выписывать данный штраф: полиция, ГИБДД, ГИМС и т.п.?

Ответ: Водный кодекс РФ, статья 65 Ст. 15 часть 4 - Стоянка транспортного средства в водоохранной зоне.

Использование гражданами прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений влечет ответственность по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей.

  • Ширина 50 метров – для рек и ручьёв протяжённостью до 10 км;
  • Ширина 100 метров- для рек и ручьёв протяжённостью от 10 до 50 км;
  • Ширина 200 метров- для рек и ручьёв протяжённостью от 50 км и более;
  • Ширина 300 метров – для рек и ручьёв протяжённостью от 100 до 200 км;
  • Ширина 400 метров – для рек и ручьёв протяжённостью от 200 до 500 км;
  • Ширина 500 метров – для рек и ручьёв протяжённостью от 500 км и выше
  • Ширина совпадает с шириной прибрежно-защитной полосы (ПЗП) – для рек и ручьёв протяжённостью менее 10 км.

По поводу того, кто имеет право выписывать штраф. Протокол по стоянке автотранспорта в водоохранной зоне, составляется инспекторами Федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Хотя пресечь административное правонарушение должен любой уполномоченный служащий: полиция, ГИБДД и т.д.

Вопрос: Каковы действующие нормы снабжения маломерного судна, а именно моторной лодки с подвесным мотором, подлежащей регистрации? Каковы нормы снабжения аналогичного нерегистрируемого маломерного судна. Каковы штрафы за нарушения комплектации обоих вариантов?

Ответ:


Примечание:

* для несамоходных судов, используемых в качестве буксируемых судов и дебаркадеров.

** обязательное оснащение.

*** данное оборудование не является обязательным.

  1. Суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг;
  2. Специальное весло по числу гребцов;
  3. Согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001;
  4. Моторное маломерное судно длиной до 6 метров снабжаются огнетушителем, если на его борту установлен стационарный двигатель с фиксированным топливным баком любого размера или прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе;
  5. Моторное маломерное судно длиной свыше 12 метров снабжаются 1 огнетушителем, а также еще одним огнетушителем, если на его борту установлен прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе;
  6. Несамоходные маломерные суда вместимостью до 10 тонн снабжаются 1 огнетушителем, свыше 10 тонн – 2 огнетушителями;
  7. При отсутствии оборудования для откачки воды;
  8. Несамоходные маломерные суда вместимостью до 10 тонн снабжаются ручным насосом, свыше 10 тонн – оборудованием для откачки воды из трюма;
  9. Согласно требованиям пункта 108 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (ППВВП), допускается использование электрического звукового сигнала автомобильного типа;
  10. Допускается замена на свисток спасательного жилета;
  11. Наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега.

Маломерные суда, не оборудованные сигнально-отличительными огнями, соответствующими требованиям ППВВП, в условиях ограниченной видимости и от захода до восхода солнца к пользованию запрещены.

Не проходят очередное освидетельствование зарегистрированные и не зарегистрированные маломерные суда в органах ГИМС:

  • гребные суда, принадлежащие физическим лицам и используемые во внутренних водах;
  • маломерные суда массой до 200 кг включительно и двигателем (если имеется) до 8 кВт включительно, то есть суда не подлежащие государственной регистрации в соответствии.

Тем не менее, должна осуществляться безопасность в пути следования, соответственно необходимо всем быть одетыми в спасательные жилеты. И конечно же, не лишним будет наличие норм снабжения, ведь эти предметы действительно необходимы.

Нарушение вышеуказанных норм влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей. (КоАП РФ, часть 1 статья 11.8) – для судов подлежащих регистрации.

Вопрос: При замене судового билета на новый, сохраняется-ли техосмотр (техосвидетельствование) или нет, а то мне при прохождении в прошлом году сказали, что теперь пять лет не нужно проходить ТО? Есть какие-нибудь изменения в этой сфере?

Ответ: При замене судового билета техническое освидетельствование (ТО) переносится в новый судовой билет. Период действия ТО 5 лет с момента предыдущего прохождения, даже если меняется собственник. Устанавливает этот период приказ МЧС России N 608 от 18 октября 2012 г. «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" пункт 3.20:

  • Маломерные суда подлежат освидетельствованию каждые пять лет с момента государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов.

То есть, если дата предыдущего технического освидетельствования была 01.08.2015 г, данную дату перенесут в новый судовой билет, и соответственно окончание срока ТО это 01.08.2020 г.

Вопрос: Часто встречаются вопросы по необходимости наличия у владельца нерегистрируемого комплекта каких-либо документов (ДКП, товарных чеков и пр.), подтверждающих приобретение им лодки и мотора, либо ксерокопий этих документов. Прошу пояснить, какими именно НПА установлена данная обязанность? Действительно ли ксерокопии приравнены оригиналам? Или это простая рекомендация ГИМСа?

Ответ: Наличие правоустанавливающих документов это скорее рекомендация для владельцев судов, не подлежащих регистрации. Тем не менее, ежегодно происходят кражи двигателей небольшой мощности и маломерных судов, данные двигатели и суда по заявлению собственников размешаются в базу Кража. В целях выявления данных преступлений проводятся совместные мероприятия с сотрудниками линейного отдела МВД России в речном порту Новосибирска. Поэтому наличие копии документов не помешает.

Вопрос: Вправе ли сотрудник ГИМС выписать штраф (за какое-либо нарушение, кроме судовождения в состоянии алкогольного опьянения) владельцу нерегистрируемого комплекта? К примеру, за движение на судовом ходу, или несоблюдение норм снабжения, либо за несоблюдение удаления от берега? Если да, то как будет действовать сотрудник в ситуации, когда нет с собой оригиналов документов, а именно удостоверения личности (паспорта) и т.п.?

Ответ: В соответствии с требованиями Закона статья 11.8 и 11.13 КоАП РФ в отношении судов, не подлежащих государственной регистрации (массой менее 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт, включительно), не применяются до их дальнейшего уточнения. Правоприменительная практика остальных статей в отношении маломерных судов без изменений. К примеру, разрешенные для использования статьи 11.7 часть 2 и 11.10 КоАП РФ применяются без ограничений. В случае нарушения составляется административный материал, и соответственно документ удостоверяющий личность необходим. При отсутствии данного документа производится выяснение личности через территориальные органы МВД России. Судно, не подлежащее регистрации такой же участник движения на воде, и его владельцу необходимо знать основные правила плавания на внутренних водных путях РФ и обеспечивать безопасность пассажиров в пути следования.

Вопрос: Ранее вы отвечали на вопрос – «Можно ли в весенний запрет передвигаться по водоему на маломерных судах с мотором? Например, до места разрешенной ловли (другого берега)», вы ответили – «Запрещено согласно постановлению от 9 апреля 2007 г. N 38-па «Об утверждении правил пользования водными объектами в Новосибирской области для плавания на маломерных судах».

Однако ваш ответ не совсем понятен. В этом законе написано же совсем не так:

Постановление от 09 апреля 2007 года N 38-па. Об утверждении Правил пользования водными объектами в Новосибирской области для плавания на маломерных судах (с изменениями на 6 сентября 2016 года).

...
2.3. Временно закрытыми районами в период месячника по охране весенне-нерестующих видов рыб являются:

  • водохранилище НГЭС и река Обь до границы с Алтайским краем - с 25 апреля по 25 мая;
  • озера: Чаны и Малые Чаны, Яркуль, Сартлан, Урюм, Убинское, Хорошее - с 25 апреля по 25 мая;
  • притоки реки Оби - с 20 апреля по 20 мая.

Поясните? Разве ГИМС имеет отношение к установлению норм запретов движения маломерных судов в период нереста? Разве это не прерогатива служб рыбоохраны?

Ответ: Действительно, установление постоянно и временно закрытых районов это прерогатива не ГИМС, а Правительства Новосибирской области, о чем и свидетельствует Постановление №38-Па, а ГИМС является одним из органов, который имеют право фиксировать и составлять материалы об административных правонарушениях.

Вопрос: Есть большая потребность в более развернутом ответе по поводу передвижения на моторных судах в весенний запрет. Например, вот в этой теме, ребята, ссылаясь на нормативные документы, говорят, что можно передвигаться.

Ответ: В соответствии с постановлением от 9 апреля 2007 г. N 38-па и пунктом 2.1. использование водных объектов для плавания маломерных судов разрешается после их освобождения ото льда до ледостава (образования заберегов, шуги) - это и есть период навигации для маломерного флота. Пункт 2.2. гласит: постоянно закрытыми для плавания маломерных судов районами в течение года являются:

  • Мочищенская протока;
  • Участок р. Оби от плотины Новосибирской гидроэлектростанции (далее - НГЭС) до устья подходного канала;
  • Участок верхнего бьефа Новосибирского водохранилища на расстоянии 500 м от машинного зала НГЭС (абзац введен постановлением Правительства Новосибирской области от 12.11.2010 N 203-п);
  • Нижний подходный канал шлюза кроме времени шлюзования маломерных судов (абзац введен постановлением Правительства Новосибирской области от 12.11.2010 N 203-п).

Пункт 2.3. гласит: временно закрытыми районами в период месячника по охране весенненерестующих видов рыб являются:

  • Водохранилище НГЭС и река Обь до границы с Алтайским краем - с 25 апреля по 25 мая;
  • Озера: Чаны и Малые Чаны, Яркуль, Сартлан, Урюм, Убинское, Хорошее - с 25 апреля по 25 мая;
  • Притоки реки Оби - с 20 апреля по 20 мая.

В соответствии с постановлением, круглогодично закрыты районы указанные в пункте 2.2 , пункт 2.3 указывает на запрет в период месячника по охране весенненерестующих видов рыб.

Вопрос: Как и в какие сроки проходит процедура технического освидетельствования маломерного судна? К чему готовиться судовладельцам? Что именно нужно иметь с собой?

Ответ: В середине апреля будут согласованы графики освидетельствования маломерных судов, и на официальном сайте ГУ МЧС России по Новосибирской области будут опубликованы. Перед предоставлением маломерного судна на освидетельствование судовладельцам необходимо привести свои маломерные суда в порядок (в соответствие с нормами комплектации и оборудования судна). С собой необходимо иметь укомплектованное маломерное судно, паспорт РФ, судовой билет, доверенность в отсутствии судовладельца.

Внимание все материалы статьи актуальны на момент её написания и последнего обновления!

Итак, основные вопросы этой статьи:

  • какую лодку нужно регистрировать в ГИМС,
  • на какую лодку нужны права,
  • какое нужно снаряжения, чтобы не было штрафов ГИМС,
  • Как общаться с инспектором ГИМС.

В этой статье мы будем говорить только о маломерных судах – судно считается маломерным, если его длина не превышает 20 метров и рассчитано оно не более чем на 12 пассажиров (по тех. паспорту).

Следует также различать «поднадзорные » ГИМС маломерные суда (зарегистрированные) и «не поднадзорные » (не подлежащие регистрации). Большинство правил пользования и законов относятся к поднадзорным маломерным судам (обязательно смотрите формулировки).

Какую лодку нужно регистрировать в ГИМС?

Надувную лодку ПВХ или любое другое маломерное судно можно не регистрировать, если:

  • Масса судна (по тех. паспорту) менее 200 кг
  • Мощность мотора менее 8квт (10 л.с.)
  • Парусные суда длиной до 9 м, не имеющие двигателей и оборудованных мест для отдыха регистрировать не нужно

Почти все катамараны Мастеркат попадают в категорию до 200кг т.к. палуба считается навесным оборудованием и не входит в 200кг вес катамарана считается по баллонам и раме. Поэтому большинство надувных катамаранов Мастеркат можно не регистрировать в ГИМС.

Надувные лодки также не часто бывают весом более 200 кг, поэтому основной причиной для регистрации является мощность двигателя.

Нужны ли права для управления моторной лодкой.

В принципе, всё просто – для «поднадзорных» маломерных судов права нужны, а для «не поднадзорных» – не нужны. Т.е. если Вам необходимо регистрировать вашу моторную лодку, то Вам необходимо получать права.

Однако, здесь есть спорный момент. Ранее в нормативных документах ограничение по мощности мотора было 5 л.с. и было всё однозначно, но теперь появилась двусмысленность в виде необходимости иметь права, даже если ваше маломерное судно является «не поднадзорным», а мотор более 5 л.с.

На сайте Севпростор подробно разобраны нормативные документы и всё-таки права на незарегистрированную («не поднадзорную») лодку можно не иметь. Рекомендуем ознакомиться для того, чтобы не платить незаконные штрафы.

Также на сайте Севпростор описаны что может, а что не может делать инспектор ГИМС при проверке

За что еще штрафует ГИМС?

Управление лодкой в нетрезвом состоянии – это серьезное правонарушение, из-за которого грозит не только лишение прав на лодку, но инспекторы ГИМС могут даже изъять лодку и отправить её на штрафстоянку.

Спасательные жилеты требования ГИМС.

Отсутствие спасательных жилетов для всех пассажиров маломерного судна – иметь спасательные жилеты необходимо. Одевать их или просто хранить в лодке – вопрос спорный и многими инспекторами ГИМС в разных областях страны толкуется по-разному.

Мы настоятельно рекомендуем всегда находиться в лодке или катамаране в спасательном жилете. Для того чтобы не было лишних претензий со стороны инспекторов спасательный жилет должен быть именно спасательным, а не страховочным и оборудован светоотражающими полосами, иметь свисток.

В руководящих технических документах ГИМС РФ требований к спасательным жилетам нет. Поэтому инспектора ГИМС при регистрации маломерных судов и проведении технического осмотра ограничиваются проверкой наличия на каждого члена экипажа спасательного жилета, а по конструкции и другим характеристикам требований предъявить не могут. Как показывает практика, технические требования к жилетам отличаются в разных регионах России.

Относительно правомерности проверок соответствия спасательного жилета ГОСТу и т.д. Высказался Артемьев Виктор Владимирович http://www.seaexpo.ru/blogs/blog/gims/145.html

Нормы снабжения маломерных судов

Для зарегистрированных маломерных судов, поднадзорных ГИМС существуют еще и «нормы снабжения» – это необходимые спасательные средства на лодке.

  • Ниже приведен перечень необходимых элементов для моторной лодки или катамарана до 6м длиной:
  • Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 15 метров или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров
  • Весла – 2 шт. (Даже если вы путешествуете на моторном катамаране, весла являются необходимыми нормами снабжения)
  • Черпак или ручной насос – на катамаране тоже нужен.
  • Звукосигнальное устройство – подойдет свисток от спасательного жилета.
  • Фонарик (можно налобный)
  • Ремонтный комплект от лодки

Нужна ли аптечка в лодке?

Аптечка носит рекомендательный характер и привлекать к административной ответственности за её отсутствие не могут. В качестве лодочной аптечки отлично подойдет автомобильная. Мы также рекомендуем возить с собой аптечку, т.к. на рыбалке могут произойти несчастные случаи.

Как общаться с инспектором ГИМС?

Для ГИМС снованием для штрафа могут быть только КоАП РФ и Приказ МЧС № 502.

Если местные власти издают свои дополнительные правила безопасности на воде, то к ним должна быть прописана административная ответственность за нарушение этих правил, а также должностные лица, уполномоченные на вынесение постановлений по этим нарушениям - водная милиция, муниципальная милиция и т.п.

Если ГИМС пытается вас оштрафовать надо:

  • требовать составить протокол;
  • требовать указать в протоколе и постановлении-квитанции номер пункта Приказа 502, который нарушен;
  • в протоколе указать что с нарушением не согласен;
  • в течении 10-ти дней отправить начальнику ГИМС области или в районный суд жалобу.

По закону, регламентирующему регистрацию маломерных судов, моторную лодку весом до 200 кг включительно и с ПЛМ до 10,88 л.с. не нужно регистрировать в ГИМСе. Но вот нужны ли на такую моторную лодку права?

На первый взгляд вроде бы всё ясно, и давайте борщ отдельно, котлеты отдельно. Т.е. не смешивать требования к регистрации с требованиями к аттестации судоводителей. Есть закон устанавливающий порядок регистрации маломерных судов, и есть Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС. П 1.2. Правил говорит нам, что удостоверение на право управления судном нужно иметь, если мощность двигателя данного судна более 3,68 киловатт, т.е. 5-ти л.с.

Однако на форумах ведутся жаркие дискуссии по этому вопросу.

Те кто говорит, что права на нерегистрируемую лодку не нужны аргументируют, опираясь на отсутствие упоминаний в законах о том, что на нерегистрируемую лодку нужны «корочки». Масла в огонь подлил Вадим Вадимович Серегин, начальник Управления безопасности людей на водных объектах. 11.06.2014г он подписал документ без названия, назовем его письмом, в котором он доводит до сведения судоводителей и сотрудников ГИМС позицию Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России по спорному вопросу наличия «прав».

В письме говорится, что

в действующем законодательстве Российской Федерации не существует прямого требования о наличии удостоверения на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, не подлежащими государственной регистрации, а в случае управления судном, не подлежащим государственной регистрации

На основании этого, начальник Управления приходит к выводу, что за отсутствие прав на управление нерегистрируемой лодкой административная ответственность не наступает.

А ведь еще год назад тот же Серегин говорил и писал что, согласно «Правил аттестации», права нужны от 3,68 киловатт и что других законов нет, и пока не приняты новые Правила, действуют старые. И права на всё, что выше 3,68 кВт нужно получать.

Сейчас он опять говорит, что других Правил нет, но при этом

Управление безопасности людей на водных объектах МЧС России считает, что на период до вступления в силу новых Правил аттестации … и административного регламента предоставления соответствующей государственной услуги требований к наличию удостоверения на право управления маломерным судном… не подлежащему государственной регистрации, во время осуществления контрольно-надзорных функций не предъявлять

Но это говорит Серегин, пусть большой начальник, но представитель исполнительной, а не законодательной власти. Так по закону нужны ли права, если лодка весит до 200 кг, но мощность двигателя больше 5 л.с., но меньше 10,88 л.с. К примеру – 10 л.с.?

И вот тут мы достаем наш главный козырь. Есть такой документ — «Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации». Его, кстати, в своем письме упоминает В.В. Серегин. Согласно этому документу, к управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию , допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.

Итак, что же мы имеем в сухом остатке. Два противоречащих друг другу нормативно правовых акта и письмо начальника Управления безопасности людей на водных объектах, — можно сказать, указание своим подчиненным.

Конкретно по предмету названию статьи, из письма Серегина следует, что на лодку весом от 200 кг и менее, с двигателем 10 л.с. прав не требуется.

Обновление от 25.02.2016

1 января 2015 г вступил в силу Приказ МЧС РФ от 27 мая 2014 г. N 262 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ АТТЕСТАЦИИ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ПОДНАДЗОРНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ».

Согласно этому приказу требование иметь права при эксплуатации МС с ПЛМ от 5 л.с. отменено .

Таким образом, в настоящее время никаких противоречий в законодательстве нет, и мы здесь руководствуемся только пунктом 1.1. статьи 16 «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации».

Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно , а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

Напомню, что 8 киловатт — это 10,88 л.с.

Согласно письму МЧС РФ от 4 февраля 2015 г. N 29/1-3-153 под массой маломерного судна следует понимать массу укомплектованного судна (вес оборудованного корпуса + вес самого тяжёлого мотора, который теоретически, по паспорту, можно установить на эту лодку). Багаж и экипаж не учитываются. 🙂

Таким образом, маломерное судно не подлежит государственной регистрации если соблюдены оба условия:

  1. Масса укомплектованного судна (корпус + самый тяжёлый мотор из возможных к установке) не превышает 200 кг .
  2. Мощность установленного мотора не превышает 10,88 л.с.

Если лодка не подлежит регистрации «права» на неё не нужны.

Что учитывается и не учитывается при подсчёте массы укомплектованного судна (выдержка из ГОСТ 8666-3:2012) читайте .

Многие уже знают, что с 1 января 2017 года в силу вступили новые правила регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Попробуем разобраться более детально в этом вопросе.

Внимание! Если в ы НЕ покупаете у нас лодку, Мы НЕ отвечаем на вопросы по поводу регистрации, так являемся интернет магазином, и наши знания ограничены. Вопросы по поводу регистрации адресуйте в государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС)

Ссылки на новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Новая редакция правил ГИМС 2017 (Согласно приказу №340) года вступила в законную силу с 1 января, и уже успела наделать шуму среди обывателей. Новые нормативные правовые акты по вопросу регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
«Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №339).
«Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №340).
Согласно этим приказам, новый порядок регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, существенно отличается от действующего, который устанавливал приказ МЧС России от 29.06.2005 г. №500.

Для начала надо вспомнить что же такое маломерное судно. Это судно, длина которого не более 20 метров, количество пассажиров – не более 12 человек. Согласно правилам от 2015г., государственной регистрации в органах ГИМС МЧС России подлежат те маломерные суда, которые используются в некоммерческих целях, масса которых свыше 200 кг. или если мощность установленного двигателя (лодочного мотора) свыше 8 кВт (9.9л.с.).

Как определить массу маломерного судна

Основные отличия от правил ГИМС 2016

Регистрация

Было. До нововведений, все процессы, связанные с регистрацией судна выполнялись по месту жительства того человека, на кого оно было оформлено, или же там, где судно базировалось.
Стало. Сейчас же, после вступления в законную силу изменений в правилах, вся процедура регистрации будет проходить по адресу регистрации собственника судна в любом подразделении Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России на территории РФ.

Номер маломерного судна

Было. До вступления в законную силу новых правил регистрации маломерных судов, в редакции 2016 специальный номер регистрации включал в себя 7 знаков, среди которых было 3 буквы и 4 цифры. Судовладельцы наносили его на оба борта, с некоторыми техническими особенностями. Так, располагаться он должен был на расстоянии ¼ длины корпуса судна от форштевня, и обязательно – в одну строчку. В высоту буквы должны были быть не менее 150 мм, в ширину – 100 мм, а толщина линий -15-20 мм. Когда конструктивные особенности судна не позволяли хозяину нанести номер в соответствии с правилами, то размеры и место нанесения регистрационного номера определял орган регистрации.

Стало.

Стало. Регистрационный номер должен быть нанесен на обоих бортах. Он наносится одной строкой так, чтобы середина номера находилась на расстоянии 1/4 длины корпуса судна от форштевня.
В соответствии с новыми Правилам 2017 года высота цифр и букв остается прежней – 15 см, но так как по длине номер получается в два раза больше, чем прежде, то на многие суда (особенно на лодки ПВХ), он физически не помещается, поэтому Правилами предусмотрено разрешение наносить номера меньего размера, который физически возможно разместить на борту с учетом конструктивных особенностей судна. В таких случаях размеры и место нанесения номера определяются органом регистрации, о чём делается запись в судовом билете и реестре маломерных судов.

Структура нового регистрационного номера ГИМС 2017 г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Буквы Порядковый номер Обозначение субъекта Российской Федерации

Разряды 1, 2 - это 2 буквы русского алфавита, имеющие свои аналоги в латинском алфавите.
3,4,5,6 – цифры порядкового номера. Их всегда 4: от 0001 до 9999.
Разряды 7,8,9 – трехбуквенный код нашей Родины, России, а именно «RUS».
10,11 – двух-цифровой код субъекта РФ (по аналогии с автомобильными номерами).
Например, лодка зарегистрирована в Московской области. Её регистрационный номер будет выглядеть примерно так: РГ 1221 RUS 50
Регистрационный номер наносится контрастным цветом на обоих бортах судна. Середина регистрационного номера должна находиться на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина - 100 мм, а толщина линий шрифта - 15 - 20 мм. («Правила», п.9)
Таким образом, длина номера составит примерно 1,40 м без учёта флага, который в соответствии с новыми Правилами ГИМС 2017 г. теперь в обязательном порядке требуется наносить на все суда. Не размещать флаг РФ на бортах судна можно лишь в том случае, если конструкция судна предусматривает наличие флагштока и/или мачты и на них уже имеется флаг РФ. Если же на судне нет ни того, ни другого, изображение флага размером не менее 300 Х 200 мм наносится сразу за номером. Вместе с флагом длина номера составит около 1,60-1,75 м.

Срок предоставления государственной услуги

Было. В редакции 2016 года, все маломерные суда проходили процесс регистрации, либо получали отказ в получении этой процедуры - в течение 3-х рабочих дней с того момента, как соответствующий орган государственной власти получал весь необходимый пакет документов.
Срок предоставления государственной услуги со дня приема документов заявителя до получения результата государственной услуги - не более 3 рабочих дней. При обнаружении в документах заявителя оснований для приостановления предоставления государственной услуги срок предоставления государственной услуги может быть продлен на 30 рабочих дней.
Государственная пошлина за исключением (снятие с учета) из реестра маломерных судов
Было. Ранее такая пошлина не взималась.
Стало. Теперь же государственная пошлина установлена в размере 200 руб.
Флаг РФ
Было. Ранее наносить флаг на судно мы имели право, но не были обязаны.
Стало. Теперь Государственный флаг РФ мы не только имеем право нести на своем борту, но и обязаны это делать.

Отказ в регистрации

В новые правила 2017 года были добавлены следующие пункты:
Наличие признаков изменения, уничтожения маркировки, нанесенной строителем судна;
Представление заявителем документов, числящихся утраченными или похищенными;
неявка заявителя в орган регистрации, в срок превышающий 30 календарных дней с назначенной даты.

Новый судовой билет формата А4

Теперь судовой билет будет представляет собой не книжечку, а лист, что называется, гербовой бумаги формата А4, заполненный с двух сторон.

Новый судовой билет называется теперь «СУДОВОЙ БИЛЕТ маломерного судна, используемого в некоммерческих целях», что ниже продублировано на английском: «VESSEL CERTIFICATE non-commercial small craft (20 meters overall length or less and no more than 12 persons on board)». Названия всех полей судового двойные: на русском и на английском.

Лицевая и оборотная стороны бланка судового билета имеют водяной знак в виде волн и защитную фоновую сетку, плавно переходящую из розовой цветовой гаммы в центральной части к голубой - в верхней и нижней частях. В центральной части лицевой стороны в виде прозрачной подложки изображена стилизованная эмблема ГИМС МЧС России диаметром 8 см (приложение N 3 к Правилам государственной регистрации маломерных судов).

Как и другие важные документы судовой билет должен храниться у Вас дома в надёжном месте. А вот с собой на лодке Вы должны возить копию, заверенную ГИМС, которую Вам там сразу же и выдадут вместе с оригиналом. Если вдруг эту копию Вы потеряли или нужна ещё одна, для её получения просто берёте оригинал и идёте в ГИМС.

Время от подачи документов на регистрацию до выдачи судового - 3 дня. Однако если будут найдены основания для приостановления регистрации, срок предоставления данной государственной услуги может быть продлён до 30 дней.

Новые судовые, и, соответственно, новые бортовые номера будут выдаваться с 2017 г. при регистрации маломерных судов.

Все, кто зарегистрировал лодки до 2017 г. пока остаются со старыми номерами и судовыми билетами.

Ознакомительное видео по новым правилам регистрации 2017года. Отвечает старший госинспектор по маломерным судам Центра ГИМС МЧС России по Кемеровской области Кижаев Роман Сергеевич. 03марта 2017г. /Что нового в регистрации маломерных судов? Какие суда попадают под регистрацию? На кого распространяются новые Правила? Как наносить бортовые знаки? и т.д.

При приобретении плавательного средства, будь то яхта или другое судно, встает вопрос о необходимости фиксация его в соответственных органах. Согласно закону РФ надувная лодка является маломерным судном.

Но согласно новому законодательству, далеко не все надувные лодки с двигателем и без, подлежат оформлению в специальных органах. Рассмотрим детально, какие маломерные суда подлежат регистрированию и какие документы понадобятся.

Оформление необходимо для:

  1. Лодок, масса, которых составляет более 200 кг.
  2. При установке на судне весом больше 200 кг, мотора больше 10 л. с. (8 кВт).

Такие плавсредства подлежат техническому освидетельствованию и классификации. Технический осмотр проводится раз в 5 лет с момента постановки на учет. За просроченный технический осмотр, штраф составит от 500 до 1000 руб.

Не стоит забывать, что при установки двигателя мощностью больше 5 л. с. (3.68 кВт) нужно оформить удостоверение, разрешающее управлять маломерным судном. Ведение моторной лодкой без наличия прав, грозит штрафом в стоимостью до 2000 рублей.

На учет нужно поставить в период 10 дней со дня покупки. Также надо знать, что мощность двигателя будет определяться в киловаттах (данные прописаны в паспорте).

Что гласит закон?

Начиная с 2013 года, правила постановки на учет маломерных судов поменялись.

Согласно Федеральному закону от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты РФ в области уточнения определений маломерных судов».

Опираясь на дополнения к закону, маломерное судно – это плавсредство, длиной, не превышающей 20 метров и с максимальным количеством возможным пассажиров равное 12.

Еще в данной поправке уже вступившей в силу, указано, что оформление отменяется для «Судов до 200 кг и объемом двигателей (в случае установки) до 10 л.с. включительно (т.е. до 8 кВт)».

То есть все транцевые суда, независимо от возможной грузоподъемности, не являются предметом для обязательного регистрирования, даже при оснащении движком в 10 л. с.

Как зарегистрировать?

Если лодка оснащена мотором, то при оформлении нужно иметь оба техпаспорта на плавсредство и мотор.

Этапы регистрации:

  1. После обращения в ГИМС, выдается квитанция для оплаты пошлины (примерно пошлина составит 1000 руб.).
  2. После оплаты, необходимо предоставить плавсредство и мотор для осмотра инспектору ГИМС, лодка должна быть надута. Если нет желание вести ее в инспекцию, можно вызвать инспектора по месту (обойдется около 500 руб./час).
  3. После визуального осмотра, инспектор составит акт осмотра и владельцем составляется заявление с просьбой о взятии на учет;
  4. Заявление, технические паспорта и необходимые документы передаются инспектору.
  5. На протяжении трех недель с момента подачи заявления, выдается судовой билет. После чего, необходимо указать бортовые номера, прописанные в судовом билете на лодку.

Какие документы необходимы:

  1. Документы, дающие право собственности на лодку и/или двигатель/
  2. Судовой билет с фиксацией про снятие с учета, если плавсредство было ранее поставлено на учет.
  3. Технические паспорта на лодку и двигатель (оригиналы и копии).
  4. Удостоверение личности владельца, или документы, удостоверяющие доверенность (для лиц не являющихся гражданами РФ, подобным документом является вид на жительство).
  5. Заявление для оформления плавательного средства.
  6. Квитанция об уплате государственной пошлины.

Условия регистрации


Владельцу или доверенному лицу передается судовой билет с зафиксированным в нем бортовым номером маломерного судна. Возвращаются техпаспорта с внесенными в них данными о постановке на учет с фиксацией регистрационного номера.

При потере судового билета, необходимо обращение владельца или доверенного лица в установленные органы, и заявление про потерю или хищению документа.

После чего, проводится ТО и выписывается дубликат. В новом билете указывается пометка «дубликат» и в реестре маломерных судов делается запись про выдачу нового документа.

Существуют четкие требования при записи бортового номера на судно, а именно «Регистрационный номер наносится яркой несмываемой краской на обоих бортах судна на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина - 100 мм, а толщина линий - 15-20 мм.».

При желании владельца, возможно присвоить лодке название. В этом случае, название также наносится на оба борта с учетом тех же требований к размеру шрифта.

Согласно приложению к Приказу МЧС России от 21.07.2009 № 424, при замене двигателя указанного при регистрации на двигатель другой мощности, бортовой номер судна менять нет необходимости, но изменения вносятся в судовой билет. То же самое касается смены места проживания владельца лодки.

Техническое освидетельствование (ТО) проводится в четырех случаях:

  1. Во время регистрации судна.
  2. Регулярное ТО каждые 5 лет с момента регистрации, а не с момента последнего прохождения.
  3. При освидетельствовании и перерегистрации.
  4. После устранения неисправностей с прошедшего ТО или ремонта.

Стоимость

Регистрация судна включает в себя государственную пошлину. Для надувных лодок, которые относятся по классификации к маломерным судам, ее стоимость составляет 1000 – 1200 руб.

Также есть возможность вызвать инспектора «на дом», чтобы не транспортировать плавательное средство в инспекцию, данная услуга составляет 500 руб./час. Удостоверение, разрешающее управление плавсредством обойдется около 800 руб.

Как увеличить улов рыбы?

За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:

  1. Активатор клева . Эта феромоновая добавка сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. Обсуждение активатора клева «Голодная рыба» .
  2. Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
  3. Приманки на основе феромонов .

Итоги

  1. Регистрации подлежат лодки, массой более 200 кг и с наличием двигателя больше 10 л. с.
  2. После регистрации необходимо проходить ТО.
  3. Если нет навыка управления моторными судами, необходимо пройти трехмесячные курсы в ГИМС, после чего выдается разрешение на управление маломерным судном.
  4. Не обязательно посещать курсы ГИМС по управлению мотором, можно написать соответствующее заявление и подготовится к экзаменам самостоятельно.
  5. Законом предусматривается установка мотора только на одно судно, для его замены или переустановки на другое, необходимо будет вносить изменения в судовой билет и корабельную книгу.
  6. Лодка ставится на учет по месту стоянки или проживания владельца.
  7. Согласно закону, на борту лодки должен быть судовой билет или его заверенная копия. При наличии мотора – разрешения на управление моторным плавательным средством. Разрешение на управление от владельца, если вы не хозяин лодки.
  8. Технический осмотр двигателя проходят только те плавательные средства, которые подлежат регистрированию.
  9. Технический осмотр должен проводиться раз в пять лет с того периода как судно поставлено на учет.
  10. После дополнения закона в 2012 году, некоторые маломерные суда не подлежат обязательной регистрации, если они были внесены в реестр ранее, стоит их снять с учета, дабы освободиться от транспортного налога.
Похожие публикации