Периодичность заседаний управы благочиния. Управа благочиния
28.В каждом городе благочиние поручается единому м которое в каждом городе учреждается под назван управа благочиния или полицейская.
29.В управе благочиния заседает городничий и заседает пристав уголовных дел, пристав гражданских дел и ратмана.
30.Управа благочиния долженствует во перьвых иметь бдение, дабы в городе сохранены были благочиние, добронравие и порядок. Второе, чтоб предписанное законами полезное повсюды в городе исполняемо и сохраняемо было, в случае же нарушения оных управа благочиния по состоянию дела, не смотря ни на какое лице, всякаго должна приводить к исполнению предписаннаго законом; и третие, управа благочиния одна в городе право имеет приводить в действие повелении правления, решения палат и прочих судов и чинить отказы домов и мест в городе, предместье и на городских землях.
31.По делам, до полиции или благочиния городоваго касающимся, и по делам о мостах, улицах и дорогах управа благочиния состоит прямо под повелением губернскаго правления.
32.Управа благочиния долженствует наблюдать, дабы никто запрещенным не торговал в городе и чрез межу города не возил запрещеннаго.
33.Управа благочиния должна иметь сведение о торговых ценах в городе всякаго рода хлеба и харча и о сем по прошествии каждаго месяца делать записку и вносить в особливую на то книгу, дабы всегда по ней справиться можно было, по какой цене в которое время в году хлеб состоял.
Особливая – особенная, специальная, отдельная.
34.Управа благочиния имеет так же прилежное смотрение, чтоб в городе везде меры и весы были верныя, исправныя и заклейменыя; за лживыя же чинит взыскание по законам.
35.Управа благочиния бдение имеет, чтоб в городе никто беглых людей не принимал, не держал и не укрывал, и буде где явится таковый ослушник и нарушитель установленнаго порядка, кто бы принимал, держал или у себя укрывал беглаго, то управа благочиния должна (буде не отдаст добровольно) отослать его к суду, куда по законам надлежит.
36.Управа благочиния в ведомстве своем имеет дороги, улицы, мосты и переправы в городе и предместье и на городской земле и прилагает неусыпное старание и попечение, чтоб дороги, улицы, мосты и переправы чрез реки и воды, где есть, в таком исправном состоянии и содержании были, чтоб проезжим не было ни остановки, ни опасности.
37.Управа благочиния дела ведомства своего отправляет, не требуя никакого рода заплаты за дело, но как скоро ей предложено о поступке и преступлении, узаконению противном или обществу вред наносящем, буде не ея решению принадлежит, то, изследовав, отошлет, куда надлежит.
38.Буде в городе явится дело такого рода, что многое число людей допросить надлежит из одной или разных частей города (или кварталов), то управа благочиния допросы в каждой части (или квартале) учинить велит чрез частнаго пристава (или квартальнаго надзирателя) либо назначит единаго частнаго пристава (или квартальнаго надзирателя), где нет частнаго пристава, для изследования всех обстоятельств на месте и по зрелому и точному разсмотрению всех обстоятельств на месте предложит в управе благочиния, которая в следствие ей предписанного поступать имеет.
39.Буде кто управы благочиния исполнением по повелению или решению верхняго какого-либо места не доволен в доказать может, что управа благочиния незаконно поступила, тот должен просить в четыренедельный срок в том верьхнем месте той губернии, от котораго то повеление илм решение для исполнения в управе благочиния получена, Буде же дело началось по прошению стряпчаго или по усмотрению самаго городничаго или частнаго пристава илм по прошению или объявлению истца, и по том кто бы решением управы благочиния не доволен был, тот о своем неудовольствии да объявит управе благочиния и в четыренедельный срок просить может законным порядком в столице в нижнем надворном суде или в уездном суде, в иныж же городах в уездном суде; где же онаго нет - в городовой магистрате или в нижней разправе; но сие прошение не ест аппелляция, или перенос, но просителю дается право избрать, где быть судиму; и тогда управа благочиния обязав учиненное ею по тому делу послать в то место, которое избрал, и буде кто по тому делу под стражею содержится или чем ополичен, то и таковаго с оным делом отошлет в тоже место.
40.Управа благочиния не имеет определеннаго в году времяни для заседания, но во всякое время собирается городе, когда сведает, что непорядок учинился.
Моско́вская Упра́ва благочи́ния городское полицейское учреждение. Создана в 1782 (с 1830-х гг. помещалась на Тверском бульваре, 22; дом не сохранился). Приводила в исполнение решения городской администрации и судов и т.д. Кроме штата московской полиции в распоряжение Управы благочиния в XVIII первой половине XIX вв. находились 1200 будочников, 180 драгун и (с 1788) 2 эскадрона гусар для патрулирования улиц. В 1864 из ведения Управы благочиния изъяты судебные дела, в 1870 вопросы благоустройства. В 1881 Управа благочиния упразднена, дела переданы в канцелярию обер-полицмейстера.
- - в городе Москве - орган власти района, состоящий из районного собрания и главы Управы, возглавляющего районное собрание и администрацию района...
Энциклопедический словарь экономики и права
-
Политология. Словарь.
- - орган губернского управления медико-санитарным делом в дореволюционной России...
Большой медицинский словарь
- - в Москве - орган власти района, состоящий из районного собрания и главы Управы, возглавляющего районное собрание и администрацию района.Синонимы: Районная управаСм. также: Москва  ...
Финансовый словарь
- - см. Благочиние...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - полицейский орган в столицах и губернских городах Российской империи в 1782 - кон. 19 в. ...
- - название ряда учреждений в России 18 - нач. 20 вв. ...
Большой энциклопедический словарь
- - ; мн. упра/вы, Р....
Орфографический словарь русского языка
- - УПРА́ВА, -ы, жен. 1. В нек-рых сочетаниях: возможность сладить, управиться с кем-чем-н. . Найти управу на кого-н. Управы нет на крикунов. 2. В России до 1917 г.: название нек-рых местных учреждений...
Толковый словарь Ожегова
- - УПРА́ВА, управы, жен. 1. только ед. Возможность сладить, управиться с кем-нибудь, сила, ограничивающая чье-нибудь своеволие, беззаконие. «На младших не найдешь управы там, где делятся они со старшим пополам...
Толковый словарь Ушакова
-
Толковый словарь Ефремовой
- - упра́ва I ж. разг. 1. Возможность сладить, управиться с кем-либо. 2. Сила, ограничивающая чьё-либо своеволие, беззаконие. II ж. устар. Удовлетворение за обиду...
Толковый словарь Ефремовой
- - упр"...
Русский орфографический словарь
- - Управа рабовладельцев. Разг. Шутл.-ирон. Управление исправительно-трудовых учреждений ГУВД Ленинграда. Синдаловский, 2002, 188. Найти управу на кого. Прост. Отыскать способ подчинить себе, наказать кого-л. Ф 1, 314...
Большой словарь русских поговорок
- - ...
Формы слова
- - См....
Словарь синонимов
"Московская Управа благочиния" в книгах
Управа Вод
автора Вернер ЭдвардУправа Вод Одно из небесных министерств управляет всем, что имеет отношение к пресной и соленой воде. В него входят департамент Соленых вод, которое возглавляют четыре дракона-правителя, представляющие соответственно восток, юг, запад и север. Сюда же входит департамент
Небесная управа огня
Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер ЭдвардНебесная управа огня На небесах управу огня, пятую по счету, возглавляет Ло Сюань, официальный титул которого Ходе Синь-чжунь – «Звездный император добродетельного огня». Ему подчиняется пять министров, четверо из которых – звездные боги, а пятый – «небесный принц,
Небесная управа врачевания
Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер ЭдвардНебесная управа врачевания Небесная управа врачевания включает семейных богов китайских родов, правителя, отвечающего за снадобья против болезней, – Яо Вана, помощников, знающих толк во врачевании. Существует также отдельная управа лечения оспы, им учреждено еще одно,
Управа по изгнанию духов
Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер ЭдвардУправа по изгнанию духов Управу по изгнанию духов придумали даосы. В его составе семь главных чиновников. В их обязанности входит изгнание духов из жилищ, а также борьба со злодеяниями, которые чинят на земле подземные демоны. В народных легендах чаще всего упоминают
13. Есть ли «управа» на плохой сон?
Из книги 365. Сны, гадания, приметы на каждый день автора Ольшевская Наталья13. Есть ли «управа» на плохой сон? Никому не хочется, чтобы плохие сны сбывались. Но можно ли помешать им сбыться? Например, научиться правильно вести себя во сне, иными словами находясь внутри сновидения, отвести приснившийся дурной сон, не дать ему исполниться;
Найдется «управа» и на плохой сон
Из книги Большая книга нумерологии автора Ольшевская НатальяНайдется «управа» и на плохой сон Никому не хочется, чтобы плохие сны сбывались. Но можно ли найти на них «управу»? Например, научиться правильно вести себя во сне, иными словами находясь внутри сновидения, отвести приснившийся дурной сон, не дать ему исполниться;
2.3. Войсковая управа и пропаганда
Из книги 14-я гренадерская дивизия СС «Галиция» автора Наврузов Бегляр2.3. Войсковая управа и пропаганда 28 апреля 1943 г. Вехтер официальным указом утвердил состав Войсковой управы:Начальник ВУ - Альфред Бизанц.Руководитель канцелярии ВУ - Осип Навроцкий.Первый заместитель начальника ВУ - инженер Андрей Пиндус.Второй заместитель
«Указ благочиния, или полицейский» от 8 апреля 1782 года
Из книги автора«Указ благочиния, или полицейский» от 8 апреля 1782 года Сразу объясню, что имела ввиду Екатерина I, опубликовывая этот указ. Объяснение мы найдем в «Большом наказе» 1764 года. Пункт «527. О благочинии, называемом инако Полициею. 529. Мы изъяснимся в сей главе, что Мы здесь под
Городская управа
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭЗемская управа
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗЕ) автора БСЭУправа благочиния
Из книги Большая Советская Энциклопедия (УП) автора БСЭ«Управа» на инспектора
Из книги Права водителя 2014. Как противостоять недобросовестному гаишнику? С таблицей штрафов автора Усольцев Дмитрий Александрович«Управа» на инспектора Здесь я просто перечисляю нормы права, по которым может быть осужден сотрудник ДПС ГИБДД.КОДЕКСоб административных правонарушенияхСтатья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатациюПрименение к
Дебош как предчувствие благочиния
Из книги Дети (май 2007) автора Русская жизнь журналДебош как предчувствие благочиния На станции Улан-Удэ с поезда №11 Чита - Челябинск были сняты 22 выпускника школы прапорщиков Сибирского военного округа (СибВО), участвовавших в массовой драке, после чего поезд был взят под охрану бойцами ОМОНа при Восточно-Сибирском УВД
Благочиния
Из книги Церковное Право автора Цыпин Владислав АлександровичБлагочиния Епархия разделяется на благочиннические округа, возглавляемые благочиниями, которых назначает правящий архиерей. Границы и названия округов определяются архиереем совместно с Епархиальным советом.В обязанности благочинного входит забота о чистоте
5. Благочиния
Из книги Устав Русской Православной Церкви автора5. Благочиния 50. Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми Епархиальным архиереем.51. Границы благочиний и их наименования определяются Епархиальным советом.52. В обязанности благочинного входит:а) забота о чистоте
С 1799 г. начинается работа над проектом Устава благочиния, которая была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на четырнадцать глав, двести семьдесят четыре статьи.
Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний.
Главными источниками Устава стали: «Учреждение о губернии», материалы уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы и правовые трактаты.
Органом полицейского управления в городе стала Управа благочиния, коллегиальный орган в который входили: полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные от граждан ратманы-советники.
Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале -квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему Табели о рангах.
Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении полицейских должностей. Сенат контролировал полицейское управление в столицах.
Главная задача полиции определялась как сохранение порядка, благочиния и добронравия. Полиция наблюдала за исполнением законов и решением местных органов власти, контролировала соблюдение церковных порядков, сохранение общественного спокойствия. Она наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению «народного здравия», городского хозяйства, торговли и «народного продовольствия».
Полиция пресекала мелкие уголовные дела, вынося по ним собственные решения, осуществляла предварительное следствие и розыск преступников.
Устав благочиния перечислял ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению полицейских органов.
К этим правонарушениям относились:
1) действия, связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей;
2) действия, направленные против православной веры и богослужения;
3) действия, нарушающие общественный порядок, охраняемый полицией;
4) действия, нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка, недозволенные представления);
5) действия, нарушающие порядок управления или суда (взяточничество);
6) преступления против личности, имущества, порядка и др.
Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из перечисленных сфер: ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта, нарушение правил маклерского посредничества, неразрешенное ношение оружия, нарушение таможенных правил и некоторые имущественные преступления.
В большинстве других случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции. По политическим преступлениям полиция следствия не проводила, это была компетенция других органов.
48. Жалованная грамота дворянству 1785 г.
Жалованная грамота дворянству (полное название - «Грамота на права и преимущества благородного российского дворянства») состояла из вводного манифеста и четырех разделов (девяносто две статьи).
В ней устанавливались принципы организации местного дворянского самоуправления, личные права дворян и порядок составления родословных дворянских книг.
Личные права дворян включали: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождения от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др.
Имущественные права дворянства включали: полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю.
Особые судебные права дворянства включали следующие сословные привилегии: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда: дворянина могли судить только равные ему (сословный суд), решения других судов для него не имели значения.
Сословное самоуправление дворянства, регламентированное Жалованной грамотой выглядело следующим образом: дворяне создавали общество, или Собрание, наделенное правами юридического лица (имевшее собственные финансы, имущество, учреждения и служащих).
Жалованная грамота сохраняла отличие прав личного дворянства от прав потомственного дворянства. Все потомственное дворянство обладало равными правами (личными, имущественными и судебными) независимо от разницы в титулах и древности рода. Правовая консолидация дворянства как сословия завершилась. Закрепленные за дворянством права определялись как «вечные и неизменные». Вместе с тем дворянские корпорации находились в непосредственной зависимости от государственной власти (регистрация дворян в родословных книгах проводилась по установленным государством правилам, государственные чиновники утверждали кандидатуры выборных дворянских предводителей, дворянские выборные органы действовали под эгидой государственных должностных лиц и учреждений).
49. Жалованная грамота городам 1785 г.
Правовой статус городского населения как особого сословия начал определяться еще в конце XVII в. Затем создание органов городского самоуправления при Петре I (ратуши, магистраты) и установление определенных льгот для верхушки городского населения укрепили этот процесс. Дальнейшее развитие промышленности, торговли и финансов (как особых функций города) потребовали издания новых правовых актов, регулирующих эти сферы деятельности.
Жалованная грамота городам (полное название - «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи») была опубликована одновременно с Жалованной грамотой дворянству в апреле 1785 г. Она состояла из манифеста, шестнадцати разделов и ста семидесяти восьми статей.
Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.
Личные права мещан включали: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.
К имущественным правам мещанства относились: право собственности на принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли.
Все городское население делилось на шесть категорий:
1) «настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость;
2) записанные в гильдии купцы (I гильдия - с капиталом от десяти до пятидесяти тысяч рублей, II - от пяти до десяти тысяч рублей, III - от одной до пяти тысяч рублей);
3) состоявшие в цехах ремесленники;
4) иногородние и иностранные купцы;
5) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее пятидесяти тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, музыканты);
6) прочее посадское население.
Купцы I и II гильдий пользовались дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.
Права и обязанности ремесленников регламентировались внутрицеховыми правилами и «Уставом о цехах».
В городе создавалась Общая городская дума, в которую входили избранный городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города).
Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган - шестигласную Городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовал один представитель от каждой категории. Председательствовал городской голова.
В компетенцию Городской думы входили: обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисословных споров, наблюдение за городским строительством. В отличие от ратуш и магистратов судебные дела не входили в ведение Городской думы - их решали судебные органы.
Был утверждён «Устав благочиния или полицейский», согласно которому создавался новый городской административно-полицейский орган - Управа благочиния или полицейская, вводились специальные должности служащих городской полиции, уточнялись её функции и компетенция.
Первые полицейские органы России появились в период преобразований Петра I, однако создание соответствующих органов не вышло за пределы Санкт-Петербурга и Москвы. При преемниках Петра формированию и дальнейшему развитию полицейских органов, превращению их в систему не только центральных, но и местных органов необходимого внимания не уделялось. Возникающие на местах проблемы требовали решения на общегосударственном уровне и могли быть решены путём реформирования центрального и местного управления, создания новых звеньев государственного аппарата, совершенствования законодательства.
При императрице Екатерине II, в ходе реформ местного самоуправления (1775-1785 гг.), обсуждалась и система полицейского управления. С 1779 г. началась работа над проектом Устава о благочинии, которая была завершена в 1781 г. Главными источниками Устава стали: Учреждение о губерниях, материалы уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы и правовые трактаты. Предполагалось создать в городах полицейские органы для охраны благочиния, покоя и добронравия.
8 (19) апреля 1782 г. Устав был утверждён. Он состоял из 274 статей и разделялся на 14 глав. Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, содержал перечень наказуемых полицией деяний.
Сохранение «благочиния, добронравия и порядка» в городе было возложено на управу благочиния - коллегиальный орган, в который входили: полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные члены от купечества.
Управа благочиния была подчинена губернскому правлению и выполняла разнообразные административно-хозяйственные и судебные функции.
Каждый город, насчитывавший более 4 тыс. дворов, разделялся на части (по 200-700 дворов), которые в свою очередь делились на кварталы (по 50-100 дворов). В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный надзиратель.
Полиция наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению народного здравия, городского хозяйства, торговли и народного продовольствия. Она пресекала мелкие уголовные дела, вынося по ним собственные решения, осуществляла предварительное следствие и розыск преступников. К ведению полиции относились действия связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей; направленные против православной церкви и богослужений; нарушающие общественный порядок; нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка); нарушающие порядок управления или суда (взяточничество); преступления против личности и имущества. Устав благочиния фактически сформировал новую отрасль права - полицейское право.
Помимо организационных основ полицейского управления, в уставе были изложены определённые морально-нравственные правила, которыми должны были руководствоваться и полиция, и городское население: «Не чини ближнему, чего сам терпеть не можешь; Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колико можешь; Буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении, или в добром звании, да удовлетворит по возможности; В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимеющему, напой жаждущего; Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему; Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подыми ее; С пути сошедшему указывай путь».
Также устав нарисовал портрет идеального должностного лица, наделённого комплексом добродетелей и лишённого пороков и недостатков: он обязан был проявлять человеколюбие, добросовестное отношение к службе, стремление к достижению общего добра, бескорыстие, обязан был чинить равный суд, руководствоваться исключительно законом, покровительствовать невинному и скорбящему, воздерживаться от взяток, ибо они «ослепляют глаза и развращают ум и сердце, устам же налагают узду».
Реформы местного управления, проведённые в царствование Екатерины II позволили привести полицейские органы в определенную систему, хотя специального общегубернского органа управления полицией в это время не было создано. После буржуазных реформ 60–70-х гг. XIX в. из компетенции управ благочиния были исключены судебные дела, городское благоустройство и к концу XIX в. они повсеместно были закрыты.
Лит.: Анучин Е. Н. Исторический обзор развития административно-полицейских учреждений в России, с Учреждения о губерниях 1775 г. до последнего времени. СПб., 1872; Павленко Н. И. Екатерина Великая М., 2006; Пинигин М. Г. Организационно-правовые основы деятельности полиции в России по «Уставу Благочиния или полицейскому», 1782-1862 гг.: Автореф. дис. … канд. юр. наук. М., 2003; Пинигин М. Г. «Устав благочиния» как источник российского полицейского права. Тюмень, 2004; Селиванов А. М. Служить Отечеству честь имею: Сборник документов по истории органов внутренних дел Ярославского края в конце 18 - начале 21 века / А. М. Селиванов. Ярославль, 2002.