Росфиннадзор расформирование. Ликвидация Росфиннадзора: причины и следствия

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

[О ликвидационных мероприятиях по упразднению Росфиннадзора]


Документ с изменениями, внесенными:
.
____________________________________________________________________


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" :

1. Установить, что работники упраздняемого Росфиннадзора продолжают выполнять возложенные на них обязанности до высвобождения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Определить Минфин России федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению Росфиннадзора.

3. Утвердить председателем ликвидационной комиссии Росфиннадзора Бриля Д.В.

4. Завершить ликвидационные мероприятия по упразднению Росфиннадзора до 1 декабря 2016 года.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 года N 1720-р .

5. Минфину России:

а) утвердить в 7-дневный срок состав ликвидационной комиссии Росфиннадзора, включив в указанный состав представителей Росархива, Казначейства России, ФНС России и ФТС России;

б) утвердить в 14-дневный срок смету расходов на проведение ликвидационных мероприятий по упразднению Росфиннадзора в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных упраздняемому Росфиннадзору в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" на финансовое обеспечение его деятельности;

в) утвердить до 25 ноября 2016 года ликвидационный баланс;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 года N 1720-р .

г) обеспечить в срок, указанный в пункте 4 настоящего распоряжения, завершение ликвидационных мероприятий по упразднению Росфиннадзора.

6. Председателю ликвидационной комиссии Росфиннадзора:

а) в 3-дневный срок представить в Минфин России предложение о составе ликвидационной комиссии Росфиннадзора, предусмотрев включение в него представителей Росархива, Казначейства России, ФНС России и ФТС России;

б) провести в месячный срок инвентаризацию имущества, относящегося к федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за упраздняемым Росфиннадзором, а также переданного ему по договорам безвозмездного пользования, и определить совместно с Минфином России и Росимуществом перечень имущества для передачи его иным федеральным органам исполнительной власти;

в) обеспечить в месячный срок представление в установленном порядке в Казначейство России (территориальные органы Казначейства России) документов в целях исключения Росфиннадзора (территориальных органов Росфиннадзора) из реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;

г) представить до 1 декабря 2016 года в Казначейство России ликвидационный баланс на дату завершения проведения ликвидационных мероприятий по упразднению Росфиннадзора в объеме форм годовой бюджетной отчетности (с приложением сводных актов приема-передачи имущества и обязательств) и уведомление о снятии с учета в налоговых органах;
(Подпункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 года N 1720-р .

д) в соответствии с законодательством Российской Федерации предупредить работников упраздняемого Росфиннадзора о предстоящем высвобождении;

е) оказать работникам упраздняемого Росфиннадзора содействие в трудоустройстве в иные федеральные органы исполнительной власти, а при невозможности трудоустройства или при отказе работников от трудоустройства обеспечить предоставление им гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Росимуществу оформить до 31 августа 2016 года в установленном порядке закрепление на праве оперативного управления за соответствующими федеральными органами исполнительной власти имущества, указанного в подпункте "б" пункта 6 настоящего распоряжения.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

TREASURY EXECUTION OF THE FUNCTIONS OF THE LIQUIDATED ROSFINNADZORA (LEGAL ASPECT)

Leonid Rodionov

phD, Assistant Professor, Professor of civil law and procedure of the Samara branch of the Moscow city Pedagogical University, Chief specialist-expert Federal Treasury on the Samara region, Adviser to State civil service class 1, the excellent financial performance,

Russia, Samara

АННОТАЦИЯ

Актуальность данной статьи состоит в ознакомлении многих бюджетополучателей об организационно-правовом процессе ликвидации Росфиннадзора и перехода контрольных функций на органы Федерального казначейства России. Для достижения цели автор методом анализа рассматривает действующие нормативно-правовые акты, а также необходимость внесения в них изменений.

ABSTRACT

The purpose of this writing and its relevance is to acquaint many budget recipients of institutional Rosfinnadzora liquidation and transition of control functions on the organs of the federal Treasury of Russia. To achieve the goal the author analysis examines existing taken normative legal acts and make necessary changes.

Ключевые слова: актуально; казначейство; росфиннадзор; контрольные функции; финансово-бюджетный; бюджетные средства; контроль и надзор.

Keywords: true; the Treasury; fiscal supervision service; control functions; financial and budget; budgetary funds; control and supervision.

Контроль за расходованием бюджетных средств, в текущих непростых условиях в экономике должен осуществляться очень эффективно. Проводимые в стране мероприятия по оптимизации органов исполнительной власти предусматривают упразднение Росфиннадзора с передачей их полномочий Росказне (Федеральному казначейству России и его территориальным органам). Казначейство должно до конца текущего года полностью выполнять эти функции упраздняемого Росфиннадзора.

Премьер Министр РФ Дмитрий Медведев подчеркнул, что объединение Росфиннадзора и Федерального казначейства было предложено самим Минфином. Это предложение актуально, тем более, что две структуры «исполняют близкие задачи – надзор за финансовой дисциплиной, исполнением бюджета, казначейское исполнение бюджета, контроль за бюджетными проводками – так что все связано и может эффективно делаться внутри одной структуры и позволит сделать надзорную систему министерства финансов «более компактной» .

Президент России Владимир Путин 2 февраля 2016 года подписал Указ № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» . В целях совершенствования государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти Президент РФ указал:

  1. Упразднить Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.
  2. Передать функции упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора:
  1. по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», – Федеральному казначейству .
  1. Установить, что Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба являются правопреемниками упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Реформирование государственных органов исполнительной власти повлекли за собой и существенные организационно-правовые преобразования. Проведение ликвидационных процедур должно обеспечить непрерывность осуществления передаваемых Федеральному казначейству функций упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, предусмотреть сохранение кадрового потенциала упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в целях реализации функций, передаваемых Федеральному казначейству.

Приказом Министерства Финансов РФ от 10.02.2016 г. № 47 председателями ликвидационных комиссий территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора назначены Руководители Управлений Федерального казначейства по субъектам РФ, принимающие ликвидируемые территориальные органы Росфиннадзора .

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» в части сохранения кадрового потенциала упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в целях реализации функций, переданных Федеральному казначейству с 21 апреля 2016 года в центральном аппарате Федерального казначейства были образованы шесть новых Управлений: Контрольно-ревизионное управление в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности, судебной системе и оборонном комплексе; Контрольно-ревизионное управление в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования; Контрольно-ревизионное управление в сфере развития экономики; Управление по надзору за аудиторской деятельностью; Управление планирования и отчетности контрольно-надзорной деятельности; управление по контролю в сфере контрактных отношений. 28 апреля 2016 года в Федеральном казначействе уже состоялось вручение первых приказов о приеме на работу сотрудников Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во вновь образованные Управления центрального аппарата Федерального казначейства. Такая работа проводится и на местах в субъектах РФ.

18 апреля 2016 года издан приказ Федерального казначейства России № 94 «Об организационно-штатной структуре Управлений федерального казначейства по субъектам РФ» , в котором утверждается организационно-штатная структура, утверждаются задачи и функции структурных подразделений. На УФК по субъекту РФ, возлагается осуществление в установленном порядке, внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в сфере экономики, в социальной сфере, в сфере межбюджетных отношений и социального страхования, в оборонном комплексе Российской Федерации; в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и судебной системы.

В данном приказе определяются группы Управлений федерального казначейства по субъектам РФ и в зависимости от группы УФК, создаются определенное количество структурных подразделений для осуществления полномочий Федерального казначейства по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. В УФК, отнесенных к первой группе, предусматриваются:

  • Контрольно-ревизионный отдел в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и судебной системы;
  • Контрольно-ревизионный отдел в оборонном комплексе;
  • Контрольно-ревизионный отдел в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования;

Во второй группе предусматриваются уже 6 отделов:

  • Контрольно-ревизионный отдел в сфере развития экономики;
  • Организационно-аналитический отдел;
  • Отдел по контролю в сфере контрактных отношений;
  • Отдел по надзору за аудиторской деятельностью.

В третьей группе, отнесенных УФК, предусматривается 4 отдела:

  • Контрольно-ревизионный отдел в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы;
  • Контрольно-ревизионный отдел в социальной сфере;
  • Контрольно-ревизионный отдел в сфере развития экономики;

В четвертой группе предусматривается уже три отдела:

  • Контрольно-ревизионный отдел в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы;
  • Контрольно-ревизионный отдел в социальной сфере;
  • Организационно-аналитический отдел.

В пятую группу УФК вводится контрольно-ревизионный отдел в финансово-бюджетной сфере.

Остановимся на примере УФК по Самарской области, отнесенного к четвертой группе. В Управлении созданы: Контрольно-ревизионный отдел в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы, Контрольно-ревизионный отдел в социально-экономической сфере и Организационно-аналитический отдел Управления Федерального казначейства по Самарской области. Отделы являются структурными подразделениями Управления Федерального казначейства по Самарской области, и созданы в целях осуществления в установленном порядке внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации. Они осуществляют свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Управления. В своей деятельности сформированные отделы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Бюджетным Кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, приказами Федерального казначейства и Управления, а также действующими Положениями.

В рамках поставленных задач Отделы выполняет следующие функции:

организуют и осуществляют в установленном порядке посредством проведения плановых (внеплановых) ревизий (проверок) контроль и надзор в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе при исполнении бюджетных полномочий распорядителями и получателями средств федерального бюджета в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы; осуществляют контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий в установленной сфере деятельности; осуществляют контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, получателями средств федерального бюджета, государственных гарантий Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций в установленной сфере деятельности; осуществляют контроль за поступлением в установленные сроки информации о выполнении обязательных к рассмотрению представлений и обязательных для исполнения предписаний, за своевременным и полным устранением выявленных финансовых нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных организаций, а также возмещением ущерба; принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных актов. Осуществляют контроль за своевременностью и полнотой устранения нарушений в сфере закупок проверенных Отделами организаций, а также возмещения ими причиненного государству ущерба (по направленным предписаниям, представлениям).

На созданный Организационно-аналитический отдел возлагается организация в Управлении Федерального казначейства планирования деятельности контрольно-ревизионных отделов, документальное, техническое и информационно-аналитическое сопровождение их деятельности, контроль за реализацией материалов ревизий (проверок); осуществление организационно-аналитической работы, направленной на повышение эффективности контрольной и надзорной деятельности в УФК.

В рамках поставленных задач Отдел выполняет следующие функции: осуществляет формирование плана контрольной работы на предстоящий год и контроль за его выполнением; осуществляет координацию деятельности контрольно-ревизионных отделов УФК .

Проводимое реформирование потребует внесения дополнения в Приказ Федерального казначейства № 297 от 17.12.2013 г. «О порядке правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориальных органов ФК» , где пункт 1 необходимо дополнить материалами по результатам контрольно-ревизионных проверок.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № 813-р внесен в Государственную Думу законопроект об изменениях в Бюджетном кодексе в связи с упразднением Росфиннадзора. Ранее, 27 апреля 2016 года Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс .

В целях повышения эффективности организации и проведения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита предлагается закрепить в Бюджетном кодексе РФ за Минфином России полномочия по методическому обеспечению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета.

Законопроектом предусматривается определение в Бюджетном кодексе Федерального казначейства в качестве федерального органа исполнительной власти, исполняющего функцию по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, переданную этой федеральной службе в связи с упразднением Росфиннадзора .

Проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» подготовлен Минфином в целях реализации подпункта «е» пункта 5 Указа Президента России от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» . Таким образом, Бюджетный кодекс РФ приводится в соответствие с системой и структурой федеральных органов исполнительной власти в части системы органов внутреннего государственного финансового контроля на федеральном уровне. Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 28 апреля 2016 года .

Проведенная организационная работа позволить органам Федерального казначейства принять функции бывшего Росфиннадзора и без сбоя продолжить работу по финансовому контролю и соблюдению бюджетного законодательства. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил завершить ликвидацию Росфиннадзора до 1 сентября 2016 года .

Список литературы:

  1. Номенклатура дел отдела кадров УФК по Самарской области Дело № Д-17-06/2016, с. 217-230. (Не опубликована. Архив УФК по Самарской обл.)
  2. Официальный сайт Правительства РФ. Комиссия правительства по законопроектной деятельности // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://government.ru/activities/?dt.since=27.04.2016&dt.till=27.04.2016 (Дата обращения 04.05.2016 г.).
  3. Официальный сайт Президента РФ. // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40487 (Дата обращения 04.05.2016 г.).
  4. Приказ Министерства Финансов РФ от 10.02.2016 г. № 47 «О ликвидации территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного контроля» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://docs.cntd.ru/document/420340655 (Дата обращения 04.05.2016 г.).
  5. Приказ Федерального казначейства России № 94 «Об организационно-штатной структуре Управлений федерального казначейства по субъектам РФ» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: roskazna.ru (Дата обращения 04.05.2016 г.).
  6. Приказ Федерального казначейства № 297 от 17.12.2013 г. «О порядке правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориальных органов ФК» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: roskazna.ru (дата обращения 04.05.2016 г.).
  7. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № 813-р «О внесении в Государственную Думу законопроекта об изменениях в Бюджетном кодексе РФ в связи с упразднением Росфиннадзора» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: government.ru/docs (Дата обращения 04.05.2016 г.).
  8. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193262/ (Дата обращения 04.05.2016 г.).
  9. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/12164283/#ixzz47ktRmusy (Дата обращения 04.05.2016 г.).

1. Контроль в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе, полномочия по контролю:
— за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации;
— за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации;
— за соблюдением правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Федерального закона о контрактной системе;
— за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
— за применением заказчиком мер ответственности и совершением иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
— за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
— за своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги и др.

2. Контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

3. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

4. Анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), а также направление в Министерство финансов Российской Федерации докладов и предложений о совершенствовании методического обеспечения деятельности указанных органов (должностных лиц) по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля.

5. Анализ проведения главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также направление главным администраторам бюджетных средств рекомендаций по организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

6. Утверждение общих требований к осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляла свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральную службу финансово-бюджетного надзора возглавлял руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов. С января 2013 года этот пост занимал Александр Смирнов.

Ранее Путин с предложением премьер-министра Дмитрия Медведева присоединить Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) к Федеральному казначейству, передав при этом функции валютного контроля Федеральной налоговой службе (ФНС) и Федеральной таможенной службе (ФТС).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Насколько в действительности эффективно работала служба все это время с момента своего создания, и воспринимаете ли Вы такой шаг в качестве некоего послабления регулирования (или все наоборот, контроль станет более жестким)?

Денис Зайцев , советник адвокатского бюро DS Law :

Росфиннадзор существует более 11 лет, и решение о ликвидации службы представляется неожиданным. Ранее Минфин (как курирующее министерство) с негативными оценками деятельности службы не выступал. Однако связывать принятие такого решения только с желанием сократить издержки бюджета вряд ли возможно.

При разделении службы неминуемо появятся трудности, которые в целом могут повлиять на качество выполнения государственной функции. В частности, распределить компетенции службы только между ФНС и ФТС не удастся: к кому-то должны отойти остальные функции, в том числе в части контроля в сфере госзакупок , а также в сфере исполнения бюджета .

Само по себе решение о ликвидации не предопределяет формирования для бизнеса льготного или более жесткого контроля. Однако на практике передача полномочий от одного ведомства к другому часто сопровождается увеличением числа претензий к бизнесу, что, в числе прочего, связано с тем, что вновь назначенные контролеры принимают дела, “набивают руку”.

Анна Кунегина , заместитель генерального директора ООО «Нексиа Пачоли» :

Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались лики,
Надгробные там воют клики,…
Г. А. Державин

Слухи о моей смерти несколько преувеличены
Марк Твен

На мой взгляд, выносить окончательный вердикт о «полезности» или «вредности» принятого решения рано. Упразднение Росфиннадзора не означает отказа государства от исполнения функций и осуществления контроля, которым занималась эта служба. Согласно Указу Президента, все эти функции переданы Федеральному Казначейству , за исключением валютного контроля , который поделили между собой налоговики и таможенники.

Про “плюсы” этого решения нам уже рассказали его инициаторы. Попробуем разобраться в “минусах”. Возможно, упразднение Росфиннадзора будет означать всего лишь переподчинение его сотрудников другим федеральным службам. В этом случае ни о каком ослаблении госконтроля , введении саморегулирования не может быть и речи.

Что касается внешнего контроля аудиторских организаций, осуществляющих аудит так называемых общественно-значимых хозяйствующих субъектов (т.е. компаний, перечисленных в пункте 3 статьи 5 Федерального Закона “Об аудиторской деятельности”), которым Росфиннадзор занялся сравнительно недавно (в 2012 году), то, несмотря на ежегодные бравые отчеты об эффективности проводимого им контроля, пользователи отчетности вряд ли почувствовали повышение качества аудиторских услуг . И виноваты в этом отнюдь не только сами аудиторы, которым теперь приходится отвлекаться на подготовку и предоставление документов не только для контроля в саморегулируемую организацию, членами которой они являются, но и чиновникам госслужбы. При этом саморегулируемые аудиторские организации неоднократно отмечали задвоение функций внешнего контроля , усиление давления на аудиторов.

Тем не менее, обязанность проходить внешний контроль качества со стороны не только саморегулируемой организации, но и уполномоченного федерального органа по контролю и надзору остается в российском законодательстве об аудите (статья 10 части 2 и 9). А это значит, что среди государственных органов будет найден тот, которому поручат и дальше контролировать качество аудита .


Артем Денисов , управляющий партнер юридической компании “Генезис” :

На мой взгляд, в положении о Росфиннадзоре закреплено много функций, которые дублируются с функциями других ведомств. В частности Росфиннадзор :

  • осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля , а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
  • осуществляет в установленном Службой порядке анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), а также направление в Министерство финансов Российской Федерации докладов и предложений о совершенствовании методического обеспечения деятельности указанных органов (должностных лиц) по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля;
  • осуществляет в установленном Службой порядке анализ проведения главными администраторами средств федерального бюджета и, а также направление главным администраторам бюджетных средств рекомендаций по организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ;

Указанные функции так же присущи Федеральной налоговой службе и Казначейству. Поэтому нет никакого смысла дублирования.

Их специфических можно выделить лишь две:

  • осуществлять внешний контроль качества работы аудиторских организаций в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";
  • утверждать общие требования к осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

Однако из-за этих двух функций содержать лишний аппарат службы крайне накладно.


Дмитрий Коваленко , руководитель департамента бухгалтерских услуг BDO Unicon Outsourcing :

С недавнего времени основные функции Росфиннадзора , а именно контроль соблюдения валютного и бюджетного законодательства , перешли к ФНС и ФТС . Таможенники и налоговики отныне будут самостоятельно заниматься взысканием штрафов по выявленным валютным нарушениям .

Пока остается подвешенным вопрос, какие ведомства возьмут на себя надзорные функции . В связи с этим последствия ликвидации Росфиннадзора для бизнеса оценить непросто.

Наиболее уязвимыми по-прежнему остаются импортеры и компании, основным видом деятельности которых является внешняя торговля. Штрафы за нарушения валютного законодательства несоизмеримо высоки: как правило, они могут доходить до нескольких десятков тысяч рублей за каждую транзакцию.

С этим напрямую связана большая задолженность Росфиннадзора (по данным Счетной палаты, служба – рекордсмен по дебиторской задолженности). На момент ликвидации Росфиннадзора размер его невозвратного долга составлял 83,6%.

Выходом из сложившейся ситуации может стать не только оптимизация процессов, но и пересмотр величины штрафов . Если эта величина будет соразмерна издержкам, связанным с причиной наложения взысканий, большее количество компаний будут в состоянии их выплачивать. Это положительно повлияет и на бизнес, и на состояние государственного бюджета. Остается ждать информации о том, изменятся ли размеры штрафов в будущем, и насколько ощутимо это будет.

Президент РФ Владимир Путин своим указом от 2 февраля 2016 г. № 41 " " упразднил Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Такое решение принято в целях совершенствования государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти.

При этом функции упраздненного ведомства переданы другим федеральным органам власти. Так, полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций теперь будет исполнять Федеральное казначейство. В свою очередь, функции Росфиннадзора как органа валютного контроля перейдут ФТС и ФНС России. Указанные ведомства станут правопреемниками упраздненной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Правительству РФ поручено обеспечить проведение ликвидационных процедур, непрерывность осуществления передаваемых функций, обеспечить решение организационных, финансовых, материально-технических и иных вопросов, связанных с реализацией указа. При этом планируется сохранить кадровый потенциал упраздняемой службы в целях реализации передаваемых функций. Также кабмину необходимо до 1 мая внести в Госдуму законопроект, направленный на реализацию указа.

Одновременно упразднено Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница). Функции ведомства переданы Минтрансу России.

Указы вступили в силу со дня их подписания – 2 февраля текущего года. В связи с их принятием скорректирована структура федеральных органов исполнительной власти.

Похожие публикации