Вилла д эсте италия. Вилла д’Эсте: история, что посмотреть и как добраться

Живописный старинный городок Тиволи расположен в 24 километрах от Рима в провинции Лацио. Со времен этрусков Тибур (Тиволи) был местом обитания тибертинской Сивиллы, знаменитой пророчицы. Архитектурные достопримечательности Тиволи в Италии: сказочно красивые виллы с роскошными садами и водопадами (Виллы Тиволи д»Эсте, Адреана и Грегориана включены в список мирового наследия ЮНЕСКО).. Добраться до Тиволи из Рима можно на автобусе или электричке. Автобусы в Тиволи отправляются каждые 30 минут со станции Ponte Mammolo, до которой, в свою очередь, можно доехать на метро. Билеты на автобус продаются в ближайшей пиццерии, а также в газетном и табачном киосках. От вокзала Тиволи нужно выйти к центру городка, крепости Rocca Pia,мимо неё пройти сложно, она очень приметная, обогнуть крепость по кругу и,следуя указателям(а их несколько по пути следования)выйти прямо к цели. Путь от станции до виллы не долгий, минут 7.

Туристы, приезжающие в Рим, часто предпочитают посещению Тиволи более «раскрученные» достопримечательности итальянской столицы. И лишь настоящие ценители знают, что этот город стоит посетить непременно.
Самая впечатляющая вилла архитектурного парка Тиволи – вилла д’ Эсте, расположилась на месте бывшего бенедиктинского монастыря. Роскошный дворцовый комплекс, окруженный великолепным ландшафтным парком, принадлежал кардиналу Ипполито д’Эсте(сына Альфонсо I и Лукреции Борджиа (Ferrara 1509 — Рим 1572) , назначенному в 1550 году губернатором Тиволи в Италии.
Саму виллу я осматривала мало, меня конечно же больше интересовало то,что вокруг!! Манили фонтаны и парковый ансамбль, который уступами уходит плавно по склону вниз от самого здания виллы. Выйдя на обзорный балкон, я была очарована увиденным внизу…

Балкон с фонтаном «Триподия». Панорамный вид на всё это великолепие просто потрясающий!!! Симметричные широкие лестницы сбегают к каскадам воды. Вода, вода-кругом вода — журчит, звенит-поёт свои песни..
Да!! Самое большое впечатление производит не губернаторский дворец, а необычайной красоты парк с величественными лестницами, украшенными античными статуями. Вот я и красавица тётя с копытами.. Как зовут-не установила!!


Живописными аллеями с великолепными фонтанами я буду гулять здесь и представлять, что я у себя дома,в далёком-далёком веке!! Неспешно прогуливаются по тенистым аллеям дамы в лёгких воздушных платьях с зонтиками от солнца. Щеголеватые кавалеры провожают их томными взглядами.. Ах!! Развоображалась. Сад виллы д’Эсте - это прежде всего часть великолепного ландшафтного, художественного и исторического контекста Тиволи. Он расположен на участке, богатом оврагами, пещерами и водопадами, где много тысяч лет шла война между камнем и водой. Мощные сооружения и нагромождения террас напоминают Висячие сады Семирамиды - одно из семи чудес света древнего мира, а водопроводные конструкции, включающие в себя подземный туннель, свидетельствуют о инженерных познаниях древних римлян.

Все фонтаны, а их здесь около 500, совершенно разные – фонтан Овато венчает статуя Сивиллы, фонтан Драги – драконы, фонтан Бикьероне выполнен в форме раковины, а Органа – в виде огромного органа, когда-то издававшего чудесные музыкальные мелодии,создаваемые водными потоками, проходящими по трубам. Большая часть воды забирается из реки Аньене, протекающей через город и ручья Ривелезе, вода из которого прямиком попадает в огромную цистерну, расположенную под внутренним двором виллы.
Вилла д’Эсте послужила прообразом для строительства Версаля в Париже. А Российский император Петр I после визита сюда и задумал строительство Петергофа..

Итак!! Сама вилла. Наружный вид как-то не восхищает.. В прошлые века, думаю, оно выглядело куда лучше!! В XVIII веке Вилла пережила длительный период запустения, а коллекции античных статуй и фламандских гобеленов оказались разбросанными по различным музеям Европы. В 1803 году весь ансамбль перешел в наследство Габсбургам. После первой мировой войны Вилла д’Эсте перешла в собственность итальянского государства. Теперь это музей.
Кардинал Ипполит д»Эсте был родным внуком Папы, по этому его церковная карьера началась рано-епископом он стал в 2 года, архиепископом в 10 лет, кардиналом в 30 лет. После великого разочарования (не был избран Папой),он уехал в Тиволи из Рима.

Спускаемся по старым лесенкам к фонтану Сивиллы. По лесенкам, кстати, очень не удобно спускаться-моя обувь какая-то скользкая и тонкая для них!! Иду, ругаясь-скользко и временами камешки впиваются в подошву!! Цветёт глициния.

Очаровательный парк!! Удивительная гармония воды, камня, солнечного света и тени. «Широкие террасы уставлены рядами потемневших от времени статуй. Закругленные лестницы ведут к ним, зеленый мох лежит толстым слоем на их балюстрадах». Идею для другого известного фонтана, присутствующего на вилле д’Эсте и носящего название(Овато) Сивиллы , как утверждают историки, подсказал сам великий ученый средневековья Микеланджело.


Данный фонтан представляет собой полураскрытую раковину, плавающую посреди водоема, внутри которой находится нимфа наяда(только во время нашего визита никакой раковины в бассейне не было-или на территории два похожих фонтана?). В одной из расселин туфовой скалы, которая виднеется за фонтаном, расположилась скульптура прорицательницы Сивиллы, которая могла предсказывать человеческие судьбы..»Заросли папоротников занимают заброшенные сырые гроты, нежные пещерные травки свешиваются с их потолков.»


Проходим Сивиллу и движемся к фонтану
Орган.. Фонтан Орган: «исполняемая органами музыка представляет собою одну и ту же постоянную мелодию; производится она посредством воды, которая низвергается в круглую сводчатую полость и понуждает вибрировать заполняющий её воздух; вследствие чего воздух вырывается наружу через органные трубки» Фонтан «Орган» истинное чудо гидротехники. Благодаря его особой конструкции, ниспадающая вода издает мелодичные звуки, вырывающиеся наружу через систему органных труб. Некоторое время назад орган не работал из-за большого скопления в трубках солевых отложений. Но благодаря британским специалистам фонтан снова звучит. Послушали.. Посмотрели вниз

Танец водяных струй!! «Обильные воды текут там, образуя тихие зеркальные бассейны и взлетая сверкающими на солнце струями фонтанов. ..»Это взметнулись струи фонтана «Кипящая лестница». Его мы увидим, когда спустимся вниз. Спускаемся!!


.На самом верху — фонтан Орган, ниже фонтан “Кипящая лестница”, и еще ниже — Фонтан Нептуна. Фонтан Нептуна был построен позже остальных (1927 год), однако, замечательно вписался в уже существующую картину парка. Выполнен в 1661 Бернини, почти полностью утрачен; фактически отстроен заново в 1927 А. Росси

Именно у этого фонтана начинаются прямоугольной формы пруды.


Эти водоемы также называ
ют рыбными садкам, и по сегодняшний день их используются для разведения рыбы. Тонкие струи,исходящие из украшающих балюстраду ваз,наполняют эти пруды. В прудах в прошлом величественно плавали лебеди,а гости кардинала могли ловить рыбу. Прошли пруды-поднимаемся к следующему фонтану.
Рометта - фонтан, символически изображающий семь холмов Рима и его достопримечательности, такие как Колизей и Пантеон . «Символически изображены семь холмов и некоторые здания Рима. Невиданная красота сада, множество разнообразных фонтанов, гротов и водоемов позволяют ей называться самой красивой достопримечательностью как в Тиволи, так и во всей Италии Ла Рометта в переводе означает «Маленький Рим».
В центре экспозиции находится статуя Победоносной Ромы, а чуть ниже волчица, кормящая основателей Рима – Рема и Ромула. Все составляющие фонтана выполнены в стиле Рима того времени: арки, обелиски, колонны. А это вид на Рометту от самой виллы

Внутренний двор. Сама вилла окружена с трех сторон внутренним двором, датированным 16-ым столетием,Внизу видны ворота в парк


И фонтан Сова. Где совы как-то не видно.. А раньше было так!! Фонтан представлял собой известный аттракцион: благодаря сложным механизмам и падающим струям воды на бронзовых ветках появлялись диковинные птицы=стаи металлических птиц,поющих тысячами звуков флейты и окарины.. Другой механизм мог неожиданно выбросить сову.. Сегодня от этого чудесного изобретения остались лишь воспоминания..

Блестя в темноте, и поет и звенит Холодная струйка фонтана. Зацветшие мраморы старых террас,Разросшийся плющ на пороге… В таинственных гротах одетые мхом Забытые, старые боги…
Везде изваяния лилий – гербы …М.Волошин.


В 2007 году на конкурсе, организованном известной компанией Briggs & Stratton, выпускающей оборудование для ухода за садовыми растениями, парковый комплекс виллы д’Эсте завоевал награду в номинации «Самый прекрасный сад Европы»
«Ротонда кипарисов». Сохранились только два кипариса, посаженных в XVII веке. По пути к Рометте просто погуляем по аллеям.
Посредством пяти террас садовый комплекс, располагающийся ниже дворца, соединяется с ним. Каждая из террас холма соединена между собой причудливыми лестницами, по краям которых стекают журчащие ручейки воды, а каждая аллея, проходящая по террасам, окаймлена небольшими площадками, на которых в небо бьют тугие фонтанные струи. Потрясающая свежесть. Поросшие мхом и папоротником скульптуры – повсюду «печать времени» без искусственной позолоты.

..»Аллеи проходят под сводами вечнозеленых дубов. Солнечный луч пестрит тонкие стволы в рощицах мирт и лавров». Все выдержки в кавычках из материалов искусствоведа Павла Муратова. . . Есть вот такие малютки-фонтанчики..


Есть и невзрачные фонтаны. Например, де
лле Мете. В саду их два, они представляют собой 3 валуна, поставленных друг на друга, по которым текут ручейки. Вот такие «копны «или «потеющие»фонтаны. Так не хочется покидать парк.


Вековые деревья поражают своим видом

Крючковатые, на первый взгляд мёртвые (но живые ведь) ветви причудливым узором притягивают к себе взгляд!!

Такое умиротворение, безмятежность!! Радость разливается по душе..
Посмотрите-какое дупло в этом старом дереве. Старые деревья во истину поражают своей живучестью и жаждой жизни… Время остановилось.., Всюду обилие декоративных статуй и сооружений, интересные фонтаны и большая масса вечной зелени. Вилла находится на вершине холма, откуда открывается великолепный вид на окрестности, а в ясную погоду можно даже увидеть Рим.
Вот как-будто бы таинственный замок чуть проглянул сквозь кроны деревьев..». Мраморные скамьи стоят у подножия старых кипарисов, и их твердые смолистые шишечки сухо стучат, падая на мрамор..». Все это есть на Вилле д’Эсте,


Цветы. Не всегда яркие и
броские, но такие милые. Такие милые и душевные!!.

Я по гороскопу рыба, и этот мокрый полутаинственный мир фонтанов и папоротников как раз мне по душе. Растворяюсь в них, как рыба в воде.

Старинные глиняные сосуды. Лимонные деревья и пальмочки. Тишина и спокойствие. Туристов не много. Только весёлая детская группа вносит некоторый хаос в процесс созерцания красот.
Пройдём через фонтан Артемиды-богини плодородия. Правда нос и руку она как-то уже ухитрилась потерять за века(есть версия, что какой-то немец,загадывая желание на приплод, оторвал ей случайно руку!!). Но выглядит в остальном довольно сносно. Фонтан Природы (Изобилия) со множеством грудей изготовил фламандский мастер Гиллис Ван ден Влиете.

Со смотровой площадки у прудов полюбуемся на ближайшие окрестности, раскинувшиеся внизу.


Отдохнём на травке,потопаем п
о лестницам вверх-вниз.. . (Всё-таки здесь желательна удобная обувь!!)

Городу Тиволи суждено было стать излюбленным местом для поколений аристократов.. . Встретим вот такого мужичка-кто-осталось тайной..грустит, бедняжка, в одиночестве уж сколько веков подряд.


И вновь заплутаем куда глаза глядят

Похоже, мы выходим к «дракончикам» Фонтан Дракон!!
Четыре безобразных дракона с раскрытыми ртами. Назван так в 1572 году -когда на вилле гостил Папа Григории 13!! Драконы были в его гербе. До этого дня фонтан назывался -» фейерверком», т.к. выдавал быстрейшие выстрелы водой.. Ну, ладно. Подойдём снова к подножию здан
ия и прогуляемся по аллее 100 фонтанов, где струя воды наполняет длинное деревенское корыто,

Удивительная гармония воды, камня, солнечного света и тени…


И снова до Рометты.
Как и другие европейские сады эпохи Возрождения, сад виллы д’Эсте несет сложную философскую и политическую символику. Как указывает М. Л. Мадонна, Вилла д’Эсте была задумана как сад нимф Гесперид, посвященный Гераклу, мифическому прародителю рода д’Эсте. Ключевым элементом сада в Тиволи стала статуя Геракла, от которой вели две символические дороги - одна к Добродетели, другая к Пороку. На центральной оси сада размещалась, кроме того, статуя Венеры, причем она также воплощала собой возможность выбора - на сей раз между Любовью Земной и Небесной. Сад со своей сложной конфигурацией был задуман как микрокосмос, метафорически воссоздающий местную природную среду. Это соответствовало характерным для XVI века представлениям о всеобщей взаимосвязи явлений (образ цепи, протянутой от первопричины до самых низменных феноменов, присутствует у Джакомо делла Порта в книге «Естественная магия» (1558).
Кардинал активно собирал предметы старины и искусства, в том числе и путем хищений из монастырей и замков, хотя многое увезено было в дальнейшем и потеряно . На территории виллы часто встречаются геральдические символы кардинала – белый орел и ветвь с золотыми яблоками. И поднимемся уже к зданию и войдём внутрь. Картины и фрески сохранились не везде. Да и освещение для моего маломощного фотоаппарата слабовато

На потолке Sala delle Fatiche изображены подвиги Геракла. Это работы Джироламо Муциано и Федерико Цуккари. Некоторые мозаики на стенах не сохранились, а вот все оригинальные потолочные украшения смогли дожить до наших дней. Дворец представляет собой уникальный пример архитектуры и живописи эпохи Возрождения. Мы пройдем по украшенными росписью, фресками и полотнами залам.
Но кое что поснимаем.Хотя очень многие фрески почти стёрты временем. И, видимо, на реставрацию нет финансов. И ещё

Фрески в Зале Благородства 1566-1567.
Художник Ф.Дзуккаро. Стены залов были украшены фламандскими гобеленами, лепными украшениями и фресками, а также античными статуями (впоследствии коллекция статуй оказалась утраченной).
Внутренняя отделка помещений была почти завершена к моменту кончины кардинала (1572).

Через этот вход мы зашли на виллу. Сегодня на территорию виллы можно попасть через двери, расположенные на заднем дворе. Внутренний дворик,через который мы вышли в город. Внутренний дворик монастыря, в котором разместил свою виллу кардинал Ипполит д’Эсте. Всё. Пора в автобус..


Здесь вот такой фонтан слева.Венера изображена спящей на фоне символического сада Гесперид. (Фонтан на боковой стене, обрамленный в дорическом стиле, демонстрирует скульптуру спящей нимфы в гроте, что охраняют геральдические орлы, с барельефом, обрамленным в яблочные ветки, которые связывают виллу с Садом Гесперид).Геспериды (Hesperiden), в греческой мифологии нимфы охраняющие золотые яблоки-дочери Атласа и нимфы Геспериды (по другим источникам — Геспера, по третьему источнику — морского божества Форкиса и его сестры Кето), обитавшие на счастливых островах, по соседству с Горгонами. В саду, где они жили и который охранялся драконом Ладоном, росли золотые яблоки - свадебный подарок, поднесенный Геей Гере. Достать эти яблоки было двенадцатым(11?) подвигом Геракла. Геракл убил стоглавого дракона Ладона, который стерег сад, и унес золотые яблоки.Позднейшие писатели переносят Гесперид в страну Гипербореев; сказание же о яблоках указывает на восточное происхождение. По другому мифу, египетский царь Бусирид задумал похитить прекрасных Гесперид и нанял для этой цели пиратов. Разбойники напали на Гесперид в их саду; девушек спас Геракл, убив похитителей.
В благодарность Геспериды подарили герою золотые плоды. Золотые яблоки фигурируют в ряде мифов (яблоко раздора; состязание Меланиона и Аталанты и др.).
По Аполлодору Гесперидами назывались четыре сестры: Эгла, Эрифия, Геспера и Аретуса. У Гесиода две последние объединены под именем Гесперетуса, а сами Геспериды являются дочерьми Никты. По Диодору — дочери Форкиса и Кето, хранительницы золотых яблок в саду Гесперид. Диодор же и повествует, что Геракл спас их от посягательств Бусириса. Гипербореи (буквально, люди по ту сторону северного ветра). В греческой мифологии так назывался сказочный народ, который жил в какой-то райской стране, вечно юный, не зная болезней, наслаждаясь непрерывающимся светом солнца. У Гипербореев нет ни войн, ни ссор, ни тяжб; они никогда не подпадают мщению Немезиды и посвящены Аполлону, который охотно живет у них. Каждый из них мог жить 1000 лет, но утомившийся жизнью сокращал ее, кидаясь со скалы в море.

«Очаровашка «мужичок ещё встретился у выхода к вилле.. Может-Гиперборей?? Вот таким я увидела парк. Это далеко не всё, что в нём есть!!

Ну,что ж, Прогулка закончена. Едем обратно в Рим!! Если честно, то вилла конечно в запустении. Очень от этого уступает ранее мною виденным виллам на островах лаго Маджоре (Борромейские острова) и вилле Карлотта на озере Комо. Можно почитать о них в пред идущих постах.

Древние никогда ничего не строили просто так. Никому бы даже и в голову не пришло камень на камень положить, если бы в этом не было ИДЕИ. Ну, а что, такие тогда были времена — человечество практически бурлило от идей, нужно же было их как-то выплескивать! Вот одним из таких выплесков и стал феномен итальянской виллы эпохи Возрождения. Казалось бы, ну что может быть банальней — загородная вилла! Сильные мира сего тоже люди, им тоже нужно где-то отдыхать… Но это наш XXI век с его упрощенным сознанием воспринимает загородный дом как место индивидуального сельхозпроизводства и выпаса подрастающего поколения. И дело тут даже не в наличии или отсутствии денежных средств… дело в отсутствии ИДЕЙ. Но слава богу, так было не всегда.

Кардинал Ипполито д`Эсте был сыном Лукреции Борджиа и, стало быть, внуком печально известного папы Александра VI Борджиа. Свою фамилию он получил от отца Альфонсо, представителя древнего и могущественного рода д`Эсте, который (разумеется, по версии самих его представителей) восходил аж к самому Карлу Великому. Поэтому совершенно неудивительно, что карьера мальчика была, а) церковной б) весьма стремительной. Уже в 2 года мальчик получил сан епископа, в 10 лет — архиепископа, а в 30 стал кардиналом. Но великодержавные амбиции Ипполито на этом не заканчивались — он ни много ни мало метил в папы, и даже участвовал в конклаве 1549—1550 гг. в качестве кандидата. Честолюбивым мечтам не судьба была сбыться — и разочарованный кандидат отбыл восвояси в городок Тиволи в 30 километрах от Рима, в который он как раз недавно был назначен губернатором. И дабы немного забыться от политических треволнений — решил построить себе виллу.

Надо сказать, что помимо всего прочего кардинал д`Эсте был весьма образованным человеком, меценатом и ценителем прекрасного. Но также и большим любителем роскоши — все, что его окружало, обязано было быть неизменно великолепным. Но эпоха Возрождения не была бы эпохой Возрождения, если бы все ограничивалось только внешним блеском.

Вечный Город никогда не порывал связи с античностью — а особенно в эпоху Ренессанса, когда интерес к античному наследию как к абсолютному идеалу заполнил собой все сферы жизни от литературы до скульптуры, живописи и архитектуры. Поэтому активное строительство вокруг Рима загородных вилл, полностью повторяющих собой античную традицию — это этакий своеобразный «genius loci», продиктованный памятью места. Возможно, это всего лишь совпадение, а может быть и нет — что Ипполито д`Эсте принял решение о строительстве своей виллы не где-нибудь, а в древнем Тибуре — городе, в свое время соперничавшем с самим Римом, да еще и по соседству со знаменитыми античными виллами Адриана и Грегориана. Приглашенный им для реализации этой задачи неаполитанский архитектор Пирро Лигорио — могло ли это быть случайностью? — как раз руководил раскопками этих самых вилл. Еще одна маленькая историческая параллель — где-то там, где сейчас находится вилла, ранее был древний языческий храм Геркулеса Виктора — а представителям рода д`Эсте нравилось считать, что их род восходит корнями к этому герою «без страха и упрека». Это вообще была распространенная тема в те времена — благородные аристократические семейства приписывали своим родам происхождение от какого-нибудь античного героя. ИДЕЯ уже вырисовывается, не правда ли? Во всяком случае, у кардинала Ипполито она родилась довольно быстро.

Повторюсь — род д`Эсте был древним и уважаемым. Они не были ни нуворишами, ни выскочками на политическом горизонте Рима — поэтому кардинал Ипполито не видел необходимости в прямом и откровенном восхвалении себя любимого и своего рода. Мол, пусть там всякие Фарнезе с Киджи изображают себя Александрами Великими, нам, истинно великим, это не к лицу…. На нашей стороне — историческая правда, уходящая корнями в классическую античность. И если Ипполито д`Эсте ассоциировал себя с Гераклом — то его вилла задумывалась как сад Гесперид, уединенное место где-то в Гиперборее, где и хранятся волшебные яблоки — а в нашем случае добродетели, дарованные Гераклу-кардиналу: благоразумие, умеренность и воздержание. Как говорится, звезды сошлись — если великая ИДЕЯ, рожденная в мозгу если не гениальном, то уж как минимум выше среднего, находит достойного исполнителя и неограниченные ресурсы для ее воплощения — разве может результат быть посредственным??? И даже если не брать в голову все эти историко-философские выкладки — вилла д`Эсте это подлинный шедевр, место просто уникальное по красоте и гармоничности, не даром ее образ впоследствии старательно тиражировали все что-нибудь из себя представляющие монархи Европы, от Людовика XIV до Петра I.

Вилла д`Эсте выстроена на склоне холма рядом с маленьким средневековым городком Тиволи — и с ее террас открываются чарующие виды на холмы и долины Кампаньи

Выдался прекрасный день для посещения садов виллы д"Эсте в Тиволи. Город Тиволи примерно в 30 километрах от Рима. Виллу д’Эсте задумал и построил кардинал Феррары Ипполит д’Эсте, сын знаменитой Лукреции Борджа и Альфонсо д’Эсте. Вилла привлекает в Тиволи тысячи туристов. Вряд ли кардинал Ипполит д’Эсте предполагал такое развитие событий, когда в 16 веке решил возвести в Тиволи свою резиденцию.

Удивительно, как воздух летом меняется, стоит отъехать всего час от Рима, даже если вы на небольшой высоте, на которой находится Тиволи - всего лишь около трехсот метров над уровнем моря. Это объясняет страсть античных римлян к загородным виллам, а также постоянные летние переезды Плиния, Горация, Мецената и других известных римлян. Все они от берегов Тибра стремились на холмы.

Когда Ипполито д’Эсте было 10 лет, был назначен архиепископом Миланским, а в 30 лет, по просьбе французского короля Франциска Ⅰ, Папа Римский Павел ⅠⅠⅠ удостоил его званием кардинала. И вскоре был назначен губернатором Тиволи в 1550 году.Тогда он и задумал построить виллу, которая бы стала копией его грандиозного дворца, строившегося одновременно на Монте Джордано в Риме.Если римский дворец должен был служить для приемов, то резиденция в Тиволи должна была обеспечить приятный сельский уют.

В своем расположении Ипполит д"Эсте имел великого архитектора Пирро Лигорио, и огромное количество художников и ремесленников. Работы продвигались с такой скоростью, что здания и аллеи появлялись и росли с быстротой, которую можно было бы определить современной даже по сегодняшнему стандарту. Ипполито скончался в 1572 году, и виллу унаследовал сперва кардинал Луиджи, и затем кардинал Алессандро д"Эсте вплоть до 1624 года. Оба они обогатили виллу новыми фонтанами, выбирая на конкурсах лучших мастеров того времени. Особенно заметен вклад Лоренцо Бернини при кардинале Аллесандро. Впоследствии вилла перешла в руки Габсбургов, владевших ее до 1918 года, когда по мирному контракту с Австрией после первой мировой войны, она стала достоянием Итальянского государства, полностью отреставрировавшего ее. В 2001 году включена в список ЮНЕСКО.

Дворец виллы д’Эсте, был переделан из бенедиктинского монастыря, Лигорио расширил его, придал ему новые линии и сумел превратить его в настоящую архитектурную жемчужину времен Возрождения.

Архитектурная структура сада состоит из террас и нисходящих спусков. Типичный итальянский сад прекрасно сочетается с виллой, с пейзажем и с окружающей средой.

С большой аллее спуск ведет в сад по узким аллеям, окруженным симметричной миртовой изгородью и богатой растительностью тысячей деревьев и растений. Спускаясь вниз по центральной оси, можно увидеть Фонтан"Биккьероне - (Большой стакан) - работа Л.Бернини.

Влево от "Биккьероне тенистая аллея из дубов и лавров поворачивает влево и ведет к фонтану "Рометта", фантастическому воспроизведению в миниатюре некоторых важных зданий древнего Рима. В центре фонтана стоит статуя Победоносной Ромы и скульрптурная группа Волчицы, кормящей близницов Ромула и Ремо.

Также репродукция острова Тиберина в Риме в виде античного римского корабля.

Канал составляет слияние двух ручейков, представляющих соответственно Тибр и Аньене , исходящих из задней скалистой стены - в которой помещена статуя Тибра, а второй падает пенистыми каскадами из основы статуи Аньене.

От фонтана "Рометта"начинается аллея "Ста фонтанов"

Когда были созданы"Сто фонтанов", то, несомненно, что красота их была совершенно иной, и впечатление от них было совсем другим. Блестящие мраморы,бьющейся воды, цельные скульптуры приносили приятное ощущение великолепия, утонченности, искусства. Сегодня повсюду видна патина прошедшего времени.Аллегорически можно догадаться, что тонкие струи воды, питаемые сотнями трубок, представляют реку Аньене, текущую из Тиволи в Рим, где она впадает в Тибр. Над верхним каналом возвышаются скульптуры лилий, обелисков,лодок и орлов семьи д’Эсте, т.е.обычные, такие дорогие кардиналу символы. Лилии незабываемой Франции где он некоторое время жил при королевском дворце, знаки лодки святого Петра и обелиски недостигнутой им папской власти, а также геральдические семейные гербы.

Он назван Овальным по своей особой форме, на центральной оси, стоит статуя сивиллы Тибуртинской, которая держит за руку Меликерта, символизирующего Тиволи.

За фонтаном возвышается Пегас, кажущийся на самом деле, готовым взлететь благодаря своей особой позиции.

Теневая и привлекательная аллея слева от Овального фонтана ведет прямо к небольшой поляне, где возвышается Фонтан Органа (или Водяного органа), названный так потому, что в нем был помещен водяной механизм, с помощью которого издавались органные мелодии.

Водяной орган, бывший одной из диковин Виллы д’Эсте - это плод бесхитростного механизма Клода Венара. Из трубопровода воды выливались в подземное сводчатое углубление, откуда сильная струя воздуха выходила в органные трубы. Другая тяжелая струя воды медленно вертела по железной арматуре колесо или медный зубчатый цилиндр, чьи зубцы ударяли по клавишам органа, вызывая звуковые волны мадригалов и мотетов. Слушатели с трудом верили, что музыка звучала из простых механизмов, без вмешательства оркестра. Были предприняты множество попыток, чтобы восстановить механизм, и только после ряда работ, которому подвергся фонтан Органа, смогли снова восстановить звучание. Только, вот сейчас он радует посетителей своей музыкой, только в определенное время.

А замечательная вилла кардинала Ипполито II д’Эсте, созданная в 1550 г., очарует вас своими рукотворными и природными красотами, многочисленными фонтанами, создающими здесь атмосферу далёкого прошлого.

Вилла Адриана

Вилла Адриана занимает столь обширную территорию и может похвастаться столь великолепной сохранностью, что по праву считается самой знаменитой виллой в окрестностях Рима. Кроме того, благодаря уцелевшим постройкам виллу можно назвать одним из наиболее удивительных и важных памятников древнеримской архитектуры.

Начало её строительства, вероятно, приходится на 126 г. н.э., после возвращения императора Адриана (правил в 117-138 гг. н.э.) из долгой поездки по восточным провинциям. Именно это путешествие вдохновило императора на то, чтобы воспроизвести на своей вилле те места и здания, которые сильнее всего поразили его: афинские лицей, академию и расписной портик Стоа Пойкиле, Канобский рукав в дельте Нила, Темпейскую долину в Фессалии.

Хотя вилла Адриана построена на традиционных схемах римских загородных особняков, её структура отражает и увлечение своего хозяина архитектурой: по ней видно, как император давал волю своим творческим наклонностям и выработал не одно новаторское архитектурное решение. После смерти Адриана вилла перешла во владение его наследников, которые отреставрировали и украсили её.

Упадок виллы начался при императоре Константине (правил в 306-337 гг. н.э.), который вывез часть хранившихся здесь предметов искусства в Константинополь. Во время варварских набегов усадьба подверглась полному опустошению, а в средневековье жители города Тиволи использовали её как источник стройматериалов. Начиная с эпохи Возрождения, изучением руин виллы стали заниматься многие знаменитые художники; кое-кто из них не преминул даже оставить здесь автограф. С XIX в. начались раскопки и реставрация согласно научным критериям. Модель-реконструкция виллы представлена в начале обзорного маршрута. Первым его этапом является просторный портик Печиле (созданный по образцу афинского Стоа Пойкиле), в центре которого находится сад и бассейн; здесь можно было подолгу гулять на солнце или в тени.


Портик Печиле © Silvana Bottoni / Flickr.com

Из северо-восточного угла Печиле можно перейти в Зал Философов - просторное помещение с нишами, где, вероятно, находилась библиотека.

Далее следует «Островная вилла» или «Морской театр» - круглое здание, окружённое колоннадой. Посередине расположен окружённый каналом островок, куда вели четыре мостика, а на нём - небольшая вилла с различными помещениями и термальным оборудованием. Предполагается, что здесь императору нравилось уединяться, посвящая себя любимым занятиям: музыке, поэзии и живописи.


«Морской театр» © Foto Regione Lazio

К югу от «Морского театра» расположен термальный комплекс с солнечным отоплением: несколько помещений с бассейнами для холодной и тёплой воды соединены с большим кругам залом, который также занят бассейном; под землёй находилась система отопления, а в стенах было пять широких окон, чтобы солнечный свет свободно проникал внутрь и согревал помещения терм. В центральном бассейне, вероятно, парились или принимали песочные ванны.

С восточной стороны Печиле расположен двор - учёные полагают, что здесь был нимфей - и несколько построек, среди которых банкетный зал. Чуть дальше находятся Малые и Большие термы. Там хорошо сохранились все стандартные для таких античных комплексов помещения: спортивная площадка под открытым небом, раздевалки, бассейны для горячей и холодной воды.


Каноб / Shutterstock.com

За этими комплексами вы увидите небольшую искуственную долину - узкую и длинную: это так называемый Каноб, воспроизводящий природу дельты Нила неподалёку от Александрии. В центре вы увидите бассейн, окружённый колоннами, а в глубине - полукруглый монументальный фонтан и храм Сераписа с египетскими скульптурами и статуями Антиноя - юноши-фаворита императора, погибшего в Египте при загадочных обстоятельствах.

Вернувшись назад, можно пройти через Преторию и Казарму охранников (оба помещения, возможно, были попросту складскими), после чего вы окажетесь у императорского дворца. Здесь находились четыре основных группы построек: Золотая площадь, Дорический атрий, Дворцовый перистиль и Библиотечный двор.


Термы с солнечным отоплением / Shutterstock.com

Золотая площадь состоит из большого двора, обнесённого портиком с колоннами и окружённого группой помещений, расположенных вокруг большого восьмиугольного пространства (где, возможно, проводились летние банкеты). Дорический атрий - это просторный зал с портиком; возможно, когда-то он был двухэтажным. Через Дворцовый перистиль вы можете пройти в Библиотечный двор; здесь вокруг портика с колоннами коринфского ордера расположены различные постройки. С одной стороны находятся комнаты для гостей, а в глубине двора стояли два здания, где предположительно были латинская и греческая библиотеки.


Храм Венеры / Shutterstock.com

Отсюда можно подняться к Павильону Темпе с панорамной террасой - трёхэтажному сооружению, откуда открывается вид на долину внизу, спроектированному по образцу знаменитой Темпейской долины в Фессалии. Дальше, за маленькой рощей, расположен домик Феде, построенный в XVIII в. поверх нимфея, и небольшой театр на 500 мест для частных спектаклей, которые ставились для императора и его приближённых.

Вилла д’Эсте

Вилла д’Эсте - шедевр итальянского садово-паркового искусства и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, известная своим потрясающим ансамблем фонтанов, нимфеев, гротов, гидравлических приспособлений и музыкальных устройств, который послужил образцом для многих европейских садов и парков эпохи маньеризма и барокко.


Фонтан Нептуна и Органный фонтан © M.Maselli / Flickr.com

Сад виллы д’Эсте - это прежде всего часть великолепного ландшафтного, художественного и исторического контекста Тиволи. Он расположен на участке, богатом оврагами, пещерами и водопадами, где много тысяч лет шла война между камнем и водой. Мощные сооружения и нагромождения террас напоминают Висячие сады Семирамиды - одно из семи чудес света древнего мира, а водопроводные конструкции, включающие в себя подземный туннель, свидетельствуют о инженерных познаниях древних римлян.


Вилла д’Эсте, вид от Фонтана Нептуна © Marina99 / Shutterstock.com

Кардинал Ипполито II д’Эсте, разочарованный тем, что не был избран папой, решил создать виллу с размахом, достойным дворов Феррары, Рима и Фонтенбло, возродив великолепие соседней виллы Адриана. В 1550 г. он стал правителем Тиволи и в тот же год придумал разбить сад на крутом склоне здешней долины, однако полноценный архитектурный проект виллы появился лишь в 1560 г. Его авторами стал художник, археолог и архитектор Пирро Лигорио, а воплощать задуманное взялся придворный зодчий Альберто Гальвани.


Вилла д’Эсте. Фреска «Пир богов» © Livioandronico2013 / Wikimedia Commons

Над украшением залов дворца работали ведущие представители римского искусства периода позднего маньеризма: Ливио Агрести, Федерико Дзуккари, Дуранте Альберти, Джироламо Муциано, Чезаре Неббья и Антонио Темпеста. К моменту смерти кардинала (1572 г.) обустройство виллы было почти завершено.

С 1605 г. кардинал Алессандро д’Эсте распоряжается провести новые работы, чтобы отреставрировать и восстановить гидравлические системы и садовую растительность, а также внести некоторые новшества в структуру сада и в ансамбль фонтанов.


Вилла д’Эсте. Аллея ста фонтанов © JIPEN / Shutterstock.com

Ещё один этап работ был проведён в 1660-70 гг., и примечателен он тем, что участие в нём принял сам Джан Лоренцо Бернини.

В XVIII в. из-за отсутствия должного обслуживания вилла пришла в упадок, а с переходом её во владение дома Габсбургов ситуация стала ещё хуже. Сад постепенно зарос, фонтаны были отключены и вышли из строя, а коллекцию античных статуй, собранная ещё в эпоху кардинала Ипполито, разделили и увезли в различных направлениях.

В таком состоянии вилла пребывала вплоть до середины XIX в., когда кардинал Густав фон Гогенлоэ, взявший её в долгосрочную аренду у герцогов Моденских в 1851 г, инициировал работы по восстановлению комплекса. В скором времени усадьба снова стала центром культурной жизни: с 1867 по 1882 гг. в гости к кардиналу не раз приезжал музыкант Ференц Лист (1811-1886 гг.), сочинивший здесь «Фонтаны виллы д’Эсте» для фортепиано. Здесь же, в 1879 г., Лист отыграл один из своих последних концертов.

Италия богата самыми разнообразными достопримечательностями. Не последнее место среди них занимают дворцы, особняки и виллы, но самой известной и впечатляющей виллой называют виллу д’Эсте, расположенную в городе . Жемчужиной виллы являются сад и фонтаны, которыми вдохновлялись архитекторы Петергофа.

У нас есть совершенно уникальная поездка из Рима в Тиволи на виллы, и если вы отправляетесь в Рим не впервые или больше чем на 3 дня обязательно включите в ваш план посещение этого уникального места.

Вилла д’Эсте

История создания виллы д’Эсте

Юлий ІІІ став Папой Римским, сместил с престола Ипполита ІІ и отправил того на пост губернатора Тиволи. Ипполит славился, как великий ценитель красоты и культуры, и поэтому когда приехал в Тиволи, он остался недоволен местной резиденцией и задумал украсить её. Для этого он объявил конкурс на дворцовый парк. Победу в конкурсе одержал архитектор Пирро Лигорио, начавший строительство в 1560 году (стоит отметить, что план утверждали порядком 10 лет).

Само здание, дворец-резиденцию, начали улучшать в 1563 году. К сожалению, кардинал Ипполит не дожил до полного окончания создания комплекса, он умер в 1572 году, когда рабочие заканчивали отделку виллы. Общая роскошность и красота комплекса были призваны показать статус виллы д’Эсте как культурного места, центра искусств и встреч поэтов, художников и музыкантов.

Наследник Ипполита д’Эсте, Алессандро, продолжил дело предка. С 1605 года начал обновляться дворцовый парк, на архитектурные работы приглашались самые лучшие скульптуры и зодчие. Больше чем через 50 лет, с 1660 года работами на вилле руководил знаменитый скульптор Джанлоренцо Бернини.

Но уже в XVIIІ веке из-за отсутствия внимания и ухода вилла опустела и пришла в упадок. Парки заросли, водопроводная система фонтанов пришла в негодность, статуи стали рассыпаться. Последним частным владельцем виллы кардинала д’Эсте был Франц Фердинанд.

Во время Первой мировой войны комплекс перешел в руки государства , в 1920 году была проведена реконструкция. Еще одна, более масштабная, работа по восстановлению проводилась после Второй мировой войны.

План виллы д’Эсте

Фонтаны виллы д’Эсте

Главным украшением и инженерной гордостью комплекса д’Эсте в Тиволи являются фонтаны. Сложная система водоснабжения фонтанов и сейчас впечатляет. На вилле построено множество каналов, прудов, резервуаров и каскадов, которые питают более пяти сотен фонтанов! Вот лишь самые интересные из них:

  • Фонтан «Орган». Уникальная конструкция фонтана, соединенная с духовыми инструментами – трубами органа – позволяет посетителям услышать настоящую «музыку воды». Падающая вода в фонтане проходит сквозь систему труб и издает мелодичные звуки.

Фонтан Орган
  • Фонтан Рометта. Символический фонтан виллы иллюстрирует историю Италии и Рима. В центре композиции находится Рома. А ниже стоит волчица, кормящая своих сыновей – Ромула и Рема (одна из популярнейших скульптур Италии).

Фонтан Рометта
  • Фонтан драконов. Красочная скульптурная композиция из четверки впечатляющих драконов. Они установлены спинами друг к другу и лицами к посетителям, а из пастей извергается вода фонтана.

Фонтан Драконов
  • Фонтан Нептуна. Главный фонтан виллы д’Эсте был построен в 1927 году, но отлично вошел в композицию. Он находится на главной аллее парка, а от самого фонтана начинается большой пруд. В пруду до сих пор разводят рыбу.

Главный акведук виллы д’Эсте – фонтан Нептуна

  • Фонтан дель Биккьероне. Общая композиция фонтана построена в виде рюмки, стоящей на дне большой раковины. Этот фонтан также был построен чуть позже других, во время работ архитектора Бернини.

Фонтан дель Биккьероне. На первой картинке – вид снизу, на второй – сверху

  • Аллея ста фонтанов. За фонтаном драконов раскинулась целая аллея фонтанов. Общим количеством более сотни они представляют собой миниатюрные веерные конструкции и большие каскадные фонтаны, поросшие зеленью.

Аллея ста фонтанов

Видео о вилле д’Эсте

Трёхминутный обзор виллы:

Как добраться

Добраться до виллы д’Эсте в Тиволи можно из Рима на автобусе, который курсирует каждые полчаса.

Часы и время работы

Комплекс работает с 8:30 до 19:45, понедельник – выходной.

Похожие публикации